Структура и организация работы детской поликлиники, основные задачи и порядок работы (2011 год)

 

  Главная      Учебники - Разные    

 

поиск по сайту           правообладателям           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1        2          3      4       5     6         7         8      9    10     11     12

 

 

 

Министерство здравоохранения и социального развития России Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

Кафедра педиатрии №2


 

Структура и организация работы детской поликлиники, основные задачи и порядок работы (2011 год)

Учебно-методическое пособие

к клиническому практическому занятию № 1

для аудиторной работы студентов 5 курса педиатрического факультета


 

по дисциплине «Поликлиническая педиатрия»

для специальности 060103 - Педиатрия (очная форма обучения)


 

 2011

Содержание


 

№ №

Наименование

Стра- ница

1

Учебные и воспитательные цели

3

2

Методические указания студентам по выполнению программы самоподготовки

4

3

Вопросы для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов:

4

3

Исходный контроль знаний

5

4

Краткая аннотация.

Основные вопросы диспансеризации детей и подростков

6

5

Режим работы поликлиники

7

6

Структура поликлиники.

8

7

Участковый принцип обслуживания детей.

9

8

Примерный план работы участкового врача-педиатра

10

9

Медицинский паспорт участка

Перечень лекарственных средств и медицинских предметов для оказания медицинской помощи на дому педиатром

11

10

Тестовый контроль итоговый

12

11

Ситуационные задачи

15

12

Список литературы

16


 

Тема: «Структура и организация работы детской поликлиники, основные задачи и порядок работы. Участковый принцип обслуживания, разделы работы, функциональные обязанности и документация участкового педиатра»


 

Актуальность темы: В настоящее время, когда реформирование здравоохранения России вплотную коснулось амбулаторно – поликлинической помощи, в т.ч. педиатрической службы особенно актуальной становится проблема подготовки ысококвалифицированных специалистов. Выпускнику педиатрического факультета необходимо хорошо ориентироваться в вопросах организации работы ДП и оказания первичной медико – санитарной помощи детскому населению; формировать ответственность будущего врача за жизнь и здоровье ребенка.


 

Учебные и воспитательные цели

Общая цель: научить студента хорошо ориентироваться в вопросах организации и принципах работы ДП, на основе полученных знаний уметь оказывать квалифицированную амбулаторно – поликлиническую помощь детскому населению


 

Студент должен Знать:

-основные нормативные документы по организации амбулаторно-поликлинической помощи детям в РФ;

-организация и структура детской поликлиники, значение каждого подразделения, система взаимосвязи с другими детскими учреждениями по обеспечению профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи детям;

-основные направления работы и функциональные обязанности участкового врача педиатра, участковой медицинской сестры;

-основная медицинская документация детской поликлиники, оформление медицинской документации педиатрического участка;

-организация стационара на дому;

-основные статистические показатели работы детской поликлиники и участкового врача педиатра.

Уметь:

  • составить паспорт участка;

  • составить план участкового педиатра на месяц;

  • провести анализ заболеваемости участка;

  • уметь заполнить медицинскую документацию - форма №№ 112/у, 026/у, 030/у.

    Иметь:

  • представление о формах и объёме оказания медицинской помощи детям и подросткам в условиях детской поликлиники, взаимосвязи между различными звеньями здравоохранения.

Схема интегративных связей:

Кафедра общественного здоровья и организации здравоохранения.

Вопросы структуры, организации работы детской поликлиники в городе и сельской местности. Показатели работы.


 

Алгоритм изучения темы:

  1. Методические указания студентам по выполнению программы самоподготовки.

  2. Перечень вопросов для самостоятельной подготовки.

  3. Изучение основной и дополнительной литературы.

  4. Исходный контроль знаний - тесты исходного уровня знаний.

  5. Самостоятельная работа.

  6. Контроль результатов усвоения темы - итоговый тестовый контроль, ситуационные задачи.


 

Методические указания студентам по выполнению программы самоподготовки:

  1. Ознакомьтесь с целями практического занятия и самоподготовки.

  2. Восстановите приобретенные на предыдущих курсах и ранее изученных темах знания;

  3. Усвойте основные понятия и положения, касающиеся темы занятия;

  4. Уясните, как следует пользоваться средствами решения поставленных задач;

  5. Проанализируйте проделанную работу, выполните контрольные задания;

  6. Воспользуйтесь приложениями к методическим указаниям.


