Главная      Учебники - Разное     Лекции (разные) - часть 2

 

поиск по сайту            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  249  250  251   ..

 

 

Направления расходования средств федерального бюджета

Направления расходования средств федерального бюджета

Московский городской институт управления

Введение

В первые годы становления рыночной экономики в России отзывы о государственных финансах, в особенности о бюджетной системе, чаще всего были отрицательными. Это объяснялось нецелевым использованием бюджетных средств и несбалансированностью государственного бюджета: всем известно о значительном внешнем и внутреннем долге России, который возник в результате хронического дефицита бюджета. Это в значительной степени способствовало возникновению и развитию финансового кризиса августа 1998 года.

Однако этот кризис послужил стимулом для начала положительных изменений в бюджетной системе России. Резко сократились внешние и внутренние заимствования, расходы бюджета также были несколько сокращены и приведены в соответствие с доходами. В результате в последние годы дефицита государственного бюджета удалось избежать, а бюджеты на 2002 и 2003 годы были изначально приняты профицитными.

Таким образом возникает вопрос, который будет рассмотрен в данной работе: влияет ли дефицитность бюджета на структуру его расходов и как именно проявляется эта зависимость. Целью работы является изучение этой зависимости путем сопоставления двух государственных бюджетов. Один из них принят на 1998 год и является дефицитным. Кроме того, возможно, что при его разработке допущены серьезные ошибки, которые отчасти явились причиной финансового кризиса. Второй из рассматриваемых бюджетов - бюджет на 2002 год. Этот бюджет принят профицитным и считается специалистами довольно удачным. Хотя структура его расходов и далека от идеала, она тем не менее обеспечивает достаточно эффективное финансирование экономики по сравнению с бюджетами прошлых лет.

В данной работе будут рассмотрены теоретические положения, касающиеся направлений расходования средств федерального бюджета. Затем они будут проиллюстрированы данными бюджетов за 1998 и 2002 годы. По результатам анализа структуры расходных частей этих бюджетов будет сделан вывод о зависимости дефицитности бюджета от приоритетных направлений расходования средств, а также, по возможности, дан прогноз дальнейшего развития структуры расходов государственного бюджета.

1. Понятие расходов бюджета

В последние годы в развитых странах происходит постепенный переход от либеральной системы экономики к социально ориентированной, для которой характерна высокая степень выравнивания доходов различных социальных групп. Ведущую роль в осуществлении такого перехода играет государство путем регулирования социально-экономических процессов и активного участия в процессе перераспределения доходов.

Перераспределительная нагрузка в обществе всегда ложится на бюджет. При этом для организации наиболее эффективного кругооборота средств в масштабе экономики всей страны необходима жесткая централизация денежных ресурсов. Очевидно, что лучше всего роль «сборщика» и «распределителя» ресурсов в современном мире выполнит государство. Таким образом возникает понятие государственного бюджета.

Бюджет – это важнейший элемент финансовой системы современного государства. С его помощью решаются задачи по финансированию различных социальных программ, мероприятий по охране окружающей среды, стимулированию научно-технического прогресса, укреплению обороноспособности страны и т.п.

Понятие бюджета можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, бюджет - это система финансовых отношений, возникающих по поводу образования и расходования централизованного фонда денежных средств. Во-вторых, бюджет – это должным образом оформленный и утвержденный финансовый документ.

В статье 6 главы 1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) дано следующее определение бюджета:

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В связи с особенностями государственного устройства Российской Федерации бюджетная система нашей страны состоит из бюджетов трех уровней:

· федеральный бюджет;

· бюджеты субъектов федерации;

· местные бюджеты.

Отметим, что данная работа посвящена исключительно федеральному бюджету и анализу его расходной части.

Внутренняя структура бюджета предопределяет существование в нем двух частей: доходной и расходной. В статье 6 главы 1 БК РФ даны следующие определения доходам и расходам бюджета:

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, в распоряжение органовгосударственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Расходы бюджета – денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

По определению, расходы и доходы бюджета – противоположные друг другу экономические категории. Противоположны и их функции: доходы формируют бюджетные ресурсы, в то время как расходы опосредуют процесс их использования.

Получение бюджетных доходов подразумевает изъятие у субъектов хозяйствования средств в бюджет государства, что ведет к уменьшению материальных возможностей предприятий и населения. Расходы же, наоборот, увеличивают эти возможности благодаря передаче государственных ресурсов различным субъектам хозяйствования.

