Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 81

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     79      80      81      82     ..

 

 

Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 81

 

 

 

 

 

491 

Приложение В 

(обязательное) 

 

Габаритный чертеж преобразователя 

 

 

 

 

 
 
 

Рисунок B.1 

 
 

 

 

 

 

492 

Приложение Г 

(обязательное) 

 
 

Схема присоединения преобразователя 

 

 

 
 
 
 
 

Рисунок Г.1 

 

 

 

 

 

493 

Приложение Д 

(обязательное) 

 

 

 
 

Рисунок Д.1 – Расположение мест присоединения  преобразователя 

(Крышка не показана) 

 

 

 

 

 

 

 

494 

Раздел XXII 
Блок аварийного возбуждения тягового  

генератора 

 
 
 
Раздел предназначен для ознакомления с принципом работы, устройством 

и  правилами  эксплуатации  блока  аварийного  возбуждения  тягового  генератора 
(далее - БАВ) 

Раздел  содержит  основные  технические  характеристики,  состав  изделия, 

описание  конструкции  и  работы,  правила  безопасности  при  установке  и 
эксплуатации  БАВ,  порядок  технического  обслуживания  и  ремонта,  условия 
хранения и транспортирования. 

Настоящий  раздел  рассчитано  на  обслуживающий  персонал,  имеющий 

соответствующую  группу  по  технике  безопасности,  прошедший  специальное 
обучение,  имеющий  практические  навыки  работы  по  обслуживанию  электронной 
аппаратуры и ознакомленный с разделом. 

Перечень  нормативных  документов,  на  которые  даны  ссылки  в  разделе, 

приведен в Приложении А. 

 

 

 

495 

1 Описание и работа 

 
1.1 Назначение изделия 
 
1.1.1 БАВ предназначен для управления тиристорами, входящими в состав 

выпрямителя  В-ОПЕ-30/150/200-75-У3  (далее  –  выпрямитель),  в  соответствии  с 
позицией  контроллера  машиниста  в  аварийном  режиме  возбуждения  тягового 
генератора тепловоза ТЭМ18Д. 

 
1.1.2 БАВ предназначен для эксплуатации в следующих условиях: 

воздействие климатических факторов внешней среды по ГОСТ 15150 для 

климатического исполнения У категории размещения 3 при этом; 

значение температуры окружающей среды от плюс 60 

о

С, до минус 45

о

С 

при нижнем предельном значении температуры минус 50

 

о

С; 

высота над уровнем моря до 1400 м; 

допускается выпадение инея с последующим оттаиванием; 

воздействие механических факторов М25 по ГОСТ 17516.1. 

работоспособность  БАВ  должна  сохраняться  после  холодного  отстоя 

тепловоза в депо с температурой минус 60

С. 

 
1.2 Технические характеристики 
1.2.1 Технические характеристики БАВ приведены в таблице 1. 
Таблица 1 

Наименование параметра 

Нормированные 

значения 

Число фаз питающей сети, шт. 

Номинальное напряжение питающей сети, В 

85±5 

Диапазон изменения частоты питающей сети , Гц 

от 80 до 200 

Количество дискретных входов, шт. 

Количество выходов управления, шт. 

Нагрузочная способность каждого выхода управления, не 
более, А 

 

Габаритные размеры, мм, не более: 
ширина 
глубина 
высота 

 

135±2 
191±2 
334±2 

Масса, кг, не более 

3,2±0,1 

 
1.2.2 БАВ сохраняет работоспособность в диапазоне изменения 

напряжения питающей сети от 60 до 170 В. 

1.2.3  БАВ  осуществляет  прием  и обработку  дискретных  сигналов от  схемы 

тепловоза с уровнем напряжения (75±5)В. 

