Руководство по капитальному ремонту электровозов переменного тока (ЦАРВ.073.00.00.000 РК) - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     Руководство по капитальному ремонту электровозов переменного тока (ЦАРВ.073.00.00.000 РК) 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

Руководство по капитальному ремонту электровозов переменного тока (ЦАРВ.073.00.00.000 РК) - часть 1

 

 

 

 

частично  или  полностью  разобранных  сборочных  единицах  с  применением  соответствующих 

технологических  средств  измерительных  инструментов  и  приборов,  стендов,  установок, 

приспособлений, дефектоскопов, средств технической диагностики, ЭВМ и т.д. 

Ремонт.

 Комплекс операций по восстановлению работоспособности электровоза (объекта 

ремонта)  и  восстановления  ресурса  электровоза  или  его  составных  частей  (ГОСТ  18322)  

(п.70  приложения  Г).  В  ремонт  могут  входить  операции  по  разборке,  очистке,  дефектации, 

восстановлению,  сборке,  смазке,  испытанию  и  т.д.  деталей  и  сборочных  единиц.  Содержание 

части операции ремонта может совпадать с содержанием некоторых операций дефектации. 

Исправная  деталь. 

Деталь,  состояние  которой  по  результатам  ревизии,  проверки, 

испытания  удовлетворяет  требованиям  настоящего  Руководства  по  ремонту  и  пригодна  для 

дальнейшей работы без какого—либо ремонта.

 

Неисправная  деталь

.  Деталь,  состояние  которой  по  результатам  ревизии,  проверки  не 

удовлетворяет  требованиям  настоящего  Руководства  по  ремонту.  После  проведения  ремонта 

может быть пригодна для дальнейшей работы. 

Негодная  деталь

.  Деталь,  имеющая  дефекты  или  износы,  исправление  которых 

невозможно. 

Дефект

.  Каждое  отдельное  несоответствие  объекта  установленным  требованиям.  (ГОСТ 

15467) (п. 73 приложения Г). 

Деповской  ремонт  (ДР)

  -  комплекс  операций  по  восстановлению  исправности  и 

частичному восстановлению ресурса локомотива или его составных частей (оборудования или его 

отдельных  узлов),  основанный  на  крупно-агрегатном  методе,  предусматривающем  замену 

оборудования или его отдельных узлов на ремкомплекты, изготовленные или отремонтированные 

в  заводских  и  деповских  условиях.  Значение  частично  восстанавливаемого  ресурса 

устанавливается  согласно  руководству  по  эксплуатации  электровозов  серий  ВЛ80(в/и),  ВЛ65, 

ВЛ85,  ВЛ82(в/и).  Выполняется  в  базовом  ремонтном  локомотивном  депо  силами  комплексной 

бригады. 

 

Капитальный  ремонт  (КР)

  -  ремонт,  выполняемый  для  восстановления  исправности 

полного  или  близкого  к  полному  восстановлению  ресурса  локомотива  с  заменой  или 

восстановлением  любых  его  частей,  включая  базовые.  Значение  ресурса  близкого  к  полному 

устанавливается  согласно  руководству  по  эксплуатации  электровозов  серий  ВЛ80(в/и),  ВЛ65, 

ВЛ85, ВЛ82(в/и). Обязательная замена узлов и агрегатов с истекшим сроком службы выполняется 

на ремонтном заводе.

 

ЦТ ОАО «РЖД»

 - Дирекция Тяги ОАО «РЖД». 

ЦТР ОАО «РЖД»

 - Дирекция по ремонту подвижного состава ОАО «РЖД. 

 

 

 

ЦТА ОАО «РЖД» 

- Центр технического аудита ОАО «РЖД». 

При  капитальном  ремонте  электровозов  конструктивные  изменения  производить  по 

проектам модернизации согласованным с ЦТ ОАО «РЖД». 

Установленные  на  электровоз  специальными  указаниями  ОАО  «РЖД»  опытные 

конструкции,  приборы  и  приспособления  должны  быть  оставлены  на  электровозе.  При  этом 

специальные  указания  ОАО  «РЖД»  должны  быть  распространены  и  на  локомотиворемонтные 

предприятия. 

При  наличии  опытных  (нештатных)  элементов  конструкции  и  отсутствии  разрешения 

ЦТ ОАО «РЖД»  на  их  установку,  либо  отсутствия  согласованных  схем  и  чертежей  упомянутых 

элементов,  ремонтное  предприятие  восстанавливает  схему,  установленную  для  данного 

локомотива заводом—изготовителем. 

