Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  412  413  414   ..

 

 

Методические рекомендации к Региональному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Нижегородской области на 2008-2009 учебный год

Методические рекомендации к Региональному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Нижегородской области на 2008-2009 учебный год

Министерство образования Нижегородской области

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Нижегородский институт развития образования»

Методические рекомендации

к Региональному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Нижегородской области

на 2008-2009 учебный год

г. Нижний Новгород

2008 г .

На основании приказа министерства образования и науки Нижегородской области от 04.03. 2005г. № 57 образовательный процесс в 2008-2009 учебном году в соответствии с Региональным базисным учебным планом учебным планом осуществляется также в 4, 8 классах общеобразовательных учреждений Нижегородской области.

Методические рекомендации по организации образовательного процесса в 4, 8 классах разработаны:

С. К. Тивиковой, В. Ф. Одеговой, Н. Ю. Яшиной - по начальной школе. В разработке методических рекомендаций принимали участие также В. Т. Чичикин, М. И. Голунова, Н. А. Юрлова, О. В. Плетенёва

Л. В. Шамрей – по образовательным областям «Филология» (русский язык и литература) и «Искусство».

Н. А. Юрловой – по образовательной области «Филология» (иностранные языки).

Б. Н. Ивановым, И. Г. Малышевым, М. А. Мичасовой – по образовательной области «Математика».

М. И. Голуновой, А. Г. Баханским - по образовательной области «Информатика».

В. К. Романовским, Е. Г. Калинкиной, Г. Б. Гречухиным, И. Н. Поповой, И. А. Вдовиной по образовательной области «Обществознание».

Е. В. Алексеевой, А. Ф. Беленовым. Л. И. Асановой – по образовательной области «Естествознание».

В. Т. Чичикиным, С. Ю. Кузнецовым – по образовательной области «Физическая культура».

В. Г. Соловьёвым – по образовательной области «Технология»

При организации образовательного процесса руководителям образовательных учреждений следует обратить внимание на следующие нормативные документы:

Закон РФ от 10.07. 1992 № 3266-1 (ред. от 9.02.2007) «Об образовании»
Приказ Министерства образования и науки России от 23.12.2004 № 141 « О Федеральном совете по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации»

Приказ Министерства образования и науки России от 12.07.2005 № 199 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки России от 23.12. 2004 № 141 « О Федеральном совете по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации»

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 14.07. 2003 № 3022 «Об утверждении Примерного положения о порядке присвоения (подтверждения) учебным изданиям, реализующим региональный (национально- региональный) компонент содержания общего образования и компонент образовательного учреждения, грифа органа управления образованием субъекта Российской Федерации»

Приказ Министерства образования и науки России от 08.04.2005 № 107 « Об экспертизе учебников»

Приказ N 349 Министерства образования и науки России от 13.12.2007 года № 349
«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2008/2009 учебный год»

Письмо Министерства образования Нижегородской области от 5.03. 2008 года № 316-01-52/792

Письмо Министерства образования Нижегородской области от 03. 07. 2007 года № 404 – 01-54/559

Начальная школа (4 класс)

В 2008-2009 учебном году организация образовательного процесса в 4 классе общеобразовательных учреждений различного типа осуществляется в соответствии с Региональным базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Нижегородской области на период с 2005 по 2010 год (Приказ от 04.03.2005 г. № 57).

Следует также руководствоваться методическим письмом Департамента образования Нижегородской области от 1.02.2006г. № 404-01-52/212 «О рекомендациях по организации учебной деятельности на ступени начального общего образования».

В 2008-2009 учебном году образовательное учреждение составляет учебный план для 4 класса в соответствии с одним из четырех предложенных региональным базисным учебным планом (с.8-11) вариантов, с учетом особенностей программ по отдельным предметам и УМК.

Образовательное учреждение имеет право использовать в учебном процессе учебники, вошедшие в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в 2008-2009 учебном году, а также УМК, имеющие сертификат областного экспертного совета или экспертное заключение научно – методического экспертного совета ГОУ ДПО НИРО.

Тематическое планирование по программам учебных курсов разрабатывается учителем самостоятельно и (или) методическим объединением учителей начальных классов в соответствии с учебной программой.

Учитель начальных классов может руководствоваться также тематическим планированием, предложенным авторами образовательных программ, представленных в методических пособиях.

Так же, как и в третьем классе, особое внимание следует обратить на изменение объёма учебной нагрузки в 4 классе по отдельным предметам. Так, на преподавание предмета «Литературное чтение» отводится различное количество часов в зависимости от варианта учебного плана:

3 часа – по 5-дневной учебной неделе при продолжительности урока 45 минут;

4 часа – а) по 5-дневной учебной неделе при продолжительности урока 35 минут;

б) по 6-дневной учебной неделе при продолжительности урока 40-45 минут;

5 часов - по 6 -дневной учебной неделе при продолжительности урока 35 минут.

В соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования курс «Информатика и ИКТ » входит в обязательный перечень учебных предметов в начальной школе.

В классном журнале указывается предмет «Технология», в рамках которого и преподаётся не отдельный предмет, а учебный модуль «Информатика и ИКТ». Руководителям образовательных учреждений следует учитывать, что в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 предельная продолжительность непрерывного занятие за компьютером учащихся 2-5 классов составляет 15 минут .

Начиная с 2006/2007 учебного года кафедрой теории и методики обучения информатике ГОУ ДПО НИРО рекомендуется к использованию в ОУ Нижегородской области УМК «Информатика в играх и задачах» (авт. Горячев А.В. и др.). В качестве компьютерной поддержки уроков информатики в 4 классе рекомендуется использовать диск «Мир информатики 8-11 лет» компании «Кирилл и Мефодий».

Курс прошел экспертизу, рекомендован Министерством образования и науки РФ, включен в образовательную программу «Школа 2100». Считаем возможным в 4-х классах закончить обучение информатике по вышеуказанному учебному комплекту (дата последнего присвоения грифа УМК А. В. Горячева «Информатика в играх и задачах».)

В классах, начинающих изучение курса «Информатика и ИКТ» (как модуль в предмете «Технология»), следует использовать учебники, представленные в Федеральном перечне рекомендованных (допущенных) Министерством образования РФ на 2008/2009 учебный год. (Раздел I. Начальное образование. Технология (Труд).

