Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  169  170  171   ..

 

 

Памфлет как жанр сатирической публицистики Особенности развития памфлетного жанра С. 8

Памфлет как жанр сатирической публицистики Особенности развития памфлетного жанра С. 8

Содержание

И решил Хозяин стать настоящим Барином и поставить на комбинате наместника, чтобы самому наслаждаться прелестями заграничной жизни, подальше от Свиридовска, где ему, Барину, по улицам не только ходить, но и на бронированном лимузине ездить можно было только с охраной» («Советская Россия»- 20.04.08.- «Сантехник Парамонов и адмирал Порожняк»).

6. Символ, как элемент разоблачения. Это самый распространенный символ, который применяется в памфлетах. Например, в знаменитом романе-памфлете известного французского писателя Анатоля Франса "Остров пингвинов". В журналистике часто встречается в современных памфлетах. Например, в памфлете казахского журналиста и писателя Турсынжана Шапая "Современные Мыркымбаи", в котором он критикует "нового казаха" - современного "Мыркымбая", падкого до всего "нового", но не разбирающегося в истинной сути вещей.

Образ - символ, как в литературе, так и в журналистике играет огромную роль в специфическом донесении нужной информации до читателя. Особенно образ-символ выходит на первый план в годы тоталитарного режима, когда невозможно прямо высказывать истину. Он часто применялся журналистами и писателями в произведениях литературы и публицистики, в советской действительности. А при смене формации, в конце 80-ых и в начале 90-ых годов литературные произведения со сложной системой символов "отошли" на второй план, уступая место публицистике с ее достоверностью и адресностью фактов.

В настоящее время авторы газетных памфлетов делают своими героями уже известных литературных персонажей (хотя зачастую трансформируя имена или фамилии), несколько связывая старые и новые истории:

вырезано

Цитация довольно распространенный стиль шутливого общения, в котором практически нет места личному началу, обмен репликами носит автоматический характер и весь смысл состоит в жонглировании репликами-цитатами из популярных фильмов, песен, рекламы и др. текстов массовой культуры. В известной мере этот материал отражен в словарях [Белянин, Бутенко 1993]. Прибегая к аллюзиям и реминисценциям, которые соответственно закавычиваются в ходе повествования, автор использует своеобразную игру, закавычивая слова и выражения, употребляемые им в ироничном смысле:

«Поэтому они разом вдруг стали «немыми» на несколько лет. У Бруно-Ясенского есть слова: «Бойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласия... » Депутат Р. Эйгим очень редко появлялся на заседаниях гордумы. По примеру Ильи Муромца из славного города Мурома «оппозиция» дремала, но дрема была преступной. Чем так похожи Р.Эйгим и Р.Строде? Во времена правления «светочей» разрушен до основания гаражный кооператив «Лигинишки». От моего гаража осталась только яма. Во времена правления «путников » разрушен до основания гаражный кооператив «Драудзиба-2». Весь кирпич пошел на строительство домов «дворни» и «холопов» от той и нынешней гордумы. А вспомним «войну» гаражного кооператива «Треугольник » с гордумой по поводу приватизации. Какая намечалась афера? Кстати, интересно выразилась по «ДауТКому» Рита Альбертовна: «У нас заводов навалом, но нет заказов». Какая «продуманная » речь! Какая «ширь» кругозора!» («Миллион» – 17.03.09. – «От тотального пессимизма до эндогенного психоза - один шаг»).

Таким образом, памфлетный текст насыщен разнообразными проявлениями авторского «я», многие из которых содержат в своей основе различного рода мистификации. Публицист может надевать на себя маску бесстрастного рассказчика, представлять себя очевидцем событий, другом читателя. Иногда памфлетист предстает сторонним наблюдателем, что не мешает чувствовать его уверенную сатирическую позицию.

