Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  371  372  373   ..

 

 

Методические рекомендации для образовательных учреждений Вологодской области по переходу на Федеральный базисный учебный план 2004 года, Региональный базисный учебный план 2005 года (дополнения)

Методические рекомендации для образовательных учреждений Вологодской области по переходу на Федеральный базисный учебный план 2004 года, Региональный базисный учебный план 2005 года (дополнения)

Автономное образовательное учреждение Вологодской области

дополнительного профессионального образования

(повышения квалификации) специалистов

«Вологодский институт развития образования»

Методические рекомендации

для образовательных учреждений Вологодской области

по переходу на Федеральный базисный учебный план 2004 года, Региональный базисный учебный план 2005 года

(дополнения)

Введение

Методические рекомендации адресованы руководителям органов управления образованием муниципальных районов и городских округов, руководителям муниципальных методических служб, руководителям образовательных учреждений, учителям Вологодской области. Цель данного пособия – облегчить переход образовательных учреждений на Федеральный базисный учебный план 2004 года, Региональный базисный учебный план 2005 года.

Базисный учебный план образовательных учреждений соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает исполнение федеральных государственных образовательных стандартов.

Базисный учебный план образовательных учреждений Российской Федерации - нормативный документ, определяющий максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, перечень учебных предметов и объем учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.

Базисный учебный задает общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его усвоению, определяет требования к организации образовательного процесса, является одним из основных механизмов его реализации.

Данные положения определили изменения в годовом распределении количества часов, рекомендации по выбору учебников, составлению учебно-тематического плана (рабочей программы), выбору путей реализации регионального компонента, программно-методическому обеспечению курсов по выбору и элективных курсов.

ЛИТЕРАТУРА, РУССКИЙ ЯЗЫК

Основное общее образование

Литература

Количество часов на изучение предмета «Литература» в классах основного общего образования следующее:

№ п.п.

Класс

Количество часов в год

1.

5 класс

68 часов

2.

6 класс

68 часов

3.

7 класс

68 часов

4.

8 класс

68 часов

5.

9 класс

102 часа

Изменения в годовом распределении количества часов: в 5-6 классах на изучение предмета «Литература» отводится 2 часа в неделю.

Преподавание литературы должно осуществляться по учебникам одной содержательной линии, включенным в Федеральные перечни и имеющим гриф Министерства образования и науки . Наряду с традиционными линиями учебников, в Федеральном перечне на 2010-2011 учебный год появились новые линии учебников литературы, соответствующие стандарту второго поколения:

Программа

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

Линия учебников под редакцией В.Ф.Чертова издательства «Просвещение»

Чертов В.Ф. Программа. Литература. 5-9 классы.- М., 2010.

Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А., Мамонова И.В.Литература.- М., 2010.

Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А., Мамонова И.В.Литература.- М., 2010.

Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А., Мамонова И.В.Литература.- М., 2010.

Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А., Мамонова И.В.Литература.- М., 2011.

Линия учебников под редакцией А.В.Гулина, А.Н. Романовой издательства «Русское слово»

Гулин А.В., Романова А.Н. Программа. Литература. 5-9 классы.- М., 2010.

Гулин А.В., Романова А.Н. Литература.- М., 2010

Гулин А.В., Романова А.Н. Литература.- М., 2011.

Рекомендуем использовать следующие варианты примерного тематического планирования:

1. Тематическое планирование к учебникам Г. С. Меркина, подготовленное методистами кабинетом филологического и эстетического образования АОУ ВО ДПО «ВИРО» 2010г.

2. Меркин Г. С. Тематическое планирование. - М.: «Русское слово», 2010.

3. Развернутое тематическое планирование по программе В. Я. Коровиной. Литература.- М.: «Учитель», 2010.

4. Цветкова Г. В. Развернутое тематическое планирование по программе Т. Ф. Курдюмовой. Литература.- М.: «Учитель», 2010.

5. А.Н.Романова. Тематическое планирование к учебнику «Литература. 5 класс» (авторы-составители А.В.Гулин, А.Н.Романова)// А.Н.Романова. Методические рекомендации.- М., «Русское слово», 2011, с.46-77.

Региональный компонент литературного образования является отражением особенностей образовательного пространства и образовательной ситуации на территории данного региона.

Его назначение - способствовать успешной инкультурации субъекта образования.

Он носит концептуальный характер, т.е. интерпретирует базовые образовательные установки с учетом культурной специфики региона.

Формы реализации регионального компонента могут быть разнообразны, в зависимости от условий, в которых работает педагог (образовательное учреждение).

Региональный учебный предмет «Литература Вологодской области» может вводиться как:

- самостоятельный курс, элективный курс, факультатив, спецкурс, кружок и т.п. в 5, 8, 9 классах;

- как цикл уроков внеклассного чтения с 5 по 9 классы.

Курс оснащен примерными программами и учебными пособиями:

1. Баранов С. Ю., Мовнар И. В. Литература Вологодского края. Программа и тематическое планирование. – Вологда, 2007.

2. Серия «Словесность Вологодского края для детей и юношества» (Заветное словечко. Сказки Вологодского края. - Вологда, 2008; Засодимский П. В. Задушевные рассказы.- Вологда, 2009 и др. (составитель - Баранов С. Ю.).

3. Баранов С.Ю. Литература Вологодского края. 5- 6 классы. – Вологда, «Учебная литература», 2011.

Русский язык

Количество часов на изучение предмета «Русский язык» в классах основного общего образования следующее:

№ п.п.

Класс

Количество часов в год

1.

5 класс

204 часа

2.

6 класс

204 часа

3.

7 класс

136 часов

4.

8 класс

102 часа

5.

9 класс

68 часов

Изменения в годовом распределении количества часов: в 5 классе на изучение предмета «Русский язык» отводится 6 часов в неделю.

Преподавание русского языка должно осуществляться по учебникам одной содержательной линии, включенным в Федеральные перечни и имеющим гриф Министерства образования и науки. Наряду с традиционными линиями учебников, в Федеральном перечне на 2010-2011 учебный год появились новые линии учебников русского языка, соответствующие стандарту второго поколения.

Программа

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Традиционная линия учебников русского языка издательства «Просвещение»

Программа. Русский язык.

5-9 классы/авт.-сост.Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др. М., 2010.

Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык.- М., 2010.

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык.- М., 2010.

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык.- М., 2010.

Тростенцова Л.А. , Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык.- М., 2010.

Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. и др. Русский язык.- М., 2010.

Традиционная линия учебников издательства «Дрофа»

Программа. Русский язык. 5-9 классы./ авт.-сост. В. В. Бабайцева.- М., 2010.

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория.- М., 2010.

Никитина Е.И. Русский язык.- М., 2010.

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория.- М., 2010.

Бабайцева В.В., Лидман-Орлова Г.К., Никитина Е.И. Русский язык.- М., 2010

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория.- М., 2010.

Бабайцева В.В., Пименова С.Н., Никитина Е.И. Русский язык.- М., 2010

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория.- М., 2010.

Бабайцева В.В., Пичугов Ю.С., Никитина Е.И. Русский язык.- М., 2010.

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория.- М., 2010.

Бабайцева В.В., Пичугов Ю.С., Никитина Е.И. Русский язык.- М., 2010.

Традиционная линия учебников издательства «Дрофа»

Программа. Русский язык. 5-9 классы./ авт.-сост. М.М. Разумовская.-М., 2010.

Разумовская М.М. и др. Русский язык.- М., 2010.

