Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 22

 

  Главная      Учебники - Разные     Служебная собака. Руководство по подготовке специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - 1952 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23   ..

 

 

Служебная собака. Подготовка специалистов служебного собаководства (Л. Крушинский) - часть 22

 

 

Из   приведенной   таблицы   2   видно,   что   собаки   с   хорошей   возбудимостью   нервной

системы   имеют   лучшие   показатели   дрессировки,   чем   собаки   с   низким   пределом
возбудимости.

Таблица 2. Качество дрессировки по службе связи собак с высоким и низким пределом

возбудимости (по материалам Л. В. Крушинского)

Установление типологических свойств собаки в процессе ее дрессировки.   Сила

возбудимости   нервной   системы   собаки   в   процессе   дрессировки   проявляется   в   том,   что
собаки сильного типа не затормаживаются наказаниями, окриками; собаки слабого типа при
малейшем  окрике  или   наказании  затормаживаются,  нередко   отказываются  от  дальнейшей
работы. Показателем силы нервной системы собаки является ее работоспособность. Собаки
слабого типа при значительной нагрузке на их нервную систему отказываются от работы,
впадают в запредельное торможение. Для того чтобы восстановить их работоспособность,
необходимо дать им отдых. Собаки сильного типа выдерживают значительные нагрузки при
дрессировке и применении.

Сила тормозного процесса может быть выявлена в процессе дрессировки собаки при

отработке диференцировок и особенно при выдержках.

Собаки со слабым тормозным процессом трудно вырабатывают диференцировку, и у

таких   собак   часто   наблюдаются   нарушения   диференцировки.   Розыскная   собака,
производящая выборку человека с вещи, хватает первого попавшегося из группы; собака,
идущая по следу, легко переключается на пересекаемые следы. Собака с сильным тормозным
процессом легко отрабатывает эти приемы, четко проявляя диференцировку.

Собак   со   слабым   тормозным   процессом   трудно   дрессировать   приемам,   в   которых

требуется выдержка. Уложенная или усаженная собака при отходе дрессировщика, несмотря
на данное ей приказание, вскакивает с места, ползет за отходящим дрессировщиком, лает,
визжит.

Подвижность   нервной   системы   проявляется   в   той   легкости,   с   какой   собака

переключается из одних привычных для нее условий жизни в другие. Собаки с хорошей
подвижностью нервных процессов легко привыкают к новым людям, к перемене обстановки.
И, наоборот, собаки с плохой подвижностью нервных процессов длительно привыкают  к
новому  хозяину, к новым условиям жизни. Живущая, например,  в питомнике  собака  при
переводе ее из того вольера, в котором она жила, будет долгое время стремиться обратно в
этот   вольер.   Собака   с   хорошей   подвижностью   нервных   процессов   быстрее   привыкает   к
новому   вольеру.   Всевозможные   нежелательные   связи   в  процессе  дрессировки   с   большим
трудом угашаются у собаки с плохой подвижностью нервных процессов.

На   основании   вышеприведенных   испытаний   и   наблюдений   за   поведением   собаки   в

процессе   ее   дрессировки   можно   оценить   некоторые   свойства   ее   высшей   нервной
деятельности и помочь практическому отбору наиболее пригодных для дрессировки собак с
указанием   методов   дрессировки,   которые   применимы   к   той   или   другой   собаке.   Однако
необходимо помнить, что исчерпывающую оценку типа нервной системы собаки можно дать
только   на   основании   изучения   типа   ее   высшей   нервной   деятельности   в   условно-
рефлекторной камере теми методами, которые разработаны в школе академика И. П. Павлова.

