ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 29

 

  Главная      Учебники - Разные     ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  27  28  29  30   ..

 

 

ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 29

 

 

459 

 

закона  от  4  декабря  2007  г.  №329-ФЗ  «О  физической  культуре  и  спорте  в  Российской 
Федерации». 

Список литературы: 

1. 

Барышев 

С.А. 

Проблемы 

применения 

законодательства 

от 

недобросовестной  конкуренции  в  сфере  интеллектуальной  собственности  //  Вестник 
экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 122. 

2. 

Бирюков П.Н. Право интеллектуальной собственности: учебник и практикум 

для  академического  бакалавриата/П.Н.Бирюков.-2—е  изд.,перераб.  и  доп. 

– 

М.:Издательство Юрайт,2016. – С.178 

3. 

Близнец  И.А.  Интеллектуальная  собственность  и  закон.  Теоретические 

вопросы: канд. юрид. Наук – Москва., 2001 С. 23 

4. 

Песоцкий  Е.  Современная  реклама:  Теория  и  практика.Ростов  н/Д:  изд-во 

"Феникс", 2001. - 315 с.: 

5. 

Погребинская Т.Ю. Средства индивидуализации: фирменные наименования, 

товарные знаки, наименования мест происхождения товаров, коммерческие обозначения. 
Гражданско-правовая  охрана  в  Российской  Федерации  (сборник  схем).  -  4-е  издание, 
дополненное. - Специально для системы ГАРАНТ, 2015 г. – С.154 

6. 

Ферран  Ален.  Олимпийский  маркетинг:  пер.  с  англ./Ален  Ферран,  Жан-Лу 

Шаппле и Бенуа Сегэн. – М.:ООО»Издательство «Рид Медиа»,2013. – С.79 

 

ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ НА ЭЛЕКТРОННЫХ ПЛАТФОРМАХ. 

 

Гребнева А.Е. 

Юридический институт Владимирского государственного университета им. А.Г. 

и Н. Г. Столетовых, г. Владимир 

 

Аннотация: В статье анализируется история появления электронных платформ, их 

развитие в РФ, особенности конкуренции на электронных платформах. 

Ключевые слова: конкуренция, электронные платформы, торги. 
В  настоящей  экономической  действительности,  где  все  большее  значение 

приобретают  различные  электронные  ресурсы,  получили  свое  развитие  и  электронные 
торговые платформы. Так что же представляют собой электронные платформы и как они 
конкурируют между собой? 

Под  электронной  торговой  площадкой  следует  понимать  сайт  в  информационно-

телекоммуникационной сети  «Интернет», на  котором проводятся электронные аукционы 
[3]. 

История  формирования  и  развития  электронных  площадок  берет  свое  начало  во 

второй  половинеXXвека  за  рубежом.  Первоначально  появились  первые  электронные 
технологии в банковской области, впоследствии переместившиеся в сферу продаж. Если 
рассматривать развитие электронных платформ в России, то оно наступило в середине 90-
х годов. Именно тогда в сети зародились прообразы современных электронных торговых 
платформ  (далее  –  ЭТП),  которые  подразумевали  под  собой  «доски  объявлений», 
основной  задачей  которых  была  связь  поставщика  и  заказчика.По  мнению  Оболяевой 
Ю.И  –  директора  по  продажам  национального  оператора  электронных  торгов  ЗАО 
«Сбербанк-АСТ»–  уже  в  начале  2000-х  годов  осуществился  качественный  рывок  в 
эволюции  электронной  коммерции,  правда  пока  это  касалось  секции  B2B  («бизнес  для 
бизнеса»  –  термин,  определяющий  вид  информационных  и  экономических 
взаимоотношений;юридические лицатрудятся не на конечного обычного потребителя, а на 
такие же фирмы, т.е. на другой бизнес). С точки зрения Дмитрия Панагина – генерального 
директора  группы  электронных  площадок  OTC.RU  –  в  2005  году  существовало 
неограниченное  количество  платформ,  соответственно  прозрачность  и  конкуренция  в 

460 

 

проведенииторгов  была  на  недостаточно  развитом  уровне.  В  основуреформирования 
процедуры  проведения  торгов  на  ЭТП  в  2009  году  правительством  принято  решение 
отобрать  5  операторов  для  проведения  государственных  и  муниципальных  заказов  в 
рамках 94-ФЗ. В 2013 году на смену 94-ФЗ пришел 44-ФЗ. Это основополагающие этапы 
формирования  и  становления  ЭТП  по  проведению  государственного,  муниципального  и 
коммерческого заказа в России [5]. 

Прежде  всего,  стоит  обратить  внимание  на  то,  что    площадки  делятся  по 

специализации  –  преимущественно  для  государственных  клиентов  и  для  корпоративных 
(коммерческих).  Площадок  для  государственных  закупок  на  данный  момент  шесть 
(отобраны  Минэкономразвития,  введены  распоряжением  Правительства  РФ):  Сбербанк-
АСТ  (sberbank-ast.ru),  Росэлторг  (roseltorg.ru),  РТС-тендер  (rts-tender.ru),  ММВБ  — 
Национальная  электронная  площадка  (etp-micex.ru),  Заказ  РФ  (zakazrf.ru),  Российский 
аукционный  дом  (с  31.12.2016)  [6].  Изначально  данные  платформы  создавались  под 
указанные в ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, 
работ,  услуг  для  обеспечения  государственных  и  муниципальных  нужд»  электронные 
аукционы.  Сейчас  эти  площадки  все  активнее  работают  и  с  корпоративными  клиентами 
[7]. 

К 

коммерческим 

ЭТП 

можно 

отнести 

следующие: 

тендеры ПАО 

Газпром (gazprom.ru/tenders),  ЭТП  Газпром  бурение,  закупки  ПАО  Роснефть  и  дочерних 
обществ (zakupki.rosneft.ru),  закупки  ПАО  Сбербанк (utp.sberbank-ast.ru/SB),  закупки 
ФГУП 

Почта 

России (utp.sberbank-ast.ru/RussianPost), 

официальный 

сайт 

закупок ГоскорпорацииРосатом (zakupki.rosatom.ru), 

торгово-закупочная 

система 

РОСНАНО (b2b-rusnano.ru),  тендеры  ПАО  Транснефть (transneft.ru/tenders/all),  тендеры 
ПАО Лукойл (lukoil.ru/new/tenders), тендеры РЖД (tender.rzd.ru) и многие другие [8]. 

Именно ЭТП и проводящиеся на них торги и аукционы,  допускают использовать 

по  максимуму  механизм  конкуренции  и  состязательности  участников,  добиваться 
наиболее прибыльных результатов, устанавливая  более строгие требования и условия по 
гарантиям  исполнения,  что  и  отвечает  юридической  сущности  торгов  и  аукционов. 
Согласно  действующему  законодательству  любой  договор  может  быть  заключен  на 
торгах, если иное не вытекает из его существа (п. 1 ст. 447 ГК РФ) [1]. 

В  настоящее  время  такой  способ  заключения договора  используют  как  ИП,  так  и 

коммерческие  организации,  получающие  доходы  от  деятельности,  связанной  с 
реализацией торгов, причем как показывает статистика (рис.1.) таких субъектов с каждым 
годом  становится  все  больше.  Они  могут  заниматься  указанной  выше  деятельностью  не 
только  при  удовлетворении  своих  нужд,  но  и  профессионально,  например,  в  качестве 
специализированной организации (ЭТП). 

