Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  418  419  420   ..

 

 

Учебно-методическое пособие Новосибирск

Учебно-методическое пособие Новосибирск

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Новосибирский институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования»

Центр научно-методической поддержки

федеральных и областных экспериментальных проектов и программ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Яркульская средняя общеобразовательная школа

Купинского района Новосибирской области

РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ МНОГОФАКТОРНОЙ МОДЕЛИ

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ

(из опыта экспериментальной деятельности)

Учебно-методическое пособие

Новосибирск

НИПКиПРО

2008

Авторы:

Константин Алексеевич Кипа, методист Центра научно-методической поддержки федеральных и областных экспериментальных проектов и программ

Елена Геннадьевна Загородняя, директор муниципального образовательного учреждения Яркульской средней общеобразовательной школы Купинского района Новосибирской области

Галина Андреевна Передериенко , учитель русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения Яркульской средней общеобразовательной школы Купинского района Новосибирской области

Любовь Николаевна Белых , учитель русского языка и литературы муниципального образовательного учреждения Яркульской средней общеобразовательной школы Купинского района Новосибирской области

Ирина Ивановна Чернова , учитель начальных классов муниципального образовательного учреждения Яркульской средней общеобразовательной школы Купинского района Новосибирской области

Рецензенты:

В. И. Варющенко , кандидат исторических наук

Т. Д. Якимова , директор муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №105 г. Купино Новосибирской области

Разработка и реализация многофакторной модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы (из опыта экспериментальной деятельности): Учебно-методическое пособие [Текст] / К. А. Кипа [и др.]. — Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2008. — 76 с. – Авт. указаны на обороте тит. л.

В учебно-методическом пособии представлены результаты экспериментальной деятельности по разработке и внедрению многофакторной модели патриотического воспитания в условиях сельской школы, анализируются проблемы содержания, методов и средств учебно-воспитательной деятельности в сельской школе, направленные на решение задач патриотического воспитания. Пособие предназначено руководителям ОУ, учителям — экспериментаторам.

© ГБОУ ДПО «Новосибирский институт повышения

квалификации и переподготовки работников

образования», 2008

© МОУ Яркульская СОШ Купинского района Новосибирской области, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .............................................................................................................. 4

I. Программа экспериментального проекта .................................................. 5

II. Программа «Патриотическое воспитание учащихся муниципального общеобразовательного учреждения Яркульской средней общеобразовательной школы Купинского района на 2007-2010 годы» ........................................ 20

III. Многофакторная модель патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы .............................................................................................. 31

IV. Система мониторинга экспериментальной работы ............................. 33

V. Методические разработки ......................................................................... 42

Образовательная программа патриотического воспитания клуба «Патриот» ........................................................................................................................... 42

Формирование нравственных представлений и качеств на уроках литературного чтения в 1 – 4 классах ..................................................................................... 53

Патриотическое воспитание через систему классных часов ..................... 62

Заключение ...................................................................................................... 73

Список литературы ........................................................................................ 74


Введение

Яркульская средняя общеобразовательная школа Купинского района является ОЭП Новосибирской области 2008 года. Тема экспериментального проекта «Разработка и реализация многофакторной модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы».

Сегодня в условиях преобразований, осуществляемых в российском обществе, выдвигаются качественно новые, более сложные задачи теоретического осмысления, дальнейшего развития и конкретизации важнейших аспектов деятельности по воспитанию у членов общества патриотизма, гражданственности, чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите.

Наверное, не раз каждый задавал себе вопрос: «Что такое патриотизм?» В различных словарях понятие патриотизм – это любовь к Родине, Отечеству, гордость за страну, ее прошлое и настоящее, уважение к народу, землякам, привязанность к месту своего рождения, месту жительства.

Нам кажется, сейчас это понятие немного трансформировалось, «подстроилось под эпоху», так сказать. И тот человек, который подобрал брошенную на улице обертку и выбросил ее в мусорный бак, гораздо более патриот, чем тот, кто стучит себя в грудь и этим доказывает, как он любит Родину. Сейчас эпоха действий, а не слепой веры в идеалы.

Иными словами, особую актуальность приобретают вопросы патриотического воспитания учащихся.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательной сферы), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Гражданское и патриотическое воспитание составляет одно из направлений государственной политики в области образования. Разработаны программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006—2010 годы», областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан РФ в Новосибирской области на 2006-2008 годы».

Но вместе с тем, на сегодняшний день в российской теории и практике чрезвычайно остро обозначилось противоречие между осознанием роли патриотического воспитания в процессе социализации школьника и недостаточной разработанностью содержания программ и технологий патриотического воспитания, реализуемых в педагогической практике школы.

Таким образом, очевидна необходимость создания модели и технологии патриотического воспитания учащихся. Эта модель должна включать в себя методическую базу воспитательной деятельности и комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания молодых граждан РФ. Поэтому заслуживает целенаправленного аналитического анализа и экспериментальной апробации проблема содержания, методов и средств учебно-воспитательной деятельности в сельской школе, направленных на решение задач патриотического воспитания.

Данная брошюра подготовлена и выполнена в соответствии с проводящимися мероприятиями по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы». В ее подготовке приняли участие педагоги МОУ Яркульской СОШ, занимающиеся вопросами теории и практики патриотического воспитания.

Хотелось бы рассчитывать на внимание и заинтересованное отношение к представленной работе, творческому осмыслению ее содержания.

I . Программа экспериментального проекта

Актуальность исследования.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, его символике. Утрачено истинное значение и понимание интернационализма, обострился национальный вопрос, часто патриотизм стал перерождаться в национализм.

Сегодня в условиях преобразований, осуществляемых в российском обществе, выдвигаются качественно новые, более сложные задачи теоретического осмысления, дальнейшего развития и конкретизации важнейших аспектов деятельности по воспитанию у членов общества патриотизма, гражданственности, чувства ответственности за судьбу Отечества, готовности к его защите. Иными словами, особую актуальность приобретают вопросы патриотического воспитания учащихся.

В «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года» в большом комплексе задач ставится конкретно и задача усиления воспитательной функции образования. Одним из наиболее важных направлений в системе воспитательной работы школы мы считаем патриотическое воспитание. Учитывая, что гражданское и патриотическое воспитание составляет одно из направлений государственной политики в области образования, работая над выполнением программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006—2010 годы», областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан РФ в Новосибирской области на 2006-2008 годы», коллектив нашей школы продолжает работать по этому направлению в воспитательной работе.

«Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных объединений по формированию у граждан РФ в Новосибирской области высокого патриотического сознания, достойных морально-нравственных качеств, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей» (Областная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан РФ в Новосибирской области на 2006-2008 годы»). Воспитание чувства патриотизма, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству в российской педагогической традиции всегда были сосредоточением воспитательной системы.

Вместе с этим, на сегодняшний день в российской педагогической теории и практике чрезвычайно остро обозначилось противоречие между осознанием роли патриотического воспитания в процессе социализации школьника и недостаточной разработанностью содержания программ и технологий патриотического воспитания, реализуемых в педагогической практике школы.

Указанное противоречие определило выбор темы экспериментального проекта: «Разработка и реализация многофакторной модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы». В случае успешной апробации модели патриотического воспитания она может быть перенесена в практику других школ Новосибирской области.

Содержание проблемы патриотического воспитания.

Проблема патриотического воспитания, в первую очередь, стоит перед образовательными учреждениями. Нынешние школьники зачастую растеряны, поскольку не могут найти объяснение всем противоречиям хода истории. Социально-экономические преобразования в России в последние годы вызвали смещение ценностных ориентиров, изменение роли отдельного человека в обществе, его гражданской позиции. Переход к демократическому обществу показал острую необходимость в присутствии сильной гражданской позиции, высоких личных нравственных качеств и культурных норм, определяющих общественные. Только осознанное осмысление своей истории, уважение к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

Стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитания милосердия и человеколюбия, поэтому именно в школьные годы должно раскрываться содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите. На всех возрастных ступенях важно воспитывать у школьников уважение к историческому прошлому своего народа, культуре, традициям и национально-культурным традициям других людей. Таким образом, очевидна необходимость создания многофакторной модели патриотического воспитания. Эта модель должна включать в себя методическую базу воспитательной деятельности и комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания молодых граждан РФ. Поэтому заслуживает целенаправленного аналитического анализа и экспериментальной апробации проблема содержания, методов и средств учебно-воспитательной деятельности в сельской школе, направленных на решение задач патриотического воспитания.

Объект исследования: патриотическое воспитание учащихся в условиях сельской школы.

Предмет исследования: патриотическое воспитание в учебной и внеклассной деятельности сельской средней общеобразовательной школы.

Цель эксперимента: разработать и внедрить многофакторную модель патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы.

