Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  839  840  841   ..

 

 

Кабардино-балкарский государственный

Кабардино-балкарский государственный

Федеральное агентство по образованию

КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ им. Х. М. БЕРБЕКОВА

педиатРия

Учебно-методическое пособие для клинических ординаторов

по специальности 040201

Нальчик - 2005

ВВЕДЕНИЕ

Клиническая ординатура по педиатрии на медицинском факультете КБГУ имеет цель выпуска высококвалифицированного врача-педиатра для работы во всех звеньях детского здравоохранения республики. Задачей ординатора является углубление знаний по педиатрии, развитие навыков клинического мышления и умения самостоятельной работы с научной литературой, освоение навыков выполнения дополнительных методов обследования, их интерпретация, освоение методов организации работы детских лечебно-профилактических учреждений, знакомство с редкими и сложными в диагностическом отношении видами заболеваний.

В деятельность ординатора во время обучения включаются все разделы работы базового отделения, он подчиняется правилам внутреннего распорядка больницы. Ординаторы работают в соответствии с индивидуальным планом в различных отделениях базы кафедры. Ординаторы непосредственно подчиняются заведующему кафедрой и руководителю ординатуры кафедры, кураторами работы ординаторов являются сотрудники кафедры (ассистенты, доценты).

Курация больных это основная форма работы ординатора. Ординаторы участвуют в научно-методических, патолого-анатомических и других конференциях, обходах профессора, консилиумах, в врачебно-консультативных комиссиях и др. По тематическому плану отделения проводится тематический разбор больных и собеседование по проработанным литературным источникам. Все ординаторы посещают лекции, читаемые на кафедре студентам 4-5 курсов.

За время прохождения обучения в ординатуре каждый ординатор 1 раз в год отчитывается на заседании кафедры о проделанной работе; по окончании срока обучения проводится типовая аттестация с представлением письменного отчета.

Экзамен проходит в 2 этапа.

I этап - тестовый контроль теоретических знаний с помощью компьютерных тестовых программ. Используются квалификационные сертификационные тесты по педиатрии, утвержденные МЗ РФ (Москва, 1996 г.).

II этап - проверка практических знаний и умений с помощью решения больших ситуационных задач, которые включают вопросы диагностики, дифференцильной диагностики, оценку дополнительных методов исследования, оказание неотложной помощи на различных этапах, разработку вопросов профилактики.

Врачу-ординатору, успешно сдавшему экзамен по специальности, выдается удостоверение и сертификат, разрешающий практическую деятельность врача.


Рекомендуемое распределение времени учебы

клинических ординаторов по отделениям

1.Отделение новорожденных – 12 недель.

2.Отделение раннего возраста-12 недель.

3.Отделение пульмонологии- 6 недель.

4.Отделение кардиоревматологии – 8 недель.

5.Отделение гематологии – 7 недель

6.Отделение гастроэнтерологии – 8 недель.

7.Отделение нефрологии – 7 недель.

8.Отделение интенсивной терапии и реанимации – 2 недели.

9.Поликлиника – 8 недель.

10.Инфекционное отделение – 2 недели.

11.Отделение эндокринологии- 2 недели.

12.Отделение неотложной хирургии – 1 неделя.

13.Отделение онкологии – 1 неделя.

13.Фундаментальные дисциплины – 7 недель.

14.Общественное здоровье и здравоохранение – 3 недели.

15.Элективы – 10 недель.

Всего - 96 недель.


Квалификационная характеристика
врача-специалиста педиатра

I. Врач-специалист педиатр должен уметь:

- владеть основами законодательства по охране материнства и детства, здоровья населения;

- знать структуру педиатрической помощи и основные принципы здравоохранения, права, обязанности, ответственность;

-.владеть планированием своей работы, принципами сотрудничества с другими специалистами и службами (социальная служба, страховая компания, ассоциация врачей и т.д.);

- знать и соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии;

- способствовать правильному воспитанию и развитию здорового ребёнка;

- владеть методами профилактики, диагностики и лечения при различных заболеваниях и различных состояниях, методами диспансеризации и реабилитации больных детей;

- проводить анализ эффективности диспансеризации;

- оказывать скорую и неотложную помощь детям;

- проводить организационные мероприятия по оптимизации работы.

II. Общие умения и практические навыки :

- правильно собрать и проанализировать генеалогический, перинатальный анамнез, анамнез жизни и заболевания;

- провести комплексную оценку состояния здоровья и развития ребёнка, определить группу здоровья;

- рассчитать содержание и калорийность основных пищевых инградиентов в суточном рационе ребёнка любого возраста;

- дать рекомендации по вскармливанию, питанию, воспитанию, закаливанию, режимным моментам;

- владеть методами пропаганды здорового образа жизни и профилактике заболеваний;

- своевременно определить симптомы и синдромы, требующие оказания неотложной помощи и оказать её;

- уметь проводить наружный массаж сердца;

- проводить искусственное дыхание методом «рот в рот»;

- уметь проводить первичную обработку раны при механических травмах и ожоговых поражениях;

- уметь проводить восстановление проходимости дыхательных путей;

- проводить остановку кровотечений, иммобилизацию частей тела, наложение повязок;

- самостоятельно проводить подкожные, внутрикожные, внутримышечные, внутривенные инъекции, люмбальные пункции;

- назначить (по показаниям) лабораторные, инструментальные, функциональные и другие исследования для уточнения диагноза. клинически интерпретировать их результаты, при необходимости провести забор материала для лабораторного исследования;

- пользоваться необходимой медицинской аппаратурой (антропометрический набор, гемометр, аппарат для измерения артериального давления, желудочный и дуоденальный зонды, система для функциональной терапии, аппарат Боброва, транспортные шины, аппаратура для ингаляций, электроотсос, дыхательный мешок «Амбу», кислородная палатка, интубационная трубка, дренажные системы, системы для инфузионной терапии и тд.;

- своевременно проводить комплексный анализ клинических и параклинических данных , поставить диагноз и назначить необходимую терапию;

- определить степень нарушения гомеостаза и принять меры к его нормализации;

- определить показания к госпитализации и организовать её;

- осуществить экстренные противоэпидемические мероприятия при экстренных ситуациях;

- вести необходимую медицинскую документацию;

- составить план своей работы и работы подчинённого среднего медицинского персонала;

- составить отчёт о работе за год и провести её анализ.

III. Перечень неотложных состояний :

- остановка сердца;

- остановка дыхания;

- электротравма;

- ожоги (термические, химические)

- утопление;

- острая сердечная недостаточность;

- острая сосудистая недостаточность;

- переломы конечностей и другие травмы, травматический шок;

- острые отравления;

- ингаляции дыма, горячего воздуха, отравление угарным газом;

- укусы насекомых;

- укусы змей, животных;

- гипертермия, перегревание;

- обморожения, замерзание;

- судороги;

- острая дыхательная недостаточность;

- пневмо-, гидро-, гематоторакс;

- острый отёк лёгких;

- острая обструкция верхних дыхательных путей;

- острая бронхиальная обструкция;

- приступ бронхиальной астмы;

- инородные тела дыхательных путей;

- нарушения ритма сердца;

- наружные кровотечения;

- внутренние кровотечения;

- токсикоз;

- нарушение сознания;

- крапивница;

- отёк Квинке;

- токсико-аллергический дерматит;

- анафилактический шок;

- почечная колика;

- кома (гипо-, гипергликемическая, анемическая, печёночная, мозговая, неясной этиологии);

- острая надпочечниковая, почечная, печёночная недостаточность);

- острые заболевания органов брюшной полости (ущемлённая грыжа, острый панкреатит, холецистит, аппендицит, острая кишечная непроходимость, прободная язва), «острый живот»;

- синдром дегидратации;

- ацетонемическая рвота.

IV. Перечень практических навыков и умений по специальности педиатрия.

I. Клиническое обследование, лечение, реабилитация и диспансеризация детей; профилактика заболеваний .

1. Собрать генеалогический, перинатальный анамнез, анамнез жизни и заболевания. Выбрать факторы риска возникновения заболевания.

2. Провести полное клиническое обследование ребенка. Сформулировать предварительный диагноз.

3. Своевременно определить синдромы, требующие оказания неотложной помощи.

4. Назначить необходимые лабораторные и инструментальные исследования, дать оценку их результатов.