1.2.4 Электрическое сопротивление изоляции цепей, не имеющих 

электрической связи между собой, относительно друг друга и раздельно 
относительно корпуса, отключенных от нагрузки и питающей сети: 

при нормальных климатических условиях испытаний по ГОСТ 15150 (в 

холодном состоянии) не менее – 100 МОм; 

при верхнем значении температуры окружающей среды после работы в 

номинальном режиме (в нагретом состоянии) не менее – 10 МОм; 

при верхнем значении относительной влажности воздуха (95 ± 3)% при 

температуре окружающей среды (25 ± 2)

о

С не менее – 1 МОм. 

 

 

 

 

 

496 

1.3 Состав изделия и комплект поставки 
 
1.3.1 БАВ состоит из металлического кожуха и шасси (рисунки 1, 2). 
На шасси установлены: 

электронная плата управления; 

трансформатор питания и синхронизации TV1; 

разъем для подсоединения внешних цепей ХР1  

(вилка РШАВПБ-20 ПЩО.364.015ТУ); 

заводская маркировочная табличка. 

 
1.3.2 Комплект поставки представлен в таблице 2. 
Таблица 2 

Обозначение 

Наименование 

Кол. шт. 

27.Т.144.00.00.000 

Блок аварийного возбуждения 

27.Т.144.00.00.000 РЭ 

Руководство по эксплуатации 

27.Т.144.00.00.000 ПС 

Паспорт 

РШАВПБ-20 ПЩО.364.015ТУ 

Кабельная часть разъемного 

соединения 

 
1.3.3 

Комплект  ЗИП  групповой  поставляется  один  на  десять  тепловозов. 

Состоит из шасси БАВ с установленными на нем элементами согласно п. 1.3.1 . 

 

 

 

497 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 
 
 
 
 

Рисунок 1 – Внешний вид БАВ 

 

 
 

Шасси 

Кожух 

Маркировочная 
табличка 

 

 

 

 

498 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2 – Шасси БАВ 

 
 
 
 
 

Разъем ХР1 

Электронная плата 
управления 

Трансформатор питания 
и синхронизации TV1 

 

 

 

499 

1.4 Устройство и работа 
1.4.1 Электрическая  принципиальная  схема  БАВ приведена в приложении 

Б на рисунке Б.1.  

Питание элементов схемы осуществляется тремя источниками, собранными 

на элементах TV1, VD5, С3, С4, DD1; VD7- VD10, C5, R12 и VD11- VD14, C6, R21. 

БАВ  обеспечивает  прием  и  гальваническую  развязку  входных  дискретных 

сигналов  с  уровнем  напряжения  (75±5)  В  по  двум  каналам,  собранным  на 
элементах  R1,  R2,  R5,  R7,  С1,  VD1,  VТ1  и  R3,  R4,  R6,  R8,  С2,  VD2,  VТ2, 
соответственно. 

На  элементах  TV1,  R22,  R23,  R24,  C7,  DD2  реализована  система 

импульсно-фазового  управления,  вырабатывающая  импульсы  управления 
тиристорами в зависимости от дискретных сигналов и частоты питающей сети. 

На  элементах  VT5,  VT7,  R19,  VD17  и  VT6,  VT8,  R20,  VD18  собраны 

усилители сигналов управления тиристорами. 

На  элементах  VT3,  VT4  выполнена  гальваническая  развязка  сигналов 

управления БАВ и силовой части выпрямителя. 

1.4.2 Напряжения питания БАВ, поступает от синхронного возбудителя ВСТ-

26-

3300, на контакты 1, 2 внешнего разъема ХР1. 

При  подаче  дискретного  сигнала  из  схемы  тепловоза  на  входной  контакт  8 

внешнего  разъема  ХР1,  система  импульсно-фазового  управления  вырабатывает 
импульсы  управления  с  частотой  равной частоте  питающей  сети,  длительностью 
(250±10)мкс  и  фазовым  углом,  равным  87,2  эл.  градусов.  После  гальванической 
развязки и усиления сигналы поступают на контакты 3, 4 и 5, 6 внешнего разъема 
ХР1. 