Гипотеза: разработанная многофакторная модель патриотического воспитания в условиях сельской школы позволит сформировать такие качества личности, как:

- патриотизм, преданность своему Отечеству;

- социальная активность, ответственность, правосознание и уважение к ценностям демократического общества;

- гордость за принадлежность к великому народу;

- гордость достижениями страны, области, района, села, школы;

- верность духовным традициям России и бережное отношение к её историческому прошлому;

- почитание национальных святынь и символов;

- личная ответственность за защиту своей Родины, готовность к службе в армии.

Проблема, цель, объект, предмет и гипотеза экспериментального исследования обусловили его следующие задачи:

- разработать программу патриотического воспитания в школе, определить элементы модели и технологии;

- апробировать разработанную программу, уточнить модель и технологию патриотического воспитания;

- провести мониторинг по результатам реализации модели, программы и технологии патриотического воспитания;

- определить эффективность многофакторной модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы, а так же целесообразность и эффективность ее переноса в деятельность других школ;

- разработать систему рекомендаций по внедрению многофакторной модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы.

Методы исследования.

Методологической основой исследования являются общенаучные положения о человеке и его роли в защите Отечества, системный подход в патриотическом воспитании; нормативно-правовые основы патриотического воспитания; представления об идеале гражданина-патриота, ценностных ориентациях и общечеловеческих ценностях; концепции проектирования и психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса (Ю. К. Бабанский, А. В. Баранщиков, В. Л. Васильев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, В. П. Есипов, А. Т. Иваницкий, В. В. Карпов, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, Т. Г. Шахурина и др.).

Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы предполагается использовать

теоретические методы:

- анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования;

- анализ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»;

- анализ областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан РФ в Новосибирской области на 2006-2008 годы»;

- анализ учебных программ, учебно-методических пособий;

эмпирические методы:

- педагогические наблюдения (прямое и косвенное);

- анкетирование;

- тестирование;

- беседа;

- педагогический эксперимент и др.

Этапы эксперимента:

Этапы

Задачи

Содержание

деятельности

Сроки

Подготовительный

Разработать программу патриотического воспитания в ОУ, определить элементы модели и технологии.

Формирование инициативной группы. Разработка и создание базы по осуществлению экспериментальной деятельности. Разработка и уточнение методов и методик исследования. Разработка и внедрение в учебные программы новых тем и содержания. Составление и уточнение программы патриотического воспитания.

С сентября 2007 г. по сентябрь 2008 г.

Практический

Апробировать разработанную программу, уточнить модель и технологию.

Осуществление намеченных мероприятий учебной и воспитательной деятельности. Реализация программы экспериментального проекта в ОУ. Анкетирование и тестирование в течение эксперимента, отслеживание результатов экспериментальной деятельности.

С сентября 2008 г.

по сентябрь 2009 г.

Обобщающий

Провести мониторинг по результатам реализации модели, программы и технологии патриотического воспитания.

Определить эффективность модели, а так же целесообразность и эффективность её переноса в деятельность других школ.

Разработать систему рекомендаций по внедрению многофакторной модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы.

Подведение итогов эксперимента. Оформление результатов исследовательской деятельности. Создание «продукта» экспериментальной деятельности (модель, программа, технология, рекомендации, статьи, анкеты и т. д.)

Проведение экспертизы эффективности многофакторной модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы.

Участие в конференциях, семинарах, публикация результатов.

Размещение информации о ходе и итогах эксперимента на сайте школы и СМИ.

С сентября 2009 г. по сентябрь 2010 г.


Организационно-функциональная структура управления экспериментальной деятельностью в

МОУ Яркульской средней общеобразовательной школе

Купинского района


Управление экспериментом предполагает опору на актуальный уровень развития субъектов образования: руководителей, учителей, классных руководителей, учащихся и других заинтересованных лиц совместной деятельности по Программе эксперимента:

Руководитель ОУ (директор) — обеспечение НПБ по экспериментальной деятельности.

Зам. директора по ВР – реализация программы по патриотическому воспитанию учащихся. Проведение классных часов, внеклассных мероприятий.

Зам. директора по УВР – планирование УВР с учетом экспериментальной деятельности. Повышение роли учебных дисциплин в формировании патриотизма у школьников.

Преподаватель организатор ОБЖ – Военно-спортивная деятельность. Военная подготовка учащихся.

Руководитель клуба «Патриот» — внеклассная работа с учащимися по патриотическому воспитанию.

Учитель истории – краеведческая работа с учащимися.

Библиотекарь – информационная деятельность.

Старшая вожатая (отряд милосердия «Забота») – внеклассная работа по патриотическому воспитанию в детской общественной организации.

Руководитель школьных спортивных секций – военно-спортивная деятельность.

Критерии оценки:

- уровень развития и проявления патриотизма (высокий, средний, низкий, нулевой — приложение 1);

- позитивное отношение и интерес к Вооруженным Силам, желание выполнить гражданский и воинский долг по защите Отечества (анкетирование — приложение 2);

- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии); знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.); знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др. (по данным результатов конкурсов, проектов, НПК школьников и т. д.);

- сотрудничество школы с районным краеведческим музеем, советом ветеранов ВОВ, комитетом по делам молодежи, семьей (совместные проекты, акции, мероприятия);

- увеличение числа учащихся занимающихся в клубе «Патриот», спецкурсах «Мой выбор», «Твое право» (сравнительный анализ);

- сформированность навыков правовой культуры, демократических взаимоотношений, успешная социализация (анкетирование, анализ);

- сформированность у школьников умения заниматься исследовательской деятельностью (по данным результатов исследовательской деятельности);

- уровень результативности и эффективности процесса патриотического воспитания (высокий, средний, низкий — приложение 3).

Теоретическая значимость экспериментального исследования определяется тем, что в нем показываются приоритеты патриотического воспитания в условиях сельской школы.

Практическая значимость исследования заключается в применении в массовой школе многофакторной модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы. Разработанные в ходе исследования учебно-методическое пособие и рекомендации по применению могут быть использованы к реализации целей патриотического воспитания.

Предполагаемые результаты экспериментального проекта:

1. Программа патриотического воспитания в сельской школе.

2. Многофакторная модель патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы.

3. Система рекомендаций по внедрению программы и многофакторной модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы.

4. Учебно-методические разработки уроков, классных часов, мероприятий и т. д.

5. Система мониторинга эффективности реализации программы патриотического воспитания.

Основные формы представления предполагаемых результатов и их внедрения:

1. Представление текущих результатов эксперимента на сайте школы и в СМИ.

2. Печатные работы: Статьи в журнале «Сибирский учитель», или в сборниках научно-практических конференций (февраль — май 2008 г.) и брошюра по теме эксперимента (сентябрь 2009 г.).

2. Проведение районного (март 2008 г.) и областного (апрель 2008 г.) семинаров по теме эксперимента.

3. Участие в семинарах областных экспериментальных площадок, конференциях, выставках (УчСиб, 2008 г.).


Приложение 1

Анкета

выяснения сформированности патриотизма

и отношения к военной службе у молодежи призывного возраста

Уважаемый респондент!

Мы приглашаем Вас принять участие в исследовании проблемы патриотизма. Ваши суждения и оценки очень важны для выполнения задач, связанных с ее изучением и решением. Отвечая на вопросы анкеты, нужно внимательно прочитать их и возможные ответы на них, выбрать из имеющихся вариантов тот, который соответствует Вашему мнению, и в матрице с этим номером отметить цифру.

Заполнять анкету просим самостоятельно, не обращаясь ни к кому за помощью или советом, так как нас интересует Ваше личное мнение. Результаты данного анкетирования в целом будут использованы в научно-практических целях и в обобщенном виде, поэтому свою фамилию указывать необязательно.

Заранее благодарим Вас за помощь в работе, в нашем общем деле.

ПРИМЕР: обвести соответствующую цифру (код) карандашом – 017.

1. Что является для Вас наиболее значительным в жизни?

001 — любовь к родителям

002 — развитие и самосовершенствование себя как личности

003 — материальное благополучие

004 — отношение к любимой девушке

005 — дружба

006 — возрождение России как сильной державы

007 — любимые увлечения

2. Какое из нижеперечисленных событий является для Вас наиболее значимым?

008 — окончание школы

009 — юбилейное семейное торжество

010 — новогодний праздник

011 — экономическая и финансовая стабилизация в стране

012 — важное событие в коллективе при Вашем активном участии

013 — приобретение долгожданной, очень нужной Вам вещи

014 — Ваша свадьба (в том числе и будущая) с любимой девушкой

3. В чем, на Ваш взгляд, наиболее ярко проявляется патриотизм молодого человека?

015 — в успешной учебе в школе, другом учебном заведении

016 — в активном выполнении трудовых заданий на производстве и т. д.