5. Решить вопрос о необходимости дополнительных специализированных исследований и консультаций специалистов.

6. В комплексе оценить результаты анамнеза, клинических, инструментальных и функциональных исследований, заключений специалистов.

7. Поставить клинический диагноз в соответствии с международной классификацией заболеваний.

8. Назначить лечение, контролировать его результаты, проводить коррекцию. Установить объём помощи при неотложных состояниях и последовательность её оказания.

9. Провести реабилитационные мероприятия с проведением традиционных и нетрадиционных методов.

10. Провести диспансеризацию здоровых детей различного возраста, обеспечить их дифференцированное наблюдение (с учетом факторов риска возникновения заболевания).

11. Проводить диспансеризацию больных детей с учетом выявленной патологии, факторов риска возникновения осложнений и новых заболеваний, хронизации и возможности инвалидизации.

12. Планировать проведение профилактических прививок состоящим под наблюдением детям.

13. Проводить противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции.

14. Определить показания к госпитализации больных детей (экстренной, плановой), направить на госпитализацию.

15. Провести комплексную оценку состояния здоровья ребенка, осуществлять дальнейший контроль за его развитием.

16. Координировать связь и преемственность с другими специалистами и персоналом лечебно-профилактических, детских дошкольных и школьных учреждений.

17. Вести медицинскую документацию, применяемую в лечебно-профилактическом учреждении; анализировать свою работу, составлять по ней отчеты.

V . Врачебная помощь при неотложных состояниях на догоспитальном этапе .

1. По клиническим данным оценить тяжесть состояния здоровья больного ребёнка, наличие угрозы для его жизни или возникновения осложнений.

2. Выбрать тактику оказания медицинской помощи (экстренные инструментальные, лабораторные диагностические исследования, экстренные консультации специалистов, экстренные манипуляции и медикаментозные назначения, их объём и продолжительность; срочная госпитализация, условия транспортировки больного, лечебные мероприятия во время транспортировки больного). Оказать медицинскую помощь на догоспитальном этапе.

VI.Перечень неотложных состояний:

1. Остановка сердца.

2. Остановка дыхания.

3. Острая сердечная недостаточность

4. Острая сосудистая недостаточность.

5. Острая надпочечниковая недостаточность.

6. Острая почечная недостаточность.

7. Острая печёночная недостаточность.

8. Острая дыхательная недостаточность.

9. Анафилактический шок.

10.Отёк Квинке.

11.Токсико-аллергический дерматит.

12.Крапивница.

13.Кома гипо- и гипергликемическая.

14.Кома анемическая.

15.Кома печёночная.

16.Кома мозговая, неясной этиологии.

17.Гипертермия, перегревание.

18.Обморожение, замерзание.

19.Нарушения ритма сердца.

20.Приступ бронхиальной астмы.

21.Острая бронхиальная обструкция.

22.Острая обструкция верхних дыхательных путей.

23.Острый отек легких.

24.Пневмо-, гидро-, гемоторакс.

25.Ингаляции дыма, горячего воздуха, отравление угарным газом.

26.Инородные тела дыхательных путей.

27.Нарушения сознания.

28.Острые отравления.

29.Синдром дегидратации.

30.Ацетонемическая рвота.

31.Токсикоз.

32.Судороги.

33.Электротравма.

34.Ожоги (термические, химические).

35.Утопление.

36.Укусы насекомых.

37.Укусы змей, животных.

38.Переломы конечностей и другие травмы. Травматический шок.

39.Наружные кровотечения.

40.Внутренние кровотечения.

41. Острые заболевания органов брюшной полости (ущемленная грыжа, острый аппендицит, острая кишечная непроходимость, прободная язва, острый панкреатит, холецистит, почечная колика), «острый живот».

42.Почечная колика.

Программа подготовки

в клинической ординатуре по педиатрии

Раздел 1. Питание здоровых и больных детей .

1.1.Современные концепции сбалансированного питания.

1.2.Возрастные особенности функции желудочно-кишечного тракта и обмена веществ у детей.

1.3.Рациональное вскармливание детей первого года жизни.

1.4.Организация питания детей в возрасте от 1 года до 14 лет.

1.5.Клинико-физиологические и биохимические критерии оценки эффективности питания.

1.6.Организация питания здорового и больного ребенка в лечебно-профилактических учреждениях.

Раздел 2. .Неонатология.

2.1. Анатомо-физиологические особенности доношенного и недоношенного ребенка. При проработке данного раздела необходимо обратить внимание врача на значение наследственного, биологического и социального анамнеза при оценки соответствия органно-метаболической зрелости гестационному возрасту новорожденного, обсудить особенности клинической оценки здорового новорожденного и новорожденных групп повышенного риска по различным заболеваниям. Наметить план профилактического ведения новорожденного с учетом всех особенностей его развития, обсудить особенности течения заболеваний в этот период и терапевтической тактики ведения на участке детей группы повышенного риска.

2.2. Заболевания кожи у новорожденных (этиология, клинические проявления, дифференциальная диагностика, течение, лечение, исходы) - неинфекционные заболевания, генодерматозы.

2.3. Патология органов дыхания новорожденных . Анатомо-физиологические и функциональные особенности бронхолегочной системы во внутриутробном и неонатальном периоде, период адаптации при переходе к внеутробному существованию. Особенности течения пневмопатий (болезнь гиалиновых мембран, отечно-геморрагический синдром, ателектазы легких), оценка степени тяжести синдрома дыхательных расстройств, лечение пневмопатий. Особенности течения пневмоний в периоде новорожденности и их ведение. Пороки развития легких. Диспансерное наблюдение за детьми, имевшими патологию бронхо-легочной системы в периоде новорожденности.

2.4. Гнойно-септические заболевания новорожденных . Физиологические особенности иммунной системы в периоде новорожденности. Этиология, патогенез, вопросы классификации, клиника, диагностика, лечение, профилактика при гнойно-септических заболеваниях (процессы местной локализации, сепсис, деструктивные пневмонии, поражения желудочно-кишечного тракта). Диспансерное наблюдение детей, перенесших гнойно-септические заболевания в периоде новорожденности.

2.5. Внутриутробные инфекции . Этиология, патогенез, пути инфицирования, клиника, дифференциальный диагноз, особенности терапии, прогноз, профилактика, диспансерное наблюдение). Особенности инфекционного процесса у беременных, поражение плода при инфицировании на разных сроках беременности. Внутриутробная вирусная инфекция. Внутриутробная бактериальная инфекция. Врожденные протозойные и другие инфекционные болезни (токсоплазмоз, микоплазменная инфекция, хламидиоз и др).

2.6. Гемолитическая болезнь новорожденных (патогенез, клиника, лабораторная диагностика, экстренная терапия, дальнейшая тактика ведения, прогноз, отдаленные последствия).

2.7. Перинатальные энцефалопатии . Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Значение нарушения маточно-плацентарного кровообращения в генезе постгипоксического поражения ЦНС. Острый период. Восстановительный период. Исходы.

2.8. Геморрагический синдром новорожденных . Особенности гемостаза новорожденных. Наследственные коагулопатии, геморрагическая болезнь новорожденных, врожденная тромбоцитопеническая пурпура, коагулопатия потребления при синдроме ДВС.

2.9. Эндокринопатии новорожденных . Диабетическая эмбриофетопатия, гипотиреоз, патология надпочечников.

2.10. Питание детей периода новорожденности . Принципы рационального сбалансированного питания.

В отделении патологии новорожденных врачи знакомятся с санитарно -гигиеническим режимом и организацией работы в отделении, самостоятельно ведут 3-4 больных, проводят их клиническое обследование, назначают и оценивают результаты лабораторных, ультразвуковых, ренгенологических и др. методов обследования, подбирают соответствующее лечение. Особое внимание уделяют овладению методами выхаживания недоношенных и незрелых детей, проведению инфузионной терапии, спинномозговой пункции, расчету питания, особенностям назначения лекарственных препаратов.

Раздел 3 . Физиология и патология детей раннего возраста.

3.1. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего возраста. Сигмальные отклонения рядя параметров физического развития (масса, рост, окружность грудной клетки и головы и т.д.) у детей различных возрастных групп, оценить индексы развития. Оценка развития психических функций и навыков у детей до 3-х летнего возраста.

