Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  303  304  305   ..

 

 

Сравнительная характеристика древнего Египта,Шумеров и Акад. Проверила

Сравнительная характеристика древнего Египта,Шумеров и Акад. Проверила

Министерство культуры Республики Беларусь

Минское государственное художественно училище им. А.К.Глебова

Отделение живопись

Группа

за 3 семестр

ТЕМА:

Сравнительная характеристика древнего Египта ,Шумеров и Акад.

Проверила:

Выполнил:

Минск 2004

ВВЕДЕНИЕ

Мне крайне интересна культура и искусство Древнего Египта, не только как одного из древнейших очагов цивилизации, но и как страны. Также очень интересно сравнить это государство с государством Шумер и Акад. Поражает в этих государствах нынешний их упадок; контраст между монументальными, колоссальными памятниками древности; прошлыми достижениями египтян в искусстве, науках, культуре и абсолютно не соответствующий, противоречивый сегодняшний уклад их жизни. Такое ощущение, что время там остановилось несколько тысяч лет назад. Тем не менее, только того, что оставили древние египтяне вполне достаточно для преклонения перед ними или то, что Шумеры изобрели первыми письменность, клинопись. Многое из того, что они знали теперь утеряно, и мы даже не можем открыть, например, секрет состава их красок сохранивших и по сей день свою сочность.

Можно сказать, что история Египта начинается с эры палеолита, хотя на этот счет имеются лишь гипотезы и предположения. В те времена долина Нила вовсе не походила на нынешнюю: до самой Дельты это было сплошное болото, воды реки покрывали практически всю долину, и климат был, конечно, более влажным, чем теперь. В конце палеолита климат начал изменяться, и русло Нила приняло современные очертания. Медленное, но постоянное наступление пустыни на пограничные районы способствовало концентрации населения вдоль плодородных берегов реки. В эпоху неолита, начало которого относится к десятому тысячелетию до н.э., там уже проживали два народа различного происхождения: один относился к африканской расе и пришел из центра Африки; другой - к средиземноморской расе и происходил из Центральной Азии. Предполагают, что была еще третья группа населения - выходцы из легендарной Атлантиды, пришедшие в долину Нила через Ливию. Так сформировались две цивилизации: первая, Меримда, - на Севере страны в Дельте, основавшая первые города; вторая - на Юге с главным городом Тасом.

Народ Египта к этому времени уже был разделен на две группы, и, несмотря на последующее объединение страны, это выразилось в территориальном делении на "хесепы" (провинции), которые греки называли "номами": 22 нома в Верхнем Египте и 20 номов в Нижнем Египте. Это было на заре египетской цивилизации в эпоху, которую египтяне назовут "временами Бога", когда египетский трон занимал царь Осирис.

Шумеры в свою очередь одна из древнейших цивилизаций Ближнего Востока, существовавшая в конце 4— начале 2 тысячелетия до н.э. в Южном

Двуречье. Саргон I, основатель семитского государства Аккада, подчинил себе Шумер и объединил под своей властью значительную часть Месопотамии.

Не позднее IV тыс. до н. э. на крайнем юге Месопотамии возникли первые шумерские поселения. Некоторые ученые полагают, что шумеры не были первыми обитателями южной Месопотамии, так как многие топонимические названия, бытовавшие там после заселения низовий Тигра и Евфрата этим народом, не могли происходить из шумерского языка. Возможно, что шумеры застали в южной Месопотамии племена, говорившие на языке, отличном от шумерского и аккадского, и заимствовали у них древнейшие топонимы. В северной части Месопотамии, начиная с первой половины III тыс. до н. э. жили семиты.

Естественные богатства Южной и Средней Месопотамии были не велики. Жирная и вязкая глина аллювиальной почвы была прекрасным сырьём в руках первобытного гончара. Смешивая глину с асфальтом, жители древней Месопотамии делали особый прочный материал, который им заменял камень, редко встречающийся в южной части Двуречья. Столь же характерно для Месопотамии и отсутствие металла, что ставило местное население в зависимость от северных и восточных металлургических районов. Природные условия Южной и Средней Месопотамии были благоприятны для развития скотоводства и земледелия, потребовали организации хозяйственной жизни, и применения значительного труда в течение длительного времени.(рис.1)

Искусство древнего Египта

Неизгладимый след в истории мировой культуры оставило прекрасное и целостное искусство Древнего Египта. Чтобы лучше понять его своеобразие, надо помнить, что большая его часть возникла в связи с религиозными верованиями древних египтян. Они верили, что душа человека после его смерти продолжает существовать и время от времени посещает тело. Поэтому египтяне так старательно сохраняли тела умерших; их бальзамировали и хранили в надёжных погребальных сооружениях.

ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ ДРЕВНЕГО ЦАРСТВА

(300 - около 2300 годы до н.э.)

