Главная      Лекции     Лекции (разные) - часть 8

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  31  32  33   ..

 

 

Методические рекомендации студентам заочной формы обучения отделения среднего профессионального образования по подготовке к зачетам, экзаменам и

Методические рекомендации студентам заочной формы обучения отделения среднего профессионального образования по подготовке к зачетам, экзаменам и

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Камчатский филиал

Федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный университет туризма и сервиса»

(Камчатский филиал ФГОУВПО «РГУТиС»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

студентам заочной формы обучения

отделения среднего профессионального образования

по подготовке к зачетам, экзаменам и

написанию письменных работ

(на базе основного общего образования)

1 курс 2 семестр

специальность 080106 «Финансы (по отраслям)»

Петропавловск-Камчатский

2010


Методические рекомендации студентам заочной формы обучения отделения среднего профессионального образования по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию письменных работ – П.-Камчатский: Камчатский филиал ФГОУ ВПО «РГУТиС», 2010

Методические рекомендации студентам заочной формы обучения отделения среднего профессионального образования по подготовке к зачетам, экзаменам и написанию письменных работ разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к учебно-методическим материалам.

Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании предметно-цикловой комиссии

Протокол № 1 от «15» сентября 2010 г.

Председатель ПЦК

по общепрофессиональным и специальным

дисциплинам специальности

«Право и организация социального обеспечения»

преподаватель отделения СПО Л.В.Бабкина

Председатель ПЦК

по экономическим, математическим и

естественнонаучным дисциплинам

доцент каф. «Экономика и информатика» Е.А.Бирич

Председатель ПЦК

по общепрофессиональным и специальным

дисциплинам специальности

«Менеджмент (по отраслям)» и «Туризм»

старший преподаватель Т.Ю.Ращупкина

Председатель ПЦК

по общеобразовательным, гуманитарным,

социальным дисциплинам

преподаватель отделения СПО И.А. Охрименко

Методические рекомендации одобрены

на заседании Научно-методической секции

Камчатского филиала ФГОУВПО «РГУТиС»

Протокол № _____ от «____»__________20___ г.

Председатель А.М. Себекин


Содержание

1. Состав учебных дисциплин ……………………………………………………………

2. Методические рекомендации ………………………………………………………..

2.1. Общие положения по отработке учебного плана 1-го семестра обучения ……

2.2. Методические рекомендации по написанию письменной (контрольной) работы ……………………………………………………………………………………

2.3. Пофамильный перечень распределения вариантов/тем контрольных работ/ов …………………………………………………………………………...

3. Перечень вопросов для подготовки к экзамену, зачету, тем письменных (контрольных, курсовых) работ по учебным дисциплинам ……………………………

3.1. История ………………………………………………………………………….

3.2. Обществознание………………………………………………………………………

3.3. Экология ……………………………………………………………………

3.4. Физика ………………………………………………………………………….

3.5. Химия …………………………………………………………………………...

3.6. Биология ……………………………………………………………………………..

4. Условия проведения зачета ……………………………………………………………

5. Условия проведения экзамена …………………………………………………………

1. Состав учебных дисциплин 2-го семестра обучения

Наименование дисциплины

Формы текущего контроля знаний студента

2 семестр

зач.

экз.

к/р

курс.

1.

История

+

+

2.

Обществознание

+

3.

Экология

+

+

4.

Физика

+

5.

Химия

+

6.

Биология

+

2. Методические рекомендации

2.1. Общие положения по отработке учебного плана (программы) 1-го семестра обучения.

В межсессионный период Вам предстоит самостоятельно освоить вышеперечисленные учебные дисциплины. В процессе изучения учебных дисциплин необходимо выполнить домашнее задание – написать контрольную работу по одной из указанных по дисциплине тем. Более подробную информацию по написанию контрольных или курсовых работ Вы найдете в Разделе 2.2. настоящего пособия.

В ходе сессии планируется чтение проблемных лекций, развитие творческого мышления и профессиональных навыков. В этот же период осуществляется текущий контроль личностных изменений студента в рамках будущей профессиональной деятельности, а также итоговый контроль (экзамен, зачет) выходных знаний подготовки специалиста. Особое внимание обратите на индивидуализацию образования, так как согласно Государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования на аудиторные занятия отводится 10% объема часов учебной дисциплины, остальная часть – 90% – изучается студентами самостоятельно.

За более подробной информацией обращайтесь в деканат отделения среднего профессионального образования или к преподавателю учебной дисциплины.

2.2. Методические рекомендации по написанию письменной (контрольной) работы

Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, следует ознакомиться с методическими указаниями, внимательно изучить рекомендованный материал и соответствующую литературу.

Срок сдачи работы – за один месяц до начала экзаменационной сессии, но не позднее 2-х недель. Студент, не представивший контрольную работу в установленный срок, на сессию не вызывается.

1. Варианты контрольных работ выбираются в соответствии с примечанием к тематике контрольных работ. Если, во время зачета (экзамена), будет выяснено, что номер варианта контрольной работы не совпадает с указанным в п.2.3. данного методического пособия, то данный факт будет расценен, как невыполнение работы, и студент не будет допущен к зачету (экзамену).

2. Контрольная работа выполняется в ученической тонкой тетради. Страницы нумеруются. Не допускается использование красных чернил.

3. Ответ на вопрос должен быть достаточно полным, в соответствии с поставленным вопросом, необходимо излагать главное по сути вопроса своими словами. Ответ на вопрос можно проиллюстрировать необходимыми материалами.

4. В контрольной работе не допускается использование никаких сокращений, кроме общепринятых; т.д., т.п., и других.

5. Обязательны поля на страницах не менее 20 мм. – для пометок и замечаний преподавателя.

6. Каждый новый вопрос нужно начинать с новой страницы, а в конце контрольной работы необходимо оставить чистый лист для рецензии преподавателя.

7. Выполненную в срок контрольную работу следует своевременно сдать в учебное заведение.

8. После получения зачтенной работы необходимо внимательно изучить рецензию и все замечания преподавателя, обратить внимание на ошибки и доработать материал, если в этом будет необходимость. Незачтенная работа выполняется заново или исправляется частично, по указанию преподавателя.

9. Зачтенная предъявляется на экзамене (зачете).

Если возникнут трудности в понимании какого-либо вопроса или в ответе на него, следует обратиться за консультацией к преподавателю.

Требования к оформлению титульного листа:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Камчатский филиал

Федерального государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Российский государственный университет туризма и сервиса»

(Камчатский филиал ФГОУВПО «РГУТиС»)

Кафедра __________________________

специальность 080106 «Финансы (по отраслям)»

по учебной дисциплине «____________________»

Вариант контрольной работы № _____

Выполнена студентом (кой) Ивановым Иваном Ивановичем

Форма обучения заочная 1 курс группа ЗСПФ-10 № зач. кн. _______

Научный руководитель ______________________________

Дата сдачи на рецензирование «___» _________________________2010г.