3.2. Вскармливание детей раннего возраста . Профилактика гипогалактии. Рациональное вскармливание детей раннего возраста. Преимущества грудного вскармливания. Сроки введения прикормов. Оценка отечественных и импортных смесей - «заменителей» грудного молока. Диетотерапия гипотрофии, рахита, аллергодерматозов, при синдроме нарушенного кишечного всасывания.

3.3.Заболевания и патологические состояния детей раннего возраста (этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика, диспансеризация, выявление групп риска).

3.3.1.Хронические расстройства питания (гипотрофия, паратрофия, гиповитаминозы, гипервитаминозы).

3.3.2. Рахит, спазмофилия, гипервитаминоз Д. Система регуляции фосфорно-кальциевого обмена. Лечение, профилактика.

3.3.3.Особенности железодефицитных анемий у детей раннего возраста. Особенности обмена железа у ребенка первого года жизни. Лечение. Оценка эффективности различных препаратов железа.

3.3.4. Синдром нарушенного кишечного всасывания (целиакия, муковисцидоз, экссудативная энтеропатия, дисахаридазная недостаточность).

3.3.5.Синдром срыгивания и рвоты. Возрастные анатомо-физиологические особенности желудочно-кишечного тракта. Семиотика синдрома рвоты. Лечение.

3.3.6.Аномалии развития желудочно-кишечного тракта. Пороки развития ротоглотки, пищевода, желудка, гастродуоденального и верхнекишечного отделов (пилоростеноз, синдром Ледда) и толстого кишечника (болезнь Гиршпрунга, долихосигма и пр.). Обратить внимание на своевременную диагностику и оперативное вмешательство при ургентных состояниях.

3.3.7.Желтухи новорожденных и детей грудного возраста. Обмен билирубина в организме. Клиника, диагностика, лечение различных форм желтух. Конъюгационные, гемолитические, механические, паренхиматозные желтухи.

3.3.8. Заболевания органов дыхания. Пневмонии. Респираторные аллергозы (бронхиальная астма, обструктивный бронхит, ринит). Выделить варианты тяжелого течения заболеваний органов дыхания, требующих неотложной помощи. Энзимопатии и наследственно обусловленные заболевания легких.

3.3.9. Заболевания сердечно-сосудистой системы у детей раннего возраста. Врожденные пороки сердца. Кардиопатии с нарушениями ритма (врожденная пароксизмальная тахикардия, миокардиты различной этиологии, токсическая кардиопатияя, фиброэластоз). Значение ранней и повторной ЭКГ в диагностике нарушений ритма и контроля за эффективностью лечения. Сердечная и сосудистая недостаточность.

3.3.10.Адрено-генитальный синдром.

3.3.11.Аллергодерматозы у детей раннего возраста.

3.3.12. Пограничные состояния. Предрасположенность к заболеваниям. Показать значение наследственности в формировании предрасположенности (диатезов) у детей раннего возраста к заболеваниям.

3.3.13. Часто болеющие дети. Причины частой респираторной заболеваемости детей. Методы оздоровления часто болеющих детей .

В отделении патологии детей раннего возраста врачи самостоятельно ведут 5-7 больных, проводят сбор анамнеза, назначают и оценивают результаты обследования: лабораторного, ренгенологического, ультразвукового и т.д., проводят расчет питания, коррекцию питания при хронических его расстройствах, аллергодерматозах; назначают и контролируют правильный режим дня, проводят инфузионную терапию, обучаются технике спинномозговой и плевральной пункции, осваивает методы оказания срочной помощи при неотложных состояниях .

Раздел 4. Болезни органов дыхания .

4.1. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей.

4.2.Методы обследования : анамнестические, клинические, рентгенологические, микробиологические, иммунологические, функциональные, морфобиоптические, диагностические манипуляции - пункция плевральной полости, бронхоскопия, торокоскопия. Показания, противопоказания, оценка проведенного обследования.

4.3. Патология органов дыхания (этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение).

4.3.1. Заболевание верхних дыхательных путей (ринит, фарингит, синуит, аденоидит, хр. тонзиллит, ларингит, трахеит).

4.3.2. Бронхит (острый, обструктивный, бронхиолит, рецидивирующий бронхит).

4.3.3. Пневмония острая (очаговая, сегментарная, интерстициальная, крупозная).

4.3.4.Плевриты.

4.3.5. Пневмоторакс, пиопневмоторакс.

4.3.6.Пневмония хроническая.

4.3.7.Поражение легких при наследственных и системных заболеваниях (идиопатический легочный гемосидероз, ретикулогистиоцитоз, недостаточность антитрипсина, муковисцидоз и др.).

4.3.8.Альвеолиты (экзогенный аллергический альвеолит, идиопатический фиброзирующий альвеолит).

При работе в отделении пульмонологии врач научится: оценивать физикальные и аускультативные данные в легких, правильно интерпретировать проведенные лабораторные, инструментальные (бронхоскопия, плевральная пункция, торакоскопия, и др.) и рентгенологические методы обследования, назначать лечение при различных бронхолегочных заболеваниях, оказывать неотложную помощь.

Раздел 5. Болезни органов кровообращения

5.1. Анатомо-физиологические особенности системы кровообращения у детей в возрастном аспекте.

5.2. Методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей (клинические; лабораторные - гематологические, биохимические, иммунологические, гемокоагуляционные; функциональные пробы; ЭКГ, ФКГ; эхокардиография, рентгенологические, радиоизотопные и др. методы обследования). Проведение, интерпритация результатов.

5.3. Заболевания сердечно-сосудистой системы : этиология, патогенез, классификация, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, профилактика, диспансерное наблюдение.

5.3.1. Первичные и вторичные артериальные гипотензии и гипертензии.

Вегето-сосудистая дистония (ВСД). Вегето-висцеральные пароксизмы, кардиальные нарушения при ВСД.

5.3.2. Врожденные пороки сердца и крупных сосудов. Пороки с увеличенным легочным кровотоком; пороки с обедненным легочным кровотоком; пороки с обеднением большого круга кровообращения; другие пороки развития и аномалии положения сердца и крупных сосудов. Показания и сроки хирургической коррекции. Лечение и профилактика осложнений.

5.3.3. Нарушения сердечного ритма и проводимости (нарушение функции автоматизма синоатриального узла, нарушение функции возбудимости, нарушение функции проводимости, синдром преждевременного возбуждения желудочков, синдром удлиненного интервала QТ, нарушения ритма сложного генеза). Особенности медикаментозной терапии при нарушениях сердечного ритма и проводимости, показания к электроимпульсной терапии, хирургическому лечению.

5.3.4. Болезни сердца и синдромы неревматической природы: функциональные изменения сердечно-сосудистой системы, пролапс митрального клапана, функциональные дизрегуляторные кардиопатии, неспецифические вторичные кардиопатии, неревматические кардиты, бактериальные поражения сердца и сосудов, фиброэластоз эндокарда, кардиомиопатии, первичная и вторичная легочная гипертензия.

5.3.5. Ревматизм. Эпидемиология, патогенез, группы риска, клинические особенности и варианты течения в детском возрасте, лечение, система диспансеризации, исходы.

5.3.6. Приобретенные пороки сердца (митральный, аортальный, порок трехстворчатого клапана, порок клапана легочной артерии, многоклапанные пороки). Показания к хирургической коррекции.

5.3.7. Ревматоидный артрит. Основные формы. Поражения кожи, глаз, почек, сердца, легких и др. органов при ревматоидном артрите. Лечение в активной фазе. Реабилитация.

5.3.8. Диффузные болезни соединительной ткани(системная красная волчанка, склеродермия, дерматомиозит). Основные клинические и лабораторные критерии диагностики. Лечение в активной фазе. Диспансерное наблюдение.

5.3.9. Системные васкулиты (узелковый периартериит, болезнь Кавасаки, аортоартериит и др.).

5.3.10. Острая и хроническая недостаточность кровообращения (левожелудочковая, правожелудочковая). Особенности недостаточности кровообращения у детей раннего возраста.

5.3.11. Неотложные состояния при сердечно-сосудистой патологии (острая сердечная недостаточность, кардиогенный шок; острая сосудистая недостаточность, одышечно-цианотические приступы, отек легких, приступы пароксизмальной тахикардии, мерцательной аритмии и др.).

