Анна Комнина «Алексиада»
немного, и стояли они лишь в преддверии аристотелевской философии
588
; притом он
поощрял их больше к изучению священных книг, чем эллинской культуры.
Император нашел, что Итал кругом сеет смуту и обманывает большое число
людей, и потому поручил испытать его севастократору Исааку, который был весьма
просвещенным и талантливым человеком. Исаак нашел, что Итал именно таков, каким его
представляли, и публично изобличил его, а затем по приказу брата-императора передал в
руки церкви
589
. Так как Итал не мог скрыть своей невежественности, он и там разразился
проповедью чуждых церкви догм, продолжая открыто издеваться над высшими чинами
церкви и совершать другие поступки, свидетельствовавшие о его невежественном и
варварском нраве. Главою церкви был тогда Евстратий Гарида, который задержал Итала в
зданиях Великой церкви в надежде изменить его к лучшему. Но, как говорят, он скорее
сам готов был приобщиться к его нечестию, нежели обратить Итала к истинному учению;
последний совершенно склонил на свою сторону Гариду
590
. Что же произошло в
результате? Все жители Константинополя собрались к церкви, требуя Итала. И его,
возможно, даже сбросили бы с высоты на пол церкви, если бы Итал тайком не поднялся
на крышу божественного храма и не спрятался в укромном месте.
Император сильно терзался душой, так как лживое учение Итала было подхвачено
многими придворными и немало вельмож было введено в заблуждение его губительными
догмами. И вот лживое учение Итала было изложено в одиннадцати пунктах
591
и
отправлено императору. Самодержец приказал Италу на амвоне Великой церкви предать
анафеме эти пункты в присутствии всего народа, который должен был, стоя с непокрытой
головой, слушать и прибавлять: «анафема». Однако и после этого Итал не смирился,
вновь открыто в присутствии многих людей проповедовал то же самое и в своей
варварской необузданности отказывался слушать увещевания {175} императора. Тогда и
сам Итал был предан анафеме, хотя позже, когда он вновь раскаялся, проклятие было
смягчено. С тех пор его догмы предаются анафеме, а имя подлежит церковному
проклятию косвенно, тайно, без ведома большинства
592
. Ведь позднее он изменил свои
убеждения и раскаялся в прежних заблуждениях, отказался от учения о метампсихозе и от
оскорблений священных икон святых, привел в соответствие с православием свои взгляды
на «идеи» и совершенно недвусмысленно порицал самого себя за отклонение от
истинного пути
593
.
КНИГА VI
1. Как говорилось выше
594
, Бриен овладел Касторией. Самодержец, стремясь
изгнать его оттуда и захватить город, вновь созвал войско, снабдил всех воинов оружием,
необходимым для осады и боя в открытом поле, и отправился по дороге к крепости.
Расположение же той местности таково: имеется там озеро Кастория, в которое вдается
мыс, расширяющийся к концу и завершающийся каменистыми холмами. На этом мысе
сооружены башни и укрепления, похожие на крепостные, почему город и называется
Касторией
595
. Прибыв туда, император решил прежде всего обстрелять башни и
укрепления из гелепол. Так как воины, не имея опорного пункта, не могли приблизиться к
стенам, Алексей первым делом разбил лагерь, изготовил деревянные башни, соединил их
железными цепями и из этих башен, как из укрепления, повел наступление на кельтов.
Он установил у крепости гелеполы и камнеметные орудия и, не прекращая боя ни
ночью, ни днем, разрушал стены. Защитники крепости очень стойко оборонялись и не
отступали, даже после того как в стене была пробита брешь. Алексею не удалось достичь
своей цели, и тогда он принял мужественное и вместе с тем разумное решение:
одновременно напасть на врага с двух сторон: с суши и, посадив на корабли смельчаков, с
озера. Но так как кораблей там не было, Алексей приказал погрузить на колесницы