Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 9

 

поиск по сайту           правообладателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  83  84  85   ..

 

 

Учебно-методическое пособие Тирасполь, 2009 удк 82. 0(07) (075. 8) Ббк ш5 р3я 73

Учебно-методическое пособие Тирасполь, 2009 удк 82. 0(07) (075. 8) Ббк ш5 р3я 73

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Т.Г. ШЕВЧЕНКО

Институт языка и литературы

Кафедра русской и зарубежной литературы

Контрольно–измерительные материалы по литературе

Учебно-методическое пособие

Тирасполь, 2009

УДК 82.0(07) (075.8)

ББК Ш5 р3я 73

К65

Контрольно–измерительные материалы по литературе: Учебно-методическое пособие / Сост.: И.А. Бавенкова, А.С. Винницкая, Г.Н. Николаева, Е.В. Потапова. – Тирасполь: Изд-во Приднестр. ун-та, 2009. – 00 с. (в обл.)

Пособие предназначено для самостоятельной работы и самоконтроля знаний студентов первого курса дневного и заочного отделений специальности «Филология» и «Журналистика». Оно содержит тестовые задания по учебным дисциплинам, имеющим экзаменационную форму контроля в период зимней и летней сессий, что поможет студентам при подготовке к текущим и итоговым модульным контрольным работам.

К тестовым заданиям прилагается рекомендуемая литература, список произведений для заучивания наизусть, а также перечень вопросов для подготовки к экзаменам.

УДК

ББК

с оставители:

И.А. Бавенкова , ст. преп.

А.С. Винницкая , ст. преп.

Г.Н. Николаева , ст. преп.

Е.В. Потапова , преп.

Рецензенты:

Л.И. Васильева , канд. пед. наук, доц. каф. русской филологии ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Б.Д. Челышев , канд. филол. наук, доц. каф. журналистики Института языка и литературы ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Утверждено Научно–методическим советом ПГУ им. Т.Г. Шевченко

© Составление

Бавенкова И.А.

Винницкая А.С.

Николаева Г.Н.

Потапова Е.В., 2009

Тестовые Задания

по дисциплине «Введение в литературоведение»

1. Выберите правильную формулировку темы стихотворения А. А. Блока «На железной дороге»:

– тема жизни и смерти;

– тема любви и одиночества;

– тема поиска смысла жизни;

– тема разобщённости русского общества и трагической судьбы русского человека.

2. Идея стихотворения А. С. Пушкина «Свободы сеятель пустынный…» заключена в том, что:

– народы не готовы к свободе;

– народам не нужна свобода;

– народам нужен пророк, чтобы достичь свободы;

– поэт-пророк должен проповедовать идеалы свободы.

3. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» имеет пафос:

– героический;

– драматический;

– сатирический;

– трагический.

4. Особенностью композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является:

– расположение его частей в хронологической последовательности;

– наличие одного рассказчика и лирических отступлений;

– принцип сюжетной симметрии;

– расположение частей в нехронологической последовательности.

5. Какое произведение А. П. Чехова имеет рамочную композицию?

– «Дама с собачкой»;

– «Ионыч»;

– «О любви»;

– «Хамелеон».

6. В стихотворении Н. А. Некрасова «Нравственный человек» использован такой композиционный приём, как:

– монтаж;

– повтор;

– противопоставление;

– усиление.

7. Какая разновидность повтора характерна для композиции стихотворения В. Высоцкого «Я не люблю»?

– кольцевая композиция;

– лейтмотив;

– припев;

– рефрен.

8. В стихотворении «Поэт» М. Ю. Лермонтов использовал:

– зеркальную композицию;

– кольцевую композицию;

– монтаж;

– усиление.

9. Определите тип проблематики в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»:

– национально-исторический;

– социокультурный;

– романный;

– философский.

10. Назовите произведение, в котором сюжет не совпадает с фабулой:

– «Господин из Сан-Франциско»;

– «Ионыч»;

– «Лёгкое дыхание»;

– «Смерть чиновника».

11. Предыстория героя в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» является:

– завязкой;

– кульминацией;

– развязкой;

– экспозицией.

12. Завязкой любовной сюжетной линии в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка» является глава:

– «Арест»;

– «Пугачёвщина»;

– «Разлука»;

– «Сирота».

13. Кульминацией пьесы А. Н. Островского «Гроза» является:

– беседа Кулигина и Шапкина;

– отъезд Тихона;

– признание Катерины Тихону;

– свидание Катерины и Бориса.

14. Основой драматургического конфликта пьесы М. Горького «На дне» является:

– любовный конфликт;

– семейно-бытовой конфликт;

– социально-исторический конфликт;

– социально-философский конфликт.

15. С образом рыбки в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» связан мотив:

– искушения;

– любви;

– мечты;

– одиночества.

16. Назовите образы «двойников», с которыми связан мотив ученичества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

– Алоизий Могарыч – Иуда;

– Берлиоз – Каифа;

– Иван Бездомный – Левий Матвей;

– Мастер – Иешуа.

17. Укажите, какой из фрагментов романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является лирическим отступлением:

– «Вот пистолеты уж блеснули,

Гремит о шомпол молоток…»;

– «В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал…»;

– «Он оставляет раут тесный,

Домой задумчив едет он…»;

– «Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла – всё кипит…».

18. Кто из названных персонажей является антигероем?

– Беликов;

– Болконский;

– Данко;

– Чацкий.

19. Героем-резонёром в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является:

– Дикой;

– Кабанов;

– Кудряш;

– Кулигин.

20. Внесценическим персонажем в пьесе А. Н. Островского «Гроза» является:

– Глаша;

– полусумасшедшая барыня;

– сестра Бориса;

– Феклуша.

21. Литературное направление, с которым связано творчество В. А. Жуковского:

– классицизм;

– реализм;

– романтизм;

– сентиментализм.

22. Литературное направление, в произведениях которого строго соблюдается принцип «трёх единств» Н. Буало, называется:

– классицизмом;

– реализмом;

– романтизмом;

– сентиментализмом.