Однако при всей своей очевидной противоположности, доходы и расходы бюджета тесно связаны между собой. Они влияют на развитие экономики, но и сами зависят от него в значительной степени. Эта связь выглядит следующим образом.

Объем расходов бюджета ограничивается объемом поступающих доходов, размер которых зависит от благосостояния субъектов хозяйствования, а значит, и от степени развития экономики.С другой стороны, бюджетные расходы способствуют увеличению материальной базы предприятий и населения. Это улучшает различные макроэкономические показатели, что приводит к росту доходов государственного бюджета.

Таким образом, бюджет, структура его доходов и расходов – мощнейший элемент государственного регулирования хода воспроизводства. И обязательным условием эффективности государственного бюджета является соответствие показателей и структуры доходов и расходов показателям развития экономики.

Таким образом, структура бюджетных расходов играет важную роль в макроэкономическом регулировании. От того, каким секторам экономики будет отдано предпочтение, зависит развитие экономики страны. С другой стороны, развитие экономики на определенный момент диктует необходимость выделения государственных средств одним отраслям народного хозяйства больше, чем другим. Кроме того, разрабатывая и утверждая государственный бюджет, органы власти декларируют тем самым свои намерения относительно перестройки экономики и провозглашают программу экономического развития государства на соответствующий год.

Так, например, в 2001 году представители органов власти неоднократно заявляли о неудовлетворительном состоянии социальной сферы и необходимости совершения в ней изменений. В результате, в Федеральном бюджете на 2002 год были значительно увеличены расходы на проведение социальной политики. Хотя значительных изменений в социальной сфере и не произошло, Правительство подтвердило серьезность своих намерений относительно перестройки финансирования социальной сферы.

В связи с нестабильностью российской экономики довольно проблематично строить предположения о структуре расходов федерального бюджета на ближайшие годы. Однако с большой долей уверенности можно заявить следующее:

· будет продолжаться увеличение расходов на финансирование социальной сферы, т.к. ее состояние по-прежнему остается неудовлетворительным;

· будут увеличены расходы на содержание судебной системы с целью обеспечения реальной независимости этой ветви власти;

· доля военных расходов будет сохранена на высоком уровне, что связано с необходимостью проведения военной реформы.

2. Классификация бюджетных расходов

2.1.Классификация бюджетных расходов по экономическому

содержанию

Первая из основ для классификации расходов бюджета, упомянутая в БК РФ – их экономическое содержание. По этому признаку бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. В главе 10 БК РФ даны следующие определения этих категорий.

Текущие расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Капитальные расходы бюджетов – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета РФ.

К текущим расходам бюджета относятся:

· закупки товаров и услуг, необходимых для содержания экономической и социальной инфраструктуры ( оплата труда государственных служащих, оплата транспортных и коммунальных услуг и т.п.);

· трансферты населению (пенсии, пособия, стипендии и т.п.)

· текущие субсидии предприятиям и нижестоящим органам власти;

· выплата процентов по государственному долгу и другие.

Текущие расходы составляют текущий бюджет, на долю которого приходится подавляющая часть всех бюджетных затрат.

К капитальным расходам относятся:

· затраты на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности;

· инвестиционные субсидии;

· долгосрочные бюджетные кредиты и государственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффективные инвестиционные проекты и другие.

В бюджетах органов власти и местного самоуправления капитальные расходы выделяются отдельным блоком и образуют бюджет развития.

В рамках данной классификации расходов бюджета может быть произведена дополнительная группировка по получателям бюджетных средств (отдельные категории физических и юридических лиц, нижестоящие органы власти и местного самоуправления и т.п.) и по формам предоставления бюджетных средств.

В соответствии со статьей 69 главы 10 БК РФ, эти формы таковы:

· ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

· средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

· трансферты населению;

· ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

· ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

· бюджетные кредиты юридическим лицам;

· субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

· инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;

· бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

· кредиты и займы внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

· кредиты иностранным государствам;

· средства на обслуживание долговых обязательств.

Предоставление бюджетных средств бюджетополучателям осуществляется в соответствии со следующими принципами:

· получение максимального эффекта от использования бюджетных ресурсов;

· целевой характер использования бюджетных ресурсов;

· предоставления бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей деятельности и с учетом использования ранее отпущенных средств;

· безвозвратность и бесплатность основной части бюджетных ассигнований.

