Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации - часть 35

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации (ТЭП70А.00 РЭ, РЭ1, РЭ2)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     33      34      35      36     ..

 

 

Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации - часть 35

 

 

Инструкция по техническим обслуживаниям и текущим ремонтам 

 

 

70 

 

цепи энергоснабжения               не менее 1,5 МОм 

силовые цепи       

 

не менее 1,0 МОм; 

цепи возбуждения агрегата 

не менее 1,0 МОм; 

между высоковольтными и низковольтными цепями  не менее 1,5 Мом 

5.1.3 Методика проверки сопротивления изоляции мегаомметром 

на 500, 1000 и 2500 В 

1) Перед проверкой сопротивления изоляции в электрической схеме произвести 

следующие

 изменения: 

– в цепях энергоснабжения отключить провода 64 и 65; 

– в цепях возбуждения установить перемычки на шинах А, В, С, "+" и "–" блока 

БВГ; 

– в цепях управления и автоматики отключить разъемы выпрямителя энергоснаб-

жения, выпрямителей возбуждения и разъемы микропроцессорной системы управления 

МПСУ; 

– в низковольтных цепях отключить регулятор АРН, разъемы контроллеров маши-

ниста, разъемы БУОС(1), БУОС(2).  

2) Для проверки сопротивления изоляции цепей энергоснабжения относительно 

корпуса необходимо: 

– мегаомметром на 2500 В измерить сопротивление изоляции цепи, которое долж-

но быть не менее 3,0 МОм, подключив один провод прибора к корпусу, а второй к зажи-

му "1+" выпрямительной установки энергоснабжения ВУ2.

 

3) Для проверки сопротивления изоляции силовых цепей относительно цепей 

энергоснабжения, возбуждения, низковольтных и корпуса необходимо: 

– подключить провода 64 и 65;

 

– заземлить цепи возбуждения (например, подключить к корпусу одну из перемы-

чек на блоке БВГ); 

– отсоединить от корпуса провода  К23, К24 датчиков напряжения ИН5, ИН6; 

– мегаомметром на 1000 В измерить сопротивление высоковольтной силовой цепи 

по отношению к  корпусу, которое должно быть не менее 1,5 МОм (с учетом сопротивле-

ния изоляции силовой цепи по отношению к цепям энергоснабжения, низковольтным и 

цепям возбуждения), подключив один провод мегомметра к высоковольтной цепи (на-

пример. к шине 2х113Ш), а другой к корпусу тепловоза. 

4) Для проверки сопротивления изоляции цепей возбуждения относительно корпу-

са               необходимо: 

– снять заземление с цепи возбуждения; 

 

 

 

  71       

– подключить к корпусу провода К23, К24; 

Инструкция по техническим обслуживаниям и текущим ремонтам 

 

 

72 

 

– мегаомметром на 500 В измерить сопротивление изоляции цепи возбуждения по 

отношению к корпусу, которое должно быть не менее 1,5 МОм (с учетом сопротивления 

изоляции по отношению к цепям энергоснабжения, силовым и низковольтным), подклю-

чив один провод мегаомметра к корпусу, а второй – к контакту КВГ1с проводами 24 и 25. 

5) Для проверки сопротивления изоляции цепей управления относительно корпуса 

необходимо: 

– отсоединить от корпуса провод К21 измерителя напряжения ИН4 и мегаоммет-

ром на 500 В проверить сопротивление изоляции этой цепи по отношению к корпусу, ко-

торое должно быть не менее 0,5 МОм, подключив один провод мегаомметра к корпусу, а 

второй – поочередно подключая к зажимам 1/1…6 и 7/1…7.  

Если сопротивление изоляции при всех измерениях соответствует норме, снять пе-

ремычки с выпрямителей возбуждения БВГ1 и БВГ2 и провести проверку сопротивления 

изоляции мегаомметром на 100 В всех цепей. 

После испытаний схему воcстановить и закрыть двери выпрямительной установки 

технологическим ключом. 

Измерение электрической прочности изоляции всех обмоток агрегата производить 

в соответствии с Руководством  по эксплуатации ИБЖК 651371.012 РЭ. 

После проверки схему восстановить 

5.1.4.Осмотрите все регулировочные резисторы. 

Проверьте их целостность и правильность монтажа  (см. таблицу № 3), не меняя до               

проверки работы электрической схемы величины выставленных сопротивлений. 