23. Для романтического метода произведения М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» не характерно:

– жизненно правдивое изображение действительности;

– мотив судьбы, рока;

– основной структурный элемент поэмы – поединок;

– тема свободы – несвободы.

24. Жанр произведения «Горе от ума» А. С. Грибоедов определил как:

– драму;

– комедию;

– поэму;

– трагедию.

25. Жанр произведения «Василий Тёркин» А. Т. Твардовский определил как:

– балладу;

– книгу;

– поэму;

– эпопею.

26. Жанр произведения «Мёртвые души» Н. В. Гоголь определил как:

– повесть;

– поэму;

– рассказ;

– роман.

27. Жанрово-видовой формой стихотворения А. С. Пушкина «Пущину» является:

– ода;

– послание;

– эпиграмма;

– эпитафия.

28. Владимир Ленский, герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», пишет Ольге Лариной:

– мадригалы;

– оды;

– поэмы;

– элегии.

29. «И всплыл Петрополь, как тритон,

По пояс в воду погружен», – в этой фразе А. С. Пушкин использовал:

– метафору;

– метонимию;

– сравнение;

– эпитет.

30. «А на погосте том – ни деревца», – в этой фразе А. Т. Твардовский использовал:

– архаизм;

– историзм;

– омоним;

– профессионализм.

31. «…Рожденный в сословии бедном, рано понял необходимость проложить себе дорогу и набить деньгу», – в этой фразе использована:

– градация;

– метафора;

– метонимия;

– идиома.

32. «Как я сяду поеду на лихом коне

За Москву реку покататися», – в этой фразе М. Ю. Лермонтов использовал:

– аллегорию;

– метафору;

– метонимию;

– эпитет.

33. «Кого позвать мне? С кем мне поделиться

Той грустной радостью, что я остался жив», – в этой фразе С. А. Есенин использовал:

– аллегорию;

– градацию;

– гротеск;

– оксюморон.

34. «В воротах вьюга вяжет сеть

Из густо падающих хлопьев», – в этой фразе Б. Л. Пастернак использовал:

– гиперболу;

– метафору;

– метонимию;

– сравнение.

35. Вид тропа, противоположный гиперболе, называется:

– аллегорией;

– гротеском;

– литотой;

– оксюмороном.

36. «Не жалею, не зову, не плачу», – в этой фразе С. А. Есенин использовал:

– градацию;

– инверсию;

– параллелизм;

– эллипс.

37. «Если только можно, Авва Отче,

Чашу эту мимо пронеси», – в этой фразе Б. Л. Пастернак использовал:

– аллитерацию;

– алогизм;

– реминисценцию;

– реплику.

38. «И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам, – плакал ребенок», – в этой фразе А. А. Блок использовал:

– анафору;

– градацию;

– параллелизм;

– эллипс.

39. «Прощай, родная пуща,

Прости, златой родник», – в этой фразе С. А. Есенин использовал:

– антитезу

– градацию

– параллелизм

– эпифору

40. «На камни пламенного мола

Матросы вышли из кают», – в этой фразе Н. М. Рубцов использовал:

– архаизм;

– неологизм;

– профессионализм;

– фразеологизм.

41. Определите разновидность повтора:

«Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!»

– анафора;

– кольцо;

– стык;

– эпифора.

42. «Звон заокольный и окольный,

У окон, около колонн», – в этой фразе Н. М. Рубцов использовал:

– аллитерацию и ассонанс;

– анафору и эпифору;

– инверсию и параллелизм;

– кольцо и стык.

43. Совпадающее, созвучное окончание двух или нескольких стихов, подчеркивающее ритм произведения, называется:

– ассонансом;

– рифмой;

– стопой;

– строфой.

44. Группа стихов, образующих единство, называется:

– размером;

– рифмой;

– стопой;

– строфой.

45. Строфа, в которой шесть стихов связаны перекрёстной рифмой, а два заключительных – парной, называется:

– катреном;

– секстиной;

– октавой;

– сонетом.

46. Определите стихотворный размер:

«Как хорошо ты, о море ночное,

Здесь лучезарно, там сизо-темно…»

– анапест;

– дактиль;

– хорей;

– ямб.

47. Какое из перечисленных стихотворений А. А. Блока написано верлибром?

– «Когда вы стоите на моём пути…»;

– «Незнакомка»;

– «О доблестях, о подвигах, о славе…»;

– «Россия».

48. Какое из перечисленных произведений А. С. Пушкин написано белым стихом?

– «Во глубине сибирских руд…»;

– «Вновь я посетил…»;

– «Песнь о вещем Олеге»;

– «Я помню чудное мгновенье…».

49. Определите стихотворный размер:

«Великая радость, – работа,

В полях, за станком, за столом!»

– амфибрахий;

– анапест;

– дактиль;

– ямб.

50. Определите стихотворный размер:

«Мне ни к чему одические рати

И прелесть элегических затей…»

– амфибрахий;

– хорей;

– дактиль;

– ямб.

Рекомендуемая литература

1. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб., 2006.

2. Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. – М., 1992.

3. Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец. – М., 1999.

4. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П. А. Николаева. – М., 1997.

5. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. – М., 2003.

6. Федотов О. И. Основы теории литературы. В 2 ч. – М., 2003.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

1. Понятие о литературоведении, его основных разделах и вспомогательных дисциплинах.

2. Литература как вид искусства. Понятие о художественном произведении, его свойствах и основных функциях.

3. Содержание и форма произведения, специфика их соотношения.

4. Тематика и её аспекты, пути выделения главной темы в художественном произведении.

5. Проблематика и её типы.

6. Художественная идея. Пафос и его разновидности.

7. Композиция, её функции и основные приёмы. Композиция системы персонажей.

8. Сюжет и фабула, приёмы композиции сюжета. Внесюжетные элементы и их основные разновидности.

9. Конфликт, его виды и типы. Сюжетные элементы. Типы сюжетов.

10. Понятие о художественном образе, его основных функциях и признаках образности.

11. Типология художественных образов.

12. Понятие о художественных деталях, их разновидностях и функциях.

13. Психологизм, его основные формы и приёмы.

14. Основные свойства изображённого мира в художественном произведении. Функции, формы и приёмы фантастики.