Дата защиты «___» ______________2010 г.

Результат защиты ________________

Подпись преподавателя ____________________

Петропавловск-Камчатский

2010 г.

2.3. Пофамильный перечень распределения вариантов/тем контрольных работ/ов

Ф.И.О. студента

вариант/тема контрольной работы/ов

история

экология

химия

биология

1.

Акчурин Р.Х

1

1

1

1, 20

2.

Баранов В.В.

2

2

2

2, 21

3.

Баранова Я.А.

3

3

3

3, 22

4.

Бугаев А.В.

4

4

4

4, 23

5.

Бугаева Е.В.

5

5

5

5, 24

6.

Гимранова О.Ю.

6

6

6

6, 25

7.

Григорьева Е.Г.

7

7

7

7, 26

8.

Значковская А.В.

8

8

8

8, 27

9.

Зуева М.И.

9

9

9

9,28

10.

Карпович А.Д.

10

10

10

10, 29

11.

Молчанов В.И.

11

11

1

11, 30

12.

Николаев Д.Н.

12

12

2

12, 31

13.

Пак А.А.

13

13

3

13, 32

14.

Пак Н.С.

14

14

4

14, 33

15.

Попова И.О.

15

15

5

15, 34

16.

Рогачев С.О.

16

16

6

16, 35

17.

Рощенюк Е.С.

17

17

7

17, 36

18.

Савенкова Я.А.

18

18

8

18, 37

19.

Савкин А.М.

19

19

9

19, 38

20.

Саргсян Ш.Р.

20

20

10

20, 39

21.

Серебрякова В.С.

21

1

1

21, 40

22.

Син В.Д.

22

2

2

22, 41

23.

Тричик О.П.

23

3

3

23, 42

24.

Тумасова Я.Г.

24

4

4

24, 43

25.

Уральцев В.Ю.

1

5

5

25, 1

26.

Фёдорова К.С.

2

6

6

26, 2

3. Перечень вопросов для подготовки к экзамену, зачету, тем письменных (контрольных) работ по учебным дисциплинам

3.1. История

Тема 1:Восточные славяне и их соседи в VI- IX веках.

План темы:

1. Периодизация истории.

2. Периодизация первобытнообщинного строя.

3. Общая характеристика первобытнообщинного строя.

4. Античные города-государства Северного Причерноморья.

5. Восточные славяне.

6. Соседи восточных славян.

7. Общественно-политический строй восточных славян.

8. Занятия восточных славян.

9. Религия восточных славян.

Список литературы:

1. История России. Пособие для абитуриентов. Под ред. И.Я. Фроянова. СПб: 1992г., стр.6-21

2. Барг.М. Цивилизационный подход к истории. Коммунист.1991г №3.c.

3. Гумилев Л.Н. От Руси до России. СПб,1992г,стр.34-42

4. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. М.,1992г., стр.8-12

5. Наше Отечество. М..1991г.,Т.1,стр.8-18.

6. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России XI-начала XX века. М.,1991г., стр 7-34.

7. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. М., 1992г., стр.17-27.

8. Пушкарев С.Г. Обзор Русской истории. М.,1991г., стр. 5-19

Тема 2:Киевская Русь ( IX-середина XII века).

План темы:

1. Предпосылки образования восточнославянского государства, пути его формирования, социально–политическая организация.

2. Социально-экономические отношения.

3. Социальный состав населения Древней Руси.

4. Политическая история Киевской Руси.

5. Принятие христианства.

6. Культура Древней Руси.

Список литературы:

1. Ключевский О.В. Сочинения. М., 1959. Т.6., с. 88-104, 144-156, 307-322.

2. Курбатов Г.Л., Фроянов Э.Д., Фроянов И.Я. Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь. Л., 1988.

3. Ловмянский Х. Русь и норманны. М., 1985.

4. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. М., 1987.

5. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-политической истории. Л., 1980.

6. Фроянов И.Я.. Дворниченко А.Ю. Города-государства Древней Руси. Л., 1988.

Тема 3. Упадок Киевской Руси и становление новых центров государственности в XII- XIII веках.

План темы:

1. Причины дробления Киевского государства.

2. Образование новых государственных центров.

3. Александр Невский и борьба Северо-западной Руси за свою независимость.

4. Нашествие монгольских завоевателей на Русь. Установление ига.

Список литературы:

1. Гумилев Л.Н. От Руси к России. С. 109-117.

2. Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.

3. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. С.60-95.

4. Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. СПб., 1992.

Тема 4. Московское и Литовско-Русское государства в XIV- XV веках.

План темы:

1. Возвышение Москвы.

2. Образование Великорусского государства.

3. Литовско-Русское государство в XIII-XVI веках.

Список литературы:

1. Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. Новосибирск, 1991.

2. Гумилев Л.Н. От Руси к России. С.145-155.

3. Дворниченко А.Ю. Русские земли великого княжества Литовского. СПб., 1993.

4. Думин С.В. Другая Русь. История Отечества. С.75-126.

5. Зимин А.А. Витязь на распутье. М., 1991.

6. История России. Пособие для абитуриентов. // Под. ред. И.Я. Фроянова. С.50-86.

7. Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. М., 1992. С. 62-71. 85-89, 113-120.

8. Кобрин В.Б., Юрганов А.Л. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси. / История СССР. 1991 - №4.

9. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. СПб., 1991.

10. Платонов С.Ф. Учебник русской истории. С.92-134, 201-206.

11. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. С. 95-136.

12. Юрганов А.Л. У источников деспотизма. История Отечества. С.34-75.

Тема 5. Россия в XVII веке.

План темы:

1. Смутное время (1598-1613 г.г.)

2. Социально-экономическое развитие и политический строй России в XVIIв.

3. Воссоединение Украины с Россией.

4. Россия в конце XVII века

Список литературы:

1. Бутанов В.И. Мир истории. Россия в XVII столетии. М., 1989г.

2. Бутанов В.И., Богданов А.П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М., 1991 г.

3. Ключевский В.О. Сочинения. Т.З

4. Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты в Московском государстве XVI-XVII в.в. М., 1937

5. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Стр. 151-186.

6. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII века.”Смута”. М., 1988г

7. Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990г

Тема 6: Реформы Петра Великого.

Список литературы:

1. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М.,1986г

2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989г

3. Каменский А. Под сенью Екатерины. Вторая половина XVIII века. СПб., 1992 г

4. Ключевский В.О. Сочинения. Т. 4. М., 1989 г., Т. 5. М., 1989г., стр. 5-184.

5. Козлов В.Т. Департамент фаворитов. М., 1990г

6. Мыльников А.С. Петр III. Вопросы истории. 1991г №4-5.

7. Окунь С.Б. История СССР (лекции). Ч.1 Конец XVIII- начало XIX века. Л.,1974. Стр. 3-130

8. Сорокин Н.А. Павел I. Вопросы истории, №11, 1989г

9. Эйдельман Н.Я. Грань веков. СПб,1992г

Тема 7: Эпоха дворцовых переворотов.

