Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  550  551  552   ..

 

 

Концепция развития культуры в свердловской области (2012 2020 гг.)

Концепция развития культуры в свердловской области (2012 2020 гг.)



Приложение 1

Ресурсы развития музейной сферы Свердловской области

Приложение 2

Основные направления развития библиотек Свердловской области до 2020 года

Словарь основных терминов Концепции

Деятельность культурная – виды деятельности, относящиеся к сфере культуры и направленные на достижение ее основных целей (реализацию ее функций (это, в частности, деятельности по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей, а также по образованию и воспитанию субъектов культуры)

Культура – присущий обществу (человеческому роду, различным человеческим общностям) и личности специфический способ воспроизводства и развития, включающий в себя различные виды человеческой деятельности и созданные ими («искусственные») программы, средства и формы их осуществления. В узком смысле (и в настоящей Концепции) – особая сфера общественной жизни (и, соответственно, социального управления), включающая производство, сохранение, распространение и потребление ценностной информации (культурных ценностей), прежде всего искусства, и реализующие эти функции институты (учреждения).

Концепция развития культуры – обобщенный системный взгляд на состояние (ресурсы, противоречия, проблемы) и перспективы, цели и способы развития сферы культуры и необходимой для этого развития культурной политики в среднесрочной и долгосрочной перспектива.

Комеморизация советской эпохи – включение элементов советской культуры в современное культурное пространство и, тем самым, в актуальную коллективную память общества.

Креативные индустрии – виды культурно-творческой деятельности, сочетающие духовно-культурные (эстетические, художественные, историко-культурные, социально-символические) цели с коммерческими и потому ориентированные на рыночное функционирование (предложение, спрос, потребление). Тесно связаны с развитием индустрии туризма, фестивальной деятельностью и другими формами массового потребления культуры.

Культурные институции – учреждения, компании, организации, создающие, сохраняющие и транслирующие культурные ценности. Социальные функции культуры реализуются в процессе функционирования сферы культуры как системы (сети) учреждений, осуществляющих культурную деятельность.

Культура сотрудничества – ценностные ориентации и способы человеческих отношений, обеспечивающие объединение людей и организаций вокруг общих целей (в данном случае - во имя развития социальной и культурной сфер), преодоление ими разделяющих их различий, в том числе ведомственной разобщенности.

Имидж – символический образ, наглядно, целостно и ценностно (как достоинства или недостатки) представляющий индивидуальные особенности человека, города, региона и т. д.

Инновационные процессы в культуре – формы деятельности, направленные на производство, закрепление и внедрение в сфере культуры новых образцов (моделей) культурной деятельности, ее технологий, организационных форм и результатов.

Институты культурные – материально-организационные формы больших сфер культурной деятельности как коллективной деятельности людей (институт образования, институт художественной культуры, институт сохранения культурного наследия), обеспечивающие единый (нормативный) порядок, координацию и кооперацию усилий субъектов культуры.

Институциональное направление развития культуры – совершенствование и развитие существующих учреждений культуры: оптимизация их организационно-управленческой структуры, механизмов саморегуляции, способности к самостоятельному решению проблем и саморазвитию, адаптации в постоянно усложняющихся условиях.

Интенсификация культурной деятельности – деятельность, направленная на повышение производительности (количества и качества) труда работников культурной сферы и учреждений культуры.

Искусство актуальное – новейшие виды и способы художественного творчества, часто объединяемые в понятие арт-практики. Искусство, возникшее и развивающееся в современной культуре и отличающееся от традиционного искусства прошлого и современности, именуемого «изящным», специфической технологией, языком, содержательностью, характером взаимодействия с публикой (например, «арт-объекты» вместо традиционных картин, символические коллективные действия – перформансы вместо привычных спектаклей).

Методология – система способов восприятия, мышления и практической деятельности, определяющих направление (цель) и строение этих деятельностей; в широком смысле – синоним обобщенно понятой «технологии».

Модернизация культуры – обновление культуры, ее освобождение от устаревших (материально и морально) элементов, устранение негативных характеристик и дефицитов, нахождение наилучших, или оптимальных в данных условиях и при данном потенциале способов ее деятельности, организации и управления ею.

Политика культурная – система целенаправленных управленческих действий по регулированию сферы культуры: обеспечение необходимых условий функционирования и развития производства, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей.

Потенциал культурный – системные возможности сферы культуры эффективно осуществлять ее социальные функции, создавая, сохраняя и транслируя людям культурные ценности, влияя на их отношение к миру, духовное самочувствие и образ жизни. Воплощается в предметных, организационных и человеческих (субъектных) ее компонентах (материально-техническая, организационная и кадровая «база» отрасли). Развитие культуры есть, прежде всего, развитие ее потенциала.

