Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  107  108  109   ..

 

 

Учебно-методический план занятий студентов I курса дневного отделения

Учебно-методический план занятий студентов I курса дневного отделения

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им М. В. ЛОМОНОСОВА

ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ I КУРСА ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

I СЕМЕСТР

Москва – 200 9

СОДЕРЖАНИЕ

Выписка из рабочего плана……………………………………………………………………………………………3

Основы экономической теории……………………………………………………………………………………….4

Введение в мировую журналистику……………………………………………………………………………….....7

Введение в теорию журналистики…………………………………………………………………………………. 15

История зарубежной литературы……………………………………………………………………………………51

Основы теории литературы………………………………………………………………………………………….59

История русской литературы………………………………………………………………………………………..64

Современный русский язык………………………………………………………………………………………….70

Иностранный язык

Английский………………………………………………………………………………………………….74

Немецкий…………………………………………………………………………………………………….76

Испанский……………………………………………………………………………………………………78

Техника средств массовой информации…………………………………………………………………………….90

ВЫПИСКА ИЗ РАБОЧЕГО ПЛАНА

№№

пп

Наименование дисциплин

Всего по плану,

часы

Всего в неделю, часов

В том числе

Форма

отчетности

лекции

сем. зан.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Основы экономической теории

Введение в мировую журналистику

Введение в теорию журналистики

История зарубежной литературы

Основы теории литературы

История русской литературы

Современный русский язык

Иностранный язык

Техника средств массовой информа- ции

Компьютерный практикум

Физическая культура

Профессиональные студии

54

54

36

36

54

36

108

144

36

18

72

36

3

3

2

2

3

2

6

8

2

1

4

2

2

2

1

2

2

2

2

1

1

1

1

1

4

8

1

1

4

2

экзамен

экзамен

зачет

экзамен

экзамен

зачет

зачет

зачет

экзамен

письменное задание

зачет

письменное задание

ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Сроки

занятий

Темы

Литература

Лекции, часы

Самост. работа,

часы

Вид

контроля

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Основные этапы развития экономической теории и ее виднейшие представители. Структура современной мировой экономической науки

Предмет, методология и функции экономической теории

Общественное разделение труда как основа развития экономических отношений

Отношения собственности и их формы

Основы товарного хозяйства. Товар как основная категория экономики

Стоимость, полезность, ценность

Деньги, их сущность, функции, обращение

Рынок: сущность, структура, механизм функционирования

Теория спроса и предложения. Эластичность

Издержки производства. Ценообразование. Законы рыночной экономики

Конкуренция и монополия. Пределы государственного вмешательства в экономику

Рынки ресурсов и механизм их функционирования. Формы доходов: прибыль, процент и капитал

Рынок труда: заработная плата и трудовые отношения

Основы предпринимательства. Сущность, формы и современные особенности предпринимательской деятельности. Управление фирмой

Процесс накопления капитала. Кругооборот капитала. Промышленная, торговая и банковская прибыль

Кредит и его формы. Кредитная система и функции государственного и коммерческого банков

Экономическая теория (политэкономия) / Под ред. В.И. Видяпина. М.: Инфра-М, 1997

Политическая экономия / Под ред. А.В. Сидоровича и Ф.М. Волкова. М.: Изд-во МГУ, 1993

Экономика / Под ред. А.С. Булатова. М.: Бек, 1994

Экономика. Справочник студента / Под ред. С.С. Ильина, Т.И. Васильевой. М.: Слово, 2003

Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 2000

Макконнелл К.Р. и Брю С. Экономикс. М., 1993. Т. I

Маркс К. Капитал. Т. I. Гл. 1, § 1 – 4

Долан Дж. Микроэкономика. СПб., 1994

Робинсон Дж. Экномическая теория несовершенной конкуренции. М., 1986

Алимарина Е.А. Экономика персонала. М., 2001

36

(всего)

Контрольная работа

Контрольная работа

Зачет

ВВЕДЕНИЕ В МИРОВУЮ ЖУРНАЛИСТИКУ

Сроки

занятий

Темы

Литература

Лекции, часы

Самост. работа,

часы

Вид

контроля

Сентябрь – декабрь

I . Основные понятия и категории массовой информации в их историческом становлении

«Информация», «коммуникация»: функция управления в содержании этих понятий

«Публицистика», «журналистика»: возникновение понятий и эволюция их содержания

«Пропаганда»: истоки термина и его современное значение

II . Устная публицистика

Элементы публицистики в риторике. «Риторика – искусство убеждать». Злободневность и политический аспект ораторской речи. Оратор и аудитория

«Панегирик» Исократа как образец ораторского искусства

Элементы публицистики в речах Демосфена и Цицерона

III . Предыстория журналистики

Письменные памятники культуры (исторические сочинения, историография – Тацит, Цезарь)

Прообразы газеты в Древнем Риме

Риторика раннехристианских проповедей (по Новозаветному канону)

Рукописные и печатные издания Средневековья

Появление и развитие цензуры в Западной Европе

Развитие печатного дела после Гуттенберга и возникновение первых периодических изданий

Роль техники, культуры, экономики и политики в развитии первых периодических изданий

IV . Становление политической журналистики во Франции

Печать и власть во Франции XVII века. «Ля Газет» – первая еженедельная газета, ее роль в развитии французской журналистики. Жанры, методы распространения. Авторитарная теория журналистики

Публицистика Франции. Вольтер. Руссо. Дидро

V . Публицистика реформации в Германии

Т. Мюнцер, М. Лютер, У. фон Гуттен – проповедники и публицисты

VI . Политическая журналистика в Англии XVII XVIII вв.

1. Памфлетная публицистика английской буржуазной революции XVII в.

Зарождение лозунга «свободы печати»

«Ареопагитика» Д. Мильтона

Трактаты и памфлеты Дж. Уинстенли

Билль о правах и журналистика

Английская концепция свободы печати

2. Английская журналистика и публицистика начала XVIII в.

Возникновение политических партий и их журналистика

Типология газет и журналов

Д. Дефо – журналист и писатель

Д. Свифт – памфлетист

VII . Публицистика североамериканской войны за независимость XVIII в.

Первая поправка к Конституции США

Американская концепция свободы печати

Томас Пейн – публицист

Публицистика основателей Соединенных Штатов Америки (политические статьи Б. Франклина, Т. Джефферсона)

VIII . Печать и публицистика Великой Французской революции

Политическая борьба и пресса во Франции в 1789 – 1794 гг.

Декларация прав человечества и гражданина. Французская концепция свободы печати

Жан-Поль Марат о свободе печати

Максимилиан Робеспьер – журналист

Публицистика Г. Бабефа на исходе революции

Владимиров Л.М. Всеобщая история книги. М., 1988

Ученова В.В. У истоков публицистики. М., 1989

Словари: энциклопедический, иностранных слов, философский, толковый, этимологический и др.

Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. М., 1998

Ученова В.В. У истоков публицистики. М., 1989

Кузнецова Т.И., Стрельникова И.П. Ораторское искусство в Древнем Риме. М., 1976

Античные риторики. М., 1978

Ораторы Греции. М., 1985

Демосфен. Речи. М., 1954

Цицерон. Речи. Т. I, II. М., 1963, 1993. Избранные сочинения. М, 1975. 3 трактата об ораторском искусстве. М., 1972

Плутарх. Избранные жизнеописания. М., 1987. Сравнительные жизнеописания (Демосфен и Цицерон). М., 1961 – 1964. Т. 1 – 3

Утченко С.Л. Цицерон и его время. М., 1986

Гримайль П. Цицерон. М., 1991 («ЖЗЛ»)

Библия. Книги Нового Завета: от Матфея святое благовествование (глава 5. Нагорная проповедь); Первое послание к Коринфянам; Второе послание к Коринфянам; Откровение Иоанна Богослова

Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. М., 1980

Саламон Л. Всеобщая история прессы / Пер. с немецкого // История печати: Антология. Т. I. М.: Аспект-Пресс, 2001

Ученова В.В. У истоков публицистики. М., 1989

Новомбергский Н. Освобождение печати во Франции, Германии, Англии и России. // История печати: Антология. Т. I. М.: Аспект-Пресс, 2001

Львов-Рогаческий В. Печать и цензура. // История печати: Антология. Т. II. М.: Аспект-Пресс, 2001. С. 435 – 456

Бюхер К. Происхождение газеты. Там же. С. 9 – 27

Саламон Л. Указ. соч.

