Как жили византийцы (Литаврин Г.Г.) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     Как жили византийцы (Литаврин Г.Г.) - 1976 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14 

 

 

 

Как жили византийцы (Литаврин Г.Г.) - часть 14

 

 

223
фокусников, мимов и акробатов, представителей нередко весьма
низкопробного искусства.
Как уже говорилось, во время крупных общенародных
или столичных празднеств для горожан устраивались разного
рода зрелища и увеселения. Разумеется, своеобразными
зрелищами для обывателя являлись уже праздничные процессии,
крестные ходы, встречи, даже похороны знатных лиц. С полным
правом к разряду зрелищ следует отнести торжественное
богослужение, церковную литургию, в которой прихожанин
становился участником пышно театрализованного магического
действа.
Однако особенно популярными у столичного населения
были специальные игрища, устраиваемые по традиции, начиная
с античных времен, на ипподроме (эллипсовидном огромном
сооружении,
подобном
современному
стадиону),
расположенном по соседству с Большим императорским
дворцом и св. Софией. Основным видом зрелищ на ипподроме
были конские ристания - соревнования в искусстве управления
лошадьми. Каждой из легких колесниц, мчащихся по боковым
дорожкам ипподрома и запряженных несколькими лошадьми,
правил один возница. Содержание коней и ипподрома,
устройство самих ристаний являлось обязанностью цирковых
партий, среди которых выделялись четыре: "голубые",
"зеленые", "красные" и "белые". В X в. практически сохранились
лишь две первые партии. Ведал ими эпарх столицы.
Само
представление
и
подготавливалось
и
развертывалось на ипподроме по строгим правилам. Вход на
ипподром был свободным. Горожане занимали места с утра.
Каждый "болел" за ту или иную партию. Ристания начинались
по знаку самого василевса, приводившего в свою ложу из дворца
по крытой галерее. Возницы были одеты в цвета своих партий.
224
Бег колесниц сопровождался ревом зрителей, подбадривавших,
освистывавших и поносивших "своего" или "чужого" возницу.
Зрители награждали победителя аплодисментами, император -
литрой золота. В XI столетии цирковые партии, по всей
вероятности, имелись и в некоторых других городах империи,
помимо Константинополя: упоминания о представлениях на
ипподромах в провинциальных центрах иногда мелькают в
источниках. На конские ристания в Магнесии собиралось почти
все население города. Приходили даже монахи, потом каявшиеся
"во грехе". Духовенство осуждало иногда игрища на ипподроме
как недостойные христиан забавы, но о прямых выступлениях
священнослужителей против состязаний на ипподроме в IX-XII
вв. неизвестно. Ристания были прочно укоренившимся обычаем,
вошедшим в официальную церемониальную символику
императорской власти и выполнявшим определенную функцию
во время дипломатических приемов иноземных посольств.
В X столетии в Спарте по субботам в центре города
устраивались спортивные игры - может быть, как отголосок
местной древней традиции. На соревнования собиралось
множество народа. Являлся сам стратиг города, забывавший о
своих служебных обязанностях: в частности, он пренебрегал
жалобами клириков ближайшего к месту состязаний храма,
которые говорили, что гром аплодисментов зрителей заглушает
голос
священника,
совершающего
службу
перед
немногочисленными прихожанами (большинство предпочитало
уйти на игры).
В столице после бега колесниц на ипподроме начинались
обычно выступления акробатов, борцов, фигляров, фокусников,
дрессировщиков животных. К концу представления близ
ипподрома толпились шуты, мимы, музыканты, певцы и гетеры,
участвовавшие или не участвовавшие в играх и нередко
225
расходившиеся отсюда группами по домам знати для увеселения
ее на ночных пирушках.
Дельфийская колонна(V в. до н. э.), установленная на ипподроме
в X в. Стамбул. Фото 1961 г.
226
Иногда василевс повелевал показать на ипподроме
зрелище совсем иного рода. Суровый воин Никифор II,
вызвавший недовольство столичных жителей своей политикой
цен, решил поразить "изнеженных горожан" видом
рукопашного боя. Он забыл, однако, предупредить о том, что это
всего лишь зрелище. Когда воины императорской гвардии,
разделившись на два отряда и обнажив мечи, начали "сражение",
трибуны охватила паника. Горожане отлично помнили, что
накануне в уличной схватке было убито несколько гвардейцев
василевса, и, не поняв намерений императора, решили, что
настал час его мести за убитых. Народ бросился с ипподрома к
выходам, насмерть давя упавших.
На ипподроме же иногда демонстрировали свое искусство
джигитовки знатные воины. Оруженосец Романа I Лакапина -
