Анна Комнина «Алексиада»
усердно занималась философией и историей, а отдыхая, «плакала над трагедиями и
смеялась над комедиями»
38
.
Рисует Торник и внешность Анны. Портрет этот, конечно, стилизован, но в нем
есть и живые детали: отливающие синевой глаза, твердый и в то же время живой взор,
изогнутые, как лук, брови, прямой, слегка загибающийся внизу нос, розовые ланиты,
подобные лепесткам розы губы, лицо круглое, {17} фигура, напоминающая лиру или
кифару. Описание выдержано в выспренних тонах, характерных для риторики того
времени, и нет никакой гарантии, что за всем этим не скрывается розовощекая старушка с
крючковатым носом.
Сама Анна непрерывно жалуется на свою участь изгнанницы, говорит о «нелепом
положении», в котором она оказалась по воле властителей, когда «видеть ее никто не
может, а ненавидят многие» (XIV, 7, стр. 393), глухо упоминает о ненависти, которую она
навлекла на себя своей любовью к отцу (XV, 3, стр. 405).
Дата смерти Анны неизвестна. Из «Алексиады» можно лишь понять, что в 1148 г.
она была еще жива
39
. Анализируя речь Торника, Р. Браунинг
40
делает вывод, что Анна
умерла между 1153 и 1155 гг. К сожалению, соответствующий раздел монодии не
опубликован, и мы не имеем возможности проверить утверждения английского ученого.
Известие о смерти опальной принцессы, видимо, не вызвало никакого сожаления во
дворце, во всяком случае Торник утверждает, что он решил почтить ее память по
собственной инициативе
41
.
У Анны и Никифора было четверо детей: двое сыновей (Алексей и Иоанн) и две
дочери (одну из них звали Ирина, имя другой неизвестно
42
).
Труд Анны дает нам представление об интересах и образовании его автора.
Философия, теология, риторика, грамматика, литература, астрология, медицина и даже
военное дело — вот далеко не полный перечень наук, так или иначе привлекавших
внимание писательницы. Анна знакома с сочинениями Платона, Аристотеля, Софокла,
Еврипида, Аристофана, Геродота, Фукидида, Полибия, Плутарха, Порфирия, Демосфена,
Иоанна Епифанийского, Феофилакта Симокатты, Михаила Пселла и др. Не говорим уже о
Гомере и Священном писании, цитатами из которых пестрят страницы «Алексиады».
Даже ошибки, подчас встречающиеся в этих цитатах, свидетельствуют в пользу
писательницы: они говорят о том, что она цитирует по памяти. Анну Комнину можно
безусловно причислить к образованнейшим людям своего времени
43
. {18}
Около 1136 г. умер Никифор Вриенний — муж Анны
44
. После себя он оставил
незаконченное историческое сочинение, названное им «Материал для истории»,
повествующее о делах Алексея. В возрасте более 55 лет Анна берет на себя труд
завершить работу мужа
45
. Нам неизвестны точные сроки написания Анной ее «Истории»,
38
Ibid., Appendix, 4.
39
См. ниже, стр. 19.
40
Browning, An unpublished..., р. 4.
41
Ibid., р. 8.
42
См. Kurtz, Unedierte Texte..., Ss. 95—96.
43
Репутация образованнейшей женщины своего времени прочно утвердилась за Анной уже в Византии. Так, Феодор
Продром называет Анну «тринадцатой музой», «обиталищем харит» и т. д. (Пападимитриу, Феодор Продром, стр. 119—
120, прим. 4). Образованностью Анны восхищался Зонара (Zon., XVIII, 24). Младший современник Анны Константин
Манасси в монодии на кончину внука Анны, Никифора (между 1171 и 1175 гг.), не знает, кому отдать пальму
первенства: Никифору Вриеннию или Анне. Манасси сравнивает Анну с знаменитыми женщинами-философами
античности Феано, Гиппархией, Ипатией, поэтессой Сапфо, а «по царственности, изяществу и приятности нрава»
уподобляет ее Клеопатре (Курц, Евстафия Фессалоникийского..., стр. 306—307). Любовь Анны к философии и ее
приверженность к наукам отмечает Никита Хониат (Nic. Chon., p. 15). Интересно, что все византийские авторы
свидетельствуют об увлечении Анны философией и науками. О занятиях же Анны историей вскользь упоминает лишь
Торник.
44
См. прим. 19.
45
Неизвестно, занималась ли Анна литературным трудом до этого времени. Под ее именем до наших дней дошло лишь
одно небольшое стихотворение (см. Buckler, Anna Comnena..., рр. 5—6).