Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  247  248  249   ..

 

 

Философия Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения Казань 2008 ббк 87 удк 101 Печатается по решению Совета кафедр гуманитарных наук Казанского государственного медицинского университета

Философия Учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения Казань 2008 ббк 87 удк 101 Печатается по решению Совета кафедр гуманитарных наук Казанского государственного медицинского университета

Федеральное агентство по здравоохранению

и социальному развитию РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего професиональногог образования

«Казанский государственный медицинский университет»

Кафедра истории, философии, социологии и политологии

Философия

Учебно-методическое пособие

для студентов очной и заочной форм обучения

Казань 2008


ББК 87

УДК 101

Печатается по решению Совета кафедр гуманитарных наук Казанского государственного медицинского университета.

Составители:

к.филос.н., доцент Нагуманова С.Ф., к.филос.н., старший преподаватель Леонтьева Т.И., к.филос.н., старший преподаватель Соловьянова М.Е.

Рецензент:

д. филос. н., профессор кафедры философии КГУ Щелкунов М.Д.

Философия: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения / С.Ф. Нагуманова, М.Е. Соловьянова, Т.И. Леонтьева - Казань: КГМУ, 2008. - 50 с.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Данное пособие содержит рабочую программу курса, планы семинарских занятий, вопросы для самоконтроля и задания по первоисточникам, список тем эссе, методические рекомендации по их написанию и вопросы к экзамену.

Программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения, изучающих философию в качестве общеобразовательной дисциплины.

ã Казанский государственный медицинский университет, 2008

Содержание

1. Цели и задачи дисциплины ………………………………………………. 4

2. Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………….…… 5

3. Учебно-тематический план ……………………………………….……… 5

4. Программа курса ……………………………………………………….…. 6

5. Планы семинарских занятий ……………………………………..….…… 13

6. Самостоятельная работа

Список тем эссе ………………………………………………………...…... 44

Методические рекомендации к написанию эссе ……………………..…... 45

Критерии оценки эссе ………………………………………………………. 46

7. Вопросы к экзамену …………………………………………………..….... 48


1. Цели и задачи дисциплины

1) Курс философии ставит своей целью сформировать следующие компетенции:

- категориальное видение мира, умение различать конкретно-научные, общефилософские и религиозные формы его освоения;

- приверженность канонам научной рациональности;

- творческое мышление, способность к генерации новых идей;

- системный взгляд на явления общественной жизни и цели собственной профессиональной деятельности;

- сценарное видение будущего;

- межкультурная компетентность и толерантность;

- индивидуально-ответственное поведение;

- культура моральной оценки, чувство справедливости;

- ориентация в мире ценностей;

- разносторонность интеллектуально-духовных интересов;

- способность к этической экспертизе новых технологий;

- экологическая ориентированность профессионального мышления.

2) Курс предполагает решение следующих задач:

- дать знание основ философии, ее общей структуры, основные этапы ее исторического развития, систем великих философов, представляющих различные традиции и школы;

- показать место философии в структуре знания, ее роль как общей методологии познания;

- раскрыть мировоззренческую функцию философии, показать, как плюрализм мировоззрений сочетается с идеями объективности истины и общезначимости нравственно-правовых норм в обществе;

- раскрыть ценностно-нормативную функцию философии, единство теоретической и практической философии, соотношение философских категорий и мировоззренческих смыслов человеческой деятельности;

- выработать умение, позволяющее отличить научное знание от вненаучного и антинаучного;

- раскрыть творческую природу мышления, неисчерпаемость познания, роль свободы суждений, дискуссий и научной критики в познавательном процессе;

- сформировать понимание места своей специальности в общей структуре научного знания и места своей профессии в жизни общества;

- раскрыть роль сознательной деятельности людей как специфической формы закономерного развития общества и роль индивидуально-ответственного поведения личности в этом процессе;

- показать вариантность исторического процесса;

- выработать способность аргументировано и толерантно излагать свое понимание жизненно-значимых философских проблем;

- воспитывать в духе патриотизма, демократических идеалов и ценностей.


2. Объем дисциплины и виды учебной работы

Факультет

Семестр

Аудит. часы

В том числе

Форма контроля

Лекции

Семи-нары

Самост. раб

Лечебный

3-4

112

58

54

36

Экзамен

Педиатрический

3-4

112

58

54

36

Экзамен

Мед.-проф.

3-4

112

58

54

36

Экзамен

Стоматологический

3-4

86

44

42

28

Экзамен

ФСР

2-3

72

36

36

-

Экзамен

МВСО

1-2

72

36

36

-

Экзамен

Фармацевтический

4-5

54

48

48

34

Экзамен

3. Учебно-тематический план

п/п

Тема занятия

Количество часов по факультетам

I

II

III

IV

Vo

V з

VIIIo

VIII з

I Хо

VI з

Раздел 1. Философия, ее предмет и значение

1.

Философия, ее предмет и значение

4/4*

4/4

4/4

2/2

4/4

2/2

4/4

2/2

4/4

1/1

Раздел 2. Онтология

1.

Концепции бытия в античной философии

4/4

4/4

4/4

2/2

2/2

1/-

2/2

1/-

2/2

1/1

2.

Концепции бытия в средневековой философии

1/1

1/1

1/1

2/2

2/1

-/1

1/1

1/-

1/1

-

3.

Концепции бытия в философии Нового времени

3/3

3/3

3/3

2/2

2/1

-/1

1/1

1/-

1/1

-

4.

Концепции бытия в философии XIX в.

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

-/1

1/1

-/1

1/1

-

5.

Современная материалистическая концепция бытия и ее принципы

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

1/-

1/1

1/1

1/1

-

6.

Жизнь и сознание

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

-/1

2/2

-

2/2

-

Раздел 3. Теория познания

1.

Проблема обоснования знания

2/2

2/2

2/2

2/1

2/2

2/-

1/1

1/-

1/1

1/1

2.

Скептицизм и агностицизм

2/2

2/2

2/2

2/1

2/2

-/1

1/1

-/1

1/1

-

3.

Знание и реальность

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

-/2

1/1

1/-

1/1

-

4.

Проблема истины

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

-/1

1/1

-/1

1/1

-

Раздел 4. Философия науки

1.

Структура научного познания и его формы

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

2/-

1/1

-

1/1

-

2.

Методология научного познания

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

-/2

1/1

-

1/1

-

3.

Рост научного знания

2/2

2/2

2/2

-

2/2

-/2

-

-

-

-

Раздел 5. Философская антропология

1.

Концепции человека в истории философии

2/2

2/2

2/2

2/2

-/2

2/-

1/1

1/-

1/1

1/1

2.