017 — в выполнении воинского долга в рядах Вооруженных Сил

018 — в активном участии в патриотических мероприятиях, акциях, проводимых в школе и вне ее

019 — в воспевании красоты и могущества Родины средствами литературы, искусства и др.

020 — в активном участии в коммерции, бизнесе и т. д.

4. Какие качества, по Вашему мнению, присущи большинству членов коллектива, в котором Вы находитесь?

021 — высокая нравственность

022 — ответственность

023 — добросовестность

024 — трудолюбие

025 — взаимопомощь и взаимовыручка

026 — социальная активность

027 — уважение к старшим

028 — чувство чести и личного достоинства

5. Как Вы считаете, присущи ли большинству членов коллектива, в котором Вы находитесь, такие качества?

029 — безнравственность или низкие нравственные качества

030 — безответственность

031 — эгоизм

032 — индивидуализм

033 — леность

034 — недобросовестность

035 — пассивность и равнодушие

036 — нечестность

037 — личная неорганизованность и недисциплинированность

038 — способность совершить хулиганский поступок, оскорбить и унизить человека

6. Какие из нижеперечисленных качеств, на Ваш взгляд, уже сформировались у большинства членов коллектива, в котором Вы находитесь, и будут проявляться ими в условиях военной службы?

039 — поступать в соответствии с предъявляемыми требованиями, с высокими нравственными принципами

040 — проявлять ответственность в отношении к делу

041 — проявлять упорство в достижении цели, соизмеряя ее с интересами общества, коллектива

042 — готовность прийти на помощь, защитить слабого

043 — укреплять лучшие традиции в коллективе, семье

044 — проявлять постоянный интерес к проблемам общества, коллектива, окружающих и, по возможности, участвовать в их решении

045 — трудиться добросовестно, с полной отдачей не только в своих интересах, но и в интересах других, всего общества

7. Какие, по Вашему мнению, из нижеперечисленных качеств проявляются у большинства членов Вашего коллектива и будут отрицательно влиять на положение дел в нем?

046 — преследовать во всем прежде всего свои личные интересы

047 — проявлять безответственное отношение к делу

048 —добиваться привилегий, послаблений и испытывать от этого моральное удовлетворение

049 — использовать моральное и физическое подавление в отношении товарищей

050 — проявлять пренебрежительное отношение к старшим и их требованиям

051 — противопоставлять себя коллективу

052 — проявлять более положительное отношение к передовым странам мира, нежели к своему Отечеству

053 — не стремиться к изучению истории, культурного наследия своей страны

054 — проявлять безразличие к ухудшению положения в обществе, жизни многих людей

8. Какие, на Ваш взгляд, причины в наибольшей степени отрицательно влияют на формирование у Ваших сверстников нравственно-патриотических качеств?

055 — ненормальная обстановка в семье

056 — отрицательное влияние друзей, товарищей

057 — отсутствие хорошего и дружного коллектива

058 — недостатки в воспитательной работе учителей

059 — отсутствие ясной патриотической идеи в обществе и ее слабое проявление в сознании многих людей

060 — отсутствие возможности по-настоящему проявить себя в хорошем и нужном деле

061 — сложная и трудная обстановка в стране

9. Что, по Вашему мнению, составляет основу Вашего понимания патриотизма?

062 — научные труды, публикации и т. д.

063 — знания, полученные от учителей

064 — сведения, полученные от родителей и близких

065 — сведения, полученные от друзей и товарищей, особенно отслуживших в армии

066 — сведения, полученные по средствам массовой информации (радио, телевидение, периодическая печать и т. д.)

067 — чтение художественной и др. литературы, мемуаров

068 — личное участие в деятельности, направленной на укрепление основ нашего общества

10. Как Вы в среднем оцениваете уровень понимания большинством Ваших сверстников роли и значения патриотизма в современных условиях?

069 — высокий

070 — не очень высокий

071 — низкий

072 — очень низкий

11. Как Вы относитесь к службе в рядах Вооруженных Сил?

073 — воинская служба представляется интересной и привлекательной

074 — служба в армии необходима обществу, и я рассматриваю ее как выполнение гражданского долга, хотя и не испытываю личной заинтересованности в изучении военного дела

075 — служба в армии представляется трудной и неинтересной, и я не вижу в ней возможности для раскрытия своих способностей

076 — я отношусь к службе отрицательно и постараюсь найти способ избежать ее

12. Кто (или что) в наибольшей степени повлиял (о) на Ваше отношение к службе в Вооруженных Силах?

077 — средства массовой информации

078 — учителя в школе, преподаватели в других учебных заведениях

079 — события, происходящие в обществе; характерные изменения в сознании молодежи

080 — трудности, сходные с теми, которые характерны для военной службы

081 — семья

082 — друзья, знакомые, особенно отслужившие в армии

13. Как соотносятся Ваши личные интересы с общественными в вопросе об отношении к службе в армии?

083 — призыв в армию соответствует моим жизненным планам

084 — считаю службу в армии делом большой общественной значимости. Сознательно подчиняю ему свои жизненные планы, хотя я не испытываю особого интереса к военной службе

085 — считаю службу в армии важным общественным делом, но хотел бы, чтобы меня лично, в качестве исключения, освободили от нее

086 — военная служба не вписывается в систему моих жизненных планов и ценностей

14. Как Вы относитесь к ослаблению России как мировой державы, к падению ее престижа?

087 — мне очень больно осознавать это

088 — с тревогой и обеспокоенностью

089 — отношусь к этому спокойно

090 — стараюсь об этом меньше думать

091 — мне это безразлично

15. Участвовали ли Вы в мероприятиях (особенно организационных) патриотического или военно-патриотического характера за последние 2-3 года (до поступления в вуз)?

092 — довольно часто или регулярно

093 — неоднократно

094 — очень редко

095 — не участвовал

16. Существует ли, по Вашему мнению, необходимость воссоздания (на новой основе) системы патриотического воспитания для развития патриотизма у каждого гражданина России с детских лет?

096 — безусловно, существует

097 —думаю, что существует

098 — в этом нет особой необходимости

099 — такой необходимости нет

100 — затрудняюсь ответить

17. Что, на Ваш взгляд, необходимо в первую очередь сделать для возрождения патриотизма в нашем обществе?

101 — повернуть лицом к этой работе деятельность школ и детских дошкольных учреждений

102 — активизировать работу на местах, в регионах

103 — оказывать помощь патриотическим объединениям, клубам, другим организациям патриотической направленности

104 — усилить патриотическую работу с молодежью со стороны Вооруженных Сил, МВД, Пограничных войск

105 — добиться коренного изменения отношения к патриотизму и патриотическому воспитанию в средствах массовой информации

106 — коренным образом изменить отношение к проблеме патриотизма и патриотического воспитания со стороны руководства государства, правящей политической элиты

107 — предоставить больше возможностей Русской Православной Церкви для религиозно-патриотического влияния на общество


Приложение 2

Уровни определения действенности (результативности)

и эффективности процесса патриотического воспитания

Высокий

уровень

Процесс патриотического воспитания характеризуется активностью, целенаправленностью, высокой степенью организации, взаимодействия его субъектов, ритмичностью, сбалансированным использованием средств, форм, методов, технологий для достижения ожидаемых результатов. Субъект-объектные отношения являются оптимальными, интересы воспитателей и воспитуемых совпадают, взаимоотношения достаточно гармоничны, мотивация в процессе совместной деятельности позитивная и устойчивая. Ожидаемый результат является достижимым.

Средний

уровень

Процесс патриотического воспитания характеризуется относительной организованностью, минимальной активностью, несбалансированным, непродуманным использованием форм, методов и средств для достижения ближайших задач. Перспективные и инновационные направления деятельности, как правило, отсутствуют. Субъект-объектные взаимосвязи нестабильны, интересы и устремления воспитателей и воспитуемых совпадают лишь частично, отношения неустойчивы, не имеют существенных основ. Позитивная мотивация в процессе совместной деятельности проявляется непостоянно и наряду с негативными моментами. Ожидаемый результат достигается не в полной мере, то есть частично.

Низкий

уровень

Процесс имеет малоуправляемый, неорганизованный, стихийный характер. Взаимодействие между его субъектами отсутствует. Субъект-объектные взаимосвязи формальны или отсутствуют. Позитивно-ориентированная мотивация в процессе деятельности не проявляется, вследствие чего ожидаемый результат не достигается.

II . Программа «Патриотическое воспитание учащихся муниципального общеобразовательного учреждения Яркульской средней общеобразовательной школы Купинского района на 2007-2010 годы»

Введение

Программа «Патриотическое воспитание учащихся муниципального общеобразовательного учреждения Яркульской средней общеобразовательной школы Купинского района на 2007 -2010 годы» (далее именуемая – Программа) разработана в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 -2010 годы» и областной целевой программой «Патриотическое воспитание граждан РФ в Новосибирской области на 2006-2008 годы». Программа ориентирована на учащихся школы, живущих на тер­ритории села Яркуль Купинского района и определяет основные направления патриотического воспитания учащихся МОУ Яркульской СОШ.

