Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  898  899  900   ..

 

 

Новиков А. М. Н73 Методология образования. Издание второе

Новиков А. М. Н73 Методология образования. Издание второе

А. М. НОВИКОВ

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

5

ПРЕДИСЛОВИЕ

6

ВВЕДЕНИЕ

9

Глава 1. ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ

23

§ 1.1. Философско-психологические и системотехнические

23

§ 1.2. Науковедческие основания методологии . . . . . . . . . . . . .

38

Глава 2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

65

§ 2.1. Характеристики научной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . .

65

§ 2.2. Средства и методы научного исследования . . . . . . . . . . . . . .

77

§ 2.3. Организация процесса проведения исследования . . . . . . . . .

113

2.3.1. Проектирование научно-педагогического

115

2.3.2. Технологическая фаза педагогического

159

2.3.3. Рефлексивная фаза исследования . . . . . . . . . . .

187

§ 2.4. Специфика организации коллективного научного

191

Глава 3. МЕТОДОЛОГИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ

199

§ 3.1. Характеристики практической деятельности . . . . . . . . . . . . .

199

§ 3.2. Средства и методы практической деятельности . . . . . . . . . . .

210

§ 3.3. Организация процесса практической деятельности . . . . . . .

212

3.3.1. Проектирование педагогических

212

3.3.2. Технологическая фаза педагогического

261

3.3.3. Рефлексивная фаза проекта . . . . . . . . . . . . . . . . .

265

§ 3.4. Управление проектами в образовательном учреждении . . . .

275

§ 3.5. Проекты и научные исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

293

Глава 4. МЕТОДОЛОГИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

299

§ 4.1. Смена парадигм учения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

299

§ 4.2. Характеристики учебной деятельности . . . . . . . . . . . .

310

4.2.1 Особенности учебной деятельности . . . .

310

4.2.2. Принципы учебной деятельности . . . . . .

320

§ 4.3. Логическая структура учебной деятельности . . . . . . .

344

4.3.1. Формы учебной деятельности . . . . . . . . .

344

4.3.2. Методы учебной деятельности . . . . . . . .

367

4.3.3. Средства учебной деятельности . . . . . . .

386

§ 4.4. Организация процесса учебной деятельности . . . . . .

388

4.4.1. Учебные проекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

388

4.4.2. Учебная задача . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

393

4.4.3. Контроль, оценка, рефлексия . . . . . . . . . .

408

Глава 5. ВВЕДЕНИЕ В МЕТОДОЛОГИЮ ИГРОВОЙ

419

§ 5.1 Характеристики игровой деятельности . . . . . . . . . . . .

425

5.1.1. Особенности игровой деятельности . . . .

425

5.1.2. Принципы игровой деятельности . . . . . .

429

§ 5.2. Логическая структура игровой деятельности . . . . . . .

436

5.2.1. Формы игровой деятельности . . . . . . . . .

437

5.2.2. Методы игровой деятельности . . . . . . . . .

442

5.2.3. Средства игровой деятельности . . . . . . . .

447

§ 5.3. Организация процесса игровой деятельности

450

Глава 6. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ

454

Глава 7. ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ МЕТОДОЛОГИИ

465

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

470

ЛИТЕРАТУРА

473

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ

483

Организационные типы культур

Способы нормирования и

Формы общественного

Традиционная

Миф и ритуал

Коммунальные группы, формируемые по принципу «свой-чужой» на отноше- ниях родства

Корпоративно-ремесленная

Образец и рецепт его воссоздания

Корпорация, имеющая формально иерархическое строение — мастер, подма-стерье, ученик

Профессиональная

Теоретические знания в форме текста

Профессиональная органи-зация, построенная на принципе отнологических отношений

Технологическая (проектно-

Проекты, программы*

Технологическое общество, структурированное по принципу коммуникатив-ности и профессиональных отношений

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  898  899  900   ..

 

Признаки для

Эпохи развития науки

классика

не классика

1. Объект

«Природный процесс» вы-деляется безотносительно к условиям его изучения

Запрет на трактовку пред-метности «самой по себе» без учета способов ее освоения. «Без познающего субъекта нет объекта»

2. Метод познания

Постулирование зеркально-непосредственно-очевидного соответствия знания дейст-вительности (наивный реа-лизм)

Дополнительность: созна-тельное использование в исследованиях (наблюде-ние, описание) групп взаи-моисключающих понятий

3. Отношение к эмпирическим данным

Эмпирическая методология восхождения к истине. Зна-ние как прямое обобщение опыта

Построение «безотноси-тельно» к опыту концеп-туальных схем, организую-щих и направляющих по-нимание опытных данных

4. Истина

Адекватное знание как ре-альность, а не как импе-ратив

Различные ракурсы видения системы не сводятся к одному-единственному ракурсу –– невозможность «Божествен-ного» взгляда» (обозрения всей реальности)

5. Научность знания

Научным считается лишь все-сторонне обоснованное в не-коем доскональном смысле знание. Присутствие неопреде-ленности расцениватся как недостаточная обоснованность, гипотетичность знания

Абсолютная точность и строгость знания недости-жимы