Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  387  388  389   ..

 

 

Уровень требований при приеме 39 > Качество знаний студентов по результатам текущей и промежуточной аттестации 41 введение

Уровень требований при приеме 39 > Качество знаний студентов по результатам текущей и промежуточной аттестации 41 введение

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА.. 5

2. СТРУКТУРА ФИЛИАЛА И СИСТЕМА ЕГО УПРАВЛЕНИЯ.. 7

3. СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.. 11

4. СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И БАКАЛАВРОВ.. 21

5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.. 26

6. КАЧЕСТВО ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ.. 35

7. ВНУТРИВУЗОВСКАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 39

7.1. Уровень требований при приеме. 39

7.2. Качество знаний студентов по результатам текущей и промежуточной аттестации. 41

8. КАЧЕСТВО КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.. 50

9. КАЧЕСТВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО, ИНФОРМАЦИОННОГО И БИБЛИОТЕЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.. 53

10. КАЧЕСТВО НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 57

11. КАЧЕСТВО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 63

12. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 65

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ КОМИССИИ ПО САМООБСЛЕДОВАНИЮ... 70

Выводы комиссии по самообследованию. 70

Рекомендации комиссии по самообследованию. 70

ПРИЛОЖЕНИЕ.. 72


ВВЕДЕНИЕ

Идея создания Филиала обусловлена имеющимся научным потенциалом и особыми социально-экономическими условиями региона. Основополагающую роль при создании Филиала, сыграл тот факт, что в Апатитах расположен Кольский научный центр Российской академии наук, в состав которого входят 11 научно-исследовательских институтов. Сегодня профессорско-преподавательский состав Филиала - это люди, занимающиеся непосредственно наукой, что с уверенностью превращает его в яркую модель интеграции науки и образования. Кроме того, центральная часть Кольского полуострова представляет собой промышленно развитый регион, где расположены основные горнорудные и перерабатывающие предприятия Мурманской области. Сосредоточение богатых месторождений цветных и драгоценных металлов, апатит-нефелиновых руд, редкометального сырья и т.п., а также прогнозируемая активизация деятельности на шельфе Баренцева моря по добыче углеводородного сырья превращают Мурманский регион в зону повышенной инвестиционной активности, что также требует подготовки высококвалифицированных кадров различной направленности.

Филиал в г. Апатиты – обособленное структурное подразделение Университета с полным циклом обучения. Филиал имеет право на ведение образовательной деятельности по девяти основным образовательным программам (специалитет и бакалавриат), а также программам профессиональной переподготовки.

Специалитет:

080105 - Финансы и кредит

080109 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит

080504 - Государственное и муниципальное управление

080507 - Менеджмент организации

080502 - Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

080801 - Прикладная информатика (в экономике).

Бакалавриат:

080100 – Экономика

080200 - Менеджмент

080800 - Прикладная математика

081100 - Государственное и муниципальное управление

Дополнительное профессиональное образование:

- Подготовка к поступлению в вуз

- Повышение квалификации по профилю основных профессиональных образовательных программ

- Профессиональная переподготовка по профилю основных профессиональных образовательных программ.

Сегодня в Филиале на местах, финансируемых за счет средств федерального бюджета, обучается 38студентов (на 01.11.2011г).

Филиал представлен достаточно развитой материально-технической базой: собственный учебный корпус располагает просторными аудиториями, компьютерным классом, лингафонным кабинетом, библиотекой и читальным залом с общим библиотечным фондом более 28 тыс. экземпляров, кабинетом электронных ресурсов; в этом же корпусе расположена студенческая столовая, медицинский кабинет, тренажерный зал.

Как структурное подразделение Университета Филиал активно взаимодействует с головным вузом, что выражается в учебно-методическом обеспечении и регулярном участии профессорско-преподавательского состава Университета в учебном процессе Филиала, в работах государственных экзаменационных комиссий по приему государственных экзаменов и защиты дипломных работ (проектов), а также в нормативном регулировании деятельности Филиала.

