Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  549  550  551   ..

 

 

с элементами исследования на 12 районную

с элементами исследования на 12 районную

Муниципальное общеобразовательное учреждения

“Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов г. Сосногорска”

Место повести “Непокоренные”

в творчестве Бориса Горбатова

( с элементами исследования на 12 районную

научно-практическую конференцию школьников “Открытие”)

Автор:

Леонов Владимир,

обучающийся 8в класса

Руководитель:

Евсеева Нина Николаевна,

учитель русского языка и

литературы

Сосногорск, 2010

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

Основная часть………………..………………………………………………………….4

Глава 1. О становлении Горбатова писателя……..…………………………….............4

Глава 2. История создания повести “Непокоренные” и особенности композиции....7

Глава 3. Характер героев в повести Б.Горбатова “Непокоренные”…………………10

Глава 4. Гоголевские традиции в “Непокоренных”…………..……………………..14

Заключение..…………………………………………………………………………….17

Список литературы…………………………………………………………………….18

Приложения……………………………………………………………………………….

Введение

«Через века, через года

Помните о тех, кто не придет никогда,

Пожалуйста, помните!»

(А.Ахматова)

В юбилейный год Победы русского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. каждый из нас старается дать дань памяти погибшим на войне. Познакомившись с военной прозой, особое отношение у меня сложилось к повести «Непокоренные» Б.Горбатова. Здесь нет фронтовых событий, но жизнь простых людей сродни геройству солдат на войне. Почему именно это легло в основу повести? О реальных лицах ведется повествование или это художественный вымысел писателя? Эти вопросы и стали основой написания работы.

Цель а с элементами исследования: определить место повести «Непокоренные» в творчестве Б.Горбатова

Для реализации цели работы определены следующие задачи :

1. Определить вехи биографии Б.Горбатова

2. Проследить творчество автора

3. Описать прообразы героев повести «Непокоренные»

4. Аргументировать достоверность изображаемого в повести

5. Провести параллели сюжета, героев повести «Непокоренные» и другими героическими произведениями русской литературы

В ходе выполнения работы были применены следующие методы : анализ литературы по данной теме, синтез – при формулировании выводов по работе, сопоставление повести Б.Горбатова с произведением «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя.

Перспектива работы : проанализировать произведения военной прозы других авторов

Практическая ценность работы: материал а можно использовать на уроках литературы в средних и старших классах, на уроках внеклассного чтения, в циклах классных часов, приуроченных Дню Победы.

Основная часть

Глава 1. О становлении Горбатова-писателя

...Да, весь я твой, живое время, весь,

До глуби сердца, до предсмертной мысли.

Владимир Луговской [ 2, с.3]

Борис Леонтьевич Горбатов родился 15 июля 1908 года в Донбассе, в рудничном поселке Петро-Марьевка (ныне город Первомайск, Ворошиловградской области). Когда ему было девять лет, семья переехала в город Бахмут. В Донбассе прошли его детство и юность. Но и потом, где бы ни пришлось жить,- он никогда не терял связи с шахтерским краем. Навсегда родными остались для него холмистая степь с ее зеленеющими балками, копры и терриконы шахт, огневые всполохи над заводами, запах угля и дыма, и люди - самоотверженные в труде, несгибаемые и гордые в беде, безудержные в веселье. Горбатов говорил о себе: “Я - патриот своей донецкой родины, и каждый камень в ней и каждая травинка в донецкой степи мне дороги до слез”. Он участвовал в обороне Донбасса и был среди первых солдат, освобождавших рабочие поселки и города родного края.

Близость к Донбассу – не только черта жизненной биографии Горбатова, но и неотъемлемая особенность его творчества. О людях Донбасса написаны лучшие произведения его зрелого таланта – повесть “Непокоренные” и роман “Донбасс”. Здесь, в шахтерском крае, происходило духовное формирование будущего писателя.

Склонность к литературному творчеству обнаружилась у Горбатова рано. Первый его рассказ “Сытые и голодные” напечатан в газете “Всероссийская кочегарка” 31 мая 1922 года. С этого дня и до конца жизни Горбатов не оставлял сотрудничества в газетах, никогда не отделял создание крупных прозаических и драматургических произведений от повседневной публицистической работы, позволяющей литератору непосредственно и оперативно вторгаться в жизнь.[4, с.6]

В “Кочегарке” молодой журналист сотрудничал около двух лет, а затем его направили в комсомольскую газету. “Молодой шахтер”, где он работал секретарем редакции организаторов юнкоров, заместителем редактора.

