Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  847  848  849   ..

 

 

Учебно-методическое пособие адресовано заместителям директоров по воспитательной работе, воспитателям и кураторам групп техникумов и колледжей. Рецензенты

Учебно-методическое пособие адресовано заместителям директоров по воспитательной работе, воспитателям и кураторам групп техникумов и колледжей. Рецензенты

Н.Г. НАБИУЛИНА

Диагностика ценностных ориентаций студентов

средних специальных учебных заведений

Министерство образования Российской Федерации

Н.Г. НАБИУЛИНА

Диагностика ценностных ориентаций студентов

средних специальных учебных заведений

Уфа 2003

УДК

ББК

Н

Печатается по решению учебно-методического совета Министерства образования Республики Башкортостан (протокол от 13.03.03г.)

Набиулина Н.Г. Диагностика ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений. – Уфа, 2003. – с.

В работе рассматривается диагностика как часть педагогической деятельности, актуальность диагностического исследования ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений. Представлена составленная автором методика поэтапной диагностики ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений.

Учебно-методическое пособие адресовано заместителям директоров по воспитательной работе, воспитателям и кураторам групп техникумов и колледжей.

Рецензенты:

А.С. Гаязов, д.п.н., профессор, зав.кафедрой педагогики Башкирского государственного педагогического университета;

З.И. Исламова, к.п.н., доцент кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического университета;

Р.Г. Даминова, заслуженный учитель РБ, отличник профессионально-технического образования РФ, почетный работник СПО РФ, директор Уфимского государственного профессионально-педагогического колледжа.

© Н.Г. Набиулина

© Министерство образования РБ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………

ГЛАВА 1. Диагностика как часть педагогической

деятельности ……

ГЛАВА 2. Актуальность проблемы диагностического исследования ценностных ориентаций

студентов ССУЗов …………………………………….

ГЛАВА 3. Поэтапное диагностическое исследование ценностных ориентаций

студентов ССУЗов ……………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………

ЛИТЕРАТЕРА …………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа представляет собой исследование, направленное на изучение проблемы диагностики ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений.

Прежде чем приступить к самому процессу диагностики ценностных ориентаций студентов, необходимо, на наш взгляд, ознакомиться с теоретическим обоснованием диагностики как части педагогической деятельности и актуальности диагностического исследования ценностных ориентаций студентов на данном этапе развития общества, данные аспекты раскрыты в главах первой и второй. В главе третьей содержится описание поэтапного исследования ценностных ориентаций студентов, приводятся диагностические методики изучения ценностных ориентаций. Основой данного исследования могут послужить разработанные ранее диагностики (методики Б.С.Круглова, Д.А.Леонтьева, М.Рокича, Н.Е.Щурковой и др.).

Начиная работу с группой студентов первого курса, многие из нас проводят различного рода анкетирование с целью получения определенных сведений о юношах и девушках, с которыми необходимо будет работать в течение нескольких последующих лет. В подобных анкетах обычно содержатся вопросы, касающиеся некоторых биографических данных, сведений о родителях и т.п. Обычно кураторы стараются выяснить интересы, способности, черты характера своих воспитанников. Зачастую диагностика этим и ограничивается.

Столкнувшись в работе с данной проблемой, мы поставили перед собой цель - подобрать диагностические методики, позволяющие провести более подробное исследование ценностных ориентаций студентов на протяжении всего срока обучения.

Составление и систематизация методик диагностического исследования ценностных ориентаций студентов может способствовать, на наш взгляд, решению ряда задач:

- определение приоритетности ценностных ориентаций студентов;

- выявление динамики ценностных ориентаций студентов на разных этапах обучения в колледже (при поступлении в учебное заведение, на первом курсе, на среднем курсе, на выпускном курсе);

- оказание помощи преподавателям в определении дальнейшего планирования учебно-воспитательной работы в группе и с отдельными студентами по формированию ценностных ориентаций.

Контингент поступающих в ССУЗы характеризуется большим разнообразием и, в то же время, далеко не всегда высоким уровнем сформированности ценностных ориентаций. Ко времени поступления в ССУЗ (15-17 лет) учащиеся уже обладают определенными сформировавшимися личностными качествами, у них есть свои жизненные цели, идеалы, стремления. В своих поведенческих проявлениях они руководствуются уже начавшими формироваться ценностными ориентациями. И от того, на какие ценности будут ориентироваться студенты, будет зависеть их отношение к учебе, характер взаимоотношений и эмоциональная атмосфера в группе. Задача педагогов в период нахождения ребят в стенах колледжа способствовать формированию ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного развития личности. Окончив учебное заведение, наши воспитанники продолжат свое становление в общественной и профессиональной сфере, результативность и успешность которого опять же будет зависеть от их жизненных принципов, целей, идеалов, ценностных ориентаций. Ежегодно колледжи страны выпускают тысячи специалистов. Необходимо в рамках профессионального образования способствовать развитию человеческой сущности будущего специалиста, акцентировать внимание на системном развитии студента как носителя и субъекта культуры.

Необходимо отметить, что диагностика ценностных ориентаций студентов является составляющей частью концепции мониторинга учебно-воспитательной работы учебного заведения и проводится одновременно с осуществлением специально разработанной программы формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций студентов в образовательном процессе ССУЗа. Настоящее поэтапное исследование ценностных ориентаций студентов проводится с1997года на базе Уфимского государственного профессионально-педагогического колледжа и имеет положительные результаты, описание которых также приводится.

Данное учебно-методическое пособие поможет кураторам, преподавателям и воспитателям колледжей лучше узнать особенности мировоззрения своих воспитанников, чтобы в последствие создать благоприятные педагогические условия формирования ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного развития личности студентов, их дальнейшего общественного и профессионального становления.

ГЛАВА 1

ДИАГНОСТИКА КАК ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях.

К.Д. Ушинский.

Начнем с наиболее широкого понятия – «диагностика» . Этот термин употребляется и в медицине, и в технике, и в других областях профессиональной деятельности. Общее его значение сводится к следующему: диагностика -–это теория и практика постановки диагноза. (Как ставить диагноз: это изучает теоретическая диагностика. Самим процессом постановки диагноза занимается практическая диагностика.)

Диагностика всегда представляет собой научно-практическую деятельность, постановка диагноза – практическое действие, основанное на использовании определенных научных знаний. Человек, занимающийся постановкой диагноза (диагност), не стремится к установлению и описанию общих закономерностей; его задача – оказать конкретную помощь в устранении имеющегося неблагополучия.

Таким образом, диагностика – особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознаванием единичного явления. В частном увидеть общее, типичное – такова главная цель диагноста. Результат – диагноз, т.е. заключение о принадлежности сущности, выраженной в единичном, к определенному установленному наукой классу.

У термина “диагноз” минимум два значения.

