Электровоз 2ЭС4К. Руководство по эксплуатации - часть 41

 

  Главная      Учебники - Разные     Электровоз 2ЭС4К. Руководство по эксплуатаци

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     39      40      41      42     ..

 

 

Электровоз 2ЭС4К. Руководство по эксплуатации - часть 41

 

 

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

рабочей поверхности 
коллектора, нет фасок на 
ламелях, большое биение 
коллектора, выступание 
межламельной изоляции.

промежутки, снять 
фаски на ламелях, 
прошлифовать и 
отполировать 
коллектор, протереть 
коллектор мягкой 
салфеткой, 

137

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

Продолжение таблицы Е1

Неисправность,

внешнее

проявление и

дополнительны

е признаки

Вероятная причина 

Метод устранения

Примеча

ние

слегка смоченной в 
техническом бензине 
или спирте.

Главные и добавочные 
полюсы установлены по 
окружности 
неравномерно, не 
выдержаны воздушные 
зазоры у добавочных 
полюсов, неправильная 
полярность, витковое 
замыкание в обмотке 
якоря, перегрузка 
двигателя, быстрое 
изменение нагрузки, 
повышенное напряжение 
на коллекторе, нарушена 
сварка отдельных 
петушков коллектора с 
обмоткой.

Проверить 
правильность монтажа 
полюсной системы, 
обмотки остова и якоря
на витковое 
замыкание, устранить 
выявленные 
отклонения и 
повреждения. При 
необходимости — 
демонтировать якорь и 
произвести его ремонт 
согласно правилам или 
замену.

Нарушение 
сварного 
соединения 
обмотки якоря 
с петушками 
коллектора

Механические 
повреждения сварных 
швов. Низкое качество 
сварки.

Заменить якорь с 
поврежденным 
коллектором на новый.
Коллектор на снятом 
якоре 
отремонтировать.

Превышение 
допустимой 
температуры 
нагрева 
подшипников 
якоря

Загрязнение подшипника 
или смазки при сборке, 
недостаток или избыток 
смазки в подшипнике, 
подшипники установлены
с перекосом, мал 
радиальный зазор в 
подшипнике, трение в 
уплотнениях 
подшипников.

Провести ревизию 
подшипниковых узлов 
и устранить 
обнаруженные 
дефекты.

138

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

Продолжение таблицы Е.1

Неисправность,

внешнее

проявление и

дополнительны

е признаки

Вероятная причина 

Метод устранения

Примеча

ние

Пробой 
изоляции 
обмоток 
двигателя

Увлажнение изоляции, 
ослабление крепления 
межкатушечных 
соединений и повреждение 
при этом их изоляции, 
старение изоляции из-за 
больших и длительных 
превышений допустимой 
температуры нагрева 
двигателей при 
перегрузках, естественный 
износ (старение) изоляции, 
механические повреждения
при разборке и сборке 
двигателя, перенапряжение 
при внезапных обрывах 
цепей и атмосферные, 
повреждение обмотки 
якоря при укладке его на 
пол без специальных 
прокладок.

Проверить цепи 
обмоток 
мегаомметром, 
определить 
поврежденный узел. 
Катушку, моноблок 
главного, 
добавочного полюса 
или якорь с 
поврежденной 
изоляцией заменить.

Выброс смазки
из 
подшипниковы
х камер внутрь 
двигателя

Большие зазоры в 
лабиринтных уплотнениях, 
перепрессовка смазки, 
засорение или загрязнение 
дренажных отверстий в 
подшипниковых щитах.

Провести ревизию 
подшипниковых 
узлов, проверить 
лабиринты деталей на
соответствие 
чертежам. Устранить 
обнаруженные 
дефекты.

Превышение 
допустимой 
температуры 
нагрева 
моторно-
осевых 
подшипников

Недостаточная подача 
масла, загрязнены масло 
или шерстяная подбивка, в 
масло попала вода, 
применено масло, не 
соответствующее 
требованиям приложения 
А, мал зазор между 

Провести ревизию 
моторно-осевых 
подшипников и 
устранить 
обнаруженные 
дефекты.

137

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

вкладышами и осью.

ПРИЛОЖЕНИЕ  Ж

(рекомендуемое)

Особенности технического обслуживания тяговых двигателей

в зимнее время

Во время оттепелей зимой, когда температура окружающего воздуха 

резко повышается, происходит интенсивное образование инея на 
коллекторах и обмотках тяговых двигателей электровозов, находящихся в 
ожидании работы или отставленных в резерв. Для предупреждения 
образования инея при оттепелях достаточно, чтобы температура обмоток 
отличалась от температуры окружающего воздуха не более чем на 5 – 6 

С. 

