РД 03112194-1095-03. Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на компримированном природном газе - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     РД 03112194-1095-03. Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на компримированном природном газе

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4     

 

 

 

РД 03112194-1095-03. Руководство по организации эксплуатации газобаллонных автомобилей, работающих на компримированном природном газе - часть 4

 



10. ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГАЗОВЫХ БАЛЛОНОВ ДЛЯ КПГ


10.1 Общие положения.

Организации и предприятия, имеющие газобаллонные автомобили, в соответствии с
 

 

ПБ 10-115-96 «Правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» Гостехнадзора РФ, должны периодически проводить освидетельствование автомобильных газовых баллонов.

 

 

 

 

Рис. 9.1. Технологическая схема испытаний автомобилей, работающих на КПГ.

 

Освидетельствование автомобильных баллонов высокого давления для компримированного природного газ для всех владельцев автотранспортных средств производится на специализированных пунктах, имеющих соответствующее разрешение (сертификат) на проведение указанных работ.

Разрешение (сертификат) на освидетельствование баллонов выдается местными органами Госгортехнадзора при наличии:

- производственных помещений и технических средств, обеспечивающих качественное проведение работ;

- нормативно - технической документации по проведению освидетельствования баллонов;

- соответствующей подготовки персонала и приказа о назначении из числа ИТР, ответственных за освидетельствование.

Одновременно с разрешением на проведение освидетельствования пункту выдается образец клейма (круглой формы диаметром 12 мм), оттиск которого регистрируется в местном органе Гостехнадзора.

Освидетельствование автомобильных газовых баллонов производится по методике и в сроки, утвержденные разработчиком баллонов.

В соответствии с Правилами Гостехнадзора РФ сроки освидетельствования стальных баллонов для КПГ установлены следующие:

- баллоны из легированной стали - 5 лет; из углеродистой стали - 3 года;

- сроки освидетельствования баллонов из композиционных материалов по ГОСТ Р 51753-2001 составляют три года.



10.2. Организации работ по освидетельствованию баллонов

Структурно пункт освидетельствования состоит из следующих функциональных участков:

- приема, выходного контроля и выдачи газовых баллонов с помещениями склада баллонов и поста комплектации баллонов по моделям автомобилей;

- освидетельствование баллонов с постами визуального контроля, очистки и промывки баллонов, взвешивания, гидроиспытаний, сушки, монтажа арматуры, пневмоиспытаний, клеймения баллонов и их окраски;

- компрессорной с аккумуляторами сжатого воздуха, станции редуцирования и трансформаторной подстанции;

- слесарно - механического с кладовой инструмента и запасных частей;

- теплопункта, очистных сооружений, вентиляционных камер, административно -бытовых помещений.

Схема пункта освидетельствования баллонов приведена на рис. 10.1.

Баллоны на пункт для проведения освидетельствования доставляются собственниками АТС в сборе с переходниками и вентилями, комплектно по моделям автомобилей, с которых они демонтированы, а также с заглушками на переходниках, препятствующими попаданию влаги внутрь баллонов.

Технологическая схема освидетельствования газовых баллонов приведена на рис. 10.2. При освидетельствовании баллонов производятся гидравлические испытания на прочность и пневматические испытания для проверки герметичности соединений баллонов с арматурой. Укрупнено технология освидетельствования баллонов должна включать в себя следующие операции:

- демонтаж переходников и вентилей. Производится на специальном стенде с помощью гайковерта с крутящим моментом не менее 500 Н м. Вывернутые переходники и

 

 

- дегазация и мойка внутренней поверхности;

- осмотр внутренней поверхности; отбраковка баллонов по результатам осмотра производится в соответствии с классификатором дефектов т требованиями технической документации заводов - изготовителей;

- определение массы баллонов, масса измеряется с погрешностью до 0,2 кг; при уменьшении массы баллона от первоначальной более чем на 7% баллоны подлежат выбраковке;

- определение объема баллона; объем баллона измеряется с погрешностью ±0,3 л.; при увеличении объема баллона от первоначального более чем на 1.5%-2,0% баллоны подлежат выбраковке; *)

- гидравлические испытания под давлением 29.4 МПа; время выдержки под давлением не менее 2 мин; не допускается вздутий и запотевании поверхности баллона;

- сушка внутренней поверхности;

- монтаж переходников и вентилей; момент при затяжке конической резьбы 450-500 11 м. ввернутые переходники и вентили должны иметь не менее 2-5 витков резьбы, не вошедших в резьбовое гнездо;
*) - проверке объема подлежат баллоны, в паспорте которых при изготовлении уютна фактическая емкость баллона с точностью ± 0,2 литра, а не номинальная.

