Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  202  203  204   ..

 

 

Экзамен 6 семестр Всего- 168 Требования стандарта по дисциплине

Экзамен 6 семестр Всего- 168 Требования стандарта по дисциплине

ОД.С.03 Архитектура ЭВМ

Автор: Новиков А.П., ст. преподаватель

Кафедра компьютерных технологий обучения

1. Выписка из учебного плана.

Специальность: 030500.00 - профессиональное обучение

Специализация: 030500.06 - информатика, вычислительная техника и

компьютерные технологии

Факультет - инженерно педагогический

Кафедра — компьютерной технологии обучения

Курс-3

Семестр-5,6

Всего аудиторных занятий - 84

Лабораторных занятий - 40

СРС: а) Расчетно-графических - 84
б) Работа с литературой

- 6 семестр

Экзамен - 6 семестр

Всего- 168

Требования стандарта по дисциплине:

Содержания дисциплины соответствует общепрофессиональным «Тре­бованиям к обязательному минимуму содержания и уровня подготовки вы­пускника высшей школы», утв. Госкомитетом РФ по высшему образованию от 27 марта 2000 г. по циклу специальные дисциплины профессиональной подготовки СД.ОП.05 (специальные отраслевые дисциплины по группе спе­циализаций - Электроника): основы компьютерной техники, согласно кото­рым специалист после изучения дисциплины должен:

1. Иметь представление:

об архитектуре открытых информационно-вычислительных систем.

2. Быть способен:

проводить теоретические и экспериментальные исследования исполь­зования современных компьютерных технологий в учебном процессе.

3. Знать и уметь использовать:

базовые понятия вычислительной техники, предмет и основные методы информатики, закономерности протекания информационных процессов в искусственных системах, принципы работы технических и программ­ных средств в информационных системах; способы управления про­цессами и ресурсами в компьютерах, синхронизацию процессов; ос­новные способы обмена информацией в вычислительных системах, фи­зические принципы работы и основные технические характеристики современных периферийных устройств, организацию контроллеров внешних устройств.

4. Уметь:

применять аппаратные средства вычислительной техники в учебном процессе; пользоваться методиками выбора стандартного периферий­ного оборудования, разработки аппаратного и программного обеспече­ния специализированных контроллеров периферии.


4. Принципы построения курса:

4.1. Рабочая программа разработана для студентов 3 курса инженерно-педагогической специальности 030500.00

4.2. На лекциях уделяется внимание понятиям основ ВМ и вычисли­тельных систем.

4.3. На практических занятиях и семинарах изучаются материалы, кото­рые не успели рассмотреть на лекциях и решения практических за­дач.

4.4. На лабораторных занятиях студенты приобретают навыки опреде­ления недостатков и достоинств тех или иных вычислительных ма­шин.

5. Цели курса.

После изучения данного курса студент будет:

1. Иметь представление:

1.1. об истории вычислительной техники;

1.2. о поколениях персонального компьютера;

1.3. об архитектуре ЭВМ;

1.4. об архитектуре микропроцессора;

1.5. об устройстве ЭВМ;

1.6. об основных логических операциях;

2. Знать:

2.1. элементарные звенья вычислительных машин;

2.2. основные характеристики персональных вычислительных машин;

2.3. основные программные средства;

3. Уметь:

3.1. проводить профилактическую работу на персональных ком­-
пьютерах;

3.2. проводить мелкий ремонт персональных машин;

3.3. проводить профилактику периферийных устройств;

3.4. правильно пользоваться структурой ЭВМ.

Экзаменационные вопросы.

1. Основные вехи в докомпьютерном развитии вычислительной техники.

2. Основные открытия Ч. Бэббиджа.

3. Принципы архитектуры ЭВМ фон Неймана.

4. Начальный этап развития вычислительной техники.

5. Начало современной истории электронной вычислительной техники.

6. Классификация ЭВМ по поколениям.

7. Функциональная классификация ЭВМ.

8. Перспективы совершенствования технической базы ЭВМ. Структура организации.

9. Развернутое описание термина «Архитектура ЭВМ».

10.Структурная схема ЭВМ, построенная на принципах фон Неймана.

11. Структурная схема ЭВМ, построенная на принципах шинной архитек­туры.

12.Шина данных. Шина адреса. Шина управления. 13.Видеопамять.

14.Основной цикл работы ЭВМ неймановской структуры.
15.Отличие CISC и RISC подходов в построении системы команд компь­
ютера.
16.Структура команды ЭВМ.
17.Отличие одно-, двух- и трехадресных команд.

18.Наиболее значимые этапы в истории развития микропроцессоров, ли 19.Внутренняя организация микропроцессора.

20.Функции регистров: адреса команд, указателя стека, регистра состоя­
ния.

21.Соотношение разрядности шины управления, шины адресов и шины данных.

22.Методы адресации данных.
23.Обработка прерываний.


24.Принцип работы микропроцессора с внешними устройствами.

25.Дискретность, адресуемость памяти ЭВМ.

26.Регистр процессора.

2 7. В иды памяти и различие между ними.

28.Применение внешней памяти. Устройства, используемые в качестве внешней памяти.

29.Адресное пространство. Объем адресного пространства.

30.История развития микропроцессора.

31 .Микропроцессор. Поколения и основные характеристики.

32.Внутренняя организация микропроцессора.

33.Назначение регистров: счетчика команд, регистра команд, регистра

адреса.

34.Виды циклов.

35.Организация цикла. Стек.

36.Использование подпрограмм.

37.Механизм подпрограммы.

38.Категории внешних устройств.

39.Физические принципы магнитной записи, оптической записи.

40.Профессиональные характеристики накопителей на гибких магнитных дисках, жестких магнитных дисках, оптических дисках.

41.Профессиональные характеристики дисплеев.

42.Физические принципы дисплеев на электронно-лучевых трубках, жид­ких кристаллах.

43.Профессиональные характеристики принтеров.

44.Физические принципы струйных принтеров, лазерных принтеров, мат­ричных принтеров, светодиодных принтеров.

45.Основные логические операции, их таблицы истинности.

46.Порядок выполнения операций при вычислении значения логического выражения.


47.Элементарные логические элементы, их обозначение на схемах.

48.Виды триггеров, их характеристики.

49.Сумматор, организация переноса «запасного» ряда.

50.Внешние запоминающие устройства.

51 .Устройства ввода информации.

52.Устройства вывода информации.

53.Логика высказываний. Элементарные логические функции.

54. Расшифровать {PENTIUM IV-2600/ MB ASUS P4S-X SIS645/ 256MB РС2700/ 80GB ATA133/ 64MB GFFX5200/ 52x BENQ/ AC97/ GENIUS SP-Q16/ KB&MS/17" 763MB/ HP DJ3325/ HP SJ4400/ ACORP56EXT

55.Схемная реализация элементарных логических операций. Типовые
логические узлы.

56. Пример электронной реализации логического элемента.

57. Аппаратные средства.

58. Общие принципы организации.

59.Развернутое описание термина «Архитектура ЭВМ».

60.Классификация ЭВМ по поколениям.

61.Функциональная классификация ЭВМ.

62.Шина данных. Шина адреса. Шина управления.

63.Расшифровать ATHLON XP2500+ 512К/ MB ASUS A7V8MX КМ400/ 256MB РС2700/ 60GB ATA133/ 128MB GFFX5600/ REALTEK8139/ 16x/40x DVD/ AC97 6-ch/ SVEN ШОО МТ5.1 BLACK/ KB&MS/ 15" SYNCMASTER 152V/ CANON LBP1120/ EPSON PERFECTION 1260/

64.Внутренняя организация микропроцессора.

65.Соотношение разрядности шины управления, шины адресов и шины данных.

66.Принцип работы микропроцессора с внешними устройствами.

67.Микропроцессор. Поколения и основные характеристики.

68.Категории внешних устройств.

69. Профессиональные характеристики накопителей на гибких дисках, жестких магнитных дисках, оптических дисках.

70. Профессиональные характеристики дисплеев.

71. Профессиональные характеристики принтеров.

72. Расшифровать iCELERON-1200/ MB EPOX 3VSA2 VIA AP133/ 256MB АТА100/ 32MB GF2MX400/ 52х ТЕАС552Е/ АС97/ GENIUS SP-K10/ KB&MS/ 17" LG FLATRON795+/ LOGITECH QUICK- CAM WEB DIGITAL V-UK11/.

73. Физические принципы магнитной записи, оптической записи.

74. Физические принципы дисплеев на электронно-лучевых трубках, жид­ких кристаллах.

75.Физические принципы струйных принтеров, лазерных принтеров, мат­ричных принтеров, светодиодных принтеров.

Литература. Основная:

1. Могилев А. В. и др. Информатика: Учебное пособие для студ. пед. вузов. -М.: Изд.центр «Академия», 2000.- 816с.

2. Могилев А. В. и др. Практикум по информатике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. - М.: Изд. Центр «Академия», 2001. -608с.

3. Букштынович И. М. Информатика. Расширенный курс: Аппаратные средства и основы управления персональными компьютерами. - М.: ЮНИТА2, 2000.

4. Букштынович И. М. Информатика. Базовый курс: Основы работы на

персональном компьютере. - М.: ЮНИТА 1, 2000.
Дополнительная:

5. Апокин И.А., Майстров Л.Е. История вычислительной техники. -
М.: Наука, 1980.

6. Мир ПК. №№ 1-12/2002, 1-8/2003.

7. Нортон П. Персональный компьютер фирмы IBM и операционная система MS DOS. М.:Радио и связь,1992.

8. Компьютера. №№ 1-12/2002, 1-8/2003.