Столицей Египта в то время был город Мемфис, расположенный в начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы - Каира. Мемфис, один из древнейших городов мира, играл важную роль в истории египетской культуры. Памятники Мемфиса сохранили нам древнейшие произведения египетской литературы, здесь сложилась одна из крупнейших древнеегипетских религиозно- философских систем, связанная с почитанием местного бога Птаха, сотворившего, по легенде, весь мир "мыслью и словом"; это учение имело впоследствии большое значение для развития позднеантичной философии, так как оно послужило основой для учения о Логосе. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царства вообще был временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников. В истории египетского искусства ведущая роль принадлежала архитектуре. Уже во время Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки - гробницы фараонов, пирамиды. Это стремление обеспечить особую прочность культовых сооружений и в особенности гробниц было связано с древнейшими верованиями. В Египте, как во всякой древней земледельческой стране, было распространено обожествление сил природы. Смена засушливого времени года расцветом растительности после нильского разлива воспринималась как смерть и воскресение бога производительных сил природы Осириса. С подобными представлениями были связаны заупокойные верования. Считалось, что, как умер и воскрес Осирис, так после смерти могут воскреснуть и люди. Наряду с мифом об Осирисе в заупокойном ритуале сохранялись и обряды, сложившиеся в долине Нила еще в отдаленнейшие времена. В итоге верований в наличие посмертной жизни повсеместно развивается стремление первобытного человека в какой-то мере сохранить тела умерших или хотя бы их головы. Сухой климат Египта особенно способствовал развитию подобных стремлений. Здесь не ограничивались сохранением черепов или бальзамированием голов умерших предков, а постепенно в итоге длительных поисков выработали сложные приемы общей мумификации трупа. Так как вначале способы бальзамирования были еще несовершенными, в гробницы ставили статуи умершего как замену тела в случае его порчи. Считалось, что душа за неимением тела может войти в статую и оживить ее, благодаря чему загробная жизнь умершего будет продолжаться. Следовательно, гробница должна была служить таким помещением, где была бы в полной сохранности мумия, где помещалась бы статуя умершего, и куда его родные могли приносить все необходимое для его питания. Эти требования и определили структуру гробниц Древнего царства. Особое внимание уделялось сооружению гробниц царей и рабовладельческой знати. Для верхушки сложившегося рабовладельческого государства главной задачей являлось всемерное укрепление своего положения и власти выразителя своих интересов - фараона. Выполнение этой задачи в области идеологии определило и характер египетского искусства, обслуживающего нужды господствующего класса. Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, на сооружение которых тратились огромные средства. Именно здесь применялись технические изобретения, новые идеи зодчих. Например, Сенусерта I называлась "Сенусерт, смотрящий на Египет", а на верхушках некоторых пирамид были изображены глаза. Мысль зодчих и совершенствование технических навыков шли по линии наращивания надземной массы здания; однако увеличение последнего по горизонтали, в конце концов не могло уже производить требуемое впечатление подавляющей монументальности. Важнейшим этапом в развитии царских гробниц явилась идея увеличения здания по вертикали. По-видимому, эта идея впервые возникла при постройке знаменитой усыпальницы царя III династии Джосера (28 век до н.э.), так называемой "ступенчатой пирамиды" (рис. 3). Имя ее строителя, зодчего Имхотепа, сохранилось до конца истории Древнего Египта как имя одного из самых прославленных мудрецов, первого строителя каменных здании, ученого, астронома и врача. Пирамида Джосера явилась важнейшим этапом на пути к созданию пирамид классического типа. Первой такой пирамидой была усыпальница царя IV династии Снофру в Дашуре, имевшая свыше 100 м в высоту и явившаяся предшественницей знаменитых пирамид, построенных в Гизе фараонами Хуфу, Хафра и Менка-ура (по-гречески - Хеопсом, Хефреном и Микерином) и причисленных в древности к семи чудесам света.

Иной характер носит оформление усыпальниц фараонов V и VI династий (ок. 2500-2300 гг. до н.э.). Они намного уступают по размерам пирамидам царей IV династии, не превышая 70 м в высоту, и сложены из небольших блоков, частично даже из бута.

Особое внимание, которое зодчие конца Древнего царства уделяли оформлению храмов, плодотворно отразилось на общем развитии архитектуры того времени, в частности, появляется новый тип зданий - так называемые солнечные храмы (Рис. 5).

ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ СРЕДНЕГО ЦАРСТВА

(21 век до н.э. - начало 18 века до н.э.)

В 21 веке до н.э. началась борьба за новое объединение Египта. Оно было нужно основной массе рабовладельцев, так как способствовало надлежащей организации орошения полей страны: поскольку вся оросительная система Египта питалась от одной реки, только единое государственное управление этой системы могло обеспечить ее успешную эксплуатацию и дальнейшее расширение. Победителями вышли южные номы, во главе которых стояли правители Фив. Эти номархи, получив власть над всей страной, образовали XI династию фараонов.

При XI династии столицей остаются Фивы, где и стали строиться теперь царские гробницы.

Оформление этих гробниц представляет собой своеобразный компромисс - сочетание пирамиды с обычной для номарха скальной гробницей. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри (Рис.6). По древней традиции к ней из долины вела огражденная каменными стенами дорога в 1200 м длиной и в 32 м шириной. Главную часть усыпальницы составлял заупокойный храм, расположенный на террасе, перед которой был устроен портик; посередине портика пологий подъем вел на вторую террасу, где находился второй портик, окружавший с трех сторон колонный зал. В центре зала возвышалась сложенная из каменных глыб пирамида, основанием которой служила естественная скала. Из западной стены зала был выход в открытый двор с портиками, за которым находились крытый колонный зал (гипостиль) и святилище. Часть гипостиля и святилище были вырублены в скале, а гробница фараона - под колонным залом.

Усыпальница Ментухотепа была выдающимся памятником времени XI династии. Удачный выбор места и смелое применение увенчанных пирамидой колоннад позволили зодчему достигнуть гармонического сочетания двухъярусного леса колонн с бесконечными вертикалями скал, хорошо выделявших ярко сверкавшее на солнце желтовато-белое здание храма.

На стенах храма были высечены рельефы, по содержанию близкие к памятникам Древнего царства. Они отличаются той четкостью линий и тонкостью выполнения, которая выдает уверенную руку большого мастера, прекрасно овладевшего лучшими традициями мемфисского искусства. Мы знаем и имя ведущего скульптора, работавшего в храме Ментухотепа, - его звали Иртисен. Это был крупный художник 21 века до н.э., изобретатель особо прочных инкрустаций, передавший свое искусство сыну, также крупному мастеру, занявшему должность начальника работ. На заупокойной плите Иртисена сохранилась интереснейшая надпись: "Я был художником, опытным в своем искусстве, превосходящим всех своими знаниями... Я умел (передать) движение фигуры мужчины, походку женщины, положение размахивающего мечом и свернувшуюся позу пораженного... выражение ужаса того, кто застигнут спящим, положение руки того, кто мечет копье, и согнутую походку бегущего. Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой. Никто не превосходил меня и моего старшего сына... Я видел творение его рук как начальника работ в каждом ценном камне, от серебра и золота до слоновой кости и эбенового дерева".

Искусство Среднего царства представляло собой сложное явление. В условиях отмеченной политической борьбы и фараоны и номархи, естественно, использовали также искусство. Еще первые фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать памятникам могучих владык Древнего царства.

Важным моментом явилось возобновление строительства царских гробниц снова в виде пирамид. Первым начал сооружать свою усыпальницу в виде пирамиды тот же Аменемхет I, который решился при этом поместить ее уже на севере, порвав связь с гробницами предков, - шаг достаточно трудный, если учесть мировоззрение древних египтян.

