Электровоз 2ЭС4К. Руководство по эксплуатации - часть 40

 

  Главная      Учебники - Разные     Электровоз 2ЭС4К. Руководство по эксплуатаци

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     38      39      40      41     ..

 

 

Электровоз 2ЭС4К. Руководство по эксплуатации - часть 40

 

 

                                               (3ТС.000.003РЭ8)

Наименование и
обозначение 
сборочной единицы

     Наименование и марка       
          смазки, обозначение

Масса

смазки на

электровоз

,  кг

     Периодичность 
смазки и ее 
пополнения, способ 
нанесения

 Кол. 
точек 
смазки   
на 
электрово
зе

Приме
ч.

основная 

дублирующ
ая

Электромагнитные 
контакторы МК
- шарниры

Смазка
 ЦИАТИМ –201 
ГОСТ 6267-74

0,025

Смена при ТРС-2 и 
каждой разборке, 
вручную 

56

Реле перегрузки 

РТ-267,  РТ-57-02, реле

дифференциальной 

защиты  

РДЗ-58-01 и  

РДЗ-59-01:

- шарниры и рабочие 

поверхности 

магнитопроводов и 

якорей

Смазка 

ЦИАТИМ –201 

ГОСТ 6267-74

0,036

Постоянно 

поддерживать тонкий 

слой смазки. Смена при

ТРС-2

36

123

                                               (3ТС.000.003РЭ8)

Продолжение таблицы А.1

Наименование и
обозначение 
сборочной единицы

     Наименование и марка       
          смазки, обозначение

Масса

смазки на

электровоз

,  кг

     Периодичность 
смазки и ее 
пополнения, способ 
нанесения

 Кол. 
точек 
смазки   
на 
электрово
зе

Приме
ч.

основная 

дублирующ
ая

Прочее оборудование
Аккумуляторная 

батарея

-перемычки

                                        

- подшипники колес 

выдвижной тележки;

- петли крышки;

 - шарниры 

направляющей рамки

Смазка        

 ЦИАТИМ -201 

ГОСТ 6267-74

0,8

0,32

При сборке батарей и 

появлении окисления 

контактных 

поверхностей. 

Вручную, тампоном.

Через один ТР и при 

замене батареи. 

Вручную, тампоном.
.

160

32

32

16

 Шарниры педали 

смыва санитарного 

узла

Смазка Буксол 

ТУ0254-107-

01124328-01

0,1

Через один ТР. 

Вручную, тампоном

3

124

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

(обязательное)

Нормы допусков и износов тягового двигателя ДТК-800А

Таблица Б.1

Размеры в миллиметрах

Наименование деталей и

параметров

Размер новой

детали

Предельно-

допустимый размер*

Остов

Диаметр горловины под 
подшипниковый щит со стороны 
коллектора

860

0,05
0,04

+

860…867

Диаметр горловины под 
подшипниковый щит со стороны, 
противоположной коллектору

860

0,05
0,04

+

860…867

Диаметр моторно-осевой 
горловины

235

+0,115

235…238**

Расстояние между гранями пазов 
для посадки букс моторно-осевых 
подшипников

265

-0,13

265…270

Длина остова по внешним 
кромкам горловины под моторно-
осевые подшипники

1035

-0,4

1035…1031

Длина остова по внешним 
кромкам горловин под 
подшипниковые щиты

955

-0,36

955…952

Толщина приливов остова для 
крепления букс моторно-осевых 
подшипников по оси отверстий 
под болты

32min

30

Диаметр отверстий в приливах 
остова для крепления букс 
моторно-осевых подшипников

37

+0,62

37…39

Расстояние от торца горловины 
под подшипниковый щит до торца
моторно-осевой горловины со 
стороны коллектора

40±0,2

38…41,5

Толщина прилива кронштейна для
крепления кожуха зубчатой 
передачи по оси отверстия