На основании Приказа ФГБОУ ВПО СПбГИЭУ №1-513 от 06.10.2011 «Об организации подготовки университета к государственной аккредитации в 2012 году», Приказа ФГБОУ ВПО СПбГИЭУ №1-526 от 11.10.2011 «О подготовке отчетов о самообследовании основных образовательных программ», Приказа ГОУ ВПО СПбГИЭУ № 1-109 от 01.03.2011, Приказом директора Филиала № 1-7ап от 04.03.2011 г. создана комиссия по проведению процедуры самообследования и подготовке отчета о результатах самообследования за период с 2007 по 2011 гг. Председатель комиссии - директор Филиала, к.э.н., доцент Е.А. Вербиненко; зам. председателя комиссии – зам. директора Филиала по учебной и научной работе, к.э.н., доцент А.В. Шпак. Кроме того, в состав комиссии включены заведующие кафедрами и руководители структурных подразделений Филиала:

Ярчевская Е.С. – начальник отдела по развитию и качеству образования;

Мамонтова Т.М. – начальник учебного отдела;

Авдеева А.М.. – начальник студенческого отдела;

Манина Л.Д. – главный бухгалтер Филиала;

Клопова Г.А. – начальник ПФО.

В настоящем отчете представлены аналитические данные по самообследованию специальностей, подлежащих аттестационной экспертизе:

080105 - Финансы и кредит;

080109 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит;

080504 - Государственное и муниципальное управление;

080507 – Менеджмент организации;

080502/5 - Экономика и управление на предприятии (по отраслям);

080801 – Прикладная информатика (в экономике),

а также программ дополнительного профессионального образования.

Основной целью отчета явился анализ тенденций развития Филиала за последние пять лет и определение готовности Филиала к внешней аккредитационной экспертизе.


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛИАЛА

Краткая история создания Филиала. На основании приказа ректора Санкт-Петербургской государственной инженерно-экономической академии № 60 от 01.12.1994 г. в г. Апатиты был создан филиал Института производственного менеджмента СПбГИЭА. Спустя два года приказом Министерства общего и профессионального образования от 05.09.1997г. № 1839 и приказом ректора от 08.10.1997 г. № 39 был создан филиал Санкт-Петербургской инженерно-экономической академии (г. Апатиты). Приказом Министерства образования РФ от 25.10.2000 г. № 3058 Санкт-Петербургская государственная инженерно-экономическая академия переименована в «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет», а филиал академии, соответственно, в «Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Апатиты».

На основании Приказа Рособразования от 08.10.2009 г. № 1545 Филиал был переименован в «Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Апатиты».

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 25.05.2011 г. № 1785

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СПбГИЭУ» переименовано в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СПбГИЭУ», соответственно Филиал в г Апатиты, в филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «СПбГИЭУ».

К действовавшим и действующим в настоящее время правоустанавливающим документам относятся:

1. Свидетельства о государственной аккредитации вуза:

· Свидетельство о государственной аккредитации СПбГИЭУ от 22 июля 1997 года № 25-0055;

· Свидетельство о государственной аккредитации СПбГИЭУ от 25 октября 2000 года № 25-1151;

· Свидетельство о государственной аккредитации ГОУ ВПО «СПбГИЭУ» от 03 декабря 2002 года № 0742 срок действия свидетельства об аккредитации до 13.11.2007 г.

· Свидетельство о государственной аккредитации ГОУ ВПО «СПбГИЭУ» от 16 июля 2007 года Рег. № 0803, действительно по 16.07.2012 г.

2. Учредительным документом Филиала являлся Устав ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет», который был принят решением конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся Университета (протокол № 2 от 24.09.2002 г., утвержден Министерством образования РФ 18.11.2002).

Приказом Рособразования от 08.10.2009 г. № 1545 утвержден в новой редакции Устав ФГБОУ ВПО «СПбГИЭУ» (протокол № 1 от 25.01.2011 г.).

3. Перечень лицензий на ведение образовательной деятельности вуза в сфере профессионального образования с указанием реквизитов:

· Лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования СПбГИЭА от 06.03.94 № 1 6Г-345;

· Лицензия от 01.04.99 г. № 24Г-0383;

· Лицензия от 27.06.2001 г. № 24Г-1523;

· Лицензия от 17 июля 2002 г. № 24Г-1942.

· Лицензия от 22 июня 2007 г. Серия А № 268637 Рег. № 8999.

· Лицензия от 14 июля 2011 г. Серия ААА № 001823 Рег. № 1748

4. Наличие лицензий Филиала, их реквизиты :

С момента создания Филиала СПбГИЭУ в г. Апатиты его деятельность регламентировалась следующими лицензиями, подтверждающими его право на ведение образовательной деятельности:

· Лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования от 03.12.97 г. № 16Г-089;

· Лицензия на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования от 11.03.2001 г. № 24Г-1376;

· Лицензия от 03.03.2003 г. Серия А № 000424 Рег. № 0408;

· Лицензия от 26.02.2008 г. Серия А № 283567 Рег. № 9887.

· в настоящее время - Лицензия от 14 июля 2011 г. Серия ААА № 001823 Рег. № 1748

Сведения о выполнении лицензионных требований в части кадрового и учебно-методического обеспечения представлены в Приложении 1.