15. Художественное время и пространство, их основные свойства.

16. Своеобразие и структура художественной речи.

17. Лексико-фразеологические средства художественной речи.

18. Речевая семантика и её разновидности.

19. Тропы и их виды.

20. Синтаксические средства художественной речи. Эвфония и её разновидности.

21. Понятие о стихосложении и его системах. Тоническое стихосложение и его основные типы.

22. Силлабо-тоническое стихосложение (двусложные и трёхсложные размеры стиха).

23. Рифма и её виды.

24. Строфа и её основные формы.

25. Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы.

26. Понятие о художественном методе, литературном направлении и его разновидностях.

27. Понятие о литературных течениях и школах.

28. Классовость и народность художественной литературы.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

1. Термин «фольклор» в дословном переводе с английского языка означает:

– народное достояние;

– народное искусство;

– народная мудрость;

– народные ремёсла.

2. «Колядки», «щедровки», «овсени» относятся:

– к историческим песням;

– к причитаниям;

– к свадебным песням;

– к календарно-обрядовой поэзии.

3. Вставьте пропущенное слово:

«Пришла Коляда

Накануне…,

Дайте коровку,

Масляну головку!»

– Купалы;

– Покрова;

– Рождества;

– Троицы.

4. Какой обряд завершается Прощённым воскресеньем?

– Святки;

– Масленица;

– Похороны Костромы;

– Ивана Купалы.

5. Как называется данная заклинательная формула:

«Жаворонки, жаворонки,

Дайте нам лето,

А мы вам зиму,

У нас корма нету!»

– заговор;

– «колядка»;

– «веснянка»;

– «жаворонки».

6. Для какого календарного цикла обрядов характерно «завивание берёзки»?

– «зелёные Святки»;

– «завивание бороды»;

– жатва;

– Ивана Купалы.

7. Во время какого обряда исполнялась лирическая песня о любви Ивана и Марьи?

– свадебного;

– Святки;

– Ивана Купалы;

– Масленицы.

8. Какое мифологическое существо по народным представлениям являлось духом–покровителем поля?

– корова;

– козёл;

– конь;

– бык.

9. Сговор является элементом обряда:

– родильного;

– крестильного;

– свадебного;

– рекрутского.

10. День, в который невеста прощалась со своими подругами и родными, назывался:

– пропоем;

– девичником;

– сватовством;

– смотринами.

11. С какой целью использовались бубенцы и колокольцы как элементы «поезда» жениха?

– в качестве оберега от «нечистой силы»;

– для украшения;

– для музыкального сопровождения;

– для оповещения невесты.

12. Назовите обязательный элемент свадебного обряда:

– причитания;

– заговор;

– гадание;

– ряженье.

13. «Разувание молодого мужа» женой во время свадебного пира является выражение:

– любви;

– верности;

– покорности;

– заботливости.

14. Определите жанр:

«Мою волю поневолили,

И не в колокол ударили,

Меня, девушку, просватали»

– причитания;

– молитва;

– заговор;

– песня.

15. Определите жанр: «Глупа та птица, которой гнездо своё не мило»

– загадка;

– скороговорка;

– пословица;

– поговорка.

16. Определите тему пословицы: «Тело – государево, душа – божья, спина – барская»:

– о государстве и царе;

– о крепостничестве;

– о счастье;

– об учёте реальности.

17. Кто из перечисленных существ не относится к низшей славянской мифологии?

– Даждьбог;

– Водяной;

– Кикимора;

– Леший.

18. Какому жанру устного народного творчества соответствует такой композиционный элемент, как «исход»?

– заговору;

– былине;

– балладе;

– лирической песне.

19. Определите жанр: «Десятая вода на киселе»:

– пословица;

– загадка;

– поговорка;

– скороговорка.

20. Отгадайте загадку: «Два брюшка, четыре ушка»

– лягушка;

– кувшин;

– ковёр;

– подушка.

21. Определите тематическую группу загадки:

«Стоит Арина

Рот разиня» (труба )

– предмет материальной культуры;

– предмет и понятие духовной культуры;

– человек и его тело;

– мир растений.

22. Какие художественные средства не встречаются в пословицах?

– антитеза;

– метонимия;

– сравнение;

– гипербола.

23. Каким словом в русском языке обозначается всякая неизвестность?

– легенда;

– сказка;

– загадка;

– миф.

24. Сказочная формула «Жили–были…» соответствует такому композиционному элементу, как:

– присказка;

– концовка;

– зачин;

– запев.

25. Кто из перечисленных персонажей не является представителем сказочного «светлого» мира?

– Василиса Премудрая;

– Кощей;

– Иван-царевич;

– Марья Моревна.

26. Что из перечисленного не является сказочным волшебным предметом?

– самолёт;

– топор-саморуб;

– шапка-невидимка;

– сапоги-скороходы.

27. Кто из персонажей волшебной сказки при появлении героя произносит такие слова: «Фу–фу! Прежде русского духу слухом было не слыхать, видом не видать, а нониче русский дух воочью является, в уста бросается»?

– Кощей Бессмертный;

– Змей Горыныч;

– Баба Яга;

– Серый волк.

28. Поп, батрак, мужик – главные персонажи сказок:

– о животных;

– социально-бытовых;

– волшебных;

– новеллистических.

29. Какое из перечисленных произведений является сказкой о животных?

– «Звери в яме»;

– «Баба Яга и Заморышок»;

– «Война грибов»;

– «Правда и кривда».

30. Какой из перечисленных жанров не имеет установку на достоверность?

– сказ;

– легенда;

– сказка;

– былички.

31. Произведение устной народной поэзии о героических событиях и народных героях называется:

– баллада;

– былина;

– легенда;

– рассказ.

32. Кто из перечисленных персонажей не является былинным героем?

– Алёша Попович;

– Илья Муромец;

– Добрыня Никитич;

– Иван Калита.

33. Садко, герой Новгородского цикла былин, любил играть на таком народном инструменте, как:

– балалайка;

– гусли;

– жалейка;

– рожок.

34. Кто из былинных героев сиднем просидел на печи тридцать лет?

