Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  243  244  245   ..

 

 

Общая характеристика социально-экономического положения Ирана

Общая характеристика социально-экономического положения Ирана

* f


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................... 2

ГЛАВА 1. Особенности отраслевой стратегии государственного
предпринимательства в условиях развивающихся стран ............................... 10

1.1.Государственное предпринимательство как особая форма
экономической активности....................................................................... 10

1.2.Разработка и реализация стратегии развития отрасли в эпоху

глобализации....................................................................................... 15

ГЛАВА 2. Общая характеристика социально-экономического
положения Ирана .......................................................................................... 21

2.1 .Анализ демографической ситуации и социальной структуры общества ..21

2.2.Ресурсная обеспеченность национального хозяйства....................... 24

2.2.1. Характеристика трудовых ресурсов и использование рабочей
силы Ирана................................................................................. 25

2.2.2. Материальные и природные ресурсы исламской республики
Иран............................................................................................ 38

2.3.Характеристика отраслевой структуры экономики Ирана.............. 44

ГЛАВА 3. Роль нефтяной промышленности в экономическом развитии

Ирана ............................................................................................................. 51

3.1. Современное состояние нефтяной и нефтехимической

промышленности в Иране....................................................................... 51 *

3.2,Проблемы нефтяной индустрии на современном этапе развития

экономики Ирана.................................................................................... 59

3.3.Потенциал роста нефтяной промышленности Ирана и возможности
его использования................................................................................ 65

3.3.1. Разработка и освоение шельфовых месторождений................. 66

3.3.2. Экономический потенциал сотрудничества с Россией.............. 69

3.3.3. Особенности капиталовложений в нефтяную отрасль за счет
внутренних финансовых источников............................................... 72

ГЛАВА 4. Роль государственного предпринимательства в нефтяной
промышленности Ирана и перспективы ее развития ..................................... 80

4.1. Роль государственного предпринимательства в решении проблем
нефтяной промышленности Ирана.................................................................... 81

4.2. Развитие внутреннего рынка и продвижение на зарубежные рынки
нефти и нефтепродуктов................................................................................... 99

4.3. Новые перспективы развития нефтяной промышленности Ирана в

региональном и международном аспектах................................................. 105

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 121

БИБЛИОГРАФИЯ ........................................................................................ 128


* ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертации. Особое значение для иранской экономики нефтяной промышленности и ключевая роль нефти в иранском экспорте обусловливают исключительную важность исследования. Помимо этого, качественно новые условия глобализации мировой экономики ставят соответствующие задачи перед теорией и практикой государственного предпринимательства в экономической стратегии государства.

В современных условиях нефтяная промышленность Ирана становится важнейшим направлением экономического развития. Она не только позволяет аккумулировать валютные доходы для решения социально-экономических проблем Ирана, но и опосредует участие Ирана в мировой торговле и мировых хозяйственных связях.

м- Нефть в настоящее время является основой экономического развития

всех отраслей национального хозяйства Ирана. В стоимостном выражении добыча нефти составила в 1998 году 31525 млрд. иранских риалов, что составляет около 82 % ВНП Ирана

По официальным оценкам в 1999-2000 гг. экспорт нефти Ирана по

* стоимости составил 15896,0 млн. долл. А ненефтяной экспорт - только
6165,3 млн. долл. То есть, удельный вес нефти в общей сумме стоимости
экспорта составил более 72%. По последним данным, опубликованным в
отчете Банка Маркази (Центрального Банка Ирана), фактическая стоимость
экспорта нефти Ирана за 1999-2000 гг. составила 16270 млн. долл., а
стоимость ненефтяного экспорта - 3456 млн. долл.

Таким образом, стоимость экспорта нефти в 1999-2000 гг. составила 82,5% от общей стоимости экспорта1 . В предыдущие годы нефть и нефтепродукты нередко составляли до 90% и более от общей стоимости экспорта2 .


V

е


1 Рассчитано по: MEED , 2 February , 2001, №45, с.25.

2 Н.ММамедова. Иран в XX веке. Роль государства в экономическом развитии. - М, 1997, с.25.


v Нефть является кровью современной экономики, стратегическим

природным ресурсом от эффективного использования которого зависит вся дальнейшая перспектива социально-экономического развития такой крупной региональной державы как Иран.

Проблемы эффективного использования потенциала нефтяной промышленности Ирана в целях совершенствования социально- экономического развития Ирана в целом приобретают особенную сложность в условиях глобализации мирового хозяйства. Глобализация не ведет к исключительно позитивным последствиям, она содержит значительную опасность ухудшения условий развития для многих государств Азии и других регионов мира, подрыва их национального суверенитета. По мнению широкого круга специалистов, в т.ч. из

ч развивающихся стран, экономическая глобализация в большинстве случаев

М

ведет к экономическому разделу рынков.

V

*'• Таким образом, необходимо крайне взвешенно подходить к тому,

какую экономическую позицию должны занимать развивающиеся страны, а
теперь и Россия, в ходе разработки мероприятий макроэкономического
v планирования и регулирования, без которых невозможно сохранение

национального суверенитета в хозяйстве и дальнейшее прогрессивное развитие в национальных интересах. Государства в условиях глобализации для своего сохранения и выживания должны гарантировать себе надежные источники собственного финансирования. Это достигается путем государственного контроля над стратегическими ресурсами: нефть, газ, уголь, электроэнергия, транспорт, винная монополия и т.д.3

При решении задач эксплуатации такого важного ресурса следует учитывать не только упрощенно-экономический подход к проблеме с позиции чисто рыночной идеологии, но и традиционные исламские

3 А.К.Эйфари, В.В.Манцев. Глобализация - страшная разрушительная сила. // Национальная безопасность. -М., 2002, №1-2(11-12), с.20-23.


« ценности и представления, касающиеся экономического и социального

развития государства.

Поэтому необходима разработка именно такой стратегии государственного предпринимательства в нефтяном секторе, которая отражала бы как рыночную специфику современных традиций в мировой экономике, так и особенности мировоззрения основной части населения страны.