 

- пневматические испытания под давлением 19.6 МПа; время выдержки под давлением не менее 1 мин; герметичность соединения определяется при опускании баллона в ванну с водой; появление пузырьков воздуха в местах соединения баллона с арматурой не допускается;

- клеймение; на баллоны, прошедшие освидетельствование, ставится клеймо с указанием даты проведенного (месяц, год) и следующего срока (год) освидетельствования (например, 11-01-06); **)

- наружную окраску баллонов масляной краской или эмалью красного цвета.

Результаты освидетельствования баллонов записывают в х<урнал испытаний, имеющий

следующие графы:

- наименование завода - изготовителя;

- номер баллона;

- дата (месяц, год) изготовления баллона;

- дата проведенного и следующего освидетельствования;

- масса, выбитая на баллоне, кг;

- масса, установленная при освидетельствовании, кг;

- объем баллона, л (до и после освидетельствования);

- рабочее давление, МПа;

- отметка о пригодности баллона;

- фамилия и подпись лица, производившего освидетельствование.

Перечень оборудования, используемого при освидетельствовании баллонов для КПГ

приведен в приложении 3.

 

 

11. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПА КПГ
11.1. Общие положения.

11.1.1. Инженерно - технические работники и руководители, ремонтные рабочие и обслуживающий персонал, связанные с эксплуатацией ГБА, их сернисным обслуживанием, переоборудованием дизельных и бензиновых автомобилей в газобаллонные, переосвидетельствованием баллонов проходят обучение по «Правилам по охране труда на автомобильном транспорте», «Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением», «Правилам устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов», «Правилам безопасности в газовом хозяйстве», и должны иметь соответствующее удостоверение (свидетельство) на право организации и проведения указанных работ.

11.1.2. Должностные лица, нарушающие указанные Правила, несут ответственность независимо оттого, привело это нарушение к авариям или несчастным случаям, и могут быть привлечены к дисциплинарной, а также иной ответственности, предусмотренной действующим законодательством, в зависимости от характера нарушения и тяжести его последствий.

11.1.3. Рабочие несут ответственность за нарушение указанных правил в порядке, установленном требованиями внутреннего трудового распорядка на предприятии.


**) - клеймение баллонов из композиционных материалов следует производить несмываемой краской в соответствии с инструкцией завода - изготовителя, несчастных случаев должно проводиться в соответствии с Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

 

 

11.1.4. Каждый работающий, обнаруживший нарушение положений указанных правил, обязан сообщить об этом своему непосредственному руководителю, а в случае его отсутствия - вышестоящему руководителю.

11.1.5. Обо всех авариях и несчастных случаях, связанных с использованием природного газа, а также сжатого воздуха администрация предприятия обязана немедленно сообщать местному органу государственного технического надзора. Расследование аварий и

11.1.6. Администрация предприятия должна разработать инструкцию по охране труда для каждой отдельной профессии (вида работы) с учетом специфики производства и оборудования. Инструкции утверждаются руководством предприятия совместно с профсоюзным комитетом.



11.2. Требования техники безопасности для водителей газобаллонных автомобилей.

11.2.1. К управлению газобаллонными автомобилями допускаются водители, прошедшие специальную подготовку и сдавшие экзамен по прмрамме технического минимума в объеме 40 ч. Программа предусматривает доведение до обучаемых сведений и данных об устройстве газобаллонных автомобилей, правил по охране труда и безопасности.