Биологическое и социальное в природе человека

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

-/1

1/1

-/1

1/1

-

3.

Психоанализ о природе человека

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

-/1

2/2

1/-

2/2

-

4.

Экзистенциальная концепция человека

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

-/1

2/2

-/1

2/2

-

5.

Категории человеческого существования

2/-

2/-

2/-

-

-/2

-/1

2/2

-

2/2

-

Раздел 6. Этика

1.

Понятие морали и основные этические теории

2/2

2/2

2/2

2/2

0/4

1/1

1/1

-

1/1

-/1

2.

Основные этические теории и проблема морального выбора

2/2

2/2

2/2

-

2/4

1/1

1/1

-

1/1

-

Раздел 7. Социальная философия

1.

Общество как предмет философского анализа

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

2/-

2/2

1/-

2/2

-/1

2.

Философия истории

4/2

4/2

4/2

2/2

2/2

1/2

1/1

1/-

1/1

-

3.

Глобальные проблемы современности

2/2

2/2

2/2

-

2/2

1/2

1/1

-

1/1

-

Раздел 8. Философия религии

1.

Философия религии

2/2

2/2

2/2

2/2

2/1

-/2

2/2

-

2/2

-

Раздел 9. Философия искусства

1.

Философия искусства

2/2

2/2

2/2

2/2

2/1

-/2

2/2

-

2/2

-

Всего часов:

58/

54

58/

54

58/

54

44/

42

48/

54

16/28

36/

36

12/

8

36/

36

4/

6

* лекция / семинар

4. Программа курса

Раздел 1. Философия, ее предмет и значение

Философия как теоретически обоснованное мировоззрение. Мировоззрение и личность. Соотношение философии с наукой и религией.

Философия как форма познания. Предмет философии. Изменение предмета философии в ходе истории. Философия и наука. Отрицание позитивизмом познавательного значения философии. Роль философии по отношению к науке.

Место и роль философии в культуре. Философия как обоснование высших целей и ценностей. Философия как рационализация и критика разнообразных форм человеческого опыта (политики, права, морали, религии, искусства, медицины и т.д.).

Структура философского знания. Традиционные разделы: онтология, гносеология, логика, антропология, этика, эстетика, социальная философия. Специальные разделы: философия языка, философия медицины, философия права, философия религии, философия культуры, философия науки (философия математики, философия физики, философия биологии и т.п.).

Возникновение философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития. Античная философия: классика (Сократ, Платон, Аристотель), эллинизм (эпикуреизм, стоицизм, скептицизм), неоплатонизм (Плотин). Средневековая философия: патристика (Августин), схоластика (Фома Аквинский, Уильям Оккам). Философия Возрождения. Философия Нового времени: рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц), эмпиризм (Гоббс, Локк, Беркли, Юм). Французское Просвещение. XIX век: немецкая классическая философия (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах), философия жизни (Шопенгауэр, Ницше), диалектический и исторический материализм (Маркс, Энгельс, Ленин), позитивизм (Конт, Спенсер, Мах), прагматизм (Пирс, Джеймс), экзистенциализм (Кьеркегор). ХХ век: аналитическая философия, прагматизм, экзистенциализм, постмодернизм. Русская религиозная философия (Соловьев, Бердяев).

Современные трактовки предмета и значения философии: традиционная спекулятивная философия, аналитическая философия, экзистенциальная философия, постмодернизм.

Раздел 2. Онтология

Тема 1. Концепции бытия в античной философии

Онтология как концепция бытия. Проблема предельного основания всего сущего и основные варианты ее решения. Материализм и идеализм. Монизм, дуализм, плюрализм.

Концепции бытия в истории философии. Поиск первоначала в ранней греческой философии. Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Пифагорейская школа. Гераклит. Элейская школа (Парменид и Зенон). Атомисты Левкипп и Демокрит.

Онтология Платона. Бытие и Становление. Идеи и вещи. Уровни реальности и знания. Аллегория пещеры. Онтология Аристотеля. Критика Платона. Учение о сущности. Учение о четырех причинах. Телеология Аристотеля.

Тема 2. Концепции бытия в средневековой философии

Бог как высшее бытие. Креационизм. Сущность и существование. Спор о природе универсалий. Реализм и номинализм.

Тема 3. Концепции бытия в философии Нового времени

Научная революция XVII в. Декарт – основатель философии Нового времени. Дуализм Декарта. Механистическое понимание природы. Проблема взаимосвязи души и тела. Механистический материализм Т.Гоббса.


Идеализм Лейбница. Критика Лейбницем механицизма с позиций идеализма. Учение о монадах. Предустановленная гармония. Пантеизм Спинозы. Дуализм Локка. Локк о первичных и вторичных качествах. Субъективный идеализм Беркли. Отрицание различия между первичными и вторичными качествами. Отрицание материи. Проблема солипсизма.

Тема 4. Концепции бытия в философии XIX в.

Немецкая классическая философия. Объективный идеализм Гегеля. Тождество бытия и мышления. Диалектика. Философская система.

Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Синтез диалектики и материализма. Критика метафизического способа мышления. Диалектика как теория развития. Законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.

Иррациональная философия. Учение А. Шопенгауэра о мировой воле. «Воля к власти» – основной принцип философии Ф. Ницше. Концепция творческой эволюции А. Бергсона.

Тема 5. Современная материалистическая

концепция бытия и ее принципы

Принцип материализма. Понятие материи. Уровни организации материи. Физикализм и эмерджентизм. Материя и движение. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.

Принцип детерминизма. Причина и следствие. Закон. Необходимость и случайность. Механистический детерминизм. Детерминизм и свобода. Фатализм. Индетерминизм. Возможность и действительность. Вероятность. Динамические и статистические закономерности. Спор о детерминизме в современной науке.

Принцип системности. Понятие целостности. Целое и часть. Механицизм и холизм. Понятие системы. Типы систем. Самоорганизующиеся системы. Синергетика как новое миропонимание.

Принцип развития. Понятие развития. Современная наука о глобальной эволюции как самоорганизации материи.

Тема 6. Жизнь и сознание

Сущность и происхождение жизни.

Проблема сознания и различные подходы к ее решению (дуализм, бихевиоризм, материализм, функционализм). Происхождение сознания. Сознание как высшая форма отражения. Понятие отражения. Развитие форм отражения в природе.

Раздел 3. Теория познания

Тема 1. Проблема обоснования знания

Знание и мнение. Проблема обоснования знания и фундаментализм. Рационализм (Платон, Декарт, Лейбниц) и эмпиризм (Бэкон, Локк) об источнике и методе достижения достоверного знания. Теория врожденных идей и ее критика Локком.

Тема 2. Скептицизм и агностицизм

Скептицизм (софисты Горгий и Протагор, Пиррон и его школа).