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык.- М., 2010.

Разумовская М.М. и др. Русский язык.- М., 2010.

Разумовская М.М. и др. Русский язык.- М., 2010.

Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос.- М., 2010. В.И. и др. Русский язык

Линия учебников под редакцией С.И.Львовой издательства «Мнемозина»

Программа. Русский язык. 5-9 классы / Под редакцией С. И. Львовой. -М., 2010

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык.- М., 2010.

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык.- М., 2010.

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык.- М., 2010.

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык.- М., 2010.

Львова С.И., Львов В.В. Русский язык.-М., 2010.

Линия учебников под редакцией Е.А.Быстровой издательства «Русское слово»

Программа. Русский язык. 5- 9 классы / Под редакцией Е. А. Быстровой.- М., 2010.

Быстрова Е.А. Русский язык.- М., 2010.

Быстрова Е.А. Русский язык.- М., 2010.

Быстрова Е.А. Русский язык.- М., 2011.

Рекомендуем опираться на варианты примерного тематического планирования, публикуемые в журнале «Русский язык в школе» или размещенные на сайтах соответствующих издательств.

Среднее (полное) общее образование

Литература

Количество часов на изучение предмета «Литература» в классах среднего

( полного) общего образования следующее:

№ п.п.

Класс

Количество часов в год

1.

10 класс

( базовый уровень)

136 часов

2.

10 класс

( профильный уровень)

170 часов

3.

11 класс

( базовый уровень)

136 часов

4.

11 класс

( профильный уровень)

170 часов

Изменений в годовом распределении количества часов нет.

Преподавание литературы в 10-11 классах должно осуществляться по учебникам одной содержательной линии, включенным в Федеральные перечни и имеющим гриф Министерства образования и науки.

В общеобразовательных учреждениях Вологодской области в основном используются следующие учебники:

Программа

10 класс (базовый уровень)

10 класс

(профильный уровень)

11 класс

(базовый уровень)

11 класс

(профильный уровень)

Линия учебников под редакцией Сахаров В.И., Чалмаева В.А.Зинин С.А. издательства «Русское слово»

Программа. Литература. 10-11 классы / Под редакцией С. А. Зинина. - М., 2010

Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература (базовый и профильный уровни).- М., 2010.

Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература (базовый и профильный уровни).- М., 2010.

Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература (базовый и профильный уровни).- М., 2010.

Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература (базовый и профильный уровни).- М., 2010.

Линия учебников издательства «Просвещение»

Программа. Литература. 10-11 классы / Под редакцией В.Я.Коровиной. - М., 2010

Лебедев Ю.В. Литература (базовый и профильный уровни).- М., 2010.

Лебедев Ю.В. Литература (базовый и профильный уровни).- М., 2010.

Смирнова Л.А., Михайлов О.Н., Турков А.М. и др.; Чалмаев В.А., Михайлов О.Н., Павловский А.И. и др. / Под ред. Журавлева В.П. Литература (базовый и профильный уровни).- М., 2010.

Смирнова Л.А., Михайлов О.Н., Турков А.М. и др.; Чалмаев В.А., Михайлов О.Н., Павловский А.И. и др. / Под ред. Журавлева В.П. Литература (базовый и профильный уровни).- М., 2010.

Рекомендуем использовать следующие варианты примерного тематического планирования:

1. Зинин С. А. Тематическое планирование. 10- 11 класс - М.: «Русское слово», 2010.

2. Развернутое тематическое планирование к учебникам литературы под редакцией В. Я. Коровиной. 10-11 классы. Базовый и профильный уровни. - М.: «Учитель», 2011.

Русский язык

Количество часов на изучение предмета «Русский язык» в классах основного общего образования следующее:

№ п.п.

Класс

Количество часов в год

1.

10 класс (базовый уровень)

34 часа

2.

10 класс (профильный уровень)

102 часа

3.

11 класс (базовый уровень)

34 часа

4.

11 класс (профильный уровень)

102 часа

Изменений в годовом распределении количества часов нет.

Преподавание русского языка должно осуществляться по учебникам одной содержательной линии, включенным в Федеральные перечни и имеющим гриф Министерства образования и науки.

В общеобразовательных учреждениях Вологодской области в основном используются следующие учебники:

Программа

10 класс (базовый уровень)

10 класс

(профильный уровень)

11 класс

(базовый уровень)

11 класс

(профильный уровень)

Линия учебников издательства «Русское слово»

Гольцова Н.Г.

Программа. Русский язык. 10-11 классы.- М., 2010.

Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10-11 классы. (Базовый и профильный уровни). - М., 2010.

Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10-11 классы. (Базовый и профильный уровни). – М., 2010.

Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10-11 классы. (Базовый и профильный уровни). - М., 2010.

Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык. 10-11классы. (Базовый и профильный уровни). - М., 2010.

Линия учебников издательства «Вербум - М»

ДейкинаА. Д., ПахноваТ. М.

Программа. Русский язык.10-11 классы.- М., 2010.

ДейкинаА. Д., ПахноваТ. М.

Русский язык. Учебник-практикум для старших класс

(базовый и

профильный уровни).- М., 2010.

ДейкинаА. Д., ПахноваТ. М.

Русский язык. Учебник-практикум для старших класс

(базовый и

профильный уровни).- М., 2010.

ДейкинаА. Д., ПахноваТ. М.

Русский язык. Учебник-практикум для старших класс

(базовый и

профильный уровни).- М., 2010.

ДейкинаА. Д., ПахноваТ. М.

Русский язык. Учебник-практикум для старших класс

(базовый и

профильный уровни).- М., 2010.

Линия учебников издательства «ОЛМА - УЧЕБНИК»

Хлебинская Г.Ф. Программа. Русский язык. 10-11 классы.- М., 2010.

Хлебинская Г. Ф. Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень.- М., 2010.

Хлебинская Г. Ф. Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень.- М., 2010.

Рекомендуем использовать следующие варианты примерного тематического планирования:

1. Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Книга для учителя.- М.: «Русское слово», 2010.

2. А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. Тематическое планирование. – М.: «Вербум-М», 2010.

3. Хлебинская Г. Ф. Тематическое планирование к учебнику русского языка. 10-11 классы. - М.: «ОЛМА- УЧЕБНИК», 2010.

При подготовке и проведении курсов по выбору и элективных курсов могут быть использованы программы, опубликованные в сборниках:

Предпрофильная подготовка учащихся основной школы / сост. Е.Е.Вяземский.- М., 2003.

Предпрофильная подготовка и профильное обучение Курсы по выбору.Элективные курсы Русский язык и литература /сост. И.В.Мовнар.- Вологда, 2008.

Предпрофильная подготовка: курсы по выбору. Выпуск 3. Русский язык и литература /сост. И.В.Мовнар.- Вологда, 2005.

Предпрофильная подготовка: курсы по выбору. Выпуск 9. Русский язык и литература /сост. И.В.Мовнар.- Вологда, 2007.

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку / сост. И.В.Мовнар.- Вологда, 2007.

Рекомендуем использовать программы и учебные пособия курсов по выбору и элективных курсов, подготовленные издательствами «Русское слово», «Дрофа» (информация размещена на сайтах издательств).

Авторские программы элективных курсов рекомендуются для использования после прохождения соответствующей экспертизы.

ГЕОГРАФИЯ

Основное общее образование

Количество часов на изучение предмета «География» в классах основного общего образования следующее:

№ п.п.