Горбатов в 1923-1926 году начал писать стихи, которые публиковал в журнале “Октябрь” и в газете “Правда”.

Горбатов знал, что его стихам не хватает поэтической силы. Поэтому он решил встретиться с Маяковским и тот, прослушав несколько стихотворений Горбатова, ответил, что ему здесь больше всего нравятся слова: “Я - рабочий!”

После этих слов Горбатов забрал из типографии свои стихи и уехал из Москвы в Донбасс. Позже он напишет: “Осенью того же 1926 года я принял два важных решения, я понял, что я не поэт, и бросил писать стихи, и я решил вернуться в Донбасс. Это были, ей-богу, мудрые решения! По-моему, они спасли мою творческую биографию”.

В 1931 году Горбатова принимают на работу в “Правду”. Этой газете он отдал шестнадцать лет своей жизни, но получил взамен великолепное журналистское и писательское образование. В своих журналистских работах он, прежде всего, стремился за фактом увидеть живого человека, человека – созидателя, старался понять сам и показать читателю истоки трудового героизма. И он оставался при этом писателем, накапливая опыт, вникая в существо происходящего. Именно это непосредственное слияние с жизнью помогло ему впоследствии в литературной работе, способствовало созданию убедительного образа нашего современника. В эти годы он написал свою известную повесть “Мое поколение”. В 1955 году в журнале “Новый мир” был опубликован роман Бориса Горбатова “Алексей Гайдаш”, который после смерти писателя был обнаружен в его архиве. Роман писался во второй половине тридцатых годов и представлял собой продолжение книги “Мое поколение”.[4, c.7]

Шло время. Наступили грозные дни 1941. Грянула Великая Отечественная война. Для всех это время было самым тяжелым в жизни. Эта война сплотила всех, все шли под одним флагом и журналисты не были исключением. Если боец разил штыком, то писатель в это время поднимал дух пером. Перо сплошала дух солдат и просило их терпеть тягости, сражаться за Родину.

Во время войны в литературу выплеснулось море патриотических книг, но из них выделяются лишь единицы. Это те книги, от которых у читателя щемило горло или поднимало дух. К таким можно отнести и произведение “Алексей Куликов, боец”, опубликованное в “Правде” в октябре 1942 года. Оно встало наряду с такими бессмертными произведениями, как “Наука ненависти” М.Шолохова, “Народ бессмертен” Вас.Гроссмана.

Б.Л.Горбатов умер 20 января 1954 года. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище.[5]

По книгам Горбатова, написанным им больше чем за четверть века, нетрудно проследить, как всегда его жизнь в литературе была неразрывно связана с самым важным, с самым значительным, что происходило в жизни страны. И это было отнюдь не просто оперативность, хотя легкий на подъем, превосходный журналист Горбатов умел написать статью в газету точно к сроку, положив перед собой часы, если эта статья требовалась газете именно сегодня, а не завтра. Умение сказать о самом важном в жизни страны, и сказать это вовремя, было не результатом острой профессиональной хватки опытного газетчика, а неотъемлемой особенностью человеческого характера Горбатова, его писательской души.

Он не вел двойного счета – одного для себя как для журналиста, автора очерков, статей, заметок и другого – для себя как для писателя, автора рассказов, повестей, романов. Он всегда стремился сказать о самом важном в жизни страны в той форме, в какой ему подсказывали потребности самой этой жизни. И цельность его взглядов, его мироощущение становится особенно очевидной, когда кладешь рядом самое разное, написанное им об одном и том же: личные письма к друзьям, посланные в годы войны, и “Письма товарищу”, напечатанные в “Правде”, военные очерки, написанные для фронтовой газеты Южного фронта, и повесть “Непокоренные”, ставшую в буквальном смысле слова народной книгой, через какой – нибудь месяц после ее выхода. [1, c.9]

Разные адресаты, разные жанры, разная степень художественного совершенства, но за всем этим всегда стоит один и тот же человек – цельный, смелый, чуждый каких бы то ни было двойных оценок жизни: “для себя” и “для других”, человек, c такой откровенностью и прямотой голосующий каждой написанной строчкой за советскую власть, за новое общество, что, как говорил Маяковский, “если встанет из гроба прошлое”, то все книги были бы уничтожены “за полную для белых вредность”. [1, c.9-10]

Глава 2. История создания повести “Непокоренные”

и особенность композиции

По живым следам событий была создана и повесть Б. Горбатова “Семья Тараса” впоследствии названая «Непокоренные», в которой, в единый сплав слились горячая публицистичность и торжественная эпичность.

