Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  242  243  244   ..

 

 

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Челябинск

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Челябинск

Южно-Уральский государственный университет

Кафедра экономической теории и мировой экономики

И.Д. Строгонов, П.К. Терентьев

Экономическая теория

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения

Челябинск

2004


Учебно-методическое пособие составлено на основе государственных образовательных стандартов по курсу "Экономическая теория" (ГСЭ.Ф.11). К каждой теме контрольной работы приводятся примерный план, проблемные вопросы, задачи, Упражнения и список литературы. Пособие предназначено для студентов-заочников инженерных специальностей.

Введение. 3

Порядок выполнения контрольных работ и основные требования к ним. 3

Вопросы для зачета. 5

Вопросы для экзамена. 6

Тема 1. Предмет экономической теории. 7

Тема 2. Экономическая система и ее модели. 9

Тема 3. Основные этапы развития экономической теории. Ведущие школы современной экономической мысли. 10

Тема 4. Методология экономического анализа. 11

Тема 5. Субъекты рыночной системы хозяйствования. Модель кругооборота. 13

Тема 6. Спрос и предложение. 14

Тема 7. Эластичность спроса и предложения. 15

Тема 8. Теория потребительского выбора и рыночный спрос. 17

Тема 9. Теория производства фирмы. 18

Тема 10. Теория издержек фирмы. 18

Тема 11. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли. 20

Тема 12. Чистая монополия. Особенности определения цены и объема производства на рынке. 21

Тема 13. Рынки монополистической конкуренции и олигополии. 22

Тема 14. Конкурентные рынки факторов производства. 23

Тема 15. Рынок труда и особенности его функционирования. 24

Тема 16. Рынки капитала и природных ресурсов. 25

Тема 17. Общее экономическое равновесие и благосостояние. 26

Тема 18. Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование. 27

Часть II. 28

Макро- и мировая экономика. Особенности переходной экономики России. 28

Тема 19. Национальная экономика: результаты и их измерение. 28

Тема 20. Макроэкономическая нестабильность: Экономические циклы. 30

Тема 21. Безработица - Показатель макроэкономической нестабильности. 31

Тема 22. Инфляция и ее социально - экономические последствия. Антиинфляционная политика. 31

Тема 23. Макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения 32

Тема 24. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов 34

Тема 25. Деньги и закономерности их обращения. Денежный рынок. 35

Тема 26. Банковская система. 36

Тема 27. Денежно-кредитная (монетарная) политика. 37

Тема 28. Финансы в системе государственного регулирования экономики. 38

Тема 29. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика. 39

Тема 30. Экономический рост и развитие. 40

Тема 31. Внешняя торговля и торговая политика. 41

Тема 32. Международная валютная система. 41

Тема 33. Платежный баланс. 42

Тема 34. Собственность и ее формы в переходной экономике России. 44

Тема 35. Становление предпринимательства в переходной экономике России. 44

Тема 36. Рынок труда. Распределение и доходы в России. 45

Введение

Предлагаемый курс "Общей экономической теории" является начальной ступенью в экономической подготовке выпускников высшей Школы. Он предназначен для студентов всех специальностей и всех форм обучения и нацелен на овладение основами экономического анализа, формирование современного экономического мышления. Курс, построен с учетом достижений мировой экономической мысли. Особое внимание уделяется изучению структуры и механизма функционирования рыночного хозяйства на микро-_и макроуровнях, анализу экономической роли государства в смешанной экономике, целей и инструментов экономической политики. Завершается курс изучением проблем развития мирового хозяйства, влияния международных экономических отношений на состояние и тенденции развития национальной экономики.

В ходе изучения общей экономической теории студент может встретить непривычные пока термины и понятия. Дело в том, что рыночная система, формирующаяся в нашей стране, имеет ряд черт, которые были неизвестны всем нам до сих пор. Поэтому в процессе освоения курса следует пользоваться справочниками, словарями рыночных терминов, изданных в последние три года.

Основными формами учебного процесса на заочном отделении являются обзорные лекции по наиболее важным и сложным темам и самостоятельная работа студентов, контроль за которой осуществляется посредством написания контрольных работ, проведения собеседований и консультаций, сдачи зачета и экзамена.

В процессе самостоятельной работы над курсом может быть использована следующая литература:

1. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Микроэкономика. - СПб.: Изд-во АО "Санкт-Петербург оркестр", 1994.

2. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Макроэкономика. - СПб.: Изд-во АО "Санкт-Петербург оркестр", 1994

3. Курс экономической теории/Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Кирбв: Изд-во "АСА", 1995

4. Макконнелл К.Р., БрюС.Л. Экономикс.-М.: Республика, 1992.-Т-1,2.

5. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика.- М.: Высшая школа, 1996.

6. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой.-М.: ПРОМО-Медиа, 1995.

7. ПиндайкР., Рубинфельд Д. Микроэкономика.-М.: Экономика. Дело, 1992

8. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории: Учебное пособие. - М.: Экономика, 1995.

9. Самуэльсон П. Экономика.- М.: НПО "Алгон", 1992.-Т. 1,2.

10. Учебник по основам экономической теории /Под ред. З.Д. Камаева. - М.: Владос, 1996.

11. Экономика: Учебник /Под ред. А.С. Булатова. - М.: Бек, 1994.

12. Экономические журналы: Вопросы экономики, Российский экономический журнал, Деньги и кредит, Финансы, Экономист и др.

Порядок выполнения контрольных работ и основные требования к ним

В соответствии с учебным планом студенты III курса инженерных специальностей по общей экономической теории выполняют две работы.

Выполнение контрольной работы включает в себя следующие этапы и требования:

Изучение указанной к теме литературы, подбор фактического и цифрового материала. Чтение литературы следует сопровождать конспектированием прочитанного, что позволяет быстро мобилизовать накопленные знания при выполнении контрольной работы, перед зачетом и экзаменом.

Разработка плана изложения материала темы. Для облегчения этой работы кафедра рекомендует первоначально ознакомиться с планом изложения темы Вашей контрольной работы в учебных пособиях.

Составление текста контрольной работы и ее литературное оформление. В тексте, контрольной работы следует выделить ответ на каждый пункт плана. Затем необходимо ответить на вопросы Упражнения и решить задачи, рекомендованные к данной теме. При этом содержание работы должно быть изложено самостоятельно, а не путем механического списывания текста лекций, брошюр, статей, учебников и т.д. Такие работы считаются неудовлетворительными и не засчитываются.

К выполнению контрольной работы надо приступить и до начала зачетной или экзаменационной сессии получить на ней рецензию, учесть замечания рецензента при подготовке к зачету или экзамену. Идя на зачет или экзамен необходимо иметь при себе контрольную работу или рецензию. Студенты, не выполнивший контрольные работы или не получившие по ним зачеты, к зачетам и экзаменам не допускаются. Во время сессии контрольные работы для рецензирования не принимаются.

Большое значение имеет правильное оформлении работы. Она должна быть написана разборчиво, приводимые в тексте цитаты из различных источников, а также статистические данные должны быть снабжены соответствующими ссылками на источники, из которых они взяты, с указанием автора, названия работы, тома, года и места издания, страницы. В начале текста пишется план темы, а в конце - список использованной литературы. Страницы контрольной работы должны быть пронумерованы и оставлены поля для замечаний рецензента. Примерный объем контрольной работы 20-25 страниц.

В том числе, если не будет зачтена, студент обязан в соответствии с замечаниями преподавателя исправить, дополнить ее и представить для повторной проверки вместе с рецензией. На этой работе необходимо сделать отметку, что она представляется повторно.

Тема контрольной работы выбирается студентом по приведенной ниже таблице, в которой начальной букве фамилии студента соответствует номер темы контрольной работы.

Начальная буква фамилии студента

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш,Щ

Э

Ю

Я

Темы контрольной работы №1

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Темы контрольной работы №2

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Менять тему можно с разрешения преподавателя и читающего курс лекций по общей экономической теории.

Зачет по экономической теории сдается студентам в зимнюю сессию. Он включаете себя:

· устную защиту контрольной работы;

· положительный ответ на два вопроса;

· решение задачи.

