Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 24

 

  Главная      Учебники - Разные     Служебная собака. Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - 1952 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  22  23  24  25   ..

 

 

Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 24

 

 

нового   дрессировщика   требуется   только   приучить   собаку   к   себе   и   затем   правильно
использовать команды, к которым собака уже была ранее приучена. Каждую команду надо
произносить точно, четко, достаточно громким голосом, с правильным ударением.

Специально проведенные опыты в лаборатории акад. И. П. Павлова показали, что если

разбить словесный условный раздражитель (команду) на отдельные слоги, то только тот слог
вызывает действие собаки, который наиболее отчетливо слышен при произношении слова.
Так, слог «ту» вызывает такое же действие у собаки, как и слова «на стул» (собака вскакивает
на   стул).   Слог   «жи»   вызывал   такое   же   действие   у   собаки,   как   слово   «ложись»   (собака
ложилась).   Следовательно,   значение   ударного   слога   при   образовании   у   собаки   условного
рефлекса на определенную команду имеет всегда большое значение, и дрессировщик должен
это правильно использовать путем четкого произношения соответствующих слогов команды.

Если   собака   команду   не   выполняет,   команду   следует   повторить   в   интонации

«угрожающей»,   а   вторичное   повторение   команды   с   угрожающей   интонацией   должно
сопровождаться действием безусловного механического раздражителя (принуждения).

Многократное повторение одной и той же команды (если собака ее не выполняет) без

подкрепления соответствующим безусловным раздражителем ведет к угашению условного
рефлекса на эту команду.

Каждое действие собаки, выполненное по команде своего дрессировщика, должно быть

закреплено посредством лакомства, оглаживания или восклицаний «хорошо».

В качестве звуковых условных раздражителей, кроме словесных команд, могут быть

использованы   разные   звуковые   сигналы,   например   свистки,   и   проч.   Подобные   сигналы
обычно   с   успехом   можно   применять   для   управления   действиями   собаки   на   расстоянии,
напрршер подзыв собаки к дрессировщику по свистку, остановка в движении и т. п.

В  качестве   зрительных  условных  раздражителей  при   дрессировке  собак  используют

жесты.

Жест   есть   определенное   движение   руки   дрессировщика,   и   так   же   как   и   звуковая

команда,   закрепляется   за   каждым   определенным   действием   собаки,   например   опускание
вытянутой вперед руки означает жест укладки; сгибание поднятой на уровне плеча руки в
локтевом суставе означает жест посадки и т. д.

Жесты могут быть использованы для управления собакой на расстоянии; в большинстве

это условные раздражители 2-го порядка (см. рис. 99).

Рис. 99. Схема отработки условных рефлексов 1-го и 2-го порядка

Значение   соотношения   сил   раздражителей.    Большое   практическое   значение   при

дрессировке имеет вопрос о соотношении силы условных и безусловных раздражителей. При
выработке   условного   рефлекса   на   тот   или   иной   условный   раздражитель   сила   действия
безусловного   раздражителя   должна   быть   больше,   чем   сила   действия   условного.   В   этом
случае   условные   рефлексы   образуются   более   легко   и   быстро.   Когда   сила   условного
раздражителя больше, чем сила безусловного, выработка условного рефлекса в большинстве
случаев   затрудняется.   Например,   подача   команды   при   первоначальной   дрессировке

чрезмерно   громким,   резким   и   крикливым   голосом   может   вызвать   у   собаки   проявление
оборонительной реакции в пассивной форме или явления последовательного торможения,
что затрудняет выработку необходимых условных рефлексов.

3. Основные методы дрессировки

Методы   дрессировки   —   это   способы   воздействия   на   собаку   определенными

раздражителями. Принято различать четыре основных метода дрессировки: механический,
вкусопоощрительный, контрастный и подражательный.

Механический метод.  Механический метод дрессировки состоит в том, что в качестве

