Алексиада (Анна Комнина) - часть 43

 

  Главная      Учебники - Разные     Алексиада (Анна Комнина) - 1965 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  41  42  43  44   ..

 

 

Алексиада (Анна Комнина) - часть 43

 

 

Анна Комнина «Алексиада» 

828

 1090—1091 гг. 

829

 Dölger, Regesten..., 1158 (начало 1091 г.). 

830

 О влахах см. прим. 533. 

На  основании  этого  места  «Алексиады»  некоторые  исследователи  делали  вывод, 

что слово βλάχοι употребляется Анной как синоним «кочевников». 

С нашей точки зрения, прав М. Дьони (Gyóni, Le пот..., р. 241 sq.), утверждающий, 

что «влахи» в данном случае — точное этническое наименование. Аргументы М. Дьони 
сводятся к следующему: 

а) другие авторы XI—XII вв. понимают под «влахами» определенный народ; 
б)  наименование  βλάχοι — не  античное,  поэтому,  как  и  в  ряде  других  подобных 

случаев, писательница считает нужным оговорить, что название влахи — «просторечное». 

Мысль  Анны,  следовательно,  можно  перефразировать  таким  образом: «Мелиссин 

должен был призвать тех кочевников, которых в просторечии зовут влахами». 

831

  С  этим  сообщением  Анны  нельзя  не  поставить  в  связь  письмо  Феофилакта 

Болгарского  к  Никифору  Мелиссину (PG, 126, col. 532), где  архиепископ  жалуется  на 
тяжелое  положение  фемы  Пелагония  (Битоль),  которая  не  в  состоянии {540} выделить 
требуемых рекрутов (см. Chalandon, Essai..., р. 125). Φ. Шаландон относит письмо к весне 
1090 г. (ср. Xanalatos, Beiträge zur Wirtschaftsgeschichte..., S217).  

832

 Имеется в виду р. Марица. 

833

 Хирины — небольшая крепость на правом берегу Марицы (см.: Gyóni, Le пот..., 

р. 251; Златарски, История..., II, стр. 204). 

834

  На  дозорном  судне  так  мы  переводим  греч.  εν  αμφιρύκω  πλοίω.  См. Leib, 

Alexiade, II, р. 136. 

835

  В.  Васильевский («Византия  и  печенеги»,  стр. 98, прим. 2) отождествляет 

Тогортака  (Τογορτάκ)  с  Тугорканом  и  Маниака  (Μανιάκ)  с  Боняком  русских  летописей 
(ср.: Chalandon, Essai..., р. 132, n. 3; Златарски, История..., II, стр. 205, бел. 2; Moravcsik, 
Byzantinoturcica, II, Ss. 181, 316). 

836

  Вырыл  ров  —  τάφρον  πεποιηκώς.  Здесь,  как  и  во  многих  других  случаях,  под 

этим выражением, возможно, следует понимать «разбил лагерь, окопанный рвом». 

837

 См. Ал., VIII, 3, стр. 232. 

838

 См. прим. 761. 

839

  Брод  Филокалов  (Πόρον  τοΰ  Φιλοκάλου).  Попытку  определить  точное 

местоположение этого брода делает М. Дьони (Gyóni, Le пот..., р. 251). 

840

 По мнению М. Дьони (Gyóni, Le пот..., р. 251), Мавропотам (Черная речка) — 

это  приток  Марицы,  современная  Эргене,  на  берегах  которой  много  мест  с  названиями, 
начинающимися с Кара (Черный). 

841

  По  сведениям  западных  источников,  Алексей  в 1091 г.  отправил  посольство 

Урбану II (Dölger, Regesten..., 1156). Возможно,  император  просил  военной  помощи  у 
папы.  О  взаимоотношениях  Алексея I и  Урбана II см. Holtzmann, Die 
Unionsverhandlungen...
 Ср. прим. 970. 

842

 Зная крутой нрав куманов — το` οξυ` της των Κομάνων γνώμης διαγνούς. Б. Лейб 

переводит эти слова: «... voyant que la décision des Comans etait bien arrêtée...». 

843

  В.  Васильевский («Византия  и  печенеги»,  стр. 101, прим. 2) считает,  что  этот 

пятитысячный отряд состоял из русских — жителей прикарпатских областей, подданных 
князя Василько Ростиславовича. В. Златарский («История...», II, стр. 500—503) полагает, 
что речь идет о болгарах. По мнению Б. Лейба (Leib, Alexiade, II, р. 140), жители горных 
областей,  упомянутые  Анной, — влахи.  Все  эти  предположения  не  более,  как 
произвольные гипотезы. 