Во-первых, под диагнозом может подразумеваться определение сущности, причины какого-либо конкретного неблагополучия с целью его ликвидации. Диагноз влечет за собой определенное решение о воздействии на данный объект. Если это диагноз болезни, врач назначает курс лечения. Если диагностируется неисправность в техническом устройстве, то специалистом осуществляются действия по ее устранению. Если устанавливаются причины неадекватного поведения студента в той или иной ситуации, то педагог, исследуя особенности его мировоззрения, жизненной позиции, ценностных ориентаций и идеалов, разрабатывает систему педагогических действий по формированию ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного социального и профессионального развития личности.

Во-вторых, под диагнозом может пониматься всестороннее, целостное обследование объекта с целью оценить его общее состояние. Такая оценка может потребоваться, например, для профилактических целей. Диагностика в данном случае проводится, чтобы выявить те или иные тенденции становления мировоззрения личности, черты характера, требующие корректирования.

Психологическая диагностика может проводиться также в профориентационных целях. В ходе всестороннего обследования личностных характеристик школьника выявляется его профессиональное призвание. Определяется сфера деятельности, в отношении которой учащийся обладает наибольшим потенциалом (1, 3-5).

В педагогике диагностика изменила свое содержание. Если психодиагностика стремится оценить личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена на результаты формирования личности учащегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса (10, 4).

В работе со студентами педагогу необходимо уметь прослеживать социально-психологические изменения в группе, в межличностных отношениях, формирование жизненной позиции и ценностных ориентаций молодежи. Чтобы правильно направлять и корректировать свою педагогическую деятельность, он должен регулярно производить анализ воспитательных результатов, сопоставляя полученный продукт с целью деятельности.

Составной частью педагогической деятельности является диагностический компонент, который позволяет учителю оценивать актуальное состояние педагогической действительности, прогнозировать течение учебно-воспитательного процесса, выстраивать иерархию педагогических целей, осуществлять педагогическую деятельность в расчете на конечный результат, распознавать результативность педагогического взаимодействия и своевременно осуществлять коррекцию (9, 3-7).

Средствами педагогической диагностики являются как средства познания и преобразования педагогической практики, включающие анализ, синтез, наблюдение, моделирование, гипотезы, экспериментальные проверки, математическую обработку данных, так и непосредственно диагностические методики, обращенные педагогом в приемы обучения и воспитания.

Как известно, развитие педагогической деятельности осуществляется через освоение системы усложняющих ее форм. Поскольку диагностические действия входят в структуру педагогической деятельности, то установление педагогического диагноза не является для педагога самоцелью, а служит основополагающим этапом в стратегии принятия педагогического решения. Задача педагогической диагностики не только установить, распознать состояние объекта педагогического воздействия, а на основе педагогической процедуры выбрать по отношению к нему педагогическое средство, способствующее его развитию.

Поэтому процесс диагностики в структуре педагогической деятельности строится на решении следующих задач , стоящих перед педагогом:

- использование методов педагогической диагностики в реальном педагогическом процессе при изучении особенностей учащихся и классного коллектива;

- постановка цели деятельности на основе предварительного диагностического обследования;

- нахождение педагогических средств, адекватных целям и условиям педагогической деятельности;

- отслеживание результативности собственной деятельности;

- рефлексия педагогической деятельности.

Данные задачи реализуются через определенные этапы диагностической деятельности :

1. Этап первичного наблюдения за коллективом и отдельными учащимися.

2. Формулирование проблемы исследования. Постановка целей предстоящей воспитательной деятельности. Определение объекта воздействия.

3. Составление программы психолого-педагогического изучения в процессе воспитательной и учебной деятельности. Выбор или разработка методик сбора информации, адекватных целям и условиям воспитательной деятельности. Сбор информации об объекте воздействия с помощью диагностических методик (наблюдение, анкетирование, ситуация выбора и т.д.). Фиксация и интерпретация данных.

4. Анализ фактологического материала, полученного на основе диагностики. Обобщение материала. Составление первичных рекомендаций по педагогической коррекции и развитию отдельных учащихся и коллектива.

5. Конкретизация и уточнение цели воспитательной деятельности на основе материалов диагностики. Составление плана воспитательной работы с учащимися с учетом прогнозирования их развития при условии использования учителем определенных педагогических средств. Обоснование избранных методов и приемов воспитания.

6. Реализация плана. Наблюдение за изменениями учащихся. Фиксация данных. Предварительные выводы об эффективности использованных педагогом средств.

7. Составление отчета о проделанной работе с приложением материалов наблюдений. Заполнение эвристико -алгоритмического предписания.

Применяя различные диагностические методики в своей педагогической деятельности, учитель должен соблюдать следующие правила :

1. Сохранение тайны педагогической цели исследования, скрытой позиции педагога по отношения к испытуемым;

2. Исключение педагогического давления на производимый выбор, как предварительного, так и последующего оценочного;

3. Создание условий максимальной изолированности каждого испытуемого от влияний группы;

4. Сохранение анонимности полученных показателей и соблюдение тайны индивидуальных ответов перед педагогами, родителями и самими испытуемыми;

5. Единая математическая обработка результатов (в процентах), производимая на каждом этапе исследования;

6. Предварительное планирование проведения методик на определенный период времени – от фиксирования отправного исходного начала до выявления результатов на момент завершения работы со студентами.

Итак, педагогическая диагностика помогает нам определить состояние объекта педагогического воздействия, выявить недостатки, выбрать пути и методы педагогического воздействия по устранению недостатков и развитию необходимых качеств личности воспитуемого.

ГЛАВА 2
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ССУЗов

На рубеже веков социально –экономическая ориентация России на демократическое общество, с одной стороны, и на рыночные отношения, с другой, повлекла за собой реформирование экономических, политических, информационных, духовных и других сторон жизни. Наибольшим изменениям, на наш взгляд, подверглась духовная сторона жизни, а именно система духовно-нравственных ценностных ориентаций общества.

В создавшейся ситуации процесс социализации личности связан с большими трудностями. Многочисленные социологические педагогические, психологические исследования студенческой среды свидетельствуют об утрате идеалов, пессимистическом восприятии жизни, отчуждении от общества взрослых. Ситуация осложняется еще и тем, что социализация подрастающего поколения происходит в принципиально других условиях, чем социализация их родителей, поэтому жизненный опыт последних далеко не всегда может помочь их детям. В молодежной среде участились случаи девиантного поведения. Молодежь либо предпочитает новые ценности, либо не видит новых жизненных ориентиров.

Российская действительность конца ХХ – начала XXI веков характеризуется такой исторической ситуацией, в которой надо с особой научной строгостью и социально – нравственной ответственностью подходить к отбору способов и критериев, с помощью которых осуществляются процедуры оценивания соответствующих явлений общественной жизни и нравственных принципов, влияющих на сознание и поведение людей с позиций допустимого, запретного, справедливого и несправедливого.