Классификации расходов бюджета по экономическому содержанию выделено приоритетное место в бюджетном законодательстве РФ. Это может объясняться тем, что при такой классификации довольно легко проследить, к какому конкретно бюджетополучателю поступила определенная сумма бюджетных средств и как она была использована. При этом возможна оптимизация финансирования экономики, т.е. преимущественное выделение средств бюджета тем хозяйствующим субъектам, которые используют их наиболее эффективно.

2.2.Ведомственная классификация бюджетных расходов

При такой классификации при росписи бюджетных расходов указывается конкретный получатель средств бюджета – министерство, ведомство, учреждение. Классификация расходов по ведомственному признаку близка к классификации по экономическому содержанию в том смысле, что для каждой суммы легко определить получателя, ответственного за законное и эффективное использование бюджетных средств. Такая группировка позволяет осуществлять более эффективный контроль за расходованием бюджетных ресурсов.

При составлении ведомственной структуры расходов федерального бюджета сначала указывается наименование министерства или ведомства и выделенная ему сумма бюджетных средств. Затем эта сумма распределяется на выполнение различных задач и функций данного министерства.

В каждом министерстве обязательно предусмотрены затраты на осуществление государственного управления, то есть на содержание аппарата управления самого министерства. Во многих министерствах и ведомствах предусмотрены расходы на осуществление международной деятельности, в частности, сотрудничество с иностранными государственными и международными организациями. В большинстве министерств некоторая часть расходов (крайне незначительная) направляется на проведение фундаментальных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.Довольно большие суммы выделяются на содержание промышленно-энергетического комплекса, находящегося на балансе министерства или ведомства. И, наконец, значительные суммы бюджетных средств направляются на выполнение различных федеральных целевых программ.

Таким образом, с помощью данной классификации можно проследить структуру расходов каждого министерства и ведомства и изменить ее при неэффективной работе. То есть ведомственная классификация позволяет совершенствовать систему государственного управления путем финансового контроля за министерствами и оптимизации их работы.

2.3. Классификация расходов бюджета по их предметной

направленности

Предметная направленность денежных потоков – важный критерий классификации расходной части бюджета. В развитых странах, в соответствии с этой классификацией, выделяют следующие основные группы бюджетных расходов:

· военные расходы;

· расходы, связанные с вмешательством государства в экономику;

· расходы на содержание государственного аппарата управления;

· расходы на социальные цели;

· предоставление субсидий и кредитов другим странам.

В России, с точки зрения предметной направленности, расходная часть бюджета подразделяется на следующие группы:

· финансирование отраслей хозяйства;

· финансирование социально-культурных мероприятий;

· финансирование науки;

· финансирование обороны;

· содержание правоохранительных органов и органов государственной власти;

· расходы на внешнеэкономическую деятельность;

· создание резервных фондов;

· расходы по обслуживанию государственного долга;

· прочие расходы и выплаты.

Классификация бюджетных расходов по их предметной направленности во многом пересекается с функциональной классификацией и является, в некоторой степени, ее обобщенным вариантом.

Таким образом, целесообразно уделить основное внимание функциональной классификации расходов бюджета.

2.4. Функциональная классификация бюджетных расходов

Одним из важнейших оснований для классификации бюджетных расходов является функциональный признак. Классификация бюджетных затрат по функциональному признаку является наиболее распространенной. Как правило, при публикации государственного бюджета в средствах массовой информации расходы группируются именно по функциональному признаку.

Функциональная классификация бюджетных расходов отражает направление средств основного централизованного денежного фонда на выполнение конкретных функций государства. К этим функциям относятся:

· государственное управление и местное самоуправление;

· судебная власть;

· международная деятельность;

· национальная оборона;

· правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

· фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

· промышленность, энергетика и строительство;

· сельское хозяйство и рыболовство;

· охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

· транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

· развитие рыночной инфраструктуры;

· жилищно-коммунальное хозяйство;

· предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

· образование;

· культура, искусство и кинематография;

· средства массовой информации;

· здравоохранение и физическая культура;

· социальная политика;

· обслуживание государственного долга;

· пополнение государственных запасов и резервов;

· финансовая помощь бюджетам других уровней;

· утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров;

· мобилизационная подготовка экономики;

· формирование целевых бюджетных средств;

· прочие расходы.