В основу произведения легли личные впечатления автора, входившего в город Донбасса вместе с передовыми частями армии.

Когда Горбатов оказался в Ворошиловграде – город был освобожден нашими частями 14 февраля 1943 года,- он бросился искать знакомых. Ходил из дома в дом, беседуя с рабочими и их женами, с недавними партизанами и подпольщиками. Горячо и сбивчиво рассказывали ему о пережитом, и эти рассказы глубоко взволновали писателя. Перед ним вставала картина народного подвига и народного горя, когда советские люди противопоставляли ненавистничеству и жестокости врага гордость и достоинство, величие нравственного облика, неисчерпаемую силу сопротивления.

В Горсовете 15 февраля Борис Горбатов встретился со Степаном Емельяновичем Стеценко, главой подпольщиков и попросил у него отчет о работе Ворошиловградской партийной организации.

Горбатов пришел в восторг от этих чудом сохранившихся бесценных документов. Вопросы сыпались один за другим, он расспрашивал о работе в подполье, о судьбах, прошедших на глазах у старика, о немецкой жестокости и преступлениях, о жизни простых граждан. Горбатов захотел написать об этом статью, но вовремя понял, что масштаба статьи будет слишком мало, чтобы вместить все события, всю душу людей. “Постепенно у меня возникли смутные очертания будущей повести”,- писал он позже в газете “Правда” (6 ноября 1943 года.). Так началась работа над «Непокоренными».

Вопросам Горбатова не было конца – он расспрашивал старого рабочего о жизни в оккупированном городе, о думах и переживаниях его товарищей по подполью, о людских судьбах, прошедших на глазах у старика. Услышанное и увиденное побуждало браться за перо немедленно, сейчас же.

Первую часть повести Горбатов написал в течение трех недель марта и апреля 1943 года, находясь в Донбассе. В мае – с 17 по 23 – она уже была опубликована в “Правде”. Вторая часть была написана в августе – сентябре 1943 года на подмосковской даче. Писатель трудился увлеченно, вдохновенно. Он понимал, что такое произведение необходимо как оружие теперь же, когда идут ожесточенные сражения с гитлеровскими захватчиками.

Повесть создавалась в состоянии непрерывного творческого горения, “на едином дыхании”. Писатель испытывал то ощущение внутренней свободы, которое сопутствует работе над родным, выношенным материалом. Он говорил: “Только потому, что я сам донбассовец, родившийся и выросший там, и только потому, что в дни войны я был в Донбассе, и при обороне его и в боях за него, только потому, что я с войсками вошел в освобожденный Донбасс,- смог я рискнуть написать книгу “Непокоренные” о людях, мне известных и близких. Я не изучал их – я жил с ними”.

В произведении многие герои и события взяты из реальности. Горбатов спрашивал у всех истории, которые мог бы вставить в свою повесть, например историю Антонины, Андрея и Лукерьи Павловны рассказали ему квартирные хозяйки. Прототипом Степана Яценко был Степан Емельянович Стеценко – глава подпольщиков Донбасса. Прототипом Вали – жена Стеценко Валентина Павловна, учительница, которая была во время войны связной обкома и не раз, рискуя жизнью, переходила линию фронта. Доктор Фишман – расстрелянный гитлеровцами известный в городе врач Г. А. Фишкин. “История расстрела евреев, описание базара, положение детей, девочка из сундука – все это мне было рассказано ворошиловградцами”, – писал Б. Горбатов в многотиражке “Правдист” 6 ноября 1943 года. СНОСКА Так, идя от конкретных впечатлений, писатель создавал яркие собирательные образы. Но за портретом главного героя нет никаких прототипов. Таких людей Горбатов знал в бесчисленном количестве в детстве на улице в юности и во взрослой жизни. Главный герой – это собирательный образ, созданный автором.