вырезано

Заключение

Памфлет является видом политически насыщенной, публицистической по преимуществу (иногда философской, научной и т. п.) литературы, который в некоторых отношениях близок к художественно-литературной сатире. Памфлетный жанр в наши дни, которые войдут в историю как время информационных войн, вновь стал одним из самых популярных. Самые известные памфлетисты наших дней - это С.Доренко, М.Леонтьев (ОРТ), В.Третьяков («Независимая га­зета»), А.Минкин («Новая газета»), М.Стуруа, М.Дейч («Мос­ковский комсомолец»), В.Шендерович (НТВ, «Московские но­вости»), А.Черкизов («Эхо Москвы»).

Негативная направленность, которая характеризует памфлет, — его установка на отрицание, разоблачение, осмеяние, — роднит памфлет с сатирическими видами художественной литературы: памфлет ироничен, полемичен. Отсюда художественная манера памфлетиста усложняется ещё и особенностями художественно-литературной сатиры, различными видами иронии, гиперболизации и т. п.

Полемическое противостояние различных точек зрения — жанроформирующий признак памфлета. Диалектическое пони­мание истины предполагает относительность добытого знания на каждом этапе, отказ от устаревших представлений и нахож­дение взамен им новых истин. Полемические тенденции могут находить свое выражение в тексте в двух вариантах: автор либо опровергает определенную систему мнений, подвергает ее критике, основываясь на выска­зываниях оппонента, либо высказывает свою точку зрения, ут­верждая ее в полемике, диалоге с собеседником.

Присущие памфлету как жанру черты – тенденциозность, злободневность, полемическая направленность – складываются ещё в древности в обличительных речах, так называемых диатрибах и инвективах. Диатриба беседа на философские, главным образом моральные темы, включающая уничтожающую полемику с воображаемым противником, с резкими нападками личного характера. Жанр диатрибы впоследствии лёг в основу христианской проповеди. Жанровый архетип инвективы обличительное послание, ради опровержения противника широко использующее нападки на личные его черты, нравственные и интимные качества. Со­временная инвектива - это жанр оскорбительной, отталкиваю­щей, жестокой, безжалостной насмешки, основанной на антипа­тии. Инвектива использует ради оскорбления разнообразные средства негативной оценки - от экспрессивных слов и оборо­тов, находящихся в пределах литературного словоупотребления, до негативно ориентированной и бранной лексики. Огрубение на лексическом уровне выражается, в частности, в более широком употреблении вульгаризмов, грубых просторечных и жаргонных слов и выражений.

Автор-сатирик использует весь арсенал художественно-выразительных средств. Однако их функции связаны с созданием юмористической или сатирической ситуации, они обостряют нарисованные автором противоречия и вызывают здоровый иронический скепсис. Одним из самых распространенных приемов, использующихся в памфлете, является гротеск. Для данного типа художественной образности характерна амбивалентность, целостность и нерасчлененность изображения обоих полюсов становления: и нового, и старого, и умирающего, и рождающегося.

Памфлетный текст насыщен разнообразными проявлениями авторского «я», многие из которых содержат в своей основе различного рода мистификации. Публицист может надевать на себя маску бесстрастного рассказчика, представлять себя очевидцем событий, другом читателя. Иногда памфлетист предстает сторонним наблюдателем, что не мешает чувствовать его уверенную сатирическую позицию. Одним из наиболее популярных средств комического, определяющим памфлет, можно считать псевдо­ним, которым автор подписывает текст. Публицист зачастую прибегает к оценке существующих норм и правил в языке, так как последний является одним из важнейших инструментов выражения мыслей, чувств пишущего. Языковая игра может быть выражена в газетном тексте и через театрализацию действий, когда журналист сам выступает в качестве актёра или представляет своих героев через известные персонажи истории, литературы. Жизнь героев мифологизируется. Знаковость роли предопределяет и характер интерпретаций, служит своеобразной платформой для оценок, вовлекая читателя в полемику и с автором, и с его героем.

Список литературы

Алтунян А. О собирателях земли Русской: Жириновский как публи­цист // Вопросы литературы. 1996. – № 3. – С. 82-86.

Баранов А.Н. Жаргон в контексте постмодернизма // Юганов И., Юганова Ф. Словарь русского сленга. Сленговые слова и выражения 1960 - 90-х годов. - М., 1997. – С. 283–302.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.