Автор считает, что к нефти следует относиться как к национальному

достоянию, а не как к источнику доходов для отдельных лиц. Необходимо

сужать рамки товарного значения сырой нефти, расширять ее переработку

внутри страны на нефтеперегонных заводах и предприятиях нефтехимии и

развивать экспорт продуктов переработки нефти, сокращая при этом

v экспортные поставки ее в сыром виде. Признается также необходимость

замены использования нефтепродуктов внутри страны на газ с тем, чтобы

• - освободившуюся часть нефтепродуктов, производство которых требует

больших затрат, переориентировать на экспорт.

В 1950-1970-е гг. большое влияние на экономику Ирана оказывали
* страны Запада, в частности США и Франция. По этой причине Иран

считался в исламском мире чуть ли не форпостом США на Ближнем Востоке. В стране воплощалась в жизнь программа, предполагавшая развитие страны по западному образцу. Не только в экономике, но и в культуре Ирана все чаще применялись западные нормы поведения. Итогом подобного развития стал некоторый прогресс в экономике страны, особенно заметный в городах.

Известно, что нефть первоначально добывалась иностранными компаниями, под определенным контролем государства. Возглавлял страну в этот период времени шах Мохаммед Реза Пехлеви, получивший образование на Западе. Однако началось нарастание противодействия прозападной политике шаха, набирали обороты исламские настроения.


* Культурные разногласия между исламской страной и западной моделью
развития становились все очевиднее. Все это вылилось в Исламскую

революцию в 1979 году, в результате которой шахской режим пал, а к

-■

власти пришла исламски настроенная оппозиция. Духовным лидером Ирана стал Аятолла Рухани Хомейни, прибывший в Иран в период революционных событий из Франции.

Во время прихода к власти у Хомейни и его сторонников даже не
было экономической программы. В результате определенного компромисса
между прогрессивными идеями национального развития и религиозным
традиционализмом была предложена модель «исламской экономики».
Диссертант считает, что в основе этой модели должна лежать концепция
социальной справедливости и равенства мусульман, т.е. у «исламской
v экономики» должно быть четыре основные принципа:

1) особая роль государства в регулировании экономики и
* - использовании полезных ископаемых;

2) приоритет развития отечественной промышленности;

3) ведущая роль государственного сектора в экономке;

* 4) комплексное развитие всех отраслей экономики.
Экономическое развитие Ирана характеризуется ныне отказом от

прозападной либеральной модели развития и переходом к исламской модели экономики с законами Шариата.

Учитывая особую роль государства и ведущую роль общественного сектора в модели «исламской экономики», ключевое значение приобретает определение стратегии и методов государственной хозяйственной деятельности и предпринимательства в решении проблем развития нефтяной промышленности Ирана как приоритетной отрасли. При этом необходимо принимать во внимание современные внутренние, региональные и мирохозяйственные условия развития страны в условиях экономической глобализации.


v Цели и задачи исследования. Целью диссертационной работы является

теоретическое обоснование направлений и перспектив нефтяной промышленности Ирана, роли государственного предпринимательства в её развитии. Исходя из данной цели были поставлены следующие основные задачи :

-определить особенности отраслевой стратегии государственного предпринимательства в условиях развивающихся стран;

-исследовать общее социально-экономическое положение республики Иран;

-проанализировать обеспечение современной иранской экономики природными, материальными и трудовыми ресурсами;

- на основе комплексного исследования современного состояния нефтяной
\ промышленности Ирана обосновать наиболее важные направления развития

нефтяной промышленности;

*" - определить стратегию, границы и пути повышения эффективности

государственного предпринимательства в национальной экономике и нефтяной промышленности;

" -выработать механизмы продвижения нефти и нефтепродуктов на

зарубежные рынки.

Объект исследования - нефтяная промышленность Ирана и её роль в экономике страны.

Предметом исследования является стратегия государственного предпринимательства в нефтяной сфере экономики Исламской республики Иран.

Теоретической и методологической основой диссертации являются аналитический и сравнительно-исторический методы исследования. В диссертации нашли отражение взгляды ученых-экономистов монетаристского и неокейнсианского направления, труды арабских, иранских, российских и западных ученых по проблемам государственного регулирования экономики:


« Аль-Алькыма, М. Бин Абдул-Латифа, Ибрагима Исмаила, Зухейра Мигдаши,

Альбаса Аль-Нашрави, Биджана Рахмани, Э. Теймури, Ферейдуна Фешарахи, Фатхыля Аль-Шалаби, Хасана Хамдана, СМ. Алиева, А.З. Арабаджяна, А.Е. Барабанова, A.M. Бескодарова, Дж. Иоффе, Н.М. Мамедовой, К. Мак.Ланкхлана, Г.И. Старченкова, Р.Б. Стобау, А. Форда, В.П. Цуканова, Л. Элвел-Саттона и ряда других авторов.

В исследовании использованы законодательные и нормативные акты республики Иран, документы ОПЕК, статистические данные ООН, МОТ и других международных организаций, а также статьи в периодической и научной печати.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- в работе объединены комплексный анализ развития нефтяной
промышленности Ирана как важнейшей отрасли его экономики и
определение стратегии государственного предпринимательства в

' „ нефтяной промышленности;

- проведён анализ теории и практики государственного
предпринимательства как особой формы экономической активности с

* учётом взглядов на него с точки зрения науки и мирового опыта, проблем

экономической стратегии нефтедобывающих стран и глобализации;

- сделано обобщение главных тенденций развития нефтяной
промышленности Исламской Республики Иран (ИРИ) и предпринята
попытка выявления дальнейших перспектив этой области национального
хозяйства;

- обоснована важность использования нефтяных богатств для развития
других отраслей экономики, впервые в Иране с особым вниманием
поднята проблема использования нефтедолларов для развития деревни;

- доказана возможность укрепления национальной валюты Ирана;


* - обоснована необходимость смещения приоритетов от добычи и экспорта

сырой нефти к развитию нефтепереработки и нефтехимии, а также к

увеличению добычи и переработки газа; - раскрыты новые варианты включения Ирана в систему мирового

хозяйства на базе использования нефтегазовых ресурсов в условиях

глобализации.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что её выводы и положения могут быть применены государственными органами Ирана и другими организациями, занимающимися проблемами планирования развития нефтяной промышленности, а также российскими организациями, заинтересованными в сотрудничестве с Ираном в нефтегазовой сфере. Результаты диссертации можно использовать при разработке тем обобщающего характера по экономике зарубежных стран, включать в учебные пособия. Диссертант может заявить, что некоторые выводы работы уже используются в промышленной политике Ирана, в т.ч. в нефтяной политике.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена на кафедре экономики предприятия и предпринимательства, основные положения исследования были доложены на практических конференциях в РУДН. По теме диссертации опубликовано 8 статей на разных языках (русский, английский, фарси).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, включает 27 статистических таблиц.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи исследования, раскрываются его новизна и практическая значимость, указывается теоретическая и методологическая база диссертации.

