Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  204  205  206   ..

 

 

работа тема: “библиотеки в сша”

работа тема: “библиотеки в сша”

ТЕМА: “БИБЛИОТЕКИ В США”

СОДЕРЖАНИЕ

1. История появления библиотек в США.

2. Библиотекарь и его труд.

3. Маркетинг и средства привлечения читателей.

4. Услуги библиотек и обслуживание.

5. Типология библиотек.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы.


1. История появления библиотек в США

Этапы развития библиотек США.

Первая библиотека, в Северной Америке, как полагают, появилась за столетие до провозглашения независимости США. Законодатель­ное собрание города Чарльстона в Южной Калифорнии в 1699 го­ду постановило "открыть для жителей колонии библиотеку на по­печительстве священнослужителей".

Ныне в стране насчитываются около тысячи библиотек, среди них и маленькие, обслуживающие жителей близлежащего квартала и несколько соседних ферм, и крупные, оснащённые по последнему слову техники, которым под силу удовлетворять нужды сотен ты­сяч читателей. Например, библиотека Конгресса США удостоилась чести быть упомянутой в известной "Книги рекордов Гинесса", как самая большая библиотека мира. Патованная в апреле 1800 года ОНА в настоящее время имеет в своих фондах свыше 13 млн. ед. xpанения, в том числе две трети её коллекции составляют карты, картины, газеты, периодика, фильмы и записи, документы, фотографии, редкие маннускрипты. Длинна полок - более тысячи километров.

Сеть американских библиотек постоянно расширяется и для всех библиотекарей издаётся немало специализированных журналов. Люди всё чаще стремятся получить библиотечно-информационное образование. Число библиотек в стране постоянно растёт и также возрастает читаемость, так же читатели всё чаще обращаются в библиотеки через Интернет.

Несмотря на то, что появляется такой вид библиотеки как - цифровая, основными типами библиотек принято считать: публичные, школьные и библиотеки колледжей, академические, ведомственные, специальные, органов власти и управления, университетские, воен­ные, бизнес-деловые, юридические, медицинские.

Сейчас большая часть библиотек в США работает от 30 до 50 часов в неделю и если ранее в библиотеку ходили просто почитать книгу , то теперь сюда , ходят так же отдохнуть , пообщаться с друзьями в библиотечном клубе.

2. Библиотекарь и его труд.

Особенности обслуживания.

Справочное обслуживание в США - это работа не с книгами, а с человеком, пользователем, когда библиотекарь не просто, до­пустим, предоставляет посетителю энциклопедию или словарь - пособие. Он прежде всего ведёт с ним беседу. И от того, как он ёё ведёт и как ставит вопросы пользователю, зависит в конечном итоге качественное обслуживание. То есть в результате такого диалога читатель получает именно то, что просил - с первого же запроса он находит в предоставленном издании то, что ему требуется.

В библиотеках США принято вести интервью до тех пор, пока бибиотекарю не станет абсолютно ясно, что же требуется по­сетителю, а не бросаться с первого же вопроса к стеллажам с энциклопедиями. Кроме того, вопросы, которые должен ставить библиотекарь своему клиенту, не должны предполагать короткие ответы типа "да" или "нет". Чтобы избежать этого, сотрудник библиотеки должен начинать диалог примерно такими словами, как "где", "как", "когда". Поставленные таким образом вопросы позволяют продолжать интервью, предполагая дальнейшее выяс­нение того, что нужно клиенту.

Чем же привлекает американская библиотека?

Первое, что бросается в глаза, - традиционный и до мелочей продуманный интерьер: отсутствие внешних атрибутов автоматизации - никаких проводов, кабелей, читатель не видит. Единственное отличие библиотеки от других учреждений - скромно светящийся экран дисплея, занимающий один из сто­лов, расположенных обычно рядом с каталожными шкафами. Дис­плеи стоят так же на столах сотрудников. Рядом с дисплеями часто стоят принтеры: каждый при необходимости получает в печатном виде информацию с экрана дисплея. Читатели работают и с электронными каталогами. Их тому обучают специально. Впрочем, инструкция - а она лежит рядом, под стеклом, - так проста, что её легко изучить.

