Как жили византийцы (Литаврин Г.Г.) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Как жили византийцы (Литаврин Г.Г.) - 1976 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..

 

 

Как жили византийцы (Литаврин Г.Г.) - часть 1

 

 

3
Вместо предисловия
Приступая к выполнению задачи, поставленной в
названии книги, мы должны предупредить читателя о главных и
нелегко преодолимых трудностях, стоящих перед нами.
Во-первых, немало сторон жизни подданных
Византийской империи слабо отражено в сохранившихся
источниках, а сохранившиеся, повествуя о самых разных слоях
населения, не позволяют с необходимой полнотой представить
жизнь каждого из них. Некоего же типичного, абстрактного
"византийца" не существовало: невозможно дать суммарную и
точную характеристику деятельности, быта и помыслов
византийского крестьянина и столичного сановника,
ремесленника и купца, рыбака и епископа, матроса и писца,
гетеры и игуменьи.
Во-вторых, не вполне определенно употребляемое нами
условное понятие "византийцы", или "ромеи" (т. е. "римляне"),
как они сами себя называли. Это не только греки, но и прочие
христианские подданные императора: и славяне, и армяне, и
грузины, и сирийцы. У каждого из этих народов были свои
традиции, только им свойственные формы быта, обычаи и
нравы. Иначе говоря, и жили они не совсем так, как их соседи,
принадлежавшие к иным этническим группам.
В-третьих, в византийском обществе, конечно,
происходили изменения. В IX столетии жили все-таки не так,
как в XI, а в XI - несколько иначе, чем в XIII. Как ни медленно
текло тогда время, оно несло с собою перемены, исподволь
пронизывающие весь уклад жизни человека, к какой бы
социальной среде он ни принадлежал.
4
И, наконец, в-четвертых,
- что считать главным при
рассказе о жизни византийцев: их экономические, социальные и
политические институты, особенности их быта или же
специфику их социальной психологии, общественных взглядов и
представлений, как ни скудны о них свидетельства.
Пытаясь преодолеть первую трудность, мы отказываемся
от детальной характеристики условий жизни мелких социальных
прослоек и групп и уделяем главное внимание основным
классам и сословиям византийского общества. Показав отличия,
мы постараемся выявить и общее в жизни византийцев. Как ни
разно они жили, они были современниками.
Что касается второй трудности, то мы считаем вполне
закономерной обобщенную характеристику образа жизни
"ромеев" как подданных одной страны и не рассказываем об
особенностях быта других народов, обитавших в ее пределах.
Во-первых,
греки
составляли
все-таки
наиболее
многочисленную часть населения империи, во-вторых, все
прочие этнические группы Византии испытали серьезное
нивелирующее влияние греко-римской цивилизации.
Третья из названных трудностей особенно серьезна.
Принцип историзма мы вынуждены в какой-то мере нарушать
хотя бы потому, что сведения, освещающие ту или иную
сторону жизни ромеев в каждый отрезок времени, не являются
комплектными: об одной стороне есть яркое свидетельство от XI
в., а о другой, к сожалению,
- лишь от XII. Поэтому мы
расскажем о центральном периоде византийской истории (IX -
XII вв.), представляющем собой эпоху становления и торжества
в Византии феодализма, наложившего отпечаток на все стороны
жизни ромеев любого класса и сословия.
5
И наконец, мы отдадим предпочтение экономическим,
социальным и политическим аспектам жизни византийцев, но
постараемся дать представление и об их быте, и об особенностях
восприятия ромеями общественных и социальных явлений.
6
Глава 1. Социальный строй
По численности городского населения Византия IX- XII
вв. превосходила другие страны средневековой Европы. Однако
и здесь сельские жители преобладали над городскими. Деревни,
будто ореолом, окружали каждый сколько-нибудь значительный
город. Большие села встречались редко. Обычно (особенно на
Балканах) в деревнях насчитывалось
10,
20,
30 дворов, а в
хуторах
(проастиях, метохах, зевгилатиях), принадлежавших
частным лицам, церквам и монастырям, и того меньше.
Не только размеры, но и социальный статус сельских
поселений были весьма различны.
В наиболее привилегированном положении среди
свободных поселений находились деревни стратиотов (IX-XI
вв.) - крестьян, внесенных в воинские списки и обязанных по
первому зову властей являться с конем, оружием и телегой.