В первой главе диссертации «Особенности отраслевой стратегии государственного предпринимательства в условиях развивающихся стран» автор с теоретических позиций анализирует государственное предпринимательство как особую форму экономической активности,


мировой опыт в этой области и специфику подхода к разработке стратегии развития нефтяной промышленности Ирана с учётом фактора глобализации.

Во второй главе «Общая характеристика социально-экономического положения Ирана» рассматриваются основные показатели, характеризующие состояние национального хозяйства Ирана: демографическая ситуация, трудовые, материальные и природные ресурсы, отраслевая структура экономики.

Третья глава диссертации «Роль нефтяной промышленности в экономическом развитии Ирана» посвящена рассмотрению современного состояния нефтяной и нефтехимической отрасли Ирана, важнейшим проблемам отрасли и потенциалу её роста.

Четвёртая глава диссертации «Роль государственного предпринимательства в нефтяной промышленности Ирана и перспективы её развития» посвящена подробному исследованию стратегии государственного предпринимательства в нефтяном секторе и связанных с ним отраслях с момента зарождения самой стратегии, в т.ч. анализу проблемы продвижения нефтепродуктов на внутреннем и внешнем рынках. Особым моментом выступил вопрос о существовании новых перспектив для развития отрасли, с принятием во внимание регионального и международного аспектов этой проблемы.

В заключении сформулированы основные выводы и обобщения о проблемах нефтяного сектора Ирана, роли, перспективах и стратегии государственного предпринимательства в данном секторе экономики ИРИ.


ГЛАВА 1.

ОСОБЕННОСТИ ОТРАСЛЕВОЙ СТРАТЕГИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ

РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

1.1 Государственное предпринимательство как особая форма экономической активности.

В научной экономической литературе пока еще не создана общепринятая теория предпринимательства, включая государственное предпринимательство. Поэтому в экономической литературе встречаются различные определения государственного предпринимательства. В качестве примера можно привести определения государственного предпринимательства, имеющиеся в российских источниках:1

А.В .Бусыгин показывает, что государственное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия, учрежденного:

а) государственными органами управления, которые уполномочены (в
соответствии с действующим законодательством) управлять
государственным имуществом (государственным предприятием);

б) органами местного самоуправления (муниципальное предприятие)2 .
М.В.Климова определяет государственное предпринимательство как

один из трех видов вмешательства государства в производство. Государственная монополия коммерческого характера служит в основном фискальным целям и устанавливается на продажу таких видов продукции как взрывчатые вещества, спички, соль, спирт и т.д.

Прямые государственные субсидии и займы частному сектору, как и государственное предпринимательство, применяются в тех случаях, когда рьшочные силы сами не в состоянии обеспечить достижение целей развития

1 И.В. Дойников. Государственное предпринимательство. - М., 2000 г. - с. 14.

2 А.В.Бусыгин. Предпринимательство. - М., 1997 г. - с.52-53.

10


отдельным предприятием, отраслью, районом или народным хозяйством в целом.3 В этой связи важна направленность государственного вмешательства на решение насущных социально-экономических проблем общества.

Американский ученый, профессор Р.Хизрич, определяет «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя - как человека, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым».

Другой автор, А.В.Пикулькин обращает внимание в определении государственной предпринимательской деятельности на то, что это инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли. Данная деятельность осуществляется непосредственно собственником имущества или управляющим, которому собственник предоставляет право хозяйственного ведения на основе договора (контракта)4 .

Однако есть основное отличие государственного предпринимательства от частного, на которое указывает ряд авторов5 . Оно состоит в том, что первое не направлено исключительно на получение прибыли, что государство ставит перед своими предприятиями помимо коммерческих, определенные социально-экономические цели (как уже отмечалось). Эту двойственность подчеркивают многие зарубежные исследователи, отмечая, что предприятия должны, во-первых, получать прибыль, а во-вторых, служить инструментом правительства для осуществления национальной политики.

3 М.В.Климова. книги А.Бишзе «Государственный сектор и приватизация». - М., 1989 г.

4 А.В.Пикулькин. Система государственного управления. - М., 1997 г. - с.342.

5 В.Савченко, А.Шулус. Феномен государственного предпринимательства // Российский экономический
журнал, 1997 г., №1. - с.67.

11


Исходя из этого, наблюдается, что в своем большинстве государственное предпринимательство вообще сосредоточено там, где производственная деятельность является малорентабельной, либо совсем нерентабельной. Это объясняется тем, что без этого невозможно гарантированное удовлетворение ряда общественных потребностей. Государственный сектор по определению призван заместить частный капитал в сфере низкой рентабельности или убыточности с момента своего образования.

В экономике промышленно развитых стран, производство общественных услуг, как правило, не может быть конкурентоспособным с точки зрения межотраслевой конкуренции по рентабельности капитала, так как многие общественные блага нужны обществу не потому, что они дешевы, а потому что просто необходимы для существования, какая бы ни была их стоимость.

Вместе с тем, автор считает необходимым подчеркнуть, что во многих случаях в развивающихся странах, в которых промышленность развита слабо, рентабельность предприятий государственного сектора может быть выше, чем ^целого ряда предприятий частного сектора экономики. Это объясняется тем, что государственные предприятия являются крупным современным производством, в отличие от мелкого производства, часто имеющего вообще кустарный характер.

Следует отметить, что часто государственное предпринимательство ведет к созданию условий для повышения рентабельности частного сектора через снабжение энергией, ирригацию, дорожное строительство и т.д. Поэтому существуют специфические критерии определения макроэкономической, народнохозяйственной эффективности госсектора, такие как:

обеспеченность общественными благами национальных потребностей;

12


вклад государственной ответственности, в частности в области

инфраструктуры, НИОКР, энергетики и экологии;

вклад в снижение издержек частного предпринимательства и

повышение его конкурентоспособности;

вклад государственного сектора в обеспечение национальной

безопасности6 .