Экзамен по экономической теории проводится в летнюю сессию. Он включаете себя:

· устную защиту контрольной работы;

· положительный ответ на два вопроса;

· решение задачи.

Вопросы для зачета

  1. Предпосылки экономической деятельности: потребности и ресурсы. Основные характеристики экономики.
  2. Предмет экономической теории. Позитивная и нормативная экономическая теория. Экономическая теория и экономическая политика.
  3. Собственность как основа экономической жизни. Юридическое понятие собственности. Теория прав собственности.
  4. Экономические системы и критерии их классификации. Модели экономических систем.
  5. Основные этапы развития экономической теории. Ведущие школы современной экономической мысли.
  6. Методология и инструменты экономического анализа.
  7. Предмет микроэкономики. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов. Координация хозяйственной деятельности.

8. Спрос на товары и факторы его изменения. Товары обычные и Гиффена.

9. Предложение товаров и факторы, определяющие его изменения. Индивидуальное и рыночное предложение.

10. Рыночное равновесие и неравновесие. Равновесная цена. Механизм установления равновесия.

11. Функции и государственное регулирование рынка.

12. Эластичность спроса и предложения.

13. Полезность продукта и проблема ее измерения. Количественная (кардиналистская) и порядковая (ординалистская) теория полезности. Излишки потребителя и производителя.

14. Кривые безразличия и бюджетное ограничение. Оптимум потребителя. Кривая Энгеля.

15. Эффект замены и эффект дохода. Уравнения Слуцского и Хикса.

16. Предприятие и фирмы. Производство как технологический и экономический процесс. Изокванта.

17. Издержки производства, их оценка и классификация. Правило средних и предельных издержек.

18. Общая выручка и прибыль фирмы. Рентабельность ее хозяйствования.

19. Деятельность фирмы в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности.

20. Деятельность фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба.

21. Конкуренция и ее функции. Сравнительные характеристики рыночных структур.

22. Максимизация прибыли конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде. Эффективность конкурентных рынков.

23. Равновесие фирмы-монополиста в краткосрочном и долгосрочном периоде. Ценовая дискриминация.

24. Общественные издержки монопольной власти. Антимонопольная политика и практика государств.

25. Особенности и эффективность монополистической конкуренции.

26. Основные черты олигополистического взаимодействия фирм. Способы координации деятельности фирм без согласия. Картель.

  1. Спрос и предложение экономических ресурсов. Условия максимизации прибыли при использовании ресурсов. Оптимальное соотношение факторов производства.

28. Содержание и особенности совершенно конкурентного рынка труда.

29. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Зарплата как цена труда. Дифференциация оплаты труда. Государственное регулирование рынка труда,

30. Структура и роль рынков капитала. Равновесие на рынке капитала.

31. Дисконтированная (приведенная) стоимость. Принятие фирмой инвестиционного решения.

32. Рынки природных ресурсов. Земельная рента.

33. Общее экономическое равновесие и благосостояние. Неравенство в распределении доходов. Кривая Лоренца.

34. Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование. Экономические функции государства.

Вопросы для экзамена

1. Система национальных счетов. Валовой национальный продукт основной макроэкономический показатель. ВВП.

2. Измерение объема ВНП. Номинальные и реальные показатели. Индексы цен.

3. ВНП в процессе перераспределения: система взаимосвязанных показателей (чистого продукта, национального дохода, личного и располагаемого дохода).

4. Содержание, причины, и основные черты экономического цикла.

5. Продолжительность экономических циклов. "Длинные волны" Д. Кондратьева. Эффект акселератора.

6. Безработица: сущность, причины, формы и социально-экономические последствия. Закон Оукена.

7. Инфляция: содержание, причины и формы. Социально-экономические последствия.

8. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика государства.

9. Совокупный спрос и факторы, его определяющие.

10. Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели.

11. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели совокупного предложения. Шоки спроса и предложения. Стабилизационная политика.

12. Потребление и сбережение в стандартной кейнсианской модели макроэкономического равновесия.

13. Инвестиции и сбережения. Модель «JS».

14. Фактические и планируемые расходы. Равновесие в кресте Кейнса.

15. Мультипликатор совокупных расходов. Инфляционный и дефляционный разрывы. Парадокс бережливости.

16. Происхождение, функции и современные формы денег. Особенности современной денежной системы. Показатели денежной массы (денежные агрегаты).

17. Количественная теория денег. Уравнение обмена И. Фишера. Структура денежного рынка. Равновесие на денежном рынке и механизм его достижения.

18. Двухуровневая банковская система. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки и их основные операции. Прибыль банков.

19. Банковская система резервов. Мультипликационное расширение банковских депозитов и денег. Банковский и денежный мультипликаторы.

20. Содержание, цели и инструменты денежно-кредитной политики.

21. Эффективность денежно-кредитной политики. Политика "дорогих" и "дешевых" денег.

22. Государственные финансы и их структура. Государственный бюджет: экономическое содержание и роль в социально-экономических процессах.

23. Современная налоговая система. Принципы налогообложения. Основные направления совершенствования налоговой системы в России.

24. Содержание, цели и инструменты бюджетно-налоговой политики.

25. Дискреционная фискальная (бюджетно-налоговая) политика и автоматические стабилизаторы экономики. Циклический и структурный дефициты госбюджета.

26. Влияние бюджетного дефицита на экономику. Методы финансирования бюджетного дефицита.

27. Экономический рост и развитие: типы, факторы и модели.

28. Международная торговля и торговая политика.

29. Международная валютная система. Валютные курсы и валютные рынки.

30. Платежный баланс и его структура. Валютные резервы центрального банка.

31. Макроэкономическая политика и платежный баланс. Дефицит и кризис платежного баланса.

Тема 1. Предмет экономической теории

Примерный план

Введение

1. Предпосылки экономической деятельности: потребности и ресурсы

2. Основные характеристики экономики как системы. Экономические отношения

3. Предмет экономической теории. Позитивная и нормативная экономика

Заключение

Упражнения

1. Бензин и техобслуживание, амортизация и ремонт - все эти вещи требуют
расходов на содержание личной автомашины. Какие из этих расходов могут
рассматриваться как альтернативные издержки в контексте следующих
ситуаций:

1) у вас есть машина и вы решаете, не поехать ли вам на уик-энд к другу,
живущему в другом городе, в 10 км от вас;

2) у вас нет машины, и вы решаете, покупать ли вам ее; в случае покупки вам
удастся получить работу в месте, расположенном в 5 км от вашего дома.

Почему контекст, в котором вы принимаете решение заняться некой деятельностью, влияет на альтернативную стоимость этой деятельности?

2. Федеральная программа по талонам на питание могла бы быть разработанной так, чтобы каждая семья с низким доходом получала купонную книжку с определенным количеством купонов на хлеб, на молоко и т.д. Однако в реальности программа дает семьям книжки с купонами, которые можно тратить на любой вид пищи. При данных затратах федерального правительства какой план, по вашему мнению, лучше удовлетворяет требованиям эффективности в распределении? Почему? Теперь рассмотрим такую программу, которая позволяла бы семьям обменивать талоны на наличные деньги, или которая просто предусматривала бы выдачу бедным семьям денег, на которые они смогли бы купить все, что им вздумается? Сравните эту альтернативу с существующей программой в терминам нормативной и позитивной экономической теории.

3. Предположим, что в вашей университетской столовой недостаточно места, чтобы вместить всех студентов сразу, поэтому она открыта до обеда с 12-00 до 14-00 ч. Рассмотрите следующие три метода распределения студентов в этот двухчасовой период (цель: каждый должен получить место):

1) администрация устанавливает правило, в соответствии с которым каждый
курс получает определенный получасовой промежуток времени для еды;

2) время делится на получасовые сегменты с зелеными билетиками на первый
период, голубыми - на второй и т.д. Печатается равное количество билетов
каждого цвета. В начале каждого сегмента происходит "аукцион" по раздаче
билетов;

3) студенты могут приходить в столовую, когда захотят, и если не будет
свободных мест, то они будут ждать в очереди. Сравните схемы, пользуясь
понятиями: 1) стихийный порядок и иерархия; 2) информация и стимулы; 3)
эффективность.