На формирование этих направлений ежегодно выделяются определенные суммы бюджетных средств. По сути, такая структура направлений расходования бюджетных ресурсов представляет собой структуру экономики с точки зрения финансирования отдельных отраслей за счет средств государства. Пользуясь функциональной классификацией бюджетных расходов, можно оценить состояние экономики в целом, состояние и перспективы развития отдельных ее отраслей, степень государственного регулирования экономики и прочие показатели. Эта классификация наиболее полно отражает структуру финансирования экономики за счет бюджетных средств.

Рассмотрим подробнее некоторые направления расходования средств бюджета.

К расходам на государственное управление и местное самоуправление относятся затраты на содержание соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. В структуре федерального бюджета к этим органам относят Президента РФ, законодательные и исполнительные органы государственной власти, финансовые и налоговые органы. Кроме того, предусмотрена статья, в которой отражаются прочие затраты на государственное управление.

Объем расходов на управление в основном состоит из затрат на содержание аппарата управления, объем которых, в свою очередь, определяется штатным расписанием и сметой расходов.В штатном расписании указывается количество и структура персонала, схема начисления заработной платы, месячный фонд оплаты труда и другие подобные показатели. Смета расходов представляет собой документ, в котором предусматривается общая сумма затрат и ассигнования на отдельные цели.

При составлении этих документов все затраты строго нормируются с целью минимизации расходов на управление.

Расходы на судебную власть включают в себя несколько направлений, существование которых обусловено проведением судебной реформы. При этом бюджетные ассигнования выделяются на :

· материально-техническое обеспечение органов юстиции и сотрудников этих органов;

· внедрение института суда присяжных заседателей; перестройку системы судопроизводства, исходя из принципов состязательности равноправных сторон;

· совершениствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону;

· расширение возможностей граждан по обжалованию в суде неправомерных действий должностных лиц.

Финансирование затрат в области международной деятельности охватывает международное сотрудничество, выполнение международных договоров в различных сферах, налаживание культурных, научных и информационных связей с иностранными партнерами и различными международными организациями.

Расходы на национальную оборону направлены на обеспечение оборонной функции государства. Они включают в себя расходы по следующим направлениям:

· закупка вооружений и военной техники;

· научно-исследовательские работы;

· пенсии военослужащим;

· содержание вооруженных сил;

· капитальное строительство;

· прочие военные расходы.

Часть военных расходов финансируется также по другим статьям бюджета. Например, расходы на содержание внутренних войск финансируются по статье “Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства”.

Отметим, что государство стремится создать условия для сокращения военных расходов. Однако в последние годы тенденции к их снижению по-прежнему не наблюдается.

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства осуществляютя соответствующими органами государственной власти, функцией которых является защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности и интересов общества и государства от противоправных посягательств. Бюджетные ассигнования при этом направляются на содержание следующих государственных органов:

· органы внутренних дел;

· внутренние войска;

· уголовно-исправительная система;

· органы налоговой полиции;

· органы государственной безопасности;

· органы пограничной службы;

· таможенные органы;

· органы прокуратуры;

· государственная противопожарная служба.

Следует отметить, что с течением времени в федеральном бюджете РФ возрастают расходы на содержание таможенных органов, так как при этом в более значительной степени увеличивается объем поступающих от них доходов.

Финансирование фундаментальных научных исследований в РФ осуществляется в крайне незначительном объеме. При этом бюджетные ассигнования в основном направляются на развитие приоритетных направлений науки и техники.

Направление средств бюджета на промышленность, энергетику и строительство обусловлено низкой рентабельностью этих отраслей экономики, в результате чего возникает их упадок и необходимость государственной поддержки. Большая часть расходов бюджета по этим направлениям- капитальные расходы.

Структура расходов федерального бюджета на сельское хозяйство и рыболовство выглядит следующим образом:

· большая часть ресурсов направлена на сельскохозяйственное производство;

· на рыболовное хозяйство направляется незначительная часть средств;

· значительная доля средств направляется на земельные ресурсы;

· доля финансирования прочих сельскохозяйственных ресурсов крайне незначительна.

В структуре расходов на транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатику наибольшую долю составляют расходы на транспорт. Это связано с необходимостью модернизации существующей транспортной системы, обновления основных фондов, возмещения убытков от пассажирских перевозок, которые не покрываются за счет тарифов.

Примерно половину из расходов на жилищно-коммунальное хозяйство составляют затраты на содержание, ремонт и отопление жилого фонда.Также значительная часть бюджетных средств направляется на финансирование убытков жилищно-коммунальных организаций, связанных с временной невозможностью повышения тарифов.

