ТЕХНОЛОГИЯ, МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ (С.А.Куркин) - часть 66

 

  Главная      Учебники - Разные     ТЕХНОЛОГИЯ, МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ (С.А.Куркин) - 1989 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  64  65  66  67   ..

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ, МЕХАНИЗАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ (С.А.Куркин) - часть 66

 

 

 264

 

 
 

 

 

265

 

 
 

 

 

 266 

6. КОРПУСНЫЕ КОНСТРУКЦИИ (ЛИСТЫ 186... 200) 

ПОЯСНЕНИЯ К ЛИСТАМ 186 ... 200 

ВАГОНЫ 

Характерными представителями этого типа конструкций являются кузова цельнометаллических ваго-

нов,  корпуса  судов  и  кузова  автомобилей.  Общим  для  них  является  использование  плоских  или  криволи-

нейных  полотнищ  с  последующим  объединением  в  жесткую  пространственную  конструкцию,  способную 

воспринимать статические, вибрационные и динамические нагрузки. 

Изготовление кузова пассажирского вагона (листы   186 , 188).  
Кузов пассажирского вагона (лист 186, рис. 1, а) имеет решетку-основу 2, полностью закрытую наруж-

ной  тонколистовой  обшивкой  1.  Местная  жесткость  листовой  обшивки  увеличивается  созданием  гофров 

(рис. 1, б). При этом повышается устойчивость тонкостенных элементов под нагрузкой и снижается их ко-

робление от сварки. Кузов вагона собирают и сваривают из предварительно изготовленных крупногабарит-

ных узлов: крыши, бокоых стен, настила пола, концевых и тамбурных стен. 

Плоские узлы вагона — боковые стенки и настил пола — собирают на специальных стендах 2 (рис. 2) , 

обслуживаемых двумя сборочными порталами 4 и сварочной машиной 1. Во время работы сварочной ма-

шины на одном из стендов на другом стенде производится сборка следующего узла. Обшивку укладывают 

на стенд по фиксаторам 3. Раскладку, прижим и прихватку элементов жесткости в виде гнутых Z-образных 

профилей производят при помощи перемещаемого по рельсам сборочного портала 2 (рис. 3), на кронштей-

нах 6 которого расположены элементы жесткости, например, стойки. Фиксированное положение портала в 

месте укладки элементов жесткости задается с помощью щупов 7, призм 8 и пневмоцилиндров 1. Проектное 

положение очередного элемента жесткости задают механизмы 3 и 5 поворотом упоров 11 и 13 коромыслами 

70 и 12 с помощью пневмоцилиндров. Пневмоцилиндры 4 траверсами 9 прижимают элементы к обшивке. 

После постановки прихваток пневмоцилиндры выключают и сборочный портал перемещают в новое поло-

жение. 

Приварку элементов жесткости к обшивке осуществляют контактной двуточечной машиной с двусто-

ронним подводом тока (лист 187, рис. 4). Поэтому собранный на прихватках плоский узел приподнимают 

над поверхностью сборочного стенда подъемными опорами 5 (рис.5) .По мере выполнения сварки и пере-

мещения портальной точечной машины 1 штанги управления 2, встречая на своем пути краны 3 и 4 пневма-

тической  системы,  автоматически  убирают  опоры  5.  При  этом  изделие  поддерживается  роликами  6,  уста-

новленными на машине. После прохождения машины опоры стенда снова поднимаются. 

Крыша вагона состоит из выпуклого листового полотнища 1 (рис. 7, а) с гофрами и элементов жестко-

сти 2 Z-об-разного сечения. Листовое полотнище сваривают из отдельных листов 1 и 2 (рис. 7,6). 