Актуальность проблемы патриотического воспитания учащихся

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений, расположенных на территории Яркульского сельсовета, жителей села в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании и разработана данная Программа.

Цель и задачи Программы

Цель Программы: усовершенствовать систему патриотического воспитания учащихся муниципального общеобразовательного учреждения Яркульской средней общеобразовательной школы.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- формировать у подрастающего поколения верность Родине, готовность к служению Отечеству и его вооруженной защите;

- изучить историю и культуру Отечества и родного края;

- формировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни;

- обеспечить методическое сопровождение функционирования системы патриотического воспитания;

- консолидировать и координировать деятельности школы, семьи, общественности, жителей села в патриотическом воспитании детей.

Программа рассчитана на период с 2007 по 2010 годы. В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школы с органами исполнительной власти Купинского района, РОВД, РВК, учреждениями культуры и спорта, комитетом по делам молодежи, районным краеведческим музеем, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями.

Механизм реализации Программы

Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет инициативная группа по реализации Программы. Порядок выборов инициативной группы определяется уставом образовательного учреждения. В состав инициативной группы могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи.

Инициативная группа определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.

Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет привлечения внебюджетных средств.

Контролирует и отчитывается за использованные в ходе деятельности средства руководитель инициативной группы.

Ожидаемые результаты

Конечными результатами реализации Программы должны стать:

- создание единой системы патриотического воспитания учащихся;

- привлечение внимания общественных организаций к проблеме патриотического воспитания молодежи;

- формирование гражданина – патриота;

- формирование у школьников умения заниматься исследовательской деятельностью;

- удовлетворение потребности детей в неформальном общении, реализация их творческого потенциала;

- пробуждение интереса к истории родной страны, родного края, своей семьи;

- воспитание готовности к защите своего Отечества;

- формирование навыков правовой культуры, демократичных взаимоотношений, успешная социализация.


Мероприятия по реализации программы

№№ п/п

Мероприятие

Период

исполнения

Ответственные

1

Проведение совместных заседаний Совета школы, педагогического совета и инициативной группы по реализации Программы с повесткой дня «Патриотическое и физическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения»

Октябрь

2007

Директор школы

2

Заседания инициативной группы по реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных мероприятий

1 раз

в четверть

2007–2010 гг.

Руководитель инициативной группы.

3

Привлечение родителей учащихся и жителей села к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)

2007–2010 гг.

Директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители

4

Разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы

2007–2010 гг.

Заместитель директора по УВР, руководители методических объединений, учителя-предметники

5

Проведение конкурса проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети — будущее России»

2007 г.

Заместители директора по воспитательной работе и УВР.

6

Проведение научно-практических конференций

- «Российский патриотизм: истоки и современность»

- «Это наша с тобой биография»

2008-2009 гг.

Заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе

7

Обеспечение организованного участия старшеклассников в военно-полевых сборах (совместно с РВК)

Ежегодно

Учитель ОБЖ и физкультуры

8

Разработка Положения и инструкций по охране труда при проведении военно-спортивных игр на местности с учащимися школы

2007 г.

Заместители директора по УВР и ВР, учитель ОБЖ

9

Организация и проведение мероприятий, посвященных:

• Дню Победы

• Дню матери

• Дню пожилого человека

Ежегодно

Учитель ОБЖ, классные руководители, педагоги дополнительного образования, старшая вожатая.

10

Проведение конкурсов среди учащихся на лучший , сочинение, рассказ, стихотворение по патриотическим тематикам

2007–2010 гг.

Заместитель директора по воспитательной работе, учителя русского языка и литературы, истории.

11

Проведение ежегодного смотра-конкурса исследовательских работ юных историков и краеведов

2007–2010 гг.

Учителя ОБЖ и истории

12

Проведение ежегодного фестиваля детского художественного творчества «Моя Россия»

2007–2010 гг.

Зам. директора по УВР, учитель музыки, педагоги дополнительного образования.

13

Совместные мероприятия с районным краеведческим музеем. Экскурсии в краеведческий музей.

2007–2010 гг.

Старшая вожатая, учитель истории.

14

Проведение воспитательных мероприятий и игр:

• спартакиада допризывников «К защите Родины готовы!»;

• игра «Зарница»;

• конкурсы «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, мальчики!»;

• смотр строя и песни;

• соревнования по военно-прикладным видам спорта;

• праздник, посвященный Дню защитника Отечества

Ежегодно

Учителя ОБЖ, физкультуры, классные руководители

15

Организация работы клуба «Патриот»

2007–2010 гг.

Руководитель клуба

16

Участие в смотрах-конкурсах на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы с учащимися

2007–2010 гг.

Учителя физкультуры, ОБЖ, старшая вожатая, кл. руководители.

17

Организация работы туристско-краеведческого кружка

2007–2010 гг.

Руководитель кружка

18

Проведение туристско-краеведческих соревнований

2002–2005 гг.

Руководитель туристско-краеведческого кружка, учитель истории.

19

Уход за памятником воинам, погибшим в Великой Отечественной войне

2007–2010 гг.

Заместитель директора по воспитательной работе

20

Проведение Дней воинской славы России

2007–2010 гг.

Заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, учителя-предметники

21

Проведение поисковых операций, направленных на создание и пополнение краеведческого уголка в кабинете истории

2007–2010 гг.

Заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории.

22

Оформление стендов по истории школы

2007 г.

Все педагоги

23

Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным историческим датам

2007–2010 гг.

Учителя физкультуры, ОБЖ

24

Постановка спектаклей по произведениям о Великой Отечественной войне

2007–2010 гг.

Руководитель театрального кружка, учителя литературы, истории, старшая вожатая, кл. руководители.

25

Проведение концертов, посвященных Дню защитника Отечества и юбилейным историческим датам, конкурсов чтецов «Я люблю тебя, Россия»

2007–2010 гг.

Заместитель директора по воспитательной работе, учитель музыки, педагоги дополнительного образования, учителя литературы

26

Проведение конкурсов рисунков на темы:

• «Сердцу милая родина».

• «Мой дом и двор»;

• «Моя семья»

2007–2010 гг.

Учитель изобразительного

искусства

27

Организация показа и обсуждения научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-исторические темы

2007–2010 гг.

Учитель ОБЖ, классные руководители, учителя истории, литературы.

28

Проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, солдатскими вдовами, тружениками тыла, с ветеранами локальных войн

2007–2010 гг.

Классные руководители

29

Проведение викторины «Мы этой памяти верны»

2007 –

2010 гг.

Учитель истории

30

Проведение читательских конференций по книгам о Великой Отечественной войне

2007–2010 гг.

Библиотекарь

31

Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотические темы

2007–2010 гг.

Классные руководители

32

Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию в средствах массовой информации. Создание видеопрограммы по деятельности школы. Пропаганда достижений родного края.

2007–2010 гг.

Заместитель директора по воспитательной работе

33

Обмен опытом работы с образовательными учреждениями района и области, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников, а также военно-патриотическими клубами

2007–2010 гг.

Директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе

34

Организация походов по родному краю

2007–2010 гг.

Руководитель туристско-краеведческого кружка, старшая вожатая.

35

Участие в районных и областных конкурсах посвященных 70-летию Новосибирской области

2007г.

Заместитель директора по ВР, старшая вожатая.

36

Дни здоровья и спорта

Ежемесячно

Учитель ОБЖ, физкультуры.

37

Родительское собрание «Воспитание патриота – гражданский долг»

2007г.

Зам. директора по ВР, кл. руководители.

38

Акции

- «Поделись своим теплом»

- «Мой подарок ветеранам»

2007-2010 гг.

Старшая вожатая

39

Фестиваль народных обрядов «Наша область Новосибирская»

Фестиваль «Честь школы – моя честь»

Школьный фестиваль «Моя семья»

Фестиваль «Мое Отечество – Россия»

Фестиваль военной песни

2007 –

2010 г г.

Зам. директора по ВР, кл. руководители.

40

Конкурс на лучший сценарий, методические разработки по патриотическому воспитанию среди педагогов школы

2007-2010 гг.

Заместители директора по УВР и ВР.

41.

Формирование банка данных по данной проблеме на базе библиотеки

2007 – 2010 гг.

Библиотекарь

42.

Анкетирование и тестирование учащихся:

- анкета по изучению ценностных ориентаций детей и подростков;

- тестирование «Ваше отношение к службе в армии»;

- анкета «Что ты помнишь и чтишь?»

2007г.

Зам. директора по ВР, кл. руководители.

