Доклад О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2016 И 2017 ГОДАХ - часть 23

 

  Главная      Учебники - Разные     Доклад О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2016 И 2017 ГОДАХ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23     

 

 

 

Доклад О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2016 И 2017 ГОДАХ - часть 23

 

 

359

Российская система недропользования функ-

ционирует в соответствии с положениями Зако-

на Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. 

№ 2395-I «О недрах», в который неоднократно 

вносились дополнения и изменения. Тем не ме-

нее,  основные  принципы  недропользования  в 

России  остаются  неизменными  вот  уже  более 

четверти века. К ним, в частности, относятся.

 

„

Принцип  государственной  собственности  на 

недра,  в  соответствии  с  которым  к  ведению 

федерального  центра  относится  управление 

государственным  фондом  недр,  содержащим 

все виды полезных ископаемых, кроме обще-

распространенных  полезных  ископаемых 

и  подземных  вод,  используемых  для  целей 

питьев ого  и  хозяйственно-бытового  водо-

снабжения или технологического обеспечения 

водой объектов промышленности, либо объек-

тов сельскохозяйственного назначения и объ-

ем  добычи  которых  составляет  не  более  500 

кубических метров в сутки, а также определе-

ние государственной политики и нормативное 

правовое регулирование в указанной сфере.

 

„

В ведении субъектов Российской Федерации 

находятся  общераспространенные  полезные 

ископаемые, перечень которых в каждом ре-

гионе  может  быть  разным,  а  также  подзем-

ные воды, используемые для целей питьево-

го  и  хозяйственно-бытового  водоснабжения 

или  технологического  обеспечения  водой 

объектов  промышленности,  либо  объектов 

сельскохозяйственного  назначения  и  объем 

добычи которых составляет не более 500 ку-

бических метров в сутки.

 

„

Принцип  равнодоступности  прав  пользова-

ния недрами и предоставления участков недр 

в  пользование  на  состязательной  основе  с 

учетом ограничений, установленных в 2008 г. 

в  отношении  участков  недр  федерального 

значения  Федеральным  законом  от  29  апре-

ля 2008 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений 

в  отдельные  законодательные  акты  Россий-

ской  Федерации  и  признании  утратившими 

силу отдельных положений законодательных 

актов Российской Федерации в связи с при-

нятием  Федерального  закона  «О  порядке 

осуществления  иностранных  инвестиций  в 

хозяйственные  общества,  имеющие  страте-

гическое значение для обеспечения обороны 

страны и безопасности государства», направ-

ленных  на  обеспечение  минерально-сырье-

вой безопасности.

 

„

Принцип  управления  минерально-сырьевым 

комплексом  страны  в  соответствии  с  долго-

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 
ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 
НЕДР, ВОСПРОИЗВОДСТВА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 
МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НЕДР

360

срочной  стратегией  и  среднесрочными  про-

граммами  геологического  изучения  недр  и 

воспроизводства минерально-сырьевой базы.

 

„

Принцип срочности и платности пользования 

недрами, а также обеспечения рационального 

и комплексного недропользования.

Данные принципы получили развитие в до-

кументах  стратегического  планирования,  пер-

вым из которых стали Основы государственной 

политики в области минерального сырья и не-

дропользования,  утвержденные  распоряжени-

ем  Правительства  Российской  Федерации  от 

21  апреля  2003  г.  №  494-р.  В  этом  документе 

были  определены  стратегические  цели  и  зада-

чи  государственной  политики  в  сфере  недро-

пользования  и  разработана  система  мероприя-

тий  и  основных  направлений  деятельности  по 

обес печению устойчивого развития российской 

экономики  за  счет  эффективного  использова-

ния минеральных ресурсов, совершенствования 

законодательства о недрах и системы управле-

ния государственным фондом недр. В соответ-

ствии с планом реализации упомянутых Основ 

государственной  политики  в  2005  г.  приказом 

Минприроды  России  была  утверждена  Долго-

срочная  государственная  программа  изучения 

недр  и  воспроизводства  минерально-сырьевой 

базы России на основе баланса потребления и 

воспроизводства минерального сырья; впослед-

ствии были подготовлены и утверждены прика-

зами Минприроды России две новых редакции 

— от 15 мая 2006 г. № 112 и от 16 июля 2008 

г.  №  151.  В  настоящее  время  вышеназванные 

Основы  государственной  политики  в  области 

минерального сырья и недропользования в зна-

чительной степени устарели и требуют актуали-

зации в соответствии с новыми реалиями.

Следующим  важным  документом  стратеги-

ческого планирования стала Стратегия развития 

геологической  отрасли  Российской  Федерации 

до 2030 г., принятая распоряжением Правитель-

ства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. 

№ 1039-р. В документе отмечено наличие ряда 

проблем, не позволяющих эффективно наращи-

вать и использовать богатства недр, и предложе-

ны пути решения стоящих перед отраслью задач. 

