ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 20

 

  Главная      Учебники - Разные     ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     18      19      20      21     ..

 

 

ПРОГНОЗ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО–ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА - часть 20

 

 

306 

 

 

реализацией транспортно-транзитных преимуществ Уральского федерального округа 

путем  формирования  ряда  транспортно-логистических  комплексов  международного  и 
межрегионального значения;  

интенсивным  ростом  сервисного  сектора  округа,  базирующимся  на  развитии 

современных высокотехнологичных видов услуг, финансовых и страховых услуг, туризма и 
рекреации; 

формированием  на  базе  агломераций  Урала  (екатеринбургской  и  челябинской) 

торговых,  транспортно-логистических  и  финансовых  центров  общенационального  и 
межрегионального значения. 

Важнейшим фактором развития Уральского федерального округа является реализация 

инвестиционного проекта "Урал Промышленный – Урал Полярный". 

Эффективное  развитие  экономики  округа  в  перспективе  требует  развития  и 

модернизации  его  транспортной  и  энергетической  инфраструктуры,  привлечения  крупных 
государственных средств в строительство инфраструктурных объектов. К числу важнейших 
для округа инфраструктурных проектов относятся: развитие и модернизация транспортной 
инфраструктуры  округа  в  центральной  и  южной  частях  Урала  (строительство  Северо-
Сибирской  железнодорожной  магистрали  (Нижневартовск  –  Белый  Яр  –  Усть-Илимск), 
обновление и развитие сети автомобильных дорог северного широтного коридора (Пермь – 
Ханты-Мансийск – Сургут – Томск), развитие воздушного, речного и морского транспорта), 
которые  позволят  эффективно  реализовать  транспортно-транзитные  преимущества 
Уральского  федерального  округа  путем  формирования  ряда  транспортно-логистических 
комплексов  международного  и  межрегионального  значения  (транспортно-логистический 
узел на базе аэропорта Кольцово, Южно-Уральская, Тюменская  и Ямальская транспортно-
логистические зоны).  

Уральский  федеральный  округ  призван  стать  крупным  промежуточным  центром  в 

трансевроазиатском коридоре мировой торговли (Западная Европа – Юго-Восточная Азия – 
Америка), что требует развития международных транспортных узлов, прежде всего авиахаба 
в  Екатеринбурге.  Необходимо  также  обустройство  и  развитие  системы  пограничных 
пунктов пропуска  в приграничных регионах Южного  Урала  для  стимулирования  торговли 
со странами СНГ и снижения нелегальной миграции.  

Перспективная  динамика  производства  Уральского  округа  в  значительной  мере 

зависит  от  государственной  политики  по  созданию  условий  для  привлечения  частных 
инвестиций  в  постиндустриальную  экономику  крупнейших  городских  агломераций,  в 
сектор услуг (образование, торговля, рекреация) в других крупных промышленных городах, 
а  также  от  поддержки  развития  инфраструктуры  многочисленных  монопрофильных 
городов, созданных на базе  крупных градообразующих предприятий по добыче сырья и его 
«первому  переделу»,  создания  во  взаимодействии  с  частными  компаниями  условий  для 
повышения уровня образования и мобильности работников. 

Доминирующее  влияние  на  экономику  округа  сохранит  нефтегазовый  комплекс 

Ханты-Мансийского  и  Ямало-Ненецкого  автономных  округов  и  сопряженные  с  ним 

307 

 

 

отрасли, развитие которых напрямую определяется динамикой  добычи нефти и газа. Даже 
при  самых  оптимистических  прогнозах  в  части  развития  других  отраслей  специализации 
низкие темпы добычи углеводородного сырья станут главной причиной самых низких среди 
всех округов темпов роста ВРП.  

Сибирский федеральный округ 

Сибирский  федеральный  округ  обладает  значительным  потенциалом  развития, 

особенно в черной и цветной металлургии, топливно-энергетическом комплексе и пищевой 
промышленности,  а  также  широкими  возможностями  для  организации  новых 
инновационных  производств.  Возможен  быстрый  рост  в  химии  и  нефтехимии,  лесной  и 
деревоперерабатывающей  промышленности,  машиностроении,  значительные  резервы  для 
роста  имеют  строительный  и  агропромышленный  комплексы.  Наиболее  перспективным 
фактором  долговременного  и  устойчивого  развития  выступает  научно-технический  и 
научно-образовательный потенциал, который способен полностью обеспечить потребности 
развивающейся  экономики  в  квалифицированных  кадрах,  значителен  инновационный 
потенциал округа, созданная в нем инновационная инфраструктура. 

Приоритетными  отраслями  социально-экономического  развития  Сибири

26

  в 

перспективе до 2030 годах будут являться: 

информационные 

телекоммуникационные 

технологии, 

нанопромышленность, 

биотехнологии; 

машиностроение 

(буровое, 

горно-шахтное, 

трубопроводное, 

транспортное, 

энергетическое  и  электротехническое,  металлургическое,  жилищно-коммунальное  и 
строительное),  авиастроение,  производство  медицинского  оборудования  и  точное 
приборостроение; 

добывающая  промышленность  (добыча  нефти,  газа,  угля,  черных,  цветных, 

благородных и редкоземельных металлов) и увеличение добычи полезных ископаемых; 

геолого-разведочные работы; 
перерабатывающая  промышленность  –  глубокая  переработка  первичного  сырья 

(нефте-,  газо-,  угле-,  лесохимия),  производство  целлюлозы,  бумаги,  высокотехнологичных 
горюче-смазочных материалов, древесных плит, мебели и продукции металлургии; 

агропромышленный  комплекс  (включая  продукты  питания  органического 

производства); 

энергетический  комплекс  (включая  малую  (муниципальную)  энергетику  и 

возобновляемые источники энергии); 

инфраструктура железнодорожного, автомобильного, воздушного, морского, речного 

и трубопроводного транспорта; 

промышленность строительных материалов; 

                                                 

26

 Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Утверждена  распоряжением Правительства 

Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 1120-р.  

308 

 

 

строительство  комфортного  социального  жилья  по  доступным  ценам  (в  городах), 

индивидуальных  домов  (в  сельской  местности),  жилья  для  вахтовиков  и  работников 
агропромышленного комплекса; 

прикладная  наука  и  научное  сопровождение  промышленности,  транспорта, 

строительства и агропромышленного комплекса; 

высококачественные  (включая  экспортоориентированные)  услуги  транспорта, 

финансового  сектора,  образования,  туристско-рекреационной  сферы,  здравоохранения  и 
культуры. 

Основой развития инновационной сферы Сибири в прогнозный период будет система 

научных центров и академгородков, наукоградов Кольцово и Бийск, вузовских и отраслевых 
научных  и  научно-исследовательских  институтов,  сеть  научно-внедренческих  центров, 
технопарков  и  бизнес-инкубаторов,  малых  предприятий  в  сфере  высокотехнологического 
наукоемкого бизнеса.  