Мероприятия по реализации Программы

2007-2008 учебный год

Период исполнения

Мероприятия

Ответственные

Сентябрь

· «Здравствуй, школа!», праздник первого звонка.

· Организация работы клуба «Патриот», туристско-краеведческого кружка.

· Тематический кл. час «Моя Родина – Россия»

· День здоровья и спорта

· Праздник посвященный Дню пожилого человека

· Анкетирование по изучению ценностных ориентаций детей и подростков

· Заседание инициативной группы по реализации Программы по вопросам планирования работы и организации различных мероприятий

· Разработка Положения и инструкций по охране труда при проведении военно-спортивных игр на местности с учащимися школы

Зам. директора по ВР

Руководители клуба, кружка

Кл. руководители

Учителя физкульт., ОБЖ.

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР

Руководитель инициативной группы

Зам. директора по ВР, учитель ОБЖ

Октябрь

· Совместное заседание Совета школы, педагогического совета и инициативной группы по реализации Программы с повесткой дня «Патриотическое и физическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения»

· Фестиваль народных обрядов «Наша область Новосибирская»

· Круглый стол «Я гражданин России, я – сибиряк»

· Конкурс рисунков «Сердцу милая Родина»

· День здоровья и спорта

Директор школы

Зам. директора по ВР, кл. рук.

Зам. директора по ВР

Учитель ИЗО

Учителя физкульт., ОБЖ

Ноябрь

· Родительское собрание «Воспитание патриота – гражданский долг»

· Фестиваль «Честь школы – моя честь»

· Экскурсии в районный краеведческий музей (начальные классы)

· Заседания МО (разработка системы приемов, методов и мероприятий, направленных на патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы)

· День матери «Пусть всегда будет мама»

· День здоровья и спорта

Зам. директора по ВР, кл. рук.

Зам. директора по ВР, кл. рук.

Старшая вожатая

Председатели МО

Классные руководители

Уч. физк.., ОБЖ

Декабрь

· Школьный фестиваль «Моя семья»

· Конкурс фотографий «Вклад моей семьи в победу над фашизмом»

· НПК «Это наша с тобой биография»

· Конкурс «Родословное дерево»

· Классные часы с приглашением родителей «Герб моей семьи», «Моя дружная семья», «Профессии наших родителей»

· Конкурс рисунков «Моя семья»

· День здоровья и спорта

Зам. директора по ВР, кл. рук.

Старшая вожатая

Зам. директора по ВР, кл. рук.

Классные руководители

Учитель ИЗО

Учителя физкульт., ОБЖ.

Январь

· Фестиваль детского художественного творчества «Моя Россия»

· Проведение тестирования «Ваше отношение к службе в армии»

· Оформление стенда по истории школы

· Конкурс чтецов «Я люблю тебя, Россия»

· Викторина «Мы этой памяти верны»

· Читательская конференция по книгам о ВОВ

· День здоровья и спорта

Зам. директора по ВР, кл. рук.

Зам. директора по ВР, кл. рук.

Все педагоги

Учителя литературы

Учитель истории

Учителя литературы, библиотекарь

Уч. физк.., ОБЖ

Февраль

· Классный час «Что дают тебе старшие поколения?»

· Смотр строя и песни «Равнение на отвагу отцов»

· Праздники, посвященные Дню защитника Отечества

· Создание краеведческого уголка в кабинете истории

· Конкурс плакатов посв. Дню защитника Отечества

· День здоровья и спорта

· Экскурсии в краеведческий музей (5-11 кл)

· Формирование банка данных по проблеме патриотического воспитания на базе школьной библиотеки

Классные руководители

Зам. директора по ВР, учитель ОБЖ, кл. руков.

Учитель истории

Учитель ИЗО

Учителя физкульт., ОБЖ.

Старшая вожатая

Библиотекарь

Март

· Конкурс проектов на лучшую организацию работы Кл. руководителей и учителей-предметников по патриотическому воспитанию «Наши дети – будущее России»

· Конкурс сочинений «Мой родной край»

· День здоровья и спорта

· Торжественное вручение паспортов

· Семинар «Эффективные формы педагогического взаимодействия по формированию патриотических качеств»

· Освещение работы школы по патриотическому воспитанию в СМИ

Заместители директора по УВР и ВР

Учителя литературы

Уч. физк.., ОБЖ

Зам. директора по ВР, представители администрации села

Зам. директора по ВР

Зам. директора по ВР, старшая вожатая

Апрель

· Фестиваль «Театр – класс» (постановка спектаклей по произведениям о ВОВ)

· Уход за памятником воинам, погибшим в ВОВ

· Смотр-конкурс исследовательских работ юных историков и краеведов.

· Конкурс сочинений «Я – наследник Победы»

· Организация показа и обсуждения художественных фильмов на военно-исторические темы.

· День здоровья и спорта

Зам. директора по ВР, кл. руков.

Старшая вожатая

Учитель истории, руководители клуба «Патриот», туристско-краеведческого кружка

Учителя истории, литературы, библиотекарь

Уч. физк.., ОБЖ

Май

· Фестиваль военной песни

· Неделя боевой славы «Бессмертие подвига»

· Акция «Мой подарок ветеранам»

· Встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла, участниками локальных войн

· Обновление стенда памяти

· Спартакиада допризывников «К защите Родины готовы»

· Конкурс на лучший сценарий, методические разработки по патриотическому воспитанию среди педагогов школы

Зам. директора по ВР, Кл. руководители

Зам. директора по ВР, старшая вожатая, учитель истории, руководитель клуба «Патриот»

Учитель истории

Учителя физкультуры, ОБЖ

Заместители по УВР и ВР

Июнь

· Туристско-краеведческие соревнования

· Участие в районном слете туристов-краеведов

· Экскурсии в краеведческий музей (пришкольный оздоровительный лагерь)

· День памяти

· Поисковые операции совместно с районным краеведческим музеем (пополнение краеведческого уголка в кабинете истории)

· Походы по родному краю

· Освещение работы школы по патриотическому воспитанию на сайте школы

Руководитель туристско-краеведческого кружка

Руководитель туристско-краеведческого кружка, учитель физкультуры

Старшая вожатая

Воспитатели пришкольного лагеря

Старшая вожатая, учитель истории

Классные руководители, родители

Заместители директора по УВР и ВР, учитель информатики

III . Многофакторная модель патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы

Результаты работы, проделанной в теоретической и практической части экспериментального проекта, анализ имеющегося опыта позволили разработать многофакторную модель патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы.

Реализация экспериментального проекта осуществляется через уроки, факультативы, общешкольные мероприятия, классные часы, работу кружков и клубов, тесное сотрудничество учебного заведения с другими заведениями нашего села, военно-патриотическими клубами школ района и области, родителями.

Разработана система работы по патриотическому воспитанию на уроках, включающая в себя:

- исследовательские и проектные работы учащихся, встречи с ветеранами, составление задач на местном материале, компьютерные презентации;

- включение фрагментов о жизни и деятельности, научных поисках ученых в объяснение нового материала;

- подготовку учащимися сообщений о достижении современных отечественных ученых;

- исследовательские и проектные работы учащихся на основе местного материала, защита которых проходит на традиционных НПК школьников;

- выпуск стенгазет, посвященных юбилейным датам учёных — соотечественников;

- конкурс рисунков на тему великих открытий;

- конкурс чтецов;

- викторины, турниры знатоков;

- составление задач на местном материале;

- встречи с ветеранами;

- использование репродукций, видеоматериалов.

К ряду «новинок» можно отнести выполнение учащимися исследовательских и проектных работ. Много проектных работ выполняется на уроках технологии, исследовательских – на уроках истории. Детей волнуют экологические проблемы нашего села и мн. др.

Реализация этой модели и обоснование ее эффективности составили главную цель экспериментального проекта.

В процессе реализации экспериментального проекта решались следующие задачи:

- выявление способов и приемов усвоения школьниками патриотических ценностей в процессе учебной и внеучебной воспитательной деятельности;

- обоснование и апробация технологии организации взаимодействия школы и семьи, форм интеграции учебно-воспитательной среды.

В ходе эксперимента выявлялся реальный уровень сформированности патриотических знаний, эмоционально-ценностных отношений к патриотическим ценностям, степень активности учащихся в социально значимых видах деятельности.

На основе анализа полученных результатов были выявлены недостатки и намечены пути их преодоления.

Проделанная работа послужила основанием для разработки многофакторной модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы.

В качестве составных элементов данная модель включает следующие организационные формы: уроки, факультативы, клубы, краеведческую работу, школьные СМИ, обсуждения, ученические научные общества и т. д.

Целью эксперимента явилась экспериментальная проверка многофакторной модели в образовательном учреждении.