При подаче дискретного сигнала плюс 75 В из схемы тепловоза на входной 

контакт  7  внешнего  разъема  ХР1,  система  импульсно-фазового  управления 
смещает  импульсы  управления  влево  на  7  эл.  градусов  относительно  перехода 
через ноль синусоидального напряжения питающей сети. 

Далее  БАВ  вырабатывает  импульсы  управления  в  зависимости  от 

изменения частоты питающей сети. 

Тепловозная характеристика при работе на аварийном режиме 

возбуждения тягового генератора приведена на рисунке 3. 

При проведении реостатных испытаний на аварийном режиме возбуждения 

тягового генератора, токи и напряжения генератора не должны превышать 
значения приведенные в таблице 3. 

 

 

 

 

 

500 

1.5 Средства измерения, инструмент и принадлежности 
1.5.1 Перечень приборов и оборудования, необходимых для проверки и 

испытаний БАВ приведены в приложении В. 

 

ПК8

ПК7

ПК6

ПК5

ПК4

ПК3

ПК2

ПК1

0

100

200

300

400

500

600

700

800

900

250

300

350

400

450

500

550

600

650

700

750

800

nд, об/мин

Р, кВт

 

Р –мощность на выходе тягового генератора; 
n

д – частота вращения вала дизеля; 

ПК1…ПК8 – позиция контроллера машиниста. 
 

Рисунок 3 – Тепловозная характеристика при работе на аварийном режиме 

возбуждения  тягового генератора 

 
 

Таблица 3 
 

ПК 

Р, кВт 

I

г, А 

U

г, В 

30±5 

1050±170 

29±5 

85±10 

1050±125 

81±10 

140±15 

1500±160 

93±10 

220±15 

1700±115 

130±9 

330±25 

1900±145 

174±13 

470±25 

1700±90 

276±15 

610±25 

1500±60 

407±17 

740

 +45 

                 

-20 

1400

+85

 

             

-35 

529

+30

 

      -14 

 

 

 

 

501 

2 Использование по назначению 

 
2.1 Эксплуатационные ограничения 
При  эксплуатации  на  тепловозе  БАВ  должен  размещаться  в 

высоковольтной камере. 

Не  допускается  попадание  жидкостей,  паров  и  других  примесей  в 

конструкцию  БАВ,  агрессивных  по  отношению  к  изоляции  и  лакокрасочным 
покрытиям. 

 
2.2 Меры безопасности 
Монтаж и обслуживание БАВ должны отвечать «Правилам технической 

эксплуатации электроустановок потребителей», 4-е издание,  Ростов-на-Дону, 
2006г., «Правилам устройства электроустановок», 7 - издание, М; «НЦ ЭНАС», 
2006г. 

Осмотр  и  ремонт  БАВ  допускается  проводить  только  при  полном  снятии 

питающего напряжения. 

Пожарная 

безопасность 

БАВ 

обеспечивается 

максимальным 

использованием  негорючих  и  трудно  горючих  материалов  и  выбором 
соответствующих расстояний между токоведущими частями блока. 

К  обслуживанию  БАВ  допускается  персонал,  прошедший  специальное 

обучение,  имеющий  практические  навыки  работы  по  обслуживанию  электронной 
аппаратуры и ознакомленный с настоящим РЭ.  

ЗАПРЕЩАЕТСЯ: 

СОЕДИНЯТЬ И РАЗЪЕДИНЯТЬ ВНЕШНИЙ РАЗЪЕМ ПРИ ВКЛЮЧЕННОМ 

ПИТАНИИ; 

ВЫНИМАТЬ  ПЛАТУ  УСТРОЙСТВА  ИЗ  КОЖУХА  ПРИ  ВКЛЮЧЕННОМ 

ПИТАНИИ; 

ПРОИЗВОДИТЬ  ПРОЗВОНКУ  ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ  ЦЕПЕЙ  ТЕПЛОВОЗА 

МЕГАОММЕТРОМ ПРИ ПРИСОЕДИНЕННОМ ВНЕШНЕМ РАЗЪЕМЕ БАВ. 