Выводы :

- Филиал обеспечен необходимой нормативно-правовой документацией. Наличие лицензии подтверждает право ведения образовательной деятельности по указанным основным и дополнительным профессиональным образовательным программ.

- Проверка наличия нормативной и организационно-распорядительной документации для реализации образовательной деятельности подтверждает соответствие нормативной документации Филиала действующему законодательству, нормативным положениям в системе образования и уставу Университета.


2. СТРУКТУРА ФИЛИАЛА И СИСТЕМА ЕГО УПРАВЛЕНИЯ

Общее руководство Филиалом осуществляет Ученый совет Филиала под председательством директора.

Процесс совершенствования структуры Филиала происходит постоянно. Данная деятельность осуществляется на принципах участия в решении важнейших вопросов профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов.

Организационная структура Филиала представлена на рис. 1, 2.

Разработаны и утверждены положения о структурных подразделениях и должностные инструкции всех категорий работников. Должностные инструкции чётко очерчивают круг деятельности и основные функции руководства Филиала и заведующих кафедрами. Организация делопроизводства в Филиале осуществляется на основе утвержденной номенклатуры дел Филиала (приказ № 1-1/1 от 15.01.2010 года), разработанной в соответствии с номенклатурой дел ГОУ ВПО СПбГИЭУ.

В здании Филиала создана общая локальная сеть. В целях безопасности и конфиденциальности все рабочие станции разведены на несколько подсетей с разграниченными правами доступа. Для удобства работы специалистов учебного, студенческого, планово-финансового отдела и библиотеки созданы несколько баз данных, ведущих полный учет данных по студентам филиала. Так же средствами программного продукта Библиотека 5.4 студенты и сотрудники Филиала могут со своих рабочих (учебных) мест просмотреть насыщенность вузовской библиотеки и самостоятельно подобрать необходимую литературу. Сотрудники библиотеки ведут электронный учет карточек выдаваемых на руки книг. Специалисты кафедр регулярно пополняют базу данных, содержащую учебно-методические комплексы дисциплин. Каждый сотрудник имеет полноценный доступ к сети Интернет. Экономические отделы связанны в выделенную группу подсети, постоянно работающие с общими базами 1С. Со всех рабочих мест имеется доступ к консультационно-правовой системе Консультант-Плюс, а так же к справочникам по строительному делу Техэксперт.


Служба эксплуатационно-технического и хоз. обеспечения

Учебный отдел

Бухгалтерия


Планово-финансовый отдел

Кафедры


Рис. 2.1. Организационная структура филиала ФГБОУ ВПО СПбГИЭУ в г. Апатиты



Рис. 2.2. Структура кафедр Филиала Ф ГБОУ ВПО СПбГИЭУ в г. Апатиты

Основные функции директора Филиала :

руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью; является председателем Учёного Совета Филиала; распоряжается финансовыми ресурсами Филиала; организует связь с административными органами, учебными заведениями, научными учреждениями и т. п.; определяет принципы деятельности Филиала и основные направления подготовки и переподготовки специалистов; утверждает структуру Филиала и функциональные обязанности структурных подразделений и должностных лиц; осуществляет подбор и расстановку кадров; осуществляет общее руководство деятельностью Филиала.

Основные функции заместителя директора по учебной и научной работе Филиала:

вырабатывает политику развития учебной деятельности; содействует расширению и повышению качества образовательных услуг; организует учебный процесс и контроль за выполнением учебных планов и программ; контролирует методическое обеспечение учебной деятельности; организует приём студентов в Филиал; осуществляет руководство учебным отделом, кафедрами, научной библиотекой, студенческим отделом; планирует и руководит научной деятельностью в филиале; организует работу научных и методических конференций.

Основные функции заведующего кафедрой:

организует проведение по всем формам обучения всех видов учебных занятий и форм контроля, предусмотренных учебными планами; участвует в корректировке учебных планов, индивидуальных планов работы преподавателей; организует подготовку учебно-методических пособий, учебных программ и других руководств по дисциплинам кафедры; проводит научно-исследовательскую работу совместно с преподавателями и студентами; подбирает научно-педагогические кадры кафедры; осуществляет общее руководство кафедрой филиала.

Определенную роль в системе управления Филиалом осуществляют студенты. Так, в Филиале функционирует орган студенческого самоуправления – Студенческий Совет. Председатель Студенческого Совета является приглашенным членом Ученого Совета филиала, где может выражать мнение студенческого сообщества по актуальным вопросам организации учебного процесса, социально-бытового обеспечения и досуга студенчества.