Электровоз,  требующий  по  своему  состоянию  капитального  ремонта,  но  не  достигший 

установленной  нормы пробега,  может  быть  направлен  на  ремонтный  завод  только  с  разрешения 

ЦТ ОАО «РЖД».  Такое  разрешение  выдается  дороге  после  представления  в  Дирекциии  ОАО 

«РЖД» материала с указанием причин, вызвавших необходимость преждевременного направления 

электровоза на ремонтный завод

,

 и принятых мер по предупреждению подобных случаев. 

Подачу неисправных электровозов на капитальный ремонт выполнять после согласования 

дорогой этого вопроса с ремонтным заводом. Ремонтный завод обязан по вызову железной дороги 

командировать своего представителя для осмотра поврежденного электровоза. 

На отремонтированные узлы, агрегаты и детали,  установить гарантийные сроки согласно 

ЦТ—ЦТВР—409 (п. 3 приложения Г). 

На  используемые  при  ремонте  покупные  агрегаты,  детали  поставляемые  заводами 

промышленности,  а  также  на  новые  узлы,  агрегаты  и  детали,  изготовляемые  на  заводах, 

гарантийные  сроки  установить  в  соответствии  с  государственными  стандартами  и  техническими 

условиями заводов—изготовителей. 

Перечень конструктивных различий и вариантов исполнений электровозов переменного 

тока различных серий и годов выпуска указан в таблице 1:

 

 

8

 

 

ЦА
Р

В

.073.00.00.000 Р

К

 

Т а б л и ц а   1  

 

Наименование 

Электровозы переменного тока

 

Электровозы 

двойного питания 

ВЛ65

 

ВЛ80

 

ВЛ80

к 

ВЛ80

т

 ВЛ80

с 

ВЛ80

р

 

ВЛ85 

ВЛ82 

ВЛ82

м

 

Года начала – конца 

выпуска 

1992—1998 

1961

1994  1962—1971 

1976—1980 

1973—1986 

1983 

1966—1968 

1972 

Осевая характеристика 

2

0

—2

0—

2

0

 

2(2

0

—2

0

2(2

0

—2

0

)

 

2(2

0

—2

0

)

 

2(2

0

—2

0

)

 

2(2

0

—2

0—

2

0

)

 

2(2

0

—2

0

)

 

2(2

0

—2

0

)

 

Электрическое 

торможение 

Рекуперативное

 

 

— 

Реостатное 

Рекуперативное 

Реостатное

 

Тип тягового двигателя 

НБ—514

 

НБ—418К6

 

НБ—514 

НБ—420Б 

НБ—407Б 

Управление по системе 

многих единиц 

Есть 

— 

— 

Есть 

— 

Есть 

— 

— 

Передача продольных 

сил от тележки к 

кузову выполнена: 

Наклонными 

тягами 

двухстороннего 

действия 

Шаровой связью 

Наклонными 

тягами 

двухсторонн

его действия 

Шаровой связью 

 

 

9

 

 

ЦА
Р

В

.073.00.00.000 Р

К

 

 

Передача 

вертикальных и 

поперечных сил от 

кузова на раму 

тележки, уменьшение 

величины 

горизонтального и 

вертикального 

воздействия на путь 

выполнена: 

Люлечным 

подвешиванием 

на крайних 

тележках, 

шарниром 

«Фуко» на 

средних 

тележках 

Боковой пружинной опорой кузова на части 

электровозов ВЛ80

к

, ВЛ80

т

, на остальных люлечным 

подвешиванием 

Люлечным 

подвешиван

ием на 

крайних 

тележках, 

шарниром 

«Фуко» на 

средних 

тележках 

Боковой пружинной 

опорой кузова на 

электровозах ВЛ82, 

люлечным 

подвешиванием на 

электровозах ВЛ82

м

 

Буксовое рессорное 

подвешивание 

Спиральные 

пружины, 

опирающиеся на 

приливы 

корпуса буксы и 

гидродемпферы 

Листовые рессоры, шарнирно подвешенные к нижней части буксы и винтовые цилиндрические 

пружины, опирающиеся на концы рессор. 

 
Продолжение таблицы 1

 

10 

 

1

 

Организация ремонта 

1.1

 

Взаимоотношения между Заказчиком и заводом по приемке  электровозов в ремонт 

регулируются ЦТ - ЦТВР—409 (п. 3 приложения Г). 

1.2

 

Для  электровозов  ВЛ80  (в/и),  ВЛ65,  ВЛ85,  ВЛ82  (в/и)  устанавливается  следующая 

периодичность технического обслуживания и ремонта, указанная в таблице 2. 

Таблица 2 - Периодичность технических обслуживаний и ремонтов. 