Примерное поурочное планирование модуля «Информатике и ИКТ» в 4 класс

(в рамках учебного предмета «Технология (Труд)»)

Объем – 1 час в неделю (35 ч. в год)

(УМК «Информатика в играх и задачах» А.В. Горячев)

Номер урока

Тема урока

I четверть

1

Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «если-то»)

2

Ветвление в построчной записи алгоритма (команда «если-то-иначе»)

3

Цикл в построчной записи алгоритма (команда «повторяй»)

4

Алгоритм с параметрами

5

Пошаговая запись результатов выполнения алгоритма

6

Подготовка к контрольной работе

7

Проведение контрольной работы

8

Повторение

9

Повторение

II четверть

10

Общие свойства и отличительные признаки группы объектов

11

Схема состава объекта. Адрес составной части

12

Массив объектов на схеме состава

13

Признаки и действия объекта и его составных частей

14

Подготовка к контрольной работе

15

Контрольная работа

16

Повторение

17

Повторение

III четверть

18

Множество. Подмножество. Пересечение множеств.

19

Истинность высказывания со словами «НЕ», «И», «ИЛИ»

20

Описание отношений между объектами с помощью графов

21

Пути в графах

22

Высказывания со словами «НЕ», «И», «ИЛИ» и выделение подграфов

23

Правило «ЕСЛИ – ТО»

24

Схема рассуждений

25

Подготовка к контрольной работе

26

Контрольная работа

27

Повторение

28

Повторение

IV четверть

29

Составные части объектов. Объекты с необычным составом

30

Действия объектов. Объекты с необычным составом и действиями

31

Признаки объектов. Объекты с необычными признаками и действиями

32

Объекты, выполняющие обратные действия. Алгоритм обратного действия

33

Подготовка к контрольной работе

34

Контрольная работа

35

Повторение

Технология

При разработке вариантов рабочих программ для 4 классов кафедра технологии и трудового обучения ГОУ ДПО НИРО предлагает учителям руководствоваться следующим:

1. Учитель выбирает комплект учебников из числа рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки;

2. При разработке рабочей программы учитель должен учитывать возможности материальной базы, особенность местных условий, обеспечивать на их основе дифференциацию обучения, при этом обязательно выполнять требования государственных образовательных стандартов по технологии.

3. Соотношение времени на теоретические и практические занятия определяется учебными программами примерно в следующем соотношении: на теоретическую часть отводится 25-30% учебного времени, на практические работы – 70-75% учебного времени.

4. При наполнении классов 25 и более учащихся в городских школах и 20 и более в сельских допускается деление на две подгруппы. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.

В качестве примера кафедра технологии и трудового обучения предлагает следующие варианты тематических планов, представленных в программах под ред. Симоненко В.Д.

Для сельских школ (на основе программы под ред. Симоненко В.Д.)

Класс

Блок*

Учебные часы

4

Работа на приусадебном участке (осенний период)

Обработка материалов. Элементы техники

Работа с электронными устройствами

Работа на приусадебном участке (весенний период)

Творческий проект

6

8

5

7

9

Итого

35

* Каждый блок может объединять несколько разделов программы.

Для городских школ (на основе программы под ред. Симоненко В.Д.)

Класс

Содержание раздела

Учебные часы

4

Культура дома

Радиоэлектроника

Обработка материалов и элементы техники

Проект

7

8

10

10

Итого

35

Иностранный язык

Образовательные учреждения имеют право выбирать учебники по иностранному языку для 4 класса только из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год (приказ Минобрнауки России от 13 декабря 2007 года № 349).

Все учебники для 4 класса, вошедшие в Федеральный перечень учебников, содержат комплект методических рекомендаций по планированию уроков и могут быть использованы учителем при составлении календарно- тематических планов учебной деятельности, исходя из выбранной программы и примерных программ по иностранным языкам (Издательство АСТ, Астрель 2006г).

В 4 классе на изучение иностранного языка отводится 2 часа в неделю. При наполняемости класса 25 человек и более предусматривается деление на подгруппы.

Физическая культура

При преподавании физической культуры в начальной школе обращаем внимание, что в условиях дефицита двигательной активности и в соответствии с Приказом министерства образования РФ от 16.07.02 №2715 общеобразовательное учреждение имеет право вводить (по решению педагогического совета) третий час физической культуры , имеющий особое значение для физического развития младших школьников.

Содержание занятий при наличии третьего часа физической культуры не является самостоятельным и реализуется в системе общей образовательной программы, единого планирования.

Возможно проведение третьего часа физической культуры, но при условии соответствующей квалификации преподавателя (повышение квалификации по программе « Теория и методика физического воспитания»)

Преподавание осуществляется в соответствии с содержанием образо­-
вательной программы, которая выбирается и утверждается образовательным
учреждением из числа сертифицированных (рекомендованных, допущенных)
Среди них:

- Комплексная программа физического воспитания под ред. В.И. Ляха. - М.: Просвещение, 2006.

- Физическая культура. Начальные классы. Сост. А.П. Матвеев. Программа. – М:. Просвещение, 2006.

- Физическая культура. Программа для учащихся специальной медицинской группы ООУ, 1-11 классы, сост. А.П. Матвеев. - М.: Дрофа, 2004.

- В.Т.Чичикин Физическая культура. Региональная программа для 1-4 классов. Рекомендована областным экспертным советом МО Нижегородской области

( протокол ОЭС от 20.02.2006 г.)

В организации физического воспитания учащихся начальных классов следует ориентироваться на региональные учебно-методические издания. В частности, на методическое пособие В.Т. Чичикина, П.В Игнатьева. «Физическая культура в 1-4 классах». - Н.Новгород: НГЦ, 2006

Преподавание предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 4 классах общеобразовательных учреждений осуществляется в соответствии с содержанием образовательной программы, которая выбирается и утверждается образовательным учреждением из числа сертифицированных (рекомендованных, допущенных к использованию).

В 2008 – 2009 учебном году в 4 классах рекомендуется работать по программе А.Т. Смирнова, изданной в 2006 году (тематический план в приложении № 1).

Региональный базисный учебный план предусматривает в общеобразовательных классах организацию изучения предмета ОБЖ в начальной школе следующим образом:

- интегрировано в рамках предмета «Окружающий мир»;

- ОБЖ может преподаваться в качестве самостоятельного предмета по решению педагогического совета за счет часов школьного компонента.

Логическим продолжением программы во внеурочное время является подготовка и участие обучаемых во Всероссийском детско-юношеском движении «Безопасное колесо», в работе различных кружков, секций и клубов, в туристических походах, слетах и соревнованиях.

Преподавание программы ведет учитель начальных классов или учитель ОБЖ.

Приложение № 1

Примерный тематический план программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 4 класса

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся

16

1.1

Безопасное поведение на улицах и дорогах

8

1.2

Безопасное поведение дома

2

1.3.

Безопасное поведение на природе

6

2

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

6

2.1.

Основные виды травм у детей младшего школьного возраста, первая медицинская помощь

2

2.2.

Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи

4

3

Основы здорового образа жизни

4

3.1

Основные понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни»

1

3.2

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.