 

 

 

  73       

 

Т

аб

ли

ца 3

 

Инструкция по техническим обслуживаниям и текущим ремонтам 

 

 

74 

 

П

ро

до

лжен

ие та

бл

иц

ы

 3

 

 

 

 

  75       

 

5.1.5 Параметры настройки реле давления согласно таблице 4. 

Таблица 4 

     Параметры срабатывания реле давления 

Обозначение 
по схеме 

Тип реле, 
сигнализатора 

Уставка включения, 
МПа (кгс/см

2

Уставка отключе-
ния МПа (кгс/см

2

РДТ1,РДТ5 

352 А 

0,03-0,04 (0,3-0,4) 

 

РДТ2 

ДЕМ102-1-02-2 

0,23

0,02(2,3

0,2) 

0,1

0,02(1

0,2) 

РДТ3 

ДЕМ102-1-02-2 

0,30

0,02(3,0

0,2) 

0,5

-0,02

(5,0

-0,2

РДТ4 

ДЕМ102-1-02-2 

0,30

0,02(3,0

0,2) 

0,4

0,02(4,0

0,2) 

РДК 

ДЕМ102-1-02-2 

0,55

0,05(5,5

0,5) 

0,8

0,02(8,0

0,2) 

РДСО 

ДЕМ102-1-02-2 

0,88-0,02(8,8-0,2) 

0,8-0,02(8,0-0,2) 

РДМ3 

ДЕМ105-01.30↑ 

0,03

0,005(0,3

0,05) 

 

РДМ4 

ДЕМ105-01.60↓ 

0,05–0,07(0,5 – 0,7) - 
уставка отключения. 
 

 

5.1.6. Во время регулировочных работ до пуска дизеля проверьте правильность и после-

довательность действия электрических аппаратов управления в соответствии со схемой 

ТЭП70А.70.00.000Э3 и направление вращения электродвигателей собственных нужд со-

гласно табл.5, работу систем вспомогательного оборудования, противопожарной уста-

новки и др. узлов в соответствии с действующими инструкциями и техническими требо-

ваниями чертежей и доведите тепловоз до состояния полной готовности. 

Продолжительность перерывов при регулировочных работах не регламентируется. 

* 0,05 – 0,07(0,5 – 0,7)- уставка отключения. 

 

Инструкция по техническим обслуживаниям и текущим ремонтам 

 

 

76 

 

Таблица 5 

Направление вращения электрических машин 

Наименование электрической 
машины 

Обозначение по схеме 
ТЭП70А.70.00.002Э3 

Направление враще-
ния (со стороны при-
вода) 

Агрегат  тяговый 

А 

левое 

Стартер - генератор 

СТГ 

  правое 

Электродвигатель масляного 
насоса 

ЭМН 

левое 

Электродвигатель вентилято-
ров тормозных резисторов 

ЭВТ1, ЭВТ2 

левое 

Электродвигатель топливного 
насоса 

ЭТН 

  правое 

Электродвигатель компрессора 

ЭК 

 

левое 

Электродвигатель электрока-
лорифера 

ЭКФ1 
ЭКФ2 

левое 

Электродвигатель мультици-
клонного фильтра ЦВС 

ЭМФ1 

левое 

Электродвигатели мультици-
клонных фильтров дизеля 

ЭМФ2, ЭМФ3 

  правое 

 

5.1.7 Подключение силовых цепей тепловоза к водяному  реостату 

для настройки тягового режима 

Для настройки электрооборудования и проверки системы возбуждения тягового 

агрегата тяговые электродвигатели необходимо отсоединить, а на их место в качестве на-

грузки подсоединить водяной реостат. 

Реостат должен быть рассчитан на длительный ток 5000 А при напряжении 545 В, 

а также должен обеспечить получение режимов во всех точках внешней характеристики 

тягового агрегата от максимального напряжения 800 В до минимального напряжения 100 

В при токах 7200 А. 

Для подключения к водяному реостату провода 130, 138, 146, 154, 166 и 178(см. 

ТЭП70А.70.00.002Э3 ) следует отключить соответственно от шин 231Ш, 237Ш, 244Ш, 

251Ш, 258Ш и 265Ш, соединенных с шунтами Ш4…Ш9. На их место подключить прово-

да от плюсовых пластин водяного реостата. Длины этих проводов не должны отличаться 

между собой более чем на 200 мм. Распределение тока по этим проводам должно быть не 

хуже 20 %. 