Следует отметить и композиционную особенность повести. Главы расположены не просто в порядке временной последовательности, изображенных в них событий. Каждая последующая глава начинается с того момента, изображением которого завершена предыдущая. И чтобы подчеркнуть их неразрывность, автор сковывает их, как цепью, анафорическими повторами: заключающая главу фраза повторяется в начале следующей главы.

Звучание этих фраз подобно смысловому камертону, дающему тон повествованию и определяющему тональность главы. Эти рефрены связаны с народно-песенной и народно-эпической традицией и гармонируют с лиро-эпическим строем всей повести.[4, c.172]

Перед читателем повести встает картина гитлеровского “нового порядка”, установленного захватчиками на оккупированной советской земле.

“Новый порядок” – это вереница оборванных и измученных пленных на дорогах, плач полонянок, увозимых в Германию, принудительный труд на заводе, обозы и эшелоны с награбленным добром.

“Новый порядок” – это базар, на котором нищета разоренных сел встретилась с голодной нищетой рабочего городка. Это – облава на городских улицах, бегущие, охваченные ужасом люди, парень, остервенело вырывающийся из лап автоматчиков.

“Новый порядок” – это биржа труда, превращенная в застенок, где избивают, разлучают семьи, гонят на подневольный труд, где люди плюют кровью в лицо обидчика. Это – тысячи голодных людей с тачками на дорогах. Это – расстрелянные, повешенные, замученные русские люди.[4, c.160]

Русский человек не может примириться с «новым порядком», потому что он на своей земле, он стоит на защите своей Родины.

Глава 3. Характер героев в повести Б.Горбатова «Непокоренные»

Центральной идеей повести является изображение геройства обычных людей. Как должны вести себя в оккупации советские люди? Казалось бы, никаких сомнений: в партизаны и в подпольщики, как Степан и Настя! Но автор не дает такого легкого выбора главному герою. Тарас Яценко – человек духовно богатый, но не сразу приходящий к пониманию смысла совершающегося. Образ старого рабочего – несомненная удача писателя, стремившегося создать подлинно народный характер. С большим искусством передает Горбатов духовную эволюцию героя.[4, c.145]

В самом начале Тарас не хотел вмешивать себя в войну с фашизмом, отгородившись от всего мира в своем маленьком мирке, состоящем из дома и своих родных. Поэтому когда внук взволнованно вбежал в дом и сказал, что немцы в городе, Степан ответил: «Нас это не касается».

«Не касается» не потому, что ему все равно, кто будет хозяйничать в городе. Нет. Просто Тарас находится во власти представления о том, что его это обойдет стороной. Об этом говорят все детали: плотно закрытые ставни, закрытая дверь, гробовая тишина в доме. Особенно ярко это вырисовывается в том, что хозяин увлеченно, я бы даже сказал, безумно увлеченно делает свои замки и засовы, словно бы пытаясь от кого-то закрыться, заслониться.

Следующую стадию духовной эволюции героя писатель непосредственно связывает с тем противоречием, которое рождено присущей советскому человеку жаждой дела и невозможностью работать по приказу оккупантов.[4, c.149]

Психологически тонко ведет писатель подготовку к изображению окончательного перелома в жизни своего героя.

Поход с тачкой по пыльным степным дорогам в поисках неразоренных деревень стал для Тараса новым этапом приобщения к народной борьбе. То, что увидел Тарас на дорогах – тысячи людей с тачками и санками, бредущих в надежде обменять свой скарб на продукты, чтобы не умереть с голоду, костры в ночной степи, разговоры, полные ненависти к врагу и веры в победу, - все это помогло ему достигнуть глубину народного горя и меру народного величия. Образ этой военной дороги драматичен, эмоционально напряжен. Как и многие другие образы романа он символичен. Это символ народного горя и несгибаемой силы народного сопротивления.