844

 Из одноцветных шелковых плащей — εκ σηρικων πέπλων ομοχρόων. {541} 

Анна Комнина «Алексиада» 

Может  быть,  надо  вслед  за  Е.  Доуэс  и  Б.  Лейбом  переводить: «... облачил  их  в 

доспехи и шлемы, изготовленные из шелковой ткани, по цвету напоминающей железо». 

845

 В рукописях лакуна. 

846

 Дата легко устанавливается: вторник на 29 апреля приходился в 1091 г. 

Сражением 29 апреля 1091 г. заканчивается шестилетняя византийско-печенежская 

война.  Хронология  этой  кампании  у  Анны  весьма  запутана  и  вызывала  различные 
толкования  исследователей  (см.: Dieter, Zur Glaubwürdigkeit...; Chalandon, Essai..., p. 105 
sq.; Buckler, Anna Comnena..., p. 431 sq.: Расовский, Печенеги..., Златарски, История..., II, 
стр. 185 и сл.; Gautier, Le discours..., р. 91 sq.). 

Рассмотрим  подробней  свидетельства  писательницы.  Из  событий,  переданных 

Анной, можно достаточно точно датировать три: поход Челгу на Византию весной 1087 г. 
(см.  прим. 734), солнечное  затмение 1 августа 1087 г. (см.  прим. 752) и  поражение 
печенегов 29 апреля 1091 г.  Между  двумя  последними  датами  происходят  следующие 
события: 

1) Алексей терпит поражение от печенегов у Дристры (VII, 3, стр. 213 и сл.); 
2) куманы вступают в бой с печенегами, оттесняют их к Озолимне и возвращаются 

на родину (VII, 5, стр. 208 и сл.); 

3) к Алексею в Боруй прибывает Роберт Фризский (VII, 6, стр. 214); 
4)  Алексей  через  Синесия  заключает  мирный  договор  с  печенегами (VII, 6, стр. 

214); 

5) печенеги нарушают мирный договор и занимают Филиппополь (VII, 6, стр. 215); 
6)  Алексей  заключает  новый  мирный  договор  с  печенегами,  но  последние 

нарушают соглашение и обосновываются в Таврокоме (VII, 6, стр. 216); 

7)  с  наступлением  весны  печенеги  переходят  в  Хариополь  и  разбивают  отряд 

архонтопулов; к Алексею приезжают всадники Роберта Фризского (VII, 7, стр. 217); 

8)  Алексей  выступает  из  Константинополя,  терпит  поражение  от  печенегов  и 

является в Русий (VII, 9, стр. 221 и сл.); 

9)  новое  сражение  и  победа  Алексея  над  печенегами.  С  наступлением  зимы 

Алексей возвращается в Константинополь (VII, 11, стр. 225 и сл.); 

10) экспедиция Алексея против печенегов в Хировакхи (VIII, 1—2. стр. 228 и сл.); 
11) большое наступление печенегов, закончившееся их поражением 29 апреля 1091 

г. {542} 

Пользуясь  указаниями  Анны  на  смену  времен  года  (они  выделены  в  нашем 

перечне  событий),  можно  легко  определить,  что  второй  мирный  договор  с  печенегами 
был заключен осенью— зимой 1089/90 г. Однако остальные события точной датировке не 
поддаются. Современные исследователи (см., например, Gautier, Le discours..., pp. 97, 98) 
чисто  логическим  путем  распределяют  события  во  времени  следующим  образом: 
поражение Алексея у Дристры — конец августа 1087 г., борьба куманов с печенегами — 
осень 1087 г.,  встреча  Алексея  с  Робертом,  первый  мирный  договор  с  печенегами — 
начало  зимы 1087/88 г.  Но  такое  распределение  событий  вызывает  возражения.  Во-
первых, встреча Алексея с Робертом Фризским состоялась, видимо, в конце 1089—начале 
1090 г. (см. прим. 777). Во-вторых, если первый мирный договор с печенегами датировать 
осенью—зимой 1087/88 г., а второй осенью—зимой 1089/90 г., то промежуток в два года 
не  может  быть  заполнен  событиями,  рассказанными  Анной:  об  обоих  договорах 
писательница  повествует  в  пределах  одной  главы  как  о  следующих  во  времени  один  за 
другим. 

Ставшая  ныне  традиционной  датировка  событий  печенежской  войны,  на  наш 

взгляд, лишена серьезных оснований. 

847

 О том, что византийские воины, отправляясь в поход, берут с собой веревки и 

ремни, чтобы вязать пленных, сообщает также Скилица (Skyl., р. 598). 

Анна Комнина «Алексиада» 

848

 См. Ал., VII, 3, стр. 210 и сл. 

