Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2018 года - часть 72

 

  Главная      Учебники - Разные     Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2018 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     70      71      72      73     ..

 

 

Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Российской Федерации по итогам 2018 года - часть 72

 

 

3

 

Потребительские и инвестиционные компоненты государственных программ

 

млрд. рублей

 

№№

 

Наименование государственных программ Российской Федерации

 

Финансирова

ние из 

бюджетов 

Центрального 

правительства

 

 

из них:

 

Расходы 

 

на конечное 

потребление 

отечественной 

продукции

 

Валовое 

накопление 

основного 

капитала

 

Программные расходы Центрального правительства, всего

 

19 496,9 

12 768,8 

3 879,6 

 

из них

 

 

 

 

01 

«Развитие здравоохранения»

 

2 324,0 

2 236,0 

52,5 

02 

«Развитие образования»

 

545,1 

476,9 

54,1 

03 

«Социальная поддержка граждан»

 

1 884,7 

1 143,1 

543,4 

04 

«Доступная среда»

 

на 2011 

2020 годы

 

54,4 

37,5 

7,3 

05 

«Обеспечение доступным

 

и комфортным жильем и коммунальными 

услугами граждан Российской Федерации»

 

107,1 

9,1 

94,3 

07 

«Содействие занятости населения»

 

36,5 

15,6 

9,7 

08 

"Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"

 

693,8 

470,2 

88,7 

10 

«Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение 

пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»

 

185,1 

117,2 

25,5 

11 

«Развитие культуры и туризма»

 

на 2013 

2020 годы

 

89,1 

62,5 

21,8 

12 

«Охрана окружающей среды»

 

на 2012 

2020 годы

 

39,2 

30,0 

5,1 

13 

«Развитие физической культуры и спорта»

 

62,1 

37,1 

22,5 

14 

«Развитие науки и технологий»

 

187,5 

132,2 

38,1 

15 

«Экономическое развитие и инновационная экономика»

 

105,7 

61,2 

28,0 

16 

«Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»

 

263,7 

60,1 

164,6 

17 

«Развитие авиационной промышленности на 2013 

2025 годы»

 

67,3 

1,5 

65,0 

18 

«Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых 

месторождений на 2013 

2030 годы»

 

8,8 

0,3 

8,5 

19 

«Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013 

2025 годы»

 

9,7 

0,1 

9,6 

20 

«Развитие фармацевтической и медицинской промышленности»

 

на 2013 

2020 годы

 

6,9 

1,3 

4,1 

21 

«Космическая деятельность России на 2013 

2020 годы»

 

161,3 

15,5 

131,0 

22 

«Развитие атомного энергопромышленного комплекса»

 

62,3 

2,0 

58,5 

23 

«Информационное общество (2011 

2020 годы)»

 

140,6 

72,8 

48,3 

24 

«Развитие транспортной системы»

 

813,7 

283,3 

473,1 

25 

«Государственная программа развития сельского хозяйства и 

регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и 

продовольствия на 2013 

2020 годы»

 

249,5 

69,9 

150,0 

26 

«Развитие рыбохозяйственного комплекса»

 

11,9 

9,8 

0,7 

27 

«Развитие внешнеэкономической деятельности»

 

76,7 

51,8 

7,1 

28 

«Воспроизводство и использование природных ресурсов»

 

46,9 

32,2 

12,8 

29 

«Развитие лесного хозяйства»

 

на 2013 

2020 годы

 

33,5 

17,4 

7,9 

30 

«Энергоэффективность и развитие энергетики»

 

11,2 

6,6 

2,2 

32 

«Обеспечение государственной безопасности»

 

2,0 

1,3 

0,2 

34 

«Социально

-

экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского 

региона»

 

53,1 

18,0 

22,0 

35 

«Развитие Северо

-

Кавказского федерального округа»

 

на период до 2025 

года

 

13,9 

1,6 

11,2 

36 

«Развитие федеративных отношений и создание условий для 

эффективного и ответственного управления

 

региональными и 

муниципальными финансами»

 

1 041,0 

420,6 

305,0 

37 

«Социально

-

экономическое развитие Калининградской области до 2020 

года»

 

64,3 

22,6 

24,7 

4

 

№№

 

Наименование государственных программ Российской Федерации

 

Финансирова

ние из 

бюджетов 

Центрального 

правительства

 

 

из них:

 

Расходы 

 

на конечное 

потребление 

отечественной 

продукции

 

Валовое 

накопление 

основного 

капитала

 

38 

«Управление федеральным имуществом»

 

22,4 

10,3 

7,7 

39 

«Управление государственными финансами и регулирование финансовых 

рынков»

 

1 208,1 

138,8 

142,6 

41 

«Внешнеполитическая деятельность»

 

100,0 

37,0 

8,5 

42 

«Юстиция»

 

313,4 

215,8 

30,9 

43 

«Социально

-

экономическое развитие Арктической зоны Российской 

Федерации»

 

0,7 

0,3 

0,4 

44 

«Развитие оборонно

-

промышленного комплекса»

 

9,3 

1,6 

6,8 

45 

«Социально

-

экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя»

 

138,7 

0,4 

137,9 

46 

«Реализация государственной национальной политики»

 

2,5 

2,2 

0,1 

 

 

По оценке Минэкономразвития России, инвестиционность анализируемых расходов 

находится на уровне 9,5 

%

, что заметно ниже показателя нормы накопления по экономике 

 

в целом в 2018 году (21,3 процента).