Изучая экономику развивающихся стран, следует обратить внимание на имеющийся в мире опыт государственного регулирования рыночного хозяйства и предпринимательства. Так, англосаксонская модель (США, Канада, Англия) отличается большой свободой предпринимательства. Западноевропейская модель (Франция, Испания, Италия, Португалия) предполагает активное государственное регулирование с помощью элементов планирования, большая доля госсектора. Социально-ориентированная модель с большой социальной направленностью государства имеется в Германии, Австрии, Голландии. Скандинавская модель (Швеция, Дания, Норвегия) отличается паритетностью государственного и частного капитала, ярко выраженной социальной направленностью. Японская модель характеризуется усиленным государственным регулированием, сочетанием традиций с современным способом производства.

Диссертант считает, что можно говорить также и об иранской модели предпринимательства. Эта модель характеризуется исключением ростовщического капитала ( D - D '), значительной ролью госсектора в развитии промышленности и сфере услуг. Однако государство при активном развитии предпринимательства будет широко взаимодействовать с частным сектором, как обслуживающим сектором, содействовать его деятельности через выполнение задач по развитию инфраструктуры.

6 И.В.Дойников. Государственное предпринимательство. - с.13.

13


Изучая стратегию государственного предпринимательства в нефтяной
промышленности Ирана, следует учесть, что речь идет в основном о
деятельности государственного сектора. Государственное

предпринимательство в большинстве стран связано с государственным сектором и с объектами государственной собственности, среди которых важное место занимают природные ресурсы. Государственная собственность, как правило, развивалась в рамках так называемых естественных монополий. Однако, в большинстве развивающихся стран, в т.ч. и в Иране, расширения доли госсектора, включая расширение доли госсектора в области естественных монополий пришлось добиваться в процессе антимонопольной борьбы и национализации.

Под контролем государства и в его собственности находятся крупнейшие компании мира в таких отраслях, как авиакосмическая, нефтегазовая, автомобильная промышленность и др. В ФРГ, например, многоотраслевой, преимущественно нефтегазовый и нефтехимический концерн «Феба» контролируется государством. Только в 1984 г. находящийся у государства контрольный пакет акций был снижен с 43% до 30%. Эта компания была основана в 1929 г. путем слияния четырех фирм. В Бразилии крупнейшая промышленная и нефтегазовая компания «Петробраз» принадлежит государству. Она образована в 1954 г. на базе активов Национального совета по нефти, который построил первый нефтеперерабатывающий завод в стране в 1952 г. Компания контролирует все операции, связанные с добычей, переработкой и торговлей нефтью и нефтепродуктами в стране. В Кувейте крупнейшая нефтегазовая компания этой страны «Кувейт Петролеум Корп.» принадлежит государству. Государство в 1972 г. выкупило 25% акций у иностранных монополий, в 1974 г. подняло свою долю акций у иностранных монополий, в 1974 г. подняло свою долю акций до 60%, а в 1975 г. компания была полностью национализирована. После 1980 г., когда была проведена реорганизация

14


нефтяной и нефтехимической промышленности страны, компания осуществляла государственную монополию во всех отраслях нефтяного хозяйства страны и связанных с ним отраслях промышленности.

Автор подчеркивает необходимость исследования государственного сектора, поскольку именно этот сектор создает условия для развития нефтехимической промышленности, диверсификации экономики Ирана, решения социальных проблем.

Интересы государства могут проводиться через предприятия, находящиеся под прямым контролем государства, через компании со 100% участием государства в акционерном капитале, через смешанную государственно-частную собственность с контрольным пакетом акций в руках государства, а также через акционерное участие государства в капитале частных фирм. Важное значение имеет также регулирующая функция государства по отношению к различным субъектам хозяйствования, социальным институтам, регионам и пр.

Очень важно изучать государственный сектор и его влияние на другие сектора, особенно в условиях многоукладное™ экономики. Дело в том, что во многих странах в настоящее время существуют различные уклады в разных отраслях в городе и деревне. Поскольку в Иране остаются даже пережитки докапиталистических отношений, то государственный сектор может и должен играть важную роль в эволюции многоукладной структуры национального хозяйства7 .

1.2 Разработка и реализация стратегии развития нефтегазовой отрасли

в эпоху глобализации.

Проблемы разработки и реализации стратегии развития нефтяной промышленности Ирана необходимо решать исходя из того, что в мире

7 Государственное регулирование рыночной экономики. - М., 2000 г. - с. 16.

15


существует и осложняется энергетическая проблема. Она включает в себя множество различных аспектов.

Известно, что промышленно-развитые страны в настоящее время заняли господствующие позиции на рынке энергии вообще и нефти в частности. Не секрет, что транснациональные корпорации (ТНК) стали в последнее время жестко контролировать рынок сбыта нефти. Поскольку правительства промышленно-развитых стран тесно связаны с интересами монополии, усилился нажим на государства, производящих нефть.

В противовес организации стран-производителей и экспортеров нефти (ОПЕК) создано Международное энергетическое агентство (МЭА), координирующее стратегические интересы и политику стран-потребителей энергоресурсов. МЭА разработало стратегию, позволяющую не допускать более перебоев с поставками топлива и координировать действия стран Международной Организации Экономического Сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входит большинство промышленно-развитых стран8 .

Среди успешно осуществляемых мер накопление стратегических национальных резервов нефти, разработка налоговой политики, ограничивающей импорт и использование нефти, диверсификация источников поставки нефти, разработка энергосберегающих технологий, увеличение доли альтернативных источников энергии в собственном энергетическом балансе и создание более прозрачных и эффективных рынков.

Осуществляется политика накопления стратегических резервов товарных запасов. Выкупая нефть по достаточно низкой цене на мировом рынке в количествах, значительно превышающих потребности, страны МЭА создали резервы, во-первых, с целью выброса их на рынок при наступлении неблагоприятной ситуации, во-вторых, с целью подрыва позиции стран-экспортеров в игры на понижение цены.