Сибирь  располагает  мощными  рекреационными  ресурсами,  которые  представлены 

уникальными природными комплексами озера Байкал, Телецкого озера, многочисленными и 
разнообразными источниками минеральных и термальных вод, запасами лечебных грязей в 
Республике Алтай, Республике Бурятия, Республике Тыва и Республике Хакасия, Алтайском 
и  Забайкальском  краях,  развитие  туризма  может  стать  одной  из  важнейших  региональных 
точек  роста  территорий  Сибири,  относящихся  как  к  категории  депрессивных  (Республика 
Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва и Республика Хакасия, Забайкальский край), 
так  и  к  промышленно  развитым  регионам  (Иркутская,  Кемеровская  и  Новосибирская 
области). 

Территория 

Сибирского 

федерального 

округа 

характеризуется 

сильной 

неравномерностью развития: в состав округа входят как дотационные регионы – Республика 
Тыва,  Забайкальский  край,  так  и  экономически  развитые  –  Красноярский  край,  Иркутская 
область,  Кемеровская  область,  а  также  регионы  с  высоким  потенциалом  инновационного 
развития – Томская и Новосибирская области, Алтайский край, в этой связи направления и 
динамика экономического развития отдельных регионов СФО также сильно различаются.   

Для  Арктического  пояса  развития  (север  Красноярского  края  с  прилегающими 

островами  и  акваториями)  в  перспективе  предполагается  интенсивная  геологоразведка, 
освоение новых месторождений природных ресурсов, восстановление и развитие Северного 
морского пути. 

Для  Северного  пояса  (Средний  Иртыш  (север  Омской  области),  Среднее  Приобье 

(север  Томской  области),  центральные  районы  Красноярского  края,  север  Иркутской 
области,  зона  Байкало-Амурской  магистрали  (БАМ)  в  Забайкальском  крае,  север 
Республики Бурятия – реализация проектов в энергетическом секторе, строительство северо-
российского транспортного коридора, добыча и первичная переработка природных ресурсов 
(нефть, газ, лес, черные, цветные, благородные и редкоземельные металлы), строительство 
трубопроводов  и  транспортной  инфраструктуры  к  местам  первичной  и  глубокой 

309 

 

 

переработки  природных  ресурсов,  строительство  и  реконструкция  перерабатывающих 
производств (нефте-, газо- и углехимия, гелиевая промышленность, переработка древесины). 

Для  Южного  пояса  (центральные  и  южные  районы  Омской  и  Иркутской  областей, 

Республики  Бурятия,  южные  районы  Томской  области,  Забайкальского  и  Красноярского 
краев,  Алтайский  край,  Новосибирская  и  Кемеровская  области,  Республика  Алтай, 
Республика Тыва и Республика Хакасия) –  строительство и реконструкция на качественно 
новой  технологической  основе  машино-  и  приборостроительных  предприятий, 
ориентированных на выпуск инновационной продукции, современных агрегатов, приборов, 
машин,  оборудования  и  конструкций  для  добывающей,  перерабатывающей  и 
энергетической  промышленности  Сибири  и  Дальнего  Востока,  а  также  для  экспорта  за 
рубеж, 

предприятий 

металлургического 

и 

лесного 

комплексов, 

химической 

промышленности,  промышленности  строительных  материалов,  осуществляющих  выпуск 
современной  конкурентоспособной  продукции,  и  предприятий,  работающих  в  области 
информационных,  телекоммуникационных,  нано-  и  биотехнологий;  формирование 
высокотехнологичных агропромышленных предприятий. 

Реализация  экономического  потенциала  Сибирского  округа  требует  масштабного 

развития  транспортной  инфраструктуры:  железнодорожного  транспорта,  обеспечивающего 
транзит  как  между  Азиатско-Тихоокеанским  регионом  и  Европой,  так  и  внутри  страны, 
Северного морского пути для ввоза грузов, необходимых для жизнеобеспечения населения 
арктического побережья, обустройства пограничных переходов на границе с Монголией. 

Приоритетными  являются  стратегически  важные  инфраструктурные  проекты 

транспортировки  нефтегазовых  ресурсов  месторождений  Красноярского  края  и  Иркутской 
области  на  восток  для  расширения  рынков  сбыта  российского  сырья,  инфраструктурные 
проекты  в  рамках  развития  Нижнего  Приангарья,    инфраструктурная  поддержка  развития 
крупных городских агломераций. 

Дальневосточный федеральный округ 

Дальний  Восток  в  силу  своего  геостратегического  положения,  стратегических 

установок  позиционирования  России  и  Дальнего  Востока  в  Азиатско-Тихоокеанском 
регионе,  унаследованных  и  современных  особенностей  и  проблем  развития,  является 
особым объектом государственной политики.  В 2000-е годы Россия успешно реализовала на 
Дальнем  Востоке  несколько  масштабных  и  значимых  инвестиционных  проектов 
(строительство  автодороги  Чита-Хабаровск,  прокладка  трубопровода  ВСТО,  возведение 
объектов для саммита АТЭС, развертывание производства самолета SSJ-100 и пр.), которые 
обеспечили  ряд  социально-экономических  преимуществ  для  этих  территорий. 
Определенные  результаты  дали  и  ранее  принятые  государственные  долгосрочные 
программы  развития  восточных  регионов.  Но,  несмотря  на  локальные  успехи,  многие 
негативные тенденции на Дальнем Востоке преодолеть пока не удалось: продолжается отток 
населения  из  региона,  значительная  часть  основных  фондов  физически  изношена  и 
морально  устарела,  нарастает  отставание  депрессивных  территорий  от  успешных, 

310 

 

 

прогрессирует отставание Дальнего Востока  на фоне других стран АТР, особенно быстро 
развивающихся соседних регионов Китая. 

Экономика округа характеризуется низким уровнем эффективности производства, что 

особенно явно  в сравнении с сопредельными странами, производительность труда в расчете 
на одного занятого в экономике Дальнего Востока в 4 раза ниже, чем в Японии, в 2,5 раза 
ниже,  чем  в  Южной  Корее,  потребление  первичных  энергоресурсов  на  единицу  валового 
регионального  продукта  в  2,5  раза  выше,  чем  в  среднем  по  Российской  Федерации, 
электрической  энергии  –  в  1,8  раза,  структура  топливно-энергетического  баланса  крайне 
неэффективна. 

На  Дальнем  Востоке  сложился  наиболее  интенсивный  относительный  отток 

населения,  за  счет  миграции  население  теряют  все  дальневосточные  регионы,  сокращение 
численности населения сопровождается его дальнейшей концентрацией в крупных городах 
южной части Дальнего Востока.  

