МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Камчатский филиал
Федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный университет туризма и сервиса»
(Камчатский филиал ФГОУВПО «РГУТиС»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
студентам заочной формы обучения
отделения среднего профессионального образования
по подготовке к зачетам, экзаменам и
написанию письменных работ
(на базе основного общего образования)
1 курс 2 семестр
специальность 080106 «Финансы (по отраслям)»
Петропавловск-Камчатский
2010
Методические рекомендации студентам заочной формы обучения отделения среднего профессионального образования по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию письменных работ – П.-Камчатский: Камчатский филиал ФГОУ ВПО «РГУТиС», 2010
Методические рекомендации студентам заочной формы обучения отделения среднего профессионального образования по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию письменных работ разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебно-методическим материалам.
Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании предметно-цикловой комиссии
Протокол № 1
от «15» сентября 2010 г.
Председатель ПЦК
по общепрофессиональным и специальным
дисциплинам специальности
«Право и организация социального обеспечения»
преподаватель отделения СПО Л.В.Бабкина
Председатель ПЦК
по экономическим, математическим и
естественнонаучным дисциплинам
доцент каф. «Экономика и информатика» Е.А.Бирич
Председатель ПЦК
по общепрофессиональным и специальным
дисциплинам специальности
«Менеджмент (по отраслям)» и «Туризм»
старший преподаватель Т.Ю.Ращупкина
Председатель ПЦК
по общеобразовательным, гуманитарным,
социальным дисциплинам
преподаватель отделения СПО И.А. Охрименко
Методические рекомендации одобрены
на заседании Научно-методической секции
Камчатского филиала ФГОУВПО «РГУТиС»
Протокол № _____ от «____»__________20___ г.
Председатель А.М. Себекин
Содержание
1. Состав учебных дисциплин ……………………………………………………………
|
|
2. Методические рекомендации ………………………………………………………..
|
|
2.1. Общие положения по отработке учебного плана 1-го семестра обучения ……
|
|
2.2. Методические рекомендации по написанию письменной (контрольной) работы ……………………………………………………………………………………
|
|
2.3. Пофамильный перечень распределения вариантов/тем контрольных работ/ов …………………………………………………………………………...
|
|
3. Перечень вопросов для подготовки к экзамену, зачету, тем письменных (контрольных, курсовых) работ по учебным дисциплинам ……………………………
|
|
3.1. История ………………………………………………………………………….
|
|
3.2. Обществознание………………………………………………………………………
|
|
3.3. Экология ……………………………………………………………………
|
|
3.4. Физика ………………………………………………………………………….
|
|
3.5. Химия …………………………………………………………………………...
|
|
3.6. Биология ……………………………………………………………………………..
|
|
4. Условия проведения зачета ……………………………………………………………
|
|
5. Условия проведения экзамена …………………………………………………………
|
|
|
|
1. Состав учебных дисциплин 2-го семестра обучения
|
Наименование дисциплины
|
Формы текущего контроля знаний студента
|
2 семестр
|
зач.
|
экз.
|
к/р
|
курс.
|
|
1.
|
История
|
+
|
|
+
|
|
|
2.
|
Обществознание
|
|
+
|
|
|
|
3.
|
Экология
|
+
|
|
+
|
|
|
4.
|
Физика
|
+
|
|
|
|
|
5.
|
Химия
|
+
|
|
|
|
|
6.
|
Биология
|
+
|
|
|
|
|
2. Методические рекомендации
2.1. Общие положения по отработке учебного плана (программы) 1-го семестра обучения.
В межсессионный период Вам предстоит самостоятельно освоить вышеперечисленные учебные дисциплины. В процессе изучения учебных дисциплин необходимо выполнить домашнее задание – написать контрольную работу по одной из указанных по дисциплине тем. Более подробную информацию по написанию контрольных или курсовых работ Вы найдете в Разделе 2.2. настоящего пособия.
В ходе сессии планируется чтение проблемных лекций, развитие творческого мышления и профессиональных навыков. В этот же период осуществляется текущий контроль личностных изменений студента в рамках будущей профессиональной деятельности, а также итоговый контроль (экзамен, зачет) выходных знаний подготовки специалиста. Особое внимание обратите на индивидуализацию образования, так как согласно Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования на аудиторные занятия отводится 10% объема часов учебной дисциплины, остальная часть – 90% – изучается студентами самостоятельно.
За более подробной информацией обращайтесь в деканат отделения среднего профессионального образования или к преподавателю учебной дисциплины.
2.2. Методические рекомендации по написанию письменной (контрольной) работы
Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, следует ознакомиться с методическими указаниями, внимательно изучить рекомендованный материал и соответствующую литературу.
Срок сдачи работы
– за один месяц до начала экзаменационной сессии, но не позднее 2-х недель. Студент, не представивший контрольную работу в установленный срок, на сессию не вызывается.
1. Варианты контрольных работ выбираются в соответствии с примечанием к тематике контрольных работ. Если, во время зачета (экзамена), будет выяснено, что номер варианта контрольной работы не совпадает с указанным в п.2.3. данного методического пособия, то данный факт будет расценен, как невыполнение работы, и студент не будет допущен к зачету (экзамену).
2. Контрольная работа выполняется в ученической тонкой тетради. Страницы нумеруются. Не допускается использование красных чернил.
3. Ответ на вопрос должен быть достаточно полным, в соответствии с поставленным вопросом, необходимо излагать главное по сути вопроса своими словами. Ответ на вопрос можно проиллюстрировать необходимыми материалами.
4. В контрольной работе не допускается использование никаких сокращений, кроме общепринятых; т.д., т.п., и других.
5. Обязательны поля на страницах не менее 20 мм. – для пометок и замечаний преподавателя.
6. Каждый новый вопрос нужно начинать с новой страницы, а в конце контрольной работы необходимо оставить чистый лист для рецензии преподавателя.
7. Выполненную в срок контрольную работу следует своевременно сдать в учебное заведение.
8. После получения зачтенной работы необходимо внимательно изучить рецензию и все замечания преподавателя, обратить внимание на ошибки и доработать материал, если в этом будет необходимость. Незачтенная работа выполняется заново или исправляется частично, по указанию преподавателя.
9. Зачтенная предъявляется на экзамене (зачете).
Если возникнут трудности в понимании какого-либо вопроса или в ответе на него, следует обратиться за консультацией к преподавателю.
Требования к оформлению титульного листа:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Камчатский филиал
Федерального государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Российский государственный университет туризма и сервиса»
(Камчатский филиал ФГОУВПО «РГУТиС»)
Кафедра __________________________
специальность 080106 «Финансы (по отраслям)»
по учебной дисциплине «____________________»
Вариант контрольной работы № _____
Выполнена студентом (кой) Ивановым Иваном Ивановичем
Форма обучения заочная 1 курс группа ЗСПФ-10 № зач. кн. _______
Научный руководитель ______________________________
Дата сдачи на рецензирование «___» _________________________2010г.