Были деревни, жители которых служили гребцами и
воинами-матросами на военных судах; были деревни,
приписанные к ведомству дрома (почты и внешних сношений),
следившие за состоянием государственных дорог и обязанные
обслуживать следовавших по ним официальных лиц. Некоторые
деревни привлекались к строительству казенных судов, мостов,
крепостей, к выжигу угля для железоплавильных печей и т. п.
Подавляющая же масса свободных поселян платила государству
многочисленные налоги и выполняла иные разнообразные
повинности..
Жители свободных деревень составляли общину. Они
сообща решали вопросы пользования лугами, лесами, угодьями,
вопросы найма общественного пастуха или сторожа полей,
7
распределения воды, строительства мельницы, моста, устройства
водоема. Сообща они праздновали и хоронили, участвовали в
крестном ходе, вымаливая дождь, и вели тяжбу с соседней
деревней или крупным собственником. На общинной сходке
распределялись внеочередные штрафы и налоги, повинности и
взносы в казну.
С конца IX в. ускорился процесс феодализации. Стало
быстро расти число несвободных сел, феодально-зависимое
население которых чаще всего называлось париками и
проскафименами. Зависимые поселения представляли собой и
небольшие поместья, и крупные села с господским домом, и
проастии-хутора, где крестьяне не только вели земледельческое
хозяйство, но и разводили скот. Имелись здесь нередко
сыроварня, гончарная мастерская, пасека и т. п. Жители
больших деревень, зависевших от крупного землевладельца,
также составляли общину; они платили подати господину и
исполняли повинности в его пользу или одновременно и в его
пользу и в пользу казны, если их хозяину не предоставлялись
налоговые льготы.
Пахотные участки передавались по наследству; их
разделяли межи, канавы, изгороди из жердей и камней, ряды
посаженных деревьев. К крестьянскому дому примыкали сад и
огород. Дома строили чаще всего из камней или камыша, крыши
покрывали черепицей, тростником либо соломой. Близ дома
находились хозяйственные постройки, погреба или ямы и
большие, врытые в землю кувшины-пифосы, в которых хранили
зерно, вино, оливковое масло.
*
Вплоть до конца XI-начала XII в. магнаты-
землевладельцы редко проживали сколько-нибудь значительное
8
время вне города. Но постепенно земельная аристократия стала
все более заботиться об устройстве своих сельских усадеб и
даже о снабжении их оборонительными сооружениями.
Сохранилось подробное описание господской усадьбы XI в. в
Малой Азии. Вокруг дома с куполом, опиравшимся на колонны,
шла открытая веранда. Рядом располагались баня с мраморными
полами (как и в доме), амбар из двух отделений (в нижнем,
включая подвал, хранились продукты, а в верхнем печеный
хлеб), особый склад для зерна, соломы и мякины, конюшни,
хлева, помещения для работников и слуг. В усадьбе имелась
церковь с куполом на восьми колоннах, хорами, мраморным
полом, золоченой алтарной преградой. В конце X в. Василия II
Болгаробойцу поразили богатство и размеры усадьбы
малоазийского магната Евстафия Малеина, пригласившего на
отдых все войско императора. Согласно житию Филарета
Милостивого, у этого святого было некогда 600 быков, 100
волов, 800 коней, 80 выезженных лошадей и мулов, 12 тыс. овец,
и размещались они по 48 проастиям.
Еще богаче был полководец Алексея I Комнина Григорий
Бакуриани, многочисленные владения которого находились и
под Филиппополем, и в округе Фессалоники.
*
Основными посевными культурами в Византии являлись
пшеница и ячмень. Крестьяне нередко предпочитали сеять
ячмень как менее прихотливый злак, дававший более
стабильный урожай. В славянских провинциях выращивали
просо, но знать считала пшено дурной пищей: по мнению
писательницы XII в. Анны Комнин, дочери Алексея I, оно
вызывало желудочные болезни. Сажали в Византии и бобовые
(горох, чечевицу, бобы). Ценной культурой считался лен (тонкие
льняные ткани стоили дороже шерстяных), но он требовал
9
обильного орошения, а воды было мало: льна в империи не
хватало - его ввозили.
Самые большие доходы приносил виноград. Земля под
ним ценилась при продаже вдесятеро дороже, чем пахотная
нива. Виноград возделывали и горожане (как в самом городе, так
и в пригородах). Считалось, что даже пять модиев виноградника
(50
-
60 соток) могут обеспечить семье скромный достаток.