9. Нанс Бэрри. Компьютерные сети. М.: БИНОМ, 1996.

10. Еремин Е. А. Как работает современный компьютер. - Пермь: Изд-во ПРИЛИТ, 1997.

ОД.Ф.03 База данных и управление ими

Автор: Моякунова Е.С., ст. преподаватель

Кафедра компьютерных технологий обучения

1. ВЫПИСКА ИЗ УЧЕБНОГО ПЛАНА

Рабочая программа дисциплины ОД.Ф.03: «База данных и управление ими» по специальности 030500.06 - Профессиональное обучение (Информатика,Вычислительная техника и Компьютерная технология) разработана согласно по требованию Государственного образовательного стандарта по Высшему профессиональному образованию, который утвержден Заместителем Министра образования РФ В.Д.Шадриковым от 14.04.2000 г. Номер государственной регистрации 387 пед/сп.

Специальность утверждена приказом Министерства образования РФ № 686 от 02.03.2000 г.

Объем работы студента (в часах) из учебного плана специальности 030600 - профессиональное обучение, специальные и технические дисциплины, утвержденного УЧЕНЫМ СОВЕТОМ ПИ ЯГУ, составляет часов для очной формы 228, в том числе:

аудиторных занятий - 114 ч.

СРС - 114 ч.

1. ТРЕБОВАНИЕ СТАНДАРТА

Рабочая программа соответствует Государственным образовательным стандартам специальности: 030500.06 - Профессиональное обучение (Информатика, Вычислительная техника и Компьютерная технология) и предполагает процесс изучения дисциплины «База данных и управление ими» - ОД.Ф.03 для третьего курса в 2 семестра (5, 6 семестры) по трем направлениям:

а)обучение-теория об основах информационного обеспечения процессов и систем, функции, классификации, структуре, модели организации и методе управления баз данных информационных систем;

б)воспитание, т.е. умение применять, проводить и оценивать свои теоретические знания на практике (лабораторные занятия, упражнения) по основам создания автоматизированных информационных подсистем;

в)развитие – это самостоятельные работы по проектированию для создания баз данных с использованием языка баз данных по обработке данных на примере информационных подсистем.

1. 1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста

1.1.Выпускник высшего профессионального учебного заведения должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной п.1.2, настоящего государственного образовательного стандарта. Педагог профессионального обучения должен:

иметь представление:

- об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе по понятию и содержанию термина «информации» и информационного обеспечения в автоматизированных информационных системах;

быть способен:

- оценивать эффективности компьютерных обучающих систем, в том числе систем дистанционного обучения;

знать и уметь использовать:

- модели баз данных, основные конструкции языков манипулирования данными, последовательность и этапы проектирования баз данных;

- существующие компьютерные сети для организации рапределенной обработки данных, организации баз данных, баз знаний, электронной почты;

уметь:

- работать с базами данных по современным программным средствам WINDOWS;

владеть:

- методиками проектирования, организацией проведения занятий по общетехническим и специальным предметам, практическому (производственному) обучению в области информатики.

2. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ

Принципы построения курса

  1. Данный курс разработан для студентов III курса в соответствии Государственным Образовательным Стандартом высшего педагогического, профессионального образования по специальности: 03.05.00.06 - Профессиональное обучение (Информатика, Вычислительная техника и компьютерная технология) Инженерно-педагогического факультета педагогического института ЯГУ.
  2. По первой цели обучения - теории, т.е. на лекциях удаляется много внимания предмету изучения Моделей данных, Базы данных, Управление базами данных, Команды для работы с базой данных, Манипулирование данными, Индексирование баз данных, Интеграция баз данных, Программирование и создание командных файлов.
  3. По второй цели обучения – воспитывающей цели, т.е. на практических занятиях закрепляется темы лекций и дополнительные материалы, которые прорабатываются на занятиях СРС, в целях более рационального использования аудиторного времени студента.
  4. По третьей цели обучения – развитие, в связи с ограниченным количеством аудиторных часов такие темы, как Организация интерфейса с помощью меню, Организация оконного интерфейса изучаются студентами самостоятельно и закрепляются темы во время выполнения лабораторных, практических занятий и во время выполнения курсовых работ.

5. Основной принцип – овладение необходимыми, практическими навыками и умениями,

для подготовки к будущей профессии по информационной технологии и дальнейшего саморазвития по требованию реальной жизни современного общества.

При этом:

- материал излагать, не отдавая предпочтения отдельному программному средству по базам данных и для общего, полного усвоения курса по программному продукту ACCES;

- научить понятийным аппаратам курса;

- научить умению применять на практике эксплуатацию баз данных, создавать структуры базы данных и организовать базу данных;

- научить применять полученные знания в будущей производственной практике по своей специальности, т.е. уметь работать с базами данных для WINDOWS.

Общие цели курса

1. Воспитательная цель курса обеспечиваются, прежде всего, тем мощным мировоззренческим воздействием на обучающегося, которое оказывает осознание возможностей, роли вычислительной техники и средств информационных технологий в развитии общества и цивилизации в целом. Кроме того, на качественно новом уровне формируется культура умственного труда, планирования своей работы, рационального ее выполнения. Умственные и волевые усилия, концентрации внимания, логичности и развитые воображения обучающегося по этому курсу должны способствовать развитию таких ценных качеств личности, как настойчивость и целеустремленность, творческая активность и самостоятельность, ответственность и трудолюбие, дисциплина и критичность мышления, способность аргументировать свои взгляды и убеждения.

2. Практическая цель обучения студентов по дисциплине «База данных и управление ими» заключается во внесении вклада в трудовую и технологическую подготовку учащихся в школе, т.е. вооружить их теми знаниями, умениями и навыками, которые могли обеспечить подготовку к трудовой деятельности после школы. Это означает что, школьный курс информатики, которая, безусловно, развивает ум и обогащает внутренний мир ребенка, но и быть практически ориентированным – обучать школьника работе на компьютере и использованию средств новых информационных технологий в жизни: в быту и в повседневной жизни.

2.2. Основная цель курса:

Понятие «база данных» в отличие от понятия «банк информации» изначально связано с вычислительными системами, с историей и развитием.

Исторически понятие Базы данных возникло как альтернатива файловой организации данных при хранении с помощью ЭВМ (на магнитных носителях). Такая организация данных была характерна для прикладного программного обеспечения на начальном этапе распространения вычислительной техники. Файловая организация предполагала хранение данных в виде совокупности файлов, ориентированных на использование какой-либо одной прикладной программы, предназначенной для решения некоторой специфической задачи. Такая неуниверсиальность в организации информации привела к большой избыточности (дублированию) при хранении, противоречивости данных, хранящихся в различных системах.

Для файловой организации данных свойственна высокая зависимость данных от программ, так что информация о форме хранения данных скрыта в сочетании «файл-программа».

Понятие база данных возникло в результате стандартизации и унификации данных, универсально организованных и хранящихся с помощью ЭВМ с целью использования для многих приложений. При этом описание данных уже не скрыто в программах, а явным образом декларируется и хранится в самой базе.

При проектировании любой базы данных возможен подход на каждом из трех уровней:

1) на уровне представлений данных конечного пользователя или прикладного программиста (внешнего представления);

2) на уровне концептуального представления данных (представления администратора);

3) на уровне внутреннего представления данных (с позиции системного программиста) или представления реализации.

Под представлением данных конечного пользователя понимается организация и кодирование данных. Для конечного пользователя внешнее представление является совокупностью спецификаций и реальных форматов данных, отражающих конкретные информационные требования при решении конкретной задачи (проблемы). Представление данных прикладной программист понимает как процесс отображения элементов данных и их взаимосвязи.

Концептуальное представление данных является интегрированным определением данных на основе объединения внешних представлений данных для всей совокупности приложений, т.е. достаточно полной моделью предметной области. Структура данных на концептуальном уровне называетя концептуальной схемой и описывает семантику данных.

Внутреннее (физическое) представление или представление реализации выражает представление данных системными программистами и связано с организацией хранения данных на физических носителях информации (запоминающих устройствах) и их обработкой. Основными понятиями внутреннего представления являются физические блоки, хранимые записи, указатели и т.д. Внутреннее представление обеспечивает доступ к данным на логичском уровне и скрывает от прикладных программистов и пользователей многие технические детали манипулирования данными и методов доступа к ним.

2.2.1. Следовательно, студент, изучив курс по программе «База данных и управление ими», должен получить знания по организацию и эксплуатацию БД на уровне внешнего представления данных, т.е. конечного пользователя или прикладного программиста.

2.3. Цели курса.

2.3.1. Должны знать:

2.3.1.1. и и меть представление об истории развития БД. Файлы файловые системы. Распределенные базы данных;

2.3.1.2. понятие и содержание информационного обеспечения и иметь представление о структуре и классификации информационных систем.;

2.3.1.3. иметь представление о системе управления базами данных фактографических информационных систем;

2.3.1.4. и иметь представление о функции и структуре СУБД;

2.3.1.5. иметь представление о модели организации данных, иерархической, сетевой и реляционной модели организации данных;

2.3.1.6. иметь представление о физической структуре данных;

2.3.1.7. иметь представление об основах автоматизированных информационных системах ;

2.3.1.8. иметь представление о проектировании банков данных АИС;

2.3.1.9. иметь представление о проектировании схем реляционных баз данных, о проектировании и создании таблиц;

2.3.1.10. иметь представление о вводе, обработке и выводе данных в фактографических АИС, о языке баз данных;

2.3.1.11. иметь представление об особенностях ввода и загрузки данных в СУБД с сетевой моделью организации данных;

2.3.1.12. иметь представление об организации запроса в реляционных СУБД и о видах запроса 2.3.1.13. иметь представление об особенностях обработки данных в СУБД с сетевой моделью организации данных;

2.3.1.14. иметь представление о распределенных информационных системах, о технологии и модели «Клиент-сервер», о модели удаленного доступа к данным;

2.3.1.15. иметь представление о документальных информационных системах;

2.3.1.16. иметь представление о полнотекстовых информационно-поисковых системах;

2.3.1.17. иметь представление о гипертекстовых информационно-поисковых системах.

