Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

Тепловоз ТЭМ18ДМ. Инструкция по эксплуатации (2009 год) - часть 3

 

 

34

Рисунок 11 – Фильтр грубой очистки масла.

35

 

1 – корпус; 2 – седло; 3 – клапан; 4 – пружина; 5 – пробка

Рисунок 12 – Обратный клапан

36

На   стороне   напора   за   насосом   установлен   невозвратный   клапан   13,

который препятствует перетеканию масла,  через маслопрокачивающий насос в
картер   дизеля   из   напорной   линии   системы   при   работающем   дизеле   и
неработающем маслопрокачивающем насосе.

Для предохранения от перегрузки электродвигателя маслопрокачивающего

насоса   при   работе   на   холодном   масле   установлен   разгрузочный   клапан   14   на
0,255 МПа (2,6 кгс/см

2

), перепускающий масло из нагнетательного трубопровода

после этого насоса во всасывающий при превышении указанного давления.

Для   поддержания   более   стабильного   давления   масла   на   перепускном

трубопроводе   отвода   масла   от   полнопоточного   фильтра   установлен
регулирующий   клапан   12   на   0,294   МПа   (3   кгс/см

2

),   который   при   превышении

указанного   давления   за   полнопоточным   фильтром   перепускает   часть   масла   в
картер дизеля. Конструкция клапана   в соответствии с рисунком 5 по принципу
работы аналогична конструкции регулирующего топливного клапана.

Для защиты дизеля при понижении давления масла на дизеле установлен

датчик-реле   давления   20,   который   выключает   подачу   топлива   (останавливает
дизель) при падении давления масла на входе в дизель до 0,147

+0,01

  МПа (1,5

+0,1

кгс/см

2

).

Давление   масла   в   системе   контролируется   по   давлению   на   7-ой   опоре

распредвала дизеля датчиком индикатора давления 20.

На   трубопроводе   масла   после   ВМТО   на   входе   в   дизель   установлены

датчик-реле   температуры   (термореле)   21(1),   21(2),   21(3),   и   датчик
электротермометра 31.

В   полнопоточном   фильтре   25   очистка   масла   производится   в   сменных

фильтрующих элементах тип «Нарва 6-4».

Бак для масла 4 емкостью 80 л служит емкостью хранения запаса масла

для   периодического   пополнения   системы   маслом   в   процессе   эксплуатации
тепловоза.

Положение   клапанов   (вентилей)   смотри   в   таблице   положений   клапанов

(вентилей) и кранов при эксплуатации тепловоза.

4.3.3 Система охлаждения дизеля и надувочного воздуха

Система охлаждения, в соответствии с рисунком 13, включает в себя контур

охлаждения дизеля и масла дизеля, и контур охлаждения наддувочного воздуха.

Система охлаждения открытого типа – контур охлаждения дизеля и масла

дизеля,  и  контур  охлаждения наддувочного  воздуха  сообщаются с атмосферой
через расширительный бак 22, являющийся общим для обоих контуров.

В   контур   охлаждения   дизеля   и   масла   дизеля   (горячий   контур)   входят:

дизель   1   с   турбокомпрессором,   водяным   насосом   30     и   водомасляным
охладителем   27,   охлаждающие   водяные   секции   18   (1)     и   трубопроводы   с
арматурой.

В   контур   охлаждения   наддувочного   воздуха   (холодный   контур)   входят:

водяной   насос   15     и   воздухоохладитель   20,   установленные   на   дизеле,
охлаждающие секции 18 (2)  и трубопроводы с арматурой.

В горячем контуре вода из дизеля, нагнетаемая водяным насосом дизеля

30, по трубопроводу подается в охлаждающие секции 18 (1)  холодильной камеры,
охлаждается в них и возвращается на всас водяного насоса дизеля. Под напором,
создаваемым   этим   насосом,   охлажденная   вода   поступает   в   водомасляный
охладитель   27     для   охлаждения   масла   дизеля   и   параллельно   на   охлаждение
турбокомпрессора   дизеля.   Из   водомасляного   охладителя   вода   поступает   в
водяные полости дизеля для охлаждения нагретых частей, после чего вместе с
водой  из   турбокомпрессора   направляется  в  охлаждающие   секции  холодильной
камеры. 