безусловного   раздражителя   используют   механический   раздражитель   в   различных   видах,
вызывающий у собаки защитный оборонительный рефлекс (см. рис. 100), например рефлекс
посадки   при   нажатии   рукой   на   круп   собаки.   При   этом   «механический»   раздражитель   не
только вызывает первоначальное действие у собаки (безусловный рефлекс), но используется
для  подкрепления  условного  рефлекса.  Примером  этого  может   явиться   один   из  способов
приучения собаки к ношению предметов. Для отработки данного действия дрессировщик,
посадив   собаку,   правой   рукой   подносит   к   ее   морде   легкий   предмет   и,   подавая
соответствующую команду, оказывает на собаку определенное физическое воздействие. Он
приподымает   собаку   за   ошейник.   Под   давлением   ошейника   (действие   механического
раздражителя)   собака   раскрывает   пасть,   в   которую   дрессировщик   быстро   вкладывает
предмет и отпускает ошейник. Правая рука дрессировщика в этот момент находится под
нижней челюстью собаки, и при попытке собаки выбросить предмет, дрессировщик наносит
легкий удар ладонью под челюсть. Этот удар, как механический раздражитель, повторяют во
всех   случаях,   когда   собака   пытается   выбросить   поноску   из   пасти,   и   он   является
раздражителем,   закрепляющим   действие.   Характерная   особенность   механического   метода
дрессировки   состоит   в   том,   что   собака   при   этом   выполняет   пассивные   действия   по
«принуждению».

Рис. 100. Схема анализа «механического» раздражителя

Механический метод дрессировки имеет следующие положительные стороны.
1. Все   действия,   выработанные   у   собаки   этим   способом,   закрепляются   прочно   и   в

привычных условиях выполняются безотказно.

2. Механическим   методом   дрессировки   можно   легко   достигнуть   безотказного

выполнения отработанных действий.

К отрицательным сторонам механического метода дрессировки относятся:
1) Частое   пользование   этим   способом   у   некоторых   собак   вызывает   угнетенное

тормозное состояние с проявлением недоверчивого отношения к своему дрессировщику: у
собак с наличием пассивно-оборонительной реакции в виде боязни и трусости, а у злобных
— в виде стремления кусать своего дрессировщика;

2) невозможность отработки этим методом всех необходимых действий.
Механический   метод   имеет   большое   значение   при   дрессировке   по   некоторым

специальным службам. Так, дрессировка собаки по караульной службе, а также частично
розыскной,   сторожевой   и   др.   в   основном   строится   на   использовании   механических
раздражителей (движения помощника при дразнений собаки, нанесение ударов и т. д.). В
этом случае применение этого метода рассчитано на возбуждение у собаки оборонительной
реакции в активно-защитной форме.

Вкусопоощрительный   метод.    Вкусопоощрительный   метод   дрессировки   состоит   в

том,   что   раздражителем,   побуждающим   собаку   к   выполнению   желаемого   действия   для
дрессировщика,   является   пищевой   раздражитель,   а   дача   лакомства   используется   для
подкрепления условного раздражителя (команды — жеста).

Вкусопоощрительным   методом   дрессировки   могут   быть   отработаны   и   закреплены

многие действия у собаки, например подход к дрессировщику, посадка, укладка, преодоление
препятствий и т. д.

Вкусопоощрительный метод дрессировки имеет ряд положительных сторон:
1) быстрое образование у собаки большинства условных рефлексов при использовании

пищевого подкрепления;

2) большая «заинтересованность» собаки в выполнении всех действий, выработанных

этим способом;

3) сохранение и укрепление необходимого контакта между дрессировщиком и собакой.
Однако этот метод имеет недостатки:
1) не   обеспечивает   безотказного   выполнения   приемов,   в   особенности   при   наличии

отвлекающих раздражителей;

2) в состоянии сытости выполнение действия может ослабнуть или исчезнуть;
3) невозможность отработать этим методом все необходимые действия.
Контрастный метод.   Основным и главным методом дрессировки служебных собак

является   контрастный   метод.   Сущность   этого   метода   состоит   в   определенном   сочетании
механического   и   «поощрительного»   воздействия   в   различных   видах   (лакомство,
оглаживание,   команда   «хорошо»).   При   этом   механические   раздражители   используют,   как
побуждение собаки к выполнению желательных действий, а «поощрительные» раздражители
—   для   закрепления   этих   действий.   Так,   для   того   чтобы   приучить   собаку   к   выполнению
посадки контрастным методом, дрессировщик пользуется следующим порядком воздействия
на собаку. Имея собаку у левой ноги, на коротком поводке, в положении стоя, дрессировщик
подает команду «сидеть», после чего левой рукой нажимает на круп собаки, прижимая ее
книзу, а правой рукой производит рывок поводком вверх. В результате такого воздействия на
собаку безусловным механическим раздражителем, собака совершает действие посадки. Это
действие посадки дрессировщик закрепляет дачей лакомства и оглаживанием, в результате
чего у собаки устанавливается условный рефлекс на команду «сидеть».