Дата защиты «___» ______________2010 г.
Результат защиты ________________
Подпись преподавателя ____________________
Петропавловск-Камчатский
2010 г.
2.3. Пофамильный перечень распределения вариантов/тем контрольных работ/ов
№
|
Ф.И.О. студента
|
вариант/тема контрольной работы/ов
|
история
|
экология
|
химия
|
биология
|
1.
|
Акчурин Р.Х
|
1
|
1
|
1
|
1, 20
|
2.
|
Баранов В.В.
|
2
|
2
|
2
|
2, 21
|
3.
|
Баранова Я.А.
|
3
|
3
|
3
|
3, 22
|
4.
|
Бугаев А.В.
|
4
|
4
|
4
|
4, 23
|
5.
|
Бугаева Е.В.
|
5
|
5
|
5
|
5, 24
|
6.
|
Гимранова О.Ю.
|
6
|
6
|
6
|
6, 25
|
7.
|
Григорьева Е.Г.
|
7
|
7
|
7
|
7, 26
|
8.
|
Значковская А.В.
|
8
|
8
|
8
|
8, 27
|
9.
|
Зуева М.И.
|
9
|
9
|
9
|
9,28
|
10.
|
Карпович А.Д.
|
10
|
10
|
10
|
10, 29
|
11.
|
Молчанов В.И.
|
11
|
11
|
1
|
11, 30
|
12.
|
Николаев Д.Н.
|
12
|
12
|
2
|
12, 31
|
13.
|
Пак А.А.
|
13
|
13
|
3
|
13, 32
|
14.
|
Пак Н.С.
|
14
|
14
|
4
|
14, 33
|
15.
|
Попова И.О.
|
15
|
15
|
5
|
15, 34
|
16.
|
Рогачев С.О.
|
16
|
16
|
6
|
16, 35
|
17.
|
Рощенюк Е.С.
|
17
|
17
|
7
|
17, 36
|
18.
|
Савенкова Я.А.
|
18
|
18
|
8
|
18, 37
|
19.
|
Савкин А.М.
|
19
|
19
|
9
|
19, 38
|
20.
|
Саргсян Ш.Р.
|
20
|
20
|
10
|
20, 39
|
21.
|
Серебрякова В.С.
|
21
|
1
|
1
|
21, 40
|
22.
|
Син В.Д.
|
22
|
2
|
2
|
22, 41
|
23.
|
Тричик О.П.
|
23
|
3
|
3
|
23, 42
|
24.
|
Тумасова Я.Г.
|
24
|
4
|
4
|
24, 43
|
25.
|
Уральцев В.Ю.
|
1
|
5
|
5
|
25, 1
|
26.
|
Фёдорова К.С.
|
2
|
6
|
6
|
26, 2
|
3. Перечень вопросов для подготовки к экзамену, зачету, тем письменных (контрольных) работ по учебным дисциплинам
3.1. История
Тема 1:Восточные славяне и их соседи в
VI-
IX веках.
План темы:
1. Периодизация истории.
2. Периодизация первобытнообщинного строя.
3. Общая характеристика первобытнообщинного строя.
4. Античные города-государства Северного Причерноморья.
5. Восточные славяне.
6. Соседи восточных славян.
7. Общественно-политический строй восточных славян.
8. Занятия восточных славян.
9. Религия восточных славян.
Список литературы:
1. История России. Пособие для абитуриентов. Под ред. И.Я. Фроянова. СПб: 1992г., стр.6-21
2. Барг.М. Цивилизационный подход к истории. Коммунист.1991г №3.c.
3. Гумилев Л.Н. От Руси до России. СПб,1992г,стр.34-42
4. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. М.,1992г., стр.8-12
5. Наше Отечество. М..1991г.,Т.1,стр.8-18.
6. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России XI-начала XX века. М.,1991г., стр 7-34.
7. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. М., 1992г., стр.17-27.
8. Пушкарев С.Г. Обзор Русской истории. М.,1991г., стр. 5-19
Тема 2:Киевская Русь (
IX-середина
XII века).
План темы:
1. Предпосылки образования восточнославянского государства, пути его формирования, социально–политическая организация.
2. Социально-экономические отношения.
3. Социальный состав населения Древней Руси.
4. Политическая история Киевской Руси.
5. Принятие христианства.
6. Культура Древней Руси.
Список литературы:
1. Ключевский О.В. Сочинения. М., 1959. Т.6., с. 88-104, 144-156, 307-322.
2. Курбатов Г.Л., Фроянов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь. Л., 1988.
3. Ловмянский Х. Русь и норманны. М., 1985.
4. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987.
5. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.
6. Фроянов И.Я.. Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.
Тема 3. Упадок Киевской Руси и становление новых центров государственности в
XII-
XIII веках.
План темы:
1. Причины дробления Киевского государства.
2. Образование новых государственных центров.
3. Александр Невский и борьба Северо-западной Руси за свою независимость.
4. Нашествие монгольских завоевателей на Русь. Установление ига.
Список литературы:
1. Гумилев Л.Н. От Руси к России. С. 109-117.
2. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.
3. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. С.60-95.
4. Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. СПб., 1992.
Тема 4. Московское и Литовско-Русское государства в
XIV-
XV веках.
План темы:
1. Возвышение Москвы.
2. Образование Великорусского государства.
3. Литовско-Русское государство в XIII-XVI веках.
Список литературы:
1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.
2. Гумилев Л.Н. От Руси к России. С.145-155.
3. Дворниченко А.Ю. Русские земли великого княжества Литовского. СПб., 1993.
4. Думин С.В. Другая Русь. История Отечества. С.75-126.
5. Зимин А.А. Витязь на распутье. М., 1991.
6. История России. Пособие для абитуриентов. // Под. ред. И.Я. Фроянова. С.50-86.
7. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 1992. С. 62-71. 85-89, 113-120.
8. Кобрин В.Б., Юрганов А.Л. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси. / История СССР. 1991 - №4.
9. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. СПб., 1991.
10. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. С.92-134, 201-206.
11. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. С. 95-136.
12. Юрганов А.Л. У источников деспотизма. История Отечества. С.34-75.
Тема 5. Россия в
XVII веке.
План темы:
1. Смутное время (1598-1613 г.г.)
2. Социально-экономическое развитие и политический строй России в XVIIв.
3. Воссоединение Украины с Россией.
4. Россия в конце XVII века
Список литературы:
1. Бутанов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. М., 1989г.
2. Бутанов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М., 1991 г.
3. Ключевский В.О. Сочинения. Т.З
4. Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII в.в. М., 1937
5. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Стр. 151-186.
6. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII века.”Смута”. М., 1988г
7. Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990г
Тема 6: Реформы Петра Великого.
Список литературы:
1. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М.,1986г
2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989г
3. Каменский А. Под сенью Екатерины. Вторая половина XVIII века. СПб., 1992 г
4. Ключевский В.О. Сочинения. Т. 4. М., 1989 г., Т. 5. М., 1989г., стр. 5-184.