37

В   холодном   контуре   вода   из   охлаждающих   секций   холодильной   камеры

забирается   насосом   дизеля   15     этого   контура   и   под   напором   подается   в
водовоздушный   охладитель   дизеля   20     для   охлаждения   в   нем   наддувочного
воздуха,   нагретого   в   турбокомпрессоре.   Нагретая   вода   в   воздухоохладителе
вновь поступает в секции для охлаждения. 

Подпитка горячего и холодного контуров для восполнения потерь воды на

утечки и испарение, а также на восполнение количества воды, сбрасываемой с
паровоздушной смесью в расширительный бак, производится из расширительного
бака 22   по трубопроводу с клапаном (вентилем) 12 (63). Этот клапан (вентиль)
должен быть всегда открыт, также как краны 2 (71) и 2 (72). Закрываются они при
отсоединении расширительного бака от системы, например, при гидроиспытании
системы.

Положение   клапанов   (вентилей)   смотри   в   таблице   положений   клапанов

(вентилей) и кранов при эксплуатации тепловоза.

4.3.4 Воздухоочиститель

Очистка воздуха от пыли производится в четырёх кассетах, установленных

на   вращающемся   колесе   3,   в   соответствии   с   рисунком   14,   (первая   ступень
очистки),   а   также   секции   фильтра,   установленной   в   воздуховоде   между
воздухоочистителем   и   турбокомпрессором   (вторая   ступень   очистки),   в
соответствии с рисунком 15.

Нижняя часть корпуса воздухоочистителя образует масляную ванну, в 

которое наполовину погружено колесо с кассетами, где идёт их промывка от 
уловленной пыли. 

Заправка ванны маслом производится через заливную горловину. Контроль

над уровнем масла осуществляется по масломерному стеклу. Уровень масла 
должен быть на уровне риски на масломерном стекле.

Для поддержания постоянного уровня масла в ванне при вытеснении его

уловленной пылью служит маслоотводная трубка, через которую излишки масла
сливаются в специальный бачок.

Колесо имеет две скорости вращения.
1) Один оборот колеса в интервале от 7 до  24 часов – медленное 

вращение.    

2) Один оборот колеса в интервале от 3,5 до  12 часов – быстрое вращение.
Изменение скорости вращения достигается за счёт перестановки вилки 5 в

одно из двух отверстий (7 или 9) в рычаге валика 8.

При соединении вилки с рычагом валика через отверстие 7 уменьшается

ход собачки и скорость вращения колеса, а при соединении через отверстие 9
увеличивается ход собачки и скорость вращения колеса.

Переход на быстрое вращение колеса (один оборот в интервале от 3,5  до

12 часов) рекомендуется делать только при высокой  запылённости воздуха-50 мг/
м

3

 и выше.

Преимущественно фильтр должен работать со скоростью вращения один

оборот колеса за время от 7 до 24 ч. При таком режиме работы уменьшается унос
масла.

Колесо   с   кассетами   приводится   во   вращение   собачкой,   входящей   в

зацепление   с   зубчатым   венцом  I  колеса.   Собачка   перемещается   с   помощью
пневмоцилиндра 10. Привод колеса  работает автоматически.

38

39

1-

д

и

зе

л

ь-

ге

н

ер

ат

о

р; 

2"

71

", 

,2

"7

7

"-к

ра

н (

Д

У

1

0

); 

3

"8

3

", 

3"

84

"-к

р

а

н (

Д

у2

0

); 

4-

кр

а

ни

к д

л

я в

ы

пу

ск

а

 в

оз

д

ух

а

; 5

ат

а

р

е

я о

б

о

гр

е

ва

 н

о

г;

 

6-

ка

л

ор

и

ф

е

р; 

7-

ре

л

е 

ур

ов

ня

; 8

"5

6

",.

