Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  92  93  94   ..

 

 

Практикум по ценообразованию

Практикум по ценообразованию

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Гольнев В.Н.

ПРАКТИКУМ ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ

Учебно-методическое пособие

Рекомендовано методической комиссией финансового факультета для студентов ННГУ, обучающихся по направлениям подготовки: 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент», (квалификация (степень) «бакалавр»)

Нижний Новгород

2012


УДК 338.5

ББК 65.0

Г- 636

Г- 636 Гольнев В.Н. ПРАКТИКУМ ПО ЦЕНООБРАЗОВАНИЮ: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 112 с.

Рецензент : к.э.н., профессор Ясенев В.Н.

Учебно-методическое пособие написано по дисциплине «Ценообразование», читаемой на финансовом факультете Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. В учебно-методическом пособии рассматриваются различные аспекты ценообразования. Большое внимание уделено концепции эластичности спроса и методам формирования цены. Описываются наиболее распространенные стратегические и тактические приемы ценообразования. Приведены примеры решения типовых задач.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «Ценообразование» предназначено для студентов обучающихся по направлениям подготовки: 080100 «Экономика», 080200 «Менеджмент», (квалификация (степень) «бакалавр»).

Ответственный за выпуск:

председатель методической комиссии финансового факультета ННГУ

к.э.н., доцент Никулина Н.Н.

Работа выполнена на кафедре «Финансы» финансового факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского, зав. кафедрой профессор А.С. Кокин .

УДК 338.5

ББК 65.01

©Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2012

Содержание

Введение. 4

Глава.1 Теоретические основы рыночного ценообразования. 6

1.1 Особенности ценообразования на различных типах рынков. 7

1.2. Конкурентная реактивность рынка. 8

1.3. Определение уровня отраслевой концентрации. 9

1.4. Примеры определения уровня отраслевой концентрации. 12

1.5. Задания для самостоятельной работы.. 14

Глава 2. Система цен в экономике. 15

2.1. Виды цен. 15

2.2. Характеристика цен по стадиям движения товара. 16

2.3. Примеры формирования цен по стадиям движения товара. 18

2.4. Задания для самостоятельной работы.. 20

2.5. Характеристика цен по признаку фиксации. 24

2.6. Пример определения скользящей цены.. 25

2.7. Задания для самостоятельной работы.. 25

2.8. Характеристика цен по признаку отражения фактора времени. 26

2.9. Примеры расчета средних цен. 29

2.10. Задания для самостоятельной работы.. 29

Глава 3. Оценка и анализ эластичности спроса. 34

3.1. Примеры оценки и анализа эластичности спроса. 36

3.2. Задания для самостоятельной работы.. 38

Глава 4. Методы сбора и обработки информации о поведении покупателей при изменении цен 41

4.1. Методы статистической обработки информации о поведении покупателей при изменении цен 43

4.2. Примеры использования методов о поведении покупателей при изменении цен. 45

4.3. Задания для самостоятельной работы.. 47

Глава 5. Государственное регулирование цен. 50

5.1. Цели и методы государственного регулирования цен. 50

5.2. Примеры использования методов государственное регулирование цен. 51

5.3. Задания для самостоятельной работы.. 53

Глава 6. Методы ценообразования. 54

6.1. Затратные методы ценообразования. 55

6.2. Примеры определения цен затратными методами ценообразования. 58

6.3. Задания для самостоятельной работы.. 62

6.4. Параметрические методы ценообразования. 66

6.5. Примеры использования параметрических методов. 71

6.6. Задания для самостоятельной работы.. 78

6.6. Задания для самостоятельной работы.. 78

Глава 7. Стратегия и тактика ценообразования. 83

7.1. Сущность и последовательность разработки стратегии ценообразования. 83

7.2. Примеры определения стратегии и тактики ценообразования. 90

7.3. Задания для самостоятельной работы.. 95

Тесты по дисциплине «Ценообразование». 100

Рекомендованная литература. 106

Приложения. 108


Введение

Ценообразование – наука изучающая процессы формирования, закономерности движения и использования цен. Предмет науки – теория цен и практика их установления. Цена – важнейшая экономическая категория, оказывающая существенное влияние на решение социальных проблем населения и укрепление финансовой системы страны, что имеет особое значение в условиях нынешней экономики РФ.

Целью дисциплины «Ценообразование» является изучение теоретических основ ценообразования, ознакомление с методическими основами и методами ценообразования, получение навыков самостоятельной постановки и осмысленного решения учебных и прикладных задач в данной области.

Основными задачами изучения дисциплины «Ценообразование» являются:

- рассмотрение основ рыночного ценообразования и государственного регулирования цен;

- ознакомление студентов с теорией и практикой формирования цен в организациях различных форм собственности;

- формирование у студентов практических навыков анализа цен и их влияния на финансовые результаты организаций;

- получение навыков и умения выявлять и анализировать современные проблемы в области формирования цен;

- приобретение знаний для использования их в практической деятельности.

Целью практических и семинарских занятий является самостоятельное изучение отдельных теоретических тем дисциплины; выполнение практических расчетов в области ценообразования с последующим контролем со стороны преподавателя.

В результате изучения дисциплины «Ценообразование» студенты должны

а) знать :

- теоретические основы рыночного ценообразования;

- основные законодательные и нормативные акты в области ценообразования;

- содержание основных методов ценообразования;

- характеристики ценообразования на различных рынках;

- закономерности формирования стратегии и тактики ценообразования;

- опыт зарубежных и отечественных организаций в области ценообразования.

б) уметь :

- анализировать, прогнозировать и решать возникающие в практической деятельности проблемы ценообразования;

- применять известные методы ценообразования;

- оценивать эластичность спроса;

- обосновывать целесообразность применения известных стратегий и тактических приемов ценообразования.

в) иметь представление о :

- взаимосвязях дисциплины с другими общеэкономическими и специальными дисциплинами, изучаемыми по направлению;

- тенденциях исторического развития системы цен в РФ;

- направлениях совершенствования ценообразования в РФ.

Для успешного освоения дисциплины «Ценообразование» требуются знания по дисциплинам «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Маркетинг», «Статистика», «Эконометрика» и др.