 
2.3 Подготовка к работе 
2.3.1  Перед  установкой  БАВ  на  рабочее  место  провести  его  внешний 

осмотр  на  предмет  целостности  монтажа  и  комплектности,  затяжки  болтов 
крепления  шин,  надежности  соединений  разъемов,  отсутствия  посторонних 
предметов. 

2.3.2  Провести  измерение  сопротивления  изоляции  БАВ  по  ГОСТ  2933. 

Перед измерением закоротить разъем ХР1 с помощью кабельной части разъема 
типа  РШАВПБ-20  (технологической  заглушки),  контакты  которого  должны  быть 
замкнуты между собой согласно рисунку 4. 

Измерение 

сопротивления 

изоляции 

проводят 

мегомметром 

на 

напряжение500 В: 

между силовыми цепями и корпусом; 

между цепями управления и корпусом; 

между силовыми цепями и цепями управления. 

Измеренные  значения  сопротивлений  изоляции  должны  быть  равны 

значениям указанным в п.1.2.4 . 

После  проведения  измерений  отключить  «технологическую  заглушку»  и 

подключить кабель к разъему ХР1. 

2.4 Порядок работы 
2.4.1  Для  включения  БАВ  в  работу  на  запущенном  тепловозе  необходимо 

произвести ниже перечисленные операции в следующей последовательности: 

перевести контроллер машиниста на нулевую позицию; 

отключить автомат АВ13 "Возбуждение"; 

 

 

 

 

502 

переключить  тумблер  SA1  "Тумблер  аварийного  возбуждения", 

расположенный на пульте управления, в положение "Аварийное"; 

включить автомат АВ13 "Возбуждение".

 

 

 

 

503 

 
 
 

Цепь

~ Uc

в

~ U

св

УЭ Т1

К Т1

УЭ Т2

К Т2

2

ПК

Нагруз

.

Общ. (75В)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

XS1

Конт.

 

 
 

ХS1 – розетка РШАВПБ-20 
 
 
 

Рисунок 4 – Технологическая заглушка 

 

 

 

 

504 

При 

переключении 

тумблера 

SA

(см. 

схему 

электрическую 

принципиальную 

тепловоза 

ТЭМ18Д 

ТЭМ18Д.70.01.006-Э3 

лист 

2), 

расположенного  на  пульте  управления,  в  положение  "Аварийное",  подается 
питание на катушку контактора РКМ1, который своими замыкающими контактами 
подает напряжение питание на контакты 1, 2 и подключает цепь " -75 В" бортовой 
сети на контакт 9 входного разъема БАВ. 

При переводе контроллера машиниста в первую позицию включается реле 

контактора  возбуждения  (РКВ)  и  своими  замыкающими  контактами  подает 
напряжение  плюс  75  В  бортовой  сети  на  контакт  8  входного  разъема  БАВ.  БАВ 
вырабатывает  сигналы  управления  тиристорами  выпрямителя,  устанавливая  ток 
возбуждения тягового генератора в соответствии с первой позицией контроллера 
машиниста. 

При переводе контроллера машиниста во вторую позицию включается реле 

РУ2 и своими замыкающими контактами подает напряжение плюс 75 В бортовой 
сети на контакт 7 входного разъема БАВ. БАВ вырабатывать сигналы управления 
тиристорами выпрямителя,  устанавливая ток  возбуждения тягового  генератора  в 
соответствии со второй позицией контроллера машиниста. 

При  переводе  контроллера  машиниста  в  третью  позицию  и  далее  БАВ 

вырабатывает  сигнал  управления  тиристорами  выпрямителя,  устанавливая  ток 
возбуждения тягового генератора в зависимости от диапазона изменения частоты 
вращения вала дизеля тепловоза согласно рисунку 3. 