«Тачки, тачки, тачки – насколько хватало глаз, одни тачки да спины, согбенные над ними. Спины и тачки – больше ничего не было, словно то была дорога каторжников. Скрипя и дребезжа, катились тачки по камням и тащили за собой людей, измученных, потных, черных от пыли. Казалось, это не люди идут, а сами тачки с прикованными к ним человеческими руками…»[4, c.150]

Автор не стал ставить в центр повествования предателей. В центре произведения – нравственно чистые, русские люди, красота их души, еще ярче выявившаяся в тяжелейших испытаниях войны. Кульминацией духовного взлета Тараса стала его встреча со старшим сыном, Степаном. И снова его сын не такой, каким он себе его представлял. Степан – глава подпольщиков, которые ищут добровольцев для разведки и точечных ударов по фашистам. Автор симпатизирует Степану. Писатель не говорит нам, что, пока все сражаются, он сидит в подполье. Наоборот, показывает, насколько важен для партизан Степан и как он поднимает дух людей, побуждая их к тайному сопротивлению.

Какое Тарас испытывает чувство, видя Степана, чувство гордости, радости за такого сына, такое же чувство гнева и презрения Тарас испытывает к своему второму сыну-Андрею. Вот в этот момент Тарасу и приходиться пожалеть о своем неучастии в жизни и воспитании сыновей. Но если Степан смог вырасти сам патриотом Родины, то Андрею нужна была помощь отца, которую он не получал. Вот и открылись глаза Тараса, когда он понял, какое Андрей доставил семье горе.

Андрей пришел домой осенним вечером, одетый в чужую крестьянскую свитку, худой и бородатый, чужой и колючий. “Папка пришел, значит, наши в городе?” – спрашивала дочка Андрея. Нет, ошиблась Марийка. Избавившись от гитлеровского плена, Андрей решил переждать войну, уйти в сторону. “Мы тебя не таким ждали, - сурово заявил ему отец. – Всех ты обманул! И Россию, и жену, и меня, старого дурака, и мое ожидание”. И Тарас “вырубил его из своей души”.

Суровые слова отца будто сдернули пелену с глаз Андрея, которому до того казалось, что он обрел мирную гавань, что в годину, когда все на земле пошатнулось, лишь родной дом остался неизменным. Упала пелена, и он увидел седую голову жены, понял ожесточение и горечь отца, и нужду, что хозяйничала в хате, и скоро разглядел, какую непримиримую “не на живот, а на смерть” борьбу ведут с врагом и отец, и сестра, и маленький племянник. Андрей решил было идти на завод, но отец запретил ему. Он заставил сына понять, что есть у сына только один путь – снова в армию, снова к оружию. Это был единственный путь домой, и Андрей это понял.

Другую загадку загадала отцу Настя. Тарас видит, как затаилась от него дочь. Почему она молчит? О чем думает? К чему стремится?

Вздыхает старый Тарас: “Незнакомое племя!” Не было у него веры в стойкость таких, как Настя. “Где уж им! На папашины деньги учились, горя не видели, с Александром Яковлевичем Пархоменко в поход не хаживали, почем хунт лиха, не знают”. Тарас придирчиво присматривался к Насте и ее подругам. Какой путь изберет его дочь? Терзался отец и не знал, что девушка нашла этот путь раньше, чем он сам, и мужественно идет трудной дорогой подпольщицы. В ней как бы нашел воплощение измененный временем облик комсомолки гражданской войны. О таких поэт М. Светлов писал:

Наши девушки ремешком

Подпоясывали шинели,

С песней падали под ножом,

На высоких кострах горели. [3, c.163-164]

Изображение нового поколения не прерывается на Насте, автор ведет ее и далее – к образу Леньки. Этот мальчик полон энергии и сил бороться с немцами. Он луч света в этом царстве жестокости и насилия. Этот мальчишка знает все, что делается в городе. Кто первый говорит Тарасу, что немцы в городе и что немцы убегают? Мальчик тянется к знаниям, к новым для себя открытиям, ему недостаточно уметь читать, считать и писать, нет, ему нужно большее, но он все равно отказывается идти в фашистскую школу. Ленька - это то поколение, за которое находится в подполье Степан, ходит по стране Тарас, умирает на виселице Настя.

Конец произведения устремлен в будущее. Наша армия разбивает немца на всех фронтах. Тарас и жители освободили город. Домой на костылях возвращается младший сын Тараса Никифор. Он чувствует себя не усталым, больным солдатом, а жадным, нетерпеливым строителем: “Эх, работы сколько! Работы! А костыли что ж? Костыли скоро долой! И задымим. Будьте любезны!” Андрей воевал вместе с армией и получил медаль “За отвагу”.