Предусмотрено развитие геологической отрасли 

по  нескольким  направлениям,  важнейшими  из 

которых  были  оптимизация  организационной 

структуры  и  развитие  принципов  программно-

целевого планирования.

Для оптимизации организационной структу-

ры геологической отрасли и во исполнение Указа 

Президента Российской Федерации от 15 июля 

2011 г. № 957 «Об открытом акционерном обще-

стве "Росгеология"» распоряжением Правитель-

ства Российской Федерации от 3 августа 2011 г. 

№ 1383-р на базе ОАО «Центргеология» созда-

но  ОАО  «Росгеология»,  в  отношении  которого 

позиции  акционера  —  Российской  Федерации 

—  определяются  Правительством  Российской 

Федерации.  Приоритетным  направлением  дея-

тельности ОАО «Росгеология» определено гео-

логическое  изучение  и  раскрытие  ресурсного 

потенциала перспективных территорий Россий-

ской Федерации, ее континентального шельфа и 

акваторий внутренних морей, Мирового океана, 

Арктики  и  Антарктики,  локализация  и  оценка 

ресурсного потенциала нераспределенного фон-

да  недр,  а  также  государственный  мониторинг 

состояния недр.

Распоряжениями  Правительства  Россий-

ской Федерации от 4 июня 2015 г. № 1026-р и 

от 24 мая 2017 г. №1009-р ОАО «Росгеология» 

определена  на  2015-2018  гг.  единственным  ис-

полнителем  государственных  закупок  работ  по 

воспроизводству  минерально-сырьевой  базы 

углеводородного  сырья,  урана,  черных,  цвет-

ных,  легирующих  и  редких  металлов,  алмазов 

и  благородных  металлов,  неметаллических  по-

лезных ископаемых, подземных вод (питьевых и 

минеральных). 

Для  развития  геологоразведочных  подразде-

лений  горнорудных  и  нефтегазовых  компаний, 

сервисных  структур,  небольших  геологоразве-

дочных  компаний  и  усиления  роли  субъектов 

малого и среднего предпринимательства в про-

ведении геологоразведочных работ и разработке 

мес то рож де ний был издан приказ Минприроды 

России  от  27  января  2014  г.  №  37  о  введении 

заявительного  принципа  предоставления  прав 

пользования недрами для геологического изуче-

ния проявлений твердых полезных ископаемых 

с прогнозными ресурсами категории Р

3

. Прика-

зом Минприроды России от 10 октября 2016 г. 

№ 583 «Об утверждении Порядка рассмотрения 

заявок  на  получение  права  пользования  недра-

ми  для  геологического  изучения  недр  (за  ис-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НЕДР

361

ключением недр на участках недр федерального 

значения  и  участках  недр  местного  значения)» 

заявительный принцип был расширен на участ-

ки недр, содержащие прогнозные ресурсы всех 

категорий  по  углеводородному  сырью.  Кроме 

того, указанным приказом установлена возмож-

ность предоставления в пользование на основе 

заявительного принципа участков недр в целях 

геологического изучения нижележащих (выше-

лежащих)  горизонтов,  а  также  флангов  разве-

дываемых  и  (или)  разрабатываемых  мес то рож-

де ний полезных ископаемых, по которым в го-

сударственном балансе запасов полезных иско-

паемых отсутствуют данные о наличии запасов. 

Предлагаемые указанным приказом изменения, 

по  оценкам  Минприроды  России,  позволят  по-

высить инвестиции в поиск новых мес то рож де-

ний углеводородного сырья.

Дальнейшее  развитие  субъектов  малого  и 

среднего предпринимательства в сфере геолого-

разведочных работ и разработки мес то рож де ний 

в  России  может  быть  обеспечено  посредством 

формирования  специальных  биржевых  площа-

док  и  создания  механизмов  совместного,  госу-

дарственно-частного  финансирования  с  при-

влечением  венчурного  капитала  физических  и 

юридических лиц.

Программно-целевой  принцип  организации 

деятельности федерального органа исполнитель-

ной власти рассматривается как инструмент по-

вышения  эффективности  расходования  средств 

федерального бюджета. С 2013 г. работы по гео-

логическому  изучению  недр  и  воспроизводству 

минерально-сырьевой базы проводятся в рамках 

подпрограммы  «Воспроизводство  минерально-

сырьевой  базы,  геологическое  изучение  недр» 

государственной  программы  Российской  Феде-

рации  «Воспроизводство  и  использование  при-

родных  ресурсов».  Эта  программа  разработана 

в  соответствии  с  требованиями  постановления 

Правительства  Российской  Федерации  от  2  ав-

густа  2010  г.  №  588  «Об  утверждении  порядка 

разработки,  реализации  и  оценки  эффективно-

сти государственных программ Российской Фе-

дерации».  Документ  утвержден  постановлени-

ем Правительства Российской Федерации от 15 

апреля 2014 г. № 322 и корректировался в 2017 г. 