Попов Ю.В. Теофраст Ренодо – основатель французской журналистики, // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1978. № 4

Вольтер Ф. Боги и люди. Статьи, памфлеты, письма: В 2 т. М., 1961

Дидро Д. Сочинения: В 2 т. М., 1986

Гуттен. Ульрих фон. Диалоги, публицистика, письма. М., 1959

Лютер М. Время молчания прошло: Избр. Произв. 1520 – 1526 гг. Харьков, 1994

Роттердамский Э. Жалоба мира // Трактаты о вечном мире. М., 1963. С. 39 – 65

История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 2001. С. 114 – 158

Новомбергский Н. Указ. соч.

Саламон Л. Указ. соч.

Новомбергский Н. Указ. соч.

Барг М.А. Великая английская революция в портретах ее деятелей. М., 1991

Лавровский В.М., Барг М.А. Английская буржуазная революция. М., 1958

Трубицына И.В. Зарождение и развитие английский периодических изданий в XVII в. М., 1999

Мильтон Д. Ареопагитика // История печати: Антология. Т. I. М.: Аспект-Пресс, 2001

Пименова Э. Очерк истории развития английской журналистики // История печати: Антология. Т. II. М.: Аспект-Пресс, 2001

Лильберн Д. Памфлеты. М., 1937

Уинстенли Д. Избранные памфлеты. М. – Л., 1950

Дефо Д. избранное. М., 1971, (журн. «Огонек»)

Свифт Д. Памфлеты. М., 1955; Избранное. М., 1987

Аникст А. Даниэль Дефо. М., 1957

Урнов М. Дефо. М., 1990

Муравьев В. Джонатан Свифт. М., 1968

Англия в памфлете. Английская публицистическая проза начала XVIII века (Алдисон, Стил, … Дефо, Свифт). М., 1987

Матвеев В.А. Империя Флит-стрип. М., 1968

Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640 – 1870 гг.). М.: Высшая школа, 1990. Гл. II

Пейн Т. Избранные сочинения. М., 1959

Франклин Б. Автобиография. Памфлеты. М., 1987

История литературы США. М., 1997. Т. I. Разд. Литература XVIII в.

Сборник документов по истории нового времени стран Европы и Америки (1640 – 1870 гг.). М.: Высшая школа, 1990. Гл. III

Гусейнов Э.Е., Кожокин Е.М., Ревякин А.В. Буржуазная и великая французская революция. М., 1989

Манфред А. Три портрета (Руссо, Мирабо, Робеспьер). М., 1989

Попов Ю.В. Публицисты Великой французской революции. М., 1989

Марат Ж.-П. Избранные произведения. М., 1956. Т. 1 – 3. Памфлеты. М.-Л., Академия, 1934. Памфлеты. М.: Соцэкгиз, 1937

Робеспьер М. Избранные произведения. М., 1965. Т. 1 – 3

Бабеф Г. Соч. М., 1976. Т. 1

54

(всего)

Экзамен

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЖУРНАЛИСТИКИ

Сроки

занятий

Темы

Литература

Лекции, часы

Самостоят. работа, часы

Практические занятия, часы

Вид

контроля

Сентябрь – декабрь

Темы для обсуждения, контрольные вопросы

Предмет, структура, задачи курса

1. Предмет науки: журналистика как функционирующая система (структура, связи, взаимодействие). Эмпирические референты теоретических категорий в конкретном номере газеты. Какова роль знания о теории для понимания реалий функционирования СМИ разных ориентаций и направлений? Общее и особенное в функционировании СМИ, действующих в рамках разных юридически норм. Как можно судить, все ли в номере газеты соответствует требованиям закона?

2. Понятие «журналистика». Истоки. Разные варианты (СМИ, СМК, СМИП, mass media и др.). Какова структура науки о СМИ? Насколько достаточна и необходима данная система понятий (категорий)? Полно ли описывается в понятиях реалии журналистики? Можно ли добавить в это описание структуры дополнительные элементы? Или убрать ненужные? Или по-другому провести связи? Как посмотреть с этой точки зрения на номер газеты?

3. Задачи курса. Многообразие и единство задач. Как их решать в процессе занятий, в том числе при анализе номера газеты? В чем опасность потери внимания к тем или иным задачам в ходе занятий (в теоретическом анализе и обращении к номеру газеты)?

4. Что означает утверждение: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория»? Как интерпретировать это положение применительно к курсу? Нет ли в нем преувеличения или однобокости?

5. Организация изучения курса. Какими формами работы надо воспользоваться? В чем значение и каков характер самостоятельной работы студента (над положениями теории, в анализе номера газеты, при подготовке письменной работы)? Значение активных дискуссионных форм. Всегда ли надо соглашаться с положениями пособий и суждениями преподавателя? Как вести спор и вырабатывать собственную позицию?

Журналистика как сфера

массово-информационной

деятельности

Почему журналистику чаще всего называют «средствами массовой информации» (СМИ)? Множественность значений термина «информация» при его использовании в разных ситуациях журналистской практики. Что назовете «информацией» в номере газеты? А какова строго научная характеристика понятия «информация»? И почему она так важна для понимания журналистской деятельности?

Специфика «массовой» информации. Ее связь со специальной и личностной. Какую информацию по преимуществу несет номер газеты? Возможна ли в СМИ только массовая информация?

Право на информацию (журналистов и аудитории). Информационная транспарентность и ее рамки. Требования гласности деятельности социальных институтов и доступа журналистов к источникам информации. Правила работы с ними

Семантическая, синтаксическая, прагматическая стороны «сообщения». Сходство и различия в терминах «произведение», «текст», «информация». Структурные компоненты текста (дескриптивные, валюативные, нормативные, прескриптивные). Как обнаружить их в газетных текстах? Необходимы ли все компоненты в каждом тексте? Какие имеются в каждом? Почему те или иные тексты не содержат всех компонентов? Каковы варианты построения текста на основе этих компонентов (d,v,n,p)? Почему это возможно и необходимо?

Проблема информационной насыщенности и, в зависимости от нее, информативности. Каковы условия и факторы информативности? Как их применить к материалам номера газеты? Требуется ли учитывать аудиторные факторы? И как оценить информативность различных текстов номера газеты? Проблема прагматической адекватности как центральная при анализе на «информативность»

Журналистика – массовая информация – управление. Проблема дезинформации. Работа с непроверенными сведениями. Принципиальное значение заботы об «информированности» аудитории. Важность подхода к деятельности СМИ с точки зрения «информационной безопасности». Проблема «информационного порядка» в обществе

Функции журналистики

1. Понятие «функция», ее общенаучное и специальное журналистское наполнение. Место и роль категории в системе научного знания о журналистике. Функции как сущностные характеристики СМИ. А в чем практическое значение знания функций? Журналистика как особая сфера деятельности, целеполагающий и целенаправленный характер журналистского труда. Цели – средства – результаты: проблема адекватности в журналистской деятельности

2. Система функций. Различные подходы и характеристики. Возможности и пути обобщения и систематизации подходов. Как показать на номере газеты различное словоупотребление применительно к одним и тем же функциям?

3. Коммуникативные основы журналистской деятельности. Понятие коммуникации. Межличностные, специальные, массовые коммуникации. Коммуникация как основа выполнения функций. Идеологические, непосредственно организаторские, культурно-образовательные, рекламно-справочные, рекреативные функции как система. Реализуются ли в номере газеты все функции СМИ?