 

Вопросы для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов:

  1. Перечислить основные структурные подразделения ДП.

  2. Перечислить какие функции выполняет ДП, участковый педиатр, участковая медицинская сестра.

  3. Указать режим работы участкового, специалистов, подразделений ДП.

  4. Перечислить функции КЗР, определить его роль в воспитании здоровых детей.

  5. Оценить преимущества участкового принципа работы в поликлинике

  6. Определить роль ОВЛ в профилактике заболеваний и реабилитации детей.

  7. Определить роль ДШО при диспансеризации детей в образовательных учреждениях.

  8. Перечислить основную учетно – отчетную документацию на педиатрическом участке.

  9. Указать принципы организации стационара на дому, показания для госпитализации в стационар круглосуточного пребывания.

  10. Перечислить основные критерии эффективности работы участкового педиатра, ДП.

Исходный контроль знаний - тесты исходного уровня знаний.

  1. Детская поликлиника – это основное медицинское учреждение с профилактической направленностью деятельности, работа которой заключается в проведении мероприятий первичной профилактики и воспитании здорового ребенка, диспансеризации детского населения, предупреждении и раннем выявлении заболеваний, а также оказании квалифицированной лечебно – диагностической помощи:

    а) да б) нет

  2. Основным принципом организации работы детской поликлиники является: а) лечебно – профилактический

    б) диспансерный

    в) участково – территориальный

  3. В структуре детской поликлиники предусмотрено наличие следующих подразделений а) отделение неотложной медицинской помощи

    б) отделение восстановительного лечения

    в) консультативно – диагностическое отделение г) лечебно – профилактическое (педиатрическое) д) отделение медико – социальной помощи

    е) отделение организации медицинской помощи детям в образовательных учреждениях ж) отделение лучевой диагностики

  4. В работе участкового педиатра выделяют основные разделы: а) профилактическая работа

    б) противоэпидемическая работа в) лечебная работа

    г) работа с участковой медицинской сестрой д) санитарно – просветительная работа

    е) повышение квалификации и научная организация труда ж) все перечисленное

  5. Основные задачи кабинета здорового ребенка:

    а) пропаганда здорового образа жизни в семье

    б) обучение родителей правилам воспитания здорового ребенка

    в) санитарное просвещение родителей по гигиеническому воспитанию детей, профилактике заболеваний и отклонений в их развитии

    г) все перечисленное

  6. Кабинет здорового ребенка оказывает следующие виды медицинской помощи: а) ведение приема врачом (фельдшером)

    б) обучение матерей комплексам массажа, гимнастики, закаливающих процедур в) разъяснение рекомендаций по вскармливанию

    г) проведение контрольного взвешивания

    д) рекомендации по профилактике гипогалактии

    е) проведение работы по профилактике рахита, анемии

    ж) рекомендации по подготовке детей к поступлению в образовательные учреждения з) проведение консультаций педагога – психолога по вопросам воспитания детей

    и) все перечисленное

  7. Рабочий график детской поликлиники предусматривает:

    а) профилактический день для приема детей, состоящих на диспансерном учете по поводу заболеваний

    б) профилактический день для осмотра здоровых детей раннего возраста в) дни приема реконвалесцентов острых заболеваний

  8. К основным показателям работы участкового педиатра относятся: а) число детей, состоящих на диспансерном учете

    б) распределение детей по группам здоровья

    в) процент детей до 4 месяцев, находящихся на естественном вскармливании г) охват детей профилактическими прививками

    д) жалобы населения е) все перечисленное

  9. Задачи прививочного кабинета:

    а) проведение профилактических прививок в соответствии с календарем прививок, показаниями и противопоказаниями к их проведению, определяемые врачом – педиатром

    б) хранение и использование вакцин

    в) выявление поствакцинальных осложнений

    г) оказание неотложной помощи и информирование педиатра и заведующего отделением

    д) обеспечение и контроль вакцинации в образовательных учреждения

  10. Основные задачи служб инструментальной диагностики в детской поликлинике – раннее выявление нарушений здоровья у детей разного возраста и контроль за морфологическим и функциональным состоянием различных органов и систем в процессе динамического наблюдения и лечения

    а) да б) нет


     

    Самостоятельная работа:

    1. Курация больных и здоровых детей различных возрастных групп (на приеме участкового врача педиатра, обслуживание вызовов и активные посещения больных на дому).