Для подсоединения минусовых проводов реостата необходимо снять крепеж, со-

единяющий съемную шину 2х116Ш с верхней частью шины шунта Ш1 и шиной тормоз-

ного переключателя 2х117Ш. Снять шину 2х116Ш и подсоединить ее посредством осво-

 

 

 

  77       

бодившегося крепежа к нижней части шины шунта Ш1 и к верхней части шины 2х118Ш, 

предназначенной для реостатных испытаний. 

Инструкция по техническим обслуживаниям и текущим ремонтам 

 

 

78 

 

Провода реостата подсоединить к нижней части шины 2х118Ш. 

Отсоединить провода тормозных резисторов 194, 198, 202, 206, 211, 216 от плюсо-

вой шины 2х113Ш. Включить виртуальные тумблеры “Земля в “+” силовой цепи ”и 

“Земля в “-” силовой цепи ” на кадре дисплейного модуля. Включить тумблер Тб9 “На-

гружение на водяные реостаты” на высоковольтной камере в положение “Реостатные ис-

пытания”. 

5.1.8 Проверка пуска дизеля в аварийном режиме 

5.1.8.1 Перед первым пуском проверяется блокировка валоповоротного устройст-

ва.  

Установить технологическую перемычку между клеммами 3/1…19 и 2/16…17. 

Нажать кнопку “Пуск дизеля”. Должен произойти запрет на запуск дизеля.   

Аварийный пуск дизеля производится с пульта управления своей кабины. 

Для аварийного пуска дизеля необходимо от соединителя ШР14 отключить ка-

бельную часть и к приборной части подключить кабельную часть ШР15. 

Тумблер “Резервная работа” на блоке управления ЭРД переключить в положение 

“Вкл.”. 

Включить автоматические выключатели АВ8 “Питание исполнительных уст-

ройств” и АВ6 “Питание БУ-МСУ и датчиков”. 

После выполнения предпусковых операций нажимают и удерживают до окончания 

пуска дизеля в нажатом состоянии кнопочный выключатель Кн3 “Пуск”, происходит 

прокачка масла в течение 60 с, затем включится пусковой контактор КД. После того, как 

произойдет пуск дизеля , кнопочный выключатель Кн3 необходимо отпустить. 

После пуска устанавливается частота вращения 0 позиции контроллера 350±6 

об/мин, для установки частоты вращения 4-ой позиции нужно включить тумблeр Тб19.  

Останов дизеля происходит при нажатии на кнопочный выключатель Кн2 “Оста-

нов”. 

5.1.9 Проверка пуска и останова  дизеля от системы МСУ – ТЭ 

Перед пуском температура масла на выходе из дизеля должна быть не менее                          

288 К (15 °С). Включить автоматические выключатели АВ8 «Питание исполнительных 

устройств», АВ7 «Питание пультовых дисплеев», АВ6 «Питание БУ и датчиков», АВ16 

«Пожарная сигнализация». Включить выключатель ВК2(1) «Управление общее». На 

пультовом дисплее войти в кадр «Управление» и установить виртуальные тумблеры в по-

ложение «Пуск дизеля» Вернуться в «Основной кадр» дисплея и приступить к пуску. На-

жать на кнопку Кн3(1) «Пуск дизеля», проконтролировать по дисплею продолжитель-

ность предпусковой прокачки масла 60 с ± 5 с. После запуска дизеля нажать на кнопку 

 

 

 

  79       

Кн2(1) "Останов дизеля" и проконтролировать по дисплею продолжительность прокачки 

масла после останова 60 с ± 5 с. Для проверки максимального времени прокрутки отклю-

чить разъем датчика частоты и повторить запуск дизеля. Через 12 с ± 1 с прокрутка дизе-

ля прекращается. 

Инструкция по техническим обслуживаниям и текущим ремонтам 

 

 

80 

 

5.1.10 Частота вращения коленчатого вала дизеля, проверка  стар-

тер-генератора (СТГ) и автоматического регулятора напряжения (АРН) 

 

5.1.10.1 Частота вращения коленчатого вала дизеля поддерживается электронным 

регулятором частоты вращения дизель – генератора ЭРЧМ30Т3 должна соответствовать в 

режиме холостого хода и при тяге без энергоснабжения таблице 6, при включенном энер-

госнабжении таблице 7. 

