Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  208  209  210   ..

 

 

К. Д. Ушинский Для детей щкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта

К. Д. Ушинский Для детей щкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №19 г. Томска

634015, ул. Центральная, 4а, тел., факс: 72-67-84

Shkola19@mail.tomsknet.ru

Рассмотрено на заседании МС

Пр. №___ от«___»_______2009г.

«Утверждено»

Руководитель МС

_____________ Л.Ю. Гуменюк

Использование дидактических игр и упражнений при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня

(Методическая разработка)

Учитель-логопед: Любимова

Валентина Петровна

ТОМСК — 2009г.

Содержание

1. Введение. Стр. 2 - 3

2. Использование дидактических игр и упражнений в логопедической работе при устранении общего недоразвития речи 3 уровня.

Стр. 3 - 9

3. Перечень игр. Стр. 10 - 11

4. Описание игр. Стр. 12 - 28

5. Вывод. Стр. 29

6. Список литературы. Стр. 30

-1-

Сделать серьёзное занятие

для ребёнка занимательным — вот

задача первоначального обучения.

К. Д. Ушинский

Для детей – щкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Однако недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности – все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей с речевыми расстройствами, порождает у них и особенности поведения в игре.

Цель разработки - систематизировать педагогическую технологию формирования лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Практическая значимость разработки заключается в том, что разработанная педагогическая технология, основанная на использовании различных игровых приемов, влияющих на развитие лексико-грамматического строя речи, может представлять интерес для практических работников: логопедов, учителей - дефектологов, учителей начальных классов.

Игра один из видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношение к людям. Например, в игре формируется такое качество личности ребенка, как саморегуляция действий с учетом задач коллективной деятельности.

Значение игры в воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Большинство педагогов рассматривает игру, как серьезную и нужную для ребенка деятельность, но со своей точки зрения.

Платон считал, игра свидетель того, что человек не прибывает в состоянии утомления, она источник удовольствия.

К. Шиллер, боготворя красоту, считал, что игра и красота уравновешивают и дополняют друг друга, что красота побуждает к игре.

Ян Амос Коменский, рассматривая игру как условие радостного детства и как средство всестороннего, гармоничного развития ребенка советовал взрослым, внимательно относится к играм детей, разумно руководить ими.

На современном этапе в отечественной педагогике, науке используется несколько видов классификации игр.

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые

-2-

отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности:

1) Творческие игры (сюжетно-ролевые);

2) Игры с правилами (дидактические).

Первая группа – это игры, где взрослый принимает косвенное участие в подготовке и проведении. Активность детей имеет инициативный, творческий характер – ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения.

Вторая группа – это различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения; они направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

Игра занимает значительное место в жизни детей младшего школьного возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности. Игровой метод дает наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.

Использование дидактических игр и упражнений в логопедической работе при устранении общего недоразвития речи 3 уровня.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

Игра дидактическая имеет определенную структуру независимо от вида, отличающую ее от других видов игр и упражнений. Структуру дидактической игры образуют:

1). Основные компоненты – дидактические и игровые задачи, игровые действия;

2). Дополнительные компоненты – сюжет, роль.

Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Соблюдение правил выступает непременным условием решения игровой и дидактической задачи.

-3-

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

1). Предметные игры – это игры с народной (деревянные конусы из одноцветных и разноцветных колец, бочонки, шары, матрешки, грибки и др.) дидактической игрой, мозаикой, различными природными материалами (листья, семена и т. д.). Эти игры развивают у детей восприятие цвета, величины, формы.

2). Настольно-печатные – направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развивают мыслительные процессы и операции (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.).

Настольно-печатные игры могут быть разделены на несколько видов:

- Парные картинки. Игровая задача состоит в том, чтобы подобрать картинки по сходству.

- Лото. Они строятся по принципу парности: к картинкам на большой карте подбираются тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото самая разнообразная: «игрушки», «посуда», «одежда», «растения» и т. д. Игры в лото уточняют знания детей, обогащают словарь.

- Домино. Принцип парности реализуется через подбор карточек-картинок при очередном ходе. В игре развиваются память, сообразительность и т.д.

- Разрезанные картинки и складные кубики. Игры направлены на развитие внимания, на уточнение представлений, на соотношение между целым и частью.

- Игры типа «Лабиринт» развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действия.

3) Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Важное значение имеет содержание дидактических игр. В школе имеются большие возможности в разработке, создании новых, варьировании старых игр. Структура дидактических игр, включающая в себя, кроме дидактической задачи, игровые правила и действия, позволяет усложнять их по мере развития у детей психических процессов: воли, памяти, произвольного внимания и др.

Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом.

Таким образом, обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

Дидактическая задача

-4-

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду какие знания, представления детей (о природе, об окружающих предметах, о социальных явлениях) должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры (скажем, честность, скромность, наблюдательность, настойчивость в достижении поставленной цели, активность, самостоятельность и др.)

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой.

Игровые правила

Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. «Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее… факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактом» Л.С. Выготский.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Игровые действия

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Развитие игровых действий зависит от выдумки педагога. Иногда и дети, готовясь к игре, вносят свои предложения: «Давайте мы спрячем, а кто-нибудь будет искать!», «Давайте я считалкой выберу водящего!», «Помните, когда мы играли «Горячо – холодно!», как интересно было!».

Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

3 уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении

-5-

предложений, чем их нормально говорящие сверстники. Наблюдаются ошибки при построении сложноподчиненных предложений с союзами…

Среди лексических ошибок выделяются следующие:

а) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат – «часы», донышко – «чайник»);

б) подмена названий профессий названиями действий (балерина –

«тетя танцует», певец – «дядя поет»);

в) замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей – «птичка», деревья – «елочки»);

г) взаимоотношение признаков (высокий, широкий, длинный – «большой», короткий – «маленький»).

В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.

Многие дети допускают ошибки в словообразовании (столик – «столенок», вазочка – «вазка»).

Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т.д. («пуховный», «пухный» - платок, «клюкин», «клюкный», «клюконный» - кисель…)

Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:

а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже («Книги лежат на большими (больших) столах»).

б) неправильное согласование численных с существительными («три медведем», «двух карандаши»).

в) ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, недоговаривания («Ездили магазин мамой и братиком», «мяч упал из полки»).

г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («Летом я был деревне у бабушки», «Там речка, много деревов, гуси»).

Фонетическое оформление речи у детей с 3 уровнем речевого развития значительно отстает от возрастной нормы; наблюдаются все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения).

Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах («Гинасты выступают в цирке»).

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе.

Итак, совокупность перечисленных пробелов в фонетико-фонематическом и лексико-грамматическом строе речи ребенка служит

-6-

серьезным препятствием для овладения им программой общеобразовательной школы.

Для детей – младших школьников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Таким образом, можно сформулировать основные задач и стоящие перед логопедом в его работе с детьми при коррекции лексико-грамматических нарушений:

1) научить правильному образованию множественного числа существительных;

2) научить самостоятельному образованию новых форм слова;

3) научить правильному образованию трудных форм повелительного наклонения глаголов;

4) научить правильному образованию притяжательных и относительных прилагательных;

5) научить правильному согласованию существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;

6) научить правилам согласования слов в предложениях с использованием предлогов

7) научить детей грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные);

8) формировать навыки связной речи.

Формирование словообразования глаголов рекомендуется осуществлять в следующей последовательности.

1. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида:

а) образование глаголов совершенного вида с помощью приставок:

-с- (играть – сыграть, петь – спеть, есть – съесть, делать - сделать),

-на- (рисовать – нарисовать, колоть – наколоть, писать - написать),

-по- (обедать – пообедать, сеять – посеять, ужинать – поужинать),

-про- (читать - прочитать);

б) образование глаголов несовершенного вида с помощью продуктивных суффиксов –ива-, –ыва-, -ва- (застегнуть – застегивать, умыть – умывать, заталкивать - затолкнуть).

2. Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.

3. Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: -в- -вы-, под – от-, при-, у-, пере-, за- - от-, на- -вы-:

Входит – выходит, подходит – отходит,

Влетает – вылетает, подлетает – отлетает,

Въезжает – выезжает, подплывает – отплывает,

-7-

Прибегает – убегает, подъезжает – отъезжает,

Приезжает – уезжает, закрывает – открывает,

Прилетает – улетает, наливает – выливает,

Приходит – уходит, насыпает – высыпает

Продолжая работу над словом, выделяя и называя свойства, признаки предмета, называя действия, которые может совершать тот или иной предмет, логопед стимулирует употребление (и формирование) слов различных лексико-грамматических категорий: прилагательных, наречий, глаголов. Слова, полученные на одном материале, Можно автоматически переносить на другой материал (если кубик красный, то какие еще предметы бывают красными; если собака бежит, то кто еще умеет бегать). При таком переносе формируются словосочетания и короткие предложения.

Главная задача на этом этапе обучения научить детей правильному согласованию прилагательных с существительными и местоимениями в роде, числе и падеже. Основное внимание направляется на смысловую сочетаемость слов, на обозначение словом, как признака данного предмета, так и общих признаков, по которым можно группировать предметы. «Кто первый узнает?», «Кто скорее соберет игрушки?», «Что такого же цвета?», «Овощи», «Угадай, что это?», «Найди 2 слова неприятеля» и др.

Игры «Слушай команду», «Холодно - жарко», «Когда это бывает?», «Что справа?», «Найди игрушку», « Куда пойдешь?», «Найди флажок» помогают детям понимать и правильно использовать наречия в речи. В этих играх не только закрепляется правильное употребление местоимений и наречий, но и понятия о расположении частей своего тела (правая рука, левая рука и т.д.) и направления собственных движений. Эти игры формируют и закрепляют в слове пространственно-временные отношения. Отработка этих понятий до занятий по теме «Предложение» уменьшает в дальнейшем количество структурных и лексико-семантических ошибок в предложении.

При работе над простым предложением, основной акцент делается на составление предложений и определение количества слов. Предложение составляется с опорой на картинку и даётся его схема. Работа с предложением должна быть для ребенка осознанной, а игровая форма помогала варьировать задания и ситуацию при сохранении одного и того же речевого действия. В работе с простым предложением учитывается, что в процессе обучения дети должны овладеть, умением развертывать, распространять предложение, перестраивать его структуру при одном и том же содержании в зависимости от интонации.

Далее детям предлагается распространить простое предложение. Отрабатывая на занятиях при помощи таких игр, как «Чья вещь?», «Чей хвост?», «Составь предложение», «Чем?» и др., дети знакомятся с различными падежными конструкциями, на основе этих словосочетаний, предлагается детям самим придумать предложения. Эти игры учат детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым

-8-

дополнением. Так в игре «Человек и животные» , дети при инсценировке сказки имитируют голоса животных, за которых они говорят, в этой игре закрепляется умение детей пользоваться простым распространенным предложением с прямым дополнением.