 

Рисунок 6 – Активность электронных площадок 

Как уже говорилось ранее, с января 2014 года вступил в силу ФЗ от 05.04.2013 № 

44-ФЗ  «О  контрактной  системе  в  сфере  закупок  товаров,  работ,  услуг  для  обеспечения 
государственных  и  муниципальных  нужд»  взамен  ФЗ  от  21.07.2005  №  94-ФЗ  «О 

461 

 

размещении  заказов  на  поставки  товаров,  выполнение  работ,  оказание  услуг  для 
государственных  и  муниципальных  нужд».  Данный  ФЗ  регламентирует  деятельность 
проведения  торгов  и  аукционов  на  ЭТП  в  области  государственных  и  муниципальных 
нужд.  ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами 
юридических  лиц»,  внутреннее  положение  о  закупках  организатора  торгов  регулируют 
именно коммерческие торги, проводимые на базе ЭТП [2]. 

Применение  торгов  и  аукционов  на  ЭТП  позволяет  организатору  наиболее  полно 

использовать  механизм  свободной  конкуренции  и  состязательности участников  за  право 
заключить договор на преимущественных для сторон условиях, а заказчику –реализовать 
закупки  более  продуктивным  по  сравнению  с  традиционным  методом,  получив 
значительную экономию времени и бюджетных средств. Конкуренция позволяет привлечь 
к  участию  в  торгах  и  аукционах  крупнейшие  в  финансовом  отношении  корпорации,  так 
как  если  сумма  контракта  будет  весомой,  то  мелким  в  финансовом  отношении 
организациям будет достаточно трудно принять участие в данных торгах. Это уменьшит 
риск  невыполнения  поставщиком  или  подрядчиком  взятых  на  себя  обязанностей  (рис.2) 
[4]. 

 

Рисунок 7 – Исполнение обязательств по договорам 

ФЗ  №  44также  устанавливает  антидемпинговые  меры,  а  именно:сдерживает 

возможность  манипуляции  ценой  на  стадии  закупок,  предусматривает  возможность 
предквалификационного  отбора,  в  результате  которого  заказчик  допускает  к  торгам  и 
аукционам  наиболее  подготовленные  и  грамотные  фирмы,  имеющие  внушительную 
практику и финансовые возможности[9].  

ФЗ  №  44дополняет  прежние  способы  определения  поставщиковконкурсом  с 

ограниченным  участием,  двухэтапным  конкурсом  и  запросом  предложений.  Открытый 
аукцион  следует  проводитьисключительно  в  электронной  форме  на  ЭТП.  Существенное 
достоинствоэлектронных  аукционов  заключается  в  минимизации  сговора  между 
участниками  торгов,  конфиденциальности  и  анонимности  участников.  Анонимность 
торгов  содействует  уменьшению  коррупции.Исполнение  такого  правила  признается 
важнейшим условием честной конкуренции между участниками торгов. 

На  рисунке  3  приведен  перечень  шести  наиболее  конкурентоспособных  ЭТП  в 

России на 2017 год. 

 

Рисунок 8 – Уровень конкцренции 

462 

 

Таким  образом,  на  основе  вышеизложенного,  можно  сделать  вывод  о  том,  что 

существующий  механизм  реализации  торгов  на  электронных  платформах  как  в  области 
государственных  закупок,  так  и  в  коммерческой  сфере  с  каждым  днем  развивается  и 
совершенствуется  в  силу  модернизации  законодательства.  Система  электронных 
аукционов  ощутимо  способствует  прогрессу  честной  конкуренции  на  ЭТП,  улучшению 
организации  и  качества  размещаемых  заказов,  сокращению  коррупционных 
возможностей. 

Список литературы: 

1. 

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 

51-ФЗ // Российская газета. –  № 238-239. – 1994. 

2. 

Федеральный  закон  от  18.07.2011  №  223-ФЗ  «О  закупках  товаров,  работ, 

услуг отдельными видами юридических лиц» // Российская газета. – № 159. – 2011. 

3. 

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере 

закупок  товаров,  работ,  услуг  для  обеспечения  государственных  и  муниципальных 
нужд»// Российская газета.–№ 80. –2013. 

4. 

Гатаулина  Л.Ф.  Актуальные  вопросы  конкуренции  в  сфере  проведения 

торгов // Вестник ОмЮА. 2014. №1 (22). 

5. 

Электронный  ресурс:  https://itender-online.ru/article/e-tplogiya-e-volyutsiya/ 

Дата обращения: 15.04.2018 

6. 

  Электронный  ресурс:    https://open-torg.ru/perechen-elektronnyh-torgovyh-

ploshhadok/federalnye-elektronnye-torgovye-ploshhadki Дата обращения: 15.04.2018 

7. 

Электронный 

ресурс: 

https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2012/01/31/tehnologichnye_zakupki 

Дата 

обращения: 15.04.2018 

8. 

Электронный 

ресурс: 

https://open-torg.ru/perechen-elektronnyh-torgovyh-

ploshhadok Дата обращения: 15.04.2018 

9. 

Электронный  ресурс:    http://fb.ru/article/264534/chto-takoe-antidempingovaya-

mera-antidempingovyie-meryi-v-zakone-fz-rf Дата обращения: 15.04.2018 

 

 

 

463 

 

СЕКЦИЯ 9. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КООПЕРАЦИИ 

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ И ЕГО ВИДЫ 

 

Авлякулова С.Э.,  Усманова А.А.  

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 

Аннотация. Преобразования, которые происходят в российской экономике, ведут к 

перестройке хозяйственного механизма. В таких условиях все больший интерес вызывает 
кооперация.  Кооперация  -  это  инструмент  осуществления,  формирования  и  соединения 
коллективного интереса. 

Ключевые  слова:  кооператив,  сельскохозяйственная  потребительская  кооперация,  

жилищный кооператив, членство в кооперативе, пайщик. 

Потребительский  кооператив  –  это  свободная  совместная  деятельность  граждан 

добровольно создавших предприятие и коллективное управление им.  

Из  истории  известно,  что  кредитная  кооперация   зародилась  в  Германии.  Первый 

кредитный  кооператив  был  образован  в  1862  г.  в  немецком  городе  Анхаузен  сельским 
старостой  Фридрихом    Вильгельмом  Райффайзеном  (1818-1888).  Считается,  что  главной 
причиной 

возникновения 

кредитных кооперативов стал рост   потребности сельских товаропроизводителей Германи
и в кредитных ресурсах. Около 80 процентов фермеров, 60 процентов ремесленников и 75 
процентов  торговых  посредников  являются  пайщиками  и  клиентами  кредитных 
кооперативов Германии. 

Целью  любого  кооператива  является  удовлетворение  какой-либо  потребности, 

которые  входят  его  субъекты.  Членство  в  кооперативе  происходит  при  помощи  
совокупности паев или взносов.  

Потребительский кооператив граждан может быть направлен не только на один вид 

деятельность, но и на несколько и удовлетворять потребности социального, культурного и 
общественно-экономического характера.  

Демократия кооперации заключается в том, что, не смотря на суммы пая (взноса), 

члены кооперации имеют равные права. 

 Главным управленческим органом является общее собрание пайщиков.  
Одним  из  направлений  кооперации  являются  кредитно  потребительские 

кооперации.  Нормативная  база  для  них  в  России  -  это  Закон  РФ  «О  кредитной 
кооперации».  Кредитным  потребительским  кооперативом  является  союз  граждан  или 
организаций,  созданных  чтобы    оказывать  взаимную  помощь  в  плане  кредитования  и 
финансирования. 

Его  главная  цель  –  это  взаимная  помощь  участников:  не  имеющие  средств  их 

получают, а желающие иметь доход отдают средства под проценты. Другая цель, как и у 
других организаций – это получить прибыль.  