Требования к результатам освоения дисциплины «Ценообразование»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФОГС:

- ОК-1, ОК-3, ОК-4, ОК-5, ОК-6, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-10, ОК-11, ОК-12, ОК-13, ОК-14;

- ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-13, ПК-14, ПК-15.

Критерии оценок знания студента

Превосходно

Свободно владеет лекционным материалом и показывает знание дополнительного материала с использованием публикаций в специальной литературе, отвечает на дополнительные вопросы по пройденным темам.

Отлично

Свободно владеет лекционным материалом и отвечает на дополнительные вопросы.

Очень хорошо

Свободно владеет лекционным материалом и отвечает на дополнительные вопросы с некоторыми погрешностями.

Хорошо

Свободно владеет лекционным материалом и отвечает на большинство дополнительных вопросов.

Удовлетво­рительно

Владеет лекционным материалом, но не отвечает на большинство дополнительных вопросов.

Неудовлетво­рительно

Плохо владеет лекционным материалом и не отвечает на дополнительные вопросы.

Плохо

Не владеет лекционным материалом и не отвечает на дополнительные вопросы.


Глава 1. Теоретические основы рыночного ценообразования

Ценообразование – наука, изучающая процессы формирования, закономерности движения и использования цен. Предмет науки – теория цен и практика их установления.

Развитие теоретических основ ценообразования способствовало возникновению пассивных и активных концептуальных подходов к практическому ценообразованию, предполагающих использование соответствующих методов: затратных и основанных на учете ценности товара для потребителя, как приведено на рис. 1.1.

Рис.1.1. Концептуальные подходы в теории и практике ценообразования

Функции цены отражают ее сущность, роль в экономике, место среди других экономических категорий и взаимосвязь с этими категориями. Выделяют следующие функции цен: измерительная, соизмерительная, учетная, регулирующая, социальная, стимулирующая, распределительная.

1.1. Особенности ценообразования на различных типах рынков

Деятельность продавца в области ценообразования в значительной степени зависит от типа рынка, на котором он действует. Современный рынок – это сложная система, включающая в себя организационные, экономические связи и располагающая набором хозяйственных инструментов, с помощью которых данные связи реализуются.

Структура рынка – это основные характерные черты, к которым относятся количество и размер организаций, находящихся на рынке, степень однородности (сходства или отличия) предлагаемых ими товаров, легкость или трудность вхождения на рынок и выхода из него, наличие конкурентной среды, доступность рыночной информации. В современных условиях рыночной экономики все рынки можно классифицировать по следующим признакам (приведено в таблице 1.1).

Таблица 1.1

Классификация рынков по признакам

Признаки классификации по:

Вид рынка, в т. ч.:

экономическому назначению

товаров и услуг;

средств производства;

сырья;

труда;

ценных бумаг;

денег (капитала, валюты);

научно-технических разработок.

степени ограничения конкуренции

свободной конкуренции;

монополистической конкуренции;

олигополистической конкуренции;

чистой монополии.

географическому положению

местные (региональные);

национальные;

мировые;

отраслям производства

автомобилей;

металлов;

зерна;

нефти и др.

видам участников рыночных отношений

оптовой торговли;

розничной торговли.

способу соблюдения законности

легальный;

теневой (нелегальный).

В зависимости от степени свободы конкуренции различают четыре основных типа рынка: свободной конкуренции (СК), монополистической конкуренции (МК), олигополии (О) и монополии (М). Модель параметров оценки типов рынка приведена в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Модель параметров оценки типов рынка

Параметры рынка, в т.ч.:

СК

МК

О

М

1

количество продавцов

2

количество покупателей

3

сила конкуренции

4

доля организации на рынке

5

доступ к рынку

6

объем продаж

7

политика ценообразования

8

роль качества в конкуренции

9

роль рекламы в конкуренции

10

норма прибыли производителя

11

эффективность использования ресурсов

1.2. Конкурентная реактивность рынка

Реактивность рыночной системы на изменение спроса на товар, ее адаптивность к сигналам спроса при наличии независимых агентов рынка можно сравнить с надежностью работы любой системы, состоящей из отдельных элементов (организаций, фирм, хозяйствующих субъектов).

В современных условиях рыночных отношений вероятность реакции на изменение спроса каждой отдельной организации пока еще достаточно низкая и находится примерно на уровне 0,1. В связи с этим можно иметь более высокую вероятность реакции на изменение спроса хозяйственной системы в целом

Если допустить, что все хозяйствующие субъекта рынка являются полностью самостоятельными, то вероятность реакции экономической системы в целом на изменение спроса на рынке , состоящей из организаций, можно определить (формула 1.1):

, (ф. 1.1)

где , , - вероятности противоположных событий,

а , ….. -индивидуальные вероятности реакции организаций на изменение спроса на рынке.

Тогда формула будет иметь следующий вид:

.(ф. 1.2)

Используя приведенные формулы, проведите математические расчеты и получите оценочные вероятности реакции экономической системы, состоящей из независимых организаций, на изменение спроса при различных типах рынков. Для простоты расчетов условно примем, что вероятность реакции каждой организации одинакова и равна 0,1. Результаты отразите в модели таблицы 1.3.

Таблица 1.3

Модель реактивности экономической системы на изменение спроса с учетом количества организаций

Типы рынков

Число организаций

Формулы расчета оценки реактивности экономической системы на изменение спроса с учетом количества организаций

Вероятность реакции системы на изменение спроса

М

1

О

2

3

5

7

10

МК

20

25

30

СК

40

1.3. Определение уровня отраслевой концентрации

Для определения уровня концентрации рынка товаров важно правильно определить показатели размера организации и границы рынка, которые характеризуются особенностями продукции, а также временным и географическим фактором. Основными конкретными показателями (индексами), определяющими уровень концентрации рынка товаров разных организаций, являются:

- показатель пороговых долей (удельных весов) рынка;

- индекс концентрации;

- индекс Линда;

- индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Показатель пороговых долей рынка характеризует размер крупнейших организаций действующих на рынке и служит для определения уровня концентрации рынка. В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает 50% или доля которого составляет 50%, но его доминирующее положение установлено антимонопольным органом.

Доминирующие организации:

- затрудняют доступ на рынок другим участникам;

- изымают продукцию из обращения при наличии на нее спроса путем умышленного сокращения объема производства с целью создания искусственного дефицита;

- необоснованно повышают (понижают) действующие цены на продукцию, пользующуюся спросом и т. д.

