Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 30

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     28      29      30      31     ..

 

 

Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 30

 

 

Таблица 8 - Эквиваленты масел производства РФ и капиталистических стран

Россия

Страна-изготовитель

МС-20

Англия

DENgR 2472*

В/О Jss 3

Италия

AA-M-0203e

Франция

AIP 3560DGrade 100

США

MIL –L6082D

Grade II00**

Швеция

PS ОМО741

0586

Венгрия

ВР Aero Oil 100

Aviation Oil 100

ВP Aero Oil 100

Calteх

Caltex Aircraft 

Engine Oil 100

Chevron

Chevron Aero

Oil 100

Gulf

Gulf Aircraft

Engine Oil 50

Gulf Aviation

Oil 50

Esso

Aviation Oil 100

Mobil

Mobil Aero Banol

Mobil Aero Oil100

Shell

Aeroshell Oil 100 

Aeroshell Oil 100

Texaco

Texaco Aircraft

Engine Oil 100

Castrol

-

Petrofina

-

Для МС-20:
* - Спецификация действует в Новой Зеландии.
**   -   Спецификация   действует   в   Австралии,   Нидерландах,   Норвегии,

Португалии.

86

Таблица 9 - 

Браковочные нормы масла дизеля

Показатели

Браковочные нормы на

масло

Ml4Г

2

ЦС

Температура вспышки, определяемая в 
открытом тигле, К (

о

С)

Вязкость кинематическая 373 К (100

о

С), мм

2

Загрязненность масла, см

-1

Величина водородного показателя, рН

Общее щелочное число, мг КОН на I г масла
при содержании серы в топливе

до 0,2%
до 0,5%

Кислотное число, мг КОН на I г масла
Массовая доля воды, %
Диспергирующая способность по пятну

443 (170), ниже

16,5, более

11,5, менее

1500, более

5,0 менее

0,6
1,2

0,5, более

0,06, более

0,35, менее

При   обнаружении   браковочных   норм   одного   из   указанных   показателей

масло подлежит замене с промывкой и очисткой картера дизеля.

При наличии в дизельном масле механических примесей более 0,08 %

 

и

наработки   дизеля   от   замены   масла   менее   установленной   нормы   заменить
фильтрующие элементы  фильтров тонкой очистки  масла, промыть центрифугу.
Если  после  принятых   мер  за  50   ч   работы  механические  примеси   в  дизельном
масле не уменьшаются, то сменить масло с промывкой системы.

При   обнаружении   в   дизельном   масле   воды   более   браковочных   норм

произвести повторный отбор масла из сливной трубы картера через час после
остановки дизеля, предварительно слив 20 - З0 кг масла. Если при повторном
анализе   будет   вновь   обнаружено   содержание   воды   более   нормы   или   при
периодическом   сливании   отстоя   из   сливной   трубы   картера   потечет   вода   с
маслом, масло заменить, выяснив причину попадания воды в масло.

Независимо от качественных показателей масла для дизеля первую смену

масла производить на ТО-3 через 1000 ч, а последующие – через 6000 ч работы
дизеля.

Первую   смену   масла   в   регуляторе   частоты   вращения   коленчатого   вала

дизеля производить через 5 - 6 суток (через 100 ч), а последующие на ТО-3 (через
1000 ч) работы дизеля.

Отработавшее и регенерированное масло для смазки дизеля не пригодно.
При   замене   масла   слить   его   из   масляной   системы   дизеля:   из   картера,

масляных   фильтров,   охладителя   водомасляного,   трубопроводов   пока   дизель
горячий и масло разжижено в течение 25 - 30 мин.

Насухо протереть техническими салфетками картер и фильтрующие сетки. 
Заменить   бумажные   фильтрующие   элементы   в   полнопоточном   фильтре

тонкой очистки масла и промыть фильтрующие элементы фильтра грубой очистки
масла.

Свежее масло, предварительно профильтрованное через мелкую латунную

сетку (не менее 190 отверстий на 1см

2

), залить в картер через систему тепловоза

или через заливную горловину на корпусе центробежного фильтра тонкой очистки
масла, тщательно предохраняя его от загрязнений на неработающем дизеле.

Уровень   масла   в   регуляторе   частоты   вращения   коленчатого   вала

контролировать по маслоизмерителю.

87

2.3.4 Заправка топливом, маслом и охлаждающей жидкостью.
2.3.4.1 Для заправки применять только чистую посуду с крышками.
2.3.4.2 При заправке масла принять меры, предотвращающие попадание в

посуду пыли, воды или снега.

Залить   масло   в   картер   в   количестве   не   менее   430   кг.   Включить

маслопрокачивающий насос и прокачать маслом масляную систему тепловоза.

Уровень масла в картере после заправки должен быть по верхней метке

маслоизмерительного щупа при работающем маслопрокачивающем насосе. При
необходимости долить.

2.3.4.3   Заправку   топлива   производить   через   фильтры.   Для   качественной

очистки топлива в сетки воронок топливного бака вставить мешочки, сшитые из
шелкового полотна.

2.3.4.4 Плотно закрыть заправочные горловины топливных баков.
2.3.4.5   Заправку   охлаждающей   жидкости   производить   через

расширительный бачок.

2.3.4.6 В зимнее время, непосредственно перед пуском дизель - генератора

произвести  заправку  горячим   маслом  и  охлаждающей  жидкостью.  Температура
заливаемого масла 323 - 333 К (50 - 60

о

С). Температура охлаждающей жидкости

313 - 333 К (40 - 60

о

С) при открытом спускном вентиле.

После   появления   из   спускного   вентиля   теплой   охлаждающей   жидкости

закрыть вентиль и заполнить систему охлаждающей жидкостью температурой 313
К (40

о

С) и выше.

2.3.4.7   Дозаправку   холодной   охлаждающей   жидкости   после   остановки

дизель-генератора   производить   после   снижения   температуры   охлаждающей
жидкости в системе охлаждения до 313 - 323 К (40 - 50

о

С).

2.3.5   Предварительная   подготовка   к   первому

 

пуску   нового   дизель   -

генератора или после его ремонта.