8 С.Б.Фалех. Россия - арабские страны // Национальная безопасность, 2001 г.., №7-8. - с.25-26.

16


По мнению ряда специалистов в области энергетики, с конца 1990-х гг. фактор интенсивного пополнения рыночных запасов превратился из следствия в причину рыночной конъюнктуры.

Например, в первом полугодии 1998 г. в нефтехранилища поступило, судя по разнице между спросом и добычей, 442 млн.барр. (60 млн.тонн) нефти. Высокий уровень запасов оказал дополнительное давление на цену.

8 результате, в третьем квартале, вместо обычного для этого периода
изъятия нефти, нефтехранилища пополнились еще на 39 млн.барр. нефти,
что опять повлияло на снижение цены. В конце 1997 г. суммарный объем
нефти в нефтехранилищах соответствовал 81 дню мирового потребления, а
на начало четвертого квартала 1998 г. - уже 87 дням. Шесть лишних дней, в
течение которых мир обеспечен запасами нефти в хранилищах - это одна из
причин, которые заставили нефть держаться на отметке 12 долл. за
баррель9 .

Странами-импортерами, в ряду других антикризисных мер, сформирована налоговая политика в области нефтяного бизнеса для разных целей и по разным направлениям. Повышаются налоги на нефть и нефтепродукты под предлогом защиты окружающей среды. Поиск более эффективных способов энергопотребления и энергосбережения отразился в разработке системы экономии энергии и мер по снижению темпов роста потребления энергии или его абсолютному сокращению, по снижению энергоемкости путем перевооружения промышленных отраслей и внедрения энергосберегающих технологий. Так, например, Японии удалось настолько сильно снизить энергоемкость производства продукции, что затраты на топливно-энергетические ресурсы уже составляют всего 6-7%. Можно говорить об определенном эффекте «бегства от нефти». Нефтеемкость валового внутреннего продукта (ВВП) стран ОЭСР за 1974-

9 См . там же .

17


1990 гг. снизилась на 30%, а в 2000 г. по некоторым оценкам она уменьшилась еще на 10%.

Диссертант считает, что такая сложная ситуация и глубокие противоречия по энергетическим проблемам в мире не могут не требовать от специалистов, экономистов и политиков, особенно развивающихся стран (и Ирана в том числе) думать о судьбе своих стран, тем более в условиях глобализации мировой экономики.

Следует отметить, что отношение представителей разных регионов мира к глобализации весьма различно. По видимому, за декларациями и рекламой глобализации западные представители в первую очередь стремятся скрыть подлинные экономические интересы современного монополистического капитала и транснациональных корпораций10 . Глобализация, как подсказывает современная практика, в условиях однополярного мира является страшной разрушительной силой по отношению к экономическому и политическому суверенитету стран. Поскольку глобализация в ее нынешнем виде является уже совершающимся фактом, вопрос сейчас заключается не в том, принимать ее или не принимать, а именно в том, чтобы в современных условиях национальные государства отстаивали, насколько это вообще еще возможно, свою независимость, суверенитет, а также контроль над своими природными богатствами.

Эта задача является крайне сложной, учитывая ту мощь, которой располагают современные ТНК и транснациональные банки (ТНБ) как главные орудия и проводники экономической политики глобализации11 . Скорее всего, сохранение реального национального суверенитета невозможно без усиления роли государства в экономике, включая сферу планирования и макроэкономического регулирования. Конечно, отношение

10 А.Эйфари. Глобализация - страшная разрушительная сила // Национальная безопасность, 2002 г., №1-2.
-с.2О.

11 Там же.

18


к государственному планированию и регулированию может быть разным. Но без регулирующей и координационной роли государства сохранить государственный суверенитет в условиях вызова со стороны политики глобализации, для своего выживания правительства, должны гарантировать себе надежные источники собственного финансирования и пополнения бюджета. Это обеспечивается путем государственного контроля над стратегическим отраслями и ресурсами, среди которых важное место занимает нефть, а также другие виды углеводородного сырья.

После разрушения Советского Союза и распада социалистического лагеря, определенным кругам было выгодно распространить антинаучное утверждение о том, что экономическое планирование является только элементом административной бюрократии. Такое утверждение опровергает сама жизнь, поскольку практика таких государств как Германия, США, Япония свидетельствует о том, что они взяли принципиальный опыт планирования и адаптировали его к своим условиям, использовав для преодоления экономического кризиса.

Профессор И.Г.Шилин правильно утверждает, что преодоление кризисного состояния экономической науки, разработка и реализация долгосрочной стратегии развития экономики должны обеспечить возрастание доли страны в мировых доходах12 .

Для создания и претворения в жизнь успешной экономической стратегии, как представляется, необходим синтез плана и рынка.

В настоящее время Иран, как один из крупнейших производителей нефти в ОПЕК, должен обратить особое внимание на использование доходов, которые он может получить главным образом благодаря экспорту продукции нефтяной промышленности с целью развития всех отраслей национальной экономики. В этом залог экономической безопасности Ирана.

12 И.Г.Шилин. Экономика - от политики ослепления догмами и мифов - к обоснованной стратегии // Национальная безопасность, 2001 г., №9-10. - с.37.

19


На деле, решение указанных задач невозможно без еще одного компонента - разработки и осуществления стратегии государственного предпринимательства непосредственно в самой нефтяной сфере. При этом в сложных современных условиях решение данной задачи необходимо осуществлять как можно скорее.

20


ГЛАВА 2.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ПОЛОЖЕНИЯ ИРАНА

2.1 Анализ демографической ситуации и социальной структуры

общества.

По последним оценкам население Ирана 75 млн. человек. Городское население составляет 61% (на 2001г.). Средняя продолжительность жизни-59 лет. Уровень детской смертности - 29 смертей на 1000 новорожденных. Уровень грамотности среди лиц старше 15 лет - 72%. Этнический состав населения: персы - 51 %, азербайджанцы - 24%, мазандеранцы - 8%, курды - 7%, арабы - 3%, туркмены - 2%,.

Ежегодный прирост населения составлял 3,9% , что позволяет назвать Иран страной с одним из самых высоких уровней демографического роста.

Существенная отличительная особенность населения Ирана - это его молодость. Более половины населения страны составляют люди моложе 24 лет, находящиеся в активном трудоспособном возрасте.