Определенный рынок для поддержания нормальной рыночной конкуренции считается безопасным, когда на рынке конкретного товара имеется:

- 10 организаций и более;

- одна организация не занимает более 35% рынка;

- две организации не занимают более 44 % рынка;

- три организации не занимают более 54 % рынка;

- четыре организации не занимают более 64 % рынка.

Таким образом, в этом случае указанные рынки считаются неконцентрированным и они являются конкурентными.

Индекс концентрации ( concentration ratio ) CR показывает долю нескольких (трех, пяти, десяти и т. п.) наиболее крупных организаций в общем объеме рынка товаров в процентах. Рассчитывается как сумма рыночных долей наиболее крупных организаций, осуществляющих свою деятельность на определенном рынке.

Согласно практическим данным, наиболее достоверна общая оценка состояния рыночной концентрации товаров, осуществляемая по количественным значениям индексов концентрации для трех наиболее крупных организаций (формула 1.3):

(ф. 1.3)

где - доля крупнейшей организаций в отрасли в %.

Индекс концентрации организации может колебаться в следующих пределах: . Если , то концентрация считается нормальной, а рынок товаров – конкурентным; если , то концентрация достигает средней степени, а при достигается высокая степень концентрации, в этом случае рынок товаров является неконкурентным. Индекс приемлем в качестве грубого индикатора, характеризующего наличие в отрасли небольшого числа доминирующих организаций, что отличает олигополию от совершенной и монополистической конкуренции, а кроме того может применяться в качестве дополнительного показателя, применяющегося совместно с другими показателями концентрации.

Индекс Линда рассчитывается прежде всего для наиболее крупных организаций, действующих в самом «ядре» рынка определенных товаров, то есть рассчитывается лишь для нескольких крупнейших организаций и ориентируется на учет различий в «ядре» рынка. Для двух наиболее крупных организаций индекс Линда равен процентному отношению их рыночных долей (формула 1.4):

(ф. 1.4)

где - доля организации в отрасли, в %.

Для трех наиболее крупных организаций индекс Линда определяется (формула 1.5):

(ф. 1.5)

Для четырех наиболее крупных организаций (формула 1.6):

(ф. 1.6)

Индекс Линда используется для определения «границы» олигополии, следующим образом: индекс рассчитывается для и и т.д. до тех пор, пока не станет больше , то есть не будет получено первое нарушение непрерывности показателя . «Граница» считается установленной при достижении значения минимального значения по сравнению с В случае намерения слияния организаций государственные органы могут дать соответствующее разрешение, если индекс Линда будет находиться, как правило, в следующих пределах:

Индекс Херфиндаля -Хиршмана характеризует распределение «рыночной власти» между всеми субъектами данного рынка. Рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей (в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме (формула 1.7):

(ф. 1.7)

где - доля организации в отрасли, в %;

- количество организаций в отрасли (часто берут ).

Максимальное значение соответствует ситуации, когда рынок полностью монополизирован одной организацией. В этом случае очевидно:

Если число организаций больше единицы, то может принимать различные значения в зависимости от распределения рыночных долей. Если - рынок считается неконцентрированным и слияние беспрепятственно допускается. Если - рынок умеренно концентрированный, однако уровень выше 1400 может потребовать дополнительной проверки в целях разрешения слияния организаций. Если же - рынок высококонцентрированный. В этом случае слияние организаций разрешается лишь при увеличении индекса Херфиндаля-Хиршмана менее чем на 50 пунктов (в результате слияния); если индекс увеличивается от 50 до 100 пунктов – назначается дополнительная проверка, если более 100 – слияние запрещается.

В отечественной практике оценка состояния концентрации на товарных рынках определяется по значениям индекса концентрации для трех крупнейших организаций и Херфиндаля-Хиршмана.

При концентрация считается нормальной, при - средняя степень концентрации, при - достигается высокая степень концентрации.

1.4. Примеры определения уровня отраслевой концентрации

Задание 1. Рассчитать индекс концентрации и индекс Линда для трех наиболее крупных организаций, когда на рынке действуют 11 организаций и имеют в общем объеме рынка доли, приведенные в таблице 1.4.

Таблица 1.4.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

18

14

10

9

7

7

7

7

7

7

7

Определите, возможно ли со стороны государственных органов разрешение на слияние 1, 2 и 3 организации, если их доли в общем объеме продаж составят соответственно 35%, 22% и 25%. При этом следует иметь в виду, что объединение разрешается если индекс Линда не превышает 200%.

Решение.

1. Рассчитываем индекс концентрации для трех наиболее крупных организаций в общем объеме рынка:

CR = 18 + 14 + 10 = 42 %

Вывод: индекс концентрации, равный 42% в общем объеме рынка, показывает, что последний характеризуется умеренной степенью концентрации и его можно рассматривать как конкурентный рынок.

2. Определяем общий индекс Линда для трех наиболее крупных организаций:

Вывод : индекс Линда находится в пределах 120 % < Ил < 200 %, то есть отмечается нормальная концентрация рынка.

3. Рассчитаем индекс Линда при доле 1-ой организации, равной 36 % в общем объеме продаж:

Вывод : слияние 1-й организации не разрешается со стороны государственных органов

4. Определяем индекс Линда при доле 2-й организации, равной 22 % в общем объеме продаж:

Вывод : слияние (объединение) 2-й организации разрешается со стороны государственных органов.

5. Рассчитаем индекс Линда при доле 3-й организации равной 25% в общем объеме продаж:

Вывод : слияние 3-й организации разрешается со стороны государственных органов.

Задание 2. Рассчитать индекс Херфиндаля – Хиршмана ( для 12 организаций, продающих товар на рынке, а также определить, какое следует принять решение государственным органам о слиянии (разрешить или не разрешить):

а. 1-й и 3-й организации;

б. 4-1 и 6-1 организации при следующих исходных данных:

1) общий удельный вес продаваемой (выпущенной) продукции организациями отрасли – 100 %;

2) удельный вес продаваемой продукции каждой отдельной организацией на рынке относительно ее общей величины приведены в таблице 1.5.

