Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  325  326  327   ..

 

 

Методические рекомендации к презентации в рамках всероссийского Конкурса «Мозаика презентаций»

Методические рекомендации к презентации в рамках всероссийского Конкурса «Мозаика презентаций»

Методические рекомендации к презентации в рамках всероссийского Конкурса «Мозаика презентаций»

Автор: Остроумова Елена Антоновна

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 64 г. Томска с. Тимирязевское

Литература – базовая программа В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И. Коровина, И.С.Збарского, В.П. Полухиной

Урок литературы на тему «Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Жанр повести. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (2 часа)

7 класс

Название презентации «Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Жанр повести. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Количество слайдов: 24

Среда (редактор) – Microsoft PowerPoint

Методические рекомендации:

1 слайд. Объявление темы урока. Для эмоционального погружения в культурную среду эпохи Средневековья можно использовать фрагмент песнопения (например, «Свете тихий» или «Величит душа моя Господа»).

2 слайд. Объявление цели урока не буквальным прочтением слайда – с учётом возрастных особенностей учащихся, в более простой форме. Например: «Сегодня на уроке, ребята, мы с вами попытаемся на примере одного произведения определить особенности Древнерусской литературы и нормы христианской морали».

3 слайд. Определяем задачи. Например: «Чтобы достичь цели, мы ознакомимся с тем дополнительным материалом, который вы приготовили дома; повторим сведения по изученной ранее теме; проанализируем «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и поработаем с некоторыми литературными понятиями. Надеюсь, наша беседа будет содержательной и полезной».

4 слайд. На этапе повторения изученного материала (раздел «Устное народное творчество») можно провести фронтальный опрос. Количество вопросов – разное. Допускается более глубокое повторение: дать определения жанрам Устного народного творчества. Например, задание в

- 1-

форме ромашки, где каждый лепесток – жанр, или задание на соответствие: жанр – определение. Однако повторение не следует затягивать. Опрос должен длиться не более двух минут. Ответы учащихся уточняются с помощью слайда.

5 слайд. Повторение можно разнообразить викториной. Количество вопросов учитель определяет самостоятельно. Главное, чтобы задание выполнялось мобильно. Викторину можно заменить блиц – опросом. Ответы учащихся уточняются с помощью слайда.

6 слайд. Слайд содержит ключевую информацию сообщения учащихся на тему «Начало русской книжной традиции». В процессе подготовки к уроку учащиеся работают над индивидуальным мини – проектом на заданную тему. Результатом должно стать устное сообщение с возможным мультимедийным сопровождением. На сообщение – не более трёх минут.

7 слайд является иллюстрацией к предыдущему. Учащиеся дадут комментарии к изображению с помощью учителя.

8 слайд содержит ключевую информацию по теме «Жанры Древнерусской литературы» - следующего устного сообщения учащихся по результатам индивидуальной работы. Учителю необходимо корректировать содержание выступления учащегося. На сообщение отводится 3 минуты.

9 слайд подводит итог предыдущей работы. Учитель может открыть названия жанров Древнерусской литературы после того, как учащиеся назовут их самостоятельно. Таким образом учитель проверит уровень домашней подготовки школьников, а также активизирует внимание учащихся. Основную информацию – жанры литературы – следует записать в рабочих тетрадях.

10 слайд. На этапе усвоения новых знаний учитель предлагает учащимся дать определение жанру повести и назвать разновидности древнерусской повести. Материал для записи в тетрадях.

11 слайд содержит основную информацию по теме «Замысел создания собрания «Великие Минеи Четьи». Учащиеся делают устное сообщение по результатам индивидуальной работы с применением слайдовой презентации. Учитель дополняет и корректирует. На сообщение отводится 3 минуты.

12 слайд – ключевая информация к сообщению на тему «История создания «Повести о Петре и Февронии Муромских». Учитель дополняет устные сообщения учащихся. На сообщение отводится 3 минуты.

13 слайд. Для активизации внимания учащихся учитель задаёт вопрос о полном названии «Повести…».

- 2 –

14 слайд – примерный план повести, составленный учащимися дома, и озвученный в классе. Учитель корректирует. План тезисный.

15 слайд - Анализ повести по озаглавленным частям. Анализ можно произвести по следующему плану: краткий пересказ содержания, комментарии, вывод, основная мысль. На слайде предложен примерный вывод и основная мысль. В тетрадях желательно указать название первой части и основную мысль (учащиеся потренируются в определении идеи произведения). Иллюстрацию необходимо прокомментировать. Для работы с произведением необходимо использовать учебник.

16 слайд определяет вывод и основную мысль второй части повести – «Мудрая дочь древолаза». Анализ – по предложенной выше схеме. Заглавие и основную мысль – для записи.

17 слайд - вывод и основная мысль третьей части – «Изгнание князей из Мурома» (анализ). Заглавие и основную мысль записать.

18 слайд – вывод и основная мысль по четвёртой части – «Возвращение Петра и Февронии на княжеский престол» (запись). Прокомментировать фотографию 19 века. Учащиеся могут отметить особенности изображения святых преподобных. Запись в тетради заглавия четвёртой части и основной мысли.

19 слайд – вывод и основная мысль пятой части (запись). Учитель комментирует фотографию с изображением придела святых Петра и Февронии в соборе Рождества Богородицы в г. Муроме.

20 слайд – вывод и основная мысль шестой части – «Вместе и после смерти» (запись). Фиксирование внимания на изображении собора Рождества Богородицы в г. Муром.

21 слайд – подведение итогов. Учитель задаёт наводящие вопросы по рассмотренному произведению, с тем чтобы выявить главные особенности «Повести о Петре и Февронии Муромских», идейно – тематическое содержание и актуальность звучания произведения. Например:

- Какому жанру первоначально должно было соответствовать данное произведение?

- Чему уделено особое внимание в повести?

- Влияние каких жанров и мотивов ощущается в повести?

- Какова тема и идя произведения?

- В чём заключается актуальность данного произведения? Чему учит оно современного читателя?

- 3 –

22 слайд – краткий словарь терминов, который можно расширить. Желательно распечатать для учащихся словарь с терминологией по Устному народному творчеству и по Древнерусской литературе, так как охватить повторением всю необходимую терминологию невозможно, но расширять представление о ней необходимо. К тому же это ускорило бы процесс работы на этапе повторения.

23 слайд предлагает список литературы, использованной при подготовке и проведении урока.

1. Энциклопедия для детей. Аванта . Русская литература. Часть первая. От былин и летописей до классики 19 века, М. 1999

2. Иллюстрированный энциклопедический словарь (малый). М, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2000

3. В.Я. Коровина. Литература, 7 класс. М, Просвещение

4. Монастыри России. Путеводитель по культурно – историческим памятникам. Смоленск, «Русич», 2004

5. Древнерусские города. Путеводитель по культурно – историческим памятникам. Смоленск, «Русич», 2004

6. А.А. Инджиев «Словарь литературоведческих терминов» Ростов- на Дону, «Феникс», 2008

24 слайд. В заключение учитель благодарит всех за сотрудничество, комментирует выставленные оценки, объявляет домашнее задание : 1. Сочинение – миниатюра на тему «Чему учит современного читателя Древнерусская литература?»

2. Устное сообщение о жизни и творчестве М. В. Ломоносова.

Продолжением данной темы может стать интегрированный урок музыки и литературы, где учащимся предлагается сопоставить повесть Ермолая Еразма с оперой Н.А. Римского – Корсакова «Сказание о граде Китеже и святой деве Февронии».

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  325  326  327   ..