Навстречу каждому входящему в здание поднимается библио­текарь, и встреча с ним не оставляет сомнения в том, что визит будет успешным. Читателя внимательно выслушивают, не торопят и не перебивают, пока он сам не закончит и не задаст вопрос. Следующего вошедшего посетителя приветствуют и про­сят подождать минутку. Квалификации и подбору библиотекаря, который встреплет каждого вошедшего, придаётся особое зна­чение. Здесь, как правило, работают отличные профессионалы и психологи.

Конечно, важны и интерьер и оптимальное размещение читательских столов и другого оборудования. Сама обстановка в библиотеке располагает к спокойной, серьёзной работе. В библиотеке отсутствуют читательские билеты. Вместо них используются идентификационные карточки-удостоверения имеющиеся у каждого американца.

Фонды библиотеки открытые: тома расставлены в система­тическом порядке, с открытым доступом. А волнений никаких: охрана, гарантирована специальной системой. Если читатель "забыл" записать книгу, то у входа зажигается огромное табло: "Вернитесь , Вы забыли записать у библиотекаря взя­тую Вами книгу!"...

Есть в библиотеке комнаты для отдыха, холлы, в которых можно подремать на диване. Есть копировальные аппараты , поэтому никому не приходит в голову списывать текст или срисовывать иллюстрации, тем более вырывать страницы... Вовсе не обязательно подборку книг нести в читальный зал: желающие могут устроить себе рабочее место прямо здесь, тем более ,что во всех уютных и светлых местах в книго­хранилище поставлены столы и стулья. Взятые с полок книги всегда возвращаются на специальные полки - их расставляют обученные этому студенты, подрабатывающие в библиотеке.

Такова обычная американская библиотека, которая всегда открыта для всех, где можно просто почитать, пора­ботать с нужным изданием или просто расслабиться и от­дохнуть в комнате для отдыха.

0тличае американских библиотекарей от российских.

В Америке существует строгая градация квалификации библио­текарей. Работа библиотекаря профессионала, имеющего диплом магистра, высоко оплачивается, хотя в США, как и в большинстве других стран мира, библиотекарь - это низкооплачиваемая профессия. В библиотеках крупных ведомств получают больше, чем в школь­ных.

В библиотеках США работает меньше женщин чем в России, это зависит от уровня категории библиотек и уровня зарплаты. Например в вузовских библиотеках мужчин больше, чем женщин, а в школьных, напротив , - меньше.

В США меньше нагрузка в отделе обслуживания. Посещаемость американских библиотек зависит исключительно от качества и набора предоставляемых ими услуг, и в различных регионах она разная. Например, в штате Огайо граждане привыкли к высокому качеству обслуживания, и здесь одна из самых больших книговыдач на душу населения. А, если взять штат Алабама, то там, на­против, очень низкая книговыдача, в три раза меньше.

Конечно, между американскими и российскими библиотекарями есть отличия, но всех их объединяет одно стремление - помочь чи­тателю и предоставить вовремя нужную ему информацию.

Автоматизация библиотек и библиотекарь.

Интенсивно внедряется новейшая технология в библиотечное дело, о ней говорится даже на страницах журналов для библиотекарей. Рекламные объявления фирм, помешенные на страницах этих изданий, предлагают широкий выбор информационной техники, без которой невозможно обойтись.

Пропагандируются различные виды экспертных систем, в том числе и аппаратов, в которых информация записывается и хра­нится на компактных оптических дисках.

Автоматизированные каталоги, комплексы микро и миникомпьютеров, видеотехника - всё это стало уже привычным во мно­гих американских библиотеках. Будущее связывается с исполь­зованием новейшей компьютерной технологии.