    2. Патронажная работа студента (дородовый патронаж, первичный патронаж к новорожденному; патронаж к детям первого года жизни).

    3. Запись результатов клинического осмотра и обследования детей.

    4. Работа с основной медицинской документацией педиатрического участка: учетно- отчетные формы №№ 112/у, 026/у, 058/у, 030/у, 063/у, санаторно-курортная карта, направление на консультацию или госпитализацию, бесплатный рецепт, лист нетрудоспособности, справка для поступления в ВУЗ, рецепт на молочную кухню.

    5. Беседы с родителями.

    6. Разбор клинических случаев, выявление типичных ошибок.

    7. Заслушивание рефератов.


 

Итоговый контроль знаний:

  1. Опрос по основным понятиям темы.

  2. Выполнение заданий для уяснения темы.

  3. Проверка правильности заполнения медицинской документации.

  4. Подведение итогов с оглашением оценки каждого обучающегося за теоретические знания и практические навыки по изученной теме занятия.


 

Краткая аннотация

Ведущее место в системе детского здравоохранения занимает амбулаторно- поликлиническая помощь, которая обеспечивается широкой сетью детских поликлиник и поликлинических отделений. ДП может быть самостоятельным ЛПУ или входить в состав детской, общей городской или центральной районной больницы, городской поликлиники.

В районе своей деятельности ДП обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от момента выписки из родильного дома до передачи их под наблюдение подросткового кабинета, то есть до 18 лет (17 лет 11 мес. 29 дней). Оказание медицинской помощи предусмотрено непосредственно в поликлинике, на дому и в образовательных учреждениях.

ДП выполняет следующие функции:

  • организация и проведение комплекса профилактических мероприятий (динамическое наблюдение за здоровыми детьми, профилактические осмотры и диспансеризация в декретированные сроки, профилактические прививки, санитарно-просветительная работа с родителями).

  • направление на лечение в стационары больниц.

  • реабилитация с использованием санаторного и курортного лечения, в лагерях отдыха, лесных школах и др.

  • лечебно-профилактическая работа в образовательных учреждениях.

  • противоэпидемические мероприятия и прививочная иммунопрофилактика (совместно с СЭН).

  • гигиеническое воспитание детей и родителей.

  • правовая защита детей.

  • повышение квалификационной категории врачей, среднего и младшего медицинского персонала.

В зависимости от численности детского населения района и количества посещений в день, различают 5 категорий поликлиник:

1 – на 800, 2 – 700, 3 – на 500, 4 – на 300 и 5 – на 150 посещений в день.

Количество детей на педиатрическом участке должно быть не более 800; на каждую должность участкового врача устанавливается 1,5 должности участковых медсестёр.

На каждые 8-9 педиатрических участков выделяется одна должность освобождённого заведующего.

Должности врачей в детских учреждениях и школах общего профиля устанавливается из расчёта одна должность на 180-200 детей в детских яслях, на 600 детей – в детских садах и на 2000 учащихся в школах.

В дошкольных учреждениях и школах общего типа устанавливается одна должность медсестёр на 700 учащихся школ, на 100 детей детских садов, на 50 детей санаторных детских садов и на 300 учащихся вспомогательных школ с умственно отсталыми детьми.

По нормативам, утверждённым МЗ РФ, участковый-педиатр в течение 1 часа работы обслуживает в поликлинике 5 детей, на дому-2 ребёнка; при профилактических осмотрах число посещений на 1 час работы составляет 7 детей.


 

Режим работы поликлиники

Наиболее рациональна работа ДП по шестидневной неделе с 8 до 19 часов в рабочие дни. В выходные и праздничные дни устанавливаются дежурства педиатров с 9 до 14 часов. В остальное время больных обслуживает станция скорой помощи.

Информация о работе поликлиники, размещённая вблизи от регистратуры, должна включать графики работы врачей, ведущих приём, диагностических, процедурных, физиотерапевтических кабинетов и вспомогательных служб во все дни недели.

В графике участкового врача целесообразно один из дней недели (например, вторник) выделить для профилактического приёма детей раннего возраста, а другой (четверг) – для диспансерного приёма детей с отклонениями в состоянии здоровья. При наличии в поликлинике более двух педиатрических участков (отделений) целесообразно чередовать их работу по сменам, обеспечивая в обязательном порядке вечерние приёмы. Приёмы врачей- специалистов организуется также с обязательным чередованием смен.