К расходам на образование относятся ассигнования образовательным учреждениям следующих типов:

· дошкольные;

· общеобразовательные;

· профессиональные ( начальные, средние, высшие: послевузовские);

· дополнительного образования;

· специальные и другие.

Большая часть расходов приходится на государственные образовательные учреждения, где за счет средств бюджета финансируется большинство текущих и капитальных затрат. Ассигнования негосударственным учреждениям связаны, прежде всего, с предоставлением им различных льгот.

Расходы на культуру, искусство, кинематографию и средства массовой информации включают в себя бюджетное финансирование государственных и, в необходимых случаях, негосударственных организаций культуры и искусства, а также затраты на проведение различных культурных мероприятий.

В расходы на здравоохранение и физическую культуру входят затраты на содержание государственных медицинских учреждений, оплату труда медицинских работников, приобретение оборудования и расходных материалов и т.п.

Социальные расходы бюджета включают финансирование затрат на оказание социальной помощи населению, содержание учреждений социального обеспечения, реализацию различных социальных программ.

Обслуживание государственного долга предполагает погашение и выплату процентов по внутреннему и внешнему долгу.

К расходам целевых бюджетных фондов относятся расходы Федерального дорожного фонда РФ, Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, Федерального экологического фонда РФ и других.

В составе прочих расходов отражаются затраты на создание резервных фондов, проведение выборов и референдумов, поддержку малого предрпринимательства и т.д.

Функциональная классификация позволяет полностью отслеживать финансирование государственного сектора экономики, а также осуществить влияние государства на программы в негосударственном секторе.Это является несомненным преимуществом данной классификации.

2.5.Прочие классификации бюджетных расходов

Кроме рассмотренных, существует еще ряд признаков классификации бюджетных расходов. Одним из них является участие в общественном воспроизводстве . Расходы бюджета при этом группируются по двум направлениям – финансирование материального производства и направление средств на содержание нематериального производства. Такое разграничение позволяет анализировать влияние государства на экономическое и социальное развитие общества.

К этой группировке близка по своему значению отраслевая классификация расходов бюджета. В ее основе лежит группировка затрат по отраслям хозяйства. В материальном производстве этими отраслями являются промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие, в нематериальном – образование, здравоохранение, государственное управление и т.п. Такая группировка является, в некоторой степени, вариантом функциональной классификации. Она отражает распределение и перераспределение бюджетных ресурсов по отраслям экономики. Для того, чтобы отразить роль государства в решении конкретных проблем общественной жизни, используется организационная группировка расходов бюджета, т.е. распределение затрат по целевым государственным программам с указанием конкретных задач и получателей ресурсов.

Существуют и другие основания для классификации бюджетных расходов. Однако наиболее подробно структуру государственного финансирования экономики отражает функциональная классификация. Поэтому рассматриваемые в следующем разделе расходы бюджетов сгруппированы именно по этому признаку.

3. Анализ расходных частей бюджетов за 1998 и 2002 годы

Как было упомянуто ранее, в этом разделе рассматриваются и сопоставляются расходные части двух бюджетов: дефицитного за 1998 год и профицитного за 2002 год. Попробуем проанализировать имеющиеся данные с целью определить, есть ли в структуре этих бюджетов кардинальные различия, чем они вызваны и могли ли они повлиять на экономическое развитие страны.

Расходы бюджетов за 1998 и 2002 годы по разделам функциональной классификации представлены в таблицах 1 и 2 соответственно,а также на рисунках 1 и 2 в виде диаграмм. Следует отметить, что сравнение отдельных статей расходов в абсолютном выражении не имеет смысла, так как многие из них различаются почти на порядок, что объясняется довольно высокими темпами инфляции. Поэтому в таблицы введена дополнительная графа, показывающая, сколько процентов от общей суммы расходов составляет данная статья. Именно по этому показателю будет проводиться сравнение.

