СВОДНЫЙ ГОДОВОЙ ДОКЛАД о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Пермского края за 2017 год - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     СВОДНЫЙ ГОДОВОЙ ДОКЛАД о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Пермского края за 2017 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

СВОДНЫЙ ГОДОВОЙ ДОКЛАД о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ Пермского края за 2017 год - часть 4

 

 

 

Проект «Русский язык в школе» 

Проект  направлен  на  повышение  качества  изучения  русского  языка, 

объединил 3 направления деятельности: русский язык как родной, русский язык 
как неродной и русский язык для детей-инофонов. 

В рамках проекта 203 педагога прошли обучение на семинарах и курсах 

повышения квалификации; 65 учащихся края прошли обучение в очно-заочной 
школе «Русский язык как инструмент успешной коммуникации обучающихся». 

Результаты  обучения  педагогов  и  учащихся  технологиям  и  методам 

развития  коммуникативных  компетенций  по  русскому  языку  стала  краевая 
научно-практическая  конференция,  в  которой  приняли  участие  165  педагогов  
и обучающихся из 25 муниципальных районов Пермского края. 

Проект «Образовательный лифт» 

Цель  проекта  –  повышение  качества  образования  в  школах  с  низкими 

результатами  обучения  и  в  школах,  функционирующих  в  неблагоприятных 
социальных  условиях,  в  2017  году  показал  свою  эффективность.  Все  школы, 
участвовавшие  в  проекте  (12  школ  из  12  муниципалитетов),  улучшили 
результаты  итоговой  аттестации  учащихся  9  и  11  классов  по  русскому  языку  
и  математике:  в  среднем  прирост  результатов  по  русскому  языку  в  9  классах 
составляет  4,2  балла,  в  11  классе  –  1,2  балла;  по математике  в  9  классах 
составляет 4,9 балла, в 11 класса – 9,1 балл.  

Школы, показавшие высокий рост: школа № 6 Александровского района, 

школа № 25 г. Губаха, Деменевская школа Чернушинского района, школа № 91 
Чусовского района. 

Дополнительно  на  реализацию  данного  проекта  было  привлечено 

2,2 млн. руб. федеральных средств. 

В  Пермском  крае  выстроена  система  инновационных  образовательных 

практик,  основанная  на преемственности  образования  и  включающая  проекты 
технической направленности в дошкольных организациях («3D музей в детском 
саду»,  «Детский  техномир»),  образовательные  программы  уникальных  школ  
и  четыре  однопрофильные  организации  дополнительного  образования  детей 
научно-технического  профиля.  Инновационные  техношколы  («Инженерная 
школа»  –  школа  № 16  г. Перми,  «Техно-школа»  –  школа  № 129  г. Перми,  
«IT-школа»  –  школа  № 10  г. Перми,  «Точка  роста»  –  школа  № 43  г. Перми  
и  др.)  успешно  развиваются  при  крупнейших  промышленных  предприятиях, 
что  повышает  интерес  школьников  к  инженерным  и  техническим 
специальностям,  и  позволяет  включать  в  учебный  процесс  мастер-классы, 
занятия  в  современных  мастерских  и  лабораториях,  профессиональные  пробы  
и практики на предприятиях. 

 

Охват  детей  техническим  творчеством  в  регионе  за  последние  три  года 

увеличился  на  28,3 %  в  учреждениях  дополнительного  образования  
и  на  37 %  в  общеобразовательных  школах,  в  учебных  заведениях  региона  
почти 12 тысяч детей занимаются робототехникой.  

Популяризация  технического  творчества  ведется  через  проведение 

различных  краевых  и  всероссийских  мероприятий:  «Робофест-Урал», 
Первенство 

России 

по 

авиационным 

радиоуправляемым 

моделям, 

Всероссийская 

конференция 

«Биомеханика», 

Всероссийская 

школа-

конференция  молодых  ученых  и  студентов  «Математическое  моделирование 
в естественных науках». 

В 

2017 

году 

проведен 

региональный 

этап 

Всероссийской 

робототехнической  олимпиады  в  Пермском  крае,  участниками  стали  более 
70  команд  из  5  территорий.  Из  победителей  регионального  этапа  была 
сформирована 

сборная 

команда 

для 

участия 

во 

Всероссийской 

робототехнической  олимпиаде  в  г. Иннополис  (Татарстан),  где  команда 
Пермского края III место в творческом направлении.  

Краевые проекты «Я люблю математику» (реализуется с 2015 года)  

и «Физика в школе» (с 2017 года)  

Проекты 

направлены 

на 

повышение 

качества 

физического  

и  математического  образования  учащихся  8-11  классов  общеобразовательных 
школ Пермского края.  

В  проекте  «Физика  в  школе»  участвуют  94  педагога  и  более 

1000 учащихся  8-11  классов  из  50  школ  Пермского  края.  В  рамках  проекта 
организованы  кластерная  модель  повышения  квалификации  (вебинары 
и лектории  с  посещением  лабораторий  ПНИПУ,  курсовая  подготовка  по  теме 
«Экспериментальная  физика»)  и  сетевое  естественнонаучное  образовательное 
взаимодействие школьников.  

В  проекте  «Я  люблю  математику»  участвуют  282  педагога  и  более 

6500 учащихся  8-11  классов  из  65  школ  Пермского  края.  Уникальные 
технологии  диагностики  и  систематизации  знаний,  учащихся  по  математике, 
формирование  инновационных  каскадно-кустовых  моделей  повышения 
квалификации учителей, а также построение индивидуальных образовательных 
траекторий  позволили  повысить  результаты  ЕГЭ  по  математике  с  начала 
проекта: 

43  образовательных  учреждения  (98 %)  повысили  средний  балл  ЕГЭ 

(базовый  уровень)  на  0,71  балла  (по  5-балльной  системе),  что  превысило 
среднекраевой показатель на 0,31 балла; 

28  школ  (64 %)  повысили  результаты  ЕГЭ  (профильный  уровень)  

на  8,5  балла  (по  100-балльной  системе).  Доля  учащихся,  не  сдавших  ЕГЭ  
по математике, среди участников проекта сократилась на 10,4 %. 