4. Идеологические функции. Понятие «идеология» и его разные характеристики в разных концепциях. Понимание идеологии как системы ориентаций в жизни общества различных его групп. Идеологическая деятельность журналистики и массовое сознание. СМИ и мировоззрение. СМИ и миросозерцание. СМИ и историческое сознание. СМИ и общественное мнение. Ведущая роль СМИ во взаимодействии с общественным мнением. Идеологическая деятельность – главное направление общественно-политической журналистики

5. Возрастание роли непосредственно организаторских функций в условиях переходного периода. Внутренняя связь с идеологическими. Значение культуроформирующих функций в ходе становления информационного общества и формирования новой цивилизации. Культура информационного общества в связи с информацией как производительной силой. Расширение рекламно-справочных функций в СМИ; причины роста числа изданий, преимущественно реализующих рекламно-справочные функции

6. Функции журналистики как система и их «представленность» в разных СМИ. Взаимодействие функций. Журналист и его функциональные предпочтения. Функциональные особенности отдельных произведений номера газеты. Можно ли говорить о полифункциональности произведения при ведущей роли одной функции? Представляет ли собой полифункциональность только возможность или необходимость?

Социальная позиция журналиста

1. Связано ли выполнение функций СМИ со взглядами журналиста на общество? Социальная позиция как методологическая основа выполнения функций. Если плюралистическая демократическая система допускает «свободу выбора» журналистской позиции, существуют ли какие-либо «регуляторы» и «ограничители» в этой сфере? Социальная структура общества и проблема представительства в СМИ потребностей и интересов разных социальных страт. Какие группы находятся в поле зрения номера газеты?

2. Факторы формирования позиции. Означает ли выбор позиции на стороне одной группы «конфронтацию» с другими? Можно ли говорить в наше время о ведущей роли какой-то одной группы? Как определить отношение к «средним слоям» и их социальной роли? А к другим слоям («высшему классу», маргиналам и др.), если есть понимание их места и роли в общественных отношениях? Проследить по материалам номера газеты особенности и пути согласования группового и общечеловеческого. Возможна ли и в чем обнаруживается независимость позиции журналиста?

3. Критерии отношения журналиста к политическим партиям и их программным заявлениям. «Партийное строительство» в современных условиях. Неустойчивость положения и неопределенность программ большинства партий. Можно ли это обнаружить по номеру газеты? Основания для деления на «правых», «центристов», «левых»? Отношение к экстремизму. Можно ли говорить, что программные цели всех сил (в связи с необходимостью согласования группового и общечеловеческого) должны иметь ясные гуманистические ориентиры? Сущность гуманистических ориентиров в современных условиях. Как можно обнаружить их в номере газеты?

4. Система принципов журналистской деятельности как выявление позиции. Проблема верности принципов. Различное наполнение содержания принципов (народность, патриотизм, объективность и др.) в зависимости от социальной позиции. Механизм формирования принципов. Система принципов. Основная «связка»: партийность – гуманизм

5. Принципы как база социально-политического анализа явлений жизни. Выборочность и системность применения: как обнаружить в материалах номера? Принципиальность как ясность и последовательность в принятой позиции. Верность принципам в связи с верностью принципов. Недостаток принципиальности, отступления от принципиальной позиции, догматическое следование принципам, беспринципность. Творческий характер истинной принципиальности. Свидетельства этого в материалах номера

Свобода печати и журналистской деятельности

1. Можно ли исходить при выполнении функций из любой социальной позиции и при этом считать свою деятельность свободной? Понятие «свобода» в ряду смежных («независимость», «самостоятельность», «своеволие», «произвол» и др.) в обыденном и журналистском словоупотреблении. В чем причина разнородности мнений, остроты дискуссий и непримиримости позиций? Следует ли связывать трактовку «проблемы свободы» с социальной позицией или (и) личностным взглядом? Что означает термин «несвобода»?

2. Объективный подход к проблеме свободы. Свобода как возможность выбора. Свобода и «познанная необходимость». Зависит ли «свободный выбор» от знаний, позиции, способностей, мужества журналиста? Сущность социально-творческого понимания свободы как «принятия решения со знанием дела». Творческий характер действительно свободного решения. Можно ли оценить меру свободы принятия решения по материалам номера газеты? Недостаток знаний и способностей как ограничитель свободы деятельности

3. Экономические, материальные, технические условия и ограничители свободы деятельности в журналистике. Как и в чем зависит возможность их преодоления от государственных органов, экономических структур, рекламы, спонсорства. Экономическое положение разных СМИ и уровень их свободы. Проблема диверсификации источников средств. Как проявляются экономические проблемы в номере газеты?

4. Юридическое «пространство» свободы журналистики. Система законодательства и подзаконных актов как регуляторов меры свободы деятельности СМИ. Свобода журналистики в разных социальных системах. Какие запреты следует считать нарушением свободы СМИ, а какие пресечением злоупотреблений свободой в журналистской деятельности? Как международные нормы и внутренние законодательные акты характеризуют непозволительное злоупотребление свободой в СМИ? Нет ли в номере газеты материалов, в которых можно обнаружить злоупотребление свободой? Знакомы ли вам судебные или иные разбирательства по поводу злоупотребления свободой СМИ? А случаи неправового преследования журналистов?

5. Может ли быть свобода журналистской деятельности абсолютной (с социально-творческой, или экономической, или юридической точек зрения)? Ответственность журналиста за меру свободы своей деятельности и повышение ее уровня в социальном и личностном планах

Журналистика как социальный

институт

1. Институциональная организованность деятельности СМИ. Что такое «социальный институт»? В чем особенности СМИ как социального института демократического, правового, гражданского общества? Как это можно обнаружить по номеру газеты, учитывая знание Закона о СМИ? А почему складываются три социальных типа журналистики – СМИ гражданского общества, государственные СМИ, государственно-общественные СМИ?

2. Можно ли сказать, что сущность СМИ как социального института – информационное обеспечение нормального функционирования демократического, правового, гражданского общества? А основа этого – достижение максимального уровня информированности всех? Информационный порядок функционирования СМИ – основа решения этой задачи. Каковы нормы достижения информационного порядка? Необходимость плюрализма; проблемы оптимальной реализации его требований. Сущность толерантности как условия признания равенства социальных партнеров. Необходимость социального диалога в СМИ как пути к достижению согласия («моноплюрализма»). Как показать на номере газеты наличие (или отсутствие) настроенности на социальное партнерство разных сил?

3. Государственная политика в области СМИ – юридическое обеспечение информационного порядка. Совокупность действующего законодательства. Конституционно-юридическое положение СМИ. Нормирование учреждения и получения лицензии. Порядок отношений «учредитель – главный редактор – журналистский коллектив». Регулирование отношений между СМИ и источниками информации. Гласность (транспарентность), ее требования и границы. Регулирование распространения информации. Отношения между СМИ, аудиторией и социальными институтами. Нет ли противоречия между провозглашением свободы и организацией контроля за соблюдением законодательства. Проблема цензуры

4. СМИ как «четвертая власть». «Властные полномочия» различных социальных типов СМИ в демократическом обществе. Необоснованность претензий на «сверхвласть» «Mediakratia» contra «mediademokratia». Можно ли показать на номере газеты разные формы проявления «СМИ власти»? Сущность массово-информационной безопасности в связи с требованиями информационного порядка. «Внутренние» и «внешние» проблемы. Государственное обеспечение информационной безопасности. Судебная палата по информационным спорам. Вопрос о создании, статусе и функциях Национального совета по СМИ

5. Политическая культура журналиста в условиях плюрализма. Политические отношения – политическая идеология – политические организации – политическая деятельность. Как по номеру газеты определить политическую линию газеты? Журналистика как инструмент политики. Политический анализ и его правила и процесс. Зависимость характера политических суждений от особенностей объекта анализа

6. Исторические типы журналистики. Формирование, развитие, современные проявления. «Мирный период» развития человечества. Формирование единого мирового информационного пространства. Международные обмены информацией и проблема источников информации в целях достижения информированности. Можно ли по номеру газеты определить источники информации?