В восприимчивости к техническим новинкам американским библиотекарям не откажешь. Они используют все новые системы компьютерной связи, основной их элемент - оптические диски для цифровой записи информации. Теперь библиотекари могут напря­мую без посредничества центра - связываться друг с другом через свои компьютеры, обмениваться программами, причём раз­ница языков программирования перестаёт быть камнем преткновения. Спутниковая система связи позволяет наладить работу электронной почты, соединяет базы данных.

Компьютеры компьютерами, однако типичная библиотека, своего рода склад, куда поступают и где хранятся рукописи и печатные материалы.

Все они обладают вполне реальным весом и объёмом. Библиотекарю нередко приходится заниматься тяжелой физической работой. Чтобы облегчить эту ношу, фирмы предлагают разнообразные приспособления. Наиболее эффективны работы наподобие тех, ко­торые применяются на. больших автоматизированных складах запасных частей в промышленности.

Как показывает практика, чисто технические проблемы при модернизации библиотечных служб решаются довольно легко. К нуждам библиотек приспосабливаются гибкие по своей природе научно-технические разработки, находящиеся своё применение в различных областях производства и общественной жизни.

Из средств автоматизации выделяются:

автоматические каталоги, электронные каталоги, видеомагнитофоны, аудио техника, компьютеры и Интернет, ксероксы, технологии электронного копирования. Для обеспечения нужной статьи биб­лиотекари используют компьютерную службу Ип Со (США) - она работает в диалоговом режиме и обеспечивает доставку любой статьи "на стол" заказчика не более чем через 24 часа. Для обеспечения копиями Ип Со использует информационные ресурсы не только своего создателя - Объединения научных библиотек штата Колорадо, но и библиотек других стран.

Сейчас уже видно, сколь стремительно меняется содержание самой профессии библиотекаря, хранение и выдача книг – постепенно становится для него второстепенным делом. Монотонные, не требующие творческого подхода операции (контроль за воз­вратом литературы, ведение документации, статистические вы­кладки, библиографическая работа и даже деятельность МБА) поручаются в США заботам машин. Человек же становится органи-затором общего процесса получения компьютерных данных, он уже не сторож при книгах, а, как говорят в Америке - "информа­ционный менеджер".

Да, содержание труда американского библиотекаря меняется, но его роль, как помощника читателя неизменна. Многим читателям неуютно без квалифицированной помощи, их путают зашифрованные картотеки, вид полок, заставленных книгами в непонятном порядке.

Возможно, в будущем умные машины всё столь кардинально преобразуют, что даже самые неопытные читатели будут ловко ориентироваться в библиотеке. Пока же только библиотекарь может создать для читателя по-настоящему дружелюб­ную, дружескую, раскованную атмосферу. Он тот добрый гений, который в любой момент готов прийти на помощь и из хаоса информации извлечь нужное. Он не только помощник, но и учи­тель. Его задача - научить читателя стратегии поиска с тем, чтобы тот мог эффективно пользоваться библиотекой.

В плане автоматизации США опережает многие страны мира, фактически все библиотечные процессы уже автоматизированы.


3. Маркетинг и средства привлечения.

У библиотекарей США сложились уже традиционные формы привлечения читателей. Организуется широкая реклама работы библиотек с помощью всех средств информации: читателям соз­даются необходимые условия для работы и досуга; массовые ме­роприятия проводятся не только в самой библиотеке, но и за её пределами; библиотекари с большим вниманием относятся к пен­сионерам-старикам, инвалидам, и, кстати говоря, их активная рабо­та в домах для престарелых, больницах, различных обществах по интересам даёт возможность использовать опыт проведения мас­совых мероприятий; определенное значение имеет оперативное реагирование библиотек на международную жизнь, на события местного значения; библиотеки проводят массовые мероприятия в школах, ВУЗах и учреждениях, организуя выставки литературы и беседы по темам, представляющим специальный интерес для дан­ной аудитории.