4. Иван Петров имеет четыре поля, разбросанные по склону холма. Он может выращивать на каждом поле картофель или пшеницу, но поля, расположенные ниже, лучше использовать для картофеля, а более высокие поля - для пшеницы. Вот некоторые сочетания пшеницы и картофеля, которые могут быть произведены:

Количество полей под картофелем

Картофель, т.

Пшеница, т.

4

1000

0

3

900

400

2

600

700

1

300

900

0

0

1000

Используя эти данные, постройте границу производственных возможностей для пшеницы и картофеля. Какова альтернативная стоимость пшеницы, выраженная в картофеле, когда фермер использует для производства пшеницы только одно, верхнее поле? Что происходит с альтернативной стоимостью пшеницы по мере увеличения числа используемых для нее полей.

5. Студентка во время летних каникул может заработать 5000 руб., выполняя работу машинистки, или пойти на двухмесячные курсы английского языка. В обоих случаях расстояние от дома значительное. Студентка выбрала курсы и составила смету своих расходов:

Плата за обучение на курсах

2000руб.

Плата за учебные пособия на курсах

300руб.

Расходы на питание

1800руб.

Расходы на транспорт

600 руб.

Определите альтернативные издержки обучения.

6. Определите наиболее полное и корректное определение предмета экономической теории:

1) экономическая теория изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами;

2) экономическая теория изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние экономики страны (цены, производство, занятость и т.д.);

3) экономическая теория изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов;

4) экономическая теория изучает деньги, банковскую систему, капитал и т.п.

Покажите, какая связь существует между этими определениями предмета экономической теории.

7. Определите, какое из следующих утверждений относится к позитивным, а какое - к нормативным:

1) в последние годы более 30% жителей России имеют совокупные доходы ниже уровня прожиточного минимума;

2) в текущем году рост цен существенно снизил уровень жизни и правительственная политика должна быть направлена на значительное сокращение темпов инфляции;

3) дефицит госбюджета является фактором, усиливающим инфляционные процессы, поэтому правительство России должно стремиться к достижению бездефицитного бюджета;

4) чрезмерно высокие ставки налогов ведут к сокращению доходов госбюджета и способствуют увеличению его дефицитности;

5) реформирование экономики неизбежно ведет к резкому росту безработицы, что влечет за собой социальную дестабилизацию и поэтому реформы должны проводиться постепенно.

Литература

1. Долан Е.Д., Линдей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. С-Пб; 1992.-Гл.1

2. Курс экономической теории /Рук авт. колл. А.В. Сидорович. - М., 1997. - Гл. 1,2,3.

3. Курс экономической теории /Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. -Киров: Изд-во "АСА", 1995 - Гл. 2,3.

4. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник /Под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. - М.: ПРОМО-Медиа, 1995.

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: Республика, 1992. -Т.1. - Гл. 1,2.

6. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика. - М.: Высшая школа, 1998.

7. Пороховский А. XXI век и экономическая теория: мировые тенденции и российские реальности //Российский экономический журнал - 1999 - №11-12.

Тема 2. Экономическая система и ее модели

Примерный план

Введение

  1. Собственность как основа экономической жизни. Юридическое понятие собственности. Теория прав собственности
  2. Экономические системы и критерии их классификации
  3. Традиционная экономическая система с учетом проблем развивающихся стран
  4. Командная экономическая система: модель централизованного планирования
  5. Смешанная экономическая система и ее типы. "Невидимая рука" рынка
    Заключение

Упражнения

  1. В командной экономике отсутствуют:

1) назначаемые чиновниками цены;

2) планирование от достигнутого;

3) ориентация производителей в основном на платежеспособном спросе;

4) несправедливое распределение.

  1. Определите верный ответ. Почему цивилизованный человек в цивилизованном обществе не крадет чужого:

1) боится ответственности за нарушение уголовного законодательства;

2) подчиняется обычаям общества;

3) этого не позволяют его внутренние моральные установки;

4) все перечисленное выше.

  1. Цитата из Ветхого завета (Второзаконие, Гл. V):

1) "Не кради... Не желай жены твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабы его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего".

2) Что изложено в этих библейских заветах? Установленные государством и изложенные в письменном виде своды государственных законов?

  1. В социальном рыночном хозяйстве государство имеет своей задачей:

1) определять инвестиции предприятий;

2) соединять свободу со справедливостью;

3) координировать отдельные планы;

4) планировать производственный процесс.

  1. Сопоставьте свободы, посредством которых чистый капитализм, рыночный социализм и командная экономика пытаются справиться с проблемой редкости производственных ресурсов.

Литература

  1. Курс экономической теории /Рук авт. колл. А.В. Сидорович. -М., 1997. - Гл.З. Курс экономической теории /Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: Изд-во "АСА", 1995 -Гл. 4.
  2. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: Республика, 1992. -Т. 1. - Гл. 2. Ломакин В.К. Мировая экономика. - М., 1998. - Гл. 16.
  3. Экономика /Под ред. А.С. Булатова - М., 2000.
  4. Авилова А. Модель европейского капитализма: становление и развитие // Общество и экономика. - 2000. - №2.
  5. Пуляев В., Смирнов И.К. Собственность как основа экономической жизни //Вестник Санкт-Петербург. Унив-та. - 2000. - Выпуск 1.

Тема 3. Основные этапы развития экономической теории.
Ведущие школы современной экономической мысли

Примерный план

Введение

1. Становление экономической теории как научной системы

2. Формирование основных направлений экономической теории и их эволюция

3. Основные школы современной экономической теории

Заключение

Упражнения

1. Кто является автором положения: "Стоимость товара, или количество какого-либо другого товара, на которое он обменивается, зависит от относительного количества труда, которое необходимо для его производства":

a. С. Сисмонди;

b. К. Менглер;

c. Д. Рикардо;

d. Дж. Б. Кларк.

2. Что внес в экономическую теорию С. Сисмонди:

a. теорию кризисов перепроизводства;

b. теорию предельной полезности;

c. теорию недопотребления и теорию "третьих лиц";

d. теорию факторов производства;

e. идеализацию мелкого предпринимательства.

3. Каковы основные положения теории К. Маркса:

a. материалистское понимание истории;

b. теория предельной полезности;

c. теория прибавочной стоимости;

d. теория экономического роста;

e. теория средней нормы прибыли и цены производства?

4. Выберите из перечисленных основные направления австрийской школы:

a. учение о ценности;

b. теория эластичности экономических процессов;

c. теория субъективной ценности;

d. теория стимулирующей роли инвестиций;

e. теория предельной полезности.

5. Какое из перечисленных положений принадлежит сторонникам кейсианской школы:

a. рынок не способен обеспечить автоматическое саморегулирование хозяйства;

b. необходимо государственное вмешательство в развитие рыночной экономики;

c. для преодоления экономических кризисов и обеспечения хозяйственного роста необходимо расширить эффективный спрос;

d. превышение темпов роста доходов над ростом инвестиций является
положительным фактором;

e. правильны ли все положения?

6. По мнению сторонников институционализма, экономический анализ должен
включать проблемы:

a. социальные;

b. политические;

c. этические;

d. правовые.

7. Монетаристы считают, что обществу необходимо такое количество денег для
покупки товаров и услуг, которое соответствует:

a. потенциальному объему валового национального дохода;

b. объему инвестиций;

c. сумме потребительских расходов с учетом скорости оборота денег;

d. уровню цен.

8. "Денежное правило" М. Фридмена предполагает, что предложение денег должно
увеличиваться темпами, соответствующими:

a. темпу роста процентной ставки;

b. темпу роста уровня цен;

c. темпу роста скорости оборота денег;

d. потенциальному темпу роста реального ВНП.