Стремление фараонов начала XII династии подражать памятникам Древнего царства заставило египетских зодчих вернуться к образцам этого периода. Планировка пирамид и заупокойных храмов начала XII династии, и их взаимоотношение полностью совпадают с расположением усыпальниц фараонов V-VI династий.

Однако вследствие изменившихся экономических условий сооружение гигантских каменных пирамид было уже невозможно, что и отразилось на масштабах и технике пирамид XII династии. Размеры этих пирамид значительно уменьшились, например, пирамида Сенусерта I имела 61 м в высоту. Строительным материалом служил теперь в основном кирпич-сырец, причем резко изменился способ кладки пирамиды. Основу ее составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и к середине каждой стороны. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, промежутки же между ними заполнялись обломками камня, кирпичом или песком. Пирамиды облицовывались известковыми плитами, соединявшимися друг с другом деревянными креплениями. Такая облицовка в основном только и сдерживала здание пирамиды Среднего царства; не удивительно поэтому, что эти пирамиды в настоящее время представляют собой груды развалин. Разумеется, в момент сооружения пирамид недостатки техники были скрыты облицовкой, и внешне пирамиды начала Среднего царства точно воспроизводили тип усыпальницы царей Древнего царства. Так же как и раньше, к восточной стороне пирамиды примыкал небольшой по сравнению с самой пирамидой заупокойный храм, от которого шел проход к храму в долине.

Следование древним образцам в начале Среднего царства характерно и для официальной скульптуры, рельефов и росписей. Так, статуи Сенусерта I из его заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но передают их схематично, обобщенно и идеализированно. Застывшая поза, заглаженность округлых мускулов, слабо моделированные глаза повторяют древние образцы, стремясь создать прежний идеализированный образ царя-бога.

В равной степени следование искусству Древнего царства наблюдается и в росписях гробниц придворной знати. Это ясно видно при сравнении сцены охоты в пустыне в гробнице визиря Антефокера в Фивах с подобной же сценой в заупокойном храме фараона Сахура. Перед ними такая же часть пустыни, огороженная сеткой, внутри которой загнаны звери; так же слева и в той же условной позе, что и фараон Сахура, изображен Антефокер: он бежит, слегка касаясь земли, и, не целясь, пускает стрелу. За ним идет его оруженосец, изображенный согласно традиции в два раза меньше его самого. Звери в загоне расположены, как и раньше, рядами, причем показательны совпадения в трактовке отдельных зверей: на росписи гробницы Антефокера изображены - такой же бык, пронзенный стрелами и падающий у ворот загона, такая же гиена, перегрызающая попавшую ей в переднюю лапу стрелу, такая же собака, вцепившаяся в горло опрокинутой ею антилопы. Таким образом, сцена охоты Антефокера в основных чертах воспроизводит композицию, созданную в Древнем царстве. Подобное повторение древних образцов прослеживается в искусстве начала Среднего царства и на ряде других сюжетов.

Иным характером отличаются памятники, созданные в ряде местных центров, в частности при дворах правителей номов, расположенных в Среднем Египте. Именно в этих центрах развивались более передовые художественные направления в искусстве начала Среднего царства.

Достигнутые мастерами среднеегипетских номов успехи имели большое значение для дальнейшего развития искусства Среднего царства. Новый стиль настолько отвечал изменившимся требованиям жизни, что постепенно был воспринят официальным искусством и нашел свое отражение даже в царском портрете. Это было облегчено тем, что по мере укрепления власти фараонов-фиванцев отпадала потребность в подражании образцам Древнего царства. Перед придворными мастерами уже с середины 20 века до н.э. вставала новая задача.

В целях своего прославления фараоны развернули храмовое строительство и стремились поставить в храмах возможно большее количество своих изображений, причем царские статуи помещались и вне храма. Такие статуи становились как бы памятниками живому правителю страны, они должны были прославить его мощь и в то же время закрепить в сознании народа конкретные черты данного фараона. Эти статуи-памятники, иногда огромных размеров, должны были иметь уже иной облик, и их развитие пошло по пути создания возможно близкого к оригиналу портрета. Свое завершение это новое направление официального искусства нашло в замечательных статуях фараонов Сенусерта III и Аменемхета III (19 век до н.э.), являющихся исключительными по выразительности образцами египетского портрета (рис. 7). Резкий, подчеркнутый реализм отличает эти суровые, властные лица. Вся структура лица дана здесь совершенно иначе, чем это было в царских статуях начала Среднего царства.

Таким образом, мы видим, что Среднее царство было важным и плодотворным периодом в истории египетского искусства. Наряду с творческой переработкой наследия Древнего царства оно создало много нового. Трехнефное построение зала с приподнятым средним нефом, пилоны, колоссальные статуи, поставленные вне здания, увеличение заупокойного храма по сравнению с самой пирамидой, рост реалистических тенденций и блестящее их проявление в ряде памятников - таков вклад мастеров Среднего царства в сокровищницу египетского искусства.

ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ НОВОГО ЦАРСТВА

Искусство времени Эхнатона и его приемников (Амарнское искусство)

(первая половина 14 века до н.э.)

Грабительские войны непомерно обогатили высшую знать и жречество, особенно жрецов главного святилища Египта - храма Амона в Фивах.

Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, фараон выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, храмовое имущество конфисковано. Фараон построил себе новую столицу в Среднем Египте, на равнине, окруженной полукруглой горной цепью, в горах которой были вырублены гробницы для царя, его семьи и придворных.

Решительный перелом произошел и в искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией. Памятники, созданные в начале правления Эхнатона, резко отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от ряда канонических форм и традиционного идеализированного образа царя. Таковы рельефы и скульптуры фиванского храма Атона, построенного еще до перенесения столицы в Ахетатон, равно как датированные шестым годом правления Эхнатона рельефы на пограничных плитах новой столицы и ранние рельефы ее храмов (Рис.7). Фараон изображен здесь с некрасивыми чертами лица и формами болезненного тела. Необычны и сами позы царя и царицы на рельефах: они изображены в полном профиле, без необходимого по канону условного фасного разворота плеч.

Своеобразие памятников времени Эхнатона явилось закономерным следствием его реформы, и было тесно связано с новым, более реалистическим по своему существу мировоззрением, в частности с запрещением культа Амона, которое сопутствовало разрыву фараона со знатью и жречеством.