Проектный подход – программирование культурной деятельности на основе проектов – разработок конкретных предметных целей и планов развития соответствующей сферы, способов их достижения, времени реализации, кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов. Сочетание бюджетной и проектной схем финансирования дает возможность развертывания креативного потенциала культуры в современных условиях.

Программно-целевой подход – организация работы сфер и направлений культуры на основе ряда утвержденных органами власти разных уровней целевых долгосрочных программ.

Рынок культуры – сфера функционирования культурных ценностей на основе игры предложения и спроса, сочетающая их духовную и экономическую ценность, символический и финансовый капитал и, соответственно, обеспечивающая возрастание того и другого, прибыльность культуры. Деятельность управления культурой в условиях ее рыночного функционирования предполагает формирование механизмов, обеспечивающих оптимальное сочетание цены и ценности культурного продукта.

Субъекты культурной политики – органы власти, общественные группы, социальные институты, формирующие, практически реализующие и развивающие культурную политику как управленческую деятельность в сфере культуры.

Системный подход - определяемый целостностью общества, культуры, ее отдельных учреждений и каждой личности способ управления, при котором технологии деятельности предполагают видение предмета и поля деятельности с ним как системы – сложноорганизованного целого, имеющего собственную специфику, закономерности существования и свойства, не совпадающие со свойствами образующих его частей (компонентов, элементов).

SWOT анализ сферы культуры – рассмотрение: Strengths – сильных внутренних факторов развития, Weaknesses – слабых внутренних сторон, тормозящих развитие, Opportunities – внешних возможностей, положительных в отношении процессов развития, Threats – угроз, внешних отрицательных факторов, препятствующих развитию культуры.

Функциональный подход - выделение назначения каждого компонента системы, его вклада в существование и развитие целого как его сущности, причины. Соответственно поддержка любой части со стороны целого, всякого рода инвестиции в нее должны определяться необходимостями (потребностями) целого и реальным вкладом, эффективностью, т.е. функциональной результативностью работы части по отношению к целому.

Управление результатами – управленческий подход к любым самостоятельным подсистемам и компонентам культурной сферы, требующий увязывать количество и качество государственных инвестиций и других форм господдержки с реальной значимостью, или системной эффективностью результатов их деятельности. Результативность деятельности (количество, ассортимент, качество, востребованность, доступность и, наконец, общественно значимое воздействие ее результатов) является основанием для оказания государственной (муниципальной) материальной и нематериальной поддержки учреждениям и начинаниям в культурной сфере (в данном случае).


И в заключение. Огромный культурный потенциал Свердловской области, укорененный во многих наших земляках дух культуры и их творческие дарования не только дают основания, но и подталкивают к постановке весьма амбициозных целей – как в масштабе конкретного учреждения культуры (творческого коллектива), так и всей сферы культуры. Если учесть, что эти цели, как и сама культура, - во благо всей Свердловской области, каждой ее территории и каждому ее жителю, что они и помогают практическому, материальному развитию области, и, что не менее важно, открывают заслуживающим этого людям высшие человеческие ценности, вдохновляющие горизонты, возможности и смыслы высшего существования и счастья – разве это не достаточные основания, чтобы, несмотря на все дефициты и преграды, все же упорно пытаться идти к этим целям, совместно работать ради их достижения? Уверены, что это так.

Авторский коллектив: Закс Л.А., доктор философских наук, профессор (руководитель авторского коллектива); Гудова М.Ю., кандидат философских наук, доцент; Лисовец И.М., кандидат философских наук, доцент; Немченко Л.М., кандидат философских наук, доцент; Шуклина Е.А., доктор социологических наук, профессор.


[1] Необходимо напомнить, что культура – явление, охватывающее все сферы общественной жизни, включающее всё, что создано деятельностью людей и служит в качестве программ, средств и форм их существования и развития. Исходя из этого, современная наука понимает культуру как присущий только обществу и человеку способ их самовоспроизводства и саморазвития. Поэтому она много шире принятого в социальном управлении ведомственного представления о культуре как особой сфере общества. Последняя – только часть универсальной системы культуры, но часть, конечно же, весьма масштабная и существенная в своей общественной роли, без нее нормальное существование общества и человека также невозможно. Она охватывает, прежде всего, художественную культуру, а также учреждения и деятельность, обеспечивающие сохранение, трансляцию и освоение (потребление) обществом и каждым человеком культурных ценностей прошлого («культурное наследие») и настоящего. Далее в Концепции «культура» берется именно в этом объеме и значении.

[2] Представленный в Концепции анализ состояния культурной сферы Свердловской области базируется на аналитических материалах и официальных документах областного Министерства культуры и туризма, в том числе на тексте областной целевой программы (ОЦП) «Развитие культуры в Свердловской области» на 2011 – 2015 годы).