Учащиеся должны уметь:

2.3.2.1. набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

2.3.2.2. иметь представление о классификации моделей данных: сетевая, иерархическая модели данных и реляционная модель данных;

2.3.2.3. уметь работать организовать запрос на языке баз данных для получения ответов на любые запросы;

2.3.2.4. иметь представление работы по сетевой модели данных, о языке описания данных в сетевой модели, языке манипулирования данными в сетевой модели;

2.3.2.5. иметь представление работать с реляционной моделью данных;

2.3.2.6. уметь создавать реляционную БД и эксплуатироать как пользователь, т.е. получать запросы, грамотно применяя приложение ACCESS;

2.3.2.7. уметь использовать язык баз данных для формирования запросов к базе данных;

2.3.2.8. организовывать поиск информации в БД;

2.3.2.9. редактировать содержимое полей БД;

2.3.2.10. сортировать записи в БД по ключу;

2.3.2.11. добавлять и удалять записи в БД;

2.3.2.12. уметь использовать операторы манипулирования данными, организовать сложные вложенные запросы;

2.3.2.13.проектировать реляционную базу данных для простых информационных систем (на примерах школьного учебного материала или организационной информации из деятельности школы);

2.3.2.14.осуществлять просмотр и поиск информации в Internet с помощью броузеров и поисковых программ (на примерах материала учебного и развивающего характера);

2.3.2.15. осуществить обмен информацией с ф айл-сервером локальной сети.

1. Быть способен:

1.1. Иметь представление о модели баз данных;

1.2. Иметь представление о базе данных: типы данных, записи, база данных как целостный объект и о принципах проектирования баз данных;

1.3. Иметь представление о управлениях базами данных: понятие о командах и их структуре, условные команды, математические операции с данными, логические операции, отношения;

1.4. Иметь представления о манипулировании данными;

1.5. Индексировании баз данных;

1.6. Интеграция баз данных;

1.7. Программирование и создание командных файлов;

1.8. Организация интерфейса с помощью меню;

1.9. Организация оконного интерфейса.

2. Знать и уметь использовать:

2.1. модели баз данных, основные конструкции языков манипулирования данными;

2.2. структуры базы данных и заполнять ее данными;

2.3. определенные формы базы данных;

2.4. и работать с записями базы данных;

2.5. программные средства по управлению базой данных: корректировать, редактировать и разработка отчета для вывода данных;

3. Уметь:

3.1. применять программные средства для организации и создания базы данных;

3.2. применять методы объединения конкретных программных средств для работы и управления базой данных и использовать методы организации базы данных в учебном процессе.

3.3. работать с базами данных под Windows;

5. КОНТРОЛИРУЮЩИЙ МАТЕРИАЛ

5.1. Экзаменационные вопросы по курсу «Базы данных»

5 семестр

1. Первый этап развития систем управления базами данных. Особенности, сравнение с текущим положением в практике использования БД.

2. СУБД для персональных ЭВМ - особенности использования. Сравнение с первым этапом развития СУБД.

3. Третий этап развития СУБД и БД, сравнение со вторым и первым этапами.

4. Технология интернет -сетей и ее применение к развитию систем управления базами данных.

5. Причины возникновения СУБД и БД.

6. Трехуровневая архитектура систем управления базами данных. Ее особенности и реализация принципов логической и физической независимости с ее использованием.

7. Классификация моделей данных в системах баз данных.

8. Схема прохождения запроса.

9. Инфологические модели в системах БД. Модель "Сущность- связь" ( ER модель) и ее использование для моделирования предметной области, ограничения модели.

10. Иерархическая модель. Основные понятия, определения. Язык описания данных. Примеры.

11. Язык манипулирования данными в иерархической модели. Примеры.

12. Сетевая модель данных. Основные понятия, определения. Язык описания данных. Примеры.

13. Язык манипулирования данными в сетевой модели. Примеры.

14. Реляционная модель данных. Основные понятия, определения.

15. Реляционная алгебра. Примеры выполнения операций.

16. Язык SQL. Оператор выбора данных SELECT Общая структура. Предикаты и агрегированные функции. Примеры формирования простых запросов и запросов с использованием агрегированных функций.

17. Вложенные подзапросы. Примеры использования.

18. Внешние объединения. Стандарт SQL92 и примеры выполнения запросов. Сравнение с внутренними объединениями в стандарте SQL1

19. Операции модификации данных в SQL.

20. Язык QBE. Графический интерфейс и примеры выполнения запросов. (На примере MS Access)

21. Физические модели в базах данных, основанные на файловых структурах. Методы вычисления адреса в файлах с использованием хеш адресации. Понятие синонимов, стратегии разрешения коллизий при хеш адресации. Алгоритмы модификации данных в файлах с хеш адресацией.

22 Индексные файлы с плотным и неплотным индексом, В-деревья. Время доступа к произвольной записи в индексных файлах. Алгоритмы модификации данных в индексных файлах.

23. Инвертированные списки - назначение и принцип организации.

24. Связанные файлы, однонаправленные и двунаправленные цепочки. Алгоритмы модификации для связанных файлов.

25. Физические модели в базах данных, основанные на безфайловых структурах. Понятие экстента, страницы, типы страниц их структура.

26. Функциональные зависимости в реляционной модели данных. Проектирование БД. Процесс нормализации, понятие первой, второй и третьей нормальных форм. Приведение БД к 3НФ методом декомпозиции.

27. Нормальные формы высших порядков, их смысл и примеры существования многозначных зависимостей.

28. Построение БД в 3НФ методом синтеза, представление функциональных зависимостей булевыми функциями, реляционная интерпретация минимальной формы. Пример использования.

29. Реализация принципов логической и физической независимости в СУБД MS Access.

30. Реализация методов распределенной обработки в MS Access.

5.2. Контролирующий материал по «Базе данных и управление ими» за 6 семестр

Контролирующий тест:

I. Банки информации

1. Основой банка данных является:

1) база данных; 2) совокупность информационных документов;

3) СУБД; 4) система хранения данных.

2. Классы банков информации по назначению:

1) информационно-справочные системы, БД в автоматизированных систе­мах управления, БД в системах автоматизации научных исследований;

2) БД в системах поиска, БД в системах управления;

3) БД в пользовательских системах, БД в системах управления, БД инфор­мационных систем;

4) исследовательские системы, информационные системы, логические сис­темы.

3. Основные типы банков информации по режиму функционирования:

1) пакетный, диалоговый и смешанный тип;

2) логический, информационный и смешанный;

3) пакетный и логический;

4) информационный, диалоговый и логический.

4. По архитектуре вычислительной среды различают следующие банки информатики:

1) логические и диалоговые;

2) централизованные и распределенные;

3) распределенные и автоматизированные;

4) автоматизированные и диалоговые.

5. Предварительная обработка документа для его размещения в банк данных на­зывается:

1) кодированием; 2) индексацией;

3) автоматизацией; 4) поисковой интерпретацией.

II. Базы данных в структуре информационных систем

1. Основные типы моделей данных:

1) логический, физический;

2) иерархический, эмпирический, физический;

3) сетевой, иерархический, реляционный;

4) реляционный, физический, логический.

2. Процесс построения концептуальной модели разделяется на следующие этапы:

1) сбор и дублирование информации, кодирование;

2) сбор и априорный анализ информации, концептуальный анализ данных и синтез концептуальной модели;

3) сбор информации, организация ПО (предметной области);

4) определение сферы применения БД, организация данных.

3. При проектировании БД в первую очередь необходимо определить:

1)способ интерпретации отчетов;

2)реализацию операций обработки и управления;

3)структуру данных и их отношение;

4)ключевые поля.

4. Как представлена информация в реляционной БД:

1) в виде списка;

2) в виде совокупности прямоугольных таблиц;

3) блоками; 4) в виде совокупности файлов?

5. Поле в реляционной БД — это:

1) единица информации;

2) совокупность связанных по какому-либо признаку записей;

3) наименьший поименованный элемент информации;

4) совокупность записей, соответствующих одному объекту.

6. Определение понятия «запись» в реляционной БД:

1) наименьший поименованный элемент информации;

2) совокупность полей, соответствующих одному объекту;

3) совокупность элементов файлов;

4) совокупность связанных по какому-либо признаку списков.

7. Как различаются поля в БД:

1) по типам; 2) по количеству информации; 3) по доменам; 4) по алфавиту?

8. Каждое поле в БД может быть отнесено к одному из следующих типов:

1) символьный, лексический, цифровой тип данных;

2) логический, символьный, числовой, тип даты и тип примечаний;

3) лексический, конкурентный, логический, физический;

4) лексический, символьный, конкурентный, тип примечаний и логический.

9. Поле логического типа содержит:

1) величины, принимающие значения «истинно» или «ложно»;

2) логические высказывания;

3) суть логических рассуждений;

4) логические знаки.

10. Что представляет собой символьное поле:

1) текст, выровненный по левому краю, без выполнения вычислений;

2) числа, выровненные по правому краю;

3) содержит величины, принимающие значения «истинно» или «ложно»;

4) реальные даты?