В отделении кардиоревматологии врач научится с учетом анамнеза, клинических и аускультативных данных поставить предварительный диагноз, назначить обследование, правильно интерпретировать данные лабораторных и инструментальных методов исследования, самостоятельно проводить и интепретировать данные ЭКГ, ФКГ, КИГ, функциональных и лекарственных проб, эхокардиографии, сформулировать заключительный диагноз, назначить адекватную терапию, правильно расчитать сердечные гликозиды, подобрать и ввести антиаритмический препарат, уметь оказать экстренную помощь при ургентных состояниях.

Раздел 6. Гематология.

6.1. Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы и системы гемостаза в возрастном аспекте

6.2. Проведение и интерпретация специальных методов обследования (клиническая оценка периферической крови, исследование костного мозга, методы исследования системы гемостаза, оценка функции тромбоцитов, разновидности антигенов клеток крови).

6.3. Гематологические заболевания (этиология, патогенез, классификация, семиотика, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз, диспансерное наблюдение).

6.3.1. Анемии (железодефицитные; В12 и фолиеводефицитные; врожденные и приобретенные гемолитические анемии и др.).

6.3.2. Лейкозы, гемобластозы (острый лейкоз, нейролейкоз, врожденный лейкоз, хронический миелолейкоз, лимфолейкоз и др.формы; программа лечения лейкозов; гемобластозы, лимфогранулематоз)

6.3.3. Дифференциальная диагностика спленомегалий.

6.3.4. Дифференциальная диагностика лимфоаденопатий.

6.3.5. Цитопении и лейкемоидные реакции.

6.3.6. Геморрагические и тромботические заболевания (наследственные коагулопатии, тромбоцитопатии, тромбицитопении, симптоматические тромбоцитопатии и тромбоцитопении, тромбофилии, синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания (ДВС).

6.3.7. Неотложная терапия при болезнях крови, геморрагических и тромботических заболеваниях. Диагностика, дифференциальная диагностика и неотложная помощь при кровотечениях. Неотложные мероприятия при ДВС синдроме.

6.4. Профилактика и реабилитация больных.

При работе в гематологическом отделении врач должен овладеть навыками постановки диагноза, оказания неотложной помощи при кровотечениях, ДВС синдроме, разработки программ ведения детей с гематологическими заболеваниями

.

Раздел 7. Гастроэнтерология.

7.1. Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей в возрастном аспекте.

7.2. Методы исследования в гастроэнтерологии : клинико-анамнестические, лабораторные (биохимические, серологические бактериологические, иммунологические, морфологические и др.); функциональные (эндоскопические, лучевые).

7.3.Заболевания органов пищеварения (этиология, патогенез, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, прогноз, диспансерное наблюдение, профилактика).

7.3.1.Болезни полости рта: аномалии развития, заболевания жевательных мышц, слизистой полости рта, языка и т.д.

7.3.2. Заболевания пищевода: функциональные нарушения, органические заболевания (опухоли, кисты, аномалии развития, ожоги, травмы, варикозное расширение вен, эзофагиты, язвы и т.д.).

7.3.3. Заболевания желудка и 12-перстной кишки: функциональные (моторные, секреторные); органические (аномалии развития, опухоли, гастриты, дуодениты, язвенная болезнь желудка, язвенная болезнь 12-перстной кишки, симптоматические гастродуоденальные язвы).

7.3.4. Заболевания кишечника: функциональные, органические (аномалии развития, новообразования, гельминтозы, паразитозы, синдром нарушенного кишечного всасывания, болезнь Крона, хронический колит и др.).

7.3.5. Болезни печени: врожденные и наследственные, приобретенные (гепатиты, паразитарные заболевания, новообразования, портальная гипертензия, цирроз печени).

7.3.6. Патология желчевыводящих путей: функциональные нарушения (дискинезии, дисхолии), органические (аномалии развития, новообразования, желчекаменная болезнь, холециститы).

7.3.7. Болезни поджелудочной железы: функциональные нарушения (диспанкреатизм), органические (аномалии развития, новообразования, паразитарные инфекции и др.).

В гастроэнтерологическом отделении врач научится: собирать и оценивать анамнез гастроэнтерологического больного, выделять основные клинические симптомы и синдромы, формулировать предварительный диагноз, составлять план обследования, оценивать и правильно интерпретировать результаты лабораторных, эндоскопических (эзофагогастродуоденоскопия, ректероманоскопия, колоноскопия), лучевых (ультразвуковые, рентгенологические) методов исследования, принимать участие в проведении этих методов исследования, назначать адекватную диету, лечение.

Раздел 8. Нефрология.

8.1. Анатомо-физиологическая характеристика органов мочевой системы в возрастном аспекте.

8.2. Методы обследования в нефрологии : анализ генеалогических данных; семиотика нефроурологических заболеваний; клинико-лабораторные методы обследования; оценка функционального состояния почек; рентгеноурологические методы обследования (в\в урография, цистография, ангиография - показания и противопоказания), радиоизотопные, компьютерные методы обследования; эндоскопические; УЗИ, функциональные методы обследования мочевого пузыря; показания и противопоказания к проведению биопсии почек, интерпретация полученный результатов и др.

8.3. Заболевания мочевой системы (этиология, патогенез, классификация, диагностика, дифференциальная диагностика, лечение, диспансерное наблюдение).

8.3.1.Врожденные и наследственные заболевания почек: врожденные аномалии мочевой системы, наследственные заболевания почек, гистологические аномалии.

8.3.2.Микробно-воспалительные заболевания органов мочевой системы: пиелонефрит, цистит, уретрит.

8.3.3. Нейрогенная дисфункция мочевого пузыря.

8.3.4. Гломерулонефрит: клинико-морфологические формы, клинические проявления; классификация, дифференциальный диагноз, лечение в острый период, преемственность в ведении.

Поражение почек при системных заболеваниях соединительной ткани.

8.3.5.Амилоидоз почек.

8.3.6. Тубулопатии: рахитоподобные заболевания, почечная глюкозурия, почечный несахарный диабет, почечный солевой диабет, наследственные нарушения почечного мембранного транспорта аминокислот.

8.3.7. Поражение почек при обменных нарушениях (оксалатно-кальциевая кристаллурия, уратная кристаллурия, цистинурия, поражение почек при нарушении триптофанового обмена, при сахарном диабете и др.).

8.3.8.Тубулоинтерстициальный нефрит.

8.3.9. Состояния, требующие неотложной помощи при заболеваниях мочевой системы у детей (острая задержка воды, острая почечная

недостаточность, почечная колика, макрогематурия, отечный синдром, гипертензионный синдром, гемолитико-уремический синдром и др.).

8.4. Профилактика и диспансерное наблюдение при заболеваниях мочевой системы у детей .

В нефрологическом отделении врач должен освоить методы клинико-лабораторной диагностики нефроурологических заболеваний, знать показания и противопоказания к ним, уметь интерпретировать результаты рентгеноурологических, морфологических, функциональных методов обследования, назначать соответствующее лечение, составлять диеты, проводить инфузионную терапию, катетеризировать мочевой пузырь, определять показания и сроки перевода на гемодиализ и на хирургические операции.

Раздел 9. Неотложные состояния.

Клинический ординатор на протяжении обучения в клинической ординатуре осваивает оказание неотложной помощи при различных тяжелых состояниях у детей как при работе в поликлинике, так и в различных отделениях больницы, а также при работе в отделении реанимации и интенсивной терапии, на дежурствах.

В каждом конкретном случае определяется патогенез, клиника, диагностика синдромов, требующих неотложной помощи; экстренные мероприятия на до госпитальном этапе и в стационаре, дальнейшая терапия, профилактика развития неотложных состояний у детей.

9.1. Температурные реакции : функциональные системы терморегуляции, механизмы ее нарушения, гипертермический синдром.

9.2.Токсический синдром: эксикоз, ангидремический шок, нейротоксикоз, инфекционно-токсический шок.

9.3.Энцефалические реакции, отек и набухание головного мозга,

9.4.Судорожный синдром.

9.5. Острые аллергические состояния: Отек Квинке, крапивница, анафилактический шок, приступ бронхиальной астмы, синдром Лайелла, синдром Стивенса-Джонсона.

9.6. Острая дыхательная недостаточность: приступ апноэ, аспирационный синдром, синдром крупа, бронхообструктивный синдром, острый отек легких, синдром внутригрудного напряжения.