Лучшее, что было создано в этот период - скульптурные портреты Эхнатона и его жены Нефертити, выполненные в рельефе и круглой пластике. Впервые в истории египетского искусства появилось изображение фараона в кругу семьи. Солнечный диск бога Атона повсюду простирает к ним свои лучи, благословляя их любовь и деяния. Портрет Нефертити в высокой короне из раскрашенного известняка (н.14 в. до н.э., Берлин-Далем Музей) стал своего рода олицетворением современного Египта. Гордая голова царицы на тонкой шее поражает совершенством точеных черт прекрасного лица, необычайной гармонией, завершенностью композиции, великолепным сочетанием красок. Незавершенным остался портрет из золотистого кристаллического песчаника, овеянный дыханием жизни, юной красоты и гармонии. Бархатистая поверхность камня придает этому портрету особую мягкость. Утвердившиеся новые идеалы в искусстве вскоре превращаются в своеобразные каноны, порождая определенную манеру. После смерти Эхнатона наступила реакция, были восстановлены прежние верования и ритуалы. Юный преемник Эхнатона Тутанхамон вернулся в Фивы. Роскошь его погребения была призвана показать истинность старых религиозных устоев. Инкрустированные саркофаги Тутанхамона из литого золота с перегородчатой эмалью, воспроизводящие прекрасный лик юного царя, поражают мастерством обработки материала, совершенством пластики. В 14-11 веках до н.э. завоевательные войны способствовали новому притоку богатств в Египет. Помимо Гипостильного зала в Карнаке были созданы заупокойные вырубленные в скалах храмы. Таков храм Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия), целиком вырубленный в скалах. Фасад его представлял собой гигантский пилон, перед которым возвышались 20 метровые статуи сидящих фараонов, наделенные портретными чертами Рамсеса II. Стены храмов по-прежнему покрывались рельефами и росписями. Рельеф из Мемфиса "Плакальщики" (14 в. до н.э. ГМИИ им А.С.Пушкина, Москва) пронизан беспокойным ритмом, выраженным в гибких движениях рук, то простертых вперед, то вскинутых кверху. Последний расцвет древнеегипетского искусства в период объединения под властью саисских фараонов (7 в. до н.э.) характеризуется появлением холодного изысканного стиля. Живопись изобилует яркими красками. Бронзовые статуэтки, покрытые чеканными узорами и инкрустацией золотом, нарядны, но лишены внутреннего тепла амарнских портретов. С завоеваниями Александра Македонского в 332 г. до н.э. начался эллинистический период. В 30 г. до н.э. Египет стал провинцией Римской империи.

ИСКУССТВО ВРЕМЕНИ НОВОГО ЦАРСТВА

Искусство времени XVIII династии (16-15 века до н.э.)

Становится характерным стремление к пышности и декоративности в сочетании с изысканным изяществом. С другой стороны, расширение рынков, известное развитие обмена и товарно-денежных отношений, расцвет ремесла, значительное усиление роли средних слоев рабовладельцев, на которых опирались фараоны в своих попытках уменьшить могущество высшей знати и жречества, - все это привело к появлению новых течений в идеологии египетского общества. В процессе сближения Египта с культурами Сирии, Крита, Двуречья также расширились горизонты, изменились многие понятия, оживился весь темп общественной жизни. Естественно поэтому, что в различных сторонах творчества этого времени наблюдаются поиски новых образцов и новых художественных форм, в частности развитие реалистических стремлений в литературе и искусстве, что привело к новым решениям ряда художественных проблем.

Ведущую роль в искусстве XVIII династии играли Фивы, где были созданы лучшие произведения искусства рассматриваемого периода, в том числе и наиболее известные архитектурные памятники. Такое' положение Фивы заняли не случайно.

Грандиозные храмы, пышные дворцы и дома быстро изменили облик Фив, превратив их, в самый богатый и великолепный из египетских городов, слава которого сохранилась в течение многих веков, а спустя столетия Фивы были воспеты даже певцом чужой земли - Гомером:

"Фивы египтян,

Град, где богатство без сметы в обителях граждан хранится,

Град, в котором сто врат, а из оных из каждых по двести

Ратных мужей в колесницах на быстрых конях выезжают".

До сих пор стоят грандиозные колоннады и пилоны храмов, поражая всех, кто приезжает в Фивы. Огромное пространство, на котором некогда располагался город, все еще хранит следы его былой славы.

В искусстве Фив, как обычно, видное место занимала архитектура. Храмы XVIII династии представляли собой в плане вытянутый прямоугольник. Фасад храма был обращен к Нилу, с которым храм соединяла дорога, обрамленная сфинксами. Вход имел вид пилона, к наружной стене которого прикреплялись высокие мачты с флагами. Перед пилоном располагались два обелиска и колоссальные статуи царя. За пилоном находились открытый двор с портиками и само здание храма, заключавшее в себе колонные залы, молельни, библиотеки, кладовые и др. Колонные залы обычно имели более высокий средний проход, через верхнюю часть которого в зал проникал свет. Такое построение залов, допускавшее их естественное освещение, получило в храмах Нового царства широкое применение наряду с усилением роли колоннад и скульптур.

К подобному типу храма относятся оба прославленных храма бога Амона в Фивах - Карнакский и Луксорскии. Первый из них был главным храмом Амона и официальным верховным святилищем страны (Рис.9-1). Каждый царь стремился расширить и украсить Карнак, ставший ценнейшим свидетелем истории Египта, так как на его стенах высекались летописи, изображения битв, имена царей. На стенах Карнака сохранились великолепные рельефы, изображающие фараонов, повергающих врагов перед богом Амоном-Ра, а в написанных тут же гимнах прославляется мощь царя, причем объявляется, что все победы он совершает благодаря помощи его "отца" - Амона:

"Пришел я и даю тебе поразить пределы всех земель, И вся вселенная зажата в горсти твоей!" -

говорит Амон-Ра в одном из таких гимнов фараону Тутмосу III.

Лучшие зодчие и скульпторы работали над созданием Карнака. Здесь стояло множество статуй, которые жертвовались в храм.

Только в одной кладовой Карнака было найдено 7779 каменных и свыше 17 тысяч бронзовых статуй и статуэток.