Таблица 1.5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

23

17

12

10

9

8

7

5

3

2

2

2

3) слияние (объединение) отдельных организаций разрешается при условии, если общие значения индекса Херфиндаля-Хиршмана не превышает 1800 ед. (то есть общей суммы квадратов удельных весов всей продаваемой продукции).

Решение .

1. Рассчитаем индекс

2. Если 1-я и 3-я организации пожелают объединиться, то удельный вес продаваемой ими продукции на рынке составит 35%, при этом вновь рассчитываем индекс

Индекс показывает, что этот рынок имеет среднюю степень концентрации.

Вывод : поскольку , то слияние указанным организациям со стороны государственных органов не разрешается.

3. Если 4-я и 6-я организации пожелают объединиться, то удельный вес продаваемой ими продукции на рынке составит 18 %, при этом вновь рассчитаем :

Индекс ( ) показывает, что этот рынок является умеренно концентрированным.

Вывод: поскольку , то слияние указанным организациям со стороны государственных органов разрешается.

1.5. Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Объемы продаж организаций отрасли равны соответственно 40, 30, 10, 20, 50, 70.

1). Определите долю концентрации.

2). Определите индекс Херфиндела-Хиршмана.

Задание 2. Объемы продаж организаций отрасли равны соответственно 20, 80, 90, 40, 60, 30.

1). Определите долю концентрации.

2). Определите индекс Херфиндела-Хиршмана.

Глава 2. Система цен в экономике

Действующие в экономике цены образуют единую систему и находятся во взаимосвязи и взаимодействии, что отражено на рисунке 2.1. Каждый блок цен и каждая отдельная цена, являясь частью общей системы цен, несет строго определенную экономическую нагрузку. Изменение уровня, структуры одного вида цен влечет за собой изменение других видов цен.

Рис.2.1. Система цен в зависимости от особенностей и масштаба обслуживания современного рынка

2.1. Виды цен

Многообразие цен приводит к необходимости их упорядочения, выделения отдельных групп цен, объединенных общими признаками. В зависимости от целей научного исследования или практического использования целесообразно воспользоваться классификацией, приведенной в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Классификация цен

Признаки классификации по:

Вид цены, в т.ч:

стадиям товародвижения

(характеру обслуживаемого оборота)

оптовые (отпускные)

закупочные (оптового посредника)

розничные

государственному воздействию

свободные

регулируемые

виду товара

цены товаров

тарифы услуг

курсы валют или ценных бумаг

способу фиксации

твердые

подвижные

скользящие

способу получения информации

публикуемые

расчетные

фактору времени

текущие

сопоставимые

средние

видам рынков

цены товарных аукционов

биржевые котировки

цены торгов

территории действия

мировые

единые по стране

региональные (поясные, зональные, местные)

трансфертные

2.2. Характеристика цен по стадиям движения товара

По стадиям движения товара от производителя к конечному потребителю можно выделить следующие виды цен: оптовые (отпускные), закупочные (оптового посредника), розничные. Структура оптовой отпускной цены организации представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Структура оптовой отпускной цены организации

Расходы, связанные с производством и реализацией

Прибыль предприятия изготовителя

Акциз (по подакцизным товарам)

НДС

Оптовая цена предприятия без НДС (цена производителя)

Отпускная цена предприятия без НДС

Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)

Структура цены закупки представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Структура цены закупки

Отпускная цена предприятия с учетом НДС

Снабженческо-сбытовая надбавка

Издержки посредника

Прибыль посредника

НДС посредника

Цена закупки

Некоторые варианты структуры розничной цены могут быть представлены так, как показано в таблицах 2.4 – 2.7.

Таблица 2.4

Структура розничной цены (вариант 1)

Отпускная цена предприятия с учетом НДС

Торговая наценка

Издержки торговли

Прибыль торговли

НДС торговли

Розничная цена (100%)

Таблица 2.5

Структура розничной цены (вариант 2)

Отпускная цена предприятия с учетом НДС

Торговая скидка

Издержки торговли

Прибыль торговли

НДС торговли

Розничная цена

Таблица 2.6

Структура розничной цены (вариант 3)

Цена закупки

Торговая наценка

Издержки торговли

Прибыль торговли

НДС торговли

Розничная цена

Таблица 2.7

Структура розничной цены (вариант 4)

Цена закупки

Торговая скидка

Издержки торговли

Прибыль торговли

НДС торговли

Розничная цена

Структура оптовой отпускной цены на импортную продукцию представлена в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Структура оптовой отпускной цены на импортную продукцию

Фактурная стоимость

Расходы по закупке и доставке товара до места ввоза на таможенную территорию РФ

Платежи за таможенное оформление

Таможенные пошлины

Издержки импортера на территории РФ

Прибыль импортера

Таможенная стоимость

Оптовая отпускная цена

При установлении цены фактических сделок на внешнем рынке используют общепринятые в международной практике описания условий продажи товара – «Инкотермс 2000», в соответствии с которыми выделены четыре группы условий перевозки товара, а именно группы E, F, C, D (см. Приложение 1).

Для того чтобы различить цены с разным составом транспортных расходов применяют обозначение цен по системе франкирования. Термин «франко» (свободно, фр. franko, англ. free) показывает до какого пункта обозначенного в договоре купли-продажи на пути движения товара от продавца к покупателю, транспортные расходы включены в цену.

Формирование цены по системе «франко» приведено в таблице 2.9.

Таблица 2.9

Виды цен «франко» в зависимости от учета базисных условий поставки

Цена товара на складе поставщика (продавца)

Расходы на доставку товара до станции отправления

Расходы на погрузку товара в вагон на станции отправления

Расходы на транспортировку товара до станции назначения

Расходы на выгрузку товара из вагона на станции назначения

Расходы на доставку товара от станции назначения до местонахождения покупателя

Франко- склад поставщика (город)

Франко-станция отправления (город)

Франко-вагон станция отправления (город)

Франко-вагон станция назначения (город)

Франко-станция назначения (город)

Франко-склад покупателя (город)

2.3. Примеры формирования цен по стадиям движения товара

Задание 1. Организация производит ткани и имеет собственный фирменный магазин по продаже. Отпускная цена 1 м. ткани составила 20 руб. (с учетом НДС), торговая наценка 15%. Определите розничную цену 1 м. ткани.