Как уже отмечалось, в Иране проживают люди различных национальностей со своей культурой, языком и религией. Основное этническое ядро составляют персы. Другие крупные национальности это -азербайджанцы, курды. К более мелким народам и племенам относятся: белуджи, хазарейцы, таты, бахтияры, нафары, таджики и др.

Многонациональность Ирана в значительной мере является наследием завоевательной политики его древних и средневековых правителей, объединявших под своей властью множество разноязычных племен и народов. В дальнейшем сохранению этнической дробности населения способствовала феодальная отсталость страны и племенной строй кочевой части населения. В настоящее время ни одна из национальных, лингвистических и культурных особенностей различных групп населения не

21


является причиной социальных разногласий. Общая национальная идея Ирана является цементирующей базой для всех граждан, населяющих эту страну.

После победы Исламской революции дружба и единство между всеми национальностями Ирана (которых насчитывается более 30) еще более укрепилась. В настоящее время персы и иранские азербайджанцы являются сформировавшимися нациями. Другие же народности стоят на различных ступенях этносоциального развития, составляя частью племена, а частью народности. Некоторые из них постепенно ассимилируются персами, что в известной степени является результатом политики иранизации, проводимой ныне в стране. Ассимиляционным процессам в Иране способствует также развитие капиталистических отношений, ведущее к смешению и культурно- языковому взаимодействию разнонационального населения в городах, на нефтепромыслах, крупных промышленных предприятиях и стройках. Особенно заметна иранизация гилянцев и мазандеранцев.

Единственным государственным языком Ирана является сложившийся к IX веку, так называемый новоперсидский язык или фарси. На нем ведется все официальное делопроизводство, преподавание в школах и высших учебных заведениях. Письменность основана на арабском алфавите, но написание букв отличается некоторым своеобразием.

За последние годы население Ирана растет быстрыми темпами. Это происходит за счет естественного прироста населения. Эмиграция и иммиграция не оказывают существенного влияния на рост населения. Характерно, что в Иране численность мужчин намного превышает численность женщин. В 1933 году в Иране насчитывалось 15 млн. чел., в 1956 году - 19 млн. чел., в 1977 году - 34 млн. чел., в настоящее время - 75 млн. чел.

Население Ирана размещается в стране крайне неравномерно. Колебания плотности населения очень велики: от 0 до 60 человек на 1 кв.

22


Км. Наиболее густо населены центральная провинция, промышленный район вокруг Исфахана, северные, северо-западные и западные части страны. Крупнейшими городами страны являются - Тегеран, Исфахан, Мешхед, Ахваз, Шираз, Тебриз, Абадан, Бен-дер-аббас, Керманшах.

Иранские города в большинстве своем похожи друг на друга и сохраняют до настоящего времени своеобразный традиционный вид. В центре города обычно расположена площадь, от которой отходят под прямым углом четыре большие улицы. Здесь же находится мечеть и крытый городской базар. К главным улицам примыкает целый лабиринт узких улиц и переулков с выходящими на них глухими стенами, за которыми скрыты, утопающие в зелени богатые особняки городской знати. На городских окраинах сосредоточены неказистые жилища беднейшей части населения. В больших городах есть кварталы новых современных домов или ансамблей, в которых старинные архитектурные сооружения соседствуют с многоэтажными гостиницами и другими зданиями в европейском стиле. Есть также и целиком новые распланированные и построенные по западному типу города.

Сельские поселения обычно лишены определенной планировки. Некоторые из них ограждены глинобитными стенами, иногда с башнями по углам. Бросается в глаза своеобразие деревень и поселений близ Йезда, сооруженных в скалах на значительной высоте и похожих на пещерные города.

Кочевые и полукочевые племена, игравшие ранее очень важную роль в экономической и общественно-политической жизни Ирана теперь во многом утратили свое былое значение. Многие из них в той или иной степени перешли к оседлости.

Подавляющая часть населения Ирана ( свыше 96 % ) исповедуют ислам, причем 90 % - это мусульмане шииты и только - 6 % мусульмане сунниты. Шиизм был провозглашен государственной религией страны в

23


1502 году основателем Сефевидской державы Исмаилом I. В стране существуют приверженцы и некоторых более частных течений Ислама: бехаисты, исмаилиты, шехиты и др.

В стране имела место попытка английских колонизаторов вызвать неприязнь между приверженцами двух основных религиозных направлений в Исламе: шиитами и суннитами, что является отражением прежней борьбы арабов, турок и персов в борьбе за власть. Эту борьбу вели между собой арабские халифы, турецкие султаны и иранские шахи.

До прихода к власти исламского руководства в стране происходило ослабление религиозности, особенно среди городского населения.

2.2 Ресурсная обеспеченность национального хозяйства.

Ресурсная обеспеченность национального хозяйства определяется наличием с одной стороны трудовых, а с другой стороны материальных природных ресурсов.

Трудовые ресурсы связаны как с демографическими характеристиками (численностью, половозрастной структурой, национальным составом и темпом роста населения), так и с экономическими факторами (экономической активностью и миграцией населения, его квалификационным и профессиональным уровнем, степенью его занятости и наличием безработицы, распределением рабочей силы по территории страны и отраслям производства).

Устойчивое развитие экономики любой страны, как это подчеркивалось в материалах международной конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году, невозможно без его достаточного ресурсного обеспечения . Экономическое развитие должно быть также увязано с

1 См. например: Встреча на высшем уровне «Планета Земля». Программа действий». Публикация Центра за наше общее будущее. - М., 1993.

24


вопросами защиты и сохранения окружающей среды, вне которой невозможен процесс общественного воспроизводства.

2.2.1 Характеристика трудовых ресурсов и использование рабочей

силы Ирана.

Рабочая сила играет двоякую роль в экономическом развитии: она является одновременно, как целью, так и фактором экономического развития. Проблемы рабочей силы и трудовых ресурсов являются очень серьезными для любой страны, так как они связаны со многими экономическими и неэкономическими факторами. Предложение рабочей силы связано, например, с такими демографическими показателями, как темпы роста населения, плотность населения, половозрастная структура населения. Однако, оно определяется также и экономическими проблемами: объемом и распределением инвестиций, структурой национальной экономики, уровнем применяемой технологии и квалификации рабочей силы.