11. Для чего служит поле типа Memo:

1) для хранения секретной информации;

2) для реализации других полей;

3) для хранения больших массивов текстовой информации в отдельном файле;

4) для графики?

12. Какие связи допускают многотабличные БД:

1) один — ко всем;

2) все — ко всем;

3) один — к одному;

4) все перечисленные в 1, 2, 3?

III . Системы управления базами данных

1. Структура данных, для которой характерна подчиненность объектов нижнего уровня объектам верхнего уровня, называется:

1) табличной; 2) реляционной; 3) иерархической; 4) сетевой.

2 Реализованная с помощью компьютера информационная структура, отражающая состояние объектов и их отношения, — это:

1) база данных; 2) информационная структура;

2) СУБД; 4) электронная таблица.

3 В общий набор рабочих характеристик БД не входит:

1) полнота; 2) правильная организация:

2) актуальность; 4) единичность отношений.

4 СУБД состоит из:

1)ЯОД. ЯМД; 2)ЯОД. ЯМД, СПО;

4) ЯОД, СПО. СВД; 4) ЯОД. ЯМД, СВД. .

5. Отличительной чертой реляционной базы данных является:

1) подчиненность объектов нижнего уровня объектам верхнего уровня;

2) то, что отношения между объектами определяются как «многие ко многим»;

3) то. что каждая запись в таблице содержит информацию, относящуюся только к
4)одному конкретному объекту;

4) возможность поиска данных по ключу.

6. ЯОД является языком:

1) низкого уровня; 2) высокого уровня;
3) функциональным: 4) логическим.

7. ЯОД предназначен:

1) для формализованного описания типов данных, их структур и взаимосвязей;

2) для выполнения операций с БД (наполнения, удаления, поиска, обновления);

3) для защиты данных БД от постороннего вмешательства;

4) для поддержания дружественности интерфейса.

8. ЯМД не предназначен:

1) для наполнения БД, удаления данных из БД;

2) для обновления БД;

3) для выборки информации из БД;

4) для описания типов данных БД.

9. Макрос — это:

1) объект, представляющий собой структурированное описание одного нескольких действий;

2) часть командного процессора;

3) язык программирования;

4) текстовый редактор.

10. К основным функциям СУБД не относится: .
1) определение данных; 2) хранение данных;
3) обработка данных; 4) управление данными.

11. СПО в составе СУБД нужны:

1) для создания и распечатки сводок по заданным формам на основе информации БД;

2) для формализованного описания типов данных, их структур и взаимосвязей;

3) для защиты данных БД от постороннего вмешательства;

4) для организации связей между таблицами через общие атрибуты.

12. Тип Memo поля Туре в СУБД DBASE существует:

1) для поля дат; 2) для поля памяти;

3) для числовых полей: 4) для логических полей.

13. С помощью какой из перечисленных команд СУБД DBASE невозможно отредактировать
базу данных:
1) Change; 2) Edit; 3) Display; 4) Delete?

14. Команда Join to в СУБД DBASE позволяет:

1) соединять целые БД; 2) передавать данные из одной БД в другую;

3) осуществлять поиск в базе; 4) индексировать БД.

15. Ввод данных СУБД DBASE осуществляется командами:

1) Input; 2) Read; 3) Update; 4) команды 1) и 2).

16. Поле Field name в СУБД DBASE не должно содержать:

1) знака подчеркивания; 2) пробела; 3) цифр; 4) скобок и кавычек.

17. Пусть имеется отношение «Успеваемость» со следующей схемой:

Успеваемость (ФИО_студента. Дисциплина. Оценка. Дата, Преподаватель). Результатом выполнения следующей команды

select unique ФИО_студента from Успеваемость будет:

1) все отношение «Успеваемость»;

2) ФИО. Дисциплина. Оценка. Дата. Преподаватель тех студентов, которые не имеют однофамильцев;

3) все отношение «Успеваемость», отсортированное по полю ФИО_студента;

4) список всех студентов из отношения «Успеваемость».

18. Файлы отчетов в СУБД DBASE имеют расширение:

1) PRG;2)DBR;3)FRM:4)RDX.

19. Все команды, обеспечивающие поиск записей в СУБД DBASE:

1) Find, locate, seek; 2) Find, locate, quit;

3) Locate, seek, index; 4) Use. locate, index.

20. Чтобы изменить структуру или шаблон формы в СУБД Access, нужно открыть форму в режиме:

1) таблицы; 2) конструктора; 3) формы; 4) предварительного просмотра.

21. В СУБД Access допустимы типы полей записей:

1) числовой, символьный, графический, музыкальный;

2) логический, дата, числовой, денежный, ОЕЕ;

3) числовой, текстовый, гипертекстовый, логический;
4) числовой, символьный, Memo, дата, логический, массив.

22. В поле OLE (СУБД Access) можно разместить:

1) файл: 2) число: 3) ссылку на другую таблицу; 4) калькулятор.

23. Группа пиктограмм, главное назначение которой — ускоренный вызов команд в меню СУБД Access, — это:

1) полоса меню; 2) строка состояния;

3) панель инструментов; 4) вкладки объектов.

24. Служебные слова order by <атрибут> asc определяют в SQL:

1) сортировку результата выборки в порядке возрастания;

2) сортировку результата выборки в порядке убывания;

3) группировку данных по значениям;

4) подсчет количества записей в таблице.

25. Команда выборки в SQL может содержать слова:
1) select, from, where; 2) order by. group by;
3) having set. minus: 4) все перечисленные в 1—3.

Основная литература

1. Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных, М.,«Гелиос АРВ», 2002г.

2. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. М., 2000г.

3. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Практикум по информатике, М., 2000г.

4. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Методика по информатике., М.,2000г.

5. С. Симонович, Г. Евсеев Практическая информатика. М., 2000г.

С. Симонович, Г. Евсеев, А. Алексеев Специальная информатика. М., 1998г.

Т. Карпова База данных. Модели, разработка, реализация. Учебник. Санкт-Петербург, 2001г.

Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. М.: Финансы и статистика. 1997г.

Колесниченко С., Шишигин И. Аппаратные средства PC. BHV 1999.

Мэтьюз М. Microsoft Windows 98. Спутник пользователя. Microsoft Press 2000г.

MS Word 97 (2000). Шаг за шагом. Ecom 1999(2000).

MS Excel 97(2000). Шаг за шагом. Ecom 1999(2000).

MS Access 97(2000). Шаг за шагом. Ecom 1999(2000).

Дубов П.Ю. Access 2000. Проектирование баз данных. Ecom 2000.

Журнал «Информатика и образование», 2000г., 1999г., 2001г.,2002г. (почти все номера).

А.Левин Самоучитель работы на компьютере

17. Шафрин Ю. А. Информационные технологии: 10-11 кл.-М.: Лаборатория Базо вых знаний. 1999.

Дополнительная литература.

1. Брызгалов Е.В., Шестаков А.П., Уроки по ACCESS- ИНФО.-2000.-№ 7.-С. 18- 29

2. Велихович Л.С. Программа курса информатики

3. Диго С.М. Проектирование и использование баз данных:Учеб –М.Финансы и статисти ка, 1995.

4. Ефимова О., Морозов В., Шафрин Ю., Курс компьютерной технологии. – М. АВF. 1998

5. Ефимова О., Морозов В., Шафрин Ю. Практикум по компьютерной технологии – М., АВF/ 1998/

6. Исаева О. В. Практикум по СУБД ACCESS 2.0 . 2000- № 3 – С.20 – 31; № 4. – С. 23- 34.

7. Ливчак А. Б., Гейн А. Г. “Кухня” СУБД ACCESS. Популярное введение в теорию баз данных. Еженед. Прил. К газ. “Первое сентября”. – 1995. - № 4.

8. Могилев А. В. Пак Н. И. Хеннер Е.К. Информатика Под. ред. Е.К. Хеннера. – М., Академия, 1999.

9. Нечаев В. М. Электронные таблицы ибазы данных. Информатика; Еженед. прил. к газ. “Первое сентября”.- 1999. -№ 36, 41, 46, 47; 2000.- № 1, 4.

10. Николаева В. А. Методика проведения занятий по изучению RowerPoint ИНФО. – 1999. - № 8 – 10.

11. Храмцов П. Моделирование и анализ работы информационно- поисковых систем Internet Открытые системы. – 1996. - № 6 (20).

12. Сычев Н. А., Алсынбаева Л.Г. Профессиональная подготовка

ЕН.Ф.02 – Информатика

Автор: Магдюков В.С., ст. преподаватель каф. КТО

1. Выписка из учебного плана

Специальность : 030500.06 – информатика, вычислительная техника и

компьютерные технологии

Дисциплина: - «Информатика»

Факультет: - Педагогический институт

Кафедра – Компьютерная технология обучения

030500.06

Курс – 1,2

Семестр – 1,2,3

Всего часов по специальности –392

Лекции- 46

Лабораторные- 114

Практических занятий -36

СРС – 196

Гр. ПО-03-01 ( 1 курс) – зачет 1,2 семестр

Гр. ПО-02-01 ( 2 курс) –3 семестр,

экзамен 3 семестр

Виды занятий

1 сем.(15 нед)

2 сем.(19 нед)

3 сем.(15 нед)

Итого

Всего аудиторных

60

76

60

196

Лекция

14

20

12

46

Лабораторные

30

36

48

114

Практические

16

20

-

36

СРС

60

76

60

196

Итого

120

152

120

392

. Требования стандарта по дисциплине

Индекс ЕН.Ф.04

Название дисциплин и их основные разделы - информатика

Объём в часах 400

2.1

ОС MS DOS, Windows. Текстовый редактор Microsoft Word

Работа на персональном компьютере: компьютер, периферийные устройства, операционная система и оболочка, рабочая среда и средства ее формирования, критические и аварийные ситуации. Текстообработка и графика : стандартные функции текстового редактора, формирование таблиц, графический инструментарий текстового редактора, создание и редактирование внешних графических объектов, внедрение графических объектов в текст, автоматизация и оптимизация текстообработки, форматы символьных данных и их конвертирование.