849

  Согласно  сообщению  Зонары (Zon., XVIII, 23), часть  оставшихся  в  живых 

печенегов  вместе  с  женами  и  детьми  были  поселены  в  Могленах;  из  них  император 
составил особый отряд своего войска. 

850

  Ζύγος  (от  лат. iugum «горный  хребет», «горная  цепь»).  По  мнению,  М.  Дьони 

(Gyóni,  La premiere mention..., pp. 500— 501), у  Анны  это  слово  употребляется  для 
обозначения  двух  географических  понятий:  Балканских  гор  (как,  например,  в  данном 
случае)  и  горной  цепи  недалеко  от  Липения,  отделявшей  византийские  владения  от 
Сербии. 

На  самом  деле  Анна,  примыкая  к  античной  традиции,  считает,  что  горная  цепь, 

которую  она  именует  Зигом,  простирается  от  Черного  до  Адриатического  моря  и  ее 
непосредственным продолжением являются Альпы и, может быть, Пиренеи. Ведь Зиг, по 
словам писательницы (IX, I, стр. 245), — название местное. А на  античный  манер Анна 
именует эту горную цепь Гемом и объясняет, что она начинается у Черного моря, идет до 
Иллирика и продолжается на противоположном материке (XIV, 8, стр. 395). См. Дуйчев, 
Проучвания..., стр. 154 и сл. {543} 

851

 В Ep. прибавлено: «... и не нанес им никаких телесных увечий». 

Об  этом  заговоре  см.  также  сообщение  Зонары (Zon., XVIII, 23). Умбертопул 

вскоре получил прощение императора (см. Ал., X, 2, стр. 276). 

852

  К  сожалению,  Анна  не  называет  имени  болгарского  архиепископа.  Можно 

предположить, что им был уже упоминавшийся нами знаменитый Феофилакт Болгарский 
или Охридский. 

Точное время назначения Феофилакта на пост архиепископа Болгарии неизвестно. 

Исследователи относят это событие к 1084—1085 гг., 1091 и даже к 1092 гг. (см. Katičić. 
Βιογραφικά..., σελ. 372). 

Выяснению  вопроса  о  том,  кто  был  доносчиком  на  Иоанна,  могли  бы  помочь 

письма  Феофилакта  к  сыну  севастократора  Исаака,  сохранившиеся  в  эпистолярном 
наследии архиепископа. Но, к сожалению, до сих пор не удается точно выяснить, ни кому 
они направлены — Иоанну или другому сыну Исаака — Константину, ни их хронологию 
(см. Katičić,  Βιογραφικά...,σελ. 381 εξ).  Не  исключена  возможность,  что  доносчиком  на 
Иоанна  был  предшественник  Феофилакта  на  посту  архиепископа  Болгарии — Иоанн.  В 
этом  случае  можно  предположить,  что  Иоанн  поплатился  за  свой  донос,  был  смещен  и, 
таким образом, освободил место для Феофилакта. 

853

  Этериарх — начальник  этерии (Bury, The imperial administratiue system...,  р. 

107). 

854

 См. Dölger, Regesten..., 1059 (после мая 1091 г.). 

855

 В тексте τα μεσαίχμια, т. е. территория между владениями Византии и сербов. 

Это  интересное  свидетельство  о  существовании  «нейтральной  зоны»  на  границах 

Византийской империи (см. Paдojчић, Вести..., стр. 19). 

856

 По самому пустому поводу — υπο` ψιλοΰ ρήματος; досл.: «от одного слова». 

857

 Согласно хронологической последовательности рассказа Анны, дело об измене 

Иоанна  Комнина  разбиралось  летом  или  зимой 1091 г.  Так  и  датирует  эти  события  Ф. 
Дэльгер.  Однако  такая  датировка  плохо  согласуется  с  другими  фактами,  приводимыми 
писательницей.  Судя  по  словам  Анны,  весной 1092 г.  Алексей  отозвал  из  Диррахия 
Иоанна Дуку (IX, 1, стр. 246), который, как сообщала Анна ранее, пробыл в Диррахии 11 
лет (VII, 8, стр. 221). Следовательно, в 1091 г. дукой Диррахия должен был быть не Иоанн 
Комнин,  а  Иоанн  Дука.  Для  объяснения  этого  противоречия  исследователями {544} 
предлагались следующие гипотезы: 1) допустить, что оба Иоанна находились в Диррахии 
одновременно, но исполняли там разные функции, ибо невозможно предположить, чтобы 
в  одной  области  находились  два  дуки; 2) отнести  время  пребывания  Иоанна  Комнина  в 

Анна Комнина «Алексиада» 

Диррахии  к  более  позднему  сроку  и  датировать  «измену»  Иоанна  Комнина  временем 
после 1092 г, (см. об этом Литаврин, Болгария и Византия, стр. 289, прим. 4). По нашему 
мнению,  в  данном  случае  нет  серьезных  оснований  подвергать  сомнению  хронологию 
Анны, тем более что у нас действительно нет ясного представления о том, какие функции 
выполнялись в Диррахии Иоанном Дукой и Иоанном Комниным. 