и  2018  г.  В  настоящее  время  данная  государ-

ственная программа действует в редакции поста-

новления Правительства Российской Федерации 

от 30 марта 2018 г. № 373.

Федеральным  законом  от  28  июня  2015  г. 

№  72 -ФЗ  «О  стратегическом  планировании  в 

Российской Федерации» (далее — Федеральный 

закон № 172-ФЗ) предусматривается разработка 

отраслевых документов стратегического плани-

рования  Российской  Федерации  на  долгосроч-

ный период по решению Президента Российской 

Федерации  или  Правительства  Российской  Фе-

дерации в целях обеспечения реализации стра-

тегии социально-экономического развития Рос-

сийской  Федерации,  стратегии  национальной 

безопасности Российской Федерации, стратегии 

научно-технологического  развития  Российской 

Федерации,  стратегии  пространственного  раз-

вития Российской Федерации с учетом прогноза 

научно-технологического  развития  Российской 

Федерации,  стратегического  прогноза  Россий-

ской  Федерации,  прогноза  социально-эконо-

мического  развития  Российской  Федерации  на 

долгосрочный период.

В  соответствии  с  нормами  Федерального 

закона  №  172-ФЗ,  а  также  поручениями  Пра-

вительства  Российской  Федерации  от  29  июня 

2016 г. № ИШ -П13-3807 и от 20 февраля 2018 г. 

№  АХ-П9-905  Минприроды  России  осущест-

вляется подготовка проекта Стратегии развития 

минерально-сырьевой базы Российской Федера-

ции  на  период  до  2035  г.  с  включением  в  него 

сохраняющих актуальность положений Страте-

гии развития геологической отрасли Российской 

Федерации до 2030 г. и Основ государственной 

политики в области использования минерально-

го сырья и недропользования. 

В 2017 г. в России был принят ряд федераль-

ных  законов,  актов  Правительства  Российской 

Федерации и ведомственных нормативных пра-

вовых актов в сфере недропользования. К основ-

ным из них можно отнести следующие:

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. 

№  414-ФЗ 

«О  внесении  изменений  в  Кодекс 

Российской  Федерации  об  административных 

правонарушениях».  Нормами  данного  Феде-

рального закона усилена административная от-

ветственность  за  самовольную  добычу,  транс-

портировку, хранение, сбыт янтаря, нефрита или 

иных  полудрагоценных  камней.  В  частности, 

статья 7.5 «Самовольная добыча янтаря, нефри-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НЕДР

362

та или иных полудрагоценных камней» Кодекса 

Российской  Федерации  об  административных 

правонарушениях изложена в следующей редак-

ции:

Самовольная  добыча  янтаря,  нефрита  или 

иных полудрагоценных камней, либо транспор-

тировка или хранение в целях сбыта незаконно 

добытых янтаря, нефрита или иных полудраго-

ценных камней в натуральном или переработан-

ном виде, либо сбыт незаконно добытых янтаря, 

нефрита  или  иных  полудрагоценных  камней  в 

натуральном или переработанном виде, если та-

кие действия не содержат уголовно наказуемого 

деяния,  влечет  наложение  административного 

штрафа на граждан в размере от двухсот тысяч 

до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия 

совершения  административного  правонаруше-

ния, либо без таковой; на должностных лиц — 

от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей с 

конфискацией  орудия  совершения  администра-

тивного правонарушения, либо без таковой; на 

юридических  лиц  —  от  десяти  миллионов  до 

шестидесяти миллионов рублей с конфискацией 

орудия  совершения  административного  право-

нарушения, либо без таковой.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. 

№ 405-ФЗ

 «О внесении изменения в статью 12 

Федерального  закона  "О  развитии  Республики 

Крым и города федерального значения Севасто-

поля и свободной экономической зоне на терри-

ториях Республики Крым и города федерально-

го  значения  Севастополя"».  Нормами  данного 

Федерального закона установлена возможность 

получения  на  территории  Республики  Крым  и 

города федерального значения Севастополя ста-

туса участника свободной экономической зоны 

лицами,  осуществляющими  разведку  и  добычу 

подземных  вод,  которые  используются  для  це-

лей  питьевого  и  хозяйственно-бытового  водо-

снабжения  или  технологического  обеспечения 

водой объектов промышленности либо объектов 

сельскохозяйственного назначения, а также при-

родных  лечебных  ресурсов  для  осуществления 

санаторно-курортного  лечения  и  организации 

отдыха.

Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. 

№ 283-ФЗ

 «О внесении изменения в статью 10 

Закона Российской Федерации "О недрах"». Нор-

мами данного Федерального закона Респуб лика 

Коми  включена  в  перечень  субъектов  Россий-

ской Федерации, в пределах которых предусмот-

рено увеличение срока геологического изуче ния 

участков недр до 7 лет.

Федеральный  закон  от  29  июля  2017  г. 