Журналистика в информационном пространстве

1. В чем причина наличия на «информационном рынке» огромного множества СМИ? Технико-коммуникационные причины. Социально-политические причины. Нужды разнообразных слоев аудитории и социальных институтов

2. Проблема «информационного пространства» и его составляющих («информационных полей» разных СМИ и «информационной среды» конкретного слоя аудитории). Условия и факторы формирования единого информационного пространства региона, страны, мира

3. Специфика коммуникационных возможностей разных каналов СМИ. «Достоинства» и «недостатки» различных каналов СМИ (прессы, радиовещания и телевидения). Общее, особенное и единичное у них при передаче массовой информации. Необходимость учета в творческой деятельности. Как это видно в номере газеты? Перспективы технического развития и появления нового типа каналов СМИ. СМИ и глобальные информационные сети типа Интернета

4. Инфраструктура СМИ как совокупность обеспечивающих нормальное функционирование СМИ систем. Информационная инфраструктура и ее динамическое развитие. Роль и характер деятельности других инфраструктур (технических, управленческих, учебно-научных и т.д.). Что в номере газеты является продуктом функционирования инфраструктур?

5. Представляет ли совокупность разнородных изданий и программ ТВ и РВ систему? Критерии оптимальности системы: возможности обеспечения информированности. Характеристики макросистемы СМИ. Микросистема СМИ как непосредственный источник информации для конкретного «потребителя» (человека, семьи, малой группы и т.д.) в связи с его потребностями, интересами, запросами, мотивами обращения к СМИ. Проблема обеспечения свободы выбора источников информации в соответствии с особенностями аудитории. Оцените собственный выбор газеты, программ ТВ и РВ

6. Вопросы взаимодействия СМИ. Макровзаимодействие как поиск своей информационной «ниши» в макросистеме. Микровзаимодействие – взаимоотношения со СМИ, действующими в одной аудитории (микросистеме). Виды взаимодействия: борьба, конкуренция, кооперация, взаимодополнение, диалог на фоне развертывания своего специфического типологического облика. Можно ли по номеру газеты определить, каков уровень взаимодействия (сознательного или невольного) с другими СМИ. Как оценить ситуацию, когда конкретное СМИ «игнорирует» наличие других СМИ в микросистеме? Мнения о перспективах взаимодействия

Журналистика как область творческой деятельности

1. Творческая деятельность в СМИ: сущность, разнообразие характера и «продуктов». Чем отличаются и как связаны редакторская, авторская, организаторская деятельность? Можно ли это показать на номере газеты?

2. Ядро творческой деятельности – определение и реализация информационной политики каждого СМИ. Составляющие информационной политики. Формирование направления. Определение характера отношений с аудиторией. Политика по отношению к другим СМИ. Творческие формы реализации информационной политики. Проблемно-тематические линии, постоянные рубрики, кампании, материалы обозревателей (колумнистов). Диапазон отношения к действительности (поддерживающее, критическое, полемическое и др.). Все ли составляющие информационной политики можно проследить по номеру газеты?

3. Типы творчества. Предполагает ли информационная политика (как специфическое отражение функций журналистики в данном СМИ) отбор и специфическое сочетание разных типов творчества? Место научного, художественного, публицистического типов творчества в журналистике вообще, в определенном СМИ конкретно. Каковы свидетельства анализа номера газеты? Можно ли говорить о «публицистичности» как обязательном качестве любого материала номера газеты, программ ТВ и РВ

4. Методологическая культура журналиста. Взаимодействие в журналистской эвристике общенаучной, специально-журна-листской (теоретической и эмпирической) методологии и методов интерпретации полученных данных. Процесс творческой работы над замыслом, фактами, гипотезами, выводами. Содержание и форма произведения. «Высота» творчества: на уровне технологии, искусства, мастерства.

5. Творческие особенности наиболее ярких произведений в номере газеты. Анализ с точки зрения единства «тема – проблема – идея». В чем своеобразие формы (композиции, образно-понятийной системы, «образа» автора и т.д.)? В чем и как проявляется индивидуальность автора?

Действенность и эффективность журналистской деятельности

1. Проблема прагматики журналистской деятельности: характер и результаты отношений с «потребителями» массовой информации. Каких результатов следует добиваться СМИ в связи с их ролью в достижении информированности аудитории? Как соотносятся объективно необходимые результаты, позиции СМИ и личные мотивы журналистов?

2. Результативность как мера функционального достижения цели по критерию «информированность». «Формула» результативности. Следует ли различать действенность и эффективность как различные типы результативности? Имеется ли прямая связь между функциями и характером результативности (например, взаимодействия с общественным мнением и эффективности; а реализации непосредственно-организаторских функций и действенности)? Как проследить на номере газеты?

3. Проблема действенности как реакция социальных институтов на выступления СМИ. Формы реакции. Вопрос о юридической регламентации: Закон о СМИ, Указ Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы», другие документы. Достаточно ли «права на ответ»? Проблема гражданской и этической ответственности за ответ. Есть ли в номере газеты материалы, требующие принятия «мер»?

4. Эффективность как мера достижения цели в массовой аудитории. Проблема «знакомства» журналиста с аудиторией. Реальная, потенциальная, расчетная аудитория. Система необходимых знаний об аудитории и способы их использования для создания информативных текстов.

5. Проблема эффективности – проблема популярности при определении релевантных форм деятельности в конкретной аудитории. Характер отношений с аудиторией: «хвостистский», «манипуляторский», «лобовой», «гуманистический». Можно ли показать на номере газеты? «Гуманистический» характер отношений – единственно плодотворный для достижения информированности. Удовлетворение потребностей при учете интересов, запросов, мотивов. Творческие факторы популярности. Учет требований оптимального восприятия и освоения информации. О чем свидетельствуют материалы номера газеты?

6. «Замер эффективности» и «анализ на эффективность» отдельных материалов

Журналисты как субъекты деятельности СМИ

1. Делает ли владение теорией профессионалом? Вопрос о структуре личности профессионала. Место и значение в ней различных компонентов, наряду и в дополнение к знаниям. Проблема достижения гармонии компонентов: развитие достоинств и купирование недостатков. Личные решения проблемы и требования профессии

2. Журналист как личность и член творческого коллектива (или персонала фирмы?). Потребности конкретного СМИ и личностные особенности журналиста. Общее и особенное. Место журналиста в коллективе. Специализация (тематическая, проблемная, жанровая, стилевая и т.д.). Взаимодействие с коллегами и взаимозаменяемость. Показать на материалах номера личностное своеобразие и взаимодополнение работников СМИ

3. Ответственность журналиста. Права и обязанности по Закону о СМИ. Свобода творчества и его юридические рамки по закону. Гражданская и этическая ответственность журналиста. Нормы отношений с аудиторией, источниками информации, персонажами своих произведений, социальными институтами как объектами произведений журналиста, коллегами по редакции, журналистами других СМИ и другими лицами и институтами, с которыми журналист вступает в отношения в связи со своей деятельностью. Нет ли в номере газеты свидетельств о нарушении норм или их ярком проявлении? Разрешение правовых и этических конфликтов

4. Журналист «в своем кругу»: состояние журналистского корпуса и отношений в нем. Журналистские объединения: творческие, профсоюзные, «клубные» и др. Корпоративные связи: действие центростремительных и центробежных сил. Отражение отношений в журналистской корпорации на страницах номера газеты. Возможности развития корпоративной солидарности в условиях политического плюрализма

Закон Российской Федерации о средствах массовой информации (по любому источнику)

Правовые и этические нормы в журналистике. М., 2004.