Эмпиризм и скептицизм Д.Юма. Юм о духовной субстанции и причинности.

Теория познания И. Канта. Синтез рационализма и эмпиризма. Априорные формы чувственности и рассудка и их роль в познании. Обоснование научного знания. Понятие вещи-в-себе. Агностицизм.

Отказ от фундаментализма в неклассической философии.

Тема 3. Знание и реальность

Понятие наивного реализма. Активная роль субъекта в процессе познания. Отражение и конструирование. Познание, творчество и практика.

Структура процесса познания. Чувственное познание и его формы. Соотношение субъективного и объективного в чувственном образе. Рациональное познание и его формы. Мышление, логика, язык и действительность. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Интуиция и ее роль в познании.

Тема 4. Проблема истины

Классическая концепция истины и ее проблемы. Когерентная теория истины. Логический критерий истины. Понятие истины с точки зрения прагматизма. Конвенциональная концепция истины. Марксистская концепция истины. Понятия абсолютной и относительной истины. Догматизм и релятивизм. Объективность истины. Конкретность истины. Практика как критерий истины.

Социально-историческая обусловленность познания.

Раздел 4. Философия науки

Тема 1. Структура научного познания и его формы

Специфика научного познания (объективность, системность, обоснованность, предметность). Эмпирический и теоретический уровни, их различие. Формы эмпирического знания: данные наблюдений, научные факты и эмпирические обобщения. Отличие эмпирического обобщения от теоретического закона. Научная теория и ее функции. Взаимосвязь эмпирии и теории.

Научное объяснение. Дедуктивно-номологическая (подводящая) модель научного объяснения. Объяснение и понимание.

Философские основания науки.

Тема 2. Методология научного познания

Понятие метода научного познания. Поиск универсального метода познания в истории философии (Бэкон, Декарт, Лейбниц).

Методы научного познания. Специальные, общенаучные и универсальные методы. Методы эмпирического уровня (наблюдение и эксперимент) и теоретического уровня (гипотетико-дедуктивный метод, формализация, аксиоматический метод). Общелогические приемы научного исследования (анализ и синтез, дедукция и индукция, абстрагирование и идеализация, аналогия, моделирование).

Научное, вненаучное и антинаучное знания. Критерии научности. Логический позитивизм о верифицируемости как критерии научности. К. Поппер о фальсифируемости как критерии научности.

Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

Тема 3. Рост научного знания

Интернализм и экстернализм в понимании роста научного знания. Концепция развития науки К. Поппера. Концепция развития науки Т. Куна. Понятие парадигмы, нормальной науки и научной революции. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

Научные революции и смена типов рациональности. Этика науки.

Раздел 5. Философская антропология

Тема 1. Концепции человека в истории философии

Понятие природы человека. Родовая сущность и индивидуальность. Особенности познания человека. Подходы «извне» и «изнутри».

Различные философские концепции человека в истории. Образ человека разумного в античной философии. Образ человека духовного в средневековой философии. Гуманизм эпохи Возрождения. Просветители XVIII в. о природе человека. Концепция человека К. Маркса.

Концепции человека в ХХ в.: натуралистическая, психоаналитическая, культурологическая и экзистенциальная. Разнообразие современных концепций человека. Проблема синтеза знаний о человеке.

Тема 2. Биологическое и социальное в природе человека

Человек как биологическое и социальное существо. Социологизаторский и биологизаторский подходы.

Наследственность и среда. Деятельностный подход о формировании высших психических функций человека. Социобиология о генетической обусловленности социального поведения человека.

Происхождение человека. Антропогенез. Естественный отбор и социокультурные факторы становления человека (труд, общение, язык, культура).

Тема 3. Психоанализ о природе человека

Бессознательное и его роль в жизни человека. Фрейд, Юнг и Адлер о структуре и динамике психики.

Теория З.Фрейда. Структура психики. Понятии либидо. Внутренний конфликт как главная проблема душевной жизни человека. Способы решения конфликта. Понятие сублимации.

Теория К.Г.Юнга. Коллективное бессознательное. Понятие индивидуации.

Теория А.Адлера. Понятие комплекса неполноценности. Принцип компенсации.

Тема 4. Экзистенциальная концепция человека

Отрицание универсальной человеческой природы. Человек как собственный проект. Личность и свобода. Подлинное и неподлинное бытие. Пограничная ситуация. Смысл жизни и ценности.

Тема 5. Категории человеческого существования

Проблема смысла жизни, смерти и бессмертия в философии. Счастье. Любовь. Творчество. Судьба.

Раздел 6. Этика

Тема 1. Понятие морали и основные этические теории

Понятия «этика», «мораль», «нравственность», их происхождение и смысл. Мораль как особая форма регуляции общественных отношений и поведения человека. Нравственное поведение и нравственное сознание.

Проблема обоснования нравственных ценностей в античной философии. Учение Сократа. Критика софистов. Взаимосвязь познания и добродетели. Этическая концепция Платона. Учение о добродетелях. Этическая теория Аристотеля. Учение Эпикура. Эвдемонизм. Счастье как безмятежность. Этика стоиков. Апатия как этический идеал.

Тема 2. Основные этические теории и проблема морального выбора

Этическая система И. Канта. Принцип автономии морали. Понятие категорического императива. Утилитаристская этика. Этические концепции И. Бентама и Дж.С. Милля. Общий и частный интерес. Позиция разумного эгоизма. Соотношение пользы и добродетели.

Моральный нигилизм Ф. Ницше. Отрицание моральных ценностей.

Ситуация морального выбора, ее характеристики. Критерии морального поведения и моральной оценки. Автономность и ответственность личности.

Раздел 7. Социальная философия

Тема 1. Общество как предмет философского анализа

Общество как социальный способ бытия человека. Природное и социальное, их отличия и взаимодействие. Основные философские подходы к пониманию общества. Религиозно-идеалистический подход (Платон, Гегель), натуралистические теории общества (Т. Гоббс, Дж. Локк, географический детерминизм Монтескье, биологический детерминизм Г. Спенсера), материалистический подход (К. Маркс).

Общество как целостная система. Материальное и духовное производство, их взаимосвязь и развитие. Понятие общественного сознания, его структура. Обыденное и теоретическое сознание. Идеология, общественная психология и массовое сознание. Политическое, правовое, нравственное, эстетическое и религиозное сознание.

Общество и личность. Общественные и личные интересы. Соотношение исторической необходимости и свободы личности в общественном развитии. Роль личности в истории. Свобода и ответственность.

Проблема общественного идеала. Понятие гражданского общества. Признаки гражданского общества. Права человека.