Годы нигилистического отношения советской науки к аксиологии привели к серьезному отставанию нашей теории ценностных ориентаций, в ряде случаев (сфера образования, педагогическая наука) фактически отсутствовали систематизированные аксиологические знания (7, 5).

Как следствие одной из важных проблем современной педагогики, возникших на настоящем этапе развития общества, является изучение закономерностей формирования новой, адекватной данному этапу личности, руководствующейся в своем поведении и отношении к реалиям жизни определенной системой духовно-нравственных ценностных ориентаций. Но ценностная ориентация не возникает у человека внезапно, а формируется на протяжении всего процесса воспитания. Ценностные ориентации фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и провозглашено как нравственная норма. Меняются ценностные ориентации – меняются нравственные нормы – меняются цели воспитания.

В сегодняшней социально-экономической обстановке с особой силой выдвигаются на передний план вопросы развития образования, направленные на гуманизацию системы начального, среднего и высшего профессионального образования.

Период освоения программы средних специальных учебных заведений совпадает с важнейшими этапами в формировании личности. Особенно важна для становления мировоззрения юность, потому что именно в это время созревают его когнитивные и личностные предпосылки. В юности происходит формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций личности, от которых зависит ее последующее реальное поведение. Возраст 16-ти лет характеризуется потребностью в профессиональной ориентации, формированием гражданской позиции личности. Актуально и необходимо именно в рамках профессионально-педагогического образования в системе ССУЗов способствовать формированию системы ценностных ориентаций будущего специалиста, акцентировать внимание на развитии студента как носителя и субъекта культуры. Необходимо также подчеркнуть, что именно в ССУЗах обучаются специалисты среднего звена, которые в дальнейшем будут работать на производстве, которое начинает возрождаться в столь сложных экономических условиях, сложившихся в стране. От гражданской позиции, мировоззрения, ценностных ориентаций зависит будущее нашей страны. Принято считать, что обучение и воспитание - неразрывно связанные и взаимодополняющие процессы.

Руководить формированием личности молодого человека в современных условиях гораздо труднее. Главным звеном в цепи прошлого, настоящего и будущего является учитель во всем многообразии его индивидуально-личностных качеств. Учитель должен сам быть духовно богатой, творческой, разносторонней личностью, чтобы воспитать данные качества в своих учащихся. Важнейшая задача педагога - не только повышать уровень знаний учащихся, но и формировать ценностные установки. Педагога часто сравнивают со скульптором. Но душа человека - не глина, не мрамор. Задача мастера здесь - осуществить творческий замысел не вопреки материалу, а выявляя его собственные возможности.

В процессе воспитания учащихся особое место отводится личностному подходу. Важно, прежде всего, отношение к ученику как к ответственному и сознательному субъекту деятельности. В юности происходит формирование глубинных ценностных ориентаций личности, от которых зависит ее последующее реальное поведение.

Предоставив личности свободный выбор в организации собственной науки, а значит, поставив ее в состояние постоянного духовного усилия по решению жизненных проблем, педагог не оставляет ее без помощи и поддержки, без опоры на человеческий опыт.

Говоря о формировании мировоззрения подрастающего поколения, необходимо обращать внимание на жизненные установки будущих педагогов.

Однако не всегда учебное заведение может существенно влиять на души детей, поскольку сам учитель не имеет духовно- нравственного потенциала, используя который, он мог бы оказывать эффективное влияние на духовное образование, воспитание и развитие ребенка.

Если учитель не знает географии, он не может дать знание ученикам. Соответственно, если учитель не верит добро и справедливость, он не сможет привить эти ценности детям.

Если в учебном заведении приоритет духовного над материальным традиционен, то каждый из воспитанников непременно приобретает опыт ориентации на высшие духовные ценности.

Несомненно, от профессионализма педагога, от его ценностных ориентаций зависит и успешность его профессиональной деятельности. Если педагог не сможет определиться в мире новых ценностей, то каким воспитателем он станет для вступающих в жизнь детей и подростков? Педагог – прежде всего воспитатель, который формирует личность, в том числе преподаванием своего предмета. Проблема кадрового обеспечения учебных заведений страны связана с процессом формирования личности будущего педагога в целом.

Юноши и девушки в период поступления в среднее специальное учебное заведение, уже обладают определенной жизненной позицией, идеалами, ценностными ориентациями. Задача педагога (куратора, воспитателя) здесь – определить уровень сформированности ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного развития личности студента, его дальнейшего общественного и профессионального становления. Так же педагогу для достижения желаемого результата необходимо разработать программу формирования ценностных ориентаций студентов. На каждом этапе прохождения данной программы рекомендуется производить диагностическое исследование с целью выявления динамики процесса формирования ценностных ориентаций.

Мировоззрение гармонично развитой личности характеризуется рядом духовно-нравственных ценностных ориентаций:

- истина,

- красота,

- любовь,

- добро,

- уважение,

- познание,

- творчество,

- свобода и т.д. (4, 7).

На наш взгляд, именно эти ценности являются наиболее необходимыми для духовно-нравственного становления молодежи в современных социальных условиях. Особенно они важны для профессионального становления.

С целью уточнения места этих ценностей в целостном педагогическом процессе рекомендуется провести диагностическое исследование отношения представителей студенческой молодежи к выявленным общечеловеческим ценностям.

В процессе диагностики также выявляется иерархия ценностей студентов колледжа.

Подробное и поэтапное исследование позволяет проследить динамику ценностных ориентаций молодежи и оценить эффективность проводимой одновременно программой формирования ценностных ориентаций в ходе учебно-воспитательного процесса колледжа.

ГЛАВА 3
ПОЭТАПНОЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ССУЗов

Предлагаемое нами диагностическое исследование ценностных ориентаций студентов колледжа включает в себя четыре этапа в зависимости от степени сформированности ценностных ориентаций:

- предваряющий этап;

- начальный этап;

- базовый этап;

- заключительный этап.

1. Предваряющий этап

На данном этапе исследования проводится опрос абитуриентов. Контингент опрашиваемых составляют как правило юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет, окончившие 9 или 11 классов школы и желающие поступить в среднее специальное учебное заведение. На данном возрастном этапе происходит профессиональное самоопределение личности. Поэтому опрос в основном должен быть посвящен профессиональным приоритетам.

Предлагается несколько анкет, содержащих вопросы о выборе профессии. Обработка анкет производится путем подсчета процентного соотношения количества человек, отметивших определенный вариант ответа, и общего количества опрошенных.

Результатом опроса является выявление:

- степени осознанности выбора профессии;

- причин, побудивших человека к поступлению в ССУЗ (не поступил в ВУЗ, отсрочка от армии, желание повысить свой культурный и интеллектуальный уровень, желание быть полезным обществу, или др.);

- причин, побудивших человека к выбору данной профессии (престиж, интересы, близость к дому или др.);

- приоритетных мнений, повлиявших на выбор профессии (родители, учителя, друзья, СМИ или др.);

- наличие знания особенностей избранной профессии (учеба в специальном классе, занятия в УПК, опыт работы, продолжение семейной династии, необходимость данной профессии в республике или др.);

- наличие определенных интересов, увлечений, способностей;

- наличие определенных качеств характера личности будущих студентов.