Продолжительность приёма участковыми врачами-педиатрами в поликлинике устанавливается администрацией в зависимости от местных условий (времени года, отдаленности участка и т.п.) – в пределах 2,5 – 3 часов. При необходимости график может меняться. Процедурный кабинет работает все дни недели, в том числе, в выходные и праздничные дни на протяжении всех часов работы поликлиники.

Структура поликлиники. Подразделениями в структуре любой поликлиники являются: регистратура, фильтр с отдельным входом и боксированный изолятор, кабинет

доврачебной помощи, кабинеты врачей, лечебно-диагностические и профилактические кабинеты (рентгеновский, функциональной диагностики, физиотерапевтический, ингаляторий, процедурный, ортопедический, ЛФК, массажа, здорового ребенка), бассейн, пункт раздачи молочных смесей, административно-хозяйственные помещения. Во многих поликлиниках есть свои клиническая и биохимическая лаборатории. В некоторых поликлиниках есть отделения восстановительного лечения.

Фильтр – это помещение при входе в поликлинику для больных детей, которое сообщается с боксами, куда направляются дети, подозрительные на наличие у них инфекционных заболеваний. Выход из боксового изолятора должен быть отдельным.

Регистратура – важное звено в структуре поликлиники. От четкости работы регистратуры во многом зависит своевременность и порядок в обслуживании больных и здоровых детей. Поликлиника работает в две смены, и участковые врачи планируют свою работу так, чтобы один и тот же врач в течение недели имел дни с утренним приемом и дни с вечерним приемом. В регистратуре поликлиники есть специальный стенд и стол с папками для предварительной самозаписи на прием к специалистам. Основным документом детской поликлиники является история развития ребенка (уч. ф. № 112). Истории развития хранятся на стеллажах в регистратуре и раскладываются по участково-территориальному принципу. Обычно они имеют цветную маркировку корешков, различную по участкам, что облегчает работу регистратора. Вызовы врача на дом, переданные по телефону, при личном посещении регистратуры вносятся в книгу записи вызовов врача на дом, отдельную для каждого участка. В нее вписываются, кроме того, активные посещения по инициативе самого врача, а также вызовы, переданные со станции скорой и неотложной помощи.

Принимая вызов на дом, регистратор обязательно уточняет состояние больного, основные жалобы, температуру тела. О случаях тяжелого состояния он немедленно сообщает участковому педиатру, при отсутствии последнего – заведующему поликлиническим отделением или поликлиникой.

Кабинет доврачебной помощи является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется старшей медицинской сестре поликлиники. В него обращаются дети и их родители для проведения контрольного кормления, обработки микротравм, выдачи справок об эпидемической обстановке по месту жительства, оформления справок из истории развития и направлений на различные виды исследований перед определением детей в дошкольные учреждения либо при поступлении в школу, отъезде в детские санатории и летние оздоровительные учреждения. В кабинете доврачебной помощи производятся также антропометрические измерения, определение температуры тела и артериального давления перед осмотром педиатра. Все это сокращает время пребывания в поликлинике родителей с детьми, ликвидирует очереди, разгружает педиатрический прием за счет уменьшения посещений, связанных с оформлением документации. Ребенок попадает на прием со всеми необходимыми исследованиями и документами, подготовленными для окончательного заключения о состоянии здоровья или подписи выписок, справок и др.

Кабинет здорового ребенка - структурное подразделение детской поликлиники, выполняющее роль методического центра по проведению профилактической работы среди детей раннего возраста. Он обеспечивает консультативно-методическую помощь врачам-педиатрам, медицинским сестрам, молодым матерям и беременным женщинам. Основной штатной единицей кабинета является специально подготовленная медицинская сестра (фельдшер). Руководит ее деятельностью один из заведующих педиатрическим отделением. Медицинская сестра кабинета поддерживает тесную связь с участковыми педиатрами.