9.7. Острая сердечная недостаточность: кардиогенный шок, приступ асистолии, приступы Морганьи-Адамса-Стокса, одышечно-цианотические приступы, приступы пароксизмальной тахикардии, мерцательной аритмии, фибриляции желудочков сердца, отек легких.

9.8. Острая сосудистая недостаточность: обморок, коллапс, шок.

9.9. Гипертензивные и гипотензивные кризы.

9.10.Вегето-висцеральные пароксизмы.

9.11.Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания (ДВС синдром).

9.12. Острая печеночная недостаточность.

9.13. Острая почечная недостаточность, острая задержка мочи, ГУС.

9.14. Почечная колика.

9.15. Острая надпочечниковая недостаточность.

9.16. Адреногенитальный синдром с потерей солей.

9.17. Неотложные состояния при сахарном диабете: диабетическая кома, гипогликемическая кома.

9.18.Ацетонемическая рвота.

9.19. Коматозные состояния при энцефалитах, менингитах, менингококкцемии, при черепно-мозговой травме.

9.20. Неотложные состояния при психических заболеваниях

9.21. Острые экзогенные интоксикации (отравления, укусы, токсикомания).

9.22. Травмы и несчастные случая.

9.23. Кровотечения. Геморрагический шок.

9.24. Острый живот (острый аппендицит, холецистит, инвагинация кишечника, приступ острого панкреатита и др.).

9.25. Динамическая кишечная непроходимость, ущемление грыжи.

9.26. Терминальные состояния (остановка сердечной деятельности, остановка дыхания, клиническая смерть).

9.27. Синдром внезапной смерти.

Оказанию экстренной помощи при неотложных состояниях врачи обучаются как в амбулаторных условиях, так и в условиях работы в специализированных отделениях, а так же в отделениях инфекционной и хирургической реанимации.

Раздел 10.Инфекционные и паразитарные болезни. Туберкулез.

10.1. Капельные инфекции.

10.1.1. Дифтерия.

10.1.2. Скарлатина.

10.1.3. Менингококковая инфекция.

10.1.4. Коклюш и паракоклюш.

10.1.5. Корь.

10.1.6. Краснуха.

10.1.7. Ветряная оспа.

10.1.8. Эпидемический паротит.

10.1.9. Инфекционный мононуклеоз.

10.2. Острые респираторные заболевания и острые вирусные инфекции.

10.2.1. Грипп.

10.2.2. Парагрипп.

10.2.3. Респираторно-сентициальная вирусная инфекция.

10.2.4. Аденовирусная инфекция.

10.2.5. Риновирусная инфекция.

10.2.6. Респираторная микоплазменная инфекция.

10.2.7. ОРЗ неустановленной этиологии.

10.2.8. Энтеровирусная инфекция (ECHО и Коксаки).

10.3. Кишечные инфекции.

10.3.1. Дизентерия.

10.3.2. Сальмонеллез.

10.3.3. Колиинфекция.

10.3.4. Стафилококковый гастроэнтерит.

10.3.5. Кишечные инфекции неустановленной этиологии.

10.3.6. Тифо-паратифозная инфекция.

10.3.7. Ботулизм.

10.3.8. Иерсиниоз.

10.4. Вирусные гепатиты.

10.5. Карантинные и зоонозные инфекции.

10.5.1. Холера.

10.5.2. Чума.

10.5.3. Бруцеллез.

10.5.4. Туляремия.

10.6. Неотложные состояния при инфекционных болезнях.

10.6.1. Инфекционно-токсический шок.

10.6.2. Нейротоксический синдром.

10.6.3. Токсикоз с обезвоживанием.

10.6.4. Синдром крупа.

10.6.5. Бронхообструктивный синдром.

10.7. Иммунопрофилактика.

10.7.1. Достижения активной иммунизации и перспективы.

10.7.2. Календарь профилактических прививок.

10.7.3. Вакцинальный процесс, его сущность.

10.7.4. Дети «группы риска», их вакцинация.

10.7.5. Возможные побочные действия препаратов, частота, клиника, противопоказания к применению

10.8. Туберкулез.

10.8.1. Специфические методы диагностики.

10.8.2. Особенности раннего периода туберкулеза.

10.8.3. Первичный и вторичный туберкулез органов дыхания.

10.8.4. Плевриты.

10.8.5. Туберкулез лимфатических узлов.

10.8.6. Туберкулинодиагностика.

10.8.7. Особенности терапии.

10.8.8. Специфическая профилактика туберкулеза.

10.9. СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита человека.

10.9.1. ВИЧ-вирус иммунодефицита человека.

10.9.2. Пути инфицирования.

10.9.3.Клиника и диагностика.

10.9.4.Лечение.

10.9.5.Организация борьбы со СПИДом.

Работая в различных инфекционных отделениях больницы врач знакомится с санитарно-гигиеническим нормами работы в инфекционных отделениях, научится ставить диагнозы, оценивать тяжесть состояния больного, проводить обследования, назначать лечение, включающее в себя диету, оральную регидратацию, инфузионную терапию, медикаменты.

Раздел 11.Поликлиника.

11.1. Организационная работа в детской поликлинике: ведение документации - паспорт педиатрического участка, план работы участкового педиатра, документация участкового врача-педиатра, годовой отчет, основные приказы по детскому здравоохранения; организация и объем работы участкового педиатра; заведующего детским отделением.

3.5. Принципы диспансерного наблюдение за детьми, включая детей периода новорожденности и первого года жизни. Профилактическая работа и контроль за состоянием здоровья и развития детей, гигиенические основы воспитания и обучения.

11.2.1.Современные подходы к проблеме развития и особенности периода раннего детства: соотношение и роль биологических и социальных факторов в процессе развития ребенка, онтогенез человека, основные закономерности процесса развития, критические периоды развития плода и ребенка первых трех лет жизни, высшая нервная деятельность в онтогенезе. Проблемы социальной адаптации в раннем детстве: физиологические механизмы адаптации, характеристика адаптационных синдромов в раннем детстве, профилактика тяжелой адаптации.

11.2.2.Контроль за развитием и состоянием здоровья детей раннего возраста.

11.2.3.Организация профилактической работы детской поликлиники и дошкольного учреждения.

11.2.4.Гигиенические основы воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях и школах.

11.3. Основы иммунопрофилактики. Календарь прививок.

11.4. Организация и проведение лечения на дому детей с острыми заболеваниями.

11.5. Санитарно-просветительная работа.

11.6. Работа в детских дошкольных учреждениях и школах.

11.7.Организация восстановительного лечения детей с хроническими заболеваниями.

11.8. Основные принципы работы круглосуточной помощи на дому.

В поликлинике ординаторы знакомятся с профилактической работой, принципами диспансерного наблюдения, реабилитации, методами оказания неотложной помощи на до госпитальном этапе, ведением документации, ведут приемы детей в поликлинике, выполняют вызовы на дом (50% от нагрузки участкового педиатра).

СМЕЖНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ.

1.Детская онкология.

1.1.Лейкозы.

1.2.Лимфагранулематоз.

1.3.Неходжкинские лимфомы.

1.4.Гистиоцитозы.

1.5.Опухоли головы и шеи.

1.6.Опухоли головного мозга.

1.7.Нефробластома.

1.8.Нейробластома.

1.9.Опухоли мягких тканей.

1.10. Злокачественные опухоли костей.

1.11.Опухоли половых органов.

1.12.Ретинобластома.

1.13.Редкие злокачественные опухоли у детей.

1.14.Доброкачественные опухоли.

1.15.Общие принципы лечения злокачественных опухолей у детей.

1.16.Организация онкологической помощи детям.

1.17.Деонтология и реабилитация.

2.Детская хирургия .

2.1.Гнойно-воспалительные заболевания.

2.1.1.Флегмона.

2.1.2.Мастит.

2.1.3. Остеомиелиты.

2.2.Хирургические заболевания органов брюшной полости.

2.2.1.Аппендицит.

2.2.2.Непроходимость желудочно-кишечного тракта.

2.2.3.Атрезии и стенозы.

2.2.4.Болезнь Гиршпрунга.

2.2.5.Инвагинация.

2.2.6.Желчекаменная болезнь.

2.3.Заболевания мочевой системы и половых органов.