Тема 2. Философия истории

Проблема смысла и направленности истории. Особенности христианского понимания истории. Идея прогрессивного развития истории (Кондорсе, Гердер).

Теории исторического прогресса. Философия истории Гегеля. Особенности формационного подхода к истории. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса. Критика теорий исторического прогресса (К. Поппер).

Концепции локальных культур и цикличности развития (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби). Соотношение формационного и цивилизационного подхода к истории.

Тема 3. Глобальные проблемы современности

Мировая ситуация начала XXI столетия. Современное общество в перспективе развития техники и технологии. Концепция постиндустриального общества. Глобальные проблемы современности: экологические, энергетические, продовольственные, военные демографические, национальные, здоровье человека и человечества. Поиск возможных путей выхода из глобального кризиса. Роль науки в преодолении глобальных кризисов. Глобализация и взаимодействие цивилизаций.

Тенденции и перспективы развития современного общества. Философия о возможных путях будущего развития мирового сообщества.

Раздел 8. Философия религии

Религия как предмет философии (взаимоотношения европейской философии и христианского вероучения). Философские концепции Бога: политеизм, пантеизм, деизм, монотеизм. Атрибуты Бога в монотеизме. Доказательства бытия Бога: онтологическое, космологическое, телеологическое, антропологическое. Религиозный опыт. Кризис западной теологии и религиозной философии.

Раздел 9. Философия искусства

Предмет эстетики. Понятие художественного сознания. Разработка основных эстетических категорий: критика искусства Платоном и теория катарсиса Аристотеля. Противоборство сторонников иконоборчества и иконопочитания в Средние века. Ф. Аквинский о природе прекрасного. Источники рационализма и наукообразия художественных теорий Возрождения. Эстетика Просвещения о соотношении спонтанных и разумных начал в художественном творчестве. Самоценный статус искусства в эстетике романтиков. Неклассическая эстетика: Шопенгауэр, Ницше. Влияние картины мира XX века на становление нового типа художественного видения. Антитопичность постмодерна. Ирония, игровое начало, цитатность. Культ аутентичности в искусстве постмодерна.


5. Планы семинарских занятий

Раздел 1. Философия, ее предмет и значение

1. Мировоззрение и личность. Философия как теоретически обоснованное мировоззрение.

2. Соотношение философии с наукой и религией.

3. Философия как форма познания. Предмет философии. Философия и наука.

4. Структура философии. Основные этапы истории философии.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое философия? Каков ее предмет?

2. Что такое мировоззрение? Как связаны философия и мировоззрение?

3. Какие вопросы относят к мировоззренческим? В чем особенность этих проблем?

4. Каково значение мировоззрения в жизни людей?

5. Почему философия характеризуется как теоретическое мировоззрение?

6. Что общего и в чем отличие между философией и религией?

7. Какое значение имеет философская критика?

8. Как менялись взаимоотношения философии и науки в истории?

9. Как связаны между собой философия и наука?

10. В чем состоит практическое значение философии?

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Введение.

Дополнительная литература:

1. Виндельбанд В. Что такое философия? (О понятии и истории философии) // Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1991. – С. 67-75.

2. Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Э. Гуссерль Философия как строгая наука. – Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994. – С.129-174.

3. Делез Ж. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гватари. – М.; СПб: Ин-т экспериментальной социологии, Алетейя. – 1998.

4. Джемс У. Прагматизм. Лекция 1 // Джемс У. Воля к вере. – М.: Республика, 1997. – С. 209-223.

5. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990.

6. Мерло-Понти М. В защиту философии // М. Мерло-Понти В защиту философии. - М.: Издательство гуманитарной литературы, 1996. – С.6-47.

7. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? // Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? – М.: Наука, 1991. - С.51-191.

8. Рассел Б. Почему я не христианин. – М.: Политиздат, 1987.

9. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии. – 1994. – №6. – С. 29-34.

10. Франкфорт Г. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека / Г. Франкфорт, Г.А. Франкфорт, Дж. Уилсон и др. – М., 1984.

11. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. – 1989. – №9. – С.116-163.

Первоисточники к семинару

1. Рассел Б. История западной философии. – М.: Академический проект, 2000. – Введение. – С. 9-10.

2. Конт О. Курс положительной философии // Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1991. – С. 57-65.

Вопросы по первоисточникам:

1. Почему Рассел называет философию ничейной землей?

2. Что общего у философии с наукой и в чем их отличие?

3. Что общего у философии с религией и в чем их отличие?

4. В чем видит Рассел значение философии?

5. Какие ступени в развитии человеческого духа выделяет Конт?

6. В чем состоит отличие положительной философии от метафизической? На каком примере Конт демонстрирует это отличие?

7. Какую роль должна играть положительная философия в условиях разделения умственного труда?

8. Какую пользу может принести прогрессу человечества положительная философия согласно Конту?

Раздел 2. Онтология

Тема 1. Концепции бытия в античной философии

Занятие 1.

1. Онтология как концепция бытия.

2. Концепции бытия в ранней греческой философии:

а) Милетская школа (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр)

б) Пифагорейская школа

в) Гераклит

г) Элейская школа (Парменид и Зенон)

д) атомисты Левкипп и Демокрит

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое метафизика? Что такое онтология?

2. Онтология исследует все объекты, которые существуют. Это означает, что она исследует объекты, которые являются предметом других наук. Что же отличает онтологию от других наук?

3. Почему утверждение Фалеса, что «все вещи – вода», было революцией по сравнению с мифологией?

4. Какие идеи Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена легли в основу современного мышления?

5. Что приняли за первоначало пифагорейцы?

6. К какому направлению - материализму или идеализму - можно отнести учение пифагорейцев?

7. В чем отличие между Парменидом и Гераклитом в понимании бытия?

8. Какое значение Гераклит придает борьбе противоположностей?

9. Какими характеристиками обладает бытие согласно Пармениду?

10. Как с помощью апорий Зенон доказывает, что движение нереально?

11. Как решает проблему бытия Демокрит?

12. Каковы свойства атомов по Демокриту?

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 1. Ч. 1. Гл. 1; Гл. 2. §§ 1-4.

Дополнительная литература:

1. Асмус А.Ф. Античная философия.- М., 1976.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. – М., 1979.

3. История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И.И. Богута - М., 1991.

4. История философии: Запад – Россия – Восток. Философия древности и средневековья: учебник для студ. вузов. В 4 кн. Кн. 1. – М., 1995.

5. Рассел Б. История западной философии. – М., 2000.

6. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. В 4 т. Т 1. – СПб, 1994.

7. Соловьев В. Лекции по истории философии // Вопросы философии. – 1989. – № 6.

8. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. – М.: Наука, 1989.

9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

Занятие 2.