Основная забота библиотек и их работников к чтению и книги. Вообще формированию ассоциативной связи между понятия­ми "чтение" - "удовольствие" придаётся очень большое значение. Этому служат красивые интерьеры, удобная мебель, игровые зоны.

Библиотекари США стараются сделать успехи детей, как можно более наглядными. Например в городе Джвилле, библиотека­ри установили стенд на котором нарисованы чайки. Ребёнок, до­бившийся определённых успехов в чтении, получает право подпи­сать одну из чаек своим именем. Эта программа очень популярна.

Необходимо подчеркнуть, что привлекательность библиотечных программ, адресованных юным читателям, большей степени зави­сит от фантазии, инициативы и энтузиазма библиотечных работни­ков. Эти качества не менее важны, чем финансовое обеспечение. Подтверждает это и опыт организации программ чтения для детей и подростков, получивших признание в США в числе активных "годов привлечения в библиотеки.

Часто в библиотеках проводится викторина для детей например "Вперед за золотом", посвящённая Олимпийским играм (дети получают в награду золотые, серебряные и бронзовые ме­дали),а в викторине "Зажги факел свободы" - главный приз - экскурсия в Нью-Йорк с посещением Статуи свободы.

В Нью-Иоркской публичной библиотеке имеется специалист по работе с учащимися профессионально-технических училищ. Надо учитывать, что эти дети, получающие кроме среднего образования профессиональное, как правило, не предрасположены к чтению, не всегда хорошо владеют английским языком и не испытывают осо­бого почтения к взрослым. Это значительно усложняет работу с ними, но библиотекари считают, что именно эта категория детей более всего нуждается в их внимании.

Урок в училищах длится 40 минут и за это время нужно успеть рассказать о пяти-шести книгах, начав с самой интерес­ной. Это должна быть "мальчишеская" литература, где много дейст­вия, несложный язык и узнаваемые ситуации. В процессе рассказа надо сообщить, как можно записаться в библиотеку, где находится её ближайший филиал, какие услуги Нью-Йоркская публичная библиотека предлагает подросткам, то надо делать, если есть библиотечная задолженность.

Завершая тему о формах и методах привлечения читателей, хо­телось бы остановиться ещё на одной особой заботе американс­ких библиотекарей. Это" внешний вид и интерьеры библиотек. Им, как правило, отдаются самые красивые здания в городе, но наи­более лучший вид из библиотечного окна - это лужайка ,на ко­торой читают дети.

Кроме того, американские библиотекари чрезвычайно озабоче­ны своим "имиджем" - внешним стереотипом, которым сопровож­дается у среднего человека слово "библиотекарь". Они скрупу­лезно выискивают в литературе и на экране все упоминания о своих коллегах и непременно выражают своё неудовольствие, если библиотекарь изображён недостаточно привлекательно. Всё это не только обсуждается ими в профессиональной печати, но и сообщается широкой публике с известной долей иронии.

Такая забота о привлекательности библиотек и библиотекарей тоже одна из форм привлечения читателей в библиотеки.


4. Услуги библиотек и обслуживание

Запись в библиотеку для постоянно проживающих и владеющих недвижимостью в штате, где находится библиотека, бесплатно. Прочие покупают билет, но должны иметь документ в той или иной форме удостоверяющий личность. Вход в библиотеку свободный. Билет необходим для получения книг на дом или используется для свободы пользования оборудованием библиотеки.

Большинство книг выдаётся сроком на 28дней. В случае за­держки срока возврата библиотеки выходят из положения по-разному: предлагают дальнейшее пользование книгой платно, либо просто накладывают штраф. В случае утраты - взимают стоимость книги плюс технологический сбор.

Использование средств автоматизации – это, прежде всего, электронная система защиты, которая срабатывает при попытке выноса любого издания. Магнитная метка на каждом издании пре­дельно упрощает систему регистрации выдачи. Шифр книги счи­тывается сканером и автоматически заносится на читательский формуляр.

Для сдачи книг заходить в библиотеку необязательно, достаточно опустить их в специальный контейнер с улицы. По ме­ре накопления книги поступают к библиотекарю, а далее компьютер сам снимает их с читательских номеров.