Экипирование 

Техническое 
обслуживание 

Текущий ремонт  Деповской ремонт  Капитальный ремонт 

ТО 

(час) 

TP 

(тыс. км,/сут.) 

ДР 

(тыс. км.) 

КР 

(тыс. км,) 

Выполняется 

по 

необходимости 

96 

50, но  

не более 90 сут. 

600 

2400 

1.3

 

Транспортировка  электровоза  в  ремонт  на  завод  должна  производиться  в 

соответствии с Распоряжением ОАО «РЖД» от 26.08.2011г. № 1873р (п. 14 приложения Г). 

1.4

 

Ремонт электровозов производить на специализированных позициях оборудованных 

необходимыми 

подъемно—транспортными 

средствами, 

технологической 

оснасткой 

и 

инструментом. 

1.5

 

Порядок  и  последовательность  ремонта  электровоза  определять  технологическими 

процессами  и  сетевыми  графиками  капитального  ремонта  с  учетом  оптимального  количества 

работающих, средств механизации и приспособлений. 

1.6

 

Оборудование,  применяемое  при  ремонте  подвижного  состава,  должно 

соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.003 (п. 71 приложения Г). 

1.7

 

Дефектировку и определение работ по ремонту узлов и деталей производить 

работниками отделов (бюро) по определению объема ремонта, мастерами и бригадирами 

ремонтных участков. 

1.8

 

Неразрушающий контроль деталей электровоза на локомотиворемонтном 

предприятии производить в соответствии с РД—ЖДРМ—01—05 (п. 58 приложения Г). 

1.9

 

При капитальном ремонте электровозов выполнить следующие ремонтные работы

.

 

1.9.1

 

По тележкам: 

 

выкатка, очистка разборка, проверка и ремонт рамы тележки со снятием всего 

оборудования; 

 

усиление конструкции шкворневого бруса рамы тележки; 

 

ремонт гидравлических гасителей колебаний 

 

ремонт, сборка и обкатка колесно—моторного блока. 

 

модернизация кожухов зубчатых передач 

11 

 

 

полное освидетельствование и ремонт колесных пар в соответствии с действующей 

нормативно – технической документацией; 

 

ревизия, ремонт и сборка букс в соответствии с действующей нормативно—

технической документацией; 

 

ремонт рессорного подвешивания с переборкой и тарировкой листовых рессор и 

тарировкой цилиндрических пружин, заменой листовых рессор, цилиндрических пружин, 

изношенных втулок и валиков; 

 

ремонт или замена на новые деталей тормозной рычажной передачи с заменой 

валиков и втулок тормозной рычажной передачи на новые; 

 

замену на новые резинометаллических изделий, резиновых шайб подвесок тяговых 

двигателей, торцевых резинометаллических шайб, сайлент – блоков буксовых поводков; 

 

окраска рам тележек; 

 

сборка и проверка тележек; 

 

ремонт и восстановление или замена на новые детали узла смазки гребней. 

1.9.2

 

По кузову 

 

ревизия и ремонт шкворней, ремонт шаровой связи, узла связи кузова с тележкой и 

боковых опор кузова, модернизация люлечного подвешивания; 

 

ремонт опор кузова с выпрессовкой и заменой (при наличии сверхдопустимых 

износов, трещин, изгибов) шкворней; 

 

восстановление или замена изношенных частей рамы, каркасов и обшивки; 

 

 полная разборка внутренней обшивки и полов кабин с заменой теплоизоляции и 

линолеумного покрытия, ремонт оконных блоков и дверей кабин; 

 

ремонт автосцепных устройств в соответствии с  распоряжением ОАО «РЖД» 

 № 2745 от 28.12.10 г. (п. 10 приложение Г); 

 

осмотр и проверка рамы кузова, стен, крыши, жалюзи, люков, окон, дверей, лестниц, 

поручней, полов и обшивки кабин, каркасов под аппараты и другого оборудования с устранением 

дефектов; 

 

полная очистка от старой краски и ржавчины наружной поверхности кузова; 

 

восстановление антикоррозийных покрытий всех элементов кузова. 

1.10

 

Лобовые окна кабины машиниста оборудовать высокопрочными 

электрообогреваемыми стеклами. 

1.11

 

Ремонт  агрегатов  с  подшипниками  качения  (букс  колесных  пар,  якорных  узлов 

тяговых  электродвигателей,  тяговых  редукторов)  производить  в  соответствии  с  ЦТ—330 

(п.7 приложения Г).  

12 

 

1.12

 

Отремонтированные 

подшипники 

должны 

соответствовать 

ЦТ—330  

(п. 7 приложения Г). 

1.13

 

Капитальный  ремонт  электрических  машин  в  соответствии  с  требованиями 

РД 103.11.320-2004 (п. 6 приложения Г). 