Для этого при повышении температуры окружающего воздуха в течение 6 
часов на 5 – 6 

С (при температуре выше минус 20 

С) обмотки тяговых 

двигателей должны подогреваться путем включения вентиляторов 
электровозов на время от 30 до 40 минут или током от контактной сети при 
медленном перемещении электровоза. После каждого очередного повышения
температуры воздуха на 5 – 6 

С за 6 часов необходимо снова подогревать 

обмотки тяговых двигателей в порядке, указанном выше.

Появившийся   иней   удалить,   продувая   двигатели   вентилирующим

воздухом. Для этого, не подавая напряжения на тяговые двигатели, включить
вентиляторы   их   охлаждения   и   продуть   их   холодным   вентилирующим
воздухом в течение от 20 до 30 минут. Если за указанное время иней не будет
удален,   а   также   если   сопротивление   изоляции   тяговых   двигателей   ниже
норм,   указанных   в   приложении   Б,   электровоз   поставить   в   депо   другим
локомотивом для сушки изоляции.

Перед   запуском   в   эксплуатацию   электровоза,   стоявшего   в   резерве,

продуть   в   течение   от   1   до   1,5   часов   его   тяговые   двигатели   воздухом   и
измерить   сопротивление   изоляции.   Если   оно   меньше   допустимых   норм,
тяговые двигатели просушить.

При   постановке   электровоза   для   ремонта   в   отапливаемый   цех

температура   обмоток   тяговых   двигателей   не   должна   отличаться   от
температуры цеха более, чем на 5 – 6 

С во избежание конденсации на них

влаги.   Поэтому,   как   правило,   ставить   электровоз   в   отапливаемый   цех
необходимо сразу после эксплуатации с нагретыми тяговыми двигателями.
Если   это   требование   выполнить   невозможно,   то   после   постановки
электровоза   в   цех   немедленно   приступить   к   подогреву   обмоток   тяговых
двигателей.   Для   этого   включить   от   деповской   сети   380   В   в   работу   все
собственные   вентиляторы   электровоза.   Продувку   продолжать   до

138

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

установления температуры тяговых двигателей такой же, как и температура
воздуха в цехе. Если деповская сеть 380 В не позволяет производить обдувку
тяговых   двигателей   собственными   вентиляторами,   допускается   обмотки
тяговых   двигателей   подогревать   воздухом   от   вентиляторов   цеховой
калориферной установки без включения калорифера.

Запрещается холодные тяговые двигатели обдувать горячим воздухом

от   калориферной   установки,   так   как   поток   горячего   воздуха   нагревает
остывший   тяговый   двигатель,   который   сначала   отпотевает,   а   затем   вода
медленно   испаряется   под   действием   теплого   воздуха.   При   таком   нагреве
обмоток происходит быстрое старение изоляции и увеличивается количество
пробоев изоляции в зимний период. Запрещается  вводить в отапливаемый
цех электровоз с холодными тяговыми двигателями, если оборудование цеха
не   позволяет   производить   подогрев   обмоток   тяговых   двигателей.
Допускается   перед   постановкой   электровоза   в   отапливаемый   цех   обмотки
тяговых двигателей подогреть током от контактной сети в течение от 1 до 1,5
часов при медленном перемещении электровоза.

При снегопадах и метелях как при движении электровоза на выбеге, так

и   при   его   стоянках   вентиляторы,   подающие   воздух   в   тяговые   двигатели,
должны работать во избежание попадания снега в тяговые двигатели через
вентиляционные отверстия.

В  зимнее  время   при  каждой  постановке  электровоза   в  цех  измерять

сопротивление изоляции тяговых двигателей.

Значения   сопротивления   изоляции   записывать   в   Книгу   ремонта   и

Журнал технического состояния электровоза. При сопротивлении изоляции
ниже   допустимых   норм,   обнаружении   в   тяговых   двигателях   снега   или
признаков увлажнения обмоток тяговые двигатели просушить в соответствии
с приложением Д.