1. Онтология Платона. Бытие и Становление. Идеи и вещи. Уровни реальности и знания. Аллегория пещеры.

2. Онтология Аристотеля. Критика Платона. Учение о сущности. Учение о четырех причинах. Телеология Аристотеля.

Вопросы для самоконтроля:

1. На какие области делит Платон реальность?

2. Что есть бытие для Платона?

3. В каком отношении находятся идеи и вещи?

4. Какое место занимает Благо в системе Платона?

5. За что критикует Аристотель учение Платона? Как он развивает его учение?

6. Что такое сущность по Аристотелю? Что такое первичная и вторичная сущность?

7. Какие четыре причины обусловливают существование вещи по Аристотелю?

8. Что такое телеология? В чем состоит телеологический взгляд на мир Аристотеля?

9. Как характеризует Бога Аристотель?

10. В чем отличие между позицией Сократа и позицией софистов в отношении бытия и истины?

11. Что такое платоновские идеи?

12. В чем состоит смысл платоновской аллегории пещеры?

13. Как понимает сущность вещи Аристотель в отличие от Платона?

14. Что Аристотелю не удалось согласовать в его учении о сущности?

15. Какие виды причин выделил Аристотель?

16. Что такое телеология?

17. Что такое causa finalis?

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 1. Ч. 1. Гл. 2. §§ 5-7.

Дополнительная литература:

1. Асмус А.Ф. Античная философия. – М., 1976.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. – М., 1979.

3. История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И.И. Богута – М., 1991.

4. История философии: Запад - Россия – Восток. Философия древности и средневековья: учебник для студ. вузов. В 4 кн. Кн. 1. – М., 1995.

5. Рассел Б. История западной философии. – М., 2000.

6. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Античность. В 4 т. Т. 1. – СПб, 1994.

7. Соловьев В. Лекции по истории философии // Вопросы философии. – 1989. – № 6.

8. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1.- М.: Наука, 1989.

9. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. – М., 1981.

Первоисточники к семинару

1. Платон. Государство // Платон. Собрание соч.: в 4 т. Т.3. – С. 292-298.

Вопросы по первоисточнику:

1. Используя текст, нарисуйте линию, поделенную на отрезки, и обозначьте, чему соответствуют полученные четыре уровня справа и четыре слева. Что хотел проиллюстрировать Платон с помощью образа отрезка, поделенного на части?

2. Объясните смысл рассказа об узниках в пещере.

Тема 3. Концепции бытия в философии Нового времени

Занятие 1.

1. Общая характеристика средневековой философии.

2. Научная революция XVII в.

3. Дуализм Декарта. Декарт об отличии и взаимосвязи души и тела.

4. Механистический материализм Т. Гоббса.

5. Пантеизм Б. Спинозы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое креационизм?

2. Что такое секуляризация?

3. Какие две традиции служили источниками для средневековой философской мысли?

4. В чем суть разногласия между номинализмом и реализмом?

5. В чем видят отличие между бытием и существованием средневековые философы?

6. Что такое схоластика?

7. Что понимают под научной революцией XVII века?

8. Что такое материализм? Назовите представителей.

9. Что такое дуализм? Назовите представителей.

10. Что такое нейтральный монизм? Назовите представителей.

11. Что такое идеализм? Назовите представителей.

12. Какой взгляд на мир называют механистическим?

13. В чем состоит психофизическая проблема?

14. Как Декарт решает психофизическую проблему?

15. Какое решение психофизической проблемы называют параллелизмом?

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Ч. I. Гл. 3, 4, 5.

Дополнительная литература:

1. Доброхотов А.А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. - М., 1986.

2. История философии: Запад – Россия – Восток. Философия XV-XIX вв: учебник для студ. вузов. В 4 кн. Кн. 2. – М., 1996.

3. Реале Д., Антисери Д. Новое время. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. Т.3. – СПб. 1996.

Первоисточники к семинару

1. Декарт Р. Размышления о первой философии // Р. Декарт. Соч.: в 2 т. Т. 2. – М.: Мысль, 1994. – Второе и шестое размышления.

Вопросы по первоисточникам:

1. Почему Декарт подвергает сомнению все свои прежние знания?

2. К каким выводам относительно того, что существует, приходит Декарт, пройдя путь сомнения?

3. В чем состоит различие между душой и телом, по мнению Декарта?

4. Как связаны между собой душа и тело, по мнению Декарта?

Занятие 2.

1. Идеализм Лейбница. Критика Лейбницем механицизма с позиций идеализма. Учение о монадах. Предустановленная гармония.

2. Дуализм Локка. Локк о первичных и вторичных качествах.

3. Субъективный идеализм Беркли. Отрицание различия между первичными и вторичными качествами. Отрицание материи. Проблема солипсизма.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему учение Спинозы о субстанции называют нейтральным монизмом?

2. В чем состоит отличие между первичными и вторичными качествами? Кто из философов настаивал на этом различии?

3. Как Беркли доказывает, что вещи существуют только в нашем уме?

4. Как Беркли критикует понятие материи?

5. Что такое солипсизм? Как Беркли пытается избежать солипсизма?

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Ч. I. Гл. 3, 4. 5.

Дополнительная литература:

1. Доброхотов А.А. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М., 1986.

2. История философии: Запад – Россия – Восток. Философия XV-XIX вв. В 4 кн. Кн. 2. – М., 1996.

3. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. В 4 т. Т.3. – СПб. 1996.

Первоисточники к семинару

1. Беркли Д. Три разговора между Гиласом и Филонусом // Сочинения. – М., 1978. – С.257-258, 265-267, 273-277, 305, 317, 329, 331-332, 344-345.

Вопросы по первоисточникам:

1. В чем суть разногласия между Гиласом и Филонусом?

2. Как Филонус обосновывает свою позицию?

3. Можно ли назвать объяснение цвета, которое предлагает Гилас, материалистическим и почему? Как ему возражает Филонус?

4. В чем видит Гилас отличие между первичными и вторичными качествами? Как ему возражает Филонус?

5. Что лежит в основе чувственно воспринимаемых вещей, по мнению Гиласа? Как ему возражает Филонус?

6. Что лежит в основе чувственно воспринимаемых вещей, по мнению Филонуса?

Тема 4. Концепции бытия в философии XIX в.

1. Немецкая классическая философия. Объективный идеализм Гегеля. Тождество бытия и мышления. Диалектика. Философская система.

2. Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Синтез диалектики и материализма. Критика метафизического способа мышления. Диалектика как теория развития. Законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания.

3. Иррациональная философия. Учение А. Шопенгауэра о мировой воле. «Воля к власти» - основной принцип философии Ф. Ницше. Концепция творческой эволюции А. Бергсона.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему философию Гегеля характеризуют как объективный идеализм?

