ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 32

 

  Главная      Учебники - Разные     ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33   ..

 

 

ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 32

 

 

507 

 

Аннотация: 

В 

данной 

статье 

рассматриваются 

методологические 

и 

организационные  аспекты  развития  кредитной  кооперации  в  Германии,  дается 
определение кредитной кооперации, рассматриваются лидеры кредитной кооперации.  

Ключевые  слова:  Кооператив,  кредитная  кооперация,  экономика,  кредитные 

товарищества. 

Кредитная  кооперация-это  особая  форма  кредитных  организаций,  которые 

создавались  на  взаимной  или  долевой  основе  для  удовлетворения  потребностей  малого 
бизнеса в кредитах[2,с.179]. По другому кредитный кооператив можно назвать небольшой 
кооперативный  Банк.  Их  основная  задача  -  обеспечить  своих  участников  заемными 
средствами на более низких условиях, чем в коммерческом банке[1,с.83]. 

Кредитное сотрудничество зародилось в Германии в конце XIX века. В этот период 

обострилась  конкуренция,  начались  реформы,  фермерам  нужны  были  средства  на 
развитие, и государству не приходилось ждать помощи, вот тогда и появились кредитные 
кооперативы. Родиной кредитных кооперативов считается Германия. 

В  Германии  среди  лидеров  кредитной  кооперации  можно  выделить  двух  человек, 

это Шульце-Делич Франц Герман и Фридрих Вильгельм Райффайзен . 

Благодаря  этим  людям  в  Германии  сформировались  два  типа  кредитных 

кооперативов. 

Первый  вид  кредитного  кооператива  в  Шульце-Делич  называется  сберегательно-

кредитным  кооперативом.  Они  объединили  ремесленников,  чтобы  облегчить  условия 
получения  финансовых  ресурсов,  необходимых  для  приобретения  продуктивного 
сырья.Они  составляют  большую  часть  премиального  класса,  в  котором  выплачиваются 
дивиденды[3,с.39].  Именно  значительная  часть  акционеров  вступила  в  кредитно-
сберегательные ассоциации с целью получения не дешевого кредита, но и дивидендов от 
акций. Кредиты акционерам выдавались только под финансовое обеспечение и гарантии. 
Cберегательно-кредитное  объединение  характеризовалось  следующими  основными 
принципами:  кредиты  только  акционерам;  обязательные  паевые  взносы  акционеров; 
ответственность акционеров по обязательствам кооператива; демократическое управление 
[4,с.187]. 

Второй  вид  кредитного  кооператива,  кооператив  «Райффайзенского  типа».  Это 

кредитное партнерство, cозданное для оказания финансовой поддержки сельской бедноте. 
Основная  идея  заключалась  в  том,  чтобы  взять  один  большой  кредит,  а  затем  дать  его 
акционерам в небольших количествах. 

Райффайзен  был  учредителем  первого  сельскохозяйственного  кредитного  бюро, 

которое  одновременно  осуществляло 

коммерческую  деятельность  (кредитные 

кооперативы  с  товарными  функциями)  в  интересах  своих  членов.Система  была 
разработана  в  течение  XX  века,  была  создана  группа  «Райффайзен»,  со  штаб-квартирой 
организации Raiffeisen Zentralbank Oesterreich. С 80-х годов XX века Группа «Райффайзен
»  начала  открывать  дочерние  банки  в  Центральной  и  Восточной  Европе  и  в  настоящее 
время является  одной из ведущих финансовых групп региона. В России Банк работает с 
1996 года.

 

Кредитное  товарищество  сильно  отличалось  от  сберегательно-кредитных 

товариществ. Он служил в первую очередь крестьянам, в том числе и бедным, ставило в 
качестве  цели  развитие  малого  кредита  для  того,  чтобы  поднять  сельское  хозяйство.  В 
кредитном товариществе отсутствовали  или были очень низкие паевые и вступительные 
взносы,  что  делало  их  доступными  для  всех  слоев  сельского  населения;  дивиденды  по 
долевым  взносам,  если  таковые  имелись,  не  выплачивались;  кредиты  выдавались  под 
личное, моральное обеспечение акционера только для производственных целей. 

В

1

50-х  и

2

60-х  годах  XIX  века  закладывались  правильные  основы  кооперативного 

кредитования.  Потребовались  долгие  годы  напряженной  и  масштабной  работы, 
направленной  на  развитие  и  продвижение  кооператива,  началось  укрепление  и  развитие 
на  базе  этих  институтов[5,с.105].  Потребовалось  более  тридцати  лет,  чтобы 

508 

 

кооперативный  кредит  стал  крупной  реальной  экономической  силой  и  имел  реальную 
возможность достойно выполнять свою высокую социальную цель. 

Кредитная  кооперация  отвечает  потребностям  тех  социальных  классов,  которые 

независимы  от  экономики.  У  пролетариата  нет  существенной  потребности  в  кредитных 
кооперативах, так как наемный рабочий не ведет самостоятельного хозяйства. 

Задачей  кооперативных банков на протяжении более 100 лет является увеличение 

доходов  своих  членов  и  содействие  развитию  этой  сферы  бизнеса.Сегодня  Германия 
имеет

b

развитую  систему  кредитной  кооперации,  которая  играет  важную  роль  в 

финансировании  сельского  хозяйства.В  настоящее  время  их  в  Германии  насчитывается 
около  2.5  тысячс  более  14.5  миллионов.членов  и  30  миллионов  клиентов.  Около

0

80% 

фермеров,  60%  ремесленников,  75%  покупателей  и  клиентов  этих  организаций. 
Кооперативный  банковский  сектор  занимает  видное  место  в  кредитной  системе  страны
.Кооперативные  банки  предлагают  полный  спектр  услуг.  Кредитные  операции  местных 
кооперативных  банков  включают  в  себя  все  виды  кредитов,  доступных  универсальным 
банкам. Эффективная деятельность  кредитной кооперации Германии,  в настоящее время 
осуществляется: 

-  на  добровольном  образовании  учреждений  кредитной  кооперации  и  накоплении 

денежных средств физических и юридических лиц;  

- в направлении деятельности кредитных кооперативов в целях обеспечения более 

благоприятной  для  своих  членов  условий  на  кредитные,  расчетные,  консультационные, 
посреднические и другие услуги;  

- в использовании средств, привлеченных в основном для производственных целей,  
- и также государственной поддержкой кредитной кооперации 
Таким  образом,  можно  предположить,  что  идея  двух  простых  людей  помогла 

выжить  во  времена  сильного  голода  в  Германии.  Кредитные  кооперативы  играли  и 
продолжают играть большую и важную роль в жизни среднего класса в Германии.В этой 
стране,  кооперативный  сектор  является  главным  инструментом  экономического  и 
социального  развития.  Шульц  и  Райффайзен  смогли  предоставить  Германии 
низкопроцентные кредиты, что дало  

толчок 

d

развитию 

j

экономики 

l

страны.  И  после 

их смерти развитие кредитных кооперативов остается. 

Список   литературы: 

1.Мусташкина  Д.А.,  Никитина  Т.К.    Приоритеты  российского  кредитного 

кооперативного движения. Основные направления развития кооперации: опыт, проблемы, 
перспективы:  Материалы  Международной  научно-практической  конференции  в  рамках 
ежегодных  Чаяновских  чтений  (10  ноября  2017  г.).  –  Ярославль-Москва:  Издательство 
«Канцлер», 2017.с.83 

2.  Мусташкина Д.А., Аюпова В.К.Значимость развития кредитных кооперативов в 

финансировании сельскохозяйственного производства в России. Научное обозрение. 2016. 
№ 24. С. 179-181. 