..,8

"5

9"

,8

"6

1

"-к

л

ап

а

н (

ве

нт

и

л

ь)

 

Д

у2

5; 

9-

ба

к д

л

я у

м

ы

ва

л

ьн

и

ка

; 1

0"

52

",1

0"

5

3"

,1

0

"6

0"

л

а

па

н (

ве

н

ти

л

ь)

 

Д

у2

0; 

11

-п

од

о

гр

ев

ат

ел

ь т

о

пл

ив

а

12

"6

3

",.

..,1

2

"6

5

"-к

л

ап

а

н (

ве

нт

и

л

ь)

 

Д

у3

2

; 1

3

"7

9"

,1

3

"8

0"

ра

н (

Д

у1

5)

; 1

4-

на

со

с р

уч

но

й

; 1

5

ас

ос

 х

ол

од

но

го

ко

нт

ур

а; 

16

(1

),.

..,1

6(

5)

ук

а

в р

ез

ин

от

ка

не

вы

й

17

(1

),.

..,1

7

(3

)-г

ол

ов

ка

со

ед

и

ни

те

л

ьн

ая

 д

л

я з

ап

ол

не

ни

я с

и

ст

е

м

ы

 в

од

о

й

 и

 е

е с

л

и

ва

; 1

8(

1)

...

 

18

(3

)-о

хл

аж

д

аю

щ

ие

 с

ек

ц

и

и

; 1

9

е

р

м

ор

ег

ул

ят

о

р;

 2

0

хл

а

д

и

те

л

ьн

ад

д

ув

оч

но

го

 в

оз

д

ух

а

; 2

1(

1)

...

21

(4

)-э

л

ек

тр

от

е

р

м

ом

ет

р

; 2

2-

ба

к д

л

яв

од

ы

; 2

3

(1

),.

..,

23

(5

)-р

ел

е т

е

м

пе

ра

ту

р

ы

24

(1

),.

..,2

4(

7

)-к

ар

м

ан

 п

од

рт

ут

н

ы

й

 т

е

р

м

ом

ет

р

; 2

5-

ко

л

л

ек

то

р

 го

ря

че

й

 в

од

ы

; 2

6

о

ро

нк

а

;

 

27

хл

а

д

и

те

л

ь м

ас

л

а; 

28

(1

),.

..,2

8(

4

)-п

ро

б

ка

 д

л

я с

л

ив

а

 в

од

ы

;

 

29

(1

),.

..,2

9

(4

)-п

р

о

б

ка

 д

л

я в

ы

пу

ск

а в

оз

д

ух

а

; 3

0

а

со

с г

ор

яч

ег

о к

он

ту

р

а

;

 

31

ур

б

о

ко

м

пр

е

сс

ор

.   

П

р

и

м

еч

ан

ие

: ц

и

ф

ры

 в

 ".

.."

 о

б

оз

на

ча

ю

т н

о

м

е

р

а б

и

р

ок

,

 

ук

р

еп

л

ен

ны

х н

а к

л

а

па

на

х и

 к

р

а

на

х.

Р

и

су

н

ок

 1

3

  -

 С

хе

м

а

 в

од

ян

о

й

 с

и

ст

е

м

ы

.

1 – зубчатый венец; 2 – собачка; 3 – колесо в сборе; 4 – ползун; 

5 – вилка; 6 – валик; 7 – второе отверстие в рычаге валика; 

8 – рычаг валика; 9 – первое отверстие в рычаге валика; 

10 – пневмоцилиндр.

Рисунок 14 – Механизм привода колеса воздухоочистителя.

40

Рисунок 15 – Установка воздухоочистителя.

41

При переходе компрессора тепловоза на холостую работу из трубопровода,

соединяющего регулятор давления  3РД  и  разгрузочные клапаны компрессора, в
пневмоцилиндр воздухоочистителя поступает воздух и поворачивает колесо.

При   переходе   компрессора   на   работу   под   нагрузкой   воздух   из

пневмоцилиндра   уходит   в   атмосферу   через   клапан   3РД.   Собачка   привода
воздухоочистителя возвращается в прежнее положение.

На   линии   подвода   воздуха   к   пневмоцилиндру   имеется   кран,   который

должен быть всегда открыт.