– Микула Селянинович;

– Волх Всеславьевич;

– Василий Буслаев;

– Илья Муромец.

35. Кто из перечисленных былинных персонажей не является врагом Земли русской?

– Калин-царь;

– Идолище;

– Соловей разбойник;

– Владимир Мономах.

36. Приём замедления повествования называется:

– ретардацией;

– гиперболизацией;

– аллитерацией;

– ассонансом.

37. Солдатские, плясовые, бурлацкие, любовные, ямщицкие, тюремные – это разновидности:

– исторических песен;

– частушек;

– лирических песен;

– балладных песен.

38. Определите жанр:

« Повяжу я, повяжу

Беленький платочек,

Я никем не занята –

Гуляю, как цветочек!»

– частушка;

– лирическая песня;

– скороговорка;

– считалка.

39. Театр картинок, распространённый в России в XVIII–XIX веках, называется:

– Раёк;

– Вертеп;

– театр Петрушки;

– Ряженье.

40. Какое животное являлось средством потехи на народных праздничных гуляниях?

– волк;

– собака;

– медведь;

– козёл.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ Литература

1. Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л., 1987.

2. Аникин В. П. Русское народное поэтическое творчество. – М., 2001.

3. Минц С. И., Померанцева Э. В. Русская фольклористика: Хрестоматия. – М., 1971.

4. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А. М. Новиковой. – М., 1978.

5. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Под ред. А. М. Новиковой. – М., 1978.

6. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю. Г. Круглов. – Л., 1987.

7. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Сост. Ю. Г. Круглов. 2-е изд. – Л., 1987.

Примерный перечень вОПРОСов К ЭКЗАМЕНУ

1. Происхождение и значение термина «фольклор». Фольклор и литература, их взаимосвязь.

2. Фольклор как показатель истории этносов.

3. Специфика фольклора, его основные черты и виды.

4. Жанровый состав русского устного народного творчества (схематический план статьи В. Я. Проппа).

5. Представления древних славян о времени и пространстве. Модели мира: христианская и языческая.

6. Космизм древних славян. Понятия «анимизм», «тотемизм» и «антропоморфизм» в фольклоре.

7. Пантеон языческих богов. Славянская мифология.

8. Возникновение обрядовой поэзии, её связь с обрядами. Отражение в обрядовой поэзии социально–бытовых условий жизни народа.

9. Заговорные формулы как один из древнейших видов народной словесности. Тематическое многообразие заговорных формул.

10. Композиционное и поэтическое своеобразие заговорных формул.

11. Классификация обрядовой поэзии.

12. Календарные обряды зимнего цикла и обрядовый фольклор.

13. Календарные обряды весенне-летнего цикла и обрядовый фольклор.

14. Календарные обряды осеннего цикла и обрядовый фольклор.

15. Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор. Родильный обряд.

16. Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор. Свадебный ритуал.

17. Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор. Рекрутский обряд, причитания.

18. Семейно-бытовые обряды и обрядовый фольклор. Похоронный обряд.

19. Паремии. Пословицы и поговорки. Определение, тематические группы, художественное своеобразие пословиц и поговорок.

20. Загадки, их происхождение и поэтическая функция. Эволюция.

21. Сказки. Общая характеристика жанра. Классификация.

22. Сказки о животных. Происхождение вымысла, главные персонажи, художественные особенности.

23. Волшебные сказки, их связь с магическими представлениями. Композиция, основные герои, сюжеты, проблематика.

24. Социально-бытовые сказки-новеллы. Их происхождение. Своеобразие вымысла.

25. Отражение народной морали в бытовых сказках. Образ «дурочка».

26. Былины. Происхождение термина. Основные признаки былинного эпоса.

27. Классификация былин. Былины киевские и новгородские.

28. Основные персонажи былинных циклов.

29. Художественные особенности былин.

30. Исторические песни. Предмет изображения. Отличие от былин.

31. Лирические песни. Предмет изображения. Отличие от былин.

32. Балладные песни. Художественное своеобразие.

33. Частушки. Идейно-художественное своеобразие.

34. Духовные стихи и песни. Вопрос о классификации. Своеобразие «Голубиной книги».

35. Устная проза. Предания. Бывальщины. Вопрос о классификации. Своеобразие произведений.

36. Устная проза. Былички. Легенды. Вопрос о классификации. Своеобразие произведений.

37. Народный театр: истоки, состав. Зрелища с элементами театрализации (вождение медведя, ряженые).

38. Народный кукольный театр (вертепная драма, театр Петрушки).

39. Театр живого актёра. Первые театральные постановки.

40. Своеобразие ярмарочного фольклора (зазывания покупателей, балагурство, раёк).

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

1. Чем можно объяснить победу Зевса над титанами?

– могучей физической силой;

– попыткой человека объяснить природные явления;

– переходом от неорганизованного хаоса к упорядоченному миру.

2. Чем отличались олимпийские боги от людей?

– мудростью;

– силой;

– величием;

– бессмертием.

3. Кто из богов мужского пола смог родить дочь?

– Гефест;

– Посейдон;

– Дионис;

– Зевс.

4. Что такое Лета?

– время года;

– мифологическая река;

– имя древнегреческой богини.

5. Соотнесите древнегреческого бога и то, что он собой олицетворяет:

– Афродита; 1) справедливость и право;

– Афина; 2) искусство;

– Аполлон; 3) война и мудрость;

– Фемида; 4) любовь и красота;

– Немезида; 5) море;

– Посейдон; 6) право.

6. Соотнесите имя греческого мифологического героя и то, что оно символизирует:

– Цербер; 1) самовлюблённый человек;

– Фурия; 2) иллюзорная мечта;

– Нарцисс; 3) свирепый, безжалостный страж;

– Химера; 4) злобная, жёсткая, бессердечная женщина.

7. Кому из известных древнегреческих героев соответствует характеристика: «Необыкновенно сильный, могучий человек, способный совершать чудесные подвиги благодаря своей храбрости и смекалке»?

– Гефест;

– Дионис;

– Геракл.

8. Что является главной отличительной чертой мифа и сказки?

– фантастические персонажи;

– понятие о происхождении мира и человека;

– вымысел;

– развлекательность.