№ 217-ФЗ

 «О ведении гражданами садоводства 

и  огородничества  для  собственных  нужд  и  о 

внесении изменений в отдельные законодатель-

ные  акты  Российской  Федерации»  регулирует 

отношения,  возникающие  в  связи  с  ведением 

гражданами  садоводства  и  огородничества  для 

собственных  нужд.  В  частности,  органы  госу-

дарственной  власти  субъектов  Российской  Фе-

дерации  и  органы  местного  самоуправления 

вправе  организовывать  в  границах  территории 

садоводства или огородничества снабжение теп-

ло вой и электрической энергией, водой, газом и 

пр. в пределах полномочий, установленных за-

конодательством Российской Федерации. В свя-

зи с принятием данного Федерального закона в 

отдельные статьи Закона Российской Федерации 

«О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 вне-

сены  изменения,  направленные  на  упрощение 

процедуры  лицензирования  пользования  под-

земными водами и установление упрощенного и 

бесплатного  порядка  оформления  подлежащих 

лицензированию  действующих  скважин,  пред-

назначенных для централизованного снабжения 

водой  садоводческих  некоммерческих  товари-

ществ и (или) огороднических некоммерческих 

товариществ.

Федеральный  закон  от  26  июля  2017  г. 

№ 188-ФЗ 

«О внесении изменений в Закон Рос-

сийской  Федерации  "О  недрах"»  в  части  упро-

щения  порядка  предоставления  права  пользо-

вания  участками  недр  местного  значения  для 

разведки и добычи общераспространенных по-

лезных  ископаемых  в  целях  выполнения  работ 

по строительству, реконструкции, капитальному 

ремонту, ремонту и содержанию автомобильных 

дорог общего пользования.

В  соответствии  с  указанным  Федеральным 

законом пользователями недр на участках недр 

местного  значения  могут  быть  юридические 

лица, с которыми заключены гражданско-право-

вые  договоры  на  выполнение  работ  по  строи-

тельству,  реконструкции,  капитальному  ремон-

ту, ремонту и содержанию автомобильных доро-

го общего пользования в соответствии с Феде-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НЕДР

363

ральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О 

контрактной  системе  в  сфере  закупок  товаров, 

работ, услуг для обеспечения государственных и 

муниципальных нужд» и от 18.07.2011 № 223-

ФЗ  «О  закупках  товаров,  работ,  услуг  отдель-

ными  видами  юридических  лиц».  Указанным 

юридическим  лицам  без  проведения  конкурса 

или аукциона может быть предоставлено право 

пользования  участком  недр  местного  значения 

для разведки и добычи общераспространенных 

полезных ископаемых, необходимых для выпол-

нения  работ  по  строительству,  реконструкции, 

капитальному  ремонту,  ремонту  и  содержанию 

автомобильных дорог общего пользования. При 

этом общераспространенные полезные ископае-

мые,  добываемые  на  участках  недр  местного 

значения, могут использоваться только в объеме 

и для целей выполнения соответствующих работ 

по строительству, реконструкции, капитальному 

ремонту, ремонту и содержанию автомобильных 

дорого общего пользования.

Постановление  Правительства  Россий-

ской Федерации от 28 сентября 2017 г. № 1175 

«О внесении изменений в некоторые акты Пра-

вительства  Российской  Федерации».  Данным 

постановлением  сокращен  срок  выдачи  разре-

шений на прокладку подводных кабелей и тру-

бопроводов,  а  также  разрешений  на  создание, 

эксплуатацию  и  использование  искусственных 

островов, сооружений и установок во внутрен-

них  морских  водах  и  территориальном  море 

Российской  Федерации.  Теперь  запрос  должен 

подаваться  в  Федеральную  службу  по  надзору 

в сфере природопользования не менее чем за 4 

месяца  до  предполагаемой  даты  начала  работ 

(ранее — за 6 месяцев), а разрешение или отказ 

должны быть отправлены службой заявителю в 

течение 3 месяцев с момента получения запроса 

(ранее — 4 месяца).

Постановление  Правительства  Россий-

ской Федерации от 12 августа 2017 г. № 963

 

«Об  утверждении  критериев  отнесения  полез-

ных  ископаемых  к  попутным  полезным  иско-

паемым  (за  исключением  попутных  вод,  угле-

водородного  сырья  и  общераспространенных 

полезных  ископаемых)».  Данным  постановле-

нием  установлено,  что  к  попутным  полезным 

ископаемым  (полезным  ископаемым,  извлека-

емым из недр вместе с полезным ископаемым, 

добываемым в соответствии с Законом Россий-

ской  Федерации  «О  недрах»)  (за  исключением 

попутных  вод,  углеводородного  сырья  и  обще-

распространенных  полезных  ископаемых)  от-

носятся  полезные  ископаемые,  одновременно 

соответствующие следующим трем критериям:

 