Работая над предлогами в предложениях, основной нашей задачей является:

научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно понимать их значение и пользоваться ими в собственной речи. Предлоги, как известно, помогают выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов, и строится высказывание. Дети с нарушениями речи, как выяснилось на констатирующем этапе, опускают предлоги или воспринимают их как часть слова. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хоть и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это в свою очередь, изменяет действие с предметом. Поэтому на занятиях мы предлагается детям выполнить, например поручения: положить предмет внутрь чего-то и ответить, куда положен предмет (конструкции с предлогом «в»), или поместить предмет на поверхности чего-то (конструкции с предлогом «на»), спрятать предмет подо что-то (предлог «под») и т.п. А также детям предлагется поиграть в загадки, отвечая на вопрос «У кого?» Например: «У кого рога? У кого длинные уши? У кого быстрые ноги? У кого острые когти? У кого большие зеленые глаза и длинные усы? У кого длинный пушистый хвост?» и т.д. Игры «Когда это бывает?», «Найди такое дерево», «Ключи» и др., помогают детям правильно употреблять в речи предлоги «за, в, с, у, на».

Также в работе можно использовать сказочных героев, литературных персонажей, которые помогают создать эмоционально положительный настрой. Участниками занятий становятся Незнайка, Петрушка, Карлсон, пингвиненок

Лоло, Солнечный зайчик. Игровая ситуация создается путем введения сказочного героя.

-9-

ПЕРЕЧЕНЬ ИГР

1. Где был?

2. Помоги считать щенку.

3. Чего не хватает Тане?

4. Лото.

5. Кому что дадим?

6. Кто чем работает?

7. Чья голова, чьё ухо, чей хвост?

8. Домики лесных зверят.

9. Чем питаются птицы?

10. Кормушка.

11. Что забыл нарисовать художник?

12. Игра — сказка «Красавица, рыцарь и чудовище».

13. Игра — сказка «Мальчик Ваня и Мудрый Учитель».

14. Сундучок.

15. Кто к кому.

16. Назвать животных парами.

17. Один — много.

18. Два брата -ИК и -ИЩ.

19. Чьи хвосты.

20. Подбери картинки.

21. Найди два слова — «неприятеля».

22. Наоборот.

23. Вы хотите? Мы хотим.

24. Поймай - скажи.

25. Как кто передвигается?

26. Кто как ест?

27. Кто как голос подаёт?

28. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы …

29. Холодно — жарко.

30. Домик.

31. Найди флажок.

32. Представлялки.

33. Кто больше.

34. Чудесный мешочек.

35. Волчок.

36. Волшебные часы.

37. Всё наоборот.

38. Прятки.

39. Кто что сделал.

40. Исправь ошибки Незнайки.

41. Игра с Петрушкой.

42. Солнечный зайчик.

-10-

43. Поможем Незнайке.

44. Игра с пингвинёнком Лоло.

45. Что ты любишь.

46. Размытое письмо.

47. Про Потому и Почему.

48. Закончи предложение (слова - антонимы).

49. Закончи предложение (сравнительные прилагательные).

50. Шустрик и Мямлик.

-11-

Игра «Где был?»

Цель. Образовывать форму винительного падежа множественного числа существительных.

Ход игры.

- Отгадайте, где я была? Я видела много воды, рыбы, медуз, акул, водорослей. (На море)

Загадывают дети:

- Я видел много травы, бабочек, цветов, деревьев.

- Видела много волков, лисиц, зайцев и т. д.

Игра «Помоги считать щенку»

Цель. Образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных.

Оборудование. Игрушка щенка.

Ход игры.

- К нам пришёл щенок. Давайте назовём его ….

Щенок:

- Вы спросите у меня. «Сколько у меня хвостов?» У меня один хвост.

Дети:

- Сколько у тебя носов?

- Сколько лап?

- Сколько языков?

- Сколько глаз?

- Сколько ушей?

- Сколько щёк? (Щенок не отвечает, если неправильно задан вопрос.)

Игра «Чего не хватает Тане?»

Цель. Образовывать существительные множественного числа родительного падежа.

Оборудование. Картинки зимней одежды

Ход игры.

- Наступили холода. Дети стали носить тёплую одежду. Мама сложила зимние вещи на полочку. Таня собралась на прогулку и быстро оделась.

- Что надела Таня на прогулку? (Выставляются картинки).

- Таня была неаккуратной, она всегда разбрасывала свои вещи. (На доске шапка и валенки, остальные картинки убираются.)

- Чего не хватает Тане?

Игра «Лото»

Цель. Образовывать существительные множественного числа.

Оборудование. Игрушки; предметные картинки, где много предметов; кольца, лента, карандаш, книга, матрёшка.

-12-

Ход игры.

Детям раздаются картинки, где изображены много предметов (кольца, книги и т. д.) Логопед показывает кольцо — у детей картинка «кольца»

- У меня кольцо, а у вас?

Кто правильно назвал существительное множественного числа, тому отдаётся предмет. Если неправильно — логопед забирает картинку себе.

В конце игры, кто ответил неправильно, выполняют задания: подпрыгнуть, присесть3 раза, хлопнуть 2 раза, постоять на одной ноге и т. д.

Игра «Кому что дадим?»

Цель. Образовывать форму дательного падежа существительных.

Оборудование. Картинки животных и картинки с изображением корма (морковь, орехи, грибы, малина, овощи, молоко, трава).

Ход игры.

Траву дадим ….(корове, лошади).

Яблоко ….(ежу).

Грибы ….(белке).