Зависимость   между   реакциями   поведения   собак   и   типом   высшей   нервной

деятельности.   История развития учения о типах высшей нервной деятельности у собак в

лаборатории   академика   Ж.   П.   Павлова   находится   в   тесной   зависимости   от   изучения
пассивно-оборонительной реакции. Вначале академик И. П. Павлов считал, что пассивно-
оборонительная   реакция   (трусость)   является   проявлением   слабого   типа   нервной
деятельности. Однако дальнейшие его исследования показали, что это неверно. Специальное
изучение нескольких собак с ярко выраженной пассивно-оборонительной реакцией показало,
что   такие   собаки   могут   обладать   сильным   типом   высшей   нервной   деятельности.   На
основании   этих   фактов   академик   И.   П.   Павлов   отошел   от   своего   первоначального
отождествления   пассивно-оборонительной   реакции   со   слабым   типом   высшей   нервной
деятельности.   Он   стал   рассматривать   пассивно-оборонительную   реакцию,   как   реакцию,
маскирующую истинный тип высшей нервной деятельности. Несмотря на то что пассивно-
оборонительная   реакция   маскирует   тип   нервной   деятельности,   она   находится   в   своем
формировании в зависимости от слабого типа. В таблице 3 приводим данные о проявлении
пассивно-оборонительной   реакции   у   собак   сильного   и   слабого   типов,   полученные   в
питомнике Института эволюционной физиологии и патологии им. академика И. П. Павлова.

Из таблицы 3 видно, что собаку с пассивно-оборонительной реакцией можно встретить

как   среди   собак   слабого,   так   и   среди   сильного   типа,   однако   собаки   без   пассивно-
оборонительной реакции встречаются в подавляющем большинстве среди собак сильного
типа. Значит, если у собаки нет пассивно-оборонительной реакции, это указывает на то, что
это собака сильного типа; но если, у собаки есть пассивно-оборонительная реакция, это еще
не означает, что собака слабого типа, она может быть и сильного типа нервной деятельности.

Таблица 3. Взаимоотношение между пассивно-оборонительной реакцией и типом

нервной системы собак (по материалам Л. В. Крушинского)

Активно-оборонительная   реакция   собак   изучена   значительно   хуже,   чем   пассивно-

оборонительная. На основании имеющихся данных можно сказать, что у собак сильного типа
активно-оборонительная реакция проявляется несколько сильнее, чем у собак слабого типа.
Но если у собаки отсутствует активно-оборнительная реакция, это ни в какой степени не
означает, что эта собака слабого типа. Точно так же и собаки слабого типа могут обладать
значительной активно-оборонительной реакцией.

Таким образом, хотя оборонительные реакции и находятся в некоторой зависимости от

типологических   особенностей   собаки, —   тем   не   менее   ни   в   какой   степени   нельзя
отождествлять их с типами высшей нервной деятельности и давать» на основании их оценку
типа.

Различия   в   типах   высшей   нервной   деятельности   и   оборонительных   реакциях

поведения у кобелей и сук.  В лаборатории академика И. П. Павлова было установлено, что
кастрация кобелей приводит к ослаблению их нервной системы. Особенно сильно кастрация
отражается   на   собаках   слабого   типа.   Кастрация   щенков   оказывает   более   отрицательное
действие, чем взрослых собак. Эти опыты показали, что мужской половой гормон, который
выделяется в кровь семенниками, оказывает влияние на кору головного мозга собаки; при
отсутствии   этого   гормона   у   кобеля   развивается   слабость   нервной   системы.   Эти   опыты
показывают,   что   в   служебном   собаководстве   кастрацию   кобелей   надо   рассматривать   как
безусловно   вредное   мероприятие,   которое   будет   ухудшать   служебные   качества   собаки.
Конечно,   там,   где   собак   используют   только   в   качестве   тягловой   силы   (ездовые   собаки),
кастрация может принести свою пользу, уменьшая драки среди кобелей, но у служебных
собак кастрация недопустима.

Исследования   показали,   что   кобели   в   среднем   обладают   более   сильной   нервной

системой,   чем   суки.   В   следующей   таблице   приведены   материалы   по   сравнению   силы
нервной   системы   у   кобелей   и   сук   из   питомника   Института   эволюционной   физиологии   и
патологии им. академика И. П. Павлова (табл. 4).

Таблица 4. Типы нервной системы у собак разного пола (по материалам Л. В.

Крушинского)

Из таблицы 4 видно, что собак сильного типа среди кобелей больше, чем среди сук.
Исследование пассивно-оборонительной реакции у собак разного пола показало, что

суки в среднем более трусливы, чем кобели. Это зависит от того, что суки, имея более слабую
нервную   систему,   е   большим   трудом   изживают   щенячий   рефлекс   естественной
осторожности, чем кобели.

