Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  466  467  468   ..

 

 

Методические рекомендации Саратов 2008 ббк 74. 2 П 44

Методические рекомендации Саратов 2008 ббк 74. 2 П 44

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Подготовка учащихся

основной школы

к государственной

(итоговой) аттестации

в независимой форме

Методические рекомендации

Саратов

2008

ББК 74.2

П 44

Редактор

заведующий кафедрой филологического образования,

зав. лабораторией содержания и методов обучения языкам и литературе

ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», доцент

А.А. Волков

П 44 Подготовка учащихся основной школы к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме: Методические рекомендации / Под ред. А.А. Волкова. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008. – 80 с.

Рецензенты:

Львова С.И., зав. лабораторией обучения русскому (родному) языку Института содержания и методов обучения Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор;

Никитина Е.А., доцент кафедры педагогики Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, кандидат педагогических наук.

В настоящий сборник вошли методические рекомендации по подготовке учащихся 5-9-х классов к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме по русскому языку, алгебре, геометрии, физике, химии, биологии, обществознанию, географии.

Для учителей-предметников, специалистов и методистов муниципальных органов управления образованием, руководителей общеобразовательных учреждений.

ББК 74.2

© Авторы статей, 2008

Вместо предисловия

Основная идея обновления системы государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы связана с важнейшей задачей модернизации российского образования – совершенствованием контроля и управления его качеством.

Введение профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования, диктует создание открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений учащихся, результаты которой могли бы стать основой для их зачисления в профильные классы старшей ступени общего образования, а также в учреждения системы начального и среднего профессионального образования. Поэтому одним из направлений эксперимента по введению профильного обучения стало создание новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений.

Основными задачами проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в независимой форме являются:

– создание условий для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшей школе;

– формирование единой объективной независимой системы оценки качества образования выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в условиях проведения государственной аккредитации общеобразовательных учреждений, аттестации педагогических работников, создания прозрачных механизмов комплектования профильных классов, подготовки к ЕГЭ;

– повышение ответственности общеобразовательных учреждений за качество подготовки обучающихся на ступени основного общего образования;

– выработка единого уровня требований педагогов к образовательным достижениям обучающихся;

– определение образовательного рейтинга выпускников IX классов общеобразовательных учреждений.

В 2006 году апробация обновленной системы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов проводилась в 45 субъектах Российской Федерации, в 2008 году – в 74.

В ходе эксперимента были разработаны и прошли апробацию:

– новые модели организации итоговой аттестации учащихся;

– новые экзаменационные материалы;

– новые процедуры проведения обязательных экзаменов.

Перевод на более объективную и прозрачную для общества основу приема в профильные классы потребовал перехода к «внешней» процедуре проведения выпускных экзаменов девятиклассников взамен традиционной «внутренней» процедуры.

В этом отношении важным является то, что принятые изменения и дополнения в «Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х, 11-(12)-х классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации» (приказ МО России от 21.01.2003 № 135) обеспечивают необходимое правовое поле для создания муниципальных экзаменационных комиссий (МЭК), являющихся основным механизмом перехода к «внешним» формам оценивания учебных достижений учащихся.

В функции МЭК входит решение всех организационных вопросов, связанных с проведением государственной (итоговой) аттестации, в частности создание предметных экзаменационных комиссий, которые осуществляют проверку и оценивание работ учащихся.

Создание МЭК позволяет реализовать ключевой принцип построения новой системы итоговой аттестации выпускников основной школы – разделение функции обучения и функции проверки учебных достижений обучаемых.

Новая процедура проведения письменного экзамена не предусматривает присутствие в аудитории, в которой проводится экзамен, учителя, преподававшего в этом классе. Однако он может входить в состав предметной экзаменационной комиссии. Это возможно благодаря еще одному принципу, положенному в основу создаваемой системы, – анонимности проверки экзаменационных работ учащихся. Работы шифруются, тип шифра разрабатывается в каждой муниципальной экзаменационной комиссии самостоятельно .

В настоящем сборнике представлены методические рекомендации по подготовке и проведению итоговой аттестации девятиклассников по восьми предметам: русскому языку, алгебре, геометрии, физике, химии, биологии, обществознанию, географии.

Материалы сборника подготовлены с учетом накопленного в области опыта организации и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы в незавимой форме и позволяют учителю найти выход из возникающих в процессе подготовки к итоговой аттестации затруднений.


Подготовка учащихся основной школы

к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме

по русскому языку

А.А. Волков,

заведующий кафедрой филологического образования,

зав. лабораторией содержания и методов обучения языкам и литературе, доцент

Как известно, основной целью новой системы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов является введение открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений обучающихся, результаты которой способствуют осознанному выбору дальнейшего пути получения образования, а также могут учитываться при формировании профильных классов на старшей ступени общего образования.

Содержание экзаменационной работы по русскому языку определяется следующими документами:

1) Обязательным минимумом содержания основного общего образования по предмету (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236) // Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку / Н.М. Шанский, М.Т. Баранов, В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2000. – С. 6-10;

2) Примерной программой по русскому (родному) языку для основной общеобразовательной школы (5-9 классы) // Оценка качества подготовки выпускников основной школы по русскому языку / Н.М. Шанский, М.Т. Баранов, В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2000. – С. 11-23;

3) Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03 2004 г. № 1089) // Сборник нормативных документов. Русский язык / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006. – С. 26-36;

4) Примерной программой основного общего образования по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения // http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/pp/03-2-o.doc.

Содержание экзаменационной работы позволяет оценивать достижения учащихся не только в таких видах речевой деятельности, как аудирование (слушание) и письмо, что предусматривается традиционной формой письменного экзамена (изложение с элементами сочинения), но и в чтении и анализе текста. При этом проверяются умения целевого извлечения информации при чтении, умения ее перераспределять и передавать в соответствии с заданными коммуникативными целями.

В прошедшем 2007–2008 учебном году регионам было предложено выбрать один из двух утвержденных вариантов контрольно-измерительных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации, организуемой территориальными экзаменационными комиссиями, по русскому языку: № 1 – структура и спецификация 2008 г. (далее – вариант-08), № 2 – структура и спецификация 2007 г. (далее – вариант-07).

В варианте-08 обновлена спецификация экзаменационной работы, разработан новый демонстрационный вариант КИМ, подготовленный Федеральным государственным научным учреждением «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ). Кодификатор элементов содержания экзаменационной работы варианта-08, являющийся основой для составления экзаменационных материалов за курс основной общеобразовательной школы по русскому языку, сохранен по варианту 2007 г. и построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.