Орехи ….(белке).

Малину ….(медведю).

Молоко ….(кошке).

Овощи ….(свинье)

Игра «Кто, чем работает?»

Цель. Образовывать форму творительного падежа существительных.

Ход игры. Проводится аналогично игре «Кому что дадим?»

Парикмахер ….(ножницами).

Плотник ….(топором).

Маляр ….(кистью).

Дворник ….(метлой, лопатой).

Садовник ….(лопатой, граблями, садовыми ножницами).

Игра «Чья голова, чьё ухо, чей хвост?»

Цель. Обучать образовывать притяжательные прилагательные от существительных, согласовывать их в числе, роде.

Оборудование. Предметные картинки с изображением животных наших лесов (белка, заяц, медведь, лось, ёж, лиса, волк).

Ход игры.

У детей на столе конверты, в которых вложены картинки с изображением диких животных с недостающими частями тела.

Логопед. Найдите и назовите части тела животных

Дети.

- Это лиса. Я нашёл лисий хвост.

- Это заяц. Я нашёл заячье ухо.

-13-

- Это ёж. Я нашёл ежиные колючки и т. д.

Игра «Домики лесных зверят»

Цель. Обучать образовывать притяжательные прилагательные от существительных, согласовывать их в числе, роде.

Оборудование. Предметные картинки с изображением жилищ диких животных и их детёнышей (берлога, нора, дупло, логово).

Ход игры.

Логопед. У всех зверей есть свой дом в лесу. Вам надо помочь животным найти свои жилища и сказать, кто, где и с кем живёт.

Дети.

- Это лисица с лисятами. Они живут в лисьей норе.

- Это медведица с медвежатами. Они живут в медвежьей берлоге. И т. д.

Игра «Чем питаются птицы».

Цель. Практическое усвоение навыков словоизменения и словообразования (творительный падеж множественного числа существительных).

Оборудование. Картина с изображением зимующих птиц и кормушки.

Ход игры.

Логопед:

- Ребята, здесь на картине изображены зимующие птицы, а в центре корм, которыми они питаются в разное время года. Вам надо выбрать корм, которым они питаются в разное время года. Вам надо выбрать пищу, подходящую для этих птиц.

Ответы детей:

- Воробьи питаются зёрнами и хлебными крошками, снегири питаются ягодами рябины и т. д.

Игра «Кормушка».

Цель: Умение использовать в собственной речи родительный падеж множественного числа существительных.

Оборудование: кормушки с прорезями для крепления птиц, изображения птиц.

Ход игры.

Логопед:

- Многие птицы зимой собираются стайками. Так им легче добывать корм и не так холодно ночевать на морозе. На доске появляется изображение кормушки.

-14-

- Мы кормушку смастерили и столовую открыли.

(логопед обращается к каждому из детей по очереди)

- Ко мне в кормушку прилетел воробей, а к тебе стайка воробьёв, ко мне снегирь, а к тебе стайка... (снегирей, галок, ворон, синиц и т. д.)

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Приручите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Игра «Что забыл нарисовать художник»

Цель: Умение использовать в своей речи родительный и творительный падежи единственного и множественного числа существительных.

Оборудование: карточки с неполным изображением птиц.

Ход игры.

- Ребята, вчера мне из книжного магазина прислали карточки, на них тоже изображены птицы, но мне кажется, художник что-то забыл нарисовать. Помогите мне разобраться, что забыл нарисовать художник.

Детям раздают карточки с неполным изображением птиц.

- Чего нет у вороны? (У вороны нет клюва, у вороны нет лап.)

- Чей это клюв? (Вороний, голубиный, совиный и т. д.)

- Чьи это лапы? (Воробьиные, голубиные, совиные и т. д.)

Игра — сказка «Красавица, рыцарь и чудовище»

Цель. Умение употреблять в речи однородные определения.

Оборудование. Предметные картинки.

Ход игры.

- В некотором царстве жили — были красавица принцесса, храбрый рыцарь и страшное чудовище. Принцесса жила в башне, рыцарь в замке, а страшное чудовище в болоте. А ещё в этом государстве жил бедный пастух, который очень любил принцессу, но не мог мечтать о том, что она станет его женой.

Каждый год король устраивал смотр женихов для своей дочери. Он собирал рыцарей и давал им задания, а те старались их выполнить. Но толи задания были сложными, то ли женихи глупыми, только никто из них мужем принцессы так и не стал. И вот настал день,

- 15-

когда в государстве ни одного жениха не осталось. Пастух и решил попытать своё счастье.

Вы хотите, чтобы пастух взял в жёны принцессу?

Тогда поможем ему выполнить задание короля.

1. О чём из этих предметов: замок, башня, болото — можно сказать:

холодный холодное холодная

мрачный мрачное мрачная

тёмное тёмный тёмная

страшный страшная страшное

неприступный неприступная неприступное

2. О ком можно сказать: принцессе, рыцаре, чудовище?

Жестокий жестокая жестокое

злой злая злое

гордый гордая гордое

бессердечный бессердечная бессердечное

За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры дети по количеству фишек определяют, кто больше помог пастуху.

Игра — сказка «Мальчик Ваня и Мудрый Учитель»

Цель. Практическое употребление в речи существительных во множественном числе.

Ход игры.

Жил-был мальчик Ваня, он был очень хорошим. Только всегда он был грустный. И лишь мама не понимала в чём дело. Ваня не мог понять, как употреблять слова во множественном числе. Приходит он в магазин и говорит: «Давайте мне, пожалуйста, ботинок». Удивлённая продавец подала ему один ботинок и он пошёл домой. «Мама только вздыхала, брала ботинок и шла обменивать на ... (ботинки).