3.Мулюкова  Р.Р.,  Ибрагимова  А.Р.  Государственное  регулирование  денежно  – 

кредитной  политики  в  современных  условиях.  Кооперация  и  предпринимательство: 
состояние,  проблемы  и  перспективы.  Сборник  научных  трудов  международной 
конференции молодых ученых, аспирантов, студентов и учащихся Казань 2017. С. 39 

4.Устюжина 

О.Н., 

Мусташкина 

Д.А.Развитие 

малого 

и 

среднего 

предпринимательства  в  агропромышленном  комплексе  как  ведущих  сфер  экономики 
Республики Татарстан. 
Научное обозрение. 2016. № 24. С. 187-189. 

5.Ханнанов М. М., Мусташкина Д. А. Экономический рост агропромышленных 

предприятий Республики Татарстан. Журнал «Научное обозрение» № 23, 2017 с.105 

 

ОГОСУДАРСТВЛЕНИЕ КООПЕРАЦИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 

 

Разина А. А.,  Яковлева Н. А

509 

 

 

Научный руководитель – Мусташкина Д.А.,  к.э.н., доцент  

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 
Аннотация:  Статья  посвящена  теме  огосударствления  кооперации  в  советский 

период. На основе нормативно-правовых актов изучена политика военного коммунизма и 
новая экономическая политика. 

Ключевые  слова:огосударствление  кооперации,политика  военного  коммунизма, 

НЭП. 

 
  Время  огосударствление  кооперации  начинается  с  Ленинского  кооперативного 

плана  и  полностью  охватывает  первый  этап  советского  периода.  Поэтому  объектом 
исследования  в  данной  работе  является  кооперация  в  советский  период  в  эпоху 
огосударствления. Цель исследования – на правовой основе сформулировать состояние и 
развитие кооперации в исследуемый период.   

Согласно  Ленинскому  кооперативному  плану,  все  потребительские  кооперативы 

подвергаются  национализации.  Усиливается  контроль  за  их  деятельностью  со  стороны 
власти. Теперь всё взрослое население обязано входить в данные кооперативы. Согласно 
декрету  «О  потребительских  коммунах»,  принятому  ВЦИК  и  СНК  от  20  марта  1919  г., 
потребительская  кооперация  из  независимой  организации  превращается  в  единственный 
орган  государственного  распределения,  подчиненный  наркомпроду  и  действующий  на 
основе  государственного  плана  заготовок  и  распределения[3,c.180].  Потребительская 
кооперация  подвергается  огосударствлению.  Создаются  ЕПО  –  единые  рабоче-
крестьянские потребительские общества, в состав которых должно входить всё население, 
проживающее  на  данной  территории.  Стоит  отметить  отмену  паевых  и  вступительных 
взносов.  Наблюдается  зависимость  кооперации  от  бюджета  государства.  При  этом 
остаётся  строжайшая  административная  структура  контроля.ВСНХ  издал  положение  29 
мая  1918  г.«О  регистрации  кооперативных  товариществ  и  союзов».  Согласно  этому 
документу,  происходило  юридическое  оформление  кооперативов[1,с.122].  Контроль  над 
кооперацией  со  стороны  государства  всё  более  усиливался.  Следующий  документ, 
который также предусматривал  огосударствление кооперации – декрет СНК от 21 ноября 
1918  г.  «Об  организации  снабжения».  Кооперация  приобретает  распределительный 
характер. В феврале 1919 г. после выхода в свет постановления комиссариата земледелия 
«О комитете по делам сельскохозяйственной кооперации» [2, с. 42] сельскохозяйственная 
кооперация включается в сферу государственного управления. Мартовский декрет от 1919 
г.  «О  потребительских  коммунах»  подразумевал  основополагающей  потребительскую 
кооперацию  и  практически  уничтожал  другие  виды  крестьянской  кооперации.  Были 
вычеркнуты такие принципы кооперативов как, добровольность, наличие паевых взносов, 
утрачена  инициативность.  Среди  документов,  которые  подвергали  кооперацию 
огосударствлению,  был  декрет  СНК  от  27  января  1920  г.  «Об  объединении  всех  видов 
кооперативных организаций»[4]. Кредитные и ссудо-сберегательные кооперативы, можно 
сказать,  поглощались  потребительской  кооперацией.  Как  уже  отмечалось,  новым  для 
кооперации  стало  государственное  финансирование,  которое  юридически  было 
оформлено 13 декабря 1920 г. декретом СНК «О финансировании кооперации»[6, c.530]. 
Подразумевалось,  что  государство  просто  даёт  кооперации  целевой  кредит  для 
выполнения  государственных  дел.Данные  меры  характеризуют  политику  «военного 
коммунизма». Именно в этот период кооперация начала подвергаться огосударствлению. 

Возможность  возрождения  кооперации  появляется  с  переходом  к  новой 

экономической политике. Благодаря НЭПу изменилось положение всех видов кооперации, 
отношение  к  ней  власти.  Это  можно  заметить  в  различных  нормативно-правовых  актах 
того  времени.  7  апреля  1921  г.  был  принят  декрет  «О  потребительской  кооперации», 

510 

 

который  отменял  декрет  «О  потребительских  коммунах»  и  одновременно  возрождал 
основы  потребительской  кооперации.    Государство  как  помогало,  так  и  сдерживало 
потребительскую  кооперацию.  Например,  декрет  1921  г.  «О  сельскохозяйственной 
кооперации». Появились добровольные потребительские общества, которые существовали 
внутри  ЕПО.  В  то  же  время  правительство  издавало  указы,  согласно  которым  п
происходили  гонения  наиболее  квалифицированных  кадров.В  плане  деятельности 
потребительской  кооперации  опять  же  можно  вспомнить  распределительный  характер. 
Только  теперь  продразвёрстка  заменялась  продналогом.В  период  НЭПа  26  июля  1921  г. 
был  принят  новый  декрет  СНК  «О  средствах  кооперации»,  правительственный  декрет, 
принятый  ВЦИК  и  СНК  16  августа  1921  г.  «О  сельскохозяйственной  кооперации», 
который  восстанавливал независимость, добровольность образования кооперации. 20 мая 
1924 г. был принят декрет  «О потребительской кооперации».  Потребительские общества 
теперь начинали работать на основе своих уставов. Кооперация вновь действует согласно 
своим принципам. 

 С  конца  1920-х  гг.  ситуация  в  стране  начинает  ухудшаться.  Снова  происходят 

гонения  старых  кадров,  которые  заменяются  членами  партии.  В  30-е  годы  предприятия 
потребительской  кооперации  были  полностью  подчинены  проведению  сплошной  и 
ускоренной коллективизации сельского хозяйства и индустриализации промышленности. 
Собственность  колхозов  имела  не  частный  характер,  а  их  деятельность  подвергалась 
государственному  планированию[5,с.83].  В  марте  1931  г.,  произошла  ликвидация  Союза 
союзов сельскохозяйственной кооперации. Постановление СНК СССР «О реорганизации 
системы  сельскохозяйственной  кооперации»  переводило  данный  вид  кооперации  в 
ведение народного комиссариата земледелия. Это было окончательным шагом в политике 
огосударствления кооперации[4,c333].   

Итак,  огосударствление  кооперации  в  советскую  эпоху  происходило  в  двух 

временных  границах:  первая  -  конец  1917–1920  гг.,  вторая  –  1921–1931  гг.  Сначала  это 
политика  «военного  коммунизма»,  характеризующая  стремление  государства  целиком 
подчинить кооперацию планированию и контролю.  Затем новая экономическая политика, 
благодаря  которой  некоторые  принципы  деятельности  кооперативов  получили  вторую 
жизнь.  Однако  на  всем  протяжении  НЭПа  кооперация  постоянно  ощущала  недостаток 
устойчивого законодательного фундамента, который бы смог обеспечить стабильность и 
эффективность  кооперативного  развития.  Демократические  принципы  организации 
кооперации, особенно кооперативное самоуправление, материальная заинтересованность, 
не  могли  работать  в  условиях  тотального  контроля  и  планирования  со  стороны 
государства, а оно не просто сохранялось, а продолжало всё более усиливаться. 