Список литературы:

1. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М.,1986г

3. Каменский А. Под сенью Екатерины. Вторая половина XVIII века. СПб., 1992 г

2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989г

4. Ключевский В.О. Сочинения. Т. 4. М., 1989 г., Т. 5. М., 1989г., стр. 5-184.

5. Козлов В.Т. Департамент фаворитов. М., 1990г

6. Мыльников А.С. Петр III. Вопросы истории. 1991г №4-5.

7. Окунь С.Б. История СССР (лекции).Ч.1 Конец XVIII- начало XIX века. Л.,1974. Стр. 3-130

8. Сорокин Н.А. Павел I. Вопросы истории, №11, 1989г

9. Эйдельман Н.Я. Грань веков. СПб,1992г

Тема 8: Петр III (1761-1762 г.г.).

Список литературы:

1. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М.,1986г

3. Каменский А. Под сенью Екатерины. Вторая половина XVIII века. СПб., 1992 г

2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989г

4. Ключевский В.О. Сочинения. Т. 4. М., 1989 г., Т. 5. М., 1989г., стр. 5-184.

5. Козлов В.Т. Департамент фаворитов. М., 1990г

6. Мыльников А.С. Петр III. Вопросы истории. 1991г №4-5.

7. Окунь С.Б. История СССР (лекции).Ч.1 Конец XVIII- начало XIX века. Л.,1974. Стр. 3-130

8. Сорокин Н.А. Павел I. Вопросы истории, №11, 1989г

9. Эйдельман Н.Я. Грань веков. СПб,1992г

Тема 9: “Золотой век” Екатерины II (1762-1796 г.г.).

Список литературы:

1. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М.,1986г

3. Каменский А. Под сенью Екатерины. Вторая половина XVIII века. СПб., 1992 г

2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989г

4. Ключевский В.О. Сочинения. Т. 4. М., 1989 г., Т. 5. М., 1989г., стр. 5-184.

5. Козлов В.Т. Департамент фаворитов. М., 1990г

6. Мыльников А.С. Петр III. Вопросы истории. 1991г №4-5.

7. Окунь С.Б. История СССР (лекции).Ч.1 Конец XVIII- начало XIX века. Л.,1974. Стр. 3-130

8. Сорокин Н.А. Павел I. Вопросы истории, №11, 1989г

9. Эйдельман Н.Я. Грань веков. СПб,1992г

Тема 10: Противоречия личности в политике Павла I (1796-1801 г.г.).

Список литературы:

1. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века. Борьба за наследие Петра. М.,1986г

3. Каменский А. Под сенью Екатерины. Вторая половина XVIII века. СПб., 1992 г

2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989г

4. Ключевский В.О. Сочинения. Т. 4. М., 1989 г., Т. 5. М., 1989г., стр. 5-184.

5. Козлов В.Т. Департамент фаворитов. М., 1990г

6. Мыльников А.С. Петр III. Вопросы истории. 1991г №4-5.

7. Окунь С.Б. История СССР (лекции).Ч.1 Конец XVIII- начало XIX века. Л.,1974. Стр. 3-130

8. Сорокин Н.А. Павел I. Вопросы истории, №11, 1989г

9. Эйдельман Н.Я. Грань веков. СПб,1992г

Тема 11: Реформаторская политика России в первой четверти XIX века.

План темы:

1. “Эра либерализма”- реформы начала царствования.

2. Негласный комитет.

3. Крестьянский вопрос.

4. Школьная и университетская реформы.

5. Реформы государственного строя.

6. М.М. Сперанский. Проекты государственных преобразований.

Список литературы:

1. Ананьич Б.В. Чернуха В.Н. Первый шаг к революции. Родина. 1991,№9-10.

2. Корнилов А.А. курс истории России XIX в. Родина, 1991 г.,№9,10,11,12, 1992.,№1,3-5

3. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века. М., 1989г.

4. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Стр. 646-690.

5. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Стр. 238-311.

6. Эйдельман Н.Я. “Революция сверху” в России. М., 1989г.

Тема 12: Движение декабристов.

План темы:

1. Истоки декабризма.

2. Декабристские организации.

3. Восстание: планы и реальность.

4. Историческое значение восстания.

Список литературы:

1. Ананьич Б.В. Чернуха В.Н. Первый шаг к революции. Родина. 1991,№9-10.

2. Корнилов А.А. курс истории России XIX в. Родина, 1991 г.,№9,10,11,12, 1992.,№1,3-5

3. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века. М., 1989г.

4. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Стр. 646-690.

5. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Стр. 238-311.

6. Эйдельман Н.Я. “Революция сверху” в России. М., 1989г

Тема 13: Общественные течения 30-50-х годов XIX века.

1. Особенности идейной жизни русского общества после подавления восстания декабристов.

2. Общественно-политические учения в идейной жизни России

Список литературы:

1. Ананьич Б.В. Чернуха В.Н. Первый шаг к революции. Родина. 1991,№9-10.

2. Корнилов А.А. курс истории России XIX в. Родина, 1991 г.,№9,10,11,12, 1992.,№1,3-5

3. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века. М., 1989г.

4. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. Стр. 646-690.

5. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. Стр. 238-311.

6. Эйдельман Н.Я. “Революция сверху” в России. М., 1989г.

Тема 14: Россия во второй половине XIX века. Эпоха великих реформ.

План темы:

1. Предпосылки реформ.

2. Подготовка реформ. Проекты освобождения крестьян.

3. Проведение реформ.

4. Итоги реформ.

Список литературы:

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990 г., гл. 1-5.

2. Витте Н.А. Воспоминания. Т.1. М., 1960г.

3. История Отечества :люди, идеи, решения. Очерки истории России IX века-начала XX века. Стр. 293-325.

4. История России XIX-XX веков. Курс лекций. Часть 1. Брянск,1992г.

5. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся. Полн. собр. соч. Т. 2, стр 505-550

6. Милюков П.Н. Воспоминания. Т.1. часть 1-4. М.,1990г.

7. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.1

8. Ольденбург С.С. Царствования императора Николая II. СПб. 1991г.

9. Пантин И., Плимак Е. Россия XVIII-XX веков. Тип “запоздавшего” исторического развития. Коммунист, 1991, №11.

10. Плеханов Г.В. Русский рабочий в революционном движении. М., 1989г.

Тема 15: Первая российская революция 1905-1907 гг.

План темы:

1. Причины революции.

2. Политические партии и движения накануне революции.

3. Начало революции.

.4. Парламентаризм и политические партии в революции.

5. Итоги революции.

Список литературы:

1. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М.,1991 г.

2. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М.,1991г.

3. История России XIX-XX вв. Курс лекций. Ч.1.

Тема 16: Столыпинская аграрная реформа 1906-1910 гг.