2.3.5.1  Снять  антикоррозионную  смазку  с наружных   деталей  и  бумажные

защитные заглушки на наружных сетках рамы дизеля и с генератора.

2.3.5.2 Произвести технический осмотр в объеме контрольного осмотра TO -

I (п. 3.3).

2.3.5.3   Прокачать   масляный   трубопровод   дизеля   маслом   от

маслопрокачивающего   насоса   до   появления   показания   давления   масла   на
манометре   не   менее   0,98   МПа   (1   кгс/см

2

),   а   также   появления   масла   из

подшипников   коленчатого   и

 

распределительного   валов   и   жиклеров.   При   этом

открыть индикаторные краны и проворачивать коленчатый вал вручную.

2.3.5.4 Закрыть люк рамы и смазать маслом, применяющимся для смазки

дизеля, стержни клапанов и их пружины (без разборки).

2.3.5.5 Выключить все секции топливного насоса. Провернуть коленчатый

вал   дизеля   генератором   на   несколько   оборотов,   вначале   при   открытых
индикаторных кранах, а затем при закрытых.

2.3.5.6 При остановке дизеля после проворачивания генератором, а также

при первых остановках после пуска, проверить в момент остановки, происходит ли
покачивание   шкива   или   вала   генератора,   указывающее   на   отсутствие
повышенного трения.

2.3.5.7 Проведенные работы по подготовке нового дизель - генератора или

после его ремонта к пуску отметить в формуляре.

2.3.6 Подготовка дизель - генератора к пуску во время эксплуатации
Перед   пуском   произвести   тщательный   наружный   осмотр  дизель   -

генератора   и   навешенных   на   нем   вспомогательных   механизмов,   убедиться   в
отсутствии посторонних предметов и обязательно проверить:

88

2.3.6.1 Количество масла в системе смазки дизеля должно соответствовать

уровню   по   верхней   метке   маслоизмерительного   щупа   при   работающем
маслопрокачивающем насосе.

2.3.6.2   Уровень   масла   в   регуляторе   частоты   вращения.   Он   должен

соответствовать метке на стекле маслоизмерителя с отклонением не более 5 мм
в любую сторону.

2.3.6.3   Уровень   охлаждающей   жидкости   по   водомерному   стеклу

расширительного   бака.   Он   должен   находиться   выше   метки   нижнего   уровня
охлаждающей жидкости на баке.

2.3.6.4 Наличие достаточного количества топлива в топливных баках.
2.3.6.5   Рабочее   состояние   вентилей,   кранов   и   пробок   системы   смазки,

охлаждения и подачи топлива.

2.3.6.6 Находится ли рукоятка контроллера в нулевом положении.
2.3.6.7 Выключен ли вентилятор охлаждения.
2.3.6.8  Включить   топливоподкачивающий   насос   и   выпустить   воздух   из

топливной системы. Для этого необходимо открыть кран 10 (рисунок 26) или пробку
на фильтрах грубой очистки. 

Кран или  пробка должны  быть  открытыми до  появления сплошной  струи

топлива.

2.3.6.9 Выключить топливоподкачивающий насос.
Такая   проверка   обязательна   после   ремонта   топливной   системы,   очистки

фильтров или длительной стоянки дизель - генератора (более 12 часов).

2.3.6.10   В   зимнее   время   при   температуре   окружающего   воздуха   278   К

(+5

о

С)   и   ниже   перед   пуском   проверить,   чтобы   температура   охлаждающей

жидкости и масла была не менее 293 К (20

о

С). При температуре охлаждающей

жидкости и масла ниже 293 К (20

о

С) слить и охлаждающую жидкость и масло,

заправить дизель горячим маслом и охлаждающей жидкостью.

2.3.6.11 Проверить на ощупь секции холодильника, так как охлаждающая

жидкость в них может замерзать, несмотря на плюсовые показания термометра.

2.3.7 Пуск Дизель-генератора
2.3.7.0   Установить   рукоятку   валоповоротного   механизма   в   рабочее

положение.

2.3.7.1 Дать предупредительный сигнал о пуске дизель - генератора.
2.3.7.2

 

Включить тумблер "Пуск-остановка дизеля".

2.3.7.3   Проверить,   включены   ли   топливоподкачиващий   и

маслопрокачивающий   насосы.   После   30   секунд   прокачивания   дизеля   маслом
должен автоматически включиться контактор и должен произойти запуск дизель -
генератора, при этом давление масла должно быть выше 0,15 МПа (1,5 кгс/см

2

).

2.3.7.4   Запрещается   производить   повторные   пуски,   если   три   первые

попытки запустить дизель - генератор оказалась неудачны. В этом случае перед
новой попыткой пуска необходимо обнаружить и устранить неисправности.

2.4 Обслуживание во время работы
2.4.1 Проверка работы дизель - генератора после пуска
2.4.1.1   После   пуска   при   работе   на   минимальных   оборотах   осмотреть   и

проверить:

а) равномерность работы дизель - генератора на слух;
б)   уровень   масла   в   поддоне   рамы,   который   при   работающем   дизель   -

генераторе должен быть между верхней и нижней метками маслоизмерителя;

в) отсутствие течи во всех соединениях трубопроводов;
г) каплепадение топлива из сливных трубок форсунок (течь не допускается);
д) показания всех приборов.

89

2.4.2 Прогрев дизеля
2.4.2.1 Перевод дизель - генератора на работу под нагрузкой разрешается

только после предварительного прогрева дизеля до температуры охлаждающей
жидкости и масла не ниже 313 К (+ 40

о

С). Прогрев дизеля производить на режиме

холостого хода при частоте вращения 10,8 с

-1

 (650 об/мин).

2.4.2.2

 

После пуска дизель - генератор должен проработать 3 - 5 мин на

частоте вращения 5 с

-1

 (300 об/мин). Переход от минимальной частоты вращения

к упомянутой 10,8 с

-1

 (650 об/мин) должен иметь не менее одной промежуточной

ступени.