139

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

ПРИЛОЖЕНИЕ  И

(обязательное)

Особые указания по уходу за якорными подшипниками

тягового двигателя

Смазку в якорные подшипники добавлять в количествах и в сроки в

соответствии с приложением А. Перед добавлением смазки в подшипники
выполнить   следующие   работы:   снять   крышки,   закрывающие   камеры   для
сбора отработанной смазки; очистить крышки и камеры от скопившейся в
них   смазки;   прочистить   в   крышках   подшипников   отверстия   для   выброса
отработанной смазки. После добавления смазки удалить из камер для сбора
отработанной смазки излишки смазки; закрыть маслосборники крышками.

При   заклинивании   зубчатой   передачи   или   ослаблении   посадки

(проворот  или спрессовка)  шестерни на валу тягового  двигателя  заменить
поврежденный колесно-моторный блок новым. На снятом тяговом двигателе
выполнить ревизию подшипниковых узлов в объеме текущего ремонта ТРС-2
в соответствии с настоящим руководством, инструкцией по содержанию и
ремонту   узлов   с   подшипниками   качения   локомотивов,   действующими
чертежами.

140

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

ПРИЛОЖЕНИЕ  К

(рекомендуемое)

Определение нажатия щеток на коллектор тягового двигателя

Работу   по   измерению   величины   нажатия   на   коллектор   тягового

двигателя любого из элементов разрезной щетки выполнять вне двигателя с
помощью   специальной   установки,   изображенной   на   рис.   К.1.   Установка
состоит из электроизмерительного прибора 1, датчика нажатия 2 и вибратора
3 с приспособлением для закрепления щеткодержателя и датчика.

Установку   к   работе   подготовить   следующим   образом.   Подключить

вибратор 3 к измерительному прибору 1 через разъем В, расположенный на
задней стенке прибора. Закрепить датчик 2 на приспособлении и подключить
его   к   измерительному   прибору   1   через   разъем   Д.   Установить   на
приспособлении щеткодержатель с поднятыми вверх нажимными пальцами и
закрепить его фиксатором. Включить прибор 1 в сеть переменного тока с
напряжением 220В, установить тумблер “сеть” на лицевой панели прибора 1
в положение ВКЛ. и прогреть прибор в течение не менее пяти минут. Ручкой
“Уст.   0”   установить   стрелку   прибора   на   нуль.   Вставить   щетку   в   окно
щеткодержателя, под которым установлен датчик 2, и плавно опустить на нее
соответствующий   нажимной   палец.   Нажатием   кнопки   “Пуск”   включить
вибратор на время от 5 до 10 секунд.

После   остановки   стрелки   измерительного   прибора   определить   по

шкале   нажатие   пальца   на   щетку.   Поднять   палец   щеткодержателя   вверх,
вынуть щетку из окна. Переместить датчик в положение, соответствующее
следующей   щетке.   Вставить   щетку   в   окно   щеткодержателя,   установить
стрелку   прибора   на   нуль   и   вновь   произвести   отсчет   нажатия.   Нажатие
пальцев   на   щетки   должно   быть   в   соответствии   с   приложением   Б.   При
отклонении от указанных норм произвести регулировку нажатия пальцев на
щетки с помощью регулировочного винта щеткодержателя.

141

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

142

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

143

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

ПРИЛОЖЕНИЕ  Л

  (рекомендуемое)

Ремонт сварных соединений обмотки якоря с петушками коллектора

тягового двигателя

При выполнении работ необходимо соблюдать правила промышленной

санитарии и техники безопасности при проведении сварочных работ. Сварку
выполнять   с   постоянным   удалением   аэрозолей   от   места   сварки   вытяжной
вентиляцией.

При   выполнении   работ   применяется   следующее   оборудование,

инструмент, материалы:

а) установка УДГ-501УХЛ4, УДГ-301
б) щиток сварщика НН-Э-105У1
в) зубило и молоток
г) очки защитные ЗН-12-80-32
д) полотно ножовочное
е) щетка металлическая
ж) наждачное полотно
и) инертный газ
к) растворитель уайт-спирит
л) вольфрамовая проволока ВЛ 2 мм.
Ремонтные работы выполнять в следующей последовательности.
Установить   якорь   вертикально   коллектором   вверх.   Удалить   сварной

шов из петушка коллектора в месте ремонта любым механическим способом
на глубину от 2 до 3 мм с последующей зачисткой места удаления сварного
шва до блеска.

Обезжирить   места   свариваемых   деталей   салфеткой,   смоченной   в

растворителе. Уложить концы якорной обмотки и клинья в шлиц петушка и
обрезать   их   заподлицо   с   наружным   торцем   и   окружностью   наружного
диаметра петушка.