Сборка и сварка крыши вагона секциями позволяет сократить производственные площади. При произ-

водстве электровагонов крышу собирают из трех секций 7 (рис.6) . Полотнище секции собирают на столе 

стенда 3, где по фиксаторам укладывают средний лист 2 и два боковых листа 1. Нахлесточное соединение 

листов выполняют автоматической дуговой сваркой на медной подкладке. Для прижатия кромок нахлестки 

и перемещения сварочного аппарата используют передвижной портал 4. На раме 1 (рис. 8) портала разме-

щаются  пневмоприжимы  с  траверсами 2, которыми  осуществляют  поджим  листов.  Движение  сварочного 

аппарата происходит по направляющим 4. Перемещение портала обеспечивается механизмом 3. На стапеле 

б (рис. 6) раскладывают дуги крыши по медным шинам дуг стапеля. На них укладывают сваренное полот-

нище 5, которое приваривают к дугам односторонней контактной сваркой двухэлектродной машиной (лист 

188, рис. 9), перемещающейся по направляющим портала 8 (лист 187, рис. 6). Портал перемещается от дуги 

к дуге с точной установкой его во время сварки. Секции 1 крыши свариваются поочередно; во время сварки 

одной секции другую собирают. 

Для  того  чтобы  иметь  возможность  приварить  элементы  жесткости  к  полотнищу  крыши  на  боковых 

криволинейных участках, используют сварочную точечную машину, состоящую из двух сочлененных каре-

ток 1 (лист 188, рис. 12, а) с общей осью, по обе стороны от которой расположены электроды 2. Привод при 

сжатии каждого электрода снабжен дополнительным цилиндром 2 (рис. 12,6), осуществляющим поджатие 

свариваемых деталей. Шток цилиндра 1, придавливающего электрод, проходит внутри штока дополнитель-

ного цилиндра. 

Для исключения переналадок при сборке и сварке секций крыш различных размеров вагонов различной 

конструкции  используют  стапель  (рис. 11) .содержащий  сам  сходную  контактную  машину 1 портального 

типа и стенды различной конструкции. Один из стендов 2, служащий для установки свариваемой конструк-

ции  минимальной  кривизны  и  максимальных  габаритов,  принятый  за  базовый,  выполнен  неподвижным. 

Другие стенды 3 и 4 снабжены подвижными в поперечном направлении и поворотными в поперечной плос-

кости приводными рамами4 (рис. 10) с катками 2 и направляющей б для катков. Рама удерживается в поло-

жении для сварки пневмоцилиндром 1 с роликом 5, входящим в прорезь планки 3. 

 

267

Изготовление кузова товарного вагона (листы 189, 190). 

 Магистральные  грузовые  полувагоны  изготовляют  в  условиях  крупносерийного  производства  на  ли-

ниях с комплексной механизацией и автоматизацией процессов. Обшивку боковой стенки (лист 189, рис. 1) 

собирают внахлестку из двух л истов, имеющих продольные выштамповки — гофры (рис. 2) , и сваривают 

дуговой  сваркой.  Каркас  боковой  стенки  собирают  и  сваривают  тоже  дуговой  сваркой  в  полуавтоматиче-

ской линии. На ее первую позицию автооператор подает набор балочных элементов, входящих в состав кар-

каса. Заданную геометрию каркаса обеспечивает система упоров, фиксаторов и пневмоприжимов. На второй 

позиции производится механизированная сварка каркаса с одной стороны, на третьей -сварка с другой сто-

роны после поворота каркаса на 90° с помощью двустоечного кантователя. По обе стороны от полуавтома-

тической линии сборки и сварки каркаса расположены две автоматические линии сборки и сварки обшивки. 

Полностью сваренный каркас автооператор переносит или на одну, или на другую параллельную линию (по 

очереди) и укладывает его поверх готовой обшивки, после чего производят сборку и прихватку. Затем также 

поочередно собранные боковые стенки возвращаются на 

центральную линию для приварки каркаса боковой стенки к обшивке точечной контактной сваркой. Распо-

ложение  сварных  точек  показано  на  рис. 2. Для  точечной  контактной  сварки  используют  комплекс  двух-

электродных  машин,  расположенных  в  линии,  имеющей  две  позиции  (рис. 3). На  позиции I выполняется 

сварка продольных точечных швов, приваривающих обшивку к верхней и нижней обвязкам, а на позиции II 

— сварка поперечных рядов точек, соединяющих обшивку с промежуточными и угловыми стойками. 

Поперечное сечение транспортирующего устройства на позиции I линии показано на рис. 5 (лист 190). 

Боковая  стенка  1  продвигается  вдоль  направляющих  3  гидравлическим  приводом,  преодолевающим  силы 

трения, с помощью собачки 2. Блок цилиндров 4 гидравлического привода расположен в балке-толкателе 5. 