Второй вариант (вариант-07) совпадает с вариантом 2007 года. Единственным изменением является то, что текст для изложения взят не по учебному пособию «Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс» (Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова).

Принципиально новым в варианте-08 по сравнению с вариантом-07 является следующее:

1) увеличено количество тестовых заданий (с 10-ти до 21-го);

2) введены тестовые задания открытого типа (задания по типу части В ЕГЭ по русскому языку);

3) вместо подробного изложения учащимся предлагается написать изложение сжатое;

4) предлагается выбрать один из двух вариантов тем сочинения;

5) уменьшен объем письменных работ: и изложения (не менее 90 слов вместо не менее 100 слов), и сочинения (не менее 50 слов вместо не менее 80 слов).

С обоими вариантами спецификаций, кодификаторов и демонстрационных вариантов КИМ можно ознакомиться на сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по адресу:

http://final.ron.rbcsoft.ru/ru/activities/attestation/9/

Не вызывает сомнений тот факт, что сложившаяся в подавляющем большинстве общеобразовательных учреждений методика обучения русскому языку не позволяет подготовить выпускника основной школы к итоговой аттестации по русскому языку по материалам варианта-08 на должном уровне, тем более что проект варианта появился в конце января 2008 года, т.е. всего за четыре месяца до проведения самой аттестации, а утвержденная версия – в конце февраля. Поэтому в 2008 году в Саратовской области государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы, организуемая территориальными экзаменационными комиссиями, по русскому языку проводилась по второму варианту контрольно-измерительных материалов, т.е. по материалам образца 2007 года, т.к. по использованию КИМов этого варианта в области уже накоплен определенный опыт.

Однако это ни в коем случае не означает, что учителя области в процессе подготовки девятиклассников к итоговой аттестации 2009 года не должны учитывать те новшества, которые имеются в варианте-08.

Настоящие методические рекомендации разработаны с учетом опыта проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы, организуемой территориальными экзаменационными комиссиями, по русскому языку за три последних года и с учетом нововведений в контрольно-измерительных материалах варианта-08.

Работа учителя по подготовке девятиклассников к итоговой аттестации складывается из трех основных этапов.

На первом (подготовительном) этапе учитель должен еще раз обратиться к нормативным документам, определяющим содержание и структуру обучения русскому языку в период получения основного общего образования (обязательный минимум или федеральный компонент, примерные программы, авторскую программу), с целью определения основных требований, предъявляемых к знаниям, умениям и навыкам выпускника основной школы.

На втором (организационном) этапе необходимо ознакомить обучающихся со структурой и содержанием экзаменационной работы, процедурой проведения экзамена, с критериями оценки составных частей экзаменационной работы и шкалой перевода баллов в оценки (по предыдущему учебному году).

На третьем (содержательном) этапе учитель должен еще раз осмыслить основные требования, предъявляемые к знаниям, умениям и навыкам выпускников основной школы, и выстроить на завершающем этапе обучения подготовку к итоговой аттестации таким образом, чтобы как можно рациональнее было использовано оставшееся время, отобрав при этом для повторения и обобщения такие темы, которые вызывают затруднение у большинства обучающихся.

Рекомендации по реализации организационного этапа подготовки к аттестации.

Ознакомление обучающихся с заданиями демонстрационных версий государственной (итоговой) аттестации по русскому языку за курс основной школы необходимо проводить как можно раньше. Возможно поэтапное ознакомление с заданиями в ходе изучения темы, лежащей в основе того или иного задания. Типовые задания в данном случае можно использовать как средства текущей аттестации.

В начале выпускного учебного года необходимо ознакомить обучающихся со структурой и содержанием демонстрационной версией КИМ предыдущего года, обратив при этом внимание на тот факт, что демо-версия для текущего учебного года может быть откорректирована. Как только появится утвержденная демо-версия, она должна быть сразу взята на вооружение учителем и обучающимися в процессе подготовки к аттестации.

При сопоставлении демо-версий прошлого года и утвержденной для текущего года учитель должен обратить внимание обучающихся на основные различия и уточнения, появившиеся в демо-версии текущего года. Такое сопоставление лучше проводить на материале планов экзаменационной работы, традиционно выступающих приложениями к спецификациям. Еще раз отметим, что эта работа проводится с утвержденной для данного учебного года демо-версией, а не с появившимся для обсуждения проектом .

В качестве примера можно привести ситуацию 2007-2008 учебного года, когда с сентября по январь учитель работал с выпускниками по плану варианта-07, а в конце января появился проект варианта-08. Утвержденная демо-версия варианта-08 появилась в конце февраля, и в нее были также внесены изменения. Основная задача учителя заключалась в том, чтобы, во-первых, иметь четкое представление не только об основных различиях варианта-07 и проекта варианта-08, но и о различиях проекта и утвержденного варианта-08, а во-вторых, оперативно среагировать на кардинальные изменения, внесенные в план экзаменационной работы, и донести эту информацию до обучающихся.

Приведем планы экзаменационной работы обоих вариантов, по которым проходила аттестация в 2008 году, для того, чтобы учителя имели представление о тех заданиях, которые потенциально могут быть в КИМах аттестации 2009 года.

План демонстрационного варианта

экзаменационной работы по русскому языку (вариант-08)

Обо-

значе-

ние

зада-

ния в

работе

Проверяемые

элементы содержания

Коды проверя-емых эле-ментов содержа-ния по кодифи-катору

Коды прове-ряемых

умений

(п. 4

специ-фика-ции)

Пример-

ное

время выпол-нения задания (мин.)

Часть 1

100

1

С1

Адекватное понимание устной речи. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

Текст как продукт речевой деятельности.