Выводы :

- Качество организации делопроизводства основано на утвержденной номенклатуре дел Филиала, составленной в соответствии с номенклатурой дел Университета.

- Структура Филиала соответствует его функциональным задачам.

- Управленческий процесс обеспечен информационными системами.


3. СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Перечень специальностей и направлений высшего профессионального образования, по которым Филиал осуществляет подготовку студентов, в основном ориентирован на потребности городов Мурманской области. При выборе специальностей учитывалось также и то, что в Кировско-Апатитском районе и близлежащих городах расположены средние профессиональные учебные заведения, в которых выпускники получают базовое образование, которое обеспечивает возможность подготовки специалистов с высшим образованием в сокращённые сроки.

Филиал за анализируемый период осуществлял прием абитуриентов на первый курс согласно лицензии по специальностям и направлениям,

Таблица 3.1

Специальности и направления, представленные в Филиале

№ п/п

Код

Наименование специальностей

Квалификация

1

080105.65

Финансы и кредит

экономист

2

080109.65

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

экономист

3

080502.65

Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

экономист-менеджер

4

080504.65

Государственное и муниципальное управление

менеджер

5

080507.65

Менеджмент организации

менеджер

6

080801.65

Прикладная информатика (в экономике)

информатик-экономист

Наименование направлений

7

080100.62

Экономика

Бакалавр экономики

8

080200.62

Менеджмент

Бакалавр менеджмента

9

081100.62

Государственное и муниципальное управление

Бакалавр менеджмента

На момент проведения процедуры самообследования (на 01.11.2011г) в Филиале обучается 468 студентов, в том числе 82 студента очной и 386 - заочной формы обучения. Большинство студентов, окончивших техникумы (колледжи), вузы, обучаются по сокращенной (ускоренной) программе заочной формы со сроками обучения 3 г. и 2 г.10 мес. (специалитет). По направлениям бакалавриата сокращенная программа обучения по заочной форме составляет 2года (на базе высшего образования) и 3года (на базе среднего специального образования). Данные по контингенту обучающихся приведены в таблице 2 и 3 Приложения.

В целом, характерны следующие тенденции: самыми привлекательными специальностями были и остаются «Государственное и муниципальное управление» и «Финансы и кредит». Доля студентов, обучающихся по этим специальностям, на сегодняшний день составляет 30,2% и 16,2% соответственно. Интерес к этим специальностям можно объяснить развитием в регионе финансовых учреждений и отсутствием квалифицированных кадров в органах местного самоуправления.

Вместе с тем, продолжают пользоваться популярностью среди поступающих на заочную форму обучения специальности: «Экономика и управление на предприятии (строительства)», первый набор на которую был осуществлен в 2008 г. и за анализируемый период количество поступивших на данную специальность увеличилось на 60 %; и «Экономика и управление на предприятии (туризма и гостиничного хозяйства)», что свидетельствует о положительных перспективах развития туристического бизнеса в регионе.

В 2011 – 2012 учебном году впервые был осуществлен прием студентов на очную и заочную формы обучения по направлениям бакалавриата 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент» и 081100 «Государственное и муниципальное управление».

Изменение структуры контингента обучающихся в разрезе форм обучения (очная бюджетная и коммерческая, а также заочная коммерческая) за последние годы отражено на рис 3.1.

Рис. 3.1. Структура контингента обучающихся в разрезе форм обучения

За последние четыре года в структуре контингента обучающихся в ВУЗе произошли изменения.

Доля студентов заочной формы обучения существенно увеличилась с 57,7% в 2007– 2008 уч. году до 82,3% в 2010 – 2011 уч. году (на 24,6%). Наряду с гражданами РФ в Филиале на заочной форме обучаются студенты из Узбекистана, Казахстана, Белоруссии, Украины. Их доля невелика и составляет 1,0 % от общей численности обучающихся.

Доля студентов очной формы, обучающихся на коммерческой основе, наоборот, имела тенденцию к снижению с 29,3% в 2007 – 2008 уч. году до 12,2% в 2010 – 2011 уч. году (на 17,1%).

Доля студентов очной формы, обучающихся на бюджетной основе, также имеет тенденцию к снижению с 13,1 % в 2007 – 2008 уч. году до 9,1% в 2010 – 2011 уч. году (на 4 %). Данные тенденции обусловлены несколькими факторами.

Во-первых, сложная демографическая ситуация в регионе, следствие чего является снижение общего числа выпускников одиннадцатых классов (именно эта категория абитуриентов формирует основное число поступающих на очную форму обучения.