Идёт Ваня в лес, набирает полную корзину грибов, а на вопрос бабушки: «Что ты нашёл в лесу?» - отвечает, «Гриб». Мама снова вздохнёт и покажет бабушке ...(грибы).

Когда приходили гости, он приносил стул, а надо было ….(стулья).

Когда надо было проветрить квартиру, Ваня открывал только одно окно, а надо было ...(окна). Мама никому не хотела рассказывать об этом, но потом она поняла, что ей не справиться и обратилась за помощью к Мудрому Учителю. Мудрый Учитель, улыбнувшись, сказал, что через месяц Ваня не вспомнит о своих неудачах. И, правда, через месяц мальчик всё знал.

Давайте и мы с вами выполним упражнения, которые давал Мудрый

-16-

Учитель Ване, и посмотрим, все ли с ними справятся.

(С помощью картинок или предметов отрабатываем категорию множественного числа существительных, прилагательных, глаголов).

Игра «Сундучок»

Цель: учить образовывать уменьшительно-ласкательные слова.

Оборудование: сундучок.

Ход игры: Логопед предлагает сложить в сундучок слова на - ОК.

Проходит по рядам, ставит перед ребёнком сундучок, дети называют слова, заканчивающие на - ОК (кузовок, башмачок, пятачок, кулачок, сахарок, листок …..)

Игра «Кто к кому»

Цель: Научить правильно называть животных и их детёнышей.

Оборудование: Предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

Ход игры. Слушайте историю: У Маши была кошка с ... (котятами), собака с …(щенятами), утка с ...(утятами), курица с ...(цыплятами).

Однажды утята побежали к реке, стали нырять и плавать, а котята и цыплята смотрели на них. Вдруг слышат «Гав, гав». Испугались малыши и побежали к своим мамам: котята к ….(кошке), цыплята к ...(курице), утята к ...(утке). Успокоили мамы своих малышей и опять они пошли к реке. От кошки...., от курицы …, от утки …. Вдруг опять «Гав, гав, гав». Опять котята к …., утята к …., цыплята к …. И тут выходит из конуры ….(собака), а рядом с ней ….(щенята). И стали малыши играть вместе.

Игра «Назвать животных парами».

Цель: Научить правильно называть детёнышей животных.

Оборудование. Предметные картинки с изображением животных и их детенышей (белка – бельчонок, заяц – зайчонок, волк – волчонок, медведь - медвежонок).

Ход игры. Детям мы предлагали загадку:

Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям может лазать,

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле.

-17-

- Кто это? (белка)

- А как называют детеныша белки? (бельчонок)

Далее показывается картинка, дети называют пару слов: взрослого животного и детеныша.

А у каких животных названия детенышей отличаются от названия взрослых животных? (Корова – теленок, лошадь – жеребенок, овца – ягненок, собака – щенок, свинья — поросенок).

Игра «Один - много»

Цель. Практическое употребление в речи существительных во множественном числе.

Оборудование. «Волшебное» дерево, предметные картинки.

Ход игры.

- На волшебном дереве висят волшебные картинки. Внимательно послушайте моё задание: тот, кого я назову, снимет картинку, на которой нарисован один предмет, а потом найдёт картинку, на которой таких же предметов много, чётко проговаривая первые звуки, назовёт эти картинки.

Пример: Это тыква, это тыквы. (Ребёнок выполняет задание и вызывает следующего).

- А сейчас я узнаю, кто из вас самый внимательный, кто запомнил, какие картинки мы снимали с дерева.

Игра «Два брата ИК и ИЩ».

Цель: умение образовывать новые формы слова.

Оборудование: картинки с изображением больших и маленьких предметов.

- Жили два брата. Одного звали ИК, он был маленький и худенький. А другого звали ИЩ, он был высокий и толстый. У каждого из братьев было свое жилье. ИК имел домик, ИЩ большой домище. Какой же дом был у брата ИК? (Маленький.) А какой дом был у брата ИЩ? (Большой.) У ИКА был носик, а у ИЩА?…

Далее закрепляется дифференциация слов: ротик – ротище, лобик – лобище, глазик – глазище, ручки – ручищи, ножки – ножищи.

Делается вывод: если в слове слышится «ик», это значит, что предмет маленький, а если «ищ» - значит предмет большой.

Игра. «Чьи хвосты?»

Цель: практическое употребление притяжательных прилагательных.

Оборудование: картинки с изображением хвостов животных.

-18-

Логопед рассказывает сказку «Хвосты».

Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу, искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу и чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо называть «заячий хвост».

Вот на дереве висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? (Лисий.) А на пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)

Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

- А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки – собачий.

Хвост кошки – кошачий.

Хвост коровы – коровий.

Хвост лошади – лошадиный.

Хвост быка – бычий.

Игра «Подбери картинки»

Цель. Практическое усвоение слов, обозначающих признак предмета.

Оборудование. Предметные картинки с изображением животных.

Ход игры. Логопед читает слова, дети подбирали соответствующие картинки;

- Высокий, тонкий, пятнистый …(жираф)

- Лохматый, косолапый … (медведь)

- Голодный, серый, злой … (волк)

- Маленькая, быстрая, проворная … (белка)

- Хищный, сильный, полосатый …(тигр)

- Серый, колючий … (еж)

- Яркое, теплое … (солнце)

Игра «Найди 2 слова – «неприятеля»».