Литература

  1. Курс экономической теории /Рук авт. колл. А.В. Сидорович. -М., 1997. - Гл. 2.
  2. Курс экономической теории /Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. - Киров: Изд-во "АСА", 1995 - Гл. 2.
  3. Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика. - М.: Высшая школа, 1996.
  4. Евстигнеев В. Российские реформы в контексте теории Кейнса //Вопросы экономики - 1997 - №3.
  5. Ольсевич Ю. Монетаризм и Россия: проблемы современности //Вопросы экономики - 1997 - №8.
  6. Шаститко Л.Б. Неоинституционализм //Вестник МГУ. Серия "Экономика". -1997-№6.

Тема 4. Методология экономического анализа

Примерный план

Введение

1. Характеристика методов экономической теории

2. Методологические подходы экономической теории

3. Инструменты экономического анализа:

1) средние и предельные величины;

2) номинальные и реальные величины;

3) экономические концепции;

4) экономическая модель и система

Заключение

Упражнения

1. Насколько верны следующие умозаключения:

    1. если увеличится моя денежная зарплата - это хорошо для меня. Если профсоюзы во всех отраслях добьются повышения зарплаты - это хорошо для экономики в целом;
    2. если один владелец фабрики уменьшит зарплату своим работникам, его издержки сократятся — это хорошо для него; если же все предприниматели поступят так же - это хорошо для всего класса предпринимателей страны в целом?
    3. Я нашел лазейку в законодательстве в целом и не плачу налогов - это хорошо для меня (увеличились мои доходы); все взрослое население страны нашло лазейки в законодательстве и не платит налогов — это хорошо для всего населения?

2. Какие трудности и ловушки встречаются на пути людей, которые пытаются истолковать экономические проблемы с позиций обыденного сознания? Приведите примеры.

3. Использование допущений в экономическом анализе:

    1. изменяет внутреннюю логику теории или модели;
    2. делает модель более реалистичной;
    3. облегчает решение проблемы;
    4. увеличивает число вопросов, которые должны быть включены в анализ.

4. Каждому из отмеченных цифрами определений найдите соответствующее понятие (А, Б, С, Д):

    1. метод умозаключений, основанный на обобщении фактов;
    2. направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика;
    3. абстрактная структура, создавшая упрощенную картину экономической реальности;
    4. метод умозаключений объекта, состоящий в отвлечении от случайных, временных черт и связей.

А экономическая модель;

В абстракция;

С индукция;

Д нормативная экономическая теория.

5. Исходя из здравого смысла и вашего повседневного опыта, определите, какие функциональные связи существуют между:

    1. ценой товара и величиной спроса на него;
    2. Вашим денежным доходом и расходами на текущее денежное потребление;
    3. Вашим денежным доходом и Вашими сбережениями;
    4. процентом за предоставление ссуд и спроса на кредит.

Какие из этих зависимостей, прямо и какие обратно пропорциональны? Учитывался ли при Ваших ответах принцип "при прочих равных условиях"?

6. В каких из названных ситуациях речь идет о предельной (в экономическом
смысле слова) величине:

    1. 200 тыс. автомашин в год- это предельный выпуск продукции на заводе ЗИЛ
      при полном использовании всех имеющихся ресурсов;
    2. минимальная сумма денег, на которую как-то еще можно свести концы с
      концами в октябре 2000г. в Челябинске- 900 руб. на человека;
    3. свой четвертый костюм Вы собираетесь использовать в представительных целях;
    4. второй миллион рублей лучше положить в банк "Дорожник", а не в Сбербанк РФ.

Литература

1. Курс экономической теории (рук. авт. кол. А. В. Сидорович- М.,1997.- Гл 4.)

2. Курс экономической теории(под ред. М.Н. Чепурина - Киров, 1995. - Гл 2.)

3. Макконнел К. Р., Брю С. Л. Экономика. Т.1-М., 1992. Гл.1

4. Общая экономическая теория (политэкономия)/Под редакцией В .Н.Видянина.-М., 1995

5. В. Евстегнеев. Экономическая наука в поисках новой методологии// Мировая экономика и международные отношения. - 1995. - №7.

6. В. Евстегнеев. Природа экономического знания// Общественные науки и современность. - 1997. - № 9.

7. Ю. Ольсевич. О национальном экономическом мышлении// Вопросы экономики.- 1996.-№9.

8. Д. Хаусман. Экономическая методология в двух словах// Мировая экономика и международные отношения. - 1994. - № 2,3.

Тема 5. Субъекты рыночной системы хозяйствования. Модель кругооборота

Примерный план

Введение

1. Предмет микроэкономики и особенности ее методов

2. Координация экономической деятельности

3. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов

4. Модель спроса и предложения

Заключение

Упражнения

1. Какая форма хозяйственного порядка - рынок или иерархия - характерны для перечисленных пунктов:

a. производство автомобилей в рамках корпорации "Дженерал Моторс";

b. выполнение домашних обязанностей внутри семьи;

c. производство автомобилей в масштабах национальной экономики Польши;

d. производство стали на заводах бывшего СССР.

e. функционирование кафедры экономической теории и мировой экономики ЮУрГУ.

2. Какие из перечисленных издержек Вы отнесли бы к трансакционным:

a. издержки на зарплату наемным рабочим мебельной фабрики;

b. издержки, связанные с ежемесячной выплатой торговой фирмой дани, т.е. "крыше" (криминальной группировке);

c. издержки на сбор сведений о финансовом положении предпологаемого участника контракта;

d. издержки по уплате услуг нотариуса, заверившего заключение сделки;

e. издержки на приобретение фирмой мобильных телефонов для своих коммивояжеров.

3. Что из ниже перечисленного может рассматриваться как рыночная деятельность, а что - как нерыночная деятельность:

a. рекламные объявления в газете;

b. приготовление пищи в домашних условиях;

c. предоставление государством пособий по безработице;

d. закупка государством военной техники

e. выращивание фруктов на приусадебном участке для собственного потребления;

f. выращивание клубники на приусадебном участке для продажи.

4. Что из перечисленного ниже входит в состав домашних хозяйств, бизнеса и правительства:

a. текущий счет физического лица в банке, расходуется на личное потребление;

b. держатель акций;

c. индивидуальное фермерское хозяйство;

d. чиновник министерства;

e. биржа металлов;

f. профессорско-преподавательский состав государственного вуза;

g. бюджет семьи Ивановых;

h. текущий счет предприятия в банке;

i. арендатор земли;

j. выпускник университета, ищущий работу.

5. Вы осуществляете сделку по продаже автомобиля, если:

a. трансакционные издержки меньше продажной цены автомобиля;

b. трансакционные издержки равны продажной цене автомобиля;

c. трансакционные издержки больше продажной цены автомобиля

Дайте правильный ответ.

Литература

1. Долан Д. Д. Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель - Сиб., 1992. -Гл.1.

2. Курс экономической теории (рук. авт. кол. А.В. Сидорович - М, 1995. - Гл. 5.

3. Курс экономической теории / Под ред. М.Н. Чепурина - Киров, 1995. - Гл.5.

4. Нуреев Р.М. Основы экономической теории - М., 1996.

5. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономика.' Т.1 - М., 1992. - Гл.З.

6. Экономика: Учебник /Под ред. А.С. Булатова М., 1994.

Тема 6. Спрос и предложение

Примерный план

Введение

1. Спрос на товары и факторы его изменения. Обычные товары и .товары Гиффена

2. Предложение товаров и факторы, определяющие его изменения.
Индивидуальное и рыночное предложение

3. Рыночное равновесие и неравновесие. Равновесная цена. Механизм
Установления равновесия

4. Функции и государственное регулирование рынка

Заключение

Упражнения

1. Максимальный спрос равен 20. При повышении цены на 1 спрос всегда убывает на 3. При каких ценах спрос превышает 2?

2. При цене 5 предложение равно 4, а при цене 7- равно 8. Функция предложения линейна. Найдите минимальную цену предложения.

3. Функция спроса населения на данный товар Qd = 9-р; Функция предложения данного товара Qs = -6+2р, где Qd - объем спроса в млн. шт.; где Qs – объем предложения в мил. шт.; р - цена в рублях.