Проведена оценка эффективности данной модели, получены положительные результаты. Поэтому мы считаем, что необходимо внедрять многофакторную модель патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы, разработанную и апробированную педагогическим коллективом нашей школы.


IV . Система мониторинга экспериментальной работы

На основе методических материалов обобщенных профессором Российской академии государственной службы доктором философских наук В. И. Лутовиновым, мы разработали систему мониторинга с использованием методов математической статистики.

Определение результатов работы по патриотическому воспитанию в виде конкретной оценки предполагает, в первую очередь, всесторонний анализ этой деятельности с помощью различных методов и методик, а также дифференциацию критериев и показателей по различным уровням, измеряемым в баллах. Для определения оценки результатов работы по патриотическому воспитанию, необходимо осуществить анализ важнейших сторон, направлений этой деятельности. Анализ основывается на определенной методике, включающей в себя следующие моменты:

1) составление краткого плана анализа состояния патриотического воспитания и его результатов;

2) сбор информации о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об эффективности проводимых мероприятий;

3) обработку данных: группировка результатов деятельности с выделением признаков положительного и отрицательного характера;

4) анализ эффективности работы непосредственных организаторов патриотического воспитания;

5) анализ и оценка действенности воспитательной работы с обучающимися (число мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам);

6) определение выводов о состоянии и его результатах, формулирование конкретных задач и мер по их дальнейшему улучшению;

7) графическое представление основных результатов анализа (диаграммы таблицы, схемы);

8) информирование о данных анализа состояния патриотического воспитания и его результатах.

Дифференциация критериев и показателей по различным уровням может быть представлена в самом общем виде по 4-балльной системе следующим образом:

5 — если данные показатели выражены в полной мере, проявляются постоянно и фиксируются как вполне очевидные, без каких бы то ни было сомнений;

4 — если данные показатели выражены в достаточной мере, проявляются в основном устойчиво и фиксируются как сравнительно очевидные с некоторыми сомнениями;

3 — если данные показатели выражены не в полной мере, проявляются непостоянно и фиксируются как малоочевидные со значительными сомнениями;

2 — если данные показатели выражены очень слабо, проявляются эпизодически или не проявляются совсем, фиксируются с большим трудом или не фиксируются вовсе.

Для определения результатов патриотического воспитания используются следующие основные методы: наблюдение, анализ конкретной ситуации, анализ результатов деятельности, анкетирование, тестирование, метод независимых характеристик, метод экспертных оценок, сравнительный анализ, классификация, систематизация, шкалирование, моделирование и др.

Критерием оценки эффективности является понятие патриотически-устойчивая личность. Основными показателями патриотически-устойчивой личности являются: активность, проявляющаяся в нравственной деятельности и поведении, готовность к сознательной актуализации в общении, требований морали, характер потребностно-мотивационной структуры побуждающей к реализации личностно ценных и общественно значимых целей, активность и сознательность.

Уровни развития и проявления патриотизма личности

Уровни

Характеристика

Высокий

Глубокое изучение истории и культуры России. Патриотическая убежденность и готовность к действиям во имя национальных интересов. Осознание личной ответственности за судьбу России. Проявление социальной активности и гражданской зрелости. Инициатива в патриотической деятельности и целенаправленное участие в ней.

Средний

Восприятие истории Отечества как одного из важнейших предметов в системе образования и воспитания. Владение содержанием таких понятий как «Родина», «патриотизм», «гражданский долг», «мужество». Понимание необходимости защиты интересов Отечества в связи с объективной оценкой политической ситуации в мире. Проявление активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных дел. Высокая ответственность, осознание гражданского и патриотического долга. Наличие опыта преодоления моральных, волевых перегрузок патриотической деятельности в ее различных формах.

Низкий

Понятия «патриотизм», «гражданский долг» находятся на формально-вербальном уровне. Слабо развиты представления о гражданском долге, патриотизме и современном развитии российского общества и его проблемах. Ответственное, но пассивное, без проявления инициативы выполнение учебных и общественных поручений. Стремление преодолеть вставшие на пути трудности, но собственными силами, без поддержки товарищей, сверстников.

Нулевой

Интересы государства и перспективы его развития не занимают никакого места в жизненных планах, не связываются с жизненными перспективами. Понимание необходимости защиты интересов Отечества имеет отвлеченный абстрактный характер. Проявление равнодушного отношения к учебе в целом и пассивности. Отсутствие интересов к гуманитарным дисциплинам, в том числе к истории Отечества. Низкая ответственность при выполнении общественных поручений или их игнорирование. Отсутствие представления о гражданском долге и патриотизме. Слаборазвитые морально-волевые качества. Проявление слабоволия и отступление от намеченной цели при столкновении с трудностями.

Патриотически-устойчивая личность характеризуется единством нравственного, правового сознания и поведения. Достижение этого в содержательном отношении предполагает наличие системы ценностных отношений, на вершине которых находится общественно патриотический идеал.

Динамика положительных изменений в формировании у учащихся патриотических знаний показана в таблице.

Уровни

5-9 классы

(всего учащихся – 61)

10 – 11 классы

(всего учащихся – 17)

Констатирующий этап

Заключительный этап

Констатирующий этап

Заключительный этап

Кол-во

уч-ся

%

Кол-во

уч-ся

%

Кол-во

уч-ся

%

Кол-во

уч-ся

%

Высокий

31

51

37

61

4

24

5

29

Средний

16

26

19

31

10

59

11

65

Низкий

14

23

5

8

3

17

1

6

Из таблицы видно, что сократилось число учащихся с низким уровнем сформированности патриотической воспитанности и увеличилось число учащихся с высоким и средним уровнем.


Изменение уровня сформированности патриотической воспитанности

5- 9 класс

10-11 класс

Положительные изменения в системе ценностных ориентаций в степени общественной активности позволяют говорить о повышении уровня патриотической воспитанности учащихся.

Как мы и предполагали эффективность патриотического воспитания будет зависеть от оптимальной и рациональной организации всех звеньев процесса патриотического воспитания в соответствии с целью стоящей перед ней конкретными условиями и особенностями его осуществления по отношению к учащимся в соответствии с потребностями, стремлениями, интересами.

Диаграмма мнений обучающихся о том, что для них означает слово

«Патриотизм»

Вопросы

Обучающиеся

Взрослое население села

Любовь к Родине

72

70

Любовь к своей семье, родным, близким

60

65

Любовь к родному селу, дому

53

57

Любовь к русской культуре

38

46

Любовь к народу

25

29

Возрождение традиций российского государства

21

24

Религиозная вера, которую я исповедую

5

4

Коллективный, общинный образ жизни

3

3

Патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение

4

5

Для большинства обучающихся слово «патриотизм» в первую очередь совпадает с «малой Родиной» — ближним социальным окружением: семьей, родными, близкими, родной деревней, домом. Эти ценности составляют ядро патриотизма в современном российском обществе.

Чтобы проверить знания учащихся о культурных ценностях Новосибирской области и выяснить их отношение к данным ценностям, учащимся старших классов была предложена анкета, включающая вопросы о культурных ценностях Новосибирской области.

Анализ ответов учащихся показал следующее. Большинство учащихся (78%) считают необходимым знать историю своего края, но лишь 47% учащихся имеют достаточно высокий уровень таких знаний, у 43% они весьма поверхностны, а 10% — вообще не имеют о ней представления.

В ходе исследования старшеклассникам было предложено два вопроса: «Считаете ли Вы себя патриотом?» и «Где Вы хотите постоянно жить?»

Результаты опроса

«Считаете ли Вы себя патриотом?»

Ответы

%

1. Считаю себя патриотом

52

2. Не считаю себя патриотом

17

3. Затрудняюсь ответить

31

«Где Вы хотите постоянно жить?»

Ответы

%

1. В России

70

2. За границей

8

3. Безразлично где

15

Постоянно жить за границей хотят 8% ответивших, безразлично где – 15%. Примерно 70% старшеклассников связывают свою судьбу с Родиной. Гордятся, что они россияне – 79% учащихся, а 21% не испытывают этого чувства.

Результаты анкетирования по выяснению сформированности патриотизма и отношения к военной службе у юношей 9-11 классов.

Юношам 9-11 классов была предложена анкета, текст которой приведен в Программе экспериментального проекта. Приведем результаты анкетирования (выборочно, отдельные вопросы).

1. Что является для Вас наиболее значимым в жизни?

Ответы

%

1. Любовь к родителям

50

2. Развитие и самосовершенствование себя как личности

14

3. Материальное благополучие

15

4. Отношение к любимой девушке

3

5. Дружба

5

6. Возрождение России как сильной державы

12

7. Любимые увлечения

1

2. В чем, на Ваш взгляд, наиболее ярко проявляется патриотизм молодого человека?