Денежные  средства  чаще  всего  выдаются  под  большой  процент,  не  как  в  банке, 

однако  шансов  получить  кредит    больше.  Для  участников  кооператива  это  возможность 
получить хорошие дивиденды.  

Преобразования, которые происходят в российской экономике, ведут к перестройке 

хозяйственного механизма. В таких условиях все больший интерес вызывает кооперация. 
Кооперация -это инструмент осуществления, формирования и соединения коллективного 
интереса. 

Кредитная  кооперация  благоприятно  влияет  на  укрепление  финансовой 

защищенности  и  получению  устойчивых  доходов.  Многие  вкладчики  больше  доверяют 
банкам,  чем  кооперативам,  так  как  вместо  кооперативной  организации  на  самом  деле 
оказываются мошенники. 

464 

 

Следующее  ведущее  направление  занимает  сельскохозяйственная  кооперация. 

Нормативной основой является положение Закона «О сельскохозяйственной кооперации».  

Сельскохозяйственная  потребительская  кооперация  организуется  гражданами  и 

организациями. Одно из главных условий – это вовлечение в сельскохозяйственное дело и 
другие направления работы организации. Значимое место в истории кооперации, развитии 
и  становлении,  принадлежит  великому  русскому  ученому  Александру  Васильевичу 
Чаянову(1888–1937гг.). Особое  внимание  А.В.  Чаяновым  уделялось  теории  и  практике 
сельскохозяйственной  кооперации.  «Семейно-трудовое  крестьянское  хозяйство  в  его 
взаимоотношениях»  с окружающей экономической средой -  главная цель теоретических 
исследований  великого русского экономиста.  А. В. Чаянов рассматривал такое хозяйство 
как  «натуральное  хозяйство,  вовлекающееся  в  рыночную  среду,  а  целью  являлось 
удовлетворение собственных нужд за счет продажи излишков».  

По  мнению  Чаянова  А.В.,  чтобы  определить  значение  и  сущность    кредитной 

кооперации, необходимо определить, что мешало крестьянскому хозяйству пользоваться 
банковским  кредитом.  А.В.  Чаянов  считал,  что  «основными  помехами  в  этом  деле 
служили два обстоятельства: 

1)  отдаленность крестьянского хозяйства от банков; 
2)  малые  размеры  крестьянского  хозяйства  и  вытекающий  отсюда  малый  размер 

необходимых ему кредитов». 

В 

настоящее 

время 

правовые 

и 

экономические  

основы     создания и деятельности сельскохозяйственных   кредитных союзов      и  их 
объединений определяет Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации». 

 Согласно данного закона, в сельскохозяйственном кредитном кооперативе должен 

быть  создан  фонд  финансовой  взаимопомощи,  являющийся  источником  займов, 
предоставляемых 

членам 

кредитного 

кооператива. Причем 

этот 

фонд 

должен формироваться за  счет  части  собственных  средств  кредитного  кооператива  и 
средств,  привлекаемых  в  кредитный  кооператив  в  форме  займов,  полученных  от  членов 
кооператива,  ассоциированных  членов  кооператива,  кредитов  кредитных  и  иных 
организаций».  

Иными  словами,  сельскохозяйственный  кредитный  кооператив–это  организация 

финансовой  взаимопомощи,  перераспределяющая  денежные  средства  фонда  финансовой 
взаимопомощи кредитного кооператива в виде займов его членам. 

 Основными  источниками  формирования  этого  фонда  определены  собственные 

средства кооператива и займы, полученные от членов того же кооператива. Собственные 
средства  кооператива  –  это  паевой  фонд,  образованный  за  счет  паевых  взносов  членов 
кооператива. То есть «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» [1,с.137].  

Потребительский  кооператив  –  это  некоммерческоеское  предприятие.  Название 

«сельскохозяйственный»  дает  возможность  приглашать  в  кооперативы  производителей 
сельскохозяйственных товаров, а «потребительский» удовлетворять потребности. 

У  сельскохозяйственной  кооперации  очень  много  разновидностей:  предприятия, 

осуществляющие  переработку,  снабжение  или  сбыт  продуктов,  обслуживание  в 
направлении сельского хозяйства, кредитования и других.  

Другое  направление  -  это  жилищно-строительные  кооперативы.  Законодательной 

базой  жилищной  и  строительной  кооперации  является  гражданский  кодекс  РФ  и 
соответствующий раздел в Жилищном кодексе РФ. 

Потребительский  кооператив  жилищный  –  это  объединение  физических  и 

юридических  лиц,  которые  на  добровольной  основе  объединились  для  решения 
жилищных проблем, вопросов благоустройства домов.  

Жилищно-строительный  кооператив  –  это  потребительский  кооператив  и 

некоммерческое предприятие.  

Жилищно-строительный  кооператив  продает  квартиры  согласно  Закону  «Об 

участии в долевом строительстве многоквартирных домов».  

465 

 

Участниками этой организации могут быть разные люди, которые организуют ее и 

заседают  на  первом  собрании.  Потребительский  жилищный  кооператив  обязывает 
участников  объединять  взносы  для  содержания  дома,  а  строительный  –  для  возведения 
этих домов.  

В уставе потребительского строительного кооператива содержится информацию о 

цели,  задачах,  порядке  работы,  вступлении  участников  в  кооператив,  взносах,  взаимной 
ответственности, о составе управляющих органов.  

При  вступлении  в  жилищный  кооператив  нужно  изучить  устав  и  пройти 

консультацию  у  юриста,  а  еще  обратить  внимание  на  сумму  паевых  взносов,  порядок 
выплаты пая, обязанности и права  участников.  

Если пайщик не выполнил обязательства, то есть не внес полную выплату взноса, 

то его исключат из кооператива, и он потеряет квартиру.  

Список литературы 

1.  Яхина  Л.Т.  Потребительская  кооперация  и  ее  роль  в  развитии  рыночной 

экономики /Л. Т. Яхина / Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 31. 
С. 136-140.   

 

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ СТРАН ЗАПАДА В 

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ 

 

Алексеева А.С., Ахметшина Д.А., Хасанова Р.Н. 

 

Научный руководитель – Мулюкова Р.Р., к.э.н., доцент  

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

  

Аннотация:  Статья  посвящена  вопросам  развития  сельскохозяйственных 

кооперативов в странах Западной Европы. Становление и развитие кооперации являются 
важной  составной  частью  проблемы  повышения  устойчивости  экономики  аграрного 
сектора. 

Ключевые 

слова: 

сельскохозяйственный 

кооператив, 

продукция 

агропромышленный комплекс, конкурентные преимуществ,.  

Кооперативное  движение  в  мире  -  это  самое  многочисленное  социально-

экономическое движение современности.  

Кооперация  - это  широкое социальное явление,  оно наглядно демонстрирует  тягу 

человека  к  сотрудничеству,  взаимопомощи  и  равноправию  в  основных  сферах 
общественной жизни [1,с.44 ]. 

Возникнув  в  Европе  в  первой  половине  XIX  века  -  то  был  ответ  мелкотоварных 

производителей и бесправных потребителей на развитие капиталистических отношений, - 
кооперация  с  самого  начала  тяготела  к  социализму  [2,с.19].  Антикапиталистическое 
движение обнаружило в себе необыкновенную устойчивость в самых разных социально-
экономических, общественно-политических и этнических условиях уже ХХ века [6,с.32]. 
Идеи и практика кооперативного движения с успехом использовались и используются для 
смягчения  социальных  противоречий  и  как  эффективное  средство  мобилизации  сил, 
способных  оживить  и  поднять  экономику,  стимулировать  самодеятельность,  эту  основу 
основ всякого гражданского общества [5,с.394]. 