    1. предположим, что на данный товар введен нетоварный налог, уплачиваемый продавцом размером в 1.5 руб. за шт. Определите равновесную цену (с включением и без включения налогов), равновесный объем продаж;
    2. предположим, что за каждую единицу товара производители получают дополнительно полтора рубля из бюджета. Определить равновесную цену (с Дотацией и без нее), равновесный объем продаж.

4. Эксперты установили, что в предстоящем десятилетии спрос на медь на мировых рынках может сократиться на 1/5. Определить, как это повлияет на мировую цену меди, если спрос и предложение этого товара описываются функциями: Qd=13.5 - 8р; Qs = - 4.5 + 16р, где Q - количество меди (млн. тонн); р - мировая цена меди (долл.).

5. Спрос и предложение некоторого товара описываются уравнениями: Qd = 2500 - 200р; Qs= =1000 + 100р, где q - количество товара, р - его цена

    1. вычислить параметры равновесия на рынок данного товара;
    2. государство установило на данный товар фиксированную цену в 3 доллара.

Оцените последствия такого решения.

6. Определите кривую суммарного спроса на сновании данных об индивидуальном спросе:

    1. Q1=50-5p; где p<,=10;
    2. Q2=40-8p; где p<,=5;
    3. Q3=32-4p; где p<,=8;

Является ли построенная функция выпуклой вниз?

7. • На рынке яиц установилось равновесие при Р = 4 и Q = 18 . При этом коэффициент прямой эластичности предложения Еs= + 0,1; Еd = - 0,05.

Какова будет цена яиц, если спрос на них возрастает на 10%, а их предложение на 5% при предположении, что в пределах указанных изменений спроса и предложения их графики прямолинейны. Ответы: Р* = 5.25; Q*= 19.5.

Литература

1. Долан Дж. Д., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. - Сиб., 1992. - Гл.2.

2. Курс экономической теории (рук. авт. ком. А.В. Сидорович- М, 1997 - Гл. 6, 7.

3. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономика. Т.1.- М., 1992.-Гл.4.

4. Нуреев Р.М. Основы экономической теории-М, 1996.

5. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика- М., 1992-Гл.2,4.

Тема 7. Эластичность спроса и предложения

Примерный план

Введение

1. Эластичность спроса по цене. Факторы эластичности

2. Эластичность спроса по доходу. Нормальные и инфериорные блага.
Перекрестная эластичность

3. Эластичность предложения. Влияние категорий эластичности, спроса и
предложения на решение о вероятной сфере действия налогов

Заключение

Упражнения

1. Эластичность спроса на продовольствие по доходу равна 0.8. Первоначально 50% своих доходов население расходует на продовольствие. Предположим, доходы населения увеличились на 10%. Определите долю расходов на продовольствие в доходах населения.

Ответ: 49.1%

2. В июле 2000г. продавец газеты "Тумба" решил проверить эластичность спроса на газету и снизил цену за номер с 4 до 3 руб. При этом количество проданных экземпляров в день выросло с 200 до 240. Какова эластичность спроса на газету при таком изменении цены и«как изменится выручка от продаж? Оправданно ли экономически снижение цены, если продавец покупает газеты в Доме печати по цене 2.5руб. за номер?

3. Определите коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. Сделайте вывод о типе товаров.

Вариант

Цена товара А, ден. ад.

Объем спроса на товар В, шт.

17

540

620

23

28

32

74

66

7

21

830

990

56

64

125

100

ПО

4000

3800

Ответы:

1) 0.46; 2) –0,82; 3) 0,18; 4) –1,67; 5) 0,18.

4. Функция спроса Петра, на яблоки при доходе 50 ден. ед. имеет вид Qd 1 = 5-р, а при доходе 70 ден. ед. имеет вид Qd 2 = б-р.

a. к какой категории товар Петр относит яблоки, если цена равна 1 ден. ед.?

b. к какой категории товар Петр относит яблоки, если цена яблок равна 3 ден. ед.?

c. при какой цене ценовая эластичность спроса Еd = 0.5?

5. Найдите ценовую эластичность предложения, если при росте цены на 10% предложение увеличивается с 10 до 12. Величина спроса при этом равна 8.

6. Предположим, что предложение на товар представлено в виде уравнения р = 2 +0.3Qs , а спрос -р = 5 - 0.2 Qd . Определите равновесную цену и равновесное количество товара на рынке аналитически и графически. Найдите эластичность спроса и предложения в точке равновесия.

Ответы: РЕ = 3.8; QЕ = 6; Ed = 3.17; Еs = 2.1.

7. Функция спроса на розы имеет вид: QD t = 200 - Рt а функция их предложения Qt s = 0.5Pt -1 -10, где t = 0,1,…, 6 - дни недели от воскресенья до субботы.

a. определите равновесную цену роз;

b. какие цены на гвоздики будут по дням недели, если в воскресенье на рынке была равновесная цена, а в понедельник спрос возрос таким образом, что при каждом значении цены покупали на 30 гвоздик больше?

c. какова равновесная цена после увеличения спроса?
Ответы: РЕ = 160; QЕ = 70.

Литература

1. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель.- Сиб., 1992-Гл.З.

2. Курс экономической теории /Рук. авт. кол. А.В. Сидорович - М., 1997-Гл.8.

3. Курс экономической теории /Под ред. М.Н. Чепурина - Киров, 1995 - Гл.б. '

4. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.2 - М., 1992.

5. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика - М., 1992 - Гл.2, 4.

Тема 8. Теория потребительского выбора и рыночный спрос

Примерный план

Введение

1. Полезность продукта и проблемы ее измерения. Количественная (кардиналистская) и порядковая (ординалистская) теория полезности. Излишек потребителя и производителя

2. Кривые безразличия и бюджетное ограничение. Оптимум потребителя. Кривая Энгеля

3. Эффект замены и эффект дохода. Уравнение Слуцкого и Хикса
Заключение

Упражнения

1. Предельная полезность яблока для человека определяется функцией МUя6л = 40 – 5Q, а предельная полезность апельсина МUапл .= 20 – 3Q. Цена 1 кг. яблока равна 1 ден. ед., а цена 1 кг. апельсина - 5 ден. ед. Общий бюджет потребителя составляет 20 ден. ед. в неделю. Какое количество яблок и апельсин купит рациональный потребитель?

2. Индивид покупает 8 единиц товара X и 4 единицы товара У. Найдите его доход, если известно, что цена товара X равна 2 ден. ед., а предельная норма замещения равна 4.

3. Вадим покупает только три вида товаров: хлеб, колбасу и молоко. На хлеб он тратит 20%, на колбасу 50% и на молоко 30% своего дохода. Определить эластичность спроса Вадима на молоко по доходу, если известно, что его эластичность спроса по доходу на хлеб равна -1, а на колбасу +2.

Определите эластичность спроса по цене.

4. Максим составил для себя такую таблицу полезности трех благ.

Порция

Хлеб, кг.

Молоко, л.

Сахар, кг.

1

15

12

10

2

10

11

8

3

8

10

6

4

7

7

3

5

5

6

1

Имея 25,2 ден. ед., он купил 3 кг. хлеба по цене 2 ден. ед. за кг., 4 литра молока по цене 2,8 и 2 кг. сахара по цене 4 ден. ед. за кг.

1) докажите, что Максим не достиг максимума полезности при своем бюджете;

2) какой набор благ, обеспечивает Максиму максимум полезности при его бюджете?

5. Каким будет оптимальный набор потребителя, если его функция полезности имеет вид U = x 0.4 y0.6 , а бюджетное ограничение ЗХ + 4У = 60?

Литература

1. Долан Дж. Д., Линдсей д. Рынок: микроэкономическая модель, - Сиб., 1994-Гл.5.

2. Курс экономической теории /Рук. авт. кол. А.В. Сидорович - М., 1997 - Гл. 9,10,11.

3. Курс экономической теории /Под ред. М.Н. Чепурина - Киров, 1995, Гл.6.

4. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономика, Т.2-М., 1992-Гл. 23.

5. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. - М., 1996.

6. Пиндайк К.Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика - М.,1992-Гл.З.