„

вместе  с  полезным  ископаемым,  указанным 

в  лицензии  или  учтенным  в  Государствен-

ном  балансе  запасов  полезных  ископаемых 

Российской  Федерации,  залегают  в  недрах 

(в пластах, залежах, рудных телах, вмещаю-

щих породах), и (или) содержатся в отходах 

добычи полезных ископаемых и связанных с 

ней перерабатывающих производств, и (или) 

находятся во временно неиспользуемых про-

дуктах производства;

 

„

без  полезного  ископаемого,  указанного  в 

лицензии  или  учтенного  в  Государственном 

балансе  запасов  полезных  ископаемых  Рос-

сийской Федерации, невозможна или эконо-

мически  нецелесообразна  самостоятельная 

добыча  (извлечение)  полезных  ископаемых, 

признаваемых  попутными,  из  недр  или  из 

отходов  добычи  полезных  ископаемых  и 

связанных  с  ней  перерабатывающих  произ-

водств и (или) из временно неиспользуемых 

продуктов  производства,  в  соответствии  с 

технико-экономическим  обоснованием  кон-

диций для подсчета запасов;

 

„

расчетная стоимость полезного ископаемого, 

признаваемого попутным, при его добыче не 

превышает  10%  общей  стоимости  всех  по-

лезных ископаемых, учтенных Государствен-

ном  балансе  запасов  полезных  ископаемых 

Российской  Федерации  на  участке  недр  в 

соответствии с технико-экономическим обо-

снованием кондиций для подсчета запасов.

Постановление Правительства Российской 

Федерации от 18 мая 2017 г. № 595

 «О внесе-

нии изменений в Положение об установлении и 

изменении границ участков недр, предоставлен-

ных  в  пользование».  Данным  постановлением 

устанавливается возможность многократного из-

менения границ участков недр, предоставленных 

в  пользование,  в  сторону  увеличения  площади 

участка  и  его  глубины  (на  нижележащие  гори-

зонты  разрабатываемых  мес то рож де ний),  если 

предлагаемая  к  включению  в  границы  участка 

недр часть недр не предоставлена в пользование 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НЕДР

364

другой компании. Предусматривается также воз-

можность  многократного  изменения  границ  по 

площади  с  приростом  запасов  при  условии  со-

хранения общего ограничения суммарно присо-

единяемых запасов в размере 20%.

Указанные  проценты  запасов  определяются 

от суммы запасов полезных ископаемых мес то-

рож де ния, расположенного на участке недр, гра-

ницы которого предлагается изменить в сторону 

его увеличения, учтенных на балансе в пределах 

данного участка недр по состоянию на день по-

дачи  заявки,  и  запасов  мес то рож де ния,  распо-

ложенного  на  участке  недр,  границы  которого 

предлагается  изменить  в  сторону  его  увеличе-

ния,  списанных  с  баланса  в  пределах  данного 

участка недр в связи с их добычей.

Изменение  границ  участка  недр  в  сторону 

его уменьшения осуществляется в случае отказа 

пользователя недр от части участка недр по ре-

зультатам проведенных на участке недр работ по 

геологическому изучению недр и (или) разведке 

полезных ископаемых, подтверждающих отсут-

ствие  перспективных  для  дальнейшего  освое-

ния  геологических  объектов  на  предлагаемой 

к  исключению  части  участка  недр.  Изменение 

осуществляется  на  основании  геологического 

отчета,  представленного  в  федеральный  фонд 

геологической  информации  и  его  территори-

альные фонды, а также в фонды геологической 

информации субъектов Российской Федерации, 

если  пользование  недрами  осуществляется  на 

участках  недр  местного  значения.  Кроме  того, 

изменение  границ  участка  недр  в  сторону  его 

уменьшения  осуществляется  в  случае  выделе-

ния из границ участка недр, предоставленного в 

пользование для геологического изучения недр 

с  целью  поисков  и  оценки  мес то рож де ний  по-

лезных ископаемых, участка недр, содержащего 

мес то рож де ние  полезных  ископаемых,  откры-

тое за счет собственных (в том числе привлечен-

ных) средств пользователя недр, проводившего 

работы по геологическому изучению недр тако-

го участка. Изменение осуществляется на осно-

вании свидетельства об установлении факта от-

крытия  мес то рож де ния  полезных  ископаемых, 

лицензии на пользование участком недр для раз-

ведки  и  добычи  полезных  ископаемых  на  мес-

то рож де нии,  открытом  за  счет  собственных  (в 

том числе привлеченных) средств пользователя 

недр, проводившего работы по геологическому 

изучению недр данного участка.

Постановление  Правительства  Россий-

ской Федерации от 16 февраля 2017 г. № 194

 

«О признании утратившими силу некоторых ре-

шений  Правительства  Российской  Федерации 

по вопросу предоставления государственной от-

четности в фонды геологической информации». 