Основной задачей кабинета здорового ребенка является обучение молодых матерей теоретическим знаниям и практическим навыкам по вопросам ухода, воспитания, особенностям развития здоровых детей раннего и дошкольного возраста. В оборудование кабинета входят: кровать для ребенка раннего возраста с набором спальных

принадлежностей (матрац, простыни, плоская подушка с наволочкой, одеяло теплое, байковое, тканевое, пододеяльники) коляска детская, пеленальный стол весы медицинские, ростомер, столик детский, стульчик детский, стеклянный шкаф для предметов ухода за ребенком и грудью матери, шкафчик для образцов продуктов питания, шкафчик для игрушек. В одном из шкафов должны быть наборы одежды, пеленки, большая пластмассовая кукла для обучения пеленанию и одеванию ребенка. Из наглядных пособий необходимы стенды, рассказывающие о питании и режиме беременной женщины и кормящей матери, профилактике гипогалактии, проведении дородового патронажа, режиме дня, показателях физического развития, возрастных комплексах массажа и гимнастики, методах закаливания детей первых трех лет жизни, стол с санитарно-просветительной литературой.

Участковые педиатры ведут здесь по графику приемы здоровых детей первого года жизни, определяют степень их физического и нервно-психического развития, беседуют с матерями о методах ухода за детьми и их воспитания, о рациональном питании исходя из индивидуальных особенностей ребенка. При этом они используют имеющиеся в кабинете наглядные пособия. Медицинская сестра часто приглашает 3 – 4 ребенка близкого возраста. Во время осмотра врачом одного ребенка медицинская сестра обучает мать другого методам массажа, гимнастики.

На базе кабинета проходят занятия школы будущих матерей, отцов, проводятся беседы со школьницами старших классов о будущем материнстве. В кабинете ведется рабочая документация: журнал кабинета здорового ребенка.


 

Участковый принцип обслуживания детей.

Работа амбулаторно-поликлинических учреждений строится по участковому принципу. Территория района, определенного для поликлиники, делится на участки, каждому участку присваивается порядковый номер.

Детское население каждого участка обслуживается участковым врачом-педиатром и участковой медсестрой. Работу необходимо начинать с анализа участка: границы, характеристика территории, численность населения, рождаемость, подъездные пути, телефонная связь, контингент детей. Дети, поживающие на участке, должны переучитываться не реже двух раз в год (к 1 июля и к 1 января) путём поквартирных обходов участковыми сестрами. При этом фиксируется фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес ребенка, для организованных детей – номер дошкольного учреждения, школы.

Участково – территориальный принцип работы обеспечивает наблюдение за детьми как на дому, так и в поликлинике постоянно закрепленным медперсоналом, изучающим состояние их здоровья в динамике с учетом социальных и бытовых условий.

Главными задачами в работе участкового врача-педиатра являются: снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей.

Участковый врач-педиатр работает по плану, составляемому ежемесячно.


 

Примерный план работы участкового врача-педиатра

На

месяц 20 г.


 

Наименование мероприятия

Срок исполнения

Отметка

o выполнении

Причины невыполнения

1

Провести дородовые патронажи беременных по показаниям (пофамильный список

     

2

Провести патронажи

     


 

 

новорожденных.

     

3

Профилактические осмотры 1-го года жизни.

     

4

Профилактические осмотры детей от 1 до 3 лет жизни, не посещающих ДДУ Профилактические осмотры детей от 3 до 7 лет, не посещающих ДДУ (пофамильный список)

     

5

Осмотры детей группы «риска» (гипотрофия, рахит, анемия и др.) в установленные сроки (пофамильный список).

     

6

Осмотры детей перед проведением профилактических прививок.

     

7

Осмотры детей, страдающих хроническими заболеваниями в установленные сроки (пофамильный список)

     

8

Осмотры детей, страдающих хроническими заболеваниями в установленные сроки (пофамильный список)

     

9

Провести анализ показателей работы за прошедший месяц и подготовить отчёт зав. отделением.

     

10

Принять участие в работе комиссии по разбору случаев детской смертности с докладом о случаях детской смертности на участке.

     

11

Провести беседу с участковой медицинской сестрой по одной из актуальных тем.

     

12

Проверить качество патронажей участковой медицинской

сестры к детям 1-го года жизни.

     


 

Педиатрический кабинет предназначен для приема детей врачом – педиатром. Он должен быть хорошо освещенным, с температурой воздуха не ниже 20-22°, достаточно изолированным от внешнего шума. Оборудование: стол для врача, пеленальный столик для осмотра детей раннего возраста, кушетка для осмотра старших детей, ростомеры, сантиметровая лента, детские весы, небольшой столик для медицинских инструментов, шпателя, аппарат для измерения артериального давления, легко моющиеся игрушки.