2.4.2  Проверку  работоспособности  БАВ  на  тепловозе  производят  при 

запущенном дизеле-генераторе. 

Для включения БАВ в работу произвести операции согласно п. 2.3.1 . 
Перевести  контроллер  машиниста  в  первую  позицию.  Контролировать 

появление  тока  возбуждения  тягового  генератора  по  дисплею  на  пульте 
управления,  согласно  графику  на  рисунке  3  для  первой  позиции  контроллера 
машиниста. 

При  переводе  контроллера  машиниста  во  вторую  позицию  и  далее 

контролировать увеличение тока возбуждения тягового генератора по дисплею на 
пульте управления, согласно графику на рисунке 3. 

2.4.3  При  возникновении  неисправностей  в  работе  БАВ  на  тепловозе 

следует  убедиться  в  целостности  внешнего  кабеля  управления  и  надежности 
крепления разъемного соединения БАВ и выпрямителя. 

При  неисправности  электронной  платы  управления  либо  трансформатора 

питания  и  синхронизации  производят  полную  замену  шасси  БАВ  с 
установленными  на  нем  элементами  согласно  п.  1.3.1  из  группового  комплекта 
ЗИП. 
 

2.5 Действия в экстремальных ситуациях 
При возникновении экстремальных ситуаций таких как: 

пожар; 

отказ БАВ, способный привезти к опасной аварийной ситуации; 

короткие замыкания во внутренних и внешних цепях БАВ; 

разрушение конструкции БАВ  

необходимо немедленно отключить питание цепей управления тепловоза с 

помощью рубильника РБ «Рубильник батареи».  

 

 

 

 

505 

3 Техническое обслуживание 

3.1 Общие указания 
3.1.1  Обслуживание  БАВ  производят  с  целью  эффективного  его 

использования  по  назначению  и  содержания  в  исправном  состоянии  в  процессе 
эксплуатации на тепловозе и при хранении. 

Обслуживающий  персонал  должен  иметь  навыки  по  обслуживанию 

электронной  аппаратуры  и  соответствующую  квалификацию  по  технике 
безопасности. 

Техническое обслуживание БАВ совмещают с техническим обслуживанием 

тепловоза. 

 
3.2 Меры безопасности 
3.2.1 Обслуживание БАВ должно производиться в соответствии с 

«Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей»,4-е 
издание  Ростов-на-Дону, 2006г.;«Правилами устройства электроустановок», 7- 
издание, М; «НЦ ЭНАС», 2006г. и требованиями, изложенными в настоящем 
Руководстве. 

3.2.2 Осмотр, чистка и ремонт БАВ должен проводиться только при полном 

снятии питающего напряжения и сигналов управления. 

 
3.3 Порядок технического обслуживания изделия 
3.3.1 Техническое обслуживание должно производиться при плановых 

видах технического обслуживания тепловозов в локомотивных депо по 
утверждённым графикам. 

3.3.2 При проведении ТО-1 и ТО-2 тепловоза проводятся:  

внешний осмотр БАВ; 

проверка  надежности  крепления  БАВ  и  разъемного  кабельного 

соединения.  

3.3.3 При проведении технического обслуживания тепловоза ТО-3 провести 

мероприятия по п.3.3.2 и дополнительно удалить пыль и загрязнения с наружных 
частей БАВ. 

При  обнаружении  на  поверхностях  БАВ  горюче-смазочных  материалов  и 

влаги  необходимо  устранить  причину  их  попадания  на  БАВ  и  обтереть 
поверхности чистой сухой салфеткой до полного удаления загрязнений. 

 

4 Текущий ремонт 

4.1 Общие указания 
4.1.1  За  назначенный  срок  службы  до  списания  20  лет  БАВ  при 

эксплуатации  на  тепловозе  подвергают  текущим  ремонтам,  среднему  и 
капитальному  ремонту.  В  таблице  4  представлены  номера  пунктов  РЭ  с 
указанием объема ремонта БАВ при проведении соответствующих видов ремонта 
тепловоза. 