Активно-оборонительная реакция (по отношению к человеку) более резко выражена у

кобелей, чем у сук.

Таким   образом,   кобели   по   сравнению   с   суками   имеют   более   сильный   тип   нервной

системы,   не   так   сильно   выраженную   пассивно-оборонительную   реакцию   и   более   резко
выраженную   активно-оборонительную   реакцию.   Конечно,   встречаются   и   суки   с   сильным
типом   нервной   системы,   отсутствием   трусости   и   с   резко   выраженной   активно-
оборонительной реакцией. И, наоборот, среди кобелей встречаются собаки слабого типа с
отсутствием активно-оборонительной реакции.

На основании вышесказанного можно рекомендовать при массовом отборе собак для

розыскной службы  отдавать предпочтение кобелям. Несмотря на то что половой рефлекс
кобелей нередко мешает их дрессировке, при подборе в дрессировку необходимо подбирать
кобелей   более   сильного   типа,   более   злобных   и   менее   трусливых.   Все   эти   качества
необходимы для служебной собаки.

Условия формирования  типа нервной системы  собаки.   Несмотря на  то что тип

нервной системы является врожденным свойством, тем не менее он формируется в тесной
зависимости   от   условий   существования   собаки.   Особенно   большое   влияние   на   развитие
тормозного процесса оказывает соответствующее воспитание. Если у собаки слаб тормозной
процесс,   постепенной   тренировкой   его   можно   значительно   усилить,   т. е.   изменить
типологические   особенности   собаки.   Тренировку   тормозного   процесса   надо   производить
постепенным удлинением всевозможных выдержек. Укладка, посадка собаки с постепенным
удлинением времени выдержки в результате тренировки будут увеличивать силу тормозного
процесса. Однако надо иметь в виду, что тренировку тормозного процесса, особенно у собак
со слабым торможением, необходимо проводить с большой осторожностью, чтобы не сорвать
его. Начинать выдержку надо с 10–15 секунд, постепенно увеличивая время выдержки.

Большое значение имеет тренировка также и для подвижности нервных процессов. При

работе с собаками по условным рефлексам ясно выступает то, что первые задания, связанные
с переделками положительных условных рефлексов в отрицательные, проходят труднее, чем
последующие. Это указывает на то, что подвижность нервных процессов может подвергаться
тренировке.

Значение   общей   дрессировки   заключается   не   только   в   том,   чтобы   обучить   собаку

определенным приемам, но и в том, что при этом тренируются основные процессы нервной
системы, лежащие в основе высшей нервной деятельности, — улучшаются типологические
свойства собаки. Особенно большое влияние на формирование типа нервной системы должна
оказывать   общая   дрессировка   подрастающей   собаки.   Однако   такая   дрессировка   должна
проводиться с большой осторожностью и без перегрузки нервной системы животного.

Итак,   тип   высшей   нервной   деятельности   надо   рассматривать   как   результат

взаимодействия прирожденных особенностей нервной деятельности и влияния тех внешних
условий,   при   которых   росла   и   воспитывалась   собака.   Правильным   выращиванием   и
воспитанием собаки можно значительно улучшить ее типологические свойства.

7. Патология высшей нервной деятельности

Одной   из   сторон   работ   академика   И.   П.   Павлова,   имеющей   большое   значение   для

служебного собаководства, является развитие им учения о патологии нервной деятельности.

Высшая   нервная   деятельность   собаки   может   быть   сорвана   непосильной   задачей,

предъявляемой ее нервной системе.

Срыв   проявляется   в   различных   отклонениях   условно-рефлекторной   деятельности

собаки. Срыв может быть быстро проходящим или очень глубоким и длительным и в таком
случае   приходится   говорить   уже   о   неврозе,   о   патологии   высшей   нервной   деятельности.
Академик И. П. Павлов понимал под  неврозом в широком  смысле  то, «что животное не
отвечает как следует условиям, в которых оно находится», отсутствует правильная реакция
животного на внешние раздражители.