Во-вторых, увеличением интереса к заочной форме обучения, которая позволяет наряду с получением образования заниматься карьерой и получать стабильный заработок. Кроме того, Филиал предлагает широкий спектр возможностей обучения по различным программам заочного обучения, среди которых возможность сокращенного срока обучения на базе среднего специального образования и получения в минимальные сроки второго высшего образования.

В-третьих, незначительным количеством мест, финансируемых из средств федерального бюджета, поступающим на очную форму обучения.

За отчетный период изменились качественные показатели контингента студентов заочной формы обучения. На рис. 3.2. показана динамика спроса на получение образования в сокращенные сроки: с 2007-2008 по 2010-2011 учебные годы доля обучающихся на базе среднего профессионального образования возросла с 30,3 % до 52,1 %.

Рис. 3.2. Качественный состав студентов заочной формы обучения

Динамика приема на очную и заочную формы обучения по всем специальностям представлена в таблице 3.2, по направлениям подготовки бакалавриата в таблице 3.3.

Таблица 3.2

Динамика приема по специальностям

№ п/п

Образовательные программы

Код направления (специальности)

Наименование образовательной программы

2007-2008

уч. г.

2008-2009

уч. г.

2009-2010

уч. г.

2010– 2011

уч. г.

очная

заочная

всего

очная

заочная

всего

очная

заочная

всего

очная

заочная

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

080105.65

Финансы и кредит

7

21

28

6

52

58

-

16

16

-

14

14

2

080109.65

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

6

17

23

6

35

41

--

15

15

-

11

11

3

080504.65

Государственное и муниципальное управление

8

58

66

8

58

66

7

75

82

8

70

78

4

080507.65

Менеджмент организации

4

19

23

6

14

20

--

10

10

-

7

7

5

080502/5.65

Экономика и управление на предприятии химической промышленности

3

3

6

--

16

16

--

3

3

-

6

6

6

080502/8.65

Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства

7

6

13

9

12

21

--

-

-

-

3

3

7

080502/6.65

Экономика и управление на предприятии строительства

--

34

34

--

24

24

-

26

26

8

080801.65

Прикладная информатика

(в экономике)

8

--

8

4

1

5

--

--

--

-

-

-

ИТОГО

43

124

167

39

222

261

7

143

150

8

137

145

Таблица 3.3

Динамика приема по направлениям подготовки бакалавров

№ п/п

Образовательные программы

Код направления

Наименование образовательной программы

2011-2012 уч. год (на 25.12.2011)

очная

заочная

всего

080200.62

Менеджмент Производственный менеджмент (строительство)

14

14

080200.62

Менеджмент Производственный менеджмент (туризм и гостеприимство)

7

3

10

081100.62

Государственное и муниципальное управление

38

38

080100.62

Экономика

(Бухгалтерский учет, анализ и аудит)

3

3

080100.62

Экономика (Финансы и кредит)

7

7

ИТОГО

7

65

72

Набор на 1 курс по направлениям подготовки бакалавриата в Филиале осуществляется с 2011 года, тогда же прекратился набор студентов на специальности (таблица 4 Приложения). За анализируемый период Филиалу ежегодно выделялись учебные места, финансируемые за счет средств федерального бюджета. Однако за анализируемый период их количество существенно снизилось и составило 38 человек (табл. 3.4), что существенно повлияло на количество поступающих на первый курс.

Таблица 3.4

Сведения по контингенту студентов, обучающихся за счёт средств, выделяемых из федерального бюджета (очная форма)

Учебный год

Количество студентов,

чел.

Численность студентов,

бюджет

Доля бюджетников,

%

2007-2008

337

104

30,9

2008-2009

272

101

37,1

2009-2010

204

79

38,7

2010-2011

129

55

42,6

2011-2012

82

38

46,3

Итого

1024

377

36,8

В таблице 3.5 представлена динамика численности студентов, обучающихся с полным возмещением затрат на обучение.

Таблица 3.5

Доля студентов, обучающихся по договорам с оплатой обучения

(очная форма)

Учебный год

Количество студентов,

чел.

Численность студентов, обучающихся на договорной основе

Доля от общей численности,

%

2007-2008

337

233

69,1

2008-2009

272

171

62,9

2009-2010

204

125

61,3

2010-2011

129

74

57,4

2011-2012

82

44

53,7

Итого

1024

647

63,2

В течение всего периода работы в Филиале обучаются студенты за счёт средств организаций, предприятий и граждан. В 2008-2009 учебном году отмечено наибольшее количество студентов, обучающихся на основе договоров, заключенных с юридическими лицами. Данные по изменению структуры заказчика образовательных услуг Филиала приведены в таблице 3.6.