Решение .

Розничная цена ткани в данном магазине будет состоять из отпускной цены предприятия с НДС и торговой наценки (вариант 1) и составит руб.

Задание 2. Организация производитель ткани настаивает, чтобы она продавалась по цене 25 руб., предлагая предприятия розничной торговли 10%-ную скидку от розничной цены. Определите оптовую отпускную цену.

Решение.

Розничная цена ткани в данном магазине будет состоять из отпускной цены предприятия с НДС и торговой скидки (вариант 2). Абсолютный размер скидки составит 2 руб. 50 коп за 1 м. ткани и соответственно оптовая отпускная цена будет установлена на уровне 22 руб. 50 коп., которая в данном случае не будет названа предприятию розничной торговли.

Задание 3. Отпускная цена предприятия с НДС 1 м. ткани составила 20 руб., снабженческо-сбытовая надбавка – 20%, торговая наценка – 15%. Определите розничную цену 1 м. ткани.

Решение.

Розничная цена 1 м. ткани составит 27 руб. 60 коп.

Задание 4. Организация розничной торговли закупила товар, таможенная стоимость которого 20 долл. США, курс рубля по отношению к доллару – 34 руб.; таможенная пошлина – 15% к таможенной стоимости; количество закупленного товара – 500 единиц; сборы за таможенное оформление партии товара – 1000 руб.; НДС, взимаемый при таможенном оформлении товара и выпуске его в свободное обращение, - 18%; торговая надбавка – 26%. Определите свободную розничную цену.

В этом случае организация розничной торговли прежде всего определяет расчетную цену, в которую включены таможенная стоимость, таможенная пошлина и сборы за таможенное оформление. НДС , уплаченный при таможенном оформлении, в расчетную цену не включается. Затем к расчетной цене прибавляется торговая надбавка, в результате чего получается розничная цена (без НДС), а затем к розничной цене прибавляется НДС.

Решение .

1. Таможенная стоимость, пересчитанная в рубли = 34 х 20 = 680 руб.

2. Таможенная пошлина = 680 х 15 : 100 = 102 руб.

3.Сборы за таможенное оформление единицы товара = 1000 : 500 = 2 руб.

4. Расчетная цена = 680 + 102 + 2 = 784 руб.

5. Торговая надбавка = 784 х 25 : 100 = 196 руб.

6. Свободная розничная цена (без НДС) = 680 + 102 + 2 + 196 = 980 руб.

7. НДС к свободной розничной цене = 980 х 18 : 100 = 176,4 руб.

8. Свободная розничная цена = 980 + 176,4 = 1156,4 руб.

НДС, уплаченный при таможенном оформлении товара, составляющий 140,7 руб. (680 + 102) + 18 : 100) в расчетную цену не включен. Он будет учитываться в качестве «входного» налога при уплате организацией розничной торговли в федеральный бюджет.

Задание 5. Рассчитайте отдельные цены товара согласно перечню Международных правил «Инкотермс 2000» (см. Приложение 1): ФАС (свободно вдоль борта судна), ФОБ (франко-борт, свободен на борту), КАФ (стоимость и фрахт), СИФ (стоимость, страхование, фрахт), ДДП (поставка с оплатой пошлины) при следующих данных:

отпускная (оптовая) цена предприятия-изготовителя продукции – 800 тыс. руб.;

1. Стоимость перевозки товара до порта его отгрузки (поставщика) – 12 тыс. руб.

2. Стоимость погрузочно-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна (к борту судна) – 9 тыс. руб.

3. Стоимость доставки товара на борт судна (с учетом его транспортирования и складирования на судне) – 6 тыс. руб.

4. Морской фрахт (провозная плата, платежи за перевозку) до порта поставки (назначения) товара – 1 тыс. долл. (в данной задаче принят курс 1 долл. = 32 руб.).

5. Страхование – 5% (цены КАФ).

6. Стоимость перегрузки в порту поставки товара – 300 долл.

7. Таможенная пошлина (официальные налоги, сборы и платежи) и оформление специальных документов – 13% (контрактной цены или цены СИФ).

8. Стоимость перевозки товара до места нахождения покупателя (склада получателя) – 200 долл.

Решение .

1. Цена товара по инвойсной цене ФАС = 800 000 + 12 000 + 9000 = 821 000 руб.

2.Цена товара по инвойсной цене ФОБ = 821 000 + 6000 = 827 000 руб.

3. Цена товара по инвойсной цене КАФ = 827 000 + 32 000 = 859 000 руб.

4. Цена товара по инвойсной цене СИФ = 859 000 х 1,05 + 901 950 руб.

5. Цена товара по инвойсной цене ДДП = 901 950 + 9600 + 117 254 + 6400 = 1 035 204 руб.

2.4. Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Определите оптовую (отпускную) цену изготовителя продукции при следующих исходных данных:

1) прямые (технологические) затраты на изделие (продукцию) – 750 руб.;

2) косвенные (накладные) расходы – 250 руб.;

3) прибыль предприятия – 200 руб.;

4) скидка с оптовой цены предприятия – 60 руб.;

5) налог на добавленную стоимость (НДС) – 18 %.

Задание 2. Определите оптовую (отпускную) цену товара при следующих исходных данных:

1) материальные затраты – 700 руб.;

2) затраты на оплату труда – 200 руб.;

3) отчисления на социальные нужды – 80 руб.;

4) амортизация основных фондов – 60 руб.;

5) прочие затраты – 160 руб.;

6) уровень рентабельности – 20%;

7) НДС – 18 %.

Задание 3. Определите оптовую (отпускную) цену ювелирного изделия (подакцизного товара) с учетом акциза и НДС при следующих данных:

1) оптовая цена ювелирного изделия (подакцизного товара) – 6 000 руб.;

2) ставка акциза – 900 руб.;

3) НДС – 18 % .

Задание 4. Определите оптовую (отпускную) цену легкового автомобиля (подакцизного товара) с учетом акциза и НДС при следующих данных:

1) полная себестоимость л/а – 500 000 руб.;

2) уровень рентабельности – 25%;

3) ставка акциза л/а с рабочим объемом двигателя более - 10%;

4) НДС – 18% к оптовой цене л/а.