11.2.2. Водитель должен:

- перед выездом на линию произвести осмотр автомобиля с целью обнаружения неисправностей и утечек газа, проверить крепление газовой аппаратуры и баллонов;

- при обнаружении утечки газа закрыть магистральный вентиль и эвакуировать автомобиль в безопасное для люден место;

- при появлении запаха газа во время движения остановить автомобиль, устранить, если возможно, неисправность или сообщить о происшедшем на АТП;

- производить выпуск газа на специальной площадке при неработающем двигателе и отключенной бортовой электросети (массе); категорически запрещается выпуск газа в помещениях, в непосредственной близости от места стоянки автомобилей или вблизи от источников огня и мест нахождения людей;

- пуск двигателя на КПГ после длительной стоянки производить при открытом капоте;

- отогревать газовую аппаратуру в зимнее время только горячей водой, паром, горячим воздухом или с применением инфракрасных беспламенных горелок; применение открытого огня недопустимо;

- в случае пожара на автомобиле выключить зажигание, закрыть магистральный и баллонные вентили; тушить пожар огнетушителем, песком или струей распыленной воды; во избежании взрыва во время пожара баллоны следует интенсивно охлаждать холодной водой, не допуская повышения в них давления.

11.2.3. Водитель не должен:

- эксплуатировать автомобиль, у которого истек срок очередного освидетельствования газовых баллонов;

- стоять около наполнительного шланга или баллонов во время наполнения баллонов газом, наклоняться к наполнительному вентилю, отсоединять наполнительный шланг, находящийся под давлением;

- подтягивать гайки или соединения под давлением, стучать металлическими предметами по аппаратуре и газопроводам, находящимися под давлением;

 

 

- производить какой-либо текущий ремонт или регулировку газовой системы питания на территории АГНКС; *)

производить самостоятельно испытание газовой системы питания с помощью какого-либо

источника сжатого воздуха или газа (установки К-277, К-278, АКС-8М и др.).

11.2.4. Запрещается:

- хранить автомобиль с неисправной газовой аппаратурой на открытых стоянках с газом в баллонах;

- перестановка и замена баллонов на автомобиле без разрешения лица, ответственного за эксплуатацию транспортного средства;

- оставлять автомобиль на длительную стоянку с открытыми вентилями на баллонах и в газовой магистрали;

- перевозить в кузове автомобиля или кабине водителя взрывоопасные или легковоспламеняющиеся грузы.

11.2.5. Автомобиль должен быть оборудован огнетушителем, кошмой, специнструментом.





11.3. Требовании техники безопасности для технического персонала при обслуживании

и ремонте газобаллонных автомобилей

11.3.1. Технический персонал должен:

- проверить перед началом работ исправность инструмента и оборудования, включить вентиляцию;

- производить ремонт газовой аппаратуры на автомобиле только при отсутствии давления газа в газопроводах;

- производить при работающем на газе двигателе только регулировку частоты вращения холостого хода; все прочие работы производятся при неработающем двигателе;

- выполнять работы по снятию и установке газовой аппаратуры специальными инструментами, а не случайными подручными средствами, агрегаты можно снимать только в остывшем состоянии;

- производить сварочные, окрасочные работы (включая горячую сушку), а также работы с электродрелью, абразивными материалами и т.п., дающими искрение, только при полном отсутствии газа в баллонах.

11.3.2. Запрещается:

• производить ремонт аппаратуры при наличии людей в кузове или кабине автомобиля;

- запускать двигатель при утечке газа;

- выпускать газ из баллонов вне установленного места;

- производить снятие и ремонт аппаратуры при наличии в ней газа;

- пользоваться неисправным инструментом;

* проверять пламенем герметичность соединений и пользоваться открытым огнем для каких-либо технологических целей при техническом обслуживании и ремонте ГБА;

- применять дополнительные рычат при открывании и закрывании вентилей;

- очищать краску и красить наполненные газом баллоны;

- пользоваться замасленными шлангами, скрученными и сплющенными резиновыми трубками.
*) - Если после заправки газом при пуске двигателя на территории АГНКС наблюдаются «хлопки», необходимо немедленно остановить двигатель, а автомобиль откатить на 15 м от заправочной колонки с помощью имеющихся на станции средств.

 

 

11.3.3. При возникновении утечек газа на автомобиле, находящимся в помещении и невозможности их устранения, автомобиль необходимо отбуксировать на улицу, а помещение проветрить.

11.3.4. По окончании технического обслуживания или ремонта газового оборудования автомобиль направляют на общие посты для дальнейшего прохождения ТО и ТР автомобиля в целом.