2.4.2.3 Запрещается длительная работа (свыше 40 мин) на холостом ходу

(без тяговой нагрузки на тепловозе) при положениях рукоятки контроллера 0 - IV;
работа дизель - генератора на холостом ходу на позициях контроллера V - VIII не
ограничивается.

После   работы   дизель-   генератора   в   течении   40   мин,   если   нет

необходимости нагружать тепловоз, следует перейти без нагрузки на VIII позицию
(750 об/мин) и поработать 10 мин.

Затем можно снова работать на 0 - IV позициях. 
Во

 

время   работы   дизель   -   генератора   на   холостом   ходу   поддерживать

температуру охлаждающей жидкости в пределах 333 - 338 К (60 - 65 

о

С), а масла

не менее 338 К (65

о

С). 

2.4.2.4 Если во время работы дизель - генератора на холостом ходу при

нулевом   положении   контроллера   появляется   вибрация,   перевести   рукоятку
контроллера на такое положение, при котором вибрация отсутствует.

2.4.3 Наблюдение за дизель - генератором во время работы
2.4.3.1   Во

 

время   работы   под   нагрузкой   непрерывно   следить   за

соблюдением следующих параметров:

а) давление масла должно быть 0,3 - 0,5 МПа (3,0 - 5,0 кгс/см

2

) на выходе

масляного   насоса   и   не   менее   0,2   -   0,25   МПа   (2,0   -   2,5   кгс/см

2

)   на   7-й   опоре

распределительного вала;

б) давление топлива должно быть 0,18 - 0,25 МПа (1,8 - 2,5 кгс/см

2

);

в) температура охлаждающей жидкости должна быть:
на входе в дизель - 338 - 353 К (65 - 80

о

С);

на выходе из дизеля - 343 - 358 К (70 - 85

о

С);

на входе в охладитель водомасляный - 336 – 344 К (63 – 71

о

С ); 

максималъно - допустимая на номинальной мощности - 363 К (90

о

C);

г) температура масла должна быть:
на входе в дизель - 341 - 348 К (68 - 75

о

С); 

на выходе из дизеля - 343 - 353 К (70 - 80

о

С);

минимально – допустимая для работы под нагрузкой - 313 К (40

о

С);

максимально - допустимая на номинальной мощности - 358 К (85

о

С);

д) давление воздуха в системе управления должно 
быть в пределах - 0,6 - 0,65 МПа (6,0 - 6,5 кгс/см

2

);

е) выхлопные газы должны быть светло-серого цвета или бесцветными;
ж) на слух дизель - генератор должен работать ритмично, без необычного

шума или стука.

Должно быть  обеспечено отсутствие воды и масла в воздушной полости

охладителя   наддувочного   воздуха   и   наддувочном   коллекторе.   Проверку
производить   через   1,5...2   ч   после   первого   запуска   и   при   каждом
профилактическом осмотре.

2.4.3.2 Периодически во время работы дизель - генератора проверять:
а) уровень масла в поддоне рамы дизеля, который не должен повышаться и

не должен быть ниже нижней отметки маслоизмерительного щупа;

б)   уровень   охлаждающей   жидкости   в   расширительном   бачке,   который

90

должен находиться выше метки нижнего уровня охлаждающей жидкости на баке;

в) отсутствие течи масла, охлаждающей жидкости и топлива;
г) надежность крепления к блоку топливных трубок высокого давления;
д)   отсутствие   повышенного   каплепадения   топлива   из   сливной   трубки

каждой форсунки (допускается не больше 60 капель в минуту);

е) отсутствие разницы в нагреве отдельных секций топливного насоса (на

ощупь);

ж)   отсутствие   масла   в   воздушной   полости   охладителя   наддувочного

воздуха.

2.4.4 Остановка дизель - генератора
2.4.4.1   Перед   остановкой   дизель   -   генератора   необходимо   включить

вентилятор,   проработать   несколько   минут   при   нулевом   положении   рукоятки
контроллера, пока 

температура воды и масла снизится до 323 - 333 К (50 - 60

о

С) и выключить

вентилятор.

Внимание!

  В

 

аварийных   случаях   дизель   -   генератор   остановить

немедленно!

2.4.4.2   Остановку   дизель   -   генератора   производить   путем   выключения

кнопки на пульте управления "Пуск-остановка двигателя".

2.4.4.3 Во время кратковременных остановок дизель - генератора в зимнее

время   при   температуре   окружающего   воздуха   ниже   278   К   (5

о

С)   не   допускать

снижения температуры воды и масла ниже 313 К (40

о

С).

2.4.4.4  В  случае  снижения  температуры  охлаждающей  жидкости  и масла

ниже 293 К (20

о

С) слить из дизеля охлаждающую жидкость и масло.

2.4.4.5   При   необходимости   держать   дизель   -   генератор   в   готовности   к

работе,   периодически   прогревать   охлаждающую   жидкость   и   масло,   при   этом
работа   дизель   -   генератора   должна   быть   при   частоте   вращения   10,8   с

-1

  (650

об/мин).

2.4.4.6 При остановке дизель - генератора на длительное время:
а) охладить охлаждающую жидкость и масло согласно п. 2.4.4.1;
б)   слить   охлаждающую   жидкость   из   дизеля   и   охладителя   наддувочного

воздуха;

в) слить масло из масляной системы и регулятора.
После слива охлаждающей жидкости краны и вентили оставить открытыми,

а пробку поставить на место;

г) слить топливо из корпусов топливных фильтров;
д) очистить и обтереть от загрязнений и пыли дизель - генератор.
2.4.5 Измерение параметров дизель - генератора:
2.4.5.1   Для   измерения   параметров   дизель   -   генератора   используются

приборы, установленные на тепловозе:

а) манометры, установленные на масляной, топливной системах тепловоза;
б)   электрические   приборы   для   замера   тока   и   напряжения   на   клеммах

генератора.

2.4.6 Возможные неисправности и методы их устранения.
При появлении каких-либо неисправностей при работе дизель - генератора

не оставлять без внимания и принять меры по их устранению. При возникновении
неисправностей, грозящих аварией, немедленно остановить дизель - генератор. 