Мосиле, стоя в рост на мчащемся во весь опор коне, не
покачнувшись, как рассказывает Скилица, размахивал мечом,
показывая приемы владения оружием. С конца XII в. под
западным влиянием стали вводиться в Византии и рыцарские
турниры среди знати. Воинские состязания, правда,
устраивались в империи задолго до этих турниров; в них издавна
принимали участие даже сами василевсы, но эти соревнования
не были поединками (метали копье, стреляли в цель из лука,
преодолевали на конях препятствия, поражали мечом или
булавой чучело "врага").
Развлекая собравшихся на ипподроме горожан,
канатоходцы совершали на канате, натянутом на значительной
высоте, различные акробатические трюки, ходили с завязанными
глазами, стреляли из лука и т. д. Жонглеры бросали в воздух и
ловили стеклянные хрупкие шары, манипулировали сосудами с
водой, не проливая из них ни капли. Дрессированный медведь,
изображая неудачников, выпивох и простецов, заставлял
зрителей покатываться со смеху; ученая собака вытаскивала из
227
рядов по заданию хозяина то "скупца", то "развратника", то
"расточителя", то "рогоносца".
Положение "артистов" акробатических цирковых трупп
(как правило, бродячих) было тяжелым: их преследовало
моральное осуждение церкви и добропорядочных ханжей, суд и
власти не признавали за ними гражданских прав, условия их
жизни целиком зависели от степени щедрости случайных зевак.
Свои представления они показывали прямо на площадях и
улицах города.
Византия не знала собственно театра - такого, каким он
сложился в период античности. Но своеобразный театр все-таки
существовал: те же бродячие актеры, фигляры и мимы,
совмещавшие нередко по нескольку "артистических"
специальностей, разыгрывали остро комические сценки и фарсы
собственного сочинения, в которых гротеску, сатире и клоунаде
отводилась главная роль. Сюжеты выбирались простые:
супружеская неверность,
похождения молодого повесы,
злоключения сводника или глупого скряги.
Зачастую представления были грубо циничны:
непристойные выражения сопровождались не менее
непристойными жестами. Актрисы выступали в непривычной
одежде - укороченном хитоне с большим вырезом. Церковь
особенно настойчиво преследовала мимов. На ипподром их не
пускали. Однако мимы пользовались популярностью, и не
только у простонародья. Порой они попадали на ночные кутежи
золотой молодежи, на пиршества солидных сановников и даже
во дворец василевса. Известно о пристрастии к мимам Романа II,
Константина VIII, Константина IX. Даже некоторых патриархов
228
обвиняли в том, что они втайне развлекались представлениями
мимов, скрытно проведенных в патриаршие палаты.
Крышка серебрянного сосуда. Музыканты, плясуны, акробаты.
XII в. Ленинград. Государственный эрмитаж.
Театр жил полуофициальной жизнью и при Дворе самого
василевса. В "Житии патриарха Евфимия" упомянут "первый
актер" "благочестивейшего" василевса Льва VI Мудрого некий
Ваан, присутствовавший на трапезах императора и
осмеливавшийся подавать ему советы
(«Псамафийская
хроника», стр. 36). Представления актеров Лев VI смотрел, сидя
за своим обеденным столом. Никита Хониат оставил описание
одного из крупных, специально организованных представлений
в императорском дворце в конце XII в. Зрителями были
василевс, члены его семьи, дворцовые сановники и челядь,
видные титулованные особы. Среди актеров находились и
229
знатные юноши, обладавшие каким-нибудь "талантом" и
желавшие продемонстрировать свои способности. С
приглашенных вельмож взимали какую-то плату
(видимо, в
пользу актеров-профессионалов). Представление было подобно
"обозрению": состязания и трюки атлетов сменялись танцами,
фокусы и сценки перемежались песнями. В интермедиях на
арену выходили клоуны, игравшие одновременно роль
конферансье. Ход забавы регулировал особый распорядитель, а
о начале каждого номера возвещалось громким шлепком по
нижней части спины некоего молодца.
Зрелищем, привлекавшим внимание множества горожан,
становилось созерцание диковинных зверей и животных из
далеких стран. Константин IX приказал водить по городу для
развлечения жителей столицы слона и жирафа, присланных
императору в дар из Египта. При дворце василевса (во всяком
случае еще в XII в.) имелся специальный зверинец, в котором
содержались львы.
Кроме празднеств, пиров и зрелищ, византийцы знали
развлечения и другого рода. Весной и летом, в воскресные и
праздничные дни, константинопольцы верхом и на судах
выезжали на лоно природы, на берега Босфора. Впрочем, эти
загородные прогулки оказывались небезопасными: в IX в.
болгарские легкие отряды не раз совершали быстрые набеги на
эту беззаботную и безоружную публику столицы империи.