11.4. Требования техники безопасности для работников пунктов по освидетельствованию баллонов и испытанию топливных систем газобаллонных автомобилей

11.4.1. Работа по охране труда на пунктах по освидетельствованию автомобильных газовых баллонов и испытанию топливных систем газобаллонных автомобилей должна строиться в соответствии с требованиями Правил по охране труда на автомобильном транспорте, Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и Правил устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов.

11.4.2. К работе по проведению освидетельствования баллонов и испытанию топливных систем давлением до 19.6 МПа допускаются лица, выделенные приказом по предприятию и прошедшие соответствующую подготовку, сдавшие экзамены по техническому минимуму и правилам технической безопасности при работе с сосудами высокого давления.

11.4.3. Баллоны при приемке на освидетельствование и топливная система автомобилей при приемке их на испытание должна быть проверены на отсутствие в них газа. В противном случае они должны быть подвергнуты дегазации.

11.4.4. При проведении работ по освидетельствованию баллонов и испытанию топливных систем газобаллонных автомобилей запрещается производить подтяжку гаек или соединения трубопроводов, находящихся под давлением.

11.4.5. Выпуск сжатого воздуха (газа) из баллонов осуществляется через специальное устройство, оборудованное шумоглушителем.

11.4.6. Нахождение посторонних лиц в помещениях участка освидетельствования баллонов и участка испытания топливных систем категорически запрещается.

11.4.7. При выполнении работ по освидетельствованию баллонов и испытанию топливных систем следует строго соблюдать последовательность выполнения технологических операций. Выполнение операций на установках и станках производят в соответствии с инструкциями по технике безопасности для этого оборудования. Инструкция должны быть вывешены на рабочем месте.

11.4.8. Во время проведения гидроиспытаннй баллонов обслуживающий персонал должен находится на электроизоляционном коврике за пультом управления и наблюдать за процессом испытаний через стекло щита стенда.

11.4.9. При проведении пневмоиспытаний баллонов запрещается выходить из-за экрана пульта управления стендом, когда в баллонах находится сжаты воздух.

11.4.10. К работе на грузоподъемных механизмах допускаются лица, ознакомленные с их устройством, приемами работы на них и с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.

11.4.11. При эксплуатации камер для окраски баллонов необходимо внутри и снаружи соблюдать чистоту. Не допускается загромождение камеры ведрами и бидонами с краской, растворителями, обтирочными материалами и т.п.

 

 

Периодически (не реже 1 раз в год) проводят контрольные испытания вентиляции камеры с занесением результатов в эксплуатационный журнал.

11.4.12. При эксплуатации камеры для сушки окрашенных баллонов необходимо соблюдать Правила и нормы техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии для окрасочных цехов и Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.

При подготовке камеры к работе проверяют:

- срабатывание аварийной сигнализации;

- правильность работы блокировки;

- работоспособность систем пожаротушения.

При эксплуатации камеры запрещается:

- производить сушку баллонов при неисправной вентиляции;

- проводить работы, связанные с применением открытого огня и ценообразованием (сварочные и т.п.) вблизи установки (на расстоянии менее 15 метров);

- работать при неисправностях блокировок и систем пожаротушения.

При обнаружении неполадок и неисправностей немедленно отключают электопитание камеры за исключением вентиляции.

Камеру периодически подвергают контрольным испытаниям. Результаты контроля заносятся в эксплуатационный журнал. На рабочем месте проводят контроль за состоянием воздушной среды не реже двух раз в месяц.

Ремонт, регулировку и смазку узлов камеры проводят только после отключения электропитания и остановки механизмов. Воздуховоды, вентблокм подвергают очистке от загрязнений при помощи спсцинструмента, не дающего искр.

11.4.13. При проведении испытаний топливных систем газобаллонных автомобилей необходимо внимательно осмотреть арматуру, трубопроводы и приборы газовой системы питания. Не должно быть неисправностей, повреждений и заметных деформаций.

Запрещается:

- хранение автомобилей и их перемещение в испытательных боксах с топливной системой, находящейся под давлением;

- во время наполнения баллонов сжатым воздухом или КПГ находится в помещении испытательного бокса.

Выдержка между моментом достижения рабочего (заданного) давления и началом проведения контрольных операций на каждом этапе испытаний должна составлять не менее 2 мин.



11.5. Правила техники безопасности при перевозке газового топлива автомобильным транспортом.