2.3.1. Почечнокаменная болезнь.

2.3.2.Острая задержка мочи.

2.3.3.Опухоли.

2.3.4.Заболевания яичников и придатков.

2.4.Ортопедические заболевания.

2.4.1.Нарушения осанки, сколиозы.

2.4.2.Врождённая мышечная кривошея.

2.4.3.Врождённый вывих бедра.

2.4.4.Врождённые и приобретённые деформации скелета и конечностей.

2.4.5.Лечение и реабилитация.

2.5.Травматология.

2.5.1.Переломы трубчатых костей.

2.5.2.Повреждения позвоночника.

2.5.3.Черепно-мозговая травма.

3.Детская эндокринология .

3.1.Ожирение.

3.1.1..Эндокринное.

3.1.2. Церебральное и другие формы.

3.2.Заболевания щитовидной железы.

3.2.1. Гипотиреоз,

3.2.2. Тиреотоксикоз

3.2.3.Эутиреоидный зоб

3.2.4. Изменения щитовидной железы при радиационных воздействиях.

3.2.5. Тироидиты.

3.3.Сахарный диабет и его варианты.

3.3.1.Коматозные состояния.

3.3.2.Особенности диетотерапии.

3.3.3. Инсулинотерапия.

3.4. Заболевания надпочечников.

3.4.1. Острая надпочечниковая недостаточность.

3.4.2. Хроническая недостаточность коры надпочечников (болезнь Аддисона).

3.4.3. Врожденный адреногенитальный синдром.

3.4.4. Опухоли надпочечников.

3.6. Заболевания половых желез.

3.5.1.Синдром Шерешевского-Тернера.

3.5.2. Синдром Клайнфельтера.

3.5.3. Гермафродитизм и его варианты.

3.5.4. Преждевременное половое развитие.

3.5.5. Гипогенитализм.

3.6. Профилактика эндокринных заболеваний, диспансеризация, реабилитация.

3.6.1.Выделение «групп риска» с целью обследования детей для ранней диагностики сахарного диабета, других эндокринных заболеваний, радиационных поражений.

3.6.2.Этапный принцип лечения.

3.6.3.Диспансеризация больных с эндокринными заболеваниями.

3.6.4.Особенности реабилитации.

I .2. Фундаментальные дисциплины.

1.2.1.Патологическая анатомия.

1.2.2.Микробиология и вирусология.

1.2.3.Патофизиология.

1.2.4.Биохимия и биофизика.

1.2.4.Фармакология.

I.3. Общественное здоровье и здравоохранение.

I.3.1.Экономика и управление здравоохранением.

I.3.2.Страховая медицина.

I.3.3.Юридические аспекты предоставления платных медицинских услуг населению.

I.3.4.Медицинская информатика и медицинская статистика.

I.3.5.Медико-социальная экспертиза.

Клинический ординатор должен освоить основы законодательства здравоохранения и основные директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения. Необходимо обратить внимание на общие вопросы организации педиатрической помощи в стране и работы больницы, поликлиники, родильного дома, детских дошкольных учреждений, школы, дома ребенка, детских домов, детского санатория, станции скорой помощи, пункта неотложной помощи, других лечебных и оздоровительных учреждений, связанных с обслуживанием детей.


Перечень практических навыков и манипуляций по педиатрии обязательных для освоения клиническими ординаторами

Действия, манипуляции, практические

навыки

Количество манипуляций, действий выполненных по разделам педиатрии

Отд.

Новорожденных

Отделение

детей раннего

возраста

Гастроэнтерология

Нефрология

Кардио-ревматология

Гематология

Пульмонология

Интенсивная терапия,

реанимация

Поликлиника

Инфекционное

отделениу

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

12 нед.

12

нед.

8

нед.

7

нед.

8

нед.

7

нед.

6

нед.

2

нед.

8

нед.

2

нед.

1.

Курация больных (число)

30

30

30

25

25

10

15

5

50

10

2.

Венепункция

10

20

10

10

10

10

10

10

-

10

3.

Люмбальная пункция

5

5

-

-

-

-

-

2

-

-

4.

Зондирование и промывание желудка.

Кормление через зонд.

5

5

10

5

-

-

-

5

-

5

5.

Применение газоотводных трубок, очистительных клизм

15

15

15

-

-

-

-

10

-

5

6.

Физические методы охлаждения при гипертермии

5

10

-

-

-

-

10

5

5

5

7.

Провести инфузионную терапию

5

5

5

5

-

-

-

5

-

5

8.

Измерить АД на руках и ногах

-

20

30

30

50

20

20

20

30

10

9.

Проанализировать ЭКГ

20

20

10

10

50

10

10

10

10

-

10.

Проанализировать ФКГ

10

10

10

10

50

10

10

-

10

-

11.

Оценить рентгенограмму легких

20

30

-

-

10

-

30

10

10

-

12.

Оценить рентгенограмму сердца в 3-х проекциях

10

15

-

-

30

-

-

-

-

-

13.

Оценка рентгенограммы

околоносовых пазух

-

-

-

-

-

-

20

-

10

5

14.

Оценка рентгенограмм костей черепа

-

5

-

-

-

-

-

-

5

--

15.

Оценка рентгенограмм крупных

суставов и костей конечностей

-

-

-

-

10

-

-

-

10

-

16.

Оценка рентгенограмм

мочевыводящих путей

-

5

-

30

-

-

-

-

-

-

17.

Оценка рентгенограмм

органов пищеварения

-

5

10

-

-

-

-

-

-

-

18.

Расчет питания детям

грудного возраста

10

30

-

-

-

-

-

-

-

-

19.

Оценить показатели КЩС

электролитов крови

-

10

-

10

-

-

-

20

-

-

20.

Оценить показатели

коагулограммы

-

-

-

6

-

20

-

10

-

-

21.

Оценка общего анализа крови

30

30

20

20

20

30

20

10

10

10

22.

Оценка общего анализа мочи

30

30

20

30

20

20

20

10

10

10

23.

Оценка биохимического

анализа крови

10

15

10

15

15

15

10

5

5

10

24.

Оценка биохимического

анализа мочи

-

-

-

20

-

-

-

-

-

-

25.

Забор материала из зева, носа и кала для

аактериологического исследования

5

10

-

-

-

-

10

-

10

10

26.

Наружный массаж сердца

-

-

-

-

-

-

-

5

-

-

27.

Искусственное дыхание (рот-в-рот)

-

-

-

-

-

-

-

5

-

-

28.

Назотрахеальная интубация

-

-

-

-

-

-

-

5

-

-

29.

Провести антропометрические измерения

детей раннего возраста и оценить их

30

30

-

-

-

-

-

-

40

-

30.

Провести дородовый патронаж беременных

-

-

-

-

-

-

-

-

5

-

31.

Провести патронаж новорожденного

-

-

-

-

-

-

-

-

5

-

32.

Выписка больничных листов по уходу

за больным, справок

-

-

-

-

-

-

-

-

10

-

33.

Принять участие в проведении и оценке ЭГДС

-

-

30

-

-

-

-

-

-

-

34.

Принять участие в исследовании и

оценить данные УЗИ органов брюшной полости и забрюшинного пространства.

5

10

30

20

-

-

-

-

-

-

35.

Принять участие в исследовании

и оценить данные УЗИ сердца

-

-

-

-

15

-

-

-

-

-

36.

Принять участие в исследовании

и оценить данные рН-метрии

-

-

10

-

-

-

-

-

-

-

37.

Оценить данные ЭЭГ и

Эхо ЭГ

5

5

-

-

5

-

-

-

-

-

38.

Оценить данные морфологических

исследований желудочно-кишечного тракта (биопсийныи материал)

-

-

10

-

-

-

-

-

-

-

39.

Оценить исследование кала на дисбактериоз и копрологию

-

10

30

-

-

-

-

-

-

-

40.

Определить показания и противопоказания к назначению различных методов физиотерапии

5

5

-

-

5

-

5

3

41.

Составить отчет о работе за год


Список рекомендуемой к изучению литературы по педиатрии для клинических ординаторов

1. Актуальные вопросы кардиологии детского возраста. Часть I. Неонатальная кардиология. Москва, МЗ РФ, Московский НИИ педиатрии и детской хирургии. Под редакцией Белозёрова Н.М., Лукиной Л.И., Котлуковой Н.П., 1997, 120 с.