1.14

 

По электрическим аппаратам, проводам, кабелям и шинам: 

 

снятие, очистка, разборка, ремонт, регулировка, проверка и испытание всех 

электрических устройств и аппаратов, в том числе штепселей и розеток межсекционных 

соединений с заменой негодных деталей; 

 

установка новых аккумуляторных батарей; 

 

полная замена высоковольтных и низковольтных проводов. 

1.15

 

Разборка, очистка, ремонт и испытание всего тормозного оборудования, воздушных 

резервуаров в соответствии с ЦТ—533 (п. 4 приложения Г) и ЦТ—ЦВ—ЦП—581 

(п.12 приложения Г) 

Полная разборка и очистка воздухопроводов с заменой негодных труб и соединений. 

Гидравлические испытания воздухопроводов тормозной и питательной магистралей в 

соответствии с ЦТ—533 (п. 4 приложения Г). 

1.16

 

Ремонт  и  испытание  устройств  автоматической  локомотивной  сигнализации  и 

автостопов,  приборов  бдительности,  скоростемеров,  электронного  оборудования  согласно  ЦТ-

ЦШ-857 (п. 8 приложения Г). 

1.17

 

 На электровозах с истекшим сроком службы при проведении капитального ремонта 

дополнительно выполнить объем работ в соответствии с ИУ.15.02-10 (п. 76 приложения Г). 

1.18

 

После капитального ремонта электровоза выполнить развеску локомотива.  

1.19

 

Необходимость  замены  деталей  электровоза  новыми,  восстановление  изношенных 

или их использования без ремонта устанавливается настоящим Руководством. 

1.20

 

При  агрегатном  методе  ремонта  сборочные  единицы  и  агрегаты,  устанавливаемые 

взамен  снятых,  должны  подбираться  близкими  по  техническому  состоянию  и  срокам 

эксплуатации.  Допускаемое  превышение  срока  эксплуатации  отдельных  сборочных  единиц  и 

агрегатов  при  условии  их  соответствия  технической  документации  –  не  более  5  лет.  На 

отремонтированные  узлы,  агрегаты  и  детали,  устанавливаются  гарантийные  сроки  согласно  

ЦТ-ЦТВР-409 (п. 3 приложения Г). 

1.21

 

На  используемые  при  ремонте  покупные  агрегаты,  детали,  поставляемые  заводами 

промышленности,  а  также  на  новые  узлы,  агрегаты  и  детали,  изготовляемые  на  заводах, 

гарантийные  сроки  устанавливаются  в  соответствии  с  государственными  стандартами  и 

техническими условиями заводов - изготовителей. 

13 

 

1.22

 

После  подписания  акта  о  приемке  локомотива  в  ремонт  локомотиворемонтное 

предприятие несет полную ответственность за его сохранность. 

1.23

 

Детали  и  узлы  снятые  и  предварительно  очищенные  хранить  в  специально 

оборудованных местах. Запасные части и материалы, а также отремонтированные узлы и детали в 

складских помещениях. 

1.24

 

Материалы,  применяемые  при  ремонте  электровозов  должны  соответствовать 

конструкторской  документации  и  проектам  ранее  выполненной  модернизации,  а  так  же 

установленным  стандартам  и  техническим  условиям.  Качество  материалов,  применяемых  при 

ремонте электровозов проверять в соответствии с ГОСТ 24297 (п. 80 приложения Г). 

1.25

 

Для  обеспечения  диагностической  проверки  и  испытаний  агрегатов  и  узлов 

ремонтные  предприятия  должны  иметь  соответствующие  стенды,  приборы  и  инструмент. 

Измерительные  приборы,  инструмент,  устройства  и  шаблоны,  применяемые  для  проверки  и 

испытания  деталей,  узлов  и  агрегатов,  должны  содержаться  в  исправности  и  подвергаться 

периодической 

поверке 

(калибровке) 

в 

установленные 

сроки, 

аккредитованными 

метрологическими службами. Используемые методы и средства контроля технического состояния 

электровозов,  их  узлов  и  деталей  должны  обеспечивать  объективную  оценку  качества  работ  по 

ремонту  электровозов  и  исключить  возможность  выдачи  в  эксплуатацию  неисправных 

электровозов. 

14 

 

2.

 

Меры безопасности 

2.1.

 

Техника безопасности и охрана труда 

2.1.1.