На позиции I (лист 189, рис. 3) с каждой стороны транспортирующего устройства размещено по четыре кон-

тактных  машины 2, имеющих  механизм  поперечного  возвратно-поступательного  перемещения.  На  общем 

виде такого контактного передвижного агрегата (лист 190, рис. 6) показан механизм 1 поперечного переме-

щения контактной машины 2 по направляющим 3 с двумя сварочными головками 4. Этот механизм осуще-

ствляет выдвижение электродов 5 на линию точечного шва и отвод их в исходное положение. Продольная 

подача боковой стенки совершается по программе, учитывающей расположение точечных машин и топогра-

фию  размещения  точек.  Балка-толкатель  4  (лист 190, рис. 4, б),  перемещаясь  в  направляющих,  упирается 

подпружиненной собачкой 2 в промежуточную стойку 3 боковой стенки 1 и продвигает ее в процессе свар-

ки и при передаче с позиции I на позицию II. Движение балки-толкателя задается встроенным в нее блоком 

цилиндров 5, схематически показанным на рис. 4, а. Шток нижнего гидроцилиндра закреплен на основании 

неподвижно. 

При подаче масла в полости А и А

1

 блок цилиндров, а также шток верхнего гидроцилиндра будут дви-

гаться влево. Их общий ход равен сумме ходов верхнего и нижнего гидроцилиндров и составляет 8750 мм. 

При подаче масла в полости Б и Б

1

 цилиндры вместе с балкой-толкателем возвращаются в исходное поло-

жение, а собачка толкателя поворачивается вокруг своей оси и проходит под изделием. 

Работа  на  позиции I (лист 189, рис. 3) происходит  следующим  образом.  Толкатель  со  скоростью 100 

мм/с совершает холостой ход на 270 мм, подавая боковую стенку 7 в зону сварки. После выхода сварочных 

агрегатов на линию точек верхней и нижней обвязок производится сварка с автоматической шаговой пода-

чей на расстояния, кратные шагу точек, а также на расстояния, необходимые для перехода электродов через 

промежуточные стойки. Суммарный рабочий ход на 3410 мм дополняется быстрым перемещением боковой 

стенки со скоростью 300 мм/с на 5340 мм. Затем толкатель со скоростью 600 мм/с возвращается в исходное 

положение и ходом на 8750 мм продвигает боковую стенку в направляющие транспортирующего устройст-

ва позиции II. 

На позиции II восемь двухэлектродных контактных машин 3 расположены с трех сторон боковой стенки 

4.  Транспортирующее  устройство  имеет  три  тележки,  перемещающиеся  в  поперечном  направлении.  Эти 

тележки кинематически связаны с уравнительным механизмом, исключающим возможность перекоса боко-

вой стенки при ее поперечной подаче. Движение тележек в прямом и обратном направлениях осуществляет-

ся по программе с помощью гидроцилиндров. Поступившая с позиции I стенка подается в поперечном на-

правлении в зону сварки на 1920 мм со скоростью 300 мм/с. В процессе выполнения 

точечных  швов  транспортирующее  устройство  обеспечивает  автоматическую  шаговую  подачу  на  длине 

1540  мм  в  прямом,  а  затем  в  обратном  направлении.  Для  исключения  смещения  точечного  шва  от  номи-

нального  положения  у  точечных  машин,  приваривающих  поперечные  стойки,  предусмотрено  пневматиче-

ское устройство, поворачивающее каждую машину на ее опоре для автоматического направления электро-

дов по ряду точек. После завершения сварки изделие возвращается в исходное положение и передается на 

поточную линию доделочных операций и технического контроля. 

КОРПУСА СУДОВ 

Узлы корпуса (лист 191) . 

Корпуса судов выпускают исключительно в цельносварном исполнении. Корпус (рис. 1) имеет наруж-

ную обшивку 1, верхнюю 5 и нижнюю 10 палубы, продольные 9 и поперечные 7 перегородки, выполненные 

из  листовых элементов  и  соединенные  герметичными  швами. Общая  и  местная  жесткость  обеспечивается 

приваркой  различных  прокатных  и  сварных  балочных  элементов:  флор  8,  шпангоутов  3,  бортовых  стрин-

геров 2, бимсов 4, вертикального киля 6. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  64  65  66  67   ..