Электронные таблицы Microsoft Excel

Табличные вычисления : стандартные функции электронной таблицы, преобразования таблиц и вычислительных формул, табличная графика (диаграммы) , автоматизация и оптимизация табличных вычислений , импорт данных в таблицы и экспорт табличной информации.

Локальные и вычислительные сети. Интернет. Электронная почта.

Работа в компьютерных сетях: компьютерные коммуникации и коммуникационное оборудование, локальные вычислительные сети, взаимодействие пользователей в одноранговой сети , функции пользователей в сети с выделенными серверами, внешние сети и межсетевое взаимодействие, стандартный сетевой сервис, образовательные ресурсы Интернет. Электронная почта: принципы функционирования электронной почты, системный почтовый ящик и почтовый ящик пользователя, инструментарий для работы с сообщениями, кодировки информации и особенности пересылки файлов, конфиденциальность информации при использовании электронной почты.

База данных Microsoft Access

Управление базами данных: типы данных, формирование структуры базы данных, стандартные функции систем управления базами данных, формирование запросов и отчетных форм, работа с базами данных в компьютерных сетях. Компьютерный практикум.

Содержание курса соответствует Гособразовательному стандарту к обязательному минимуму содержания к уровню подготовки специалиста по специальности 030500.06 –«Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии)», одобренный на заседании учебно-методического совета по педагогике и методике начального образования 27 марта 2000 г. г. Москва.

После изучения курса специалист должен :

2.1.1

¨ иметь представление

2.1.1.1

- о локальных, системных , приборных интерфейсах и интерфейсах

периферийных устройств;

2.1.1.2

- о методологических основах теоретического и практического обучения рабочих в области информатики и вычислительной техники;

2.1.1.3

- о системе подготовки кадров в области инженерной и компьютерной графики;

2.1.1.4

- о современном состоянии, тенденциях и перспективах развития в области информатики;

2.1.1.5

- о структуре и организации различных видов компьютерных технологий в системе образования;

2.1.1.6

- о технических средствах компьютерной графики и перспективах их развития.

2.1.2

¨ быть способен

2.1.2.1

- применять методические разработки использования компьютерных технологий к условиям реального учебного процесса в образовательных учреждениях начального профессионального образования;

2.1.2.2

- проводить теоретические и экспериментальные исследования использования современных компьютерных технологий в учебном процессе.

2.1.3

¨ знать и уметь использовать :

2.1.3.1

- основные требования, содержащие методики организации и проведения профессиональной подготовки рабочих;

2.1.3.2

- дидактические возможности, принципы действия, технологию использования и методику применения дидактических средств;

2.1.3.3

- сущность, содержание и структуру образовательного процесса;

2.1.3.4

- базовые понятия вычислительной техники, предмет и основные методы информатики, закономерности протекания информационных процессов в искусственных системах, принципы работы технических и программных средств в информационных системах;

2.1.3.5

- современную аналоговую и цифровую элементную базу средств вычислительной техники;

2.1.3.6

- основные модели , методы и средства информационных технологий и способы их применения для решения задач в предметных областях;

2.1.3.7

- современные методы системного анализа объектов и процессов, исследования операций и принятия решений;

2.1.3.8

- современные операционные системы о операционные оболочки, обслуживающие сервисные программы;

2.1.3.9

- способы управления процессами и ресурсами в компьютерах, синхронизацию процессов;

2.1.3.10

- модели баз данных, основные конструкции языков манипулирования данными, последовательность и этапы проектирования баз данных;

2.1.3.11

- основные способы обмена информацией в вычислительных системах, физические принципы работы и основные технические характеристики современных периферийных устройств, организацию контроллеров внешних устройств;

2.1.3.12

- математические модели простейших систем и процессов в естествознании и образовании;

2.1.3.13

- основные технические характеристики и назначение аппаратных и программных средств компьютерной графики.

2.1.4

¨ уметь:

2.1.4.1

- интерпретировать собственное психическое состояние, владеть

простейшими приемами психической саморегуляции;

2.1.4.2

- направлять саморазвитие и самовоспитание личности;

2.1.4.3

- составлять документы и другие тексты адекватно коммуникативной задаче;

2.1.4.4

- разрабатывать содержание обучения, планировать и проводить различные типы и виды занятий по теоретическому и производственному обучению в образовательных учреждениях;

2.1.4.5

- разрабатывать различные виды учебно-программной и методической документации для подготовки рабочих;

2.1.4.6

- разрабатывать комплексы дидактических средств обучения и адаптировать их к реальным условиям процесса в образовательных учреждениях;

2.1.4.7

- применять инструментальные средства компьютерной графики и графического диалога в учебном процессе;

2.1.4.8

- работать в графической операционной среде;

2.1.4.9

- применять аппаратные средства вычислительной техники в учебном процессе;

2.1.4.10

- использовать вычислительную технику и компьютерные технологии в обучении;

2.1.4.11

- работать с базами данных для Windows.

2.1.5

¨ владеть

- технологией педагогического общения;

2.1.5.1

- умениями анализа, проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса в профессиональной школе;

2.1.5.2

- технологиями развития личности обучаемого ( технологиями воспитания, образования, обучения);

2.1.5.3

- речевым этикетом, принятым в обществе;

2.1.5.4

- методиками проектирования организации дистанционного обучения;

2.1.5.5

- методами выбора языка программирования для конкретных задач образовательного процесса.

3. Принципы построения курса

3.1 Данный курс разработан для студентов 1 и 2-го курсов факультета компьютерных технологий образования Педагогического института в соответствии с Гособразовательным стандартом и на основе учебной программы курса, разработанной на кафедре КТО.

3.2 Теоретический материал курса построен в виде лекций, где дается необходимый материал и содержание курса со ссылкой на изучаемую литературу. Предусмотрен большой практикум работы на компьютере.

3.3 Закрепление теоретического материала и практический навык работы на технических устройствах осуществляется на лабораторных и практических занятиях.

4. Цели, задачи дисциплины

Цель преподавания дисциплины - усвоение студентами полного комплекса научно-практических дисциплин, изучающих аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.

Задачи изучения дисциплины - дать будущим учителям и преподавателям образовательных учреждений и сотрудникам научных и производственных структур необходимый минимум знаний и умений:

Знать методику и практику работы на компьютере, хорошо разбираться в операционных системах , в критических и аварийных ситуациях.

4.1 Знать технологию

4.1.1

- текстообработки и графиков;

4.1.2

- стандартные функции, форматирование таблиц, внедрение

графических объектов в текст и др;

4.1.3

- стандартные функции электронной таблицы, преобразование таблиц

и вычислительных формул, импорт данных в таблицы и экспорт

табличной информации;

4.1.4

- работу в компьютерных сетях, хорошо разбираться в

компьютерных коммуникациях и оборудовании ;

4.1.5

- работу в интернете и электронной почте;

4.1.6

- работы с базами данных: типы данных, формирование структуры

баз данных.

4.2 Иметь

4.2.1

- навыки работы с компьютерной техникой;

4.2.2

- хорошие знания различной технической аппаратуры и правил ее эксплуатации;

4.3 Уметь

4.3.1

- эффективно использовать выше указанные программные обеспечения, а так же составлять планы по тем или иным средствам компьютерных технологий.

7. Контролирующий материал

7.1 Студент при выполнении практических работ непосредственно находится под контролем преподавателя. Контроль проводится в виде:

7.1.1

- опроса,

7.1.2

- допуска,

7.1.3

- беседы и защиты студентом каждой работы.

Заключительная форма контроля: зачет или экзамен.

7.1 Вопросы для самопроверки

1 семестр

Тема: Операционная система MS DOS

  1. Роль и назначение операционной системы.
  2. Что такое файл и каковы его характеристики ?
  3. Как образуется имя файла и полное имя файла?
  4. Способы обращения к группе файлов. Когда используется спецификация файла?
  5. Что такое каталог и каково его назначение в файловой системе?
  6. Роль файловой системы.
  7. Что входит в понятие файловой структуре диска?
  8. Что такое главный каталог, родительский каталог, подкаталог? Примеры.
  9. Для чего вводится понятие пути и о чем сообщает приглашение ОС ?
  10. Как ОС различает, откуда ей вести поиск файла, от главного каталога или от текущего, и что означает запись : C:\T1\T2\K1\AST.TXT?
  11. Из каких основных модулей состоит ОС MS DOS ?
  12. Как располагается ОС MS DOS на диске?
  13. Как располагается ОС MS DOS в оперативной памяти ?
  14. Как осуществить повторную загрузку ОС в оперативную память?
  15. Расскажите о алгоритме загрузки ОС MS DOS в оперативную память.
  16. В чем состоят функции постоянного модуля BIOS?
  17. В чем состоят функции модуля расширения IO.SYS?
  18. В чем состоят функции базового модуля дисковой операционной системы MSDOS.SYS?
  19. В чем состоят функции командного процессора COMMAND.COM?
  20. В чем состоят функции загрузчика?
  21. Что такое формат команды и как его записывать?
  22. Какие вы знаете типы команд по способу реализации и в чем их различие?
  23. Что значит классификация команд по функциям и какие группы команд вы знаете?
  24. Зачем нужна команда DIR и каково назначение параметров /P,/W,/PW? Примеры.
  25. Напишите команду просмотра пассивного каталога.
  26. Какое условие необходимо соблюдать при удалении каталога?
  27. Можно ли создать каталог 2-го уровня, если вы находитесь в каталоге 3-го уровня?
  28. Приведите пример команды перехода из текущего каталога в каталог нижнего уровня.
  29. Напишите команду перехода в родительский каталог, в главный каталог.
  30. Что определяет в команде TYPE вывод текстового файла на принтер?
  31. Запишите команду TYPE для файла A.TXT, который находится:

В подчиненном каталоге;

В каталоге 2-го уровня другой ветви иерархической структуры каталога.