 

При  проведении  оценки  макроэкономического  эффекта  –

 

вклада  в  использование 

ВВП учтено, что часть бюджетных ассигнований будет направлена на закупку импортной 
продукции, а также поступит во внебюджетные фонды в виде отчислений на социальное 
страхование  и  в  бюджеты  в  виде  налоговых  поступлений.  Таким  образом,  суммарный 
вклад  в  использование  ВВП  в  2018  году  оценивается  на  уровне  15

 

940,9  рублей, 

 

что составляет около 15,

процента ВВП. 

 

Макроэкономический  эффект  –

 

вклад  в  реальный  рост  ВВП  от  реализации 

государственных  программ  формировался  под  воздействием  ряда  разнонаправленных 
факторов.

 

 

Положительный  вклад  от  финансирования  программных  расходов  (+

0,96 

п.п.) 

частично  нивелирован  негативным  влиянием  их  инфляционного  обесценения 

 

(-0,79 

процентных пункта). В том числе превышение фактической инфляции в сравнении 

 

с  уровнем,  заложенным  при  формировании  федерального  бюджета  на  2018  год,  также 
привело к определенному сокращению покупательной способности расходов. Негативный 
макроэкономический  эффект  такого  инфляционного  обесценения  по  оценкам 
Минэкономразвития  России  составил 

-

0,14  п.п.  в  реальном  выражении.  Итоговый  вклад 

 

в темп роста ВВП оценивается на уровне 0,

17 

процентных пункта.

 

В  рамках  оценки  макроэкономического  эффекта  от  реализации  государственных 

программ были

 

учтены

 

текущие

 

производственные

 

затраты

 (

промежуточное

 

потребление

5

 

необходимое

 

для  удовлетворения  конечного  спроса  на  отечественную  продукцию)

которые

 

формируют не

 

только выпуск, но и добавленную

 

стоимость

 

в различных секторах 

согласно сложившимися в экономике пропорциям. 

 

 

Формирование выпуска

 

и добавленной стоимости по отраслям экономики

 

в результате финансирования программных расходов Центрального правительства

  

млрд. рублей

 

Выпуск 

отечественной 

продукции

 

Добавленная

 

стоимость

 

Отрасли

 

26799,3 

14411,1 

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

 

1486,8 

814,6 

Добыча полезных ископаемых

 

664,2 

437,5 

Обрабатывающие производства

 

5150,8 

1446,8 

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

 

1324,3 

396,5 

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по 

ликвидации загрязнений

 

70,5 

37,6 

Строительство

 

1997,8 

967,5 

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

 

4058,8 

2383,1 

Транспортировка и хранение

 

2024,6 

975,8 

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

 

364,2 

171,3 

Деятельность в области информации и связи

 

189,0 

109,3 

Деятельность финансовая и страховая

 

1683,3 

1136,1 

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

 

2205,5 

1732,3 

Деятельность профессиональная, научная и техническая

 

646,7 

337,6 

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

 

1133,3 

811,9 

Образование

 

630,9 

515,8 

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

 

2499,9 

1690,1 

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

 

340,8 

204,9 

Предоставление прочих видов услуг

 

327,8 

242,6 

 

В  рамках  оценки  структурных  макроэкономических  эффектов  от  реализации 

государственных  программ  Российской  Федерации  Минэкономразвития  России 
актуализировало  информацию  об  импортозамещающем  потенциале  и  инновационности, 
высокотехнологичности государственных

 

программ. 

 

Сводная  информация  на  основе  таблиц  25.1  «Сведения  о  затратах  на  закупку 

импортных товаров и услуг в рамках реализации государственной программы Российской 
Федерации»,  25.2  «Сведения  о  затратах  на  закупку  инновационной  продукции, 

6

 

высокотехнологичной  продукции  в  рамках  реализации  государственной  программы 
Российской  Федерации»,  поступивших  в  Минэкономразвития  России  в  рамках  работы 

 

по подготовке актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации 
Федерального закона от 5 декабря

 

2017 г. № 362

-

ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год 

и  плановый  период  2019  и  2020  годов»  (далее  –

 

Федеральный  закон  №  362

-

ФЗ), 

представлена в следующей таблице.

 

Закупки импортных, а также высокотехнологичных, инновационных товаров 

 

и услуг при реализации государственных программ

 

 

млн. рублей

 

Наименование государственной 

программы

 

Затраты на закупку импортных товаров 

и услуг

 

Затраты на закупку инновационной/ 

высокотехнологичной продукции

 

2018 

2019 

2020 

2021 

2018 

2019 

2020 

2021 

Итого расходы по открытой части 

федерального бюджета 

 

по госпрограммам

 

10 533,1 

8 228,6 

6 149,8 

5 128,8 

16 041,3 

18 089,3 

13 586,9 

13 447,1 

«Доступная среда» на 2011 

- 2025 

годы

 

70,2 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

«Содействие занятости населения»

 

34,3 

28,4 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

«Развитие физической культуры 

 

и спорта»

 

1 027,5 

1 023,6 

1 023,6 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

«Развитие науки и технологий»

 

на 

2013 - 

2020 годы

 

1 079,0 

240,0 

1,8 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

«Экономическое развитие 

 

и инновационная экономика»

 

24,5 

3,4 

0,0 

0,0 

171,5 

160,0 

0,0 

0,0 

«Развитие авиационной 

промышленности на 2013 

2025 годы»