Расходные части бюджетов на 1998 и 2002 годы удобны для сравнения тем, что их структуры почти идентичны. Существуют небольшие различия, но

Таблица 1

Расходы федерального бюджета на 1998 год по разделам функциональной классификации

(тыс руб)

№ п/п Наименование статьи расходов Сумма В процентах к итогу
1 Государственное управление и местное самоуправление 12 085 733,7 2,42
2 Судебная власть 4 453 949,8 0,89
3 Международная деятельность 14 496 983,9 2,90
4 Национальная оборона 81 765 000,0 16,35
5 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 41 616 615,1 8,32
6 Фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу 11 157 881,0 2,23
7 Промышленность, энергетика и строительство 27 438 327,2 5,49
8 Сельское хозяйство и рыболовство 12 017 785,6 2,40
9 Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 2 929 835,8 0,59
10 Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 1 521 357,0 0,30
11 Развитие рыночной инфраструктуры 100 000,0 0,02
12 Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 8 474 217,5 1,70
13 Образование 17 253 152,7 3,45
14 Культура, искусство и кинематография 3 567 818,2 0,71
15 Средства массовой информации 2 011 997,9 0,40
16 Здравоохранение и физическая культура 9 424 731,8 1,89
17 Социальная политика 35 066 011,2 7,01
18 Обслуживание государственного долга 124 135 443,0 24,83
19 Пополнение государственных запасов и резервов 6 732 765,0 1,35
20 Финансовая помощь бюджетам других уровней 51 703 792,0 10,34
21 Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров 1 921 700,0 0,38
22 Мобилизационная подготовка экономики 771 538,0 0,15
23 Исследование и использование космического пространства 3 670 357,0 0,73
24 Прочие расходы -6 450 741,8 -1,29
25 Целевые бюджетные фонды 32 078 999,9 6,42
Итого расходов 499 945 251,5 100,00


Таблица 2

Расходы федерального бюджета на 2002 год по разделам функциональной классификации

(тыс руб)

№ п/п Наименование статьи расходов Сумма В процентах к итогу
1 Государственное управление и местное самоуправление 56 745 563,3 2,91
2 Судебная власть 19 111 999,8 0,98
3 Международная деятельность 42 858 764,5 2,20
4 Национальная оборона 284 157 831,5 14,59
5 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 173 863 288,3 8,93
6 Фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу 30 317 957,1 1,56
7 Промышленность, энергетика и строительство 57 707 669,7 2,96
8 Сельское хозяйство и рыболовство 26 821 500,0 1,38
9 Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия 9 758 799,8 0,50
10 Транспорт, связь и информатика 7 034 319,7 0,36
11 Развитие рыночной инфраструктуры 20 000,0 0,00
12 Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 8 693 085,0 0,45
13 Образование 80 088 334,7 4,11
14 Культура, искусство и кинематография 10 292 505,8 0,53
15 Средства массовой информации 10 264 830,2 0,53
16 Здравоохранение и физическая культура 31 908 141,6 1,64
17 Социальная политика 430 350 521,5 22,10
18 Обслуживание государственного и муниципального долга 285 009 298,7 14,64
19 Пополнение государственных запасов и резервов 527 305,2 0,03
20 Финансовая помощь бюджетам других уровней 265 406 554,4 13,63
21 Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров 10 315 350,0 0,53
22 Мобилизационная подготовка экономики 500 000,0 0,03
23 Исследование и использование космического пространства 9 742 000,0 0,50
24 Военная реформа 16 544 982,8 0,85
25 Дорожное хозяйство 68 519 404,0 3,52
26 Прочие расходы -3 067 652,2 -0,16
27 Целевые бюджетные фонды 13 893 900,0 0,71
Итого расходов 1 947 386 255,4 100,00


статьи, которые они затрагивают, не вносят существенного вклада в формирование общей суммы расходов.

Рассмотрим структуру расходов бюджета за 1998 год. На диаграмме явно заметно, что наибольшую долю в расходах этого бюджета занимает обслуживание государственного долга- доля этой статьи в расходах составляет почти 25%. Второе место с довольно значительным отрывом занимают расходы на национальную оборону- 16,35%. И замыкает «тройку лидеров» финансовая помощь бюджетам других уровней (10,34%).

Несколько отстает от них группа из четырех статей- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства, социальная политика, целевые бюджетные фонды и промышленность, энергетика и строительство. Доли этих статей в общей сумме расходов незначительно отличаются друг от друга и находятся в диапазоне примерно 5- 8%.

Финансирование остальных направлений в 1998 году составляло, в процентах от общей суммы расходов, незначительные величины порядка 3% и ниже.

Рассмотрим теперь расходную часть бюджета на 2002 год. Наибольшая доля расходов в ней приходится на проведение социальной политики и составляет 22,1%. Второе место делят две статьи- обслуживание государственного и муниципального долга и национальная оборона (14,64 и 14,59 процентов от итога соответственно). Далее с небольшим отрывом следуют расходы на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней, доля которых составляет 13,63%. Довольно большой процент в общем объеме расходов приходится на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства- 8,93%.