Дальневосточный  округ  характеризуется  самой  низкой  в  России  плотностью 

населения и чрезвычайно низким уровнем инфраструктурной обеспеченности, в  том числе 
транспортной. 

Экономика  Дальневосточного  региона  базируется  в  основном  на  добыче  полезных 

ископаемых  и  использовании  транзитных  возможностей  региона  в  силу  его  экономико-
географического  положения,  что  определяет  структуру  ВРП.  В  структуре  ВРП  округа  на 
долю  добычи  полезных  ископаемых  приходится  24,7%,  на  долю  транспорта  –  13,4%,  в 
южных  регионах  –  Приморском  крае,  Амурской  области  –  на  долю  транспорта  и  связи 
приходится  22%  ВРП.  Слишком  высокая  доля  первичного  сектора  в  экономике  Дальнего 
Востока  влечет  за  собой  недополучение  добавленной  стоимости,  невыгодные  условия 
экспортно-импортного  обмена,  занижение  налоговой  базы  субъектов  федерации,  усиление 
диспропорций в уровне социально-экономического развития отдельных территорий. Кроме 
того, высокая капиталоемкость первичного сектора требует крупномасштабных инвестиций 
в его модернизацию, которые невозможно профинансировать за счет внутренних ресурсов 
региона.  Это  усиливает  зависимость  восточных  территорий  России  от  притока  капитала 
извне. 

Невысокая  степень  диверсификации  и  инновационности  региональной  экономики, 

имеющей  ярко  выраженную  ресурсную  направленность  при  низкой  степени  переработки 
природных  ресурсов,  –  еще  один  ключевой  фактор,  сдерживающий  развитие  Дальнего 
Востока.  

Реализация стратегических приоритетов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе

27

 

требует ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока, необходимого 
для закрепления лидирующих позиций России в мировом хозяйстве,  интеграции региона в 
мировое  экономическое  пространство,  участия  в  международном  разделении  труда, 
реализующем конкурентный  потенциал Дальнего Востока  в сферах  добычи  и переработки 

                                                 

27

 

Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. 

Утверждена  распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р. 

311 

 

 

природных  ресурсов,  для  чего  необходима  реализация  крупномасштабных  проектов  по 
добыче,  переработке  и  поставке  углеводородного  топлива;  развития  энергетической  и 
транспортной  инфраструктуры,  формирования  инновационной  экономики,  высоких 
технологий, экономики, основанной на знаниях.  

В  этой  связи  переход  к  инновационному  развитию  Дальнего  Востока 

предусматривает  модернизацию  социальной  инфраструктуры  региона;  модернизацию 
инфраструктурных 

отраслей,  направленную  на  преодоление  инфраструктурных 

ограничений  развития  экономики  и  создание  условий  для  ускоренного  экономического 
развития регионов; масштабное технологическое обновление и модернизацию производств; 
развитие новых секторов экономики, обеспечивающих глубокую степень переработки сырья 
и  максимальное  использование  преимуществ,  связанных  с  географическим  положением  и 
природными  ресурсами  восточных  регионов,  развитие  предприятий  инновационной 
направленности,  обслуживающих  нужды  высокотехнологичных  проектов  развития 
(космическая  сфера,  авиа-  и  вертолетостроение,  судостроение,  инновационные  проекты  в 
области  энергетики)  и  занявших  свою  нишу  на  российском  товарном  рынке  благодаря 
применению  "двойных  технологий";  создание  и  развитие  деятельности  локальных 
инновационно-производственных  центров  и  технопарков,  ориентированных  на  создание 
новых  продуктов,  а  также  образовательных  и  научных  центров;  ускоренное  развитие 
человеческого  капитала,  обеспечивающее  лидирующие  позиции  в  сферах  образования  и 
здравоохранения  с  постепенным  повышением  государственных  и  частных  расходов  на 
образование и здравоохранение до уровня, сопоставимого с уровнем развитых стран. 

В  перспективе  в  округе  предполагается  реализация  пакета  крупномасштабных 

инвестиционных  проектов,  осуществляемых  в  рамках  целевой  специализации  Дальнего 
Востока:   

развитие нефте-, газо-, угле- и лесохимической промышленности; 

добыча  топливно-энергетических  ресурсов  в  экстремальных  условиях,  в  том 

числе  на  Арктическом  шельфе;  экспорт  услуг  и  технологий  в  области  добычи  топливно-
энергетических ресурсов в экстремальных условиях; 

комплексные  металлургические  производства,  включающие  сталеплавильные 

заводы,  заводы  по  производству  чистового  алюминия,  чистых  меди,  олова,  свинца,  цинка, 
редкоземельных и драгоценных металлов, сплавов для нужд отечественного и зарубежного 
машиностроения; 

коммерческое  и  военное  судостроение,  в  том  числе  строительство  речных 

судов; массовое строительство малых и средних рыболовных судов; строительство военных 
судов и их экспорт в развивающиеся страны АТР; 

авиационная  и  ракетно-космическая  промышленность,  в  том  числе 

обеспечивающая  потребности  строящегося  космодрома  «Восточный»;  экспорт  продукции 
гражданского и авиационного машиностроения на международные рынки; продажа услуг по 
коммерческому  запуску  космических  аппаратов  с  нового  космодрома  странам  АТР,  юго-
восточной Азии, Индии; 

312 

 

 

промышленность  строительных  материалов,  представленная  крупнейшими  по 

мировым  меркам  цементными,  стекольными  предприятиями,  предприятиями  по 
производству  стальных  и  алюминиевых  конструкционных  материалов,  обеспечивающая 
масштабные  инфраструктурные  инвестиции  в  макрорегионе,  экспортирующая  часть 
продукции в соседние страны; 

развитие марикультуры, экспорт услуг и технологий в области марикультуры в 

развивающиеся  страны  АТР;  выращивание  в  промышленных  масштабах  редких  и 
уникальных, особо ценных видов рыбы, моллюсков и других морских животных Охотского 
моря с монополизацией соответствующих международных нишевых рынков; 

развитие лесных плантаций, особенно в южных приморских  районах, экспорт 

услуг  и  технологий  в  области  лесоразведения  в  страны  АТР,  испытывающие  дефицит 
лесопокрытых  земель;  создание  целлюлозно-бумажных  комбинатов,  бумажных  фабрик, 
заводов  по  производству  гигиенических  изделий,  полиграфических  предприятий, 
ориентированных прежде всего на внутреннее лесное сырье; 

развитие  транспортной  инфраструктуры;  строительство  новых  скоростных 

автомобильных и железных дорог; эксплуатация созданной транспортной инфраструктуры в 
целях  обслуживания  международного  транзита  грузов;  экспорт  услуг  и  технологий  в 
области  строительства  дорог  и  объектов  линейной  энергетической  инфраструктуры  в 
экстремальных условиях; 

