Введение.
Значение
малого бизнеса
в рыночной
экономике очень
велико. Без
малого бизнеса
рыночная экономика
ни функционировать,
ни развиваться
не в состоянии.
Становление
и развитие его
– одна из основных
проблем экономики.
Целью данной
работы является
исследование
механизма
функционирования
налогообложения
предприятий
малого бизнеса,
последовательность
образования
налоговых
ставок. Задачи
работы – анализирование
существующих
концепций
налогообложения,
формирование
налогооблагаемой
базы и исчисление
налогов, варианты
возможного
развития налоговой
системы России.
Выбранную тему
я считаю актуальной,
так как проведение
рыночных
преобразований
в экономике
немыслимо без
создания эффективной
системы налогообложения.
Эта система
– основной
проводник
государственных
интересов при
регулировании
экономики,
формировании
доходов бюджета,
ограничении
роста цен и
торможении
инфляции.
Малый бизнес
в рыночной
экономике -
ведущий сектор,
определяющий
темпы экономического
роста, структуру
и качество
валового
национального
продукта; во
всех развитых
странах на долю
малого бизнеса
приходится
60 - 70 процентов
ВНП. Поэтому
абсолютное
большинство
развитых государств
всемерно поощряет
деятельность
малого бизнеса.
В мировой
экономике
функционирует
огромное количество
малых
фирм, компаний
и предприятий.
Например, в
Индии число
МП превышает
12 млн., а в Японии
9 млн. Малый бизнес,
например, только
в США дает почти
половину прироста
национального
продукта и две
трети прироста
новых рабочих
мест.
Малое
предпринимательство,
оперативно
реагируя на
изменение
конъюнктуры
рынка, придает
рыночной экономике
необходимую
гибкость.
Существенный
вклад вносит
малый бизнес
в формирование
конкурентной
среды.
Нельзя также
забывать, что
малые предприятия
оказывают
меньше воздействие
и на экологическую
обстановку.
Немаловажна
роль малого
бизнеса в
осуществление
прорыва по ряду
важнейших
направлений
НТП, прежде
всего в области
электроники,
кибернетики
и информатики.
В нашей стране
эту роль трудно
переоценить,
имея в виду,
развернувшийся
процесс конверсии.
Все эти и многие
другие свойства
малого бизнеса
делают его
развитие существенным
фактором и
составной
частью реформирования
экономики
России.
Чтобы
глубже и подробнее
разобраться
и понять необходимость
малого бизнеса,
безусловно,
необходимо
рассмотреть
опыт ведущих
зарубежных
стран по развитию
малого бизнеса.
Во всех зарубежных
странах с нормально
развитой рыночной
экономикой
существует
мощная государственная
поддержка
малого бизнеса.
Например, в
Германии субсидии
малым предприятиям
составляют
около 4 млрд.
марок ежегодно.
В конгрессе
США проблемами
малого бизнеса
заняты два
комитета. Во
главе стоит
Администрация
по делам малого
бизнеса. В каждом
штате есть
региональные
отделения по
30-40 человек. Цель
Администрации
- поддержка
малого бизнеса
на государственном
уровне. В Японии,
где особенно
высоко количество
малых предприятий,
специально
выделены те
из них, которые
в условиях
рыночной экономики
без помощи
государства
развиваться
не могут.
Стимулирующим
фактором в
развитии малого
бизнеса является
налоговая
политика государства.
Суть налоговой
политики заключается
в поэтапном
уменьшении
предельных
ставок налогов
и снижении
прогрессивности
налогообложения
при достаточно
узкой налоговой
базе и широкой
сфере применения
налоговых
льгот. Уменьшение
ставки налогов
в зависимости
от размеров
предприятия
является одним
из методов
налогообложения
малых предприятий.
Среднее
время жизни
малых предприятий
примерно 6 лет.
Но число новых
предприятий
превышает число
закрывшихся.
Все малые
предприятия
довольно быстро
реагируют на
внешние условия
и видоизменяют
конечную продукцию,
следуя за спросом,
осваивая новую
продукцию.
Например, малые
предприятия
в Японии способны
завершить
опытное производство
в течение недели,
в то время как
на крупных
предприятиях
это заняло бы
гораздо больше
времени. Малые
предприятия
специализируются
и на выпуске
конечной продукции,
ориентированной
в основном
на местные
рынки сбыта.