Список литературы 

1.  Пантенков  Б.О.,  Мусташкина  Д.А.  Эффективность  развития  кредитных 

кооперативов  и  финансирование  сельскохозяйственного  производства  в  Татарстане.  В 
сборнике:  Инновационные  технологии  в  кооперативном  образовательном  процессе 
Материалы  Международной  заочной  студенческой  научно-практической  конференции, 
посвященной  40-летию  Саранского  кооперативного  института  (филиала)  Российского 
университета кооперации.   2016. С. 121-123 

2. Мусташкина Д.А., Шипшова В.В. Развитие  кредитной кооперации   в  России..- 

Кооперация  и  предпринимательство:  состояние,  проблемы  и  перспективы:  сборник 
научных трудов международной конференции молодых ученых, аспирантов, студентов и 
учащихся – Казань: Изд-во «Печать-сервис XXI век», 2017. – с.41-43 

3.Мусташкина  Д.А.,  Аюпова  В.К.Значимость  развития  кредитных  кооперативов  в 

финансировании сельскохозяйственного производства в России. Научное обозрение. 2016. 
№ 24. С. 179-181 

4.Мусташкина  Д.А.  Ханнанов  М.М.  Методы стимулирования  и  поддержки  малых 

форм  хозяйствования  в  агропромышленного  комплекса  Республики  Татарстан.// 

511 

 

«Italian Science Review» Peer Reviewed, Open Access, Free Online JournalPublished monthly: 
ISSN: 2308-832XIssue 4(13) С.333; April 2014   

5.  Мусташкина  Д.А.,  Никитина  Т.К.    Приоритеты  российского  кредитного 

кооперативного движения.  Основные направления развития кооперации: опыт, проблемы, 
перспективы:  Материалы  Международной  научно-практической  конференции  в  рамках 
ежегодных  Чаяновских  чтений  (10  ноября2017  г.).  –  Ярославль-Москва:  Издательство 
«Канцлер», 2017.с.83 

 

РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ 

 

Савостьянова И.В., Мусташкина Д.А. 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 

Аннотация:  В  статье  рассматривается  история  развития  потребительской 

кооперации  в  России  и  мире.  Становление  потребительской  кооперации  в  России,  ее 
текущее состояние и тенденции развития. 

Ключевые  слова:  потребительская  кооперация;  история    и  развитие 

потребительской кооперации; 

Потребительская  кооперация  в  мире  берет  свое  начало  еще  с  начала

 

XIX  века. 

Изначально  зародившись  в  Великобритании  с  целью  улучшения  положения  рабочих, 
начиная с 20х годов владельцами кооперативных предприятий становятся сами рабочие и 
создают магазины, мельницы, хлебопекарни, которые позволили приобретать продукты и 
продовольствие с максимально низкими ценами. В 1844 году Рочдейлские ткачи создали 
кооператив, базирующийся на ценностях, ставших в последствии основными для мировой 
потребительской кооперации:  

 

Низкие паевые взносы. 

 

Ограниченное число паёв у каждого кооператора. 

 

Равноправие кооператоров, с наличием только одного голоса. 

 

Реализация  товаров  осуществляется  по  среднерыночным  ценам,  только  за 

наличный расчёт. 

 

Одинаковая  цена  для  всех,  вне  зависимости  входит  человек  в  кооператив 

или нет. 

Распространение  потребительских  обществ  по  территории  России  происходило 

поступательно  и  основывалось  на  возможностях  транспортной  сети.  Первоначально,  их 
было  больше  всего  в  Центральной  части  страны  и  на  Урале.  Позднее  кооперативное 
движение  потребителей  распространилось  на  Север,  Восток  и  Юг  страны.  Если 
Кыновское и Петербургское потребительские общества возникли соответственно в 1864 и 
1865  гг.,  то,  например,  в  г.  Петрозаводске  первое  общество  потребителей  было 
организовано  лишь  в  1871  г,  в  Онеге  -в  1901,  в  предместье  Архангельска  -  в  1902,  в 
Мезени - в 1908 г. Последние три города имеют выход к Белому морю и находятся в непо-
средственной  близости  с  Северным  полярным  кругом.  В  Азиатской  части  России 
уверенное развитие кооперативное движение получило лишь в конце XIX- началеXXвека 
и  было  особенно  успешным  в  местностях,  прилегающих  к  Транссибирской 
железнодорожной магистрали, что подтверждает необходимость участников кооперативов 
в транспортировке продуктов, оборудования и материалов. Проникновение кооперации на 
Дальний  Север  Сибири,  в  отличие  от  центральной  части  страны,  происходило 
сравнительно медленно. В 1893 г. был утвержден устав первого общества потребителей г 
Тобольска,  на  будущий  год  -  уставы  таких  же  кооперативов  в  г.  Томске  и  Хабаровске, 
затем в Тюмени и Владивостоке, позже, в 1909 г. — в г Енисейске и Благовещенске, что 
на реке Амуре. В 1913 г. потребительское общество создается в г Якутске, в 1915 г. волна 

512 

 

кооперативного движения докатилась до острова Сахалин, а спустя два года открыл свои 
операции потребительский кооператив и на полуострове Камчатка. 

Позднее,  потребительская  кооперация  надежно  закрепилась  в  СССРи 

распространилась  в  форме  торгово-заготовительной  сельской  потребительской 
кооперации.  Заняв  особое  место  в  жизни  сельского  населения,  потребкооперация 
осуществляла  основную  розничную  торговлю  на  селе,  силами  потребкооперации 
осуществлялись закупки необходимого оборудования, сырья, рассады, а также появилась 
возможность  производить  продукты  питания  и  непродовольственных  товаров  на  базе 
местных  сельхоз  угодий.  В  90-х  годах  потребкооперация  обеспечивала  40%  населения 
РСФСР,  в  составе  было  более  30  млн  сельских  жителей.  На  ее  долю  приходилась  одна 
четвертая от общего товарооборота в розницу, около половины запасов картофеля страны, 
а также хлеба и овощей 

В  современной  России,  правовое  положение  потребительской  кооперации 

определено статьями 50 (пункт 3, подпункт 1), 123.1, 123.2, 123.3 Гражданского кодекса, 
законом  №  3085-1  от  19.06.1992  года  «О  потребительской кооперации  (потребительских 
обществах,  их  союзах)  в  Российской  Федерации»,  федеральным  законом  «О 
сельскохозяйственной  кооперации»  и  другими  законами  о  потребительских 
кооперативах.В  соответствии  с  которыми  потребительские  кооперативы  и  строят  свою 
деятельность, например:  

 

Общее собрание членов кооператива является высшим органом управления, 

а  в  периоды  между  заседаниями  функции  общего  собрания  выполняет  наблюдательный 
совет. Исполнительный орган называется правлением, и, в отличие от производственных 
кооперативов,  члены  потребительского  кооператива,  по  желанию,  могут  не  принимать 
личного участия в его деятельности. 

 

Устав является основным учредительным документом, в котором прописаны 

основные направления деятельности и обязанности членов кооператива 

 

В  состав  учредителей  могут  входить  как  физические,  так  и  юридические 

лица, главное, чтобы их число было не менее 5 человек. 

