Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  352  353  354   ..

 

 

Высшего профессионального образования

Высшего профессионального образования

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………

3

1.

Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности ………………………………………………………

6

2.

Система управления и структура института …………………….

11

3.

Структура подготовки специалистов ……………………………..

15

4.

Содержание подготовки выпускников ……………………………

18

5.

Качество организации учебного процесса ……………………….

21

6.

Качество учебно-методического, информационного и библиотечного обеспечения вуза…………………………………

29

7.

Контроль усвоения учебного материала и итоговая аттестация студентов……………………………………………………………

35

8.

Оформление документов об образовании…………………….......

43

9.

Востребованность выпускников, их профессиональное продвижение……………………………………………..................

44

10.

Внутривузовская система контроля качества подготовки выпускников………….………………………………………….....

47

11.

Воспитательная работа …………………………………………….

53

12.

Качество кадрового обеспечения вуза …………………………..

57

13.

Научно-исследовательская деятельность ………………………..

60

14.

Материально-техническая база образовательного процесса ……

69

15.

Общие выводы ……………………………………………………..

71

Образовательная программа

Фамилия,

Ученая степень,

код

наименование

1.

080105

Финансы и кредит

Герасин Александр Николаевич

Доктор экономических наук, профессор

2.

080109

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

Суйц Виктор Паулевич

Доктор экономических наук, профессор

3.

080301

Коммерция (торговое дело)

Данилов Анатолий Иванович

Доктор экономических наук, профессор

4.

080502

Экономика и управление на предприятии (в природопользовании)

Ястребинский Михаил Александрович

Доктор экономических наук, профессор

5..

080504

Государственное и муниципальное управление

Кузьмичёв Александр Георгиевич

Кандидат исторических наук, доцент

6.

080507

Менеджмент организации

Давыдов Борис Николаевич

Доктор экономических наук, профессор

13. Научно-исследовательская деятельность

Научно-исследовательская и научно-методическая деятельность института осуществляется в соответствии с требованиями Федеральных законов «О науке и государственной научно-технической политике» (в редакции от 27.02.2009 г.), «Об образовании» (в редакции от 10.11.2009 г.), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в редакции от 10.11.2009 г.), Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2008 № 71, а также Уставом института, «Положением об организации научных исследований в Московском институте управления» и «Положением о студенческом научном обществе».

В работе института эффективно сочетаются образовательная и научно-исследовательская деятельность, создание и развитие научных школ, подготовка выпускников не только к профессиональной, но и научно-исследовательской работе. Ведущими преподавателями Московского института управления проведена большая работа по актуализации научных направлений, разрабатываемых на кафедрах. Большинство разрабатываемых научных направлений соответствуют приоритетным направлениям исследований в области науки и образования, обозначенным в документах Правительства Российской Федерации, министерств и федеральных агентств.

В институте на каждый учебный год разрабатывается тематический план выполнения НИР, куда включаются все работы по соответствующим научным и учебно-методическим направлениям. К наиболее важным из них относятся:

1. Совершенствование форм и методов экономического и управленческого образования студентов всех форм обучения, в том числе путем разработки и внедрения современных информационных технологий обучения и подготовки специалистов без отрыва от производства:

- развитие учебно-методической и материальной базы обучения;

- совершенствование форм и методов обучения студентов:

- разработка учебников и учебно-методических пособий.

2. Исследование актуальных проблем финансово-экономических и управленческих наук:

- финансы государства, регионов и муниципальных образований;
- проблемы развития бюджетной системы;

- управление финансами организаций;

- кредит и денежное обращение;

- рынок ценных бумаг и капиталов;

- бухгалтерский учет, анализ хозяйственной деятельности и аудит;

- маркетинг и менеджмент;

- финансовый менеджмент;

- коммерческое ценообразование;

- роль малого предпринимательства в развитии экономики России;

- автоматизированная обработка экономической и управленческой информации;

- управление коммерческой деятельностью;

-антикризисное управление на предприятии природопользования;

- муниципальное и административное управление;

- вопросы истории России, экономической истории и экономических учений, истории государственного управления.