Анализ этого действия показывает, что в данном случае условный рефлекс образовался

на основе последовательного сочетания условного звукового раздражителя команды «сидеть»
с   вынужденным   движением   собаки,   сопровождаемым   пищевым   подкреплением   (кожно-
мышечный   рефлекс   посадки).   В   результате   такого   сочетания   образуется   определенная
условная связь; действие  звукового условного раздражителя  (команда  «сидеть»)  вызывает
посадку   собаки,   а   последняя   сопровождается   проявлением   условного   пищевого   рефлекса
(собака в положении посадки ожидает получения лакомства).

Контрастный   метод   дрессировки   обобщает   в   себе   положительные   стороны

вкусопоощрительного и механического методов, а поэтому и имеет ряд преимуществ.

Преимущества эти состоят в следующем:
1) в быстром и стойком закреплении условных рефлексов на определенные команды,
2) в наличии у собаки заинтересованности (условного пищевого рефлекса), в результате

которой собака быстро и охотно выполняет все действия, отработанные этим методом;

3) в сохранении и упрочении контакта между дрессировщиком и собакой;
4) в возможности достигнуть безотказного выполнения собакой отработанных действий

в усложненных условиях (при наличии отвлечения и т. п.).

Практический опыт дрессировки показал, что контрастный метод ускоряет отработку

дрессировки   и   обеспечивает   безотказность   работы   собаки   в   разнообразных   условиях
окружающей среды. В этом — основная ценность контрастного метода.

Подражательный метод.   Подражательный метод дрессировки основного значения не

имеет, но может быть использован, как вспомогательный способ: при отработке у собаки
условного   рефлекса   на   подачу   голоса   по   команде   «голос»,   при   отработке   преодоления
препятствий и широко может быть применим при воспитании щенков.

4. Навыки и порядок их отработки

Понятие   о   навыках.    При   дрессировке   собаку   приучают   выполнять   определенные

действия. Каждое из действий, отрабатываемое у собаки при дрессировке, обозначается как
навык.   Навыки   дрессировки   весьма   разнообразны   и   различны   по   своему   значению:
например, подход собаки к своему дрессировщику пб команде «ко мне» или такое сложное
действие, как выборка вещи по запаху ее владельца. Каждый навык после окончательной
отработки должен представлять собой вполне законченное действие, выполняемое собакой
по   требованию   дрессировщика   (командам   и   жестам).   Всякий   навык,   как   законченное
действие, достигается не сразу, а путем постепенного усложнения. Это усложнение навыка
состоит   в   последовательной   выработке   условных   рефлексов,   так   как   каждый   из   навыков
состоит   из   нескольких   условных   рефлексов,   вырабатываемых   на   основе   определенного
безусловного рефлекса.

Условные   рефлексы,   вырабатываемые   при   дрессировке,   представляют   собой

определенные   движения   собаки,   а   поэтому   обозначаются,   как   двигательные   условные
рефлексы.   Эти   рефлексы   и   составляют   навыки.   Следовательно,   навык   —   это   сложное
действие, которое постепенно вырабатывается у животного в процессе жизни и дрессировки.

Приемы дрессировки.  Совокупность последовательных действий дрессировщика при

отработке навыка составляет прием дрессировки собаки. Каждый прием подразделяется на
следующие стадии (см. рис. 101).

Рис. 101. Схема порядка отработки приема дрессировки

Первая стадия состоит в воспитании первоначального действия (основного условного

рефлекса) на определенный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т. п.).

В   навыке   подхода   собаки   к   дрессировщику   по   команде   «ко   мне»   первоначальное

действие,   отработанное   у   собаки,   будет   состоять   в   подходе   собаки   к   дрессировщику   без
посадки у левой ноги.

При  отработке  навыков  «стоять»,  «сидеть»  и  «лежать»  в первом  периоде  от   собаки

требуют выполнения команды без выдержки.

Первая стадия характеризуется двумя существенными особенностями:
во-первых: у собаки можно наблюдать явления обобщения условных раздражителей,

суть которого состоит в том, что собака не имеет еще четкого различия команд между собой и
может проявлять ошибочные действия, например по команде «сидеть» ложится и т. д.

В   этом   случае   дрессировщик   должен   затормаживать   ошибочные   действия   собаки   и

закреплять дачей «лакомства» только правильно выполненные действия.

Во-вторых,   на   этой   стадии   первоначальная   связь   на   команду   еще   не   установлена   и

дрессировщик не в состоянии преодолевать влияние отвлекающих раздражителей. Поэтому
при   воспитании   первоначальных   действий   у   собаки   занятия   по   дрессировке   следует
проводить в условиях с наименьшим количеством отвлекающих раздражителей.