Корконосенко С.Г. Основы теории журналистики. М., 2001.

Основные понятия теории журналистики. М., 1993.

Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М., 2003.

Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналистское образование. Взгляд социолога. М., 1997.

Таловов В.П. Журналистское образование в СССР. М., 1990.

Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995.

Деннис Э., Меррилл Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

Сиберт Ф.С., Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.

Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание. Киев, 1988

Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994

Голицын Г.А. Петров В.М. Информация – поведение – творчество. М., 1991

Зиновьева Н.Б. Информационная культура личности. Краснодар, 1996

Информация как социальный и экономический ресурс. М., 1997

Кедровский О.В. Информация и власть // Информационные ресурсы России. 1996. №2

Коган В.З. Теория информационного взаимодействия. Новосибирск, 1991

Копыленко А.Л. Власть информации. Киев, 1991

Коренной А.Л. Информация и коммуникация. Киев, 1986

Костюк В.Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе // ОНС, 1996

Мучник Б.С. Человек и текст. М., 1986

Текст: структура и функционирование. Барнаул, 1994

Гитис А.Х. Толковый словарь информационных терминов. М., 1995

Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. Львов, 1986

Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев, 1991

Герасимов В.М. Общественное мнение в зеркале политической психологии. М., 1994

Горелова В.Н. Обыденное сознание как философская проблема. Пермь, 1993

Горшков М.К. Общественное мнение. М., 1988

Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1968

Дар или проклятие? Мозаика массовой культуры. М., 1994

Журавлев В.В. Мир художественного сознания. М., 1987

Закс Л.А. Художественное сознание. Свердловск, 1991

Историческое сознание: сущность, функции, формы // Вестн. Ставроп. ун-та. 1996. Вып. 4

Кириллов Н.П. Массовое сознание. В 2 кн. Томск, 1995

Кирьякова А.В. Теория ориентаций личности в мире ценностей. Оренбург, 1996

Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997

Кузьмен О.В. Социология общественного мнения. Новосибирск, 1996

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. М., 1996

Ракитов А.И. Историческое познание. М., 1982

Сознание и история. Барнаул, 1993

Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания. СПб., 1996

Судас Л.Г. Массовое сознание: в поисках новой парадигмы. М., 1996

Фомичева И.Д. Печать, радио и телевидение в жизни советского человека. М., 1987

Абрамов В.Н. Многопартийность в постсоветской России. М., 1997

Александрова О.В. Средний класс в современном обществе // Общество и экономика. 1996. № 6

Беляева Л.А. Средний класс: проблемы формирования и развития в России // Мир России, 1996. т. 5. № 2

Волков Ю.Г. Homo humanus. Личность и гуманизм. М., 1995

Гуманизм на рубеже тысячелетий: идея, судьба, перспектива. М., 1997

Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // ОНС. 1997. № 2

Григоров С.Г. Третье дыхание либерализма // Открытая политика. 1996. № 11/12

Ильин В. «Белые воротнички» в современной России // Рубеж. 1996. № 8/9

Ильин В.И. Основные принципы методологии анализа классовой структуры постсоветского общества // Вестн. Рос. гуманит. науч. Фонда. 1996. № 3

Кисловская Н.К. Предприниматели и основные политические партии России / МЭИМО. 1997. № 3

Конова И.П. Маргинальность. Социологический анализ. М., 1996

Консерватизм. История и современность. Ижевск, 1997

Кудинов А.Н. О диалектике общечеловеческих и классовых интересов // Человек и политика. 1991. № 12

Лапаев В.В. Становление российской многопартийности // Социологические исследования. 1996. № 8

Острогорский М.Я. Демократия и политические партии. М., 1997

Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная идентификация. М., 1996

Российское движение за новый социализм. М., 1997

Согрин В.В. Либерализм в России: перипетии и перспективы. М., 1997

Трухин А.Н., Алексеев А.С. Проблема общечеловеческого в политике. Иркутск, 1991

Социальная структура и стратификация в условиях формирования гражданского общества в России: Сб. в 2 кн. М., 1995

Цыганков А.П. Социально-классовые основания стабильных политических режимов // США. Экономика, политика, идеология. 1992. № 4

Конституция РФ.

Закон РФ о средствах массовой информации

Афанасьев О.В. Творчество: свобода и необходимость. М., 1995

Баглай М.В. Дорога к свободе. Идея свободы в истории политической мысли. М., 1994

Давидович В.Е. Грани свободы. М., 1969

Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналисты о правах и свободах личности и средств массовой информации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Журналистика. 1997. № 3

Ореховский А.И. Свобода, ответственность, регуляция. Новосибирск, 1995

Теплюк В.М. Социальная ответственность журналиста. М., 1984

Тульчинский Г.Л. Российский потенциал свободы // ВФ. 1997. № 3

Ратинов А.Р., Ефремова Г.Х. Масс-медиа в России. Законы. Конфликты. Правонарушения. 1996 – 1997. М., 1998

Судебная палата по информационным спорам. Вып.1 – 3. М., 1995; 1997

Андреев В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. М., 1995

Баринова В.И. Консенсус как одно из главных условий разрешения политических конфликтов // Соц.-полит. ж-л. 1995. № 5

Бернацкий Г.Г. Культура политической дискуссии. М., 1991

Бикметов Р.М. Открытое общество и свобода политических дискуссий. М., 1997

Валитова Р.Р. Толерантность: порок или добродетель // Вестн. Моск. ун-та, Сер. Философия. 1996. № 1

Василик М.А., Косоев А.В. Политический плюрализм. СПб., 1992

Гончаров Ю.В. Теория политического участия. М., 1997

Каменец А.В. и др. Политическая культура России. М., 1997

Кин Дж. Средства массовой информации и демократия. М., 1993

Левченко И.Е. Проблема цензуры в истории зарубежной общественно-политической мысли // Соц.-полит. ж-л. 1996. № 6

Левченко И.Е. Цензура как социокультурный феномен // Социс. 1996. № 8

Ледяев В.В. Современные концепции власти // Соц.-полит. ж-л. 1996. № 3/4

Миллер Э.Д. Шарлоттский проект. Как помочь гражданам взять демократию в свои руки. М., 1998

Основы политической науки. М., 199З. Ч.1 – 2

Панарин А.С. Понимание и консенсус: от формационного монолога к цивилизованному диалогу // История как объект философского знания. М., 1991

Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. М., 1996

Прохоров Е.П. Журналистика и демократия. М., 2004

Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 1993

Романов В.В. Идеология демократии. СПб., 1995

Формирование гражданского общества в современной России. М., 1996

Хомелева Р.А. Природа политической власти. СПб., 1996

Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. М., 1978

Взаимодействие СМИ, народа и институтов власти в процессе демократизации. Минск, 1991

Любосветов Д.И. По законам эфира. М., 1979

Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М., 1999

Типология периодической печати. М., 1996

Хелемендик В.М. Союз пера, микрофона и телекамеры. М., 1985

Шостак М.И. Еженедельник как тип издания. М., 1985

Система средств массовой информации России. М., 2001

Юровский А.Я. Телевидение: поиски и решения. М., 1983

Аграновский В.А. Ради единого слова. М., 1978

Бургин М.С., Кузнецов В.И. Введение в современную точную методологию науки. М., 1994

Вайнцванг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990

Горохов В.М. Слагаемые мастерства. М., 1982

Жарков Е.С., Золотов А.Б. Как приблизить час открытий. Кишинев, 1990

Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М., 1983

Методы журналистского творчества. М., 1982

Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 1986

Николко В.Н. Творчество как новационный процесс. Симферополь, 1990

Практическое мышление: функционирование и развитие. М., 1990

Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. М., 1998.