2. Алексеенко И.Ф. Железодефицитные состояния. М., АО Медицинская газета», 1996, 188 с.

3. Аллергические болезни у детей. Руководство для врачей. Под ред. Студеникина М.Я., Балаболкина И.И. М, «Медицина», 1998, 352с.

4. Атопический дерматит и инфекции кожи у детей: диагностика, лечение, профилактика. Научно-практическая программа Союза педиатров России, МФОМД, Москва, 2004.

5. Балаболкин И.И. Стратегия терапии и профилактики бронхиальной астмы у детей. Педиатрия, 1998, 4, 92-96 с.

6. Баранов А.А. Детские болезни, М.: ГЭОТАР, 2002. – 880 с.

7. Баранов А.А., Шиляев Р.Р., Чемоданов В.,В. и др. Болезни детей раннего возраста. М.- Иваново, 1996г.

8. Баркаган З.С. Геморрагические заболевания и синдромы. М. « Медицина». 1988, 528 с.

9. Баркаган Л.3. Нарушение гомеостаза у детей. М ., «Медицина», 1993, 176 с.

10. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. Руководство для врачей. М, «Медицина», 1987, том 2, 480 стр.

11. Белоконь Н.А., Кубергер М.Б. Болезни сердца и сосудов у детей. Руководство для врачей. М. «Медицина», 1987, том I, 448 с.

12. Белоконь Н.А., Подзолков В.П. Врожденные пороки сердца. М. «Медицина», 1990, 351с.

13. Болезни детей раннего возраста /Руководство для врачей: под ред. Р.Р.Шиляева.-М.-2002.

14. Болезни органов пищеварения у детей. Руководство под ред. А.В. Мазурина. – М., 1994, с.525-542.

15. Ботвиньев О.К. и др. Учебное пособие. Питание здорового и больного ребенка. М. 1996,29с.

16. Ботвиньев О.К., Разумовская И.Н. Учебное пособие. Искусственное и смешанное вскармливание детей первого года жизни. М. 1999, 46 с.

17. Бронхиальная астма у детей. Под ред. С. Ю. Каганова_- М., Медицина, 1999 г.

18. Бронхиальная астма у детей: диагностика, лечение и профилактика. Научно-практическая программа Союза педиатров России, МФОМД, Москва, 2004.

19. Быстрякова Л.В. Инфекционные экзантемы у детей. - Л.: "Медицина", 1982. – 215 с.

20. Вишневский, Державин В.М. Нейрогенные дисфункции мочевого пузыря. М., «Медицина», 1990.

21. Воронцов И.М., Фатеева Е.А. Основы естественного вскармливания. – М., Медицина, 2000.

22. Гематология детского возраста: Руководство для врачей /Под ред.
Н.А. Алексеева. – СПб.: Гиппократ, 1998. – 544 с.

23. Геппе Н. А. Справочник врача-педиатра, М., 2002

24. Геппе Н.А., Коростовцев Д.С., Макарова И.В. и др. Неотложная терапия бронхиальной астмы у детей. Пособия для врачей. – М., 1999. – 25 с.

25. Глобальная стратегия лечения и профилактики БА. Национальные институты здоровья США. «Атмосфера», М., 2002. – 160 с.

26. Гнойные менингиты у новорожденных. Методические рекомендации. М, 1999, 19с.

27. Детская гастроэнтерология. Под ред. А.А. Баранова. – М., 2002, с.531-555.

28. Држевецкая И.А. Эндокринная система растущего организма. – М., «Высшая школа», 1987, 205 с.

29. Дэвид Шлоссберг, Ионас А. Шульман, Дифференциальная диагностика инфекционных болезней// Практическое руководство для врачей и студентов. – Санкт-Петербург.: "Невский диалект", 1999. – 305 с.

30. Жетишев Р.А. Ранняя анемия недоношенных детей (механизмы регуляции эритропоэза, кроветворение плода и новорожденного, патофизиология анемии, методы ее терапии). /Учебное пособие/. Нальчик: Каб.-Балк. Ун-т, 2003. – 42 с.

31. Заболевания органов пищеварения у детей (тонкая и толстая кишка) / Под ред. Баранова А.А., Климанской Е.В. М. РАМ П. Научный центр здоровья детей. 1999, 270с.

32. Игнатова М.С., Вельтищев Ю.В. Детская нефрология. М., «Медицина», 1989.

33. Интенсивная терапия в педиатрии. В 2 томах. Пер. с англ./ Под ред. Дж.П. Моррея.- М., 1995

34. Инфекционные болезни у детей / Под ред. проф. В.В. Ивановой. - М., 2002. – 923 с.

35. Инфекционный мононуклеоз: клиника, новые подходы к диагностике и терапии у детей. Пособие для врачей. - СПб, 2000. – 20 с.

36. Исаков Ю.Ф., Белобородова Н.В. Сепсис у детей. – М.: Издатель Мокеев, 2001. –369 с.

37. Каганов С.Ю., Вельтищев Ю.Е., М., Пневмонии у детей. – М.: Медицина, 1995. – 304 с.

38. Касаткина. Э.П. Сахарный диабет у детей. – М.: Медицина,1990. – 272 с.

39. Коровина И.А., Заплатников А.Л., Захарова И.Н. Лихорадка у детей. Рациональный выбор жаропонижающих лекарственных средств (руководства для врачей). - М., 2002. – 68 с.

40. Коровина Н.А., Заплатников А.Л., Захарова И.Н. Железодефицитные анемии у детей. Руководство для врачей. М. 1999, 56 с.

41. Коровина Н.А., Мумладзе Э.Б., Гаврюшова Л.П. Формуляр диагностики и лечения пиелонефрита у детей. М. Изд.-во «Посад», 1999, 67с.

42. Коршунов М.Ф. Менингококковая инфекция у детей. Воронеж, изд. Воронежского университета, 1991, 184 с.

43. Лабораторная диагностика и функциональные пробы в детской эндокринологии / Под ред. проф. Н.П. Шабалова. – СПб.: Спец. Лит.,1996. -

44. Лужников Е.А., Костомарова Л.Г. Острые отравления. М. 1989.

45. Маркова И.В. , Лечение заболеваний почек у детей. – СПб.: СОТИС, 1994.

46. Метелица В.И. Справочник по клинической фармакологии сердечно-сосудистых лекарственных средств. М. «Медпрактика», 1996, 778с.

47. Нарушенное кишечное всасывание у детей. Под ред. академика РАМН проф. Таболина В.А. М, Секция детской гастроэнтерологии Российской Гастроэнтерологической Ассоциации. 1999. 176 с.

48. Наумова В.И., Папаян А.В. Почечная недостаточность у детей. М, 1997.

49. Национальная программа. «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». - М., 1997. – 93 с.

50. Неотложная помощь в педиатрии. Под ред. Цыбулькина Э.К. Л. «Медицина», 1987.

51. Одномоментная вакцинация /Бактерийные, сывороточные и вирусные лечебно-профилактические препараты, аллергены. Дезинфекционно-стерилизационные режимы поликлиник// Справочник практического врача. - СПб., 1998. – 36 с.

52. Озерецковская Н.Н. Клиника и лечение гельминтозов. ' М. «Медицина», 1992,

53. "О календаре профилактических прививок". Приказ МЗ РФ №375 от 18.12.1997

54. Орлов В.Н. Руководство по электрокардиографии. 000 «Медицинское информационное агенство». М. 1997, 526 с.

55. Орлова Н.В., Парийская Т.В. Приобретенные пороки сердца у детей. Л.. «Медицина», 1979.

56. Основы перинатологии: Учебник. / Под ред. Н.П. Шабалова и Ю.В. Цвелева. – 2–е изд., перераб. и доп.– М.: МЕДпресс–информ, 2002. – 576 с.

57. Острые респираторные заболевания у детей: лечение и профилактика. Научно-практическая программа, Союз педиатров России, Москва, 2002.

58. Павлова М.П. Руководство по гематологическим болезням у детей. Минск, 1988, 273 с.

59. Папаян А.В. .Савенкова Н.Д. Клиническая нефрология детского возраста. Санкт-Петербург. «Сотис», 1997, 718 с.

60. Папаян А.В., Жукова Л.Ю. Анемии у детей: Руководство для врачей. – СПб: Питер, 2001. – 384 с.