 

Применяемые  в  проектах  технологии  позволяют  индивидуализировать 

процесс  обучения  ребенка  в  зависимости  от  его  начальных  возможностей  
и способностей. 

Подпрограмма «Развитие дополнительного  

образования и воспитания детей» 

В  Пермском  крае  для  реализации  потенциала  несовершеннолетних 

в 2017 году  действовало  251  учреждение  дополнительного  образования 
с контингентом обучающихся 221 981 человек в возрасте от 5 до 18 лет. 

Из  них  в  соответствии  с  данными  федерального  статистического 

наблюдения  по  форме  № 1-ДО  в  Пермском  крае  в  отрасли  «Образование» 
в 2017  году  функционировало  132  организации,  в  которых  обучаются 
159 930 человек,  в  сферах  «Культура»  и  «Спорт»  –  119  организаций,  
где обучаются 62 051 человек. 

Творческую  деятельность  учащихся  края  организуют  учреждения 

многопрофильной направленности, а также отдельные центры художественной, 
эколого-биологической,  технической,  туристско-краеведческой,  спортивной, 
военно-патриотической и спортивно-технической направленности. 

Более  70 %  школ  Пермского  края  в  разных  формах  сотрудничают  

с учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, 
спорта.  Около  15 %  учреждений  реализуют  программы  внеурочной 
деятельности 

на 

базе 

учреждений 

дополнительного 

образования,  

что  существенно  расширяет  образовательное  пространство,  усиливает 
мотивацию и интерес детей. 

На  территории  Пермского  края  в  2017  году  проведена  работа 

по разработке  и  внедрению  моделей  персонифицированного  финансирования 
организаций  дополнительного образования  детей:  разработаны четыре  модели 
апробации  и  внедрения  системы  персонифицированного  финансирования;  
75 %  муниципальных  районов  (городских  округов  апробируют  указанную 
систему  (36  органов  местного  самоуправления).  По  состоянию  на  31  декабря 
2017  года  выдано  103 052  сертификатов  на  дополнительное  образование  
(в форме электронной карты или бумажного сертификата). 

В  учреждениях  дополнительного  образования  обучается

 

3 768  детей  

с 

ограниченными 

возможностями 

здоровья. 

Различные 

формы 

дополнительного  образования  реализуются  непосредственно  в  специальных 
(коррекционных) образовательных учреждениях. 

Распоряжением  Правительства  Пермского  края  от  19  июля  2017 г.  

№  187-рп  создан  Региональный  модельный  центр  дополнительного 
образования детей Пермского края. 

 

В  течение  отчетного  года  информационное  освещение  приоритетного 

проекта  велось  через  тематическую  программу  «Вовремя»  в  региональном 
сегменте канала «Россия 1». Запущен навигатор дополнительного образования 
Пермского края по адресу  http://navigatordo.ru/. 

Созданы  и  осуществляют  деятельность  координационный  центр  

по работе с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в дополнительном образовании, 
региональный  и  6  муниципальных  ресурсных  центров  поддержки  программ 
технической и естественнонаучной направленностей. 

В  рамках  проекта  получили  развитие  мобильные  программы  

для  удаленных  сельских  территорий  –  «Мобильное  дополнительное 
образование»  и  «Умный  автобус».  В  образовательные  программы  внедрены 
модули  дистанционного  обучения.  В  проекте  «Умный  автобус»  приняли 
участие 5 муниципалитетов, 784 ребенка, 82 педагога. 

В  2017  году  профессиональную  переподготовку  прошли  30  педагогов 

дополнительного  образования,  повышение  квалификации  –  430  человек, 
20  педагогов-тьюторов 

провели 

стажировки 

для 

100 

педагогов 

дополнительного  образования  и  сопровождают  их  деятельность  по  освоению 
новых для них дополнительных общеразвивающих программ. 

Выявление  и  поддержка  способных  и  одаренных  детей  в  регионе 

охватывает 281 134 школьника из 721 общеобразовательного учреждения. 

В 

регионе 

функционируют 

19 

образовательных 

организаций, 

реализующих  инновационные  образовательные  программы,  статус  которых 
подтвержден  научно-педагогической  экспертизой  Экспертного  совета 
по инновационной  деятельности  в  системе  образования  Пермского  края, 
созданного при Министерстве образования и науки Пермского края. Результаты 
деятельности  данных  образовательных  организаций  направлены  на  создание 
устойчивых,  перспективных  для  дальнейшего  внедрения  моделей  достижения 
качества образования для  определенных категорий  обучающихся,  в  том числе 
на поддержку программ школ, ориентированных на развитие технологических, 
инженерных, IТ-навыков. 

Особое  место  в  системе  работы  с  одаренными  детьми  занимает 

формирование  сети  региональных  ресурсных  центров  по  развитию  детской 
одаренности. 

В  центре  художественной  направленности  –  краевом  государственном 

автономном  учреждении  дополнительного  образования  детей,  центре 
дополнительного  образования  детей  «Краевой  центр  художественного 
творчества  «Росток»  не  только  созданы  различные  творческие  коллективы 
высочайшего уровня, но и организуются практически все краевые мероприятия 
данной 

направленности, 

работает 

краевая 

очно-заочная 

школа 

для художественно одаренных детей.  