2. Что такое диалектика в понимании Гегеля?

3. Что такое диалектика в марксистской философии?

4. В чем состоит противоречие между диалектическим методом и философской системой Гегеля?

5. В чем состоит закон единства и борьбы противоположностей?

6. В чем состоит закон перехода количественных изменений в качественные?

7. В чем состоит закон отрицания отрицания?

8. За что критикует Поппер диалектику?

9. В чем видит Поппер положительное значение диалектики?

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 1. Ч. I. Гл. 5. §§ 4, 5, 7.

Дополнительная литература:

1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М.: Мысль. 1986.

Первоисточники к семинару

1. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – М.: Политиздат, 1988. – С.16-18, 135-136, 138.

2. Энгельс Ф. Диалектика природы. – М.: Политиздат, 1982. – С. 26-30, 44-45, 47.

3. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. – 1995. – №1.

Вопросы по первоисточникам:

1. В чем состоит метафизический способ понимания в отличие от диалектического по мнению Энгельса? Когда применение метафизического способа правомерно? В чем односторонность метафизического способа мышления?

2. В чем состоит значение диалектики для естествознания и какие исторические формы диалектики могут быть плодотворными для естествознания по мнению Энгельса?

3. Что в гегелевской диалектике является неприемлемым по мнению Энгельса?

4. Какие примеры действия диалектических законов приводит Энгельс?

5. Как происходит развитие мышления по мнению Поппера?

6. Как происходит развитие мышления согласно диалектике?

7. В чем видит Поппер достоинства диалектики?

8. Почему, по мнению Поппера, диалектика не может быть использована в качестве метода познания?

9. Как диалектики относятся к противоречиям в мышлении? Как нужно относиться к противоречиям в мышлении по мнению Поппера?

10. Почему диалектика не является логикой по мнению Поппера?

11. Почему диалектика не является общей теорией мира, по мнению Поппера?

Тема 5. Современная материалистическая

концепция бытия и ее принципы

Занятие 1.

1. Принцип материализма. Понятие материи. Современные дискуссии о материи.

2. Пространство и время. Субстанциональная и реляционная концепции.

3. Уровни организации материи и связь между ними. Физикализм и эмерджентизм.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое материализм?

2. Как развивалось понятие материи в истории материализма?

3. Что такое материя в современном понимании? Как изменилось представление о материи в связи с открытиями в физике в конце XIX - начале XX вв.?

4. Как связаны между собой материя и движение? Как связаны материя и энергия?

5. Что такое пространство и время?

6. В чем отличие субстанциональной и реляционной концепций пространства и времени?

7. Каковы основные уровни организации живой и неживой материи согласно современным научным знаниям?

8. Что такое физикализм и редукционизм?

9. Что такое эмерджентный материализм?

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 2.

Дополнительная литература:

1. Найдыш В. М. Концепция современного естествознания. – М., 1999.

Первоисточник к семинару

1. Гейзенберг В. Закон природы и структура материи // В. Гейзенберг. Шаги за горизонт. – М., 1987. - С. 107-119.

Вопросы по первоисточнику:

1. Как греческая мысль пришла к идее атома?

2. В чем сила и слабость атомистической гипотезы Демокрита? С какой проблемой не справляется атомистическая гипотеза Демокрита?

3. Что принимает Платон за мельчайшие частицы материи? В чем отличие платоновских атомов от атомов Демокрита?

4. На какие открытия ссылается Гейзенберг, утверждая, что современная физика решает вопрос в пользу Платона?

5. Какую философскую позицию предпочитает Гейзенберг: материализм или идеализм?

6. Согласны ли Вы с его выводами?

Занятие 2.

1. Принцип детерминизма. Механистический детерминизм. Детерминизм и свобода. Фатализм. Индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. Спор о детерминизме в современной науке.

2. Принцип системности. Понятие целостности. Целое и часть. Механицизм и холизм. Понятие системы. Типы систем. Самоорганизующиеся системы. Синергетика как новое миропонимание.

3. Принцип развития. Понятие развития. Современная наука о глобальной эволюции как самоорганизации материи.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое детерминизм? Назовите представителей.

2. Что такое индетерминизм? Назовите представителей.

3. Как связаны между собой причина и следствие?

4. Что такое лапласовский детерминизм?

5. Какое влияние оказала классическая механика на учение о причинности?

6. Как соотносятся детерминизм и свобода?

7. Какие научные теории способствовали включению случайности в причинную связь?

8. Что такое вероятность?

9. Какое влияние оказала теория самоорганизации на учение о причинности?

10. Что такое фатализм?

11. Что такое развитие?

12. Что такое глобальная эволюция?

13. Какое значение для понимания мира имело открытие феномена самоорганизации в неравновесных системах?

14. Что такое синергетика?

Литература

Дополнительная:

1. Алексеев П.В. Философия / П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.,1997.

2. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // П.К. Анохин. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. – М.: Наука, 1978. – С.49-106.

3. Берталанфи Л. История и статус общей теории систем // Мир философии. В 2 ч. Ч. 1. – С.286-296.

4. Джеймс У. Дилемма детерминизма // У. Джеймс. Воля к вере. – М, 1997. – С. 95-118.

5. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. – М., 1971. – Ч .4, 6.

6. Моисеев Н.Н. Проблема возникновения системных свойств // Вопросы философии. – 1992. – №11.

7. Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм // Вопросы философии. – 1991. – №3 – С. 3-28.

Первоисточник к семинару

1. Интервью с С.П. Курдюмовым // Вопросы философии. – 1991. – № 6. – С. 53-57.

2. Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. – 1991. – № 6. – С.46-52.

Вопросы к первоисточнику:

1. В чем состоит различие между детерминистическим и недетерминистическим объектом?

2. В чем видит Пригожин ограниченность классической науки?

3. Какие научные открытия потеснили детерминизм, по мнению Пригожина?

4. Как изменилось восприятие универсума вследствие этих открытий? Как должно измениться в связи с этим наше отношение к миру?

5. В чем Курдюмов согласен с Пригожиным и в чем не согласен?

Тема 6. Проблема сознания

1. Проблема сознания и различные подходы к ее решению (дуализм, бихевиоризм, материализм, функционализм).

2. Происхождение сознания. Сознание как высшая форма отражения. Понятие отражения. Развитие форм отражения в природе.

Литература

О сновная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 5.

Дополнительная литература:

1. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. – М., 1999.

2. Прист С. Теории сознания / пер. с анг. А.Ф. Грязнова. – М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. – 288 с.

3. Хофштадтер Д. Глаз разума / Д. Хофштадтер, Д. Деннетт. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. – 432 с.

4. Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. – М., 1984.