Задание 5. Определите оптовую (отпускную) цену изготовителя продукции, свободную розничную цену товара, а также рассчитайте структуру розничной цены товара при следующих исходных данных:

1) себестоимость товара – 600 руб.;

2) уровень рентабельности – 25%;

3) наценка (надбавка) к оптовой цене предприятия – 60 руб.;

4) НДС предприятия – изготовителя продукции и посредника (оптово-сбытовой организации) – 20%;

5) оптово-сбытовая наценка посреднической организации к оптовой (отпускной) цене предприятия – 80 руб.;

6) ставка акциза – 90 руб.;

7) торговая надбавка (наценка) – 30 % отпускной цены посреднической организации.

Задание 6. Определите свободную розничную цену холодильника, который поступает непосредственно в торговую сеть, при следующих данных:

1) себестоимость холодильника – 8000 руб.;

2) уровень рентабельности – 25 %;

3) НДС торговой организации – 16,67%;

4) торговая наценка (надбавка) к оптовой (отпускной) цене – 30 %.

Задание 7. Определите свободную розничную цену домашнего холодильника, который от изготовителя продукции поступает в торговую сеть через посредника (оптово-сбытовую организацию) при следующих данных:

1) свободная оптовая (отпускная) цена холодильника – 12 000 руб., в том числе НДС – 2000 руб.;

2) оптово-сбытовая наценка к свободной (отпускной) цене без НДС – 15%;

3) НДС предприятия – изготовителя продукции и посредника (оптово-сбытовой организации) – 16,67%;

4) торговая наценка (надбавка) к цене закупки холодильника с НДС – 30 %.

Задание 8. Определите оптовую (отпускную) цену заготовительной (снабженческо-сбытовой) организации за 1 кг мясной продукции, приобретаемой от сельских производителей и реализуемой в дальнейшем торговым организациям (мясоперерабатывающим предприятиям), а также сумму налога на добавленную стоимость, вносимую заготовительной организацией в бюджет, при следующих данных:

1) закупочная цена 1 кг мясной продукции – 50 руб.;

2) НДС к закупочной цене (20%) – 10 руб.;

3) снабженческо-сбытовая наценка к закупочной цене 1 кг мясной продукции – 30%;

4) НДС к отпускной цене – 20%.

Задание 9. Определите окончательную цену на продукцию общественного питания в студенческой столовой при следующих данных:

1) оптовая цена сырья, полуфабрикатов, продукта – 12 руб./кг;

2) НДС к оптовой цене – 10%;

3) торговая надбавка – 20% исходя из цен, оплаченных поставщику за товары без учета НДС;

4) наценка общественного питания – 30% исходя из цен, оплаченных поставщику за товары без учета НДС;

5) НДС в студенческих и школьных столовых на вновь созданную стоимость не применяется.

Задание 10. Отпускная цена 1 тыс. куб м газа на территории России – 150 руб. Коэффициент рентабельности его добычи 30%, ставка акциза – 15%, ставка НДС – 18%. Определите полную фактическую себестоимость 1 тыс. куб м.

Задание 11. Определите: отпускную цену завода изготовителя; цену «франко-железнодорожный вагон»; цены ФАС, ФОБ, КАФ, СИФ (см. Приложение 1), исходя из следующих данных:

1) себестоимость 200 тыс. руб.;

2) прибыль 25%;

3) перевозка к железнодорожной станции 3 тыс. руб.;

4) стоимость погрузки в вагон 1, 2 тыс. руб.;

5) стоимость перевозки до порта 4 тыс. руб.;

6) стоимость погрузочно-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна 1, 5 тыс. руб.;

7) морской фрахт до порта назначения 200 долл. (курс доллара 28 руб.);

8) страхование 3%.

Задание 12. Продукция поставляется на экспорт. Определите величину цен ФОБ и СИФ (см. Приложение 1) при следующих данных:

1) стоимость товара – 100 000 руб.;

2) доставка в порт отправления – 1 000 руб.;

3) стоимость погрузочно-разгрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна – 2000 руб.;

4) стоимость доставки на борт судна – 500 руб.;

5) фрахт до порта назначения =- 5000 руб.;

6) стоимость погрузочно-разгрузочных работ в стране-импортере – 2 500 руб.;

7) доставка на склад покупателя – 500 руб.;

8) страхование груза – 2000 руб.

Задание 13. Определите цену ФОБ и СИФ (см. Приложение 1), используя следующие данные:

1) себестоимость – 20 000 руб.;

2) прибыль – 25% от себестоимости;

3) стоимость перевозки до порта – 3000 руб.;

4) стоимость погрузочных работ с доставкой товара вдоль борта судна – 1 500 руб.;

5) стоимость доставки на борт судна и складирование на судне – 1000 руб.;

6) расходы на коносамент – 2 400 руб.;

7) морской фрахт до порта назначения – 9 000 руб.;

8) страхование – 3%.

Задание 14. В контракте определена цена на условиях СИФ и приведены следующие данные:

1) цена на условиях СИФ – 75 000 руб.;

2) стоимость груза – 39 000 руб.;

3) стоимость транспортировки груза – 30 000 руб.;

4) стоимость страхования груза – 1 500 руб.;

5) другие расходы – 4 500 руб.

Определите контрактную цену на условиях ФОБ (см. приложение 1).

Задание 15. Определите сумму таможенных платежей по импортному оборудованию (см. Приложение 1). Входная цена DAF – 888 тыс. руб., таможенный сбор – 2 тыс. руб., ввозная таможенная пошлина – 15% входной цены, ввозной НДС – 18% общей суммы – входной цены и таможенной пошлины.

Задание 16. Определите отпускную цену производителя и рассчитайте цены «франко железнодорожный вагон», ФАС, ФОБ, СФР и СИФ (см. Приложение 1) на основе следующих данных:

1) себестоимость – 400 руб.;

2) прибыль – 25%;

3) перевозка к железнодорожной станции – 3 руб.;

4) стоимость погрузки в вагон – 1,2 руб.;

5) стоимость перевозки до порта – 4 руб.;

6) стоимость погрузочно-разгрузочных работ – 1,5 руб.;

7) стоимость доставки на борт судна и складирование на судне – 1 руб.;

8) морской фрахт до порта назначения – 200 долл. (1 долл. = 32 руб.);

9) страхование – 3%.