 

Второй  ресурсный  центр  –  краевое  государственное  автономное 

учреждение  дополнительного  образования  детей  детско-юношеский  центр 
«Пермский  центр  «Муравейник»,  в  котором  обеспечивается  развитие 
интеллектуальных  способностей  детей.  В  центре  функционируют  различные 
заочные  школы 

(по  предметам 

естественнонаучного,  общественно-

социального,  гуманитарного  циклов,  научно-технического  творчества),  школы 
олимпиадной  подготовки,  ведется  исследовательская  работа,  преподаватели 
работают  с  детьми  по  программам  довузовской  подготовки  по  таким 
предметам,  как  химия,  физика,  биология,  экология,  геология  и  т.д. 
Двухгодичное  дистанционное  обучение  в  заочных  школах  предполагает 
общение  учащегося  с  преподавателем  вуза  в  режиме  онлайн.  Учащийся 
проходит  обучение  индивидуально  или  под  руководством  учителя-
предметника. 

В  2017  году  для  повышения  уровня  компетенций  одаренных  детей 

за пределами  школьных  стен  проведены  три  профильных  лагеря: 
многопрофильный  лагерь,  туристско-краеведческий  лагерь  и  лагерь 
по авиамоделизму. Охват составил 192 человека. 

В  рамках  указанной  подпрограммы  осуществляется  поддержка 

одаренных  детей  и  талантливой  молодежи,  добившихся  успехов  в  различных 
направлениях: интеллект, искусство и культура, физическая культура и спорт, 
общественная  деятельность.  Успехи  учащихся  школ  и  организаций  среднего 
профессионального  образования  отмечаются  знаком  отличия  «Гордость 
Пермского края» с единовременной денежной выплатой в размере 5000 рублей, 
в 2017 году знаки отличия получили 604 обучающихся. 

В  течение  2017  года  проведено  107  краевых  мероприятий  

для  обучающихся  общеобразовательных  организаций  (28 118  участников)  
и  127 мероприятий  различной  направленности  для  студентов  среднего 
профессионального образования (11 020 участников). 

Для  организации  проведения  мероприятий  привлекаются  различные 

организации:  ООО  «Российский  союз  спасателей»  (мероприятия  «Школа 
безопасности», 

«Юный 

спасатель»), 

Пермская 

государственная 

телерадиокомпания  «Пермь»  (телевизионная  интеллектуальная  игра  «Игры 
ума»), Государственная инспекция безопасности дорожного движения ГУ МВД 
России по Пермскому краю («Юные инспекторы движения») и др. 

В  2017  году  продолжилась  работа  по  формированию  модели 

регионального  отделения  Российского  движения  школьников  (далее  –  РДШ) 
в Пермском крае. В настоящее время РДШ в Прикамье – это более 60 пилотных 
площадок,  действующих  на  базе  образовательных  организаций  более  чем  
в  40 районах  Пермского  края,  и  объединивших  2600  школьников  Прикамья. 
Кроме  того,  в  настоящее  время  активно  развивается  движение  «ЮНАРМИЯ» 

 

Пермского края, которое насчитывает 2476 участников, 41 местное отделение, 
102 юнармейских отряда. 

В  рамках  реализации  соглашения  между  Министерством  образования  

и  науки  Российской  Федерации  и  Правительством  Пермского  края  
о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Пермского края 
на  финансовое  обеспечение  мероприятий  Федеральной  целевой  программы 
развития образования на 2016-2020 годы приказом Министерства образования 
и науки Пермского края от 26 декабря 2016 г. № СЭД-26-01-06-883 утвержден 
перечень  организаций  дополнительного  образования  –  ресурсных  центров  
по  реализации  дополнительных  общеобразовательных  программ  технической  
и естественнонаучной направленностей. В 2017 году данные ресурсные центры 
(находящиеся  в  г. Перми,  г. Березники,  г. Кунгуре,  г. Чайковском,  п. Полазна 
Добрянского  района),  оснащенные  современным  учебным  оборудованием  
для  организации  занятий  по  робототехнике,  радиоэлектронике,  авиа-  
и  судомоделизму,  разрабатывали  новые  образовательные  программы  
по  указанным  направлениям,  участвовали  в курсах  повышения  квалификации  
и проводили различные мероприятия технической направленности. 

Программы 

дополнительного 

образования 

детей 

технической 

направленности  в  Перми  реализуются  также  на  базе  крупных  промышленных 
предприятий.  При  финансовой  поддержке  Министерства  образования  и  науки 
Пермского 

края 

на 

базе 

Пермской 

научно-производственной 

приборостроительной  компании  создана  школа  для  юных  физиков  «Школа 
фотоники»,  академия  робототехники  и  Интерактивный  музей  физики.  
Занятия проходят в группах дополнительного образования, посещать их могут 
все желающие в возрасте от 6 до 18 лет. 

В  2017  году  Пермский  край  вошел  в  число  субъектов,  которые 

в 2018 году  получат  субсидию  из  федерального  бюджета  в  размере 
61 млн. рублей 

для 

создания 

детского 

технопарка 

«Кванториум».  

Детский  технопарк  будет  создан  в  Перми  и  откроется  1  сентября  2018 г. 
Планируется,  что обучаться  в  «Кванториуме»  дети  будут  по  семи  основным 
направлениям.  Детский  технопарк  позволит  охватить  более  3,5  тысяч  детей, 
создать  в Пермском  крае  многоуровневую  систему  работы  со  школьниками  
в научно-техническом направлении дополнительного образования. 

Подпрограмма «Развитие профессионального образования» 

В 

Пермском 

крае 

по 

итогам 

2017 

года 

функционируют  

15 многофункциональных центров прикладных квалификаций.  