8.5

8.9

8.10

8.11

9.2

9.3

9.4

1, 2, 3,

16-20

Часть 2

85

2

А1

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения

8.6

4, 6,

10

3

3

А2

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста

8.2

4, 5, 6,

10

3

4

А3

Извлечение информации из различных источников

8.7

4, 6,

10

3

5

А4

Синонимы. Антонимы. Омонимы

2.2

4, 6, 10

4

6

А5

Лексическое значение слова

2.1

4, 6, 7,

10

3

7

А6

Лексический анализ слова

2.4

4, 6, 10

3

8

А7

Выразительность русской речи

10.1–10.4

8

6

9

В1

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

8.11

8

4

10

В2

Правописание корней

6.1

20

4

11

В3

Правописание приставок

6.2

20

4

12

В4

Правописание суффиксов

6.3

20

4

13

В5

Знаки препинания в простом ослож-нённом предложении

7.3

20

4

14

В6

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

7.5

20

4

15

В7

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

7.6

20

4

16

В8

Словосочетание

5.1

13

4

17

В9

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

5.3

14

5

18

В10

Простое осложнённое предложение

5.8

13

4

19

В11

Простое осложнённое предложение

5.8

13

4

20

В12

Синтаксический анализ сложного предложения

5.15

13

5

21

В13

Сложные бессоюзные предложения

5.11

13

5

22

В14

Сложные предложения с разными видами связи

5.12

19

5

Часть 3

55

23

С2

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи

8.6

8.7

8.10

8.11

9.2–9.4

7.1–7.8

7

Примечание. При оценке практической грамотности и фактической точности письменной речи экзаменуемого максимальный балл за сочинение и изложение в целом равен 10.

Всего заданий – 23 .

Общее время выполнения работы – 240 мин .

План экзаменационной работы 2007 года

по русскому языку (вариант-07)

Обозначение заданий в работе и бланке ответов: 2.1–2.10 – задания с выбором ответа, 1.1, 3.1 – задания с развернутым ответом.

Обо-

значе-

ние

зада-

ния в

работе

Проверяемые

элементы содержания

Коды проверя-емых элемен-тов содержа-ния

по коди-

фика-тору

Коды про-веря-емых

уме-ний

(п.4

спецификации)

Макс. балл за выполнение зада-ния

Пример

ное

время выпол-нения задания (мин.)

Часть 1

75

1

1.1

Адекватное понимание устной речи. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (подробное изложение содержания прослушанного текста).

Извлечение информации из различных источников.

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.

Лексическое значение слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Фразеологические обороты.

Словосочетание.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Простое осложнённое предложение.

Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Правописание корней.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов.

Правописание окончаний.

Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Прописная и строчная буквы.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении.

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи.

Лексические нормы.

Грамматические нормы (морфологические нормы).

Грамматические нормы (синтаксические нормы)

8.5,

8.8,

8.7,

8.2,

2.1,

2.2,

2.3,

5.1,

5.2,

5.8,

5.12,

5.13,

6.1,

6.2,

6.3,

6.4,

6.5,

6.6,

6.7,

7.1,

7.2,

7.3,

7.4,

7.5,

7.6,

7.7,

7.8,

9.2,

9.3,

9.4

1,

2,

3,

9,

14,

20,

23,

25,

26

6
(+6*)

15

60

Часть 2

45

2

2.1

Извлечение информации из различных источников

8.7

4, 6,

8, 9

1

35

1

3

2.2

Адекватное понимание письменной речи

8.6

5, 8

1

1

4

2.3

Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, делового), языка художественной литературы.

Функционально-смысловые типы речи, их признаки

8.1,

8.4

10,

11

1

1

5

2.4

Средства связи предложений в тексте.

8.3

12

1

1

6

2.5

Лексическое значение слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Фразеологические обороты.

Лексический анализ слова

2.1,

2.2,

2.3,

2.4

14

1

1

7

2.6

Система гласных и согласных звуков.

Соотношение звука и буквы.

Фонетический анализ слова

1.1,

1.2,

1.3,

9.1

13

1

1

8

2.7

Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова.

Основные способы образования слов.

Словообразовательный анализ слова

3.1,

3.2,

3.3,

3.4

15,

16

1

1

9

2.8

Самостоятельные части речи.

Служебные части речи.

Морфологический анализ слова

4.1,

4.2,

4.3

17

1

1

10

2.9

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения.

Предложения двусоставные и односоставные.

Предложения распространённые и нераспространённые.

Предложения полные и неполные.

Синтаксический анализ простого предложения

5.3,

5.4,

5.5,

5.6,

5.7,

5.14

18,

19

1

1

11

2.10

Предложения сложносочиненные.

Предложения сложноподчиненные.

Сложные бессоюзные предложения.

Синтаксический анализ сложного предложения

5.9,

5.10,

5.11,

5.15

18

1

1

Часть 3

120

12

3.1

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи; адекватное выражение своего отношения к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

Извлечение информации из различных источников.

Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, делового), языка художественной литературы.

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста.

Функционально-смысловые типы речи, их признаки.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Лексическое значение слова.

Синонимы. Антонимы. Омонимы.

Фразеологические обороты.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Простое осложнённое предложение.

Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

Правописание корней.

Правописание приставок.

Правописание суффиксов.

Правописание окончаний.

Правописание Ъ и Ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Прописная и строчная буквы.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом предложении.

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Знаки препинания при прямой речи, цитировании, диалоге.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи.

Лексические нормы.

Грамматические нормы (морфологические нормы).

Грамматические нормы (синтаксические нормы)

8.9,

8.7,

8.1,

8.2,

8.4,

8.10,

2.1,

2.2,

2.3,

5.2,

5.8,

5.12,

5.13,

6.1,

6.2,

6.3,

6.4,

6.5,

6.6,

6.7,

7.1,

7.2,

7.3,

7.4,

7.5,

7.6,

7.7,

7.8,

9.2,

9.3,

9.4

21,

22,

23,

24,

3,

7,

8,

9,

11,

14,

20,

25,

26

10

(+6*)

120

*При оценке практической грамотности максимальный балл за сочинение и изложение в целом равен 12.

Всего заданий – 12.

Максимальный первичный балл за работу – 38.

Общее время выполнения работы – 240 мин.

При подготовке к итоговой аттестации на организационном этапе необходимо обратить внимание обучающихся на процедуру проведения экзамена, которая определяется также структурой и содержанием контрольно-измерительных материалов.

Оба варианта экзаменационной работы состоят из трех частей, которые последовательно выполнялись выпускниками.

Часть 1 содержит задание открытого типа с развернутым ответом (изложение), проверяющее умение создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам.

Часть 2 содержит тестовые задания (вариант-07 – только закрытого типа; вариант-08 – как закрытого, так и открытого типа), проверяющие умения извлекать основную информацию из текста при аудировании и чтении, принадлежность текста к определенному стилю и функционально-смысловому типу речи, а также ряд умений, связанных с анализом языковых единиц, представленных в прочитанном тексте.

Часть 3 содержит задание открытого типа с развернутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное речевое высказывание на заданную тему с привлечением информации, извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов. В варианте-08 на выбор обучающегося предлагается написать сочинение на лингвистическую тему.