Тема 9. Теория производства фирмы

Примерный план

Введение

1. Предприятия и фирмы как субъекты рыночной деятельности

2. Факторы производства: труд и капитал

3. Производство, как технологический и экономический процесс. Изокванта

Заключение

Упражнения

1. Объем выпуска фирмы описывается производственной функцией вида Q=АК0.4 L0.6 . Известно, что темп прироста капитала равен 3% в год, а численности занятых - 2%. Общая производительность факторов растет с темпами 1.5% в год. Как меняется объем производства.

2. Фирма работает по технологии, отображаемой производственной функцией Q = L0.6 K0.4 . Цена труда 8 ден. ед., а цена капитала - 16 ден. ед. Определить среднюю производительность труда при нахождении фирмы в состоянии равновесия.

Ответ: АРL = 0.644.

3. Технология фирмы, максимизирующая прибыль, характеризуется производственной функцией: Q = L0.25 K0.75 .Она закупает факторы по ценам: РL = 8 Рк = 24. Каков будет выпуск фирмы при:

1)Р = 30;

2) Р = 35?

Представьте результат решения графически. "

4. Бюджет фирмы равен 200 ден. ед. Она производит продукцию по технологии Q = √LK при ценах на факторы производства: PL = 2, РK = 4.

1) при каких объемах использования труда и капитала выпуск фирмы будет
максимальным?

2) как изменится капиталовооруженность труда на фирме, если цена капитала
возрастет в 1.5 раза:

a. при заданном бюджете;

b. при увеличении бюджета в 1.5 раза?

Литература

1. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика. - Сиб., 1994 - Гл.6 - М.,1997 - Гл.12.

2. Курс экономической теории /Рук. авт. кол. А.В. Сидорович - М., 1997 - Гл.12.

3. Курс экономической теории /Под ред. М.Н. Чепурина - Киров, 1995 - Гл. 6.

4. Нуреев Р.М. Основы экономической теории - М., 1996.

5. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика - М., 1992, ГЛ.6.

6. Максимова В.Ф. Микроэкономика- М.,199б-Гл.5.

7. Шишкин М. Теория фирмы в западной экономической литературе //Вестник Санкт-Петербургского университета - 1996 - № 5.

Тема 10. Теория издержек фирмы

Примерный план

Введение

1. Издержки производства их оценка и классификация. Правило средних и предельных издержек

2. Общий доход и прибыль фирмы. Рентабельность хозяйствования

3. Деятельность фирмы в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности

4. Деятельность фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба

Заключение

Упражнения

1. Первоначально на предприятии "F" средние постоянные издержки составили 30% от средних общих издержек, а рентабельность производства по издержкам равнялась 40%. В результате инфляции средние постоянные издержки выросли на 10%, а средние переменные издержки - на 20%. Чему будет равна рентабельность производства по издержкам, если предприятие повысит цену продукции на 17%.

2. При производстве 30 телевизоров издержки составляют 10 тыс. ден. ед., а при производстве 50 телевизоров 14 тыс. ден. ед. Предельные издержки постоянны.

Найти предельные, постоянные и переменные издержки при выпуске 60 телевизоров.

3. Вы организовали собственную фирму. По окончании года по расчетам бухгалтера, прибыль составила 10 тыс. руб. Насколько выгодным оказался ваш бизнес, принимая во внимание тот факт, что вам пришлось оставить работу, которая приносила доход в размере 2 тыс. руб.

Кроме того, для создания фирмы Вы вложили собственные денежные средства в размере 100 тыс. руб. Ставка процента составляет 20% годовых. Будете ли Вы иметь экономическую прибыль и чему она будет равна.

4. Заполните таблицу, отображающую изменение технической результативности производства при заданном объеме капитала и меняющихся объемах применяемого труда.

L .

ТР L

МР L

АР L

3

30

4

20

5

130

6

5

7

20

4000

Q

5. Издательская фирма планирует выпустить учебник "Экономика". Средние издержки на производство книги составляют: S4 + S , где Q – количество учебников,

выпущенных за год. Планируемая цена книги S80. Каков должен быть годовой тираж учебника, соответствующий точке безубыточности.

Ответ: 1000.

6. Постоянные издержки, связанные с организацией дела по выпуску нового вида продукции, составили 5000 ден. ед. Переменные издержки на изготовление единицы продукции предположительно будут равны 0.5 ден. ед. Предполагаемая цена за единицу товара - 2 ден. ед. Какое количество изделий необходимо
изготовить, чтобы получить прибыль в 1000 ден. ед.?

Литература

  1. Долан Э.Д., Линдсей Д. Микроэкономика - Сиб., 1994 - Гл.6.
  2. Курс экономической теории /Рук. авт. кол. А.В. Сидорович - М.,1997 - Гл.12.
  3. Курс экономической теории /Под ред. М.Н. Чепурина - Киров, Гл.6.-1995.
  4. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.2. - М.,1996. Нуреев Р.И. Основы экономической теории - М, 1996.
  5. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика - М., 1992 - Гл.7.8.

Тема 11. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли

Примерный план

Введение

1. Конкуренция и ее функции. Сравнительные характеристики рыночных структур

2. Максимизация прибыли конкурентной фирмой в краткосрочном периоде

3. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде

4. Эффективность конкурентных рынков
Заключение

Упражнения

1. Имеется следующая информация о деятельности фирмы "Платон и К":

Постоянные издержки за год, руб................ : 60000

Цена реализации единицы продукции, руб 20

Средние переменные издержки, руб........... .. 10

Текущий объем продаж, руб.......................... 8000

Приемлемый диапазон объемов производства, ед 4000- 12000

Следует определить:

1) при каком объеме производства фирма работает безубыточно?

2) сколько единиц продукции необходимо продать для получения 30 тыс.руб. прибыли?

3) какая будет прибыль в результате сокращения переменных издержек на 10% и постоянных издержек на 10 тыс. руб. при допущении, что текущий объем производства можно сохранить прежним?

4) какую цену реализации следовало бы установить для получения прибыли в размере 30 тыс. руб., от реализации 8000 ед. продукции?

5) какой дополнительный объем продаж необходим для покрытия дополнительных постоянных издержек в размере 8000 руб. в связи с предложенным расширением предприятия?

2. Отметьте знаком (+) свойства, присущие кривым спроса отрасли и отдельной фирмы:

Свойства кривых спроса Кривая спроса отрасли Кривая спроса фирмы

Абсолютно эластична

Абсолютно неэластична

Совпадает с кривой АК. и МК.

Имеет постоянный рост равный МК.

3. Фирма выпускает один вид продукции в условиях совершенной конкуренции. Зависимость общих издержек от объема выпуска продукции дана в таблице:

Объем выпуска, тыс. шт.

0

1

2

3

4

5

6

Общие издержки, руб.

400

600

1000

1600

2800

4100

5400

На рынке цена на продукции установилась на уровне 1000 руб. Определите:

1) какой объем выпуска выберет фирма?

2) ниже какого уровня должна снизиться цена, чтобы фирма прекратила производство данного вида продукции.

4. Цена мяса - 6 ден. ед./кг. Издержки фермера в денежном выражении равны

1) 700+0.01Q2 ,где Q - объем выпуска мяса в кг. Найдите равновесный объем выпуска и максимальную прибыль.

Ответы: Q = 300 кг., Птах . = 200 ден. ед.

5. Отраслевой спрос на продукцию характеризуется функцией QD - 120 -3р. При существующей технологии и заданных ценах на факторы производства функция общих затрат фирмы, имеет вид: ТС= 10+ 8 g - 4 g 2 + g 3 .

1) по какой цене и сколько единиц продукции будет продано, если в отрасли будет работать 20 таких фирм?

2) сколько таких фирм останется в отрасли в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде:
Ответы: 1) РЕ = 10.47; QЕ = 88.6; 2) N = 23.6.

Литература

  1. Курс экономической теории /Рук. авт. кол. А.В. Сидорович - М., 1997 - Гл.13.
  2. Долан Э.Д., Линдсей Д. Микроэкономика - Сиб., 1994 - Гл.7.
  3. Курс экономической теории /Под ред. М.Н. Чепурина - Киров, 1995 - Гл. 6.
  4. Максимова В.Ф. Микроэкономика - М., 1996 - Гл.6.7.
  5. Макконнел К.Р. Экономикс, Т.2. - М., 1992 - Гл.25.
  6. Нуреев Р.И. Основы экономической теории М., 1996.
  7. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика - М.,1992 - Гл.8.