858

  Феодора  Гавру  упоминает  и  Зонара (Zon., XVIII, 22), который  называет  его 

севастом  и  мучеником.  Феодор  Гавра  был  провозглашен  мучеником,  и  сохранилось  его 
житие, которое повторяет многие сведения, имеющиеся в «Алексиаде»· (см.: Пападопуло-
Керамевс,  Συμβολαί...,  σελ. 132—137; Μυστακίδου,  Τραπεζουντακά...,  σελ. 79 εξ.).  В 
«Житии»  рассказывается  также,  как  Гавра  попал  в  плен  к  агарянам  и,  отказавшись 
отречься  от  христианской  веры,  был  предан  мучительной  смерти.  Время  этих  событий 
неизвестно. Сама Анна (XI, 6, стр. 306) сообщает, как в 1098 г. Гавра из Паиперта (совр. 
Байбурт) решил напасть на войско Исмаила, и обещает в дальнейшем поведать о жизни и 
конце  Гавры,  но  не  исполняет  своего  обещания.  А.  Пападопуло-Керамевс  (Συμβολαί..., 
σελ. 137) предполагает, что именно тогда, в 1098 г., Гавра и был пленен, но из слов Анны 
такого  заключения  не  следует.  Сохранилась  печать  Феодора  Гавры — дуки  Трапезунда 
(Schlumberger, Sigillographie..., p. 665). 

859

 В «Житии» говорится, что Гавра происходил от знатных и богатых предков из 

«восточных фем — Халдии, Колонии и соседних с ними районов» (Пападопуло-Керамевс, 
Συμβολαί..., σελ. 135). 

Халдия — византийская  фема  на  территории  Армении.  Фема  Колония  была 

расположена  между  Понтом  и  Халдией,  А.  Пападопуло-Керамевс  (Συμβολαί...,  σελ. 134) 
замечает, что на территории древней Халдии и в России, в районе Мариуполя и Гурзуфа, 
где жило немало греков, весьма распространена фамилия Гавра и Гаврадис. 

860

 Уже в Χ в. в Византии были запрещены браки между детьми — двоюродными 

братьями и сестрами (см. Zachariae von Lingenthal, Geschichte..., S. 64). 

861

  По  сообщению  Зонары (Zon., XVIII, 22) сын  Феодора  Гавры  был  обручен  с 

дочерью Алексея Марией, но вскоре {545} этот союз был расторгнут, а Мария обручена с 
Никифором — сыном Форвина Катакалона. 

862

  Храм  св.  Фоки  был  расположен  на  европейском  берегу  Босфора,  к  северу  от 

Константинополя (Janin, Constantinople byzantine, pp. 434—435). 

863

  Сосфений  находился  на  европейском  берегу  Босфора,  примерно  в 14 км 

севернее Константинополя (Janin, Constantinople byzantine, p. 436). 

864

  Фарос  (по  греч. «маяк»)  находился  у  Понта,  на  европейском  берегу  Босфора 

(Ducange, In Alex., р. 586, RE, X, соl. 1927). 

865

 Dölger, Regesten..., 1161 (после мая 1091 г.). 

866

 Город под таким названием упоминают и другие византийские авторы (Ducange, 

In Alex., p. 586). 

867

  Судя  по  сохранившейся  печати,  Евстафий  Камица  был  новелиссимом 

(Schlumberger, Sigillographie..., р. 548). 

868

  Пинкерн  —  дворцовый  чин,  виночерпий  за  столом  императора (Bréhier, Les 

institutions..., р. 50). 

869

  В  тексте  ηλον,  хотя  естественно  было  бы  ожидать  λόγχην {«копье»).  См. 

объяснения  Дж.  Баклер (Buckler, Anna Comnena...,  рр. 467—468) и  Б.  Лейба (Leib, 
Alexiade, II, 154—155). 

870

  В  византийской  истории  известно  несколько  Месопотамитов;  один  из  них, 

Василий, по сведениям Вильгельма Апулийского, сражался с Алексеем под Диррахием в 
1101  г.  Попытку  идентифицировать  этого  Георгия  Месопотамита  делает  Дюканж  (см. 
Ducange, In Alex., р. 588). Μ. Матье (Mathieu, Guillaume de Pouille..., p. 321), ссылаясь на 

Анна Комнина «Алексиада» 

письмо  Μ.  Ласкариса,  утверждает,  что  Месопотамиты — это  не  фамилия:  так  называли 
лиц, происходящих из области или монастыря τοΰ Μεσοποτάμου (вблизи Бутринто). 