I. Методика изучения ценностных ориентаций М.Рокича

(нами приводится подробное описание данной методики, далее все опросники просто перечисляются)

Наиболее известной и приемлемой, на наш взгляд, является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, апробированная Д.А.Леонтьевым (6, 3-8). Стимульным материалом в данной методике служат два списка по 18 ценностей – терминальных и инструментальных – с краткой расшифровкой содержания каждой. Терминальные ценности М. Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться. Инструментальные ценности определены как убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Эти списки ценностей получены путем исключения синонимичных форм из более объемных перечней, которые формировались в ходе анализа интервью и литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для инструментальных ценностей).

Испытуемому предлагается проранжировать карточки из плотной бумаги, размером 150 x 50 мм с наименованием ценностей и обозначением на оборотной стороне «Т» или «И». Ранжируются последовательно терминальные, затем инструментальные ценности. По окончании работы с карточками «Т» респондента просят сделать на специальном бланке с делениями от 50 до 100 отметку, насколько он уверен в том, что при повторном опыте был тот же порядок. Затем проводится ранжирование карточек «И» и опять делается отметка уверенности.

Список «Терминальных ценностей»:

- активная, деятельная жизнь;

- жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

- здоровье (физическое и психическое);

- интересная работа;

- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

- наличие хороших и верных друзей;

- общая хорошая обстановка в стране, в нашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благополучия каждого);

- общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

- равенство (братство, равные возможности для всех);

- самостоятельность как независимость в суждениях и оценках;

- свобода как независимость в поступках и действиях;

- счастливая семейная жизнь;

- творчество (возможность творческой деятельности);

- уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

- удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени).

Список «Инструментальных ценностей»:

- аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах);

- воспитанность (хорошие манеры, вежливость);

- высокие запросы (высокие притязания);

- жизнерадостность (чувство юмора);

- исполнительность (дисциплинированность);

- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

- непримиримость к недостаткам в себе и других;

- образованность (широта знаний, высокая общая культура);

- ответственность (чувство долга, умение держать слово);

- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

- смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;

- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать им ошибки и заблуждения);

- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные обычаи, вкусы, привычки);

- честность (правдивость, искренность);

- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

- чуткость (заботливость).

Карточки с наименованиями ценностей предлагаются общим набором в беспорядке, сначала 18 карточек «терминальных ценностей», затем 18 карточек «Инструментальных ценностей».

Доминирующая направленность ценностных ориентаций четко фиксируется как определенная жизненная позиция по критериям уровня вовлеченности, с одной стороны в сферу труда, а с другой – в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств или представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона (3, 36).

II. Какие факторы повлияли на Ваш выбор профессии?

(отметьте, пожалуйста, 5 наиболее важных факторов)

1. Соответствие профессии наклонностям и интересам.

2. Советы родителей, родственников.

3. Престиж профессии.

4. Авторитет профессии среди друзей.

5. Опыт работы по данной профессии.

6. Обучение в специальной школе по данному профилю.

7. Учеба по этой специальности в УПК.

8. Советы учителей школы.

9. Знакомство с преподавателями колледжа.

10. День «открытых дверей» в колледже.

11. Средства массовой информации (телевидение, радио, пресса).

12. Не поступил в ВУЗ. (Напишите название ВУЗа и факультета).

13. Колледж расположен рядом с домом.

14. Эта профессия нужна в нашей республике.

15. Здесь есть бюджетное отделение.

16. Здесь есть общежитие.

17. Надо где-то учиться.

18. Отсрочка от армии.

19. Профессиональная и психологическая консультация.

20. Другие обстоятельства (какие?)

___________________________________________

III. Считаете ли Вы, что выбор профессии должен быть выбором на всю жизнь? (нужное подчеркните)

1. Конечно, да 2. Скорее, да

3. Скорее, нет 4. Нет 5. Затрудняюсь ответить

IV. Из каких источников Вы знаете о Вашей будущей профессии?

(можно отметить несколько вариантов)

1. От родителей, родственников.

2. От учителей школы.

3. От друзей, знакомых.

4. От преподавателей колледжа.

5. Из средств массовой информации (телевидения, радио, прессы).

6. Из других источников (каких?)

_____________________________________________

V. Из каких источников Вы узнали о нашем колледже?

(можно отметить несколько вариантов)

1. От учителей школы.

2. От учителей УПК.

3. От преподавателей колледжа.

4. От родителей, родственников.

5. От друзей, знакомых.

6. Из средств массовой информации.

7. Из сборника об учебных заведениях города.

8. Колледж расположен рядом с моим домом.

9. Из других источников (каких?)

______________________________________________

VI. Что побудило Вас к обучению в колледже?

(отметьте, пожалуйста, 5 наиболее важных вариантов)

1. Желание получить диплом об образовании.

2. Желание стать культурным, образованным человеком.

3. По настоянию родителей, родственников.

4. За компанию с друзьями, подругами.

5. Желание обучиться именно данной профессии.

6. По совету школьных учителей.

7. Желание реализовать свои способности.

8. Желание добиться положения в обществе.

9. Желание жить и работать среди образованных людей.

10. Желание в будущем иметь хорошую зарплату.

11. Желание получить престижную специальность.

12. Желание сменить место жительства.

13. Желание быть похожим на своего кумира (учителя, следователя, тренера).

14. Желание продолжить семейную традицию, быть похожим на кого-либо из родственников, родителей, принадлежащих данной профессии.

15. Не могу сказать точно.

VII. Чем Вы любите заниматься в свободное от учебы время?

1.Занимаюсь общественной работой.

2. Читаю:

- художественную,

- научно-популярную,

- фантастическую,

- техническую литературу (подчеркните, какую).

3. Занимаюсь спортом.

4. Занимаюсь музыкой.

5. Занимаюсь в кружках (укажите, каких).

6. Хожу в театр.

7. Смотрю телевизор.

8. Играю на компьютере.

9. Занимаюсь коллекционированием.

10. Играю с друзьями.

11. Помогаю родителям.

12. Есть другие увлечения (напишите, какие).

VIII. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Какие качества характера Вы цените в людях?

2. Какие качества цените больше всего в учителях?

3. Какие качества хотели бы воспитать в себе?

4. Какие качества мешают Вам хорошо учиться?

5. Какие качества помогают Вам хорошо учиться?

6. От каких отрицательных качеств хотели бы избавиться?

7. Как Вы относитесь к отличникам?

8. Как относитесь к тому, кто плохо учится?

9. Кто является для Вас примером в учебе?

10. Вы считаете, что Вас уважают бывшие одноклассники?