 

396,7 

403,8 

274,3 

541,5 

619,4 

533,3 

611,5 

538,5 

«Развитие судостроения и техники для 

освоения шельфовых месторождений 

 

на 2013 

2030 годы»

 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

5 944,8 

6 214,0 

4 567,0 

4 567,0 

«Информационное общество (2011 

2020 годы)»

 

5 511,7 

5 737,7 

4 386,8 

4 381,7 

9 279,0 

11 147,8 

8 304,6 

8 291,6 

«Развитие рыбохозяйственного 

комплекса»

 

192,1 

154,9 

155,6 

155,6 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

«Управление государственными 

финансами

 

и регулирование 

финансовых рынков»

 

2 149,5 

552,6 

237,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

«Юстиция»

 

47,8 

0,0 

0,0 

0,0 

26,5 

0,0 

0,0 

0,0 

 

По  результатам  сопоставительного  анализа  полученных  данных  с  релевантными 

показателями  экономики  в  целом,  отдельных  отраслей  и  других  стран 

 

по  проанализированным  государственным  программам  в  2018  году  показатель 

7

 

импортоемкости  (доли  закупок  импортных  товаров  и  услуг  в  общем  объеме  закупок) 
составил  4,6  процента.  Одновременно  с  этим,  по  данным  национальных  счетов,  доля 
импорта  в  ВВП  России  в  2018  году  составляла  20,

%,  что  указывает 

 

на  преимущественную  ориентацию  государственных  программ  на  формирование  спроса 

 

на отечественные товары и услуги. 

 

Долгосрочная 

структурная 

характеристика 

государственных 

программ, 

отражающая потенциал их вклада в повышение качества экономических факторов, может 
быть  оценена  исходя  из  доли  затрат  на  закупку  инновационной  продукции, 
высокотехнологичной продукции в общем

 

объеме закупок.

 

По  проанализированным  государственным  программам  в  2018  году  показатель 

инновационности  и  высокотехнологичности  оценивается  на  уровне  9,5  %,  что  ниже 
релевантного  значения  показателей  ряда  промышленно  развитых  стран

2

 

(Швейцария  –

 

19,6 

%; Испания –

 

15,9 процента). 

 

 

1.2.

 

Оценка

 

вклада  субъектов  Российской  Федерации  в  реализацию 

государственных программ (пилотных государственных программ), а также сведения 

о развитии приоритетных территорий Российской Федерации

 

 

В 

соответствии 

с 

Федеральным

 

законом

 

№ 

172

-

ФЗ

 

организация 

 

и  функционирование  системы  стратегического  планирования

 

должны

 

основываться

  

на  принципах  единства  и  целостности.  При  этом  также  необходимо  обеспечивать 
согласованность  и  сбалансированность  документов  стратегического  планирования 

 

по  приоритетам,  целям,  задачам,  мероприятиям,  показателям,  финансовым  и  иным 
ресурсам, а также

 

срокам реализации.

 

Вместе  с  тем  до  настоящего  времени  должный  уровень  согласованности 

государственных  программ  и  государственных  программ  субъектов  Российской 
Федерации не соблюден. Мероприятия, предусмотренные в государственных программах, 

 

не  синхронизированы  с  мероприятиями,  отраженными  в  государственных  программах 
субъектов  Российской  Федерации.  Перечень  и  целевые  значения  показателей 
(индикаторов)  в  разрезе  субъектов  Российской  Федерации

утвержденные  в  рамках 

государственных программ

не только не позволяют оценить вклад субъектов Российской 

                                                        

2

 

Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг. Высшая школа экономики. 

Статистический сборник «Индикаторы инновационной деятельности: 201

8

».

 

8

 

Федерации  в  достижение  целей  государственных

 

программ

 

(пилотных  государственных 

программ),  но  и  по  причине  некачественной

 

или  формальной  их  проработки

 

делают 

невозможным  анализ

 

достижения

 

запланированных  результатов  в  соответствующих 

сферах на уровне

 

регионов.

  

Так, отметим, что по итогам 2018 года формирование сведений в разрезе субъектов 

Российской Федерации было предусмотрено по 29 из 40 утвержденных государственных 
программ. При этом перечень показателей государственных программ в разрезе субъектов 
Российской  Федерации  был  существенно  сокращен.  В  настоящее  время  сведения 

 

о  достижении  плановых  значений  представляются  по  235  показателям  государственных 
программ  в  разрезе  субъектов  Российской  Федерации

 

(по  9  из  29

 

государственных 

программ сведения представляются только в разрезе приоритетных территорий).

 

  

 

Обращаем  внимание  на  то,  что  по  результатам  анализа  представленных  отчетных 

данных следует указать на то, что в

 

некоторых субъектах Российской Федерации значения 

отдельных  показателей  в  2018  году  существенно  перевыполнены  (например, 

 

г.  Санкт

-

Петербург  по  показателю  «Уровень  обеспеченности  населения  спортивными 

сооружениями  исходя  из  единовременной  пропускной  способности  объектов  спорта» 
(план –

 

32,4 %; факт –

 

55,0 %)), либо достигнуты на низком уровне (например, Республика 

Крым по аналогичному показателю (план –

 

42,0 %; факт 

29,6 %)), либо вовсе на отчетный 

год плановые значения не предусмотрены. По большому числу государственных программ 

 

20 

0

5

10

15

20

25

по всем субъектам 

Российской 

Федерации

 

только в разрезе 

приоритетных 

территорий

 

Количество государственных 

программ

 

159 

76 

0

20

40

60

80

100

120

140

160

180

по всем субъектам 

Российской 

Федерации

 

только в разрезе 

приоритетных 

территорий

 

Количество показателей

 

9

 

в  рамках  годовых  отчетов  сведения  о  фактических  значениях  показателей  в  разрезе 
субъектов не были представлены. 