развитие  интенсивного  растениеводства  на  юге  макрорегиона  с  комплексной 

химизацией  производства  и  использованием  генномодифицированных  видов  сои  и 
зерновых,  развитие  интенсивного  мясного  животноводства  на  местной  кормовой  базе  с 
целью  массового  экспорта  сельскохозяйственной  продукции  на  рынок  северо-восточного 
Китая;  создание  крупных  аграрных  предприятий,  специализирующихся  на  выращивании 
экологически чистой продукции; 

создание  зон  территориального  развития  с  туристической  специализацией, 

обладающих первоклассной туристической инфраструктурой (гостиницы, развлекательные, 
торговые,  деловые  центры),  в  городах  Дальнего  Востока  и  Забайкалья,  наиболее 
транспортно  доступных  для  жителей  Китая,  Японии,  Южной  Кореи,  Филиппин  и  других 
стран  АТР,  а  также  развитие  сети  горнолыжных  и  бальнеологических  курортов, 
ориентированных  на  иностранных  туристов;  эксплуатация  инфраструктуры  туристических 
зон  государственными  компаниями  с  использованием  вырученных  средств  для 
финансирования государственной инвестиционной и социальной политики в макрорегионе. 

К  числу  крупных  инвестиционных  проектов,  реализация  которых  предполагает 

диверсификацию экономики региона и создание инновационных производств, относятся: 

проект  освоения  зоны  вдоль  трубопроводной  системы  «Восточная  Сибирь  –  Тихий 

океан»  (ВСТО),  присоединения  к  ВСТО  нефтеперерабатывающих  заводов  (НПЗ) 
Хабаровска,  Комсомольска-на-Амуре  и  сооружения  на  конце  нефтяной  магистрали 
современного  Приморского  НПЗ;  созданный  при  строительстве  ВСТО  инфраструктурный 
коридор будет использован для строительства единой системы добычи, транспортировки и 

313 

 

 

распределения  газа  с  возможностью  экспорта  на  рынки  стран  АТР  и    развития  мощного 
комплекса нефтегазохимии; 

развитие авиастроительного кластера (Хабаровский край, Приморье); 
развитие судостроительного кластера (Хабаровский край, Приморье); 
кластер автомобилестроения (Приморье); 
космический  кластер  высоких  технологий  на  базе  космодрома  «Восточный» 

(Амурская область). 

Значительные  инвестиции  предполагаются  в  развитие  объектов  транспортной 

инфраструктуры:  модернизация  и  повышение  пропускной  способности  Транссиба, 
завершение  строительства  БАМа  и  Амуро-Якутской  железнодорожной  магистрали, 
включающей  в  себя  автомобильно-железнодорожный  мостовой  переход  через  р.  Лена, 
строительство  соединительных  и  новых  железнодорожных  линий;  развитие  сети 
автомобильных  дорог,  проекты  развития  и  модернизации  морских  портов,  развития 
газотранспортной системы, строительство и модернизация объектов энергетики. 

Количественные параметры сценариев пространственного развития.

 

Пространственный разрез прогноза социально-экономического развития Российской 

Федерации  на  период  до  2030  года  представлен  для  двух  основных  сценариев 
долгосрочного развития – инновационного и консервативного (энерго-сырьевого).  

Инновационный  сценарий  (вариант  2)

 

ориентируется  на  достижение 

стратегических  приоритетов  развития  страны.  Сценарий  опирается  на  создание 
современной 

транспортной 

инфраструктуры 

и 

конкурентоспособного 

сектора 

высокотехнологичных  производств  и  экономики  знаний  наряду  с  модернизацией  энерго-
сырьевого комплекса.  

Сценарий  базируется  на  использовании  инновационных  источников  роста  за  счет 

более  полной  реализации  конкурентных  преимуществ  российской  экономики  в 
традиционных  (энергетика,  транспорт,  аграрный  сектор)  и  новых  наукоемких  секторах  и 
экономике знаний.  

Инновационный сценарий будет способствовать ускорению темпов экономического 

развития в первую очередь крупных городов и городов в составе агломераций, особенно в 
Европейской части России, поскольку территориальной основой сценария инновационного 
прорыва  являются  места  концентрации  человеческого  капитала.  На  востоке  такой 
сценарий  даст  толчок  развитию  городов  с  самым  высоким  уровнем  жизни  –  Томска, 
Новосибирска, Красноярска, Иркутска, Хабаровска, Владивостока. 

Инновационное  развитие  характеризуется 

многополярностью

 

распределения 

региональных  точек  роста.  Конфигурация  пространственного  развития  становится  более 
разнообразной,  не  привязанной  жестко  к  сложившимся  энерго-сырьевым  и  финансовым 
очагам  развития,  за  счет  появления  новых  центров  инновационного  роста,  опирающихся 
на концентрацию человеческого и технологического потенциала.  

Инновационный фактор проявляется в развитии: 

314 

 

 

инновационного, 

научно-технического 

и 

образовательного 

потенциала 

существующих крупных городских агломераций; 

территориально-производственных 

кластеров, 

ориентированных 

на  

высокотехнологичные  производства  (в  авиационной  промышленности,  судостроении, 
атомной  промышленности,  машиностроении,  новых  материалах,  научных  разработках, 
информатике  и  телекоммуникациях)  –  Северо-Запад,  Поволжье,  Южный  Урал,  Сибирь, 
Дальний Восток; 

туристско-рекреационных  зон,  в  том  числе  с  использованием  механизма  особых 

экономических зон на Алтае, Байкале, юге России, особенно в связи с проведением зимней 
Олимпиады-2014 в г. Сочи; 

городских центров Урала и Сибири с высоким качеством населения и развивающейся 

инновационной  и  образовательной  инфраструктурой  (Екатеринбург,  Челябинск,  Томск, 
Новосибирск, Бийск, Красноярск, Омск, Иркутск); 

крупных  транспортно-логистических  и  производственных  узлов  Юга  России  и 

Дальнего Востока. 

При  реализации  инновационного  сценария  рост  суммарного  ВРП  регионов  России 

может  составить  к  2030  году  по  отношению  к  2011  г.  2,15  раза,  при  этом  рост  ВРП  в 
Сибирском  и  Дальневосточном  федеральных  округах  составит  2,2-2,5  раза,  в  Поволжье  – 
2 раза, на юге России – 2,4-2,7 раза.   

Динамика макроэкономических показателей 

в инновационном сценарии(среднегодовой темп за период, %)

 

 

РФ

 как 

сумма 

регионов 

ЦФО 

СЗФО 

ЮФО 

СКФО 

ПФО 

УФО 

СФО  ДВФО 

ВРП 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2015 гг. 