Таблица 3.6

Динамика структуры заказчика образовательных услуг

Учебный год

Численность студентов

(на 25.12)

Физ. лица

Процент от общей численности

Юр.

лица

Процент от общей численности

2007-2008

796

692

86,9

3

0,4

2008-2009

778

677

87,0

11

1,4

2009-2010

697

618

99,1

6

0.9

2010-2011

610

555

99,0

6

1,0

2011-2012

468

425

90,8

5

1,1

Сведения по студентам, обучающимся в Филиале за счет средств юридических лиц на сегодняшний день, представлены в таблице 3.7.

Таблица 3.7

Студенты, обучающиеся за счет средств юридических лиц

(по состоянию на 25.12.2011г)

п/п

ФИО

студента

Юридическое лицо

№ договора

Дата заключения договора

Специальность

1.

Акульшин Евгений Александрович

ООО «АрктикСтрой»,

директор Акульшина И.Г.

9А059

28.08.2009

Экономика и управление на предприятии строительства

1.

Аникина Мирослава Михайловна

ООО «Водоканал-Сервис»

Ген.директор Кленов С.А.

11А084

24.10.2011

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

2.

Гудилова Екатерина Валерьевна

ООО «СеверСпецСтрой»

Директор Кудрявцев С.А.

10А144

28.09.2010

Экономика и управление на предприятии строительства

3.

Дементьева Елена Сергеевна

ООО «Крома»

Ген. Директор Киселяускас С.С.

10А151

01.10.2010

Финансы и кредит

4.

Упакова Екатерина Михайловна

ООО «Крома»

Ген. Директор Киселяускас С.С

10А152

01.10.2010

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

За анализируемый период (2007-2011 гг.), выпуск специалистов осуществлялся по очной и заочной формам обучения по шести специальностям и составил 983 человека, из которых 355 по очной форме обучения и 628 по заочной форме обучения (таблица 5 Приложения), при этом диплом с отличием получили 74 выпускника.

Соотношение приема студентов и выпуска специалистов за четыре года представлены в таблице 3.8.

Таблица 3.8

Динамика выпуска специалистов по специальностям (направлениям) подготовки (по приказам) по отношению к соответствующему приёму

Специальность

2007-2008

2008-2009

2009 - 2010

2010 - 2011

Приём

(2003,

2005гг.)

выпуск

Приём

(2004,

2006гг.)

выпуск

Приём

(2005,

2007гг.)

выпуск

Приём

(2006,

2008гг.)

выпуск

Финансы и кредит

55

47

53

43

57

40

42

51

Менеджмент организации

10

8

39

34

12

10

24

10

продолжение таблицы 3.8

Экономика и управление на предприятии химической промышленности

9

--

3

--

13

6

8

4

Государственное и муниципальное управление

91

68

87

51

99

78

72

74

Прикладная информатика

(в экономике)

47

25

25

10

27

17

12

3

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

50

36

37

28

47

34

18

11

Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства

13

5

28

9

22

12

20

13

Экономика и управление на предприятии строительства

-

-

-

-

-

-

46

32

Итого

275

189

272

175

277

197

242

198

Данные таблицы свидетельствуют о том, что за анализируемый период количество принятых превышает количество выпускников в среднем на 30%. Сокращение количества поступивших и выпускников составляет около 40 %, что обусловлено рядом объективных причин, среди которых основная – демографический кризис.

До 2009 года по специальности «Экономика и управление на предприятии химической промышленности» выпуск не осуществлялся в связи: с переходом студентов в процессе обучения на другие специальности, отчислением студентов по результатам обучения, небольшим приемом на специальность. На данный процесс оказали влияние следующие факторы: низкая востребованность дипломированных специалистов без опыта работы на рынке труда Мурманской области, небольшое количество работодателей, сложность курса изучаемых дисциплин. В дальнейшем необходимо расширить мероприятия по профориентационной работе с целью привлечения абитуриентов на данную специальность.

На рис. 3.3. представлена структура выпускников Филиала по всем формам обучения за последние четыре года в разрезе отдельных специальностей.

Рис 3.3. Структура выпускников по специальностям, %

За последние годы структура выпускников существенно дифференцировалась. Наметилась тенденция в сторону снижения численности выпускников по таким специальностям как «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Менеджмент организации», «Прикладная информатика в экономике». Снижение доли выпускников по этим специальностям обусловлено повышением интереса студентов в 2007-2008 гг. к производственно ориентированным специальностям, таким как «Экономика и управление на предприятии строительства», «Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства». В 2011 году были выпущены первые специалисты, поступившие на специальность «Экономика и управление на предприятии строительства». В тоже время можно отметить относительную стабильность выпуска студентов по специальностям «Государственное и муниципальное управление» (в среднем около 30%) и «Финансы и кредит» (в среднем около 20%).