Услуги – это ТОД - телекоммуникационное обслуживание глухих на дому с помощью телефона и компьютера. Есть аппаратура для чтения слепых путём перевода, текста, в синтезирован­ную речь - либо шрифт Брайеля, факс. Факс, электронная почта -обязательны в каждой библиотеке.

Наряду с традиционными услугами существуют и такие: всякая публичная библиотека - это всегда наиболее полная база данных фактографической территориальной информации. За последним постановлением мэра, за информацией о состоянии воды в городе обратятся в библиотеку. Наиболее спрашиваемая информация всегда готова, другая требует определённого поиска, который проведёт для Вас библиотекарь.

В большинстве библиотек обучают компьютерной грамотности детей. Неспособные к чтению по тем или иным причинам попадают в сферу внимания. Им высылают текущий каталог, по которому заказанные "говорящие книги" отправляются на дом. Кроме того, такой читатель получает специальный плеер.

Так же существуют такие виды услуг как: чтение рассказов по телефону, копирование, возможность пользования злектронной-наборной машиной АйБиЭМ, индивидуальная помощь в организации чтения, помощь школьникам в подготовке уроков, развлекательные программы для детей, прокат игрушек, чтение вслух для групп же­лающих.

Платные услуги - возможность самим копировать литературу, прокат видео, выставка бестселлеров недели (определённых по авторитетному хитпараду), их платная выдача. За определённую плату можно пользоваться факсом, электронной почтой, Интернетом, можно заказать обзор аналитической литературы, иссле­дований местного рынка, перевод книги.

При библиотеках существует свой книжный клуб, членство в нём платное. Обычно в клубе собирается не более 10 человек, в течение месяца все они читают одни книги (чаще всего Дж.Алдайка и Фолкнера),а затем все собираются у кого-нибудь из членов клуба дома и обсуждают прочитанное, а так же вспоминают что-либо из личной жизни, перекликающееся с сю­жетом книги.


5. Типология библиотек.

Библиотека каждого штата - соответствует нашей областной, но задачи, которые она выполняет несколько отличается. Согласно уставу, библиотека штата, помимо библиотечных функций, является государственным архивом, патентным хранилищем, депози­тарием генеалогических источников.

В настоящее время в США уже доминируют 4 типа библиотек: школьные, колледжей и университетские, специальные ( в том числе правительственные и библиотеки военных учреждений) и публичные.

Школьные библиотеки - их в стране более 98 тысяч. В Америке они называются школьные -медиа-центры и Функциони­руют они при школах всех 50 штатов, что предусмотрено законом об образовании. В таких библиотеках работает 51 процент от общего числа библиотекарей. Современный американский библио­текарь - это своего рода учитель- педагог, который отошёл от функций изолированного содержателя книжных коллекций и стал активно участвовать в учебном процессе, в разработке учетных планов. Он помощник пользователя в поиске книжных, аудиовизуаль­ных, машиночитаемых и он-лайновых материалов.

Университетские библиотеки и библиотеки колледжей, их об­щее число в США - 4370.Б таких библиотеках студенты и препода­ватели обеспечены разнообразными услугами: факсом, более чем 20 базами данных на С -Rот-ах, региональными библиотечными ресурсами, каталогами, сервисом электронной почты. Эта система услуг считается нормой для университетского корпуса.

Специальные библиотеки - к ним относятся корпоративное библиотеки, правительственные и отраслевые. Общее их число около 10 тысяч. В них работает более 18-20% выпускников библио­течных школ для их сотрудников гарантирована очень высокая заработная плата, и социальные льготы.

В США существуют такие виды библиотек: президентская библиотека (история появления, которой очень интересна), специальные библиотеки, библиотеки научных учреждений, библиотеки университетов и колледжей, Шекспи­ровская библиотека в которой собраны уникальные собрания Елизаветинского периода.

Библиотека Конгресса США.