104,1 

104,1 

104,4 

105,0 

103,8 

103,6 

104,2 

103,6 

104,7 

2016-2020 гг. 

104,4 

104,8 

104,2 

104,7 

107,4 

104,2 

101,9 

105,2 

105,0 

2021-2025 гг. 

104,2 

104,3 

104,2 

104,8 

105,2 

103,9 

103,4 

104,2 

105,1 

2026-2030 гг. 

103,8 

103,8 

103,8 

104,4 

104,8 

103,4 

103,0 

103,8 

104,7 

2012-2030 гг. 

104,1 

104,3 

104,2 

104,7 

105,4 

103,7 

103,1 

104,2 

104,9 

Промышленное 
производство 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2015 гг. 

103,9 

104,2 

103,8 

103,8 

103,9 

103,6 

101,7 

103,6 

103,9 

2016-2020 гг. 

103,4 

104,1 

103,5 

103,7 

103,8 

103,6 

101,7 

103,5 

103,8 

2021-2025 гг. 

103,1 

103,6 

103,2 

103,2 

103,3 

103,4 

101,9 

102,9 

103,3 

2026-2030 гг. 

102,9 

103,3 

102,9 

102,9 

103,0 

103,3 

101,7 

102,6 

103,1 

2012-2030 гг. 

103,2 

103,6 

103,1 

103,2 

103,5 

103,3 

101,7 

103,0 

103,2 

Конечное 
потребление 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2015 гг. 

103,6 

103,9 

104,5 

104,0 

103,9 

102,5 

103,3 

103,5 

103,3 

2016-2020 гг. 

104,7 

103,9 

103,9 

105,1 

105,7 

105,8 

105,0 

105,2 

105,8 

2021-2025 гг. 

104,5 

104,3 

104,5 

104,7 

104,9 

104,5 

104,5 

104,6 

104,9 

2026-2030 гг. 

104,2 

104,0 

104,2 

104,4 

104,6 

104,2 

104,2 

104,3 

104,6 

2012-2030 гг. 

104,4 

104,2 

104,4 

104,8 

105,0 

104,4 

104,4 

104,6 

104,9 

Инвестиции в 
основной капитал 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2015 гг. 

107,2 

106,3 

105,9 

105,6 

106,4 

106,5 

109,1 

108,2 

109,7 

2016-2020 гг. 

106,6 

105,2 

109,2 

107,3 

109,2 

107,9 

103,8 

108,0 

105,9 

315 

 

 

2021-2025 гг. 

105,5 

105,1 

105,9 

105,7 

106,3 

105,9 

105,1 

104,9 

106,5 

2026-2030 гг. 

104,8 

104,3 

105,1 

104,9 

105,5 

105,1 

104,3 

104,1 

105,7 

2012-2030 гг. 

105,8 

102,9 

107,4 

106,5 

104,8 

105,6 

108,6 

106,0 

110,0 

 

Прогнозируемые  параметры  развития  экономики  регионов  до  2015  года  в 

инновационном  и  консервативном  вариантах  оказываются  близкими,  энерго-сырьевой  тип 
развития  в  среднесрочный  период  сможет  обеспечить  достаточно  высокие  темпы  роста 
экономики. Потенциал инновационного развития начнет реализовываться после 2015 года, 
что  позволит  поддерживать  высокие  темпы  роста  во  всех  регионах  после  исчерпания 
инерционных факторов роста. 

На  межрегиональную  дифференциацию  темпов  роста  существенное  влияние 

оказывает эффект масштаба: регионы с более низкими базовыми показателями растут более 
высокими  темпами,  что  обеспечивает  реальную  пространственную  диверсификацию 
экономического роста и смягчение процессов межрегиональной дифференциации.  

Распределение  производства  по  регионам  будет  определяться  реализацией 

энергетических и транспортных проектов в южных, восточных и северных районах страны, 
а  также  созданием  новых  центров  экономического  роста,  реализующих  инновационный 
потенциал, имеющийся и создаваемый в отдельных регионах. Повышение темпов роста ВРП 
в  восточных  районах  страны  предполагается  именно  за  счет  реализации  инновационного 
потенциала,  который  позволит  смягчить  путем  опережающего  роста  производительности 
труда, в том числе и на Дальнем Востоке, жесткие ограничения по трудовым ресурсам.   

Реализация  многополярной  модели  пространственного  роста  и  опережающий  рост 

восточных районов не приведут к существенному изменению территориальных пропорций 
распределения ВРП.  Доли  Северо-Западного  и Сибирского округов  останутся  практически 
неизменными,  доли  Центрального,  Южного,  Северо-Кавказского  и  Дальневосточного 
федеральных  округов  немного  увеличатся  за  счет  снижения  долей  Уральского  и 
Приволжского  округов.  Для  Уральского  округа  снижение  доли  в  ВРП  обусловлено 
значительным  падением  добычи  полезных  ископаемых,  масштабы  которого  не  смогут 
компенсировать  развивающиеся  на  юге  инновационные  производства.  Снижение  доли 
Приволжского  округа  будет  обусловлено  более  низкими  темпами  развития 
непромышленных  видов  деятельности,  поскольку  доля  округа  в  промышленном 
производстве будет устойчиво возрастать.  

Устойчивость  пространственной  структуры  ВРП  определяется  тем,  что  примерно 

половина,  а  в  ряде  регионов  и  более  50%  ВРП  создается  за  счет  неторгуемых  отраслей, 
производящих  немобильные  товары  и  услуги,  динамика  развития  которых  определяется 
динамикой  численности  и  доходов  проживающего  в  регионе  населения.  Сдвиги  в 
территориальной структуре доходов населения и конечного потребления в инновационном 
варианте  связаны  с  повышением  доли  восточных  и  южных  районов  страны  за  счет 
центральных  районов,  что  обеспечивает  к  концу  прогнозного  периода  более  равномерное 
распределение конечного потребления по территории страны. 

316 

 

 

Территориальная структура макроэкономических показателей 

 в инновационном сценарии (%)

 

 

РФ

 как 

сумма 

регионов 

ЦФО 

СЗФО  ЮФО 

СКФО 

ПФО 

УФО  СФО  ДВФО 

ВРП 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 г. 

100,0 

35,7 

10,4 

6,1 

2,4 

15,1 

13,6 

10,9 

5,6 

2015 г. 

100,0

 

35,7 

10,6 

6,4 

2,3 

14,8 

13,7 

10,7 

5,8 

2020 г. 

100,0

 

36,4 

10,5 

6,5 

2,7 

14,6 

12,1 

11,1 

6,0 

2025 г. 