Первоисточник к семинару

1. Нагель Т. Каково быть летучей мышью? // Д. Хофштадтер, Д. Деннетт. Глаз разума. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2003. – С.349-360.

Вопросы к первоисточнику:

1. Почему имеющиеся на сегодня редукции психики Нагель считает неудовлетворительными?

2. Что такое сознание, согласно Нагелю?

3. Почему для редукции важен предварительный анализ того, что предстоит редуцировать?

4. В чем особенность феномена сознания, затрудняющая его редукцию?

5. Что хочет показать Нагель на примере с летучей мышью?

6. В чем отличие редукции психики от редукции других явлений?

7. Какие выводы делает Нагель и согласны ли вы с ними?

Раздел 3. Теория познания

Тема 1. Проблема обоснования знания: эмпиризм и рационализм

1. Проблема обоснования знания и фундаментализм.

2. Рационализм об источнике достоверного знания.

3. Эмпиризм об источнике достоверного знания.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое эпистемология?

2. В чем состоит отличие знания от мнения?

3. Что такое фундаментализм в теории познания?

4. В чем суть разногласия между эмпиризмом и рационализмом?

5. Как Платон доказывает, что источником знания является разум?

6. Что такое врожденные идеи и какую роль они играют в познании по мнению Декарта?

7. Как возникают идеи по мнению Локка?

8. Какую роль играет разум в процессе познания по мнению Локка?

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 6.

Дополнительная литература:

1. История философии: Запад – Россия – Восток. Философия XV-XIX вв: учебник для студ. вузов. В 4 кн. Кн. 2. – М., 1996.

2. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. В 4 т. Т.3. – СПб., 1996.

3. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. – М., 2003.

4. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М., 2001. – Ч. 2. Гл. 2.

Первоисточники к семинару

1. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении // Г.В. Лейбниц. Соч. В 4 т. Т.2. – Предисловие. – С.47-53.

2. Локк Д. Опыт о человеческом разумении // Д. Локк. Соч. В 3 т. Т.1. – М., 1985. – Кн. 1. Глава 2; Кн. 2. Глава 1.

Вопросы по первоисточникам:

1. Как Локк опровергает теорию врожденных идей?

2. Как Локк объясняет происхождение идей?

3. Как Лейбниц доказывает существование врожденного знания?

4. В чем видит Лейбниц различие между человеческим знанием и знанием у животных?

Тема 2. Скептицизм и агностицизм

1. Скептицизм Д.Юма.

2. Теория познания И. Канта. Агностицизм И. Канта.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое скептицизм?

2. В чем сомневается Юм?

3. Каково происхождение идей по мнению Юма?

4. Почему Юм приходит к скептицизму?

5. На каком основании Юм отрицает существование «Я»?

6. Почему Юм сомневается в том, что между явлениями объективного мира существуют причинные связи?

7. Какую позицию занимает Кант в споре между эмпириками и рационалистами?

8. Что Кант называет априорными и апостериорными, аналитическими и синтетическими суждениями?

9. Какие априорные формы выделяет Кант? Какую роль они играют в познании?

10. В чем суть революции, которую совершил Кант в эпистемологии?

11. Что такое агностицизм?

12. Почему Кант приходит к агностицизму?

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел I. Ч. I. Глава 5. § 3.

Дополнительная литература:

1. История философии: Запад – Россия – Восток. Философия XV-XIX вв.: учебник для студ. вузов. В 4 кн. Кн. 2. – М., 1996.

2. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Новое время. В 4 т. Т.3. – СПб., 1996.

Первоисточник к семинару

1. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. – М., 1998. – С.84-90, 99-105.

Вопросы к первоисточнику:

1. Каким образом Юм доказывает, что идею причинной (необходимой) связи нельзя получить из чувственного опыта?

2. Какое чувство, по мнению Юма, является источником идеи необходимой связи?

3. Почему Юм считает, что он показал слабость и узкие границы разума и способностей человека?

Тема 3. Структура процесса познания

1. Знание и реальность.

2. Структура процесса познания

а) чувственное познание и его формы. Соотношение субъективного и объективного в чувственном образе.

б) рациональное познание и его формы. Мышление, язык и действительность.

в) интуиция и ее роль в познании.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие трактовки отношения между знанием и реальностью были предложены в философии?

2. Что такое наивный реализм?

3. Что такое отражение?

4. В чем отличие чувственного и рационального познания и какова их взаимосвязь?

5. Каковы формы чувственного познания и в чем их особенности?

6. Каковы формы рационального познания и их особенности?

7. Как формируются понятия?

8. Что такое интуиция и какую роль она играет в познании?

9. В чем проявляется активность субъекта в процессе познания?

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 6.

Дополнительная литература:

1. Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. Опыт естественной истории человеческого познания // К. Лоренц. Оборотная сторона зеркала. – М.: Республика, 1998. – С.244-463.

2. Лурия А.Р. Язык и сознание. – Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1998. – 416 с.

3. Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. – М.: Прогресс, 1996. – С. 95-142.

4. Поппер К. Эволюционная эпистемология // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М.: Эдиториал УРСС, 2000. – С.57-74.

Первоисточник к семинару

1. Матурана У. Древо познания. Биологические корни человеческого понимания / У. Матурана, Ф. Варела. – М.: Прогресс-Традиция, 2001. – С. 110-121.

Вопросы к первоисточнику:

1. Какую идею демонстрируют авторы на примере лягушки?

2. Какую идею демонстрируют авторы на примере ягненка и девочки-волка?

3. Почему авторы отрицают, что нервная система является инструментом репрезентации мира?

4. Какие крайности существуют в трактовке познания?

5. Как можно избежать этих крайностей по мнению авторов?

Тема 4. Проблема истины в философии

1. Классическая концепция истины и ее проблемы.

2. Когерентная теория истины.

3. Понятие истины с точки зрения прагматизма.

4. Конвенциональная концепция истины.

5. Марксистская концепция истины.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое истина согласно классической концепции?

2. С какими трудностями столкнулась классическая концепция истины?

3. Какие альтернативы классической концепции были предложены?

4. Что такое истина и каковы ее критерии согласно когерентной теории истины?

5. Что такое истина и каковы ее критерии согласно прагматистской теории?

6. Что такое истина и каковы ее критерии согласно конвенциональной теории?

7. Что такое истина и каковы ее критерии согласно марксисткой теории?

8. В чем отличие марксистской теории истины от классической?

9. Что такое догматизм и релятивизм?

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 6.

Дополнительная литература:

1. Диалектика познания. – Л., 1983.

2. Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М., 1977.

Первоисточник к семинару

1. Рассел Б. Человеческое познание // Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Политиздат, 1991. – С.643-656.