Кооперативное движение имеет свою историю, современные проблемы и нацелено 

далеко в будущее [3,с.333]. 

Кооперативные  формы  деятельности  уже  как  на  протяжении  150  лет  составляют 

неразделимую доля хозяйственной жизни большинства стран. В настоящее время в мире 
действует  почти  1  миллион  кооперативных  организаций,  которые  подразделены  на  120 
видов. Наиболее сильными среди них являются сельскохозяйственные кооперативы. 

466 

 

Сельскохозяйственный  кооператив  –  это  модель  коллективной  домашней  работы 

товаропроизводителей  в  одном  либо  разных,  но  весьма  взаимосвязанных  процессах, 
целью  которых  является  удовлетворение  финансовых  и  социальных  потребностей. 
Данную  форму  очень  трудно  и  невозможно  достигнуть  при  индивидуальной 
деятельности. 

В 

странах,  Европейского  общества  на  фермерские  кооперативы  приводится 

более 50% итогового оборота.  

В 

В  большинстве  Европейских  стран  кооперативы  связывают  свыше  80% 

аграрных товаропроизводителей. 

 В  Англии,  а  также  в  определенных  странах  данный  коэффициент  значительно 

ниже среднего и составляет приблизительно 50%. 

В 

одной из наиболее развитой стране – Дании  - все без исключения крестьяне 

объединяются в кооператив. Они реализуют и производят 93% молочной продукции, 92% 
масла, 65% говядины, 47% удобрения и 48% зерна для прикорма от общего производства 
и реализации продукции. 

Помимо  изготовления,  обработки  и  реализации  продукции  на  внутреннем  и 

внешнем  рынках,  товаропроизводители  предоставляют  фермерам  технику,  удобрения, 
зерна и иные виды услуг. 

Основой сельского хозяйства в стране считается домашнее хозяйство. В настоящее 

время Дания насчитывает приблизительно 69 тыс. ферм, что намного меньше, чем 20 лет 
назад, их существовало около 200тыс. Средний объем землепользования составляет 40га. 

В 

Дании фермы приобретаются лишь только с помощью купли. Для того чтобы 

стать фермером, в Дании имеется одно важное требование. Крестьянин обязан проделать 
5-ти  летний  путь,  обучение  в  школе  фермеров.  В  70-80-ые  года  абсолютно  все  без 
исключения фермеры промышляли животноводством. 

В 

любой  ферме  существовали  буренки,  свиньи,  куры,  а  также  кони.  На 

сегодняшний день нынешний фермер занимается либо только крупнорогатым скотом, или 
свиноводством, либо птицеводством, или растениеводством. 

Перерабатывается  и  продается  кооперативными  сбытовыми  организациями  80  % 

целой сельхозпродукции. Крестьяне, объединяясь в кооперативы, считаются владельцами 
покупочных,  перерабатывающих,  сбытовых  компаний,  учреждений  вещественно-
технологического обеспечения. Любой крестьянин способен вступать как в один, так и в 
несколько кооперативов.  

Подобные организации существуют уже порядка ста лет. 
У  фермеров  имеется  постоянный  рынок  реализации  собственной  продукции,  а  у 

кооперативной компании имеются стабильные поставщики. 

 В результате всего этого решаются проблемы сбыта и маркетинга. 
Работа  аграрных  кооперативов  направляется  следующим  системообразующим 

организациям: 

- Аграрный комитет; 
- Ассоциация датских кооперативов; 
- Ассоциация датских фермерских объединений;  
- Содружество небольших фермеров. 
Это  дает  Дании  постоянно  сохранять  во  всемирном  торге  фавориты  участки  в 

вывозе  аграрного  продукта,  как  например,  бекон  -68%,  консервы  –  16%,  масло  -14%, 
морепродукты -7%. 

Относительно  новейшим  видом  считается  производственное  объединениекоторое 

наиболее развито в Италии, Испании и Франции. Подобные кооперативы подразумевают 
коллективные  имущества  и  технику.  Наиболее  развиты  подобные  взаимоотношения  в 
Германии, к примеру, от соседской взаимопомощи, автомобильных сообществ и кружков 
вплоть до кооперативов по совместному проведению работ, станции проката автомобилей  
[4,c.80] . 

467 

 

Вследствие формирования данной формы в кооперативном владении находится от 

20-35%  специализированной  техники.  Кроме  того,  в  Германии  сформировано  «общество 
аграрных компаний» и «коллективная аграрная организация». 

 Если  в  обществе  аграрных  компаний  объединяется  труд  и  техника,  то  во  втором 

только средства производства и капитал. 

Во  Франции,  Италии,  Испании  формируются  товарищества  от  совместного 

обрабатывания территории.  

В  их  отчасти  либо  целиком  обобществлены  не  только  труд,  но  и  территория, 

животные и сооружения.  

Список литературы 

1.  Аюпова  В.  К.,  Майорова  О.  А.,  Мусташкина  Д.  А.  Обеспечение  финансовой 

устойчивости  сельскохозяйственных  предприятий  в  современных  условиях  развития 
экономики. Журнал «Научное обозрение» № 23, 2017 с.44 

2.Мусташкина  Д.А.,  Хаялеева  Ч.С.  Ханнанов  М.М.  «Финансовая  помощь 

государства в развитии АПК России».// Italian Science Reeview 2015; 1 (22) С.18. РР18-19. 

3. Мусташкина Д.А. Ханнанов М.М. Методы стимулирования и поддержки малых 

форм  хозяйствования  в  агропромышленного  комплекса  Республики  Татарстан.// 
«Italian Science Review» Peer Reviewed, Open Access, Free Online JournalPublished monthly: 
ISSN: 2308-832XIssue 4(13) С.333; April 2014  

 4.  Папцов  А.  П.  Современные  направления  развития  сельскохозяйственной 

кооперации  в  экономически  развитых  странах.  //  Экономика  сельскохозяйственных  и 
перерабатывающих предприятий, 2017. - № 3. С.79 – 82. 

5.  Мулюкова  Р.Р  К  вопросу  о  формировании  социального  капитала  //  Научное 

обозрение.- 2015. -№7 -С. 393-396. 

6.  Ханнанов  М.  М.,  Мусташкина  Д.  А.  Экономический  рост  агропромышленных 

предприятий Республики Татарстан. Журнал «Научное обозрение» № 23, 2017 с.105 
 

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ  

ПРОИЗВОДСТВЕННОМ КООПЕРАТИВЕ 

 

Барышкова Ю.С. 

Казанский кооперативный института (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 
Аннотация.  В  статье  рассмотрены  основные  особенности  налогообложения 

сельскохозяйственных  производственных  кооперативов  на  территории  Российской 
Федерации на сегодняшний день.  

Выявлены  положительные  и  отрицательные  эффекты  от  применения  на  практике 

на такую организационно-правовую форму как сельскохозяйственный производственный 
кооператив.  

Сделаны  выводы  об  налогообложении  сельскохозяйственных  производственных 

кооперативах. 

Ключевые 

слова: 

сельскохозяйственный 

производственный 

кооператив, 

кооператив, налогообложение, Налоговый Кодекс, ОСН, ЕСХН, УСН, ЕНВД. 

Когда  звучит  такой  термин  как  «сельскохозяйственный  производственный 

кооператив»,  то  принято  считать,  что  это  организация,  которая  создана 
сельхозпроизводителями для коллективной деятельности по производству, переработке и 
реализации сельскохозяйственной продукции [4]. 

Налогообложение 

сельскохозяйственных 

производственных 

кооперативов 

регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым 
налогоплательщику  можно  выбрать  между  общей  системой  налогообложения  (ОСН)  и 
системой налогообложения для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН). 