871

 См. Dölger, Regesten..., 1162 (после мая 1091 г.). 

872

 Т. е. Паристрия. 

873

  Именует  себя  императором  (βασιλέα  εαυτο`ν  ο`νομάζων).  По  мнению  Φ. 

Шаландона (Chalandon, Essai...,  р. 147), речь  здесь  идет  о  титуле  султана,  но  из 
дальнейших слов Анны становится ясно, что Чекан претендовал на императорскую власть 
и именовал себя императором, а не султаном. 

874

 Т. е. лета 1091 г. и зимы 1091/92 г. 

875

  Великим  дукой  флота  (μέγας  δοΰξ  τοΰ  στόλου),  т.  е.  главнокомандующим 

флотом. В византийских источниках это первое упоминание такого титула (см. Guilland, 
Les chefs de la marine..., p. 223). Впрочем,  в  это  время  титулатура  окончательно  еще  не 
была  установлена,  и,  как  следует  из  текста  «Алексиады»,  под  командованием  великого 
дуки  находилась  также  и  сухо-{546}путная  армия,  а  непосредственное  руководство 
флотом  осуществлялось  великим  друнгарием  (см. Bréhier, Les institutions..., р. 424).  В 
«Житии св. Мелетия Миупольского» (Васильевский, Житие св. Мелетия, стр. 27) Иоанн 
назван дукой флота без эпитета «великий». 

876

  Не  совсем  ясно,  как  можно  двигаться  по  суше  к  расположенной  на  острове 

Митилене. 

877

 См. Moravcsik, Byzantinoturcica, II, S. 109. 

878

 См. Dölger, Regesten..., 1166 (весна 1092 г.). 

879

 См. Аристофан, Мир, 1083. 

880

 о Δαλασσηνο`ς Κωνσταντΐνος θαλασσοκράτωρ τηνικαΰτα ων και μήπω εφθακω`ς κατα` 

τα`  εντεταλμένα  παρα`  τοΰ  Δούκα  εις  ακρωτήριόν  τι  τα`ς  ναΰς  προσορμίσας.  Наше  понимание 
этой  фразы  расходится  с  толкованием  Е.  Доуэс  и  Б.  Лейба,  которые  переводят  ее 
следующим  образом: «Константин  Далассин,  который  был  тогда  талассократором  и 
который  еще  не  успел  прибыть,  причалил,  согласно  приказу  Дуки,  к  мысу...».  Если 
Константин Далассин к тому времени не успел подойти, то как он мог вообще говорить с 
Дукой?  Кроме  того,  слова  μήπω  εφθακώς...  προσορμίσας  недвусмысленно  означают  «не 
успев причалить». 

881

 Карик — по-видимому, дука Крита; до него этот пост занимал Никифор Диоген 

(Ал., IX, 6, стр. 255). См. Glykatzi-Ahrweiler, Ľ administration de Ια Crète byzantine, p. 224. 

882

 Карпаф — ныне Скарпанто, остров недалеко от Крита. 

883

 В «Житии св. Мелетия Миупольского» (Васильевский, Житие св. Мелетия, стр. 

27—28)  содержится  несколько  иная  версия  этого  эпизода.  Иоанн  Дука  по  пути  на  Крит 
останавливался  в  гавани  Еврипа  и  просил  благословения  у  св.  Мелетия  на  борьбу  с 
Кариком.  Святой  не  разрешил  Иоанну  переправиться  на  Крит,  а  велел  ожидать 
исполнения  божественной  воли.  Так  Иоанн  и  поступил.  Вскоре  прибыло  известие  о 
смерти Карика. Краткое упоминание о восстании на Крите и Кипре содержится также у 
Зонары (Zon., XVIII, 22; ср. Glycas» IV, р. 620). 

884

 Кириния — город на северном побережье Крита. 

885

 Левкусия — ныне Никосия. 

886

 Κριτη`ν... και` έξισωτήν. Термином κριτής (досл. «судья») в Византии именовались 

наместники  провинций.  В XI в.  в  связи  с  реорганизацией  провинциального  управления 
роль наместников значительно возросла, в их ведении могло теперь находиться не только 
гражданское, но и военное управление (в данном случае гражданские и военные функции, 
по-видимому, разделены, и последние отданы Евмафию Филокалу, см. ниже). {547} См.: 
Скабаланович,  Византийское  государство  и  церковь  в XI в.,  стр. 186  и  сл.; Glykatzi-
Ahrweiler, Recherches..., р. 69 sq. 