Кроме того, в 2008–2009 учебном году было выпущено 34 студента по специальности «Менеджмент организации» (19%), что обусловлено достаточно большим набором на очную форму обучения по данной специальности в 2004–2005 учебном году.

Сведения о студентах, отчисленных за неуспеваемость, представлены в табл. 3.9.

Таблица 3.9

Доля студентов, отчисленных за неуспеваемость (на 25.12.2011)

Год

Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Численность

Кол-во отчислен-ных

Процент

Числен-ность

Кол-во

отчислен-ных

Процент

2007

337

27

8

459

3

0,6

2008

272

16

6

506

14

3

2009

204

7

3

493

8

2

2010

129

5

4

481

30

6

2011

82

5

6

382

42

11

В целом, за весь период функционирования Филиал не имел рекламаций по качеству подготовки специалистов.

Вывод:

- Динамика приема по Филиалу за исследуемый период характеризуется снижением показателей приема, что обусловлено обшей демографической ситуацией в регионе.


4. СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И БАКАЛАВРОВ

Учебный процесс в Филиале по программам подготовки специалистов осуществляется по рабочим учебным планам Филиала, утвержденным ректором университета и составленным в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов по основным образовательным программам и на основе рабочих учебных планов Университета.

В настоящее время по 6 аттестуемым специальностям Филиала действует 9 учебных планов очной формы обучения.

Рабочие учебные планы содержат все дисциплины, предусмотренные ГОС, и обеспечены рабочими учебными программами.

Общая продолжительность обучения по ОПП соответствует требованиям ГОС высшего профессионального образования по всем специальностям, реализуемым в Филиале, и составляет 5 лет (табл. 4.1).

Продолжительность теоретического курса обучения по всем видам специальностей соответствует требованиям ГОС ВПО и составляет:

- специальность 080502 - 156 недель (с учетом экзаменационных сессий - 183 недели);

- специальность 080504, 080507 - 153 недели (с учетом экзаменационных сессий -182 недели);

- специальность 080801 – 153 недели (с учетом экзаменационных сессий – 180недель);

- специальность 0080109 - 160 недель (с учетом экзаменационных сессий - 186 недель);

- специальность 080105 – 152 недели (с учетом экзаменационных сессий – 186недель).

Итоговая государственная аттестация, включающая подготовку и защиту дипломного проекта, а также сдачу государственного экзамена составляет:

- по специальностям 080502 - 14 недель;

- по специальностям 080504, 080507 и 080105 - 12 недель;

- по специальности 080801 - 16 недель;

- по специальности 080109 – 11 недель.

Продолжительность всех видов практик в зависимости от специальности колеблется от 12 недель (специальность 0801050), 16 недель (специальности 080502, 080504, 080507, 080109) до 18недель (специальность 080801). Продолжительность каникул в соответствии РУП варьирует от 46 до 50 недель, что не противоречит требованиям ГОС. В целом РУП по всем видам специальностей соответствуют требованиям ГОС. Продолжительность недельной аудиторной нагрузки соответствует требованиям ГОС и колеблется от 24,5 до 26,6 часов. Внеаудиторная нагрузка соответствует требованиям ГОС.

Рабочие учебные планы включают все циклы дисциплин, предусмотренные ГОС. Объем часов по циклам дисциплин соответствует требованиям ГОС.


Таблица 4.1

Реализация рабочих учебных планов по специальностям

Код и название

специальности

Форма обучения

Срок обучения

Год утв. раб. плана

Курс

Квалифика-ция выпускников

1

2

3

4

5

6

080502.65

Экономика и управление

на предприятии

(по отраслям):

080502/8

туризм и гостиничное хозяйство

о/о

5 лет

2005

4

экономист-менеджер

з/о

5 лет

2005

3,4,5

3 года

2005

-

080502/5

химическая

промышленность

о/о

5 лет

2007

-

экономист-менеджер

з/о

5 лет

2007

3,4,5

3 года

2007

2

2 г.10 мес.

2007

2

080502/6

строительство

о/о

5 лет

2008

-

экономист-менеджер

з/о

5 лет

2008

2,3

3 года

2008

2,3

2 г.10 мес.

2008

3

080507.65

Менеджмент организации

о/о

5 лет

2005

5

менеджер

з/о

5 лет

2005

2,5

3 года

2005

2 г.10 мес.