В научно-исследовательской работе института систематически участвуют профессорско-преподавательский состав кафедр. В научных работах по хозяйственным договорам разного уровня в составе временных творческих коллективов ежегодно участвуют около 20% преподавателей института. К проведению научных работ привлекаются также и студенты института.

Источниками финансирования проводимых НИР являются собственные средства и хоздоговорные. Сотрудники института принимают участие в научных исследованиях и других организаций.

Основное направление научно-исследовательской деятельности института – 080005 – Экономика и управление народным хозяйством по отраслям и сферам деятельности.

Для реализации этого направления в институте проведена работа по систематизации научно-исследовательской деятельности кафедр. В настоящее время весь профессорско-преподавательский состав института проводит научную работу в области утверждённых ученым советом научных направлений под руководством ведущих учёных: докторов наук, профессоров, кандидатов наук, доцентов.

Институт постоянно формирует темы выпускных квалификационных работ и темы курсовых работ в соответствии с научными направлениями, разрабатываемыми на кафедрах. Такой подход позволяет:

- активнее включать в научно-исследовательскую работу студентов, начиная с младших курсов;

- обеспечивать актуальность и соответствие приоритетным направлениям исследований в области науки тем выпускных квалификационных работ;

- повышать результативность проводимых исследований.

На заседаниях ученого совета рассматривались положения о научно-исследовательской работе, студенческом научном обществе, подготовке научно-педагогических и научных кадров в аспирантуре и другие нормативные акты, регламентирующие организацию, проведение и контроль работы в этих направлениях. Важнейшим из них является план научно-исследовательской и издательской деятельности, формируемый по заявкам кафедр. Все последующие его коррективы, а также отчеты о ходе выполнения, как правило, рассматриваются и обсуждаются на заседаниях ученого совета по ходатайству заведующих кафедрами и разработчиков конкретных тем.

Анализ содержания этих планов, результаты их выполнения свидетельствуют, что тематика научных направлений, в русле которых ведутся исследования, носит прикладной характер, соответствует профилю и направлениям подготовки специалистов в институте, отражает особенности преподаваемых дисциплин. Вместе с тем, кафедры решают круг вопросов, связанных непосредственно с процессом обучения и воспитания студентов и аспирантов, практической подготовкой специалистов, научной организацией этого процесса и труда профессорско-преподавательского состава.

За отчетный период в институте отмечена положительная динамика развития научно-исследовательской деятельности. В течение 2006-2010 годов в основном выполнялись научно-исследовательские работы двух видов: прикладные и разработки. Кроме того, были хоздоговорные исследования. Общее финансирование научно-исследовательских работ составило более 7,5 млн. руб.

Наиболее значимыми научно-исследовательскими работами представляются:

1. Формирование многоуровневых интегрированных корпоративных

структур в негосударственном высшем профессиональном образовании (шифр «Структура», 2007 г.).

2. Совершенствование организационных структур управления негосударственных вузов и формирование интегрированной структуры холдингового типа (шифр «Холдинг», 2007 г.).

3. Разработка системы бюджетов образовательного холдинга как инструмента оперативного контроллинга (шифр «Бюджет», 2007 г.).

4. Аналитический обзор методов и подходов к созданию систем менеджмента качества в вузах (шифр «Качество», 2008 г.).

5. Мониторинг качества образования: подходы к решению (шифр «Ка-чество-2», 2008 г.).

6. Инструментальные средства и технологии для электронного обучения: разработка инструментальных и программных средств обеспечения индиви-дуального процесса самостоятельной работы студента с ЭУМК (шифр «ДОТ-1», 2008 г.).

7. Организация учебного процесса с использованием элементов инфор-мационных технологий в интересах различных форм обучения студентов. (шифр «ДОТ-2», с приложениями «Методические указания по организации образовательного процесса и использования компьютерных технологий» и «Nova-test: Система аттестации», 2009 г.).

8. Разработка и внедрение модульно-рейтинговой системы обучения и оценки успеваемости студентов на основе информационно-коммуникационных технологий (шифр «ДОТ-4», 2009 г.).

9. Разработка инновационных технологий и методов обучения, осно-ванных на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании (шифр «Инновация- 1», 2010 г.).