В таблице 10 приведены наиболее встречающиеся неисправности в работе

дизеля, вероятные причины и методы устранения неисправностей.

91

Таблица 10

Неисправность

Вероятная причина

Метод устранения

1 При пуске 
коленчатый вал 
не вращается

а) неисправности в 
электросхеме

а) устранить неисправность в 
электросхеме

б) не включен 
топливоподкачивающий 
насос

б) устранять причину, из-за 
которой топливоподкачивающий 
насос не запускается

2 При пуске 
коленчатый вал 
вращается 
нормально, рейки 
топливного 
насоса 
передвигаются в 
сторону подачи 
топлива, но 
дизель-генератор 
не запускается

а) выключены секции 
топливного насоса

а) включить секции топливного 
насоса

б) попадание воздуха в 
топливную систему

б) удалить воздух из топливной 
системы

в) попадание охлаждающей 
жидкости в топливо

в) заменить топливо

г) засорены топливные 
фильтры

г) промыть топливные фильтры

д) неисправен электромагнит 
регулятора, заедание 
сердечника или отсутствие 
питания

д) устранить имеющиеся 
дефекты соленоида регулятора

3 Дизель-
генератор 
запускается с 
трудом или после 
запуска 
останавливается

а) тугой ход реек топливного 
насоса

а) устранить тугой ход реек

б) недостаточная компрессия 
вследствие большого износа 
поршневых колец или их 
закоксования

б) заменить поршневые кольца

в) негерметичность клапанов 
распределения или поломка 
пружины клапанов

в) притереть клапаны, заменить 
поломанные пружины

г) дизель слишком холодный г) прогреть дизель до 

необходимой температуры

д) малая частота вращения 
на холостом ходу

д) отрегулировать работу 
регулятора на нормальную 
частоту вращения на холостом 
ходу

е) разрыв цепи питания 
электромагнита регулятора

е) устранить разрыв

ж) нарушена регулировка 
клапанов масляного насоса 
дизеля

ж) отрегулировать клапаны

з) недостаточное давление 
масла

з) устранить причину

4 Дизель - 
генератор не 
развивает полной 
мощности

а) не работает один или 
несколько цилиндров из-за 
неисправностей форсунки

а) проверить и при 
необходимости заменять 
распылители или форсунку в 
целом

б) не работает секция 
топливного насоса

6) заменить секцию топливного 
насоса

в) попадание воздуха в 
топливную систему

в) удалить воздух, устранить 
причину попадания воздуха

г) загрязнены воздушные 
фильтры турбокомпрессора

г) очистить и промыть фильтры

92

Неисправность

Вероятная причина

Метод устранения

д) занижена частота 
вращения

д) отрегулировать частоту 
вращения

е) занижена частота 
вращения при VIII положении 
контроллера вследствие 
неисправности 
пневматического 
сервомотора (пропуск 
воздуха манжетами или 
заедание манжет, 
неисправность соленоида, 
перевернуты текстолитовые 
опоры рычагов 
пневматического 
сервомотора)

е) отремонтировать сервомотор

ж) низкое давление 
наддувочного воздуха

ж) проверить отсутствие 
неплотностей в соединениях 
коллектора и охладителя

з) недостаточное давление 
воздуха в 
электропневматическом 
серво-моторе

з) отрегулировать давление 
воздуха до нормального

и) неправильно 
отрегулировано или 
разрегулировалось 
газораспределение

и) отрегулировать 
газораспределение

к) потеря упругости или 
закоксование поршневых 
колец

к) заменить поршневые кольца

л) неплотная посадка 
клапанов крышки цилиндра 
или поломка пружины 
клапана

л) притереть клапаны, заменить 
пружину

м) неправильно выставлены 
упоры на топливном насосе

м) отрегулировать дизель-
генератор вновь и выставить 
правильно упор

5 Дизель - дымит а) дизель-генератор 

перегружен или нагружен 
сразу после пуска без 
прогрева дизеля

а) прогреть дизель до 
нормальных величин 
температуры; установить 
соответствующую нагрузку

б) неисправны форсунки

б) проверить форсунки, при 
необходимости заменить 
распылители или форсунки

в) недостаточная компрессия 
вследствие износа и 
закоксования поршневых 
колец, негерметичность 
клапанов или поломка 
пружины

в) заменить поршневые кольца; 
устранить дефекты 
распределения, притереть 
клапаны, заменить пружину

г) дизель - генератор 
длительно (более 40 мин) 
работает без нагрузки на 

г) не допускать длительной 
работы без нагрузки

93

Неисправность

Вероятная причина

Метод устранения

холостом ходу

Д

) неправильно установлен 

(слишком мал) угол 
опережения подачи топлива

д) установить нормальный угол 
опережения подачи топлива

е) вышел из строя 
турбокомпрессор

е) устранить неисправность 
турбокомпрессора

6 Дизель стучит

а) неисправна форсунка 
(зависание иглы, 
недостаточная затяжка 
пружины)

а) отрегулировать или заменить 
форсунку

б) дизель-генератор загружен
без прогрева

б) прогреть дизель до 
необходимых температур 
охлаждающей жидкости и масла

в) слишком велик угол 
опережения подачи топлива

в) установить нормальный угол 
опережения подачи топлива 

г) разрегулированы зазоры 
газораспределения

г) отрегулировать зазоры в 
клапанах

д) большой зазор между 
пальцем и бобышкой поршня

д) проверить зазор и устранить 
дефект

е) большой зазор в одном 
или нескольких подшипниках 
коленчатого вала

е) проверить зазоры и устранить 
дефект

ж) слишком большая подача 
топлива в одном из 
цилиндров

ж) отрегулировать подачу 
топлива в этом цилиндре и при 
необходимости заменить секцию 
топливного насоса

7 Дизель - 
генератор 
работает 
неустойчиво

а) тугой ход реек топливного 
насоса

а) устранить причину тугого хода 

б) в регулятор залито масло, 
не соответствующее 
правилам эксплуатации, или 
масло в регуляторе 
загрязнено