Образы повести «Непокоренные» не оставили равнодушными современников: по мотивам повести в 1945 г. на Киевской киностудии был снят кинофильм «Семья Тараса» (режиссер - Марк Донской). Фильму был присужден Главный приз Золотая медаль МКФ в Венеции-46.

В одном из небольших кинотеатров Лос-Анжелеса близ Голливуда демонстрировался советский фильм «Семья Тараса» («Непокоренные»). Прошло два года после окончания войны, и притихшие зрители, среди которых было немало выходцев из России, взволнованно следили за событиями в украинском городке, оккупированном фашистами. И в тот момент, когда на экране крупным планом появилось сосредоточенное лицо подпольщика Степана Яценко, в зале послышались громкие рыдания. Седая женщина небольшого роста, не сдерживая слез и не отрывая глаз от экрана, кричала: «Степан... это же мой сын Даниил! Я его не видела и ничего не знала о нем долгих семнадцать лет!». [5]

Опера «Семья Тараса» принадлежит к числу наиболее ярких советских героико-патриотических опер. Именно в 1942 г. Дмитрий Кабалевский вместе с либреттистом С. Цениным задумал написать оперу «Семья Тараса». Первая редакция оперы, законченная в 1947 г. и в том же году представленная в Москве, была подвергнута критике. Вторую редакцию композитор закончил к 1950 г. В новом виде «Семья Тараса» была поставлена на сцене ленинградского Театра оперы и балета имени С. М. Кирова, а затем обошла большинство советских и ряд зарубежных оперных сцен. Леонид Баратов (режиссер-постановщик) был удостоен Сталинской (Государственной) премии за постановку в театре имени Кирова оперы "Семья Тараса" Д. Кабалевского (1952 г. ). Критики особо отмечали образ Насти – символ юности, веры, силы и любви. [5]

Глава 4. Гоголевские традиции в “Непокоренных”

Прочитав книгу Б. Горбатова “Непокоренные”, я задумался, что автор хотел нам показать этой книгой? Он описывал беспримерный подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны. В этой книге Горбатов учил, как жить, как понимать свой гражданский долг, как быть честным и сильным. В это трудное время не только солдаты были героями, но и простые люди, живущие в городах и деревнях под немцем, не щадили себя.

Название повести с предельной точностью выражает ее идею. Это книга о духовной силе, несгибаемости, непобедимости народа. “Непокоренные”- это повесть о том, как шла борьба за души людей, не по своей воле оказавшихся в оккупации. Выиграть эту борьбу было не просто, но еще сложнее было решиться на эту борьбу. А кто решался (таких было большинство), до последнего стояли на защите своей страны и городов.

В своих поисках стиля, интонации повествования Горбатов не случайно, а вполне продуманно опирался на гоголевскую традицию, традицию повести “Тарас Бульба”. Его сближает с Гоголем сознательная установка на изображение героического подвига, совершаемого человеком из глубин народной жизни, сближает высокий речевой стиль, пронизывающая повествование лиричность.[4, c.169]

Бесспорна близость основных образов к повести Гоголя. Но разве это дает основания говорить о нескромности автора или его подражательности Гоголю? Только на первый взгляд эта символика кажется прямолинейной. Вчитайтесь внимательнее, и вы увидите за символическими образами новизну содержания. Горбатов в создании их идет от реальной действительности своего времени. Кажущаяся традиционность образов становится средством оттенить новизну характеров.

Но важно подчеркнуть и другое – перекличка с Гоголевскими образами открывает возможность раскрыть глубже героичность русской души, исторические корни, ее питающие.

Только посмотрев на имена героев, можно увидеть, что они перекликаются с Гоголевскими, Тарас (и тут и там), Андрей (у Гоголя - Андрий), Степан (Остап у Гоголя). Но если посмотреть на сюжетную линию, то можно увидеть много общего с Гоголевским «Тарас Бульба»: Андрей разочаровал своего отца своим уходом из казачьего войска (то есть можно сказать, предал родину, как Андрий), как фашисты казнили Настю (враги убили жену Тараса). В отличие от Гоголя, самое важное для Горбатова было утверждение красоты, благородства нравственного мира русского человека.