5. Козлов В.Т. Департамент фаворитов. М., 1990г
6. Мыльников А.С. Петр III. Вопросы истории. 1991г №4-5.
7. Окунь С.Б. История СССР (лекции). Ч.1 Конец XVIII- начало XIX века. Л.,1974. Стр. 3-130
8. Сорокин Н.А. Павел I. Вопросы истории, №11, 1989г
9. Эйдельман Н.Я. Грань веков. СПб,1992г
Тема 7: Эпоха дворцовых переворотов.
Список литературы:
1. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М.,1986г
3. Каменский А. Под сенью Екатерины. Вторая половина XVIII века. СПб., 1992 г
2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989г
4. Ключевский В.О. Сочинения. Т. 4. М., 1989 г., Т. 5. М., 1989г., стр. 5-184.
5. Козлов В.Т. Департамент фаворитов. М., 1990г
6. Мыльников А.С. Петр III. Вопросы истории. 1991г №4-5.
7. Окунь С.Б. История СССР (лекции).Ч.1 Конец XVIII- начало XIX века. Л.,1974. Стр. 3-130
8. Сорокин Н.А. Павел I. Вопросы истории, №11, 1989г
9. Эйдельман Н.Я. Грань веков. СПб,1992г
Тема 8: Петр
III (1761-1762 г.г.).
Список литературы:
1. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М.,1986г
3. Каменский А. Под сенью Екатерины. Вторая половина XVIII века. СПб., 1992 г
2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989г
4. Ключевский В.О. Сочинения. Т. 4. М., 1989 г., Т. 5. М., 1989г., стр. 5-184.
5. Козлов В.Т. Департамент фаворитов. М., 1990г
6. Мыльников А.С. Петр III. Вопросы истории. 1991г №4-5.
7. Окунь С.Б. История СССР (лекции).Ч.1 Конец XVIII- начало XIX века. Л.,1974. Стр. 3-130
8. Сорокин Н.А. Павел I. Вопросы истории, №11, 1989г
9. Эйдельман Н.Я. Грань веков. СПб,1992г
Тема 9: “Золотой век” Екатерины
II (1762-1796 г.г.).
Список литературы:
1. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М.,1986г
3. Каменский А. Под сенью Екатерины. Вторая половина XVIII века. СПб., 1992 г
2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989г
4. Ключевский В.О. Сочинения. Т. 4. М., 1989 г., Т. 5. М., 1989г., стр. 5-184.
5. Козлов В.Т. Департамент фаворитов. М., 1990г
6. Мыльников А.С. Петр III. Вопросы истории. 1991г №4-5.
7. Окунь С.Б. История СССР (лекции).Ч.1 Конец XVIII- начало XIX века. Л.,1974. Стр. 3-130
8. Сорокин Н.А. Павел I. Вопросы истории, №11, 1989г
9. Эйдельман Н.Я. Грань веков. СПб,1992г
Тема 10: Противоречия личности в политике Павла
I (1796-1801 г.г.).
Список литературы:
1. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М.,1986г
3. Каменский А. Под сенью Екатерины. Вторая половина XVIII века. СПб., 1992 г
2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989г
4. Ключевский В.О. Сочинения. Т. 4. М., 1989 г., Т. 5. М., 1989г., стр. 5-184.
5. Козлов В.Т. Департамент фаворитов. М., 1990г
6. Мыльников А.С. Петр III. Вопросы истории. 1991г №4-5.
7. Окунь С.Б. История СССР (лекции).Ч.1 Конец XVIII- начало XIX века. Л.,1974. Стр. 3-130
8. Сорокин Н.А. Павел I. Вопросы истории, №11, 1989г
9. Эйдельман Н.Я. Грань веков. СПб,1992г
Тема 11: Реформаторская политика России в первой четверти
XIX века.
План темы:
1. “Эра либерализма”- реформы начала царствования.
2. Негласный комитет.
3. Крестьянский вопрос.
4. Школьная и университетская реформы.
5. Реформы государственного строя.
6. М.М. Сперанский. Проекты государственных преобразований.
Список литературы:
1. Ананьич Б.В. Чернуха В.Н. Первый шаг к революции. Родина. 1991,№9-10.
2. Корнилов А.А. курс истории России XIX в. Родина, 1991 г.,№9,10,11,12, 1992.,№1,3-5
3. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века. М., 1989г.
4. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Стр. 646-690.
5. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Стр. 238-311.
6. Эйдельман Н.Я. “Революция сверху” в России. М., 1989г.
Тема 12: Движение декабристов.
План темы:
1. Истоки декабризма.
2. Декабристские организации.
3. Восстание: планы и реальность.
4. Историческое значение восстания.
Список литературы:
1. Ананьич Б.В. Чернуха В.Н. Первый шаг к революции. Родина. 1991,№9-10.
2. Корнилов А.А. курс истории России XIX в. Родина, 1991 г.,№9,10,11,12, 1992.,№1,3-5
3. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века. М., 1989г.
4. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Стр. 646-690.
5. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Стр. 238-311.
6. Эйдельман Н.Я. “Революция сверху” в России. М., 1989г
Тема 13: Общественные течения 30-50-х годов
XIX века.
1. Особенности идейной жизни русского общества после подавления восстания декабристов.
2. Общественно-политические учения в идейной жизни России
Список литературы:
1. Ананьич Б.В. Чернуха В.Н. Первый шаг к революции. Родина. 1991,№9-10.
2. Корнилов А.А. курс истории России XIX в. Родина, 1991 г.,№9,10,11,12, 1992.,№1,3-5
3. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века. М., 1989г.
4. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Стр. 646-690.
5. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Стр. 238-311.
6. Эйдельман Н.Я. “Революция сверху” в России. М., 1989г.
Тема 14: Россия во второй половине
XIX века. Эпоха великих реформ.
План темы:
1. Предпосылки реформ.
2. Подготовка реформ. Проекты освобождения крестьян.
3. Проведение реформ.
4. Итоги реформ.
Список литературы:
1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990 г., гл. 1-5.
2. Витте Н.А. Воспоминания. Т.1. М., 1960г.
3. История Отечества :люди, идеи, решения. Очерки истории России IX века-начала XX века. Стр. 293-325.
4. История России XIX-XX веков. Курс лекций. Часть 1. Брянск,1992г.
5. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся. Полн. собр. соч. Т. 2, стр 505-550
6. Милюков П.Н. Воспоминания. Т.1. часть 1-4. М.,1990г.
7. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.1
8. Ольденбург С.С. Царствования императора Николая II. СПб. 1991г.
9. Пантин И., Плимак Е. Россия XVIII-XX веков. Тип “запоздавшего” исторического развития. Коммунист, 1991, №11.
10. Плеханов Г.В. Русский рабочий в революционном движении. М., 1989г.
Тема 15: Первая российская революция 1905-1907 гг.
План темы:
1. Причины революции.
2. Политические партии и движения накануне революции.
3. Начало революции.
.4. Парламентаризм и политические партии в революции.