 

 

В части государственных программ,  направленных на социально

-

экономическое развитие одного или нескольких субъектов Российской Федерации (государственные 

программы: ГП 34, ГП 35, ГП 38(1)), непредставление отчетных данных по  иным субъектам Российской Федерации, не включенным в соответствующие территории,

 

является обоснованным.

 

Подробная  информация  приведена  в  Приложении  № 

11 

«Сведения  о  достижении 

значений  показателей  (индикаторов)  государственных  программ  Российской  Федерации 
(включая  пилотные)  в  разрезе  субъектов  Российской  Федерации»  дополнительных 
материалов к Сводному докладу. Аналогичная ситуация сложилась и по итогам 2017 года, 
что  может  свидетельствовать  о  недостаточном  качестве  планирования  показателей  при 
формировании государственных программ и необходимости их корректировки.

 

В  этой  связи  необходимо  пересмотреть  принципы

 

работы  ответственных 

исполнителей  (соисполнителей,  участников)  государственных  программ  (пилотных 
государственных  программ)  с  субъектами  Российской  Федерации

 

и

 

обеспечить 

скоординированность

 

действий  федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов 

государственной власти субъектов Российской Федерации (в том числе органов местного 
самоуправления)  по  реализации  приоритетов  развития  Российской  Федерации.

  

 

Для выполнения указанной задачи, а также в целях повышения качества оценки хода 

реализации  государственных  программ  (пилотных  государственных  программ)  был 
проведен  анализ  действующих  в  регионах  государственных  программ  субъектов 
Российской Федерации (далее –

 

региональные государственные программы).

 

Общее  количество  региональных  государственных  программ,  действовавших 

 

в  2018  году,  сократилось  по  сравнению  с  2017  годом  на 

1,6  %, 

и  составило

 

в  2018  году 

чуть менее двух тысяч

 

(в 2017 году в субъектах Российской Федерации реализовывалось 

 

004  региональных  государственных  программы;  в  2018  году  –

 

1972  региональных 

0,0%

20,0%

40,0%

60,0%

80,0%

100,0%

Сведения о достижении плановых значений показателей государственных программ 

 

в субъектах Российской Федерации* 

 

субъекты РФ, по которым фактические значения показателей не достигли плановых значений 

 

субъекты РФ, по которым фактические значения показателей достигли (либо выше) плановых значений 

 

данные по субъектам РФ не представлены (либо их представление не предусмотрено)

 

10

 

государственных  программы)

Распределение  реализуемых  в  2018  году  региональных 

государственных  программ  по  федеральным  округам  представлено  на  следующей 
диаграмме.

 

 

Следует  отметить,  что  большая  часть  региональных  государственных  программ 

разработана  и  реализуется  в  Центральном  федеральном  округе  (21  %  или  405 
региональных  государственных  программ).  Вместе  с  тем,  если  учитывать  при  оценке 
число  субъектов  Российской  Федерации,  включенных  в  соответствующие  федеральные 
округа, то следует указать, что в

 

среднем большее число региональных государственных 

программ  реализуется  в  субъектах  Уральского  федерального  округа  (в  среднем  31 
региональная государственная программа).

 

 

В

  2018 

году  наибольшее  число  региональных  государственных  программ 

действовало в Курганской области (4

2), 

в Челябинской области (36), в Самарской области 

(33), а также в Хабаровском крае (33). Наименьшее число региональных государственных 
программ действовало

 

в г. Москве (14), в Пермском крае (13), в Амурской области (13), 

 

а также в Республике Алтай (12). Большое число региональных государственных программ 
можно  объяснить

 

сокращением  числа  подпрограмм  в  составе  ряда

 

региональных 

государственных  программ

 

и  утверждением  их  в  виде  отдельных  региональных 

государственных  программ,  что  связано  с  необходимостью  детальной  проработки 

 

их  целей,  задач  и  мероприятий

 

для  достижения  выделенных  в  субъекте  Российской 

Федерации приоритетных направлений

В свою очередь, небольшое

 

число

 

региональных 

государственных  программ

реализуемых  в  субъекте  Российской  Федерации,  связано 

 

с принятием решения об объединении схожих направлений в единый комплексный проект 

21% 

11% 

9% 

8% 

16% 

10% 

12% 

13% 

Центральный

 

федеральный округ (405)

 

Северо

-

Западный

 

федеральный округ (227)

 

Южный 

 

федеральный округ (171)

 

Северо

-

Кавказский федеральный 

округ (153)

 

Приволжский

 

федеральный округ (326)

 

Уральский

 

федеральный округ (191)

 

Сибирский

 

федеральный округ (238)

 

Дальневосточный

 

федеральный округ (261)

 

11

 

для  повышения

 

их

 

эффективности

 

и  создания  соответствующего  мультипликативного 

эффекта

.

 

При  этом  в

 

среднем  на  один  субъект  Российской  Федерации  приходится 

 

23 региональных государственных программы.