11. Хотели бы Вы быть уважаемым студентом в группе?

12. Хотите ли Вы хорошо учиться?

13. Хотите ли, чтобы Ваша группа была лучшей в колледже?

14. Что для этого необходимо предпринять?

2. Начальный этап

На данном этапе рекомендуется проводить опрос студентов первого курса. Происходит более детальное знакомство в новом коллективе, при котором кураторов групп интересует, какими качествами личности обладают воспитанники, каковы их интересы. На наш взгляд, очень важно знать, прежде всего, насколько студенты знакомы с основными аксиологическими понятиями.

Предлагается несколько анкет, содержащих вопросы о приоритетах качеств личности, взаимоотношении с людьми. Так же учащимся предлагается заполнить таблицу, проранжировав основные ценности.

Так же предлагаются вопросы, касающиеся учебы в колледже.

Обработка анкет производится путем подсчета процентного соотношения количества человек, отметивших определенный вариант ответа, и общего количества опрошенных.

В результате опроса выявляется следующее:

- какой смысл вкладывается студентами в понятия «ценность», «нравственность», «духовность», «честность»;

- какие качества личности наиболее ценятся студентами;

- каким студенты видят (хотят видеть) их взаимоотношения с окружающими;

- на какие ценности ориентируются студенты.

Куратор, изучив результаты исследования, производит планирование учебно-воспитательной работы в группе и с отдельными студентами с учетом формирования необходимых ценностных ориентаций.

I. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Что Вы включаете в понятия «ценность», «ценностная ориентация»?

2. Что Вы включаете в понятие «духовность»?

3. Что Вы включаете в понятие «нравственные ценности»?

4. Какие поступки, на Ваш взгляд, характеризуют честного человека?

II. Отметьте, пожалуйста, качества, которые Вы цените в людях:

(присудите каждому ответу место - от 1 до 11)

1. Доброта, доброжелательность.

2. Привлекательная внешность.

3. Ум, образованность.

4. Жизнерадостность, остроумие.

5. Лидерские качества.

6. Надежность, ответственность.

7. Общительность.

8. Материальное благополучие.

9. Трудолюбие.

10. Отсутствие вредных привычек.

11. Другие качества (какие?)

III. Опишите Ваше отношение к окружающим, ответив на следующие вопросы:

1. Как бы Вы хотели, чтобы к Вам относились окружающие?

2. Как Вы относитесь к людям?

3. Как, на Ваш взгляд, относятся окружающие к Вам?

4. В чем Вы видите смысл жизни?

5. С человеком, обладающим какими качествами, Вы хотели бы дружить? (назовите 10 качеств характера).

IV. Определите какое значение для Вас лично имеют следующие ценности:

Оцените, пожалуйста, ценностные ориентации в соответствии со следующей шкалой:

0 – не имеет никакого значения;

1- иногда имеет некоторое значение;

2- иногда имеет большое значение;

3- имеет значение для всей жизни;

4- имеет большое значение для всей жизни.

Ценности

0

1

2

3

4

1) разнообразная, увлекательная жизнь

2) профессиональное мастерство

3) здоровье

4) интересная работа

5) красота природы и искусства

6) любовь

7) материальное благополучие

8) друзья

9) мир, мирная жизнь

10) общественное признание

11) высшее образование

12) равенство, равные возможности для всех

13) самостоятельность в суждениях и поступках

14) жизнь с пользой для других

15) семья

16) творчество

17)участие в общественно-политической жизни

18) развлечения

V. Для чего Вы учитесь?

1. Чтобы занять в обществе определенное место.

2. Хочу стать полезным для общества человеком.

3. Считаю, что необходимо материально обеспечить себя в будущем.

4. Главное, стать грамотным, образованным человеком, много знать.

5. Нужно не отставать от товарищей.

6. Мне нравится преодолевать трудности в учебе.

7. Получение образования считаю необходимым.

8. Это позволит мне быть всегда впереди.

9. Я стремлюсь знать много нового, интересного.

10. Есть другие цели (напишите, какие).

VI. Укажите, пожалуйста, что Вам нравится в учебной работе?

1. Занятие любимым предметом.

2. Возможность узнать о мире как можно больше.

3. Постоянное самосовершенствование.

4. Сознание общественной важности учебной работы.

5. Видеть растущие возможности.

6. Учеба является потребностью.

7. Хорошие отношения между студентами группы.

8. Хорошие отношения с преподавателями.

9. Возможность доставлять радость родителям.

10. Что-либо другое (напишите, что).

VII. Укажите, пожалуйста, что Вам не нравится в учебной работе?

1. Не умею самостоятельно учиться.

2. Нет возможности более

3. Углубленно работать над любимыми предметами.

4. Мало условий для творчества.

5. Не вижу результатов своей работы.

6. Учеба не является для меня потребностью.

7. Много занятий по расписанию.

8. Много заданий на дом.

9. Не остается времени для развлечений.

10. Плохие взаимоотношения со студентами в группе.

11. Плохие отношения с преподавателями.

12. Не имею способностей.

13. Что-либо еще (напишите, пожалуйста).

2. Базовый этап

Опрос проводится среди студентов второго- третьего курсов. Предлагается более детальное рассмотрение ценностных ориентаций и жизненных приоритетов исследуемой молодежи. Так же предлагаются анкеты, содержащие вопросы о студенческой жизни, отношении к учебе и т.д.

В результате опроса выявляется следующее:

- какими ценностными ориентациями руководствуются студенты в жизни;

- какие изменения в сфере ценностных ориентаций произошли;

- как изменилось отношение студентов к учебной работе и взаимоотношения в группе.

Кураторам необходимо провести сравнение результатов предыдущего и настоящего опросов с целью выявления динамики формирования ценностных ориентаций и дальнейшего планирования учебно-воспитательной работы в группе и с отдельными студентами.

I. Что для Вас является ценным?

(от 1 до 20 баллов)

1. Сохранение мира на Земле.

2. Сохранение природной среды обитания.

3. Дружба народов.

4. Свобода как независимость в поступках и действиях.

5. Общественное признание (уважение окружающих людей, коллектива).

6. Активная, деятельная жизнь.

7. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений).

8. Интересная работа.

9. Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений в жизни).

10. Расширение кругозора, интеллектуальное развитие.

11. Возможность встретить любимого человека, создать семью, иметь детей.

12. Хорошие, добрые отношения с людьми.

13. Способность к состраданию, сопереживанию чужому горю, радости, милосердие.

14. Порядочность.

15. Честность.

16. Взаимная поддержка.

17. Хорошее здоровье, которое позволило бы Вам жить полноценной жизнью.

18. Наслаждение красотой и неповторимостью природы.

19. Внешняя красота и привлекательность.

20. Возможность получить любимую работу, специальность, приносящую удовлетворение, позволяющую Вам раскрыть свои способности и приносить пользу людям.