 

При  капитальном  ремонте  электровозов  необходимо  соблюдать  действующие 

«Правила  по  охране  труда  при  ремонте  подвижного  состава  и  производстве  запасных  частей»  и 

требования  национальных  стандартов  системы  стандартов  безопасности  труда.  Вновь 

разрабатываемые и пересматриваемые технологические процессы и технологические инструкции, 

карты  на  ремонт  отдельных  узлов  и  агрегатов  должны  соответствовать  в  части  требований 

безопасности ГОСТ 3.1120 (п.77 приложения Г). 

2.1.2.

 

Устройство,  содержание  помещений  заводов,  а  также  организация  и  ведение 

технологических  процессов  по  ремонту  подвижного  состава  должно  соответствовать 

действующим ППБ 01-03 (п.82 приложения Г) и ЦУО—112 (п.39 приложения Г). 

2.1.3.

 

Электрооборудование,  а  также  оборудование  и  механизмы,  которые  могут 

оказаться  под  напряжением  (корпуса  электродвигателей,  защитные  кожухи  рубильников  и 

реостатов), должны быть заземлены. 

2.1.4.

 

При  применении  ручного  пневматического  и  электрического  инструмента 

выполнять  требования  санитарных  норм  при  работе  с  инструментом,  механизмами  и 

оборудованием, создающим вибрацию, передаваемую на руки работающих. 

Работы  с  пневматическим  инструментом    выполнять  в  виброзащитных  рукавицах  и 

защитных  очках.  Подсоединение  шланга  к  сети,  инструменту  и  отсоединение  производить  при 

закрытом  вентиле  на  воздушной  магистрали.  Работа  пневмоинструментом  с  приставных  лестниц 

запрещается. 

2.1.5.

 

Грузоподъемные 

механизмы, 

съемные 

грузозахватные 

приспособления 

эксплуатировать  и  испытывать  в  соответствии  с  ПБ  10-382-00  (п.83  приложения  Г).  На 

грузоподъемных  кранах,  машинах  и  механизмах  должны  быть  нанесены  регистрационные 

инвентарные номера, данные о грузоподъемности и даты испытаний. 

2.1.6.

 

Домкраты должны иметь паспорт и инструкцию по эксплуатации. 

Домкраты  для  подъема  кузова  подвижного  состава  должны  устанавливаться  на 

специальные  бетонированные  фундаменты.  Высота  подъема  должна  обеспечивать  свободную 

выкатку  тележек  из—под  кузова.  При  подъеме  кузова  подвижного  состава  кранами  он 

устанавливается на опоры, которые должны обеспечивать безопасность работы по низу кузова. 

2.1.7.

 

При  эксплуатации  средств  оснащения  ремонта  и  средств  испытания  соблюдать 

нижеследующие меры безопасности и рекомендации. 

2.1.7.1.

 

Требования безопасности при подготовке к ремонту подвижного состава: 

15 

 

 

при  подаче  электровоза  в  цех  нахождение  людей  на  железнодорожных  путях,  в 

смотровых  канавах,  в  проемах  ворот,  внутри  передвигаемого  электровоза,  на  лестницах, 

подножках, а также на крышах передвигаемого локомотива запрещается; 

 

при  вводе  в  здание  цеха  завода  электровоз  должен  полностью  поместиться  внутри 

здания. 

 

расстановка локомотивов в цехе должна обеспечивать безопасную выкатку тележек. 

2.1.7.2.

 

Требование безопасности при разборке электровоза: 

 

перед  снятием  узлов  проверить  грузозахватные  приспособления,  правильность 

строповки и подготовленность узла для снятия, а также места для их установки; 

 

продувку  электрических  машин  и  тяговых  электродвигателей  электровоза 

производить в специальных камерах, оборудованных местным отсосом. Нахождение работников в 

специальной камере во время продувки запрещается; 

 

выкатка  тележек,  колесно—моторного  блока,  подъемка  кузова  электровоза  должна 

производиться  под  руководством  лица  ответственного  за  производство  работ  (бригадира, 

мастера); 

 

при  выкатывании  подвижного  состава  из  цеха  экипажная  часть  и  автосцепка 

подвижного состава должны быть полностью собраны; 

 

при  выкатывании  колесно—моторного  блока  запрещается  находиться  в  смотровой 

канаве. 

 

работы,  выполняемые  на  кузове  и  крыше  подвижного  состава  должны 

производиться с технологических передвижных или стационарных боковых платформ. 

 

снятие  узлов  и  деталей  с  подвижного  состава  следует  производить  специальными 

приспособлениями. 

 

перед  снятием  узлов  должны  быть  проверены  грузозахватные  приспособления, 

правильность строповки и подготовленность узла для снятия, а также места для их установки. 

2.1.7.3.