В основном это
скоропортящиеся
продукты, ювелирные
изделия, одежда,
обувь и многое
другое.
Современная
структура
рыночной экономики
в масштабах
России предполагает
10-12 миллионов
малых предприятий,
работающих
на предпринимательских
началах, в то
время, как их
фактически
насчитывается
300-400 тысяч. Это
означает, что
малое предпринимательство
как особый
сектор рыночной
экономики еще
не сформировался,
а значит, фактически
не используется
его потенциал.
По закону,
малые предприятия
могут создаваться
на основе любых
форм собственности
и осуществлять
все виды хозяйственной
деятельности,
если они не
запрещены
законом.
Можно указать
на четыре недостатка
правительственной
программы,
тормозящих
сегодня развитие
малого бизнеса.
Первый
фундаментальный
недостаток
- это сверхвысокие
налоговые
ставки с предпринимателей
и населения,
которыми
правительство
пытается обеспечить
финансовую
сбалансированность
и бездефицитность
бюджета. Малое
предпринимательство
душат многочисленные
налоги и поборы,
нередко оставляющие
ему 5-10% прибыли.
В результате
малые предприятия
становятся
на грань банкротства
независимо
от их народнохозяйственной
значимости.
Второй
фундаментальный
недостаток
реформы связан
с логикой
развертывания
преобразований.
Основное противоречие
сегодняшней
политики - попытка
обеспечить
переход к рынку
административно-командными
методами сверху,
игнорируя
основу рыночной
системы - интерес
предпринимателя.
Сама же логика
создания рыночной
экономики
требует движения
"снизу вверх"
- от интереса
предпринимателя
к централизованному
созданию рыночной
инфраструктуры
(налоговая,
кредитная
политика, банки,
биржи) обслуживающей
и реализующей
этот интерес.
Третий
недостаток
реформы - практическая
ликвидация
источников
формирования
первоначального
капитала для
малого предпринимателя
на старте.
Существует
три источника
капитала,
необходимого
для начала
бизнеса: собственные
сбережения
населения,
кредиты, приватизационные
чеки. Первый
источник (400-500
млрд. рублей)
был уничтожен
гиперинфляцией,
сократившей
данный ресурс
во многие десятки
раз. Второй
источник практически
закрыт для
малого предпринимательства
гигантским
процентом за
кредит и нежеланием
коммерческих
банков, вкладывать
деньги в малый
бизнес из-за
большого риска
и отсутствия
гарантий. Третий
источник, тоже
пока не работает,
кроме того,
нужно учитывать
их уровень -
10 тыс. рублей.
Выступить
инвестиционным
ресурсом они
не могут, в лучшем
случае это
будет маленькое
единовременное
социальное
пособие. Недостаток
финансовых
ресурсов и
сложность их
легального
приобретения
у государства,
могут подтолкнуть
малые предприятия
к контактам
с теневой
экономикой
и мафиозными
структурами,
и дать последним
возможность
постепенно
внедряться
в малые предприятия,
постепенно
подчиняя их
себе.
Четвертый
фундаментальный
недостаток
- отсутствие
систем государственной
и общественной
поддержки
малого бизнеса.
С большим
запозданием
создан государственный
орган, призванный
содействовать
становлению
и развитию
малого бизнеса
- Комитет поддержки
малых предприятий
и предпринимательства
при Госкомимуществе
РФ.
Статус этого
комитета, его
подчиненность
одному из российских
министерств,
скудность его
финансовых
ресурсов
свидетельствуют
о крайней
ограниченности
возможностей,
предоставленных
данному органу.
Обращает на
себя внимание
и некоторая
неопределенность
в ориентации
деятельности
данного комитета.
Судя по его
наименованию,
ему вменяется
в обязанность
поддержка не
только малого
бизнеса, но и
предпринимательства
в целом, а оно,
как известно,
опирается не
на малый лишь,
но и на средний
и крупный бизнес.
Такая задача
невыполнима
никаким комитетом.
Ее в состоянии
решить лишь
целенаправленная
политика
правительства
в целом, и притом
за весьма
продолжительное
время.
Местные
власти не обеспокоены
тем, чтобы снизить
уровень отчислений
малых предприятий
в местные бюджеты.
Власти не желают
связывать
перспективы
развития собственного
района с малым
бизнесом. Власти
не всегда бывают
заинтересованы
в развитии
наукоемких
производств,
так как они не
приносят районам
прямой выгоды.