В работе участкового педиатра выделяют несколько основных разделов:

  • профилактическая работа с диспансеризацией;

  • лечебная работа;

  • санитарно-просветительная работа;

  • организационная работа.

    Профилактическая работа участкового врача – педиатра включает:

  • неспецифическую профилактику (антенатальная охрана плода и новорожденного, патронажи, организация рационального режима дня и питания, проведение комплекса массажа и гимнастики, мероприятий по закаливанию, диспансерное наблюдение за здоровыми детьми, профилактика и реабилитация детей с хроническими заболеваниями);

  • специфическую профилактику (иммунопрофилактика, противоэпидемическая работа в очаге инфекционных заболеваний)

    Лечебная работа участкового врача-педиатра включает:

  • лечение на дому детей с острыми заболеваниями и обострениями хронически форм патологии, госпитализацию больных;

  • прием в детской поликлинике реконвалесцентов после острых заболеваний, не представляющих опасности заражения для окружающих;

  • наблюдение и реабилитация детей, находящихся на учете по форме № 30;

  • при работе в объединенной поликлинике – дежурство по больнице.

    Санитарно-просветительная работа участкового врача-педиатра включает:

  • индивидуальные беседы с родителями и старшими детьми по вопросам гигиены, профилактики и лечения заболеваний;

  • занятие в очной школе молодых матерей и отцов;

  • встречи с населением;

  • вечера вопросов и ответов;

  • работу в комнате здоровья на участке;

  • выпуск санитарной стенной печати (санлистки, сангазеты ).

Деятельность детской поликлиники отражается в учетной медицинской документации, установленной приказом Министерства здравоохранения СССР № 1030 от 4 октября 1980 г. «Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения»


 


 

Лечебное учреждение: (адрес поликлиники) Главный врач

Участок №

Медицинский паспорт участка:


 

Врач:

Количество детей на участке: Из них до года:

От 3-х до 7-ми лет От 12-ти до 15 лет

От 1 до 3-х лет От 7-ми до 11 лет От 15-ти до 18 лет


 

Схема педиатрического участка:

Перечень лекарственных средств и медицинских предметов для оказания медицинской помощи на дому педиатром

(Приложение №2 к приказу МЗ СССР от 19 января 1983г. № 60. Извлечение из приказа Министерства здравоохранения СССР от 11 ноября 1973г. № 876 «Об обеспечении участковых врачей-терапевтов и педиатров набором медикаментов для оказания экстренной медицинской помощи больным на дому»).


 

Наименование ЛС

Содержимое укладки

1.

Кордиамин для инъекций 2,0

2 амп.

2.

Адреналин 0,1% 1,0

1 амп.

3.

Эфедрин 5% 1,0

1 амп

4.

Атропин 0,1% 1,0

2 амп.

5.

Анальгин 50% 1,0

1 амп.

6.

Пенициллин 500 тыс.

2 амп.


 

7.

Новокаин 0,5% 5,0

2 амп.

8.

Преднизолон 30 мг 1,0

3 амп.

9.

Р-р магния сульфат 25% 10,0

1 амп.

10.

Пипольфен 2,5% 2,0

1 амп.

11.

Аминазин 2,5% 1,0

2 амп

12.

Сода питьевая в табл. 0,5

№ 10

13.

Спирт 96 град. 20,0

1 флакон

14.

Вата 25,0

1 пакет

15.

Бинт 10х5 стерильный

1 штука

16.

Термометр медицинский

1 штука

17.

Шприц-укладка 2,0

1 штука

18.

Шприц-укладка 10,0

1 штука

19.

Амидопирин в р-ре 4% 5,0

2 амп

20.

Раствор аммиака 10% 1,0

3 амп


 

Специализированная и консультативная помощь в поликлинике.

Во многих ДП оказывается специализированная помощь детям, объём её зависит от мощности поликлиники. В первую очередь укомплектовывают должности врачей отоларингологов, офтальмологов, невропатологов, кардиоревматологов, врачей по лечебной физкультуре и логопедов. В пределах городского района, города возможна централизация отдельных специализированных служб (рентгенологической, функциональной диагностики, урологической, гастроэнтерологической, нефрологической, аллергологической, пульмонологической и др.)