Цель. Практическое усвоение слов – антонимов.

-19-

Оборудование. Карточки с напечатанными словами, карандаши

Ход игры. Мы предлагали детям, выбрать из 3 слов 2 слова – «неприятеля», ненужное слово надо было зачеркнуть, объясняя при этом, почему?

- Друг, печаль, враг.

- Высокий, большой, низкий.

- Ночь, сутки, день.

- Длинный, большой, короткий.

- Большой, низкий, маленький.

- Белый, длинный, черный.

- Тяжелый, длинный, легкий.

- Короткий, маленький, длинный.

- Хороший, светлый, плохой.

Игра «Наоборот»

Цель. Активизация словаря антонимов.

Ход игры. Логопед говорит детям слово, а они отвечают противоположное: большой — маленький, толстый — тонкий, широкий — узкий, далёкий — близкий, мягкий — твёрдый, пустой — полный, кислый — сладкий, грязный — чистый, жарко — холодно, смеётся — плачет.

Игра «Вы хотите? Мы хотим».

Цель. Упражнять в образовании глаголов хотеть , хочу , хотим .

Ход игры. Мы умеем делать много разных дел: бегать, прыгать, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите?

Дети. Хотим поиграть.

Логопед. Я хочу танцевать.

Таня ты хочешь?

Кто ещё хочет?

А вы хотите погулять?

Спрашивать, кто, что хочет сделать.

Игра. «Поймай - скажи».

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети становятся в круг. Ведущий бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного.

-20-

Образец: Корова – мычит; лягушка – квакает; кошка – мяукает; волк

– воет; собака – лает; тигр – рычит.

Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.

Образец: Врач – лечит; художник – рисует; повар – варит; пожарник – тушит; плотник – строгает.

Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-либо действие его.

Образец: Сережа – катает; Люба – играет; Дима – прыгает;

Игра. «Как кто передвигается?».

Цель: учить детей правильно употреблять глаголы настоящего времени (прошедшего, будущего).

Оборудование. Предметные картинки.

Описание игры. Мы показывали изображения животных, птиц, насекомых и спрашивали у детей, как они передвигаются (например: бабочка летает, воробей прыгает и летает, лягушка прыгает и т.д.) За правильный ответ дети получают картинки.

Игра. «Кто как ест»

Кошка лакает молоко; собака грызет кость; корова жует сено; курица клюет зерно.

Игра. «Кто как голос подает»

Голубь воркует, ворона каркает, кошка мяукает, воробей чирикает, сорока стрекочет, свинья хрюкает, петух кукарекает, сова ухает, овца блеет, курица кудахчет, лягушка квакает, корова мычит, гусь гогочет, волк воет, лошадь ржет, утка крякает, медведь рычит, собака лает. Это занятие вызвало особый интерес, дети активно и живо подражали голосам животных.

Дид. упражнение: Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» по теме «Весна».

Солнце (что делает?) .., птицы…,

Снег.., трава..,

Сосульки.., деревья..,

Почки.., дети…

-21-

Дид. упражнение: Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Кто?», «Что?» по теме «Весна».

Тает (что?).., зеленеет..,

Бегут.., прилетают..,

Распускаются.., появляются…

Игра. «Холодно - жарко».

Цель: обогащать словарь детей наречиями - антонимами со значением образа действия.

Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети сидят по кругу. Педагог бросает мяч, детям поочередно, произнося при этом какое-либо наречие. Получивший мяч должен быстро подобрать наречие с противоположным значением, например: «холодно - жарко», «быстро - медленно», «тихо - громко». Если получивший мяч сразу не ответил, он выходит из круга.

Игра. «Домик».

Цель: учить детей правильному употреблению местоимений и предлогов в речи.

Оборудование. Стульчики по количеству играющих детей.

Описание игры. Дети усаживаются или становятся возле стульчиков, расположенных по кругу на равном расстоянии друг от друга, запоминают каждый свой стульчик – «домик». Педагог по очереди задает вопросы.

Вопрос. Кто сидит у окна?

Ответ. Я сижу около окна.

Вопрос. Где твой домик?

Ответ. Мой домик у двери. И т.д.

Затем по сигналу педагога дети начинают движение по кругу или внутри него, стараясь не задеть, друг друга. По сигналу педагога «Бегите домой!» дети бегут к своим «домикам». Тот, кто безошибочно нашел свой «домик», считается победителем.

Подобную игру можно повторять несколько раз, каждый раз, меняя «домики» так, чтобы для указания местоположения «домиков» дети могли использовать разные предлоги.

Игра. «Найди флажок»

Цель. Учить детей правильно понимать и употреблять в речи наречия места.

Оборудование. Флажок.

Описание игры. Дети прячут флажок. Водящему указывают

-22-

ориентиры и направление, например: «Дойди до двери, поверни направо», дойди до стола, поверни налево. Ищи!» Когда водящий найдет флажок, он рассказывает, где его нашел.

Игра. «Представлялки»

Цель. Учить детей правильно употреблять в речи предлоги к , от .

Ход игры.

- Дети, закройте глаза и представьте, что вы в лесу. К чему можно подойти в лесу?

- От чего можно отойти в лесу?

Игра в командах. «Кто больше»

Цель. Учить детей правильно употреблять в речи предлоги к , от ..

Ход игры. Первая команда придумывает предложения с предлогом к про зимующих птиц, а вторая с предлогом от.

За каждое предложение без ошибок команда получает фишку.

Победит та команда, у которой больше всего фишек.