б) промыть регулятор, заменить 
масло согласно требованиям 
эксплуатации

в) наличие воздуха в 
масляной полости регулятора
(после замены масла)

в) отвернуть игольчатый клапан 
на 2 - 3 оборота (при прогретом 
масле), дать дизель - генератору 
проработать неустойчиво на 
холостом ходу и отрегулировать 
работу дизеля игольчатым 
клапаном

г) недостаточный или 
высокий уровень масла в 
регуляторе

г) установить нормальный 
уровень масла (до середины 
маслоуказателя)

д) слишком большое 
открытие игольчатого 
клапана регулятора

д) при хорошо прогретом масле в
регуляторе отрегулировать 
установку игольчатого клапана 
(более 3/4 оборота от закрытого 
положения)

е) увеличены зазоры в 
рычажной системе привода 
реек топливного насоса 
(более 0,7 мм)

е) устранить зазоры

94

Неисправность

Вероятная причина

Метод устранения

ж) занижена частота 
вращения холостого хода

ж) установить заданную частоту 
вращения холостого хода 

з) наличие воздуха в 
топливной системе

з) удалить воздух

8 Повышенная 
температура 
выхлопных газов 
по всем 
цилиндрам при 
нормально 
отрегулированной
топливной 
аппаратуре

а) общая перегрузка дизель - 
генератора, вызванная 
внешними причинами

а) уменьшить нагрузку дизель -
генератора до выявления 
причины перегрузки работать на 
пониженной мощности

б) противодавление 
выпускных газов за турбиной 
выше допустимого значения

б) устранить причину повышения
противодавления

в) недостаточное давление 
наддува

в) проверить частоту вращения 
турбокомпрессора и при 
необходимости заменить 
турбокомпрессор. Проверить 
чистоту воздушных фильтров 
турбокомпрессора, при 
необходимости промыть их

г) недостаточная компрессия 
из-за повышенного износа 
поршневых колец или их 
пригорания

г) заменить поршневые кольца

9 Дизель-
генератор не 
останавливается

а) заедает сердечник 
электромагнита регулятора 
или заедает золотник 
автоматического выключения

а) устранить заедание

б) заедание реек топливного 
насоса

б) устранить заедание

в) увеличенный выход реек 
топливного насоса

в) обеспечить правильный выход 
реек топливного насоса (8-е 
деление на рейках при 
неработающем дизель - 
генераторе)

г) завернулся винт 
ограничителя хода 
сердечника электромагнита

г) отрегулировать винт

д) неисправна защита дизеля д) устранить дефекты

10 Дизель-гене-
ратор 
останавливается 
при переводе 
контроллера в 
нулевое или 
первое положение

а) тугой или неплавный ход 
реек топливного насоса

а) устранить неисправности

б) занижена частота 
вращения холостого хода 
дизель-генератора

б) отрегулировать минимальные 
обороты холостого хода

в) низкое давление масла из-
за потери вязкости

в) охладить масло, при 
разжижении замените масло

г) неисправно реле давления 
масла

г) отрегулировать реле давления
масла

11 Дизель-
генератор идет 
вразнос

а) тугой ход реек топливного 
насоса или заклинивание 
реек

а) устранить неисправность реек,
заменить плунжерную пару (или 
секцию топливного насоса)

б)

 

неисправен предельный 

выключатель

б) отрегулируйте предельный 
выключатель

95

Неисправность

Вероятная причина

Метод устранения

12 Повышенная 
температура 
охлаждающей 
жидкости

а) неисправен термометр

а) заменить термометр

б) недостаточное количество 
охлаждающей жидкости в 
системе охлаждения

б) добавить охлаждающую 
жидкость в систему до 
нормального уровня

в) засорены холодильники 
охлаждающей жидкости 
тепловоза

в) промыть или заменить 
забитые грязью холодильники

г) большое скопление накипи 
на стенках системы 
охлаждения

г) удалить накипь

13 Повышенная 
температура 
масла

а) неисправен термометр

а) заменить термометр

б) недостаточное количество 
масла в системе 

б) долить масло в систему

в) неисправна система 
охлаждения масла на 
тепловозе

в) устранить неисправности

14 Течь воды из-
под крышек 
цилиндров

а) неудовлетворительное 
прилегание уплотняющих 
поверхностей 

а) восстановить уплотнительные 
стыки

б) разрушение резиновых 
колец уплотнения между 
крышкой цилиндров и блоком

б) заменить резиновые кольца

в) нарушение правил затяжки
гаек крепления крышек 
цилиндра (при переборках 
или ремонте)

в) открепить все гайки крышки 
цилиндра и вновь затянуть их 
согласно положениям п.4.4

15 Течь масла из-
под крышек 
цилиндров

а) разрушены резиновые 
уплотнительные кольца или 
потеряны упругие свойства

а) заменить резиновые кольца

16 Неправильно 
срабатывает 
предельный 
выключатель

а) снижение упругости 
пружин, вследствие чего 
регулятор срабатывает при 
частоте вращения ниже 12,5 
с

-1

 (750 об/мин)

а) затянуть пружину

б) защемление пружины, 
вследствие чего регулятор 
срабатывает выше 14,36 с

-1

 

(862 об/мин)

б) разобрать регулятор и 
устранить возможность 
защемления пружин

17 Повышенное 
давление в 
картере дизеля

а) повышенный износ или 
залегание поршневых колец

а) заменить поршневые кольца

б) задиры на втулках 
цилиндров (прорыв газов) 

б) выявить причины задиров и 
заменить втулки цилиндров

2.4.7 Обслуживание топливной системы
2.4.7.1 Для обеспечения нормальной работы топливной системы соблюдать

следующие правила:

а)   обеспечить   работу   Дизель-генератора   исключительно   на   топливе,

указанном в п. 2.3.2. Топливо перед заправкой предварительно профильтровать;

б)   не   реже   одного   раза   в   год   очистить,   промыть   топливные   баки   и   весь

топливный трубопровод;