Выполнение трех частей обязательно для всех учащихся независимо от выбранного профиля.

В связи с внесенными в вариант-08 по сравнению с вариантом-07 изменениями перераспределено время, отводимое на выполнение частей экзаменационной работы. Ср.:

Вариант-07

Вариант-08

1 часть

75 мин.

100 мин.

2 часть

45 мин.

85 мин.

3 часть

120 мин.

55 мин.

Всего

240 мин.

240 мин.

Необходимо обратить внимание обучающихся на формулировки заданий к частям 1 и 3.

Формулировка тестовых заданий, т.е. заданий части 2 повторяет формулировку заданий, представленных в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ, что позволяет учителю начать систематическую подготовку к ЕГЭ уже на ступени основного общего образования. Заметим, что в КИМах варианта-07 представлены такие тестовые задания, которые вызывают затруднения при выполнении ЕГЭ по русскому языку у большинства выпускников полной школы. А в КИМах варианта-08 присутствуют задания по типу заданий части В ЕГЭ по русскому языку, выполнение которых также оставляет желать лучшего.

Технология проведения экзамена предполагает наличие у каждого выпускника индивидуального бланка с текстом экзаменационной работы. При этом ответы на задания фиксируются обучающимися непосредственно на бланке.

Следует обратить внимание обучающихся на процедуру выполнения тестовых заданий. Необходимо акцентировать внимание на то, чтобы внимательно были прочитаны каждое задание и предлагаемые варианты ответа (по 4 к каждому тестовому заданию закрытого типа). Правильным является только один из них. Выбор ответа экзаменуемый должен осуществить только после того, как поймет вопрос и проанализирует все варианты ответа. Цифра правильного варианта ответа обводится кружочком.

При выполнении заданий открытого типа обучающийся должен самостоятельно сформулировать ответ и записать его на обозначенной строке.

На экзамене обучающимся разрешается пользоваться лингвистическими словарями.

Дополнительное оборудование на экзамене по русскому языку не используется.

Ознакомление и учителя, и обучающихся с критериями оценивания изложения, сочинения и грамотности также позволяет сформировать ориентиры в целенаправленной подготовке к итоговой аттестации. Рекомендуем провести мониторинговые письменные работы (написание изложения и сочинения) с проверкой данных работ по тем критериям, которые приведены в обоих вариантах КИМ с целью выявления так называемых «пробелов» в умениях и навыках обучающихся и последующей их корректировки.

Обращаем внимание учителя на то, что критерии оценивания содержания изложения и сочинения, а также грамотности в вариантах 2007 г. и 2008 г. разные.

Вместе с тем, в обоих вариантах определено, что грамотность обучающегося оценивается по текстам изложения и сочинения в совокупности. При этом необходимо придерживаться положения об однотипных и негрубых ошибках, изложенного в Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку, утвержденных Приказом Министерства просвещения РСФСР от 03.09.1984 г. № 324.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку , каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Обращаем особое внимание на то, что если первые три однотипные ошибки встретились в разных текстах (к примеру, первая – в тексте изложения, а две другие – в тексте сочинения), то они все равно считаются за одну ошибку.

К негрубым относятся ошибки:

1) в исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

5) в написании ы и и после приставок;

6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался/ Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной как; ничто иное не...; не что иное, как и др.);

7) в собственных именах нерусского происхождения;

8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную программу;

3) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

4) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает ), «дулпо» (вместо дупло ), «мемля» (вместо земля ).

При проверке изложений и сочинений необходимо придерживаться определенной классификации речевых ошибок и недочетов. Наиболее оптимальная, на наш взгляд, классификация представлена в пособии: Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения / 2-е изд. – М.: Линка-Пресс, 1994. – С. 172-184. Данная классификация представлена также в регламенте проведения письменного экзамена по русскому языку в рамках государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы в Саратовской области.

Рекомендации по реализации содержательного этапа подготовки к аттестации.

В ходе подготовки к итоговой аттестации рекомендуется продумать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку следующих умений учащихся:

1) умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

2) умение понимать основную мысль прослушанного текста;

3) умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме;

4) умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

5) умение интерпретировать информацию звучащего текста;

6) умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

7) умение понимать главную мысль прочитанного текста;

8) умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

9) умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;

10) умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме;

11) умение интерпретировать информацию прочитанного текста;

12) умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;

13) умение определять средства связи предложений в тексте;

14) умение проводить звукобуквенный анализ слова;

15) умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;

16) умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;

17) умение определять основные способы образования слов;

18) умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

19) умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

20) умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;

21) умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

22) умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

23) умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;

24) умение последовательно излагать собственные мысли;

25) умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

26) умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

27) умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

В процессе подготовки к итоговой аттестации необходимо уделить внимание обязательному обобщению и повторению следующих тем:

1) текст как речевое произведение;

2) смысловая и композиционная цельность, связность текста;

3) функциональные стили и функционально-смысловые типы речи;

4) средства связи предложений в тексте;

5) звуки и буквы, звукобуквенный анализ слова;

6) лексическое значение слова и фразеологического оборота;

7) морфемно-словообразовательный анализ слова;

8) основные способы словообразования;

9) морфологический анализ знаменательных частей речи;

10) морфологический анализ служебных частей речи;

11) простое предложение: главные и второстепенные члены;

12) двусоставные и односоставные предложения;

13) сложносочиненное предложение;

14) сложноподчиненное предложение;

15) сложное бессоюзное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

16) сложные предложения с разными видами связи между частями;

17) синтаксический анализ простого предложения;

18) синтаксический анализ сложного предложения.

Подготовку к выполнению тестовых заданий на итоговой аттестации необходимо начинать уже с V класса, постепенно вводя тестовые задания в контрольно-измерительные материалы текущего и промежуточного контроля знаний, умений и навыков обучающихся. С этой целью учителю рекомендуется иметь банк тестовых заданий по разным разделам русского языка.

Особое внимание следует уделить выстраиванию системы повторения изученного материала. Анализ типичных ошибок, допускаемых выпускниками при выполнении заданий итоговой аттестации в IX классе и ЕГЭ по русскому языку, показывает, что чаще всего допускаются ошибки в заданиях, связанных с темами, изучавшимися в V-VII классах. В связи с этим при составлении календарно-тематического планирования целесообразно актуализировать темы, связанные с повторением материала, изученного в предыдущих классах. При изучении материала в VIII-IX классах (синтаксис словосочетания, простого и сложного предложений) не следует забывать о повторении морфологии, лексики, словообразования, фонетики. Организацию повторения можно осуществлять за счет введения так называемых тестовых пятиминуток.