100,0

 

36,5 

10,5 

6,7 

2,8 

14,4 

11,7 

11,1 

6,2 

2030 г. 

100,0

 

36,6 

10,5 

6,9 

3,0 

14,2 

11,2 

11,1 

6,5 

Промышленное 
производство 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 г. 

100,0 

22,2 

11,7 

5,5 

1,1 

23,1 

18,6 

13,9 

3,9 

2015 г. 

100,0

 

23,0 

11,9 

5,6 

1,1 

23,3 

17,1 

14,0 

4,0 

2020 г. 

100,0

 

23,8 

12,0 

5,7 

1,1 

23,6 

15,8 

14,0 

4,1 

2025 г. 

100,0

 

24,3 

12,0 

5,7 

1,2 

23,9 

14,9 

13,9 

4,1 

2030 г. 

100,0

 

24,8 

12,1 

5,7 

1,2 

24,4 

14,1 

13,7 

4,2 

Конечное 
потребление 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 г. 

100,0 

36,2 

10,2 

8,1 

3,7 

16,5 

9,5 

10,9 

4,9 

2015 г. 

100,0

 

36,7 

10,6 

8,2 

3,7 

15,6 

9,3 

10,9 

4,8 

2020 г. 

100,0

 

35,3 

10,2 

8,4 

3,9 

16,5 

9,5 

11,2 

5,1 

2025 г. 

100,0

 

34,9 

10,2 

8,5 

4,0 

16,5 

9,5 

11,2 

5,2 

2030 г. 

100,0

 

34,6 

10,2 

8,6 

4,1 

16,5 

9,5 

11,3 

5,3 

Инвестиции в 
основной капитал 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 г. 

100,0 

22,5 

12,5 

9,5 

3,4 

15,8 

17,0 

10,6 

8,6 

2015 г. 

100,0

 

22,1 

11,5 

9,1 

3,3 

15,3 

17,9 

11,2 

9,6 

2020 г. 

100,0

 

20,7 

13,0 

9,4 

3,7 

16,2 

15,7 

12,0 

9,3 

2025 г. 

100,0

 

20,3 

13,2 

9,5 

3,9 

16,5 

15,3 

11,6 

9,7 

2030 г. 

100,0

 

19,8 

13,4 

9,6 

4,0 

16,8 

15,0 

11,2 

10,2 

Реализация  инновационного  сценария  (вариант  2)  возможна  только  при  проведении 

активной  инвестиционной  политики.  Предполагается,  что  среднегодовой  темп  роста 
инвестиций за период в целом составит 105,8%, при этом самыми высокими темпами будут 
расти  инвестиции  в  экономику  Дальневосточного  (110%)  и  Уральского  округов  (108,6%), 
для  поддержания  роста  которых  необходима  реализация  высокозатратных  проектов  в 
добывающих и инфраструктурных отраслях. 

Инновационный вариант является более капиталоемким, чем рассматриваемый ниже 

консервативный  вариант,  суммарный  объем  инвестиций  для  его  реализации  превышает 
соответствующий показатель энерго-сырьевого варианта примерно на 12%. Основной объем 
инвестиции  направляется  в  Центральный,  Приволжский,  Уральский  округа,  в  перспективе 
увеличиваются  доли  в  суммарных  инвестициях  Северо-Западного,  Сибирского, 
Дальневосточного  округов,  где  предполагается  создание  новых  центров  экономического 
роста, обеспечивающих реализацию многополярной модели пространственного развития.  

Сдвиги  в  отраслевой  структуре  производства  добавленной  стоимости  определяются 

тенденциями,  характеризующими  переход  к  постиндустриальной  экономике.  В  стране  в 
целом и во всех федеральных округах снижается доля промышленных видов деятельности 
за счет роста доли сервисных секторов.   

317 

 

 

Темпы 

роста 

промышленности  при  реализации 
инновационного 

сценария 

оказываются  достаточно  высокими 
во всех регионах, средние по стране 
показатели промышленного роста не 
достигаются  только  в  Уральском  и 
Дальневосточном 

округах, 

что 

обусловлено более низкими темпами 
роста 

добывающих 

отраслей, 

которые 

в 

данных 

регионах 

определяют 

общепромышленную 

динамику.  

Основными  центрами  промышленного  роста  в  инновационном  варианте  являются 

Центральный и Приволжский округа, высокие темпы роста промышленного производства в 
которых обусловлены ростом обрабатывающих производств, прежде всего инновационных. 

Перспективная  специализация  отдельных  регионов  определяется  в  соответствии  с 

имеющимися  у  регионов  конкурентными  преимуществами.  Территориальная  структура 
добывающих  отраслей  в  перспективе  по  вариантам  прогноза  изменяется  незначительно, 
поскольку  она  фактически  задана  распределением  минерально-сырьевой  базы, 
территориальные  сдвиги  определяются  снижением  доли  регионов  старой  добычи  – 
Приволжского и Уральского округов – и перемещением добычи в новые районы, наиболее 
интенсивный  рост  добывающих  производств  предполагается  в  Восточной  Сибири.  Для 
экономики  восточных  районов  страны  в  перспективе  сохранится  ведущая  роль  в  развитии 
добывающих отраслей, хотя в инновационном сценарии предполагается, что существенное 
влияние на их развитие будет оказывать инновационная составляющая. Динамику развития 
высокотехнологичных  производств  характеризуют  темпы  роста  машиностроения,  которое 
будет  развиваться  наиболее  высокими  темпами  в  Центральном  и  Приволжском  округах,  а 
также на Дальнем Востоке.  

Структурная динамика в инновационном сценарии (среднегодовой темп за 

период 2012-2030 гг, (%)

28

  

 

РФ

 как 

сумма 

регионов 

ЦФО 

СЗФО 

ЮФО 

СКФО 

ПФО 

УФО 

СФО  ДВФО 

Промышленное 
производство 

103,3 

103,8 

103,4 

103,4 

103,6 

103,5 

101,8 

103,2 

103,6 

Добыча полезных 
ископаемых 

100,7 

102,0 

101,3 

100,6 

102,3 

99,3 

99,9 

103,0 

102,5 

                                                 

28

 

Промышленность – сумма по ВЭД «добыча полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», 

«производство и распределение электроэнергии, газа и воды»; машиностроение – ВЭД DK, DL, DM; торговля – 
ВЭД «оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов 
личного пользования»; социальные услуги – образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг.    