10. Разработка материалов для повышения культуры речи и формирования лексических навыков речевой деятельности студентов, обучающихся по специальности «Коммерция (торговое дело)» (2010 г.).

11. Электронный учебно-методический комплекс «Экономика России» (2010 г.).

В период 2006-2010 годов подготовлены и изданы 10 монографий и 38 учебных, учебно-методических пособий, в их числе:

- монографии:

Симичев А.М. «Формирование и эффективное функционирование инвестиций в сельском хозяйстве»;

Зорин А.Л. «Анализ концептуальных поведенческих моделей производственно-хозяйственной организации»;

Симичев А.М. «Экономическая оценка формирования и эффективного использования инвестиций в АПК региона»;

Гирник В.А. «Проблемы учёта и налогообложения обособленных подразделений коммерческой организации»;

Трофимова И.М. «Динамика творческих способностей молодых руководителей в условиях интерактивных методов обучения»;

Ковшова М.В. «Внутренний финансовый контроль в коммерческом банке: методы анализа»;

Барчан Н.Н. (в соавторстве) «Технологии управленческой деятельности»;

Барчан Н.Н. (в соавторстве) Организация управленческой деятельности в органах управления МЧС России»;

Колпакова И.А. «Политика цен на энергосырьевые ресурсы в современной России»;

Ковшова М.В. «Кредитная политика коммерческого банка в условиях кризиса».

- учебники, учебные и учебно-методические пособия:

Гирник В.А. «Теория бухгалтерского учёта» - пособие;

Кузьмин М.А. «Организационно-правовые основы предупреждения преступлений» - учебно-методическое пособие;

Кузнецов О.А. «Логистика: логистическое управление в туризме» - пособие;

Гирник В.А. «Международные стандарты учёта и финансовой отчётности» - пособие;

Трофимова И.М. «Тренинговые и контрольные задания по конфликтологии» - учебно-методическое пособие;

Барчан Н.Н. (в соавторстве) «Государственная служба. Основы организации управленческой деятельности» - пособие;

Ковшова М.В. «Долгосрочная финансовая политика» - пособие;

Мачабели М.Ш. (в соавторстве) «Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания» - учебник;

Дубчак В.С. «Математика. Методическое пособие для выполнения контрольных заданий студентами заочной формы обучения» - учебно-методическое пособие;

Мачабели М.Ш. «Методические рекомендации по изучению дисциплины "Экономика предприятия"» - учебно-методическое пособие;

Шахурин В.Г. (в соавторстве) «Основы рекламы» - учебник и др.

С 2010г. преподавателями института начата разработка электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), которые используются для организации учебного процесса со студентами всех форм обучения.

Анализ тематики издаваемой литературы свидетельствует, что она отвечает целям и задачам учебного процесса, отражает содержание учебных программ, а также является актуальной научной проблематикой в вышеуказанных областях знаний.

В течение указанного времени преподаватели института руководили выполнением диссертационных работ аспирантов и соискателей своего и других вузов, проводили экспертную работу: готовили отзывы на автоы кандидатских и докторских диссертаций, рецензии на учебники, учебные пособия, монографии, статьи в реферируемые журналы, а также выступали на конференциях, научных конгрессах и иных научных мероприятиях.

В институте системно организован процесс внедрения результатов научно-исследовательской работы в образовательную деятельность. Из ведущих преподавателей института создана экспертная комиссия, которая рассматривает результаты научных исследований, выявляя наиболее значимые из них, и даёт рекомендации по их внедрению в образовательную практику.

В институте большое значение придается научно-исследовательской работе студентов (НИРС), которая организуется с целью выявления и развития их творческих способностей, воспитания умения самостоятельно углублять знания, овладевать методами научного исследования и применять эти методы в практической работе.

Координацию этого направления осуществляет проректор по научной работе. Разработана и утверждена нормативно-методическая документация, регламентирующая НИРС, в том числе положение о студенческом научном обществе, положение о конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу студентов Московского института управления. В институте функционирует студенческое научное общество (СНО), которое с 2009 г. входит в состав Московского городского координационного совета студенческих научных обществ. Основными формами НИРС являются: написание студентами научных работ; проведение научно-практических студенческих конференций; участие в научных кружках, созданных при кафедрах, конференциях и предметных олимпиадах как внутривузовских, так и региональных и др. Кроме того, студенты широко привлекаются к сбору эмпирических материалов, осуществляют библиографическое обеспечение проводимых на кафедрах исследований.