С целью подготовки к итоговой аттестации в IX и XI классах возможно выстраивание системы текущего и промежуточного контроля («срезов знаний») в тестовой форме. Для этого рекомендуется в каждом общеобразовательном учреждении иметь банк тестовых заданий разного уровня сложности и по разным разделам русского языка, чтобы была возможность формирования контрольно-измерительных материалов с учетом возрастных особенностей обучающихся, разной степени их подготовленности.

Рекомендуется практиковать проведение уроков русского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий, тем более что в последнее время наблюдается расширение тренировочных и контролирующих информационных программ типа «Фраза», «Диктант». Обращает на себя внимание серия программ «Уроки от Кирилла и Мефодия».

При подготовке обучающихся к написанию связного текста (изложения и сочинения) учителю необходимо еще раз вспомнить методику проведения изложения как подробного, так и сжатого. Важно соблюдать все требования к организации изложения и довести их до сведения обучающихся. Учитель должен напомнить, что текст для изложения читается дважды. Первое чтение производится в обычном темпе, его задача – донести до сознания учащихся содержание текста. При первом чтении текста обучающиеся должны воспринять текст в целом, определить его тему, главную мысль, выяснить авторскую позицию. Во время паузы после первого прочтения могут быть объяснены некоторые выражения, термины; на доске записываются даты и собственные имена, неизвестные обучающимся. Во время первого чтения и паузы возможно составить наброски плана, зафиксировать основные сюжетные линии.

Второе чтение производится в замедленном темпе, но не должно переходить в диктовку. Оно предполагает восприятие учениками структуры текста, более глубокое осмысление микротем, осознание стиля речи, типов текста и его языковых особенностей.

Обращаем внимание, что по условиям экзамена текст читается другим учителем-словесником, поэтому целесообразно воспроизвести такую ситуацию в учебное время.

Необходимо помнить и довести до сведения обучающихся, что при написании подробного изложения воспроизведенный текст должен сохранить незаменимые точные и экспрессивные выражения, составляющие индивидуальность манеры писателя, но в то же время не должен превращаться в письмо по памяти. Следует прививать обучающимся навыки отделения главного в тексте от второстепенного. Вместе с тем, чтобы избавиться от однообразного и бедного языка работы, нужно обратить внимание обучающихся на то, что они должны использовать выразительные средства языка, фразеологические обороты, языковые средства выражения экспрессии, синонимические синтаксические конструкции.

Необходимо обратить внимание обучающихся на существенные различия подробного и сжатого изложений. Следует вспомнить все возможные средства сжатия текста.

При подготовке к написанию изложения учителю необходимо обратить внимание также на тот факт, что в период обучения количество исходных текстов публицистического стиля значительно уступает количеству текстов художественной речи. В связи с этим в период подготовки следует уделить особое внимание разграничению текстов этих стилей с выделением и анализом основных стилистических черт публицистики и художественной речи.

При подготовке к написанию сочинения учителю необходимо вспомнить с учениками основные правила составления текста, средства связи предложений в тексте. Следует обратиться к таким понятиям, как тезис, аргумент, вывод. При написании сочинения помощь обучающимся может оказать текст, помещенный в экзаменационном материале, т.е. текст для чтения, т.к. он по тематике и идейному содержанию может быть близок тексту изложения. Кроме того, некоторые мысли для отражения в сочинении могут подсказать и тестовые задания.

При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ:

1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений / Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение; Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

2) Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.

3) Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.

4) Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Бабайцева В.В., Еремеева А.П., Купалова А.Ю., Лидман-Орлова Г.К. и др. Русский язык. Практика: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.

5) Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

К экзамену можно готовиться также по другим учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru) в разделе «Документы министерства».

В качестве дополнительных источников информации по вопросам, связанным с подготовкой к итоговой аттестации по русскому языку в IX классе, рекомендуется использовать следующие:

1) Государственная итоговая аттестация учащихся IX класса: Принципы и особенности организации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006.

2) Комплект методических материалов, обеспечивающих проведение государственной (итоговой) аттестации учащихся 9-х классов общеобразовательных учреждений в новых формах. – 2-е изд.. – М.: Просвещение, 2006.

3) Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-Центр, 2001.

4) Гулидов И.Н. Методика конструирования тестов / И.Н. Гулидов, А.Н. Шатун А.Н. – М.: Форум – Инфра-М, 2003.

5) Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. пособие / В.Н. Александров, О.И. Александрова. – 2-е изд., испр. – Челябинск: Взгляд, 2006.

6) Русский язык. 9-й класс. Итоговая аттестация-2007. Предпрофильная подготовка: Учебно-методическое пособие для подготовки к итоговой аттестации / Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион, 2006.


Подготовка учащихся основной школы

к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме

по алгебре

Т.В. Костаева,

заведующая кафедрой математического образования,

кандидат педагогических наук, доцент

Е.В. Эргле,

главный методист кафедры математического образования

Новая система итоговой аттестации девятиклассников естественным образом вписывается в систему итоговой аттестации за среднюю школу. Однако экзамен для выпускников основной школы имеет ряд существенных отличий.

1. Ситуация продолжения образования – бывший девятиклассник, как правило, остается в своем районе (муниципалитете), чаще всего в своей школе, переходя в 10-й класс выбранного им профиля. Таким образом, результаты экзамена в первую очередь содействуют осознанности выбора учеником, его родителями профиля обучения.

2. Соответствие организационных схем и процедур возрастным психологическим особенностям учащихся – экзамены проводятся в своих общеобразовательных учреждениях; учащиеся обеспечиваются индивидуальными пакетами с текстами экзаменационных работ; все ответы заносятся ими непосредственно в эти же листы (специальные бланки для записи ответов не применяются).

Поставленные цели предопределили внесение изменений не только в организационные вопросы проведения государственной (итоговой) аттестации, но и в разработку новых форм экзаменационных работ, имеющих иную структуру и содержание, а также применение более информативной системы оценивания.

В то же время, по сравнению с экзаменационными материалами, применяемыми в рамках действующей системы итоговой аттестации, экзаменационные материалы нового поколения нацелены на обеспечение более глубокой дифференциации подготовки учащихся , более полно охватывают содержание предметной области . Это осуществляется за счет использования заданий различных типов, включающих в себя различные виды деятельности.