Закрывается   кран   при   необходимости   отключения   воздухоочистителя   от

воздушной системы.

4.3.5 Искрогаситель

Искрогаситель,   в   соответствии   с   рисунком   16,   служит   для   гашения   искр

выхлопных   газов   путём   дожигания   их   в   корпусе   искрогасителя   до   выброса   в
атмосферу.

Газовый   поток   из   турбокомпрессора   дизеля   поступает   в   корпус

искрогасителя   4   по   выхлопному   патрубку   6,   установленному   на   фланце
турбокомпрессора.   Корпус   искрогасителя   с   помощью   опор   3   крепится   к   крыше
кузова   тепловоза.   Направляющее   устройство   5   закреплено   к   корпусу
искрогасителя 4 с помощью шпилек 2.

Сетка   1   предохраняет   внутреннюю   полость   искрогасителя   от   попадания

посторонних предметов.

Установка искрогасителя на тепловозе значительно уменьшает количество

искр, вылетающих в атмосферу с отработанными газами дизеля.

4.3.6 Экранный глушитель шума на всасывании дизеля

Для   снижения   уровня   шума   перед   воздухоочистителем   дизеля     1   в

соответствии   с   рисунком   17   установлен   экранный   глушитель   шума   2,   рамка
которого закреплена на капоте 3 на двух петлях 4 и запирается двумя замками 5.
В   рамке   глушителя   на   рукоятках   6   и   штырях   7   с   поджимными   пружинами   8
расположен экран 9, который может быть установлен относительно рамки в одном
из двух положений: “открыто“ или “закрыто”, поочередным вращением рукояток 6
до упора.

Положение ”A” = 40 мм – “открыто” – для забора воздуха снаружи.
Положение   “А”   =   0   –   “закрыто”   –   для   забора   воздуха   из   дизельного

помещения.

При   работе   глушителя   в   положении   “закрыто”   во   избежание   дымного

выхлопа и ненормальной работы  турбокомпрессора должны быть открыты лючки
на воздухоочистителе для забора воздуха из дизельного помещения.

42

43

44

1 – 
воздухоочиститель; 2 
– экранный глушитель 
шума; 3 – капот 
тепловоза; 4 – петля; 
5 – замок;
6 – рукоятка;7 – 
штырь; 8 – 
поджимная пружина; 
9 – экран.

Рисунок 17 – 

Экранный глушитель 

шума 

на всасывании 

дизеля

4.3.7 Система регулирования температур воды и масла дизеля и воды,

охлаждающей наддувочный воздух.

4.3.7.1 Автоматическое регулирование.

Такое регулирование обеспечивает наиболее экономичную и долговечную 

работу дизеля независимо от нагрузки и температуры окружающего воздуха. 
Система автоматического регулирования, в соответствии с рисунком 18, включает
в себя восемь однопредельных датчиков-реле температуры (термореле) типа 
ТАМ103 и электропневматические приводы жалюзи.

Термореле отрегулированы на следующие пределы срабатывания: 

- по воде дизеля: 348 К (+75

о

С) – открытие жалюзи, 353 К (+80

о

С) – включение 

вентилятора, 363 К (+90

о

С) – сброс нагрузки; 

- по маслу дизеля: 338 К (+65 

о

С) – открытие жалюзи, 343 К (+70

о

С) – включение 

вентилятора, 348 К (+75

о

С) – сброс нагрузки; 

- по воде, охлаждающей наддувочный воздух: 298 К (+25

о

С) – открытие жалюзи, 328

К (+55

о

С) – включение вентилятора.

Регулирование   температур   охлаждающих   жидкостей   осуществляется

следующим образом: при достижении водой охлаждения дизеля температуры 348
К (+75

о

С), водой охлаждения наддувочного воздуха 298 К (+25

о

С) и масла 338 К

(+65

о

С) открываются

 

  боковые и верхние жалюзи. При возрастании температуры

воды дизеля до 353 К (+80

о

С), воды охлаждения наддувочного воздуха до 328 К

(+55

о

С), масла 343 К (+70

о

С) включается вентилятор и на пультах управления ПУ1

и ПУ2 загораются сигнальные лампочки «Муфта вентилятора».