2.5. Характеристика цен по признаку фиксации

По данному признаку выделяют твердые, подвижные и скользящие цены. Характеристика данных цен приведена в таблице 2.10.

Таблица 2.10

Характеристика цен по признаку фиксации

Вид цены

Характеристика цены

Твердая цена

Устанавливается в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору. Применяются в сделках с немедленной поставкой или с поставкой в течение короткого срока. Риск инфляционных потерь полностью берет на себя изготовитель.

Подвижная цена

Устанавливается на товары, поставляемые по долгосрочным договорам, в которых предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения соглашения, может быть пересмотрена, если к моменту исполнения договора рыночная цена изменится. Риск потерь от инфляции полностью ложится на покупателя.

Скользящая цена

Исчисляется в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменений в издержках производства за период времени, необходимый для изготовления продукции.

Расчет скользящей цены может быть представлен в общем виде (формула 2.1):

, (ф. 2.1)

где - цена товара на момент исполнения договора;

- базисная цена товара на момент заключения договора;

- доля в базисной цене материальных затрат;

-доля в базисной цене расходов на заработную плату ( и представляют собой скользящую часть цены);

- неизменная часть цены, ;

- цена материалов на период скольжения;

- базисная цена материалов;

- ставки заработной платы на период скольжения;

- базисные ставки заработной платы.

Скользящих элементов может быть больше или меньше, в этом случае в формуле изменится количество слагаемых. Расчет скользящей цены может быть представлен в общем виде (формула 2.2):

, (ф. 2.2)

где - цена товара на момент исполнения договора;

- базисная цена товара на момент заключения договора;

2.6. Пример определения скользящей цены

Задание 1. В текущем периоде доля затрат на электроэнергию в цене машиностроительной продукции составила 20 %, доля затрат на оплату труда – 26 %. В прогнозном периоде ожидается повышение тарифов на электроэнергию на 18 %, ставки заработной платы вырастут на 15 %. Насколько процентов изменится цена машиностроительной продукции?

Решение .

Вывод: цена вырастет на 7,5%

2.7. Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Организация на условиях скользящих цен получила заказ на поставку оборудования. Дата получения заказа – январь 2010 г., срок поставки – декабрь 2011 г. Предложенные поставщиком условия скольжения определяют следующую структуру: стоимость материалов - 50% стоимость рабочей силы – 20%; неизменная часть цены – 30%.

Предполагается, что за 2010 – 2011 гг. цены на материалы вырастут на 17%, а ставки номинальной заработной платы повысятся в машиностроении на 25%. Приняв базисную цену за 100 условных единиц, определите по формуле скольжения ожидаемый процент повышения цены.

Задание 2. Рассчитайте цену товара на момент поставки исходя из следующих условий. Цена товара на момент заключения договора поставки составила 1200 руб., доля заработной платы в цене товара на момент заключения договора составила 20%, доля сырья – 35%. Стоимость 1 кг. сырья на момент заключения договора – 300 руб., на момент исполнения договора – 450 руб., заработная плата на момент заключения договора – 2200 руб., на момент исполнения – 3300 руб.

Задание 3. Обувная организация заключила договор с оптовой базой на поставку определенного количества женских сапожек по цене 2,5 тыс. руб. за пару. В себестоимости сапожек доля затрат на материалы составляет 80%, доля затрат на заработную плату 10%. Насколько процентов изменится цена одной пары женских сапожек, если затраты на материалы вырастут на 10%, а заработная плата – на 5%?

2.8. Характеристика цен по признаку отражения фактора времени

По данному признаку выделяют текущие, сопоставимые (относительные), средние цены и индексы цен. Определение данных цен приведены в таблице 2.11.

Таблица 2.11

Определение цен по признаку отражения фактора времени

Вид цены

Определение цены

Текущая цена

Цена сложившаяся за период исследования

Относительная цена

Цена приведенная в сопоставимый вид

Средняя цена

Цена, которая используется для выявления и оценки тенденции, отражающей определенную закономерность в динамике цен.

Относительные цены могут быть рассчитаны на базовый период ( ) или на период исследования .

На базовый период цены рассчитываются путем деления соответствующей цены товара за номером на момент времени или индекса изменения действующей цены этого товара на индекс совокупного показателя цен, характеризующегося инфляцию (формулы 2.3- 2.4):

, (ф. 2.3)

(ф. 2.4)

где – индекс совокупного показателя цен, характеризующего инфляцию по отношению к базовому периоду.

Относительные цены на период исследования рассчитываются для товаров с номером путем умножения текущих действующих цен на момент или индекса изменения действующей цены товара на индекс совокупного показателя цен, характеризующего инфляцию (формулы 2.5- 2.6):

, (ф. 2.5)

(ф. 2.6)

где – индекс совокупного показателя цен, характеризующего инфляцию по отношению к исследуемому периоду.

В качестве индекса совокупного показателя цен, характеризующего инфляцию на рынке товаров, принято брать индекс потребительских цен (ИПЦ), который характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары, приобретаемые для непроизводственного применения.

Различают агрегатную, среднеарифметическую и гармоническую формы индексов цен, которые приведены в таблице 2.12. При этом на практике чаще всего используется средняя арифметическая форма расчета индексов цен в формуле Ласпейреса и средняя гармоническая в формуле Пааше. При агрегатной форме расчета индексов цен экономически четко устанавливается изменение цен, при этом в формуле Ласпейреса объем проданного товара принимается в базисном периоде, а в формуле Пааше – в текущем.

При расчете индекса потребительских цен (ИПЦ) используется гармоническая форма расчетов индекса цен по формуле Ласпейреса. В данном случае, (ИПЦ) показывает соответствующие изменения потребительских расходов в текущем (отчетном) периоде по сравнению с базисным при постоянном потреблении.

Таблица.2.12

Расчет индексов цен товаров по агрегатной, среднеарифметической и гармонической формам

Форма индексов цен

Расчет индексов цен по формулам

Ласпейреса

Пааше

Агрегатная

Среднеарифметическая

Гармоническая

Методы расчета средних цен приведены в таблице 2.13.