Игра. «Чудесный мешочек»

Цель. Учить детей правильно употреблять в речи предлоги по, через .

Оборудование. Чудесный мешочек, игрушки со схемами предлогов.

Ход игры.

Логопед (достаёт игрушки из чудесного мешочка).

- На каждой игрушке маленькая схема предлога по или через . Вам нужно составить предложение про игрушку с заданным предлогом: «Жук перелетел через озеро»

Игра. «Волчок»

Цель. Закрепление пройденных предлогов

Оборудование. Волчок со стрелкой, схемы предлогов.

Ход игры. Дети стоят по кругу. В центре волчок со стрелкой и схемы предлогов. Ребёнок раскручивает волчок. После остановки волчка стрелка укажет на схему предлога. Ребёнок должен составить предложение с выбранным предлогом.

Игра. «Волшебные часы»

Цель. Закрепление пройденных предлогов.

Оборудование. Часы со стрелкой и схемами предлогов.

Ход игры. Ведущий (ребёнок) с закрытыми глазами двигает стрелку

-23-

на часах, дети считают до пяти. Когда счёт закончен, ведущий останавливает стрелку и составляет предложение с тем предлогом, на котором стрелка остановилась.

Игра «Всё наоборот»

Цель. Учить детей образовыватьглаголы с противоположным значением.

Ход игры. Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Чтение рассказа: У мамы — обезьяны было 2 дочери. Старшую звали Послушница, а младшую — Упрямица. Послушница соберёт игрушки, а Упрямица их разбросает. Сестра закроет дверь, Упрямица — откроет и т. д. …принесёт — унесёт, ...пришьёт — оторвёт, ...вымоет — испачкает, ...повесит — снимет, ...замолчит — заговорит.

Игра «Прятки»

Цель. Учить детей правильно понимать предлоги и использовать их в речи (в, на, около, под, перед ).

Оборудование. Машина, зайчонок.

Ход игры. У нас в гостях зайчонок. Он хочет поиграть с нами в прятки. Дети закрывают глаза, а зайчик прячется (под машину, на машину, в машину, перед машиной, за машиной).

Дети открывают глаза и называют, где зайчик находится.

Игра «Кто что сделал»

Цель. Учить детей составлять распространённые предложения.

Ход игры. Логопед шепотом даёт ребёнку задание: «Подойди к столу, возьми бумагу, отрежь полоску, отдай Серёже».

Ребёнок выполняет задание, а дети следят.

Логопед предлагает перечислить действия, выполненные учеником.

Затем даются задания следующему ученику (задания различные).

Приведу, к примеру, ряд игр, в которых «участвовали» сказочные герои:

Игра. «Исправь ошибки Незнайки»

Цель. Учить детей правильно употреблять в речи предлоги по, через .

Ход игры.

Логопед. К нам в гости пришел Незнайка и сообщил, что получил двойку.

-24-

Он просит вас помочь ему исправить ошибки. Послушайте предложения и исправьте ошибки:

Я перепрыгнул по лужу.

Машина едет через дороге.

Кот перепрыгнул по кресло.

Бабушка шагает через тропинке.

Игра с Петрушкой

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами «на , в ».

Оборудование. Петрушка.

Ход игры. Логопед сообщает детям: « К нам сегодня в гости пришел Петрушка. Он хочет поиграть с вами. Петрушка будет прятаться, а вы его ищите».

Логопед прячет Петрушку. Дети отыскивают его и говорят: «Петрушка на стуле. Петрушка в шкафу. Петрушка на полке» и т.д.

Игра «Солнечный зайчик»

Цель. Учить детей правильно пользоваться в речи предлогами «на, в».

Оборудование. Зеркальце.

Ход игры. Логопед показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение – считалку про солнечный зайчик.

Скачет зайка по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке,

С нами он играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем его искать.

Логопед говорит детям: «Ищите зайчика, а найдете – ответьте, куда он спрятался ».

Дети отвечают: «Зайчик на полке, Зайчик в углу» и т.п.

Игра «Поможем Незнайке».

Цель. Тренировать в правильном употреблении предлогов в предложениях.

Оборудование. Карточки с предложениями (платок лежит на/ в/

-25-

кармане; дети играют над/ под/ деревом; и т.п.)

Ход игры. Логопед предлагает оценить предложения, написанные Незнайкой. Дети определяют ошибки Незнайки, заменяют неправильно употребленный предлог правильным.

Игра с пингвиненком Лоло.

Перед началом занятия мы посмотрели мультфильм о пингвинах, поговорили о них, выяснили, что это птицы.

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогом «за».

Оборудование. Предметная картинка, с изображением пингвина.

Ход игры. Логопед сообщает детям: «К нам в гости пришел пингвиненок, посмотреть, как вы здесь умеете играть, ведь он сам очень любит играть. Он хочет с вами поиграть в прятки». Дети прячутся в комнате. Логопед, или водящий вместе с пингвиненком ищет, а когда находит ребенка, говорит: «Оля спряталась за стул», «Саша спрятался за шкаф, за дверь» и т.д.

Игра «Что ты любишь?».

Цель. Учить детей составлять распространенное предложение, пользоваться предлогом «с».

Оборудование. Предметные картинки.

Ход игры. Логопед сообщает детям: «Сегодня к нам в гости прилетел Карлсон. Вы все помните, какой он сладкоежка. Он вам расскажет, что он любит и вас расспросит. А вы не зевайте, ему дружно отвечайте».

«Я люблю хлеб с вареньем, а вы?»;

«Я люблю пирог с черникой, а вы?»