При   температуре   воды   дизеля   363   К   (+90  

о

С),   а   масла   348   К   (+75

о

С)

происходит сброс нагрузки.

Масло дизеля охлаждается водой  дизеля в водомасляном теплообменнике

и его температура следует за температурой воды дизеля и не должна превышать
345 К (+72 

о

С). При достижении этой температуры на дисплей пульта управления

выводится предупреждающая надпись.

При понижении температур охлаждающих сред дизеля на величину зоны

нечувствительности датчиков-реле температуры, составляющей от   3 до     6  

о

С,

происходит   отключение   вентилятора   и   закрытие   жалюзи.   При   неисправности
автоматики   регулирования   температуры   воды   и   масла   дизеля,   а   также   воды,
охлаждающей   наддувочный   воздух,   ее   следует   отключить   и   регулирование
производить с основного пульта управления при помощи тумблеров.

При понижении температуры воды наддувочного контура   до величины от

288   до   293   К   (от   +15   до   +20  

о

С)   подогрев   ее   производить   в   соответствии   с

указаниями подпункта «Особенности регулирования температуры масла и воды в
зимнее время при отключенной автоматике».

Термореле   обеспечивает   установленные   пределы     срабатывания   с

отклонением ±1,5

о

С.

При   неисправности   элементов   систем   автоматического   и   дистанционного

управления   (аварийный   режим)   открытие   или   закрытие   жалюзи,   включение   и
отключение   вентилятора   осуществляется   вручную.   Включение   муфты   привода
вентилятора должно производиться плавно, без рывков.

Температуры и давления теплоносителей дизеля выводятся в соответствии

со схемой рисунок 18 на дисплей МПСУ для контроля машинистом. 

45

46

4.3.7.2   Ручное   регулирование   посредством   дистанционного

управления холодильником при отключенной автоматике.

Ручное   регулирование   осуществляют   с   основного   пульта   управления

посредством   тумблеров.   При   включении   одного   из   тумблеров   включаются
соответствующие   жалюзи   или   вентилятор.   При   работе   тепловоза   следует
поддерживать температуру теплоносителей дизеля в соответствии с показаниями
дисплея МПСУ, в следующих пределах:

-   воды   на   выходе   из   дизеля   не   выше   353   К   (+80

о

С)   (рекомендуемые

пределы температур от 343 до 358 К (от +70 до +85

о

С). При температуре воды

353К (+80

о

С) вентилятор включен, жалюзи должны быть открыты;

- масло на входе в дизель не выше 348 К (+75

о

С) ( рекомендуемые пределы

температур от 338 К до 343 К (от +65

о

С до +70

о

С). При температуре масла на

входе в дизель 343 К (+70

о

С) жалюзи должны быть открыты, вентилятор включен; 

-   воды,   охлаждающей   наддувочный   воздух,   не   выше   328   К   (+55

о

С)   при

температуре наружного воздуха 313 К (+40

о

С).

Нормальный температурный режим  воды и масла поддерживается путем

открытия жалюзи и включения вентилятора.

4.3.7.3   Особенности   регулирования   температуры   воды   и   масла   в

зимнее время при отключенной автоматике.

На   регулирование   температуры   воды   и   масла   в   зимнее   время   следует

обратить особое внимание, так как при низкой температуре окружающего воздуха
может   произойти   замораживание   воды   в   секции   холодильника.   При
отрицательных   температурах   окружающего   воздуха   жалюзи   и   приводы
вентилятора должны, как правило, работать от автоматики. 

В   экстренных   случаях   (при   отказе   автоматики)   необходимо   перейти   на

ручное управление охлаждающим устройством. 

ВНИМАНИЕ!!!

При ручном управлении охлаждающим устройством 
контроль температуры масла производить в обязательном 
порядке по показаниям датчика температуры на входе в 
дизель 65-70

о

С

Чтобы   при   ручном   управлении   не   произошло   замораживания   воды   в

секциях холодильника при температуре окружающего воздуха выше минус 10 

о

С,

все   жалюзи   должны   быть   закрыты   и   открывать   их   следует   тогда,   когда
температура воды или масла начинает превышать нормальную, рабочую:

- масло на входе в дизель 343К ( +70

 о

С );

- воды на выходе из дизеля 348К ( +75

 о

С).