Разводили в Византии и фруктовые сады, но соперником
винограда по доходности в Малой Азии и в южнобалканских
провинциях были оливки. Оливковое масло, а также соленые
оливки являлись одним из основных видов питания ромеев. В
годы недородов вывоз оливкового масла за границу находился
под запретом.
Лошадь в крестьянском хозяйстве обычно была
редкостью. Она стоила в X в. 12 номисм - золотых (цена трех-
четырех коров). Свободный крестьянин держал ее только
потому, что без лошади не мог отбывать воинскую службу.
Коней разводили преимущественно в имениях знати и в
императорских поместьях. Коня или целую конюшню имел
каждый сановник в городе. Доброго коня откармливали
ячменем. Славились арабские кони. Однако Михаил Атталиат,
автор XI в., много лет проведший в походах, предпочитал коней
ромейских: арабские, по его мнению, быстры, но скоро
утомляются. Кони использовались и для гонцовой службы.
Мул так же, как и конь, был "привилегированным"
животным: на нем ездили верхом, на него грузили поклажу (до
десяти модиев зерна
- около пяти пудов). Гораздо чаще
крестьянин имел осла, который порой составлял все имущество
бедного сельского углежога или торговца дровами.
10
Но главным трудягой в крестьянском хозяйстве был вол.
Степень благосостояния семьи определялась не только
размерами ее земельного участка, но и числом волов:
дизевгаратом называли крестьянина, имевшего две пары
(упряжки) волов, зевгаратом - имевшего одну пару, а воидатом -
имевшего одного вола. Молочных коров крестьяне обычно не
держали, да и в имениях знати мясной рогатый скот всегда
преобладал над молочным.
Зато в каждом хозяйстве были овцы и козы. Они давали и
молоко, и мясо, и шерсть и не требовали особых забот.
Обедневшие обладатели единственного вола иногда припрягали
к нему при пахоте козла. Неприхотливы были также свиньи, но
разводили их там, где росли дубовые рощи, так как кормили
свиней в основном желудями. Лишь поросят к празднику
откармливали отрубями и мукой.
Держали селяне и домашнюю птицу. Митрополит
Навпакта Иоанн Апокавк (XIII в.), вынужденный сбежать в
деревню, жаловался в письме, что живет в пристройке у церкви,
а рядом - кони, свиньи, собаки, овцы, голуби, гуси, утки, куры, и
он оглушен их ревом и криком.
Среди различных провинций Византии, отличавшихся
друг от друга по природным условиям, существовала своего
рода естественная специализация. Киликия, Крит, Фракия,
Южная Македония и Фессалия славились хлебом; Вифиния -
лошадьми; долины Меандра и Скамандра, как и Лакедемон, -
оливками; Эпир и Паристрион - скотом; Евбея - вином, Аттика -
медом.
11
Сцены из сельской жизни. Иллюстрации к 'Словам' Григория
Назианзина. XI в. Париж. Национальная библиотека.
12
Но специализация, чаще вынужденная (наличие рабочих
рук и тяглового скота, состав имущества, качество земли и т. д.),
была характерна и для хозяйств внутри одной деревни:
некоторые дворы владели виноградником или садом, другие -
десятком овец или пасекой.
Перегонным овцеводством занимались в империи почти
исключительно влахи
- прежде всего в Фессалии, Эпире,
Македонии, Паристрионе. Летом (начиная с мая) они кочевали
со стадами по горным пастбищам, преодолевая порой сотни
километров, следуя от кошары-загона (по-гречески "мандра") к
кошаре, где перерабатывали продукты своего хозяйства:
изготовляли масло, сыр (влашскую брынзу уже тогда хорошо
знали за границей), делали пряжу, ковры, войлок и пр. В
сентябре они возвращались для зимовки в долины. Перегонное
овцеводство было издревле известно также в Малой Азии и в
Северной Сирии.
Серьезную роль в жизни сельского населения играли
разного рода подсобные промыслы:
рыболовство (у крупных рек, озер и морского побережья);
охота;
бортничество;
выжиг угля и заготовка дров.