Данным постановлением признано утратившим 

силу постановление Правительства Российской 

Федерации  от  28  февраля  1996  г.  №  215  «Об 

утверждении  Порядка  представления  государ-

ственной  отчетности  предприятиями,  осущест-

вляющими  разведку  мес то рож де ний  полезных 

ископаемых и их добычу, в федеральный и тер-

риториальные  фонды  геологической  информа-

ции».

Ряд нормативных правовых актов в сфере не-

дропользования в 2017 г. был принят приказами 

Минприроды России. Главными среди них явля-

ются следующие:

Приказ Минприроды России от 6 декабря 

2017 г. № 650

 «О внесении изменений в Мето-

дику  расчета  минимального  (стартового)  раз-

мера разового платежа за пользование недрами, 

утвержденную  приказом  Минприроды  России 

от 30 сентября 2008 г. № 232» (зарегистрировано 

в Минюсте России 14 декабря 2017 г., регистра-

ционный № 49252). Данным приказом упрощен 

порядок  расчета  разового  платежа  за  пользова-

ние недрами, введен понижающий коэффициент 

(0,5) по попутным компонентам и забалансовым 

запасам, а также уменьшен «инфраструктурный 

коэффициент» для Дальневосточного и Северо-

Кавказского  федеральных  округов  (с  1,5  до  1). 

Федеральное  агентство  по  недропользованию 

и  его  территориальные  органы  могут  теперь 

определять  среднюю  цену  добытого  полезного 

ископаемого не только по данным Федеральной 

службы государственной статистики или на ос-

новании сведений, содержащихся в работах, вы-

полненных по государственным контрактам, но 

и с учетом данных мониторинга цен его реализа-

ции, проводимого государственными подведом-

ственными казенными учреждениями.

Приказ Минприроды России от 16 октября 

2017 г. № 566

 «О внесении изменений в Поря-

док  рассмотрения  заявок  на  получение  права 

пользования недрами для геологического изуче-

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НЕДР

365

ния недр (за исключением недр на участках недр 

федерального значения и участках недр местно-

го значения), утвержденный приказом Минпри-

роды  России  от  10  ноября  2016  г.  №  583»  (за-

регистрировано  в  Минюсте  России  28  ноября 

2017 г., регистрационный № 49030). В соответ-

ствии с приказом в общем случае не допускает-

ся предоставление в пользование участка недр, 

границы  которого  расположены  на  расстоянии 

менее 5 км (для твердых полезных ископаемых) 

или  менее  20  км  (для  углеводородного  сырья) 

от границ других участков недр, предоставлен-

ных в пользование и содержащих мес то рож де-

ния  полезных  ископаемых,  без  согласия  поль-

зователей  этих  участков  недр.  Согласие  (отказ 

в предоставлении согласия) пользователя недр, 

владеющего  действующей  лицензией,  предо-

ставляется по запросу заинтересованного лица. 

Смысл нововведения заключается в том, чтобы 

предоставить недропользователям возможность 

получить право пользования участком недр для 

геологического  изучения  флангов  разведывае-

мых и разрабатываемых мес то рож де ний.

Приказ  Минприроды  России  от  11  мая 

2017 г. № 226 

«О внесении изменений в Адми-

нистративный  регламент  Федеральной  службы 

по надзору в сфере природопользования по ис-

полнению  государственной  функции  по  осу-

ществлению  государственного  надзора  за  гео-

логическим  изучением,  рациональным  исполь-

зованием и охраной недр, утвержденный прика-

зом Минприроды России от 29.06.2012 № 196» 

(зарегистрировано  в  Минюсте  России  19  июля 

2017  г.,  регистрационный  №  47456).  Админи-

стративный  регламент  дополнен  пунктом  с  пе-

речнем действий, которые не вправе совершать 

при  проведении  проверки  должностные  лица 

Росприроднадзора  и  территориальных  органов 

Росприроднадзора, осуществляющие федераль-

ный  государственный  надзор.  Утвержденный 

ежегодный план проведения плановых проверок 

доводится  до  сведения  заинтересованных  лиц 

посредством  его  размещения  на  официальном 

сайте Росприроднадзора или  территориального 

органа Росприроднадзора в сети Интернет, либо 

иным доступным способом. При этом внесение 

изменений в ежегодный план допускается лишь 

в  случаях,  исчерпывающий  перечень  которых 

приведен в приказе.

Существенно  переработан  раздел  V  Адми-

нистративного регламента, содержащий инфор-

мацию  для  заинтересованных  лиц  об  их  пра-

ве  на  досудебное  (внесудебное)  обжалование 

действий  (бездействия)  и  решений,  принятых 

(осуществляемых)  в  ходе  исполнения  государ-

ственной  функции.  В  частности,  конкретизи-

рованы требования к письменному обращению 

(жалобе);  порядок  действий  руководителя  (за-

местителей  руководителя)  Росприроднадзора  и 

территориальных  органов  Росприроднадзора; 

исчерпывающий  перечень  оснований  для  при-

остановления рассмотрения жалобы и случаев, 

в которых ответ на жалобу не дается; права за-

интересованных лиц на получение информации 

и документов, необходимых для обоснования и 

рассмотрения жалобы; органы государственной 

власти  и  должностные  лица,  которым  может 

быть  направлена  жалоба  заявителя  в  досудеб-

ном (внесудебном) порядке; сроки рассмотрения 

жалобы;  результат  досудебного  (внесудебного) 

обжалования применительно к каждой процеду-

ре,  либо  инстанции  обжалования;  информация 

для  заинтересованных  лиц  об  их  праве  на  до-

судебное (внесудебное) обжалование выданного 

предписания.