9. Кто считался самым могущественным богом на Олимпе?

– Крона;

– Зевса;

– Геру;

– Аполлон.

10. Кто из олимпийских богов проявил свои способности ещё в младенчестве?

– Аполлон;

– Афина;

– Гермес;

– Гефест.

11. Соотнесите олимпийского бога и атрибуты, ему принадлежащие:

– Афина; 1) венок;

– Аполлон; 2) доспехи и копье;

– Гефест; 3) молнии и громы;

– Зевс; 4) венок и лира;

– Арес; 5) молот и наковальня.

12. Соотнесите греческие имена богов с их римскими именами:

– Афродита; 1) Минерва;

– Афина; 2) Юнона;

– Гера; 3) Венера;

– Зевс; 4) Нептун;

– Посейдон; 5) Юпитер;

– Дионис; 6) Вакх.

13. Кто такой Харон?

– древнегреческий бог;

– перевозчик из царства живых в царство мёртвых;

– герой одного из мифов.

14. Какую одежду носил Геракл?

– тунику;

– плащ;

– шкуру дикого зверя.

15. Какая из муз покровительствует театру?

– Полигимния;

– Мельпомена;

– Терпсихора;

– Талия.

16. «Непобедимый в битвах герой, имеющий лишь одно уязвимое место»:

– Геракл;

– Ахиллес;

– Гефест.

17. Какой из трёх богинь Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»?

– Афине;

– Афродите;

– Гере.

18. Кто воспитал Геракла?

– Зевс;

– Гефест;

– Хирон.

19. Кто подарил людям огонь?

– Гефест;

– Зевс;

– Прометей.

20. Сколько голов было у гидры?

– три;

– девять;

– тринадцать.

21. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид?

– три;

– пять;

– двенадцать.

22. В какое животное мог превращаться Зевс?

– в льва;

– в орла;

– в быка.

23. Какое животное приносили в жертву Гере?

– кошку;

– лошадь;

– корову.

24. Какая богиня носила прозвище «Пенорождённая»?

– Гера;

– Афина;

– Афродита.

25. Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую?

– Пигмалеон;

– Фидий;

– Арес.

26. Как звали богиню радуги?

– Афродита;

– Ирида;

– Артемида.

27. Сколько лет по мифу длилась Троянская война?

– три года;

– десять лет;

– сорок лет.

28. Сколько дней длится действие «Илиады»?

– пятьдесят;

– три;

– сто.

29. Сколько дней длится действие «Одиссеи»?

– сорок;

– пятьдесят;

– сто.

30. Тема любви главная в творчестве:

– Сафо;

– Архилоха;

– Алкея.

31. Назовите первого великого греческого трагика.

– Эсхил;

– Аристофан;

– Еврипид.

32. Кто является автором трагедии «Прометей прикованный»?

– Эсхил;

– Софокл;

– Еврипид.

33. Автором оды «Памятник» является:

– Катулл;

– Гораций;

– Овидий.

34. Кто из римских поэтов написал поэму «Энеида»?

– Вергилий;

– Катулл;

– Овидий.

35. Миф об Орфее и Эвридике стал известен благодаря творчеству:

– Овидия;

– Катулла;

– Цицерона.

36. Кто из поэтов Римской империи был сослан на территорию Причерноморья?

– Овидий;

– Катулл;

– Гораций.

37. Великий римский писатель-оратор:

– Цезарь;

– Цицерон;

– Гораций.

38. Назовите автора «Записок о галльской войне»:

– Цезарь;

– Цицерон;

– Ювенал.

39. Кто автор дидактической поэмы «О природе вещей»?

– Гораций;

– Лукреций;

– Катулл.

40. Римский автор знаменитых «Сатир»?

– Сенека;

– Ювенал;

– Цицерон.

Список художественных произведений для чтения

Греческая литература:

1. «Герои Эллады».

2. Гомер «Илиада» и «Одиссея».

3. Гесиод «Работы и дни».

4. «Античная лирика» – сборник стихотворений.

5. Эсхил «Трагедия».

6. «Древнегреческая лирика». Москва, 1988 г.

7. Софокл «Трагедия».

8. Еврипид «Трагедии».

9. Аристофан «Избранные комедии».

10. Менандр «Комедия. Фрагменты».

11. «Александрийская поэзия».

Римская литература

1. Тит Макций Плавт «Избранные комедии», «Комедии».

2. Катулл «Книга стихотворений».

3. Вергилий «Буколики», «Георгий», «Энеида».

4. Гораций «Оды», «Эподы», «Сатиры».

5. Овидий «Метаморфозы», «Сборные элегии», «Любовные элегии».

6. Ювенал «Сатиры».

7. Апулей «Метаморфозы», «Апология».

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Вулих Н. В. Овидий и августовский классицизм. – М., 1975.

2. Джеббр. Гомер. Введение к «Илиаде» и «Одиссее». – М., 1962.

3. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1957.

4. Лосев А. Ф. Гомер. – М., 1960.

5. Соболевский С. И. Аристофан и его время. – М., 1974.

6. Толстой И. И. Сафо и тематика её песен. – М., 1977.

7. Толстой И. И. Трагедия Еврипида «Елена» и начало греческого романа. – М., 1966.

8. Фёдоров М. А. Греческая лирика. – М., 1968.

9. Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная комедия. – М., 1979.

10. Ярхо В. Н. Эсхил. – М., 1974.

Примерный перечень Вопросов к экзамену

1. Особенности античной литературы, основные этапы периодизации.

2. Античная мифология. Этапы развития, основные мифологические циклы и их характеристика.

3. Сюжетно-композиционное своеобразие «Илиады» Гомера.

4. Сюжетно-композиционное своеобразие «Одиссеи» Гомера.

5. Люди и боги у Гомера: гомеровское искусство; стиль поэм.

6. Гомеровский вопрос.

7. Дидактический эпос Гесиода «Труды и дни» – общая характеристика.

8. Жанровые формы греческой лирики. Архилох, Мимнерм, Солон.

9. Мелос. Песни Алкея, Сафо.

10. Творчество Анакреонта. Понятие «анакреонтическая лирика».