Анна Комнина «Алексиада» 

Эксисот  —  налоговый  инспектор,  главная  функция  которого  заключалась  в 

определении и изменении суммы налога (см. Dölger, Beiträge..., S. 79 sq.). 

887

  Сохранились  печати  Евмафия  Филокала,  где  он  именуется  великим  дукой 

флота,  претором  Эллады  и  Пелопоннеса,  куропалатом  и  магистром  (см.: Mordtmann, 
Plombs byzantins..., р. 47 sq.; Schlumberger, Sigillographie..., pp. 691—692). По мнению С. 
Маринатоса (Μαρινάτος, Ευμάθιος ο‛ Φιλοκάλος...), этот Евмафий, протоспафарий и стратиг 
Крита,  упоминается  в  надписи  на  колонне,  найденной  на  Крите.  С.  Маринатос  относит 
надпись к последнему десятилетию XI в.  Но, как справедливо замечает Ф. Дэльгер (ΒΖ, 
XXI, S. 475), выводы  С.  Маринатоса,  и  в  первую  очередь  отождествление  [Ευ’μ]  αθιον 
надписи с Евмафием Филокалом Анны, имеют произвольный характер. 

888

  Подошел  к  Смирне  и  овладел  городом  (τη`ν  Σμύρνην  ε’πελθω`ν  κατέλαβε).  Эти 

слова вызывают недоумение. Смирна — резиденция Чакана, и Анна выше сообщала, что 
Чакан  уже  вернулся  туда (IX,  1,  стр. 248), а  теперь  выясняется,  что  Чакан  «не  пожелал 
умиротвориться, но (!) явился в Смирну». Думается, что здесь «Смирна» — ошибка Анны 
или переписчика. Писательница имеет в виду какой-то другой город. 

889

 Dölger, Regesten..., 1169. Анна переходит к рассказу о событиях весны 1093 г. 

890

 Упал замертво — νεκρο`ς ε’

  ´κειτο. В дальнейшем Чакан «оживает» на страницах 

«Алексиады» (XI, 5, стр. 302). Аналогичная  история  происходит  у  Анны  и  с  Аспиетом 
(см.  прим. 465). Может  быть,  и  в  данном  случае  слово  νεκρός  следует  понимать  не  в 
буквальном смысле (см. Buckler, Anna Comnena..., р. 255, n. I). По мнению С. Рэнсимена, в 
книге XI Анна  говорит  не  о  самом  Чакане,  а  о  его  сыне  Ибн  Чакане,  которого 
писательница  упрощенно  называет  Чаканом,  так  же  как  Килич-Арслана  ибн  Сулеймана 
она иногда именует Сулейманом (Runciman, Α history..., Ι, p. 77, n. Ι). 

891

 Имеется в виду победа над печенегами в апреле 1091 г. (Ал., VIII, 5, стр. 237). 

Таким образом, выступление далматов следует датировать весной 1093 г. 

892

  Обычно  Анна,  так  же  как  и  другие  византийские  писатели  того  времени, 

именует  сербов  далматами,  а  Сербию — Далмацией.  Название  «Сербия»  дважды 
встречается в тексте «Алексиады» (см. ниже письмо Вукана Алексею, стр. 252 и XIV, 4, 
стр. 384). Η.  Радойчич  (Радојчић,  Вести...,  стр. 21 {548} и  сл.)  обращает  внимание  на 
употребление  названия  «Сербия»  в  письме  Вукана  и  делает  на  этом  основании  вывод  о 
подлинности  письма  (если  бы  Анна  его  сочинила,  то  использовала  бы  обычный  термин 
«Далмация»).  Этому  выводу,  казалось  бы,  противоречат  другие  примеры  употребления 
писательницей  наименований  «сербы»  и  «Сербия».  Однако  здесь  Анну,  возможно, 
заставило  воспользоваться  термином  «сербы»  встретившееся  в  письме  Вукана  слово 
«Сербия».  Что  же  касается  другого  случая (XIV, 4, стр. 384), то  там  Анне  важно 
перечислить как можно большее число географических названий, и она говорит о Сербии 
наряду с Далмацией. Вполне вероятно, под первой она понимает внутренние области, под 
второй — прибрежные районы. 

893

 Таким образом, Анна переходит к изложению событий 1094 г. 

894

 На самом деле Липений значительно дальше от Звенчана. 

895

  Дафнутий — к  западу  от  Константинополя,  около  Регия (Ducange, In Alex., p. 

589). 

896

 Ил., III, 34. 

897

  Указание  Анны  на  то,  что  владения  Дук  находились  во  Фракии,  очень 

интересно. 