II. Каким должен быть студент?

(присудите каждому ответу место - от 1 до 16)

1. Быть старательным, обязательным, стараться доделать начатое дело.

2. Быть энтузиастом, готовым к выполнению работы с инициативой, быть веселым, жизнерадостным.

3. Иметь хорошие отношения с товарищами.

4. Быть искренним, защищать правду, отказаться от всякой формы лицемерия.

5. Иметь хорошие отношения с учителями.

6. Любить труд, быть готовым выполнить любую работу.

7. Признавать любые ошибки, быть самокритичным.

8. Быть воспитанным, вежливым, любезным.

9. Быть непримиримым, бороться против всего плохого.

10. Быть отзывчивым, готовым помочь другим людям, пожертвовать своими интересами ради других.

11. Уважать коллектив, делать все для его пользы.

12. Быть заботливым, ласковым к родным, вежливым дома.

13. Хорошо вести себя, уважать установленный порядок поведения, быть дисциплинированным, исполнительным.

14. Заботиться о своем внешнем виде, быть аккуратным, опрятно одеваться.

15. Заботиться об учебе, о расширении своих знаний.

16. Быть смелым в отстаивании своих взглядов, своего мнения.

III. Какие качества в первую очередь необходимы преподавателю?

(присудите каждому ответу место - от 1 до 11)

1. Хорошее знание предмета.

2. Высокая общая культура.

3. Творческий подход к работе.

4. Обладание четкими ценностными установками.

5. Умение вникать в суть явлений.

6. Психологическая грамотность.

7. Открытость и искренность.

8. Терпимость к противоположным точкам зрения.

9. Интерес к проблемам учеников.

10. Высокая способность формировать коллектив.

11. Справедливость.

IV. Как Вы лично относитесь к своей учебе в колледже?

1. Очень ответственно.

2. Достаточно ответственно.

3. Не очень ответственно.

4. Безответственно.

5. Не могу сказать точно.

V. В каких формах управления студенческой жизнью Вы лично принимаете участие?

(Отметьте, пожалуйста, нужный ответ)

1. Являюсь членом студсовета колледжа.

2. Являюсь членом студпрофкома колледжа.

3. Являюсь членом студсовета в общежитии колледжа.

4. Являюсь старостой ученической группы.

5. Являюсь старостой этажа в общежитии колледжа.

6. Выступаю за честь колледжа (группы) в самодеятельности, спортивных соревнованиях.

7. Участвую в работе общих собраний группы, колледжа.

8. Обсуждаю студенческие проблемы в неформальной обстановке.

9. В другой форме _____________________________

10. Не принимаю ни в каких.

VI. Насколько интересна, на Ваш взгляд, внеаудиторная жизнь студентов вашей группы?

1. Очень интересна.

2. Довольно интересна.

3. Не очень интересна.

4. Совсем не интересна.

5. Затрудняюсь ответить.

VII. Нравится ли Вам учиться в колледже?

1. Конечно, да.

2. Скорее, да.

3. Скорее, нет.

4. Нет.

5. Затрудняюсь ответить.

VIII. если бы Вам сегодня пришлось снова выбирать учебное заведение, что бы Вы предприняли?

1. Выбрал(а) бы снова этот же колледж.

2. Поступил(а) бы в другое учебное заведение.

3. Не стал(а) бы учиться, а начал(а) работать.

4. Затрудняюсь ответить.

IX. Тест сравнительной оценки характера студента

Инструкция : оцените, пожалуйста, свои основные черты личности и характеристики поведения (нарисуйте свои портрет) по 5-бальной шкале, учитывая следующее: 5 баллов вы выставляете, если качество проявляется всегда; 4 – в большинстве случаев; 3 – иногда проявляется; 2 – проявляется редко; 1 - никогда не проявляется.

Вторая часть таблицы заполняется преподавателем, который оценивает черты характера студента со своей точки зрения. Так же возможна оценка со стороны других студентов группы.

В результате мы можем определить, насколько объективно оценивает себя сам студент, как оценивают его преподаватели и студенты.

Черта личности

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Ответственность

Открытость

Эмоциональность

Воображение

Честность

Доброжелательность

Самостоятельность

Инициативность

Требовательность к себе

Способность к сопереживанию

Терпимость

Критичность

Заботливость

Отзывчивость

Креативность

Оригинальность

Наблюдательность

Склонность к риску

Сообразительность

Интерес к людям

Независимость

Решительность, уверенность

Способность к самоанализу

Общительность

X. Диагностика ценностных отношений студентов

Как известно, личность связана с миром множеством отношений. Измерить все из них – задача чрезвычайно сложная, да и вряд ли целесообразная. Тогда встает вопрос: какие же из отношений наиболее ярко характеризуют личность и позволяют судить о той или иной мере ее воспитанности. Ответ на этот вопрос и дает диагностика ценностных отношений студентов.

Из достаточно большого числа отношений личности (к обществу, людям, природе, учению, труду, религии, науке, культуре, искусству, самому себе и др.) было вычленено несколько отношений как наиболее значимых и позволяющих с достаточной достоверностью судить о воспитанности человека.

Каждое из этих отношений раскрывается в показателях проявления. Все показатели проявления имеют 4-балльную градацию в зависимости от осознанности, активности и устойчивости как приближающийся к идеальному, достаточный, тревожный и критический.

В результате проведения самых различных методик (наблюдения за проявлением ценностных отношений в различных по сложности ситуациях, письменные опросы и устные беседы со студентами, анкетирование и др.) была разработана методика стандартизированной характеристики.

Стандартизированная характеристика студента

1. Отношение к учебе

Проявляет повышенный интерес к знаниям. Часто привлекает дополнительный материал при изучении того или иного предмета. Понимает необходимость хорошо учиться. Всегда добросовестно выполняет задания.

4

Проявляет познавательную активность, в основном в рамках школьной программы. Пользуется дополнительным материалом в случае, когда этого требует преподаватель. Обычно добросовестен в учении, но иногда ленится.

3

Интерес к знаниям ситуативен, ограничен программой специальности. Добросовестен только по отношению к предметам, к которым проявляет интерес.

2

К знаниям интереса не обнаруживает. Учится в основном по принуждению родителей и преподавателей. Как правило, недобросовестно относится к учению, не проявляет старания.

1

2. Отношение к труду

Ответственно относится к любым трудовым поручениям. Любит участвовать в трудовых делах группы, проявляет инициативу.

4

Как правило, ответственно относится к трудовым заданиям, в отдельных случаях может не выполнить порученное. Трудиться любит, но включается в деятельность в основном по инициативе других.

3

Проявляет ответственность в трудовых делах, если дело интересует. Требует контроля со стороны при выполнении трудовых дел. Включается в трудовую деятельность по необходимости. Редко доводит начатое дело до конца.

2

Нередко уклоняется от участия в трудовых делах, трудится неохотно.