35±2

31…37

Диаметр отверстий в кронштейнах
для крепления кожуха зубчатой 
передачи

48

+0,62

48…50

123

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

Продолжение таблицы Б.1

Размеры в миллиметрах

Наименование деталей и

параметров

Размер новой

детали

Предельно-

допустимый размер*

Буксы моторно-осевых подшипников

Размер посадочной поверхности 
букс для посадки в остов

265

0,26
0,13

+
+

265…270

Толщина приливов букс по оси 
отверстий болтов, крепящих буксу
к остову:
- верх

135±2

131…137

- низ

42±2

38…44

Диаметр отверстий для болтов, 
крепящих буксу к остову

37

+0,62

37…39

Подшипниковые щиты

Диаметр посадочной поверхности 
подшипникового щита со стороны 
коллектора

860

0,156
0,10

+
+

860…867

То же со стороны, 
противоположной коллектору

860

0,156
0,10

+
+

860…867

Размер от поверхности упора 
подшипникового щита в остов до 
внутреннего торца 
подшипникового щита:
- сторона коллектора

108

0,1

107,5…108

- сторона, противоположная 
коллектору

108

-0,10

107,5…108

Диаметр отверстий для болтов, 
крепящих щиты к остову

22

+0,52

22…23

Толщина подшипникового щита в 
местах отверстий для болтов, 
крепящих щиты к остову

13

-1

10…13

Диаметр отверстий под посадку 
наружной обоймы подшипника

320±0,028

319,972…320,06

Якорь

Диаметр вала в местах посадки 
упорных колец

145

0,14
0,1

+
+

144,25…145

Расстояние от торца вала до торца 
лабиринтной втулки со стороны 
коллектора

235±0,23

235…237

124

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

Продолжение таблицы Б.1

Размеры в миллиметрах

Наименование деталей и

параметров

Размер новой

детали

Предельно-

допустимый размер*

Расстояние от наружного торца 
лабиринтной втулки со стороны 
коллектора до наружного торца 
лабиринтной втулки со стороны, 
противоположной коллектору

814

0, 23

813…814

Коллектор

Диаметр рабочей поверхности

630±1,4

610…631,4

Глубина канавки у петушков

4

0,95

1,2

+

2,5

Глубина продорожки коллектора

1,6±0,4

1,2…2,0

Глубина выработки рабочей 
поверхности коллектора

0

0,5

Щеткодержатель

Ширина окна под щетку 

20

0,124
0,040

+
+

20,2

Длина окна под щетку 

80

0,18
0,06

+
+

80,5

Высота щетки с резиновым    
амортизатором

60±0,8

28

Тяговый двигатель в сборе

Зазор между щеткой и корпусом 
щеткодержателя:
- по ширине щетки

0,08-0,254

0,08…0,35

- по длине щетки

0,16-0,48

0,16…0,8

Радиальный зазор в подшипниках 
в холодном состоянии

0,11-0,19

0,1…0,29

Осевой разбег якоря

7±1

6…8

Радиальное биение рабочей 
поверхности коллектора, 
измеренное при рабочей 
температуре, не более

0,04

0,1

Расстояние от корпуса 
щеткодержателя до рабочей 
поверхности коллектора

3±1,5

1,5…4,5

Расстояние от петушков 
коллектора до корпуса 
щеткодержателя, не менее

6

6

Непараллельность корпуса 
щеткодержателя относительно 
рабочей поверхности коллектора, 

0,7

0,7

125

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

не более

Продолжение таблицы Б.1

Размеры в миллиметрах

Наименование деталей и

параметров

Размер новой

детали

Предельно-

допустимый размер*

Непараллельность продольной оси
окна щеткодержателя 
относительно коллекторных 
пластин, не более

1

1

Торцевое биение наружных колец 
подшипников в собранном 
двигателе, не более

0,12

0,18

Неравномерность

;

 расположения 

осей окон щеткодержателей под 
щетки по окружности коллектора, 
не более

1

1

Нажатие пальцев на каждую  
щетку

(31,4±1) Н

(3,2±0,1)кгс

(30,4…32,4) Н

(3,1…3,3)кгс

Сопротивление изоляции обмоток 
при температуре, не менее:
- плюс 20°С

20 МОм

20 МОм

- плюс 115°С

5,0 МОм

5,0 МОм

* Допуски на градационные размеры, отклонения от формы и натяги при 
сборке должны соответствовать требованиям чертежей.
** Градации ремонтных размеров устанавливаются через 0,5 мм. 

