Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 10

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  241  242  243   ..

 

 

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология»

Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология»

С. В. Фролова

С. В. Фролова

Невербальные средства общения

Кинесика

Просодика и экстралингвистика

Такесика

Проксемика

Поза

Интонация

Рукопожатие

Ориентация

Дистанция общения

Расстояние

Интимная

0 – 45 см

Персональная

45 – 120 см

Социальная

120 – 400 см

Публичная

400 – 750 см

Угол общения

Позиция в отношениях

напротив

соперничающая позиция

угловая позиция

дружеская

с одной стороны стола

кооперация

по диагонали

независимая позиция

Родитель

Взрослый

Ребенок

Характерные слова и выражения

Все знают, что…

Как? Что? Когда?

Я сердит на тебя!

Интонации

Обвиняющие,

Связанные с реальностью

Очень эмоциональные

Состояние

Надменное,

Внимательность,

Неуклюжее,

Выражение лица

Нахмуренное, неудовлетворительное,обеспокоенное

Спокойное, максимум внимания

Угнетение, удивление

Позы

Руки на бедрах, указывающий перст.

Наклон к собеседнику и ориентация на него

Спонтанная подвижность (ходьба, сжатие кулаков).

Упражнение

Упражнение

13. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - Изд. 2-е. - М., 1999. - 208 с

14. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов.

15. Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.

16. Бурменская Г. В. Возрастно-психологическое консультирование

17. Ванессе Альфред. Слушая других. Как велика необходимость высказаться.

21. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

22. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 2000. - 109 с.

23. Метод беседы в психологии.

24. Немов Р.С. Основы психологического консультирования.

25. Телефонное консультирование.

Критерий выделения видов

Виды консультирования

А.

1.

Б.

2.

В

3.

Г.

4.

Д.

5.

Е.

6.

Направление

Консультативный контакт

Психоаналитическое направление

Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого

Адлерианское направление

Акцентируется разделение ответственности между консультантом и клиентом, обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление общих целей консультирования

Терапия поведения

Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения

Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis)

Консультант выполняет роль учителя, а клиент - ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблем и на основе этого понимания — к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках

Ориентированная на клиента терапия (C. Rogers)

Консультативный контакт составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчеркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и "передача" этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит на другие отношения

Экзистенциальная терапия

Основная задача консультанта — вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт "человек — человек", идентичный встрече двух равноценных людей "здесь и теперь". Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент

4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - Изд. 2-е. - М., 1999. - 208 с

8. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. - М.: академ. Проект; ОППЛ, 1999.

20. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов.

21. Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.

22. Ванессе Альфред. Слушая других. Как велика необходимость высказаться.

25. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

26. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 2000. - 109 с.

27. Метод беседы в психологии.

28. Немов Р.С. Основы психологического консультирования.

1. Консультант

А. отвечает за организацию консультации

Б. отвечает за те выборы, которые делает в ходе

2. Клиент

В. отвечает за принимаемые решения

Г. отвечает за психотехническое оснащение

А. идентификация проблемы

Б. «двумерное определение проблемы»

В. исследование проблемы

Г. оценка и обратная связь

Д. деятельность

Е. планирование

А. расспрос клиента, формулирование и проверка

Б. коррекционное воздействие

В. завершение беседы

Г. знакомство с клиентом и начало беседы

А. сбор информации

Б. обобщение резюме, переход от обучения к действию

В. установление контакта

Г. выработка альтернативных решений

Д. осознание желаемого результата

А. исследование и осознание задачи

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  241  242  243   ..