План темы:

1. Предпосылки аграрной реформы.

2. Государственная дума

3. Итоги реформы.(смерть Столыпина)

Список литературы:

1. Верт Н. История Советского государства 1900-1991, гл. 3-4.

2. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М.,1991 г.

3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М.,1991г.

4. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2.

5. Суханов Н.Н. Записки о революции. Т. 1-3. М., 1991-1992гг.

Тема 17: Великая Октябрьская социалистическая революция и первые шаги Советского государства.

План темы:

1. Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде, Москве.

2. II всероссийский сьезд Советов и первые декреты Советской власти.

3. Продвижение советской власти в провинции.

4. Внешняя политика: выход из войны.

5. Конституция 1918 года.

Список литературы:

1. Карр Э.Х. Русская революция от Ленина до Сталина 1917-1929 гг. М., 1990 г.

2. Верт Н. История Советского государства 1900-1991, гл. 3-4.

3. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М.,1991 г.

4. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М.,1991г.

5. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2.

6. Суханов Н.Н. Записки о революции. Т. 1-3. М., 1991-1992гг.

7. История России XIX-XX вв. Курс лекций. Ч.1.

Тема 18: Страна Советов в период гражданской войны и интервенции.

План темы:

1. Причины войны и интервенции.

2. Военные действия 1918 года, 1919-1920 гг.

3. Национальный вопрос и образование новых советских республик в 1918-1921 годах.

4. Внутренняя политика Советской власти: “военный коммунизм”.

5. Причины свертывания “Военного коммунизма”.

Список литературы:

1. Верт Н. История Советского государства 1900-1991, гл. 3-4.

2. Деникин А.И. Очерки русской смуты. М.,1991 г.

3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. М.,1991г.

4. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2.

5. Суханов Н.Н. Записки о революции. Т. 1-3. М., 1991-1992гг.

6. История России XIX-XX вв. Курс лекций. Ч.1.

Тема 19: СССР в довоенный период (1921-июнь 1941 г.г).

План темы:

1. Социально-экономическая и политическая жизнь страны в 20-е годы (1921-1928гг.)

2. Социально-экономическое развитие советского общества в 30-е годы (1928-1941гг.)

3. Политическая система советского общества в 30-е годы.

Список литературы:

1. Бухарин Н.И. Избранные произведения . М., 1988г.

2. Валентинов Н. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. М., 1991г.

3. Верт Н. История Советского государства 1900-1991, гл. 5-7.

4. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В.Cталина. Кн. 1-2. М., 1991 г.

5. Гордон Л.А., Клонов Э.В. Что это было? М., 1989 г.

6. История России XIX-XX вв Курс лекций. Ч.2.

7. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т.2.

8. Они не молчали. М., 1991г.

9. Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ. М., 1991-1992 гг.

10. Сталин И.В. Сочинения. Т. 4-13.

11. Такер Р., Сталин. Путь к власти 1879-1929 гг. М., 1990г.

12. Троцкий Л.Д. Сталин. Т.2 М., 1990,стр. 214-286.

Тема 20: Великая Отечественная война (1941-1945 гг.).

План темы:

1. Положения перед войной.

2. Ход военных действий.

3. Военные действия на Дальнем Востоке.

4. Международные отношения после Второй мировой войны.

5. Итоги Великой Отечественной войны.

Список литературы:

1. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия. Политический портрет Сталина. Кн.1-2.

2. Вторя мировая война. Истоки и причины. Круглый стол. Вопросы истории 1989г. №6.

3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. Стр. 217-283.

4. Наше Отечество. Т.2, стр. 379-428

Тема 21: СССР в послевоенные годы (1946-1953 гг.).

План темы:

1. Восстановление народного хозяйства после ВОВ.

2. Общественно-политическая жизнь страны после войны.

3. Политика в области науки и культуры.

4. Внешняя политика СССР после ВОВ.

Список литературы:

1. Антонов-Овсеенко. А. Берия. Юность 1988. №12.

2. Верт Н. История Советского государства 1900-1991. М., 1992г.

3. Гранин Д. Запретная глава. Знамя 1988, №2, стр. 126.

4. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории Советского государства. Стр. 284-308.

5. Корниенко Г.М. У истоков “холодной войны”. Новая и новейшая история,1991, №1

6. Кутузов В.А. Так называемое “ленинградское дело”. Вопросы истории КПСС,1989г. №3.

7. “Ленинградское дело”. Сборник материалов. Л., 1990г.

8. Суровая драма народа. М., 1989г. Ч.2.

Тема 22: СССР в середине 50-60-х годов XX века.

План темы:

1. Общественно-политическое развитие.

22.2. Социально-экономическое развитие.

22.3. Социальные реформы.

22.4. Внешняя политика.

Список литературы:

1. Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М., 1990г.

2. Верт Н. История советского государства 1900-1991 г.

3. Зубкова Е.Ю. После войны: Маленков, Хрущев и “оттепель”. История Отечества, Ч. 2, стр.284-320.

4. Медведев Р.Н. С. Хрущев. Политическая биография. М., 1990г.

5. Наше Отечество. Т.2, стр. 439-478.

6. Политическая история Советского общества (материалы к курсу лекций).Выпуск 8

7. Свет и тени “великого десятилетия”. Л., 1989г.

8. Старков Б. Сто дней “лубянского маршала”. Родина 1993 г.№11

Тема 23: Нарастание противоречий в развитии советского общества (1965-1985 гг.)

План темы:

1. Общественно-политическое развитие.

2. Социально-экономическое развитие.

.3. Социальные реформы.

4. Внешняя политика

Список литературы:

1. Бурлацкий Ф.О. О Хрущеве, Андропове и не только о них… М., 1990г.

2. Зубкова Е.Ю. Опыт и уроки незавершенных поворотов 1956 и 1965 годов. Вопросы истории КПСС, 1988, №4

3. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства, стр. 217-283.

4. Медведев Р.Н. Личность и эпоха. Политический портрет Л.И.Брежнева. М.,1991г.

5. На пороге кризиса: нарастание застойных явлений в партии и обществе. М.,1990г.

6. Наше Отечество. Т.2, стр. 479-544

Тема 24: Перестройка в СССР (апрель 1985-август 1991 гг.)

План темы:

1. М.С. Горбачев и новая политика.

2. Распад СССР и создание СНГ.

3. Внешняя политика 1985-1991 гг.

Список литературы:

1. Верт Н. История советского государства 1900-1991г.

2. Гласность. Насущные вопросы и необходимые ответы. М., 1989г.

3. Иного не дано. М., 1988г.

4. История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории советского государства.

5. Наше Отечество. Т.2, стр. 545-611.