 

Члены  потребительского  кооператива  имеют  право  распределять  часть 

полученных  доходов  от  коммерческой  прибыли  между  собой.  Но,  заниматься 
коммерческой деятельностью или нет – это личное право потребительского кооператива, 
поэтому  данная  форма  кооперативов  может  относиться  как  коммерческим,  так  и 
некоммерческим организациям[2,c.187]. 

В  настоящее  время,  на  1  января  2017г  в  Российской  Федерации,  насчитывается 

примерно  3  тысячи  потребительских  сообществ[3],  все  они  входят  в  общую  систему 
Центросоюза и это примерно по 20-25 районных организаций в каждой области. Наиболее 
распространенными формами можно выделить:  

 

Дачный  кооператив  (создается  с  целью  ведения  общего  хозяйства  на 

территории дачного массива и решения общих социально-хозяйственных задач). 

 

Гаражный  кооператив  (создается  с  целью  решения  общехозяйственных 

нужд собственников гаражей).Среднее количество в регионах: от 10 до 25-30 на город. 

 

Сельскохозяйственный  кооператив  (создается  с  целью  удовлетворения 

потребностей собственников ферм и сельхоз предприятий). 

 

Жилищный  кооператив  (создаются  участниками  с  целью  совместного 

строительства, приобретения и обслуживания жилых помещений). 

 

Кредитный  кооператив(

Создается  с  целью  решения  финансовых  вопросов 

участников.  В  кооператив  привлекаются  личные  накопления  под  процентную  ставку, 
выдаются  займы,  осуществляется  финансовая  взаимопомощь  участникам

).  На  30.06.17 

количество членов КПК составило 1040000 человек. 

513 

 

Рассматривая  общую  тенденцию  развития  потребительских  кооперативов,  можно 

предположить,  что  в  ближайшее  десятилетие  объединения,  целью  которых  является 
получение коммерческой прибыли рано или поздно сойдет на нет[1,с.39]. 

 Сейчас компании, в том числе и сельскохозяйственные, заинтересованы больше в 

масштабировании  бизнеса  за  счет  собственных  средств  и  сохранением  их  в  компании, 
либо же за счет привлечения инвесторов, перед которыми предприниматель несет лишь % 
ответственность в случае успеха и, практически, никакую, в случае поражения. 

Касаемо, потребительских кооперативов, не несущих целью своего существования 

получение  коммерческой  прибыли,  в  их  деятельности,  вряд  ли  возможен  рост  и  также 
маловероятно  резкое  падение.  Создаваемые  с  целью  удовлетворения  «бытовых» 
потребностей,  средних  слоев  населения,  коих  в  России  большинство,  они  надежно 
закрепили свои позиции и потребность в них еще долго не оставит своих позиций. 

Список литературы 

1.Мулюкова  Р.Р.,  Ибрагимова  А.Р  Государственное  регулирование  денежно  – 

кредитной  политики  в  современных  условиях.  Кооперация  и  предпринимательство: 
состояние, проблемы и перспективы.  Казань 2017. С. 39. 

2.Устюжина 

О.Н., 

Мусташкина 

Д.А.Развитие 

малого 

и 

среднего 

предпринимательства  в  агропромышленном  комплексе  как  ведущих  сфер  экономики 
Республики Татарстан. 
Научное обозрение. 2016. № 24. С. 187-189. 

3.Официальный сайт Центросоюза РФ http://www.rus.coop/ 

 

ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ЗАТРАТ В 

ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВАХ 

 

Ситдикова Р.Д.,  Залалова И.И.,  Хайруллина А.А.,  Кунык  Ю.И. 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 

Аннотация:  в данной статье рассмотрены анализ себестоимости, структура затрат, 

входящих  в  себестоимость  продукции,  ее  основные  выполняемые  функции,  а  также  
методы  и  подходы  к  управлению  затратами  в  перерабатывающих  потребительских 
кооперативах. 

 

Ключевые  слова:  потребительские    кооперативы,  выпуск  продукции, 

материальные  затраты,  себестоимость  продукции,  переработка  сельскохозяйственной 
продукции. 

Сегодня,  в  условиях  глобализации  мировой  экономики,  нестабильности 

экономических  отношений,  России  как  никогда,  необходимо    совершенствовать  виды  и 
пути производства, что требует  применения новых форм и методов управления. Все это 
невозможно  эффективно  применить  без  соответствующего  научно-обоснованного 
инструмента. 

Современные 

российские 

производители 

вынуждены 

быстро 

адаптироваться  к  изменчивым  условиям  внешней  среды,    и,  как  следствие,  приобретает 
актуальность проблема эффективного хозяйственного управления, в том числе затратами 
предприятия.  В  системе  управления  затратами  предприятия  особое  место  отводится 
себестоимости продукции [1, с. 211].

 

 

 

      

Себестоимость  продукции  определяют  как  определенные  затраты,  которые 

предприятие использует в процессе ее производства, продвижения и реализации. Так как 
себестоимость  продукции  представляет  собой  экономическую  составляющую,  можно 
выделить ее основные функции [1]: 

- контроль и учет всех расходов на реализацию и выпуск продукции; 
- экономическое обоснование рациональности вложения действующих инвестиций 

на  техническое  оборудование,  реконструкцию  и  развитие  действующего  предприятия;  - 
основа для расчета рентабельности и прибыли предприятия.  

514 

 

Таким образом, проводя анализ себестоимости, необходимо проследить динамику 

себестоимости  всей  продукции  предприятия,  сопоставляя  фактические  затраты  с 
плановыми или затратами базисного периода. К плановой себестоимости относят только 
те  затраты,  которые  при  конкретном  уровне  технической  оснащенности  и  организации 
производства  являются  необходимыми  для  предприятия.  Фактические  затраты  в  свою 
очередь  формируют  отчетную  себестоимость,  показывая,  сколько  было  использовано 
ресурсов на изготовление данной продукции [2, с. 108].

 

 

 

      

Далее  следует  более  подробное  изучение  сущности  и  устройства  затрат  на 

производство продукции и отклонение по каждому элементу затрат за отчетный период. 
Такой  детальный  анализ  помогает  определить  влияние  каждого  отдельного  элемента 
структуры  на  итоговые  значения  себестоимости  или  перерасхода  затрат.  Эффективное 
изучение влияния отдельной статьи затрат на себестоимость одного рубля производимой 
продукции  помогает  выявить  те  или  иные  отклонения  и  разработать  дальнейший  план 
действий по их устранению.  

На  сегодняшний  день  расчет  фактической  себестоимости  продукции  не  является 

основной задачей, главное – правильное формирование данных  о себестоимости в таком 
ключе,  чтобы  это  было  полезно  руководству  для  грамотного  принятия  решений  о 
предполагаемом управлении себестоимостью, а следовательно, и предприятием. При этом 
актуальными целями управления затратами являются стабилизация во времени, снижение 
издержек без существенной потери качества продукции, а также оптимизация структуры 
затрат [3]. 

Существуют  различные  методы  в  управлении  себестоимостью  предприятий, 

которые  относятся  как  к  оперативному,  так  и  к  стратегическому  менеджменту.  Для 
правильного  выбора  определенного  метода  необходимо  определение  цели  управления  и 
наличия условия для использования. 

Перечисленные методы управления затратами, достаточно разнообразны по своему 

содержанию,  различны  по  своим  целям  и  специфике  применения.  Каждый  метод  имеет 
как  недостатки,  ограничивающие  его  использование,  так  и  преимущества.  Данные 
системы  учета  затрат  призваны  не  только  аккумулировать  затраты  для  определения 
себестоимости,  но  и  допускают  получить  необходимые  данные  для  контроля  за 
издержками  производства  ,  то  есть  выступают  как  основной  инструмент  управления 
себестоимостью. 