В  2017  году  создано  три  центра  по  подготовке  кадров  для  сельского 

хозяйства 

и 

строительной 

отрасли 

на 

базе 

ГБПОУ 

«Пермский 

 

агропромышленный  колледж,  КГАПОУ  «Пермский  строительный  колледж», 
ГБПОУ «Коми-Пермяцкий политехнический техникум». 

Для 

оснащения 

многофункциональных 

центров 

прикладных 

квалификаций  оборудованием  из  регионального  бюджета  учреждениям 
выделены  средства  в  размере  10  730  тыс. руб.,  на  которые  закуплено  учебно-
лабораторное 

оборудование, 

учебно-лабораторный 

комплекс, 

автоматизированные  рабочие  места,  комплекты  ручного  электроинструмента, 
оптические инструменты. 

В  целях  качественной  подготовки  квалифицированных  рабочих 

и специалистов  на протяжении  трех  лет  совместно  с работодателями  успешно 
осваиваются  элементы  практико-ориентированного  (дуального)  обучения, 
которое  предполагает  сочетание  теоретического  обучения  в образовательной 
организации и практического обучения на базе организации-работодателя. 

На  территории  края  действует  24  инновационные  площадки  

на  базе  профессиональных  образовательных  организаций  (5  федеральных,  
19  региональных).  Деятельность  региональных  инновационных  площадок 
основана  на  тесном  взаимодействии  педагогических  работников  и  работников 
предприятий  для  решения  общих  задач  по  организации  практико-
ориентированного (дуального) обучения. 

В 

рамках 

реализации 

комплекса 

мер, 

направленных 

на совершенствование  системы  среднего  профессионального  образования, 
с 2017  года  в  28  профессиональных  образовательных  организациях  началась 
реализация  федеральных  государственных  образовательных  стандартов 
среднего профессионального образования по наиболее востребованным, новым 
и  перспективным  профессиям  и  специальностям  (далее  –  ФГОС  СПО  
по ТОП-50). 

В  июне  2017  года  в  рамках  пилотной  апробации  проведена 

государственная  итоговая  аттестация  в  формате  демонстрационного  экзамена 
по  трем  компетенциям  (ремонт  и  обслуживание  легковых  автомобилей, 
парикмахерское  искусство,  нефтяное  дело)  в  трех  профессиональных 
образовательных 

организациях 

(ГБПОУ 

«Краевой 

многопрофильный 

техникум»,  КГАПОУ  «Пермский  техникум  профессиональных  технологий 
и дизайна», ГАПОУ «Краевой политехнический колледж»). 

В 

рамках 

осуществления 

независимой 

оценки 

качества 

профессионального  образования  проводится  процедура  профессионально-
общественной  аккредитации  образовательных  программ.  В  настоящее  время 
процедуру 

профессионально-общественной 

аккредитации 

прошли 

80 образовательных  программ  в  33  профессиональных  образовательных 
организациях. 

 

В  целях  формирования  системы  независимой  оценки  качества 

профессионального образования при Пермской Торгово-промышленной палате 
создана  автономная  некоммерческая  организация  «Пермское  региональное 
агентство развития квалификаций». 

Также  в  профессионально-общественной  аккредитации  образовательных 

программ  принимают  участие:  НОЧУ  ДПО  «Институт  опережающего 
образования»,  региональная  общественная  организация  «Союз  операторов 
связи», ООО «Сатурн-Р» ООО «Пермская производственная фирма «Фантом», 
ФГБНУ  «Пермский  научно-исследовательский  институт  сельского  хозяйства» 
и др. 

В  Пермском  крае  создан  эффективный  механизм  государственного 

регионального  заказа  на  подготовку  квалифицированных  рабочих,  служащих 
и специалистов  среднего  звена  в  профессиональных  образовательных 
организациях  (далее  –  ПОО)  в  соответствии  с  потребностями  рынка  труда 
региона на основе заявок от работодателей. 

Одним  из  основных  критериев,  которые  учитываются  при  определении 

объемов  государственного  задания,  является  наличие  заявок  работодателей 
о потребности  в  квалифицированных  кадрах  в  сфере  профессионального 
образования.  

В  2017  году  на  обучение  по  программам  среднего  профессионального 

образования принято 14 667 человек. 

С целью обеспечения укрепления и обновления материально-технической 

базы  профессиональных  образовательных  организаций  Пермского  края 
в 2017 году  субсидию  из  средств  бюджета  Пермского  края  на  создание 
доступной  среды  получили  три  профессиональные  образовательные 
учреждения: 

КГАПОУ 

«Кунгурский 

многопрофильный 

техникум»,  

ГБПОУ  «Пермский  химико-технологический  техникум»,  ГБПОУ  «Чусовской 
индустриальный  техникум».  Образовательными  учреждениями  проведены 
ремонтные  работы  по  обеспечению  доступности  входных  групп;  проведено 
переоборудование  помещений  с  целью  создания  условий  доступности  
для  инвалидов  и  других  маломобильных  групп  населения  (устройство 
пандусов,  устранение  порогов,  расширение  дверных  проемов);  оборудованы 
специализированные  санитарные  узлы;  приобретено  специализированное 
оборудование  (автоматизированные  рабочие  места,  многофункциональные 
устройства и пр.). 