  1. Как удалить один файл, все файлы ?
  2. Как скопировать файл из текущего каталога в каталог другой ветви ?
  3. Напишите команду для объединения двух файлов.
  4. Как заменить файл символами, вводимыми с клавиатуры ?
  5. Как напечатать содержимое файла командой COPY?
  6. Возможности команды COPY.
  7. Для чего нужна команда FORMAT и как ею пользоваться ?
  8. Как создать резервную копию диска и проверить правильность этой процедуры ?
  9. Какие вы знаете команды ОС помимо основных.
  10. В каком случае при загрузке ОС появляется приглашение о переустановке даты и времени ?
  11. Что такое командный файл и каковы правила его создания ?
  12. Расскажите о правилах создания и использования файла настройки AUTUEXEC.BAT.

Приведите пример.

  1. Расскажите о правилах создания и использования файла настройки CONFIG.SYS. Приведите пример.

Тема. Операционная система WINDOWS

  1. Роль и назначение операционной оболочки Windows.
  2. Особенности многозадачного режима Windows.
  3. Как Windows организует доступ к устройствам ?
  4. Что представляет собой принцип WISIWING?
  5. Что такое окно ?
  6. Что такое значок ?
  7. Назовите типы окон в Windows.
  8. Назовите основные элементы графического интерфейса и атрибуты окна?
  9. Расскажите о всех возможных действия с окном на рабочем столе Windows.
  10. Объясните назначение буфера обмена.
  11. Что представляет собой технология OLE?
  12. Что такое документ-источник?
  13. Что такое документ-приемник?
  14. Что такое составной документ ?
  15. Что является объектами технологии OLE ?
  16. Как редактировать связанный или внедренный объект?
  17. Будет ли при редактировании внедренного объекта меняться содержимое исходного документа ?
  18. Какой составной документ больше по объему- содержащий внедренные или связанные объекты ?
  19. Что такое Диспетчер Программ?
  20. Назовите назначение команд меню ДП ?
  21. Какие средства объектной обработки документов предлагает Windows ?
  22. Как выполнить связывание документа с приложением ?
  23. Как разместить значок заголовка документа в окне группы ?
  24. Расскажите о назначении Упаковщика Объектов.
  25. Расскажите о возможностях панели управления для конфигурирования Windows.
  26. Как установить дополнительные шрифты ?
  27. Как изменить системные дату и время в Windows ?
  28. Как изменить скорость двойного нажатия мыши ?
  29. Как изменить узор, обои Windows ?
  30. Как установить хранитель экрана ?
  31. Какие виды шрифтов вы знаете ?
  32. В чем особенность True Type- шрифтов ?
  33. Каким образом можно посмотреть гарнитуру шрифта, увидеть таблицу символов шрифта ?
  34. Что такое фоновый режим печати ?
  35. Назначение программ, входящих в группу Реквизиты ?
  36. Средства мультимедиа в Windows , их назначение .
  37. Каково назначение значка Мой компьютер ?
  38. Какой смысл заложен в понятие папка ?
  39. Каковы особенности технологии Plug and Play ?
  40. Что такое мультимедиа ?
  41. Что представляет собой Панель задач ?
  42. Как вызвать на экран Главное меню ?
  43. Каково назначение папки Панель управления ?
  44. Как запустить программу Лазерный проигрыватель ?

2 семестр

Тема: Текстовый процессор Microsoft Word .

Лабораторная работа №1

Создание документа средствами текстового процессора Word

I . Общие сведения.

1. Запуск Word .

А. Запуск с панели задач.

1) Нажать кнопку Пуск ;

2) Выбрать Программы;

3) Выбрать Microsoft Word и нажать кнопку мыши.

В. Запуск с панели Microsoft Office : На панели инструментов Microsoft Office нажать кнопку Microsoft Word .

2. Основное окно Word .

После запуска Word на экран выводится окно Word и окно документа.

Окно Word содержит следующие компоненты:

· заголовок окна;

· строка меню;

· панели инструментов , содержащие кнопки;

· строка состояния , отображающая информацию о документе или действии.

Окно документа содержит следующие компоненты:

· заголовок окна ;

· курсор – обозначает место, куда будет вставлен набираемый с клавиатуры символ;

· горизонтальная линейка , с помощью которой можно установить левое и правое поля, табуляции и границы абзаца;

· вертикальная линейка , с помощью которой можно установить верхнее и нижнее поля;

· вертикальная и горизонтальная полосы прокрутки , с помощью которых можно просматривать документ;

· кнопки задания режима работы с документом.

3. Завершение работы Word .

А. Из меню.

1) Перейти в меню Файл ;

2) Выбрать команду Выход .

В. Закрытием окна: Нажать кнопку закрытия окна Word.

II . Подготовка к вводу нового текста.

1. Развернуть окно Word и окно документа.

2. Установить параметры страницы : размер бумаги и поля.

1) Перейти в меню Файл ;

2) Выбрать команду Параметры страницы ;

3) Нажать соответствующую закладку;

4) Установить требуемые параметры;

5) Нажать ОК .

3. Выбор масштаба просмотра документа.

1) На панели инструментов нажать кнопку списка Масштаб ;

2) Выбрать требуемый масштаб.

4. Выбор режима работы с документом.

В левом нижнем углу окна документа нажать одну из кнопок: Обычный режим, Режим разметки, Режим структуры.

5. Установка автоматического переноса слов.

1) Перейти в меню Сервис ;

2) Выбрать команду Расстановка переносов ;

3) В диалоговом окне установить галочку на пункте Автоматическая расстановка переносов ;

4) Нажать ОК .

6. Установка межстрочного интервала.

1) Перейти в меню Формат ;

2) Выбрать команду Абзац ;

3) В диалоговом окне установить требуемый межстрочный интервал;

4) Нажать ОК .

7. Установка границ абзаца.

На горизонтальной линейке установить границы абзаца перемещением маркеров границ.

8. Выбор типа выравнивания абзаца.

На панели инструментов нажать одну из четырех кнопок: По левому краю, По центру, По правому краю, По ширине.

9. Выбор шрифта.

На панели инструментов:

1) Нажать кнопку списка Шрифт и выбрать нужный шрифт;

2) Нажать кнопку списка Размер шрифта и выбрать нужный размер;

3) Нажать одну из кнопок выбора начертания шрифта: Полужирный, Курсив, Подчеркнутый.

III. Ввод текста.

1. Перемещение курсора.

А. С клавиатуры.

¬ ® – на один символ; ­ ¯ – на одну строку; Ctrl - ¬ , Ctrl - ® – на одно слово;

Home , End – в начало, в конец строки;

PageUp , PageDown – на одну экранную страницу вверх, вниз.

В. С помощью мыши.

1) Установить указатель мыши в то место текста, куда нужно переместить курсор;

2) Нажать кнопку мыши.

2. Ввод текста.

Символ 1) Установить курсор в то место текста, куда будет вставляться символ;

2) Нажать символьную клавишу.

Строка 1) Установить курсор в конец строки, после которой будет вставлена пустая строка;

Нажать Enter .

IV . Редактирование текста.

1. Выделение текста.

А. С клавиатуры.

Символ 1) Установить курсор левее (правее) выделяемого символа;

2) Нажать Shift- ¬ (Shift- ® ).

Слово 1) Установить курсор левее (правее) выделяемого символа;

2) Нажать Shift-Ctrl- ¬ (Shift-Ctrl- ® ).

Строка 1) Установить курсор в начало (конец) строки;

2) Нажать Shift-End (Shift-Home ).

Блок 1) Установить курсор в начало (конец) выделяемого блока;

2) При выделении нажимать Shift - ® , ¬ , ­ , ¯ .

Весь текст Нажать Ctrl .

В. С помощью мыши.

Символ 1) Установить указатель мыши левее (правее) выделяемого символа;

2) Удерживая левую кнопку мыши переместить указатель вправо (влево).

Слово 1) Установить указатель мыши на слово;

2) Два раза нажать кнопку мыши.

Строка 1) Установить указатель мыши слева от строки;

2) Нажать кнопку мыши.

Несколько строк 1) Установить указатель мыши слева от строки;

2) Удерживая левую кнопку мыши переместить указатель вниз (вверх).

Абзац 1) Установить указатель мыши слева от абзаца;

2) Два раза нажать кнопку мыши.

Блок 1) Установить указатель мыши в начало (конец) выделяемого блока;

2) Удерживая левую кнопку мыши выделить блок.

Весь текст 1) Установить указатель мыши слева от текста;

2) Три раза нажать кнопку мыши.

2. Удаление текста.

Символ А. Удаление слева .

1) Установить курсор слева от удаляемого символа;

2) Нажать клавишу Delete .

В. Удаление справа .

1) Установить курсор справа от удаляемого символа;

2) Нажать клавишу Backspace .

Слово, строка, абзац, блок 1) Выделить удаляемый элемент текста;

2) Нажать клавишу Delete .

3. Перемещение текста.

А. Через Буфер обмена.