61. Петрушкина А.Д., Мальченко Л.А., Кретинена Л.М., и др. Неотложные состояния у детей. – М.: Медицинская книга, 2002. – 176 с.

62. Пневмонии у детей. Под ред. Коганова С.Ю., Вельтишева Ю.Е. М. «Медицина», 1995, 302 с.

63. Полин Р.А., Дитмар М.Ф. Секреты педиатрии /Пер. с англ. - М. - СПб. "Издательство "БИНОМ", 1999. – 782 с.

64. Поляков В.Е., Алексеевских Ю.Т., Даабуль С.А. Болезнь Ходжкина (лимфогранулематоз) у детей. М. МИРТ, 1993, 336 с.

65. Пульмонология детского возраста: проблемы и решения. Под ред. Ю.Л. Мизерницкого, А.Д. Царегородцева, вып.1, Москва, 2001

66. Пульмонология детского возраста: проблемы и решения. Под ред. Ю.Л. Мизерницкого, А.Д. Царегородцева, вып.2, Москва, 2002

67. Пульмонология детского возраста: проблемы и решения. Под ред. Ю.Л. Мизерницкого, А.Д. Царегородцева, вып.3, Москва, 2003

68. Рачинский С.В., Волков И.К., Таточенко В.К., Артамонов Р.Г. Альвеолиты и обструктивные бронхиты у детей. М. АО «Медицинская газета», 1996, 190 с.

69. Руководство по гематологии в 2-х томах. Под ред. Воробьева. М. «Медицина», 1985.

70. Руководство по неонатологии под ред. профессора РАМН, Яцик Г.В. М., Медицинское информационное агенство, 1998, 397 с.

71. Руководство по неонатологии. Под ред. Яцик Г.В. М, 1996с.

72. Руководство по фармакотерапии в педиатрии и детской хирургии,том 1 «пульмонология». Под ред. А.Д. Царегородцева, В.А. Таболина.- Медпрактика, М., 2002

73. Руководство по эндокринологии. Под ред. Б.В. Алешина, С.Г. Генсса, В.Г. Вогралика. – М., 1973, с. 94-118, 178-184.

74. Самсыгина Г.А. Антибиотикотерапия пневмонии и бронхитов у детей. Методические рекомендации для врачей педиатров. - М., 1998. – 21 c

75. Синдромная диагностика в педиатрии. Справочник. Под редакцией акад. РАМН Баранова А. А. М. «Медицина», 1997, 319 с.

76. Смирнова Г.И. Аллергодерматозы у детей. М., БУК.лтд. 1998, 300с.

77. Соколова Т.С., Лусс Л.В., Рошаль Н.И. Пищевая аллергия у детей. Л. «Медицина», 1997, 120 с.

78. Соматические болезни у детей /Руководство для врачей: под ред. М.С.Игнатова, - М.-2002.

79. Справочник педиатра. - СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 576 с.

80. Справочник по детской гастроэнтерологии. Под редакцией проф. Запруднова А.М. М. « Медицина», 1995, 382 с.

81. Справочник по ревматологии. Под ред. акад. РАМН Насоновой В.А. М. «Медицина», 1995, 271 с.

82. Студеникин М.Я., Сербин В.И. Сердечная недостаточность у детей. – М., 1994, с. 254

83. Студеникин М.Я., Ладодо К.С. Питание детей раннего возраста. М. «Медицина»,1991, 175 с.

84. Судороги у новорожденных и детей раннего возраста. Метод, рекомендации. М, 1996, 34с.

85. Таболин В.А. Желтухи новорожденных детей. Метод, рекомендации. М.1989.

86. Таточенко В. К. Антибиотико- и химиотерапия инфекций у детей. Справочник. М ., «Остоженка-инвест», 1996, 112 с.

87. Темин П.А. Судорожные состояния у детей (Факторы риска, диагностика, лечение и профилактика). - М., 1997. – 70 с.

88. Турьянов М.Х., Беляева Н.М., Царегородцев А.Д. и др. Дифтерия. - М., 1996. – 252 с.

89. Уиллоуби М. Детская гематология. М. «Медицина», 1981, 672 с.

90. Учайкин В.Ф. Руководство по инфекционным болезням у детей. – М.: "Медицина", 1999. – 809 с.

91. Цыбулькин Э.К. Неотложная педиатрия в алгоритм. – СПб.: Питер, 1998. – 224 с.

92. Шабалов Н.П. Детские болезни. «Сотис» .Санкт-Петербург, 2000.

93. Шабалов Н.П. Неонатология, том 1 и 2. Санкт-Петербург. «Специальная литература», 1997, 494 и 555 с.

94. Шабалов Н.П. Неонатология: Учебник для педиатрических факультетов медицинских ВУЗов и врачей постградуального обучения. – СПб.: Специальная литература, 1995 – Т.1. – 494с.

95. Шамшева О.В., Учайкин В.Ф., Корсунский А.А. Организация и практика вакцинопрофилактики инфекционных заболеваний у детей: Лекция для врачей. – М., 2003. – 87 с.

96. Штайнигер Удо, Эрнст Карл фон Мюлендаль. Неотложные состояния у детей. Медтраст. Минск. 1996, 512с.

97. Хертл М. Дифференциальная диагностика в педиатрии. В 2-х томах- Новосибирск, 1998

98. Якушенко М.Н., Рахаев А.М., Камышова Е.А., Бацев Н.М. Бронхиальная астма у детей: горноклиматическое лечение.- Нальчик, Эльбрус, 2002

99. Якушенко М.Н., Камышова Е.А. Организация ранних профилактических мероприятий у детей первых 3 лет жизни из групп высокого риска по аллергическим заболеваниям. Методические рекомендации. – Нальчик, 2001.

100. Якушенко М.Н., Фашмухова С.У. Естественное вскармливание детей первого года жизни. Методические рекомендации. – Нальчик, 2003

101. Интернет: www.consilium-medicum.com «Консилиум медикум»

102. Интернет: www.ifmch.ru Международный фонд охраны материнства и детства

103. Интернет: www.lvrach..ru « Лечащий врач»

104. Интернет: www.rmj..ru «Русский медицинский журнал»

105. Интернет: http://www.ncbi.nlm.nih.gov/omim Каталог наследственных заболеваний человека

106. Интернет: http://www.pediatrics-jupr.ru «Вопросы современной педиатрии»


Приложения

Приложение № 1.

Схема исследования больного и здорового ребенка в ус­ ловиях поликлиники

Схема записи профилактического осмотра ребенка участко­вым врачом в форму 112/у

Дата

Антропометрия: V - рост; М - масса; Огр - окружность груди; ОГ - окружность головы; 3 - зубы; БЦЖ. Психометрия: Аз -анализатор зрительный (1-6 месяцев); Ас -анализатор слуховой (1-6 месяцев); Э - эмоции (1-4 месяца);*До -движения общие (0-36 месяцев); Рп - понимание речи (9-36 ме­сяцев); Ра - речь активная (0-36 месяцев); Н - навыки (3 месяца-7 лет); И - игры (1-7 лет); М - моторное развитие (4-7 лет); С -сенсорное развитие (1-7 лет); У - умственное развитие (1-7 лет).

Факторы риска по: биологическому анамнезу, социальному анамнезу, генеалогическому анамнезу.

Сведения за период от предыдущего осмотра: вскармлива­ние, перенесенные заболевания, прививки.

Соматический статус: П - поведение; С - сон; А - аппетит; Э - эмоциональный тонус; Ио - индивидуальные особенности.

Заключение: ФР - оценка физического развития; НИР -нервно-психическое развитие, группа НПР и оценка поведения; Р -ре­активность; Д - диагнозы врожденной, хронической или функ­циональной патологии; группа риска; группа здоровья.

Рекомендации: Р - режим; П - питание; ФВ - физическое вос­питание (комплексы МГЗ); ВВ - воспитательное воздействие; ППС - профилактика пограничных состояний; Дк -диспансери­зация календарная; П - прививки; ДфЗО - диспансеризация по хроническим заболеваниям; А - анализы; Т - терапия.

Схема записи первичного врачебного патронажа у новоро­ жденного в форме 112/у

Фамилия, Имя______ , Отчество ___; дата рождения

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  839  840  841   ..