Белянин В.П., Бутенко И.К. Толковый словарь современных разговорных фразеологизмов и присловий. – М., 1993.

Благодаров С. Почему в Калмыкии все люди счастливы // Комсомольская правда. 1999 (21 окт.) – С. 7.

Богоявленская Ю.В. Парцелляция в русском и французском языках. – М., 1976.

Богуславская Н.Е., Гиниатуллин И.А. Культурно-речевые аспекты разго­ворного текста // Человек. Текст. Культура. – Екатеринбург, 1994.

Гаспаров М. Л. Античная литературная басня. – М., 1972.

Гуревич С.М. Номер газеты. – М., 2002.

Дмитриев В. Замаскированная литература. – М., 1973.

Засурский И. Масс-медиа второй республики. – М., 1999.

Какорина Е.В. Стилистический облик оппозиционной прессы // Русский язык конца ХХ столетия. – М., 2000.

Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе. – М., 1971.

Котюрова М.П. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М., 2003.

Кройчик Л.Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С.Г. Корконосенко. – СПб., 2000. – С. 125-168.

Крысин Л.П. О некоторых изменениях в русском языке XX века // Исследования по славянским языкам. – № 5. – Сеул, 2000. – С. 63-91.

Ланн Е. Литературная мистификация. — М.-Л., 1930.

Литературная энциклопедия в 11 томах / Под ред. Л.Т. Тимофеева. Т.8. — М., 1934.

Манн Ю.В. О гротеске в литературе. – М., 1966.

Нариньяни С.Д. Со спичкой вокруг солнца: Фельетоны. – М., 1975.

Панкина О. Г. Зарубежная коммунистическая и рабочая журналистика. – М., 1989.

Паперный З. За здоровый смех! (Опыт научно-популярного пособия.) – Юность. 1964. – № 7. – С. 17-22.

Плещенко Т.П. Стилистика и культура речи: уч. пособие / Т.П. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет; под ред. П.П. Шубы. – Мн., 2001.

Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное пособие. – 2-е издание. – М., 1995.

Роттердамский Э. Похвала глупости. – М., 1960.

Сатира и юмор в дни Великой Отечественной войны //Вопросы литературы. 1985. –№ 5. – С. 243-247.

Свифт Д. Рассуждение о неудобстве уничтожения христианства в Англии // Собрание сочинений в 3 томах. Т. 3. – М., 2008. – С. 181-195.

Тарле Е.В. Сочинения. Т. VI. – М.,1959.

Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной публицистики. – СПб., 2000.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати. – М., 2000.

Тимченко КС. Типообразующие элементы экстремистского издания // Типология печати: Проблемы теории и практики / Отв. ред. БЛ. Мисонжников. – СПб., 1999.

Сатирические журналы Н.И. Новикова // Под ред. и с коммент. П.Н. Беркова. – М., Л. 1951.

Симкин Я.Р. Сатирическая публицистика. – Ростов-на-Дону, 1976.

Солганик Г.Я. Стиль репортажа. – М., 1970.

Стуруа М. Необыкновенные приключения Тарзана в стране дураков II // Московский комсомолец. 2000. (11 апр.) – С. 9.

Стюфляева М. Образные ресурсы публицистики. – М., 1982.

Тилле А.А. VIP герои российской политики. – М., 2003.

Тимченко К.С. Типообразующие элементы экстремистского издания //Типология печати: Проблемы теории и пратики/Отв.ред. БЛ. Мисонжников. СПб., 1999. С. 107-122.

Ткачев П. Сатиры злой звенящая струна… (о памфлете). – Минск, 1974.

Ученова В.В. У истоков публицистики. – М., 1989.

Чепкина Э.В. Код иронии в журналистских текстах // Вопросы стилистики. Вып. 28. – Саратов, 1999. – С. 188-194.

Шмелев Д.Н. Лексика. – М., 1977.

Щелкунова Е.С. Многоуровневая структура публицистического текста // Коммуникации в современном мире. – Воронеж, 2002. – С. 115-116.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – М., 2008.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  169  170  171   ..