1) Выделить перемещаемый элемент текста;

2) На панели инструментов нажать кнопку Удалить в буфер ;

3) Установить курсор в то место текста, куда будет вставлено содержимое Буфера обмена;

4) Нажать кнопку Вставить из буфера .

В. На небольшое расстояние при помощи мыши.

1) Выделить перемещаемый элемент текста;

2) Поместить указатель мыши внутрь выделения;

3) Удерживая левую кнопку мыши переместить указатель блока в то место текста, куда будет перемещен блок.

4. Копирование текста (аналогично перемещению текста).

А. Через Буфер обмена .

Вместо кнопки Удалить в буфер нажать кнопку Копировать в буфер .

В. На небольшое расстояние при помощи мыши .

Перемещение указателя блока происходит при нажатой клавише Ctrl .

5. Рассечение строки на две.

1) Установить курсор на место рассечения;

2) Нажать Enter (Shift-Enter) .

6. Склейка строк.

1) Установить курсор в конец верхней склеиваемой строки;

2) Нажать Delete .

7. Замена слова.

1) Перейти в меню Правка ;

2) Выбрать команду Заменить ;

3) В поле Что ввести заменяемое слово;

4) В поле Заменить на ввести слово для замены;

5) Нажать кнопку Найти далее ;

6) Для пошаговой замены нажать кнопку Заменить или Найти далее , а для автоматической замены – Заменить все.

8. Вывод на экран непечатаемых символов (пробел, конец строки, табуляция).

Нажать кнопку Непечатаемые символы .

9. Проверка орфографии.

1) Нажать кнопку Орфография ;

2) В диалоговом окне:

· если слово набрано правильно, но его нет в словаре, нажать кнопку Пропустить ;

· если слово набрано неправильно и программа предлагает варианты замены, выбрать вариант для замены и нажать кнопку Заменить ;

· если слово набрано неправильно и вариантов замены нет, в поле Заменить на ввести слово-замену и нажать кнопку Заменить .

V . Форматирование текста.

1. Изменение шрифта.

1) Выделить фрагмент текста, в котором нужно изменить шрифт;

2) На панели инструментов установить требуемые:

* шрифт (кнопка Шрифт );

* размер шрифта (кнопка Размер шрифта );

* начертание шрифта (кнопки Полужирный, Курсив, Подчеркнутый ).

2. Изменение цвета шрифта.

1) Выделить фрагмент текста, в котором нужно изменить цвет шрифта;

2) Перейти в меню Формат ;

3) Выбрать команду Шрифт ;

4) В диалоговом окне установить требуемый цвет шрифта;

5) Нажать ОК .

3. Изменение границ абзаца.

Установить курсор на любую позицию внутри абзаца (или выделить несколько абзацев);

На горизонтальной линейке установить границы абзаца, перемещая маркеры границ.

4. Изменение межстрочного интервала.

Установить курсор на любую позицию внутри абзаца (или выделить несколько абзацев);

Перейти в меню Файл ;

Выбрать команду Абзац ;

В диалоговом окне установить требуемый межстрочный интервал;

Нажать ОК .

5. Выбор типа выравнивания абзаца.

1) Установить курсор на любую позицию внутри абзаца (или выделить несколько абзацев);

2) На панели инструментов нажать требуемую кнопку выравнивания (кнопки По левому краю, По центру, По правому краю, По ширине) .

VI . Работа с несколькими документами.

1. Создание нового документа.

1) На панели инструментов нажать кнопку Создать .

2. Открытие документа из файла.

1) На панели инструментов нажать кнопку Открыть (или в меню Файл выбрать команду Открыть );

2) В диалоговом окне из списка файлов выбрать требуемый файл;

3) Нажать кнопку Открыть .

3. Переход между окнами документов.

1) Перейти в меню Окно ;

2) Из списка окон выбрать требуемое окно.

VII. Сохранение документа.

1. Сохранение нового, не имеющего имени документа.

1) На панели инструментов нажать кнопку Сохранить ;

2) В диалоговом окне в поле Имя файла программа предлагает вариант имени файла:

· если хотите изменить имя файла, в поле Имя файла введите другое имя файла;

3) Нажать кнопку Сохранить .

2. Сохранение документа без изменения имени файла.

На панели инструментов нажать кнопку Сохранить .

3. Сохранение документа с изменением имени файла.

1) Перейти в меню Файл ;

2) Выбрать команду Сохранить как ;

3) В диалоговом окне в поле Имя файла сделать изменения в имени файла;

4) Нажать кнопку Сохранить .

VIII. Печать документа.

1. Предварительный просмотр документа.

1) Для перехода в режим просмотра на панели инструментов нажать кнопку Предварительный просмотр ;

2) В режиме просмотра для перехода в режим редактирования нажать кнопку Увеличение ;

3) Для выхода из режима просмотра нажать кнопку Закрыть .

2. Печать одной копии документа.

На панели инструментов нажать кнопку Печать .

3. Печать с установкой параметров печати.

1) Перейти в меню Файл ;

2) Выбрать команду Печать ;

3) Установить параметры печати;

4) Нажать ОК .

IX. Составные части текста.

1. Символ – любой знак, вводимый с клавиатуры (видимый и невидимый);

2. Слово – любое сочетание символов, ограниченное пробелами;

3. Строка – часть текста, помещающаяся в одну строку экрана (возможны пустые строки);

4. Абзац – совокупность строк, ограниченных нажатием клавиши Enter ;

5. Блок – произвольная часть текста (символ, слово, часть слова, строка, часть строки, несколько строк, абзац, часть абзаца, несколько абзацев, весь текст).

X. Основные требования к тексту.

1. Должен быть установлен размер бумаги А4, стандартные поля.

2. Основной шрифт при наборе текста Times New Roman Cyr , размер 12.

3. Межстрочный интервал в основном тексте должен быть Полуторным .

4. В основном тексте абзац выравнивается по ширине и устанавливается абзацный отступ 1 см.

5. После знаков препинания ставится обязательный пробел.

6. Заголовок отделяется от основного текста пустой строкой.

Контрольные вопросы:

1. Подготовка к вводу нового текста.

2. Выделение текста.

3. Исправление и удаление текста.

4. Перемещение и копирование текста.

5. Рассечение и склейка строк.

6. Замена слова.

7. Проверка орфографии.

8. Форматирование текста.

9. Форматирование абзаца.

10. Работа с несколькими документами.

11. Сохранение документа.

12. Печать документа.

Лабораторная работа №2

Создание таблиц средствами текстового процессора Word

I . Создание таблицы.

А. С панели инструментов.

1) Установить курсор в то место текста, куда будет вставлена таблица;

2) На панели инструментов нажать кнопку Вставить таблицу;

3) Удерживая первую кнопку мыши выбрать требуемое количество строк и столбцов таблицы.

В . Через меню.

1) Установить курсор в то место текста, куда будет вставлена таблица;

2) Перейти в меню Таблица ;

3) Выбрать команду Вставить таблицу ;

4) В диалоговом окне установить количество строк и столбцов таблицы;

5) Нажать ОК .

II . Перемещение по таблице.

А . При помощи мыши.

1) Установить указатель мыши на ячейку таблицы;

2) Нажать левую кнопку мыши.

В . С клавиатуры.

· Нажать клавишу Тав для перемещения к следующей ячейке ( Shift - Tab – к предыдущей);

· Клавиши ­ ¯ для перехода на верхнюю (нижнюю) строки.

III. Редактирование таблицы

1. Выделение элементов таблицы.

Ячейка 1) Установить указатель мыши внутрь ячейки;

2) Нажать кнопку мыши.

Строка 1) Установить указатель мыши слева от строки;

2) Нажать кнопку мыши.

Несколько строк 1) Установить указатель мыши слева от строки;

2) Удерживая левую кнопку мыши переместить указатель вниз (вверх).

Столбец 1) Установить указатель мыши на верхней линии границы столбца;

2) Нажать кнопку мыши.

Несколько столбцов 1) Установить указатель мыши на верхней линии границы столбца;

2) Удерживая левую кнопку мыши переместить указатель влево (вправо).

Всю таблицу 1) Установить курсор на любую ячейку внутри таблицы;

2) Перейти в меню Таблица ;

3) Выбрать команду Выделить таблицу .

2. Вставка элементов таблицы.

Строка (несколько строк)

А . Внутри таблицы .

1) Выделить строку (несколько строк ), перед которыми будет вставлена строка (строки);

2) Нажать кнопку Вставить строки (или в меню Таблица выбрать команду Вставить строки ).

В . В конце таблицы.

1) Установить курсор в пустую строку после таблицы;

2) Нажать кнопку Вставить строки (или в меню Таблица выбрать команду Вставить строки ).

3) В диалоговом окне установить требуемое количество строк;

4) Нажать ОК .

Столбец (несколько столбцов)

А. Внутри таблицы.

1) Выделить столбец (несколько столбцов), слева от которой будет вставлен столбец (столбцы);

2) Нажать кнопку Вставить столбцы (или в меню Таблица выбрать команду Вставить столбцы ).

В . Справа от таблицы.

1) Выделить область таблицы за последним столбцом;

2) Нажать кнопку Вставить столбцы (или в меню Таблица выбрать команду Вставить столбцы ).

3. Объединение ячеек.

Выделить ячейки, которые нужно объединить;

Перейти в меню Таблица ;

Выбрать команду Объединить ячейки .

4. Разбивка ячеек на несколько ячеек.

Выделить ячейку (столбец), которую нужно разбить;

Перейти в меню Таблица ;

Выбрать команду Разбить ячейки ;

В диалоговом окне установить требуемое количество ячеек, на которое нужно разбить данную ячейку;

Нажать ОК .