Сообразуясь   с   температурой   воды   или   масла,   сначала   нужно   открыть

верхние   жалюзи,   а   затем   боковые.   Если   температура   воды   или   масла   не
снижается, необходимо включить вентилятор холодильной камеры на период до
установления нормальной температуры.

При   температуре   окружающего   воздуха   ниже   минус   10  

о

С   на   боковые

жалюзи   навесьте   утеплительные   щиты.   Регулирование   температуры   масла   и
воды   производите   3-мя   положениями   заслонки:   1)   закрыто;   2)   открыто   на
половину; 3) полностью открыто в зависимости от температуры теплоносителей. В
случае   замораживания   воды   в   секциях,   определяемого   по   повышению
температуры   воды   (вместо   снижения),   необходимо   закрыть   все   жалюзи   и
утеплительные щиты.

Как   правило,   при   включении   вентилятора   верхние   жалюзи   должны   быть

открыты. При длительных стоянках тепловоза с неработающим дизелем жалюзи и
утеплительные щиты должны быть полностью закрыты.

47

При понижении температуры воды, охлаждающей наддувочный воздух до

293 К (+20  

о

С) для подогрева её необходимо открыть вентили 10(52) и 10(53) в

соответствии с рисунком 13. При этом вода по трубе с вентилем 10(52) из контура
системы   охлаждения   надувочного   воздуха   поступает   в   контур   системы
охлаждения дизеля, а из него через линию подпитки с вентилем 12(63) горячая
вода поступает в холодный контур, подогревая в нем воду.

4.3.8 Отопление кабины машиниста

Кабина машиниста обогревается при помощи водяного калорифера 6 за 

счет тепла, отводимого от дизеля его системой охлаждения. Кроме того, под 
ногами машиниста имеется батарея обогрева ног 5, также включенная в систему 
охлаждения дизеля в соответствии с рисунком 13.

Регулирование  температуры в  кабине производится автоматически или в

ручном режиме системой кондиционирования воздуха СКВ-4,5-МТ18.

Более подробно о системе кондиционирования воздуха СКВ-4,5-МТ18 см.

его руководство по эксплуатации.

4.3.9   Сигнализация   при   понижении   уровня   воды   в   расширительном

баке

4.3.9.1   Водяная   система

  тепловоза   оборудована   датчиком-реле   уровня

типа   ДРУ-1ПМ,   вмонтированным   в   расширительный   бак   в   соответствии   с
рисунком 19. Датчик предназначен для осуществления дистанционного контроля
над нижним уровнем воды, при достижении которого поплавок 2 опускается на
рычаг 16, воздействуя на контакты микропереключателя 12. Сигнал о понижении
уровня воды подается на блок УСТА.

Уровень   воды,   при   котором   срабатывает   реле,   должен   быть   ниже   оси

датчика на величину, находящуюся в интервале от 5 до 15 мм.

Уровень воды регулируется болтом 10, ввернутым в рычаг поплавка 2.
Функцию   разделителя   между   жидкостью   в   расширительном   баке   и

окружающей средой выполняет сильфон 3.

Для   настройки  датчика  необходимо  опустить  вниз   поплавок   2  так,   чтобы

рычаг   16   уперся   в   верхний   срез   кронштейна   9.   Затем,   вворачивая   болт   10,
добейтесь   переключения   контактов   микропереключателя   12,   после   чего
доверните   болт   еще   на   1/3   оборота   и   зафиксируйте   в   таком   положении
контргайкой.

Датчик-реле   имеет   устройство   стопорное   для   фиксации   поплавка     при

транспортировке   тепловоза   с   осушенным   расширительным   водяным   баком.
Стопорное   устройство   имеет   два   фиксированных   положения:   для
транспортирования и эксплуатации. 

48

Рисунок 19 – Реле уровня воды.

49

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..