Для понимания проблем, связанных с использованием рабочей силы и развитием рынка труда в Иране в исследовании будут приведены важнейшие статистические показатели, характеризующие современное состояние этих проблем и перспективы их решения в Иране. Несомненно без научного объективного рассмотрения данных вопросов невозможно правильное планирование всего национального хозяйства и предвидение тенденций его последующего развития.

Одна из наиболее важных особенностей использования рабочей силы в Иране - это низкий показатель экономической активности населения. Этот показатель рассчитан автором (Табл. 1) за период с 1956 до 1996 года.

25


Таблица 1.

Показатели использования рабочей силы в Иране в 1956-2000 гг.

(млн.чел и доля в %)


1956


1966


1976


1986


1991


1996


2001


Показатели


Население


18955


100


25789


100


33709


100


49445


100


55837


100


60055


100


65856


100



Экономически актив.население

Занятость

Безработица

Городское население

Сельское население


6067

5908

159

5954

13001


32

31

31,4

68,6


7842

7116

726

9795

15994


30

27

38

62


9796

8799

997

15855

17854


29

26

47

53


12820

11002

1819

26845

22775


55

22

54

46


14737

13097

1640

31837

24000


26

23

57

43


15614

14413

1201

36818

23237


26

24

61

39


17125

15807

1317

40172

25683


26

24

62

38


Источник : Statistical aggregat, time series of economic and sicoal statistics, public census and statistical year books // www.persia/index.htm и расчеты автора .

Автор сомневается в правильности данных о безработице, найденных в статистике. Видимо, это может объясняться тем, что в состав трудовых ресурсов не включают женщин.

Хотя увеличилась абсолютная величина занятого населения с 5,9 до 14,5 млн. человек, уровень же занятости снизился за это время с 32% до 24%. Это объясняется тем, что темпы абсолютного роста населения в Иране всегда опережают темпы создания рабочих мест. Другой причиной является крайне незначительное участие женщин на рынке труда. Низкий коэффициент занятости отражает нерациональное использование рабочей силы и производственных сил страны в целом. В конце 90-х годов каждый занятый человек в Иране должен был обеспечивать содержание 4-х человек.

В таблице №1 и в некоторых последующих таблицах приводятся официальные данные, касающиеся статистики трудовых ресурсов страны. Однако надо иметь в виду следующие особенности официальной статистики. Традиции этой страны привели к тому, что статистика Ирана отличается по ряду своих положений от принятых международных стандартов. В частности:

26


- традиционно женщины, домохозяйки не учитываются при
определении как занятого так и не занятого населения

- отсутствуют границы трудоспособного населения, которые на
Западе составляют интервал от совершеннолетия до пенсии

- представители мелкого бизнеса не считаются безработными, если за
них работают их сыновья.

Чтобы сравнить данные Ирана с другими странами необходимо отметить, что аналогичный коэффициент занятости населения в этот период составлял в Египте 28,5%, в Бразилии 42%, в США 50%, Японии 55,5%, Франции 39,6%, Германии 46%, Турции 33,5%2 . Очевидно, что коэффициент занятости населения в Иране, по сравнению с промышленно развитыми странами является низким, что вызывает многие другие экономические проблемы. Низкий коэффициент занятости в Иране означает одновременно существование в стране значительной резервной армии труда. Конечно, достижение в Иране полной занятости населения в ближайшей перспективе неосуществимо, в том числе и из-за традиционных национальных особенностей. Однако, желательно было бы постараться резко повысить коэффициент занятости хотя бы до 50 %.

Автор считает, что целью государственного макроэкономического регулирования в Иране должно стать осуществление системы мер по повышению этого коэффициента до 50 % в долгосрочной перспективе.

Если темпы прироста населения Ирана за 25 лет принять в 1,5 % ,в течении 1996-2021 гг., численность населения достигнет 87 млн. Если коэффициент занятости принять за 30 %, то в этот же период численность занятых достигнет 26 млн. человек, которая будет на 12 млн. выше, чем в 1996 году. Другими словами данное количество рабочих мест должно быть создано в перспективе до 2021 года, то есть по 462 тыс. рабочих мест ежегодно. Рассматривая перспективы иранской экономики необходимо

www . persia / index . htm .

27


отметить, что данная цель может быть достигнута лишь при реализации всего имеющегося потенциала.

В течение 1986-1996 годов создавалось ежегодно по 320 тыс. рабочих мест. Посредством преобразования в экономической и плановой системе страны необходимо обеспечить создание от 400 до 500 тыс. новых рабочих мест ежегодно. Решение такой задачи, учитывая имеющиеся тенденции, является весьма проблематичным. Потенциально в Иране существуют различные возможности создания новых рабочих мест. Создание новых рабочих мест необходимо не только внутри нефтяного сектора, но и в других отраслях национальной экономики. При решении этой задачи будет необходим учет не только внутренних, но и внешних факторов.

Представляется интересным распределение экономически активного населения страны между отраслями национального хозяйства. Эти данные приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Распределение занятых Ирана по отраслям национальной экономики в 1956-2001 гг.

(тыс. чел.)

Сектора

1956

1966

1976

1986

1991

1996

2001

Кол - во

%

Кол - во

%

I

%

Кол - во

%

1

%

1

%

I

%

Занятость населения

5908

100

7116

100

8799

100

1102

100

13097

100

14531

100

5807

100

Сельское хозяйство

3226

56

3380

47

2992

34

3191

29

3205

24

3350

23

3477

22

Промышленность

1189

20

1886

26

3013

34

2781

25

3616

27

4470

31

5216

33

Услуги

1393

24

1850

26

2724

11

5630

45

1276

47

6711

46

2330

45

Источник : General Сепсис of the country, statistical center of Iran.

Численность занятых в сельском хозяйстве уменьшилась с 56 % в 1956 году до 22 % в 2001 году. Нисходящая тенденция численности работников в сельском хозяйстве может быть теоретически расценена, как результат роста его материально-технического оснащения, с одной стороны и процесса урбанизации с другой. Однако анализ показывает, что значение второго фактора в Иране является значительно более существенным. К

28


сожалению, иранская власть в последнее время не уделяет необходимого внимания проблемам развития своего собственного сельского хозяйства.