126

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

ПРИЛОЖЕНИЕ  В

(рекомендуемое)

Устранение последствий переброса электрической

дуги и кругового огня по коллектору в тяговом

двигателе ДТК-800А

Работы   по   устранению   последствий   кругового   огня   и   переброса

электрической   дуги   по   коллектору   выполнять   как   с   выкаткой   и   разборкой
тягового двигателя, так и под электровозом. Выкатку тягового двигателя из-под
электровоза производить при значительном повреждении рабочей поверхности
коллектора, траверсы, бандажей якоря, изоляции межкатушечных соединений,
катушек.

При устранении последствий с выкаткой тягового двигателя необходимо

выполнить   следующие   работы:   разобрать   тяговый   двигатель,   проточить   и
прошлифовать коллектор на станке, зачистить конус коллектора шлифовальной
бумагой и покрыть электроизоляционной красно-коричневой эмалью ГФ-92-ХС
до   получения   глянца;   устранить   обнаруженные   неисправности   и   следы
переброса   на   траверсе   и   полюсной   системе;   собрать   тяговый   двигатель,
проверить положение щеток на коллекторе, в случае необходимости установить
их на геометрическую нейтраль, измерить сопротивление изоляции.

В   случае,   когда   повреждения   от   переброса   электрической   дуги

незначительные,   их   устранение   выполнять   под   электровозом.   Для   этого
необходимо   очистить   наружные   поверхности   тягового   двигателя   от   пыли   и
грязи, снять крышки коллекторных люков, освободить траверсу от крепления,
провернуть траверсу  и устранить на ней следы переброса,  вынуть щетки из
окон щеткодержателей и подложить их под нажимные пальцы, зачистить торцы
коллекторных   пластин   и   петушки   от   наплывов   металла,   поддомкратить
колесную пару, снять щеткодержатель против нижнего коллекторного люка и
установить   технологические   щетки   в   два   любых   соседних   щеткодержателя,
отполировать   коллектор   брезентом   с   помощью   деревянной   колодки,   вращая
якорь при напряжении не более 100 В. Установить щеткодержатель на место,
прочистить   межламельные   канавки   и   снять   фаски,   продуть   коллекторную
камеру   сжатым   воздухом,   проверить   биение   коллектора,   а   также   нажатие
пальцев на щетки, окрасить траверсу, кронштейны и конус коллектора красно-
коричневой   электроизоляционной   эмалью   ГФ-92-ХС,   окрасить   доступные
места коллекторной камеры красной электроизоляционной эмалью ГФ-92-ХС,
провернуть   траверсу,   вставить   щетки   в   окна   щеткодержателей,   проверить
зазоры   между   щеткодержателями   и   коллектором,   закрепить   траверсу   и
проверить   нейтральное   положение   щеток   на   коллекторе,   измерить
сопротивление изоляции тягового двигателя.