В больших поликлиниках создаются кабинеты по охране зрения детей. Оправдали себя организация приёмов фтизиатра, эндокринолога, детского психиатра на базе детской поликлиники.

Отдельные виды специализированной помощи могут оказываться детям в диспансерах

– кожно-венерологическом, онкологическом, противотуберкулёзном.

Стоматологическую помощь дети получают в специализированных поликлиниках.

Помимо профилактической работы, врачи-специалисты по графику ведут приём больных детей, осуществляют диспансеризацию, консультативную помощь (в поликлинике и на дому), проводят анализ заболеваемости, разрабатывают мероприятия по её снижению, проводят повышение квалификации медперсонала поликлиник и санитарное просвещение населения.

Качество и эффективность специализированной помощи зависят от уровня оснащенности учреждения аппаратурой и от квалификации специалистов. В последние годы большую помощь в обследовании детей оказывают краевые и городские диагностические центры, оснащенные современной аппаратурой.


 

Тестовый контроль итоговый

  1. Система государственных, медицинских, педагогических, социальных, юридических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений функций детского организма и их восстановление - это:

    а) диспансеризация; б) реабилитация;

    в) адаптация.

  2. Участковый педиатр редко использует в своей работе указанную учётную документацию: а) ф.26-индивидуальная карта ребёнка;

    б) ф.58-экстренное извещение;

    в) ф.112-история развития ребёнка;

    г) ф.63-карта профилактических прививок.

  3. В системе реабилитационных мероприятий выделяют следующие этапы: а) стационарный, амбулаторный, восстановительный;

б) восстановительный, стационарный, послебольничный; в) стационарный, послебольничный, адаптационный.

4.Участкрвый врач педиатр не использует одну из форм медицинской документации: а) обменная карта (ф. 113/у);

б) контрольная карта диспансерного наблюдения (ф. 030/у); г) история развития ребёнка (ф. 112/у).

  1. В структуре детской поликлиники выделяют: а) педиатрическое отделение;

    б) соматическое отделение;

    в) отделение; медицинской помощи детям в образовательных учреждений; г) отделение восстановительного лечения

  2. Норматив обслуживания детского населения на одном педиатрическом участке составляет не более:

    а) 1000 человек;

    б) 800 человек;

    в) 500 человек;

  3. Здоровые дети находятся на диспансерном наблюдении включительно: а) до 1 год;

    б) до 3 лет; в) до 7 лет; г) до 18 лет.

  4. Перепись детского населения в поликлинике проводится: а) 2 раза в год;

    б) 1 раз в год; в) ежемесячно.

  5. Дайте характеристику категориям поликлиник: 1, 2, 3, 4, 5. I категория – …посещений/день;

    II категория – …посещений/день; III категория – …посещений/день; IV категория – …посещений/день; V категория – …посещений/день.

  6. Из перечисленных приемов выберите те, которые соответствуют нормативам МЗ: а) 10 детей/час для врача-педиатра в поликлинике;

    б) 5 детей/час для врача-педиатра в поликлинике; в) 5 детей/час для врача-педиатра на дому;

    г) 2 детей/час для врача-педиатра на дому; д) 5детей/час врачу невропатологу;

    е) 5 детей/час врачу эндокринологу; ж) 2.5 детей/час врачу психиатру.

  7. Назовите основные разделы работы участкового врача: а, б, в, г.

  8. Расшифруйте название учетных форм: № 112, №63, №26, №30, №58.

  9. В детской поликлинике проводят лабораторные исследования все, кроме: а) общий анализ крови;

    б) биохимический анализ крови; в) кровь на RW, HbSAg;

    г) общий анализ мочи; д) кал на копрологию; е) кал на яйца глистов; ж) кровь на сахар;

    з) моча на сахар.

  10. На сколько дней участковый врач может выдать первичный больничный лист: а) 3 дня;

    б) 5 дней;

    в) 7 дней;

    г) 10 дней;

    д) 14 дней.

  11. Укажите штаты ДП, соответствующие установленным нормативам : а) 1 ставка участкового врача на 1500 детей;

    б) 1 ставка участкового врача на 1000 детей; в) 1 ставка участкового врача на 800 детей; г) 1 ставка участкового врача на 350 детей; д) 1 ставка участкового врача на 200 детей; е) 1 ставка участкового врача на 600 детей; ж) 1 ставка участкового врача на 2500 детей.