Класс

Количество часов в год

1.

6 класс

34

2.

7 класс

68

3.

8 класс

68

4.

9 класс

68

Начальный курс физической географии. 6 класс.

На изучение начального курса физической географии в 6 классе отводится 34 часа. В настоящее время только УМК под редакцией Е. М. Домогацких и Н. И. Алексеевского издательства «Русское слово» и УМК издательства «Просвещение» рассчитаны на 34 часа. Кроме того, предложены два варианта тематического планирования изучения курса «География. Землеведение» (34 и 68 часов) по УМК под редакцией В.П. Дронова издательства «Дрофа»[1] .

Другие УМК рассчитаны на изучение начального курса географии в объеме 68 часов. Таким образом, педагогам школ, работающим по РБУП 2005 года, необходимо на основе государственного стандарта общего образования, методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ[2] и учебных пособий самостоятельно разработать учебно-тематический план по курсу географии VI класса, отобрав и структурировав содержание имеющихся УМК.

Учебное время (34 часа) на изучение курса VI класса можно перераспределить следующим образом: «Введение» – 1 час; «Земля как планета» – 4 часа; «Земная кора и литосфера» – 5 часов; «Гидросфера» – 6 часов; «Атмосфера» – 6 часов; «Биосфера» – 3 часа; «Земля – планета людей» – 3 часа; «Развитие географических знаний человека о Земле» – 2 часа; «План и карта» – 5 часов.

При выделении дополнительного времени (0,5 – 1 час) на изучение начального курса географии из регионального (школьного) компонента учебный процесс следует строить на основании действующих программ, предусмотрев значительное расширение краеведческой части содержания за счет реализации системы практических работ.

Курс «География России». 8 - 9 классы

Изучение курса следует осуществлять на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства. Примерная программа по данному курсу предполагает в 8-9 классах изучение следующих разделов: «Особенности географического положения России», «Природа России», «Население России», «Хозяйство России», «Крупные регионы России», «Место и роль России в современном мире».

В традиционном УМК, а также в УМК под редакцией Е. М. Домогацких и Н. И. Алексеевского (издательство «Русское слово»), в УМК под редакцией Н. Н. Петровой и Н. А. Максимовой (издательство «Мнемозина») сохранен традиционный подход к изучению географии России, т.е. в 8 классе изучается физическая география, а в 9 классе – экономическая и социальная география РФ.

При переходе на РБУП 2005 года все темы курса географии России должны быть изучены в полном объеме. Следовательно, в соответствии с Государственным образовательным стандартом по географии и выбранной программой целесообразно пересмотреть учебно-тематический план на второе полугодие 2010-2011 учебного года по курсу географии 8 класса и переструктурировать учебный материал. Например, при изучении географии России по программе под редакцией В. П. Дронова и учебникам издательства «Дрофа» разделы «Население России» и «Первичный сектор экономики» должны быть изучены в 8 классе, а региональный физико-географический обзор перенесен в учебно-тематический план 9 класса в раздел «География крупных регионов России».

Преподавание географии должно осуществляться по учебникам одной содержательной линии, включенным в Федеральные перечни и имеющим гриф Министерства образования и науки. Наряду с традиционными линиями учебников, в Федеральном перечне на 2010-2011 учебный год появились новые линии учебников географии, разработанные авторскими коллективами.

Линии учебников географии для основной школы

Программа

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Традиционная линия учебников географии издательства «Дрофа»

География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл. / сост. С. В. Курчина. – М.: Дрофа, 2010. –

62 с.[3]

Герасимова Т.П.,

Неклюкова Н.П.,

География

Коринская В.А.,

Душина И.В.,

Щенев В.А.

География

Баринова И.И.

География

Дронов В.П., Ром В.Я.

География

Линия учебников географии под ред. В.П. Дронова издательства «Дрофа»

Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост.

Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2009. –

128 с.

Дронов В.П.,

Савельева Л.Е.

География. Землеведение

Душина И.В., Коринская В.А.,

Щенев В.А.

Под ред.

В.П. Дронова

География. Материки, океаны, народы и страны

Дронов В.П.

и др.

География России. Природа. Население. Хозяйство

Дронов В.П.

и др.

География России. Хозяйство и географические районы

Линия учебников географии под ред. О.А. Климановой и А.И. Алексеева

издательства «Дрофа»

Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост.

Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2009. –

128 с.

Климанова О.А. и др.

География. Землеведение

Климанова О.А. и др.

География. Страноведение

Алексеев А.И. и др. География России. Природа и население

Алексеев А.И. и др.

География России. Хозяйство и географические районы

Линия учебников географии под ред. Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского

издательства «Русское слово»

Домогацких Е.М. Программа по географии 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово – РС, 2010. – 56 с.

Домогацких Е.М.,

Алексеевский А.И.

География

Домогацких Е.М.,

Алексеевский А.И.

География

Домогацких Е.М.,

Алексеевский А.И.

География

Домогацких Е.М.,

Алексеевский А.И.

География

Линия учебников географии под ред. В.П. Дронова издательства «Вентана-Граф»

География: программа: 6-11 классы общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 80 с.

Летягин А.А. География

Душина И. В.,

Смоктунович Т.Л..

География

Пятунин В.Б.,

Таможняя Е.А.

География

Таможняя Е.А.,

Толкунова С.Г.

География

Линия учебников географии «Сферы» под ред. В.П. Дронова

издательства «Просвещение»

Программа размещена на сайте издательства «Просвещение»

http://spheres.ru/meth/geo/pk.php

Лобжанидзе А.А.

География. Планета Земля

Кузнецов А.П.,

Савельева Л.Е.,

Дронов В.П.

География. Земля и люди

Дронов В.П. Савельева Л.Е.

География.

Россия: природа, население, хозяйство

Дронов В.П. Савельева Л.Е.

География.

Россия: природа, население, хозяйство

Линия учебников географии «Полярная звезда» под ред. А.И. Алексеева

издательства «Просвещение»

Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2009. – 49 с.

Алексеев А.И.,

Николина В.В.,

Болысов С.И.

и др.

География. Природа и люди (академический учебник)

Алексеев А.И.,

Николина В.В.,

Болысов С.И.

и др.

География. Страны и континенты (академический учебник)

Алексеев А.И.,

Николина В.В.,

Болысов С.И.

и др.

География России (академический учебник)

Алексеев А.И.,

Николина В.В.,

Болысов С.И.

и др.

География России (академический учебник)

Линия учебников географии под ред. Н.Н. Петровой и Н.А. Максимовой

издательства «Мнемозина»

Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-9 классы. – М.: Мнемозина, 2009. – 64 с.

Петрова Н.Н.,

Максимова Н.А.

География. Природа Земли и человек

Петрова Н.Н.,

Максимова Н.А.

География. Материки и страны

Петрова Н.Н.,

Максимова Н.А.

География. Природа и народы России

Петрова Н.Н.,

Максимова Н.А.

География. Хозяйство и регионы России

Региональный компонент. Курс «География Вологодской области»

Количество часов на изучение предмета «География Вологодской области» в классах основного общего образования следующее:

№ п.п.

Класс

Количество часов в год

1.

8 класс

17 часов

2.

9 класс

17 часов

Часы на изучение курса при шестидневной рабочей неделе включены в региональный компонент. При пятидневной рабочей неделе курс «География Вологодской области» должен быть органично включен в курс «География России». При реализации регионального компонента БУП следует руководствоваться «Программно-методическими материалами по географии Вологодской области»[4] .