1

3.3

Пути укрепления здоровья

2

4.

Защита человека в чрезвычайных ситуациях

6

4.1.

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты)

1

Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

1

Подготовка обучаемых к действиям в ЧС мирного и военного времени

1

Подготовка обучаемых к проведению «Дня защиты детей»

(практическое занятие по плану образовательного учреждения)

3

Резервные часы

3

Всего

35

Национально-региональный компонент в начальной школе изучается в объеме 1 часа в неделю во 2-4 классах. Для образовательных учреждений Нижегородской области данный компонент является обязательной частью учебного плана ОУ.

Содержание национально-регионального компонента может быть представлено следующими учебными предметами

- гражданское образование и история;

- экономика;

- физическая культура (дополнительный третий час).

Преподавание предметов национально-регионального компонента возможно при наличии УМК и прохождения курсовой подготовки учителем.

Для преподавания курса «Экономика» рекомендуются следующие программы:

- «Экономика в начальной школе», авт. О.В.Плетенева, НИРО, 2005;

- «Достижения молодых. Экономика в начальной школе», авт. Н.Ф.Чурсина, И.А. Симонов, НИРО, 2000

Кафедра экономического образования ГОУ ДПО НИРО рекомендует следующий вариант планирования:

Раздел 3. Государство (4 класс-35 часов)

Тема 1.

Понятие о государстве

5

1.1

Потребитель и производитель.

1

1.2

Строим сообщество.

1

1.2

Государство.

1

1.3

Государство в рыночных отношениях.

1

1.4

Повторение.

1

Тема 2.

Государство в экономическом кругообороте.

4

2.1

Государство как владелец ресурсов.

1

2.2

Государственная и частная собственность

1

2.3-2.4

Взаимодействие государства, потребителей и производителей

2

Тема 3.

Роль государства в экономике

6

3.1

Общественные товары и услуги.

1

3.2

Необходимость защиты окружающей среды.

1

3.3

Неравенство в доходах людей.

1

3.4

Государственное регулирование.

1

3.5

Защита конкуренции.

1

3.6

Повторение.

1

Тема 4.

Роль денег в жизни государства.

10

4.1

Деньги.

1

4.2

Свойства и функции денег.

1

4.3

Эмиссия денег.

1

4.4

Инфляция

1

4.5–4.6

Налоги.

2

4.7

История налогов.

1

4.8

Расходы государства

1

4.9

Бюджет государства.

1

4.10

Повторение

1

Тема 5.

Международная торговля.

7

5.1-5.2

Мир вокруг нас.

2

5.3

Мировое хозяйство.

1

5.4

Международное разделение труда.

1

5.5-5.6

Мировая торговля.

2

5.7

Повторение.

1

Резерв

3

При изучении экономики в 4 классе рекомендуются следующие учебно- методические комплексы:

1

4

1

«Экономика в начальной школе» (Плетенева О.В., НИРО, 2004)

«Достижения Молодых. Экономика в начальной школе» (Чурсина Н.Ф., Симонов И.А., НИРО - «Достижения Молодых»,2000)

Начала экономики.

Рабочая тетрадь.

1999 Москва МЦЭБО

Семь шагов в мир экономики 1-4 кл. 1999. Просвещение

Реализация курсов национально-регионального компонента «Гражданское образование и история» обеспечивается:

- УМК по курсу «Гражданское образование в начальных классах» (2-3 классы), авт. С.К.Тивикова, Н.Н.Деменева, Т.Я.Железнова, Н.Ю.Яшина.

- УМК по курсу «Родная история» (4 класс), авт. Э.С.Иткин.

Кафедра начального образования НИРО рекомендует образовательным учреждениям в качестве школьного компонента следующие учебные курсы:

- «Речевое развитие младших школьников» , авт. С.К.Тивикова. Программа рекомендована научно-методическим экспертным советом НИРО, 2006 г.

Программа «Речевое развитие младших школьников» разработана на основе требований государственного стандарта общего начального образования и рассчитана на три года обучения (2-4-ый классы). По своему содержанию программа автономна, что позволяет использовать её, в зависимости от образовательной программы школы, по-разному: на проведение уроков речевого развития может отводиться как один, так и два учебных часа в неделю (34 или 68 часов в год).

Данная программа оставляет за учителем право отбора предлагаемого материала, составления собственного тематического планирования, сориентированного на конкретные педагогические условия. Материалы данного курса могут использоваться в рамках предмета «Русский язык» для развития устной и письменной речи младших школьников. Обучение по данному курсу носит практический характер и основывается на организации активной речевой деятельности детей.

- «Образ и мысль», авт. Н.Г. Молодцова, С.К. Тивикова. Программа рекомендована научно-методическим экспертным советом НИРО, 2003г.

Курс «Образ и мысль» представляет собой трехгодичный цикл обучения в начальных классах (2-4 кл.). По своему содержанию курс «Образ и мысль» является автономным и может быть использован, в зависимости от образовательной программы школы, как локально (в течение одного года), так и целостно в течение трех лет. Курс способствует формированию познавательного интереса младших школьников к произведениям искусства, личностному развитию ребенка, а также развитию их визуального мышления.

Курс «Образ и мысль» решает такую важную проблему, как развитие коммуникативных навыков школьников, способности к диалогу в ситуации импровизации и к пониманию позиции других людей. Данный курс может также использоваться на факультативных и внеклассных занятиях.

Основная школа (8 класс)

Предметная область «Филология»

Русский язык и Литература

О преподавании русского языка и литературы

В 8 классе учебные часы по предметам русский язык и литература распределяются следующим образом: русский язык - 3 часа, литература - 2 часа.

Основная задача в изучении русского
языка – продолжить развитие орфографической и синтаксической грамотности
учащихся. Важно, чтобы они овладели приёмами рационального чтения, свободно
выражали свое отношение к прочитанному, писали сочинения разных жанров. Особенное
внимание необходимо уделить выработке навыков активного, осмысленного восприятия и
запоминания учебной информации, навыков общения, самоорганизации. Необходимо
интенсифицировать устную и письменную культуру речи; по литературе необходимо
продолжить развитие выразительного чтения, творческих способностей учащихся,
навыков анализа текста.

Следует обратить внимание на выразительность (экспрессивность) художественной
речи, на все способы её достижения (фонетические, морфологические,
словообразовательные, лексические, синтаксические).

Особая роль в овладении предметным знанием принадлежит терминам. Владеть
терминами - значит, с одной стороны, уметь правильно, в соответствии с языковыми
нормами, его употреблять, а с другой - знать место термина в соответствующей
понятийно-терминологической системе. Уровень владения терминами является
достаточно точным показателем уровня знаний в данной предметной области. При работе
с терминами следует обратить внимание на его семантическую и системную
характеристики. Необходимо уже в 8 классе готовить учащихся к новой форме экзамена в
9 классе. В содержании материалов этой работы на первый план выходит

• Обучение сжатому пересказу (изложению);

• Умение понимать смысловое значение слова, текста в контексте;

• Уметь формулировать значение фразеологизмов, идиом и пр.