Первым крупным этапом в строительстве Карнака было сооружение в конце 16 века при фараоне Тутмосе I большого храма, построенного знаменитым зодчим Инени. Фасад храма был обращен к Нилу и имел вид пилона (Рис. 9-8). Перед ним стояли два обелиска в 23 м высотой. За пилоном находился неглубокий, но широкий колонный зал, далее - следующий пилон (Рис. 9-9), а затем - двор, обнесенный портиками, между колонн которых стояли колоссальные статуи Тутмоса I. В глубине двора было древнее святилище времени Среднего царства. Таким образом, храм Инени имел уже все основные черты храмовой архитектуры Нового царства. Это был гармоничный памятник. Искусная декорировка, не перегруженная излишними деталями, соответствовала четкости плана, и весь храм был выдержан в характерном для начала XVIII династии строгом стиле. Недаром Инени пишет в своей автобиографии: „Я искал то, что было полезно... Это были работы, подобных которым не производилось со времени предков. То, что было мне суждено сотворить, было велико!".

Однако это стилистическое единство было нарушено добавлениями и перестройками. Многочисленные залы, молельни, обелиски заполнили двор; зал Инени был отяжелен добавлением колонн и статуй; с восточной стороны пристроили особый большой зал с четырьмя рядами колонн.

Вторым крупным этапом в истории строительства Карнака явились работы, произведенные здесь при Аменхотепе III, когда зодчим Аменхотепом, сыном Хапу, был построен перед храмом новый огромный пилон (стр. 29-7), от которого к Нилу вела аллея сфинксов. Все святилище было обнесено массивной стеной. В результате получился как бы новый храм небывалых еще в Фивах масштабов. Одновременно изменился облик и других святилищ Карнака, из которых особенно примечательно было новое здание храма богини Мут, расположенное к югу от храма Амона и окруженное с трех сторон подковообразным озером. В портиках, обрамлявших храм, стояли монументальные статуи богини Мут в виде женщины с головой львицы (одна из них, привезенная А. С. Норовым, находится ныне в Эрмитаже). Одинаковые заливы озера, которые, точно крылья, охватывали храм с боков, удачно сочетались с общей симметричностью его планировки. Строгость плана особо подчеркивалась тем, что центральная колоннада первого зала продолжалась вдоль всего двора до пилона. Такая колоннада была важным нововведением. Как бы определяя путь торжественных процессий, она сливалась с начинавшейся от ворот храма аллеей сфинксов и служила прекрасным воплощением столь характерной для египетского зодчества идеи бесконечной линии храмовой дороги, благодаря которой так выигрывало завершавшее ее здание храма. Сооружение подобной колоннады было тем более удачно, что она как бы продолжала линию дороги и внутрь храма, где пространство было теперь построено на постепенной смене этапов пути через залы вглубь, к молельне со статуей божества.

Второе по размерам и значению фиванское святилище Амона - Луксорский храм, построенный при фараоне Аменхотепе III на месте древнего святилища, считается по праву одним из основных египетских архитектурных памятников. Планировка храма отличается исключительной четкостью, помещения расположены почти симметрично.

Перед храмом был выстроен двор с портиками (Рис. 10), перед которым был запроектирован еще больший двор с центральной гигантской колоннадой по главной оси. Однако этот двор не был достроен, и при Аменхотепе III успели возвести только центральную колоннаду из четырнадцати колонн по 20 м высотой с капителями в виде раскрытых папирусов (Рис. 11)

В архитектуре XVIII династии большое место занимали заупокойные царские храмы. Западный фиванский берег Нила издревле был занят кладбищами. Здесь-то теперь и расположились усыпальницы царей Египта. Отличительной чертой их устройства явился отрыв гробницы от заупокойного храма. Храмы возводились внизу, на равнине, а гробницы для большей сохранности от разграбления высекались в отдаленных ущельях скал.

Особое место среди царских заупокойных храмов занимает храм царицы Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона. Она построила свой храм у скал Дейр-эль-Бахри (Рис. 12), рядом с храмом царя XI династии Ментухотепа, родоначальника фараонов-фиванцев, желая этим подчеркнуть свою принадлежность к их роду и тем самым как бы оправдать правомерность своего столь необычного для женщины обладания престолом. Этими же побуждениями объясняется и стремление уподобить ее храм храму Ментухотепа.

В скульптуре, как и в зодчестве, фиванская школа заняла ведущее место. Именно в Фивах - столице Египта - строились теперь главные храмы, для убранства которых применялось все большее количество статуй, равно как много статуй посвящали в эти храмы и ставили в гробницы столичных некрополей.

С середины периода XVIII династии в развитии фиванского искусства намечается наступление нового этапа, который, начинаясь в годы правления Тутмоса IV, достигает высшего расцвета при Аменхотепе III и подготавливает искусство Амарны. В результате исканий новых способов передачи окружающего мира пробуждается явный интерес к движению, объему, живописности. На женских статуях прекрасно передается просвечивающее сквозь прозрачную легкую ткань тело. Впервые в истории мирового искусства египетские скульпторы ставят и успешно решают эти задачи. Как обычно, скульптор свободнее пробовал разрешить интересовавшие его задачи более совершенной передачи натуры именно на статуэтках танцовщиц и служанок. Такие фигурки служили ручками сосудов для притираний, подставками для флаконов и т. п. К ним относятся чудесные туалетные ложечки, хранящиеся в Музее изобразительных искусств в Москве (Рис. 16).

Для росписей и рельефов, как и для круглой скульптуры этого времени, характерно усиление реалистических исканий и в то же время нарастающее, стремление к изысканности и декоративности.

Период XVIII династии был временем расцвета художественного ремесла; для него характерны то же усложнение форм, тот же рост декоративности, которым отмечен стиль всего искусства этого периода. Развиваются многоцветные инкрустации из разных материалов, усиливается красочность полив, сложнее становятся комбинации орнаментов. Применение вертикального ткацкого станка позволило изготовлять нарядные ткани с цветными узорами гобеленовской техники. Характерно увлечение разнообразными растительными мотивами. Оно возникло в связи с общей популярностью "садовой тематики, которая вслед за развитием садов при дворцах и виллах широко распространилась в искусстве (росписи полов в виде цветов, зарослей и т. п.) и отклики которой мы видим и в литературе. Усиливается применение растительных мотивов в орнаменте. Среди изделий художественного ремесла в большом количестве появляются теперь туалетные коробочки в виде букетов цветов, фаянсовые чаши в форме лотоса, золотые и фаянсовые блюда с изображением лотосов и плавающих среди них рыб.