Таблица 4 

Вид текущего ремонта тепловозов. 

Номер пункта РЭ  

Текущий ремонт ТР-1 
 
Текущий ремонт ТР-2 
 
Текущий ремонт ТР-3 

4.3.1 

 

4.3.2 

 

4.3.3 

К  проведению  текущего  ремонта  БАВ  допускается  персонал,  прошедший 

специальное обучение,  имеющий  практические  навыки  работы  по  обслуживанию 
электронной аппаратуры и ознакомленный с настоящим РЭ. 

 

 

 

 

 

506 

4.2 Меры безопасности при проведении ремонтных работ 
При  проведении  ремонтных  работ  БАВ  необходимо  соблюдать  меры 

безопасности, приведенные в п.2.2. 

 
4.3 Текущий ремонт БАВ 
4.3.1 Текущий ремонт (ТР-1) 
При ТР-1 необходимо произвести следующие работы: 
 - 

вывернуть винты из кожуха, выдвинуть шасси с печатной платой; 

продуть  печатную  плату  сжатым  воздухом.  Давление  воздуха  не  более   

0,05  кг/см

2

,  сопло  воздуходувки  не  приближать  к  поверхности  печатной  платы 

менее, чем на 0,5 метра; 

удалить  оставшуюся  пыль  и  грязь  технической  салфеткой  или  малярной 

кистью, смоченной нефрасом С-50/170;  

разъемные  соединения  выпрямителя  очистить  кистью,  смоченной 

техническим спиртом; 

собрать БАВ; 

проверить функционирование БАВ в соответствии с п. 2.4.2. 

 
4.3.2 

Текущий ремонт (ТР-2) 

При  ТР-2 необходимо произвести следующие работы: 

произвести работы, указанные в п. 4.3.1; 

проверить  сопротивление  изоляции  методом,  согласно  п.  2.3.2  при  этом 

сопротивление изоляции должно быть не менее 100 МОм.; 

проверить функционирование БАВ в соответствии с п. 2.4.2. 

 
4.3.3 Текущий ремонт (ТР-3) 
При  ТР-3 необходимо произвести следующие работы: 

произвести работы, указанные в п.4.3.2; 

снять БАВ с тепловоза; 

разобрать БАВ (снять защитный кожух и извлечь шасси); 

проверить  состояние  монтажа,  паек  жгутов,  разъёмов,  надёжности 

крепления навесных элементов;  

восстановить окраску корпуса покрытием эмалью МЛ-165 ГОСТ 12034; 

восстановить  лаковое  покрытие  печатной  платы  двухкомпонентным 

эпоксидно-уретановым 

лаком 

УР-231 

(ТУ.6-21-14-90) 

с 

отвердителем 

диэтиленгликольуретан (ДГУ) 

собрать БАВ; 

провести контроль работоспособности БАВ. 

Для проведения контроля работоспособности БАВ следует:  

собрать схему проверки, приведенную на рисунке 5 для проверки БАВ на 

соответствие п.1.2; 

подключить БАВ к питающей сети и нагрузке согласно рисунку 5; 

подать на вход автотрансформатора переменное напряжение (220±5)В; 

на выходе автотрансформатора установить напряжение (85±5)В; 

подать питание на БАВ, включив тумблер Т2; 

подключить первый луч осциллографа к выходу автотрансформатора T. 

включить  тумблер  Т2.  Контролировать  вторым  лучом  осциллографа 

появление  на  резисторах  нагрузки  R1,  R2  единичных  импульсов  управления 
величиной  (2±0,5)В,  длительностью  (250±10)мкс,  с  частотой  равной  частоте 
питающей сети и фазовым углом равным 87,2 эл. градусов; 

при включении тумблера Т3 контролировать вторым лучом осциллографа 

смещение импульсов управления влево на 7 эл. градусов относительно перехода 
через ноль синусоидального напряжения питающей сети; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     79      80      81      82     ..