Уроки Аграновского. М., 1986

Ученова В.В. Творческие горизонты журналистики. М., 1976

Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1991

Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблема измерения. М., 1979

Лубкович И.М. Местная печать: проблема повышения эффективности. Львов, 1989

Проблемы эффективности журналистики. М., 1990

Прохоров Е.П. Проблема эффективности журналистской деятельности. М., 1987

Рощин С.К. Психология и журналистика. М., 1989

США глазами американских социологов. М., 1988. Кн. 2, разд. 2, гл. 2

Фомичева И.Д. Провинциальный читатель в России. М., 1992

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. М., 1991

Дзялошинский И.М. Творческая индивидуальность в журналистике. М., 1984

Засурский Я.Н., Колесник С.Г., Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналист. Российско-американские социологические исследования. М., 1998.

Давидович В.Е. Грани свободы. М., 1969

Ламбет Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе к журналистской профессии. М., 1998

Маркелов К. Карьера журналиста. К вершинам профессии. М., 1999

Никулина Г.Ю. Экзамен перед зеркалом. Познер отвечает на вопросы журналиста. М., 1994

Оуэн Л. Приобретение и продажа авторских прав на литературное произведение. М., 1997

Право и этика в работе журналистов. Екатеринбург, 1993

Симонов К.М. Разные дни войны. Дневник писателя. М., 1977

Социальный статус журналиста в России. М., 1995

Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. М., 1995

Татевосян В.П. Авторское право в вопросах и ответах. Самара, 1997

Уроки Аграновского. М., 1986

2

4

4

4

4

4

2

2

4

4

2

4

4

4

4

4

2

2

4

4

2

4

4

4

4

4

2

2

4

4

Зачет

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В первом семестре студенты всех отделений начинают изучение цикла специальных журналистских дисциплин с курса «Введение в теорию журналистики». Этот курс носит вводный характер, создает теоретические и методологические предпосылки, необходимые будущим журналистам для выработки принципиальных основ журналистской позиции по всему пространству профессиональной деятельности и для овладения материалом всех дисциплин учебного плана – собственно журналистских, а также социально-экономических и культурно-гуманитарных. В течение всего отведенного на курс времени студенты слушают общие для всего потока лекции, участвуют в рамках учебных групп в семинарских занятиях, подготовка к которым носит характер самостоятельного освоения имеющего отношения к теме материала. Занятия представляют собой творческую дискуссию, а порой и деловую игру на основе конкретной ситуации в номере газеты. Студенты готовят также письменные работы по темам, согласованным с преподавателем. По результатам работы в группе (участию в семинарских занятиях на основе освоения лекционного материала и работы с учебным пособием, что проявляется в обсуждении тем курса с привлечением материалов газеты) студенты получают допуск к сдаче экзаменов и зачетов.

Начальным этапом работы над каждой темой является лекция , из которой в сводном виде и на основе самых последних данных и разработок, с учетом ситуации в журналистике излагаются важнейшие вопросы данной темы, притом часто в виде дискуссии с предложением разных подходов и решений, поскольку существуют различные позиции по основным вопросам, а учебно-научная литература разных лет издания авторов, принадлежащих к различным школам, содержит взгляды, порой существенно расходящиеся. Притом теоретическое осмысление закономерностей СМИ часто расходится с реалиями жизни журналистики, и это требует серьезного внимания: есть ли неточности в теории или (и) происходят «сбои» в журналистской практике?

Семинарское занятие ( лат. seminarium – рассадник) – это обсуждение под руководством преподавателя актуальных и спорных вопросов текущей темы. Его ни в коем случае не следует рассматривать как «опросную» часть «урока». На семинаре под руководством преподавателя:

обсуждаются важнейшие вопросы, связанные с освоением материала лекций;

рассматриваются спорные положения «литературы вопроса», мнения студентов и преподавателя;

анализируются в качестве конкретных примеров материалы номера газеты в связи с обсуждаемыми вопросами темы;

ведется обмен мнениями по текущим публикациям, касающимся проблем журналистики;

организуются деловые игры по материалам номеров газеты для выяснения способности выработки самостоятельных решений на основе освоенного материала и складывающихся позиций.

В ходе семинарских занятий всю свою работу студенты должны соотносить с той системой задач, которые сформулированы в теме «Предмет и задачи курса»,чтобы каждый шаг учебной работы был максимально целенаправленным.

Успех на семинарском занятии зависит от постоянных «челночных операций» между положениями теории и реалиями практики, четкости постановки проблемы и поиска верного подхода к ее решению, аналитичности осмысления предлагаемых подходов и решений. Причем вовсе не обязательно «правота» всегда будет на какой-то одной стороне. Поэтому успешное решение вопроса зависит от вдумчивого анализа альтернатив, глубины осмысления теоретического и практического материала, активности высказывания «несогласных», смелости выдвижения суждений, толерантности (терпимости) к высказываемым мнениям, стремления убедительно обосновать свою позицию и выводы. Иначе говоря, надо стремиться не «выучивать» задание и «отчитываться» по теме, а на основе полученных из разных источников материалов делать максимально обоснованные шаги в определении своих взглядов, а также учиться выслушивать, понимать и оценивать альтернативные идеи и стараться на основе дискуссии придти к общему решению.

Придут ли участники обсуждения к общему мнению? Хотя к этому стремиться надо (ведь наиболее верное решение только одно, а уж тем более истинное суждение), добиться этого удастся далеко не всегда. Сложные проблемы не всегда поддаются быстрому и однозначному решению, тем более в условиях плюрализма взглядов, разброса в позициях участников обсуждения, использования различных критериев оценки, суждений и аргументов. И надо иметь в виду, что студентам еще не хватает знания и умения оперировать ими при обсуждении сложных проблем СМИ.

Но даже если и не удастся придти в единому взгляду, важно, чтобы каждому участнику дискуссии на семинаре были ясны высказанные различные представления, их обоснование и практические «выходы». И на этом фоне нужно суметь выбрать приемлемую для себя позицию, которую готов отстаивать и нести за нее ответственность.

Конечно, впоследствии (под влиянием новых данных и в результате дальнейших размышлений) взгляды концептуального характера будут трансформироваться, уточняться, углубляться, систематизироваться. Но ведь основы были заложены на самых первых семинарах (если, конечно, на них шла серьезная работа).

Письменные работы закрепляют навыки активного и самостоятельного осмысления проблем журналистской деятельности «на стыке» теории и практики. Они представляют собой краткие (5-8 страниц) ы по конкретным вопросам курса и проблемам, обсуждаемым на семинарах. – первая форма самостоятельной письменной работы (лат. referre означает «сообщать», «докладывать»), в которой излагаются результаты изучения «литературы вопроса» по выбранной теме. Тема и характер а определяются вместе с преподавателем, который консультирует студентов на всех этапах работы, в том числе по подбору «литературы вопроса» и характеру изложения. В реферате дается сводное, желательно систематизированное, изложение знаний, полученных студентом из различных источников. Допускается широкое цитирование тех работ, которые имеют отношение к теме. При этом подчеркиваются положения, с которыми автор реферата согласен, и высказываются критические замечания, указываются вопросы, требующие решения, другие суждения и предложения автора, возникающие при знакомстве с «литературой вопроса» и материалами прессы. В конце реферата приводится список использованной литературы и материалов прессы.

Получение зачета по у – условие допуска к экзамену или заключительному зачету. Поэтому все ы должны быть завершены и получить оценку преподавателя до 15 декабря.

Обычно (если преподаватель не изменяет характер задания) в течение семестра каждый студент готовит три письменных работы (в некоторых группах по согласованию с преподавателем две или даже одну, но соответственно увеличенного объема).

Первая работа (объемом до трех страниц машинописного или компьютерного текста; срок сдачи – до 10 октября) отводится теоретико-журналистской и широко используемой в СМИ общественно-политической терминологии – анализу содержания понятия («гласность», «диалог», «пропаганда», «плюрализм», «свобода», «эффективность» и т.д.) в различных словарях и словоупотреблении журналистов. Цель – разобраться в разнообразии и многозначности наполнения термина и его употребления в разных контекстах, чтобы студент научился адекватно понимать тексты с этими терминами, делать критические замечания и вырабатывать свое представление о точном употреблении термина.