ИСКУССТВО ПОЗДНЕГО ВРЕМЕНИ

(11 век - 332 год до н.э.)

К концу второго тысячелетия до н.э. Египет вступает в период упадка. Частые войны истощали страну и задерживали развитие ее производительных сил. В течение первого тысячелетия до н.э. шла непрерывная борьба различных групп внутри господствующего класса рабовладельцев наряду с восстаниями эксплуатируемого населения.

Во времена длительных распадов государства не велось никакого крупного строительства, возобновлялось лишь в недолгие периоды укрепления страны при ее объединениях. Именно в такие периоды при ливийском фараоне Шешонке и при эфиопском фараоне Тахарке были произведены последние крупные дополнения Карнака: здесь был выстроен еще один огромный двор с портиками и гигантским пилоном, имевшим в высоту 43,5 м, в ширину 113 м и в толщину 15 м.

Для скульптуры 10-8 веков также характерно стремление создать внешне нарядный памятник.

Во время правления эфиопской династии (712-663 гг. до н.э.) в художественной жизни Фив вновь наблюдается некоторое оживление.

Реалистический портрет приобретает еще большую глубину на статуях частных лиц, как это видно по статуе Монтуэмхета, градоначальника города Фив при Тахарке (Рис.26), с характерной углубленной проработкой всего лица, передающей и морщины щек и тяжелые припухшие веки пожилого человека.

После вторичного завоевания персами, а затем греко-македонцами в 332 году до н.э. Египет, сохранив политическую самостоятельность под управлением македонской династии Птолемеев, находит силы для нового расцвета искусств и создает такие памятники, как храмы в Эдфу, Эсне, Дендера, Филах.

ШУМЕР

ШУМЕР, древняя страна в Юж. Двуречье (юг современного Ирака). Ок. 3000 до н. э. на территории Шумера начали складываться города-государства шумеров (Лагаш, Ур, Киш и др.), которые вели между собой борьбу за гегемонию. Завоевания Саргона Древнего (24 в. до н. э.) объединили Шумер под властью Аккада.

ШУМЕР, одна из древнейших цивилизаций Ближнего Востока, существовавшая в конце 4 — начале 2 тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье, области нижнего течения Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака. Первые поселения на этой территории стали появляться уже в 6 тысячелетии до н. э. Откуда в эти земли пришли шумеры, среди которых растворились местные земледельческие общины, до сих пор не выяснено. Их собственные предания говорят о восточном или юго-восточном происхождении. Древнейшим своим поселением они считали Эреду — самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн. Родиной человечества шумеры называли остров Дильмун, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.

Язык и письменность

Шумерский язык также продолжает оставаться для нас загадкой, поскольку до сих пор не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы позволяют предположить, что шумерами были уже создатели Убайдской культуры на юге Двуречья конца 5 — начала 4 тысячелетия до н. э. Благодаря возникновению иероглифической письменности, впоследствии утратившей рисуночный характер и трансформировавшейся в клинопись, на рубеже 4–3 тысячелетий до н. э. мы имеем бесспорные доказательства того, что население Нижней Месопотамии было шумерским.

Важнейшие города-государства. Ирригация

На рубеже 4–3 тысячелетия до н. э. на этой территории окончательно сложилась система оросительных каналов, просуществовавшая без коренных изменений до середины 2 тысячелетия до н. э. С сетью главных каналов были связаны основные центры шумерской цивилизации — города-государства, концентрировавшие вокруг себя более мелкие города и поселения. Наиболее значительными среди них были Эшнунна, Сиппар, Куту, Киш, Ниппур, Шуруппак, Урук, Ур, Умма, Лагаш.

Уже с конца 4 тысячелетия до н. э. существовал культовый союз всех общин Шумера с центром в Ниппуре, где находился один из главных храмов Шумера — храм бога Энлиля. Анализ дошедшего до нас так называемого «Царского списка» — последовательного перечня шумерских династий, правивших с «допотопного времени», позволяет предположить, что со второй четверти 3 тысячелетия, то есть с начала Раннединастического периода, главнейшими политическими центрами Шумера были Киш на севере и Ур и Урук на юге.

Царский список

В «Царском списке» в числе первых полумифических шумерских правителей встречаются имена Энмешарра, Лугальбанды и Гильгамеша — сказания об этих персонажах, записанные в конце 3 тысячелетия до н. э., дошли до нашего времени. Из них мы знаем, например, о споре Энмешарра с правителем города Араты, находившегося далеко на востоке. Оба вождя через своих послов загадывали друг другу загадки, и одна из загадок Энмешарра оказалась настолько трудной, что посол не мог ее запомнить, и пришлось изобрести письменность.

О Гильгамеше рассказывали, что он ходил походом в Сирию на гору Ливан за кедрами, обнес стеной свой родной Урук, побывал в царстве Зиусудры, пережившего великий потоп, получил от него траву бессмертия, которую потерял по дороге домой. Широко известная история о великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.

Борьба за объединение. Саргон Древний

Реальная история Шумера, насколько возможно ее проследить по дошедшим до нас письменным и археологическим источникам, представляет собой постоянную борьбу крупнейших городов-государств за гегемонию в своем регионе. Киш, Лагаш, Ур и Урук вели постоянные войны друг с другом в течение нескольких сотен лет, пока страна не оказалась объединенной под властью Саргона Древнего — основателя великой Аккадской державы, простиравшейся от Сирии до Персидского залива. Саргон, который согласно преданию из «Царского списка» начинал со службы садовником у царя Киша, судя по имени, был восточным семитом. Свидетельства контактов шумеров с восточносемитскими народами, населявшими Верхнее Двуречье, мы имеем уже со второй четверти 3 тысячелетия до н.э. В период правления Саргона стал шире входить в употребление аккадский (восточносемитский) язык, однако шумерский еще сохранялся и в быту, и в делопроизводстве. Аккадская держава пала в 22 в. до н. э. под натиском кутиев — племен, пришедших с западной части Иранского нагорья. С ее падением на территории Двуречья вновь начался период междоусобиц.