«Я люблю играть с мячом, ну а вы?»

Дети поочередно отвечают: «Я люблю хлеб с сыром, с колбасой, с маслом » и т.д.

Работая над сложным предложением, моей главной задачей было обучить детей правильно составлять сложное предложение. На занятиях дети учатся составлять самостоятельно предложения на определенную тему с опорой на наглядный материал или действие. В процессе работы над предложением вводятся противопоставление, обращается внимание на причинно-следственные связи.

Приведу примеры некоторых игр:

Игра. «Размытое письмо».

Цель: учить детей составлять распространённые предложения.

-26-

Оборудование: письмо от медвежонка.

Описание игры. Логопед:

- Медвежонок получил письмо от брата, но дождём размыло некоторые слова. «Здравствуй, Мишутка! Пишу тебе из зоопарка. Как-то я не послушался маму и забрался так далеко, что …. Я долго ходил по лесу и …. Вышел я на поляну и попал …. Я попал в яму, потому что …. Там было так глубоко, что …. Если бы у меня была лестница, то …. Я так долго ревел в яме, что …. Пришли охотники и …. Теперь я живу в …. За нами ухаживают …. Жди следующего письма из ….

Игра. «Про Потому и Почему».

Цель: учить детей пользоваться союзом «потому что», составлять сложноподчиненное предложение.

Описание игры. Логопед читает детям сказку Н. Рыбакова «Про Потому и Почему».

«Жили - были Почему и Потому. Видят они, – катится бревно.

- Почему оно катится? – спросило Почему.

- Потому что оно круглое, - ответило Потому.

- А почему бы нам не сделать что-нибудь круглое? – спросило Почему.

Стали тогда Потому и Почему строгать, пилить, и получилось у них круглое колесо. Сели они и покатились по земле. Катятся они, катятся и видят: летит птица.

- Почему она летит? - спросило Почему.

- Потому что у нее крылья есть, - ответило Потому.

- А почему бы нам не сделать крылья? – спросило Почему.

Сделали тогда Почему и Потому крылья, и получился самолет. И полетели они дальше удивляться.

- Вот, ребята потому все и делается на свете, что есть почему.»

Далее мы задаём вопросы по сказке (почему?..), дети отвечают (потому.)

Игра «Закончи предложение»

Цель. Учить детей составлять сложносочиненное предложение.

Оборудование. Предметные картинки.

Ход игры. Детям показывают две картинки с изображением фруктов и овощей и начинали предложение, а дети должны закончить и повторить целиком. Лимон кислый, а арбуз …(сладкий). Дыня сладкая, а редька … (горькая)

-27-

Рыба соленая, а сахар … (сладкий).

Виноград сладкий, а лук … (горький).

Перец горький, а мед … (сладкий) и т.д.

Игра «Закончи предложение»

Цель. Учить детей образовывать сравнительные прилагательные.

Ход игры. Логопед предлагает детям закончить предложение и не ошибиться. Кто правильно закончит предложение, тот получает фишку, выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

- Яблоко сладкое, а груша ещё ….

- Здесь мелко, а с правой стороны ещё ….

- Сегодня дышится легко, а вчера дышалось ещё ….

- Утром ветер дул резко, а сейчас ещё ….

- Летом идут дожди часто, а осенью ёщё ….

- Мне нужна верёвка толстая, а Саше ещё ….

- Сегодня в классе грязно, а завтра будет ещё....

Игра «Шустрик и Мямлик»

Цель. Учить детей образовывать глаголы.

Оборудование. Фигурки двух щенков.

Ход игры.

- Жили-были Шустрик и Мямлик (щенки). Шустрик — весёлый, послушный быстрый. Мямлик — грустный, медлительный, его считали непослушным.

- Рано утром Шустрик встал, а Мямлик ещё только ...(встаёт).

- Шустрик оделся, а Мямлик ….(одевается).

- ….умылся — умывается, ...позавтракал — завтракает, ...сделал — делает, ...пообедал — обедает, ...пришёл — идёт, ...собрался — собирается, ...лёг — ложится, и т. д.

-28-

Значение игры как ведущего всесторонне развивающего младших школьников вида деятельности позволяет широко использовать игровые приемы в логопедической работе. А также выводит игру на первый план среди разнообразных методов при коррекционном воздействии. Посредством применения игры и отдельных игровых действий в ходе занятий можно преодолеть ряд трудностей, возникающих в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Таким образом, работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий в большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятий.

Дидактические игры имеют особое воспитательное значение и являются являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности.

Дидактические игры и упражнения способствуют формированию лексико-грамматического строя речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня.

-29-

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. – М.: Владос, 2009.

2. Аманатова М.М., Андреева Н.Г., Тосуниди О.М.Справочник школьного логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

3. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М.: Творческий центр,2008.

4. Волина В.В.Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

5. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.

6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.

7. Журнал «Логопед». - М.: ООО «ТЦ Сфера», №5, 2008.

8. Журнал «Логопед». - М.: ООО «ТЦ Сфера», №6, 2008.

9. Журнал «Логопед». - М.: ООО «ТЦ Сфера», №8, 2008.

10. Игры в логопедической работе с детьми. Под ред. Селиверстовой В.И. - М.: Просвещение, 1981.

11. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль: Академия развития, 1997.

12. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009.

13. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.

14. Матросова Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. - М.: ООО «ТЦ Сфера», 2005.

15. СадовниковаИ.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. -М.: Владос, 1997.

16. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. - М.: АРКТИ, 2007.

-30-

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  208  209  210   ..