Таблица 6  

Частота вращения коленчатого вала дизеля при отключенном энергоснабжении 

 

Позиция 
контрол-
лера 

0

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

Частота 
вращения 
коленча-
того вала, 
об/мин 

350

6

 

350

6

 

550

6

 

585

6

 

619

6

 

654

6

 

688

6

 

723

6

 

757

6

 

792

6

 

826

6

 

861

6

 

895

6

 

930

6

 

965

6

 

1000

6

 

 

Таблица 7 

Частота вращения коленчатого вала дизеля при включенном энергоснабжении 

 

Позиция 

контрол-
лера 

0

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

 

12

 

13

 

14

 

15

 

Частота 

враще-
ния ко-
ленчато-
го вала, 
об/мин 

688

6

 

688

6

 

688

6

 

688

6

 

688

6

 

688

6

 

688

6

 

723

6

 

757

6

 

792

6

 

826

6

 

861

6

 

895

6

 

930

6

 

965

6

 

1000

6

 

 

5.1.10.2 Проверьте полярность напряжения стартер- генератора, работающего в 

режиме вспомогательного генератора и работу АРН. 

Отключить автоматический выключатель АВ14 “Стартер-генератор” и отключить 

розетку соединителя АРН. 

Произвести пуск дизеля и на нулевой позиции контроллера машиниста проверить 

тестером полярность остаточного напряжения стартер -генератора в гнездах “2” и “7” ро-

зетки АРН: в гнезде “2” должен быть “плюс”, в гнезде - “7” - “минус”. 

 

 

 

  81       

 

Если полярность напряжения стартер – генератора неправильная, необходимо по-

менять местами выводы независимой обмотки возбуждения стартер – генератора, подхо-

дящие к его зажимам F1 и F2. 

Если полярность соответствует указанной, проверить правильность подключения 

внешних цепей к регулятору  при работающем дизеле и отключенном автоматическом 

выключателе АВ14 к гнезду “1” розетки регулятора должен подходить плюс аккумуля-

торной батареи, а между гнездами “1” и “7” должно быть напряжение батареи 96 – 98 В. 

Проверьте работу регулятора напряжения стартер – генератора.

 

Напряжение, поддерживаемое с помощью регулятора АРН типа РНВГ –110-3 на 

всех позициях контроллера, должно быть (110

2

1

)В. Контролируйте по вольтметру пульта 

тепловоза V

2

 при переключении тумблера Тб10 в положение “Напряжение цепей управ-

ления” с последующей контрольной проверкой вольтметром кл.0,2. 

Проконтролируйте наличие тока подзаряда батареи по дисплею. 

 

5.1.11 Проверка защитных устройств  

5.1.11.1 Защита дизеля  при давлении в картере. 

Во время работы дизеля без нагрузки на позициях 1–5 контроллера отсоединить 

трубку от жидкостного манометра. Создать искусственное давление выше 583 Па (60 мм 

вд. ст.) в канале прибора (например, с помощью груши заливки электролита), при кото-

ром уровень жидкости поднимется до электродов контактной колодки. При этом дизель 

должен остановиться. 

5.1.11.2 Проверка работы защиты дизеля при снижении давления масла. 

1) Защита по давлению масла перед пуском. 

Снять разъем с реле давления РДМ3, нажать на кнопку «Пуск дизеля», cхема раз-

бирается через 60±1 с появлением сообщения на ДМ «Блокировка пуска РДМ3». 

2) Защита на остановку дизеля. 

Запустить дизель и отсоединить разъем у датчика давления РДМ4, дизель должен 

остановиться.  

5.1.11.3 Проверка аварийного останова дизеля 

На нулевой позиции контроллера машиниста в режиме холостого хода выключить 

тумблер Тб3 «Аварийный останов дизеля». Дизель должен остановиться. Проверка про-

изводится при штатном и аварийном режимах работы электронного регулятора дизеля 

ЭРД из обеих кабин. 

5.1.11.4 Проверка предохранительных клапанов Э216 на предельное значение дав-

ления воздуха в главных резервуарах. 

Инструкция по техническим обслуживаниям и текущим ремонтам 

 

 

82 

 

При отключенном автоматическом выключателе «Компрессор» установить пере-

мычку на контакт реле РДК между зажимами 4/9 и 4/10. Включить выключатель «Ком-

прессор». При работе компрессора следить по манометру за ростом давления в питатель-

ной магистрали. При достижении давления 980кПа

19,62 кПа (10,0 кгс/см

2  

0,2 

кгс/см

2

)должен произойти срыв одного из трѐх предохранительных клапанов. При необ-

ходимости проверки второго клапана следует на первом заглушить на время проверки от-

верстия для выпуска воздуха. Аналогично осуществляется проверка и третьего клапана. 