127

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

Окрашенные места, детали и узлы просушить на воздухе при температуре

от   плюс   15   до   плюс   25  

С   в   течение   не   менее   18   часов   или   током   при

температуре от плюс 50 до плюс 60 

С в течение не менее трех часов.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

(рекомендуемое)

Установка щеток в нейтральное положение на

тяговом двигателе

При установке щеток в нейтральное положение применяется следующее 

оборудование, приборы и принадлежности: специальные медно-графитовые 
щетки в соответствии с рисунком Г.1 – шесть штук; вольтметр типа М-45 с 
пределом измерений три вольта и нулем посередине шкалы; провода сечением 
от 1,5 до 2,5 мм 2 для подключения вольтметра к цепи якоря; оборудование, 
приборы и инструменты, позволяющие осуществлять проворачивание 
траверсы, подачу питания в обмотку возбуждения тягового двигателя 
(напряжение 50В, ток от 100 до 150 А), быстро отключать обмотку 
возбуждения от источника питания, наносить риски на траверсе и остове для 
контроля установки щеток в нейтральное положение.
Установку щеток в нейтральное положение производить в следующем порядке. 
Проверить равномерность расположения щеток по длине окружности 
коллектора. Вынуть все щетки из окон щеткодержателей и закрепить их на 
корпусах щеткодержателей. Вставить по одной медно-графитовой щетке 1 в 
соответствии с рисунком Г.2 в каждый щеткодержатель со стороны конуса 
коллектора. Подключить вольтметр 2 через коллекторный люк к двум соседним
щеткодержателям. Подключить обмотку возбуждения тягового двигателя к 
источнику постоянного тока напряжением 50В в соответствии с рисунком Г.3. 
Подать напряжение на обмотку возбуждения и установить ток от 100 до 150 А. 
Мгновенно отключить питание обмотки возбуждения и в момент отключения 
зафиксировать наибольшее отклонение и направление движения стрелки 
вольтметра.
Сместить траверсу на незначительный угол в любую сторону и повторить 
измерение трансформаторной э.д.с. Если отклонение стрелки вольтметра 
увеличится, а направление движения стрелки сохранится, траверсу смещать в 
другую сторону. При уменьшении отклонения стрелки прибора траверсу 
смещать в том же направлении до тех пор, пока отклонение стрелки вольтметра
станет равным или близким к нулю. Закрепить траверсу фиксатором, 
разжимным устройством и стопорными накладками.

Провернуть якорь и при пяти – шести его положениях повторить 

операции по измерению трансформаторной э.д.с. Удовлетворительным 
положением нейтрали считается такое, при котором отклонения стрелки 
прибора в момент размыкания цепи возбуждения при различных положениях 
якоря будут равными или близкими к нулю и примерно одинаковыми по 

128

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

абсолютному значению в случае разных направлений отклонений стрелки 
вольтметра для разного положения якоря, но не более чем от 30 до 40 мВ при 
токе в цепи возбуждения от 100 до 150 А.

Если окажется, что траверса заняла новое положение, т.е. риски на остове

и траверсе не совпадают, необходимо ослабить болты, крепящие накладку на 
траверсе и сместить ее так, чтобы паз в накладке совпал с фиксатором на 
остове. Затянуть и застопорить болты, крепящие накладку. Новое положение 
траверсы отметить риской на остове.

129

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

130

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

131

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

132

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

ПРИЛОЖЕНИЕ  Д

(рекомендуемое)

Сушка увлажненной изоляции обмоток тягового двигателя

При   низком   сопротивлении   изоляции   сушку   тяговых   двигателей   под

электровозом проводить нагретым сухим воздухом от калориферной установки.
Начинать сушку изоляции необходимо при температуре воздуха около плюс
50

С, постепенно увеличивая до плюс 90 - 100 

С. Расход воздуха через каждый

тяговый   двигатель   должен   составлять   от   15   до   20   м

3

/мин.   Для   ускорения

процесса   удаления   влаги   из   внутренних   слоев   изоляции   через   каждые
промежутки   времени   от   1   до   1,5   часа   необходимо   отключать   питание
калориферов на период от 20 до 30 минут, не выключая вентилятора установки.
В процессе сушки периодически измерять сопротивление изоляции обмоток в
нагретом   состоянии   мегаомметром.   Если   на   каком-либо   двигателе
сопротивление изоляции и после сушки окажется ниже установленных норм,
заменить его новым. Сушку обмоток тягового двигателя после выкатки из-под
электровоза   и   разборки   проводить   в   сушильной   или   вакуумной   печи   при
температуре от 110 до 130  