В  рамках  соглашения  с  Минобрнауки  России  Пермский  край  получил 

субсидию  в  размере  3 399,8  тыс. руб.  федерального  бюджета  на  создание 
базовых  профессиональных  образовательных  организаций,  обеспечивающих 
поддержку 

региональной 

системы 

инклюзивного 

профессионального 

образования  инвалидов  (БПОО).  Такая  организация  в  2017  году  создана  

 

на 

площадке 

государственного 

бюджетного 

профессионального 

образовательного  учреждения  «Лысьвенский  политехнический  колледж»  
(далее  –  Колледж).  Колледжем  приобретены  автоматизированные  рабочие 
места  для  слабовидящих  обучающихся,  обучающихся  с  нарушениям  слуха  
и  слабослышащих  людей,  студентов  с нарушением  опорно-двигательного 
аппарата  и  ДЦП;  оборудование  для дистанционного  обучения,  интерактивные 
доски,  проекторы,  лингафонный  и  радиокласс,  информационный  стенд  и  пр. 
Также  проведено  повышение  квалификации  педагогических  работников  
и  управленческих  кадров  Колледжа  по  теме  инклюзивного  образования.  
На  дополнительно выделенные средства  бюджета  Пермского  края оборудован 
пандус  при  входной  группе,  а  также  пандус  в  переходе  между  корпусами 
Колледжа. 

Для 

оснащения 

многофункциональных 

центров 

прикладных 

квалификаций  оборудованием  в  2017  году  из  регионального  бюджета 
учреждениям  выделены  средства  в  размере  10 730  тыс. руб.,  на  которые 
закуплено учебно-лабораторное оборудование, учебно-лабораторный комплекс, 
автоматизированные  рабочие  места,  комплекты  ручного  электроинструмента, 
оптические инструменты (ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум» – 
3 069 тыс. руб., КГАПОУ «Пермский строительный колледж» – 3 122 тыс. руб., 
ГБПОУ  «Коми-Пермяцкий  политехнический  техникум»  –  2 092  тыс. руб., 
ГБПОУ «Чайковский индустриальный колледж» – 2 447 тыс. руб.). 

С  целью  освещения  информации  о  рабочих  профессиях,  победителях 

конкурсов 

профессионального 

мастерства, 

мероприятиях, 

имеющих 

профориентационное значение, ежегодно в рамках государственных контрактов 
выпускается  по  5  номеров  журнала  «Среднее  профессиональное  образование 
в Пермском крае», тираж каждого номера – 1 500 экземпляров. 

Ежегодно  Министерством  образования  и  науки  Пермского  края 

выпускается  справочник  профессиональных  образовательных  учреждений 
Пермского края «Среднее профессиональное образование» с целью повышения 
доступности и открытости системы профессионального образования Пермского 
края.  

Одна из мер, используемых при совершенствовании системы подготовки 

квалифицированных  специалистов  и  рабочих  кадров  –  участие  студентов  
и 

преподавателей 

профессиональных 

образовательных 

организаций 

в чемпионатах  (конкурсах)  профессионального  мастерства  по  стандартам 
WorldSkills,  главной  задачей  которого  является  популяризация  рабочих 
профессий,  повышение  их  статуса  и  развитие  стандартов  профессиональной 
подготовки и квалификации. 

В  период  с  1  по  4  февраля  2017  года  в  Пермском  крае  прошел 

III Открытый  Региональный  чемпионат  «Молодые  профессионалы  –  2017» 

 

Пермского  края».  В  Чемпионате  было  представлено  45  компетенций 
WorldSkills  Russia,  из  них  7  «Джуниорскиллс»  (для  школьников).  
Всего в мероприятии приняло участие 716 человек из 16 субъектов Российской 
Федерации, из  них:  333  участника и 383  эксперта  (в  том числе 86  участников 
и 45 экспертов Джуниорскиилс). В состав экспертного сообщества Чемпионата 
вошли  6  национальных  экспертов  и  18  сертифицированных  экспертов  союза 
«Молодые профессионалы». 

С  18  марта  по  6  апреля  2017  года  в  7  регионах  Российской  Федерации 

(Ульяновская  область,  Московская  область,  г. Москва,  Хабаровский  край, 
Республика  Татарстан,  Саха  (Якутия)  и  Чувашская  Республика)  проводились 
отборочные  этапы  на  право  участия  в  Финале  V  Национального  чемпионата 
«Молодые  профессионалы»  (WorldSkills  Russia)  –  2017.  Пермский  край  был 
представлен  в  33  компетенциях  делегацией  из  38  участников  и  27  экспертов, 
по итогам данных соревнований для участия в Финале отобраны 11 участников. 

В  Финале-2017  от  Пермского  края  участвовали  представители 

11 компетенций.  По  итогам  участия  в  Финале  Пермский  край  поднялся 
в медальном  зачете  Национальных  чемпионатов  «Молодые  профессионалы» 
(WorldSkills)  с  16  места  в  2016  году  на  12  место  в  2017  году  в  Российской 
Федерации и с 4 места в 2016 году на 2 место в 2017 году в ПФО. 

В  период  с  19  по  21  октября  2017  года  состоялся  II  Региональный 

чемпионат  профессионального  мастерства  для  людей  с  инвалидностью 
«Абилимпикс» 

в 

Пермском 

крае. 

Соревнования 

проводились  

по  10  компетенциям  для  61  конкурсанта.  Победители  соревнований 
представляли 

Пермский 

край 

на 

III 

Национальном 

чемпионате 

профессионального  мастерства  для  людей  с инвалидностью  «Абилимпикс», 
который состоялся в декабре 2017 года в г. Москве. Представители Пермского 
края завоевали 4 призовых места. 

В  2017  году  доля  получателей  стипендиального  обеспечения 

и дополнительных форм материальной поддержки обучающихся в учреждениях 
профессионального  образования  составила  53 %,  общее  количество 
получателей – 24 442 человека. 

В  соответствии  с  приказом  Минобрнауки  России  от  28  апреля  2017 г. 