Учение   о   неврозах   высшей   нервной   деятельности   было   развито   академиком   И.   П.

Павловым при изучении условных рефлексов собак в лабораторной обстановке, однако и при
дрессировке собак развиваются такие же; неврозы. Невроз развивается при перенапряжении
раздражительного процесса, тормозного процесса и подвижности нервных процессов.

Перенапряжение   раздражительного   процесса.    Перенапряжение   раздражительного

процесса   с   последующим   неврозом   развивается   у   собаки   в   результате   действия   на   нее
сильных раздражителей. В лаборатории академика И. П. Павлова у двух собак вырабатывали
условные   рефлексы   на   электрический   ток,   пропускаемый   через   кожу.   Сначала   ток   был
слабый,   но   его   постепенно   усиливали.   Несмотря   на   большую   силу   тока,   собаки   давали
пищевую   реакцию   при   его   пропускании.   Однако,   когда   электроды   стали   прикладывать   к
разным   участкам   тела   собаки,   близким   к   костям,   у   собак   развился   срыв   нервной
деятельности.   Теперь   даже   самый   слабый   ток   стал   вызывать   бурную   оборонительную
реакцию.   Вся   условно-рефлекторная   деятельность   собак   оказалась   нарушенной   на
длительное  время.  В  этом  случае  слишком  сильный  условно-рефлекторный   раздражитель
привел к развитию невроза.

Невроз   может   развиться   и   при   действии   сильных   раздражителей,   вызывающих

безусловно-рефлекторную реакцию. Примером этому может служить случай с наводнением,
происшедшим в сентябре 1924 г. в Ленинграде. Во время наводнения помещение, в котором
находились подопытные собаки академика И. П. Павлова и его сотрудников, было залито
водой. Собак приходилось с большим трудом вытаскивать из залитых водой клеток. Конечно,
это сверхсильное воздействие вызвало у собак значительное потрясение нервной системы, в
результате   чего   у   некоторых   из   них   развился   невроз,   который   отразился   на   условно-
рефлекторной   деятельности   собак.   Потребовались   недели,   чтобы   условно-рефлекторная
деятельность   собак   возвратилась   к   норме.   Но   и   тогда,   когда   условные   рефлексы
восстанавливались,   стоило   пустить   струю   воды   под   дверь   камеры,   в   которой   работали   с
собакой,   как   у   нее   вновь   нарушалась   условно-рефлекторная   деятельность.   Эти   примеры
показывают, что сверхсильные раздражители как условно-рефлекторные, так и безусловно-
рефлекторные   могут   привести   к   длительному   нарушению   условно-рефлекторной
деятельности у собак.

Сам факт возможности развития у собаки длительного невроза под влиянием сильного

раздражения   представляет   большой   интерес   для   работников   служебного   собаководства.
Служебная  собака  в  своей  практической  работе  всегда  имеет  возможность  подвергнуться
действию   сверхсильного   раздражителя,   в   результате   чего   у   нее   может   развиться   невроз,
который надо лечить соответствующими методами, о которых будет сказано ниже.

Перенапряжение тормозного процесса.   Второй причиной развития невроза у собак

является перенапряжение тормозного процесса. Перенапряжение тормозного процесса может
произойти   в   результате   продления   времени   диференцировочного   раздражителя   или   при
слишком   тонких   и   сложных   диференцировках.   Продление   времени   действия
диференцировочного раздражителя приводит к напряжению тормозного процесса, вызывает
длительный   его   срыв,   что   проявится   в   резком   хаотическом   возбуждении   собаки,   в