468 

 

Рассмотрим  же  основные  особенности  применения  ОСН  сельскохозяйственными 

производственными кооперативами. 

Налогообложение  по  налогу  на  добавленную  стоимость  регламентируется 

положениями Главы 21 НК РФ.  

Обложение налогами изготавливаемой кооперативами продукции производится по 

ставке  10  %.  Налогообложению  не  подлежат  сбыт  произведенной  продукции  в  счет 
натуральной  оплаты  труда,  для  питания  работников,  которых  привлекли  для 
сельскохозяйственных  работ  тогда,  когда  удельный  вес  прибыли  от  сбыта 
сельскохозяйственной  продукции  в  общей  сумме  доходов  кооператива  составляет  не 
менее 70 %.  

При  производстве  и  сбыте  сельскохозяйственной  продукции,  которая  была 

закуплена  у  физических  лиц,  налоговая  база  находится  как  разница  между  ценой 
реализации продукции[2]. 

Аспекты по обложению налогом на доходы физических лиц содержатся в Главе 23 

НК РФ.  

Так,  налогообложению  не  подлежат  доходы  физических  лиц,  полученные  от 

реализации  кроликов,  нутрий,  скота,  птицы,  диких  птиц  и  животных,  выращенных  в 
личных подсобных хозяйствах; животноводческой, растениеводческой, цветоводческой и 
пчеловодческой продукции в натуральном и в переработанном виде.  

Также не облагаются налогом доходы в виде предоставления питания работникам, 

привлеченных к участию полевых сезонных работ.  

Доходы,  которые  были  получены  сотрудниками  в  качестве  оплаты  труда  от 

организаций  - сельскохозяйственных производителей в виде продукции их собственного 
производства  и  работ,  выполненных  в  интересах  работника,  также  не  подлежат 
налогообложению по НДФЛ.  

Освобождение  представляется  за  каждый  месяц  при  соблюдении  условий,  при 

которых  общая  сумма  необлагаемого  дохода  не  превышает  4300  рублей.  Не  подлежат 
налогообложению  и  общая  сумма  необлагаемого  дохода  в  неденежной  форме,  не 
превышающая  величину  заработной  платы  за  месяц  (не  более  20%)  ,  и  доход  от 
производства  товаров,  не  превысивший  100  миллионов  рублей  за  предыдущий 
календарный год,. 

Особенности  налогообложения  по  единому  социальному  налогу  рассмотрены  в 

Главе  25  НК  РФ.  Для  сельскохозяйственных  производителей,  которые  не  перешли  на 
ЕСХН, действует ставка 20% [2]. 

 Не  учитываются  при  налогообложении  доходы  в  виде  стоимости  полученных 

сельскохозяйственными 

производителями 

мелиоративных 

и 

иных 

объектов 

сельскохозяйственного  назначения  (в  том  числе  внутрихозяйственные  водопроводы, 
газовые  и  электрические  сети),  построенных  за  счет  поступлений  в  бюджеты  разных 
уровней. 

Главой  28  НК  РФ  регламентированы  нормы  налогообложения  по  транспортному 

налогу.  

Объектом  налогообложения  не  являются  такие  машины,  как:  тракторы, 

самоходные  комбайны,  специальные  автомобили,  которые  используются  для 
производства продукции при сельскохозяйственных работах и были зарегистрированы на 
производителей сельскохозяйственной продукции. 

 

Налогообложение по налогу на имущество организаций установлено Главой 30 НК 

РФ.  Земельные  участки  и  другие  объекты  природопользования  (например,  такие  как 
водные объекты) не являются объектом налогообложения 

Налогообложение  по  земельному  налогу  регулируется  Главой  31  НК  РФ. 

Налоговые 

ставки, 

которые 

устанавливают 

нормативные 

правовые 

акты 

представительных  органов  муниципалитетов  не  могут  превышать  0,3  %  в  отношении  к 
земельных  участков,  отнесенных  к  землям  сельскохозяйственного  назначения  или  в 

469 

 

составе  зон  сельскохозяйственного  пользования  в  поселениях  и  которые  используются 
для сельхозпроизводства [1]. 

Сегодня многие сельскохозяйственные производственные кооперативы применяют 

систему  налогообложения  в  виде  единого  сельскохозяйственного  налога  (ЕСХН). 
Налогообложение  регламентируется  Главой  26.1  НК  РФ.  Сельскохозяйственные 
производственные  кооперативы  могут  самостоятельно  перейти  на  уплату  ЕСХН  тогда, 
когда они являются сельскохозяйственными товаропроизводителями.  

Организации, уплачивающие ЕСХН, освобождаются от уплаты налогов на прибыль 

и имущество организаций; ЕСН; НДС.  

На уплату ЕСХН кооператив может перейти при соблюдении тех условий, когда по 

итогам  работ  за  предыдущий  календарный  год  в  совокупном  доходе  от  реализации 
товаров  доля  дохода  от  реализации  произведенной  им  сельскохозяйственной  продукции 
составляет  не  менее  70  %;  если  у  вновь  созданных  в  этом  году  кооперативов  с  начала 
следующего  года  в  общем  объеме  выручки  от  реализации  товаров  по  итогам  отчетного 
периода  доля  дохода  от  реализации  произведенной  сельскохозяйственной  продукции 
составляет не менее 70 %[3, с.130]. 

Если  кооператив  соблюдает  все  требования  НК  РФ,  то  кроме  ОСН  он  может 

применять УСН и ЕНВД (для отдельных видов деятельности). 

Таким  образом,  при  выборе  производственного  кооператива  как  основной  формы 

организации,  можно  получить  заметный  эффект  снижения  налоговой  нагрузки,  а  также 
размера перечисляемых страховых взносов. 

 На  сегодняшний  день  сельскохозяйственная  кооперация  является  перспективным 

и актуальным направлением  объединения и оказывает активное воздействие на развитие 
кооперации в России в целом. 

Список литературы 

1.  Налоговый  кодекс  Российской  Федерации  Федеральный  закон  №117-ФЗ  от 

05.08.2000г., (в ред. от 21.07.2014 № 244-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс 

2.  Постановление  Правительства  РФ  от  16.05.2001  г.  №  383  «Об  утверждении 

перечня  сельскохозяйственной  продукции  и  продуктов  ее  переработки  (за  исключением 
подакцизных 

товаров), 

закупаемых 

у 

физических 

лиц 

(не 

являющихся 

налогоплательщиками)»//СПС КонсультантПлюс 

3.  Яхина  Л.Т.,  Миннигалеева  В.З.    Потребительская  кооперация  и  ее  роль  в 

развитии  рыночной  экономики.  В  сборнике:  Теория  и  практика  интеграционных 
процессов  в  региональном  развитии  сборник  научных  трудов  по  материалам 
Международной  научно-практической  конференции  :  в  2х  т..  Российский  университет 
кооперации,  Смоленский  филиал;  Белорусский  торгово-экономический  университет 
потребительской кооперации. 2016. С. 130-135. 

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ 

 

Валеева Э.Н. 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 

Аннотация:  В  данной  работе  рассматриваются,  структура  и  особенности 

потребительской кооперации и порядок регистрации потребительской кооперации. 

Ключевые слова: потребительская кооперация, пайщики, устав. 
В  настоящее  время  все  потребительские  кооперации  регулируют  свою 

деятельность  в  соответствии  с  действующим  уставом,  в  котором  четко  прописаны  все 
права  и  обязанности  членов  добровольного  объединения.  Нарушить  любое  из 
установленных  в  коллективе  правил,  значит  подвергнуть  себя  риску  быть  исключенным 
из общества пайщиков и лишиться качественной материальной поддержки [4]. 