С. Сушку изоляции продолжать до тех пор, пока

сопротивление   изоляции   станет   постоянным,   а   его   значение   не   будет   ниже
норм,   указанных   в   приложении     Б.     При   установившемся   значении
сопротивления изоляции сушку тягового двигателя необходимо продолжать от
трех   до   пяти   часов.   В   течение   этого   времени   сопротивление   изоляции   не
должно меняться. Запрещается заканчивать сушку в период продолжающегося
изменения сопротивления изоляции.

133

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

ПРИЛОЖЕНИЕ  Е

(справочное)

Характерные неисправности тягового двигателя

и методы их устранения

Таблица Е.1

Неисправность,

внешнее

проявление и

дополнительны

е признаки

Вероятная причина 

Метод устранения

Примеча

ние

Повышенный 
износ щеток и 
сколы щеток

Некачественная обработка
рабочей поверхности 
коллектора, недопустимое
биение коллектора, 
большой зазор между 
щеткой и окном 
щеткодержателя, большой
зазор между 
щеткодержателем и 
рабочей поверхностью 
коллектора, загрязнение 
коллектора, повышенное 
или пониженное нажатие 
на щетки, выступание 
межламельной изоляции, 
сильное искрение под 
щетками, несоответствие 
щеток техническим 
условиям.

Внимательно 
осмотреть все 
щеткодержатели и 
коллектор. Найти 
причину повреждения 
и устранить ее. При 
необходимости 
установить новые 
щетки, притереть их к 
рабочей поверхности 
коллектора.

Повышенный 
или 
неравномерны
й износ 
коллектора

Чрезмерное нажатие на 
щетки, некачественные 
щетки, неправильная 
расстановка щеток в 
осевом направлении, 
неравномерное нажатие 

Сменить щетки. 
Проверить нажатие на 
щетки, расстановку 
щеток на коллекторе, 
крепление 
кронштейнов и 

134

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

на отдельные щетки, 
повышенное искрение 
щеток, вибрация щеток.

щеткодержателей, 
установку траверсы на 
нейтраль. Устранить 
обнаруженные 
дефекты.

135

                                                                                (3ТС.000.003РЭ8)

Продолжение таблицы Е.1

Неисправность,

внешнее

проявление и

дополнительны

е признаки

Вероятная причина 

Метод устранения

Примеча

ние

Повышенное 
искрение 
щеток

Щетки смещены с 
нейтрального положения.

Проверить положение 
щеток по заводским 
меткам, имеющимся на
траверсе и остове, и, 
при необходимости, 
установить щетки в  
нейтральное 
положение.

Расстояние между 
щетками отдельных 
щеткодержателей по 
окружности коллектора 
неравномерно, большой 
зазор между 
щеткодержателями и 
рабочей поверхностью 
коллектора, щетки 
находятся в плохом 
состоянии и неправильно 
установлены в 
щеткодержателях, 
чрезмерное или слабое 
нажатие на щетки, слабое 
крепление 
щеткодержателей и 
траверсы, нарушен 
контакт в месте 
присоединения 
наконечников щеточных 
шунтов к 
щеткодержателю, 
установлены щетки 
другой марки или 
некачественные.

Проверить 
правильность сборки 
щеточного аппарата на 
соответствие 
чертежам, надежность 
крепления деталей и 
узлов, отрегулировать 
нажатие на все щетки, 
установить новые 
щетки, тщательно 
пришлифовать их к 
коллектору и 
проверить зазоры 
между щетками и 
окнами 
щеткодержателей. 
Устранить 
обнаруженные 
дефекты.

Коллектор загрязнен, 
некачественная обработка

Прочистить 
межламельные 

136

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     38      39      40      41     ..