Особое значение в климатических условиях большей
части византийских провинций имело орошение полей и
удаление из почвы камней (мелкие участки бывали нередко
разбросаны по склонам гор, меж оврагов, скал, болот,
кустарников, рощ). Воды часто не хватало, из-за нее вспыхивали
ссоры и драки, затевались тяжбы. Карликовые участки в горных
районах можно было обрабатывать только вручную. Очищали
землю от камней из поколения в поколение. Некоторые нивы
13
буквально создавались руками человека: из низины носили
землю и высыпали на голые камни. На себе зачастую доставлял
на поле крестьянин и удобрение
(навоз). Зато во многих
областях ему удавалось собрать два урожая в год.
Страшным бичом поселян были стихийные бедствия:
засухи,
ветры - горячие с юга и востока в мае и ледяные с моря в
апреле,
наводнения во время разлива горных рек,
град,
периодические, продолжавшиеся по нескольку лет кряду
налеты саранчи.
В обслуживании крестьянского хозяйства была занята вся
семья, в том числе и дети. Рабочий день начинался с восхода
солнца
(а иногда с рассвета) и длился до заката. Редкий
крестьянин пользовался трудом мистиев - наемных работников
(ими чаще всего оказывались обедневшие соседи-односельчане).
Порой, после крупных побед над арабами, пленные в качестве
рабов появлялись и на поле состоятельного крестьянина. Но
рабы и мистии, как правило, были плохими работниками.
Немало сил у крестьянина отнимали государственные
трудовые
повинности
(ангарии),
в
особенности
экстраординарные
(перевозка грузов на своих животных,
расчистка дорог и проходов для войска, ремонт и строительство
мостов, судов, укреплений и т. п.). Непредвиденные ангарии
срывали сроки сезонных работ и часто ставили хозяйство на
грань разорения.
14
Пахота, рыбалка, дойка овец. Иллюстрация к 'Словам' Григория
Назианзина. XI в. Париж. Национальная библиотека.
15
Обедневшие поселяне перебивались случайными
заработками,
нанимались
плотниками,
дровосеками,
углежогами,
сезонными
работниками.
Иногда
они
организовывали переходившие с места на место артели
виноградарей или строителей. Документы XI-XII вв. сообщают о
множестве запустевших деревень, жители которых вымерли или
разбежались (H. Antoniadis-Bibicou. Villages desertees en Grece.
Un bilan provisoire. - "Revista di storia dell'agricultura",
№ 1,
marzio 1966.).
Византийское крестьянство страдало от малоземелья,
несмотря на наличие огромных пространств невозделанных и
годных для обработки государственных земель. Правительство
охотно селило на своих землях в качестве государственных
париков безземельных крестьян, а иногда даже пленных или
союзных арабов, печенегов, узов, половцев, заставляя их нести
военную службу и платить налоги. Но свободной земли
оставалось много. Дело в том, что в то время освоение целины
представляло для селян огромные трудности. Не имевший
тяглового скота и инвентаря обнищавший крестьянин освоить
целину в одиночку был не в состоянии. Поэтому он оставался в
деревне: общинники-крестьяне приходили иногда на помощь
друг другу, соседи объединяли усилия в обработке земли.
Выделившийся на хутор бедняк был обречен на гибель.
Крестьянская аренда, о которой говорится в документах,
являлась чаще всего признаком беды: нуждавшийся в земле
арендовал пашню соседа, не способного ее возделать, или,
напротив, обнищавший сдавал свои земли соседям.
Патриарх Фотий (IX в.) писал, как к нему в сумерках, во
время, "когда уже лампады зажигают", явился бедняк, в
синяках, в разорванном хитонишке, в слезах: богатый сосед
отнял у него землицу - последнюю надежду на жизнь. Но иногда
бедствием была не потеря земли, а ее насильственное
16
прибавление: государство заставляло поселян платить налоги за
запустевшие соседние участки, разрешая их обрабатывать.
Выигрывал состоятельный, а бедняк, с трудом справлявшийся с
возделыванием своей земли, разорялся еще быстрее.
Эта повинность называлась аллиленгием, или "круговой
порукой": жители деревни-общины были ответственны друг за
друга в уплате налога в казну: аллиленгий тяжело отражался на
крестьянах.
Привилегированные
стратиоты,
беднея,
переводились в разряд простых налогоплательщиков, свободные
налогоплательщики продавали свои участки или становились
париками частных лиц
- крупных собственников, которые
обычно пользовались разными налоговыми льготами.