Особенностью содержания новых экзаменационных материалов является реализация современного представления о базовой подготовке учащихся, которая выражается в смещении акцентов с проверки знаниевого компонента содержания образования на овладение учащимися ключевыми предметными компетенциями .

Для оценивания результатов выполнения экзаменационных работ по алгебре применяются два количественных показателя – отметка по 5-тибалльной шкале и 30-тибалльный рейтинг.

Содержание экзаменационной работы по алгебре определяется следующими документами: Обязательным минимумом содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России от 19.05.1998 №1276 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»); Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Математика. Основное общее образование (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Структура экзаменационной работы по алгебре отвечает, прежде всего, целям построения в современной школе системы дифференцированного обучения, основными задачами которого являются, с одной стороны, формирование у всех учащихся базовой математической подготовки, с другой стороны – создание для части школьников условий, способствующих получению подготовки повышенного уровня, достаточного для активного использования математических знаний при дальнейшем профильном обучении.

В соответствии с этим работа состоит из двух частей.

Часть 1. Задания направлены на проверку овладения содержанием курса на уровне базовой подготовки. Эта часть содержит 16 заданий, в совокупности охватывающих все разделы курса.

При выполнении заданий первой части учащиеся должны продемонстрировать определенную системность знаний и широту представлений. В ней проверяется не только владение базовыми алгоритмами, но и знание и понимание важных элементов содержания (понятий, их свойств, приемов решения задач и пр.), умение пользоваться различными математическими языками, умение применить знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применение знаний в простейших практических ситуациях. Иными словами, по сравнению с традиционной практикой в первой части работы усилены идейно-понятийная и практическая составляющие.

Основными условиями, которым должна удовлетворять эта часть работы, являются реалистичность предъявляемых учащимся требований и обеспечение полноты проверки его математической подготовки на базовом уровне.

Часть 2. Задания направлены на проверку следующих качеств математической подготовки выпускников:

– уверенное владение формально-оперативным алгебраическим аппаратом;

– способность к интеграции знаний из различных тем курса алгебры;

– владение широким набором приемов и способов рассуждений;

– умение математически грамотно и ясно записать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.

Основное ее назначение – дифференцировать хорошо успевающих школьников по уровням их математической подготовки, выявить наиболее подготовленную часть выпускников, составляющих потенциал профильных классов.

Эта часть содержит 5 заданий разного уровня сложности из различных разделов курса, требующих развернутого ответа (с записью решения). Задания во второй части расположены по нарастанию сложности – от относительно простых до достаточно сложных, предполагающих свободное владение материалом и высокий уровень математического развития.

Каждое из шестнадцати заданий первой части характеризуется четырьмя параметрами: содержание, категория познавательной области, уровень трудности, форма ответа.

Содержание. Для обеспечения достаточной детализации общего плана экзаменационной работы арифметико-алгебраические блоки «Обязательного минимума содержания основного общего образования» разбиты на более мелкие разделы: числа (1.1), буквенные выражения (1.2), преобразования алгебраических выражений (1.3), уравнения (1.4), неравенства (1.5), последовательности и прогрессии (1.6), функции и графики (1.7). В ближайшие годы этот список будет дополнен разделом (1.8) – элементы теории вероятностей и статистики.

Распределение заданий первой части экзаменационной работы по указанным разделам приведено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение заданий по разделам содержания

Разделы

содержания

Числа (1.1)

Буквенные

выражения (1.2)

Тождественные

преобразования

(1.3)

Уравнения (1.4)

Неравенства

(1.5)

Последовательности

и прогрессии

(1.6)

Функции и

графики (1.7)

Всего

Кол-во заданий

3

2

3

3

2

1

2

16

Категории познавательной области. «Требования к уровню подготовки выпускников», задаваемые образовательным стандартом 2004 г., распределяются по трем рубрикам:

– знать / понимать,

– уметь,

– применять полученные знания в практических ситуациях.

При разработке критериев успешности усвоения курса алгебры на базовом уровне, в силу особенностей и специфики этого предмета, категория «уметь» подразделена на две: умение действовать в соответствии с известным алгоритмом (правилом, планом, приемом) и умение решить математическую задачу, не сводящуюся к прямому применению алгоритма.

В соответствии с этим, каждое задание первой части экзаменационной работы соотносится с одной из четырех категорий познавательной области: знание / понимание, умение применить алгоритм (далее – алгоритм), умение применить знания для решения математической задачи (далее – решение задачи), применение знаний в практической ситуации (далее – практическое применение).

Ориентировочная доля заданий, относящихся к каждой из категорий, представлена в таблице 2.

Таблица 2

Распределение заданий первой части

по видам познавательной деятельности

знание / понимание

алгоритм

решение задачи

практическое применение

Всего

4 (5)

6 (5)

3 (4)

3 (2)

16

Уровень трудности. В экзаменационной работе задания первой части по уровню трудности распределяются следующим образом: 8 заданий уровня 80-90% (примерный процент выполнения), 4 задания уровня 70-80% и 4 задания уровня 60-70%. Такое соотношение позволяет реализовать принцип реалистичности экзаменационной работы.

Примерные проценты выполнения заданий второй части экзаменационной работы приведены в таблице 3.

Таблица 3

Характеристика уровня трудности

заданий части 2 экзаменационной работы

Номер задания

17

18

19

20

21

Примерные проценты выполнения заданий

40-60%

20-40%

20-40%

8-20%

8-20%

Форма ответа. Выполнение заданий первой части экзаменационной работы предусматривает три формы ответа: задания с выбором ответа из четырех предложенных вариантов (9-10 заданий), задания с кратким ответом (5-6 заданий) и задание на соотнесение. Пять заданий второй части предусматривают развернутый ответ (с записью решения).

План экзаменационной работы.

Эквивалентность демонстрационных версий и собственно экзаменационных работ обеспечивается одинаковым распределением заданий по разделам содержания, их одинаковым соотношением в работе по видам деятельности, уровням трудности, а также по форме ответа и одинаковому расчетному времени выполнения.

Параллельность вариантов одной и той же экзаменационной работы достигается за счет соответствия заданий каждого варианта конкретному плану работы; включения взаимозаменяемых, однотипных, одинаковых по тематике и уровню сложности заданий, расположенных на одних и тех же местах во всех вариантах.