Вторая работа требует внимания студента к «стыковым» проблемам теории и практики СМИ и потому касается обсуждения в журналистике проблем самой журналистики – тех или иных теоретических, творческих, организационных и других «внутрижурналистских» проблем СМИ [какой должна быть аналитическая еженедельная программа?; как ведется диалог в различных передачах с участием публики?; насколько последовательна дискуссия между разными газетами?; положение местной прессы по материалам общефедеральных газет; «Журналист» или «Читающая Россия» или «Семь дней» о тех или иных вопросах журналистики; критики (например, И.Петровская или А.Вартанов ) о телепередачах и т.д.].

Следует обсудить и согласовать с преподавателем тему, показать отобранные материалы, объяснить причины возникшего интереса и определить пути дальнейших поисков и разработки темы. Над темой работать легче и продуктивнее для того, кто следит за двумя-тремя газетами, программами ТВ и РВ. Важно искать относящиеся к теме аналитические материалы профессиональных изданий («Журналист», «Четвертая власть», «Среда» и др.). Объем этого а – 4–5 страниц с приложением вырезок или ксерокопий материалов прессы, которые стали предметом анализа. Сдача работы – 10-15 ноября.

Третья работа обращена к вопросам, находящимся на стыке законодательства и журналистской практики. Эти ы касаются законодательных актов, их отдельных разделов или опубликованных законопроектов по правовому положению журналистики; в них содержится анализ проблем: «журналистика и власть», «СМИ и капитал», обзоры выступлений официальных лиц, политических деятелей, публицистов, специалистов по правовым вопросам деятельности журналистики, ее деонтологическим проблемам, другим общим и частным правилам деятельности и поведения журналистов («права и обязанности журналистов», «учредитель и редакция», «тайны и секреты: поведение журналистов», «тема журналистики в дебатах в Федеральном Собрании», «законодательство о защите чести, достоинства, деловой репутации», «решения Судебной палаты по информационным спорам») и т.д. Объем – 5-7 стр. Сдача работы – 10-12 декабря.

Перед экзаменом (зачетом) проводятся курсовые и групповые консультации. При подготовке к экзамену (зачету) важно систематизировать всю накопленную информацию, подвести итоги работы на лекциях, семинарах, при написании ов, анализе номеров газет, радио- и телепередач и т.д., чтобы придти на заключительную аттестацию по курсу с целостной системой знаний и своей позицией по общим вопросам теории журналистики. В ходе экзамена (зачета) студент должен продемонстрировать владение теоретическим материалом, умение анализировать явления журналистики, навыки оперирования эмпирическим материалом, умение решать задачи на основе полученных знаний. На экзамене (зачете) как свидетельство учебной активности студенты могут представить конспекты лекций и прочитанных книг, собранные ими досье, заметки, сделанные на семинарах, в ходе деловых игр, и другие материалы из своего «архива», собранного при изучении курса.

Как свидетельствует опыт, на семинарских занятиях не всегда удается «отработать» все темы курса. И не все студенты успевают «рассчитаться» по ам. Эти недоработки не предполагают возможности каких-то послаблений на экзамене (зачете). Проводится экзамен (зачет) по всем темам курса при наличии положительно оцененных преподавателем ов. Спорные случаи рассматриваются при участии заведующего кафедрой и работников учебной части.

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Сроки

занятий

Темы

Литература

Лекции, часы

Самост. работа,

часы

Вид

контроля

Примечания

Сентябрь – декабрь

1 нед.

2 – 3 нед.

4 нед.

5 нед.

6 нед.

7 нед.

7 – 8 нед.

9 нед.

9 – 10 нед.

11 нед.

12 нед.

13 нед.

14 нед.

15 нед.

16 нед.

16 – 17 нед.

18 нед.

Введение в курс античной литературы

Мифология Древней Греции

Гомеровский эпос «Илиада»

«Одиссея»

Художественные особенности гомеровского эпоса

Дидактический эпос Гесиода

Греческая лирика VII – VI вв до н.э.

Аттический период. Происхождение драмы

Драматургия Эсхила

Софокл

Еврипид

Эллиническая драма. Менандр

Драма и театр в Риме

Эллиническая лирика. Александрийская школа

Древний Рим. Мифология

«Золотой век» римской литературы

Греческая литература эпохи римского владычества

Тронский И.М. История античной литературы. М., 1988

Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. Л., 1971

Гаспаров М.Г. Занимательная Греция. М., 2000

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. М., 1987

Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1, 2 / Под ред. С.А. Токарева. М., 1980 – 1982

Другие справочники

Гомер. Илиада. В пер. Н. Гнедича. Одиссея. В пер. В.А. Жуковского

Лосев А.Ф. Гомер. М., 1997

Вейль С. «Илиада» или поэма о силе // Новый мир. 1990. № 9

Шталь И.В. Одиссея – поэма странствий. – М., 1978.

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983

Гомер. Илиада. В пер. Н. Гнедича. Одиссея. В пер. В.А. Жуковского

Лосев А.Ф. Гомер. М., 1997

Вейль С. «Илиада» или поэма о силе // Новый мир. 1990. № 9

Шталь И.В. Одиссея – поэма странствий. М., 1978

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983

Гомер. Илиада. В пер. Н. Гнедича. Одиссея. В пер. В.А. Жуковского

Лосев А.Ф. Гомер. М., 1997

Вейль С. «Илиада» или поэма о силе // Новый мир. 1990. № 9

Маркиш С.П. Гомер и его поэмы. М., 1962

Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983

Гесиод. Работы и дни. Теогония // Эллинские поэты VIII – III вв. до н.э. Эпос, лирика, ямбы, мелос / Пер. В.В. Вересаева / М.Л. Гаспаров, О.П. Цыбенко, В.Н. Ярхо. М.: Ладомир. 1999

Лосев А.Ф. Гесиод и мифология // Уч. зап. МГПИ им. В.И. Ленина. Т. 83. М., 1954

Тиртей, Солон, Феогнит, Мимнерм, Архилох, Алкей, Сапфо, Анакреонт. Голосовкер Я. Логика мира // Античная лирика. М., 1968 (БВЛ)

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки: Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990

Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. СПб, 1995

Эсхил. Персы. Прометей прикованный. Орестея

Иванов Вяч. Эллинистическая религия страдающего бога. Дионис и прадионисийство // Эсхил / Пер. Вяч. Иванова. М., 1989

Софокл. Антигона. Эдип-царь. Эдип в Колоне. Аянт. Филокрет

Ярхо В.Н. Греческая трагедия

Еврипид. Медея. Ипполит. Ифигения в Авлиде

Ярхо В.Н. Греческая трагедия

Менандр. Брюзга. Третейский суд / Менандр. Комедии. Фрагменты. М., 1982

Плавт Тит Макреций. Избранные комедии. М., 1967

Плавт Тит Макреций. Комедии: В 2 т. М., 1985

Теренций. Комедии. М., 1985

Каллимах. Аполлоний. Родосский. Феокрит

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. М., 1987

Парандовский Я. Мифология. М., 1971

Мифы народов мира. Энциклопедия. / Под ред. С.А. Токарева. М., 1980 – 1982. Т. 1, 2

Вергилий. Буколики. Энеида

Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Послания. М., 1970

Гораций. Послание к Пизонам / Гораций. Полн. собр. соч. / Пер. и ред. Ф.А. Пиотровского. М., 1936

Овидий. Amores. Метаморфозы. Скорбные элегии

Плутарх. Сравнительные жизнеописания (Солон, Перикл, Демосфен, Цицерон, Александр Македонский, Цезарь)