значительном   или   полном   нарушении   всех   диференцировок.   При   этом   могут   развиться
различные   ненормальности   в   поведении   собаки.   Так,   у   одной   из   собак   в   лаборатории
академика   И.   П.   Павлова   в   результате   перенапряжения   тормозного   процесса   развилась
своеобразная  «боязнь  глубины».  Собака  стала   бояться  подходить   к  лестничному   пролету.
Академик   И.   П.   Павлов   назвал   эту   ненормальность   фобией   (страхом.)   глубины.   Когда   у
собаки   восстановилось   торможение,   исчезла   и   «боязнь   глубины».   У   другой   собаки   в
результате срыва торможения развилась боязнь собак. Дальнейшими опытами была доказана
причина развития того или другого вида фобии. Оказалось, что если собака получила какую-
либо нервную травму, еще будучи щенком (например, сильно испугалась чего-нибудь), то в
дальнейшем ее боязнь этого раздражителя будет до какой-то степени изжита, не проявляясь в
поведении   собаки.   Но   как   только   наступит   срыв   тормозного   процесса,   всевозможные
нервные травмы, полученные собакой когда-то в далеком прошлом, начнут проявляться в
виде тех или других фобий. Например, если собака, еще будучи щенком, обожглась, то в
период   невроза,   вызванного   срывом   торможения,   у   нее   разовьется   боязнь   огня;   собака,
будучи щенком, ушибленная велосипедистом, проявит в период развития невроза панический
страх к велосипедам.

На   основании   сказанного   видно,   что   длительное   напряжение   тормозного   процесса

может привести к его срыву, к развитию невроза с проявлением различных ненормальностей
в   поведении   собаки.   При   дрессировке   служебной   собаки   такое   длительное   напряжение
торможения развивается у собаки при разных выдержках: длительная выдержка при посадке
и   укладке.   Поэтому   у   собак   со   слабым   торможением   при   этом   можно   ожидать   срыва
торможения   и   развития   невротического   состояния.   Поэтому   к   такому,   казалось   бы,
невинному   приему,   как   развитие   выдержки,   надо   относиться   с   осторожностью,   особенно
если у собаки замечены признаки слабости тормозного процесса.

Срыв   торможения   может   быть   получен   у   собаки   при   предъявлении   ей   задания,

связанного с трудной и тонкой диференцировкой. Так, например, в опытах, в которых собака
должна   была   диференцировать   круг   от   эллипса   с   полуосями,   относящимися   как   9:10,
развился   невроз.   Слишком   сильно   должно   было   быть   напряжение   тормозного   процесса,
чтобы   собака   не   давала   положительной   пищевой   реакции   на   эллипс,   по   своей   форме
чрезвычайно приближающийся к кругу. Эта диференцировка оказалась слишком трудной для
собаки,   в   результате   чего   и   развился   невроз,   выразившийся   в   крайнем   повышении
возбудимости собаки.

Возможность развития невроза при трудных диференцировках имеет большое значение

для   розыскной   собаки.   Как   при   следовой   работе,   особенно   когда   собака   идет   по   следу
большой  давности,  так и при  выборках перед собакой ставят задачи с трудной  и тонкой
диференцировкой, а это, безусловно, может привести к срыву, к развитию невроза, который
надо лечить соответствующими методами. Безусловно, в ряде случаев, когда дрессировщик
жалуется   в   процессе   дрессировки   на   систематический   отказ   собаки   от   работы,   причина
лежит в срыве нервной деятельности трудными диференцировками, в развитии невроза.

Перенапряжение подвижности нервных процессов.   Перенапряжение подвижности

нервных   процессов   происходит   при   быстрой,   непосредственной   смене   тормозного
раздражителя   положительным,   или   наоборот.   Такое   «столкновение»,   «сшибка»   процессов
возбуждения   и   торможения,   которое   при   этом   происходит,   может   привести   к   развитию
невроза.

В лаборатории академика И. П. Павлова невроз в результате «сшибки» был получен

впервые   на   собаке,   у   которой   тормозной   раздражитель   (12   прикосновений   к   коже   за   30
секунд)   непосредственно   сменяли   применением   положительного   раздражителя   (24
прикосновения   к   коже   за   30   секунд).   Такая   «сшибка»   положительного   раздражителя
отрицательным привела к длительному отклонению от нормы всей условно-рефлекторной
деятельности собаки с полным или почти полным отсутствием условных рефлексов (срыв в
сторону   торможения).   Ненормальная   условно-рефлекторная   деятельность   наблюдалась   у
этой собаки в общей сложности в точение 5 недель.