5. Итоги революции.
Список литературы:
1. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М.,1991 г.
2. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М.,1991г.
3. История России XIX-XX вв. Курс лекций. Ч.1.
Тема 16: Столыпинская аграрная реформа 1906-1910 гг.
План темы:
1. Предпосылки аграрной реформы.
2. Государственная дума
3. Итоги реформы.(смерть Столыпина)
Список литературы:
1. Верт Н. История Советского государства 1900-1991, гл. 3-4.
2. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М.,1991 г.
3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М.,1991г.
4. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2.
5. Суханов Н.Н. Записки о революции. Т. 1-3. М., 1991-1992гг.
Тема 17: Великая Октябрьская социалистическая революция и первые шаги Советского государства.
План темы:
1. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде, Москве.
2. II всероссийский сьезд Советов и первые декреты Советской власти.
3. Продвижение советской власти в провинции.
4. Внешняя политика: выход из войны.
5. Конституция 1918 года.
Список литературы:
1. Карр Э.Х. Русская революция от Ленина до Сталина 1917-1929 гг. М., 1990 г.
2. Верт Н. История Советского государства 1900-1991, гл. 3-4.
3. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М.,1991 г.
4. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М.,1991г.
5. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2.
6. Суханов Н.Н. Записки о революции. Т. 1-3. М., 1991-1992гг.
7. История России XIX-XX вв. Курс лекций. Ч.1.
Тема 18: Страна Советов в период гражданской войны и интервенции.
План темы:
1. Причины войны и интервенции.
2. Военные действия 1918 года, 1919-1920 гг.
3. Национальный вопрос и образование новых советских республик в 1918-1921 годах.
4. Внутренняя политика Советской власти: “военный коммунизм”.
5. Причины свертывания “Военного коммунизма”.
Список литературы:
1. Верт Н. История Советского государства 1900-1991, гл. 3-4.
2. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М.,1991 г.
3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М.,1991г.
4. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2.
5. Суханов Н.Н. Записки о революции. Т. 1-3. М., 1991-1992гг.
6. История России XIX-XX вв. Курс лекций. Ч.1.
Тема 19: СССР в довоенный период (1921-июнь 1941 г.г).
План темы:
1. Социально-экономическая и политическая жизнь страны в 20-е годы (1921-1928гг.)
2. Социально-экономическое развитие советского общества в 30-е годы (1928-1941гг.)
3. Политическая система советского общества в 30-е годы.
Список литературы:
1. Бухарин Н.И. Избранные произведения . М., 1988г.
2. Валентинов Н. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. М., 1991г.
3. Верт Н. История Советского государства 1900-1991, гл. 5-7.
4. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В.Cталина. Кн. 1-2. М., 1991 г.
5. Гордон Л.А., Клонов Э.В. Что это было? М., 1989 г.
6. История России XIX-XX вв Курс лекций. Ч.2.
7. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2.
8. Они не молчали. М., 1991г.
9. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. М., 1991-1992 гг.
10. Сталин И.В. Сочинения. Т. 4-13.
11. Такер Р., Сталин. Путь к власти 1879-1929 гг. М., 1990г.
12. Троцкий Л.Д. Сталин. Т.2 М., 1990,стр. 214-286.
Тема 20: Великая Отечественная война (1941-1945 гг.).
План темы:
1. Положения перед войной.
2. Ход военных действий.
3. Военные действия на Дальнем Востоке.
4. Международные отношения после Второй мировой войны.
5. Итоги Великой Отечественной войны.
Список литературы:
1. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. Политический портрет Сталина. Кн.1-2.
2. Вторя мировая война. Истоки и причины. Круглый стол. Вопросы истории 1989г. №6.
3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. Стр. 217-283.
4. Наше Отечество. Т.2, стр. 379-428
Тема 21: СССР в послевоенные годы (1946-1953 гг.).
План темы:
1. Восстановление народного хозяйства после ВОВ.
2. Общественно-политическая жизнь страны после войны.
3. Политика в области науки и культуры.
4. Внешняя политика СССР после ВОВ.
Список литературы:
1. Антонов-Овсеенко. А. Берия. Юность 1988. №12.
2. Верт Н. История Советского государства 1900-1991. М., 1992г.
3. Гранин Д. Запретная глава. Знамя 1988, №2, стр. 126.
4. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. Стр. 284-308.
5. Корниенко Г.М. У истоков “холодной войны”. Новая и новейшая история,1991, №1
6. Кутузов В.А. Так называемое “ленинградское дело”. Вопросы истории КПСС,1989г. №3.
7. “Ленинградское дело”. Сборник материалов. Л., 1990г.
8. Суровая драма народа. М., 1989г. Ч.2.
Тема 22: СССР в середине 50-60-х годов
XX века.
План темы:
1. Общественно-политическое развитие.
22.2. Социально-экономическое развитие.
22.3. Социальные реформы.
22.4. Внешняя политика.
Список литературы:
1. Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990г.
2. Верт Н. История советского государства 1900-1991 г.
3. Зубкова Е.Ю. После войны: Маленков, Хрущев и “оттепель”. История Отечества, Ч. 2, стр.284-320.
4. Медведев Р.Н. С. Хрущев. Политическая биография. М., 1990г.
5. Наше Отечество. Т.2, стр. 439-478.
6. Политическая история Советского общества (материалы к курсу лекций).Выпуск 8
7. Свет и тени “великого десятилетия”. Л., 1989г.
8. Старков Б. Сто дней “лубянского маршала”. Родина 1993 г.№11
Тема 23: Нарастание противоречий в развитии советского общества (1965-1985 гг.)
План темы:
1. Общественно-политическое развитие.
2. Социально-экономическое развитие.
.3. Социальные реформы.
4. Внешняя политика
Список литературы:
1. Бурлацкий Ф.О. О Хрущеве, Андропове и не только о них… М., 1990г.
2. Зубкова Е.Ю. Опыт и уроки незавершенных поворотов 1956 и 1965 годов. Вопросы истории КПСС, 1988, №4
3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства, стр. 217-283.
4. Медведев Р.Н. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И.Брежнева. М.,1991г.
5. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. М.,1990г.
6. Наше Отечество. Т.2, стр. 479-544
Тема 24: Перестройка в СССР (апрель 1985-август 1991 гг.)
План темы:
1. М.С. Горбачев и новая политика.
2. Распад СССР и создание СНГ.
3. Внешняя политика 1985-1991 гг.
Список литературы:
1. Верт Н. История советского государства 1900-1991г.
2. Гласность. Насущные вопросы и необходимые ответы. М., 1989г.
3. Иного не дано. М., 1988г.
4. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства.
5. Наше Отечество. Т.2, стр. 545-611.
3.2. Обществознание
- Религия, ее роль в жизни общества.
- Власть. Роль политики в жизни общества.
- Право, его роль в жизни государства и общества.
- Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
- Наука в жизни современного общества.
- Политический режим, Демократия.
- Правоохранительные органы в Российской Федерации.
- Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
- Биологическое и социальное в человеке.
- Экономика и ее роль.
- Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве в России. Полномочия центра и субъектов Федерации.
- Экономические системы и собственность. Право собственности.
- Понятие “гражданское общество” и “правовое государство”.
- Предпринимательство.
- Социальные конфликты, пути их решения.
- Органы государственной власти Российской Федерации.
- Семья как малая группа.
- Особенности подросткового возраста.
- Социальные ценности и нормы. Мораль.
- Социальная структура общества.
- Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
- Рынок и рыночный механизм.
- Понятия “правовая форма” и “ нормативно правовой акт”. Отличие правовой нормы от норм морали.
- Экономические цели и функции государства.
- Мышление и речь.
- Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
- Налоги, уплачиваемые гражданами.
- Человек и его ближайшее окружение.
- Личность. Межличностные отношения.
- Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России
3.3. Экология
Тема 1.
Введение в дисциплину. Основные понятия экологии. Объем, смежные науки, литература.
Тема 2.
Термины и понятия, законы, правила, принципы.
Тема 3.
Популяция. Основы популяционной экологии
Тема 4.
Экологические факторы. Экологическая ниша. Трофическая пирамида.
Тема 5.
Среда жизни. Биоценоз, биоразнообразие. Экосистема. Биосфера. Глобальное потепление.
Вопросы к контрольной работе
Вариант 1
1. ПДК: дайте письменное объяснение.
2. Экологическая безопасность работ: при добыче полезных ископаемых.
Вариант 2
1. СД50
: дайте письменное объяснение на примере скармливания пестицидами медицинских мышей, крыс.
2. Красные Книги РФ и Камчатского края.
Вариант 3
1. Биологический вид: дайте объяснение и назовите примеры.
2. Биосфера, ноосфера.
Вариант 4
1. Трофическая пирамида.
2. Экологический мониторинг.
Вариант 5
1. Экология как наука: основоположники, задачи.
2. Продуценты и консументы (приведите примеры).
Вариант 6
1. Ареал: амфипацифический ареал (объясните письменно на примерах).
2. Экологическая безопасность работ: на речном промысле лососей.
.
Вариант 7
1 . Закономерности динамики популяции: скорость естественного роста (или падения).
2. Экологическая безопасность работ: при традиционном природопользовании.
Вариант 8
1 . Популяция.
2. Экологическая безопасность работ: на морском рыбном промысле.
Вариант 9
1 . Экологические зоны океана.
2. Факторы среды: антропогенные (антропические и техногенные).
Вариант 10
1. Сохранение биоразнообразия в водных экосистемах.
2. Экологические парадигмы и императивы: закон лимитирующего фактора Ю.Либиха.
Вариант 11
1. Экологические парадигмы и императивы: закон толерантности В. Шелдорфа.
2. Факторы среды: биотические.
Вариант 12
1. Экология – теоретическая основа природопользования: треугольник неразрывного блока природопользования.
2. Экзогенные и эндогенные экосистемы (назовите и опишите примеры).
Вариант 13
1. Малый круговорот веществ в долинно-речной экосистеме: поступление биогенов от лососей.
2. Модель устойчивой экосистемы.
Вариант 14
1. Особо охраняемые природные территории ООПТ.
2. Факторы среды: космические.
Вариант 15
1. Природные потоки энергии.
2. Солнечная радиация: прямая и рассеянная, альбедо земной поверхности.
«Парниковый эффект».
Вариант 16
1. Физические факторы среды.
2. Типы экосистем Камчатки.
Вариант 17
1. Экосистема шельфа: внутренний и внешний шельф.
2. Типы лесов Камчатки.
Вариант 18
1. Составляющие долинно-речной экосистемы.
2. Основные биотопы горно-тундровой экосистемы.
Вариант 19
1. Биотоп, биоценоз, сукцессия.
2. Биологическое разнообразие.
Вариант 20
1. Природная экосистема: ее три составляющих блока.
2. Первичные и вторичные (антропогенные) экосистемы.
Литература
Гиляров А.М.
Популяционная экология. – М.: МГУ, 1990. – 191 с.
Левин В.С., Коробков В.А.
Экология шельфа: проблемы промысла донных организмов – СПб.: Элмор, 1998. – 224 с.
Одум Ю.
Основы экологии. – М.: Мир, 1975. – 740 с.
Сметанин А.Н
. Экологические основы природопользования и сохранения биоразнообразия Камчатки. – Петропавловск-Камчатский: КФ МУПК, 2004. – 87 с.
Сметанин А.Н.
База данных по биологическому разнообразию природных экосистем Камчатки на основе использования политомического ключа. Учебное пособие. – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2005. – 326 с.
Сметанин А.Н., Демидов Н.Т.
Возникновение Камчатки и ее природа. – Ростов-на-Дону: Донской изд. дом, 2007. – 408 с.
Сметанин А Н.
Экологический ликбез (учебно-методическое справочное пособие). – Петропавловск-Камчатский: КФ РУК, 2009. – 62 с.
Стадницкий Г.В
. Законы экологии. Учебно-справочное пособие. – СПб, 2003. – 36 с.
Стадницкий Г.В.
Основы экологии. – СПб: Химиздат, 2003. – 88 с.
Христофорова Н.К.
Основы экологии. – Владивосток, 1999. – 516 с.
Дополнительная литература
Балковский Б.Е.
Цифровой политомический ключ для определения растений. – Киев: Наукова думка, 1964. – 36 с.
Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Камчатской области и Корякского автономного округа в 2003 году». – Петропавловск-Камчатский, 2004. – 205 с.
Каталог позвоночных Камчатки и сопредельных морских акваторий. – Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 2000. – 166 с.
Корчмит В.А.
Пути устойчивого эколого-экономического развития Корякского автономного округа. – М: МГУ, 1999. – 173 с.
Морозов В.Л,, Белая Г.А.
Экология дальневосточного крупнотравья. – М.: Наука, 1988. – 255 с.
Науменко А.Т., Лобков Е.Г., Никаноров А.Н.
Кроноцкий заповедник. – М.: Агропромиздат, 1986. – 192 с., ил.
Областная целевая программа «Экология и природные ресурсы Камчатской области (2003-2010 годы)». – Петропавловск-Камчатский: Совет народных депутатов Камчатской области, 2003. – 130 с.
Рассохина Л.И.
К вопросу об охраняемых территориях полуострова Камчатка // Природоохранительные территории и акватории Дальнего Востока и проблемы сохранения биологического разнообразия. – Владивосток, 1991. – С. 10–12.
Сметанин А.Н.
О связи динамики ската мальков лососевых рыб в р. Кичиге (Северо-восточная Камчатка) с особенностями циклонической деятельности // Исследование и динамика численности промысловых рыб Камчатского шельфа, вып. 1, часть 1. – Петропавловск-Камчатский: 1991. – С. 127–132.
Сметанин А.Н
. Нерестовые реки Камчатки на грани экологического кризиса // Природоохранительные территории и акватории Дальнего Востока и проблемы сохранения биологического разнообразия. – Владивосток: изд. ДВО АН СССР, 1991. – С. 63–66.