898

  Никифор  Диоген  и  Михаил  Дука  были  сыновьями  императрицы  Евдокии, 

Никифор — от Романа Диогена, Михаил — от Константина Дуки. 

899

 Анна повествует о событиях начала 1094 г. Незадолго до этого Константин был 

низложен  и  вместо  него  соправителем  Алексея  назначен  Иоанн  (Предисл.,  стр. 14). 

Анна Комнина «Алексиада» 

Подчеркивая любовь Алексея к Константину, Анна стремится, видимо, оправдать отца и в 
то же время досадить Иоанну, наследовавшему престол вместо Константина. 

900

  История  царствования  Романа  Диогена  подробнее  всего  описана  Пселлом 

(Psellos,  Chronogr., II, рр. 152—172). Сведения  о  нем  содержатся  также  в  сочинениях 
Вриенния, Атталиата, Продолжателя Скилицы и др. 

901

 Вриенний упоминает также третьего сына — Константина; см. прим. 931. 

902

  В  Киперудский  монастырь  (μονη`ν  τοΰ  Κυπερούδη).  Продолжатель  Скилицы 

называет  монастырь  Пиперудским.  По  словам  Вриенния (Nic. Br., I, 20), Евдокия 
удалилась в богородичный монастырь, который она сама основала на берегу Босфора. 

903

 См. Бытие, IXL, 9. Этот образ нередко встречается и у византийских писателей 

XII в. {549} 

904

  См.  Еврипид,  Телеф,  фр. 722; Plut, Mor., 472Е, 602В.  О  переводе  изречения: 

«Если тебе досталась Спарта, дорожи ею» см. Buckler, Anna Comnena..., р. 201. 

905

 См. Иеремия, XIII, 23. 

906

 См. прим. 313. 

907

 17 февраля (1094 г.). 

908

 Адриан был женат на Зое — дочери Константина Χ Дуки и Евдокии. 

909

  При  Большом  дворце  был  специальный  ипподром,  где  императоры  и  их 

приближенные 

устраивали 

конные 

состязания, 

занимались 

гимнастическими 

упражнениями и играми в мяч. R. Janin, Constantinople byzantine, p. 119. 

910

 Псалт., 126, 1. 

911

  Род  Каматиров  нередко  упоминается  в  византийских  источниках.  Григорий 

Каматир,  секретарь  Алексея, — хорошо  известная  личность  в  истории  Византии XII в. 
При Иоанне Комнине он был логофетом секретов и протасикритом. Григорий Каматир — 
адресат  писем  Феофилакта  Болгарского,  ему  посвящены  монодия  Продрома  и  два 
стихотворения поэта XII в. Николая Калликла. Каматир упоминается Никитой Хониатом, 
известны также две его печати (см. Шандровская, Григорий Каматир..., стр. 173 и сл.). 

912

 Кекавмены Катакалоны встречаются в византийской истории с конца Χ в. Один 

из них помог прийти к власти дяде Алексея Исааку Комнину (Banescu, Un duc byzantin..., 
р. 17 sq.). По  мнению  Η.  Бэнеску (ibid., pp. 11—12), Кекавмен  Катакалон,  упомянутый 
Анной,  и  сподвижник  Исаака  Комнина — одно  лицо.  Вряд  ли  это  так,  ибо,  как  это 
отмечает сам Н. Бэнеску, в 1057 г. сподвижник Исаака был уже стар. 

913

 Лакуны в обеих лучших рукописях: F и С. 

914

  Н.  Адонтц,  которому  вообще  рассказ  Анны  о  заговоре  Диогена  кажется 

малоправдоподобным,  считает,  что  расправа  Алексея  с  богатыми  и  знатными 
заговорщиками была задумана с целью овладеть их имуществом (Adontz, Les Taronites à 
Вуzance,
 p. 26). 

915

 См. Ал., IX, 7, стр. 258. 

916

 29 июня (1094 г.). 

917

 Зонара (Zon., XVIII, 23) кратко сообщает о заговоре Никифора Диогена и весьма 

высоко  оценивает  самого  Никифора.  Судя  по  противоречивым  объяснениям  Анны, 
Никифор  был  ослеплен  по  приказу  самого  Алексея.  Сначала  писательница  утверждала, 
что  Диоген  ослеплен  без  ведома  императора,  затем  говорит  о  небылицах,  которые 
рассказывают  люди  (явно  об  Алексее),  и  вдруг  заявляет,  что  не  имеет  точных  сведений 
{550} о том, кто все-таки был инициатором ослепления заговорщика. Заговор Никифора 
Диогена  был  наиболее  крупным  и  наиболее  опасным  за  весь  период  царствования 
Алексея I Комнина.  Сама  Анна  неоднократно  говорит  о  популярности  Никифора  среди 
простых  воинов  (этой  популярности,  должно  быть,  немало  способствовало  царское 
происхождение Никифора). В заговоре участвовала высшая знать, гражданская и военная, 
к нему имела отношение и Мария Аланская, сына которой, Константина, Алексей за два 

Анна Комнина «Алексиада» 

года  до  этого  лишил  власти  (см.  Предисл.,  стр. 14). Даже  по  явно  тенденциозному 
рассказу Анны Комниной можно понять, до какой степени в это время дошло в Византии 
недовольство Алексеем. 