В   практической   работе   служебной   собаки,   конечно,   могут   также   встретиться   такие

положения,   при   которых   собаке   дают   команду   к   выполнению   определенного   действия,
которую   сразу   же   сменяют   командой,   затормаживающей   выполнение   этого   действия.
Например, после команды задержать преступника сразу дается команда «фу», запрещающая
выполнить  это  действие.  Такая   смена  возбуждения   нервной  системы  торможением   также
может привести к срыву, к развитию невроза. Это должен знать каждый дрессировщик и
опасаться применять непосредственно одну за другой команду, направленную на выполнение
и запрещение определенного действия.

Формы проявления неврозов.  Неврозы собак проявляются в двух основных формах:

1)   невроз   в   форме   возбуждения   и   2)   невроз   в   форме   торможения.   Невроз   в   форме
возбуждения проявляется в резком повышении возбудимости, диференцировки оказываются
сорванными,   собака   не   в   состоянии   затормаживать   свои   условные   рефлексы.   При   этом
условные   рефлексы   могут   быть   значительной   величины,   но   все   диференцировки,   как
правило,   бывают   нарушены.   Наблюдается   хаотическая   двигательная   возбудимость,   может
наблюдаться усиленное слюноотделение. Невроз в форме торможения проявляется в том, что
вся условно-рефлекторная деятельность полностью или почти полностью отсутствует, собака
— вялая, заторможенная.

В период развития неврозов в условно-рефлекторной деятельности собак наблюдаются

ненормальности   и   даже   полное   извращение   закона   силовых   отношений.   Собака   дает
одинаковые условно-рефлекторные ответы как на сильные, так и на слабые раздражители
(так   называемая   уравнительная   фаза)   или   условно-рефлекторные   ответы   на   слабые
раздражители   оказываются   сильнее,   чем   на   сильные   раздражители   (парадоксальная   фаза
невроза)   и,   наконец,   собака   может   не   давать   положительного   ответа   на   условно-
рефлекторный   раздражитель,   но   давать   его   на   диференцировочный   (тормозной)
раздражитель,   т. е.   на   тот   раздражитель,   который   никогда   не   подкрепляется
(ультрапарадоксалытая фаза).

По   своим   двигательным   реакциям   эти   ненормальности   могут   проявиться   в   так

называемом   негативизме   (от   латинского   слова   negativus   —   отрицательный),   который
проявляется в том, что когда во время условно-рефлекторной работы собаке пододвигают
кормушку с пищевой подкормкой, она отворачивается или даже отходит от нее, но когда
кормушку   отодвигают   от   собаки,   она   тянется   к   кормушке.   Негативизм   при   свободном
поведении собаки проявляется в том, что собака не подходит при подзыве ее, отбегает от
подходящего  к   ней   дрессировщика,   но   идет   за   ним,   как   только  он   начинает   отходить   от
собаки.

Во   время   невроза,   как   было   указано   выше,   в   поведении   собаки   могут   развиться

различные фобии (страхи) по отношению к разным раздражителям. Собака может бояться
глубины (лестничных пролетов); дрессируемая служебная собака будет отказываться лазить
по   лестнице,   ходить   по   буму.   Может   развиться   боязнь   собак,   людей,   автомобилей   и   т. п.
Наконец,   необходимо   указать,   что   трудные   задания,   приводящие   к   значительному
напряжению   раздражительного   и   тормозного   процессов   и   развитию   невроза,   могут
сопровождаться   проявлением   различных   кожных   заболеваний,   не   поддающихся   обычным
методам лечения. Эти кожные заболевания проявляются в виде экзем или симметричных
изъязвлений,   появляющихся   на   разных   участках   кожи   собаки.   Отмена   трудных   заданий
обычно приводит к исчезновению и кожных заболеваний.

Физиологические условия, способствующие развитию невроза у собаки.   Вначале

при   изучении   неврозов   в   лабораториях   академика   И.   П.   Павлова   считали,   что   собаки
безудержного   холерического   типа   нервной   системы   дают   невроз   в   сторону   возбуждения.
Слабый   тип   дает,   наоборот,   невроз   в   сторону   торможения.   Считали,   что   эти   два   типа   и
являются поставщиками неврозов. Однако в дальнейшем оказалось, что при помощи трудных
заданий может сорваться и дать яркую картину невроза и нервная система собаки сильного
уравновешенного типа.