Лагаш

На последнюю треть 22 в. до н. э. приходится новый расцвет Лагаша, одного из немногих городов-государств, сохранявших относительную независимость от кутиев. Его процветание было связано с правлением Гудеи (уп. ок. 2123 до н. э.) — царя-строителя, при котором влияние Лагаша в Шумере распространилось от Ура до Ниппура. Гудея возвел неподалеку от Лагаша новый грандиозный храм, сконцентрировав культы Шумера вокруг лагашского бога Нингирсу. До нашего времени дошло множество монументальных стел и статуй Гудеи, испещренных надписями, прославляющими его строительную деятельность.

Ур

В конце 3 тысячелетия до н. э. центр государственности Шумера переместился в Ур, царям которого удалось вновь объединить все области Нижнего Двуречья. С этим периодом связан последний взлет шумерской культуры.

Царство третьей династии Ура представляло собой древневосточную деспотию, во главе которой стоял царь, носивший титул «царь Ура, царь Шумера и Аккада ». Шумерский язык сделался официальным языком царских канцелярий, а население к этому времени уже перешло на аккадский. От этого времени до нас дошли десятки тысяч учетных документов из царских архивов, свидетельствующих об организации централизованного царского хозяйства, которому подчинялись отдельные округа. Сложившийся порядок потребовал создания общегосударственных законов, и они были составлены: самый ранний известный нам свод письменных законов был издан первым царем 3-й династии Ур-Намму (ок. 2112-2094 до н. э.).

В этот же период был упорядочен и систематизирован шумерский пантеон, во главе которого стоял бог Энлиль вместе с 7 или 9 богами, входившими в небесный совет. Тем же богам поклонялись аккадцы, которые к началу 2 тысячелетия до н.э. уже составляли с шумерами единый народ. В этот же период было создано учение о вечной «царственности», в течение столетий непрерывно передававшейся от одного царя к другому, и это учение легло в основу «Царского списка», составленного, по-видимому, впервые при Ур-Намму.

Падение третьей династии Ура произошло по нескольким причинам: потерпело крах гигантское централизованное хозяйство урских царей, что привело к иссяканию хлебных запасов и голоду в стране, которая в это же время переживала нашествие амореев — западносемитских скотоводческих племен, появившихся на территории Месопотамии на рубеже 3 и 2 тысячелетий до н. э. В 2004 или 2003 до н. э. Ур был разрушен, и гегемония в Нижней Месопотамии перешла к Иссину, который удерживал ее до последней трети 20 в. до н. э., пока аморей, находившийся на службе у царя Иссина, не захватил власть, объявив себя царем Шумера и Аккада. С этого времени Шумер никогда более не существовал как самостоятельное государство, однако его великие культурные достижения продолжали жить в разных цивилизациях Месопотамии в течение двух последующих тысячелетий. К началу нашей эры древние шумерские города являли собой развалины, постепенно заносимые песком.

Исследования Шумера

Возрождение интереса к истории Древнего мира началось в Европе с эпохи Ренессанса. Несколько столетий потребовалось для того, чтобы вплотную подойти к расшифровке давно забытой шумерской клинописи. Тексты, написанные на шумерском языке, были прочитаны лишь на рубеже 19–20 вв., одновременно начались и археологические раскопки шумерских городов.

В 1889 американская экспедиция приступила к исследованию Ниппура, в 1920-х годах английский археолог сэр Леонард Вулли вел раскопки на территории Ура, чуть позже немецкая археологическая экспедиция исследовала Урук, британские и американские ученые нашли царский дворец и некрополь в Кише, и, наконец, в 1946 археологи Фуад Сафар и Сетон Ллойд под эгидой иракского Управления древностей начали копать в Эриду.

Усилиями археологов были открыты огромные храмовые комплексы в Уре, Уруке, Ниппуре, Эриду и других культовых центрах шумерской цивилизации. Освобожденные от песка колоссальные ступенчатые платформы-зиккураты, служившие основаниями для шумерских святилищ, свидетельствуют о том, что шумеры уже в 4 тысячелетии до н. э. положили начало традиции культового строительства на территории Древнего Двуречья. Аналогичный храмовый комплекс, воздвигнутый в Вавилоне спустя столетия после исчезновения шумерской цивилизации, лег в основу знаменитой библейской легенды о Вавилонской башне.

Найденные клинописные архивы донесли до нас около 150 памятников шумерской литературы, среди которых есть мифы, эпические сказания, обрядовые песни, гимны в честь царей, сборники басен, поговорок, споры-диалоги и назидания. Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано: среди записей, датируемых 26 в. до н. э. уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны. Шумерская традиция сыграла большую роль в распространении сказаний, составленных в форме спора — жанра, типичного для многих литератур Древнего Востока.

Само изобретение письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой, которую заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках. Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

ИСКУСТВО ШУМЕР

В монументальной архитектуре (сырцовый кирпич.)

К кон.4-г—нач. 3-го тыс. до н.е. вырабатывается тип шумерского храма-святилища на высокой овальной или прямоугольной в плане платформе, с лестницами или пандусами с 2 сторон, с внутр. дворами статуей божества во внутр., святилище; плоскости стен расчленены прямоугольными нишами («Белый храм» в Уруке). В «Красном здании» в Уруке применены колонны и полуколонны, украшенные мозаикой из закреплённых в стене белых, красных и чёрных терракотовых конусов.

В 3 тыс. до н. э. сложился новый тип храма – зиккурат (Ур.) с «нижними и «верхними» храмами, черной, красной и белой окраской террас (возможно озеленялись).

Изобразительное искусство конца 4-го начала 3-го тыс. до н. э. представлено кам. Пластикой из Урука, отличающейся большой выразительностью и приближённостью к натуре (голова богини, сосуды с рельефами, печати, фигурки животных). В произведениях 1-й пол. 3-го тыс. до н. э. проявляется тенденция к установлению канона. Для рельефов характерны ярусные многофигурные горизонтальные композиции, направленность движения преимущественно снизу вверх, повествовательность ( стела Эаннатума, из Лагаша, известняк, 25 в. До н. э.,Лувр), плоскостно-обобщенное изображение фигуры человека одновременно в фас (глаза, плечи) и профиль (ноги, лица). В храмовой скульптуре подчёркивается фронтальность позы; выразительность жеста и взгляда за счет искажения пропорций, гипертрофии отдельных элементов (огромные глаза, уши); для различных стилистических групп («сев.», «юж.») характерны общие приёмы (условно – обобщённая трактовка лица и фигуры инкрустация бровей, глаз, условно орнаментальная передача волос). Каменные цилиндрические печати отличаются тонкой моделировкой вырезанных изображений, многообразием мифических и эпических сцен.