После проверки снять перемычку с клемм 4/9 и 4/10 и обязательно опломбировать испы-

танные клапаны. 

5.1.11.5 Проверка работы системы обнаружения и тушения пожара (СОТП 

 

При включенных автоматических выключателях «Пожарная сигнализация» и 

«Питание БУ-МСУ и датчиков» необходимо снять крышку на блоке питания и управле-

ния (БПУ) СОТП и последовательно включить выключатели «Акк» (собственное пита-

ние) и затем «Сеть» (110 В). При этом на экранах БКИ1 и БКИ2 должна высвечиваться 

информация: 

 

НОРМА:                       Дата       Время 

Каб.1 глв                Пуск=ручн

 

 

 

 

 

  83       

 

5.1.12 

Проверка 

работы 

электрооборудования 

тормозного 

компрессора 

 

При запущенном дизеле включить автоматический выключатель АВ20 “Компрес-

сор”. 

Проверить направление вращения электродвигателя компрессора (левое, если 

смотреть со стороны привода) и отсутствие чрезмерного искрения под щетками (степень 

искрения под щетками не более 1½ ГОСТ 183-74). 

По манометру “Магистраль, главные резервуары”, расположенному на пульте ма-

шиниста, проверьте давление включения и отключения компрессора. 

Компрессор должен включаться при давлении (7,5 

 0,2) кгс/см

2

, отключаться при                

(9 

 0,2) кгс/см

2

Вентиль осушки ВСО должен включаться контактом РДСО при давлении в пита-

тельной магистрали согласно таблице 2. 

Настройка реле давления воздуха в тормозной магистрали РДТ3 проверяется по 

манометру “Магистраль, главные резервуары”, расположенному на пульте машиниста и 

панели дисплейного модуля УСO (устройство связи с объектами). 

Параметры настройки: 

отключение реле при 4,8 – 5 кгс/см

2

включение при (3 

0,2) кгс/см

2

При несоответствии настройки указанным данным необходимо отрегулировать ре-

ле             согласно таблице 4. 

 

5.1.13 Проверка электропередачи 

Включение и отключение нагрузки производить при помощи контроллера маши-

ниста. Пользоваться тумблером Тб3 (

)“Аварийный останов дизеля” или выключателем 

“Аварийный останов тепловоза” (ВкА) для отключения нагрузки недопустимо, так как из-

за параллельного включения контакторов КП1-КП6 на общую нагрузку (реостаты) воз-

можно подгорание их контактов. 

5.1.13.1 Программа МСУ – ТЭ  совместно с дизелем и электронным регулятором 

ЭРД должна обеспечивать нагрузочные характеристики в соответствии с полем тепловоз-

ных характеристик согласно таблице8 и рисунку 5. 

Инструкция по техническим обслуживаниям и текущим ремонтам 

 

 

84 

 

Таблица 8 

Поле тепловозных характеристик 

 

Позиция 

 

КМ 

Частота вращения 
коленчатого вала 
дизеля, об/мин 

Мощность ре-

комендованная, 
кВт/код.ед 

Мощ-

ность макси-
мальная кВт 

Мощ-

ность мини-
мальная, кВт 

350 

0,0/

695

 

350 

80/

620

 

110 

50 

550 

220/

670

 

250 

180 

585 

352,8/

742

 

487,0 

268,5 

619 

475,2/

840

 

607,1 

380,9 

654 

612,8/

941

 

777,3 

508,7 

688 

757,7/

1043

 

950,2 

644,6 

723 

918,4/

1150

 

1135,9 

796,5 

757 

1085,8/

1254

 

1323,7 

955,8 

792 

1269,8/

1354

 

1524,9 

1131,9 

10 

826 

1459,7/

1436

 

1727,8 

1314,7 

11 

861 

1666,8/

1524

 

1944,3 

1514,9 

12 

895 

1879,3/

1614

 

2162,3 

1721,2 

13 

930 

2109,6/

1701

 

2394,3 

1945,5 

14 

965 

2351,7/

1810

 

2634,2 

2182,2 

15 

1000 

2000

 код.ед* 

 

 

 

Примечание

 

Мощность рекомендованная в соответствии с таблицей 9 

 

 

 

  85       

 

Поле тепловозных харктеристик

0

500

1000

1500

2000

2500

3000

3500

0

200

400

600

800

1000

1200

Частота вращения коленчатого вала дизеля, об/ мин

М

ощн

ос

ть

, к

В

т

 

Рекомендованная х-ка

 

                                                 Рисунок 5. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     33      34      35      36     ..