3.2. Обществознание

  1. Религия, ее роль в жизни общества.
  2. Власть. Роль политики в жизни общества.
  3. Право, его роль в жизни государства и общества.
  4. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.
  5. Наука в жизни современного общества.
  6. Политический режим, Демократия.
  7. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
  8. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
  9. Биологическое и социальное в человеке.
  10. Экономика и ее роль.
  11. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве в России. Полномочия центра и субъектов Федерации.
  12. Экономические системы и собственность. Право собственности.
  13. Понятие “гражданское общество” и “правовое государство”.
  14. Предпринимательство.
  15. Социальные конфликты, пути их решения.
  16. Органы государственной власти Российской Федерации.
  17. Семья как малая группа.
  18. Особенности подросткового возраста.
  19. Социальные ценности и нормы. Мораль.
  20. Социальная структура общества.
  21. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
  22. Рынок и рыночный механизм.
  23. Понятия “правовая форма” и “ нормативно правовой акт”. Отличие правовой нормы от норм морали.
  24. Экономические цели и функции государства.
  25. Мышление и речь.
  26. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
  27. Налоги, уплачиваемые гражданами.
  28. Человек и его ближайшее окружение.
  29. Личность. Межличностные отношения.
  30. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России

3.3. Экология

Тема 1. Введение в дисциплину. Основные понятия экологии. Объем, смежные науки, литература.

Тема 2. Термины и понятия, законы, правила, принципы.

Тема 3. Популяция. Основы популяционной экологии

Тема 4. Экологические факторы. Экологическая ниша. Трофическая пирамида.

Тема 5. Среда жизни. Биоценоз, биоразнообразие. Экосистема. Биосфера. Глобальное потепление.

Вопросы к контрольной работе

Вариант 1

1. ПДК: дайте письменное объяснение.

2. Экологическая безопасность работ: при добыче полезных ископаемых.

Вариант 2

1. СД50 : дайте письменное объяснение на примере скармливания пестицидами медицинских мышей, крыс.

2. Красные Книги РФ и Камчатского края.

Вариант 3

1. Биологический вид: дайте объяснение и назовите примеры.

2. Биосфера, ноосфера.

Вариант 4

1. Трофическая пирамида.

2. Экологический мониторинг.

Вариант 5

1. Экология как наука: основоположники, задачи.

2. Продуценты и консументы (приведите примеры).

Вариант 6

1. Ареал: амфипацифический ареал (объясните письменно на примерах).

2. Экологическая безопасность работ: на речном промысле лососей.

.

Вариант 7

1 . Закономерности динамики популяции: скорость естественного роста (или падения).

2. Экологическая безопасность работ: при традиционном природопользовании.

Вариант 8

1 . Популяция.

2. Экологическая безопасность работ: на морском рыбном промысле.

Вариант 9

1 . Экологические зоны океана.

2. Факторы среды: антропогенные (антропические и техногенные).

Вариант 10

1. Сохранение биоразнообразия в водных экосистемах.

2. Экологические парадигмы и императивы: закон лимитирующего фактора Ю.Либиха.

Вариант 11

1. Экологические парадигмы и императивы: закон толерантности В. Шелдорфа.

2. Факторы среды: биотические.

Вариант 12

1. Экология – теоретическая основа природопользования: треугольник неразрывного блока природопользования.

2. Экзогенные и эндогенные экосистемы (назовите и опишите примеры).

Вариант 13

1. Малый круговорот веществ в долинно-речной экосистеме: поступление биогенов от лососей.

2. Модель устойчивой экосистемы.

Вариант 14

1. Особо охраняемые природные территории ООПТ.

2. Факторы среды: космические.

Вариант 15

1. Природные потоки энергии.

2. Солнечная радиация: прямая и рассеянная, альбедо земной поверхности.

«Парниковый эффект».

Вариант 16

1. Физические факторы среды.

2. Типы экосистем Камчатки.

Вариант 17

1. Экосистема шельфа: внутренний и внешний шельф.

2. Типы лесов Камчатки.

Вариант 18

1. Составляющие долинно-речной экосистемы.

2. Основные биотопы горно-тундровой экосистемы.

Вариант 19

1. Биотоп, биоценоз, сукцессия.

2. Биологическое разнообразие.

Вариант 20

1. Природная экосистема: ее три составляющих блока.

2. Первичные и вторичные (антропогенные) экосистемы.

Литература

Гиляров А.М. Популяционная экология. – М.: МГУ, 1990. – 191 с.

Левин В.С., Коробков В.А. Экология шельфа: проблемы промысла донных организмов – СПб.: Элмор, 1998. – 224 с.

Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 1975. – 740 с.

Сметанин А.Н . Экологические основы природопользования и сохранения биоразнообразия Камчатки. – Петропавловск-Камчатский: КФ МУПК, 2004. – 87 с.

Сметанин А.Н. База данных по биологическому разнообразию природных экосистем Камчатки на основе использования политомического ключа. Учебное пособие. – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2005. – 326 с.

Сметанин А.Н., Демидов Н.Т. Возникновение Камчатки и ее природа. – Ростов-на-Дону: Донской изд. дом, 2007. – 408 с.

Сметанин А Н. Экологический ликбез (учебно-методическое справочное пособие). – Петропавловск-Камчатский: КФ РУК, 2009. – 62 с.

Стадницкий Г.В . Законы экологии. Учебно-справочное пособие. – СПб, 2003. – 36 с.

Стадницкий Г.В. Основы экологии. – СПб: Химиздат, 2003. – 88 с.

Христофорова Н.К. Основы экологии. – Владивосток, 1999. – 516 с.

Дополнительная литература

Балковский Б.Е. Цифровой политомический ключ для определения растений. – Киев: Наукова думка, 1964. – 36 с.

Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Камчатской области и Корякского автономного округа в 2003 году». – Петропавловск-Камчатский, 2004. – 205 с.

Каталог позвоночных Камчатки и сопредельных морских акваторий. – Петропавловск-Камчатский: Камчатский печатный двор, 2000. – 166 с.

Корчмит В.А. Пути устойчивого эколого-экономического развития Корякского автономного округа. – М: МГУ, 1999. – 173 с.

Морозов В.Л,, Белая Г.А. Экология дальневосточного крупнотравья. – М.: Наука, 1988. – 255 с.

Науменко А.Т., Лобков Е.Г., Никаноров А.Н. Кроноцкий заповедник. – М.: Агропромиздат, 1986. – 192 с., ил.

Областная целевая программа «Экология и природные ресурсы Камчатской области (2003-2010 годы)». – Петропавловск-Камчатский: Совет народных депутатов Камчатской области, 2003. – 130 с.

Рассохина Л.И. К вопросу об охраняемых территориях полуострова Камчатка // Природоохранительные территории и акватории Дальнего Востока и проблемы сохранения биологического разнообразия. – Владивосток, 1991. – С. 10–12.

Сметанин А.Н. О связи динамики ската мальков лососевых рыб в р. Кичиге (Северо-восточная Камчатка) с особенностями циклонической деятельности // Исследование и динамика численности промысловых рыб Камчатского шельфа, вып. 1, часть 1. – Петропавловск-Камчатский: 1991. – С. 127–132.