Научно-исследовательская работа студентов в институте организована с участием профессорско-педагогических коллективов кафедр. Эта работа проводится по следующим направлениям:

-организация участия студентов в ежегодном «Открытом конкурсе Министерства образования и науки на лучшую научную работу студентов»;

- организация кафедральных и институтского конкурсов на лучшую научную студенческую работу;

- организация участия студентов в ежегодной научно-практической конференции студентов института;

- проведение кафедральных и межкафедральных студенческих семинаров и т.д.;

- публикации статей в различных сборниках, журналах и т.д.

- участие в научно-технических мероприятиях вне института (Олимпиады, конкурсы, конференции, семинары и т.д.).

План НИРС является составной частью планов научно-исследовательской работы института и кафедр, отчеты о ходе его выполнения регулярно заслушиваются на заседаниях ученого совета.

За отчётный период проведено 7 внутривузовских конкурсов на лучшую студенческую работу. Ежегодно более 30 % студентов, обучающихся по очной форме, участвуют в научной работе. Количество публикаций в сборниках студенческих научных работ за 2006-2010 годы составило 77 статей.

В институте с 2006 года функционирует аспирантура. Подготовка в аспирантуре осуществляется по научной специальности 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)

Научное руководство подготовкой аспирантов осуществляют доктора наук, профессора и кандидаты наук, доценты.

В настоящее время численность аспирантов составляет 4 человека.

Ежегодно аспиранты участвуют в конкурсах, научно-практических межвузовских конференциях, привлекаются к преподавательской деятельности, руководству студенческим научным обществом. В 2009 году аспиранты института стали участниками Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов «Моя страна – моя Россия».

Подготовка кадров высшей квалификации не ограничивается рамками своего института: два штатных сотрудника института являются соискателем и аспирантом других высших учебных заведений; за прошедшие 5 лет 2 штатных сотрудников института защитили докторские диссертации в диссертационных советах других вузов. Работает над докторской диссертацией преподаватель института доцент Дубчак В.С.

Выводы и рекомендации:

1. Научно-исследовательская работа в институте в целом соответствует современным требованиям развития науки и образования и приоритетным направлениям проведения научных исследований.

2. Система планирования научно-исследовательской деятельности, ее координация и контроль отвечают внутривузовским нормативным актам, регламентирующим порядок ее организации и проведения в образовательном учреждении высшего профессионального образования.

3. Система материального стимулирования преподавателей за результаты научно-исследовательской и научно-методической работ требуют совершенствования.

14. Материально-техническая база образовательного процесса

Институт осуществляет образовательную деятельность на принципах хозяйственного расчета. Учредитель не участвует в финансировании учебной и других видов деятельности института. Вуз находится на полном самофинансировании. Получаемый доход полностью направляется на возмещение затрат по обеспечению образовательного процесса, на его развитие и совершенствование. Соблюдение баланса поступлений и расходов планируется сметами, утвержденными ректором на отчетный период (с помесячной разбивкой) в связи с круглогодичным поступлением студентов. В начале каждого года издается приказ ректора, регламентирующий учетную политику вуза на год.

С учетом спроса и предложений рынка образовательных услуг, данных маркетинговых исследований, ежегодно определяется себестоимость всех видов обучения и устанавливается стоимость образовательных услуг для студентов, исходя из принципа доступности образования. Стоимость образовательных услуг фиксируется для каждого студента на весь период обучения.

Для осуществления образовательной деятельности Московский институт управления располагает необходимыми учебными и вспомогательными помещениями, обеспечивающими качественную подготовку бакалавров и специалистов. Разрешения органов государственного противопожарного надзора и государственного санитарно-эпидемиологического надзора на все используемые площади имеются.

Материально-техническая и учебно-информационная базы института постоянно развиваются. В 2006 году в эксплуатацию был введен новый учебный корпус. В настоящее время образовательный процесс осуществляется в зданиях и помещениях общей площадью более 10 тыс. кв.м.