Таким образом, у собак слабого типа и у холериков неврозы возникают чаще, а у собак

с сильной уравновешенной нервной системой они возникают трудней.

Значительно ослабляется работоспособность нервных клеток при старении собаки. У

старой   собаки   резко   падает   возбудимость   коры   головного   мозга,   трудно   вырабатываются
условные рефлексы. Однако при старении особенно сильно и в первую очередь страдает
тормозной процесс. На фоне старческого ослабления корковых клеток легко могут развиться
неврозы. Как указывалось выше, предел работоспособности нервных клеток при кастрации
ослабляется. У кастратов неврозы могут раззиться легче, чем у некастрированных собак. Это
лишний раз указывает на недопустимость кастрации служебных собак.

Условием,   способствующим   ненормальной   деятельности   корковых   клеток,   является

половое   возбуждение   кобелей.   Даже   у   собаки   сильного   типа   при   половом   возбуждении
наблюдались ненормальности в условно-рефлекторной деятельности, указывающие на такое
состояние нервной системы, при котором легко может развиться невроз. Это указывает на
необходимость   тщательной   изоляции   пустующих   сук   от   кобелей   в  процессе  дрессировки
собак.

Лечение неврозов.   Чтобы в короткий срок избавить собаку от развившегося у нее

невроза,   необходимо   ее   лечить.   Академиком   И.   П.   Павловым   были   разработаны   методы
лечения неврозов у собак.

Самым   простым   методом   лечения   невроза,   но   не   всегда   дающим   быстро   результат,

является полный отдых собаки от всякой условно-рефлекторной деятельности. Безусловно,
этот   метод   должен   быть   в   первую   очередь   применен   к   дрессируемой   собаке,   у   которой
обнаруживается   невроз.   Однако   для   излечения   невроза   требуется   иногда   довольно
длительный   период,   исчисляемый   неделями   или   даже   месяцами.   Более   эффективными
оказываются   методы   с   применением   лекарственных   веществ.   Чрезвычайно   хороший
результат оказывает при этом бром.

При   лечении   неврозов   бромом   очень   важно   правильно   подобрать   дозу   для   каждой

собаки  индивидуально. Это совершенно необходимо потому, что  2 г брома, применяемые
ежедневно, излечивают невроз у собаки сильного типа, но приводят к ухудшению невроза у
собаки слабого типа. Собакам слабого типа для лечения невроза следует ежедневно давать
0,1–0,05 г брома, собакам сильного типа можно давать в день по 2,0–3,0 г брома. Обычно
бывает   достаточно   давать   бром   в  течение   7–10   дней,   чтобы   излечить   не   очень   глубокий
невроз. Иногда улучшение делается заметным уже через 2–3 дня после начала применения
брома.

При глубоком, хроническом нарушении как процессов возбуждения, так и торможения

одного брома иногда недостаточно для излечения невроза. В этих случаях очень хорошее
лечебное действие оказывает применение брома вместе с кофеином. Кофеин дают в дозе
0,005–0,05 в день вместе с бромом. Бром в комбинации с кофеином действует одновременно
на процессы возбуждения и торможения, поэтому и достигается хорошее лечебное действие.
Методы   лечения   неврозов   были   разработаны   академиком   И.   П.   Павловым   на   собаках   в
условно-рефлекторной   камере,   однако   исследование,   проведенное   на   служебных   собаках
(Крушинский), показало возможность успешного применения этих методов и для лечения
неврозов, возникающих в процессе дрессировки.

Разработанный академиком И. П. Павловым метод лечения неврозов дает возможность

ветеринарным врачам бороться с невротическим состоянием у служебных собак.

Глава II. Теоретические основы дрессировки

А. П. Орлов

Содержание   и   задачи   теоретических   основ. 

  Дрессировкой   называется

последовательное   и   регулярное   воздействие   человека   на   собаку   в   целях   приучения   ее   к
выполнению определенных действий по различным сигналам дрессировщика.