96

в) во избежание утечек топлива или подсоса воздуха тщательно произвести

сборку   всех   соединений   топливопроводов.   После   всякой   разборки   и   сборки
топливных   трубопроводов   низкого   давления   и   на   всасывании   перед
топливоподкачивающим насосом они должны быть опрессованы на давление не
менее 0,3 МПа (3 кгс/см

2

);

г)   при   сборе   трубопроводы   соединить   без   особых   усилий   и   деформаций

трубок.   Особенно   это   требование   соблюдать   при   монтаже   трубок   высокого
давления, по которым топливо поступает от насоса к форсункам;

д)   ощупыванием   трубок   высокого   давления   на   работающем   Дизель-

генераторе проверить отсутствие резко выраженных гидравлических ударов. При
наличии гидравлических ударов снять соответствующие форсунки и проверить,
нет   ли   зависания   иглы   или   засорения   распыливающих   отверстий   форсунок.
Трубки, у которых наблюдаются гидравлические удары, обычно нагреты больше,
чем другие;

е)   следить   за   регулировкой   разгрузочного   и   регулировочного   клапанов,

которые должны обеспечить нормальное давление;

ж) промывку войлочных фильтрующих элементов производить через каждые

1000 часов работы, замену фильтрующих элементов через каждые 6000 часов.
Замену   бумажных   фильтрующих   элементов   производить   через   каждые   1000
часов работы Дизель-генератора;

з)   работы,   связанные   с   разборкой   и   ремонтом   секций   топливного   насоса,

регулятора   и   форсунок,   производить   только   в   специальных   мастерских   под
руководством соответствующих специалистов;

и)   при   установке   новой   трубки   высокого   давления   перед   присоединением

прокачать ее топливом в течение не менее 1 мин.

При установке трубок высокого давления необходимо подгибкой конца трубы

добиться  соосного положения конуса трубы  в конусе форсунки или топливного
насоса   и   только   после   этого   навернуть   накидную   гайку,   которая   должна
навернуться на штуцер вручную.

Окончательную подтяжку нажимных гаек произведите усилием одной руки на

плече не более 200 мм.

После   закрепления   трубопровода   на   форсунке   и   топливном   насосе   для

устранения   вибрации   закрепить   его   на   блоке   и   кармане   сливного   коллектора
стальными прижимами. Для предотвращения смятия и потертости трубы между
трубой   и   блоком   и   между   трубой   и   прижимами   установить   алюминиевые
прокладки.   Во   избежание   создания   в   трубках   дополнительных   напряжений
последние,   в   свободном   состоянии,   должны   отстоять   от   своей   канавки   в
алюминиевой прокладке на расстоянии не более 3 мм (в любую сторону).

На установку прижимов надо обратить особое внимание, т.к. их отсутствие

способствует выходу из строя трубопровода;

к) замену деталей и узлов топливной аппаратуры (секции топливного насоса,

форсунки),   а   также   проверку   их   работы   производить   в   соответствии   с
приведенными ниже указаниями.

2.4.7.2   Секция   топливного   насоса   снимается   для   замены   в   следующих

случаях, если:

а) зависает плунжер или поломана пружина плунжера, что определяется по

прекращению подачи топлива на работающем дизеле.

Поломка   пружины   определяется   на   ощупь   при   работающем   дизеле,   такая

секция оказывается более холодной; при зависании плунжера рейка имеет тугой
ход;

б) образовалась трещина на гильзе плунжера, что определяется по "вялому"

распылу   топлива   форсункой,   признаком   трещины   на   гильзе   плунжера   может
являться   также   неустраняющееся   просачивание   топлива   из-под   нажимного

97

штуцера   при   исправных:   форсунке,   нагнетательном   клапане   и   уплотнительном
резиновом кольце нагнетательного клапана.

2.4.7.3 Нагнетательный клапан (рисунок 30) снять для проверки или замены в

следующих случаях: 

а) если при независшем плунжере секции и исправной форсунке отсутствуют

вспышки   топлива   в   цилиндре   дизеля   при   минимально   устойчивой   частоте
вращения   (проверяется   при   отсутствии   изменения   ритма   работы   дизель   -
генератора   при   выключении   секции   топливного  насоса).   Чтобы   убедиться   в
неисправности   нагнетательного   клапана,   необходимо   при   остановке   дизель   -
генератора   включить   топливоподкачивающий   насос  и   отсоединить   трубку
высокого давления от форсунки; если при этом из штуцера непрерывно поступает
топливо - неисправен нагнетательный клапан. 

Неисправная   работа   клапана   наблюдается   при   поломке   пружины   седла,

потере плотности по конусу;

б)   если   при   исправной   форсунке   имеется   неустранимое   просачивание

топлива из-под нажимного штуцера. Для устранения течи вынуть узел клапана из
секции насоса, осмотреть корпус клапана, пружину и уплотнительное кольцо.

Кольцо не должно быть закручено, округленная поверхность кольца должна

быть с наружной стороны. В случае обнаружения трещины в корпусе или поломки
пружины - заменить узел клапана новым;

в)   перед   сборкой   детали   тщательно   промыть   в   профильтрованном

дизельном   топливе.   Проследить,   чтобы   на   доведенные   торцовые   поверхности
гильзы плунжера, корпуса клапана и торцовую поверхность штуцера не попало
твердых   частиц   и   других   загрязнений.   На   указанных   поверхностях   деталей   не
должно быть забоин, рисок и других повреждений;

г)   при   установке   узла   клапана   с   резиновым   уплотнительным   кольцом   в

секцию   топливного   насоса   поверхность   кольца   смазать   маслом,   применяемым
для   смазки   дизеля,   проследить,   чтобы   резиновое   кольцо   не   было   срезано.
Приемный конус в корпусе секции должен иметь закругленную заполированную
кромку на поверхность диаметром 40 мм;

д)  затяжку  штуцеров  производить   следующим   образом:  сначала  завернуть

штуцер   стандартным   ключом   до   упора   выборки   зазора   между   сопрягаемыми
деталями, после чего затянуть штуцер на 0,4 - 0,7 грани до упора.