Сметанин А.Н . Нерестовые реки Камчатки на грани экологического кризиса // Природоохранительные территории и акватории Дальнего Востока и проблемы сохранения биологического разнообразия. – Владивосток: изд. ДВО АН СССР, 1991. – С. 63–66.

Сметанин А.Н . Национальные парки в экологическом каркасе Камчатки // Природоохранные территории и акватории Дальнего Востока и проблемы сохранения биологического разнообразия. – Владивосток: ДВО АН СССР, 1991. – С. 54–57.

Сметанин А.Н. Определяющие факторы развития биоты Камчатки (на примере насекомых) // Успехи энтомологии в СССР. Экология и фаунистика, небольшие отряды насекомых: материалы Х съезда ВЭО (11–15 сентября 1989 г.). – СПб., 1993. – С. 68–69.

Сметанин А.Н. К обоснованию экологического каркаса Камчатки // Исследование и реконструирование ландшафтов Дальнего Востока и Сибири. – Владивосток: изд. ДВО РАН, 1993. – С. 198–207.

Сметанин А.Н. Среда обитания лососей в р. Кичиге (Камчатка): гидрохимический состав воды и аномальные зоны // Иссл. и конструирование ландшафтов Дальнего Востока и Сибири, вып. 2. – Владивосток, изд-во ТИГ ДВО РАН, 1996. – С. 191–200.

Сметанин А.Н. Экологическая безопасность в процессе изъятия природных ресурсов в экосистемах Камчатки // Проблемы и направления горно-про­мышленного освоения Камчатской области. – Петропавловск-Камчатский: КГАРФ,1997. – С. 69–70.

Сметанин А.Н . Функциональная структура биологического разнообразия в экосистемах Камчатки // Социэкономические и экологические проблемы устойчивого развития территорий с уникальными и экстремальными природными условиями. – Петропавловск-Камчатский, 2001. – С. 215–217.

Сметанин А.Н. Сохранение биоразнообразия в морских экосистемах Камчатки // Рациональное использование морских биоресурсов (материалы научно-технической конференции). – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2002. – С. 61–63.

Сметанин А.Н. Остров Верхотурова – уникальный уголок Камчатки. – М.: ВИНИТИ, 2002, № 1263–В 2002. – 66 с.

Сметанин А.Н. Биоразнообразие насекомых Камчатки. – М.: ВИНИТИ, 2002, № 1264–В 2002. – 359 с.

Сметанин А.Н. Модель устойчивой экосистемы // Ресурсы и средства рациональной эксплуатации прибрежных акваторий Камчатки. Материалы научно-технической конференции (25–27 марта 2003 г.). – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2003. – С. 5–7.

Сметанин А.Н. Среда обитания лососей в реках Камчатки. – М.: ВИНИТИ, 2002, № 1261-В 2002. – 27 с.

Сметанин А.Н. Точка на карте: остров Верхотурова (Берингово море, Камчатка) // Природные науки на рубеже столетий (к 70-летию природно-географического факультета НДПУ). Материалы научно-практической конференции, 23–25 марта 2004 г. – Нежин, 2004. – С. 158–159.

Сметанин А. Н . Методологические подходы к изучению структуры и функционального распределения биоты Камчатки с помощью инновационных технологий. – Инновационные процессы в образовании и науке: опыт, проблемы, перспективы // Материалы региональной научн.-практич. Конференции 2-6 февраля 2009 г. Ч. 1. – Петропавловск-Камчатский: КамчГУ им. В.Беринга, 2009. – С. 250-258.

Сметанин А. Н . Структура и функциональное распределение биоты Камчатки.- Инновационные процессы в образовании и науке: опыт, проблемы, перспективы // Материалы региональной научн.-практич. Конференции 2-6 февраля 2009 г. Ч. 2. – Петропавловск-Камчатский: КамчГУ им. В.Беринга, 2009. – 12 с.

Ширков Э.И., Ширкова Е.Г., Дьяков М.Ю. Эколого-экономическая оценка природных ресурсов прикамчатских вод Охотского моря // Экономические, социальные, правовые и экологические проблемы Охотского моря и пути их решения. Материалы региональной научно-практической конференции 23–25 ноября 2004 г. – Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2004. – С. 219–123.

3.4. Физика

Контрольная работа по физике состоит из трех частей: «Кинематика. Динамика», «Основы молекулярно-кинетической теории. Термодинамика», «Основы электродинамики. Магнитное поле». Из каждого раздела необходимо решить один вариант теста. Перед каждым разделом помещены методические рекомендации с примерами решения задач.

Пофамильный перечень распределения вариантов

Ф.И.О. студента

«Кинематика. Динамика»

«Основы молекулярно-кинетической теории. Термодинамика»

Основы электродинамики. Магнитное поле»

1.

Акчурин Р.Х

1

3

2

2.

Баранов В.В.

2

4

3

3.

Баранова Я.А.

3

1

4

4.

Бугаев А.В.

4

2

1

5.

Бугаева Е.В.

1

3

2

6.

Гимранова О.Ю.

2

4

3

7.

Григорьева Е.Г.

3

1

4

8.

Значковская А.В.

4

2

1

9.

Зуева М.И.

1

3

2

10.

Карпович А.Д.

2

4

3

11.

Молчанов В.И.

3

1

4

12.

Николаев Д.Н.

4

2

1

13.

Пак А.А.

1

3

2

14.

Пак Н.С.

2

4

3

15.

Попова И.О.

3

1

4

16.

Рогачев С.О.

4

2

1

17.

Рощенюк Е.С.

1

3

2

18.

Савенкова Я.А.

2

4

3

19.

Савкин А.М.

3

1

4

20.

Саргсян Ш.Р.

4

2

1

21.

Серебрякова В.С.

1

3

2

22.

Син В.Д.

2

4

3

23.

Тричик О.П.

3

1

4

24.

Тумасова Я.Г.

4

2

1

25.

Уральцев В.Ю.

1

3

2

26.

Фёдорова К.С.

2

4

3

Методические указания к тесту № 1 по разделу

«Кинематика. Динамика»

Согласно программе по физике в разделе «Кинематика», вам необходимо свободно разбираться в следующих вопросах:

- Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Мгновенная скорость.

- Равномерное прямолинейное движение. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном движении. Сложение скоростей.

- Ускорение. Прямолинейное движение тел с постоянным ускорением. Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном движении тел с постоянным ускорением.

- Свободное падение тел. Ускорение свободного падения.

- Равномерное движение по окружности. Ускорение при равномерном движении тела по окружности (центростремительное ускорение).

Согласно программе по физике в разделе «Динамика», вам необходимо свободно разбираться в следующих вопросах:

- Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета.

- Масса. Сила. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Центр тяжести.

- Третий закон Ньютона.

- Силы упругости. Закон Гука. Сита трения, коэффициент трения скольжения.