[3] Данные Екатеринбургского отделения СТД РФ

[4] Данные взяты из «Российской газеты» - Экономика УрФО № 5339.

[5] Имея в виду ситуацию общего и хронического дефицита бюджетного финансирования, в этом разделе приводятся и суммарные сведения по данному вопросу.

[6] Мы исходим из признания: а) социальной значимости двух функциональных целей художественного образования и воспитания: формирования, «возделывания» субъектов художественного творчества и субъектов художественного восприятия; б) необходимости выполнения художественно-формирующих и шире – духовно-творчески-формирующих функций всеми учреждениями культуры и образовательными учреждениями.

[7] Тем или иным влиянием на позитивный (или негативный) имидж обладают все публичные формы и субъекты культурного производства, обмена (коммуникаций) и потребления. Мы выделяем только наиболее и непосредственно «имиджезначимые». При этом сам имидж, как говорилось ранее, должен рассматриваться и, соответственно, обеспечиваться в трех своих ипостасях, или модификациях: международный, российский и «внутренний», воздействующий на самих жителей области.

[8] Предложения Центра стратегического планирования «Стратегия 2020» [http: //twitter.com/search?q=%23strategy2020]

* Очевидно сходство с критериями «качества».

** Узнается из опросного листа клиента

*** Это все – предмет мониторинга учреждения, заинтересованного в верном представлении об эффективности своей работы.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  550  551  552   ..

 

Оценка эффективности деятельности учреждений по производству культурных ценностей

Оценка эффективности деятельности учреждений по сохранению, распространению и потреблению культурных ценностей

Оценка эффективности институционального развития (институциональной политики)

Оценка эффективности деятельности образовательных учреждений в сфере культуры и искусства

1

2

3

4

5

Количество производимых, распространяемых и/или потребляемых культурных ценностей

число показанных спектаклей/концертов, в том числе для детей и юношества

- число мероприятий, или культурных событий, за год;

- рост/снижение численности учреждений культуры за год;

- численность обучающихся в ДШИ учреждениях СПО

Разнообразие (ассортимент)

число премьер/ постановок концертов в год, в том числе детских, количество жанров, авторов (отечеств/зарубеж., классика/современность, традиционное/новаторское, авангардное)

- число видов (жанров) мероприятий, их тем (предметных областей транслируемой информации), частота обновления постоянной экспозиции;

- рост/снижение номенклатуры видов культурной деятельности и ассортимента оказываемых населению культурных услуг за год;

- число видов искусств, которым обучают в ДШИ;

Качество

- измеряется соотношением положительных/отрицательных отзывов а) публики, в том числе в сетях, б) экспертов/художественных критиков, плюс уровень публикаций, наличие приглашений для показа в других местах, просьб повторить исполнение сразу («бисы») или специально, продолжительность оваций (раньше в театре: число поднятий занавеса);

- измеряется культурно-ценностным качеством темы и содержательностью (информационно-смысловой емкостью) мероприятия, квалификацией привлеченных научных консультантов и др. специалистов, изданием материалов к событию (каталогов, буклетов, рекламной продукции) и их качеством, откликами посетителей (книга отзывов, форум и письма на сайте) и оценками экспертов;

- информационно-познавательная, гражданская, нравственная, мировоззренческая, эстетико-художественная и практическая ценность произведенных учреждениями культуры продуктов и событий;

- число детей, поступивших в ДШИ/колледжи, как одаренные и продолжившие обучение на более высоком уровне специального образования;

Доступность потребителям

- удаленность от места проживания (шаговая, транспортная)

удаленность от мест проживания (шаговая или транспортная);

- «пропускная способность» учреждений (число посадочных мест, вместимость экспозиционных помещений и т.п.);

- число мест в ДШИ населенного пункта в отношении к численности его населения (%);

Востребованность потребителями

- число занятых мест (проданных билетов), т.е. реальных посетителей одного показа в отношении к емкости зала;

- число посетителей в день открытия мероприятия, численностью их в неделю, месяц и за все время работы проекта, прогрессивная динамика посещений за время работы (от меньшего к большему);

- численность посетителей событий, процент заполняемости залов и помещений, временна

- динамика (рост/падение) численности учащихся ДШИ студентов учреждений СПО и ВПО (за последние 2-3 года);

Воздействие/ влияние на потребителей

- продолжительность оваций после исполнения, требования повторить, отклики в прессе, дискуссии по поводу, общественный резонанс и интерпретация критиков, идеологов, философов, коллег;

- число выполняемых проектом/событием функций культуры, эмоциональный отклик посетителей, в том числе в книге отзывов, на сайте;

- расширение социально-функциональных возможностей (полифункциональности) услуг и продуктов учреждений культуры;

- число культурных мероприятий (концертов, показов и т.п.) для населения, проводимых учащимися ДШИ, студентами учреждений СПО и ВПО;