918

  Уреся — по-видимому,  Урош I, жупан  Рашки,  наследник  Вукана  (см.  о  нем 

Јиречек, История срба, стр. 140—141). 

919

  Дидим — известный  александрийский  ученый  и  богослов IV в.  Ослеп  еще  в 

детстве. Церковь предала его имя анафеме, ибо Дидим был последователем Оригена, чье 
учение было признано еретическим (см. RE, V, со1. 474 sq.). 

920

 Имя Нила упоминается в «Синодике», в главе, непосредственно следующей за 

разделом,  посвященным  Италу  (Успенский,  Синодик...,  стр. 19). Никаких  сведений  об 
учении Нила в «Синодике» не содержится. 

921

 В словесных науках... παιδείας λογικη˜ς (ср. прим. 559). Б. Лейб переводит: «ľart 

de raisonner». 

922

  Речь  идет  об  ипостасном  соединении  в  Христе  двух  начал:  божественного  и 

человеческого.  Интересно,  что  превратное  толкование  этого  положения  было  одним  из 
главных обвинений против Итала (Успенский, Синодик..., стр. 14—15; ср. свидетельство 
Никиты Хониата об Итале; Tafel, Annae Comnenae suplementa..., р. 2. Об учении Нила см. 
Успенский, Богословское и философское движение..., стр. 145 и сл.). 

923

  Богословская  проблема,  как  произошло  обожествление  принятой  Христом 

плоти,  по  природе  или  сверхъестественно, «составляет  центральное  место  всего 
философского  движения  Византии XII в.» (Успенский,  Богословское  и  философское 
движение...,
 стр. 150). Φ. Успенский приводит обширный материал по этому вопросу из 
богословских сочинений XII в. (там же, стр. 148 и сл.). 

924

 Φ. Успенский («Богословское и философское движение...», стр. 146) замечает по 

поводу  этого  места  «Алексиады»: «В  названных  здесь  именах  мы  должны,  конечно, 
усматривать  не  представителей  армянской  национальности,  но  выразителей  того 
противоцерковного учения, которое принято называть {551} армянским и которое имеет 
связь с распространенными на Востоке тайными учениями и сектами». Хорошо известно, 
что  многие  еретические  учения  зародились  в  Армении,  непонятно  только,  почему  Ф. 
Успенский не хочет замечать, что приведенные Анной имена — типично армянские. 

Сохранилась  речь  императора  Алексея  о  заблуждениях  армян,  направленная, 

вероятно,  против  последователей  Нила  (см. Papadopulos—Kerameus, ’Ανάλεκτα...,  Ι, pp. 
116—123; ср. Beck, Kirche..., S. 610). 

925

  Николай III Грамматик (1084—1111), сменивший  на  патриаршем  престоле 

Евстратия Гариду. 

926

  См.: Grumel, Les regestes...,  № 945; Salaville, Philosophie et théologie..., p. 148. 

Грюмель  и  другие  исследователи  датируют  этот  Синод  временем  около 1087 г.  Рассказ 
Анны — единственное  свидетельство  о  Ниле.  Необходимо  отметить,  что  слова 
писательницы  не  дают  никаких  оснований  для  более  или  менее  точной  датировки  этих 
событий. С одной стороны, Анна замечает, что Нил появился вскоре после того, как было 
осуждено учение Итала, и это заставляет датировать события временем сразу после 1082 
г.;  с  другой  стороны,  писательница  помещает  данный  эпизод  среди  событий  примерно 
1094  г.  Скорее  всего,  сама  Анна  не  имела  точного  представления  о  том,  когда  было 
осуждено учение Нила. 

927

  Энтузиасты,  или  мессалиане  (см.  прим. 1557). Мессалиане  так  назывались 

потому,  что,  согласно  их  учению,  верующий  может  постигнуть  высшие  тайны  лишь  в 
состоянии исступления. 

928

 Grumel, Les regestes..., № 946 (ок. 1087 г.). Никаких иных свидетельств о ереси 

Влахернита  не  сохранилось.  Дата  событий  гипотетична  (прим. 926). В  византийских 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  41  42  43  44   ..