470 

 

Под  понятием  «потребительская  кооперация»  подразумевается  добровольное 

объединение  граждан,  каждый  участник  которого  является  плательщиком  определенных 
имущественных 

взносов, 

предназначенных 

для 

повышения 

эффективности 

производственной  деятельности  всех  членов  коллектива,  а  также  для  удовлетворения 
материальных потребностей каждого гражданина в отдельности. 

Пайщиками потребительских объединений могут быть как рядовые граждане, так и 

организации.  В  основе  деятельности  любой  потребительской  кооперации  лежит 
постоянная забота об интересах действующих и потенциальных пайщиков. Объединение 
непрерывно  осуществляет  заготовительную,  посредническую  и  иную  деятельность, 
разрешенную  существующим  законодательством.  Кроме  того,  потребительские 
организации ведут активную благотворительную деятельность, устраивают всевозможные 
акции и конкурсы [3]. 

Потребительские 

кооперации 

занимают 

промежуточную 

нишу 

между 

некоммерческими 

организациями 

и 

организациями, 

занимающимися 

предпринимательской деятельностью. Добровольные потребительские общества могут по 
своему усмотрению распределять имеющиеся внутри объединения финансовые средства, 
что  позволяет  им  выстраивать  рабочий  процесс  в  соответствии  со  своими  желаниями  и 
потребностями. 

В 

некоторых 

ситуациях 

потребительские 

общества 

объединяются 

в 

потребительские  союзы.  Процесс  слияния  нескольких  крупных  добровольных 
объединений приносит невероятную выгоду каждому  участнику сообщества и позволяет 
осуществлять  любой  вид  деятельности  с  большей  эффективностью,  что  является 
необходимым условием получения высокой финансовой прибыли [4]. 

Процесс  управления  потребительской  кооперации  строится  по  принципам, 

определенным  общим  государственным  законом  о  кооператорской  деятельности. 
Главным  руководящим  органом  в  данном  объединении  является  общее  собрание 
пайщиков, полномочия которых довольно широки. Так, например, собрание имеет право 
рассматривать 

любые 

вопросы, 

касающиеся 

профессиональной 

деятельности 

потребительской  кооперации  и  формировать  второстепенные  руководящие  составы, 
занимающиеся  решением  тех  проблем,  которыми  не  занимается  вышестоящее 
руководство [1]. 

Еще 

одним 

постоянно 

действующим 

правящим 

органом 

считаются 

наблюдательные  советы,  которые,  несмотря  на  то,  что  их  компетенция  ограничивается 
определенными рамками, могут принимать непосредственное участие в общих собраниях 
и  голосовать  за  принятие  или  отклонение  того  или  иного,  вынесенного  на  обсуждение, 
решения. 

В  качестве  единоличного  исполнительного  органа  в  потребительской  кооперации 

выступает  председатель,  поддержка  которого  обеспечивается  за  счет  создания 
ревизионной  комиссии.  Ревизоры  могут  быть  как  членами  коллектива,  так  и  наемными 
служащими [6]. 

 

 

 

 

 

 

Все  участники  потребительской  кооперации,  вне  зависимости  от  того,  какого 

размера паевой взнос они внесли в казну объединения, имеют право на свою точку зрения 
на  общем  собрании.  Каждый  член  кооперации  может  голосовать  за  то  или  иное 
предложенное  решение  и  претендовать  на  получение  материальной  помощи  для 
удовлетворения  своих  потребностей.  Единственное  условие  –  просьба  о  предоставлении 
помощи  должна  быть  качественно  мотивирована.  Кроме  того,  члены  кооперации  имеют 
право  выходить  из  состава  кооперации  в  любое  удобное  для  них  время  с  сохранением 
права на получение своего пая. 

 

 

 

 

 

 

В  соответствии  с  условиями  и  нормативами,  которые  прописаны  в  уставе 

потребительской  кооперации,  каждый  член  объединения  может  участвовать  в  процессе 
заключения  сделок  купли/продажи/обмена,  а  также  производить  отчуждение  своего  пая 
при выходе из состава коллектива. Пришедший на освободившееся место новый пайщик 

471 

 

получает все те права, которые ранее принадлежали его предшественнику (в том числе и 
право использовать определенную часть имущества кооперации) [1]. 

Потребительская  кооперация  может  принять  решение  разделить  пай  между 

несколькими  лицами  только  в  рамках  действующего  законодательства.  Если  же 
возникшая  ситуация  противоречит  уставу  кооператива,  то  на  распределение  имущества 
накладывается вето.  

Именно поэтому процесс отчуждения пая осуществить практически невозможно.   
Одной из главных обязанностей потребительской кооперации является проведение 

качественных работ по организации паевого фонда, выступающего своего рода гарантом 
того, все требования его потенциальных кредиторов будут выполнены в полном объеме и 
в строго установленные сроки.  

Такой  денежный  фонд  создается  за  счет  регулярных  взносов  участников 

коллектива  и  должен  быть  полностью  оплачен  к  тому  времени,  когда  начнется 
государственная  регистрация  кооперации.  В  отдельных  случаях  размер  фонда 
регулируется  законодательным  собранием,  которое  внимательно  изучает  специфику 
деятельности кооперации и определяет минимальный размер пая.    

Количество  потребительских  коопераций  увеличивается  с  каждым  днем.  Такие 

коллективы  пользуются  большим  уважением  на  российском  рынке  труда  и  способны 
оказывать  существенное  влияние  на  финансово-экономическую  ситуацию  в  стране  [4, 
с.196]. 

Список литературы 

1.  Закон  РФ  от  19.06.1992  N  3085-1  (ред.  от  02.07.2013)  «О  потребительской 

кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».   

2.  Абдукаримов, И.Т.   Анализ  хозяйственной  деятельности  потребительской 

кооперации. Учебник / И.Т.Абдукаримов. - М.: Экономика ,2017.-320 с. 

3.  Бунеева,  Р.  И.  Заготовительная  деятельность  в  потребительской  кооперации. 

Организация и технология / Р.И. Бунеева, Г.Н. Кругляков. - М.: Феникс,2016. - 400 c. 

4. Галимарданова Н.М.  

Налоговый учет расходов, связанных с производством и 

реализацией продукции 

 /  Н.М.  Галимарданова  /  Научно-методический  электронный 

журнал Концепт. 2017. Т. 31. С. 196-200  . 

5.Чаянов,  А.В.  Краткий  курс  кооперации  /А.В.Чаянов.  –  М.:Московский  рабочий, 

2016.-406с.  

6.  Теплов  В.И.  Социально-экономическая  деятельность  потребительской 

кооперации.  -  Белгород:  Издательство  Белгородского  университета  кооперации, 
экономики и права, 2012; стр. 98-110 

 

ПЕРВЫЕ КООПЕРАТИВЫ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 

 

Валеева А. Ф.,   Хапаева А. П. 

 

Научный руководитель – Мусташкина Д.А., к.э.н., доцент  

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 
Аннотация:  В  статье  подробно  рассмотрено  образование  первых  кооперативов  в 

странах  Западной  Европы,  предпосылки  организации  кооперативов,  их  особенности  и 
история развития. 

Ключевые 

слова: 

кооперация, 

кооператив, 

кооперативное 

общество, 

потребительский кооператив, производственный кооператив, кредитный кооператив. 