 

Требования безопасности при ремонте экипажной части подвижного состава: 

 

работами  по  подъему  (опусканию)  кузовов  локомотива  должен  руководить  мастер 

или бригадир, ответственный за безопасное производство работ домкратами; 

 

перед  подъемом  отцентрировать  домкраты  по  опорам.  На  опорные  поверхности 

домкратов установить деревянные прокладки толщиной от 25 до 30 мм, совпадающие по площади 

с опорами; 

 

необходимо наблюдать при подъеме (опускании) кузова за работой домкратов и 

горизонтальным положением кузова с каждой стороны, работу домкратов осуществлять 

синхронно; 

16 

 

 

при подъеме кузова подвижного состава вначале надо его поднять на величину от 50 

до 100 мм и осмотреть тележечное оборудование; 

 

запрещается находиться в кузове, на крыше и под кузовом подвижного состава при 

их подъеме (опускании) и выкатке (подкатке) тележек; 

 

если  в  процессе  подъема  необходимо  выполнить  работы  по  отсоединению 

отдельных деталей на тележке под кузовом, то подъем приостановить, подвести тумбы под кузов 

при использовании домкратов без предохранительных гаек и осуществить необходимые операции. 

После их выполнения произвести окончательный подъем кузова подвижного состава; 

 

колесно-моторный  блок  с  тележками  и  колесные  пары,  стоящие  на 

железнодорожных путях в цехе, закрепить тормозными башмаками или деревянными клиньями. 

 

перед перемещением подвижного состава прекратить работы по ремонту экипажной 

части, на крыше, в кузове, в смотровой канаве. Запрещается  нахождение работников в смотровой 

канаве. 

 

при выкатке локомотива из цеха экипажную часть и автосцепку подвижного состава 

полностью собрать; 

 

не допускается оставлять инструмент на крыше кузова локомотива. 

2.1.7.4.

 

Требования безопасности при ремонте автосцепных устройств локомотива: 

 

снятие автосцепных устройств с подвижного состава и их постановку производить с 

помощью  специальных  подъемников  или  грузоподъемными  кранами,  оборудованными 

специальными приспособлениями; 

 

свинчивание  гайки  со  стяжного  болта  поглощающего  аппарата  допускается  только 

на разборочном стенде; 

 

обстукивание  корпуса  поглощающего  аппарата  с  заклинившимися  деталями 

допускается  производить  только  если  поглощающий  аппарат  находится  в  тяговом  хомуте  с 

упорной плитой. 

2.1.7.5.

 

Требования безопасности при тормозного оборудования: 

 

при продувке магистрали во избежание удара соединительным тормозным рукавом 

необходимо использовать кронштейн для подвески соединительного тормозного рукава или 

придерживать его рукой у соединительной головки; 

 

выемка и установка поршня тормозного цилиндра должна производиться при 

помощи специального приспособления; 

 

для разборки поршня после извлечения его из тормозного цилиндра необходимо 

крышкой цилиндра сжать пружину настолько, чтобы можно было выбить штифт головки штока и 

снять крышку, постепенно отпуская пружину до ее полного разжатия. 

17 

 

2.1.7.6.

 

Требование безопасности при ремонте и испытании электрооборудования: 

 

продувку электрических машин и тяговых электродвигателей подвижного состава 

следует  производить  в  специальных  камерах,  оборудованных  местным  отсосом.  Нахождение 

работников в специальной камере во время продувки не допускается. 

 

испытания  на  электрическую  прочность  изоляции  электрооборудования 

электровозов (электропробой) проводить в соответствии с Межотраслевыми правилами по охране 

труда  (правилами  безопасности)  при  эксплуатации  электроустановок,  Правилами  технической 

эксплуатации  электроустановок  потребителей,  ГОСТ  12.3.019  (п.79  приложения  Г),  методиками, 

программами испытаний; 

 

испытуемые  электровозы  на  испытательной  станции  устанавливать  и  надежно 

фиксировать  на  специально  отведенных  местах  встречно  установленными  тормозными 

башмаками; 

 

производство работ по испытанию и проверке электрооборудования электровоза под 

высоким  напряжением  осуществлять  по  специально  разработанной  на  заводе  инструкции, 

учитывающей особенности проведения испытания. 

 

для  снятия  внутренних  колец  роликовых  подшипников  с  вала  якоря  должны 

применяться съемники. Для нагрева колец при снятии использовать индукционные нагреватели; 

 

при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике не допускается: 

1)

 

подниматься на крышу электровоза, входить в высоковольтную камеру; 

2)

 

снимать  ограждающие  защитные  приспособления  (щиты,  кожухи,  крышки 

коллекторных люков электрических машин и прочие ограждения); 

3)

 

производить  вскрытие,  ремонт,  регулировку  приборов  и  аппаратов,  за 

исключением случаев, специально оговоренных в инструкции; 

4)

 

осматривать 

и 

ремонтировать 

электрическое, 

механическое 

и 

пневматическое  оборудование  под  кузовами,  а  также  прикасаться  к  кожухам  и  ящикам 

подвагонного  оборудования,  к  электрическим  аппаратам  и  вспомогательным  машинам  в  кузове 

электровоза. 