Таким образом, организация эффективного управления себестоимостью продукции 

является  основным  направлением  в  деятельности  предприятия  в  целях  ее  оптимизации, 
усиления конкурентоспособности продукции и получения прибыли. 

Анализ  уровня  затрат  предприятия  имеет  очень  важное  значение,  так  как  это 

помогает  контролировать  использование  ресурсов,  совершать  прогнозы  возникновения 
новых, получать наибольшую отдачу от  их применения. А также способствует наиболее 
эффективному  управлению  издержками  с  целью  их  уменьшения,  выявлению  главных 
резервов  их  снижения  и  разработки  определенных  мероприятий  по  их  реализации  на 
предприятии. Все вышеперечисленные меры помогают снизить себестоимость продукции 
и  повысить  эффективность  деятельности  предприятия.  Изменение  общей  суммы  затрат 
может  возникнуть  из-за  значения  переменных  расходов  на  единицу  продукции,  ее 
структуры, величины постоянных затрат, объема выпуска продукции [1, с. 336].

 

 

 

      

Перерабатывающие 

потребительские 

кооперативы 

образовываются 

для 

переработки сельскохозяйственной продукции (производить овощные и плодово-ягодные 
продукты, мясные, рыбные и молочные продукты, масла, муки, хлебобулочных изделий и 
других) и ведут учет затрат на переработку сельскохозяйственной продукции на счете  20 
"Основное  производство"  по  субсчету  "Затраты  по  некоммерческой  деятельности",  к 
которому  они  открывают  аналитические  счета,  такие  как  «переработка  молока», 
«переработка овощей», «переработка мяса» и др. отдельно по коммерческой деятельности 
и некоммерческой.  

515 

 

Для  учета  затрат  и  калькулирования  себестоимости  выпущенной  готовой 

продукции кооперативы применяют  методические рекомендации по планированию, учету 
и  калькулированию  себестоимости  продукции  (работ,  услуг)  в  сельском  хозяйстве, 
утвержденными Министерством сельского хозяйства РФ от 06.06.2003 N792 [1]. 

Кооперативы,  занимающиеся  переработкой  продукции  учитывают  затраты  по 

следующим элементам:  

 материальные  затраты;  затраты  на  оплату  труда;  отчисления  на  социальные 

нужды; амортизация основных средств; прочие затраты. 

На счете 20 "Основное производство» учет затрат ведут  по статьям: 
-  оплата  труда  с  отчислениями  на  социальные  нужды:  Дт  20  «Некоммерческие 

расходы» Кт 70,69 

- сырье для переработки: Дт 20 Кт 10 
- содержание основных средств:Дт 20 Кт 70, 69, 02,10 
- работы и услуги: Дт 20 Кт 23 
- организация производства и управления: ДТ 20 Кт 25,26 
- прочие затраты: Дт 20 Кт 08,05, 76  
Выход  готовой  продукции  учитывают  на  счете  43  «Готовая  продукция» 

бухгалтерской записью Дт 43 Кт 20 по соответствующим аналитическим счетам. 

Потребительские    кооперативы  составляют  отчетность  согласно  ПБУ  4/99,  в 

которую  включаются  бухгалтерский  баланс,  отчет  о  финансовых  результатах,  отчет  о 
целевом использовании полученных средств. 

Список литературы 

1.  Макарова  Л.Г.,  Кельдина  Л.И.,  Гришина  О.,  Борисова  Е.,  Треушников  Р.  Учет 

затрат  на  производство  и  калькулирование  себестоимости  продукции  //  Вузовский 
учебник. 2014. С. 15-68. 

2.  Бехтерева  Е.В.  Себестоимость.  От  управленческого  учета  затрат  до 

бухгалтерского  учета  расходов.  URL  https://www.litres.ru/elena-behtereva/sebestoimost-ot-
upravlencheskogo-ucheta-zatrat-dobuhgalterskogo-ucheta-rashodov/ 

3. Кондукова Э.В. АВС: Себестоимость без искажений. URL: https://www.litres.ru/e-

kondukova/avs-sebestoimost-bez-iska 

4.  Методические  рекомендации  по  планированию,  учету  и  калькулированию 

себестоимости  продукции  (работ,  услуг)  в  сельском  хозяйстве,  утвержденными 
Министерством сельского хозяйства РФ от 06.06.2003 N792. 

 

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ  КООПЕРАЦИИ 

 

Хадеева Э.Д. 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 
Аннотация В статье особое внимание уделено понятию структуре   и особенностям 

потребительской  кооперации,  так  же  рассмотрен  вопрос  о  порядке  регистрации 
потребительской кооперации. 

 Ключевые  слова:  кооперация,  потребительские  общества,  потребительская 

кооперация, пайщики 

Под  понятием  «потребительская  кооперация»  подразумевается  добровольное 

объединение  граждан,  каждый  участник  которого  является  плательщиком  определенных 
имущественных 

взносов, 

предназначенных 

для 

повышения 

эффективности 

производственной  деятельности  всех  членов  коллектива,  а  также  для  удовлетворения 
материальных потребностей каждого 

 гражданина   в 

 отдельности. 

  В  настоящее  время  все  потребительские  кооперации  регулируют  свою  деятельность  в 
соответствии  с  действующим  уставом,  в  котором  четко  прописаны  все  права  и 

516 

 

обязанности  членов  добровольного  объединения.  Нарушить  любое  из  установленных  в 
коллективе  правил,  значит  подвергнуть  себя  риску  быть  исключенным  из  общества 
пайщиков и лишиться качественной 

 материальной 

 поддержки. 

Пайщиками потребительских объединений могут быть как рядовые граждане, так и 

организации.  В  основе  деятельности  любой  потребительской  кооперации  лежит 
постоянная забота об интересах действующих и потенциальных пайщиков.  

Объединение непрерывно осуществляет заготовительную, посредническую и иную 

деятельность, 

разрешенную 

существующим 

законодательством. 

Кроме 

того, 

потребительские  организации  ведут  активную  благотворительную  деятельность, 
устраивают  всевозможные  акции  и    конкурсы.  Количество  потребительских  коопераций 
увеличивается  с  каждым  днем.  Такие  коллективы  пользуются  большим  уважением  на 
российском  рынке  труда  и  способны  оказывать  существенное  влияние  на  финансово-
экономическую ситуацию в стране. 

 Добровольные  потребительские  общества  могут  по  своему  усмотрению 

распределять  имеющиеся  внутри  объединения  финансовые  средства,  что  позволяет  им 
выстраивать  рабочий  процесс  в  соответствии  со  своими  желаниями  и  потребностями. 
В  некоторых  ситуациях  потребительские  общества  объединяются  в  потребительские 
союзы.  Процесс  слияния  нескольких  крупных  добровольных  объединений  приносит 
невероятную выгоду каждому участнику сообщества и позволяет осуществлять любой вид 
деятельности с большей эффективностью, что является необходимым условием получения 
высокой финансовой прибыли. 

Процесс  управления  потребительской  кооперации  строится  по  принципам, 

определенным  общим  государственным  законом  о  кооператорской  деятельности. 
Главным  руководящим  органом  в  данном  объединении  является  общее  собрание 
пайщиков, полномочия которых довольно широки. Так, например, собрание имеет право 
рассматривать 

любые 

вопросы, 

касающиеся 

профессиональной 

деятельности 

потребительской  кооперации  и  формировать  второстепенные  руководящие  составы, 
занимающиеся  решением  тех  проблем,  которыми  не  занимается  вышестоящее 
руководство[1, с.166]. 