К  началу  50-х  годов  XIX  в.  образование  производственных,  кредитных  и 

потребительских кооперативов в странах Западной Европы приняло массовый характер и 
развивалось  неравномерно.  В  одних  странах  преобладающей  кооперативной  формой 

472 

 

являлось  потребительское  общество,  в  других  –  кредитное  товарищество,  в  третьих  – 
сельскохозяйственное  товарищество,  в  четвертых  –  производительное  товарищество[ 
1,с.42]. 

Родиной кооперативов считается Англия. Именно там, с окончанием 

промышленного переворота, произошло вытеснение ремесленных изделий более 
качественными,  дешевыми товарами фабричного производства[2,с.43].  

В  связи  с  этим,  появился  многочисленный  рабочий  класс,  который  нуждался  в 

защите  своего  индивидуального  потребления,  следовательно,  в  организации 
потребительских  кооперативов.  В  1827  году  в  Брайтоне  было  создано  первое 
кооперативное общество.  

К  началу  60-х  годов  XIX  века  в  Англии  уже  существовало  около  460 

потребительских кооперативных обществ, которые объединяли более ста тысяч  человек. 
К  началу  XX  века  наблюдается  их  концентрация:  количество  потребительских  обществ 
сокращается, а число пайщиков непрерывно возрастает. 

В 1863

 о

дъем

  году  на  конференции 

ф

ранции 

потребительских

 к

ооперативов

  обществ  было 

деш

евы

м

и 

вынесено решение о 

создании 

товарищ

ество 

общества

 го

ду

 оптовых закупок

 р

ем

есленники

 с центром в городе 

товарищ

ества 

Манчестере

 ч

етверты

х

. Цель его создания –з

получило 

акупка  товаров  потребительскими 

откры

л 

кооперативами

 р

абочих

  оптом.  Поздне

 д

ругой

е  Английское  общество 

четверты

х 

оптовых

 го

ду

  закупок  стало 

товарищ

ество 

заниматься  производством  некоторых 

нием

 

товаров

 л

етний

  и  организовало 

сельскохозяйственную

 св

язи

  ферму.  В  Англии 

годов 

также

 со

ю

за

  имелись  производственные 

кооперативы

 

товарищества 

и  сельскохозяйственные  кооперативы,  но  их 

слои 

число

 к

оторы

е

  было  незначительным

 то

варищ

ества

,  и  поэтому 

существенной 

году 

роли

 б

щ

ее

 они не сыграли. 

Франция 

которы

е 

очень  рано  стала  промышленной 

оптовы

х 

страной

 б

щ

ее

,  но  здесь  промышленность

 р

абочих

  не 

поглотила  земледелие,  как  в 

кооперация 

Англи

 к

редитны

е

и.  Во  Франции  было 

кооперативов 

очень  распространено  мелкое 

второй 

земледелие

 о

бъединяю

щ

ий

,  мелкое  производство

 б

ы

ло

,  а  так  же  большое  количество 

году 

разорившихся

 п

олучив

 

ремесленников.  Это  предопределило 

века 

развитие  во  Франции  классической 

году 

формы

 д

ругой

 

производственных кооперативов

 д

еш

евы

м

и

После  буржуазно-демо

рабочих 

кратической

 ан

гли

  революции  1848 

получило 

года  во  Франции  произошел 

п

году 

одъем

 ф

ранции

 

в  развитии  производственных

 д

еш

евы

м

и

 

кооперативов.  Возникло 

стала 

более

 р

ем

есленники

 

600 

производственных  товариществ,  но  они 

деш

евы

м

и 

просуществовали  не  долго,  поскольку  имели 

герм

анских 

финансовые

 к

ооперативны

е

  трудности.  С  1876

 в

торой

  года  начинается 

откры

л 

новый

 о

дъем

  этап  в  развитии 

этом

 

кооперативного 

движения во Франции. 

городе 

Получив

 н

екоторое

 развитие такие

 и

звозчиков

 виды производственных 

представители 

товариществ

 д

ругой

, как: 

товарищество  типографов, 

незначительны

м

 

маляров,  рабочих  по  изготовлению 

поскольку 

точных

 о

бъединяю

щ

ий

  инструментов, 

жестянщиков

 сл

ои

, извозчиков и другие. 

ф

ранции 

Кроме

 и

звозчиков

  производственных  товариществ, 

герм

анских 

развиваются  потребительские  общества  и 

стала 

кредитные

 б

ольш

ое

  товарищества.  В  1880

 азд

еление

  году  возникло  22 

кредитны

е 

потребительских

 гер

м

ания

  общества.  Тем  не 

менее, 

поздне 

потребительские  кооперативы  во  Франции 

поскольку 

развивались

 го

ду

  слабо.  Во-первых

 п

олучило

,  во 

Франции  существовал 

товарищ

ество 

многочисленный

 к

оличество

  и  сильный  класс 

некоторы

х 

мелких  товариществ,  и  их 

представители 

связи 

противостоя

 п

олучив

ли  кооперативному  движению

 д

еш

евы

м

и

.  Во-вторых,  разделение 

одъем

 

кооперативного

 о

рганизации

 движения во Франции 

этом

 

вызывали политические раздоры. В 

кооперативы

 

1890

 р

ем

есленники

 году оно 

разделилось

 д

ругой

  на  два  враждующих  лагеря:  с 

некоторы

х 

одной

 со

здан

  стороны  –социалистические 

года 

кооперативы,  с  другой  нейтральные  или 

сущ

ествовало 

буржуазные

 ч

етверты

х

.  В-третьих,  вместо

 д

ругих

  сосредоточения 

кооперативов там 

общ

ества 

наблюдалось

 н

ием

 их распыление[3,с 180]. Во второй 

озникло 

половине XIX века во 

Франции 

объединяли 

были

 ч

етверты

х

  развиты  сельскохозяйственные

 ч

етверты

х

  кооперативы:  сельскохозяйственные 

создания 

потребительские

 н

еобходим

  общества,  товарищества  по 

м

елкое 

производству  и  сбыту,  кооперативные 

второй 

винодельни

 о

дъем

, кооперативы для приготовления

 н

еобходим

 консервов, производств   и тому подобного.  

герм

анских 

Германия  в  середине  XIX  века  по 

кооперативов 

уровню

 к

ратической

  промышленного

 д

ругой

  развития  напоминала 

году 

Францию

 го

да

.  В  экономике  преобладало 

бы

ло 

мелкое  ремесленное  производство  и 

году 

сельское

 тр

етьих

 

хозяйство.  Крупная

 го

ду

  фабричная  промышленность 

которы

й 

была

 тр

етьих

  развита  незначительно. 

городе 

Среди 

городского  населения 

стала 

большую

 н

ием

  часть  составляли

 то

варищ

ество

  ремесленники  и  торговцы, 

герм

ан 

которые

 м

елкое

 

нуждались  в  кредитах  и 

второй 

сырье    По  этой  причине 

создания 

стали

 гер

м

ания

  создаваться  кредитные

 к

редитны

е

 

товарищества и закупочные 

рабочих 

кооперативы

 б

ы

ли

473 

 

С 1844 года в 

сущ

ествовало 

Германии возникают союзы 

общ

ества 

потребителей

 о

бъединяли

. Они ставили перед

 п

олучив

 собой 

цель 

зарож

дения 

предоставить

 го

роде

 возможность мелким 

бщ

ее 

производителям делать сбережения. В 

райф

ф

айзен 

1869

 су

щ

ествовало

 году 

32 потребительских

 к

оторы

е

 кооператива образовали 

года 

Центральное

 го

ду

 агентство для оптовых 

другой 

закупок. 

Однако через 

сущ

ествовало 

некоторое

 л

етний

 время оно прекратило

 н

апом

инала

 свое существование 

райф

ф

айзен 

из-за

 к

ооперативны

е

 убытков. 