Таблица 4

План демонстрационного варианта

экзаменационной работы по алгебре в 2007/08 учебном году

№ задания

Раздел содержания по Спецификации

Проверяемые элементы математической подготовки

Коды элементов содержания

Проверяемые виды деятельности

Уровень трудности

Примерное время выполнения

(в мин.)

Часть 1

1

1.1

Умение сравнивать рациональные числа

1.13

алгоритм

Б

2

2

1.1

Выполнение в практической ситуации действий с числами, запи-санными в стандартном виде

2.14.3

практическое применение

Б

3

3

1.1

Решение задачи на проценты

1.21

решение задачи

Б

5

4

1.2

Выполнение вычислений по формулам

2.3

практическое применение

Б

2

5

1.2

Владение понятием «область определения рационального выражения»

2.1

знание / понимание

Б

1

6

1.3

Преобразование алгебраической дроби с использованием тождеств

2.13

алгоритм

Б

2

7

1.3

Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни

2.15

алгоритм

Б

1

8

1.3

Преобразование целого выражения в многочлен

2.8

алгоритм

Б

2

9

1.4

Решение квадратного уравнения

3.4

алгоритм

Б

4

10

1.4

Нахождение координат точки пересечения двух прямых с помощью решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными

3.7, 3.9

решение задачи

Б

3

11

1.4

Составление уравнения по условию текстовой задачи

3.10

решение задачи

Б

5

12

1.5

Применение свойств неравенств

3.14

знание / понимание

Б

2

13

1.5

Решение простейших систем неравенств с одной переменной

3.11

алгоритм

Б

2

14

1.6

Владение понятием геометрической прогрессии

2.16

знание / понимание

Б

1

15

1.7

Представление о свойствах графика функции у=ах2 + с

4.5

знание / понимание

Б

2

16

1.7

Интерпретация графика реальной зависимости

4.7

практическое применение

Б

3

Всего

40

Часть 2

задания

Раздел содержания по Спецификации

Проверяемые элементы математической подготовки

Коды элементов содержания

Уровень трудности

Примерное время выполнения

(в мин)

17

2.1

Умение выполнять сокращение алгебраической дроби, включающее разложение квадратного трехчлена на множители

2.11;

2.10

П

10

18

2.2

Умение решать нелинейные системы двух уравнений с двумя переменными, применяя специальные приемы

3.8

П

10

19

2.7

Умение решить задачу на арифметическую прогрессию

2.16.2

П

25

20

2.3

Умение исследовать квадратные неравенства

3.13

В

25

21

2.4

Умение решать текстовые задачи алгебраическим методом

3.10

В

25

Всего 95

На проведение экзамена отводится 240 минут (4 часа). На выполнение первой части работы в рамках общего времени выделяется 60-90 минут. Учащимся в начале экзамена выдаются тексты первой и второй частей работы, которые выполняются последовательно. По истечении 60-90 минут учащиеся сдают первую часть работы и приступают к выполнению второй части. Тот, кто справился с заданиями первой части за более короткое время, может приступить к выполнению второй части, не дожидаясь установленного срока и не сдавая при этом досрочно первую часть экзаменационной работы.

Первая часть работы выполняется непосредственно в бланке с текстами заданий. В заданиях с выбором ответа ученик обводит номер верного, на его взгляд, ответа; в заданиях с кратким ответом учащийся вписывает полученный им ответ в отведенное для этого место; в заданиях на установление соответствия между предлагаемыми объектами ученик вписывает соответствующие буквы в пустые клетки таблицы. Все необходимые вычисления, преобразования и прочие записи производятся учащимися в черновике. Черновики не проверяются.

Задания второй части работы выполняются на отдельных листах с записью хода решения. Формулировки заданий не переписываются, рисунки не перечерчиваются. Требования к выполнению заданий с развернутым ответом заключаются в следующем: решение должно быть математически грамотным и полным, из него должен быть понятен ход рассуждений учащегося. Оформление решения должно обеспечивать выполнение указанных выше требований. Использование калькулятора на экзамене не предусмотрено.

На экзамене в аудитории присутствуют подготовленные организаторы из числа учителей, не преподающих математики. Проверку экзаменационных работ осуществляют специалисты по математике – члены независимых предметных комиссий, созданных муниципальной экзаменационной комиссией.

Повышение объективности результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов (в независимой форме) связывается с качеством экспертной проверки территориальными предметными комиссиями заданий с развернутым ответом. В критериях оценивания по каждому конкретному заданию второй части экзаменационной работы общие позиции конкретизируются и пополняются с учетом содержания задания. Критерии разработаны применительно к одному из возможных решений. При наличии в работах учащихся других решений критерии вырабатываются предметной комиссией с учетом описанных общих подходов.

Решения учащихся могут содержать недочеты, не отраженные в критериях, но которые, тем не менее, позволяют оценить результат выполнения задания положительно. В подобных случаях решение о том, как квалифицировать такой недочет, принимает предметная комиссия.

При повторении материала за курс основной школы учителю необходимо уделять особое внимание отработке решения обязательных, стандартных заданий до приобретения учащимися устойчивого навыка их решения, а это значит систематически обращаться к таким темам школьного курса математики, как проценты, дроби, графики линейных функций, решение систем линейных уравнений и неравенств, чтение графика квадратичной функции, решение простейших практических задач.

К экзамену можно готовиться по учебникам для основной школы, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (www.edu.ru ) в разделе «Документы министерства».

Кроме того, для подготовки к аттестации можно использовать следующие источники:

– Алгебра. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе/ Л.В.Кузнецова и др. – М.: Просвещение, 2006.

– Сборник нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов / Сост. Л.О. Рослова, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2005. В этом издании помимо нормативно-правовой и инструктивно-методической информации содержатся демонстрационные версии и тексты экзаменационных работ.

– сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: http://obrnadzor.gov.ru, где можно ознакомиться с демонстрационной версией 2008 года;

– журнал «Математика в школе»: № 1/2006, № 6/2007;

– газета «Математика» (ИД «Первое сентября»): № 23/2005, № 9/2006, № 1/2007, № 24/2007.

Преподавание дисциплин образовательной области «Математика» во всех образовательных учреждениях должно осуществляться в полном соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:

– приказ Министерства образования РФ №127 от 11.05.1999 г. «О проблемах и перспективах развития естественно-математического образования в общеобразовательных учреждениях РФ»;

– приказ Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

– приказ Министерства образования РФ № 1236 от 19.05.1998 г. «Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования. Раздел «Математика»;

– методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

– приказ Министерства образования и науки РФ № 321 от 14.12.2006 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2007/2008 учебный год»;

– приказ Министерства образования РФ № 1075 от 03.12.1999 г. «Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений РФ»;

– приказ Министерства образования РФ № 135 от 21.01.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации».