Ответы

%

1. В успешной учебе

38

2. В активном выполнении трудовых заданий

17

3. В выполнении воинского долга в рядах Вооруженных Сил

27

4. В активном участии в патриотических мероприятиях, акциях, проводимых в школе и вне ее

10

5. В воспевании красоты и могущества Родины средствами литературы, искусства и др.

5

6. В активном участии в коммерции, бизнесе и т. д.

3

3. Как Вы относитесь к службе в рядах Вооруженных Сил?

Ответы

%

1. Воинская служба представляется интересной и привлекательной

24

2. Служба в армии представляется трудной и неинтересной, и я не вижу в ней возможности для раскрытия своих способностей

35

3. Служба в Армии необходима обществу, и я рассматриваю ее как выполнение гражданского долга, хотя и не испытываю личной заинтересованности в изучении военного дела

29

4. Я отношусь к службе отрицательно и постараюсь найти способ избежать ее

12

Результаты экспериментальной работы показывают, что высокий уровень сформированности патриотизма дает возможность реализовать одну из главных задач обучения и воспитания, развитие общей культуры личности учащегося.

Выводы.

Организация патриотического воспитания в общеобразовательном учреждении предполагает опору на достижения российской дореволюционной и советской школы, наполнения проверенных временем организационных форм новым содержанием. При этом приоритетное внимание должно отдаваться комплексным организационным формам, позволяющим успешно формировать не только патриотические знания, ценностные ориентации, но и включать учащихся в социально значимые виды деятельности.

Важнейшими условиями, факторами повышения эффективности патриотического воспитания являются: обеспечение единства федерального, регионального и школьного компонентов в содержании патриотического воспитания, внедрение программно-целевой модели управления воспитательной работой в образовательном учреждении, разработка программно методического обеспечения процесса патриотического воспитания, учет семейного уклада обучающихся, а также учет возможностей образовательного учреждения, целенаправленное проектирование связей с внешней социальной средой.

Экспериментальная работа показала, что преодолению имеющихся недостатков способствует применение специальной системы мер методического управления, которая включает комплекс активных форм учебной и внеучебной деятельности ориентированных на активизацию самостоятельной работы школьников, имеющей творческий созидательно значимый характер.

Перспективу дальнейших исследований по проблемам модернизации патриотического воспитания мы видим в необходимости разработки стандартов не только в области обучения, но и в сфере воспитания, конкретизации целей и задач патриотического воспитания, а также разработке технологий воспитания с учетом особенностей сельской школы.


V . Методические разработки

В настоящее время педагогами нашей школы разработаны методические сборники: «Разработки классных часов по патриотическому воспитанию»; «Разработки классных и общешкольных мероприятий по патриотическому воспитанию»; «Патриотическое воспитание на уроках (разработки уроков); Программа ВПК «Патриот».

В данном разделе представлены авторские работы учителей.

Автор: Передериенко Галина Андреевна,

учитель русского языка и литературы МОУ Яркульской СОШ,

руководитель клуба «Патриот»

Образовательная программа патриотического воспитания клуба «Патриот»

Пояснительная записка

Учитывая актуальность патриотического воспитания в наши дни, то, что гражданское и патриотическое воспитание одно из направлений государственной политики в области образования, работая над выполнением целевой программы « Патриотическое воспитание граждан РФ в Новосибирской области на 2006-20008 гг.», коллектив МОУ Яркульской СОШ включился в проектно-экспериментальную деятельность по теме «Разработка и реализация многофакторной модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы». Мы ставим своей задачей формирование у подрастающего поколения чувства патриотизма, как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности. Вся воспитательная работа проходит через реализацию программы экспериментального проекта.

Клуб «Патриот» входит в структуру управления экспериментальной деятельностью в МОУ Яркульской СОШ Купинского района. В целях объединения усилий школы, семьи, общественности, учреждений расположенных на территории Яркульского сельсовета, жителей села в патриотическом воспитании детей, а также выработки единых подходов в воспитании разработана программа клуба «Патриот», где ведется внеклассная работа по патриотическому воспитанию в детских общественных организациях «Радуга» и «Контакт». Клуб работает над воспитанием любви к Отечеству, готовности к его защите, уважения к вооруженным силам России. Собирается материал о ветеранах ВОВ – учителях данной школы, а также жителей села. Ребята изучают родной край, его природу, животный мир, встречаются со старожилами села и района, ведут поисковую работу.

Цель программы клуба «Патриот» — формирование у подрастающего поколения гордости за свою страну, свой народ, приобщение детей к нравственному идеалу общества, воспитание патриотических, национальных и интернациональных чувств.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

1) формировать у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите;

2) пробуждать интерес к истории нашего государства, родного края;

3) развивать навыки поисково-исследовательской деятельности.

Основание для разработки Программы: коллектив МОУ Яркульской СОШ включился в проектно-экспериментальную деятельность по теме «Разработка и реализация многофакторной модели патриотического воспитания учащихся в условиях сельской школы».

Сроки реализации: данная Программа рассчитана нам три года (с сентября 2007 года по август 2010 года).

Мероприятия по реализации программы ВПК «Патриот»

на 2007- 2008 учебный год

Период исполнения

Мероприятия в клубе

Октябрь

1. Организация работы клуба: о программе, оформление уголка, выборы штаба клуба.

2. Знакомство с основными понятиями идеологического направления. Анкетирование «Ценностные ориентации учащихся».

3. Круглый стол «Я гражданин России, я – сибиряк».

4. Фестиваль народных обрядов «Наша область Новосибирская».

5. Посещение участников ВОВ и тружеников тыла с целью оказания помощи в осенних работах.

6. Участие в дне Здоровья и спорта.

Ноябрь

1. Экскурсия в районный краеведческий музей.

2. Знакомство с основными понятиями и ценностями гражданско-патриотического направления.

3. Встреча с представителями правоохранительных органов.

4. День матери «Пусть всегда будет мама». Конкурс стихов о матери.

5. Конкурс плакатов «Моей области – 70 лет».

6. Встреча с участником ВОВ Местечкиным В. Д. Сбор материалов и оформление альбома об этом ветеране.

Декабрь

1. Лекция «Формирование мировоззрения на основе достижений науки, техники, информационных технологий».

2. НПК «Это наша с тобой биография».

3. выпуск газеты клуба «Голос патриота».

4. поисковая работа «вклад наших односельчан, моей семьи в победу над фашизмом»

5. Участие в конкурсе «Это наша с тобой биография».

Январь

1. Беседа-встреча с военкомом района «О воинской обязанности граждан РФ».

2. Диспут «О моральных качествах, нравственности, трудолюбии».

3. беседа с врачами-специалистами «О здоровом образе жизни и вредных привычках человека».

4. Поисковая работа «Страницы истории школы».

5. Просмотр и обсуждение фильмов о ВОВ.

6. Беседа «РФ – многонациональное государство».

Февраль

1. Смотр строя и песни «Равнение на отвагу отцов».

2. Собрание пап и мальчиков «О воинской обязанности граждан РФ».

3. Праздник «День защитника Отечества».

4. Поисковая работа «На страже Родины воины-интернационалисты».

Март

1. Праздник «Славлю женщину». Конкурс стихов, презентаций.

2. НПК «Моей Родине – 70 лет. Успехи, достижения, вклад района».

3. Родительское собрание «Взаимодействие школы и семьи по формированию патриотических качеств у учащихся». Выступление членов клуба (творческий отчет клуба).

4. Выпуск газеты «Голос патриота».

Апрель

1. Постановка спектакля по произведению о ВОВ «А зори здесь тихие».

2. Уход за памятником воинам, погибшим в ВОВ.

3. Операция «Мое внимание ветерану ВОВ».

4. Просмотр и обсуждение фильма «Судьба человека».

5. Уроки Мужества «Они сражались за Родину».

6. День здоровья.

7. Акция «Подари школе книгу о войне».

Май

1. Фестиваль военной песни.

2. Вахта памяти.

3. Акция «Мой подарок ветерану».

4. Операция «Поздравительная открытка».

5. Встречи с ветеранами ВОВ, тружениками тыла.

6. Митинг «Это день Победы».

7. Проведение игры «Зарница».

Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ

о ВПК «Патриот»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Военно-патриотический клуб «Патриот» (в дальнейшем по тексту ВПК) создан при МОУ «Яркульская СОШ» Купинского района Новосибирской области и является добровольным объединением школьников, действующих на основании Устава ВПК и имеющих программу деятельности.

1.2. ВПК объединяет молодежь в возрасте от 10 до 18 лет, разделяющую цели и задачи ВПК согласно настоящего Положения.

1.3. В своей деятельности ВПК руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и настоящим Положением, определяющим статус ВПК.

1.4. ВПК строит свою работу на основе взаимодействия с государственными, хозяйственными и общественными организациями, опираясь на инициативу штаба ВПК.