• Уметь писать небольшие сочинения-рассуждения проблемного характера на
лингвистические темы.

• Уметь конструировать тексты с учётом разных стилей речи и редактировать
работы творческого характера.

В течение учебного года необходимо проводить диагностику лингвистического и
литературного развития, обращая особое внимание на расширение словаря в речи
учащихся, на увеличение связности в речи, логики в рассуждениях, на развитие
способности краткому пересказу в изложениях и устных ответах.

В течение учебного года необходимо увеличивать количество самостоятельных и
творческих работ учащихся, целью которых должны быть формирование
индивидуальных суждений учащихся о жизненных или художественных явлениях,
приближение к осознанию роли автора в произведении. Системность творческих работ
должна содействовать многоаспектному восприятию действительности, активизации всех
сфер восприятия (мышление, эмоции, воображение, память, внимание), яркости
вербальных процессов.

Особое внимание рекомендуем уделять качеству чтения учащихся, его выразительности; необходимо активнее обучать аргументации в суждениях
учащихся, формулировать и выявлять противоречия различного типа, выделять основного
конфликт в произведении и прослеживать его развитие в пределах текста, сопоставлять,
сравнивать, оценивать эпизоды, иллюстрации и пр.

Для определения уровня литературного развития важно: выяснить круг и

направленность чтения (картотеки, дневники, сочинения и др.); учитывать развитие
качества чтения (анализ); системность и осознанность знаний по теории литературы;
качество творческих работ.

Образовательное учреждение имеет право использовать при преподавании русского языка и литературы учебники, вошедшие в Федеральный перечень учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в 2008-2009 учебном году,

Если учащиеся в 2007/2008 учебном году занимались по учебнику В. Г. Маранцмана, то в 8 классе рекомендуется преподавание литературы по данному учебнику, так как он имеет гриф Министерства образования и науки России.

Иностранные языки

Образовательные учреждения имеют право выбирать учебники по иностранному языку для 8 класса только из Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год (приказ Минобрнауки России от 13 декабря 2007 года № 349).

Все учебники для 8 класса, вошедшие в Федеральный перечень учебников, содержат комплект методических рекомендаций по планированию уроков и могут быть использованы учителем при составлении календарно- тематических планов учебной деятельности, исходя из выбранной программы и примерных программ по иностранным языкам (Издательство АСТ, Астрель 2006г). Программы для основного общего образования перечислены в перечне Регионального базисного учебного плана (стр. 164-168).

В основной общеобразовательной школе в 8 классе иностранный язык преподается в объеме трех часов в неделю. При наполняемости класса 25 человек и более предусматривается деление класса на подгруппы.

Образовательная область «Математика»

При планировании уроков математики в восьмом классе общеобразовательных учебных учреждениях следует руководствоваться федеральным перечнем учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2008/2009 учебный год (утверждён приказом Минобрнауки России от 13 декабря 2007 г. № 349). Планирование по алгебре для линий учебников издательства «Просвещение»:

1. Башмаков М.И. Алгебра;

2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. Алгебра;

3. Никольский С.М., Потапов М.К., Решетников Н.Н. и др. Алгебра;

4. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра;

5. Виленкин Н.Я. , Виленкин А.Н., Сурвилло Г.С. и др. Алгебра

опубликовано в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы»: / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008.

Каждый учебник является составной частью соответствующих учебно-методических комплектов. В сборнике также приведены рекомендованные авторскими коллективами контрольные работы и итоговые тесты.

Все УМК соответствуют компонентам государственного образовательного стандарта (обязательному минимуму содержания образования и требованиям к уровню подготовки учащихся).

По геометрии планирование для линий учебников издательства «Просвещение»:

1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия;

2. Погорелов А.В. Геометрия;

3. Александров А.Д., Вернер А.Л., Рыжик В.И., Ходот Т.Г. Геометрия;

4. Александров А.Д. и др. Геометрия (программа для углублённого изучения) опубликовано в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы»: / Сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008.

Каждый учебник является составной частью соответствующих учебно-методических комплектов. В сборнике также приведены рекомендованные авторскими коллективами контрольные работы и итоговые тесты. Все УМК соответствуют компонентам государственного образовательного стандарта (обязательному минимуму содержания образования и требованиям к уровню подготовки учащихся).

В связи с тем, что логическое построение курса алгебры 7-9 у разных авторов сильно отличается и существует определённое несовпадение тем в учебниках разных линий, то рекомендуется завершение какой-либо линии учебников, начатой в седьмом или восьмом классах ранее.

С другой стороны, переход на новую линию учебников в 8 классе не создаст больших проблем, так как во всех учебниках Алгебра-7 были пройдены практически те же темы (см. таблицу), что и в учебнике Алимова Ш.А., не включённого в федеральный перечень. При этом следует отметить, что он имеет гриф Министерства образования и науки РФ, который действителен в течение 5 лет со времени присвоения (год присвоения - 2006).

Предлагаем анализ содержания глав по параграфам (см. «Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы» ). Различных учебников по алгебре для учащихся 8 классов. При этом названия глав могут не совпадать.

Алгебра-7

Главы

1

Алимов Ш.А. и др.

1. Алгебраические выражения

2. Уравнения с одним неизвестным

3. Одночлены и многочлены

4. Разложение многочленов на множители

5. Алгебраические дроби

6. Линейная функция и её график

7. Системы двух уравнений с двумя неизвестными

8. Введение в комбинаторику

2

Макарычев Ю.Н. и др.

1. Выражения, тождества, уравнения

2. Функции

3. Степень с натуральным показателем

4. Многочлены

5. Формулы сокращённого умножения

6. Системы линейных уравнений

3

Никольский С.М. и др.

1. Натуральные числа

2. Рациональные числа

3. Действительные числа

4. Одночлены

5. Многочлены

6. Формулы сокращённого умножения

7. Алгебраические дроби

8. Степень с целым показателем

9. Линейные уравнения с одним неизвестным

10. Системы линейных уравнений

4

Дорофеев Г.В. и др.

1. Дроби и проценты

2. Прямая и обратная пропорциональности

3. Введение в алгебру

4. Уравнения

5. Координаты и графики

6. Свойства степени с натуральным показателем

7. Многочлены

8. Разложение многочленов на множители

9. Частота и вероятность

5

Башмаков М.И.