318 

 

 

 

РФ

 как 

сумма 

регионов 

ЦФО 

СЗФО 

ЮФО 

СКФО 

ПФО 

УФО 

СФО  ДВФО 

Обрабатывающие 
производства 

104,1 

104,3 

103,9 

103,8 

104,3 

104,3 

103,9 

103,6 

104,8 

Машиностроение 

106,9 

107,1 

106,4 

107,0 

105,7 

107,0 

106,4 

106,7 

107,3 

Торговля 

104,7 

104,4 

104,7 

105,4 

106,7 

105,0 

104,9 

104,8 

105,7 

Транспорт 

102,7 

102,5 

102,9 

103,1 

102,9 

102,3 

102,1 

103,4 

104,4 

Социальные 
услуги 

105,1 

104,9 

105,0 

105,2 

105,8 

105,0 

105,2 

105,2 

105,2 

Важным  фактором,  обеспечивающим  пространственную  дифференциацию  роста, 

является развитие сервисного сектора.  

Темпы  роста  сервисных  секторов  услуг  оказываются  наиболее  высокими  в 

Центральном  и  Северо-Западном  округах  за  счет  роста  сервисных  секторов  в  столичных 
агломерациях,  а  также  Северо-Кавказском,  Уральском,  Дальневосточном  округах. 
Опережающий  рост  сервисного  сектора  на  этих  территориях  обусловлен  высокими 
темпами  роста  услуг  транспорта,  связи,  торговли,  а  также  опережающим  развитием 
социального  сектора  экономики  регионов.  При  реализации  инновационного  сценария 
предполагается активное использование транспортно-транзитного потенциала регионов, в 
связи с чем темпы роста транспортных услуг к концу периода увеличиваются, особенно на 
Дальнем  Востоке.  Интенсивный  рост  транспортных  услуг  предполагается  в  регионах,  в 
которых  расположены  крупнейшие  порты:  Южном,  Дальневосточном,  Северо-Западном.  
Высокие  темпы  роста  транспортных  услуг  в  Сибирском  округе  обусловлены  растущими 
объемами  транспортировки  сырьевых  ресурсов,  а  также  ростом  транзитных  перевозок. 
Динамика  социальных  услуг  (образование,  здравоохранение)  определяется  опережающим 
ростом затрат в развитие человеческого капитала в восточных и южных регионах страны.   

Высокие  темпы  роста  сервисного  сектора  сохраняются  в  течение  всего  прогнозного 

периода и в западных районах страны, в первую очередь в столичных агломерациях, где они 
достигаются преимущественно за счет роста высокопроизводительных сервисных секторов: 
информационно-коммуникационных, финансовых, образовательных, инновационных услуг. 

Отношение среднедушевых показателей ВРП и конечного потребления в 

федеральных округах к средним по Российской Федерации  в инновационном сценарии,  (%)

 

 

РФ

 

как 

сумма 

регионов

 

ЦФО 

СЗФО 

ЮФО 

СКФО 

ПФО 

УФО 

СФО  ДВФО 

ВРП 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 г. 

100,0 

132,8 

109,9 

63,2 

35,7 

72,3 

160,9 

81,2 

128,0 

2015 г. 

100,0 

132,2 

112,2 

66,0 

34,2 

71,4 

160,4 

79,4 

135,1 

2020 г. 

100,0 

137,7 

112,4 

66,6 

37,8 

70,4 

141,5 

82,0 

135,7 

2025 г. 

100,0 

138,6 

112,9 

68,6 

39,3 

69,3 

135,7 

82,0 

141,5 

2030 г. 

100,0 

139,3 

113,4 

70,6 

40,8 

68,1 

130,1 

81,8 

147,6 

319 

 

 

 

РФ

 

как 

сумма 

регионов

 

ЦФО 

СЗФО 

ЮФО 

СКФО 

ПФО 

УФО 

СФО  ДВФО 

Конечное 
потребление 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010 г. 

100,0 

134,8 

107,1 

83,4 

55,6 

78,8 

112,2 

81,1 

111,1 

2015 г. 

100,0 

135,9 

112,3 

85,1 

54,5 

75,5 

109,6 

81,0 

112,4 

2020 г. 

100,0 

133,2 

109,1 

86,7 

54,8 

79,3 

110,7 

82,2 

115,6 

2025 г. 

100,0 

132,4 

109,4 

87,5 

55,3 

79,4 

110,5 

82,5 

117,8 

2030 г. 

100,0 

131,6 

109,7 

88,4 

55,7 

79,4 

110,3 

82,8 

120,0 

Инновационный  рост  экономики,  базирующийся  на  активном  использовании 

конкурентных  преимуществ  отдельных  регионов,  не  приведет  к  заметному  изменению 
относительных  уровней  среднедушевого  производства  ВРП  и  конечного  потребления. 
Отрыв  от средних  по России среднедушевых показателей в наиболее  отстающих округах  
(Северо-Кавказском  и  Южном)  немного  уменьшится,  однако  уровень  дифференциации 
существенно  не  изменится,  что  явится  естественным  следствием  селективной  поддержки 
наиболее  конкурентоспособных  производств  и  регионов.  Среднедушевые  показатели  в 
регионах  с  относительно  невысоким  экономическим  потенциалом  будут  расти  темпами, 
превышающими  средние  по  стране,  однако  этого  окажется  недостаточно  для 
существенного изменения показателей межрегиональной дифференциации. Разрыв  между 
максимальным и минимальным показателями среднедушевого ВРП (Уральский и Северо-
Кавказский  федеральные  округа)  составлял  в  2010  году  4,5  раза,  в  2030  году 
соответствующий  показатель  (отношение  среднедушевого  ВРП  Дальневосточного  и 
Северо-Кавказского федеральныхокругов в ценах 2010 года) составит 3,6 раза. 

Рост 

производительности 

труда

29

  в  2030  году  по  отношению 

к 

2010 

году 

составит 

в 

инновационном  сценарии  2,9  раза, 
наиболее 

интенсивный 

рост 

производительности 

труда 

предполагается 

в 

Северо-

Кавказском  и  Южном  округах 
вследствие 

низкого 

базового 

уровня. 

Энергоемкость 

производства снизится к 2030 году 
в  среднем  по  стране  примерно  на 
40%, 

максимальное 

снижение 

предполагается в Северо-Кавказском и Центральном округах.  

                                                 

29

 Показатель рассчитывался как ВРП в ценах 2010 года на одного занятого в экономике. 

 

320 

 

 

Консервативный  сценарий  (вариант  1)

  сохраняет  на  перспективу  современную 

модель развития российской экономики, которой предполагается придать динамизм за счет 
новых  энерго-сырьевых  и  транспортных  проектов,  а  также  реализации  инновационной 
составляющей  в  отраслях  традиционной  специализации  российской  экономики.  В 
соответствии  с  гипотезами  консервативного  сценария  предполагается  частичное  снятие 
ограничений  инерционного  развития,  повышение  качественного  уровня  энерго-сырьевых 
отраслей и укрепление сырьевой специализации России в мире.  