Вторая стадия состоит в усложнении первоначально выработанного действия условного

рефлекса   до   навыка.   При   этом   к   первоначальному   действию   (основному   условному

рефлексу), воспитанному у собаки, добавляются действия, усложняющие первоначальный
условный   рефлекс   Таким   усложнением   в   процессе   подхода   собаки   к   дрессировщику   по
команде   «ко   мне»   является   закрепление   определенного   положения   собаки   у   левой   ноги
дрессировщика   и   установление   условного   рефлекса   на   жест,   выдержки   в   различных
положениях и т. д.

В этой стадии дрессировки, так же как и в предыдущей, не следует усложнять условия

окружающей среды. Это обеспечивает быструю и легкую выработку желаемых навыков у
собаки.   Следует   добиваться   у   собаки   четкого   различия   (диференцировки)   применяемых
команд   и   все   ошибочные   действия   своевременно   затормаживать   применением,   в   случае
необходимости,   механического   способа   (рывки   поводком,   строгий   ошейник   и   т. п.),   а
действия, правильно выполненные, закреплять поощрением.

Третья стадия приема дрессировки состоит в закреплении отрабатываемого сложного

действия (навыка) в условиях окружающей среды разной сложности. Это необходимо для
того,   чтобы   достигнуть   безотказного   выполнения   отрабатываемых   у   собаки   навыков   при
наличии различных посторонних отвлекающих собаку раздражителей. Как только у собаки
будет   достигнуто   достаточно   четкое   и   безотказное   выполнение   всех   действий,   условия
занятий   необходимо   усложнять,   место   занятий   как   можно   чаще   разнообразить   и   занятия
проводить   при   наличии   различных   посторонних   раздражителей   (разнообразных   звуков,
людей, других животных и т. д.). Первоначально в таких условиях у собаки будет усиленно
проявляться ориентировочный рефлекс, но постепенно этот рефлекс будет угасать, собака
начнет   привыкать   к   новым   для   нее   раздражителям.   Дрессировщик   для   управления
поведением   собаки   в   усложненных   условиях   должен   применять   более   сильные   меры
воздействия, чем обычно (увеличить силу применяемых механических раздражителей), при
этом уметь использовать и угрожающую интонацию в командах, как условный сигнал на
последующее, болевое воздействие.

Во   всех   случаях   отвлечения   собаки   и   отказа   ее   от   выполнения   того   или   другого

действия   по   команде   дрессировщик   должен   добиваться   от   собаки   выполнения   этого
действия, учитывая соответствующий метод воздействия на собаку в данных условиях.

Навык   как   динамический   стереотип.    В   основе   образования   навыков   лежит

физиологический   процесс,   обозначаемый   академиком   И.   П.   Павловым   понятием
динамического, т. е. двигательного стереотипа. Под динамическим стереотипом понимается
свойство   коры   головного   мозга   собаки   обобщать   и   связывать   между   собой   отдельные
условные   рефлексы,   а   также   условные   раздражители   в   определенную   последовательную
систему.

Выработка   определенных   стереотипов   в   поведении   собаки   при   дрессировке   имеет

весьма   большое   практическое   значение:   чем   более   закреплены   определенные   действия   в
определенную систему (стереотип), тем более закончено безотказное выполнение собакой
действия.

Однако   в   процессе   дрессировки,   в   результате   ошибочных   действий   дрессировщика,

может   возникнуть   стереотип   отрицательного   значения.   Так,   например,   если   применять
команды в одной и той же последовательности (например: стоять — сидеть — лежать и т. д.),
соблюдая   при   этом   относительно   равные   промежутки   времени   между   подачей   команд,   у
собаки может возникнуть отрицательный для дрессировщика стереотип. Этот динамический
стереотип   будет   проявляться   в   том,   что   собака,   прочно   усвоив   определенную
последовательность выполнения действий, будет выполнять их в той последовательности, в
какой эти действия отрабатывались, не реагируя даже на подаваемые команды.

Для   того   чтобы   избежать   этого,   следует   при   отработке   навыка   различные   команды

применять в разной последовательности.

Общие и специальные приемы дрессировки.  Приемы дрессировки, в зависимости от

своего назначения, подразделяют на общие и специальные.

Посредством   общих   приемов   дрессировки   достигается   «подчинение   собаки   своему

дрессировщику»,   обеспечивается   и   усиливается   необходимая   взаимосвязь   —   контакт

дрессировщика   с   собакой,   а   также   закладывается   основа   для   специального   курса
дрессировки. Этого достигают отработкой общих приемов различного назначения.

Специальными приемами дрессировки называются такие приемы, отработка которых

обеспечивает   использование   собаки   для   определенных   служебных   целей   (розыскной,
караульной, сторожевой и т. д.).