Таким образом, в институте созданы необходимые условия для организации образовательного процесса по всем заявленным уровням подготовки бакалавров и специалистов. Имеются предпосылки для дальнейшего развития материально-технической и учебно-информационной базы.

Количество лекционных аудиторий, классов для проведения семинарских и практических занятий – достаточное. Три компьютерных класса оснащены необходимым программным обеспечением общего и специального назначения: операционные системы и программные оболочки Windows XP, текстовые процессоры Word 2003, электронные таблицы Exсel 2003, система управления базами данных Access 2003, программы оптического распознавания символов СUNIFORM, сервисные программы (архиваторы, антивирусы, утилиты др.). Функционирует компьютерная локальная сеть.

Продолжается наращивание компьютерной базы института: установка более мощных персональных компьютеров, оснащение средствами Multimedia и т.д. Имеющаяся копировально-множительная аппаратура позволяет оперативно тиражировать учебно-методические, в том числе, электронные материалы и другую документацию.

Санитарные и гигиенические нормы институтом соблюдаются, уровень обеспечения охраны здоровья обучающихся и работников соответствуют установленным требованиям.

Выводы и рекомендации:

1. Материально-техническая база обеспечивает на должном уровне ведение учебного процесса.

2. Необходимо продолжать работу по дальнейшему совершенствованию учебно-материальной базы.

15. Общие выводы

1. Образовательная деятельность в институте ведется в соответствии с лицензионными нормативами и требованиями. В своей работе институт руководствуется действующим законодательством, требованиями Государственных образовательных стандартов, документами Министерства образования и науки Российской Федерации, собственным Уставом.

2. Система управления, имеющаяся нормативная и организационно-распо-рядительная документация в институте соответствуют действующему законодательству и Уставу.

3. Содержание основных образовательных программ высшего профессионального образования по направлению подготовки с присвоением квалификации по коду 62 и по специальностям с присвоением квалификации по коду 65, представленных к аккредитации, условия их реализации и качество подготовки выпускников в целом соответствуют требованиям Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Направления повышения квалификации специалистов определены по согласованию с заинтересованными организациями и отвечают требованиям современной науки и потребностям института.

4. Условия реализации образовательного процесса в институте оцениваются как достаточные и позволяющие реализовывать образовательные программы в общем объеме по заявленному уровню.

5. Квалификация профессорско-преподавательского состава института и его материально-техническая база позволяет готовить специалистов, отвечающих современным требованиям.

6. Существующая система разностороннего воспитания студентов (профессионального, мировоззренческого, гражданского правового, нравственного, эстетико-художественного и физического) способствует формированию активной гражданской позиции выпускников.

Анализ результатов самообследования позволяет отметить следующие недостатки:

· требует доработки комплекс учебно-методической документации по внедрению активных методов обучения;

· целесообразно усилить работу по изданию учебников;

· недостаточен опыт международного сотрудничества;

· необходимо больше уделять внимания фундаментальным исследованиям.

И.о. ректора В.В. Рязанцев

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  352  353  354   ..

 

Цикл

Дисциплина

Количество студентов,

Процент студентов, освоивших все ДЕ дисциплины

080105 Финансы и кредит

ГСЭ

Культурология

10

90

ГСЭ

Философия

10

100

ЕН

Информатика

10

70

ОПД

Маркетинг

11

90

ОПД

Менеджмент

12

83

080301 Коммерция (торговое дело)

ОПД

Маркетинг

11

45

ОПД

Экономическая теория

11

100

ОПД

Финансы, денежное обращение и кредит

11

81

ОПД

Экономика предприятия

11

72

080502 Экономика и управление на предприятии (по отраслям)

ЕН

Информатика

11

72

ОПД

Экономика предприятия

11

81

ОПД

Бухгалтерский учёт

11

90

080504 Государственное и муниципальное управление

ГСЭ

Культурология

12

83

ЕН

Концепции современного естествознания

12

100

ОПД

Экономическая теория

10

70

080507 Менеджмент организации

ГСЭ

Философия

11

90

ЕН

Концепции современного естествознания

12

91

ОПД

Финансы и кредит

11

81