№ 395  «О  назначении  стипендий  Правительства  Российской  Федерации  
для  лиц,  обучающихся  в  профессиональных  образовательных  организациях  
и  образовательных  организациях  высшего  образования  по  очной  форме 
обучения  по  образовательным  программам  среднего  профессионального 
образования,  имеющим  государственную  аккредитацию,  соответствующим 
приоритетным  направлениям  модернизации  и  технологического  развития 
экономики  Российской  Федерации,  на  2017/18  учебный  год»  66  студентов 
профессиональных 

образовательных 

организаций, 

обучающихся 

 

по программам  подготовки  специалистов  среднего  звена,  в  2017  году  стали 
получателями стипендии Правительства Российской Федерации. 

Каждый из получателей данной выплаты сдал более половины экзаменов 

на  «отлично»  две  сессии  подряд,  имеет  какие-либо  достижения  в  изучении 
предметов  своей  специализации,  подтвержденные  документально,  является 
победителем  олимпиад,  конкурсов,  научных  и  творческих  смотров,  автором 
публикаций  по  заданной  специальности  в  различных  печатных  изданиях, 
автором изобретений или открытий. 

Подпрограмма «Развитие высшего образования и науки» 

В  рамках  реализации  подпрограммы  предусмотрены  мероприятия, 

нацеленные  на  привлечение  в  пермские  вузы  молодых  научных  и  научно-
педагогических  кадров,  привлечение  ведущих  Российских  и  зарубежных 
ученых, а именно: предоставление дополнительных мер социальной поддержки 
кандидатам  наук,  защитившим  диссертационные  исследования  в  возрасте  
до  31  года  (гуманитарные  и  социально-экономические  направления)  
или  36  лет  (технические,  физико-математические  и  естественно-научные 
направления)  и продолжающим  работать  в  вузах.  В  2017  году  70  кандидатов 
наук соответствовали условиям предоставления выплат. 

В  целях  повышения  престижности  работы  в  пермских  организациях 

высшего образования и научных организациях осуществляется предоставление 
дополнительных мер социальной поддержки докторам наук, имеющим высокие 
показатели  научно-исследовательской  и  научно-педагогической  деятельности. 
В  2017  году  среди  ученых,  имеющих  ученую  степень  доктора  наук,  выплаты 
получал 241 человек. 

В  рамках  мероприятия  по  предоставлению  грантов  международным 

исследовательским  группам  ученых  (МИГ)  предоставляются  гранты 
на реализацию 

научных 

проектов, 

соответствующих 

приоритетам, 

зафиксированным в Указе Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. 
№ 899  «Об утверждении  приоритетных  направлений  развития  науки, 
технологий  и техники  в  Российской  Федерации  и  перечня  критических 
технологий  Российской  Федерации»,  указе  губернатора  Пермского  края  
от  1  ноября  2010 г.  № 83  «Об  Основных  направлениях  научной  и  научно-
технической  политики  Пермского  края».  Всего  в  2017  году  поддерживалось  
13 МИГ по приоритетным направлениям.  

В  2017  году  состоялся  очередной  отбор  проектов.  14  МИГ  получили 

финансовую поддержку на реализацию проектов в 2018-2020 годах: 

Проектом  в  качестве  требований  к  результату  предусмотрены 

прохождение  пермскими  аспирантами  стажировок  в  зарубежных  научных 
центрах,  чтение  лекций  зарубежными  партнерами  в  Перми  как  для  широкого 

 

круга слушателей – в форме публичных лекций, так и для узких специалистов – 
в  форме  специализированных  научных  семинаров,  мастер-классов,  и  прочее. 
Также МИГ публикует совместные научные статьи в российской и зарубежной 
печати,  ежегодно  в  конце  года  подводятся  итоги  работы  МИГ  в  форме 
конференции. 

Продолжается  участие  региона  в  совместных  конкурсах  с  Российским 

фондом  фундаментальных  исследований  (РФФИ),  который  проводит 
региональные  инициативные  конкурсы  в  интересах  Пермского  края 
на условиях паритетного финансирования. 

РФФИ  поддерживают  развитие  гуманитарных  наук  и  фундаментальные 

исследования по  математике,  механике  и информатике; физике  и  астрономии; 
химии;  биологии  и  медицинской  науке;  наукам  о  Земле;  наукам  о  человеке 
и обществе. 

Так,  в  2017  году  при  поддержке  РФФИ  в  области  фундаментальных 

исследований реализуется 103 проекта на 29 млн. руб. средств Пермского края 
и 29 млн. руб. средства РФФИ, из которых 56 проектов отобраны в 2017 году. 

При  поддержке  РФФИ  в  области  гуманитарных  исследований 

реализуется  28  проектов  на  5  млн. руб.  средств  Пермского  края  и  5  млн. руб. 
средства РФФИ, из которых 15 проектов отобраны в 2017 году. 

За  2017  год  проведено  65  лекций  зарубежными  учеными,  получено 

13 патентов,  опубликовано  35  статей  в  Web  of  Science,  Scopus,  27  статей 
в РИНЦ. 

В  рамках  работы  коммуникативной  площадки  научного  сообщества 

Пермского  края  «Центр  науки»,  созданной  на  базе  краевой  библиотеки 
им А.М. Горького, количество посетителей Центра науки составило в 2017 году 
10 007  человек.  Данная  площадка  предназначена  для  проведения  мероприятий  
с  молодежью  по  научным  и  исследовательским  проектам.  Так,  за  2017  год  
здесь  состоялось  83  мероприятия,  включая  встречи  и  конференции 
международного  уровня.  Количество  проведенных  в  2017  году  встреч 
участников  клубов  по развитию  исследовательских  и  предпринимательских 
компетенций – 15. 