11. Переход от лирики к драме. Античный театр.

12. Эсхил. Сюжетно-композиционное своеобразие трилогии «Орестея».

13. Софокл. «Антигона», «Царь Эдип». Мировоззрение трагика периода расцвета афинской демократии.

14. Трагедии Еврипида как отражение кризиса афинской демократии. «Медея», «Ипполит».

15. Аристотель как философ и теоретик переходной эпохи; Аристотель о катарсисе.

16. Социально-политическая комедия Аристофана «Лисистрата».

17. Аристофан. Тема воспитания и морального аспекта в творчестве. «Облака», «Лягушки».

18. Античная литература эпохи Эллинизма; Афины – центр комедиографии и философии: эпикуризм, стоицизм, кинизм.

19. Происхождение комедии в Древней Греции.

20. Новоаттическая комедия. Менандр «Третейский суд».

21. Греческий роман поздней античности. Лонг «Дафнис и Хлоя». Понятие хронотопа.

22. Литература Древнего Рима, её особенности, периодизация.

23. Театр в Риме. Комедия Плавта «Горшок».

24. Ораторское искусство в Риме. Цицерон.

25. Философская и дидактическая поэма Лукреция. «О природе вещей»; философия Эпикура в поэме.

26. Римский александризм; поэты-неотерики. Любовная лирика Катулла.

27. Вергилий. «Буколики», «Георгики» – основная тема, идея; историко–литературный контекст.

28. Сюжетно-композиционное своеобразие «Энеиды» Вергилия.

29. Гораций – основные темы в творчестве. «Эподы». «Сатиры». «Оды».

30. Творчество Овидия. «Любовные элегии», «Скорбные элегии» – общая характеристика. «Наука любви» особенности поэмы.

31. Овидий. «Метаморфозы» – жанр. Превращение в римской литературе.

32. Сенека. Краткая характеристика творчества.

33. Римская литература II века н. э. – закат античной мифологии. Апулей «Золотой осел».

34. Переход от античного язычества к христианству.

Тестовые задания

по дисциплине «Древнерусская литература»

1. За что летописцы прославили княгиню Ольгу?

– за месть древлянам;

– за «хождение» в Царьград;

– за воспитание Святослава;

– за любовь к мужу Игорю.

2. В каком городе Савва Грудцын исцелился от бесовского наваждения?

– Орле;

– Казани;

– Москве;

– Киеве.

3. Кто из бывших союзников вызывал у Аввакума наибольшее негодование?

– Федор Ртищев;

– Никон;

– Стефан Вонифатьев;

– Борис Нелединский.

4. Аввакум был знаком лично с царем:

– Алексеем Михайловичем;

– Михаилом Федоровичем;

– Федором Алексеевичем;

– Иоаном Грозным.

5. Какое произведение относится к XII веку?

– «Повесть о Петре и Февронии»;

– «Слово о полку Игореве»;

– «Житие» протопопа Аввакума;

– «Повесть о Горе-Злочастии».

6. К какому жанру относится «Повесть временных лет»?

– к новелле;

– летописи;

– житию;

– исторической хронике.

7. Древнерусская литература возникла на территории:

– Суздальского княжества;

– Московского княжества;

– Владимирского княжества;

– Киевского княжества.

8. «Повесть временных лет» написана на:

– русском языке;

– древнерусском языке;

– старославянском языке;

– древнегреческом языке.

9. Героем «Жития» протопопа Аввакума является:

– сам автор;

– другой человек;

– вымышленное лицо;

– собирательный образ.

10. После какого события, по летописной легенде, Олега прозвали Вещим?

– после смерти;

– после взятия Царьграда;

– после того, как он стал киевским князем;

– после предсказания своей смерти.

11. Сколько раз Аввакума отправляли в ссылку?

– два;

– три;

– четыре;

– один.

12. Какое животное упоминается в «Слове о полку Игореве»?

– волк;

– медведь;

– заяц;

– осёл.

13. К какой реке обратилась Ярославна в «Слове о полку Игореве»?

– к Дунаю;

– Днепру;

– Дону;

– Донцу.

14. «Повесть о Шемякином суде» была написана:

– в XII веке;

– XIV веке;

– XVII веке;

– XVIII веке.

15. К жанру древнерусской литературы назидательного характера относится:

– житие;

– поучение;

– слово;

– летопись.

16. Жанр древнерусской литературы, рассказывающий о жизни святых:

– житие;

– поучение;

– слово;

–повесть.

17. Жанр древнерусской литературы, рассказывающий о каком–то значительном событии:

– житие;

– поучение;

– слово;

– историческая хроника.

18. «Золотое слово» Святослава включено:

– «Слово о Законе и Благодати»;

– «Слово о полку Игореве»;

– «Поучение Владимира Мономаха»;

– «Слово о погибели Русской земли».

19. Замысел автора «Слова о полку Игореве»:

– рассказать о неудачном военном походе;

– призвать к единению князей;

– указать на необходимость защиты Отечества;

– показать силу духа русских людей.

20. Автором «Слова о полку Игореве» является:

– Мусин-Пушкин;

– Владимир Мономах;

– автор неизвестен;

– Нестор.

21. Святые Борис и Глеб благословили на битву в устье реки Ижоры:

– Александра Невского;

– Дмитрия Донского;

– князя Игоря;

– Владимира Мономаха.

22. Древнейший тип книжного почерка называется:

– скоропись;

– стенография;

– устав;

– полуустав;

23. В число основных запретов в древнерусской литературе входил:

– запрет на переводы;

– запрет на тему любви как страсти;

– запрет на стих;

– запрет на смех.

24. К официальной агиографии не относились:

– жития;

– воинские повести;

– патеричные рассказы;

– апокрифы.

25. Первым оригинальным русским жанром является:

– хроника;

– хронограф;

– летопись;

– житие.

26. Какие из сказаний включены в состав «Повести временных лет»?

– «Сказание о Белгородском киселе»;

– «Сказание о Мамаевом побоище»;

– «Сказание о Кожемяке»;

– «Сказание о Магмет-Салтане».