Вопросы по первоисточнику:

1. Что такое факт по Расселу?

2. Что такое вера по Расселу?

3. Что понимает Рассел под истиной?

4. Является ли его концепция истины альтернативой классической?

5. Что такое знание в отличие от истинного мнения?

6. Что предлагала в качестве обоснования (надежного свидетельства) знания традиционная теория и почему Рассел считает традиционное обоснование знания неудовлетворительным?

7. Какую оценку дает Рассел таким критериям истины как самоочевидность, когерентность и успех?

8. К какому заключению приходит Рассел по вопросу о природе знаний?

Раздел 4. Философия науки

Тема 1. Структура науки

1. Специфика научного познания. Наука и ее структура. Эмпирический и теоретический уровни, их различие.

2. Формы эмпирического знания: данные наблюдений, научные факты и эмпирические обобщения. Отличие эмпирического обобщения от теоретического закона.

3. Взаимосвязь эмпирического и теоретического уровней знания.

4. Научная теория и ее функции. Теоретическая модель объекта.

5. Научное объяснение. Дедуктивно-номологическая (подводящая) модель научного объяснения.

6. Философские основания науки.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что отличает научное знание от обыденного знания и от искусства?

2. Что такое наука?

3. В чем отличие эмпирического и теоретического уровней научного познания?

4. В чем различие между данными наблюдений и фактами?

5. Что означает выражение «факты теоретически нагружены»?

6. В чем отличие эмпирического обобщения от теоретического закона?

7. Что такое теория и каковы ее функции?

8. В чем состоит принцип простоты?

9. Какие подуровни выделяют в теоретическом знании?

10. В чем состоит подводящая модель научного объяснения?

11. Можно ли ее считать универсальной?

12. Что называют философскими основаниями науки, и какую роль они играют в научном познании?

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2, Гл. 10. §§ 1-3, 4.

Дополнительная литература:

1. Голдстейн М. Как мы познаем / М. Голдстейн, И. Голдстейн. – М., 1984.

2. Мартишина Н.И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. – Омск, 1997.

3. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999.

4. Философия и методология науки. – М., 1996.

Первоисточник к семинару

1. Карнап Р. Философские основания физики. Введение в философию науки. // Мир философии: книга для чтения. В 2 ч. Ч.1. – М.: Политиздат, 1991. – С. 586-608.

Вопросы к первоисточнику:

1. В чем отличие между универсальным и статистическим законами?

2. Что называет Карнап фактами?

3. В чем состоит различие между эмпирическими и теоретическими законами?

4. Почему нельзя прийти к теоретическим законам путем обобщения эмпирических законов?

5. Как возникает и как подтверждается теория? В чем состоит значение теории?

6. Можно ли, по мнению Карнапа, дать научное объяснение тому или иному явлению без обращения к законам?

7. В каких случаях для объяснения прибегают к использованию статистических законов?

8. В чем видит Карнап недостаток объяснения регенерации, данного Гансом Дришем? Согласны ли Вы с Карнапом?

9. Какие виды предсказаний выделяет Карнап и в чем их различие?

10. В чем состоит отличие эксперимента от наблюдения? Почему эксперимент используется не во всех областях науки?

11. Каковы общие черты эксперимента?

12. Почему количественные законы превосходят качественные?

Тема 2. Философия науки: методология науки

1. Понятие метода. Поиск универсального метода познания в истории философии. Классификация методов.

2. Общелогические методы познания (анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и моделирование).

3. Методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение).

4. Методы теоретического исследования (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы).

5. Критерии демаркации науки и не-науки. Методологический анархизм П. Фейерабенда.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое метод? Что такое логика и методология научного познания?

2. Опишите общелогические методы познания (анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, индукция и дедукция, аналогия и моделирование)

3. Опишите методы эмпирического исследования (наблюдение, эксперимент, измерение).

4. Опишите методы теоретического исследования (аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический и логический методы).

5. Какой метод был предложен эмпириками в качестве универсального метода познания?

6. Какой метод был предложен рационалистами в качестве универсального метода познания?

7. Каков итог поисков универсального метода познания?

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 2. Гл. 10. §5.

Дополнительная литература:

1. Мартишина Н.И. Наука и паранаука в духовной жизни современного человека. – Омск, 1997.

2. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999.

3. Философия и методология науки. – М., 1996.

Первоисточник к семинару

1. Поппер К. Предположения и опровержения // К. Поппер. Логика и рост научного знания. – М.: Прогресс, 1983. – С.240-248.

Вопросы к первоисточнику:

1. Почему Поппер проводит различие между вопросами «какая теория истинна», «какая теория научна»?

2. Почему подтверждение теорий Фрейда и Адлера Попперу кажется подозрительным?

3. В чем отличие между подтверждением теории относительности Эйнштейна и подтверждениями психоаналитических теорий?

4. Что такое фальсифицируемость как критерий научности теории? Являются ли психоаналитические теории научными с точки зрения этого критерия?

5. Что может ослабить научный статус теории?

6. Как оценивает Поппер марксистскую теорию истории?

7. Каково отношение между мифом и наукой, по мнению Поппера?

Тема 3. Рост научного знания

1. Концепция развития науки К. Поппера.

2. Концепция научных революций Т. Куна.

3. Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса.

4. Этика науки

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы определяют развитие науки?

2. В чем отличие двух основных подходов к трактовке развития науки? К каким из двух относятся концепции Поппера, Фейерабенда, Куна, Лакатоса?

3. Почему, по мнению Поппера, субъект познания не важен для развития науки?

4. Как происходит развитие знания по Попперу? Какую аналогию проводит Поппер между развитием науки и эволюции живых организмов?

5. На какие недостатки теории Поппера указывают ее критики?

6. Что такое неявное знание? Какую роль оно играет в развитии науки?

7. Что такое парадигма?

8. Как происходит развитие науки по Куну? Что такое научная революция?

9. На какие недостатки теории Куна указывают ее критики?

10. Каким образом Лакатос развивает теорию Поппера?

11. Что такое исследовательская программа. Какова ее структура?

12. Как можно оценить эвристические возможности программы по Лакатосу?

13. В чем отличие концепции Куна и концепции Лакатоса?

14. В чем состоит принцип анархизма в научном познании, который предлагает Фейерабенд?

15. Какую роль играют социокультурные факторы в развитии науки?

Литература

Основная литература:

1. Введение в философию: учебное пособие для вузов / авт. колл.: И.Т. Фролов и др. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2005. – Раздел 1. Ч. 4. Гл. 4.; Раздел 2. Гл. 10. §6.

Раздел 5. Философская антропология

Тема 1. Концепции человека в истории философии

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  247  248  249   ..