- Гравитационные силы. Закон Всемирного тяготения. Сила тяжести. Вес тела.

- Движение тела под действием силы тяжести по вертикали. Движение искусственных спутников. Невесомость. Первая космическая скорость.

Примеры решения задач

1. Автомобиль движется из пункта А в пункт 6. Первые две трети расстояния между пунктами он двигался со скоростью 90 км/ч. Половину оставшегося времени движения его скорость была 54 км/ч. Остаток пути он проехал со скоростью 36 км/ч.

Найти среднюю скорость движения автомобиля на всём пути.

Дано: s1 = 2s/3; v1 = 90 км/ч = 25 м/с; t2 = t3 ; v2 =54 км/ч =15 м/с; v3 = 36 км/ч = 10 м/с. Найти: v=s/t = ?

Решение. Расстояние s между пунктами автомобиль преодолел за время t. Следовательно, его средняя скорость v=s/t. Общее время его движения можно представить как t = t1 + t2 + t3 , где t1 , t2 и t3 - промежутки времени, в течение которых автомобиль двигался, соответственно, со скоростями v1 , v2 и v3 . Поскольку t1 = t2 , получаем t1 = t -2t2 С другой стороны, t1 = 2s/(3v1 ). Оставшийся путь, пройденный автомобилем со скоростями v1 и v3 , равен s/3 = v2 t2 + v3 t3 = (v2 +v3 )t2 . Отсюда t2 = s/(3(v2 +v3 )), и средняя скорость автомобиля на всём пути

v=

Подставляя в полученное выражение численное значение получаем v = 67,5 км/ч

2. По реке вверх по течению параллельно берегу на расстоянии 200 м от него движется теплоход. К теплоходу от берега отправляется лодка с гребцом, движущаяся так, что направление её движения перпендикулярно берегу. Скорость течения реки 1 м/с. Скорости теплохода и лодки в неподвижной воде равны 5 и 1 .5 м/с соответственно. Через некоторое время лодка причаливает к теплоходу.

Каково расстояние между лодкой и теплоходом в момент отплытия лодки от берега?

Дано: s = 200 м; v0 = 1 м/с; v1 = 5 м/с; v2 = 1 .5 м/с.

Найти: s0 = ?

Решение. Расстояние между теплоходом и лодкой - это гипотенуза прямоугольного треугольника, катетами которого являются расстояние от лодки до места встречи с теплоходом и расстояние от теплохода до этого же места. Эти расстояния равны s1 (t) = vт t и s2(t) = vл t соответственно, где vт и vл - скорости теплохода и лодки относительно берега. Следовательно, расстояние между теплоходом и лодки в момент отплытия от берега

s0 =

Скорости теплохода и лодки относительно берега равна vт = v1 -v0 , а t=s/vл . Скорость лодки относительно берега можно представить как вертикальную сумму vл = v0 +v2 . Легко увидеть , что vл есть катет прямоугольного треугольника, гипотенуза которого равна v2 , а второй катет – v0 . Следовательно vл = , и время движения лодки. а следовательно, и теплохода, до места встречи равно t= Таким образом, расстояние между лодкой и теплоходом в момент отплытия лодки от берега

s0 =

Подставляя в выражение численные данные имеем

s0 =

3. Два тела массами 4 и 2 кг, лежащие на горизонтальном столе, соединены невесомой нерастяжимой нитью, параллельной плоскости стола. К первому телу приложена сила, направленная вверх под углом 30° к горизонту. Под действием этой силы тела движутся по поверхности стола с ускорением. 2 м/с2 . Коэффициент трения тел о поверхность стола одинаков и равен 0.2.

Чему равна сила, приложенная к первому телу?

Дано: m1 =4кг; m2 = 2кг; α = 30с ; а = 2м/с2 ; μ=0.2; g= 9.8м/с2 . Найти: F=?

Решение. На первое тело массой m1 действуют (см. рисунок) приложенная сила F, сила натяжения нити Т, сила тяжести m1 g, реакция стола N1 и сила трения FTp 1 . Спроецируем эти силы на оси координат, направив последние следующим образом: ось Ох- параллельно поверхности стола, ось Оу- вертикально вверх.

Так как движение тел происходит вдоль оси Ох, то второй закон Ньютона для первого тела будет иметь вид m1 = Fcos α- FTp 1 - Т.

Выражение для силы трения находим из проекции сил, приложенных к первому телу, на ось Оу. N1 - тg + Fsin α= 0. Отсюда сила трения первого тела о поверхность стола

FTp1 = μ N1 = m(m1 g – Fsin α).

Окончательное уравнение движения первого тела имеет вид. m1 а = Fcos α-m(m1 g- Fsin α) - Т.

Для второго тела, рассуждая аналогичным образом, можно получить выражение второго закона Ньютона в следующем виде: m2 a=T-mm2 g. Складывая последние два выражения, получаем: (m1 +m2 )a= Fcos α+ μFsin α+μFsin α – μ(m1 +m2 )g.

После несложных преобразований выражение для приложенной к первому телу силы приобретает вид F=

Подставляя численные значения, получаем F=

4. На тело массой 2 кг, лежащее на наклонной плоскости, образующей с горизонтом угол 30°, действует горизонтальная сила, направленная в сторону плоскости. Под её действием тело движется вверх по плоскости с ускорением 1 м/с2 . Коэффициент трения тела о плоскость 0.1 . Найти приложенную к телу горизонтальную силу.

Дано: m = 2 кг; α = 30°; а = 1 м/с2 ;μ= 0.1; g = 9.8 м/с2. Найти: F= ?

Решение. На тело (см. рисунок), движущееся по наклонной плоскости, действуют приложенная горизонтальная сила F, сила тяжести mg, реакция плоскости N и сила трения Fтр . Проецируя эти силы на ось Ох, параллельную наклонной плоскости, и ось Оу, перпендикулярную наклонной плоскости, получаем

mа = Fcos α -mg sin α -Fтр , N-mg cos α -Fsin α=0.

Так как сила трения Fтр =μN из первых двух уравнений с учетом выражения для силы трения второго закона Ньютона для движущихся по наклонной плоскости тела имеет вид mа = Fcos α -mg sin α –μ(mg cos α -Fsin α). Для приложенной горизонтальной силы получаем после несложных преобразований выражение. F= Подставляя численные значения, получаем F=

Тест № 1 по разделу «Кинематика. Динамика»

Вариант 1

А 1. Изменение высоты тела над поверхностью Земли с течением времени представлено на гра­фике. Что можно сказать по этому графи­ку о характере движения тела?

1. Тело движется по параболе.

2. Тело движется равномерно.

3. Тело движется с некоторым ускоре­нием.

4. Скорость тела постепенно уменьша­ется.

А 2. Движение тела описывается уравнением х = 12 + 0,2t + 0,75t2 . Определите скорость тела через 2 с после начала движения.

1. 0,95 м/с.

2. 3 м/с.

3. 3,2 м/с.