Курс «География Вологодской области» сопровождается двумя вариантами программ: для традиционного изучения географии края – 34 часа и для углубленного – 68 часов.

Изданы следующие учебные и учебно-методические пособия:

1. География Вологодской области. Учебник для VIII-IX классов / под редакцией Е. А. Скупиновой и О. А. Золотовой. - Вологда: Учебная литература, 2005.

2. Рабочие тетради для 8 и 9 классов. – Череповец: Порт-Апрель, 2006 и 2007 гг.

3. Атлас Вологодской области.- 2007.

4. Солдатова Н. В. Изучаем сельское население.

5. Галкина Л. Б., Золотова О. А. Геологический определитель.

6. Комиссаров В. В., Золотова О. А. Определитель почв.

7. Максутова Н. К. Ландшафты Вологодской области.

8. Колесова М. Л., Золотова О. А. Работа с картой.

Организация практической работы

Неотъемлемой частью современного процесса обучения географии являются практические работы. По дидактическим целям все практические работы делятся на обучающие (тренировочные), самостоятельные (творческие) и итоговые (оценочные). Обучающие работы реализуются под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, их значение, показывает образец выполнения и формулирует задания для первичного закрепления действий обучающимися. Эти работы нацелены на отработку и совершенствование умений и, как правило, выполняются на уроке. Самостоятельные практические работы следует отнести к работам повышенного уровня сложности, поскольку их выполнение требует от обучающихся нестандартных действий и решений. Данные работы могут выполняться обучающимися как на уроке, так и дома. Итоговые работы осуществляют контролирующую функцию. Эти работы рассчитаны на перенос усвоенных знаний и действий в условия, сходные с обучающими (тренировочными) работами, или в новые условия.

На реализацию системы практических работ отводится не менее 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые работы составляют около 50% всех практических работ.

Выполнение обучающих и самостоятельных практических работ оценивается учителем выборочно, и в школьный журнал выставляются только положительные отметки. Итоговые практические работы оцениваются учителем у всех обучающихся, полученные отметки выставляются в школьный журнал.

Рекомендуем все программные практические работы по каждому курсу географии отражать в тематическом и поурочном планировании, используя для этого сквозную нумерацию и указывая их вид (обучающие, самостоятельные, итоговые). Таким образом, в школьном журнале возможна запись только номера практической работы как составной части урока или задания на дом.

Среднее (полное) общее образование

Количество часов на изучение предмета «География» в классах среднего

( полного) общего образования следующее:

№ п.п.

Класс

Количество часов в год

1.

10 / 11 класс

68

С целью обеспечения вариативности образования в старшей школе, его дифференциации и индивидуализации Федеральный компонент государственного стандарта представлен на базовом и профильном уровнях.

Примерная программа по географии на базовом уровне направлена прежде всего на формирование общей культуры школьников. Новизна подходов к содержанию стандарта образования и примерных программ состоит в первую очередь в расширении российской тематики. Заключительный курс географического образования в старшей школе заканчивается разделом «Россия в современном мире». Помимо традиционных разделов, в базовый курс вводится специальный раздел «Современные методы географических исследований и источников географической информации».

Примерная программа по географии на профильном уровне рассчитана на 210 часов и предполагает изучение основных отраслей географической науки и геологии как самостоятельных блоков содержания, а именно: «География как наука», «Введение в общую географию», «Введение в физическую географию», «Введение в геологию», «Введение в экономическую и социальную географию», «Природопользование и геоэкология».

Линии учебников географии для старшей школы

Программа

Учебник

Традиционный учебник издательства «Просвещение»

География. Программа для общеобразоват. учреждений. 10 кл. / Под ред. В. И. Сиротина. – М.: Просвещение, 2001.

Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира (базовый уровень)

Традиционная линия учебников географии

издательства «Дрофа»

География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2002. – 256 с.

Ким Э. В., Кузнецов А. П. География (базовый уровень)

Линия учебников географии под ред. Е. М. Домогацких и Н. И. Алексеевского издательства «Русское слово»

Домогацких Е.М. Программа по географии 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово – РС, 2010. – 56 с.

Домогацких Е.М., Алексеевский Н. И. География (базовый уровень)

Линия учебников географии под ред. В. П. Дронова издательства «Вентана-Граф»

География: программа: 6-11 классы общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 80 с.

Бахчиева О. А. / Под ред. Дронова В. П. География (базовый уровень)

Линия учебников географии «Полярная звезда» под ред. А.И. Алексеева издательства «Просвещение»

Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2009. – 49 с.

Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География (базовый уровень)

Линия учебников географии издательства «Мнемозина»

Лопатников Д. Л. (базовый и профильный уровень)

Учебники географии профильного уровня

Программа курса опубликована в методическом пособии: В. Н. Холина. Книга для учителя. География. Профильный уровень. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2008. – 319 с.

Холина В. Н. География. Книга 1 (профильный уровень)

Холина В. Н. География. Книга 2 (профильный уровень)

Учебник В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география» (базовый уровень) соответствует программе: География. Программа для общеобразовательных учреждений. 10 класс. / Под ред. В.И. Сиротина.- М.: Просвещение, 2001г. Отметим, что данная программа после 2001 года не переиздавалась. При ее реализации и использовании учебника В. П. Максаковского следует обратить внимание на соответствие содержания курса Государственному образовательному стандарту по географии 2004 года и включить изучение тем: «Современные источники географической информации»; «Россия в современном мире», что возможно при перераспределении часов внутри курса.

При реализации программы издательства «Дрофа» (учебник Э. В. Ким, А. П. Кузнецов) рекомендуется Программа для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / составитель Е. В. Овсянникова - М.: Дрофа, 2009. Отметим, что названный учебник не в полной мере соответствует данной программе. Содержание курса требует корректировки в соответствии с программой.

При подготовке и проведении элективных курсов могут быть использованы программы, опубликованные в сборнике: Программы элективных курсов. География. 10-11 классы. Профильное обучение / авт-сост. В. П. Дронов. – М.: Дрофа, 2006.

Авторские программы элективных курсов рекомендуются для использования после прохождения соответствующей экспертизы.

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Начальное общее образование

Количество часов на изучение предмета «Окружающий мир»

в классах начального общего образования следующее:

№ п.п.

Класс

Количество часов в год

1.

1 класс

68

2.

2 класс

68

3.

3 класс

68

4.

4 класс

68

Учебный предмет «Окружающий мир (человек, природа, общество)» является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности «От знания опасностей – в мир безопасности».

Они предназначены для формирования у младших школьников готовности к самосохранительному поведению в чрезвычайных ситуациях социального характера и включают необходимый объем знаний, умений и навыков, которые могут обеспечить безопасность ребенка в социуме.

Необходимость введения элементов ОБЖ в систему обязательного обучения вызвана возросшими рисками для ребенка в повседневной жизни.

Линии учебников для начальной школы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Линия учебников издательства «Баласс»

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир.- М., 2010.

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир.- М., 2010.

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир.- М., 2010.

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. и др. Окружающий мир.- М., 2010.

Линия учебников издательства «Дрофа»

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир.- М., 2010.

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир.- М., 2010.

Вахрушев А.А., Алхутов С.М., Раутиан А.С. Окружающий мир.- М., 2010.

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир.- М., 2010.

Линия учебников издательства « ВЕНТАНА-ГРАФ»

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.- М., 2010.

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.- М., 2010.

Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир.- М., 2010.

Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Окружающий мир.- М., 2010.

Линия учебников издательства «Просвещение»

Плешаков А.А. Окружающий мир.- М., 2010.

Плешаков А.А. Окружающий мир.- М., 2010.

Плешаков А.А. Окружающий мир.- М., 2010.

Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир.- М., 2010.

Рекомендуемые программы и учебные пособия

1. Вишневская Е.Л. и др. ОБЖ.. – М.: Просвещение, 2006.

2. Смирнов А. Т. и др. Методические материалы и документы по курсу ОБЖ.. - М.: Просвещение, 2006.

3. Гостюшин А.В. ОБЖ..- М.: Просвещение, 2006 г.

4. Гостюшин А.В. Рабочая тетрадь «Безопасное поведение». - М.: «Открытый мир», 2006.

5. Верховский Е.И. Рабочая тетрадь по ОБЖ.. – М.: Просвещение, 2006.

6. Поляков В.В. ОБЖ. УМК для начальной школы.- М.: «Дрофа»,2006.

7. Поляков В.В. Учебник ОБЖ.. - М.: «Дрофа», 2006.

8. Анастасова Л.П. Альбом-задачник «Жизнь без опасности». - М.:«Вентана-Граф», 2006.

Основное общее образование

Количество часов на изучение предмета ОБЖ в классах основной школы следующее:

№ п.п.

Класс

Количество часов в год

1.

5 класс

17 часов

2.

6 класс

17 часов

3.

7 класс

17 часов

4.

8 класс

35 часов

5.

9 класс

17 часов

В соответствии с федеральным БУП на курс ОБЖ отводится 1 час в неделю в 8 классе (35 часов в год) при шестидневной рабочей неделе. Согласно региональному БУП вводится по 0,5 часа в неделю в 5, 6, 7 классах (17 часов в год).

По решению педагогического совета за счет компонента образовательного учреждения рекомендуется дополнительное выделение 0,5 часа в неделю на курс ОБЖ в 5 – 7 классах и в 9 классах по 0,5 часа (17 часов в год).

При пятидневной учебной неделе курс ОБЖ изучается только в 8 классе (35 часов в год). Отметка за курс ОБЖ выставляется в аттестат после 9-го класса.

В планирование уроков ОБЖ рекомендуем включать следующие темы:

1. Безопасность в бытовой (городской) среде (безопасность в населенном пункте, безопасное участие в дорожном движении, безопасность на транспорте, безопасность в быту).

2. Пожарная безопасность и правила поведения при пожаре.

3. Безопасность в природной среде (безопасность при вынужденном автономном существовании, безопасность при смене климатогеографических условий, безопасность на воде).

4. Безопасность в социальной среде (безопасность в криминогенных ситуациях, безопасность при террористических актах).

5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях (безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера, безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера).

6. Основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье; факторы, разрушающие здоровье человека).

Преподавание ОБЖ в основной школе должно осуществляться по учебникам одной содержательной линии, включенным в Федеральные перечни и имеющим гриф Министерства образования и науки.

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Линия учебников ОБЖ издательства «Дрофа»

Поляков В.В., Кузнецов М.И., Марков В.В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2010.

Маслов А.Г., Марков В.В., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2010.

Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности

жизнедеятельности.- М., 2010.

Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2010.

Вангородский С.Н., Кузнецов М.И., Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2010.

Линия учебников ОБЖ издательства «Просвещение»

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. / Под ред.

Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2010.

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. / Под ред.

Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2010.

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. / Под ред.

Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2010.

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. / Под ред.

Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2010.

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. / Под ред.

Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2010.

Линия учебников ОБЖ издательства «Просвещение»

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2010.

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2010.

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2010.

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2010.

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2010.

Линия учебников ОБЖ издательства «АСТ, Астрель»

Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. / Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2010.

Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. / Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2010.

Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. / Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2010.

Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. / Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2010.

Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. / Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности.- М., 2010.

Нормативные документы

1. Смирнов А.Т., Методические материалы и документы по ОБЖ. - М.: Просвещение, 2006.

2. ФЗ РФ «О пожарной безопасности». Сборник нормативных документов по организации и осуществлению государственного пожарного надзора. - М.: Полиграфлес, 1995.

3. Пожарная безопасность в общеобразовательном учреждении (нормативные документы, инструкции) / сост. Павлова О.В. - Волгоград: Учитель, 2006.

4. Правила пожарной безопасности в РФ. – М.: Инфра-М, 2006.

Среднее (полное) общее образование

Базовый уровень

Количество часов на изучение предмета ОБЖ в классах старшей школы

№ п.п.

Класс

Количество часов в год

1.

10 класс (базовый уровень)

35 часов

2.

10 класс (профильный уровень)

68 часов

3.

11 класс (базовый уровень)

68 часов

4.

11 класс (профильный уровень)

68 часов

Региональный базисный учебный план предусматривает на преподавание курса ОБЖ в 10 классе дополнительные 35 часов на пятидневные военно-полевые сборы.

В учебном плане оборонно-спортивного профиля на изучение курса ОБЖ выделяется по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах.

В классах других профилей согласно РБУП занятия по ОБЖ рекомендуется проводить в объеме 1 часа в неделю в 10 классе.

С целью более полной реализации стандарта образования по курсу ОБЖ на третьей ступени образования рекомендуем за счет компонента образовательного учреждения дополнительное введение в учебные планы всех профилей 1 часа в неделю в 11 классе.

Пятидневные учебные сборы (35 часов) с обучающимися 10-х классов целесообразно проводить в конце учебного года.

При выборе учениками экзамена по ОБЖ экзаменационный материал составляется общеобразовательным учреждением самостоятельно с учетом примерных вопросов, которые публикуются в «Вестнике образования» и журнале «Основы безопасности жизни». Для проведения устного экзамена по ОБЖ рекомендуется дифференцированный подход к составлению билетов для юношей и девушек. В билетах для девушек вместо вопроса по основам военной службы целесообразно включить вопрос по теме «Основы медицинских знаний и ЗОЖ».

Преподавание ОБЖ в старшей школе должно осуществляться по учебникам одной содержательной линии, включенным в Федеральные перечни и имеющим гриф Министерства образования и науки.

10 класс (базовый уровень)

10 класс

(профильный уровень)

11 класс

(базовый уровень)

11 класс

(профильный уровень)

Линия учебников ОБЖ издательства «Просвещение»

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А.; Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Ижевский П.В. / Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень).- М., 2010.

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни).- М., 2010.

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни).- М., 2010.

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни).- М., 2010.

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый и профильный уровни).- М., 2010.

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень).- М., 2010.

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень).- М., 2010.

Линия учебников ОБЖ издательства «Дрофа»

Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К. и др. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень).- М., 2010.

Марков В.В., Латчук В.Н., Миронов С.К. и др. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень).- М., 2010.

Линия учебников ОБЖ издательства «АСТ, Астрель»

Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. / Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень).- М., 2010.

Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. и др. / Под ред. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень).- М., 2010.

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Начальное общее образование

Количество часов на изучение предмета «Иностранный язык» в классах начальной школы следующее:

№ п.п.

Класс

Количество часов в год

1..

2 класс

68 часов

2..

3 класс

68 часов

3.

4 класс

68 часов

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта построен с учетом особенностей иностранного языка как учебного предмета.