Для   того   чтобы   успешно   и   правильно   дрессировать   собаку,   дрессировщик   должен

иметь   необходимые   теоретические   и   практические   знания.   Теоретические   знания
дрессировщик приобретает путем изучения теоретических основ, определяющих основные
принципы и общие положения дрессировки.

Эти   основные   принципы   дрессировки,   разрабатываемые   в   наших   советских

социалистических   условиях,   исходят   из   основного   положения   мичуринской   биологии   о
единстве   организма   и   условий   его   существования.   Это   означает,   что   каждый   организм
требует   определенных   условий   для   своего   существования   и   в   зависимости   от   условий
окружающей среды проявляет определенную деятельность. Так, собака при неблагоприятных
воздействиях на ее организм проявляет действия самозащиты; оборонительную реакцию в
активной   или   пассивной   форме.   Применительно   к   дрессировке   это   означает,   что
дрессировщик,   целенаправленно   воздействуя   на   собаку   определенными   внешними
условиями (раздражителями), вызывает у нее такие действия, которые обеспечивают успех
дрессировки.

В процессе дрессировки не только используются природные свойства собаки (хорошее

чутье, слух, наличие злобы, сила и выносливость), но и могут развиваться новые качества
под   воздействием   человека   на   организм   собаки   определенными   условиями   окружающей
среды.

Одним   из   таких   свойств,   развитым   у   собаки,   является   сильная   привязанность   к

человеку.

«Наши домашние собаки произошли от волков и шакалов и хотя они не приобрели

больше   хитрости   и   потеряли,   быть   может,   значительную   долю   осторожности   и
подозрительности,   зато   развились   в   отношении   некоторых   качеств,   например,
привязчивости» (Ч. Дарвин. Происхождение видов. Сельхозгиз, 1952  ). В результате этого
собака поддается дрессировке легче, чем многие дикие животные.

У   многих   пород   собак   человек   развил   сторожевые   рефлексы,   проявляющиеся   как

поведение самозащиты и защиты жилища человека и его самого.

Для того чтобы воздействовать на природные свойства собаки в желаемом направлении

и успешно дрессировать ее, необходимо хорошо знать законы взаимоотношения животного
организма с условиями окружающей среды.

Эти   законы   были   изучены   великим   русским   ученым   академиком   И.   П.   Павловым,

который разработал учение о высшей нервной деятельности животных.

«Рефлекторная теория» академика И. П. Павлова является физиологической основой

теории  дрессировки,  разрабатываемой  в  наших  советских  условиях.  Рефлекторная  теория
утверждает,   что   поведение   собаки   состоит   из   безусловных   и   условных   рефлексов.   Эта
теория, как и все учение академика И. П. Павлова о высшей нервной деятельности в целом,
дает единственно правильное, последовательно материалистическое обоснование методики и
техники дрессировки собак.

Согласно   рефлекторной   теории   академика   И.   П.   Павлова,   каждое   действие,

вырабатываемое у собаки в процессе дрессировки, воспитывается по принципу условного
рефлекса.   Сам   академик   И.   П.   Павлов   по   этому   вопросу   говорил   следующее:   «Факт
условного   рефлекса   есть   повседневнейший   и   распространеннейший   факт.   Это   есть,
очевидно, то, что мы знаем в себе и в животных под разными названиями: дрессировки,
дисциплины,   воспитания,   привычки.   Все   это   связи,   которые   образовались   в   течение
индивидуальной жизни, связи между определенными внешними агентами (раздражителями)
и определенной ответной деятельностью» (Академик И. П. Павлов. Лекции о работе больших
полушарий, изд. 2-е, ГИЗ, М.-Л., 1927 г
 ).

Следовательно,   дрессировка   является   воспитанием   у   собаки   стойких   условных

рефлексов на выполнение различных действий, необходимых для служебного использования
собаки.   Законы   высшей   нервной   деятельности,   изученные   академиком   И.   П.   Павловым,
имеют прямое значение и для дрессировки. Поэтому одной из основных задач теоретических

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  20  21  22  23   ..