Центральная власть,
пытаясь воспрепятствовать
сокращению налоговых поступлений в казну, неоднократно
объявляла недействительными сделки о продаже крестьянами
своей земли богатым и знатным лицам. Василий II конфисковал
владения многих магнатов, захвативших крестьянские земли.
Этот василевс сделал аллиленгий повинностью и крупных
землевладельцев, заставляя их платить налоги за соседние
покинутые и обедневшие крестьянские хозяйства. Но эти меры
не изменили положения: разбогатевшие поселяне имели полное
право покупать участки своих соседей; сама казна через 30 лет
после того как крестьянин переставал обрабатывать участок,
конфисковывала его и продавала всякому желающему; от
аллиленгия знатные люди и духовенство вскоре после смерти
Василия II были избавлены.
Положение париков в поместьях феодалов было
нелегким, однако не всегда просто определить, сколь лучше
жилось свободным налогоплательщикам: налоги были ниже
частных рент, но сборщики сплошь и рядом, как мы увидим, не
соблюдали законов. И все-таки в конце ХI - в XII в. крестьяне
17
страшились паричского состояния: человек жил надеждой
достичь успеха в жизни, а зависимость от частного лица не
давала таких перспектив. Согласно типовым задачам
византийского учебника, доля господина достигала и трети и
половины крестьянского урожая. Один из типиков
(монастырских уставов) XI в. предписывал: если парик стал
жить лучше ввиду доброго урожая, надо потребовать с него
больше взносов в житницу и казну обители (F. Miklosich, J.
Muller. Acta et diplomata graeca medii aevi, v. VI. Vinbodonae,
1980, p. 318.).
А что касается мистиев, то данные об их бедствиях
нередки в житиях. В одном из них говорится, что уже 15 лет
мистий служит у богача, который дерет с него три шкуры,
заставляет трудиться и днем, и ночью, хотя не уплатил за все
годы ни обола. Такие мистий, особенно обремененные семьей,
становились по сути дела безгласными холопами,
выполнявшими самую трудную и грязную работу в имении
землевладельца. Нередко их положение было хуже, чем
положение рабов и рабынь, прислуживавших в доме господина.
*
Существенными
особенностями
отличалось
монастырское хозяйство. Монахи, как правило, делились на
несколько разрядов, низший из которых являлся самым
многочисленным. Экономы, ключники, казначеи, привратники,
каллиграфы, иконописцы, библиотекари находились в
привилегированном положении, а пахари, кузнецы, плотники,
ткачи, седельники, башмачники, конюхи, скотники, мельники,
шерстобиты, огородники, садоводы, гончары, портные,
корзинщики, мойщики одежд, пекари, повара еле успевали
перемежать труд молитвой и бдениями. Как и в поместьях
светских господ, в монастырях иногда применялась некоторая
18
механизация: тесто замешивалось с помощью ходящего по кругу
вола, вода подавалась по трубам водопровода, имелись
мельница, водяная или приводимая в движение животными,
кузница, гончарня и т. п.
Но монастырь не распылял своих богатств, подобно
светскому богачу, между наследниками, не тратился на
поддержание престижа, содержание отряда оруженосцев и
пышной свиты, на дорогое оружие и доспехи, на снаряжение для
участия в походах и т. д. Поэтому в житницах монастырей чаще
залеживались крупные запасы зерна, а в подвалах застаивались
амфоры с вином и оливковым маслом. Монахи умели лучше
светских магнатов "мирным путем" прибирать к рукам и
соседскую землицу, обольстив ее религиозного и,
невежественного хозяина.
В монастырях также трудилось немало мистиев (чаще
всего в соответствии с уставом обители они должны были быть
бессемейными). В одном из житий рассказывается, как
выгнанный монахами за ничтожный проступок мистий пытался
в отчаянии сжечь монастырские житницы, ибо он, негодует
составитель жития, был "мужланом и холопом, во всех своих
чувствах ничем не лучше неразумного скота".
*
Резкие отличия в положении крестьян и господ
отражались на всем их жизненном укладе и прежде всего - на
покрое и качестве одежды, составе пищи, внешнем виде жилищ
и их интерьере. Одежда простых поселян почти не претерпевала
изменений на протяжении веков:
короткий плащ, перекинутый через плечо,
рубашка-хитон из грубого полотна или шерсти,

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..    1  2   ..