1

3. Активность участия в общественной жизни

Проявляет активное участие в деятельности, имеющей общественную направленность. Во время бесед, диспутов активен. Участвует во всех мероприятиях. Умеет организовать других ребят, повести их за собой.

4

Принимает участие в общественных делах, следуя за другими студентами. Участвует в беседах, но испытывает затруднение в аргументации своей точки зрения.

3

Мало активен в общественных делах учебного заведения и группы, предпочитает позицию зрителя. Иногда увлекается подобной работой, но быстро охладевает к ней. Не умеет отстаивать свою точку зрения.

2

Безразличен к общественной жизни учебного заведения и группы. Равнодушно относится к событиям, происходящим вокруг.

1

4. Отношение к природе и продуктам труда людей.

Бережно относится к природе и продуктам труда людей. Активно противостоит проявлению вредительства со стороны других, принимает участие в природоохранной деятельности.

4

В целом относится бережно к природе и продуктам труда людей, только в отдельных случаях допускает небрежность. Осуждает небрежность других, но активное противоборство оказывает не всегда.

3

В проявлении бережливости требует контроля со стороны преподавателей. Сам редко приносит вред, но пассивен к проявлениям небрежности со стороны других.

2

Небрежен в обращении с природой и продуктами труда человека. Безразличен к проявлениям небрежности и нередко сам может нанести вред.

1

5.Доброжелательное отношение к людям.

Следует правилам вежливости в любых ситуациях. Проявляет готовность помочь окружающим в случае необходимости. Стремится сам делать людям приятное.

4

В сложных, конфликтных ситуациях нередко теряется, не всегда в них руководствуется правилами вежливости. Охотно помогает другим, если подскажут, кому нужна его помощь.

3

Затрудняется принять правильное решение в жизненных ситуациях. Поступает часто ситуативно. Оказывает помощь другим в случае необходимости, но делает это без энтузиазма. Сам не ищет места приложения своих сил.

2

Нередко бывает невежлив. Чаще отказывается помочь другому, но, если помогает, то исполняет это как повинность.

1

6.Непримиримое отношение к безнравственности.

Непримирим к проявлениям безнравственности. Активно включается в борьбу с подобными явлениями. Справедлив и борется за справедливость при любых обстоятельствах.

4

Осуждает безнравственные поступки. Стремится к справедливости, но выступает за нее вслед за другими активными студентами.

3

Осуждает безнравственность больше на словах. Справедлив, за исключением тех случаев, когда ситуация может обернуться против него.

2

Равнодушен к проявлению безнравственности. Часто пренебрегает справедливостью, способен пойти на компромисс с совестью. С несправедливостью борется только тогда, когда она коснулась его самого.

1

7.Требовательное отношение к себе.

Всегда требователен к себе. Не позволяет расслабляться.

4

Чаще всего требователен к себе, но иногда допускает расслабление.

3

Нередко нетребователен к себе. Стремится уйти от трудностей. Не воспитывает в себе силу воли.

2

Требований к себе не предъявляет.

1

8. Отношение к своему физическому развитию.

Понимает необходимость своего физического развития. Стремится быть сильным, крепким, здоровым.

4

Понимает необходимость своего физического развития, но развивает свои физические силы бессистемно.

3

Не осознает четко необходимость своего физического развития. Развивает свои силы только под нажимом извне.

2

Безразличен к своему физическому развитию.

1

9.Эстетическое отношение к действительности.

Воспринимает красоту окружающего мира. Ярко и образно выражает свои чувства по отношению к красивому и безобразному. Проявляет интерес к различным видам искусства.

4

Воспринимает красоту окружающего мира. Ярко и образно выражает свои чувства. Интерес к различным видам искусства ситуативен.

3

Проявляется ограниченность в восприятии красоты окружающего мира. Эстетические чувства проявляет редко. Интереса к искусству почти не обнаруживает.

2

Не видит различия между красивым и безобразным. Чувств по отношению к красоте окружающего мира не проявляет. Интерес к искусству отсутствует.

1

В стандартизированной характеристике, как видно из ее содержания, охвачены все основные виды отношений личности к действительности. Процедура заполнения стандартизированных характеристик осуществляется методом экспертных оценок, где в качестве экспертов могут выступать преподаватели-предметники, куратор, администрация учебного заведения. Целесообразно, на наш взгляд, провести совместное обсуждение характеристик всеми экспертами с целью дальнейшего планирования учебно-воспитательной работы, направленной на формирования у студентов необходимого отношения к тем или иным реалиям жизни (2, 27-33).

4. Заключительный этап

Опрос проводится среди студентов выпускных групп. На данном этапе молодежью осмысливаются основные жизненные позиции, идеалы, цели. Им предстоит решение большого количества вопросов «взрослой» жизни: трудоустройство, поступление в ВУЗы, служба в армии, создание семьи и пр.

Предлагается более детальное рассмотрение ценностных ориентаций и жизненных приоритетов исследуемой молодежи.

В результате опроса выявляется следующее:

- какие изменения в сфере ценностных ориентаций личности студентов произошли;

- какие изменения в систему ценностных ориентаций каждого студента необходимо еще вносить.

Кураторам необходимо провести сравнение результатов предыдущего и настоящего опросов с целью выявления динамики формирования ценностных ориентаций студентов. При сравнении результатов начального и заключительного этапа можно проследить динамику формирования ценностных ориентаций за весь период обучения студентов в колледже, что позволит судить о результативности и эффективности программы формирования ценностных ориентаций, осуществляемой в ходе учебно-воспитательного процесса в течение 3-4 лет.

Вместе с психологом кураторам предстоит составить рекомендации по дальнейшему самовоспитанию и самокоррекции для каждого отдельного студента.

I. Завершите, пожалуйста, кратко следующие предложения:

1) Хорошая жизнь – это ________________________________

2) Я хочу, чтобы _______________________________________

3) Быть счастливым – это значит _________________________

4) Самое главное в жизни _______________________________

5) Если бы я был волшебником ___________________________

6) Когда есть свободное время, я _________________________

7) Я предпочитаю ______________________________________

8) Цель моей жизни ____________________________________

9) Знания нужны, чтобы _________________________________

10) Я боюсь ____________________________________________

11) Если бы у меня случайно оказалось много денег_______________________________________________

12) Придет такой день, когда ______________________________

13) Настоящая проблема в том, что ________________________

14) Я мечтаю ___________________________________________

15) Вряд ли возможно, что ________________________________

16) Лет так через пять ____________________________________

17) Более всего _________________________________________

18) Я надеюсь __________________________________________

19) Жаль, что ___________________________________________

20) Девиз моей жизни - __________________________________

II. Согласны ли вы со следующими утверждениями:

(В одном из столбцов каждой строки поставьте “+”)