Лукиан. Разговоры богов. Разговоры в царстве мертвых

Лонг. Дафнис и Хлоя

Апулей. Метаморфозы, или Золотой осел

Петроний. Сатирикон

2

4

2

2

2

1

3

2

3

2

2

2

2

2

1

3

2

6

6

6

6

2

6

6

4

4

4

4

4

2

9

4

Коллоквиум

Коллоквиум

Коллоквиум

Экзамен

(один по выбору) по темам

Коллоквиумы вынесены за сетку часов: 3 занятия в семестр

Гомеровский вопрос

Гомеровский вопрос

Гомеровский вопрос

Коллоквиум. Эллинические традиции в творчестве Овидия

Коллоквиум. Литература Ветхого Завета

При наличии а и трех коллоквиумов допуск к экзамену

ОСНОВЫ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ

Сроки

занятий

Темы

Литература

Лекции, часы

Самост. работа,

часы

Вид

контроля

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Предмет теории литературы. Место теории литературы в системе наук об искусстве

Понятие о художественном мире

Место литературы в ряду других искусств

Понятие об интерпретации

Литературоведение и литературная критика

Материал и прием. Сюжет и фабула. Язык произведения

Художественная речь и ее элементы

Пространство и время в литературе. Художественная условность

Автор – повествователь – персонаж в произведении

Форма и содержание произведения. Предметный мир

Роды и жанры литературы. Понятие «память жанра».

Культурная и литературная традиция. Направления и течения

Стихосложение

Литература и мифология

Литература – беллетристика – паралитература

Пародия и ее роль в литературе

Историческое развитие литературы. Литературный процесс

Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. Гл. I

Введение в литературоведение. Хрестоматия

Пульхритудова Е.М. Теория литературы. М., 1987

Введение в литературоведение: Хрестоматия

Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. Гл. III.

Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. Литературно-художественная критика. Гл. I, II

Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. Гл. III

Введение в литературоведение: Хрестоматия. Разд. V. Гл. II

Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. Гл. XIII – XVIII

Введение в литературоведение: Хрестоматия

Пульхритудова Е.М. Теория литературы. М., 1987

Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. Гл. IX

Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. Ч. II. Гл. I

Введение в литературоведение: Хрестоматия. Разд. VI

Богомолов Н.А. Стихотворная речь. М., 1988

Пульхритудова Е.М. Теория литературы. М., 1987

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

4

3

2

2

4

2

2

2

2

Устные сообщения. Опрос

Устные сообщения. Работа с текстом

Устные сообщения. Опрос

Подготовка ов. Опрос. Анализ текста

Устные сообщения. Работа

с текстом

Подготовка ов. Опрос

Работа с текстом

Устные сообщения. Опрос

Работа с текстом

Подготовка ов

Устные сообщения

Работа с текстом

Устные сообщения. Опрос

Экзамен

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При изучении тематики курса, при подготовке к экзаменационной сессии необходимо использовать следующие учебно-методические пособия:

1. Методические рекомендации для студентов факультета журналистики по курсу «Основы теории литературы». Вып. 1. М., 1980 (Ротапринт); Пульхритудова Е.М. Теория литературы. Методические рекомендации для студентов-заочников. М., 1987.

2. Николаев П.А., Руднева Е.Г. Введение в литературоведение. Методические указания. М., 1980.

3. Богомолов Н.А. Стихотворная речь. М., 1988.

Список учебных пособий с указанием разделов, обязательных для изучения, можно найти в «Методических рекомендациях для студентов факультета журналистики». (См. также рекомендательный список «Учебные пособия и справочные издания».)

Особое внимание следует уделить разделу «Составление картотеки по вопросам, посвященным изучению особенностей художественной речи, стиховедения, некоторым проблемам поэтики».

Полезно знакомство с методическими указаниями для студентов-заочников по курсу «Введение в литературоведение», которые составлены П.А. Николаевым и Е.Г. Рудневой.

Обращаем внимание на то, что такие темы лекционного курса, как «Анализ читательского восприятия. Роль читателя в литературном процессе», «Интерпретация и ее разновидности», «Автор, повествователь, литературный герой» в учебниках и учебных пособиях не освещен. Их следует изучать, опираясь на материал лекций, прочитанных преподавателем, на рекомендованную им дополнительную литературу, на разработки, включенные в текст методических указаний.

ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Сроки занятий

Темы

Литература

Лек-ции, часы

Семи-нары, часы

Самост. работа, часы

Вид контро-ля

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Возникновение древнерусской литературы. Периодизация литературного процесса. Первые книги на Руси

Литература Киевской Руси. Русская летопись. «Повесть временных лет», «Поучение чадам» Владимира Мономаха. «Слово о законе и благодати» м. Илариона. «Житие Бориса и Глеба»

«Слово о полку Игореве»

Литература периода феодальной раздробленности (конец ХII – первая половина ХIV в.). «Моление» Даниила Заточника. «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели русской земли». «Житие Александра Невского»

Литература образования централизованного государства (конец XIV – начало ХVI вв.). Повести о Куликовской битве. Теория «Москва – Третий Рим»

Литература в Тверском, Муромо-Рязанском и Псковском княжествах. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. «Повесть о Петре и Февронии». Епифаний Премудрый «Житие Стефана Пермского». «Повесть о Псковском взятии»

Основные тенденции литературного развития в ХVI в.

Публицистика ХVI в.

Развитие литературного процесса в ХVII в. Повести Смутного времени

Эволюция жанра жития в ХVII в.

Особенности жанра воинской повести в ХVII в.

Бытовая повесть XVII в.

Русская демократическая сатира ХVII в.

Симеон Полоцкий – поэт и драматург

Переводная повесть ХVII в.

«Повесть о Бове Королевиче», «Повесть о Еруслане Лазаревиче»

Литература по всему курсу

Тексты

Гудзий Н.К. Хрестоматия по древней русской литературе ХI – ХVII вв. 7-е изд. М., 1962

Литература Древней Руси. Хрестоматия / Сост. Л.А. Дмитриев. М., 1990

Памятники литературы Древней Руси (ПЛДР). Начало русской литературы. ХI – начало ХII вв. М. 1978; ПЛДР. ХII в. М., 1980

и последующие издания текстов

Учебники и методические пособия

Гудзий Н.К. История древней русской литературы. 6-е изд. М., 1965; 7-е изд. М., 1966

Кусков В.В. История древней русской литературы. М., 1977 и любое последующее издание.

Татаринова Л.Е. Древняя русская литература. Методические указания. М., 1985

Дополнительная литература

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. 2-е изд. М., 1970

Лихачев Д.С. Великое наследие. М., 1975

Слово о полку Игореве. Сер. Литературные памятники. М.-Л., 1950

«Слово о полку Игореве» – памятник ХII в. М.-Л., 1962

Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1971

Другие издания «Слова...»

См. обязательную литературу

Воинские повести Древней Руси. М.-Л., 1949

Тексты можно читать по одной из Хрестоматий или ПЛДР. ХIII в. М., 1981

«Задонщина». Хрестоматия. ПЛДР. ХIV – середина ХV вв. М., 1981

«Сказание о Мамаевом побоище». Лицевая рукопись ХVII в. М., 1960

«Сказание о князьях Владимирских» (Хрестоматия)

«Повесть о Новгородском белом клобуке» (Хрестоматия)

Любое издание «Хождения...»

Русские повести ХV – ХVI вв. М. 1958

Грихин В.А. Проблемы стиля древнерусской агиографии ХIV – ХV вв. М., 1973

Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М.-Л., 1970

«Слова» Максима Грека (Хрестоматия)

Отрывки из Домостроя (Хрестоматия)

Сочинения Ивана Пересветова. М.-Л., 1956

Переписка Курбского с Грозным (Хрестоматия)

См. книгу «Послания И. Грозного» Сер. Литературные памятники. М., 1951

Будовниц И.У. Русская публицистика ХVI в. М.-Л., 1947

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  107  108  109   ..