Еще 

одним 

постоянно 

действующим 

правящим 

органом 

считаются 

наблюдательные  советы,  которые,  несмотря  на  то,  что  их  компетенция  ограничивается 
определенными рамками, могут принимать непосредственное участие в общих собраниях 
и  голосовать  за  принятие  или  отклонение  того  или  иного,  вынесенного  на  обсуждение, 
решения. 

В  качестве  единоличного  исполнительного  органа  в  потребительской  кооперации 

выступает  председатель,  поддержка  которого  обеспечивается  за  счет  создания 
ревизионной комиссии. Ревизоры могут быть как членами коллектива, 

 так 

и 

наемными 

 служащими. 

Все  участники  потребительской  кооперации,  вне  зависимости  от  того,  какого 

размера паевой взнос они внесли в казну объединения, имеют право на свою точку зрения 
на  общем  собрании.  Каждый  член  кооперации  может  голосовать  за  то  или  иное 
предложенное  решение  и  претендовать  на  получение  материальной  помощи  для 
удовлетворения  своих  потребностей.  Единственное  условие  –  просьба  о  предоставлении 
помощи  должна  быть  качественно  мотивирована.  Кроме  того,  члены  кооперации  имеют 
право  выходить  из  состава  кооперации  в  любое  удобное  для  них  время  с  сохранением 
права на получение своего пая[ 2, с.131]. 

В  соответствии  с  условиями  и  нормативами,  которые  прописаны  в  уставе 

потребительской  кооперации,  каждый  член  объединения  может  участвовать  в  процессе 
заключения  сделок  купли/продажи/обмена,  а  также  производить  отчуждение  своего  пая 
при выходе из состава коллектива. Пришедший на освободившееся место новый  пайщик 
получает все те права, которые ранее принадлежали его предшественнику (в том числе и 
право 

использовать 

определенную 

часть 

имущества 

кооперации). 

517 

 

Потребительская кооперация может принять решение разделить  пай между несколькими 
лицами  только  в  рамках  действующего  законодательства.  Если  же  возникшая  ситуация 
противоречит  уставу  кооператива,  то  на  распределение  имущества  накладывается  вето. 
Именно поэтому процесс отчуждения пая осуществить практически невозможно. 

Одной из главных обязанностей потребительской кооперации является проведение 

качественных работ по организации паевого фонда, выступающего своего рода гарантом 
того, все требования его потенциальных кредиторов будут выполнены в полном объеме и 
в  строго  установленные  сроки.  Такой  денежный  фонд  создается  за  счет  регулярных 
взносов участников коллектива и должен быть полностью оплачен к тому времени, когда 
начнется  государственная  регистрация  кооперации.  В  отдельных  случаях  размер  фонда 
регулируется  законодательным  собранием,  которое  внимательно  изучает  специфику 
деятельности кооперации и определяет минимальный размер пая. 

Госрегистрация  потребительской  кооперация  подразумевает  составление  и 

заверение  специального  акта,  официально  подтверждающего  законность  деятельности 
объединения.  Рассмотрением  акта  и  подтверждением  законности  его  содержания 
занимается федеральная налоговая служба. 

Срок регистрации потребительской кооперации, как правило, составляет не более 5 

дней  с  момента  передачи  всех  необходимых  для  этого  документов  в  ФНС.  Заявление  с 
просьбой о регистрации обязательно должно быть подписано официальным заявителем, и 
содержать  все  его  паспортные  данные,  а  также  идентификационный  номер 
налогоплательщика. 

В  качестве  потенциальных  заявителей,  уполномоченных  осуществлять  процесс 

государственной регистрации потребительской кооперации, могут выступать следующие 
лица:  глава  исполнительного  органа  объединения  либо  лицо,  которому  переданы  все 
необходимые  для  осуществления  процесса  регистрации  полномочия;  учредитель 
кооперации; руководитель юрлица, на которого возложены права учредителя.  

Орган, который осуществляет регистрацию, не имеет право требовать от заявителя 

представление  каких-либо  иных  документов,  кроме  тех,  которые  находятся  в 
законодательном  списке.  Что  же  касается  документа,  являющегося  официальным 
подтверждением  факта  регистрации  потребительской  кооперации,  то  он  выдается  не 
позднее одного дня с момента окончательного подписания всех регистрационных бумаг. 

При  государственной  регистрации  сотрудникам  регистрирующего  кооперацию 

органа должны быть представлены следующие документы: 

–  заявление  о  госрегистрации,  составлено  в  соответствии  со  всеми  нормами  и 

стандартами налогового законодательства; 

–  протокол  с  подтверждением  о  готовности  пайщиков  создать  потребительскую 

кооперацию,  так  как  для  того,  чтобы  такое  объединение  могло  полноценно 
функционировать  необходимо  заручиться  качественной  поддержкой  исполнительного 
органа; 

–  учредительные  документы  юрлица,  в  качестве  которых  могут  выступать  как 

оригиналы,  так  и  копии.  В  случае  использования  копий,  бумаги  необходимо  в 
обязательном порядке зарегистрироваться у нотариуса; 

–  документ,  подтверждающий  полную  финансовую  уплату  госпошлины,  размер 

которой определяется ФНС; 

 –учредительные 

документы 

юридического 

лица 

(подлинники 

или 

засвидетельствованные в нотариальном порядке копии). 

Список  литературы  

1.  Саитова  Р.Г.  Налогообложение  и  бухгалтерский  учет  инновационной 

деятельности  предприятий  реального  сектора  экономики,  действующих  на  условиях 
государственно-частного партнерства /Р.Г. Саитова/   В 

книге: 

Взаимодействие 

финансово-кредитных  институтов  и  предприятий  реального  сектора  в  реализации 

518 

 

инновационной  деятельности  под  общ.  ред.  И.Т.  Насретдинова,  А.А.  Аюпова.  Москва, 
2016. С. 165-176 

2.  Яхина  Л.Т.,  Миннигалеева  В.З.    Потребительская  кооперация  и  ее  роль  в 

развитии  рыночной  экономики.  В  сборнике:  Теория  и  практика  интеграционных 
процессов  в  региональном  развитии  сборник  научных  трудов  по  материалам 
Международной  научно-практической  конференции  :  в  2х  т..  Российский  университет 
кооперации,  Смоленский  филиал;  Белорусский  торгово-экономический  университет 
потребительской кооперации. 2016. С. 130-135. 

 

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ 

ПЕРСОНАЛА В МОЛЬКЕЕВСКОМ СЕЛЬСКОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ 

ОБЩЕСТВЕ 

 

Халикова З. С. 

студентка группы 251 Казанский кооперативный институт (филиал) Российского 

университета кооперации 

 

Научный руководитель -Борисова Н. В., 

к.с.н., доцент кафедры экономики и инноватики  Казанский кооперативный 

институт(филиал) Российского университета кооперации,  г. Казань 

 
Аннотация.  В  статье  проанализирована  система  нематериального  стимулирования 

персонала  в  Молькеевском  сельском  потребительском  обществе,  предложены 
рекомендации  по  совершенствованию  системы  нематериального  стимулирования 
персонала. 

Ключевые  слова:  мотивация,  стимулирование,  персонал,  потребительское 

общество. 

Современные  реалии  HR-менеджмента  заставляют  руководителей  компаний 

задуматься  о  том,  какими  современными,  нетрадиционными  методами  стимулировать 
рост  эффективности  труда  своих  сотрудников.  Достаточно  часто  для  достижения 
подобных  результатов  выплачивают  премии  и  повышают  уровень  оплаты  труда.  Это 
стимулирует  сотрудников,  но  не  на  долгое  время.  Такого  рода  мотивация  способна 
постепенно  превратиться  в  дорогое  удовольствие.  Расходы  серьезно  увеличиваются. 
Именно поэтому тема нематериального стимулирования персонала является актуальной. 