2005

080109.65

Бухгалтерский учет,

анализ и аудит

о/о

5 лет

2005

-

экономист

з/о

5 лет

2005

2,3,4,5

3 года

2005

3

2 г.10 мес.

2005

3

080105.65

Финансы и кредит

о/о

5 лет

2005

4,5

экономист

з/о

5 лет

2005

2,3,4,5

3 года

2005

2,3

2 г.10 мес.

2005

2,3

080504.65

Государственное и муниципальное управление

о/о

5 лет

2005

2,3

менеджер

з/о

5 лет

2005

2,3,4,5

3 года

2005

2,3

2 г.10 мес.

2005

2,3

080801.65

Прикладная информатика (в экономике)

о/о

5 лет

2005

-

информатик-экономист

5 лет

2007

-

з/о

5 лет

2005

-

Все дисциплины, предусмотренные требованиями ГОС, отражены в рабочих учебных планах. Их распределение по циклам соответствует требованиям ГОС.

Объем времени, предусмотренный ГОС на национально-региональный компонент, полностью реализуется рабочими учебными планами.

В 2011 – 2012 учебном году был осуществлен прием студентов по программам бакалавриата по направлениям 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент» и 081100 «Государственное и муниципальное направление».

Учебный процесс по направлениям бакалавриата в Филиале осуществляется по рабочим учебным планам Университета, утвержденным ректором университета. В настоящее время реализуется один учебный план очной формы обучения.

Общая продолжительность обучения по ОПП соответствует требованиям ФГОС высшего профессионального образования и по всем направлениям подготовки бакалавриата, реализуемым в Филиале, составляет 4 года (табл. 4.2).

Продолжительность теоретического курса обучения по всем направлениям соответствует требованиям ФГОС ВПО и составляет:

- направление 080100 «Экономика», профиль «Финансы и кредит» - 126 недель (с учетом экзаменационных сессий – 157 недель);

- направление 080100 «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» - 126 недель (с учетом экзаменационных сессий – 157 недель);

- направление 080110 «Государственное и муниципальное управление»- 126 недель (с учетом экзаменационных сессий – 157 недель);

- направление 080200 «Менеджмент», профиль «Производственный менеджмент (строительство)» - 126 недель (с учетом экзаменационных сессий – 157 недель);

- направление 080200 «Менеджмент», профиль «Производственный менеджмент (туризм и гостеприимство)» - 126 недель (с учетом экзаменационных сессий – 157 недель);

- направление 080200 «Менеджмент», профиль «Производственный менеджмент (химическая промышленность)» - 126 недель (с учетом экзаменационных сессий – 157 недель);

- направление 080200 «Менеджмент», профиль «Производственный менеджмент (нефтяная и газовая промышленность)» - 126 недель (с учетом экзаменационных сессий – 157 недель);

Итоговая государственная аттестация, включающая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, а также сдачу междисциплинарного экзамена по направлению подготовки составляет:

- по направлению 080100 «Экономика»- 8 недель;

- по направлению 080110 «Государственное и муниципальное управление» - 4 недели;

- по направлению 080200 «Менеджмент» - 8 недель;

Продолжительность всех видов практик, с учетом научно-исследовательской работы в зависимости от направления колеблется от 8 недель (Направление 080100; 080200) до 12 недель (направление 080110 «Государственное и муниципальное управление). Продолжительность каникул в соответствии РУП составляет 27 недель, что не противоречит требованиям ФГОС. В целом РУП по всем направлениям соответствуют требованиям ФГОС. Продолжительность недельной аудиторной нагрузки соответствует требованиям ФГОС и не превышает 27 часов. Внеаудиторная нагрузка соответствует требованиям ФГОС.

Рабочие учебные планы включают все циклы дисциплин, предусмотренные ФГОС. Объем часов по циклам дисциплин соответствует требованиям ФГОС.

Таблица 4.2

Реализация рабочих учебных планов по направлениям подготовки бакалавриата

Код и название

направления

Форма обучения

Срок обучения

Год утв. раб. плана

Курс

Квалифика-ция выпускников

1

2

3

4

5

6

080200.62

«Менеджмент»

080200.62

«Менеджмент»

(туризм и гостеприимство)

о/о

4 года

2011

1

бакалавр

з/о

4,5 года

2011

1

3 года

2011

1

080200.62 «Менеджмент»

Производственный менеджмент

(химическая

промышленность)

о/о

4 года

2011

-

бакалавр

з/о

4,5 года

2011

-

3 года

2011

-

2 г.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  387  388  389   ..