Местные власти
охотней регистрируют
предприятия,
способствующие
в благоустройстве
района.
Очень
часто малые
предприятия
создаются на
базе старых
государственных
предприятий.
Например, в
Москве 60% кооперативных
кафе преобразовано
вместо государственных
предприятий
общепита. В
итоге, количество
кафе не увеличилось,
а цены поднялись
достаточно
высоко .
Такая форма
кооперации
приводит не
к ослаблению
государственной
монополии, а
к новым формам
его проявления.
Государственные
научно-исследовательские
и проектные
учреждения
- монополисты
в своей области.
Сотрудники
этих организаций,
объединившись
в предприятия,
сами решают
какие заказы
делать как
государственной
предприятие,
а какие как
фирма, по
более высоким
ценам.
Эти основные
недостатки,
да и многие
другие сдерживают
развитие малого
бизнеса в нашей
стране. Достаточно
сказать, что
процесс образования
малых предприятий
в производственной
сфере, начавший
набирать силу
в 1991 году, в 1992 году
фактически
прекратился.
Сложившаяся
экономическая
обстановка
подрывает
стимулы к
предпринимательской
деятельности,
которые только
и могут привести
к образованию
рыночной экономики.
Ясно, что в
сегодняшней
экономической
ситуации одной
инициативы,
идущей от малых
предприятий,
недостаточно.
Должна быть
мощная государственная
поддержка малых
предприятий.
Только правильные
шаги в области
экономических
реформ, могут
привести к
развитию малого
бизнеса, что
и приведет к
развитию рыночной
экономики в
целом.
Глава 1.
Налоги и налоговая
система.
1.1. Сущность
налогов и налоговой
системы.
Налоги и налоговая
система-это
не только источники
бюджетных
поступлений,
но и важнейшие
структурные
элементы экономики
рыночного типа.
Очевидно, что
без формирования
рациональной
налоговой
системы, не
угнетающей
предпринимательскую
деятельность
и позволяющей
проводить
эффективную
бюджетную
политику, невозможны
полноценные
преобразования
экономики
России.
Налоги известны
людям с глубокой
древности,
когда они
фигурировали
в форме дани,
подати. Возникновение
налогов связано
с необходимостью
содержания
государства.
Их неизбежность
настолько
очевидна, что
еще в 1789 году
Бенджамин
Франклин, один
из авторов
Декларации
независимости
США, писал: «В
этом мире ни
в чем нельзя
быть твердо
уверенным, за
исключением
смерти и налогов».
Налоги представляют
собой обязательные
платежи, взимаемые
центральными
и местными
органами
государственной
власти с юридических
и физических
лиц и поступающие
в бюджеты различных
уровней. Существование
налогов экономически
оправдано
постольку,
поскольку
оправдано
существование
государства.
Налоги –это
экономическая
база содержания
государственного
аппарата, армии,
непроизводственной
сферы.
Налоги сегодня
являются главным
инструментом
перераспределения
доходов и финансовых
ресурсов. Такое
перераспределение
осуществляют
государственные
органы в целях
обеспечения
средствами
тех лиц, предприятий
, программ, секторов
и сфер экономики,
которые испытывают
потребность
в ресурсах, но
не в состоянии
обеспечить
ее из собственных
источников.
Другими словами,
налоговое
регулирование
доходов ставит
своей основной
задачей сосредоточение
в руках государства
денежных средств,
необходимых
для решения
проблемы социального,
экономического,
научно-технического
развития страны,
региона или
отрасли.
Совокупность
взимаемых в
государстве
налогов и других
платежей (сборов,
пошлин) образует
налоговую
систему. Это
понятие охватывает
также и свод
законов, регулирующих
порядок и правила
налогообложения.
А также структуру
и функции
государственных
налоговых
органов. Налоговая
система базируется
на соответствующих
законодательных
актах государства
(например Закон
Российской
Федерации «Об
основах налоговой
системы в РФ»),
которые устанавливают
конкретные
методы построения
и взимания
налогов, то
есть определяют
элементы налогов
.
Налоговая
система включает
также органы
сбора налогов
и надзора за
их внесением
в лице налоговой
инспекции и
налоговой
полиции.
В элементы
налоговой
системы входят:
Субъект
налогообложения
– юридической
или физическое
лицо, являющееся
плательщиком
налога. Существуют
определенные
механизмы
переложения
налогового
|