Установить   давление   газа   от   0,01   до   0,05   МПа.   За   3   минуты   до

возбуждения электрической дуги включить поступление инертного газа.

Зажечь электрическую дугу на вспомогательной графитовой пластине,

а   затем   перенести   ее   на   свариваемые   кромки,   установив   длину   дуги   в
пределах от 1,5 до 2,5 мм.

Ручную   сварку   производить   импульсами   (отдельными   точками)   по

всему торцу шлица неплавящимся электродом без присадочного материала за
счет поперечных колебаний вольфрамового прутка (проволоки) и оплавления
кромок шлицев петушков коллектора, концов обмоток и клиньев.

В процессе сварки контролировать режим работы.
После   окончания   сварки   через   5   минут   отключить   поступление

инертного газа.

144

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

Зачистить   сварные   швы   металлической   щеткой   или   наждачным

полотном   и   продорожить   на   глубину   не   более   1   мм   межламельного
промежутка по всей высоте петушка коллектора.

Осмотреть   все   сварные   швы   невооруженным   глазом   или   с

применением   лупы   с   увеличением   не   более   10

х

.   На   сварных   швах

допускаются   поры   и   газовые   включения   диаметром   не   более   0,5   мм.   Не
допускать к сборке якорь с прожогами и неоплавлениями кромок.

Проверить   якорь   на   отсутствие   межвитковых   замыканий.   Покрыть

торцевую поверхность петушка коллектора электроизоляционной эмалью в
соответствии с требованием чертежа.

Примечание.   При   перебросах   электрической   дуги   по   коллектору   с

повреждением   петушков   на   длине   более   1/6   части   окружности   ремонт
сварных   соединений   проводить   с   предварительным   удалением   старого
сварного шва проточкой торца петушка на глубину  от 2 до 3 мм.

145

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

ПРИЛОЖЕНИЕ  М

(обязательное)

Нормы допусков и износов вспомогательных электрических машин

Таблица М.1

Размеры в миллиметрах

Что проверяется

Размер по

чертежу

Предельные

размеры износов

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ  НВА-55  и  ДВА-25
Диаметр станины под посадку щитов 
подшипниковых (совместно со щитами)

407±0,031

(407…410)±0,031

Диаметр щитов подшипниковых под 
посадку в станину (совместно со 
станиной)

407

+0,097

(407…410)

+0,097

То же под посадку подшипников

160

+0,04

160

+0,04

Диаметр шеек вала под посадку
подшипников

75

021

,

0

002

,

0


75

021

,

0

002

,

0


Наружный диаметр ротора

247,4

-0,046

247,4

-0,046

Биение ротора

0,05

0,05

 ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ П22К-110У2
Диаметр щитов подшипниковых под 
посадку на станину (совместно со 
станиной)

235

+0,09

(235…233)

+0,09

Диаметр станины под посадку щитов 
подшипниковых (совместно со щитами)

235

-0,09

(235…233)

-0,09

Диаметр щита подшипникового под 
посадку подшипника со стороны 
коллектора

52

02

,

0

01

,

0


52

02

,

0

01

,

0


Диаметр щита подшипникового под 
посадку со стороны противоположной 
коллектору

62

02

,

0

01

,

0


62

02

,

0

01

,

0


Диаметры шеек вала под посадку
подшипников:
     сторона против коллектора

25

017

,

0

002

,

0


25

017

,

0

002

,

0


     сторона коллектора

20

017

,

0

002

,

0


20

017

,

0

002

,

0


Диаметр рабочей поверхности коллектора

56

0

,

1

5

,

0


57…52

Биение рабочей поверхности коллектора

0,02

0,03

Глубина продорожки межламельной
изоляции 

1,5…2

0,5

Зазор между обоймами щеткодержателя
и рабочей поверхностью коллектора

1,5

+1

1,5…2,5

146

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

Ширина окна щеткодержателя

10

+0,1

10

+0,15

Продолжение таблицы М.1                                             Размеры в миллиметрах

Что проверяется

Размер по 

чертежу

Предельные

размеры износов

Длина окна щеткодержателя

12,5

+0,1

12,5

+0,3

Высота щетки

32±1

15

Зазор между корпусом щеткодержателя 
и щеткой по ширине щетки

0,05…0,25

0,3

То же по длине щетки

0,06…0,30

0,48

147

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

ПРИЛОЖЕНИЕ  Н

(справочное)