Особенно
распространенным
и
"благородным"
препровождением свободного времени в кругах византийской
знати считалась охота - любимая и нередко опасная забава.
Василий I погиб, получив смертельные ушибы на охоте: олень,
зацепив рогом за пояс, волочил императора сквозь чащобу;
Исаак I Комнин тяжело заболел, простудившись во время охоты
на кабанов. Любили охотиться и Александр, и Алексей I Комнин
230
с братом Исааком, и Андроник I, который повелел художникам
изобразить на фресках сцены охоты с собаками, преследующими
зайца, кабана, настигаемого ими, а также зубра, пронзенного
копьем.
На охоту отправлялись обычно перед рассветом и
возвращались домой к завтраку. Выехав спозаранку в окрестные
леса, окружавшие Константинополь еще в XII в., Алексей I
успевал к утру вернуться с добычей во дворец. Полководцы и
знатные воины не упускали случая поохотиться и во время
военных походов, когда войско останавливалось на отдых.
Великолепные охотничьи угодья находились в Болгарии,
у Анхиала и близ Дуная, а в Македонии в междуречье Струмы и
Вардара, неподалеку от Фессалоники, к северу от города.
Тешилась охотой фессалоникийская знать чаще всего в октябре,
накануне дня св. Димитрия. В начале X в. почти под стенами
самой Фессалоники бродили иногда дикие олени, пасшиеся
вместе с коровами горожан. На мелких зверей и птицу
охотились с соколами: у Алексея I был специальный
сокольничий. В Малой Азии во время охоты на хищников
использовали подсадных домашних животных (Дигенис Акрит,
например, в качестве приманки для хищного зверя привязывал к
дереву козленка). После охоты притомившийся аристократ
позволял слугам снять с него загрязненное платье, омыть его в
ванне, одеть в легкие надушенные одежды, а близ его ложа, на
котором он отдыхал, воскурить ароматические специи.
Игрой-забавой знатных ромеев, требовавшей силы и
ловкости, была также конная игра в мяч. Алексей I предавался
ей с придворными на малом ипподроме, в пределах территории
Большого дворца. В чем состояли правила игры, неизвестно, но
мяч, видимо, всадники отбирали друг у друга силой: по словам
Анны Комнин, в борьбе с василевсом один из его партнеров
231
свалился с лошади и сильно ушиб ногу императору. С тех пор-
то, замечает принцесса, начались и стали усиливаться
"ревматические" боли у ее отца.
Любили образованные ромеи проводить свой досуг за
игрой в шашки и в "затрикий" - шахматы; знали они и другой
совсем не безобидный вид игры - игру в кости на деньги. Иоанн
Скилица рассказывает, как в ночь убийства заговорщиками
императора Никифора II Фоки, его родной брат Лев, крупный
полководец и видный сановник, доведший своими спекуляциями
с зерном столицу до голода, играл в кости. Он вошел при этом в
такой азарт, что не удосужился прочитать тайно переданную ему
во время игры записку, в которой неизвестное лицо
предупреждало о заговоре и о назначенном на предстоящую
ночь убийстве василевса. Константин VIII с юности
пристрастился к этой игре и проводил за ней целые ночи, уже
став императором. Либо эту игру, либо какую-то ее
разновидность имеет в виду, по всей вероятности, и Кекавмен,
называя ее "игрой в тавли" ("тавли" - испорченное латинское
"табула", т. е. "доска"): этой игре предавался в итальянских
владениях империи во время отдыха византийский полководец,
и заслужил суровое порицание Василия II. Кекавмен остерегает
своих сыновей от увлечения азартными играми, настоятельно
рекомендуя посвящать досуг чтению и душеспасительным
беседам с монахами.
Итак, мы коротко рассказали о праздниках, зрелищах и
развлечениях византийцев. Во всех случаях, когда эти
празднества и увеселения носили массовый характер, их
главными организаторами неизменно выступали церковь и
государство. Первоначальный акт учреждения ежегодного
праздника церковью и государством мог давно забыться
-
праздник становился народной традицией, но его социальная
роль не исчезала. Обряд и ритуал, пышный и исполненный
232
многозначительности, торжественно развертывавшиеся в
строгом порядке церемонии воздействовали на чувства ромея,
пожалуй, сильнее, чем заключенная в празднике идея. Точнее
говоря, эта идея проникала в сознание тем успешнее, чем более
были возбуждены эмоции зрителей. Праздничные торжества и
сами массовые зрелища выполняли в Византии важную
социальную и политическую функцию, они также служили
церкви и государству в качестве мощного средства воздействия
на народные массы, которые обычно с нетерпением ожидали
наступления праздничных дней, стремясь хотя бы на короткое
время, отвлечься от тяжелых, неприглядных будней.
Л

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14