К  стимулированию,  определяемому  как  нематериальное,  относят  те  виды 

поощрений,  которые  не  требуют  прямого  задействования  денежных  ресурсов.  Ценность 
конкретной  компании  для  многих  ее  сотрудников  заключается  не  только  в  размере 
зарплаты.  Людей  интересует,  и  кое-что  другое:  карьерный  рост;  приемлемые  условия 
труда; дружелюбный коллектив и т. д. [1, c. 48] 

Для  того  чтобы  оценить  мотивацию  труда  персонала  в  Молькеевском  сельском 

потребительском обществе (далее СельПО), нами была разработана анкета по выяснению 
условий  труда  в  кооперативе,  взаимоотношений  сотрудников  в  коллективе,  а  также 
восприятия  работниками  своего  труда.  Было  проанкетировано  20  сотрудников 
Молькеевского  СельПО,  работающие  в  главном  офисе  предприятия.    На  основании 
результатов  анкетирования,  выяснилось,  что  100%  опрошенных  сотрудников 
удовлетворены своей работой и уверены в завтрашнем дне. 70 % опрошенных полностью 
устраивает  система  нематериального  стимулирования  персонала  в  Молькеевском 
сельском  потребительском  обществе,  оставшиеся  же  30  %  указали,  что  систему 
нематериального  стимулирования  можно  усовершенствовать.  Для  60%  похвала  и 
вынесение  их  фотографий  на  доску  почета  является  лучшей  формой  морального 
стимулирования, для 5% главное в работе  - ощущение своей принадлежности, нужности 
для компании, уважение, признание со стороны коллег, для 15% - вручение им Почетной 

519 

 

грамоты.  45%  работников  хотели,  чтобы  их  мнение  учитывалось  руководителем  при 
принятии решений. 

В  Молькеевском  сельском  потребительском  обществе  применяется  такой  элемент 

нематериального стимулирования как: общественное признание труда каждого работника 
или  всего  коллектива  в  целом.  Зачастую  непосредственно  председатель  правления 
СельПО лично объявляет благодарность сотрудникам, посещая отдельные магазины.  

Еще одним элементом морального поощрения является информационная политика, 

которая  проявляется  в  формировании  общественного  мнения  на  уровне  работников 
предприятия.  Основными  методами  формирования  общественного  мнения,  которые 
используются в Молькеевском сельпо, являются: собрания трудового коллектива (общие 
и внутри магазинов); информационные стенды на территории магазинов [3]. 

В  то  же  время,  значительное  влияние  на  мотивацию  трудовой  деятельности 

оказывает наличие обратной связи, которая дает возможность работникам Молькеевского 
СельПО  узнать  о  результатах  своей  работы.  Обратная  связь  в  Молькеевском  сельском 
потребительском обществе осуществляется посредством собраний, которые проводятся с 
периодичностью  раз  в  месяц.  Собрание  возглавляет  председатель  правления  сельского 
потребительского  общества.  На  собрании  присутствуют  представители  бухгалтерии  и 
заведующие магазинов. Все присутствующие предоставляют отчет о проделанной работе 
и  вместе  с  руководством  рассматривают  экономическую  эффективность  выполненной 
работы.  Ежегодно  обсуждаются  и  намечаются  планы  развития,  определяется  порядок, 
последовательность,  сроки,  исполнители  и  затраты  на  их  выполнение.  Положительная 
оценка работы магазинов и отдельных сотрудников выражается благодарностью в форме 
морального  или  материального  вознаграждения  и  способствует  повышению 
мотивированности сотрудников [4]. 

Однако  систему  нематериального  стимулирования  персонала  в  Молькеевском 

сельском  потребительском  обществе  можно  совершенствовать.  Мы  разработали 
следующие 

рекомендации 

по 

совершенствованию 

системы 

нематериального 

стимулирования. 

Для 

повышения 

эффективности 

работы 

Молькеевского 

сельского 

потребительского общества мы предлагаем разработать в организации систему конкурсов, 
которые  позволят  всем  сотрудникам  получать  бонусы,  за  хорошо  выполненную  работу, 
после чего сотрудники с наибольшим количеством бонусов будут награждены путевкой, 
например, на санаторно-курортное лечение, или же сотруднику может быть предоставлен 
служебный автомобиль. Подводить итоги бонусов мы рекомендуем ежеквартально, так у 
каждого сотрудника будет стимул качественней и эффективней выполнять свою работу.  

Так  же  предприятие  нуждается  в  проведении  ряда  мероприятий  по  сплочению 

коллектива  и  поднятия  духа  корпоративной  культуры.  Любой  руководитель  заботится  о 
микроклимате  в  своей  организации.  Никому  не  нужны  склоки  и  раздоры,  мешающие 
эффективной  деятельности  компании.  Сплоченность  коллектива  очень  важна  как  для 
руководства, так и для каждого сотрудника. Мы рекомендуем завести среди сотрудников 
традиции,  помогающие  сплотить  коллектив.  К  примеру,  можно  начинать  каждое  утро  с 
музыки  или  каждую  среду  ходить  всем  коллективом  в  бассейн,  отмечать  вместе 
праздники, дни рождения, посещать различные квесты. Все это объединяет людей, делает 
ближе  друг  к  другу,  раскрывает  их  потенциал  и  является  к  тому  же  тимбилдингом. 
Наладить  контакт  между  сотрудниками  помогают  коллективные  поездки  и  совместный 
отдых. Это повышает эффективность деятельности каждого сотрудника и предприятия в 
целом, потому как: 

-  смена  обстановки  разряжает  любые  возникшие  в  коллективе  осложнения, 

помогает увидеть друг друга в ином свете и в иных условиях; 

- нестандартные ситуации помогают взглянуть на работников совсем по-другому; 

520 

 

-  непринужденная  обстановка  раскрывает  неожиданный  потенциал  каждого 

сотрудника.  Люди  знакомятся  ближе,  открывают  общие  интересы,  узнают  новое  друг  о 
друге. 

Для того чтобы сплотить трудовой коллектив, мы рекомендуем использовать такую 

разновидность корпоративного отдыха, как туризм: обычный, приключенческий или даже 
сюжетный. Каждый вид отдыха имеет свои преимущества, а главное - все они формируют 
командный  дух,  сплачивают  людей  в  одну  группу  с  общими  интересами  и 
взаимоуважением.  Благодаря  корпоративному  отдыху  все  члены  коллектива  знакомятся 
заново  в  непринужденной  обстановке,  получают  удовольствие,  отдыхая  от  рутинной 
работы,  впитывают  положительные  эмоции,  что  крайне  полезно  для  предотвращения 
выгорания эмоций и снижения работоспособности. Это и является гарантом сплоченности 
коллектива. 

Успешность  любой  компании  напрямую  зависит  от  ее  персонала  и  его  умения  и 

желания эффективно работать, реализуя свой творческий и профессиональный потенциал 
на благо компании [2, c.106]. Всем известно, что человек вообще и работник, в частности, 
способен  творить  чудеса,  но  его  потенциал  используется  на  ничтожное  количество 
процентов.  Для  того,  чтобы  сотрудники  эффективно  работали  не  стоит  забывать  о 
мотивации.  

Список литературы: 

1.  Бондарь  Ю.А.,  Гуремина  Н.В.,  Цыпленкова  М.В.,  Моисеенко  И.В.  Основы 

менеджмента: учебное пособие // М.: Академия Естествознания, 2016. 48 с. 

2. Борисова  Н.В.  Основные  направления  и  тенденции  в  управлении  персоналом.  - 

Научное обозрение. – 2017. - №17. – с. 106.  