Особенностью содержания современного начального образования по иностранным языкам является то, что наряду со «знаниевым» компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника - умением читать, писать, понимать иностранный язык на слух, общаться) в программном содержании обучения должен быть представлен деятельностный компонент, то есть конкретные умения школьников по организации разнообразной деятельности, по творческому применению знаний, элементарные умения самообразования.

Школам, осуществляющим переход на Федеральный базисный

учебный план 2004 года, Региональный базисный учебный план 2005 года, рекомендуем:

- начинать изучение иностранного языка во 2 классах в соответствии с требованиями базисного плана при наличии подготовленного специалиста или учителя начальных классов, прошедшего переподготовку по предмету «Иностранный язык» ;

- начать изучение иностранного языка с 3 класса, скорректировав тематическое планирование в соответствии с требованиями базисного плана 2005 года;

- начать изучение иностранного языка с 4 класса в виде пропедевтического курса.

Авторские программы пропедевтического курса должны пройти соответствующую экспертизу. В 5 классе продолжить его изучение в соответствии с базисным учебным планом по учебникам первого года обучения, скорректировав тематическое планирование.

Для работы в начальной школе учителям иностранных языков рекомендуются УМК, вошедшие в Федеральный перечень учебников, рекомендованные (допущенные) Министерством образования и науки Российской Федерации.

2 класс

3 класс

4 класс

Линия учебников издательства «Вентана Граф»

Вербицкая М. В. и др. Английский язык.- М., 2010.

Вербицкая М. В. и др. Английский язык.- М., 2010.

Вербицкая М. В. и др. Английский язык.- М., 2010.

Линия учебников издательства «Просвещение»

Быкова Н. И. и др. Английский язык. Sportlight.- М., 2011.

Быкова Н. И. и др. Английский язык. Sportlight.- М.. 2011.

Быкова Н. И. и др. Английский язык. Sportlight.- М., 2011.

Кузовлев В. П. и др. Английский язык.- М., 2011.

Кузовлев В. П. и др. Английский язык.- М., 2011.

Кузовлев В. П. и др. Английский язык.- М., 2011.

Баранова К.М. , Дж. Дули,

Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. Звездный английский. Учеб. для общеобразоват. учреждения и школ с углубленным изучением англ. языка. – М.: Express Publishing, Просвещение, 2010.

Баранова К.М. , Дж. Дули,

Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. Звездный английский. Учеб. для общеобразоват. учреждения и школ с углубленным изучением англ. языка. – М.: Express Publishing, Просвещение, 2010.

Баранова К.М. , Дж. Дули,

Копылова В.В., Мильруд Р.П., Эванс В. Звездный английский. Учеб. для общеобразоват. учреждения и школ с углубленным изучением англ. языка. – М.: Express Publishing, Просвещение, 2010.

Верещагина И.Н. и др. Английский язык. – М.: Просвещение, 2006 (для школ и классов с углубленным изучением английского языка).

Верещагина И.Н. и др. Английский язык. – М.: Просвещение, 2006 (для школ и классов с углубленным изучением английского языка).

Верещагина И.Н. и др. Английский язык. – М.: Просвещение, 2006 (для школ и классов с углубленным изучением английского языка).

Бим И.Л. Немецкий язык: Первые шаги. – М.: Просвещение, 2007.

Бим И.Л. Немецкий язык: Первые шаги. – М.: Просвещение, 2007.

Бим И.Л. Немецкий язык: Первые шаги. – М.: Просвещение, 2007.

Кулигина А.С., Кирьянова М.Г. Твой друг французский язык. – М.: Просвещение, 2011

Кулигина А.С., Кирьянова М.Г. Твой друг французский язык. – М.: Просвещение, 2011

Кулигина А.С., Кирьянова М.Г. Твой друг французский язык. – М.: Просвещение, 2011

Линия учебников издательства «Титул»

Биболетова М.З. и др. Английский язык. Enjoy English. – Обнинск: Титул, 2006.

Биболетова М.З. и др. Английский язык. Enjoy English. – Обнинск: Титул, 2006.

Биболетова М.З. и др. Английский язык. Enjoy English. – Обнинск: Титул, 2006.

Линия учебников издательства «Версия»

Богородицкая В.Н., Хрусталёва Л.В. Английский язык. – М.: «Версия», 2008

Богородицкая В.Н., Хрусталёва Л.В. Английский язык. – М.: «Версия», 2008

Богородицкая В.Н., Хрусталёва Л.В. Английский язык. – М.: «Версия», 2008

Среди учебников английского языка нового поколения рекомендуется познакомиться с серией учебников «Английский язык» авторов Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, Ж. Перретт (издательство «Русское слово»). В переходный период введения иностранного языка в начальной школе рекомендуем использовать серию учебников «Английский язык» авторов М.З. Биболетовой, Н.В. Добрыниной, О.А. Денисенко, Н.Н. Трубаневой (издательство «Титул»).

Основное общее образование

Количество часов на изучение предмета «Иностранный язык» в классах основной школы следующее:

№ п.п.

Класс

Количество часов в год

1..

5 класс

102 часа

2..

6 класс

102 часа

3.

7 класс

102 часа

4.

8 класс

102 часа

5.

9 класс

102 часа

Преподавание иностранных языков должно осуществляться по учебникам одной содержательной линии, включенным в Федеральные перечни и имеющим гриф Министерства образования и науки.

Среди учебников немецкого языка нового поколения рекомендуем познакомиться с серией учебников «Горизонты» авторов М. М. Аверина, Ф. Джин и др. (издательство «Просвещение»).

Обучение иностранному языку в основной школе должно обеспечивать принцип преемственности по отношению к содержанию программ начальной школы. Усиливается значимость индивидуализации и дифференциации обучения, большое значение приобретает использование проектной методики и современных технологий обучения иностранному языку (в том числе информационных).

Становится возможным введение второго иностранного языка (при шестидневной неделе) в любом классе с V по IX и продолжаться на старшей ступени обучения. Программы по второму иностранному языку дают следующие ва­рианты включения второго иностранного языка в учебный план:

Английский язык

5 – 11 классы – при изучении первого иностранного языка с 1 или 2 класса;

7—11 классы – при изучении первого иностранного языка с 5 класса.

Немецкий язык

5—11 классы; 7-8 классы; 10-11 классы.

Французский язык

5—11 классы; 7-8 классы; 10—11 классы.

Часы на второй иностранный язык следует брать из школьного компонента: при введении иностранного языка с 5 или 7 класса – не менее двух часов в неделю и не менее трех часов в неделю – для обучения второму иностранному языку в 10 классе.

В 8 – 9 классах рекомендуется организация предпрофильной подготовки обучающихся по иностранному языку. Курсы по выбору призваны подготовить обучающихся к успешному изучению иностранных языков в профильной школе и не должны дублировать базовый курс.

Среднее (полное) общее образование

№ п.п.

Класс

Количество часов в год

1..

10 класс (базовый уровень)

3 часа

2..

10 класс (профильный уровень)

6 часов

3.

11 класс (базовый уровень)

3 часа

4.

11 класс (профильный уровень)

6 часов

Базовый уровень

Обучение иностранному языку в старшей школе должно обеспечивать принцип преемственности с содержанием образования в основной школе.

Обучение на базовом уровне нацелено на завершение общеобразовательной подготовки школьников по иностранному языку, на достижение функционального (рабочего) владения им, на достижение порогового уровня обученности (в терминах Совета Европы).

Базовый уровень предполагает овладение материалом общекультурной направленности, достаточным для осуществления иноязычного общения в наиболее распространенных сферах общения (социально-бытовой и учебно-трудовой).