  12. Перечислите подразделения детской поликлиники: а, б, в, г, д, е, ж, з.

  13. Составьте график работы участкового педиатра: а, б.

  14. Перечислите основные приказы, действующие в детской поликлинике: а, б, в.

  15. Противоэпидемическая работа участкового врача-педиатра включает все, кроме:

    а) учет детей, подлежащих прививкам, планирование прививочной работы на участке; б) контроль за подготовкой к прививкам детей с аллергическими реакциями на

    предыдущее введение вакцины;

    в) оформление временных и постоянных медицинских отводов; г) обслуживание больных детей на дому;

    д) работу в очаге, контроль за проведением текущей и заключительной дезинфекции, наблюдение за реконвалесцентами инфекционных заболеваний

  16. При оформлении ребенка в ДОУ врач заполняет форму: а) № 112/у;

    б) № 026/у; в) № 030/у; г) № 063/у; д) № 086/у;

  17. Фильтр ДП – это помещение для приёма:

    а) детей, - подозрительных на наличие инфекционных заболеваний; б) детей, для проведения скрининг-тестирования;

    в) новорожденных детей;

    г) для осмотра детей перед проведением профилактических прививок.

  18. Перечислите основные показания для лечения детей и подростков в условиях стационара на дому: а, б, в, г.

  19. Назовите задачи прививочного кабинета ДП: а, б, в, г, д.

  20. Перечислите основные аспекты работы консультативно – диагностического отделения ДП: а, б, в, г, д.

  21. Критерии оценки эффективности работы участкового врача - педиатра по разделу организация лечебного процесса: а, б, в, г, д.


     

    Ситуационные задачи

    1. На приеме участкового врача – педиатра мальчик в возрасте 1 месяца. Ребенок от I беременности; I срочных родов, молодых здоровых родителей. Масса при рождении 3600; рост 55 см.

      Составьте план наблюдения до 3-х месяцев.

    2. На приеме участкового врача – педиатра ребенок в возрасте 3 месяцев. По данным этапного эпикриза физическое развитие среднее, гармоничное, мезосоматотип; нервно – психическое развитие I группа, I подгруппа; группа здоровья I.

      Составьте план наблюдения до 1 года.

    3. На приеме участкового врача – педиатра мальчик в возрасте 1 года. Ребенок от II беременности; II срочных родов, молодых здоровых родителей. Масса при рождении 3600; рост 55 см. Рос и развивался соответственно возрасту. Привит по календарю. Респираторными заболеваниями болел 2 раза. По данным этапного эпикриза группа здоровья I физическое развитие ниже среднего, гармоничное, микросоматотип; нервно – психическое развитие I I группа, I I подгруппа; группа здоровья II.

Составьте схему профилактического наблюдения до 2-х лет.

Список литературы Обязательная

  1. Поликлиническая педиатрия: учебник / под ред. А.С. Калмыковой.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.

  2. Руководство по амбулаторно – поликлинической педиатрии / Под ред. А.А. Баранова. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007.- 608с.


 

Дополнительная

  1. Амбулаторно-поликлиническая педиатрия: учебное пособие / под ред. В.А. Доскина.- М.: МИА, 2008. – 464с.

  2. Баранов, А. А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях : рук. для врачей / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.

  3. Лекции по поликлинической педиатрии /Под ред. Т.И. Стуколовой. – М.: ФГОУ

    «ВУНМЦ Росздрава», 2005.- 448с.

  4. Омолоева Т.С. Принципы оформления медицинской документации в условиях детской поликлиники: учебное пособие для студ.5 курса педиатрического факультета

    под ред. Т.С. Омолоевой, 2011.- 35с.

  5. Поликлиническая педиатрия /Под ред. В.Н. Чернышова. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2007. – 335с.

  6. Участковый педиатр: новое справочное руководство /под ред. М.Ф. Рзянкиной. В.П. Молочного. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.- 472 с.


 

Информационное обеспечение


 

  1. Интернет – сайт ГОУ ВПО ИГМУ

  2. Центральная научно – медицинская библиотека ММА им. И. М. Сеченова - http: // scsml.rssi.ru

  3. Московский НИИ педиатрии и детской хирургии - http: //www.hedklin.ru

  4. Медицинский видеопортал - MED – edu. Ru

  5. НЦЗД РАМН

  6. Союз педиатров России

 

 

////////////////////////////