Подготовка учащихся основной школы

к государственной (итоговой) аттестации в независимой форме

по геометрии

М.Г. Миронова,

методист кафедры математического образования

Содержание экзаменационной работы по геометрии определяется на основе следующих документов: Обязательного минимума содержания основного общего образования по математике (приложение к Приказу Минобразования России от 19.05.1998 № 1276 «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования»); федерального компонента государственного стандарта общего образования. Математика. Основное общее образование (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Назначение экзаменационной работы – оценить общеобразовательную подготовку по геометрии выпускников IХ классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации.

Целью итоговой аттестации по геометрии является проверка знаний и умений учащихся IX классов по курсу геометрии основной школы, полученных ими в процессе обучения по действующим программам и учебникам геометрии, на основе оценки уровня овладения учащимися программным материалом.

Работа рассчитана на выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), включая классы с углубленным изучением математики. Результаты экзамена могут быть использованы при комплектовании профильных 10-х классов, а также при приеме в учреждения системы среднего профессионального образования без организации дополнительных испытаний.

Структура экзаменационной работы отвечает, прежде всего, целям построения в современной школе системы дифференцированного обучения.

Работа состоит из 3 частей , которые различаются по содержанию, сложности, числу и форме включаемых в них заданий.

В приведенной ниже таблице 1 представлена информация о структуре, общем числе, сложности и типах заданий в вариантах экзаменационной работы 2008 года.

Таблица 1

Структура вариантов экзаменационной работы 2008 г.

Общее число заданий 15 (100%)

Часть 1

Часть 2

Часть 3

8 (53%)

5 (33%)

2 (13%)

Тип заданий и форма ответа

№1 – №5

с выбором ответа

№6 – №8

с кратким ответом

№9 – №12

с кратким ответом

№ 13 с развернутым ответом

№14, №15

с развернутым ответом

Уровень сложности

Базовый

Повышенный

Высокий

Часть 1 содержит 8 заданий базового уровня (№1 – №8), соответствующих минимуму содержания курса «Геометрия. 7-9 классы», обеспечивающих достаточную полноту проверки овладения соответствующим материалом. При выполнении этих заданий от учащегося требуется распознать ранее изученную ситуацию и сделать вывод на основании известного теоретического факта. Как правило, для этого необходимо применение одного элемента содержания (определения, теоремы или др.).

Часть 2 включает 5 заданий повышенного уровня (№9 – №13), при решении которых от учащегося требуется применить свои знания в измененной ситуации для описанных в условии геометрических фигур, используя при этом методы, известные ему из школьного курса.

Задача № 11 носит практический характер. Для её решения учащимся не-обходимо самостоятельно составить математическую модель реальной ситуации. В задаче № 12 необходимо установить, какими из перечисленных свойств обладает указанная геометрическая фигура. Следует отметить, что это задание на знание и понимание изученных геометрических фактов позволяет в то же время проверить умение проводить рассуждения при решении задачи, обнаруживая возможности для их использования, поэтому его выполнение и оценивается 2 баллами, если указаны все 3 верных ответа и при этом не указаны неверные ответы, 1 баллом – если правильно указаны 2 верных ответа и при этом указано не более одного неверного ответа, 0 баллов – во всех остальных случаях.

Назначение задачи № 13 – проверка умения проводить доказательные рассуждения. При этом необходимо доказать два утверждения. Особенностью задачи является невозможность проведения доказательства второго рассуждения без первого. При этом требуется знание о свойствах различных геометрических конфигураций и применение в сочетании различных методов решения.

Часть 3 включает две самые сложные задачи (№14, №15), при решении которых учащимся надо применять свои знания в новой ситуации. Эти задачи проверяют, в том числе, и умения учащихся проводить доказательные рассуждения при решении задач, ссылаясь на известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования. Поэтому от учащихся потребуется проанализировать условие, самостоятельно разработать способ решения, привести обоснования, доказательства выполненных действий и математически грамотно записать полученное решение. Эти задания можно сравнить с заданиями традиционных экзаменационных работ по курсу планиметрии для классов с углубленным изучением математики.

В работе используются три типа заданий: с выбором ответа из четырех предложенных вариантов, с кратким ответом в виде некоторого числа или последовательности чисел, с развернутым ответом, требующим записи решения поставленной задачи.

В часть 1 включены два типа заданий: с выбором ответа (№1 – №5) и с кратким ответом (№6 – №8). В часть 2 также включены два типа заданий: с кратким ответом (№9 – № 12) и с развернутым ответом (№13). В часть 3 включены только задания с развернутым ответом (№14, №15).

Распределение типов заданий по частям работы представлено в Таблице 2.

Таблица 2

Распределение типов заданий по частям работы

Тип заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного типа от максимального первичного балла за всю работу, равного 20

1

с выбором ответа

5

5

25%

2

с кратким ответом

7

8

40%

3

с развернутым ответом

3

7

35%

Итого

15

20

100%

Назначение государственной итоговой аттестации определяет специфику содержания экзаменационной работы. Аттестация выпускников школы по курсу геометрии VII-IX классов обусловливает необходимость включения в работу достаточно представительного числа геометрических заданий, отвечающих материалу, изучаемому в данном курсе. То есть проверке подлежит материал практически всех блоков, по которым распределено содержание школьного курса геометрии: «Треугольник», «Четырехугольник», «Многоугольники», «Окружность и круг», «Измерение геометрических величин», «Векторы». При этом в соответствии со спецификой математики основное внимание уделяется проверке овладения практической составляющей школьного курса, когда владение теоретическими фактами проверяется опосредованно, также осуществляется и непосредственная проверка овладения его теоретической составляющей (например, овладение смыслом изучаемых основных математических понятий). Распределение заданий по видам деятельности представлено в таблице 3.

Таблица 3

Распределение заданий по видам деятельности

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  466  467  468   ..

 

Виды деятельности

Число заданий

Максимальный первичный

балл

Процент максимального первичного балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу, равного 20

Знать и понимать

3

4

20%

Применять знания и умения в знакомой ситуации

6

6

30%

Применять знания и умения в измененной ситуации

4

5

25%

Применять знания и умения в новой ситуации

2

5

25%

Итого

15

20