1.5. ВПК имеет свою эмблему и девиз. Внешний вид и содержание эмблемы и девиза разработаны общим собранием ВПК и утверждены штабом ВПК.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛУБА

2.1. ВПК имеет своими целями:

подготовка молодежи к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;

— воспитание молодежи в духе патриотизма и готовности к защите Родины;

— предварительное изучение молодежью основ воинских специальностей;

— формирования высоких нравственных качеств и активной жизненной позиции у молодежи;

— культурное и интернациональное воспитание молодежи.

2.2. Для успешного выполнения своих задач ВПК:

ведет пропаганду службы в Вооруженных Силах Российской Федерации среди молодежи допризывного возраста, а также в средствах массовой информации;

— проводит теоретические и практические занятия по подготовке молодежи к службе в армии;

— сотрудничает с районным военкоматом, военными частями и правоохранительными органами в плане проведения занятий и пополнения материально-технической базы ВПК;

— проводит сбор информации об истории армии, военного дела, военной техники, снаряжения и вооружения с целью повышения уровня знаний и ориентации допризывной молодежи на военные специальности;

— популяризация военных знаний среди молодежи.

2.3. Указанную выше деятельность ВПК осуществляет за счет поддержки Купинского райвоенкомата, воинской пограничной заставы.

2.4. ВПК для решения своих целей и задач взаимодействует с другими школьными объединениями (отряд «Звездочка», ДЦ «Радуга», МЦ «Контакт»).

2.5. Работа ВПК ведется по плану, составленному руководителем ВПК

и согласованным с администрацией МОУ Яркульской СОШ.

3. СТРУКТУРА ВПК, ЕГО ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ

3.1. Управление ВПК осуществляется руководителем ВПК Передериенко Галиной Андреевной, назначенной приказом директора МОУ Яркульской СОШ. Методическое руководство ВПК осуществляется заместителем директора по воспитательной работе.

3.2. Для решения текущих задач и руководства работой клуба в помощь руководителю из состава ВПК членами клуба избирается штаб ВПК, который является органом самоуправления.

3.3. Штаб ВПК избирается голосованием на общем собрании членов клуба сроком на один год, но по требованию более 50 процентов членов ВПК может быть переизбран досрочно. Не реже одного раза в год штаб открытым голосованием избирает из своего состава начальника штаба, заместителя по спортивной работе и заместителя по воспитательно-профилактической работе.

3.4. Штаб ВПК собирается не реже одного раза в месяц.

3.5. В компетенцию Штаб ВПК входит:

— вступление в ВПК новых членов;

— рассмотрение вопроса и принятие решения о выведении членов ВПК из состава клуба;

— рассмотрение вопроса и принятие решения о ВПК

— участвовать в составлении плана мероприятий для предварительной адаптации молодежи к службе в армии.

3.6. Для укрепления дисциплины объединены по армейскому принципу в отделения, возглавляемые командирами отделений. Командиры отделений избираются штабом ВПК и утверждаются руководителем ВПК.

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА

4.1. Источниками формирования материально-технической базы ВПК являются:

— финансирование из средств местного бюджета, добровольные взносы, вклады и пожертвования, как членов ВПК, так и посторонних лиц;

— имущество и снаряжение, выделяемые заинтересованными организациями для выполнения социальной программы патриотического воспитания молодежи;

— спонсорская помощь от коммерческих структур.

4.2. ВПК самостоятельно использует свою материально-техническую базу и принимает решения об использовании выделяемых по пункту 4.1 настоящего Положения финансовых средств. Об использовании материально-технической

базы и финансовых средств руководитель ВПК отчитывается перед администрацией МОУ Яркульской СОШ согласно действующего законодательства.

4.3. ВПК использует для работы и проведения занятий помещения МОУ Яркульской СОШ.

4.4. Имущество ВПК должно храниться в помещениях, выделяемых для ВПК администрацией МОУ Яркульской СОШ.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ ВПК

5.1. Членом ВПК имеет право быть:

любой учащийся или учащаяся МОУ Яркульской СОШ в возрасте от 10 до 18 лет, изъявивший желание участвовать в работе клуба;

— годный по состоянию здоровья;

— разделяющий цели и задачи ВПК;

— соблюдающий дисциплину и настоящее Положение;

— участвующий в мероприятиях ВПК.

Прием в члены клуба производится по письменному заявлению вступающих с рассмотрением кандидатуры штабом ВПК.

5.2. Члены ВПК имеют право:

принимать участие в мероприятиях ВПК, его занятиях;

— принимать участие в общих собраниях ВПК с правом решающего голоса;

— вносить предложения по совершенствованию работы клуба;

— избирать и быть избранным в штаб ВПК;

— пользоваться имуществом ВПК;

— получать характеристику — рекомендацию при проявлении определенных способностей для поступления в среднее специальное или высшее учебное заведение.

5.3. Члены ВПК обязаны:

соблюдать настоящее Положение, проявлять инициативу в работе клуба;

— соблюдать при проведении мероприятий ВПК дисциплину и технику безопасности, поддерживать дисциплину и порядок;

— передавать руководителю ВПК информацию, полученную в ходе деятельности ВПК;

— совершенствовать свою общеармейскую и физическую подготовку, воспитывать в себе и окружающих активную жизненную позицию;

— бережно и аккуратно относиться к имуществу ВПК, принимать все меры к обеспечению его сохранности.

6. ДОКУМЕНТАЦИЯ КЛУБА

6.1. В клубе должна иметься следующая документация:

— перспективный план работы на год, утвержденный администрацией МОУ Яркульской СОШ;

— программы, учебные планы работы клуба на весь срок занятий;

— журнал по технике безопасности;

— протоколы соревнований.

6.2. Штаб клуба может выдавать участникам клуба справки и удостоверения для посещения занятий в клубе.


Устав

военно-патриотического клуба «Патриот»

на базе МОУ Яркульской СОШ Купинского района

1.1 Военно-патриотический клуб «Патриот» является добровольной организацией, призванной работать с молодежью в плане воспитания подрастающего поколения в духе любви и уважения к своей Родине, подготовки юношей к службе в Вооруженных Силах, привития трудовых навыков, а также, организации досуга юношей и девушек.

1.2 Военно-патриотический клуб «Патриот» работает при МОУ Яркульской СОШ.

1.3 Военно-патриотический клуб «Патриот» работает в тесном контакте с Купинским райвоенкоматом; районными комитетами по образованию, по делам молодежи, физкультуры, спорта и туризма; заинтересованными структурами; а также, с другими военно-патриотическими клубами.

2. Внутренняя структура клуба

2.1 Основу военно-патриотического клуба «Патриот» составляют бойцы (мальчики и девочки, зачисленные в клуб в соответствии с разделом 4 настоящего Устава).

2.2 Все бойцы клуба подразделяются на взвода и отделения в соответствии со специализацией обучения.

2.3 Каждое отделение имеет командира отделения из числа бойцов.

2.4 Каждый взвод имеет заместителя командира взвода из числа бойцов.

2.5 Командирами взводов назначаются бойцы отличающиеся дисциплинированностью и спортивными достижениями.

2.6 Командиры взводов составляют штаб клуба во главе с начальником штаба.

2.7 Возглавляет клуб руководитель клуба.

3. Обязанности членов клуба

3.1 Общие обязанности членов клуб

Каждый член военно-патриотического клуба «Патриот» обязан:

- глубоко осознать свой долг члена военно-патриотического клуба, как юного воина, защитника своего Отечества;

- быть честным, дисциплинированным членом клуба, строго соблюдать Устав клуба, выполнять приказы и распоряжения начальников и старших;

- знать должности, фамилии, имена и отчества своих преподавателей и начальников;

- иметь аккуратный внешний вид;

- бережно относиться к имуществу школы и клуба, оборудованию и обмундированию;

- настойчиво овладевать знаниями по предметам школьной программы и программы клуба, помогать в этом своим товарищам;

- оказывать уважение старшим, уважать честь и достоинство своих товарищей и сверстников;

- везде – в учебном заведении, дома и на улице – соблюдать правила вежливости и достойного поведения;

- посещать все занятия согласно составленного для него расписания. При необходимости пропустить одно или несколько занятий в виду отъезда или болезни докладывать об этом командиру отделения или заместителю командира взвода.

3.2 Обязанности должностных лиц клуба

3.2.1 Обязанности командира отделения.

Командир отделения осуществляет непосредственное командование отделением. Он отвечает за порядок и дисциплину в отделении, а в ходе полевых занятий или военных игр – за выполнение отделением поставленной задачи. Он обязан:

- знать имена и фамилии бойцов своего отделения, их место учебы, домашние адреса и телефоны;

- постоянно знать расход личного состава отделения;

- немедленно докладывать заместителю командира взвода или командиру взвода обо всех происшествиях и нарушениях в отделении.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  418  419  420   ..