Ювелирное искусство представлено нам из гробниц Ура (разнообразные изделия из золота, в том числе с лазуритом, сердоликом и др.) Лучшие памятники позднешумерского периода (третья династия Ура, кон. 22—21 вв. до н. э.; статуи правителя Гудея, из Лагаша ) отличаются соединением традиций искусства Шумер и Аккада (стела Ур-Намму), сочетанием технического совершенства эклектикой и однообразием форм.

Заключение

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЕГИПТА, ШУМЕР, АКАД.

Что же оставили нам в наследство древние культуры Египта и Месопотамии? Очень много. Так что внешним видом Мавзолея мы обязаны вавилонским зиккуратам, а искусству бальзамирования - древнему Египту.
Само название "мавзолей" происходит от имени царя Мавзола, которому была воздвигнута великолепная гробница. И в Египте, и в Месопотамии каждый год люди отмечали праздник воскресения своих богов, а вместе с ним и возрождения растительности после зимней смерти. В самом деле, зерно хоронят, зарывают в землю, как покойника, но оно возрождается в виде зелёного ростка, который тянется к свету, крепнет, образует колос и даёт новое зерно. Жизнь бессмертна, несмотря на её временную кажущуюся смерть.

В Египте большое значение уделялось архитектуре, погребальным сооружениям в виде простых ям до грубых кирпичных сооружений в доди-

настическую эпоху.

Дальнейшее усложнение построек для погребений приводит: к появлению замечательных пирамид в Гизе; к созданию специальных мастерских при дворце и храмах;

Псле IV династии уровень погребальных сооружений падает, а уровень предметов из мастерских растет.

В дальнейшем во времена нового царства гробницы не строят, а вырубают в скалах, и в греко-римский период их сооружение угасает полностью.

В искусстве Египтян преобладали каноны так же как и у Шумер.

Шумерское искусство начинается с росписи керамических изделий. Уже на примере керамики из Урука и Суз (Элам), дошедшей от конца IV тысячелетия, можно увидеть основные черты переднеазиатского искусства, для которого характерен геометризм, строго выдержанная орнаментальность, ритмическая организация произведения и тонкое чувство формы. Иногда сосуд украшен геометрическим или растительным орнаментом, в некоторых же случаях мы видим стилизованные изображения козлов, собак, птиц, даже алтаря в святилище.

В области архитектуры шумеры известны, главным образом, как активные храмостроители. Надо сказать, что в шумерском языке дом и храм называются одинаково, и для шумерского архитектора "построить храм" звучало так же, как "построить дом". Бог-хозяин города нуждался в жилище, соответствовавшем представлению людей о его неиссякающем могуществе, большой семье, воинской и трудовой доблести и богатстве. Поэтому строился большой храм на высокой платформе (в какой-то мере это могло защитить от разрушений, причиняемых наводнениями), к которой с двух сторон вели лестницы или пандусы. В ранней архитектуре святилище храма было сдвинуто к краю платформы и имело открытый внутренний дворик. В глубине святилища находилась статуя божества, которому был посвящен храм. Из текстов известно, что сакральным центром храма был престол бога (бара), который нужно было ремонтировать и всячески оберегать от разрушения. К сожалению, сами престолы не сохранились. До начала III тысячелетия был свободный доступ во все части храма, но позднее в святилище и во дворик перестали впускать непосвященных. Вполне возможно, что изнутри храмы расписывались, но во влажном климате Двуречья росписи не могли сохраниться. Кроме того, в Месопотамии основными строительными материалами были глина и формованный из нее сырцовый кирпич (с примесью тростника и соломы), а век сырцовой постройки недолог, поэтому от самых древних дней дошли лишь развалины, по которым пытаются реконструировать устройство и убранство храма.

К концу III тысячелетия в Двуречье засвидетельствован еще один тип храма - зиккурат, возводившийся на нескольких платформах. Причина возникновения такого сооружения доподлинно неизвестна, но можно предположить, что здесь сыграла свою роль привязанность шумеров к священному месту, следствием которой было постоянное обновление недолговечных сырцовых храмов. Обновленный храм должен был возводиться на месте старого с сохранением нижнего престола, так что новая платформа возвышалась над старой, и в течение жизни храма такое обновление происходило неоднократно, в результате чего число храмовых платформ увеличивалось до семи.

Следующим по значению и развитию видом шумерского искусства была глиптика - резьба на печатях цилиндрической формы. Форма цилиндра, просверленного насквозь, изобретена в Южном Двуречье. К началу III тысячелетия она становится распространенной, и резчики, совершенствуя свое искусство, размещают на малой плоскости печати довольно сложные композиции. Уже на первых шумерских печатях мы видим, помимо традиционных геометрических орнаментов, попытку рассказать об окружающей жизни, будь то избиение группы связанных обнаженных людей (возможно, пленных), или постройка храма, или пастух перед священным стадом богини. Кроме сцен повседневной жизни встречаются изображения луны, звезд, солярные розетки и даже двухуровневые изображения: в верхнем уровне помещены символы астральных божеств, а в нижнем - фигурки животных. Позднее возникают сюжеты, имеющие отношение к ритуалу и мифологии.

Шумерская скульптура начинается для нас со статуэток из Джемдет-Насра - изображений странных существ с фаллообразными головами и большими глазами, чем-то похожих на земноводных. Назначение этих статуэток до сих пор неизвестно, и самая распространенная из гипотез - их связь с культом плодородия и воспроизводства.

Ювелирное искусство Шумера известно в основном по богатейшим материалам раскопок гробниц города Ура (I династия Ура, ок. XXVI в.). создавая декоративные венки, короны-повязки, ожерелья, браслеты, разнообразные заколки и подвески, мастера использовали комбинацию трех цветов: синего (лазурит), красного (сердолик) и желтого (золото). При выполнении своей задачи они достигали такой изысканности и тонкости форм, такого абсолютного выражения функционального назначения предмета и такой виртуозности в технических приемах, что эти изделия по праву могут быть отнесены к шедеврам ювелирного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  303  304  305   ..