 

К факторам, влияющим на отраслевую направленность, а также число действующих 

в  субъекте  Российской  Федерации

 

региональных  государственных  программ  относятся

  

как

 

сложившаяся  на  региональном  уровне  практика  государственного  регулирования 

отраслей  экономики  и  социальной  сферы,  так  и  специфика  региона  (социально

-

экономические, демографические и иных

 

условия

 

его развития

). 

Вместе с тем  обращаем внимание на  то,  что  сопоставление перечня  региональных 

государственных программ (направлений) с перечнем государственных программ в целях 
выявления возможных несоответствий на основе простого

 

сопоставления их наименований 

осложнено. Основная причина состоит в том, что зачастую региональная государственная 
программа  субъекта  Российской  Федерации

 

включает  в  себя  несколько

 

направлений

 

государственных  программ  (или  подпрограмм),  или

наоборот,  субъектом  Российской 

Федерации  реализуется  уникальная  региональная

 

государственная

 

программа,  которая 

 

не имеет аналогов на федеральном уровне

.  

Учитывая  изложенное,  Минэкономразвития  России  был  разработан  ряд  подходов, 

которые позволяют провести соответствующее сопоставление государственных программ 
как  с  региональными  государственными  программами,  так  и  с  государственными 
программами  муниципальных  образований.  При  этом  результаты  указанной  работы 
Минэкономразвития  России  сделали  возможной  проведение  оценки  структуры 

 

всех

 

расходов  бюджетной  системы  на  финансирование  отдельных  программных 

направлений

.    

Так,  отметим,  что  в

 

Российской  Федерации  с  учетом  территориального  деления 

насчитывается более 22 тыс. бюджетов, формирующих бюджетную систему.

 

Согласно  статье  18  Бюджетного  Кодекса  Российской  Федерации  (далее  –

 

Бюджетный  кодекс,  Кодекс)  определение  принципов  назначения,  структуры,  порядка 
формирования  и  применения  кодов  бюджетной  классификации  Российской  Федерации, 

 

а  также  присвоение  кодов  составным  частям  бюджетной  классификации

 

Российской 

Федерации,  которые  в  соответствии  с  Кодексом  являются  едиными  для  бюджетов 
бюджетной

 

системы Российской Федерации, осуществляются Минфином России

12

 

При этом согласно статье 21 Бюджетного Кодекса перечень разделов, подразделов, 

целевых  статей  (государственных  (муниципальных)  программ  и  непрограммных 
направлений  деятельности),  групп  (групп  и

 

подгрупп)  видов  расходов  бюджета 

утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) 

 

о  бюджете  либо  в  установленных  Кодексом  случаях  сводной  бюджетной  росписью 
соответствующего  бюджета.  Перечень  и  коды  целевых  статей  расходов  бюджетов 
устанавливаются  финансовым  органом,  осуществляющим  составление  и  организацию 
исполнения бюджета, если иное не установлено Кодексом.

 

Таким  образом,  принципы  бюджетной  классификации  едины,  тогда  как 

классификация расходов каждого бюджета устанавливается индивидуально, что позволяет 
учитывать  специфику  бюджетов  и  их  относительную  автономность.  Вместе  с  тем 
возникают  сложности  в  интеграции  программно

-

целевого  планирования  расходов 

 

на  макроуровне 

системно  этот  процесс  не  выстроен,  и  в  этом  смысле  бюджеты 

дезинтегрированы. 

 

На  федеральном  уровне  контроль  за  региональными  бюджетами  осуществляется 

только  в  части  предоставляемых  трансфертов,  а  также  основных  характеристик 
сбалансированности бюджетов, детализация расходов при этом не охватывается.

 

Предлагается  достичь  интеграции  программной  классификации  за  счет  разработки 

аналитической надстройки в виде системы «переходников». 

 

Получаемая  аналитика  должна

 

стать  полноценным  инструментом  для  принятия

 

решений  в  рамках  приоритизации  расходов  и  перераспределения

 

средств  внутри 

программного разреза.

 

С 

целью 

интеграции 

программно

-

целевого 

управления 

федерального 

 

и региональных уровней Минэкономразвития России апробированы следующие подходы.

 

В  2018  году  при  содействии  Федерального  казначейства  проведена 

подготовительная  работа  по  сбору  и  обработке  отчетности  субъектов  Российской 
Федерации,  включая  отчетность  всех  территориальных  образований.  Однако  указанная 
отчетность  не  содержала  наименований  ЦСР  и  ГРБС  (далее  –

 

Справочники),  которые 

территориальные 

образования 

уполномочены 

устанавливать 

самостоятельно. 

Информацию по Справочникам за 2017 год и за I полугодие 2018 года Минэкономразвития 
России собрало посредством запросов в субъекты Российской Федерации.

 

13

 

Основной  задачей  запроса  было  обеспечение  смыслового  сопоставления  расходов 

территориальных образований с государственными программами.

 

В  рамках  данной  работы  удалось  собрать  сведения  по  96%  бюджетов  субъектов 

Российской Федерации и территориальных образований. 