Чрезмерная   затяжка   штуцера   не   устранит   просачивание   топлива   из-под

штуцера,   но   может   вызвать   высокие   напряжения   в   корпусе   клапана,   гильзе
плунжера и

 

может вызвать поломку этих деталей при дальнейшей эксплуатации, а

также заклинивание плунжерной пары;

е) после окончательной затяжки штуцера проверить отсутствие деформации

плунжерной пары в крайнем верхнем положении плунжера, для этого включить
фиксатор   толкателя   и   повернуть   кулачковый   вал   до   стопорения   толкателя   в
крайнем верхнем положении, при этом перемещение рейки, проверяемой секции,
должно быть легким и без заеданий.

2.4.7.4 Форсунки снимайте для опрессовки и регулировки давления впрыска.
При этом распылители форсунок могут быть заменены, если: 
а)   произошло   засорение   одного   или   нескольких   отверстий   сопла

распылителя;

б) отсутствует плотность прилегания конусов иглы и корпуса распылителя;
в)   произошло   заедание   иглы.   На   неисправность   форсунки   при   исправно

работающем топливном насосе могут указывать увеличенная дымность цилиндра
дизеля,   сопровождающаяся   понижением   или   повышением   температуры
выхлопных газов, и резкое снижение давления распыла.

98

2.4.7.5 Проверку работы форсунок производить при выполнении следующих

условий:

а) опрессовку форсунок и проверку их на качество распыла производить на

специальном приспособлении;

б) плотность пары проверять испытанием на опрессовочном стенде на смеси

дизельного топлива ГОСТ 305-82 и масла MС 20 ГОСТ 21743-76 с вязкостью 9,9 -
10,9 сСт; объем от запорного клапана до распылителя должен быть (65 ± 5) см

3

.

Падение давления от 34,5 МПа (350 кгс/см

2

) до 29,4 МПа (300 кгс/см

2

), т.е. на

4,9 МПа (50 кгс/см

2

) должно происходить за время 80 - 190 секунд. Допускается

производить проверку плотности на дизельном топливе ГОСТ 305-82 и на стенде
с любым объемом системы в сравнении с эталонными парами, отобранными по
вышеуказанным условиям;

в) дизельное топливо, применяемое для опрессовки, или смесь дизельного

топлива с маслом очистить через фильтр тонкой очистки топлива или бумаги ФОБ
- ГОСТ 12026-76;

г) подтекание запирающего конуса или появление капли на носике корпуса

распылителя при проверке плотности пары не допускается;

д)   проверку   форсунки   на   качество   распыла   производить   при   затяжке

пружины, обеспечивающей давление начала впрыска (27,5 + 0,5) МПа (275+5) кгс/
см

2

;

е)   при   плавном   нажатии   на   рычаг   со   скоростью   40-60   впрысков   в   минуту

топливо должно распыливаться туманообразно и

 

не выходить спадающими вниз

струйками ("усами").

Впрыск топлива должен быть четким и сопровождаться резким звуком, при

этом на кончике распылителя не должно быть спадающих капель;

ж)   при   медленном   нажатии   на   рычаг   приспособления   давление   начала

впрыска  должно   быть   не  менее  23,8   МПа  (240  кгс/см

2

),   если   давление   начала

впрыска ниже указанной величины, необходимо отрегулировать затяжку пружины
до давления начала впрыска 27,5 МПа + 0,5 МПа (275 + 5 кгс/см

2

); для этого снять

пломбу,   отпустить   контргайку   и   завертыванием   болта   добиться,   чтобы   начало
впрыска было при необходимом давлении, затем законтрить регулировочный болт
и опломбировать. Если давление начала впрыска менее 19,6 МПа (200 кгс/см

2

),

форсунка должна быть разобрана для устранения причины дефекта;

з) по окончании проверки работы форсунки на штуцера навернуть защитные

колпачки;

и)   приспособление   для   проверки   форсунок   должно   быть   установлено   в

чистом   помещении,   топливный   бачок   должен   быть   закрыт   крышкой.   Топливо
должно   поступать   в   форсунку   через   стандартный   топливный   фильтр   дизеля.
Температура окружающего воздуха - не выше 298 К (25

о

С).

2.4.7.6 Промывка войлочного топливного фильтра
Промывку производить в следующей последовательности:
а) фильтр в собранном виде поместить в ванну с керосином или дизельным

топливом и тщательно промыть снаружи;

б) разобрать фильтр, оставив шелковый чехол на сетке фильтра;
в) каждую войлочную пластинку тщательно промыть и выжать рукой, затем

сложить по две - три пластинки и выжать между двумя чистыми досками;

г) сетку фильтра с шелковым чехлом промыть только снаружи во избежание 

загрязнения сетки изнутри;

д) при сборке фильтра добавить новые (одну – две) войлочные пластинки,

так как после промывки толщина каждой пластинки уменьшается. Одновременно с
промывкой войлочных пластинок фильтров промыть корпус фильтров.

99

2.4.8 Обслуживание системы смазки
2.4.8.1   Для   надежной   и   длительной   службы   трущихся   частей   дизеля

применять масло надлежащего сорта и качества, согласно п. 2.3.3, и содержать в
исправном состоянии систему смазки.

2.4.8.2 Своевременно производить отборы проб масла для анализов и смену

масла, а также замену фильтрующих элементов фильтров.

2.4.8.3   Во   избежание   выхода   из   строя   подшипников   турбокомпрессора,

подшипников   привода   топливного   насоса   и   кулачкового   валика   очистить
соответственно тройники и штуцер подвода смазки на новом дизель - генераторе
после 24 часов работы, в дальнейшем при каждом профилактическом осмотре.

2.4.8.4 Очистку и промывку центробежного маслоочистителя производить в

следующей последовательности:

а) снять кожух, предварительно отвернув глухую гайку;
б) отвернуть гайку ротора и снять ротор. Ротор снять осторожно, наблюдая за

положением   упорного   шароподшипника,   верхняя   обойма   которого   может   быть
изъята с ротором;

в)   разобрать   ротор.   Крышку   с   соплами   снять   с   барабана   осторожно,   не

повредив сопла, затем отвернуть нижнюю крышку;
г) очистить внутреннюю поверхность барабана от отложений и механических 
примесей.Очистку производить предметом, не позволяющим повредить 
внутреннюю поверхность барабана;

е) промыть барабан и крышку ротора керосином или дизельным топливом,

после чего собрать ротор и установить его на ось и упорный шарикоподшипник.