Некоторые специалисты в Иране высказывают мнение о том, что в сельском хозяйстве страны численность занятых слишком высока по сравнению с промышленно-развитыми странами, где она составляет менее 10 %. Они утверждают, что в аграрном секторе избыточная рабочая сила и скрытая безработица, поэтому эта среда должна обеспечивать рабочей силой другие секторы иранской экономики.

Во-первых, отмеченные выше специалисты игнорируют данные о резком падении числа занятых в сельском хозяйстве Ирана. Однако эта точка зрения представляется автору неверной.

Во-вторых, Иран имеет свои собственные особенности, связанные с традиционным национальным и религиозным менталитетом. По этому стране Востока нельзя копировать опыт промышленно развитых стран. Представляется необходимость способствовать созданию новых рабочих мест в сельском хозяйстве для предотвращения и противодействия чрезмерной, нежелательной миграции сельского населения в города о которой говорилось выше.

Доля занятых в промышленности увеличилась с 20% в 1956 году до 34% в 1976 году. С 1976 по 1986 год она уменьшалась, затем с 1986 года по 1996 год она увеличивалась, но все же не достигла уровня 1976 года. Это было связано с трудностями Исламской революции и войны (1980-1988 годы).

Характерной чертой современного Ирана являлся рост занятости в сфере услуг. В течении последних 20 лет самое большое число рабочих мест было создано именно в этом секторе. Иными словами ежегодно там создавалось 196 тыс. рабочих мест.

Определение стратегии развития страны требует существенного внимания к рациональному распределению рабочей силы по отраслям и

29


секторам экономики страны. Эта стратегия должна формироваться с учетом возможностей создания высокой занятости в стране, с правильной оценкой продуктивности и технического оснащения различных отраслей национальной экономики.

Следует отметить роль, которую играет общественный и частный сектор в решении проблемы занятости и создании новых рабочих мест. Определение оптимального соотношения занятости в общественном и частном секторах является важным компонентом макроэкономической политики и играет определяющую роль в динамике экономических показателей.

Данные о распределении рабочих мест в общественном и частном секторах экономики Ирана приводятся в таблице 3.

Таблица 3.

Распределение занятых в общественном и частном секторах в 1966-2001 гг.


Показатель


1966


1976


1986


1991


1996


2001


« fc



I


ON



Общая занятость

Занятость в част . секторе

Занятость в общ , секторе


Л

7116

6148

996


100

86

14


4

8759

7086

1673


100

81


и

11000

7090

3960


100

64

36


13129

8534

4346


100

65

33


14570

9794

4800


100

67

33


Is

15807

10907

4900


100

69

31


So

1683

938

1010


100

56

60


s-

I!

2202

400

1780


100

18

80


eo

II

2096

1444

649


100

69

31


i

1475

1260

206


100

85

14


14

3571

2704

805


100

76

23


Источник : general population and housing cesus, statistical center of Iran.

В течение 1966-76 гг. занятость, созданная в общественном секторе была больше чем в частном. В этот период 1010 тыс. рабочих мест были созданы в общественном секторе и 938 тыс. мест в частном. Ситуация изменилась радикально в течение 76-86 гг. Из 2203 тыс. созданных рабочих мест только 4 тыс. принадлежали частному сектору. Доля занятых в частном секторе составляла 20 % , а в общественном секторе 80 % в этот

зо


период. Это было связано с конфискацией частных компаний и национализацией некоторых отраслей промышленности в ходе и после исламской революции.

В течение 1986-96 гг. произошло увеличение доли частного сектора в увеличении занятости. Доля занятых в общественном секторе составила только 30 %. Рост инвестиций в частный сектор может оказать эффективное воздействие на его способность увеличивать в нем занятость. В послереволюционный период в иранском обществе отсутствовало согласие в вопросе об определении статуса, значения и оптимальной доли каждого из этих секторов хозяйства. В последнее время большее внимание уделялось частному сектору. Количество занятых в котором будет расти, по видимому, более высокими темпами.

Важной проблемой связанной с достаточно эффективным использованием рабочей силы, являющейся важным производственным ресурсом экономики, становится уровень ее квалификации. Для обучения специалистов требуется достаточно долгое время, что необходимо учитывать в долгосрочных макроэкономических планах. В таблице 4 показана динамика и структура занятости квалифицированной рабочей силы в 1966-96 гг.

31


Таблица 4.

Занятость квалифицированной рабочей силы в основных отраслях экономики Ирана

в 1966-2001 гг.

1996

1991

1976

1986

1966

2001


ё


S




В целом по стране


7116


74


1,03


8799


368


30,4


11002


497


4,52


13097


730


5,6


14571


1403


9,6


15807 2229


14,1



Сельское хозяйство


3380


0,64


0,01


2991


2,9


0,09


3191


5,4


0,16


3205


5,7


0,17


3357


15,7


0,47


3477


20,5


0,59



Добыча угля


26


0,33


1,3


89,8


6,1


6,8


32


1,18


3,66


101


9,8


9,7


120


14,9


12,4


160


22,3


13,4



Промышленность


1886


6,9


0,37


3013


20


1,2


2781


24,7


1,7


3616


46


2,3


4470


90


3,5


5216


240


4,6



Строительство


ПО


0,51


'0,47


289


13


10,9


1207


13


1,08


1372


27


1420


39,4


2,4


1510


46,8


3,1



Водо-, электро-, газоснабжение

Финансы, Страхование


53


1,4


2,65


62

100


4,8

12


7,84

11,98


91

114


7,5

13,6


8,25

И,9


129

195


16

25,5


12,4

13,1


151

302


25

61


16,5

20,2


161

371


31,7

84,2


19,7

22,7



Услуги


975


55


5,68


1080


132


12,27


1720


379


12,42


1917


553


15,7


2263


1027


32


2338


793


339



Розничная и Оптовая торговля

Рестораны, гости­ ницы и транспорт


5 U

22,4


4,4

0,16


0,87

0,73


668

431


7,2

9,5


10,7

2,21


875

931


17

12,5


1,92

1,98


1238

762


25

19,2


2,5


1285

850


61,1

42,5


3,2

4,4


1309

895


39,3

43,9


3,8

4,9



Прочие

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  243  244  245   ..