1. Алгебраические выражения

2. Степень

3. Одночлен

4. Многочлен

5. Бином Ньютона

6. Разложение на множители

7. Рациональная дробь

8. Уравнение

Образовательная область «Информатика»

Информатика и информационные компьютерные технологии

В 8 классе Региональным базисным учебным планом на изучение информатики и ИКТ выделен за счет часов федерального компонента 1 час в неделю (35 часов в год).

К использованию в образовательном процессе на 2008-2009 учебный год в 8 классе Министерством образования и науки России рекомендованы следующие учебники:

· Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ , 8, Дрофа;

· Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии, 8, Просвещение;

· Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С. и др. под ред. Макаровой Н.В. Информатика, 8-9, Питер Пресс,

· Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика, 8, Просвещение

· Мачульский В.В., Гейн А.Г., Кадочникова В.И. Информатика и ИКТ, 8, Ассоциация XXI век.

Для школ, в которых преподавание информатики в 5-7 классах велось по УМК

Л. Босовой – Н. Угриновича, представляется целесообразным продолжить в 8 классах преподавание с использованием этого УМК, так как он имеет гриф Минобрнауки РФ.

УМК Быкадорова Ю. А. рассчитано на использование в классах, не изучавших пропедевтический курс информатики и ИКТ.

Тематическое планирование по информатике и ИКТ

8 класс

Объем – 1 час в неделю (35 часов в год)

(УМК Угринович Н.Д.)

Тема

Информация и информационные процессы – 9 часов

Информация в неживой и живой природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике.

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы.

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Итоговое тестирование

Практические работы

№ 1. Вычисление количества информации с помощью электронного калькулятора.

№ 2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.

Аппаратные и программные средства ИКТ – 7 часов

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Итоговое тестирование. Выполнение зачетной работы

Практические работы

№ 2. Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера.

№ 3. Работа с файлами с использованием файлового менеджера.

№ 4. Форматирование, проверка и дефрагментация дискеты.

№ 5. Определение разрешающей способности экрана монитора и мыши.

№ 6. Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы.

№ 7. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

Кодирование и обработка текстовой информации – 9 часов

Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита.

Создание и редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, ).

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.

Проверка правописания.

Запись и выделение изменений.

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

Оптическое распознавание отсканированного текста.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Выполнение зачетной практической работы

Практические работы

№ 8. Кодирование текстовой информации.

№ 9. Создание визитных карточек на основе шаблона.

№ 10. Установка параметров страницы документа, вставка колонтитулов и номеров страниц.

№ 11. Вставка в документ формул.

№ 12. Форматирование символов и абзацев.

№ 13. Создание и форматирование списков.

№ 14. Вставка оглавления в документ, содержащий заголовки.

№ 15. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

№ 16. Создание гипертекстового документа.

№ 17. Перевод текста с помощью компьютерного словаря.

№ 18. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Кодирование и обработка числовой информации – 9 часов

Кодирование числовой информации. Системы счисления. Перевод чисел в позиционных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Представление чисел в компьютере.

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

Типы данных: числа, формулы, текст.

Абсолютные и относительные ссылки.

Встроенные функции.

Построение диаграмм и графиков. Основные параметры диаграмм.

Выполнение зачетной практической работы

Практические работы

№ 19. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора.

№ 20. Арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью калькулятора.

№ 21. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах.

№ 22. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

№ 23. Построение диаграмм различных типов.

Состав УМК:

- Угринович Н.Д. Информатика. Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ

- Угринович Н.Д. Информатика. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ

- Угринович Н.Д. Информатика. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ

- Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе. 7-11. Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ

- Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ

Тематическое планирование по информатике и ИКТ

8 класс

Объем – 1 час в неделю (35 часов в год)

(УМК Макаровой Н.В.)

Тема в

Тема

учеб-нике

прак-тикуме

1 ч. в неделю

Информационная картина мира

8

1,2

Понятие об информации. Представление информации

1

3

Информационная деятельность человека

0,5

4

Информационные процессы

0,5

5

Информационные основы процессов управления

1

6

Представление об объектах окружающего мира

2

7.1-7.3

Информационная модель объекта

3

Программное обеспечение информационных технологий

23

12

8.1-8.2

Основы алгоритмизации

6

13.1-13.3

Представление о программе

2

14

1

Системная среда Windows

4

2

Прикладная среда графического редактора Paint

4

3

Прикладная среда текстового процессора Word

7

Техническое обеспечение информационных технологий

4

16

Компьютер как средство обработки информации

0,5

17

Представление о микропроцессоре

0,5

18

Устройства памяти

1

19

Устройства ввода информации

0,5

20

Устройства вывода информации

0,5

24, 28

История развития вычислительной техники

0,5

25-27

Классификация компьютеров по функциональным возможностям

0,5

Состав УМК:

- Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С. и др. под ред. Макаровой Н.В. Информатика, 8-9, Питер Пресс

- Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук Г.С. и др. под ред. Макаровой Н.В. Практикум, 8-9, Питер Пресс

- Макарова Н.В. Программа по информатике и Икт. Системно-информационная концепция, Питер Пресс

Тематическое планирование по информатике и ИКТ

8 класс

Объем – 1 час в неделю (35 часов в год)

(УМК Гейн А.Г. и др.)

Тема

1 ч в неделю

Введение. Информация и формы ее представления. Информационные процессы. Основные виды информационных процессов.

1

Кодирование символьной информации. Единицы измерения информационного объема сообщения.

2

Компьютер. Процессор и память. Внешние устройства. Потоки информации в компьютере.

1

Программное обеспечение компьютера. Знакомство с ОС Windows. Понятие интерфейса. Основные объекты Windows. Манипулирование объектами.

2

Принципы устройства текстового редактора и работы с ним.

4

Понятие электронной таблицы; типы ячеек электронной таблицы; заполнение электронной таблицы данными и формулами; основные операции допускаемые электронными таблицами. Решение задач с помощью электронных таблиц.

4

Графическое представление информации. Компьютерная графика: растровые и векторные изображения. Графический экран, система координат, цвет, графические примитивы, важнейшие операции редактирования изображений.

3

Кодирование звука. Мультимедийные продукты. Создание презентаций с помощью PowerPoint/

4

Информация и информатика в жизни общества. Использование информации. Информационная этика.

1

Понятие исполнителя и его допустимых действий. Система команд исполнителя. Понятие алгоритма и программы. Понятие об отладке. Синтаксические и семантические ошибки.

1

Учебный исполнитель Паркетчик, его допустимые действия и система команд. Линейные алгоритмы.

2

Циклы в форме «Делать пока». Исполнение циклов Паркетчиком.

4

Ветвление. Полная и неполная формы ветвлений. Исполнение ветвления паркетчиком. Сложные условия. Алгоритмы, содержащие циклы ветвления.