В  2017  году  (на  начало  2017/18  учебного  года)  в  образовательных 

организациях, расположенных в Пермском крае, обучалось 1 600 иностранных 
граждан,  в  том  числе  1 543  по  программам  высшего  образования,  
57 – на подготовительных курсах, курсах русского языка. 

Обеспечен  высокий  уровень  исследований  в  сфере  фундаментальных  

и  прикладных  исследований,  проводимых  пермскими  образовательными 
организациями  высшего  образования.  Так,  по  результатам  конкурсов, 
объявленных  в  рамках  постановлений  Правительства  Российской  Федерации  
от  9  апреля  2010 г.  № 218  «О  мерах  государственной  поддержки  развития 

 

кооперации  российских  высших  учебных  заведений  и  организаций, 
реализующих  комплексные  проекты  по  созданию  высокотехнологичного 
производства»  и  от  9  апреля  2010 г.  № 220  «О  мерах  по  привлечению  
ведущих  ученых  в  Российские  образовательные  учреждения  высшего 
профессионального  образования,  научные  учреждения  государственных 
академий  наук  и  государственные  научные  центры  Российской  Федерации» 
победили  2  пермских  национальных  исследовательских  университета.  
Данные 

проекты 

реализуются 

совместно 

с 

такими 

крупнейшими 

предприятиями,  как  ОАО  «Мотовилихинские  заводы»,  ОАО  «ПРОТОН-ПМ», 
ОАО  «Пермская  научно-производственная  приборостроительная  компания», 
ОАО «Сорбент», ОАО «Авиадвигатель», ЗАО «ПРОГНОЗ». 

За 

время 

реализации 

программ 

развития 

национальных 

исследовательских  вузов  создано  порядка  60  лабораторий  по  приоритетным 
направлениям 

исследований, 

обеспеченные 

современным 

высокотехнологичным оборудованием. 

Национальные  исследовательские  университеты  Пермского  края, 

получившие  новые  возможности  для  развития  в  рамках  реализации  программ 
с региональным софинансированием, демонстрируют свои успехи в различных 
рейтингах,  как  национальных,  так  и  международных.  Европейская  научно-
промышленная палата составила рейтинг российских вузов ARES, отвечающих 
образовательным  стандартам  Евросоюза.  В  него  вошли  два  пермских 
университета.  Пермский  национальный  исследовательский  политехнический 
университет  (ПНИПУ)  расположился  на  40-й  строчке,  а  на  70-й  позиции  – 
Пермский  государственный  национальный  исследовательский  университет 
(ПГНИУ). ПНИПУ присвоен рейтинг BBB, а ПГНИУ — B+. В рейтинге ARES 
три  категории  оценок:  А  –  высокий  (от  ААА  до  А),  В  –  надежный  
(от BBB+ до B) и С – адекватный уровень (от CCC+ до C). 

В  рейтинге  самых  востребованных  инженерных  вузов  Российской 

Федерации  Пермский  национальный  исследовательский  политехнический 
университет  занял  7  место  из  140  мест.  Эксперты  определили  вузы, 
большинство  выпускников  которых  работают  по  специальности,  а  также 
распределили учебные заведения по их ориентированности на реальный сектор 
экономики, количеству научных работ и другим критериям. 

Согласно  данным,  предоставленным  проектом  «Социальный  навигатор» 

МИА  «Россия  сегодня»,  Пермский  национальный  исследовательский 
политехнический университет является одним из лидеров по востребованности 
среди инженерных вузов Российской Федерации. 

Пермский 

национальный 

исследовательский 

политехнический 

университет  занимает  почетное  5-е  место  в  списке  из  132 исследуемых 
технических  университетов  нашей  страны  (на  4-м  месте  –  Московский 

 

государственный  технический  университет  имени  Н.Э. Баумана;  на  6-м  – 
Казанский национальный исследовательский технологический университет).  

Подпрограмма «Развитие кадровой политики» 

В  2017  году  9 280  педагогических  и  руководящих  работников 

общеобразовательных организаций, в том числе специальных (коррекционных) 
образовательных  организаций,  прошли  курсы  повышения  квалификации 
и профессиональной  переподготовки,  что  составляет  40,3 %  от  общего 
количества педагогических и руководящих работников школ (23 035 чел.). 

Централизовано за счет средств краевого бюджета обучено 5 849 человек, 

за счет средств федерального бюджета обучен 551 работник образования. 

Курсы  повышения  квалификации  прошел  8 021  человек,  курсы 

профессиональной переподготовки – 1 259 человек.  

По  итогам  2017  года  количество  педагогов  края  в  возрасте  до  35  лет 

составляет 5 036 человек – 21,7 % от их общей численности. 

Доля  педагогов,  аттестованных  на  высшую  квалификационную 

категорию, составляет 17 %; на первую категорию – 31 %. 

С  2012  года  наблюдается  положительная  динамика  снижения  доли 

вакансий  педагогических  работников  –  с  7 %  до  1,6  –  в  2017  году.  
Среди наиболее востребованных специальностей – учителя английского языка, 
математики, начальных классов. 

Реализуются  проекты,  направленные  на  привлечение  и  закрепление 

педагогических кадров. 

Проект «Мобильный учитель» 

Цель 

проекта 

– 

обеспечение 

высококвалифицированными 

педагогическими  кадрами  образовательных  учреждений,  расположенных  
в отдаленных населенных пунктах.  

В 2013-2017 годах в рамках проекта получили автомобили 30 мобильных 

педагогов,  которые  преподают  иностранный  язык,  информатику,  физику, 
математику,  психологию,  историю,  биологию,  химию,  физкультуру,  
ранее бывшие на вакансии, в 62 школах края. 