Тема 12. Чистая монополия. Особенности определения цены и объема производства на рынке

Примерный план

Введение

1. Равновесие фирмы - монополиста в краткосрочном периоде. Ценовая дискриминация

2. Равновесие фирмы - монополиста в долгосрочном периоде

3. Общественные издержки монопольной власти. Антимонопольная политика и практика государств

Заключение

Упражнения

  1. Допустим, фирма полностью монополизировала производство радиоприемников. Следующая информация отражает положение фирмы:

Предельный доход (МR) = 1000 – 20Q;

Общий доход (ТR) = 1000Q- 10Q2 ;

Предельные издержки (МС) = 100 + 10Q.

где Q - объем выпуска радиоприемников, Р - цена одного радиоприемника (в руб.) Сколько радиоприемников будет продано и по какой цене, если:

1) фирма функционирует как простая монополия?

2) отрасль (фирма) функционирует в условиях совершенной конкуренции?

2. Выручка монополии при цене 10 ден. ед. равна 40 ден. ед., а при цене 15-30 ден. ед. Найдите выручку при цене 2 ден. ед., если функция спроса линейна. Определите, при каком выпуске выручка максимальна. При каких ценах увеличение выпуска ведет к сокращению выручки?

3. На рынке 2 покупателя и монополия. При ценах 10,20 и 30 спрос первого покупателя равен соответственно 5,3,1; а спрос второго покупателя соответственно 2,2 и 1. Постоянные издержки равны 5, а предельные - 3. Найдите максимальную прибыль монополиста.

Ответ: Пmax = 80.

4. Монополия может продавать продукцию на двух сегментах рынка с различной эластичностью спроса: Q1 D = 160-Р1 ; Q2 D =160-2P2 ; Ее функция затрат имеет вид TC = 5 + 5Q + 0.25 Q2 .

1) при каких ценах на каждом из сегментов монополия получит максимальную прибыль?

2) как изменился бы объем продаж на каждом из сегментов и прибыль монополии, если бы ценовая дискриминация была запрещена?

3) представьте результат решения графически.

5. Функция спроса на монополизированном рынке имеет вид: QD = 301 - Р, функция общих затрат монополии – TС = 120+Q+Q2 , капиталоемкость производства характеризуется формулой К = 500р.

По какой цене будет продаваться продукция при стремлении монополии к максимуму:

1) прибыли; 2) выручки; 3) нормы прибыли.

Литература

  1. Долан Э.Д., Линдсей Д. Микроэкономика - Сиб.,1994 - Гл.8.
  2. Курс экономической теории /Под ред. М.Н. Чепурина - Киров, 1995 - Гл.7.
  3. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономика Т.2. М., 1992. - Гл.26.
  4. Максимова В.Ф. Микроэкономика - М.,1996 - Гл.8.
  5. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика - М.,1996-Гл.8.
  6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории - М., 1995 - Гл.3.
  7. Улыбышева Е. Антимонопольное регулирование в ЕС // Мировая экономика и международные отношения - 1994 - №2.
  8. Родионов П. Роль естественных монополий в экономической стратегии государства // Финансовый бизнес -1999 №4.

Тема 13. Рынки монополистической конкуренции и олигополии

Примерный план

Введение

1. Особенности и эффективность монополистической конкуренции

2. Основные черты олигополии. Индекс Герфиндаля - Хиршмана. Типы олигополистического взаимодействия фирм

3. Способы координации деятельности фирм без соглашения. Лидерство в ценах. Картель

4. Формальные модели теории олигополии
Заключение

Упражнения

1. На рынке действуют 6 фирм, имеющих доли: 10%, 20%,20%, 25%, 15%, 10%. Как изменится индекс концентраций, если вторая и шестая фирмы сольются?

2. На олигополистическом рынке оперируют две фирмы, выпускающие однородный товар.

Цена, $

Объем спроса, шт.

Объем выпуска, шт.

Общие издержки, $

10

5

5

45

9

6

6

47

8

1

7

50

7

8

8

55

6

9

9

65

Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены на товар.

1) какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?

2) если сохраняется данное предположение, то какой объем выпуска выберет каждая фирма?

3) есть ли у каждой из этих двух фирм стимул назначать цену на свой товар ниже цены конкурента? Если да, то каков он?

3. Известна функция спроса на продукцию монополистического конкурента: Qа = 30 - 5Ра + 2Рb и функция его общих издержек: ТСа = 24 + 3Qа . После установления отраслевого равновесия фирма А стала выпускать 8 ед. продукции. Определить Ра и Рb .

4. На рынке дуополии отраслевой спрос представлен функцией: Р = 50 - 0.25Q; известны функции общих затрат обоиx производителей продукции: ТСА = 10+0.15 Q 2 A ; ТСВ = 25+10QB . Определить цену равновесия и объем предложения каждого из дуополистов, если они ведут себя

1) в соответствии с предпосылками модели дуополии Курно;

2) в соответствии с предпосылками модели дуополии Штакельберта;

3) как участники картеля.

Литература

  1. Долан Э.Д., Линдсей Д. Микроэкономика- Сиб.,1994- Гл.9.
  2. Курс экономической теории /Под ред. М.Н. Чепурина - Киров, Гл.7.
  3. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс.Т.2.-М.,1992 - Гл.27.28.
  4. Максимова В.Ф. Микроэкономика - М., 1996, Гл.10.

Тема 14. Конкурентные рынки факторов производства

Примерный план

1. Особенности рынка ресурсов. Предложение экономических ресурсов

2. Спрос на экономические ресурсы и факторы, его определяющие

3. Условия максимизации прибыли при использовании ресурсов. Оптимальное соотношение ресурсов

Заключение

Упражнения

1. Фирма "Бета" использует 10 единиц ресурса А и производит 150 единиц товара X, а когда нанимает 11 единицу ресурса, объем производства возрастает до 160 единиц. Цена единицы ресурса равна 100 руб. Чему равна стоимость предельного продукта (MRP) 11 единицы ресурса А?

2. Используя приведенную ниже таблицу, ответьте на вопросы:

Количество единиц ресурса

Общий продукт ТР

Цена товара ХР (руб.)

0

0

4.8

1

18

4.5

2

32

4.2

3

42

3.9

4

48

3.6

5

51

3.3

1) если цена единицы ресурса составит 200 руб., то сколько единиц ресурса наймет фирма?

2) чем объяснить падение цены товара X?

3) чем объяснить снижение величины МRР, что определяет "падающий" характер кривой спроса на ресурс.

3. Фирма является совершенным конкурентом на рынке продуктов и на рынке труда. При заданном объеме капитала ее технология характеризуется производственной функцией Q = 240L- L2 .

1) сколько труда наймет фирма при Р=2 и W=120?

2) что можно сказать об объемах спроса на труд в заданных условиях, если фирма является:

а) монополистом на рынке продуктов и совершенным конкурентом на рынке труда?

b) совершенным конкурентом на рынке продуктов и монополистом на рынке труда?

4. Фирма является совершенным конкурентом на рынке продуктов и на рынке капитала. Цена продукта равна 2 ден. ед., цена капитала - 22 ден. ед. Рост выпуска по мере увеличения капитала при заданном количестве используемого
труда представлен в таблице:

к

4

5

6

7

8

9

10

Q

100

121

141

159

174

185

191

Определите объем спроса фирмы на капитал.

Литература

  1. Долан Э.Д., Линдсей Д. Микроэкономика - Сиб.,1994- Гл.9.
  2. Курс экономической теории /Под ред. М.Н. Чепурина - Киров, Гл.7.
  3. Макконнелл. К.Р., Брю С.Л. Экономикс.Т.2.-М.,1992 - Гл.27.28.
  4. Максимова В.Ф. Микроэкономика - М., 1996, Гл.10.
  5. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика- М., 1992-13.