Остальные показатели колеблются в пределах 4% и менее, и каждая из этих статей в отдельности не способна повлиять на итог расходной части бюджета.

Для анализа структуры расходов бюджета целесообразно составить таблицу, в которой будут представлены статьи- «лидеры» обоих бюджетов с одной стороны и статьи с наименьшей долей в общей сумме с другой стороны. Результат такой группировки представлен в таблице 3. При этом не будем учитывать

Таблица 3

Максимальные и минимальные расходы бюджетов

1998 год В процентах к итогу 2002 год В процентах к итогу
Статьи с максимальной долей расходов (по убыванию)
Обслуживание государственного долга 24,83 Социальная политика 22,10
Национальная оборона 16,35 Обслуживание государственного и муниципального долга 14,64
Финансовая помощь бюджетам других уровней 10,34 Национальная оборона 14,59
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 8,32 Финансовая помощь бюджетам других уровней 13,63
Социальная политика 7,01 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства 8,93
Статьи с минимальной долей расходов (по возрастанию)
Развитие рыночной инфраструктуры 0,02 Развитие рыночной инфраструктуры 0,001
Мобилизационная подготовка экономики 0,15 Мобилизационная подготовка экономики 0,03
Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика 0,30 Пополнение государственных запасов и резервов 0,03
Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров 0,38 Транспорт, связь и информатика 0,36
Средства массовой информации 0,40 Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 0,45

статью «Прочие расходы», которая является отрицательной и представляет собой, по сути, доходы бюджета.

Пять статей расходов, на которые приходится наибольший удельный вес, в обоих бюджетах одинаковы, хотя и располагаются в разном порядке. Их суммарная доля в расходах составляет порядка 67% в 1998 и 74% в 2002 году.

Легко объяснить значительные затраты на обслуживание государственного долга в 1998 году. Это связано с тем, что государственные заимствования со стороны России с начала 90-х годов непрерывно возрастали, а следовательно, возрастали и суммы процентов и выплат по ним. В результате, к 1998 году сложилась ситуация, когда государство тратило значительную часть своих средств на обслуживание внешнего и внутреннего долгов. Как известно, это привело к кризису августа 1998 года, после которого государственные заимствования были резко сокращены. Однако при этом остается необходимость оплачивать проценты по ранее взятым долгам и производить выплаты в их погашение.Этим объясняется значительная, но не лидирующая доля данной статьи в расходах бюджета на 2002 год.

Другое кардинальное различие между двумя бюджетами заключается в величине расходов на социальную политику. В бюджете на 1998 год они составляют довольно незначительную долю, в то время как в бюджете- 2002 доля этой статьи является максимальной. Это связано с изменением политики государства в сторону повышения уровня жизни населения. В средствах массовой информации значительный удельный вес расходов на проведение социальной политики называют главной особенностью бюджета на 2002 год.

В остальных статьях- «лидерах» значительных изменений не произошло. На протяжении многих лет традиционно высокими являются расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства. Расходы на оказание помощи бюджетам других уровней также остаются значительными, что связано со структурой бюджетной системы России и неравномерным экономическим развитием регионов.

Статей с очень низким уровнем финансирования в бюджете довольно много. В таблице 3 в качестве примера приведены лишь пять из них. Об изменениях в их структуре говорить бессмысленно, так как они ни в коей мере не могут повлиять на перераспределение бюджетных средств. Такими статьями являются расходы на развитие рыночной инфраструктуры, мобилизационную подготовку экономики, транспорт, связь и другие.

Рассмотрим теперь структуры расходов обоих бюджетов и сравним их. Воспользуемся для этого графиком, представленным на рисунке 3. Следует отметить, что статьи расходов на нем приведены по таблице 1, то есть в соответствии с бюджетом на 1998 год. Для того, чтобы привести расходную часть бюджета- 2002 в соответствие с этой структурой, из нее были исключены статьи «Военная реформа» и «Дорожное хозяйство». Их доля в общей сумме расходов невелика, поэтому их можно считать несущественными.

Рассмотрим рисунок 3. На нем в виде графиков представлены расходные части обоих бюджетов. Четко прослеживаются пики, то есть те статьи, доля финансирования которых значительно превышает остальные. Эти статьи уже были выявлены ранее, при анализе диаграмм.

Сопоставим оба графика. На многих участках они совпадают или находятся близко друг от друга. Однако есть и области явного несовпадения. Наиболее очевидное из них- несовпадение пиков графиков. В 1998 году пик приходится на статью «Обслуживание государственного долга», а в 2002 году- на статью «Социальная политика». Причины этого явления уже были рассмотрены в данной работе.