11.5.1. К управлению транспортным средством, на котором перевозят газовое топливо (передвижные газозаправщики и др.), допускаются водители, имеющие стаж непрерывной работы в качестве водителя не менее 3-х лет, удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и прошедшие специальную подготовку и инструктаж.

11.5.2. Водитель транспортного средства обязан соблюдать Инструкцию о порядке перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и правила или технические условия на перевозку отдельных видов опасных грузов. В случае, когда водитель при междугородних перевозках вынужден управлять автомобилем более 12 ч. в рейс направляются два водителя.

11.5.3. Водитель, осуществляющий перевозку газового топлива, кроме документов, перечисленных в Правилах дорожного движения, обязан иметь при себе:

 

- аварийную карточку системы информации об опасности;

- свидетельство о допуске транспортного средства;

- маршрут перевозки (при отсутствии ответственного за перевозку лица).

11.5.4. Каждое транспортное средство, предназначенное для перевозки газовог о ишпнии. комплектуется:

- набором инструмента для мелкого (аварийного) ремонта транспортного средства;

- одним огнетушителем, предназначенным для тушения пожара на транспортном средстве, и не менее чем одним огнетушителем, предназначенным для тушения пожара при загорании перевозимого газового топлива;

- не менее чем одним противооткатным упором; размеры упора должны соответствовать типу транспортного средства;

- одним знаком аварийной остановки;

- аптечкой.

11.5.5. В процессе эксплуатации передвижной автогазозаправщик для КПГ (ПАГЗ) должен ежедневно подвергаться осмотру для проверки герметичности газового оборудования и его исправности.

11.5.6. Запрещается:

- эксплуатация ПАГЗ с неисправным газовым оборудованием и утечками газа;

- въезд в гараж с неисправной газовой аппаратурой, с утечкой газа. Эти неисправности должны устраняться немедленно. В этих случаях КПГ из соответствующего резервуара должен быть выпущен в трубопровод с низким давлением или в атмосферу. Выпуск должен осуществляться при неработающем двигателе и отключенной бортовой электросети (массе);

- ремонт газового оборудования при работающем двигателе тягача или находящегося под давлением;

- выпуск газа в помещениях, в непосредственной близости от места стоянки других автомобилей или вблизи от источников огня и местонахождения людей;

- останавливать ПАГЗ в местах с открытым огнем и подносить к нему горящие источники пламени для освещения, проверки герметичности и т.п.;

- наполнение газом баллонов автомобиля, имеющего негерметичные газопроводы или соединения;

- находится около наполнительного шланга во время наполнения баллонов;

- отсоединять шланги, находящиеся под давлением;

- присутствие при заправке посторонних лиц;

- введение при заправке работ, не относящихся к заправке;

- пользование открытым огнем и курение;

- нахождение водителя в кабине автомобиля при заправке;

- стоянка заправщиков около общественных мест, жилых и производственных здании.

11.5.6. При появлении запаха во время движения водитель транспортного средства, перевозящего газовое топливо, должен немедленно остановить автомобиль, устранить неисправность или сообщить о ней на предприятие.

11.5.7. В случаях возникновения пожара действовать согласно обстановке, используя для тушения огнетушители, песок, воду, кошму.

11.5.8. Заправочная площадка для ПАГЗа должна быть оборудована средствами пожаротушения - огнетушителями, ящиками с песком, пожарным инвентарем.

 

Приложение 1
Перечень действующей нормативной документации на которую имеются ссылки в тексте документа

 

 

 

Приложение 2

1. Предприятия и организации, выпускающие автомобильный подвижной состав, работающий на компримированном природном газе

 

 

 

 

3 ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ, ВЫПУСКАЮЩИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ БАЛЛОНЫ ДЛЯ КОМПРИМИРОВАННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА

 

4. ПЕРЕЧЕНЬ ГАРАЖНОГО И КОНТРОЛЬНО-ДИАГНАСТИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ, НЕКОТОРЫХ УЗЛОВ ГАЗОВОЙ АППАРАТУРЫ, ВЫПУСКАЕМЫХ ПРЕДПРИЯТИЯМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ РОССИИ

 

 

 

5. ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫПУСКАЮЩИХ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЗАПРАВКИ АВТОМОБИЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА КОМПРИМИРОВАННЫМ ПРИРОДНЫМ ГАЗОМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4