27. В XVII столетии в русской литературе впервые появились:

– воинские повести;

– бытовые повести;

– стихотворные произведения;

– патеричные рассказы.

28. В русской драматургии сюжет притчи о блудном сыне возник:

– в XII веке;

– XVII веке;

– XV веке;

– XVII веке.

29. Вставьте в соответствии с требованиями литературного этикета слова, отсутствующие в следующей цитате: «Сей князь Александр родился от отца …………., и более всего – кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии»:

– доблестного и счастливого;

– храброго и сильного;

– известного и славного;

– милосердного и человеколюбивого.

30. «Слово о полку Игореве» переводили и перекладывали на русский язык:

– А. И. Соболевский;

– В. А. Жуковский;

– А. М. Панченко;

– Н. Заболоцкий.

31. В «Хождении за три моря» Афанасия Никитина ясно усматриваются черты:

– «плетения словес»;

– предвозрождения;

– барокко;

– эллинизма.

32. «Княже мои, господине! Аз бо не в Афинех ростох, ни от философоф научихся, но бых падая аки пчела по различным цветомъ и оттуду избирая сладость словесную и совокупляя мудрость, яко в мех воду морскую», – так пишет:

– Владимир Мономах;

– Андрей Курбский;

– протопоп Аввакум;

– Даниил Заточник.

33. О каком из князей в «Повести временных лет» говорится: «И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошли от Царьграда»?

– о Вещем Олеге;

– Владимире;

– Игоре;

– Святославе.

34. Кому были адресованы следующие слова: «Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, наши князья хорошие, потому что ввели порядок в Деревской земле. Пойди замуж за князя нашего за Мала»?

– Ярославне;

– Ольге;

– Анне;

– Февронии.

35. С жизнью какого святого связано отсутствие «деревянного масла, чтобы залить в лампады», меда «для князя и спутников его», муки «чтобы испечь хлеб для братии»?

– Сергия Радонежского;

– Стефана Пермского;

– Феодосия Печерского;

– Даниила Заточника.

36. Кому принадлежат слова: «Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться»?

– Святославу;

– Владимиру Мономаху;

– Ярославу Мудрому;

– Даниилу Заточнику.

37. «Рождение же мое в Нижегородских пределах, за Кудмою рекою, в селе Григорове. Отец ми бысть священник Петр, мати – Мария, инока Марфа. Отец же мой прилежаще пития хмелнова; мати же моя постница и молитвеница бысть, всегда учаше мя страху божию», – так рассказывает о себе:

– Савва Грудцин;

– Фрол Скобеев;

– протопоп Аввакум;

– Ульяния Осоргина.

38. О какой героине идет речь в цитате: «Она же остаточное дело воздуха того шьяше, уже бо единого святого риз не дошив, лице же нашив и воста и вотче иглу свою в воздух и преверте нитию, ею же шиаше»?

– о Февронии;

– об Ульянии Осоргиной;

– об Аннушке Нардин–Нащокиной;

– о Марии.

39. Кто из персонажей переодевался в девичий убор?

– Молодец («Горе-Злочастие»);

– Фрол Скобеев;

– Савва Грудцин;

– Шемяка.

40. Кто является автором «Комедии притчи о блудном сыне»?

– Симеон Полоцкий;

– Сильвестр Медведев;

– Епифаний Премудрый;

– Нестор.

Рекомендуемая литература

1. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. 7-е изд. – М., 1966.

2. Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. В. В. Кусков. – М., 1986.

3. История русской литературы X–XVII вв. / Под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1985.

4. «Изборник» (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М., 1969.

5. Кусков В. В. История древнерусской литературы. – М., 1997.

6. Федорова М. Е., Сумникова Т. А. Хрестоматия по древнерусской литературе. – М., 1985.

Вопросы для проверки усвоения материала курса

1. В чем состоит специфика истории литературы как одной из основных литературоведческих дисциплин?

2. Где и когда возникла литература, которую мы называем древнерусской?

3. Почему древнерусская литература относится к литературе средневекового типа?

4. Какие внелитературные причины обусловили усвоение византийской литературы и быструю выработку собственных принципов и форм творчества?

5. Почему древнерусские книги называются «памятниками»?

6. Чем отличаются друг от друга такие варианты текстов, как списки и редакции?

7. В какое время возникают в древнерусской литературе такие типы почерков, как устав, полуустав и скоропись?

8. Назовите основные научные учреждения в России, занимающиеся изучением и хранением древнерусских текстов?

9. По каким палеографическим признакам учёные определяют место и время написания древнерусских рукописей?

10. Какова основная тема литературы XI–XII веков?

11. Чем отличается летопись от известных и бытовавших в то время в Европе типов исторических сочинений?

12. Какие гипотезы о создании «Повести временных лет» вам известны?

13. Объясните, почему «Повесть временных лет» начинается с описания раздела Земли между сыновьями Ноя после Всемирного потопа?

14. Почему ученые говорят, что под «Словом о Законе и Благодати» митрополита Илариона подписался бы и Демосфен?

15. Какими причинами вызвано создание в русской церковной культуре культа святых Бориса и Глеба?

16. Как воспринимался в средневековье житийный герой: как образец для подражания или как объект сострадания?

17. Выделите канонические черты жития в тексте «Жития Феодосия Печерского».

18. Какую часть «Поучения» Владимира Мономаха вы подписали бы именем Василий, а какую – Владимир, и почему?

19. Назовите жанры переводной литературы.

20. Какие новые культурные центры возникли во второй трети XII – середине XIII века во Владимиро-Суздальском, Галицко-Волынском, Рязанском княжествах? Можете ли вы найти их на современных картах?

21. Чем отличаются летописные повести о походе князя Игоря на половцев в 1185 году от «Слова о полку Игореве»?

22. Почему ученые говорят, что Боян в «Слове о полку Игореве» – певец скальдического типа?

23. Почему перед медиевистикой стоит проблема автора «Слова о полку Игореве»?

24. Какие музыкальные, живописные и графические произведения вызваны к жизни «Словом о полку Игореве»?

25. Как связан «Киево-Печерский патерик» с русской литературой XVIII – XX веков? Какие тексты Н. Лескова и Л. Толстого вы могли бы привести в качестве иллюстрации к своему ответу?