4. 6,2 м/с.

А 3 . С высокого обрыва свободно падает камень. Какова его скорость через 3 с от начала падения?

1. 30 м/с.

2. 10 м/с.

3. 3 м/с.

4. 2 м/с.

А 4 . Автомобиль движется со скоростью 40 м/с по закруглению дороги. Коэффициент трения ре­зины об асфальт равен 0,4. Наименьший радиус поворота автомобиля...

1. 10 м.

2. 160 м.

3. 400 м.

4. 40 м.

А 5 . Тело массой 5 кг вращают в вертикальной плоскости на бечевке длиной 1 м. Бечевка рвет­ся под действием силы, большей чем 100 Н. С ка­кой максимальной частотой можно вращать это тело?

1. 0,3 Гц.

2. 0,5 Гц.

3. 0,7 Гц.

4. 0,9 Гц.

А 6. Если на шарик не действуют никакие дру­гие тела, то в инерциальной системе отсчета он...

1. постепенно останавливается.

2. колеблется около начального положе­ния.

3. движется по окружности с постоянной по модулю скоростью.

4. движется с постоянной по модулю и на­правлению скоростью.

А 7. Автомобиль тормозит под действием силы 150 Н. Масса автомобиля 1500 кг. С каким уско­рением движется автомобиль?

1. 10 м/с2 .

2. 0,4 м/с2 .

3. 0,1м/с2 .

4. 2,25 м/с2 .

А 8. Брусок массой 3 кг движется со скоростью 2 м/с. Каков импульс бруска?

1. 1,5 кг-с/м.

2. 6 кг. м/с.

3. 0,67м/(с-кг).

4. 12кг-м22 .

А 9. Для того чтобы уменьшить кинетическую энергию тела в 2 раза, надо скорость тела умень­шить в...

1. 2 раза.

2. √2 раз.

3. 4 раза.

4. 8 раз.

А 10. На рисунке приведен график зависимости потенциальной энергии груза от высоты его подъема над поверхностью Земли. Какова масса этого груза?

А 11. Упавший и отскочивший от земли мячик подпрыгивает на меньшую высоту, чем та, с кото­рой он упал. Чем это объясняется?

1. Гравитационным притяжением мяча к земле.

2. Переходом при ударе кинетической энергии мяча в потенциальную.

3. Переходом при ударе потенциальной энергии мяча в кинетическую.

4. Переходом при ударе части механиче­ской энергии мяча во внутреннюю.

А 12. Равновесие швабры, лежащей на подстав­ке, объясняется...

1. устройством швабры.

2. равенством масс правой и левой частей швабры.

3. равенством сил, действующих на пра­вую и левую части швабры.

4. равенством моментов сил, действую­щих на правую и левую части швабры.

Тест № 1 по разделу «Кинематика. Динамика»

Вариант 2

А 1. На рисунке представлен график зависи­мости координаты автомобиля от времени. Како­ва скорость автомобиля?

1. -2 м/с.

2. -0,5 м/с.

3. 0,5 м/с.

4. 2 м/с.

А 2. Между вспышкой молнии и раскатом грома, услышанного мальчиком, прошло 3 с. На каком расстоянии от него вспыхнула мол­ния?

1. 510 м.

2. 2040 м.

3. 1020 м.

4. 110 м.

А 3. Движение тела описывается уравнением х = 5 - 3 t . Определите координату тела через 5 с после начала движения.

1. –15 м.

2. –10 м.

3. 10 м.

4. 15 м.

А 4 . Стрелу выпустили вертикально вверх с на­чальной скоростью 35 м/с. Какова скорость стре­лы через 3 с после выстрела?

1. 5 м/с.

2. 65 м/с.

3. 0.

4. 11,6 м/с.

А 5 . Скорость тела в инерциальной системе от­счета меняется согласно графику, представленно­му на рисунке. Какой график на втором рисунке отра­жает изменение с течением времени силы, дейст­вующей на это тело?

А 6. Первый закон Ньютона утверждает, что...

1. скорость тела меняется при переходе из одной системы отсчета в другую.

2. в инерциальной системе отсчета ско­рость тела не меняется, если сумма сил, действующих на тело, равна нулю.

3. тела взаимодействуют с силами, равны­ми по модулю, но противоположными по направлению.

4. на тело, погруженное в жидкость, дей­ствует выталкивающая сила.

А 7. Ворона летит со скоростью 6 м/с. Импульс вороны равен 1,8 кг•м/с. Чему равна масса вороны?

1. 10,8 кг.

2. 0,3 кг.

3. 0,1 кг.

4. 5,4 кг.

А 8. Шарик скатывали с горки по трем разным желобам. В каком случае скорость шари­ка в конце пути наибольшая? Трением пренеб­речь.

1. В первом.

2. Во втором.

3. В третьем.

4. Во всех случаях скорость шарика одинакова.

А 9. С каким ускорением движется брусок мас­сой 10 кг под действием силы 5 Н?

1. 50 м/с2 .

2. 25 м/с2 .

3. 2 м/с2 .

4. 0,5 м/с2 .

А 10. Камень брошен вертикально вверх. В мо­мент броска он имел кинетическую энергию 30 Дж. Какую потенциальную энергию будет иметь камень в верхней точке траектории полета?

1. 0.

2. 15 Дж.

3. 30 Дж.

4. 300 Дж.

А 11. Если многократно сжимать пружину, то она нагревается. Это можно объяснить тем, что...

1. потенциальная энергия пружины пере­ходит в ее кинетическую энергию.

2. кинетическая энергия пружины пе­реходит в ее потенциальную энер­гию.

3. часть механической энергии пружи­ны переходит в ее внутреннюю энер­гию.

4. пружина нагревается при трении о воз­дух.

А 12. Как изменится импульс санок, если на них в течение 5 с действует сила трения о снег, равная 20 Н?

1. Для ответа недостаточно данных.

2. Увеличится на 4 Н/с.

3. Увеличится на 100 кг•м/с.

4. Уменьшится на 100 кг•м/с.

Тест № 1 по разделу «Кинематика. Динамика»

Вариант 3

А 1. Скорость стрелы, пущенной вертикально вверх, меняется со временем согласно графику на рисунке. В какой момент времени стрела до­стигла максимальной высоты подъема?

1. 1,5 с.

2. З с.

3. 4,5 с.

4. 6 с.

А 2. По дорогам, пересекающимся под прямым углом, едут велосипедист и автомобиль. Скорости велосипедиста и автомобиля относительно придо­рожных столбов соответственно равны 8 и 15 м/с. Чему равен модуль скорости автомобиля относи­тельно велосипедиста?

1. 7 м/с.

2. 13 м/с.

3. 17 м/с.

4. 23 м/с.

А 3. На поверхность Марса тело падает с высоты 100 м примерно 7 с. С какой скоростью тело кос­нется поверхности Марса?

1. ≈ 14,3 м/с.

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  31  32  33   ..