3.  Официальный  сайт  Союза  потребительской  кооперации  Республики  Татарстан  

[электронный ресурс]: http://tps.tatarstan.ru 

4. 

Исследовательский 

центр 

Superjob. 

[электронный 

ресурс]: 

http://www.superjob.ru/research 

 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ 

КООПЕРАЦИИ НА СЕЛЕ 

 

КнязеваА.Е.,  Андреев Н. М. 

 

Научный руководитель – Шарафутдинова И.Р., преподаватель ФСПО  

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 
Аннотация.  В  статье  рассмотрена  роль  сельского  хозяйства,  его  вклад  в 

формирование  валового  внутреннего  продукта  и  национального  дохода.  Доля  сельского 
хозяйства  в  доходах  бюджетов  страны,  а  также  потенциал  развития  потребительской 
кооперации на селе. 

Ключевые  слова:  сельское  хозяйство,  Республика  Татарстан,  потребительский 

кооператив. 

Актуальность исследования проблем развития сельского хозяйства подтверждается 

большим  количеством  публикаций  на  данную  тему.  Происходит  развитие  нормативно-
правовой базы, совершенствуются механизмы государственной поддержки развития села. 
Всё  это,  несомненно,  доказывает,  что  решение  проблем  развития  села  -  одно  из 
важнейших направлений в современной экономической науке России. 

Одним  из  значимых  показателей  роли  любой  отрасли  в  развитии  национальной 

экономики  является  ее  удельный  вес  в  общей  сумме  валового  внутреннего  продукта 
государства.  По  данным  Росстата,  на  протяжении  последних  лет  сельское  хозяйство 
производит около 3 % валовой добавленной стоимости (таблица 1) [3]. 

521 

 

Таблица  1  –  Роль  сельского  хозяйства  в  валовой  добавленной  стоимости 

Российской Федерации и Республики Татарстан в 2011-2016 годах в процентах 

Годы 

2011  2012  2013  2014  2015  2016 

Валовая добавленная стоимость Российской 

Федерации 

100 

100 

100  100 

100 

100 

Сельское хозяйство 

3,1 

3,0 

2,9  3,3 

3,8 

4,0 

Валовая добавленная стоимость Республики 

Татарстан 

100 

100 

100  100 

100 

 

Сельское хозяйство 

7,1 

5,1 

7,5 

 

Сельское хозяйство (в среднем по субъектам РФ) 

4,7 

4,2 

4,2  4,8 

5,2 

 

 
Как показывают данные таблицы 1, к 2013 году доля сельского хозяйства в общей 

сумме ВВП снизилась до 2,9 %. Однако к 2016 году вновь возросла до 4 %. В Республике 
Татарстан за анализируемый период удельный вес села в валовой добавленной стоимости 
вырос  до  7,5  %,  что  превышает  средний  уровень  по  стране  (5  %).  Хотя  тенденция 
сокращения доли сельского хозяйства в валовом региональном продукте в 2013 году (5 %) 
также прослеживается. 

Современный этап развития потребительской кооперации можно охарактеризовать 

как  возрождение.  Большое  внимание  со  стороны  руководства  республики  уделяется 
вопросам  развития  сельскохозяйственной  кооперации.  Это  объясняется  тем,  что  главная 
цель  кооперации  –  защита  интересов,  прав  и  потребностей  участников,  пайщиков 
кооператива.  Однако  в  последние  годы  по  данным  статистических  органов  число 
участников  потребительской  кооперации  сокращается.  В  то  же  время  роль  сельского 
хозяйства в экономике растет. 

Для  подтверждения  этого  тезиса  проведем  анализ  расходов  бюджетов  по  разделу 

«Сельское  хозяйство»  и  доходов  бюджетов  от  налогов  с  предприятий,  занятых  в  этой 
отрасли. 

В  результате  анализа  расходной  части  консолидированного  бюджета  был  сделан 

вывод о том, что доля расходов на сельское хозяйство не превышает 1,2 % (рисунок 1) [1]. 

 

 

Рисунок 1 - Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2011-

2016 годах 

 
Как видно по рисунку 1, за период 2011-2016 годов расходы на сельское хозяйство 

росли, но не так равномерно, как общая сумма расходов бюджета. 

10

20

30

200

300

400

500

2011

2013

2015

Т

ри

лли

он

ы 

ру

бле

й 

Ми

лли

ар

ды

 р

уб

ле

й 

Сельское хозяйство 
Всего расходов консолидированного бюджета РФ 

522 

 

В ходе анализа доходов консолидированного бюджета России был сделан вывод о 

том,  что  организации,  занятые  в  сельском  хозяйстве,  обеспечивают  примерно  1  % 
налоговых доходов (таблица 2). 

 
Таблица  2  -  Поступление  налогов  и  сборов  в  консолидированный  бюджет 

Российской Федерации в 2014-2016 годах [2] в млрд. руб. 

 

2014 

2015 

2016 

Всего 

Сельс

кое 

хозяйс

тво 

Всего 

Сельс

кое 

хозяйс

тво 

Всего 

Сельс

кое 

хозяйс

тво 

Поступило в консолидированный бюджет 

Российской Федерации 

12606  65,2  13707  81,9  14387,7  88,2 

федеральные налоги 

11233  42,3  12126 

56 

12770,3  59,6 

региональные налоги 

752 

11 

845 

11 

905,8 

11,3 

местные налоги 

202 

213 

5,8 

221,5 

налоги по специальным налоговым 

режимам 

417 

6,8 

522 

8,9 

490 

12,3 

 
Как  показывают  данные  таблицы  2,  на  уплату  федеральных  налогов  приходится 

наибольшая сумму налоговых платежей от сельскохозяйственных товаропроизводителей. 
В 2014-2016 годах наблюдается тенденция роста этих поступлений (с 42 млрд. рублей до 
59  млрд.  рублей).  Можно  отметить,  что  и  поступления  по  специальным  налоговым 
режимам  растут,  а  доходы  от  местных  налогов  сокращаются.  В  поступлениях 
региональных налогов существенных изменений не заметно. 

В  2016  году  соотношение  между  налоговыми  доходами  и  расходами 

консолидированного  бюджета  Российской  Федерации  равнялось  46  %,  по  разделу 
«Сельское  хозяйство»  –  27  %,  что  служит  показателем  эффективности  деятельности 
отрасли.  По  данным  Союза  организаций  потребительской  кооперации  Республики 
Татарстан  в  2017  году  в  ходе  реализации  Республиканской  концепции  развития 
потребительской  кооперации  в  Татарстане  был  достигнут  существенный  рост  объемов 
производства  по  всем  направлениям  деятельности  (темп  роста  в  среднем  110  %),  что  в 
немалой степени является залогом обеспечения граждан республики продовольствием [4]. 

Таким  образом,  развитие  потребительской  кооперации  в  сельском  хозяйстве 

позволит  не  только  обеспечить  население  продовольственными  товарами,  улучшить 
качество жизни, но увеличит бюджетные доходы страны. 

Список литературы 

1.  Консолидированный  бюджет  Российской  Федерации  [Электронный  ресурс]  / 

Информация  официального  сайта  Федерального  казначейства:  Режим  доступа: 
http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/  (дата  обращения: 
15.04.2018). 

2.  Отчет  о  поступлении  налогов  и  сборов  в  консолидированный  бюджет 

Российской  Федерации  по  основным  видам  экономической  деятельности  [Электронный 
ресурс] 

Режим 

доступа: 

http://www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analytics/forms/  (дата  обращения: 
15.04.2018). 

3.  Произведенный  ВВП  [Электронный  ресурс]  /  Режим  доступа:  http:// 

http://www.gks.ru/vvp/ tab10.htm (дата обращения: 15.04.2018). 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  30  31  32  33   ..