Общее 

четверты

х 

положение  потребительской 

бы

ли 

кооперации

 зар

ож

дения

  оставалось  благоприятным

 д

ругих

  для 

зарождения  кооперативного 

создания 

оптового

 о

бъединяю

щ

ий

  склада.  В  1894 

пока 

году  в  городе  Гамбурге 

райф

ф

айзен 

было

 б

щ

ее

 

организовано  кооперативное

 н

ием

  общество  оптовых 

получив 

закупок

 св

язи

  и  Союза  саксонских 

откры

л 

кооперативов. Многие потребительские общества решили выйти из Всеобщего союза и в 
1903  году  в  городе  Дрездене  образовали  Центральный  союз  немецких  потребительских 
обществ. Он объединил 1183общества. 

В  1850  году  в  прусской  деревне  Делич  Герман  Шульце  создал  «ссудную 

ассоциацию». Движение Шульца-Делича получило достаточно широкое распространение. 
Уже в 1859 году в двух германских провинциях насчитывалось 183 кооператива, которые 
объединяли  более  18  тыс.  пайщиков.  К  1913  году  в  этом  движении  насчитывалось  3599 
кооперативов. В 1849 г. Райффайзен организовал первый кооператив, а в 1864 г., открыл 
«Хеддесдорфское  общество  благосостояния».  В  1876  им  был  создан  Рейнский  банк 
сельского  кредита,  выполняющий  функции  центробанка,  объединяющий  деятельность 
разрозненных кооперативов в национальное Движение.  

Более 150-ти летний опыт кооперации стран Западной Европы показал и доказал, 

что  кооперация  –  значительный  и  необходимый  элемент  рыночных  отношений. 
Кооперация  возникает  тогда,  когда  в  сферу  рынка  начинают  втягиваться  широкие  слои 
населения,  когда  у  большей  его  части  возникает  необходимость  в  объединении  своих 
усилий  для  укрепления  своей  хозяйственной  деятельности,  как  производителей,  так  и 
потребителей.  Кооперативы  в  разных  государствах  возникли  в  разное  время  и  в  разных 
социально-экономических условиях, но везде имели одинаковые результаты и порождали 
одинаковые надежды на лучшее будущее. 

Список литературы 

1.  Мусташкина Д.А., Шипшова В.В. Развитие  кредитной кооперации   в  России. 

Сборник  научных  трудов.  Международной  конференции  молодых  ученых,  аспирантов, 
студентов  и  учащихся.-  Кооперация  и  предпринимательство:  состояние,  проблемы  и 
перспективы:  сборник  научных  трудов  международной  конференции  молодых  ученых, 
аспирантов,  студентов  и  учащихся  –  Казань:  Изд-во  «Печать-сервис  XXI  век»,  2017.  – 
с.41-43  

2. 

Мусташкина 

Д.А., 

Задворнова 

М.Н. 

Финансовая 

устойчивость 

агропромышленных комплексов. Сборник научных трудов. Международной конференции 
молодых 

ученых, 

аспирантов, 

студентов 

и 

учащихся.- 

Кооперация 

и 

предпринимательство:  состояние,  проблемы  и  перспективы:  сборник  научных  трудов 
международной  конференции  молодых  ученых,  аспирантов,  студентов  и  учащихся  – 
Казань: Изд-во «Печать-сервис XXI век», 2017. – с.43-44 

3.Мусташкина Д.А., Аюпова В.К. Значимость развития кредитных кооперативов в 

финансировании сельскохозяйственного производства в России.Научное обозрение. 2016. 
№ 24. С. 179-181. 

4. https://ru.wikipedia.org/ –  Интернет-энциклопедия «Википедия»  

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В 

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВАХ 

 

Гарифуллина Э.А. 

 

Научный руководитель – Сокольская Е.И. преподаватель ФСПО  

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

474 

 

 
Аннотация:  В  статье  рассматриваются  особенности  и  порядок  формирования 

учетной политики в целях получения достоверной информации о деятельности СПоК. 

 

Ключевые слова  сельскохозяйственная кооперация, бухгалтерский учет, учетная 

политика. 

Развитие аграрного сектора экономики в России связано также с  возрождением и 

устойчивым развитием сельскохозяйственных кооперативов.    

Сельскохозяйственный 

потребительский 

кооператив 

в 

отличие 

от 

производственного  кооператива  имеет  ряд,  существенных  особенностей.  Основная 
особенность в том, что они относятся к некоммерческим организациям. Во-вторых, более 
50% объёма выполняемых работ и оказываемых услуг, должно осуществляться для членов 
этого кооператива. 

В  практической  деятельности  можно  наблюдать  создание  кооперативов 

многофункционального  назначения,  занимающихся  снабжением  сбытом  переработкой  и 
т.п. 

Такое  многообразие  деятельности  требует  особого  подхода  к  организации 

бухгалтерского учета и разработке учетной политики как в целях бухгалтерского, так и в 
целях налогового учета.  

Как  и  все  юридические  лица  на  территории  РФ  потребительские  общества 

осуществляют ведение бухгалтерского учета, руководствуясь нормами законодательства. 

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» устанавливает, за рядом исключений, 

что  некоммерческие  организации,  могут  использовать  упрощенные  способы  ведения 
бухгалтерского учета, и формировать бухгалтерскую отчетность в упрощенном виде.  

Потребительские  кооперативы,  как  правило,  осуществляют  одновременно  с 

некоммерческой  деятельностью  предпринимательскую  деятельность,  получая  прибыль. 
Поэтому  организация  бухгалтерского  учета  должна  строиться  по  двум  направлениям 
основная некоммерческая деятельность и предпринимательская деятельность. 

В  момент  создания  потребительского  кооператива,  наряду  с  документами,  

устанавливающими  деятельность  кооператива  как  юридического  лица  необходимо 
сформировать учетную политику. В соответствии с законодательством учетная политика 
должна быть сформирована в течении 90 дней с момента государственной регистрации.  

Учетная  политика кооператива  должна  отражать  определенные  правила  методики 

ведения  бухгалтерского  учета  и  обеспечить  формирование  полной  и  достоверной 
информации по всем направлениям деятельности. 

Разрабатывая  и  утверждая  учетную  политику,  кооператив  ориентируется  на  

особенности  своей  деятельности  и  руководствуется  действующим  законодательством  в 
сфере  бухгалтерского  и  налогового  учета.  Учетная  политика  потребительского 
кооператива  должна  содержать  информацию  о  применяемых  формах  первичных 
документов  и  регистров  учета,  устанавливать  перечень  форм  внутренней  отчетности, 
определять  способы  оценки  имущества  и  обязательств.  Кроме  того,  в  составе  учетной 
политики  должны  быть  утверждены  рабочий  план  счетов,  графики  документооборота  и 
инвентаризации. 

В  случае  возможности  многовариантного  способа  ведения  учета  и  оценки 

имущества  и  обязательств,  потребительский  кооператив  должен  установить  один  из 
предлагаемых законодательством возможных способов ведения учета. 

В  организации  должна  соблюдаться  преемственность  учетной  политики,  то  есть 

выбранный способ  учета применяется из года в год, если законодательством не внесены 
изменения  в  этой  части  учета.  Но,  несмотря  на  отсутствие  изменений  в  нормативных 
актах потребительский кооператив обязан ежегодно пересматривать и заново утверждать 
учетную политику.  

Формируя  учетную  политику  потребительского  кооператива,  следует  особое 

внимание  уделить  вопросам  принятия  к  учету  и  отражения  на  бухгалтерских  счетах 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  27  28  29  30   ..