Возможные неисправности вспомогательных машин

Таблица Н.1

Неисправность,

внешнее проявление и

дополнительные

признаки

Вероятная

причина

Метод

устранения

При
ме-
чани
е

АСИНХРОННЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ НВА-55 и ДВА-25

Электродвигатель не 
работает, гудит или 
раскручивается с 
трудом

Отсутствие 
напряжения в одной из 
фаз питания 
электродвигателя 
(оборвана одна фаза 
или неисправен 
пусковой контактор) 
Чрезмерный износ 
подшипников
Неисправность 
приводного механизма,
заклинивание ротора

Восстановить 
питание.
Проверить цепи 
пуска

Заменить 
подшипники
Устранить 
неисправность

Электродвигатель при 
работе чрезмерно 
нагревается

Межвитковое 
замыкание в обмотке 
статора
Работа двигателя при 
перегрузке

Заменить двигатель

Определить 
причину и 
устранить

Электродвигатель 
работает на 
пониженной частоте 
вращения

Прекращение подачи 
питания в одну из фаз 
(оборвана фаза, 
неисправность 
пускового устройства)

Восстановить 
подачу напряжения,
проверить цепи 
питания

Работающий 
двигатель внезапно 
останавливается

Прекращение подачи 
напряжения, 
срабатывание защиты, 
заклинивание ротора 
или приводного 
механизма

Восстановить 
питание. Заменить 
подшипники.
Устранить 
неисправность 
приводного 
механизма.

148

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

Продолжение таблицы Н.1

Неисправность,

внешнее проявление и

дополнительные

признаки

Вероятная

причина

Метод

устранения

При
ме-
чани
е

Электродвигатель 
работает с 
повышенным шумом

Чрезмерный износ или 
повреждение 
подшипников, 
отсутствие смазки в 
подшипниках,
ослабление 
соединительных муфт 
или крепления самого 
агрегата

Заменить 
подшипники. 
Добавить в 
подшипники смазку
до нормы. 
Закрепить 
соединительные 
муфты или весь 
агрегат

Глухой прерывистый 
шум или свист 
подшипника

Отсутствие или 
чрезмерное количество
смазки в подшипниках.
Повреждение 
подшипников.
Сильное загрязнение 
смазки.

Довести количество 
смазки до нормы

Заменить 
подшипники.
Промыть 
подшипники в 
керосине и заменить
смазку новой

Вибрация 
электродвигателя при 
работе под нагрузкой. 
При снятии нагрузки 
вибрация 
прекращается

Неправильная 
установка двигателя на
каркасе. Нарушение 
соосности с 
приводным 
механизмом. 
Неправильная 
подгонка резиновых 
втулок в полумуфте. 

Определить 
причину и 
устранить 
неисправность.

Вибрация 
электродвигателя 
продолжается после 
отключения от сети и 
прекращается после 
значительного 
снижения частоты 
вращения

Недостаточно 
отбалансирован ротор, 
либо приводной 
механизм.

Проверить 
балансировку и 
устранить небаланс.
До устранения 
дефекта двигатель 
не включать.

Резко неравномерный 
нагрев станины

Перекрыты каналы в 
станине между 
ребрами

Разобрать машину и
удалить 
посторонний 
предмет

148

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

Продолжение таблицы Н.1

Неисправность,

внешнее проявление и

дополнительные

признаки

Вероятная

причина

Метод

устранения

При
ме-
чани
е

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ П22К-110У2  и ЭТВ-20М3

Двигатель не 
запускается или 
работает с 
пониженной частотой 
вращения

Наличие 
короткозамкнутых или 
замкнутых на корпус 
витков в обмотке якоря

Заменить якорь 
новым, а 
поврежденный 
отправить в ремонт.

Частота вращения при 
номинальном 
напряжении более 
номинальной

Щетки сдвинуты с 
нейтрали против 
направления вращения 
якоря.
Наличие межвитковых 
замыканий в полюсных
катушках

Установить щетки 
на нейтраль (по 
заводским меткам).

Отправить 
двигатель в ремонт.

Частота вращения при 
номинальном 
напряжении меньше 
номинальной 
Подшипники 
перегреваются

Щетки сдвинуты с 
нейтрали по 
направлению вращения
якоря.

Недостаточное или 
чрезмерное количество
смазки 
Загрязненность 
подшипников

Установить щетки 
на нейтраль (по 
заводским меткам) 

Заложить требуемое
количество смазки

Прочистить и 
промыть 
подшипники, 
заменить смазку

149

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     39      40      41      42     ..