Тема 15. Рынок труда и особенности его функционирования

Примерный план

1. Содержание и особенности рынка труда

2. Спрос на рабочую силу и ее предложение в условиях совершенно конкурентного рынка труда

3. Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции

4. Зарплата как цена труда. Дифференциация оплаты труда

5. Нерыночные методы регулирования рынка труда
Заключение

Упражнения

1. Рыночный спрос на труд описывается формулой Ld = 50 - W, где Ld – объем используемого труда в тыс. чел/дн., а W - дневная ставка зарплаты. Рыночное
предложение труда описывается формулой Ls = 2W- 25. Определите объем безработицы при установлении государством минимальной ставки зарплаты в 30 ден. ед.

2. Производственная функция фирмы в краткосрочном периоде Q = 1000 L -5 L 2 . Фирма реализует продукцию на конкурентном рынке по цене 0,1 долл. за единицу. На рынке труда фирма выступает монополией, причем функция предложения труда имеет вид Ls = 0.5РL – 2Q. Найдите оптимальный объем использования труда фирмой и цену труда, которую она установит. Обозначения: L - объем применяемо го труда в чел/ч в неделю, PL - цена труда в долл. в неделю.

3. Гитарист Вольдемар готов работать бесплатно не более 8 часов в неделю. Гитарист Макс работает при оплате не ниже 2 ден. ед./час. При оплате 10 ден. ед./час каждый гитарист готов работать 48 часов в неделю. Сколько готов работать каждый гитарист при оплате 2.5 ден. ед./час?

4. Функция предложения труда Ls = 10р-р2 .

1) найдите ценовую эластичность предложения труда при ставке зарплаты 4.

2) при каких ставках зарплаты ценовая эластичность предложения труда отрицательна?

5. Фирма располагает 10 ед. капитана и 36 ед. труда. Даны цены факторов производства: Рк = 10; PL , = 6 и производственная функция Q = L 0,75 0,25 . В хозяйстве господствует совершенная конкуренция. Из-за того, что отечественная продукция конкурирует с импортной, ее цена не может превышать минимальных средних издержек долгосрочного периода.

1) какой объем продукции будет произведен в фирме и как созданная в ней ценность распределится между трудом и капиталом?

2) как изменится распределение созданной ценности между трудом и капиталом, если рабочие добьются повышения цены труда в 1.5 раза?

3) вычислите эластичность замещения факторов производства.

4) ответьте на вопросы 1), 2) и 3) при условии, что технология отображается функцией Q = L 0,6 · K 0,25 .

Литература

  1. Долан Э.Д., Линдсей Д. Микроэкономика - Сиб.,1994- Гл.9.
  2. Курс экономической теории /Под ред. М.Н. Чепурина - Киров, 1995, Гл.7.
  3. Макконнелл. К.Р., Брю С.Л. Экономикс.Т.2.-М., 1992 - Гл.27.28.
  4. Максимова В.Ф. Микроэкономика - М., 1996, Гл.10.
  5. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика- М., 1992-13.
  6. Курс экономической теории /Рук. авт. кол. А.В. Сидорович - М., 1997 - Гл.14.
  7. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. М.1996.

Тема 16. Рынки капитала и природных ресурсов

Примерный план

Введение

1. Структура и роль рынков капитала

2. Равновесие на рынке капитала

3. Дисконтированная (приведенная) стоимость. Принятие фирмой инвестиционного решения

4. Рынки природных ресурсов. Земельная рента

Заключение

Упражнения

1. Предположим, для постройки дома через 10 лет потребуется 100 тыс. руб. Какую сумму необходимо ежегодно откладывать, чтобы накопить к указанному сроку всю сумму, если банковская ставка процента составляет 8% годовых? .

2. Величина требуемых инвестиций по проекту равна 5 18000; предполагаемые доходы: в первый год - $ 1500; в последующие 8 лет - по S 3600 ежегодно. Оцените целесообразность принятия проекта, если процентная ставка 10%.

3. На конкурс предлагается два инвестиционных проекта (см. таблицу). Ставка процента равна 10% годовых.

1йгод

2й год

Зй год

4й год

5й год

1 проект Инвестиции (млн. руб.)

300

150

50

-

- ,

Доходы (млн. руб.)

-

-

50

200

500

2 проект Инвестиции (млн. руб.)

150

200

150

-

-

Доходы (млн. руб.)

-

-

50

150

550

На основе метода дисконтирования определите, какой проект предпочтительнее.

4. Арендная плата увеличилась с 200 до 600 руб., а процентная ставка за это время снизилась с 4 до 2%. В каком направлении и во сколько раз изменилась цена земельного участка? В какой степени это вызвано ростом ренты, а в какой -снижением процентной ставки?

Литература

  1. Долан Э.Д., Линдсей Д. Микроэкономика - Сиб.,1994- Гл.9.
  2. Курс экономической теории /Под ред. М.Н. Чепурина - Киров, Гл.7.)
  3. Макконнелл. К.Р., Брю С.Л. Экономикс.Т.2.-М.,стр.142 - 155,176 -187.
  4. Максимова В.Ф. Микроэкономика - М., 1996, Гл.10.
  5. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика- М., 1992- 13.
  6. Курс экономической теории /Рук. авт. кол. А.В. Сидорович - М., 1997 - Гл. 14.
  7. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. М.1996.

Тема 17. Общее экономическое равновесие и благосостояние

Примерный план

В ведение

1. Общее равновесие и эффективность

2. Рыночное равновесие и благосостояние

3. Распределение доходов. Неравенство. Кривая Лоренца
Заключение

Упражнения

1. Два индивида имеют по 4 ед. блага А и по 5 ед. блага В. Функция полезности первого индивида: U1 = Q2 A 1 QB 1 ; Функция полезности второго: U2 = <Q0,5 А2 QB 2 . По функциям полезности видно, что уравнительное распределение благ не является оптимальным по Парето.

1) укажите вариант перераспределения заданных объемов благ, повышающий благосостояние обоих индивидов.

2) на сколько путем перераспределения благ максимально можно повысить благосостояние одного из индивидов без снижения благосостояния другого? На сколько при этом повышается благосостояние этого индивида?

3) при каких ценах на блага были бы доступны указанные в задании 2) оптимальные по Парето варианты распределения?

4) изобразите результаты решения графически.

2. В хозяйстве имеется 16 ед. труда и 10 ед. капитала. Эти факторы производства используются для изготовления блага А и блага В по технологиям, представленным производственными функциями: QA = √LA KA ; QB =LB 0,75 KB 0,25

Найдите в диаграмме Эджворта очки на линии производственных возможностей, при которых факторы производства распределены так, что в производстве блага А используются: 2; 6; 10; 12 ед. труда. Проведите через эти точки изокванты соответствующих объемов выпуска благ.

3. 1) Определите вектор равновесных цен в хозяйстве, состоящем из двух отраслей со следующими функциями спроса и предложения:

QD A = 32+2 PB – 3PA ; QS A = – 10 – PB + 2PA ;

QD B = 44+2 PA – 2PB ; QS B = –5 – 0,5 PA + PB

2) каково будет соотношение между объемами спроса и предложения в каждой отрасли, если PA = 27; PB = 30? Восстановится ли при такой системе цен совместное равновесие на обоих рынках?

4. В таблице приведены данные о распределении дохода:

Группа семей

Доля группы в совокупном доходе

Первые 20%

4.6%

Вторые 20%

10.8%

Третьи 20%

16.9%

Четвертые 20%

24.0%

Пятые 20%

43.7%

Пользуясь методом приблизительной оценки, вычислите значение коэффициента Джини (П).

Литература

  1. Долан Э.Д., Линдсей Д. Микроэкономика - Сиб.,1994- Гл.19.
  2. Макконнелл. К.Р., Брю С.Л. Экономикс.Т.2.-М.,стр.142 - 155, 176 - 187.
  3. ПиндайкР., Рубинфельд Д. Микроэкономика- М., 1992- 13.
  4. Курс экономической теории/Рук. авт. кол. А.В. Сидорович -М., 1997- Гл. 16.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  242  243  244   ..