Приказ  Минприроды  России  от  11  мая 

2017 г. № 225

 «О внесении изменений в Адми-

нистративный регламент предоставления Феде-

ральным  агентством  по  недропользованию  го-

сударственной услуги по выдаче заключений об 

отсутствии полезных ископаемых в недрах под 

участком предстоящей застройки и разрешения 

на  осуществление  застройки  площадей  залега-

ния полезных ископаемых, а также размещение 

в местах их залегания подземных сооружений, 

утвержденный приказом Министерства природ-

ных ресурсов и экологии Российской Федерации 

от 13 февраля 2013 г. № 53» (зарегистрировано 

в Минюсте России 17 июля 2017 г., регистраци-

онный № 47434). В связи с появлением на сайте 

Роснедр  в  информационно-телекоммуникаци-

онной сети Интернет Личного кабинета недро-

пользователя многие разделы и пункты данного 

регламента,  касающиеся  коммуникации  заяви-

теля  с  органом  государственной  власти,  после 

слов «Единый портал государственных и муни-

ципальных услуг» дополнены словами «Личный 

кабинет недропользователя».

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ГЕОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ НЕДР

366

Кроме  того,  переработан  V  раздел  Адми-

нистративного  регламента,  касающийся  права 

заявителя  подать  жалобу  на  решение  или  дей-

ствие (бездействие) Федерального агентства по 

недропользованию, его территориального орга-

на или его должностных лиц, федеральных го-

сударственных  служащих  при  предоставлении 

государственной услуги. В разделе рассмотрены 

случаи,  в  которых  заявитель  может  обратить-

ся  с  жалобой;  органы  государственной  власти 

и  уполномоченные  на  рассмотрение  жалобы 

должностные  лица,  которым  может  быть  на-

правлена жалоба; порядок подачи и рассмотре-

ния  жалобы;  сроки  рассмотрения  жалобы;  по-

рядок информирования заявителя о результатах 

рассмотрения жалобы; порядок обжалования ре-

шения по жалобе; право заявителя на получение 

информации  и  документов,  необходимых  для 

обоснования  и  рассмотрения  жалобы;  способы 

информирования заявителей о порядке подачи и 

рассмотрения жалобы.

Приказ  Минприроды  России  от  4  мая 

2017 г. № 216

 «Об утверждении Порядка пред-

ставления геологической информации о недрах 

в  федеральный  фонд  геологической  информа-

ции и его территориальные фонды, фонды гео-

логической  информации  субъектов  Российской 

Федерации»  (регистрационный  №  47943  от 

24.08.2017).

Изданием и государственной регистрацией в 

Минюсте России указанного приказа завершена 

подготовка  всей  необходимой  для  реализации 

Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 205-

ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской 

Федерации  "О  недрах"  и  отдельные  законода-

тельные  акты  Российской  Федерации»  норма-

тивной правовой базы. Данный приказ устанав-

ливает  правила  представления  геологической 

информации  о  недрах  пользователями  недр  в 

федеральный  фонд  геологической  информации 

и его территориальный фонды, фонды геологи-

ческой  информации  субъектов  Российской  Фе-

дерации.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

369

Богатство  и  разнообразие  минеральных  ре-

сурсов в недрах России остается одним из ос-

новных  конкурентных  преимуществ  ее  эконо-

мики,  определяющим  место  и  роль  страны  на 

международной  арене.  В  свете  этого  развитие 

минерально-сырье вого  комплекса  Российской 

Федерации  оказывается  важнейшей  задачей, 

решение  которой  обеспечит  минерально-сы-

рьевую  безопасность  и  усилит  ее  позиции  как 

одного из ведущих игроков мирового рынка ми-

нерального сырья.

Наращивание отечественной сырьевой базы 

Российской Федерации с 2013 г. ведется в рам-

ках  подпрограммы  1  «Воспроизводство  мине-

рально-сырьевой базы, геологическое изучение 

недр» государственной программы Российской 

Федерации «Воспроизводство и использование 

природных ресурсов» (далее – ГП ВИПР, Госу-

дарственная программа). Новая редакция Госу-

дарственной программы, принятая постановле-

нием Правительства Российской Федерации от 

30  марта  2018  г.  №  373,  предусматривает  вы-

полнение плановых показателей (индикаторов) 

нарастающим  итогом  для  возможности  учета 

геологоразведочных  работ  за  весь  период  ее 

действия.