Сметанин А.Н
. Национальные парки в экологическом каркасе Камчатки // Природоохранные территории и акватории Дальнего Востока и проблемы сохранения биологического разнообразия. – Владивосток: ДВО АН СССР, 1991. – С. 54–57.
Сметанин А.Н.
Определяющие факторы развития биоты Камчатки (на примере насекомых) // Успехи энтомологии в СССР. Экология и фаунистика, небольшие отряды насекомых: материалы Х съезда ВЭО (11–15 сентября 1989 г.). – СПб., 1993. – С. 68–69.
Сметанин А.Н.
К обоснованию экологического каркаса Камчатки // Исследование и реконструирование ландшафтов Дальнего Востока и Сибири. – Владивосток: изд. ДВО РАН, 1993. – С. 198–207.
Сметанин А.Н.
Среда обитания лососей в р. Кичиге (Камчатка): гидрохимический состав воды и аномальные зоны // Иссл. и конструирование ландшафтов Дальнего Востока и Сибири, вып. 2. – Владивосток, изд-во ТИГ ДВО РАН, 1996. – С. 191–200.
Сметанин А.Н.
Экологическая безопасность в процессе изъятия природных ресурсов в экосистемах Камчатки // Проблемы и направления горно-промышленного освоения Камчатской области. – Петропавловск-Камчатский: КГАРФ,1997. – С. 69–70.
Сметанин А.Н
. Функциональная структура биологического разнообразия в экосистемах Камчатки // Социэкономические и экологические проблемы устойчивого развития территорий с уникальными и экстремальными природными условиями. – Петропавловск-Камчатский, 2001. – С. 215–217.
Сметанин А.Н.
Сохранение биоразнообразия в морских экосистемах Камчатки // Рациональное использование морских биоресурсов (материалы научно-технической конференции). – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2002. – С. 61–63.
Сметанин А.Н.
Остров Верхотурова – уникальный уголок Камчатки. – М.: ВИНИТИ, 2002, № 1263–В 2002. – 66 с.
Сметанин А.Н.
Биоразнообразие насекомых Камчатки. – М.: ВИНИТИ, 2002, № 1264–В 2002. – 359 с.
Сметанин А.Н.
Модель устойчивой экосистемы // Ресурсы и средства рациональной эксплуатации прибрежных акваторий Камчатки. Материалы научно-технической конференции (25–27 марта 2003 г.). – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2003. – С. 5–7.
Сметанин А.Н.
Среда обитания лососей в реках Камчатки. – М.: ВИНИТИ, 2002, № 1261-В 2002. – 27 с.
Сметанин А.Н.
Точка на карте: остров Верхотурова (Берингово море, Камчатка) // Природные науки на рубеже столетий (к 70-летию природно-географического факультета НДПУ). Материалы научно-практической конференции, 23–25 марта 2004 г. – Нежин, 2004. – С. 158–159.
Сметанин А. Н
. Методологические подходы к изучению структуры и функционального распределения биоты Камчатки с помощью инновационных технологий. – Инновационные процессы в образовании и науке: опыт, проблемы, перспективы // Материалы региональной научн.-практич. Конференции 2-6 февраля 2009 г. Ч. 1. – Петропавловск-Камчатский: КамчГУ им. В.Беринга, 2009. – С. 250-258.
Сметанин А. Н
. Структура и функциональное распределение биоты Камчатки.- Инновационные процессы в образовании и науке: опыт, проблемы, перспективы // Материалы региональной научн.-практич. Конференции 2-6 февраля 2009 г. Ч. 2. – Петропавловск-Камчатский: КамчГУ им. В.Беринга, 2009. – 12 с.
Ширков Э.И., Ширкова Е.Г., Дьяков М.Ю.
Эколого-экономическая оценка природных ресурсов прикамчатских вод Охотского моря // Экономические, социальные, правовые и экологические проблемы Охотского моря и пути их решения. Материалы региональной научно-практической конференции 23–25 ноября 2004 г. – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2004. – С. 219–123.
3.4. Физика
Контрольная работа по физике состоит из трех частей: «Кинематика. Динамика», «Основы молекулярно-кинетической теории. Термодинамика», «Основы электродинамики. Магнитное поле». Из каждого раздела необходимо решить один вариант теста. Перед каждым разделом помещены методические рекомендации с примерами решения задач.
Пофамильный перечень распределения вариантов
№
|
Ф.И.О. студента
|
«Кинематика. Динамика»
|
«Основы молекулярно-кинетической теории. Термодинамика»
|
Основы электродинамики. Магнитное поле»
|
1.
|
Акчурин Р.Х
|
1
|
3
|
2
|
2.
|
Баранов В.В.
|
2
|
4
|
3
|
3.
|
Баранова Я.А.
|
3
|
1
|
4
|
4.
|
Бугаев А.В.
|
4
|
2
|
1
|
5.
|
Бугаева Е.В.
|
1
|
3
|
2
|
6.
|
Гимранова О.Ю.
|
2
|
4
|
3
|
7.
|
Григорьева Е.Г.
|
3
|
1
|
4
|
8.
|
Значковская А.В.
|
4
|
2
|
1
|
9.
|
Зуева М.И.
|
1
|
3
|
2
|
10.
|
Карпович А.Д.
|
2
|
4
|
3
|
11.
|
Молчанов В.И.
|
3
|
1
|
4
|
12.
|
Николаев Д.Н.
|
4
|
2
|
1
|
13.
|
Пак А.А.
|
1
|
3
|
2
|
14.
|
Пак Н.С.
|
2
|
4
|
3
|
15.
|
Попова И.О.
|
3
|
1
|
4
|
16.
|
Рогачев С.О.
|
4
|
2
|
1
|
17.
|
Рощенюк Е.С.
|
1
|
3
|
2
|
18.
|
Савенкова Я.А.
|
2
|
4
|
3
|
19.
|
Савкин А.М.
|
3
|
1
|
4
|
20.
|
Саргсян Ш.Р.
|
4
|
2
|
1
|
21.
|
Серебрякова В.С.
|
1
|
3
|
2
|
22.
|
Син В.Д.
|
2
|
4
|
3
|
23.
|
Тричик О.П.
|
3
|
1
|
4
|
24.
|
Тумасова Я.Г.
|
4
|
2
|
1
|
25.
|
Уральцев В.Ю.
|
1
|
3
|
2
|
26.
|
Фёдорова К.С.
|
2
|
4
|
3
|
Методические указания к тесту № 1 по разделу
«Кинематика. Динамика»
Согласно программе по физике в разделе «Кинематика», вам необходимо свободно разбираться в следующих вопросах:
- Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Мгновенная скорость.
- Равномерное прямолинейное движение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном движении. Сложение скоростей.
- Ускорение. Прямолинейное движение тел с постоянным ускорением. Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном движении тел с постоянным ускорением.