 

Анализ  содержания  этой  информации  показывает,  что  большая  часть  расходов 

бюджетной  системы  направлена  на  финансирование  в  2018  году  проблем  в  социальной 
сфере (

24,6

 

расходов

 

бюджетной системы

 

направлены на пенсионную систему, 

11,3 % 

 

на  развитие  здравоохранения;

  9,7  %  - 

на  развитие  образования;  8,6

  %  - 

на  социальную 

поддержку граждан

)

, а также

 

на развитие транспортной системы

 (6,9 

процента)

 

Структура расходов бюджетной системы на финансирование отдельных программных 

направлений в 2018 году, млрд. рублей

 

 

 

11

107

89

3

545

62

2

39

141

22

814

106

12

37

342

185

33

26

329

250

67

9

47

264

7

187

1 208

717

1 982

28

1 556

7 532

112

743

601

14

2 769

298

6

111

395

57

1 537

145

11

32

1 551

122

22

35

1 078

141

26

3

15

61

1

22

142

185

0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%

Энергоэффективность  и развитие энергетики

Обеспечение жильем и коммунальными  услугами

Развитие культуры и туризма

Реализация государственной национальной  политики

Развитие образования

Развитие физической культуры и спорта

Обеспечение государственной безопасности

Охрана окружающей среды

Информационное  общество

Управление имуществом

Развитие транспортной  системы

Экономическое развитие и инновационная …

Развитие рыбохозяйственного комплекса

Содействие занятости  населения

Развитие здравоохранения

Защита населения  и территорий  от чрезвычайных …

Развитие лесного хозяйства

Доступная среда

Социальная  поддержка граждан

Развитие сельского хозяйства и …

Развитие авиационной  промышленности

Развитие судостроения и техники  для освоения …

Воспроизводство и использование природных …

Развитие промышленности

Развитие фармацевтической  и медицинской …

Развитие науки и технологий

Управление государственными финансами

Пенсионная  система

Федеральный бюджет

Государственные внебюджетные фонды

Региональные бюджеты

14

 

Вклад  субъектов  Российской  Федерации

 

в  финансирование

 

государственных 

программ  при  этом  различен.  Так,  согласно  диаграмме,  представленной  выше, 
государственные программы можно условно разделить на три

 

группы

3

.     

I. 

Государственные  программы,  вклад  региональных  бюджетов  в  финансирование 

которых  существенен  (свыше  50,0

 %)

,  или  вклад  центрального  правительства 

 

и  региональных  бюджетов  в  которые  сопоставим  (примерно  равен  50  %)

 

(группа  1): 

«Энергоэффективность  и  развитие  энергетики»  (90,9

 

%);  «Обеспечение  доступным 

 

и  комфортным  жильем  и  коммунальными  услугами  граждан  Российской  Федерации» 

(87,4 

%);  «Развитие  культуры  и  туризма»  (87,1

 

%);  «Реализация  государственной 

национальной  политики»  (84,3

 

%);  «Развитие  образования»  (83,6

 

%);  «Развитие 

физической  культуры  и  спорта»  (82,7

 

%);  «Обеспечение  государственной  безопасности» 

(75,2 

%);  «Охрана  окружающей  среды»  (73,8

 

%);  «Информационное  общество»  (73,7

 %); 

«Управление  федеральным  имуществом»  (71,8

 

%);  «Развитие  транспортной  системы» 

(65,4 

%);  «Экономическое  развитие  и  инновационная  экономика»  (57,9

 

процента);

 

«Развитие  рыбохозяйственного  комплекса»  (47,0

 

%),  «Содействие  занятости  населения» 

 

(46,7 процента).

 

II. 

Государственные  программ,  вклад  региональных  бюджетов  в  финансирование 

которых незначителен

 (

существенно ниже

 

50,0 %) (группа 

2): 

«Развитие здравоохранения» 

(40,0 

%);  «Защита  населения  и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  обеспечение 

пожарной  безопасности  и  безопасности  людей  на  водных  объектах»  (39,8

 

%);  «Развитие 

лесного  хозяйства»  (39,6

 

%);  «Доступная  среда»  (39,1

 

%);  «Развитие  сельского  хозяйства 

 

и  регулирования  рынков  сельскохозяйственной  продукции,  сырья  и  продовольствия» 

 

(36,2 

%);  «Социальная  поддержка  граждан»  (3

6,4 

%);  «Развитие  авиационной 

промышленности» (28,3

 

%); «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых 

месторождений»  (25,1

 

%);  «Воспроизводство  и  использование  природных  ресурсов» 

 

(23,8 

%);  «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (18,9

 %); 

«Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» (11,9

 

%); «Развитие науки 

 

и

 

технологий»  (10,6

 

%);  «Управление  государственными  финансами  и  регулирование 

финансовых  рынков»  (10,5

 

%);  «Развитие  атомного  энергопромышленного  комплекса» 

 

(9,0 

%); «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» (7,3 %); 

                                                        

3

 

Соответствие

 

расходов государственных программ

 

субъектами Российской Федерации определялось самостоятельно (по ряду государственных 

программ  может  быть  неверное  сопоставление,  к  примеру,  «Космическая  деятельность  России»,  «Развитие  атомного  энергопромышленного 

комплекса»,  «Развитие  оборонно

-

промышленного  комплекса»  и  др.).  В  этой  связи  подход  будет  дополнительно  прорабатываться  с  участием 

заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

  

15

 

«Юстиция»  (6,

%);  «Развитие  электронной  и  радиоэлектронной  промышленности» 

 

(6,2 

%);  «Развитие  внешнеэкономической  деятельности»  (5,8

 

%);  «Внешнеполитическая 

деятельность»  (5,4

 

%);  «Развитие  пенсионной  системы»  (2,2

 

%);  «Развитие  оборонно

-

промышленного комплекса» (1,7

 

%); «Космическая деятельность России» (0,9

 

процента).