2.1.7.7.

 

Требования безопасности при выполнении сварочных работ: 

 

баллоны  со  сжатыми  газами,  их  эксплуатация,  транспортирование  и  хранение 

должны соответствовать требованиям ПБ 03-576-03 (п.84 приложения Г); 

 

сварочные  работы  выполнять  сварщиками,  выдержавшими  испытания  в 

соответствии  с ПБ 03—273—99

 

(п.62 приложения Г), имеющими удостоверение  установленного 

образца. 

 

при  выполнении  сварочных  работ  сварщики  и  работники,  производящие  работы  с 

ними  обязаны  быть  в  спецодежде,  спецобуви  и  применять  другие  средства  индивидуальной 

18 

 

защиты  и  предохранительные  приспособления  (защитные  очки,  щитки)  в  зависимости  от  вида 

сварки и условий ее применения; 

 

не  допускать  производство  сварочных  работы  вблизи  легковоспламеняющихся  и 

огнеопасных  материалов,  а  также  на  расстоянии  менее  5  м  от  свежеокрашенных  мест  на 

локомотиве; 

 

не  допускать  хранение  на  сварочном  участке  керосина,  бензина  и  других 

легковоспламеняющихся материалов; 

 

сварочные  провода  от  источника  тока  до  рабочего  места  сварщика  защитить  от 

механических повреждений. Запрещено использовать в качестве обратного провода рельс. 

 

заземлить  корпус  стационарной  или  передвижной  сварочной  машины, 

трансформатора, а также свариваемую деталь во все время выполнения сварочных работ; 

 

для  предупреждения  воздействия  сварочной  дуги,  места  выполнения  сварки 

оградить переносными ширмами, щитами или специальными шторами высотой не менее 1,8 м; 

2.1.7.8.

 

Требования безопасности при выполнении окрасочных работ: 

 

все  производственные  процессы,  связанные  с  окраской  локомотива  и  его  деталей, 

выполнять  с  соблюдением  ЦТВР—4665  (п.38 приложения  Г),  ПОТ—РМ—017—2001 

(п.69 приложения  Г),  ЦУО—112  (п.39 приложения  Г),  ППБ  01-03  (п.82 приложения  Г)  и 

ГОСТ 12.3.005 (п.79 приложения Г); 

 

 

работы,  связанные  с  окраской  локомотива,  производить  в  малярных  участках  или 

отделениях,  а  в  случае  их  отсутствия  -  на  позициях,  оборудованных  приточно—вытяжной 

вентиляцией  и  противопожарными  устройствами  или  на  открытом  воздухе  при  температуре  не 

ниже плюс 10 °С и относительной влажности 75 %; 

 

окраску локомотива распылителем производить в малярном участке или отделении, 

изолированном  от  соседних  помещений  завода  сплошными  несгораемыми  перегородками  и 

оборудованном  вентиляцией,  обеспечивающей  на  рабочих  местах  допустимые  концентрации 

паров растворителей и красочной пыли в воздухе. 

 

очистку  поверхности  ручным  или  механизированным  инструментом  следует 

производить в местах, оборудованных местной вытяжной вентиляцией; 

 

операции  снятия  старой  краски,  сухой  очистки  поверхностей,  подлежащих  окраске 

(дробеструйная, ручным пневмоинструментом) осуществлять в помещении завода, изолированном 

от общего окрасочного цеха, оборудованном эффективной приточно—вытяжной вентиляцией; 

 

для  очистки  и  окраски  локомотива  применять  специальные  подмости  (площадки) 

стационарного  или  передвижного  типа.  Применение  в  качестве  подмостей  стремянок  с 

укрепленными на них досками, служащими как настил, запрещается; 

19 

 

2.1.8.

 

Требования безопасности при обслуживании аккумуляторных батарей: 

 

при  транспортировке  ящиков  с  элементами  аккумуляторной  батареи  применять 

грузозахватное приспособление, обеспечивающее надежный захват; 

 

пробки заливочных отверстий аккумуляторных банок при транспортировке должны 

быть завернуты; 

 

необходимо 

соблюдать 

осторожность 

во 

время 

крепления 

перемычек 

аккумуляторных  батарей  торцовыми  ключами;  ручки  торцовых  ключей  изолировать;  класть 

инструмент и металлические детали на батареи запрещается; 

 

при соединении перемычек и осмотре аккумуляторной батареи непосредственно на 

локомотиве  применять  переносные  электрические  светильники  напряжением  не  выше  12В, 

оборудованные  неметаллической  арматурой.  Подводящие  провода  заключить  в  резиновые 

шланги. 