Профильный уровень

Профильный уровень предусматривает гуманитарно-филологическую подготовку, использование более широкого понятийного аппарата в целях осуществления иноязычного общения, в том числе и в профессионально-ориентированных ситуациях общения. Профильный уровень ориентирован на продолжение образования в выбранной области знания, предусматривает в большей мере самостоятельность школьников.

В состав профиля на старшей ступени школы входят элективные курсы. В качестве пособий для проведения элективных курсов по иностранным языкам рекомендуем следующие:

Автор, составитель

Название учебного издания

Год

Издательство

1

Муха Н. В. и др.

Английский язык для социально-экономического профиля.

2008

Вентана-Граф

2

Лысенко Т. В. и др.

Английский язык для филологического профиля.

2007

Вентана-Граф

3.

Захарова Н. Е. и др.

Английский язык для естественно-математического профиля.

2008

Вентана-Граф

4.

Костенко М. М. и др.

Английский язык для гуманитарного профиля.

2008

Вентана-Граф

5.

Шепеленко Т. М.

Английский язык для начинающих переводчиков.

2007

Вентана-Граф

При подготовке и проведении элективных курсов могут быть использованы как государственные программы, так и разработанные учителем (авторские), прошедшие соответствующую экспертизу.

ИСТОКИ

Учебный курс «Истоки» (1 – 11 классы) как национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта Вологодской области направлен на реализацию региональной политики в области образования.

Целью курса «Истоки» (1 – 11 классы) является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение её к устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира обучающегося ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного и социокультурного опыта Отечества.

Исходя из вышеназванной цели, предлагается решение следующих задач:

1. В плане личностного развития обучающихся курс «Истоки» призван воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно-нравственные ценности российской культуры и на этой основе помогать выработке у обучающихся собственной жизненной позиции.

2. В плане социализации обучающихся курс «Истоки» призван способствовать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности; воспитывая в обучающихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих её идеалы и ценности, курс в то же время создаёт условия для формирования у обучающихся навыков толерантности и сотрудничества в современном политэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.

3. В плане подготовки обучающихся к профессиональной деятельности курс «Истоки» призван расширить их культурологическую компетентность, привести к пониманию духовно-нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), формировать добросовестное отношение к труду.

Начальное общее образование

2-4 классы

Цель курса «Истоки» в начальной школе – введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребёнка.

Задачи:

- решение и системное приобщение ребёнка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;

- присоединение семьи к школе;

- формирование ощущения своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребёнка;

- подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики, и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.

Базовый курс обучения (2 – 4 классы) обязателен и рассчитан на 34 часа в год в начальной (за счёт инвариантной части регионального компонента) и 34 часа в основной школе при пятидневной и шестидневной неделе. «Азбука истоков» (1 класс) рекомендована инновационным Советом департамента образования в качестве дополнительного учебного пособия.

Одна из важнейших особенностей содержания предмета в начальной школе –сосредоточенность на важнейших ценностях социума (имя, род, семья, книга и т.д.), ценностях внутреннего мира человека (вера, надежда, любовь, мудрость), раскрывая мир отечественных традиций, при этом преемственность содержания курса создаёт необходимые условия для целостности и завершённости курса в рамках начальной школы.

Преподавание предмета в начальной школе обеспечено социокультурным учебно-методическим комплексом, в который входят следующие издания:

1. Кузьмин И. А., Камкин А. В. Программа учебного курса «Истоки» (1-4 классы) (Истоковедение. Том 1. Издание 3-е, дополненное,2010, с.57-76; Истоковедение. Том 5. Издание 4-е, дополненное, 2009, с. 13-32).

2. Давыдова Е. Ю., Кузьмин И. А. Азбука Истоков. Золотое сердечко. Учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. (Издательский дом «Истоки», 2009).

3. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

4. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 3 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

5. Камкин А.В. Истоки. Учебное пособие для 4 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

6. Давыдова Е.Ю. Азбука Истоков. Тетрадь по чтению для 1 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2010).

7. Давыдова Е.Ю. Азбука Истоков. Прописи для 1 класса общеобразовательных учебных заведений. Части I и II (Издательский дом «Истоки», 2010).

8. Бандяк О.А., Котельникова Н.В. Истоки. Рабочая тетрадь для 2 класса общеобразовательных учебных заведений. Части I и II. Под общей редакцией Кузьмина И.А. (Издательский дом «Истоки», 2010).

9. Котельникова Н.В., Твардовская Н.Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 3 класса общеобразовательных учебных заведений. Части I и II. /Под общей редакцией Кузьмина И.А. (Издательский дом «Истоки», 2010).

10. Ергина В.Д., Смирнова Т.Н. Истоки. Рабочая тетрадь для 4 класса общеобразовательных учебных заведений. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А. (Издательский дом «Истоки», 2010).

11. Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий (Истоковедение. Том 5. Издание 4-е, дополненное, 2009, с. 35-56).

12. «Истоки»-2. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 1. Издание 3-е, дополненное,2010, с.181-254).

13. Особенности методики преподавания предмета «Истоки», 2 класс (Истоковедение. Том 1. Издание 3-е, дополненное,2010, с.255-277).

14. «Истоки»-2. Общие комментарии к дидактическому материалу и тетради (Истоковедение. Том 1. Издание 3-е, дополненное,2010, с.157-180).

15. «Истоки»-3. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 2. Издание 3-е, дополненное,2010, с.59-130).

16. «Истоки»-3. Общие комментарии к дидактическому материалу и тетради (Истоковедение. Том 2. Издание 3-е, дополненное,2010, с.43-58).

17. «Истоки»-4. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 6, 2007, с.99-190).

Рекомендуем использовать следующие варианты примерного тематического планирования

1. Азбука Истоков. Примерный вариант занятий по учебному курсу «Истоки» (Истоковедение. Том 8, 2009, с. 10-26).

2. «Истоки»-2. Поурочное планирование (Истоковедение. Том 8, 2009, с. 55-145).

3. «Истоки»-3. Поурочное планирование (Истоковедение. Том 8, 2009, с. 146-222).

4. «Истоки»-4. Поурочное планирование (Истоковедение. Том 8, 2009, с. 223-264).

Основное общее образование

В основной школе открывается новый (второй) уровень в познании истоков. Решаются следующие задачи:

- дальнейшее обогащение полученных в начальной школе представлений образов и понятий, связанных с социокультурными истоками;

- приобщение к глубинным (смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников – явлений отечественной, материальной, художественной и духовной культуры;

- закрепление и развитие имеющихся у ребёнка опыта многомерного восприятия действительности через ощущения укоренённости в российской этнической и социокультурной среде;

- развитие интереса к самостоятельному анализу и осмыслению истоков.

Особенности: учитывая возрастные особенности и повышенное внимание школьников к самопознанию и самоутверждению, учебный курс «Истоки» вносит в содержание размышления об истоках творчества, помогает им в осознании собственных возможностей, а в условиях предпрофильного обучения способствует формированию мотивации выбора дальнейшего обучения. «Истоки» содействуют не только осознанному выбору того или иного профиля, но и делают акцент на ценностные ориентации любого вида творчества, будущей профессиональной деятельности. Это поможет увидеть глубинные истоки различных творческих сфер, осознать их духовно-нравственные основы, принять многовековую традицию общественного служения.