Это самая большая библиотека в мире, в её фоноле :карты, документы, газеты, периодика, фильмы и записи, фото и редкие манускрипты. Библиотеку ежегодно посещают более миллиона читателей. В отделах редкой книги -Библия Гуттенберга, са­мая маленькая книга -муравей, пять скрипок Страдивари. Одно из русских сокровищ библиотеки - книжное собрание Юди­на, промышленника из Сибири, собирателя исторических, книг. В 1903 году 80 тысяч книг были куплены за 40 тысяч долла­ров, и пять вагонов книг переехало в США.

Библиотека Конгресса США является национальной, получает обязательный экземпляр и обеспечивает - каталогизацию всех изданий. Если раньше она обслуживала только членов конгрес­са, то сегодня её фонды доступны для всех категорий читате­лей. Отличительная черта от других национальных библиотек мира - её тесная связь с законодателями страны. Она является центром, где готовятся правительственные и официальные из­дания. Америка - это правовое государство и правовая инфор­мация там на первом месте. Тексты новых законов поступают в библиотеки США бесплатно и американцы хорошо знают законы своем страны.

Библиотека Конгресса США – лидер в создании информационных библиотечных сетей. Её основная база данных ТОМАС - обеспечивает доступ к федеральной юридической информации. С 1994 года начала осуществляться программа по созданию нацио­нальной цифровой библиотеки.

Национальная цифровая библиотека - гордость Библиотеки Конгресса США, её основная задача в пользование всем читате­лям предоставить всю совокупность американской литературы. В цифровую электронную форму переведены уникальные истори­ческие национальные коллекции: прощальное письмо Вашингтона, рукописи Мэдисона, его речь в записях, закон о правах, Консти­туция штата Массачусетс, видео и аудиозаписи, карты и многое другое. Эта библиотека позволяет сохранить уникальные сокровища, запечатлевшие исторический путь Америки с одной стороны, и представить читателям более широкий доступ к ним как в стенах библиотеки, так и по Интернет - с другой. Сейчас в главной библиотеке США 110 млн.книг, фото, карт, аудио-видеозаписей, более 500 тысяч из них уже оцифрованы. Для Национальной цифровой библиотеки отбираются коллекции, пред­ставляющие исключительную ценность для образовательных и исследовательских целей. Программу финансирует госбюджет, а также частные пожертвования.

Библиотека государственного департамента США.

Еще одна. прекрасная библиотека в США. Это одна из крупней­ших библиотек страны. С 1997 года она носит имя Ральфа Банча государственного деятеля, дипломата, первого темнокожего лауреата Нобелевской премии, страстного борца против расизма, миротворца .

Библиотека основана в 1789 году и насчитывает около 600 тыс. единиц хранения. В 1814 году она была сожжена британс­кими солдатами,но декларация независимости, Конституция и дру­гие важные бумаги и документы (бумаги Вашингтона, Мэдиссона, Гамильтона, Франклина) были спасены тремя служащими библиотеки. С 1952 года документы находятся в Национальном архиве страны.

Тематика комплектования этой библиотеки - это зарубеж­ная политика, экономика, история, текущие события.

Компьютеризация началась здесь с 1973 года, выход в Интернет действует с 1995года. А с 1991 года картотека и каталог не ведутся. На ближайшее будущее эта библиотека рассчитывает создать на своей базе - виртуальную библиотеку, которая могла бы использоваться 24 часа в сутки тысячами служащих департамента дома и на работе, а также пользова­телями со всего мира.

Библиотека дочерей Американской революции.

Содержание её фондов уникально: в них отражена, история отдельных штатов государства, в фонде хранятся старые и новые генеалогические источники, биографии выдающихся людей, литера­тура по истории: история колониального периода, истории XIX века.

Фонд этой библиотеки пополняется за счёт даров и пожерт­вований книгами, рукописями, деньгами. Часто в дар библиотеке приносят пожертвования из частных коллекций, которые потом оказываются не только раритетными документами ,но и очень важными для истории США.