- Свободное падение тел. Ускорение свободного падения.
- Равномерное движение по окружности. Ускорение при равномерном движении тела по окружности (центростремительное ускорение).
Согласно программе по физике в разделе «Динамика», вам необходимо свободно разбираться в следующих вопросах:
- Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета.
- Масса. Сила. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Центр тяжести.
- Третий закон Ньютона.
- Силы упругости. Закон Гука. Сита трения, коэффициент трения скольжения.
- Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела.
- Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. Движение искусственных спутников. Невесомость. Первая космическая скорость.
Примеры решения задач
1. Автомобиль движется из пункта А в пункт 6. Первые две трети расстояния между пунктами он двигался со скоростью 90 км/ч. Половину оставшегося времени движения его скорость была 54 км/ч. Остаток пути он проехал со скоростью 36 км/ч.
Найти среднюю скорость движения автомобиля на всём пути.
Дано: s1
= 2s/3; v1
= 90 км/ч = 25 м/с; t2
= t3
; v2
=54 км/ч =15 м/с; v3
= 36 км/ч = 10 м/с. Найти: v=s/t = ?
Решение. Расстояние s между пунктами автомобиль преодолел за время t. Следовательно, его средняя скорость v=s/t. Общее время его движения можно представить как t = t1
+ t2
+ t3
, где t1
, t2
и t3
- промежутки времени, в течение которых автомобиль двигался, соответственно, со скоростями v1
, v2
и v3
. Поскольку t1
= t2
, получаем t1
= t -2t2
С другой стороны, t1
= 2s/(3v1
). Оставшийся путь, пройденный автомобилем со скоростями v1
и v3
, равен s/3 = v2
t2
+ v3
t3
= (v2
+v3
)t2
. Отсюда t2
= s/(3(v2
+v3
)), и средняя скорость автомобиля на всём пути
v=
Подставляя в полученное выражение численное значение получаем v
= 67,5 км/ч
2. По реке вверх по течению параллельно берегу на расстоянии 200 м от него движется теплоход. К теплоходу от берега отправляется лодка с гребцом, движущаяся так, что направление её движения перпендикулярно берегу. Скорость течения реки 1 м/с. Скорости теплохода и лодки в неподвижной воде равны 5 и 1 .5 м/с соответственно. Через некоторое время лодка причаливает к теплоходу.
Каково расстояние между лодкой и теплоходом в момент отплытия лодки от берега?
Дано: s = 200 м; v0
= 1 м/с; v1
= 5 м/с; v2
= 1 .5 м/с.
Найти: s0
= ?
Решение. Расстояние между теплоходом и лодкой - это гипотенуза прямоугольного треугольника, катетами которого являются расстояние от лодки до места встречи с теплоходом и расстояние от теплохода до этого же места. Эти расстояния равны s1
(t) = vт
t и s2(t) = vл
t соответственно, где vт
и vл
- скорости теплохода и лодки относительно берега. Следовательно, расстояние между теплоходом и лодки в момент отплытия от берега
s0
=
Скорости теплохода и лодки относительно берега равна vт
= v1
-v0
, а t=s/vл
. Скорость лодки относительно берега можно представить как вертикальную сумму vл
= v0
+v2
. Легко увидеть , что vл
есть катет прямоугольного треугольника, гипотенуза которого равна v2
, а второй катет – v0
. Следовательно vл
=
, и время движения лодки. а следовательно, и теплохода, до места встречи равно t=
Таким образом, расстояние между лодкой и теплоходом в момент отплытия лодки от берега
s0
=
Подставляя в выражение численные данные имеем
s0
=
3. Два тела массами 4 и 2 кг, лежащие на горизонтальном столе, соединены невесомой нерастяжимой нитью, параллельной плоскости стола. К первому телу приложена сила, направленная вверх под углом 30° к горизонту. Под действием этой силы тела движутся по поверхности стола с ускорением. 2 м/с2
. Коэффициент трения тел о поверхность стола одинаков и равен 0.2.
Чему равна сила, приложенная к первому телу?
Дано: m1
=4кг; m2
= 2кг; α = 30с
; а = 2м/с2
; μ=0.2; g= 9.8м/с2
. Найти: F=?
Решение. На первое тело массой m1
действуют (см. рисунок) приложенная сила F, сила натяжения нити Т, сила тяжести m1
g, реакция стола N1
и сила трения FTp
1
. Спроецируем эти силы на оси координат, направив последние следующим образом: ось Ох- параллельно поверхности стола, ось Оу- вертикально вверх.
Так как движение тел происходит вдоль оси Ох, то второй закон Ньютона для первого тела будет иметь вид m1
= Fcos α- FTp
1
- Т.
Выражение для силы трения находим из проекции сил, приложенных к первому телу, на ось Оу. N1
- тg + Fsin α= 0. Отсюда сила трения первого тела о поверхность стола
FTp1
= μ N1
= m(m1
g – Fsin α).
Окончательное уравнение движения первого тела имеет вид. m1
а = Fcos α-m(m1
g- Fsin α) - Т.
Для второго тела, рассуждая аналогичным образом, можно получить выражение второго закона Ньютона в следующем виде: m2
a=T-mm2
g. Складывая последние два выражения, получаем: (m1
+m2
)a= Fcos α+ μFsin α+μFsin α – μ(m1
+m2
)g.
После несложных преобразований выражение для приложенной к первому телу силы приобретает вид F=
Подставляя численные значения, получаем F=
4. На тело массой 2 кг, лежащее на наклонной плоскости, образующей с горизонтом угол 30°, действует горизонтальная сила, направленная в сторону плоскости. Под её действием тело движется вверх по плоскости с ускорением 1 м/с2
. Коэффициент трения тела о плоскость 0.1 . Найти приложенную к телу горизонтальную силу.
Дано: m = 2 кг; α = 30°; а = 1 м/с2
;μ= 0.1; g = 9.8 м/с2. Найти: F= ?
Решение. На тело (см. рисунок), движущееся по наклонной плоскости, действуют приложенная горизонтальная сила F, сила тяжести mg, реакция плоскости N и сила трения Fтр
. Проецируя эти силы на ось Ох, параллельную наклонной плоскости, и ось Оу, перпендикулярную наклонной плоскости, получаем
mа = Fcos α -mg sin α -Fтр
, N-mg cos α -Fsin α=0.
Так как сила трения Fтр
=μN из первых двух уравнений с учетом выражения для силы трения второго закона Ньютона для движущихся по наклонной плоскости тела имеет вид mа = Fcos α -mg sin α –μ(mg cos α -Fsin α). Для приложенной горизонтальной силы получаем после несложных преобразований выражение. F=
Подставляя численные значения, получаем F=
Тест № 1 по разделу «Кинематика. Динамика»
Вариант 1
А 1.
Изменение высоты тела над поверхностью Земли с течением времени представлено на графике. Что можно сказать по этому графику о характере движения тела?
1. Тело движется по параболе.
2. Тело движется равномерно.
3. Тело движется с некоторым ускорением.