Преподавание учебного курса в основной школе обеспечено следующим социокультурным учебно-методическим комплексом:

1. Камкин А. В., Кузьмин И. А. «Программа учебного курса «Истоки» (5-11 классы), (Истоковедение. Том 10, с.87-134).

2. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 5 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2007).

3. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2007).

4. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 7 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2006).

5. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2006).

6. Камкин А. В. Истоки. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательных учебных заведений (Издательский дом «Истоки», 2011).

7. Красикова Н. Б., Мисаилова О. И., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 5 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И.А. (Издательский дом «Истоки», 2009).

8. Красикова Н. Б., Твардовская Н. Ю. Истоки. Рабочая тетрадь для 6 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки», 2009).

9. Голубцова Т. И., Красикова Н. Б. Истоки. Рабочая тетрадь для 7 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки», 2009).

10. Красикова Н. Б. Истоки. Рабочая тетрадь для 8 класса. Части I и II./ Под общей редакцией Кузьмина И. А. (Издательский дом «Истоки», 2009).

11. «Истоки»-5. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 2, Издание 3-е, дополненное,2010, с.155-245).

12. «Истоки»-5. Общие комментарии к дидактическому материалу и тетради (Истоковедение. Том 2. Издание 3-е, дополненное,2010, с.145-154).

13. «Истоки»-6. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 8, 2009, с.265-316).

14. «Истоки»-7. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 9, 2008, с.85-165).

15. «Истоки»-8. Методическое пособие «Активные формы обучения (системная разработка)» (Истоковедение. Том 10, 2010, с.181-264).

Среднее (полное) общее образование

В старших классах (10 – 11 классы) акцент учебного курса «Истоки» переносится на развитие социокультурных истоков управленческой культуры.

Место курса «Истоки» в образовательном процессе

Курс «Истоки» в образовательном процессе школы может быть представлен в различных вариантах:

- курс может быть представлен в качестве отдельного учебного предмета в течение всех лет обучения, вводимый за счёт регионального компонента образования (со 2 по 9 класс); данный вариант представляется предпочтительным, поскольку в наибольшей степени реализует цели и задачи программы;

- «Истоки» могут быть включены в преподавание курсов образовательных областей «Обществознание», «Филология», «Искусство», «Технология»;

- отдельные материалы «Истоков» могут расширять базовое содержание общего образования;

- «Истоки» могут быть представлены в качестве курса дополнительного образования;

- «Истоки» могут быть предпрофильным и профильным общеобразовательным предметом, а также элективным учебным предметом.

ТЕХНОЛОГИЯ

Основное общее образование

По базисному учебному плану изучение начинается в начальной школе, продолжается на ступени основного общего образования и завершается на базовом или профильном уровнях на старшей ступени общего образования.

Количество часов на изучение предмета «Технология» в классах основной школы следующее:

№ п.п.

Класс

Количество часов в год

1..

5 класс

2 часа

2..

6 класс

2 часа

3.

7 класс

2 часа

4.

8 класс

1 час

5.

9 класс

Один час технологии в 8 классе передан в национально-региональный компонент для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности. Указанный час рекомендуется использовать на изучение технологий, распространенных в регионе, с целью профессионального самоопределения учащихся. При этом национально-региональные особенности местного социально-производственного окружения могут быть представлены в авторской программе для конкретного общеобразовательного учреждения соответствующими технологиями, видами и объектами труда.

В 9 классе время, отводимое на изучение предмета «Технология», может быть передано в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки обучающихся. В тех случаях, когда в старших классах школы предполагается реализация универсального обучения (непрофильного обучения), указанные часы рекомендуется вернуть предмету «Технология» в целях обеспечения непрерывности технологического образования. Рекомендуется также сохранить обучение технологии при подготовке учащихся к технологическому, физико-техническому и оборонно-спортивному профилям.

Несмотря на то, что Базисным учебным планом не предусмотрено в 8 классе изучение черчения и графики как отдельного учебного предмета, минимум содержания по черчению должен быть представлен в других разделах и темах программы по технологии в 5 - 8 классах.

При составлении учебных планов образовательных учреждений возможно использование 34 часов из времени отведённого на компонент образовательного учреждения на преподавание черчения в качестве модуля.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (агротехнологии)». Каждое направление включает в себя базовые технологические и инвариантные разделы.

Базовым разделом для программы по направлению «Технология. Технический труд» является раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Базовыми разделами для программы по направлению «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов» и «Кулинария». Базовыми разделами для программы по направлению «Технология. Сельскохозяйственный труд» являются разделы «Растениеводство» и «Животноводство».

Инвариантная часть программ обязательно включает в себя также разделы: «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Черчение и графика», «Современное производство и профессиональное образование».

Поскольку в сельской школе традиционно дополнительно (наряду с технологиями сельскохозяйственного труда) изучаются технологии промышленного производства или технологии сферы сервиса, для учащихся таких школ создаются комбинированные программы, включающие разделы по технологиям растениеводства и/или животноводства, а также базовые и инвариантные разделы по технологиям технического труда или обслуживающего труда. Комплексный учебный план в конкретной сельской школе при этом составляется с учетом сезонности сельскохозяйственных работ в данном регионе.

В связи с перераспределением времени между указанными разделами в комбинированных программах для сельских школ уменьшается объем и сложность практических работ в разделах содержания по техническому и обслуживающему труду с сохранением всех составляющих минимума содержания обучения по технологии.

Решение задач технологического образования возможно посредством широкого, комплексного использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения (письмо Министерства образования РФ № 585/11-13 от 12.04.2000 г. Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»), а также организации профессиональных проб и продуктивной деятельности, в том числе и во внеурочное время.

Изучение предмета «Технология» в 5 - 7 классах ориентировано на следующие программы обучения:

1 вариант – Сасова И.А., Марченко А.В. Технология.- М.: Вентана-Граф, 2005-2007. Содержание и организация обучения технологии основано на выполнении творческих проектов по главным разделам и темам программы.

2 вариант - Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология. – М.: Вентана-Граф, 2010.

3 вариант ( для городских школ) – Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Технология. Трудовое обучение.- М.: Просвещение, 2008.

4 вариант - Примерные программы по технологии (обслуживающий, технический, сельскохозяйственный труд) // Сб. нормативных документов «Технология» Мин. Образования РФ.- М.: Дрофа, 2008.

В связи с сокращением численности обучающихся в классах (особенно в сельских школ), практикуется совместное обучение мальчиков и девочек на уроках технологии. Учителям, работающим в таких классах, рекомендуется разработать рабочую программу на основе действующих программ, призванную помочь освоить обязательный минимум образовательного стандарта по технологии как мальчикам, так и девочкам.

Планирование уроков технологии в «неделимых» 5 - 8 классах возможно на основе программы по технологии для 5 - 9 классов (вариант комплексной программы): Хохлова М.В., Самородский П.С., Синица Н.В., Симоненко В.Д. Технология: Программы начального и основного общего образования. – М.: Вентана-Граф, 2008.

Возможен, также следующий вариант примерного планирования:

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  371  372  373   ..

 

Разделы программы

Количество часов

5кл

6кл

7кл

8кл

1

Вводный урок

1

1

1

1

2

Технология в жизни человека

1

1

1

3

Основы проектирования

10

10

10

8

4

Растениеводство

10

10

10

-

5

Животноводство

-

-

-

9

6

Создание изделий из конструкционных, текстильных и поделочных материалов

34

34

34

-

7

Технология ведения дома

4

4

4

4

8

Электротехнические работы

-

-

-

4

9

Кулинария