26. Как летописцы восприняли появление в русских пределах нового врага – татар? С чем они связали их появление?

27. Почему «Повесть о разорении Рязани Батыем» относится к лучшим образцам Древнерусской литературы? Как вы понимаете художественные особенности произведения: образ единой смертной чаши, ритмическую организацию речи, приём гиперболы?

28. Как поэтически выражен патриотический пафос «Слова о погибели Русской земли»?

29. Как сочетаются элементы воинской повести и жития в «Житии князя Александра Невского»?

30. Как отразилась ситуация культурного непонимания в «Сказании об убиении в орде князя Михаила Черниговского»?

31. В чем состоит историческое и культурное значение Куликовской битвы 1380 года? Как это отразилось в памятниках Куликовского цикла?

32. Какими новыми чертами можно охарактеризовать русскую культуру времени Епифания Премудрого и Андрея Рублёва?

33. Почему Сергий Радонежский считается святым покровителем русской культуры, русской книжности? Подтверждается ли это в тексте «Жития Сергия Радонежского»?

34. Как отразилась личность путешественника Афанасия Никитина в его «Хождении за три моря»? Такое отражение следует считать новаторским или традиционным?

35. Чем вызван расцвет публицистики в литературе XVI века? Каких крупных публицистов вы знаете?

36. Какие черты переписки Ивана Грозного и Андрея Курбского делают её фактом истории литературы?

37. Четко ли разграничили вы текст «Повести о Петре и Февронии Муромских» на отдельные части (новеллы)? Как связан этот текст с мировой литературой и русским устным народным творчеством?

38. Чем определяется место в истории древнерусской литературы «Сказания о царстве Казанском»?

39. Почему Гражданская война в России названа Смутой?

40. Почему в памятниках, анализирующих причины и историю Смуты, появляется новый («чёрно-белый») тип героя?

41. Почему В. Ключевский выстроил лекцию «Добрые люди Древней Руси» на анализе текста «Повести об Юлиании Лазаревской»?

42. Чем интересны для историка литературы «Повесть о взятии Азова донскими казаками в 1637 году» и «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»?

43. Какие особенности литературного быта «приказной школы» вам запомнились? Что такое досиллабическое стихотворство?

44. Каковы особенности смехового мира сатирической литературы посадских слоёв XVII века?

45. Почему протопоп Аввакум стал идейным главой раскола? В чём состоит литературное новаторство его «Жития»?

46. Какие новые темы и формы повествования появляются в русской беллетристике XVII века?

47. Какие изменения в русском литературном быте связаны с именем Симеона Полоцкого?

Примечание. В пределах тематики данных вопросов формулируются вопросы для экзаменационных билетов (для стационарного и заочного отделений). В билет включаются два историко-литературных вопроса, третий – чтение наизусть. В обязательном порядке студент должен выучить:

• одно из фольклорных преданий из «Повести временных лет» – пересказ;

• отрывок из погодной записи под 852 годом до слов «...яко от Адама до потопа...» – из «Повести временных лет»;

• «Слово о полку Игореве» – отрывок из перевода Д. С. Лихачева, три-четыре отрывка из разных стихотворных переложений «Слова...» на русский язык;

• «Повесть о разорении Рязани Батыем» – отрывок о подвиге Евпатия Коловрата от слов «...И некий из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат» до слов «...и велел царь Батый отпустить его» – пересказ;

• начало «Слова о погибели Русской земли» до слов «...о правоверная вера христианская»;

• два-три образца виршевой поэзии Симеона Полоцкого;

• десять древнерусских афоризмов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аникин В. П., Круглов Ю. Г. Русское народное поэтическое творчество. – Л., 1987.

2. Аникин В. П. Русское народное поэтическое творчество. – М., 2001.

3. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. – СПб., 2006.

4. Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. – М., 1992.

5. Введение в литературоведение / Под ред. Л. В. Чернец. – М., 1999.

6. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П. А. Николаева. – М., 1997.

7. Вулих Н. В. Овидий и августовский классицизм. – М., 1975.

8. Гудзий Н. К. История древней русской литературы. 7-е изд. – М., 1966.

9. Джеббр. Гомер. Введение к «Илиаде» и «Одиссее». – М., 1962.

10. Древнерусская литература в исследованиях: Хрестоматия / Сост. В. В. Кусков. – М., 1986.

11. Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М., 1969.

12. История русской литературы X–XVII вв. / Под ред. Д. С. Лихачева. – М., 1985.

13. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1957.

14. Кусков В. В. История древнерусской литературы. – М., 1997.

15. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. – М., 2003.

16. Лосев А. Ф. Гомер. – М., 1960.

17. Минц С. И., Померанцева Э. В. Русская фольклористика: Хрестоматия. – М., 1971.

18. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А. М. Новиковой – М., 1978.

19. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Под ред. А. М. Новиковой. – М., 1978.

20. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю. Г. Круглов. – Л., 1987.

21. Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Сост. Ю. Г. Круглов. 2-е изд. – Л., 1987.

22. Соболевский С. И. Аристофан и его время. – М., 1974.

23. Толстой И. И. Сафо и тематика её песен. – М., 1977.

24. Толстой И. И. Трагедия Еврипида «Елена» и начало греческого романа. – М., 1966.

25. Федотов О. И. Основы теории литературы. В 2 ч. – М., 2003.

26. Фёдоров М. А. Греческая лирика. – М., 1968.

27. Фёдорова М. Е., Сумникова Т. А. Хрестоматия по древнерусской литературе. – М., 1985.

28. Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная комедия. – М., 1979.

29. Ярхо В. Н. Эсхил. – М., 1974.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ВВЕДЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ»

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«РУССКОЕ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА»

БИБЛИОГРАФИЯ


Учебное издание

Конт.–измер. мат. по лит-ре

Учебно-методическое пособие

Составители:

Бавенкова Ирина Анатольевна

Винницкая Алла Сергеевна

Николаева Галина Николаевна

Потапова Екатерина Владимировна

Редактор Носкова Л. Н.

Компьютерная верстка

выпускные сведения

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  83  84  85   ..