5. Изменение ширины столбца.

1) Установить указатель мыши на вертикальную линию сетки таблицы;

2) Удерживая левую кнопку мыши переместить линию сетки.

6. Разбивка таблицы на две.

Установить курсор в строке, с которой должна начинаться новая таблица;

Перейти в меню Таблица ;

Выбрать команду Разбить таблицу .

7. Восстановление разбитой на две таблицы.

Удалить строки текста, находящиеся между обеими частями таблицы.

IV . Форматирование таблицы.

1. Форматирование содержимого таблицы (изменение шрифта, изменение цвета шрифта, изменение границ абзаца, изменение межстрочного интервала, выбор типа выравнивания абзаца).

Выделить часть таблицы, в которой нужно сделать форматирование содержимого;

Сделать форматирование стандартными способами.

2. Изменение цвета фона ячеек таблицы.

Выделить часть таблицы, в котором нужно изменить цвет фона ячейки;

Перейти в меню Формат ;

Выбрать команду Обрамление и заливка ;

Нажать закладку Заливка ;

Установить требуемые цвет фона, цвет узора, узор;

Нажать ОК.

3. Обрамление ячеек таблицы.

1) Выделить часть таблицы, к которым нужно применить обрамление;

2) На панели инструментов нажать кнопку Обрамление ;

3) На панели инструментов Обрамление выбрать тип линии и тип обрамления.

V. Сортировка и нумерация ячеек таблицы.

1. Сортировка содержимого ячеек.

1) Выделить строки, которые следует отсортировать;

2) Перейти в меню Таблица ;

3) Выбрать команду Сортировка ;

4) В диалоговом окне выбрать тип сортировки;

5) Нажать ОК.

2. Нумерация ячеек в таблице

1) Выделить ячейки, в которых нужно поставить номера;

2) На панели инструментов нажать кнопку Нумерованный список;

3) В диалоговом окне указать порядок нумерации;

4) Нажать ОК.

VI. Вычисления в таблице.

1. Суммирование чисел по столбцам ( строкам )

1) Установить курсор в ту ячейку, куда будет помещена сумма;

2) Перейти в меню Таблица ;

3) Выбрать команду Формула ;

4) В диалоговом окне в поле Формула должна быть одна из следующих формул:

=SUM(ABOVE) – при суммирование данных в столбце сверху-вниз;

=SUM(LEFT) – при суммировании в строке слева-направо;

=SUM(RIGHT) – при суммировании в строке справа-налево;

5) Нажать ОК .

Контрольные вопросы:

1. Создание таблицы.

2. Перемещение по таблице.

3. Выделение элементов таблицы.

4. Вставка и удаление элементов таблицы.

5. Объединение и разбивка ячеек.

6. Разбивка и восстановление таблицы.

7. Форматирование содержимого ячеек.

8. Заливка и обрамление ячеек.

9. Сортировка и нумерация в таблице.

10.Вычисления в таблице.

Лабораторная работа №3

Создание списков средствами текстового процессора Word

I. Создание списка.

1. Создание нумерованного (маркированного) списка.

1) Установить курсор на пустую строку;

2) На панели инструментов нажать кнопку Нумерованный (Маркированный) список .

2. Преобразование текста в нумерованный (маркированный список).

1) Выделить строки текста, которые необходимо преобразовать в список;

2) На панели инструментов нажать кнопку Нумерованный (Маркированный) список .

II. Редактирование списка.

1. Добавление элемента списка.

1) Установить курсор в конец строки, после которой будет добавлен новый элемент списка;

2) Нажать Enter .

2. Удаление элемента списка.

1) Выделить строку (несколько строк) списка;

2) Нажать Delete .

3. Разрыв списка.

1) Установить курсор в конце строки, после которой будет сделан разрыв списка;

2) Два раза нажать Enter .

4. Склейка списка – удалить строки текста, находящиеся между обеими частями списка.

5. Сортировка списка.

1) Выделить список;

2) Перейти в меню Таблица ;

3) Выбрать команду Сортировка текста ;

4) В диалоговом окне выбрать тип сортировки;

5) Нажать ОК .

III. Форматирование списка.

1. Выбор стандартного типа нумерованного (маркированного) списка.

1) Выделить список;

2) Перейти в меню Формат ;

3) Выбрать команду Список ;

4) Выбрать тип нумерованного (маркированного) списка;

5) Нажать ОК .

2. Изменение номера (маркера) в списке.

1) Выделить список;

2) Перейти в меню Формат ;

3) Выбрать команду Список ;

4) Нажать кнопку Изменить ;

5) В диалоговом окне установить требуемые параметры номера или маркера;

6) Нажать ОК.

3. Преобразование нумерованного списка в маркированный (и наоборот).

1) Выделить список;

2) На панели инструментов нажать кнопку Маркированный (Нумерованный) список .

4. Преобразование нумерованного (маркированного) списка в обычный текст.

1) Выделить список;

2) На панели инструментов нажать кнопку Нумерованный (Маркированный) список .

5. Создание отступов в строке.

1) Установить курсор в то место текста, после которого должен быть сделан отступ;

2) Нажать клавишу Тав необходимое количество раз.

Контрольные вопросы:

1. Создание списка.

2. Добавление, удаление элемента списка.

3. Разрыв и склейка списка.

4. Сортировка списка.

5. Выбор стандартного типа нумерованного или маркированного списка.

6. Изменение номера или маркера.

7. Преобразование нумерованного списка в маркированный (и наоборот).

8. Преобразование списка в обычный текст и наоборот.

9. Создание отступов в строке.

Лабораторная работа № 4

Создание эффектов и рисунков в документах

I . Создание эффектов и вставка рисунков.

1. Создание эффекта с помощью WordArt .

1) Установить курсор в то место текста, куда требуется вставить объект WordArt;

2) Перейти в меню Вставка ;

3) Выбрать команду Объект ;

4) Из списка объектов выбрать объект Microsoft WordArt 2.0 ;

5) Нажать кнопку ОК ;

6) Набрать текст, который нужно оформить;

7) С помощью меню и панели инструментов выбрать необходимые параметры оформления текста;

8) Для просмотра изменений нажать кнопку Обновить экран ;

9) Установить указатель мыши в окно документа Word;

10) Нажать кнопку мыши.

2. Создание буквицы.

1) Перейти в абзац, в начале которой будет создана буквица;

2) Перейти в меню Формат ;

3) Выбрать команду Буквица ;

4) В диалоговом окне установить положение и параметры буквицы;

5) Нажать ОК .

3. Вставка рисунка из коллекции ClipArt .

1) Установить курсор в то место текста, куда будет вставлен рисунок;

2) Перейти в меню Вставка ;

3) Выбрать команду Объект ;

4) Из списка объектов выбрать объект Картинка Microsoft ClipArt ;

5) В диалоговом окне выбрать требуемый рисунок;

6) Нажать кнопку Вставить .

4. Вставка рисунка из файла.

1) Установить курсор в то место текста, куда будет вставлен рисунок;

2) Перейти в меню Вставка ;

3) Выбрать команду Рисунок ;

4) В диалоговом окне выбрать требуемый файл с рисунком;

5) Нажать кнопку ОК .

II. Редактирование эффекта, буквицы и рисунков.

1. Редактирование эффекта WordArt .

1) Установить указатель мыши внутрь эффекта WordArt;

2) Два раза нажать кнопку мыши;

3) Отредактировать текст и изменить параметры оформления;

4) Установить указатель мыши в окно документа Word;

5) Нажать кнопку мыши.

2. Форматирование буквицы.

1) Установить курсор в любую строку абзаца с буквицей;

2) Перейти в меню Формат ;

3) Выбрать команду Буквица ;

4) В диалоговом окне установить положение и параметры буквицы;

5) Нажать ОК .

3. Отмена буквицы в абзаце.

1) Установить курсор в абзац;

2) Перейти в меню Формат ;

3) Выбрать команду Буквица ;

4) В диалоговом окне нажать кнопку Нет ;

5) Нажать кнопку ОК .

4. Выбор другого рисунка, вставленного из коллекции ClipArt .

1) Установить указатель мыши на рисунок;

2) Два раза нажать кнопку мыши;

3) В диалоговом окне выбрать требуемый рисунок;

4) Нажать кнопку Вставить .

5. Редактирование рисунка, вставленного из файла.

1) Установить указатель мыши на рисунок;

2) Два раза нажать кнопку мыши;

3) При помощи кнопок на панели инструментов Рисование отредактировать рисунок;

4) После окончания редактирования нажать кнопку Закрыть рисунок .

III. Работа с кадром.

1. Вставка пустого кадра.

1) Перейти в меню Вставка ;

2) Выбрать команду Кадр ;

3) Переместить «прицел» в то место текста, куда будет вставляться кадр;

4) Удерживая левую кнопку мыши выделить рамку для кадра.

2. Помещение объекта в кадр.

1) Выделить объект;

2) Перейти в меню Вставка ;

3) Выбрать команду Кадр .

III . Работа с объектами.

1. Выделение объекта.

1) Установить указатель мыши на выделяемый объект;

2) Нажать кнопку мыши.

2. Изменение размера поля объекта.

1) Выделить объект;

2) Установить указатель мыши на квадратик в середине сторон или углах рамки объекта;

3) Удерживая левую кнопку мыши изменить размер рамки поля объекта.

3. Перемещение объекта.

1) Выделить объект;

2) Установить указатель мыши внутрь (или на границу) рамки объекта;

3) Удерживая левую кнопку мыши переместить объект.

4. Копирование объекта.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  202  203  204   ..