Проект «Сельский учитель» 

Данный проект реализован Правительством Пермского края в 2017 году 

для  решения  вопроса  кадровой  обеспеченности  сельских  школ  молодыми 
педагогами  в  возрасте  до  35  лет.  Проект  помогает  в  решении  жилищного 
вопроса  молодых  учителей,  переехавших  в сельские  территории  Пермского 
края. В 2017 году проект позволил в 9 муниципальных районах Пермского края 
в  13  сельских  школах  трудоустроить  и  обеспечить  жильем  17  учителей.  

 

Таким  образом,  «закрыты»  вакансии  по  английскому  языку,  математике, 
начальным  классам,  информатике,  физике,  русскому  языку,  химии,  биологии, 
истории, ОБЖ. 

Проект «Ступени»  

Мероприятия 

по 

стимулированию 

педагогических 

работников 

муниципальных  общеобразовательных  организаций  по  результатам  обучения 
школьников реализуются в Пермском крае седьмой год. На реализацию проекта 
из бюджета Пермского края ежегодно выделяется 40 млн. рублей. В реализации 
проекта  участвуют  все  муниципальные  общеобразовательные  организации 
Пермского  края.  В  проекте  стимулируются  учителя-предметники  (адресные 
премии), ученики которых показали высокие достижения по результатам ЕГЭ, 
набрав  по  предметам  от  95  до  100  баллов,  а  также  педагоги,  подготовившие 
призеров и победителей предметных олимпиад различных уровней.  

В  2017  году  получили  дополнительное  стимулирование  педагоги 

100 лучших  школ  Пермского  края,  педагоги-предметники  из  138  школ, 
и педагоги,  подготовившие  призеров  и  победителей  предметных  олимпиад 
различных уровней, из 26 школ Прикамья. 

Подпрограмма «Развитие инфраструктуры  

и приведение образовательных организаций в нормативное состояние» 

В  2017  году  в  нормативное  состояние  приведено  51  учреждение 

образования на общую сумму 76 840,4 тыс. тыс. рублей. 

В  целях  создания  доступной  среды  для  получения  профессионального 

образования для лиц с ОВЗ в 2017 году в 4 профессиональных образовательных 
организациях,  подведомственных  Министерству  образования  и  науки 
Пермского  края,  проведены  ремонтные  работы  по  созданию  архитектурной 
доступности  здания  (оборудованы  входные  группы,  установлены  пандусы, 
оборудованы 

специализированные 

санитарные 

узлы), 

приобретено 

специализированное  и  учебное  оборудование,  специальная  мебель  на  общую 
сумму 5 550,0 тыс. рублей. 

В  2017  году  завершены  работы  по  реконструкции  котельной  

ГБПОУ «Юсьвинский агротехнический техникум». 

Велись работы на 3 объектах: 
учебный  корпус  ГАОУ  «Пермский  кадетский  корпус  ПФО  имени  Героя 

России Ф. Кузьмина» (срок завершения работ – май 2018 года); 

реконструкции  инженерных  сетей  ГАОУ  «Пермский  кадетский  корпус 

ПФО  имени  Героя  России  Ф. Кузьмина»  (срок  завершения  работ  –  июль 
2018 года); 

 

строительство  спортивной  площадки  ГБОУ  «Школа-интернат  для  детей  

с  нарушением  зрения»  (плановый  срок  завершения  строительства  – 
август 2018 года). 

В  рамках  мероприятий  по  управлению  имущественным  комплексом 

государственных 

образовательных 

организаций 

Пермского 

края 

Министерством образования и науки Пермского края: 

рассмотрено  и  согласовано  8  обращений  по  передаче  движимого 

имущества образовательным организациям; 

подготовлено  45  нормативных  документа  в  отношении  особо  ценного 

движения имущества; 

прекращено  право  постоянного  (бессрочного)  пользования  в  отношении 

17 земельных участков. 

Рассмотрены на комиссии и согласованы: 
к  передаче  в  аренду  недвижимого  имущества  43  обращений 

образовательных организаций; 

к  передаче  в  безвозмездное  пользование  недвижимого  имущества  

37 обращений образовательных организаций; 

к  списанию  (сносу)  5  обращений  образовательных  организаций  

(12 объектов недвижимого имущества); 

к  изъятию  из  оперативного  управления  6  обращений  образовательных 

организаций (16 объектов недвижимого имущества);  

к  закреплению  на  праве  оперативного  управления  6  обращений 

образовательной организации (7 объектов недвижимого имущества). 

В 2017 году создано: 
515 дошкольных мест  за  счет  строительства  3  учреждений  дошкольного 

образования (г. Пермь, г. Кунгур, Юсьвинский муниципальный район). 

4 715  мест  для  детей  школьного  возраста,  из  них  3 090  за  счет 

эффективного  использования  помещений  и  1 625  мест  за  счет  строительства  
2 школ в Пермском муниципальном районе (с. Култаево, с. Фролы). 

Подпрограмма «Молодежная политика» 

В  рамках  задачи  «Развитие  системы  информирования  молодежи 

Пермского  края  о  возможностях  самореализации  на  территории  Пермского 
края»  организовано  информирование  о  мероприятиях  сферы  молодежной 
политики  Пермского  края.  Проведены  17  образовательных  мероприятий 
в формате  семинаров  и  мастер-классов  для  начинающих  журналистов  
от  14  до  30  лет,  семинаров  для  специалистов  сферы  молодежной  политики, 
культуры  и образования  в  8  муниципальных  образованиях  Пермского  края, 
конкурс  среди  молодежных  пресс-центов  Пермского  края,  а  также  конкурс 
СМИ  юных  журналистов  Пермского  края  «Взлетная  полоса  2017»,  в  котором 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..