Отработка   одних   общих   приемов   обеспечивает   такие   навыки,   которые   основаны   на

деятельном состоянии нервной системы, — состоянии возбуждения, которое проявляется в
определенных  действиях  собаки,  например  подхода  собаки  к дрессировщику  по  подзыву,
свободное состояние по команде «гуляй» и т. д.

Рис. 102. Основная схема дрессировки служебных собак

Отработка других общих приемов дрессировки обеспечивает такие навыки, которые

основаны   на   временной   задержке   —   торможении   в   нервной   системе   собаки,   например
запрещение нежелательного действия по команде «фу» или выдержка.

Отработка большинства общих приемов дрессировки имеет своей целью установить в

нервной   системе   собаки   необходимые   соотношения   между   процессами   возбуждения   и
торможения, сбалансировать эти процессы между собой, что, в конечном итоге, обеспечивает
хорошее послушание — «дисциплину» собаки.

Этого достигают посредством выработки положительных и отрицательных тормозных

условных рефлексов.

Положительным   условным   рефлексом   называется   рефлекс,   который   у   собаки

вырабатывается на основе процесса возбуждения и проявляется как определенное действие
собаки, выполняемое по сигналу дрессировщика. Выработка такого рефлекса достигается
обычным способом, т. е. условный раздражитель подкрепляется безусловным.

Тормозной   (отрицательный)   условный   рефлекс   вырабатывается   у   собаки   на   основе

процесса   активного   торможения   и   проявляется   в   задержке   или   прекращении   действий
собакой.   Желая   получить   выдержку   у   собаки,   например   навык   посадки,   дрессировщик
командой   «сидеть»   вызывает   у   собаки   проявление   положительного   условного   рефлекса.
Собака   по   команде   «сидеть»   принимает   положение   посадки.   Но   для   того   чтобы   собаку
задержать   в   положении   посадки,   дрессировщик   дает   собаке   «лакомство»   не   сразу   после
выполнения команды, а через все более удлиняющиеся промежутки времени (от нескольких
секунд до 2 минут).

Таким   образом,   дрессировщик   при   воспитании   тормозного   условного   рефлекса   —

выдержки   применяет   принцип   задержания   пищевого   безусловного   раздражителя.   Собака,
ожидая   «лакомства»,   на   протяжении   этого   времени   находится   в   состоянии   задержки
(запаздывающее   торможение)   всех   своих   действий.   При   попытках   собаки   встать   вновь
применяется   команда   «сидеть»,   которая   может   сопровождаться   действием   безусловного
раздражителя (нажатием на круп).

При   отработке   выдержки   следует   соблюдать   строгую   последовательность,   сразу   не

гнаться за продолжительным временем, а желаемой выдержки достигать постепенно, путем
последовательного   развития   и   закрзпления   тормозного   процесса.   Иначе   можно   у   собаки
получить срыв торможения, и выдержка у такой собаки может полностью исчезнуть.

Процесс торможения имеет весьма большое значение при выработке диференцировки,

т. е. приучения собаки различать между собой те или иные раздражители, например команды,
запахи, жесты и т. д.

Собаку приучают четко различать между собой команды и жесты на основе того, что

каждый   условный   раздражитель   сопровождается   таким   безусловным   раздражителем,
который   у   собаки   вызывает   проявление   определенного   безусловного   рефлекса:,   команда
«рядом» — рывком поводка, команда «сидеть» — нажатием на круп, команда «лежать» —
нажатием на холку и т. д. В результате этого каждая команда, связываясь с тем или другим
безусловным   раздражителем,   приобретает   для   собаки   определенное   значение,   становится
сигналом   на   определенное   действие.   Собака   приучается   различать   —   диференцировать
значение команд.

Однако при этом весьма большое значение имеет использование активного торможения

в   виде   так   называемого   диференцированного   торможения.   Если   собака   по   команде
выполнила   действие   правильно,   то   это   действие   закрепляют   дачей   «лакомства»,
оглаживанием и восклицанием «хорошо». Если действие выполнено неправильно, то собака
поощрения не получает. Таким образом, одно действие (условный рефлекс) закрепляется, а
другое тормозится.

Диференцированное торможение имеет большое значение при выработке более тонкой

диференцировки,   например   при   приучении   собаки   к   выборке   вещи   по   индивидуальному
запаху человека. В этом случае особенно тщательно следует подкреплять каждое правильное
действие собаки дачей «лакомства» и не подкреплять ошибочно выполненное действие.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  22  23  24  25   ..