Библиотека - главный центр для генеалогических исследований отдельных семей. Исследователи со всей страны едут сюда, чтобы поработать с уникальными коллекциями и с их помощью выяснить нужную информацию. Эта библиотека очень важна для научных изысканий, эта библиотека -национальная сокровищница США.

Научные библиотеки

Научные библиотеки США выполняют множество Функций служа­щих активному расширению познания. Большинство их принадлежит крупным университетам и имеют в постоянном владении большие собрания научной литературы разных стран по всем отраслям знаний.

Среди 119 членов Ассоциации научных библиотек США И Канады есть и крупнейшие - такие, как Библиотека Конгресса и университетские -Гавардского, Иллинойского, Техасского. Совокупный фонд всех 119 библиотек - свыше 356 млн.ед. К ним ежегодно прибавляется ещё около 1о миллионов.

Кроме университетских, научный мир обслуживают также не­сколько крупных библиотек других типов. Шестнадцать из них являются филиалами Ассоциации независимых научных библиотек и не имеют непосредственных связей с учебными заведениями. Некоторые из библиотек принадлежат частным владельцам и яв­ляются специализированными. Например, Нью-Йоркская (Пирпонта Моргана) специализируется на изобразительных искусствах, первопечатных изданиях и рукописях. Шекспировская в Вашингтоне владеет одной из бога­тейших в мире коллекций материалов по елизаветинскому перио­ду в истории Англии.

Из научных библиотек, не принадлежащих университетам, наиболее значительны Библиотека Конгресса, Национальная медицинс­кая, Национальная сельскохозяйственная библиотека . Хотя публичные библиотеки, как правило, не обя­заны обеспечивать деятельность, многие из них имеют отраслевые собрания используемые учеными, например собрание Кливлендской публичной библиотеки по фольклору, истории Востока.

Отличительной чертой научных библиотек является их особое внимание к специализированным коллекциям, включающим рукописи, раритеты, фотографии и картографические материалы.

Кроме книг, журналов и других печатных изданий, в такие собрания входит большое количество микроформ, звукозаписей, видеофильмов, лазерных дисков, текстов и полиграфических материалов в виде баз данных в режиме числовых и дру­гих электронных и цифровых записей.

Американские научные библиотеки стоят лицом к липу со мно­гими проблемами. В основном эти проблемы связаны с долговре­менным обеспечением научных работников большим количеством материала. Быстрый рост объёма и стоимости информации и появ­ление новых её форм требует радикальных, изменений в традицион­ной структуре- формирования, использования и распределения фундаментальных собраний научно-исследовательской литературы.

Очевидной стала невозможность для какой-либо отдельно взятой библиотеки приобрести все материалы, которые могут потребоваться учёным. Поэтому научные библиотеки вынуждены коопери­роваться между собой для приобретения и хранения книг и на­учно-исследовательских работ и составления их каталогов. Объединенные каталоги являются одной из наиболее распространен­ных форм такой кооперации.

Библиотека Конгресса США приобретает иностранные публика­ции через различные учреждения за границей и по совместным закупочным программам. Существуют также региональные формы кооперации для обеспечения тематического подбора литературы, её взаимного предоставления и хранения ценных, но мало ис­пользуемых материалов вне помещения данной библиотеки.

Ещё одна серьёзная проблема-ухудшение качества изда­тельской продукции, причиной чего стало применение в книго­печатании кислотосодержаших бумаг. Из материалов, хранящихся в научно-исследовательских собраниях США,80 миллионов экземп­ляров со временем приобрели опасную хрупкость или же нахо­дится в состоянии, полностью исключающим их использование. Для. предотвращения их гибели Национальный фонд пожертвований на гуманитарные науки финансирует программу микрофильмирован трех миллионов наиболее ценных книг, находящихся в бедствен­ном состоянии. Эта программа рассчитана на 20 лет. В ближайшие годы несколько десятков тысяч изданий, напечатанных на кисло-тосодержащей бумаге, будут подвержены химической обработке. Такая обработ­ка. продлит жизнь этой научной литературе на многие годы.