 

III. 

Государственные программы 

«доноры» отраслевых государственных программ 

(реализуются  за  счет  средств  центрального  правительства)  (группа 

3

):  «Развитие 

федеративных  отношений  и  создание  условий  для  эффективного  и  ответственного 
управления  региональными  и  муниципальными  финансами»;  «Социально

-

экономическое 

развитие  Дальнего  Востока  и  Байкальского  региона»;  «Развитие  Северо

-

Кавказского 

федерального  округа»;  «Социально

-

экономическое  развитие  Калининградской  области»; 

«Социально

-

экономическое  развитие  Арктической  зоны  Российской  Федерации»; 

«Социально

-

экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя»

4

.  

Для  указанных  групп  субъектов  Российской  Федерации  в  целях  обеспечения

 

реализации

 

единой  государственной  политики  по  достижению  целей  социально

-

экономического  развития  Российской  Федерации  и  ее  регионов,  а  также  повышения 
эффективности 

бюджетных 

расходов

 

необходимо 

разработать 

особые 

(дифференцированные) подходы к взаимодействию с субъектами Российской Федерации

При  этом  также  необходимо  проводить  анализ  сведений  о  достижении  показателей 
(индикаторов)  государственных  программ  в  разрезе  субъектов  Российской  Федерации

5

,  

а также в целом оценку эффективности реализации государственных программ.

 

Подробная  информация  в  части  расходов

 

бюджетов  Российской  Федерации 

 

на  реализацию  государственных  программ  приведена  в  рамках  приложений  № 

13 

и 

14 

дополнительных материалов к Сводному докладу.

 

Одновременно  считаем  важным

 

особенно  подчеркнуть,  что

 

следующим  субъектам 

Российской  Федерации  –

 

Республика  Карелия,  Республика  Удмуртия,  Чувашская 

Республика,  Хабаровский  край,  Кемеровская  область,  Курская  область,  Новосибирская 
область,  Томская  область,  Тюменская  область,  г.  Санкт

-

Петербург,  г.  Севастополь, 

Республика  Татарстан,  Краснодарский  край,  Ивановская  область,  Ярославская  область, 
Брянская  область,  Республика  Крым,  Республика  Кабардино

-

Балкарская,  Пензенская 

область,  Курганская  область,  Новгородская  область,  Калужская  область  и  Вологодская 

                                                        

4

 

Государственная программа «Социально

-

экономическое развитие Республики Крым  и г. Севастополя» не утверждена.

 

5

 

Сведения  о  достижении  показателей  (индикаторов)  государственных  программ  в  разрезе  субъектов  Российской  Федерации  (в  том  числе 

приоритетных территорий) представлены в приложении № 2

к

 

Сводному

 

докладу

16

 

область

 

 

представлены  бюджеты  всех  территориальных  образований  и  уточнены 

смысловые сопоставления не менее чем по 95 % бюджетов территориальных образований. 

 

Отдельными  субъектами  Российской  Федерации  информация  по  справочникам 

целевых  статей  за  2018  год  в  Минэкономразвития  не  была  представлена  (г.  Москва 

 

и Ханты

-

Мансийский автономный округ).

 

 

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

1

Удельный вес учреждений социального обслуживания, 

основанных на иных формах собственности, в общем 

количестве учреждений социального обслуживания всех 

форм собственности

процентов

17,8

10,0

20,2

201,5%

1

Доля субъектов Российской Федерации, имеющих план 

мероприятий по формированию системы комплексной 

реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-

инвалидов, в общем количестве субъектов Российской 

Федерации

процент

-

2,4

23,5

979,2%

2

Доля реабилитационных организаций, подлежащих 

включению в региональную систему комплексной 

реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-

инвалидов, в общем числе реабилитационных 

организаций, расположенных на территориях субъектов 

Российской Федерации

процент

-

12,0

29,7

247,5%

3

Доля студентов из числа инвалидов, обучавшихся по 

программам среднего профессионального образования, 

выбывших по причине академической неуспеваемости

процент

2,8

7,0

3,0

233,3%

4

Доля удовлетворенных судебных исков, поданных 

гражданами в отношении решений бюро (главного бюро, 

Федерального бюро) медико-социальной экспертизы, в 

общем количестве исков граждан, по которым судом 

принято решение в отношении решений бюро (главного 

бюро, Федерального бюро)

процент

1,4

3,5

1,5

233,3%

1

Отношение просроченной задолженности по заработной 

плате к месячному фонду заработной платы работников 

организаций

процентов

0,2

0,5

0,2

250,0%

1

Доля объектов культурного наследия, находящихся в 

удовлетворительном состоянии, в общем количестве 

объектов культурного наследия федерального значения, 

регионального значения и местного (муниципального) 