Таблица 2.13

Методы расчета средней цены

Средняя арифметическая цена

,

где - средняя цена;

- фактическая цена в -й момент времени;

- номер момента (периода) регистрации цен;

- количество временных интервалов.

Средняя хронологическая цена

,

где - цены определенного периода (на начало или конец каждого месяца);

– число месяцев в определенном периоде.

Средняя хронологическая взвешенная цена

где - количество зарегистрированных цен -го уровня;

- общее количество зарегистрированных цен.

Средняя арифметическая взвешенная цена

где - объем продаж по - й цене.

Средняя гармоническая взвешенная цена

,

где - объем продаж по - й цене.

Средняя гармоническая взвешенная цена по фактору времени

,

где - количество дней торговли по - той цене.

Средняя цена в отчетном и базисном периодах

;

,

где - цена единицы товара соответственно в базисном и отчетном периодах;

- объем проданных товаров в отчетном периоде.

Индивидуальный индекс цен определяется (формула 2.7):

(ф. 2.7)

где и - цена товара соответственно отчетного (текущего) и базисного периодов.

2.9. Примеры расчета средних цен

Задание 1. Организация продает стенные панели. Данные об их ценах и объемах продаж на протяжении квартала приведены в таблице 2.14. Рассчитайте среднюю цену 1 стеновых панелей за 1 квартал.

Таблица 2.14

Данные о ценах и объемах продаж 1 стеновых панелей за 1 квартал

Панели

Январь

Февраль

Март

Розничная цена 1

200

215

210

Объем продаж 1

1 000

1 100

1 005

Решение.

Средняя цену 1 стеновых панелей за 1 квартал = (200 + 215 + 210) : 3 = 208,33 руб.

Задание 2. Служба маркетинга в течение месяца регистрировала цены яблок на рынке города. Результаты регистрации приведены в таблице 2.15. Рассчитайте среднюю цену 1 кг яблок за месяц.

Таблица 2.15

Результаты регистрации цен за 1 кг яблок за месяц

Дата

1.02

3.02

4.02

8.02

15.02

16.02

19.02

22.02

24.02

25.02

26.02

Цена, руб.

55

55

58

54

55

57

55

60

62

60

58

Решение.

Средняя цена 1 кг яблок = (55 х 4 + 58 х 2 + 54 + 57 + 60 х 2 + 62) : 11 = 57,18 руб.

Задание 3. Перед началом весеннего сезона магазин строительных товаров предложил покупателям 10%-ную скидку с 20 апреля. В результате цена керамической плитки составила с 1 по 19 апреля 350 руб., с 20 по 30 – 315 руб. Рассчитайте среднюю цену товара за месяц.

Решение.

Средняя цена апреля = (19 + 11): (19 : 350 + 11 : 315) = 337, 46 руб.

2.10. Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Определить среднюю цену 1 кг сахара, проданного торговой организацией в отчетном и базисном периодах, а также индекс изменения цен (т.е. коэффициент или процент пересчета, отражающий изменение цен в отчетном периоде), используя данные, приведенные в таблице 2.16.

Таблица 2.16

Данные о ценах и объемах продаж 1 кг сахара за отчетный и базисный периоды

Квартал года

Базисный год

Отчетный год

Количество проданного сахара, кг

Цена 1 кг сахара, руб.

Количество проданного сахара, кг

Цена 1 кг сахара, руб.

1

4000

12

4000

18

2

5000

14

5000

19

3

7000

16

7000

20

4

9000

18

9000

21

Итого

25000

-

25000

-

Задание 2. Рассчитать среднюю цену товара в целом за год при следующих фиксированных данных о ценах на начало каждого месяца, которые приведены в таблице 2.17.

Таблица 2.17

Периоды регистрации цен (число, месяц)

01.01

01.02

01.03

01.04

01.05

01.06

01.07

01.08

01.09

01.10

01.11

01.12

Фиксированные данные о ценах

120

123

124

124

126

127

127

128

130

134

136

138

Задание 3. Рассчитать среднюю цену 1 кг яблок, проданных на разных рынках, согласно объемам реализованной продукции в стоимостном выражении и ценам 1 кг яблок на каждом рынке, используя данные представленные в таблице 2.18.

Таблица 2.18

Рынок

Объем реализованной продукции, руб.

Цена 1 кг яблок на каждом рынке, руб.

А

9000

30

Б

10 000

25

В

7 700

35

Г

9 600

32

Задание 4. Рассчитать среднюю цену товара за полугодие при следующих фиксированных данных о ценах на начало каждого месяца, приведенных в таблице 2.19.

Таблица 2.19

Периоды регистрации цен

01.01

01.02

01.03

01.04

01.05

01.06

01.07

Фиксированные данные о ценах товара, ден. ед.

120

123

125

126

128

134

138

Задание 5. Используя данные, приведенные в таблице 2.20, определите индекс цен и абсолютное изменение товарооборота за счет изменения цен, индекс стоимостного объема товара, а также абсолютное изменение стоимостного объема товара, по формулам указанным в таблице 2.21.

Таблица 2.20

Товар

Объем товара в базисном периоде, кг

Цена 1 кг в базисном периоде, руб.

Объем товара в отчетном периоде, кг

Цена 1 кг в отчетном периоде, руб.

А

700

16

900

18

Б

500

18

700

19

В

400

17

800

22

Г

600

17

800

20

Таблица 2.21

Индекс цен

Абсолютное изменение товарооборота

Индекс стоимостного объема товара

Абсолютное изменение стоимостного объема товара

Задание 6. Имеются следующие данные о товаре А на начало каждого месяца (руб./кг): январь – 48, февраль – 45, март – 43, апрель – 40, май – 46, июнь – 50, июль – 48. Определите среднюю цену товара за полугодие.

Задание 7. Имеются данные о среднемесячных ценах и объеме реализации картофеля на рынке за 1 квартал, приведенные в таблице 2.22. Определите среднеквартальную цену.

Таблица 2.22

Исходные данные

Январь

Февраль

март

Среднемесячная цена за 1 кг руб.

25

30

35

Реализовано (кг)

9 000

10 000

8 500

Задание 8. Определите среднюю цену 1 кг картофеля. Имеются данные о продажах картофеля на трёх рынках г. Н. Новгорода за конкретный месяц, приведенные в таблице 2.23.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  92  93  94   ..