Сохранится  концентрация  экономической  активности  в  столичных  агломерациях 

при усилении поляризации между западом и востоком России. Основные зоны роста: 

-

 

крупные агломерации – Московская с выходом на районы прилегающих областей 

вдоль  крупных  магистралей,  Санкт-Петербург  с  пригородами,  крупные  региональные 
столицы с ближайшими пригородами;  

-

 

ресурсодобывающие и металлургические регионы;  

-

 

более плотно заселенные регионы юга Европейской части России (Краснодарский 

край, Ростовская область); 

-

 

портовые регионы на западе и юге России. 

Распределение  производства  по  регионам  будет  определяться  преимущественно 

действием  тенденций,  сложившихся  в  2000-2010  годах,  а  также  инвестиционными 
проектами,  в  первую  очередь  проектами  разработки  новых  месторождений  полезных 
ископаемых  и  развития  инфраструктуры,  предусмотренными  инвестиционными 
программами крупных корпораций, а также реализацией принятых федеральных целевых 
программ.   

Реализация  в  рамках  консервативного  сценария  системы  крупных  проектов  по 

развитию  транспортной  и  энергетической  инфраструктуры  придаст  пространственному 
развитию  более  динамичный  характер,  снизит  риски,  связанные  с  энергообеспечением. 
Предполагается  формирование  новых  территориально-производственных  кластеров 
энерго-сырьевой  специализации  (Нижнее  Приангарье,  Забайкальский  край,  Тыва), 
восстановление  активных  геолого-разведывательных  работ  в  Сибири  и  освоение  зоны 
БАМа и прилегающих территорий (прежде всего в Южной Якутии и Забайкальском крае). 

Динамика макроэкономических показателей   в энерго-сырьевом сценарии

  

(среднегодовой темп за период, %) 

 

РФ

 как 

сумма 

регионов 

ЦФО 

СЗФО  ЮФО 

СКФО 

ПФО 

УФО  СФО  ДВФО 

ВРП 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2015 гг. 

103,8 

103,8 

104,1 

104,7 

103,6 

103,3 

103,9 

103,3 

104,4 

2016-2020 гг. 

103,6 

103,9 

103,4 

103,7 

106,3 

103,4 

101,4 

104,5 

104,3 

2021-2025 гг. 

103,0 

103,0 

103,1 

103,5 

103,8 

102,7 

102,4 

103,1 

103,8 

2026-2030 гг. 

102,4 

102,4 

102,4 

102,9 

103,2 

102,1 

101,8 

102,5 

103,2 

2012-2030 гг. 

103,1 

103,2 

103,2 

103,6 

104,2 

102,8 

102,3 

103,3 

103,9 

Промышленное 
производство 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2015 гг. 

103,7 

104,2 

103,7 

103,9 

104,0 

103,7 

102,0 

103,8 

104,1 

2016-2020 гг. 

102,7 

103,3 

102,8 

102,9 

103,0 

102,9 

101,2 

102,9 

103,2 

321 

 

 

 

РФ

 как 

сумма 

регионов 

ЦФО 

СЗФО  ЮФО 

СКФО 

ПФО 

УФО  СФО  ДВФО 

2021-2025 гг. 

102,4 

102,7 

102,5 

102,5 

102,7 

102,6 

101,4 

102,4 

102,9 

2026-2030 гг. 

102,3 

102,6 

102,3 

102,4 

102,5 

102,5 

101,3 

102,2 

102,8 

2012-2030 гг. 

102,6 

103,0 

102,6 

102,7 

103,0 

102,7 

101,4 

102,7 

102,9 

Конечное 
потребление  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2015 гг. 

103,2 

103,5 

104,1 

103,6 

103,5 

102,1 

102,9 

103,1 

102,9 

2016-2020 гг. 

104,2 

103,3 

103,5 

104,6 

104,9 

105,3 

104,7 

104,6 

105,3 

2021-2025 гг. 

103,7 

103,5 

103,7 

103,9 

104,0 

103,7 

103,8 

103,8 

103,9 

2026-2030 гг. 

103,1 

102,9 

103,1 

103,3 

103,4 

103,1 

103,2 

103,2 

103,3 

2012-2030 гг. 

103,7 

103,4 

103,8 

104,0 

104,1 

103,7 

103,8 

103,9 

104,0 

Инвестиции в 
основной капитал 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2015 гг. 

106,9 

106,0 

105,6 

105,3 

106,1 

106,2 

108,8 

107,9 

109,4 

2016-2020 гг. 

105,1 

103,8 

107,8 

106,5 

108,0 

107,1 

102,2 

105,4 

103,7 

2021-2025 гг. 

104,3 

103,7 

104,7 

104,1 

104,7 

104,3 

103,9 

104,7 

105,1 

2026-2030 гг. 

103,6 

103,0 

104,0 

103,4 

104,0 

103,6 

103,2 

104,0 

104,4 

2012-2030 гг. 

104,7 

101,7 

106,4 

105,4 

103,6 

104,5 

107,4 

105,1 

108,6 

Реализация  данного  сценария  позволит  сформировать  новые  источники  роста, 

основанные  на  ускоренном  развитии  энерго-сырьевых  отраслей  –  ТЭК,  металлургии, 
химии, а также транспорта. Импульс технологического развития получат обрабатывающие 
производства,  главным  образом,  связанные  с  обеспечением  развития  энергетики, 
сырьевого  сектора,  транспорта.  В  то  же  время  значительная  часть  отраслей,  не 
сопряженных  с  экспортно-сырьевым  ядром,  будет  развиваться  в  инерционном  режиме, 
характеризующемся падающей конкурентоспособностью.  

Пространственные  пропорции  консервативного  сценария  формируются  в 

соответствии  с  распределением  имеющейся  и  перспективной  минерально-сырьевой  и 
энергетической  базы,  объекты  которой  расположены  в  восточных  и  северных  регионах 
Российской  Федерации, сложившейся и формирующейся транспортной инфраструктурой, 
а также развитием отраслей тяжелой промышленности, обеспечивающих инвестиционный 
спрос, и строительства.  

Предполагается,  что  энерго-сырьевая  модель  развития  при  условии  реализации 

инновационного  потенциала  сырьевых  и  связанных  с  ними  отраслей  сможет  обеспечить 
достаточно высокие темпы роста ВВП – в 2030 году 1,8 раза по отношению к 2011 году.  

Реализация  консервативного  сценария  не  приводит  к  существенным  сдвигам  в 

распределении  ВРП  по  территории  страны,  тенденция  к  концентрации  производства  в 
западных  районах  страны  сохраняется,  но  проявляются  признаки  пространственной 
диверсификации  роста  за  счет  некоторого  увеличения  доли  Южного,  Северо-Западного, 
Дальневосточного округов.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     18      19      20      21     ..