Не всем критикам правильно была понята эта связь горбатовской повести с гоголевской традицией. Если Б.Соловьеву признание этой связи не мешало оценить повесть как произведение новаторское (“Звезда”, 1948, № 10), то Ю.Лукин не понял смысла этой переклички с Гоголем. Он писал: “Может быть, несколько нескромно такое нарочитое подчеркивание предпочитаемой близости своих героев, хотя бы по именам, с героями Гоголя”.[4, c.170]

Горбатов и сам хотел подчеркнуть эту похожесть своего произведения с Гоголевским. В самом конце есть диалог, который вторым (после имен) навел меня на мысль о связи с «Тарасом Бульба»: “У Степана вдруг радостно защемило в горле. “Что за отец у меня! Что за старик!” Он с любовной гордостью посмотрел на отца, почувствовал себя его сыном и услышал, как глубоко-глубоко в этой земле шумят корни его рода.

- Хорошего мы с тобой рода, отец! – весело засмеялся он. – Казацкого!

Старик удивленно просмотрел на сына.

- Мы не казацкого, с чего ты взял? Не казацкого – рабочего. И прадед твой рабочий был, и дед, и дядья. Вся фамилия наша – рабочая.

Но Степан весело обнял его за плечи:

- Казацкого, казацкого! Ты не спорь, отец!”[1, c.116]

Так ощущает герой Горбатова неразрывность свою с дорогим прошлым родного народа.

Повесть “Непокоренные” стала заметным событием в советской литературе, она послужила своеобразным ориентиром и для других художников в развитии темы народа в Великой Отечественной войне. Напечатанная сначала в “Правде”, в “Комсомольской правде”, в журнале “Октябрь”, она вышла затем в 1943 году отдельным изданием с тиражом 500 тысяч экземпляров. Только за время войны повесть выдержала двенадцать изданий. И это красноречиво говорило о том, что народ признал и полюбил эту честную и мужественную книгу, написанную Борисом Горбатовым, писателем, который от начала и до конца своего творческого пути был писателем-бойцом, журналистом-бойцом, человеком-бойцом. И поныне его слово остается в боевом строю.[1, c.12]

Заключение

Проследив жизненные вехи и творчество Б.Горбатова, можно резюмировать:

1. Борис Горбатов не сразу выбрал путь прозаика, вначале писал стихи, после нелестного отзыва В.Маяковского понял, что поэзия не его стезя

2. Писательская профессия началась с газетных заметок и статей

3. Б.Горбатов – автор произведений разных жанров: статей, заметок, рассказов, повестей

4. Главная идея его произведений – отражение геройских будней современников

5. Произведения Б.Горбатова получали неоднозначную оценку критиков

Проанализировав повесть «Непокоренные», можем определить особенности этого произведения:

1. Повести по праву присуждена Премия. Здесь нет, рисовано трагичных картин, нет пафосности, столь присущей военной прозе 20 века

2. Произведение не оставило равнодушным современников: по сюжету книги снят кинофильм М.Донским, Д.Кабалевским написана опера

3. В центр повествования нравственно чистые, русские люди, патриоты

4. Прообразами «Непокоренных» послужили реальные лица

5. Сюжет, изложенный автором, на самом деле имел место в истории Донабасса в годы Великой Отечественной войны

6. Особенность композиции повести: анафорические повторы (заключающая главу фраза повторяется в начале следующей главы), подчеркивающие неразрывность глав «Непокоренных», автор сковывает их, как цепью

7. Можно провести параллели между героями «Непокоренных» и «Тарас Бульба» Н.Гоголя: сюжет, герои, идея

Список литературы

1. Горбатов. Б. Непокоренные. Москва, Профиздат, 1985. 223с.

2. Карпова В. Чувство времени. Очерки творчества Б.Горбатова. Москва, Художественная литература, 1970. 270с.

3. Коган А. Уроки памяти. Литературно-критические очерки. Москва, Художественная литература, 1989. 476с.

4. Савельев С. А.. Воспоминания о Борисе Горбатове. Москва, Советский писатель, 1964. 494с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  549  550  551   ..