Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология»
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Психология»
С. В. Фролова
С. В. Фролова
Невербальные средства общения
Кинесика
Просодика и экстралингвистика
Такесика
Проксемика
Поза
Интонация
Рукопожатие
Ориентация
Дистанция общения
Расстояние
Интимная
0 – 45 см
Персональная
45 – 120 см
Социальная
120 – 400 см
Публичная
400 – 750 см
Угол общения
Позиция в отношениях
напротив
соперничающая позиция
угловая позиция
дружеская
с одной стороны стола
кооперация
по диагонали
независимая позиция
Родитель
Взрослый
Ребенок
Характерные слова и выражения
Все знают, что…
Как? Что? Когда?
Я сердит на тебя!
Интонации
Обвиняющие,
Связанные с реальностью
Очень эмоциональные
Состояние
Надменное,
Внимательность,
Неуклюжее,
Выражение лица
Нахмуренное, неудовлетворительное,обеспокоенное
Спокойное, максимум внимания
Угнетение, удивление
Позы
Руки на бедрах, указывающий перст.
Наклон к собеседнику и ориентация на него
Спонтанная подвижность (ходьба, сжатие кулаков).
Упражнение
Упражнение
Критерий выделения видов
Виды консультирования
А.
1.
Б.
2.
В
3.
Г.
4.
Д.
5.
Е.
6.
13. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - Изд. 2-е. - М., 1999. - 208 с
14. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов.
15. Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
16. Бурменская Г. В. Возрастно-психологическое консультирование
17. Ванессе Альфред. Слушая других. Как велика необходимость высказаться.
21. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
22. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 2000. - 109 с.
23. Метод беседы в психологии.
24. Немов Р.С. Основы психологического консультирования.
25. Телефонное консультирование.
Направление
Консультативный контакт
Психоаналитическое направление
Консультант сохраняет личную анонимность, чтобы клиент мог свободно проецировать на него свои чувства. Основное внимание уделяется уменьшению сопротивления, возникающего при анализе реакций переноса клиента, и установлению более рационального контроля. Консультант интерпретирует поставляемый клиентом материал и стремится научить клиента увязывать свое настоящее поведение с событиями прошлого
Адлерианское направление
Акцентируется разделение ответственности между консультантом и клиентом, обоюдное доверие и уважение, равноценность позиций, установление общих целей консультирования
Терапия поведения
Консультант является активной и директивной стороной; он исполняет роль учителя, тренера, стремясь научить клиента более эффективному поведению. Клиент должен активно апробировать новые способы поведения. Вместо личных отношений между консультантом и клиентом устанавливаются рабочие отношения для выполнения процедур обучения
Рационально-эмоциональная терапия (A. Ellis)
Консультант выполняет роль учителя, а клиент - ученика. Личным отношениям консультанта с клиентом не придается значения. Клиент побуждается к пониманию своих проблем и на основе этого понимания — к изменению своего поведения, основываясь на рациональных предпосылках
Ориентированная на клиента терапия (C. Rogers)
Консультативный контакт составляет сущность процесса консультирования. Особенно подчеркиваются искренность, теплота, эмпатия, уважение, поддержка со стороны консультанта и "передача" этих установок клиентам. Усвоенные во время консультативного контакта навыки клиент переносит на другие отношения
Экзистенциальная терапия
Основная задача консультанта — вжиться в экзистенцию клиента и завязать с ним аутентичную связь. Контактируя с консультантом, клиент раскрывает свою уникальность. Отношение между консультантом и клиентом понимается как контакт "человек — человек", идентичный встрече двух равноценных людей "здесь и теперь". Во время консультативного контакта меняется как консультант, так и клиент
1. Консультант
А. отвечает за организацию консультации
Б. отвечает за те выборы, которые делает в ходе
2. Клиент
В. отвечает за принимаемые решения
Г. отвечает за психотехническое оснащение
4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - Изд. 2-е. - М., 1999. - 208 с
8. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования и групповой психотерапии. – 2-е изд., стереотип. - М.: академ. Проект; ОППЛ, 1999.
20. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов.
21. Бодалев А. А., Столин В. В. Семья в психологической консультации.
22. Ванессе Альфред. Слушая других. Как велика необходимость высказаться.
25. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.
26. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М., 2000. - 109 с.
27. Метод беседы в психологии.
28. Немов Р.С. Основы психологического консультирования.
А. идентификация проблемы
Б. «двумерное определение проблемы»
В. исследование проблемы
Г. оценка и обратная связь
Д. деятельность
Е. планирование
А. расспрос клиента, формулирование и проверка
Б. коррекционное воздействие
В. завершение беседы
Г. знакомство с клиентом и начало беседы
А. сбор информации
Б. обобщение резюме, переход от обучения к действию