5

Состав УМК:

- Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии, 8, Просвещение

- Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Информатика и информационные технологии, 9, Просвещение

- Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А. Методические рекомендации к учебникам 8 и 9 класса. Книга для учителя, Просвещение

- Гейн А.Г, Юнерман Н.А. Задачник-практикум для 7-11 классов, Просвещение

УМК Ю. А. Быкадорова рассчитан на использование в тех классах, в которых не изучался пропедевтический курс информатики и ИКТ.

Примерное поурочно-тематическое планирование по информатике и ИКТ

8 класс

Объем – 1 час в неделю (35 часов в год)

(УМК Быкадоров Ю.А.)

Урок

Тема

Компьютер и информация

1

Знакомство с компьютером. Первоначальные приемы работы с компьютером.

2

Информация в природе и обществе. Содержание и форма представления информации.

3

Информационные процессы. Язык как средство представления информации.

4

Компьютеры в современном обществе. Основные устройства компьютера и их функции. Условия безопасной работы с компьютером.

Основы работы с компьютером.

5

Графический интерфейс пользователя. Хранение информации в компьютере. Вычисление с помощью программы «Калькулятор».

6

Знакомство с простейшим текстовым редактором. Клавиатурный ввод текстовой информации.

7

Создание виртуальных документов. Перенос информации из одной программы в другую.

Введение в компьютерную графику

8

Графические объекты и технологии их создания. Основные приемы работы в графическом редакторе.

9-10

Создание, сохранение и загрузка простых графических объектов

11

Редактирование графических изображений. Операции над фрагментами изображений.

12

Построение дуг и кривых. Текст в графике.

13

Контрольная работа

Программное обеспечение персонального компьютера

14

Компьютер как аппаратно-программный комплекс. Программное обеспечение.

15

Основные функции операционной системы. Понятие о файловой системе. Имя файла. Путь к файлу

16

Файловая система. Приемы работы с файлами и папками.

17

Создание, переименование, выделение, удаление файлов и папок. Приобретение и установка новых программ.

18

Вирусы и антивирусы. Защита информации от компьютерных вирусов.

Цифровые формы представления информационных объектов

19

Измерение количества информации.

20-21

Способы записи числовой информации. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

22

Методы дискретизации. Кодирование и декодирование. Кодирование текстовой информации.

23

Кодирование графической информации. Архивирование и разархивирование данных.

24

Контрольная работа.

Компьютерные технологии обработки текстовой информации

25

Текстовая информация. Текстовый редактор. Создание нового текстового документа. Сохранение текста.

26

Загрузка и редактирование текста. Работа со строками текста. Форматирование. Стилизация

27

Понятие фрагмента текста. Операции над фрагментами текста.

28-29

Списки. Таблицы. Ввод формул. Вставка графических объектов.

30

Контрольная работа

Информационные ресурсы Интернета: поиск, передача, создание

31

Информационные ресурсы общества. Информационная безопасность и этика. Поиск информации в некомпьютерных источниках информации. Поиск информации в ресурсах компьютера.

32

Информационные ресурсы компьютерных сетей. Подключение и доступ в компьютерную сеть. Адресация компьютеров в сети Интернет.

33

Всемирная паутина. Поиск в информационных ресурсах Интернета.

34

Передача информации в Интернете. Общение в Интернете.

35

Подготовка публикаций в Интернете с помощью редактора Word.

Состав УМК:

- Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ, 8, Дрофа

- Быкадоров Ю.А. Информатика и ИКТ, 9, Дрофа

- CD-ROM с файлами упражнений (22 Мбайта)

Для проведения практических занятий по данному предмету осуществляется деление класса на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 человек и более, в сельских ­– 20 человек и более.

Образовательная область «Обществознание»

Предмет «География» входит в предметную область «Обществознание»

О преподавании географии

Преподавание географии в новом 2008-2009 учебном году так же, как и в предыдущие годы, будет вестись на базе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (утвержден приказом Министерства образования России «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004

№ 1089). Федеральный компонент выстроен по концентрическому принципу: I концентр – начальное общее и основное общее образование, II – концентр – среднее полное образование. Обязательный минимум содержания по географии для основной и средней школы по новому стандарту образования составлен на основе комплексного географического подхода и синтезирует землеведческое и страноведческое содержание географии с целью формирования целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства. Изучение отдельных отраслей физической географии (6-8 классы) и экономической и социальной географии (8-9 классы) заменено в новом стандарте интеграцией физико-географического и социально-экономического содержания. В основу обязательного минимума содержания географии положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Выбор методики преподавания географии определяется следующими принципами: переходом к деятельностному и личностно-ориентированному образованию; переходом от освоения знаний к умениям их применять; вариативностью образования; приближением образования к потребностям страны, к практической деятельности и повседневной жизни.

Курс географии в 8 классе рассчитан на 70 часов. С целью формирования целостного представления об особенностях природы, населения и хозяйства России на основе комплексного подхода в 8 классе предлагается изучение следующих разделов: особенности географического положения России; природа России; население России; хозяйство (изучение географии отраслей, эксплуатирующих природу).

В связи с переходом на новые образовательные стандарты по географии в условиях вариативности образования и стандартизации его учителям географии можно ориентироваться на «Примерные программы», утвержденные Министерством образования и науки РФ. Для реализации федерального компонента государственного стандарта образования рекомендуется использовать только учебные издания, имеющие грифы, допускающие/рекомендующие их использование в образовательных учреждениях РФ. Приказом от 13 декабря 2007 г. утвержден перечень учебников, допущенных (рекомендованных) к использованию на 2008-2009 гг.

С целью сохранения единства концептуального подхода к обучению рекомендуется преподавание географии с 6 по 10 класс вести по учебникам одной содержательной линии, включенным в Федеральный перечень и имеющим гриф Министерства образования и науки Российской Федерации.

Новые линии учебников Землеведение – Страноведение – Отечествоведение являются основой для реализации образовательных и воспитательных целей обучения школьной географии, комплексной географии, которая становится все более очеловеченной, культурологической, способной воспитывать патриотов, любящих свою Родину, ее природу и своих соотечественников.

Наряду с новыми линиями учебников при отсутствии их преподавание может вестись по традиционным учебникам географии (смотри Федеральный перечень учебников на 2008/2009 учебный год)

Предлагаемые варианты тематического и поурочного планирования составлены по линиям учебников географии, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и требованиям концепции модернизации российского образования. При составлении тематического планирования курсов географии для основной школы необходимо запланировать вопросы для изучения универсальных разделов стандарта «Источники географической информации» и «Природопользование и геоэкология».

Тематическое и поурочное планирование изучения географии

по учебникам линии под редакцией В.П. Дронова

8 класс

(составлено на основе планирования, разработанного В.П. Дроновым и И.И. Бариновой)

(Вариант 1)

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО.