Наиболее  востребованными  видами  полез-

ных ископаемых, играющими важнейшую роль 

в экономике страны в целом, являются углеводо-

родное сырье и драгоценные металлы. Сырье вая 

база этих полезных ископаемых в значительной 

степени  вовлечена  в  освоение,  при  этом  вос-

полнение  убывающих  запасов  в  недрах  ведет-

ся достаточно успешно. Так, за время действия 

ГП ВИПР локализованы ресурсы углеводород-

ного  сырья  в  количестве,  соответствующем  ее 

плановым показателям. В результате работ не-

дропользователей сырьевая база нефти выросла 

почти на 2%, природного газа — сохранилась на 

том же уровне, невзирая на интенсивный отбор 

газообразного топлива из недр. Запасы золота в 

недрах за этот период увеличились более чем на 

11%, серебра — почти на 2%, металлов плати-

новой группы — немногим более чем на один 

процент.

К  высоколиквидным  видам  минерального 

сырья  относятся  также  алмазы,  по  их  запасам 

и  добыче  Россия  остается  мировым  лидером. 

Однако из-за особенностей генезиса месторож-

дения алмазов распространены не так широко, 

как  скопления  других  востребованных  видов 

минерального сырья. В связи с этим геологораз-

ведочные работы по воспроизводству сырьевой 

базы драгоценных камней как в России, так и за 

рубежом реже оказываются успешными. По су-

ществу, после обнаружения Канадской алмазо-

носной провинции в 90-х годах прош лого века 

значимых открытий месторождений алмазов не 

было. Вместе с тем, на территории России вы-

явлены  новые  перспективные  на  алмазы  реги-

оны, а количество локализованных прогнозных 

ресурсов алмазов приближается к показателям, 

предусмотренным  Государственной  програм-

мой. Это открывает перспективы обнаружения 

новых  скоплений  драгоценных  камней  на  тер-

ритории  России,  однако  требует  интенсифика-

ции  проведения  геологоразведочных  работ  на 

алмазы,  как  со  стороны  государства,  так  и  не-

дропользователей.

Безусловно, важное значение для российской 

экономики  имеют  и  такие  виды  минерального 

сырья,  как  уголь,  железные  и  хромовые  руды, 

уран,  медь,  калийное,  цементное  и  кварцевое 

сырье,  апатитовые  руды,  бентониты,  графит; 

реализация  мероприятий  ГП  ВИПР  позволила 

добиться расширенного воспроизводства их за-

пасов.  Выявлены  новые  объекты,  перспектив-

ные на марганцевые, никелевые, полиметалли-

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

ческие руды, а также проявления медно-молиб-

ден-порфирового  оруденения,  роль  которого  в 

отечественном  горнодобывающем  секторе,  как 

ожидается, будет расти опережающими темпа-

ми.

За  период  действия  Государственной 

 прог рам мы существенно увеличены запасы оло-

ва,  вольфрама,  титанового  и  циркониевого  сы-

рья, однако качество руд этих объектов в суще-

ствующих условиях не позволяет рассчитывать 

на  их  эффективное  освоение.  На  сегодняшний 

день Россия располагает очень крупными сырье-

выми базами этих полезных ископаемых, а не-

которые месторождения, такие, как Депутатское 

месторождение  олова,  по  масштабу  и  качеству 

руд не уступают, а в ряде случаев превосходят 

эксплуатируемые  за  рубежом.  Однако  в  освое-

ние вовлечена лишь незначительная часть запа-

сов этих полезных ископаемых, либо по причине 

слабого развития транспортной инфраструктуры 

в регионах, где находятся месторождения, либо 

из-за невысокого качества их руд. Вовлечение их 

в промышленное производство, помимо допол-

нительных доходов в бюджет страны, могло бы 

дать  толчок  развитию  территорий,  в  пределах 

которых они находятся. Это возможно при усло-

вии либерализации государственной политики в 

отношении недропользователей, заинтересован-

ных  в  получении  лицензий  на  мес торождения 

этих  видов  минерального  сырья,  в  том  числе 

путем введения понижающего коэффициента на 

стартовый платеж, а также уменьшения «инфра-

структурного коэффициента».

Несмотря на имеющиеся проблемы, воспро-

изводство  российской  сырьевой  базы  высоко-

ликвидных и востребованных на внутреннем и 

мировом  рынке  полезных  ископаемых  плано-

мерно развивается. Как показывают результаты 

реализации мероприятий Государственной про-

граммы,  убыль  запасов  ведущих  видов  мине-

рального сырья при добыче не только стабиль-

но  компенсируется  их  приростом  в  результате 

геологоразведочных работ, а во многих случаях 

достигается  их  расширенное  воспроизводство. 

Минерально-сырьевой  комплекс  страны  оста-

ется надежным базисом развития ее экономики.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     21      22      23