Крышку и барабан ротора собирать по меткам, так как ротор балансирован.
ж)   при   затяжке   гайки   ротора   следить   за   осевым   зазором.   Ротор   должен

вращаться легко без заеданий.

2.4.8.5   Замену   масла   в   регуляторе   производить   согласно   техническому

описанию и инструкции по эксплуатации регулятора Д50.36СБ ТО.

2.4.9 Обслуживание системы охлаждения
2.4.9.1 Для надежной работы дизель - генератора поддерживать нормальный

температурный режим, при этом добавление охлаждающей жидкости при любых
условиях эксплуатации, независимо от времени года, производить только после
понижения температуры в системе до 313 - 323 К (40 - 50

о

С).

2.4.9.2   В   условиях   эксплуатации   не   допускать   повышения   температуры

охлаждающей жидкости выше 361 К (88

о

С), а также понижения ниже 313 К (40

о

С).

2.4.9.3 Во всех случаях повышения температуры охлаждающей жидкости до

361   К   (88

о

С)   проверить   правильность   работы   системы   охлаждения   и   уровень

охлаждающей   жидкости   в   расширительном   баке.   Если   обнаружится
недостаточное количество охлаждающей жидкости в системе, немедленно снять
нагрузку с дизель - генератора и охладить охлаждающую жидкость до 313 - 323 К
(40 - 50

о

С), после чего добавить необходимое ее количество.

2.4.9.4   Особо   тщательно   осмотреть   полость   рамы   дизеля   изнутри   для

выявления   возможной   утечки   в   нижней   части   цилиндровых   втулок   через
уплотнительные резиновые кольца.

2.4.9.5 Проверить отсутствие утечек охлаждающей жидкости через спускные

трубы   и   вентили   системы   охлаждения   (пропуск   вентилей   вызывает   подсос
воздуха в систему и нарушение нормальной циркуляции охлаждающей жидкости).

2.4.9.6   Заправку   (а   также   доливку)   системы   охлаждения   производить

охлаждающей   жидкостью,   подготовленной   в   соответствии   с   положениями,
изложенными в приложении 10.1.

100

3 Техническое обслуживание
3.1 Общие указания
В   процессе   эксплуатации   Дизель-генератора   по   различным   причинам

(периодические осмотры, поломки, ремонты или отказ в работе детали или узла)
может возникнуть необходимость снятия, замены и разборки отдельных узлов и
деталей.

Лица,   выполняющие   вышеперечисленные   работы,   должны   быть   хорошо

ознакомлены   с   устройством   и   конструктивными   особенностями   узлов   всего
Дизель-генератора   в   целом,   изложенными   в   техническом   описании   и
приложенных   к   нему   рисунках,   и   производить   эти   работы   в   определенной
последовательности. В настоящем разделе изложен порядок разборки, сборки и
замены   отдельных   узлов   и   деталей,   являющихся   характерными   для   данной
конструкции Дизель-генератора.
Перед   началом   разборки   любого   соединения   тщательно   протереть   и   промыть
дизельным   топливом   или   керосином   до   полного   удаления   песка   и   грязи   с
разбираемого  узла и  смежных  поверхностей.При  разборке  и  сборке  соблюдать
максимальную чистоту узлов и деталей.

При   разборке   узлов   или   деталей,   крепящихся   несколькими   болтами   или

гайками, во избежание перекосов предварительно поочередно слегка отпустить
все болты или гайки и затем отвернуть их полностью.

При   сборке   узлов   равномерно   затягивать   в   соответствии   с   положениями,

изложенными   в   соответствующих   пунктах.   После   снятия   деталей   или   узлов
немедленно   навернуть   гайки   на   их   болты   и   шпильки.   Если   это   сделать
невозможно, надеть гайки на проволоку и уложить в ящик; вывертывать шпильки
из   своих   гнезд   разрешается   только   в   случае   необходимой   замены   (ремонта)
шпильки или детали, в которую она ввернута. Соединения с плотной или тугой
посадкой   деталей   разбирать   с   помощью   специальных   приспособлений,   при
отсутствии   приспособлений   применять   красно   –   медные,   алюминиевые   или
деревянные выколотки.

На   некоторых   деталях   и   узлах   дизеля   имеется   маркировка   (номера   или

метки), указывающие на то, что эти детали должны быть установлены в строго
определенном   положении.   При   разборке   перед   снятием   детали   убедиться   в
наличии на ней маркировки и ее правильном расположении для того, чтобы при
сборке установить деталь в то же положение (несоблюдение этого требования
может привести к неправильной сборке узла и выходу его из строя). Если метки
стерты (малозаметны), навести новые метки без повреждения узла (детали).

Перед сборкой все детали промыть в дизельном топливе или в керосине.

Шлифованные   и   полированные   детали   промывать   осторожно,   в   отдельной
посуде,   тщательно   вытереть,   слегка   смазать   дизельным   маслом   (для
предохранения от коррозии) и уложить в тару для сохранности шлифованных и
полированных поверхностей.

Во время разборки дизеля проверить состояние деталей и узлов, определить

их пригодность для дальнейшей работы, а также возможность их исправления.

Разборку   и   сборку   агрегатов   топливной   системы   (форсунок,   секций

топливного   насоса   и   др.)   производить   в   отдельном   помещении,   соблюдая
необходимые   предосторожности   во   избежание   повреждений,   при   этом
пользуйтесь специальными приспособлениями.

Разборку и сборку Дизель-генератора производить в закрытом помещении при

температуре воздуха не ниже 283 К (+10

о

С).

3.2 Меры безопасности

3.2.1   Подготовьте   подъемные   устройства   в   соответствии   с   весом

101

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     28      29      30      31     ..