2 часа в неделю


География России. 8 класс. Природа. Население. Хозяйство /под ред. В. П. Дронова. – М.: Дрофа, 2006.

ВВЕДЕНИЕ (1час)

Урок 1. Что изучает география России.

Часть 1

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (11 часов)

Тема 1. Географическое положение России (4 часа)

Урок 2. Географическое положение как зеркало России.

Визитная карточка России: территория, население. Виды и уровни географического положения.

Урок 3. Особенности физико-географического положения России.

Крайние точки России. Расположение в двух частях света, межокеаническое, северное положение.

Урок 4. Экономико- и транспортно-географическое положение России.

Соседи России, их политическая и экономическая оценка, роль во внешней торговле России. Выгоды и недостатки транспортно-географического положения страны.

Урок 5. Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

Особенности геополитического положения России и ее отдельных частей. Положение России в системе цивилизаций и его влияние на формирование и развитие страны. Влияние соседей на экологию России. Воздействие российской экономики на экологическую ситуацию в других странах.

Практическая работа . Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран.

ТЕМА 2. ГРАНИЦЫ И АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ

УСТОРОЙСТВО РОССИИ (7 часов)

Урок 6. Государственная территория России.

Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации.

Урок 7. Российские пространства: вопросы и проблемы.

Роль природы в формировании Российского государства. Экономически активная территория. Российская Зона Севера и проблемы ее освоения.

Урок 8. Государственные границы России. Типы и виды российских границ.

Урок 9. Сухопутные и морские границы.

Сухопутные соседи России. Различия сухопутных границ на северо-западе, западе и юге страны. Морские соседи России. Различия в геополитическом и экономическом значении морских границ России в Атлантическом бассейне, Северном Ледовитом и Тихом океанах.

Урок 10. Россия на карте часовых поясов.

Местное и поясное время. Линия перемены дат. Летнее время.

Практическая работа . Определение поясного времени для разных пунктов России.

Урок 11. Этапы и методы географического изучения территории.

Путешествия и открытия новгородцев и поморов. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. Великая Северная экспедиция. Изучение территории России отечественными учеными. Экспедиции Российского Географического общества. Современные географические исследования.

Урок 12. Особенности административно - территориального устройства России.

Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.

ЧАСТЬ 2

ПРИРОДА РОССИИ (26 часов)

Тема 1. Геологическое строение, рельеф

и полезные ископаемые (5 часов)

Урок 13. Геологическая история и геологическое строение территории России.

Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Урок 14. Рельеф России.

Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы.

Урок 15. Как и почему изменяется рельеф России.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Влияние на современный рельеф морей, текучих вод, ледников, ветра. Древнее и современное оледенения.

Урок 16. Стихийные природные явления в литосфере.

Виды стихийных природных явления в литосфере, причины, порождающие их, меры по борьбе с ними.

Урок 17. Человек и литосфера.

Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Жизнь в горах и на равнинах. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практическая работа . Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы (6 часов)

Урок 18. Факторы, определяющие климат России.

Факторы, определяющие климат России: географическая широта, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность, рельеф, близость морей и океанов, океанические течения, антропогенные воздействия. Фронты. Циклоны и антициклоны.

Урок 19. Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

Закономерности распределения тепла температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Урок 20. Сезонность климата.

Климатические сезоны, их обусловленность и влияние на быт, хозяйственную деятельность и характер питания людей.

Урок 21. Типы климатов России.

Климатические пояса и области на территории России, их характеристика.

Урок 22. Комфортность (дискомфортность) климатических условий.

Оценка природных условий России для проживания человека. Основные показатели. Характеризующие уровень комфортности климата.

Урок 23. Климат и человек.

Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения. Здоровье. Опасные т неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации. Радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. 2. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. 3. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (3 часа)

Урок 24. Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Вода – один из важнейших видов ресурсов. Внутренние воды – основные источники пресной воды. Важнейшие особенности российских рек.

Урок 25. Озера, болота, подземные воды. Озера: размещение по территории страны, их различия по происхождению озерных котловин. Влияние озер на другие компоненты природы. Болота: причины возникновения. Роль в природе. Крупнейшие заболоченные районы. Подземные воды: происхождение многолетней мерзлоты на территории России. Ее влияние на природу и хозяйственную деятельность людей. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Урок 26. Водные ресурсы и человек.

Понятие водных ресурсов и водного кадастра. Неравномерность размещения водных ресурсов. Рост потребления и загрязнения воды человеком.

Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (3 часа)

Урок 27. Образование почв и их разнообразие.

Почва – особый компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатство. Факторы образования почв, их основные типы. Свойства, различия в плодородии.

Урок 28. Закономерности распространения почв.

Главные типы почв России, особенности их географии.

Урок 29. Почвенные ресурсы России.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с их эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф. Характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (2 часа)

Урок 30. Растительный и животный мир России.

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Урок 31. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мир.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Тема 6. Природное районирование (7 часов)

Урок 32. Разнообразие природных комплексов. Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Урок 33. Природно-хозяйственные зоны России. Понятие о природной зональности. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берг в создании учения о природных зонах. Природная зональность – всеобщий закон природы. Что такое природно-хозяйственные зоны.

Урок 34. Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

Географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования.

Урок 35. Леса.

Разнообразие лесов. России: тайга, смешанные и лиственные леса. Географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Образ русского леса. Основные виды природопользования.

Урок 36. Лесостепи, степи и полупустыни. Безлесные зоны юга России: географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны. Взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования.

Урок 37. Высотная поясность. Закономерности смены природных зон в горах. Сравнение высотной поясности разных гор России. Основные виды природопользования.

Урок 38. Особо охраняемые природные территории. Памятники Всемирного природного наследия. Заповедники.

Практические работы. 1. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 2. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.

ЧАСТЬ 3

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (7 часов)

Урок 39. Численность населения России.

Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства населения. Региональные различия естественного прироста. Прогнозы изменения численности населения России.

Урок 40. Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.

Своеобразие половозрастной пирамиды в России. И факторы. Определяющие это своеобразие. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.

Урок 41. Этнический, языковой и религиозный состав населения.

Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Урок 42. Городское и сельское население.

Городское население. Города. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельское население. Сельская местность, сельские поселения. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы села.

Урок 43. Размещение населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.

Урок 44. Миграции населения России.

Миграции населения в России. Внешние и внутренние миграции: причины. Порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Роль внешних миграций в динамике населения страны.

Урок 45. Люди и труд.

Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества жизни населения – важнейшая социально-экономическая проблема.

ЧАСТЬ 4

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (11 ЧАСОВ)

Урок 46. Что такое хозяйство страны.

Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства.