Жизненные ценности

Утверждения

Полностью не согласен

Скорее

Не

Согласен

Отношусь равнодушно

Скорее

Согласен

Полностью

Согласен

1. Я думаю, что мир, мирная жизнь нужны каждому человеку

2. Я полагаю, что здоровье дороже всего

3. Я считаю, что человеку необходимы настоящие друзья

4. Я считаю, что для всех людей должны быть равные возможности

5. Я считаю, что необходимо достичь счастья в семейной жизни

6. Я считаю, что нужно жить с пользой для людей

7. Я думаю, что можно прожить без большой любви

Материальные ценности

1. Я думаю, что необходимо достичь высокого уровня благосостояния

2. Я считаю, что деньги обеспечивают яркую, привлекательную жизнь

3. Я уверен, что люди должны стремиться к приобретению собственности

4. Я уверен, что красивая одежда создает путь к успеху

5. Я думаю, что предприимчивость, приобретательство – это нормы жизни

6. Я считаю, что привлекательная, яркая внешность обеспечивает карьеру

7. Я считаю, что счастье возможно без материального благополучия

Духовные ценности

1. Меня удивляет красота природы

2. Я стремлюсь к самосовершенствованию

3. Меня волнует музыка

4. Я склонен к творческой деятельности

5. Меня волнует игра актеров на сцене

6. Я могу долго смотреть на полотна живописи

7. Я могу жить без искусства

Нравственные ценности

1. Я считаю, что необходимо соблюдать нормы нравственности

2. Я считаю, что надо жить с чистой совестью

3. Я думаю, что все должны вести здоровый образ жизни

4. Я считаю, что наркотики губят жизнь

5. Я уверен, что всех людей привлекает беззаботная, праздная жизнь

6. Я думаю, что можно проявлять пристрастие к алкоголю

7. Я уверен, что половая жизнь до брака – это норма

Профессиональные ценности

1. Я стремлюсь получить высшее образование

2. Я стремлюсь расширить свой кругозор

3. Мне необходима интересная работа

4. Я стремлюсь хорошо выполнять любую работу

5. Я стремлюсь достигнуть вершин профессионального мастерства

6. Я получу в моей профессии широкие возможности для самореализации

7. Я считаю мою профессию очень нужной для общества

В качестве примера использования методики поэтапной диагностики ценностных ориентаций студентов ССУЗов приведем результаты, полученные в ходе исследования, проведенного нами в Уфимском государственном профессионально-педагогическом колледже с 1997 по 2000 гг. на специальностях 0307 «Физическое воспитание», 0308 «Профессиональное обучение», 0309 «Труд».

Динамику ценностных ориентаций студентов можно проследить, рассмотрев следующую таблицу:

Ценности, на которые студент ориентируется

Приоритетность ценностей (в %)

по этапам

Предв. этап

Нач. этап

Баз. этап

Закл. этап

Жизненные ценности (мир, семья, здоровье, друзья и др.)

19

19,9

20,1

20,5

Материальные ценности (деньги, одежда, собственность, благосостояние и др.)

21,9

19,7

15,3

12,3

Духовные ценности (красота, творчество, искусство, истина, добро, справедливость)

15,2

15,5

16,6

17,2

Нравственные ценности (совесть, честь и др.)

16,3

16,8

17,5

18,9

Профессиональные ценности (проф.мастерство, знание своего дела, самореализация, интересная работа и др.)

27,6

28,1

30,5

31,1

Более наглядно динамика ценностных оринтаций студентов отражена на графике, приводимом ниже:

Таким образом, мы видим, что наблюдается значительный рост приоритета профессиональных ценностей (на предварительном этапе - 27,6 %, на заключительном этапе – 31,1%). Подобное изменение объясняется тем, что учебно-воспитательный процесс данных специальностей колледжа направлен на формирование профессиональных качеств будущего педагога. Также в период обучения растет количество студентов, ориентирующихся в своем поведении на духовные (15,2% - 17,2%), нравственные (16,3% - 18,9%), что также не является случайностью, поскольку ориентация на духовно-нравственные ценности является основным критерием профессионализма педагога. Определенной статичностью характеризуются ориентации на жизненные ценности, наблюдается незначительный рост (19% - 19,9% - 20,1% - 20,5%), что свидетельствует о том, что для студентов одними из наиболее значимых ценностей постоянно являются мир, семья, здоровье, друзья. Однако материальные ценности постепенно перестают быть жизненным ориентиром для большинства опрашиваемых студентов, в этой сфере ориентаций особенно заметно резкое изменение (21,9% - 12,3%). Так, мы видим, что на предварительном этапе материальное благополучие находилось на втором месте по значимости для опрашиваемых после профессиональных ценностей. На заключительном же этапе материальные ценности перешли на последнее место, уступив жизненным, духовным и нравственным. Профессиональные ценности являются главными для студентов в течение всего периода обучения в колледже, что можно объяснить возрастными особенностями студентов и ведущейся в учебном заведении профориентационной работой. Можно сделать вывод, что большинство студентов выбрали профессию педагога не случайно, о чем свидетельствует положительный настрой, стремление к самореализации и повышению уровня профессионального мастерства.

Подводя итоги исследования, необходимо также отметить, что результаты опросов позволяют педагогическому коллективу колледжа проследить динамику ценностных ориентаций воспитанников, планировать и корректировать соответствующую программу учебно-воспитательных мероприятий, создать благоприятные педагогические условия формирования ценностных ориентаций, необходимых для гармоничного развития личности студентов, их дальнейшего общественного и профессионального становления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диагностическое исследование ценностных ориентаций студентов колледжа к выявленным общечеловеческим ценностям проводится с целью уточнения места этих ценностей в целостном педагогическом процессе. В ходе диагностики также выявляется иерархия ценностей представителей студенческой молодежи.

Подробное и поэтапное исследование позволяет проследить динамику ценностных ориентаций молодежи и оценить эффективность проводимой одновременно программой формирования ценностных ориентаций в ходе учебно-воспитательного процесса колледжа.

Диагностика ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений в настоящее время является в достаточной степени неизученной областью педагогики. В то же время предлагаемая в пособии подборка методик не является завершенным и единственно правильным вариантом исследования данной проблемы, возможно внесение изменений и дополнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. – М., 1989.

2. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. – М.: Педагогика, 1989.

3. Гришин В.В., Лушин П.В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. – М., 1990.

4. Кирьякова А.В. Ориентация школьников на социально – значимые ценности: Автореф.дис… докт.пед.наук. – Санкт-Петербург, 1991. – 35с.

5. Косова Л.Б. Динамика ценностных ориентаций, анализ результатов эмпирического исследования. // Социологические исследования. 1984, № 2 . – С. 82 – 92.

6. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. – М., 1992.

7. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Под ред. В.А. Ядова. – Л.: Наука, 1979.

8. Смирнов Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей. // Психологический журнал, 1997, № 1. – С. 157 – 168.

9. Трофимова Е.В. Формирование диагностических умений студентов в процессе педагогической практики. – Уфа: БГПИ, 1995.

10. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. – М., 1992.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  847  848  849   ..