значения

процент

-

35,25

76,2

216,2%

2

Количество проведенных за рубежом выставок музеев, 

гастролей концертных организаций, самостоятельных 

коллективов и театров по отношению к 2010 году

процент

16,9

1

15,2

1520,0%

3

Количество виртуальных музеев, созданных при 

поддержке федерального бюджета

единиц

87

87

296

340,2%

1

Доля проверенных морских объектов в общем количестве 

подконтрольных морских объектов

процентов

4

4

14,5

362,5%

2

Доля водопользователей, снизивших массу вредных 

(загрязняющих) веществ в сточных водах, в общем 

количестве проверенных водопользователей

процентов

58,3

10

36,52

365,2%

3

Доля хозяйствующих субъектов, снизивших массу 

вредных (загрязняющих) веществ, выбрасываемых в 

атмосферный воздух, в общем количестве проверенных 

хозяйствующих субъектов

процентов

63,2

12

49,275

410,6%

4

Доля предприятий, осуществляющих хозяйственную 

деятельность, оказывающую негативное воздействие на 

окружающую среду, без получения разрешений, в общем 

количестве наблюдаемых предприятий

процентов

0,6

12

5,4

222,2%

5

Доля площади особо охраняемой природной территории 

(государственные природные заповедники и 

национальные парки), пройденной огнем при пожарах 

антропогенного воздействия, в общей площади особо 

охраняемых природных территорий, затронутой 

пожарами

процентов

2,3

2

0,025

8000,0%

6

Отношение площади особо охраняемых природных 

территорий, пройденной пожарами, к количеству 

пожаров

процентов

270

68

9,77

696,0%

I. НОВОЕ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы (Минкультуры России)

Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы (Минприроды России)

Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (Минтруд России)

Государственная программа Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» (Минтруд России)

Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» (Минтруд России)

№ п/п

Наименование показателя

Единица измерения

2017 год

2018 год

Сведения о показателях, фактические значения которых значительно превышают  плановые, в разрезе государственных программ 

Российской Федерации, по итогам 2018 года

 Приложение № 2

Уровень достижения

Страница 1 из 6

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

№ п/п

Наименование показателя

Единица измерения

2017 год

2018 год

Уровень достижения

1

Количество мероприятий, проведенных 

некоммерческими организациями в сфере духовно-

просветительской деятельности

единиц

2 979,0

550,0

5 586,0

1015,6%

2

Количество граждан, принявших участие в мероприятиях 

в сфере духовно-просветительской деятельности, 

реализованных в рамках программ некоммерческих 

организаций

тыс. человек

53,2

15,5

661,5

4267,4%

3

Количество участников мероприятий, направленных на 

укрепление общероссийского гражданского единства

тыс. человек

406,7

450,0

5 205,0

1156,7%

4

Численность участников мероприятий, направленных на 

этнокультурное развитие народов России

тыс. человек

220,7

245,0

3 498,3

1427,9%

5

Количество учебников по языкам народов Российской 

Федерации, включенных в федеральный перечень 

учебников, рекомендуемых к использованию при 

реализации имеющих государственную аккредитацию 

образовательных программ начального общего, 

основного общего, среднего общего образования

единиц

_

62,0

145,0

233,9%

6

Количество членов казачьих обществ, привлеченных к 

несению государственной и иной службы

тыс. человек

182,0

10,5

85,0

809,5%

1

Количество патентов (заявок), в том числе 

международных, и ноу-хау, полученных в рамках 

реализации Программы деятельности национального 

исследовательского центра «Курчатовский институт» на 

2013 - 2017 годы, утвержденной распоряжением 

Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 

г. № 2440-р

единиц

115

80

180

225,0%

2

Число организаций-пользователей научным 

оборудованием центров коллективного пользования 

организаций-участников Программы деятельности 

национального исследовательского центра 

«Курчатовский институт» на 2013 - 2017 годы, 

утвержденной распоряжением Правительства Российской 

Федерации от 20 декабря 2012 г. № 2440-р

единиц

136

56

148

264,3%

1

Количество уникальных пользователей сайта torgi.gov.ru 

(за отчетный год)

единиц

2 000 000,0

2 000 000,0

8 327 077,0

416,4%

2

Доля проектов нормативных правовых актов, в 

отношении которых выявлены нарушения в проведении 

процедуры оценки регулирующего воздействия, от 

общего числа проектов нормативных правовых актов, 

проходящих процедуру оценки регулирующего 

воздействия

процентов

5,0

15,0

3,76

398,9%

3

Количество вновь созданных рабочих мест (включая 

вновь зарегистрированных индивидуальных 

предпринимателей) в секторе малого и среднего 

предпринимательства при реализации подпрограммы 

(ежегодно)

Тысяча единиц

24,8

19,2

40,5

211,0%

4

Доля поступивших в электронной форме заявлений о 

государственном кадастровом учете и (или) 

государственной регистрации прав в общем количестве 

заявлений о государственном кадастровом учете и (или) 

государственной регистрации прав

процентов

21,96

20,0

73,69

368,5%

5

Рост выработки на одного работника организаций-

участников инновационных территориальных кластеров, 

по отношению к предыдущему году

процентов

14,4

3,6

11,1

308,3%

6

Среднее отклонение ключевых макроэкономических 

показателей

процентных пунктов

1,675

4,0

0,95

421,1%

7

Количество подготовленных проектов нормативных 

правовых актов, направленных на совершенствование 

механизмов государственных инвестиций

единиц

27,0

5,0

21,0

420,0%

8

Количество системных статистических работ, 

переведенных на централизованную обработку первичной 

статистической информации

единиц

9,0

6,0

19,0

316,7%

9

Выручка участников проекта "Сколково" от 

коммерциализации результатов исследовательской 

деятельности и выручка иных юридических лиц, 

полученная ими в результате использования сервисов

Миллиард рублей

48,4

30,2

69,6

230,5%

II. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики» (ФАДН России)

Государственная программа Российской Федерации «Развитие науки и технологий» (Минобрнауки России)

Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (Минэкономразвития России)

Страница 2 из 6

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     70      71      72      73     ..