Урок 47. Как география изучает хозяйство.

Геоинформационная задача географии. Условия и факторы размещения предприятий. Территориальная структура хозяйства.

Тема 1. Первичный сектор экономики – отрасли,

эксплуатирующие природу (9 часов)

Урок 48. Состав первичного сектора экономики. Состав первичного сектора, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России.

Урок 49. Природно-ресурсный потенциал России. Природно-ресурсный потенциал России, его оценка, проблемы и перспективы использования. Основные ресурсные базы.

Урок 50. Богата ли Россия ресурсами?

Обеспеченность России природными ресурсами. Дисбаланс в обеспеченности основными видами ресурсов и их потреблении. Основные проблемы развития природоэксплуатирующих отраслей в России.

Урок 51. Сельское хозяйство.

Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля – главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Роль мелиорации в развитии сельского хозяйства страны.

Урок 52. Земледелие.

Земледелие. Ведущая роль зернового хозяйства. География выращивания важнейших зерновых и технических культур, картофеля. Садоводство и виноградарство.

Урок 53. Животноводство.

Животноводство. Ведущая роль скотоводства. География основных отраслей животноводства.

Практическая работа . Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Урок 54. Лесное хозяйство. Охота.

Роль леса в жизни людей Российские леса – важная часть национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесов эксплуатационного назначения. Охота. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла. Выращивание пушного зверя.

Урок 55. Рыбное хозяйство.

Доминирующая роль морского промысла. Специфика основных рыбопромысловых бассейнов. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы. Недостаточное развитие прудового и озерного рыбоводства.

Урок 56. Географический фактор в развитии общества.

Влияние природной среды на исторический процесс. Роль природы в развитии России.

Оставшийся резерв в 14 часов рекомендуется использовать учителю для изучения географии Нижегородской области

Поурочное планирование изучения географии

по учебникам линии под редакцией В.П. Дронова

«ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. ПРИРОДА. НАСЕЛЕНИЕ. ХОЗЯЙСТВО. 8 КЛАСС.

УЧЕБНИК: География России. 8 класс. Природа. Население. Хозяйство /под ред. В. П. Дронова. – М.: Дрофа, 2006

(Вариант 2)

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  412  413  414   ..

 

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА И ТЕМЫ УРОКА

КОЛ-ВО ЧАС.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

КОНТ-РОЛЬ ЗУН

ПРИ-

МЕЧА-НИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

Урок 1 . Что изучает география России?

РАЗДЕЛ 1

РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА

ТЕМА 1

Географическое положение России

Урок 2. Географическое положение как зеркало России.

Урок 3 . Особенности физико-географического положения России.

Урок 4 . Экономико - и транспортно-географическое положение России.

Урок 5 . Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

Урок 6. Географическое положение Нижегородской области.

ТЕМА 2

Границы и административно-территориальное устройство России

Урок 7 . Государственная территория России.

Урок 8. Российское пространство: вопросы и проблемы.

Урок 9 . Государственные границы России. Типы и виды российских границ

Урок 10 . Сухопутные и морские границы.

Урок11 . Россия на карте часовых поясов.

Урок 12 . Этапы и методы географического изучения территории.

Урок 13 . Особенности административно-территориального устройства России. Субъекты Федерации. Федеральные округа

РАЗДЕЛ 2.

ПРИРОДА РОССИИ .

ТЕМА 1

Геологическое строение, рельеф и минеральные ресурсы .

Урок 14 . Геологическая история и геологическое строение территории России.

Урок 15 . Рельеф России.

Урок 16 . Как и почему изменяется рельеф России.

Урок 17 . Стихийные природные явления в литосфере

Урок 18 . Человек и литосфера.

Урок 19. Особенности геологического строения и закономерности формирования рельефа Нижегородской области и своей местности

ТЕМА 2

Климат и

климатические ресурсы.

Урок 20 . Факторы, определяющие климат России. Фронты. Циклоны и антициклоны.

Урок 21 . Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

Урок 22 . Сезонность климата.

Урок 23 . Типы климатов России. Урок 24 . Комфортность (дискомфортность) климатических условий.

Урок 25 . Климат и человек.

Урок 26 . Климат Нижегородской области.

ТЕМА3

Внутренние воды и

водные ресурсы .

Урок 26 . Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Урок 27 . Озера, болота, подземные воды, ледники. Многолетняя мерзлота

Урок 28 . Водные ресурсы и человек.

Урок 29 . Внутренние воды Нижегородской области.

ТЕМА 4

Почва и почвенные ресурсы

Урок 30 . Образование почв и их разнообразие.

Урок 31 . Закономерности распространения почв.

Урок 32 . Почвенные ресурсы России.

Урок 33 . Особенности почв Нижегородской области и своей местности.

ТЕМА 5

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

Урок 34 . Растительный и животный мир России.

Урок 35 . Биологические ресурсы. Урок 36 . Растительный и животный мир Нижегородской области и своей местности.

ТЕМА 6

Природное районирование

Урок 37 . Разнообразие природных комплексов. Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли.

Урок 38 . Природно-хозяйственные зоны России. Понятие о природной зональности.

Урок 39 . Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

Урок 40 . Леса. Разнообразие лесов России.

Урок 41 . Лесостепи, степи, полупустыни. Безлесные зоны юга России.

Урок 42 . Высотная поясность. Урок 43 . Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного наследия. Заповедники.

Урок 44 . Природные комплексы Нижегородской области.

Урок 45 . Обобщение и коррекция знаний по теме «Природа России».

РАЗДЕЛ 3

НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

Урок 46 . Численность населения России.

Урок 47 . Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.

Урок 48 . Этнический, языковый и религиозный состав населения.

Урок 49 . Городское и сельское население.

Урок 50 . Географические особенности размещения населения России.

Урок 51 . Миграции населения в России.

Урок 52 . Люди и труд.

Урок 53 . Численность и состав населения Нижегородской области.

Трудовые ресурсы Нижегородской области.

Урок 54. Обобщение и коррекция знаний по теме «Население России»

РАЗДЕЛ 4.

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

Урок 55 . Что такое хозяйство страны.

Урок 56 . Как география изучает хозяйство.

Урок 57 . Состав первичного сектора экономики.

Урок 58 . Природно-ресурсный потенциал России, его оценка.

Урок 59 . Богата ли Россия ресурсами?

Урок 60 . Сельское хозяйство.

Урок 61. Земледелие и животноводство.

Урок 62 . Лесное хозяйство.

Урок 63 . Рыбное хозяйство.

Урок 64 - 65 .. Структура хозяйства Нижегородской области.

Урок 67 . Экологические проблемы Нижегородской области.

ИТОГО:

1

12

5

7

33

6

7

4

4

3

9

9

12

67 ч