Библиотеки учебных заведений.

Научные библиотеки с богатейшими фондами хороню представ­лены в группе библиотек университетов и колледжей. В этой ка­тегории 4650 библиотек, более 200 университетских.

Комплектуя свои фонды, они, как правило, выходят за рамки непосредственных нужд университетов для университетов и их библиотек характерно наличие редких изданий и документов, иностранных книг и периодики, рукописных материалов, микрокопии. Примерно половина университетских библиотек располагает фондами, превышающими 1 миллион единиц хранения. В библиотеке Гарвардского университета насчитывается более 11 млн.томов, свыше 6 млн.томов в библиотеках Йельского, Иллинойского, Колум­бийского, Калифорнийского, Мичиганского университетов.

Университетские библиотеки сотрудничают между собой для совместного использования информационных ресурсов. В первой половине XX века они много сделали для развития националь­ной системы межбиблиотечного абонемента, координации комп­лектования.

Компьютеризация с энтузиазмом внедрялась университетскими библиотеками, поскольку она помогала решать их внутренние проблемы, связанные с организационной структурой. В большинстве случаев библиотека представляет собой комплекс отдельных проблемных решений библиотек. В комплексе отдельных библиотек центральные библиотеки факультетов, лабораторий – спец.филиалы библиотеки учебных пособий. Не удивительно, что первые электронные каталоги появились именно в универси­тетских библиотеках.

Библиотеки колледжей можно сравнить с библиотеками учеб­ных пособий крупных университетов. Они ориентированы в ос­новном на студентов, поэтому книги представлены во многих экземплярах, открыт доступ к полкам, читателям оказывается активная помощь.

Это относится колледжам с четырех годичным курсом обу­чения. В 1300 двухгодичных колледжах библиотечные материалы сведены к минимуму, так как для обучения в них используются пособия другого рода.

Исходя из того, что каждая средняя школа в США имеет свою библиотеку принято считать, что общее число школьных библиотек приближается к 75 тысячам. Естественно, они обладают разными возможностями в зависимости от финансирования. НО в их работе прослеживается общая тенденция.

Из традиционных подборок книг они всё больше превращают­ся в центры учебных пособий, включая кино- и видеофильмы, звуковые записи на пластинках и плёнках, оборудование для их воспроизведения. Таким образом, роль школьных библиотек в учебном процессе усиливается.


Заключение

Во многих российских библиотеках: научных, библиотеках университетов, идёт процесс внедрения в жизнь опыта библиотек США. Этот опыт выявляется сегодня в российских библиотеках в виде автоматизации библиотечно-информационных процессов, увеличения и разнообразия платных услуг, расширения массово-культурной деятельности.

Знакомство с современным состоянием библиотек США открывает для наших специалистов новые пути организации обслуживания читателей, реализации библиотечно-информационных процессов.

Актуальность данной работы состоит в том, чтобы внести определённый вклад в исследование жизни библиотек США, расширить имеющееся представление о современном мире и стране.

Список используемой литературы

1. Вольпс И. Американские библиотеки сегодня и завтра// библиотекарь. –1988. №11.

2. Ричардс Л. Скоро Ваша деятельность станет нужной и престижной// Библиотека. – 1988. №3.

3. Удовиченко Н. Великие уравнители (О библиотеках США)// Библиотека. – 1977. №11.

4. Фирсов В.Общедоступная? – да, но не только// Библиотека. – 1994. №3.

5. Чудинова В. Функциональная неграмотность: американский подход.// Библиотека. – 1994.№1.

6. Чудинова В. Семейная грамотность// Библиотека – 1994. №7.

7. Фирсов В. Ощущение “духа Америки”// Библиотека. –1994. №1

8. Крушенкова О. Из дальных странствий возвратясь// Библиотека. – 1993. №6.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  204  205  206   ..