2.1.9.

 

Требования безопасности при обкатке локомотивов: 

 

локомотив на обкаточные испытания отправляется полностью отремонтированным, 

проверенным  и  удовлетворяющим  Правилам  технической  эксплуатации  железных  дорог 

Российской Федерации; 

 

обкаточные испытания локомотивов должны проводить работники, имеющие право 

управления локомотивом и прошедшие проверку знаний в соответствии с приказом МПС России 

от 17 ноября 2000 г. № 28Ц; 

 

лица, не причастные к обкаточным испытаниям, на локомотивы не допускаются; 

 

прежде чем привести в движение локомотив, машинист должен убедиться, что его 

помощник и лица, присутствующие при обкатке локомотива, находятся на локомотиве и 

железнодорожный путь следования свободен; 

 

при движении запрещается находиться на крыше, подножках и других наружных 

частях, входить и выходить на ходу локомотива; 

 

приступать  к  осмотру  ходовых  частей  экипажной  части  локомотивов  в  период 

обкатки  следует  только  после  полной  его  остановки,  убедившись  в  том,  что  локомотив 

заторможен. При осмотре локомотива запрещается выходить за пределы середины междупутья; 

 

при  порче  в  пути  каких—либо  приборов,  находящихся  под  давлением,  изломе 

кранов,  разрыве  трубок  необходимо  немедленно  отключить  неисправный  прибор  от  источника 

питания. 

2.1.10.

 

Требования безопасности при маневровых работах: 

20 

 

 

машинисту  локомотива  не  допускается  высовываться  из  кабины  в  зоне  ворот  при 

вводе (выводе) подвижного состава в цех, а также при проследовании мест, где нарушен габарит 

приближения строений; 

 

при  подаче  подвижного  состава  в  цех  нахождение  людей  на  железнодорожных 

путях,  в  смотровых  канавах,  в  проемах  ворот,  внутри  передвигаемого  подвижного  состава,  на 

лестницах, подножках, а также на крышах передвигаемого подвижного состава запрещается; 

 

при  подаче  локомотива  в  цех  на  железнодорожный  путь,  на  котором  находится 

подвижной состав, все работающие на этом железнодорожном пути люди должны быть удалены 

до окончания маневров; 

 

маневровые  работы  должны  производиться  по  установленному  технологическому 

процессу, обеспечивающему безопасность работников и сохранность подвижного состава; 

 

скорость  движения  при  маневровых  работах  по  железнодорожным  путям  10  км/ч, 

через технологические проезды и на подъездах к цехам - 3 км/ч, в цехах - не более 2 км/ч; 

 

во  время  ввода  (вывода)  подвижного  состава  в  цех  створки  (шторы)  ворот  цеха 

должны быть надежно закреплены в открытом положении. 

2.1.11.

 

Требования безопасности при хранении и траспортировании узлов и агрегатов: 

 

для  транспортирования  узлов,  деталей  и  материалов  должны  использоваться 

подъемно—транспортные средства; 

 

погрузочно—разгрузочные  работы  и  перемещение  грузов  на  заводах  должны 

проводиться  в  соответствии  с  Межотраслевыми  правилами  по  охране  труда  при  погрузочно—

разгрузочных  работах  и  размещении  грузов,  ГОСТ  12.3.009,  ГОСТ  12.3.020,  Правилами 

устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов; 

 

на  местах  производства  погрузочно—разгрузочных  работ  с  использованием 

грузоподъемных  механизмов  должны  быть  вывешены  схемы  строповки  (способы  обвязки, 

крепления  и  подвешивания  груза  к  крюку  грузоподъемной  машины  с  помощью  стропов, 

изготовленных  из  канатов,  цепей  и  других  материалов)  и  зацепки  узлов  и  деталей  при 

транспортировании  их  кранами,  применения  контейнеров,  ящиков  для  транспортировки  узлов  и 

деталей; 

 

перемещение  грузов  кранами  следует  производить  в  зоне,  в  которой  нет  рабочих 

мест.  Груз,  перемещаемый  над  проходами,  должен  сопровождаться  работником  завода, 

аттестованным  в  установленном  порядке  на  право  проведения  указанных  работ.  Нахождение 

людей под грузом не допускается; 

 

авто—  и  электрокары  должны  иметь  приспособления,  предохраняющие 

транспортируемые грузы от падения; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////