Существенное различие между графиками наблюдается по статье «Промышленность, энергетика и строительство», доля расходов по которой в 2002 году по сравнению с 1998 снизилась почти в два раза. Это можно объяснить активным ходом приватизации государственного имущества в последние годы. В результате количественного сокращения имущества снижаются и расходы на его содержание.

Следует отметить повышение финансирования по статье “Финансовая помощь бюджетам других уровней” и резкое снижение затрат на создание целевых бюджетных фондов. Скорее всего, эти изменения связаны с перестройкой бюджетной и налоговой систем страны.


Таким образом, изучение графика подтверждает основные выводы, сделанные при анализе диаграмм.

Напомним, что сопоставление двух бюджетов проводилось с целью получить ответ на вопрос: может ли структура федерального бюджета, в частности, структура его расходов, быть причиной кризисных явлений в экономике. Сравнив бюджеты на 1998 и 2002 годы, с большой долей уверенности можно сказать, что ответ на поставленный вопрос будет отрицательным. Вполне вероятно, что такая связь существует, хотя она и выражена довольно слабо.Но все же первичные причины кризисов в экономике не относятся к сфере бюджетных отношений.

При этом сильно выражена противоположная зависимость, то есть зависимость структуры бюджета от состояния экономики в текущем и предыдущем годах. В качестве примера можно привести рассмотренные ранее затраты на обслуживание государственного долга, а именно снижение их удельного веса при сокращении внешних заимствований.

Таким образом, федеральный бюджет вряд ли можно назвать инструментом государственного воздействия на экономику. Это, скорее, один из параметров в комплексе макроэкономических явлений и показателей. «Неудачность» бюджета объясняется, прежде всего, неблагоприятной структурой экономики и только потом- ошибками его разработчиков. С этой точки зрения, федеральный бюджет на 2002 год лучше, чем на 1998, главным образом благодаря явным различиям в экономическом состоянии страны в эти годы- кризисный 1998 и благоприятный в экономическом отношении 2002.

Заключение

Итак, в данной работе было определено понятие расходов бюджета, описаны направления расходования бюджетных средств и, в качестве иллюстрации, приведен практический пример. Основываясь на этих данных, сделаем некоторые выводы.

· Структура расходов федерального бюджета из года в год меняется, как правило, незначительно. Скорее всего, это связано с постепенным протеканием экономических процессов в пределах страны и постоянством основных направлений политики государства.

· Статьи- «лидеры», то есть те статьи расходов, на которые приходятся наибольшие доли в общей сумме расходов, обычно не меняются. При изменении государственной политики лишь переносится акцент с одной из них на другую.

· Соотношение между статьями расходов федерального бюджета определяется, прежде всего, состоянием экономики и, в меньшей степени, политикой федеральных органов власти.

На основе этих выводов можно составить прогноз изменения структуры расходов бюджета на ближайшие годы. При этом будем рассматривать только упомянутые выше пять статей- «лидеров», так как они являются определяющими, и не будем учитывать возможные изменения государственной политики.

Очевидно, что расходы по статье «Обслуживание государственного и муниципального долга» будут снижаться, так как заимствования используются теперь государством в минимальном размере. Расходы на проведение социальной политики, скорее всего, будут оставаться высокими, что связано с необходимостью реформации этой сферы и готовностью органов власти ее осуществить. Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства по-прежнему будут значительными, что является отличительной чертой российского бюджета на протяжении ряда лет. Точно так же высокими останутся расходы на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней, так как экономическое благосостояние, а значит, и возможности самофинансирования в регионах растут довольно медленно.

Таким образом, федеральный бюджет можно назвать индикатором экономического состояния страны и показателем уровня ее социально- экономического и политического развития.

C писок использованной литературы

Бюджетный кодекс Российской Федерации.- М.: Юристъ, 2002

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 1998 год» N 42-ФЗ

от 26 марта 1998 года.

Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2002 год» N 194-ФЗ

от 30 декабря 2001 года ( с последующими изменениями).

Бюджетная система России. Под ред.проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ –

ДАНА, 1999

Бюджетная система Российской Федерации. Под ред. М.В. Романовского,

О.В. Врублевской.- M.: Юрайт-М, 2001

Финансы. под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Б.М. Сабаити. –

М.-Перспектива, Юрайт, 2000