4. Скорость тела постепенно уменьшается.
А 2.
Движение тела описывается уравнением х =
12 + 0,2t + 0,75t2
. Определите скорость тела через 2 с после начала движения.
1. 0,95 м/с.
2. 3 м/с.
3. 3,2 м/с.
4. 6,2 м/с.
А 3
. С высокого обрыва свободно падает камень. Какова его скорость через 3 с от начала падения?
1. 30 м/с.
2. 10 м/с.
3. 3 м/с.
4. 2 м/с.
А 4
. Автомобиль движется со скоростью 40 м/с по закруглению дороги. Коэффициент трения резины об асфальт равен 0,4. Наименьший радиус поворота автомобиля...
1. 10 м.
2. 160 м.
3. 400 м.
4. 40 м.
А 5
. Тело массой 5 кг вращают в вертикальной плоскости на бечевке длиной 1 м. Бечевка рвется под действием силы, большей чем 100 Н. С какой максимальной частотой можно вращать это тело?
1. 0,3 Гц.
2. 0,5 Гц.
3. 0,7 Гц.
4. 0,9 Гц.
А 6.
Если на шарик не действуют никакие другие тела, то в инерциальной системе отсчета он...
1. постепенно останавливается.
2. колеблется около начального положения.
3. движется по окружности с постоянной по модулю скоростью.
4. движется с постоянной по модулю и направлению скоростью.
А 7.
Автомобиль тормозит под действием силы 150 Н. Масса автомобиля 1500 кг. С каким ускорением движется автомобиль?
1. 10 м/с2
.
2. 0,4 м/с2
.
3. 0,1м/с2
.
4. 2,25 м/с2
.
А 8.
Брусок массой 3 кг движется со скоростью 2 м/с. Каков импульс бруска?
1. 1,5 кг-с/м.
2. 6 кг.
м/с.
3. 0,67м/(с-кг).
4. 12кг-м2
/с2
.
А 9.
Для того чтобы уменьшить кинетическую энергию тела в 2 раза, надо скорость тела уменьшить в...
1. 2 раза.
2. √2
раз.
3. 4 раза.
4. 8 раз.
А 10.
На рисунке приведен график зависимости потенциальной энергии груза от высоты его подъема над поверхностью Земли. Какова масса этого груза?
А 11.
Упавший и отскочивший от земли мячик подпрыгивает на меньшую высоту, чем та, с которой он упал. Чем это объясняется?
1. Гравитационным притяжением мяча к земле.
2. Переходом при ударе кинетической энергии мяча в потенциальную.
3. Переходом при ударе потенциальной энергии мяча в кинетическую.
4. Переходом при ударе части механической энергии мяча во внутреннюю.
А 12.
Равновесие швабры, лежащей на подставке, объясняется...
1. устройством швабры.
2. равенством масс правой и левой частей швабры.
3. равенством сил, действующих на правую и левую части швабры.
4. равенством моментов сил, действующих на правую и левую части швабры.
Тест № 1 по разделу «Кинематика. Динамика»
Вариант 2
А 1.
На рисунке представлен график зависимости координаты автомобиля от времени. Какова скорость автомобиля?
1. -2 м/с.
2. -0,5 м/с.
3. 0,5 м/с.
4. 2 м/с.
А 2.
Между вспышкой молнии и раскатом грома, услышанного мальчиком, прошло 3 с. На каком расстоянии от него вспыхнула молния?
1. 510 м.
2. 2040 м.
3. 1020 м.
4. 110 м.
А 3.
Движение тела описывается уравнением х = 5 - 3
t
.
Определите координату тела через 5 с после начала движения.
1. –15 м.
2. –10 м.
3. 10 м.
4. 15 м.
А 4
. Стрелу выпустили вертикально вверх с начальной скоростью 35 м/с. Какова скорость стрелы через 3 с после выстрела?
1. 5 м/с.
2. 65 м/с.
3. 0.
4. 11,6 м/с.
А 5
. Скорость тела в инерциальной системе отсчета меняется согласно графику, представленному на рисунке. Какой график на втором рисунке отражает изменение с течением времени силы, действующей на это тело?
А 6.
Первый закон Ньютона утверждает, что...
1. скорость тела меняется при переходе из одной системы отсчета в другую.
2. в инерциальной системе отсчета скорость тела не меняется, если сумма сил, действующих на тело, равна нулю.
3. тела взаимодействуют с силами, равными по модулю, но противоположными по направлению.
4. на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила.
А 7.
Ворона летит со скоростью 6 м/с. Импульс вороны равен 1,8 кг•м/с. Чему равна масса вороны?
1. 10,8 кг.
2. 0,3 кг.
3. 0,1 кг.
4. 5,4 кг.
А 8.
Шарик скатывали с горки по трем разным желобам. В каком случае скорость шарика в конце пути наибольшая? Трением пренебречь.
1. В первом.
2. Во втором.
3. В третьем.
4. Во всех случаях скорость шарика одинакова.
А 9.
С каким ускорением движется брусок массой 10 кг под действием силы 5 Н?
1. 50 м/с2
.
2. 25 м/с2
.
3. 2 м/с2
.
4. 0,5 м/с2
.
А 10.
Камень брошен вертикально вверх. В момент броска он имел кинетическую энергию 30 Дж. Какую потенциальную энергию будет иметь камень в верхней точке траектории полета?
1. 0.
2. 15 Дж.
3. 30 Дж.
4. 300 Дж.
А 11.
Если многократно сжимать пружину, то она нагревается. Это можно объяснить тем, что...
1. потенциальная энергия пружины переходит в ее кинетическую энергию.
2. кинетическая энергия пружины переходит в ее потенциальную энергию.
3. часть механической энергии пружины переходит в ее внутреннюю энергию.
4. пружина нагревается при трении о воздух.
А 12.
Как изменится импульс санок, если на них в течение 5 с действует сила трения о снег, равная 20 Н?
1. Для ответа недостаточно данных.
2. Увеличится на 4 Н/с.
3. Увеличится на 100 кг•м/с.
4. Уменьшится на 100 кг•м/с.
Тест № 1 по разделу «Кинематика. Динамика»
Вариант 3
А 1.
Скорость стрелы, пущенной вертикально вверх, меняется со временем согласно графику на рисунке. В какой момент времени стрела достигла максимальной высоты подъема?
1. 1,5 с.
2. З с.
3. 4,5 с.
4. 6 с.
А 2.
По дорогам, пересекающимся под прямым углом, едут велосипедист и автомобиль. Скорости велосипедиста и автомобиля относительно придорожных столбов соответственно равны 8 и 15 м/с. Чему равен модуль скорости автомобиля относительно велосипедиста?
1. 7 м/с.
2. 13 м/с.
3. 17 м/с.
4. 23 м/с.
А 3.
На поверхность Марса тело падает с высоты 100 м примерно 7 с. С какой скоростью тело коснется поверхности Марса?
1. ≈ 14,3 м/с.
содержание ..
31
32
33 ..
|